Познавательное

Тесты для дошкольников – Тесты для определения уровня развития детей дошкольного возраста

Содержание

Диагностика для дошкольников: тестирование

Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.

Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста

Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пятишестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «…по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».

Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов

8-9 баллов

– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек

6-7 баллов

– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек

4-5 баллов

– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек

2-3 балла

– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек

0-1 балл

– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Р
ис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь На решение данной задачи отводится 10 сек Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение

Оценка результатов

– ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака

7-9 баллов

– ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек

4-6 баллов

– ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек

2-3 балла

– ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек

0-1 балл

– ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в»

Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий

Рис 2 Картинки к методике «Узнай, кто это».

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14

Р
ис 3 Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»

– ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов

– ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов

– ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов

– ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла

– ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл

– за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Ц
ель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Рис 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов

«

– ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек

8-9 баллов

– ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов

– ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов

– ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла

– время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл

– ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

Р
ис 5 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трех до четырех лет

Рис 7 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово “начинай”, ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово “стоп”. В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово “начинай”. После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово “конец”. На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов

П
ри обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

– показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов

– показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла

6-7 баллов

– показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов

– показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла

– показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл

– показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так

– все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

8-9 баллов

– все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Рис. 7 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом

1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания

2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродук тивного, но устойчивого внимания

3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания

4 Кривая, изображенная с помощью линии –––– Является графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания

5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепро дуктивного и крайне неустойчивого внимания

– все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов

– все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4

3 балла

– все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Выводы об уровне развития

баллов

— продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8-9 баллов

– продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов

– продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла

– продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл

– продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 8 и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Р
ебенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

– показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов

– показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов

– показатель 5″ располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

Рис 8 Лист к методике «Проставь значки»

– показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла

– показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов – средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов

– ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6-7 баллов

– ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов

– ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла

– ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов – средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

Рис 9 Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»

Рис 10 Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»

infourok.ru

Тесты для детей дошкольного возраста


Тесты для детей дошкольного возраста необходимо выполнять при помощи игровых методик, ведь в этом возрасте не все малыши умеют читать и писать, поэтому письменные тесты не всегда подходят.

Приводим Вашему вниманию несколько методик тестирования детей дошкольного возраста, которые позволяют выявить уровень развития у ребенка отдельных навыков и умений.


1. Методика «Расскажи по картинке»

Благодаря этой методике, рассчитанной для тестирования детей от 3 до 5 лет, можно определить уровень активного словарного запаса. Взрослый показывает ребенку серию картинок, на которых изображены различные жизненные ситуации, и просит рассказать о том, что на них изображено. Если ребенок за 3 минуты описывает словами рисунок, активно пользуясь речью, это говорит о высоком уровне развития. Внимание нужно уделить тем детям, которые часто отвлекаются, не могут понять, что нарисовано, и за 7 минут не могут составить связного рассказа по картинке.

2. Методика «Вырежи фигуры»

Наглядно-действенное мышление можно продиагностировать при помощи данной методики. Взрослый предлагает ребенку шесть квадратов, в которых изображены различные геометрические фигуры, и предлагает вырезать их. Оценивается быстрота, аккуратность и точность при работе. Высокий уровень развития навыка определяется 10 баллами, которыми оценивается работа, выполненная за 3 минуты.

3. Методика «Раздели на группы»

Данная методика оценивает образно-логическое мышление ребенка. Ему предлагается картинка  с изображением большого количества геометрических фигур разных цветов и размеров. Заданием является разделить фигуры на несколько групп и объяснить, почему ребенок сделал такой выбор. Методика рассчитана на детей 4-5 лет. Если ребенок за 3 минуты смог составить группы, при этом объяснив критерии выбора, это свидетельствует о высоком уровне развития логики и образного мышления.

4. Методика «Цепочка действий»

Диагностировать уровень самоконтроля и произвольного запоминания позволит данная методика. Медленно и четко взрослый предлагает ребенку выполнить ряд действий. Например, подойти к столу, взять книжку, посмотреть и прокомментировать рисунки, положить книгу и подойти снова к взрослому. Комментарии и подсказки не допускаются. Инструкция произносится до начала выполнения задания. Если ребенок смог исправить ошибки сам, то эта ошибка не учитывается. Отсутствие ошибок свидетельствует о готовности ребенка к системе в процессе обучения.

5. Методика «Нахождение недостающих деталей»

Целью данной методики является выявление уровня восприятия ребенка. Взрослый предлагает семь картинок, на каждой из которых не хватает детали. Задачей является как можно быстрее определить, какой детали не хватает, и назвать ее. Если ребенок справился с заданием за 25 секунд и менее, то это свидетельствует о высоком уровне развития восприятия. Затраченное на выполнение задания время более 45 секунд является сигналом, что у ребенка восприятие недостаточно развито.

myunikum.ru

Тесты для детей 5, 6, 7 лет: полезные материалы для обучения

6-7 лет — ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе.

Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов.

Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.

Тесты помогут определиться и родителям «зимних» деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.

Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  4. Фамилию, имя, отчество родителей.
  5. Профессии мамы и папы.
  6. Определять время по часам.
  7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  8. Погодные явления.
  9. Основные цвета.
  10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.
  14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  19. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
  22. Знать понятия «больше, меньше, поровну».

Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:

Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
  • Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: «тарелка, кастрюля, щетка, ложка»?
  • Может ли точно скопировать простой узор?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

Тесты для детей 5, 6, 7 лет

Тест «Несуществующее животное»

Увлечение ребенка рисованием можно использовать в «корыстных» целях. Проведите известный всем психологический рисуночный тест «Несуществующее животное».

Дайте ребенку простой карандаш, лист бумаги размером А4 и задание — нарисовать удивительное живое существо, которого еще никто никогда не встречал. Кстати, попробуйте нарисовать свое животное, и вы узнаете много интересного о себе.

РАСШИФРОВКА ТЕСТА. После того как ребенок представит вам свой шедевр, обсудите образ животного: как его зовут (несуществующее имя), какой у него характер, повадки, где оно живет, чем питается, особенности строения.

Также уточните, есть ли у этого зверя семья и друзья, какого он пола, что любит больше всего на свете, а чего ужасно боится. Ребенок на подсознательном уровне рисует себя, свои отношения с людьми, страхи и проблемы.

Идентификация ребенка с рисунком поможет вам узнать о его душевном состоянии, самооценке, темпераменте и адаптации к социуму.

Расположение рисунка на листе. Об адекватной самооценке говорит расположение рисунка в центральной части листа. Чем выше расположено изображение, тем больше у ребенка запросов и, возможно, недовольства окружением — неосознанная претензия «я стою большего».

Ему важно, чтобы его признали, заметили, похвалили. Соответственно, чем ниже расположен рисунок на листе, тем ниже уровень самооценки. Неуверенность в себе, страх перед негативным опытом заставляют такого ребенка сидеть тише воды, ниже травы.

Если рисунок сдвинут вправо, это говорит об излишнем контроле своих действий. Правая сторона указывает также на то, что «художник» является экстравертом, ему интересны люди и отношения. Правый верхний угол указывает на явные или скрытые лидерские качества, склонность к конфликтам.

Сдвиг рисунка влево отражает замкнутость, застенчивость, концентрацию на своих внутренних переживаниях, то есть характер интроверта.

Линии. Слабые, штриховые линии говорят не только о неуверенности и сомнении, но и чувствительности, быстрой утомляемости ребенка. Возможно, что такому малышу не хватает жизненной энергии. Нужно пересмотреть его режим дня, питания, увеличить или наоборот уменьшить физические нагрузки.

Жирные, заштрихованные, несколько раз обведенные линии указывают на внутреннее напряжение, агрессию, высокую степень тревожности. Психологи рекомендуют обращать внимание на детали рисунка, которые выделяются своей четкой прорисовкой.

Они указывают, где спрятана причина проблемы. Если же ваш ребенок занимается художественным творчеством в студии, возможно, он всего лишь пользуется определенной техникой, и это не имеет прямого отношения к его внутреннему состоянию.

На этот момент следует обратить внимание.

Имя животного. Название животного несет важную информацию, это ключ к раскрытию и пониманию характера ребенка. Названия животных можно разделить на такие категории:

  •  Длинные названия, в которых сливаются сразу несколько слов или словосочетаний («злопастный и зубастый Брандашмыг»). Это свидетельствует о неуемной детской фантазии, которая является способом самозащиты и ухода от мира.
  • Повторяющиеся элементы в словах («мур-мур», «бум-бум») говорят о страхе брать на себя ответственность.
  •  Ироничные названия отражают ироничное отношение к действительности («шушапничек», «шуршало», «бу- бяш»),
  •  Рациональные названия, новые словообразования, которые получаются путем урезания и присоединения смысловых частей («крокозябл», «поющая рыба»).
  • Научные, книжные названия («зайцезабр», «топтыгиус») подчеркивают желание продемонстрировать свой ум, знания.
  •  Звуки, не несущие смысла («ш-ш-ш», «го») говорят о поверхностном отношении к миру.

Голова. Нужно учитывать то, что вместо головы мог быть нарисованы другие элементы, которые условно все- таки считаются таковой. Голова — одна из самых важных деталей рисунка. Ее размер отражает отношение ребенка, точнее его оценку своих умственных способностей и интеллекта других людей.

