Познавательное

Таблица звуки речи 2 класс – Звуки и буквы – таблица произношения и правописания (2 класс, русский язык)

Методическая копилка: Звуки и буквы

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем. Договоримся: звуки будем обозначать так — [а], [б], [в] (в квадратных скобках).

Звуки [а], [o], [у], [ы], [э], [и] произносятся с голосом. При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствия во рту. Это гласные звуки


Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласными. Согласных букв 21: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, й

Гласный звук обязательно есть в каждом слоге. Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слова, в которых один слог, называются

односложными, слова, в которых два слога, — двусложными, слова, в которых три слога, — трехсложными 
Буквы е, ё, ю, я обозначают йотированные гласные. Они состоят из двух звуков: согласного [й’] (йот) и гласных звуков [э], [о], [у], [а].

Гласных звуков 6: [а], [у], [ы], [о], [э], [и]. Гласных букв 10:
а, у, ы, о,
э,
и, е, ё,
ю, я  

[й’] согласный звук, поэтому слога не образует

 Для переноса слова делятся на две части. Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку

В каждом слове один гласный звук произносится сильнее других. Это ударный гласный звук. Остальные гласные звуки в слове безударные. Ударные гласные обозначаются на письме специальным знаком (´).


Смысл слова может зависеть от ударения

В словах с буквой ё знак ударения не ставится. В односложных словах знак ударения не ставится

Произношение ударного гласного звука не расходится с его обозначением на письме. Обозначение безударных гласных на письме может расходиться с их произношением. Безударные гласные обозначаются на письме по правилам

Безударные гласные проверяются ударением. Слова, которые называют один предмет, принято называть словами в единственном числе: стол, коза, лампа, зерно. Слова, которые называют много одинаковых предметов, принято называть словами во множественном числе: столы, козы, лампы, зёрна. Написание слов с безударным гласным звуком можно проверить тем же словом в другом числе:

сл..ны — слон — слоны;

с..ва — с

о́вы — сова;
н..га — но́ги — нога;
п..ля — по́ле — поля

Согласный [д] произносится звонко, с голосом. Это звонкий согласный звук.
Согласный [т] произносится глухо, без голоса. Это глухой согласный звук.
Звонкие согласные произносятся звонко, с голосом.
Глухие согласные произносятся глухо, без голоса

[б] — [п],
[в] — [ф],
[г] — [к],
[д] — [т],
[ж] — [ш],
[з] — [с] — это парные согласные.
Звуки каждой пары похожи: при их произношении воздух встречает одинаковое препятствие во рту. Звуки каждой пары различаются: один звук произносится звонко, с голосом, другой — глухо, без голоса.

[й’], [л], [м], [н], [р], [x], [ц], [ч’], [щ’] — это непарные согласные

Перед гласными парные согласные пишутся так же, как произносятся

Звонкий согласный [б] произносится в конце слова как глухой звук [п]. Написание парных согласных [б] и [п] в конце слов надо проверять. Все парные согласные в конце слов произносятся глухо. В конце слов произношение и обозначение парных согласных могут не совпадать. Обозначение на письме всех парных согласных в конце слов надо проверять. Для проверки написания парных согласных в конце слов нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный. Слова в единственном числе можно проверить теми же словами во множественном числе:

са.. — сады — сад,
лу.. — луга — луг

Согласные звуки могут быть в словах и твердыми, и мягкими. Мягкость согласного звука может обозначаться на письме мягким знаком (ь)

Перед звуком [и] согласные произносятся мягко. Мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком

(ь) или гласными е, ё, ю, я    

Согласные звуки [ж], [ш], [ц] всегда твердые. Сочетания жи, ши пишутся с буквой и

Согласные звуки [ч’], [щ’] всегда мягкие. Сочетания ча, ща пишутся с буквой а. Сочетания чу, щу пишутся с буквой у  

В сочетаниях чк, чн, щн мягкий знак не пишется 


Итоговое тестирование  «ЗВУКИ И БУКВЫ», «УДАРЕНИЕ»,
«ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ И ДЛЯ ПЕРЕНОСА»