Если голова нарисована в анфас, это говорит о высокой степени эгоцентризма (он присущ практически всем детям), спонтанности действий. Если голова повернута вправо, «художнику» свойственны такие черты, как решительность, упорство, смелость.

Если голова повернута влево, это свидетельствует о неуверенности, склонности к фантазированию, уходу от реальности.

Глаза. Крупные, четко прорисованные глаза расскажут о детских страхах. Не зря говорят: «У страха глаза велики». Ресницы на глазах обычно рисуют те «художники», которые хотят приукрасить себя, произвести впечатление на окружающих.

Рот. Большой открытый рот (без губ) говорит о настороженности и страхах. Зубы являются выражением агрессии. Наличие языка указывает на потребность ребенка в общении, возможно, его излишнюю болтливость. Если рот отсутствует или нарисован в виде маленькой черточки (точки), это может свидетельствовать о запрете на выражение своих эмоций, их подавленность.

Уши. Эта деталь говорит о том, насколько ребенок мнителен по отношению к чужому мнению, как он переносит критику. Чем больше уши, тем большее влияние на него имеет чужая оценка. Отсутствие ушей может указывать на «глухоту» как закрытость, форму самозащиты.

Детали. Если фигуру животного дополняют какие-то детали (крылья, перья, панцирь, чешуя), необходимо уточнить у ребенка, зачем ему нужны эти элементы. Если для того, чтобы осуществлять какие-то действия (летать, защищаться, переносить тяжести, спасаться от холода и т. п.), значит, ребенок способен реализовывать свои замыслы. Если эти атрибуты нужны для красоты, значит, и в жизни «художник» стремится себя украсить, то есть хочет быть хорошим в глазах других людей. Рога, колючки символизируют агрессию, а грива, шерсть, кудряшки — чувствительность.

Фигура. Мягкие, обтекаемые, круглые очертания фигуры говорят о миролюбивом характере ребенка. Если фигура угловатая, если на ней есть различные выступы, колючки, шипы, это говорит о том, что ребенок склонен к самозащите. Причем, важно отследить, куда направлены выступы. Если они смотрят вверх, ребенка подавляют взрослые (родители, родственники, воспитатели). Если выступы направлены вниз, ребенка волнует то, как его воспринимают сверстники. Если выступы направлены в стороны, возможно, ребенок все время находится в состоянии «боевой готовности» и намерен отразить любые нападения извне.

Лапы. Это существенная деталь рисунка, которая говорит о степени рациональности, «заземленности» ребенка. Если лапы мощные, крупные, хорошо стоят, у ребенка рациональный, здравый подход к жизни, он уверен в своих силах.

Если лапы тонкие, маленькие, повисают в воздухе, это знак того, что «художнику» не хватает практической хватки, он мечтатель, парящий в облаках. Обратите внимание на то, как соединяются лапы с туловищем. Если соединение четкое, это говорит о внутреннем контроле, ответственности.

Если соединение небрежное, ребенок склонен к необдуманным действиям.

Хвост. Эта деталь символизирует самооценку человека. Если хвост направлен вправо, ребенок склонен к решительным действиям, ему важно, получить опыт, что-то делать, выполнять, чем-то увлекаться, Если хвост смотрит влево, ребенок больше склонен к размышлениям, умозаключениям без действия.

Если хвост направлен вверх, это говорит об адекватной самооценке: «художник» реально оценивает свои мысли и поведение, он всегда активен, полон идей, знает способы их воплощения. Опущенный вниз хвост говорит сам за себя. Достаточно взглянуть на собаку, поджавшую хвост, чтобы прочитать ее внутреннее состояние.

Существо с опущенным хвостом всегда о чем-то беспокоится, чем-то недовольно, склонно к рефлексии и все время сомневается.

Самое известное несуществующее животное

«Винни-Пух и Пятачок преследуют Слонопотама буквально по пятам, роют на него ловушки, но нигде ни разу не говорится, кто он такой. Птица? Рыба? Еж с хвостом ужа? Неизвестно. Возможно, он похож на плюшевого медведя, которому на голову надели горшок. Но это, опять же, домыслы…»

Тест. В гостях у сказки

Тестирование детей старшего дошкольного возраста всегда содержит элемент игровой формы, никак иначе. Ребенок «шестым чувством» понимает, когда из него делают «подопытного кролика», и так просто не сдается. Предложите ему поиграть в новую игру. Он будет развлекаться, а вы займетесь изучением его внутреннего мира.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТА

Тест «Сказка» составлен известным детским психологом Луизой Дюсс. Правила его проведения просты и доступны каждому родителю.