      Проверяемые знания, представления, умения:
      представление о различии звука и буквы;
      умение выделять ударные звуки в слове;
      умение различать деление слова на слоги и для переноса.
      1. Прочитайте слова. Определите, сколько звуков и букв в каждом слове.
      Коньки, портфель, мальчик, морковь, учитель, пальто, тетрадь.
      Выберите правильный ответ:
      а) букв больше, чем звуков;
      б) сколько звуков, столько и букв;
      в) букв меньше, чем звуков.
      • Правильно выбранный ответ — 1 балл.
      2. Прочитайте слова. Поставьте в них ударение.
      Магазин, портфель, арбуз, Москва.
      • Правильный ответ —
4 балла.

       Если ко времени проведения теста учащиеся будут знакомы с данными словарными словами, можно усложнить задание, пропустив в словах гласные буквы.
      3. Прочитайте слова. Если можно, запишите их с делением для переноса.
      Уроки, молния, лошадь, Оля, озеро, зайцы, пень, деревья, муравейник.
      • Правильный ответ — 9 баллов.
      4*. Прочитайте слова. Отметьте знаком (+) слова, в которых произносится [ф].
      Шкаф, волк, стол, фонарь, лев, класс, морковь, покров (снежный).
      • Каждое правильно выбранное слово — 1 балл. Если слово морковь не называется — 1 балл. Всего — 6 баллов.
 

kopilka13.blogspot.com

Русский язык.Классификация звуков. 2 класс

Луговая Ирина Владимировна

учитель начальных классов

МОУ «Школа № 112 города Донецка»

[email protected]

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ

Аннотация. Биодекватный урок разработан в соответствии с требованиями общеобразовательной программы по русскому языку. На уроке используется создание творческой атмосферы, дети получают новые знания способом создания образона.

Ключевые слова: звук, гласный, согласный, ударный гласный звук, безударный гласный звук, парный согласный звук, непарный согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, фонетика.

Тема: Гласные и согласные звуки. Фонетический разбор.

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

образовательные– дать максимум понятий о гласных звуках и буквах; научить анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ; активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников

развивающие– развивать фонематический слух; формировать и уточнять артикуляцию звуков; формирование умений звукобуквенного анализа слов; дифференцировать понятия

« гласный- согласный»; развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение; умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее

воспитательные- воспитывать интерес к русскому языку; порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;

Ход урока

I.Гармонизация пространства

-Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сколько у нас милых девочек! Девочки похлопайте. Сколько у нас красивых мальчиков! Мальчики потопайте!

Все мы разные. У всех свой цвет глаз, цвет волос, свой характер. Объединяет нас то, что мы люди, но либо мальчик либо девочка… И живем мы все вместе в замечательной Донецкой Народной Республике.

Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из колючек, ракушек

И зеленых лягушек,

Вот из этого сделаны мальчики.

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных,

Из сластей всевозможных,

Вот из этого сделаны девочки.

II . Сообщение темы и целей урока

-Давайте представим сказочную страну Фонетику. Там тоже живут Мальчики и Девочки. Только «зовут» их по –другому. Согласные звуки ( мальчики) и гласные( девочки).

Мы не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы- не буквы, мы- звуки речи.

– Догадались, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Правильно, о звуках речи.

III. Работа по теме урока

  1. Чистописание

-Открываем свои тетрадки и готовим наши пальчики к письму.

Пальчиковая гимнастика « Ох и трудно мне вести пальчик по дорожке…»

Ох и трудно мне вести пальчик по дорожке

Так и хочется ему спрятаться в ладошке!

Я ему грожу, грожу!

Я его стыжу, стыжу!

Пальчик постыдился,

Взял и научился!

-Девочки прописывают буквы Е,О,И.

-Мальчики- М, Л, Ч, К.