  • Вы рассказываете короткие сказки, которые заканчиваются вопросом. В каждой сказке есть персонаж, с которым ребенок себя идентифицирует. О Всегда выбирайте подходящий момент: когда ребенок здоров, не перевозбужден, не угнетен какими-то переживаниями.
  • Не спешите рассказывать одну сказку за другой. Если малыш испытывает дискомфорт во время рассказывания, замыкается, теряет интерес — отложите проведение теста.
  • Расшифровка теста не должна вас пугать или шокировать, не спешите приписывать ребенку несуществующие патологии.

СКАЗКА «ПТЕНЕЦ». «На дереве птички свили себе гнездо. Живут там папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, гнездо опрокинулось и упало на землю. Папа взлетел и сел на ветку, мама взлетела и села на другую ветку. А что делать птенцу?»

Предполагаемые ответы (норма):

  • «Птенец тоже взлетит и сядет на ветку».
  • «Сядет на ветку к маме, потому что будет напуган».
  • «Сядет на ветку к папе, потому что папа сильный».
  • «Птенец не умеет летать, он останется на земле и подождет, когда его заберут папа с мамой».
  • Ответы, которые требуют обратить на себя внимание:
  • «Птенец умрет от голода и холода».
  • «Его никто не заберет, потому что забудут о нем».
  • «Он так и останется сидеть на земле, потому что не умеет летать».
  • «Его кто-нибудь съест или на него наступят».
  • Эта сказка помогает выявить степень зависимости ребенка от родителей (или от одного из родителей).

СКАЗКА «НОВОСТЬ». «Один мальчик (девочка) как- то вернулся после прогулки домой, а мама ему и говорит: «Я жду тебя с нетерпением. Хочу сообщить тебе одну новость!» Какую новость хочет рассказать мама?

Предполагаемые ответы (норма):

  • «Приедут гости».
  • «Кто-то родился».
  • «Мама услышала новость по телевизору».

Ответы, которые требуют обратить на себя внимание:

  • «Мама будет меня ругать за то, что я не сказал, куда пошел».
  • «Кто-то умер».
  • «Я напроказничал, а мама меня рассекретила».
  • «Мама хочет мне что-то запретить».

Эта сказка помогает определить уровень тревожности ребенка, его страхи, скрытые желания.

СКАЗКА «ЯГНЕНОК». «Жила-была мама-овечка. У нее было два ягненка. Один — старший, который пил молоко и уже умел самостоятельно щипать травку. А другой — крохотный, которому мама давала только молоко. Однажды мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется щипать одну только травку, потому что молока на двоих ягнят не хватит.» Что делать ягненку?

Предполагаемые ответы (норма):

«Сначала не согласится, но потом все-таки будет питаться одной травой».

«Согласится, ему станет жалко братца, которому не хватает молока».

Ответы, которые требуют обратить на себя внимание:

«Прогонит младшего брата».

«Сделает, как велела мама, но будет все время сердиться на нее и на брата».

«Найдет ягненку другую маму».

Эта сказка поможет вам узнать, есть ли ревность старшего ребенка к младшему, как он пережил период отлучения от груди.

СКАЗКА «ПОХОРОНЫ». «Однажды по улице шла похоронная процессия, и все спрашивали друг у друга: «Кто умер?» Один человек указал на дом и сказал: «Здесь умер человек». Кто же умер?

Эта сказка помогает выявить у ребенка отношение к смерти. Если он называет мальчика или девочку, папу или маму, братика или сестричку, он боится умереть или потерять близких. Если тема смерти сильно пугает ребенка, отложите пока этот тест.

СКАЗКА «ОТЪЕЗД». «Жила-была одна большая семья: папа и мама, братики и сестрички, тети и дяди, бабушки и дедушки. И вот однажды вся семья отправилась на вокзал, чтобы проводить в далекое-далекое путешествие одного из своих родственников. Кого они провожали?»

Ответ, отклоняющийся от нормы, будет заключаться в том, что ребенок «отправит в путешествие» того человека из близкого окружения, к кому он испытывает неприятие, страх, скрытую или явную агрессию.

Источник: http://svetik126.mypage.ru/testi_dlya_detey_5_6_7_let_1.html

Тест: «Уровень развития ребенка 5 лет»

1. Задайте вопрос: «Какое сейчас время года?»

Ставим « + », если ребенок ответил правильно.

2. Задайте вопрос: «Какое время суток изображено на картинках?»

Ставим « + », если ребенок назвал правильно время суток на всех трех картинках.

3. Выберите и задайте один из вопросов, или придумайте свой с простейшей причинно- следственной связью. 

Почему птицы летают?

Почему в автобусе нужно держаться за поручни?

Почему мама моет посуду?

Ставим « + », если ребенок ответил правильно на вопрос.

4. Дайте ребенку задание: «Найди вокруг нас предметы круглой и квадратной формы».

Ставим « + », если ребенок назвал правильно 2 предмета.

5. Задайте вопрос: «Сколько здесь предметов?» (должно быть более 10 предметов).

Ставим « + », если ребенок сосчитал верно, и без подсказки.

6. Задайте вопрос: « Какого цвета шарики?»

Ставим « + », если ребенок назвал правильно все 3 цвета.

7. Задайте вопрос: « Зачем нужны эти предметы?»

Ставим « + », если ребенок определил правильно предназначение 2 предметов.

Результат:

У вас все « + » – развитие ребенка соответствует возрасту.

Если есть один « — » – протестируйте ребенка по тесту для 4-х лет. Если нет « — » — развитие ребенка соответствует возрасту. Если есть хоть один « — » – вам стоит показать малыша детскому психологу.

Если два и более « — » — ваш ребенок развивается несколько иначе, нежели его сверстники. Проконсультируйтесь с детским психологом, он поможет выбрать определенный подход в обучении вашего ребенка.

  • Вопросы № 1 и № 2 – проверяют общую осведомленность ребенка.
  • Вопрос № 3 – проверяет способность понимать, происходящее вокруг.
  • Вопрос № 4 – отвечает за проверку концентрации внимания вашего малыша.
  • Вопрос № 5 – проверяет уровень математического мышления.
  • Вопрос № 6 – отвечает за проверку индуктивного мышления.
  • Вопрос № 7 – проверяет уровень восприятия ребенка.

источник:bebiklad.ru

Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет

Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

Книга «Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет» поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать. Мы надеемся, что занятия помогут вашим детям адаптироваться в школе, добиться успехов в учебе.

От авторов:

Итак, перед вами книга тестов на интеллектуальное развитие ребенка дошкольника. Он уже многое освоил, приобрел новые навыки. Но процесс интеллектуального развития не может прерываться, он как постоянный энергетический заряд, воздействующий на внутренней мир ребенка. И с каждой ступенью роста поднимается и планка требований к нему.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

  1. Внимание — выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
  2. Память — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  3. Мышление — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  4. Математика — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
  5. Развитие речи — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, членить простые предложения на слова; делить слова на слоги.
  6. Развитие мелкой моторики — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  7. Ознакомление с окружающим — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

Не забывайте, что ваши занятия с ребенком должны проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Если малыш, в данный момент не настроен заниматься, отложите занятия до более удобного момента.

Занимаясь по книжке, вы можете составить представление о том, какой объем знаний, умений и навыков должен иметь ребенок 6-7 лет. Книжка поможет вам определить, какие способности малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать.

Мы надеемся, что книга «Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет» доставит взрослым и детям немало драгоценных минут полезного и интересного общения.

Источник: http://5psy.ru/testi/testi-na-gotovnost-k-shkole-rebenka-6-7-let.html

__________________________________________

65-school.ru

Психологические тесты для дошкольников

Психологические тесты для дошкольников

Предложите ребенку пройти простые тесты. Для него это будет новым видом игры. А пока он будет «играть», вы займетесь исследовательской работой и расшифровкой внутреннего мира своего малыша. Какой он, этот мир? Что радует ребенка? Что огорчает? Есть ли у него страхи и неуверенность? Любит ли он фантазировать? Не испытывает ли он одиночества в семье?

Тест «моя семья»

У детей свои представления о семье, своя теория о «ячейке общества». Хотите узнать, что ваш ребенок думает о взаимоотношениях с ближайшими родственниками? Дайте ему альбомный лист, цветные карандаши, достаточно времени и попросите: «Нарисуй нашу семью».

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

◈ Желательно, чтобы вас не было рядом, когда малыш выполняет задание. Он должен быть свободен и раскрепощен, у него не должно быть установок: нарисовать как можно лучше, чтобы понравилось.

◈ Пусть это будет развлечение для малыша, а для вас — материал для исследования.

◈ Если у ребенка плохое настроение, он был свидетелем семейного конфликта накануне, отложите тест для более подходящего момента.

◈ Если ребенок задает вопросы типа: «А как рисовать?», «А что рисовать?» или «С чего начать?», это говорит о том, что, по сути, он не знает, что же это такое — «семья». Это камушек в ваш огород. Нужно выяснять и устранять причины такого неведения. Конечно, это работа для всей семьи.

◈ Обязательно обсудите готовый рисунок с малышом, даже если вам «все и так понятно». Важно проговорить вслух, уточнить некоторые моменты, малыш вам поможет в этом и охотно поделится своими размышлениями. Задавайте вопросы: «А кто это? А рядом кто? А сколько у него пальцев на руках?»