  1. Словарно-орфографическая работа

– Посмотрите внимательно на буквы, которые Вы прописали. Из каких слов, которые уже сегодня звучали, выпали эти буквы? Правильно! (Девочки и мальчики)

Для словарной работы берем эти слова и прописываем. Не забываем выделять ударением гласный в сильной позиции и точкой гласный в слабой позиции (орфограммы).

  1. Изучение нового материала в оптимальном функциональном состоянии

а) Формирование образа-символа

-А начнем мы с девочек, т.е. гласных звуков.

-Девочки все красивые, милые.


-Но почему-то кто-то носит бантик, а кто-то нет.

-Вот так и гласные – либо попадают в слове под ударение ( надевают бантик) , либо нет!

Ударный гласный звук

Безударный гласный звук

– Переходим к мальчикам ( согласным звукам)

(глухие согласные звуки).

У мальчика может быть братик (парный согласный звук),

а может и не быть братика (непарный согласный звук)

1) Сенсорно-моторный этап

-Давайте сейчас немного отдохнем и пофантазируем. Представьте, что мы попали в Чудесную страну Фонетику. Нас встретили жители этой страны- звуки. Девочек ( гласных звуков) 6, а мальчиков (согласных звуков) – 21. Мы идем к красивому озеру. Присаживаемся на песчаный берег. Нам надо представиться, назвать свое имя. мы попробуем начертить на песке свое имя, но при помощи «смайликов».

2)Символьный этап

Начертите палочкой свое имя при помощи смайликов.

Оля –

Игорь-

б) Повтор информации

Давайте вернемся из Чудесной страны Фонетики и повторим.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные могут быть в сильной позиции ( ударными) и в слабой позиции (безударными).

Согласные могут быть мягкими и твердыми, звонкими и глухими, парными и непарными.

  1. Физминутка

Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука!

Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад.)

А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем!

Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)

IV.Закрепление знаний

3)Логический этап

-Давайте вспомним в какой сказочной стране мы побывали?

-Кого встретили?

– Как выглядело Ваше имя на песчаном берегу озера?

1. Беседа, составление образа

4) Лингвистический этап

а) А теперь немножко потренируемся в применении наших знаний.

– На доске написаны буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б.

Раздели эти буквы на 2 группы .

– По какому признаку Вы разделили буквы?(гласные и согласные).Назовите буквы каждого ряда. Дополните каждый ряд своими примерами по две буквы.

Подбери слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки.

2. Фронтальная работа

-На доске записано стихотворение, давайте его прочитаем. Выберите один понравившийся куплет и запомните. Нас ждет письмо по памяти.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовет…

Звук получается гласный.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

В. Берестов

5) Моторно-кинестетический этап

Самостоятельная работа

-Разбейте слова на слоги и в каждом слове поставьте ударение. Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, сверяя с написанным на доске.

V.Двигательное закрепление материала

-Если на уроке Вам понравилось, улыбнитесь мне. Ваш ответ изобразите «живыми звуками». Прошу выйти мальчиков и девочек и изобразить свой ответ.

6.Архивирование информации

-Какие знания сегодня на уроке вспомнили? Что узнали нового? Какие звуки бывают. В чем разница? Как можно охарактеризовать гласный ? Согласный?

VI.Итог урока

VII.Домашнее задание

7) Творческий этап

-Нарисуйте Чудесную страну Фонетику с ее жителями.

8)Этап воплощения

infourok.ru

Звуки и буквы. Русский язык. 2 класс. Разработка урока

УМК «Русский язык. 2 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Цели:

  • уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ
  • систематизировать имеющиеся у детей знания о звуках и буквах;
  • учить определять звуки, находить и различать их;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу,
  • развивать орфографическую зоркость;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями;

Задачи урока:

  • Образовательная: закрепить умение определять звуки и буквы.
  • Развивающая: развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности; развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащегося.
  • Воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка ; культуры общения, чувства взаимовыручки; воспитывать прилежание, активность; воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.

Технологии:

  • проблемно-ориентированного обучения;
  • информационно-коммуникативные;
  • технология сотрудничества.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, метод проблемного обучения, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение.

Средства обучения:

  • Презентация  Power Point “Части речи”.
  • Компьютер, проектор.
  • Музыкальное сопровождение к физкультминутке.
  • Карточки для индивидуальной работы, листы с текстами для работы учащихся.
  • Толковый словарь
  • Цветные карандаши.
  • Учебник русского языка (Т.Г.Рамзаева) 2 класс, I часть.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.

Выходим из дома– и опять нас окружают звуки. Но вот за спиной голос прохожего: «Вы не знаете, который час?». Вы посмотрели и ответили. Каким образом из потока уличных звуков ( шуршания шин, скрип снега, шум дождя) вы уловите те, которые передали вам информацию? Чем отличаются звуки речи от других звуков?

В языке все имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают: произнесите звуки [о], [д], [м]– никто ничего не поймет. Но если вы произнесете те же звуки в другом порядке, сразу станет ясно, о чем идет речь ( дом).

С незапамятных времен на протяжении многих тысячелетий звуки речи, складывались в определенном порядке, становились словами, которые имели значение и смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Если заменишь один– меняется смысл целого слова: кот– ток, сила– лиса, аист– лист и т.д.

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовалось от греческого слова phone, сто значит «звук». Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков. Вот и вспомните все, что мы говорили о звуках в первом классе.

II. Чистописание

– Сегодня на уроке мы будем работать над буквами п и т.

– На что похожи печатные буквы п и т?

– Вот что себе представляют авторы веселых стихов.

Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
(А. Шибаев).

На хоккее, на футболе
Буква П– ворота в поле.
(В. Степанов).

Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
(Е. Тарлаплан).

При написании этих букв следует обратить внимание на параллельность одинаково направленных штрихов, равное расстояние между ними.

– Спишите с доски:

пт пт пт

– Спишите следующие буквосочетания:

Пт пе ти ть

– Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте быстро скороговорку, Спишите.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа, тупа, тупа .

III. Словарно-орфографическая работа

– Отгадайте загадку:

За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лисица)

– Что вы знаете об этом животном? (Лисица– хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.)

Учащиеся записывают словарное слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную.

Учащиеся придумывают предложение с новым словарным словом .Учитель выслушивает предложение учеников, отмечает самые удачные. Одно предложение по мнению учителя ученики с комментированием записывают в тетрадь.

– Поставьте в словах предложения ударение.

IV. Работа по теме урока

1. Картинный диктант

Учитель показывает картинку, ученики записывают существительное в тетрадь.

Лес, птица, ручей, капуста, ежик, орех, юла.

– Подчеркните гласные буквы. Какие буквы они обозначают? Почему они так называются? ( Гласные не встречают на пути ни каких преград.)

– Какие слова нельзя разделить для переноса? Почему?

– В каких словах звуков больше, чем букв.

– Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?

2. Запись под диктовку

Лева, юра и Сима играли. У Левы мяч. У Юры шар. У Симы кукла.

 – Подчеркните в предложениях буквы, которые обозначают согласные звуки.

– Какие звуки называются со гласными? (Если при произношении звука воздуху приходится преодолевать преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос

То это согласные звуки.)

3. Игра « Подбери словечко»

– Подбери согласные так, чтобы получились новые слова.

..ом, …ом, …ом, пру…, пру…, лу…, лу… .

– Подбери гласные так, чтобы получились разные слова.

Д..м, д…м, д..м, с..к, с..к, ст..л, ст..л, р..ка, р..ка, в..л, в..л.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Учащиеся самостоятельно выполняют упр.9,10.

Во избежание ошибок в упр.9 необходимо вспомнить с учащимися орфограмму « Заглавная буква в именах собственных». Проверку упражнения можно закончить стихотворением «Звуки речи» (отрывок).

Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достигнет,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос чувствует, голос зовет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

– Подберите слова, которые начинаются с гласной буквы.      

Некоторые слова после проговаривания учащиеся записывают. Гласные буквы подчеркивают.