РАСШИФРОВКА ТЕСТА

1. Все ли на месте? Прежде чем приступить к толкованию теста, вы должны знать, что ничего лишнего и случайного в детском рисунке не бывает. Все важно, все несет свой смысл и имеет эмоциональную окраску (нажим карандаша и цвет в том числе). Если ребенок не включил в рисунок кого-то из членов семьи, он не просто «забыл». Он вытесняет этого человека на уровне подсознания. Насколько это глубоко и каковы причины? Возможно, эти отношения можно скорректировать самостоятельно, а, возможно, понадобится помощь специалиста. Если ребенок забыл изобразить себя на рисунке, на это указывают, как минимум, две причины: «я никому здесь не нужен» или «мне и без этой компании неплохо живется».

2. Размер изображения. Здесь работает простой закон: чем больше нарисованный персонаж, тем значимее он для ребенка. Если братик или сестричка получились великанами, а мама с папой — лилипутами, признайте, что родители для малыша в данный момент играют второстепенную роль.

3. Чужаки среди своих. Случается, что дети дорисовывают вымышленных персонажей или даже технику. В их представлении они являются полноправными членами семьи. Это могут быть приятели, соседи, животные (реальные и несуществующие), сказочные персонажи, машины. Наличие подобных персонажей говорит о том, что ребенку не хватает общения, понимания, эмоциональной близости в семье, и он ищет это вне дома.

4. Выше-ниже. Обратите внимание, как расположены персонажи на рисунке. Чем выше изображение, тем больше власти. Соответственно, чем ниже на листе образ, тем меньше у него прав и полномочий. У вас есть возможность узнать, кто же правит балом в вашей семье (если вы еще об этом не знаете ©).

5.  Расстояние между персонажами. Это важная деталь в детском рисунке, которая указывает на психологическую дистанцию между ребенком и разными членами семьи. Близкое расположение персонажей друг к другу или их прикосновения говорят о взаимопонимании между родственниками.

6. Какой я? Если малыш рисует себя маленьким, в углу рисунка, это говорит о его низкой самооценке. Если же он нарисовал себя гигантом, занимающим большую часть пространства, у него хорошее мнение о себе, любимом. В принципе, у детей дошкольного возраста самооценка нередко завышена: они ведь «принцы и принцессы». Со временем, когда детский эгоцентризм растворится, этот налет «избранности» у большинства детей сотрется.

7. Домашние животные. Если ваш ребенок нарисовал вашего четвероногого члена семьи рядом с собой, не обижайтесь: это самый родной «человек» и самый близкий друг. Ведь он ничего не требует, не заставляет мыть руки перед обедом, складывать игрушки, не ругает за грязные штаны и т. д. Ему ничего не надо, он просто машет хвостом от радости и дарит свою животную, но такую бескорыстную любовь. Слишком большая эмоциональная привязанность к домашним животным может говорить о том, что ребенок не получает достаточно внимания со стороны людей.

8. Кнопка тревоги. Тот персонаж, который нарисован с большим нажимом, обведен несколько раз, заштрихован, вызывает у «художника» наибольшую тревогу. Тревожность может спровоцировать кто угодно в семье. Нередко взрослые (особенно старшего поколения) неосознанно устанавливают свои программы и табу, а для ребенка они могут нести негативную информацию и страх. Тревожность также может выражаться несмелыми движениями карандаша, слабыми линиями и штрихами.

9. Голова и глаза. Самый большеголовый член вашего семейства — самый умный. Особое внимание обратите на зеркало души человека — глаза. В психологии эта часть лица отражает наше эмоциональное состояние, это источник слез, печалей или радости. Если глаза огромны, — это крик о помогци, высокая тревожность, необходимость в ласке и поддержке. Если же они наоборот маленькие (в виде точек или щелочек), здесь можно прочитать запрет на выражение эмоций, сдержанность, страх проявить себя, слабость, неуверенность, подавленность.

10. Уши. Огромные уши говорят о желании прислушиваться к чужому мнению. Тот, у кого самые большие уши, самый покладистый и покорный. Для него важно «общественное мнение», критика окружающих, похвала или порицание. Если ребенок нарисовал себя с большими ушами, это может отражать качества аудиала: он воспринимает мир с помощью слуха, и это является его ведущим информационным каналом. Кроме того, большие уши могут говорить о настороженности, тревожности: малыш, как радар, все время улавливает подозрительные сведения о себе и мире.

11. Рот. Обратите внимание на размер рта. Если он большой, открыт, заштрихован, — это источник крика, обид, неудовлетворенности, агрессии, причем выраженной. По большому счету, это даже хорошо: лучше выражать и выплескивать свои чувства, чем копить и сдерживать их. Если рот нарисован в виде маленькой черточки, точки или вообще отсутствует, значит, у персонажа есть табу на выражение своих эмоций, в первую очередь, негативных. Такой человек боится высказывать собственное мнение, полагается на волю других, ему лучше выполнить приказ, чем взять инициативу в свои руки. Наличие зубов говорит о том, что персонаж защищается путем нападения.