– Подберите слова, которые начинаются с согласной буквы.

Учащиеся записывают с проговариванием несколько слов.

– Подберите слова, которые нужно написать две гласные буквы.

– Сколько слогов в этих словах? Почему?

VII. Звуковой анализ слова

– Отгадайте загадки. В отгадках назовите по порядку каждый звук. Определите гласный он или согласный. Отгадки запишите,

У кого усатая
Морда полосатая?
Спинка, словно мостик?
За мосточком – хвостик (кот)

Приходит по луже,
Уходит по стуже. (Осень)

Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

На доске записан текст.

– Найдите в тексте слова, В котором букв больше, чем звуков. Выпишите их.

ЗИМОЙ.

Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверь прыгнул на ель.

VIII. Итог урока

– Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

– Чем отличаются буквы от звуков?

– Какие бывают звуки?

– Чем они отличаются? (Произношением, гласный звук образует слог.)

Домашнее задание: упр. 11

rosuchebnik.ru

2 класс. Русский язык. Тема “Звуки и буквы. Алфавит”

Учебник «Русский язык» 2 класс А.Н.Рудяков, И. Л.Челышева.

Добрый день, дорогие дети!

Урок русского языка

Тема урока «Звуки и буквы. Алфавит»

Возьми тетрадку в косую линию (12 листов), подпиши ее так:

Тетрадь

                                              по русскому языку

                                             ученика(цы) 2 класса

                                            ДСШ № 11

                                           Ф. И.

Запись в тетради веди так: например,

     (4 пальчика)                 1 октября

    (2 пальчика)        Классная работа

                                           Упражнение 2

(1 пальчик – абзац или «красная» строка) начинай выполнение заданий. Запись домашней работы начинай, пропустив 2 рабочие строки, по образцу оформления классной работы.

Давайте вспомним, какая бывает речь? Из чего состоит письменная или устная речь? Какие бывают предложения? Из чего они состоят? Из чего состоят слова? Слоги? Что такое звуки? Буквы?

Звуки бывают

·        Гласные – А О У Э ы И

·        Согласные

Буквы бывают

·        Печатные и рукописные

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Согласные звуки:

·        Парные: Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш, остальные – непарные

·        Звонкие и глухие

·        Всегда твердые: Ж   Ш   Ц

·        Всегда мягкие: Й Ч Щ, остальные – и мягкими, и твердыми

Вспомни русский алфавит. Сколько букв в алфавите? Сколько гласных? согласных?

Выучи правила на стр.5, 6

Выполни следующие письменные задания.
1. Каллиграфическая минутка. Запиши прописные гласные буквы. Аа, Оо, Уу, Ээ, ы, Ии, Яя, Юю, Ее, Ёё.

2. Словарная работа. Запиши слова: дневник, карандаш, тетрадь, алфавит, машина, корова. Поставь ударение, подчеркни те буквы, правописание которых нужно запомнить, проверь по словарику учебника с. 172. Правописание этих слов тебе нужно запомнить. Узнай о происхождении этих слов.

3. Прочитай слова. Найди и выпиши те из них, в которых букв больше, чем звуков.
Пенал, карандаш, тетрадь, портфель, касса, ящик, кольцо, пение.

4. Прочитай. Спиши предложения и подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Волки рыщут, пищу ищут.

5. Выполни по учебнику упражнения 2, 3, 4. Повтори правила.

6. Пропусти 2 рабочие строки, запиши дату, Домашняя работа и выполни следующие задания.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Сколько букв в русском алфавите? Расскажи алфавит.
2. Сколько в русском языке гласных букв? Согласных?
3. Запиши буквы, которые стоят в алфавите перед и после этих букв:
____ м ____, ____ и ____, ____ т ____, ____ ф ____.

4. Запиши слова в алфавитном порядке: телевизор, роса, воробей, коньки, рисунок, девочка, ребёнок, девочка, завтрак, деревня.
5. Напиши, сколько в словах слогов, букв и звуков:
Молоко – ____слогов, ____букв, ____звуков;
осень –____слогов, ____букв, ____звуков;
пеньки – ____слогов, ____букв, ____звуков;
стулья – ____слогов, ____букв, ____звуков;
юла – ____слогов, ____букв, ____звуков.

6. Какие гласные буквы обозначают 2 звука? Обведи их.
а я у ю ы
7. Подчеркни в тексте глухие согласные. В словах последнего предложения поставь знак ударения.
У Димы и Саши был дедушка. Он купил внукам азбуку. Они рады. Мальчики стали учить буквы. Скоро они будут читать книги.

shymchuknp.livejournal.com

Звуки речи и буквы.

Звуки речи – класс звуков, образуемых в результате произносительной деятельности человека.
Это – часть того множества акустических колебаний, которые воспринимаются слуховой системой человека. В отличие от других звуков живой и неживой природы, они используются для образования более сложных комплексов, служащих специфическими «оболочками» значимых единиц – морфем или слов.

Все буквы русского языка делятся на гласные и согласные.
Гласных букв 10:
A Е Ё И О У Ы Э Ю Я
Согласных букв 21:
Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Ч Ц Ч Ш Щ

Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке называется алфавитом. Слово “алфавит” происходит от названий двух первым букв греческого алфавита: a – альфа, b – бета (по-новогречески – вита).

В современном русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет печатный или рукописный, прописной и строчный варианты.

Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл).

В русском алфавите 33 буквы
Аа – «а», Бб – «бэ», Вв – «вэ», Гг – «гэ», Дд – «дэ», Ее – «е», Ёё – «ё», Жж – «жэ», Зз – «зэ», Ии – «и», Йй – «й», Кк – «ка», Лл – «эль», Мм – «эм», Нн – «эн», Оо – «о», Пп – «пэ», Рр – «эр», Сс – «эс», Тт – «тэ», Уу – «у», Фф – «эф», Хх – «ха», Цц – «цэ», Чч – «че», Шш – «ша», Щщ – «ща», ъ – «твердый знак», Ыы – «ы», ь – «мягкий знак», Ээ – «э», Юю – «ю», Яя – «я».
Русский алфавит называют кириллицей или кириллическим.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

То есть все буквы русского язык делятся на три группы:
1) буквы, которые звуков не обозначают;
2) буквы, обозначающие два звука;
3) буквы, обозначающие один звук. К первой группе относятся буквы ъ, ь, которые не обозначают никаких звуков: день – [д’эн’], объем – [/\бй’ом]. Ко второй группе относятся буквы е, ё, ю, я. К третьей – все остальные.

В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:
[и] – и (милый).
[ы] – ы (мыло).
[а] – а (май) и я (моя).
[о] – о (мой) и ё (ёлка).
[э] – э (это) и е (мeл).
[у] – у (куст) и ю (юла).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у;
2) я, ё, е, ю.

Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:
после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук.

После гласных букв, в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука – согласный [ j ] и соответствующий гласный:
Я – [jа], е – [jэ], ё – [jо], ю – [jу].
Например:
1. после гласных: жуёт
2. после разделительных ъ и ь
3. в начале слова

Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:
после гласных и на конце слова – буквой й;
в начале слова и между двумя гласными – с помощью букв е, ё, ю, я, которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;
на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь – между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я.

Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.
Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ].
Неразделительный ь:
1) указывает на мягкость предшествующего согласного
2) выполняет грамматическую функцию.
Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Кроме того, одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква м может обозначать звуки [м] и [м’]: мил – [м’ил], мыл – [мыл]. Буквой б могут быть обозначены звуки [б], [б’], [п], [п’]: буду – [буду], бить – [б’ит’], дуб – [дуп], Обь – [оп’].
Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными (т.е. в слабой позиции) звучат как парные им глухие согласные: будка – бу[т]ка, приказ – прика[с]. Такое явление называется оглушением.  
Глухие согласные перед звонкими (т.е. в слабой позиции) звучат как парные им звонкие согласные: молотьба – моло[д’]ба, просьба – про[з’]ба. Такое явление называется озвончением .  
Сильными позициями по глухости-звонкости для согласных звуков являются положения перед гласными и перед р, л, м, н, й, в. Орфографические ошибки чаще всего допускаются, когда согласный находится в слабой позиции.