12. Шея. Эта часть тела является связующим звеном между разумом и чувствами. В японской духовной традиции, например, есть понятие «кокоро» — место, где встречаются ум и сердце, их гармоничное слияние. Возможно, шея и является этим местом. Если она нарисована, значит, у персонажа есть здравый смысл, рациональный ум, воля над чувствами. Отсутствие шеи — знак бесконтрольных эмоциональных проявлений.

13. Руки. Это наши проводники в мире отношений, свершений, целей, устремлений. Ими мы «прощупываем» наши возможности, с их помощью мы реализуем наши способности и таланты. Обратите внимание на наличие и количество пальцев на руках. Если они есть, это говорит об уверенности в своих силах, возможности максимально проявлять себя в мире. Пальцы левой руки отражают связи в кругу семьи, пальцы правой — за ее пределами. Большие руки говорят о широте взглядов, смелости и могуществе.

14. Ноги. Это наша опора, уверенность, сила, твердость. Крепкие ноги с большими стопами говорят о том, что персонаж хорошо заземлен и чувствует мощную поддержку своего рода. Тонкие, повисшие в воздухе ноги указывают на оторванность от мира, страх перед неизвестностью, неуверенность в себе. Кроме того, ноги символизируют открытие новых просторов, возможность передвижения в жизни, перемены и трансформации в психическом пространстве человека.

Рекомендации психологов

Глаза человека, если в них смотреть по-настоящему, а не вскользь, несут много информации. Заглядывайте как можно чаще в глаза вашему ребенку. Делайте это не с целью — «а ну-ка скажи правду», — ас любовью. Когда вы беседуете с малышом, присядьте, опуститесь на его уровень. Это поможет вам установить отношения типа «ребенок-ребенок», а не «родитель-ребенок». Чем чаще ваш «внутренний ребенок» будет выходить на связь с вашим малышом, тем больше у вас будет шансов понять природу детского сознания и принять ее такой, какая она есть.

Грустный факт

Результаты многочисленных тестирований психологов говорят о том, что современные дети все чаще ленятся изобретать, мыслить творчески, фантазировать и мечтать. Если попросить ребенка нарисовать что-нибудь просто так, он, чаще всего, изображает примитивные вещи: точки, палочки, кружочки. Этому есть объяснение. Дети сильно ориентированы на оценивание со стороны взрослых, на результат и похвалу, а не на процесс ради удовольствия.

infourok.ru

Тесты на развитие памяти, внимания, кругозора для дошкольников

Тесты на развитие памяти, внимания, кругозора для дошкольников.
Проверяем знания дошкольника. Тесты, помогающие определить готовность ребенка к поступлению в школу

Кругозор

  1. Назови имена и отчества твоих родителей.
  2. Как называется страна, в которой ты живешь?
  3. В какое время года люди встречают Новый год?
  4. Сколько лет твоей маме?
  5. Сколько тебе лет? Сколько лет тебе будет через год?
  6. Есть ли у тебя брат (сестра)? Кто из вас младше?
  7. Какие времена года ты знаешь?
  8. Отгадай загадку: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весна)
  9. О каких временах суток говориться в загадке? То черное полотно, то белое полотно – закрывают окно (День и ночь).
  10. В какое время суток люди просыпаются и идут на работу.
  11. Правильно ли утверждение – в неделе 7 дней?
  12. Как называются дни недели? Назови их по порядку
  13. В какое время года яблони отдыхают?
  14. Когда с яблонь опадают листья?
  15. У какого дерева листья крупнее – у березы или у каштана?
  16. В каких фруктах много воды?
  17. Какого цвета баклажан?
  18. Стрекоза – насекомое. Каких насекомых ты еще знаешь?
  19. Есть ли на земле места, где очень холодно?
  20. Правильно ли утверждение – «В пустыне растут большие сады»?
  21. Каких птиц ты видишь только летом?
  22. Какая из птиц предупреждает людей о дожде – синица или ласточка?

Зрительная память

  1. Подберите несложный цветной сюжетный рисунок из детской книги (на рисунке должны быть не более 10 предметов, например: ребенок на берегу моря собирает в ведро ракушки, в море лодка, дельфин, птичка и воздушный змей в небе, облако и солнце). Предложите ребенку рассмотреть рисунок в течении 30 секунд, после этого закройте рисунок, и после этого предложите ребенку назвать все, что он видел.
  2. Подберите рисунки пяти деревьев разной высоты и предложите пронумеровать их от самого низкого до самого высокого.
  3. Подберите рисунок, где контуры 9-ти предметов частично наложены друг на друга.