Один звук может обозначаться и сочетаниями букв, например:
– [ш’] – сч, зч, жч: счёт – [ш’]ёт, счастье – [ш’]астье, возчик – во[ш’]ик, мужчина – му[ш’]ина;
– [ц] – тц, дц, тс, тьс: отца – о[ц]а, тридцать – три[ц]ать, умывается – умывае[ц]а, договориться – договори[ц]а;
– [ц] – тс, дс: братский – бра[ц]кий, городской – горо[ц]кой:
– [н] – нн: удивленный – удивле[н]ый.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Обозначение звуков речи буквами на письме называет графика (от греч. «графа» – пишу).
Чтобы отличить при изучении фонетики звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки. Например, буква а обозначает звук [а], буква л обозначает звук [л] и т.д

Однако буква не всегда соответствует «своему» звуку. Одна буква может обозначать разные звуки, например, в словах дом – д[о]м, дома – д[а]мА (мн.ч.) буква о обозначает звуки [о] и [а].
Один звук может обозначаться разными буквами: в словах клад и плот  в конце слова произносим один и тот же звук [т], а обозначают его разные буквы: д и т.
Нужно различать звуковой и буквенный состав слов.
Так, звуковой и буквенный состав слова дом соответствует друг другу, а в форме дома есть несоответствие: пишем букву о – произносим звук [а]: в слове винегрет в безударных слогах пишем буквы и и е – произносим почти одинаковый звук [и].
Количество букв и звуков в слове иногда не совпадает. Например, в слове честный пишется 7 букв, а произноситься 6 звуков. Буква т не обозначает звука (непроизносимый согласный). По нормам орфоэпии при стечении согласных в некоторых словах звуки [и] [д] [л] [т] не произносятся, а буквы пишутся: солнце, сердце и др.

В соответствии со способом производства, получаемым эффектом и воспринимаемыми характеристиками говорят об артикуляции (физиологии), акустике и восприятии (перцепции) 3. р Артику-ляционно каждый 3. р. образуется в результате сложных движений произносительных органов. Акустически 3. р., как и всякие другие звуки, могут быть определены как колебательные движения, передаваемые воздушной средой. Источниками звука служат: модуляция выдыхаемого воздуха колебаниями голосовых связок – голосовой источник; препятствия, создаваемые воздушной струёй в речевом аппарате,- полное смыкание артикулирующих органов (смычка) или их значительное сближение (щель) – шумовые источники. В образовании каждого 3. р. участвуют один, два или три источника: гласные образуются при участии только голосового источника, глухие взрывные согласные – при участии шумового импульсного источника (шумовой импульс возникает при резком раскрытии смычки, в результате к-рого выравнивается давление за местом смычки и атмосферное), звонкие взрывные – при участии голосового и импульсного источника, глухие щелевые – при участии турбулентного шумового источника (турбулентный шум – шум трения воздушной струи, вызванного сужением артикулирующих органов), звонкие щелевые – при участии турбулентного и голосового источника и т. д. Акустические свойства 3. р. зависят не только от характеристик источника, но и от размера и формы надгортанных полостей, играющих роль резонаторов: в зависимости от того, какое положение занимают язык, губы, мягкое нёбо, в надгортанных полостях возникают и усиливаются колебания различной частоты и интенсивности, так что слышимые нами 3. р.- это сложные акустические образования, возникающие в результате наложения акустических характеристик надгортанных полостей на акустические характеристики источников звука.

Дата публикации:





Теги: правила русского языка :: звуки речи :: буква


Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

Следующие учебники и книги:

Предыдущие статьи:


nashol.com

Согласные звуки. 2 класс | Развивайка

Как определить согласные звуки?
Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?

Отличия согласного звука от гласного:

  • согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;