Слуховая память

  1. Предложите ребенка послушать группы слов, а затем повторить их:

– дорога, качели, вода, облако, ножницы, дерево, карандаш, шапка, велосипед;

– белый, смелый, красивый, низкий, умный, широкий, деревянный;

– бежать, летать, думать, ползти, сидеть, мечтать, варить.

  1. Предложите ребенку прослушать предложения, а затем повторить их:

– Осенью птицы улетают на юг.

– Моя бабушка печет вкусные пироги с яблоками.

– В зоопарке мы видели слона, жирафа и белого медведя.

– Сначала я сделаю уроки, а потом пойду гулять с друзьями.

Внимание

  1. Подберите 2 картинки на нахождение отличай (не более 7). Предложите ребенку сравнить рисунки и найти отличая.
  1. Подберите картинку-раскраску леса с животными. Предложите ребенку найти спрятавшихся животных и раскрасить.
  2. Подберите по 2 рисунка одинаковых предметов и один без пары. Перемешайте все рисунки и предложите ребенку найти рисунок предмета без пары.

Мышление

  1. Подберите рисунки: шапка и шарфик, ваза и цветок, кисточка и краски, попугай и жердочка, мышка и сыр, замок и ключ, иголка и нитка, помидор. Рисунки перемешайте и предложите ребенку найти предмет без пары.
  2. Подберите рисунки: травка, елочка, кактус, листик; мед, конфета, сахар, торт; снеговик, мороженное, сосульки, снежинки. Попросите ребенка назвать признак, который объединяет предметы в каждой группе.
  3. Подберите пары рисунков: стрекоза и птичка, дерево и пень, береза и пальма, кактус и еж. Предложите ребенку сравнивать пары предметов и определить, чем они отличаются.
  4. Подготовьте лист бумаги, который разделен на 9 клеточек. Подберите рисунки овощей и фруктов (морковь, груша, банан). Разложите рисунки так:

– морковь, груша, банан.

– банан, морковь, пустая клеточка.

-пустая клеточка, банан, морковь.

Спросите ребенка, какие рисунки должны быть в пустых клеточках.

Речевое развитие

  1. Подберите 4 рисунка предметов или сами предметы – ключ от замка, ремень из кожи, коробка из картона, шапка из меха. Предложите ребенку изменить слово по образцу: компот из яблок – яблочный компот.
  2. Подберите различные рисунки, покажите их ребенку и предложите назвать предметы ласково.
  3. Подберите рисунки – еж, солнце, улитка, листик, дерево, снеговик, стрекоза, мухомор, жук, птичка. Предложите ребенку разделить их на две группы – те, которые отвечают на вопрос – КТО, и те, которые отвечают на вопрос – ЧТО?
  4. Подберите сюжетную картинку и предложите ребенку рассказать, что на ней нарисовано.

Элементарные математические навыки

  1. Чтобы проверить, как ребенок считает от 1 до 10, и с 10 до 1, предложите ему посчитать, сколько каких предметов на картинке. Для этого подберите картинки, на которых есть разное количество пяти видов предметов: 10 бабочек, 5 звездочек, 4 грибочка, 8 желудей, 7 яблок.
  2. Чтобы проверить, умеет ли ребенок составлять числа, предложите ребенку дорисовать нужное количество предметов до 7 или до 10, то есть любое число, знание которого вы хотите проверить.
  3. Подберите рисунок, например, 5 бабочек или 7 цветочков, разложите их группами на большом листе бумаги. Попросите ребенка определить, чего больше и поставить нужный знак. Предложите ребенку убрать или дорисовать бабочки или цветочки так, чтоб их стало поровну.
  4. Предложите ребенку рассмотреть рисунки из геометрических фигур. Попросите называть количество квадратов, треугольников, овалов, кругов, прямоугольников.
  5. Расставьте несколько игрушек, например, матрешка по центру, справа от матрешки пирамидка, слева мишка, а сзади матрешки неваляшка. Попросите ребенка рассказать, где какая игрушка, указывая правильное расположение этой игрушки относительно матрешки.

Звуковой анализ

  1. Подберите картинки, например, олень, школа, учитель, пенал. Предложите ребенку их рассмотреть и сказать, название каких предметов начинаются с гласного звука.
  2. Причитайте ребенку слова: танк, тигр, парта, танцы, петрушка, бант, портфель. Спросите: в каких звуках «Т» слышится в середине.
  3. Подберите рисунки так, чтобы названия предметов, изображенных на них, состояли из одного, двух, трех слогов. Предложите ребенку определить количество слогов в словах-названиях предметов, «прошагав» их. Пусть малыш произносит каждое слово по слогам и на каждом слоге делает шаг вперед.
  4. Подберите рисунки-раскраски и предложите ребенку раскрасить предметы, в названиях которых есть звук «к» или «н».
Читайте также:

Метки: дошкольный возраст, тест для детей

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

 

sarapulmama.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *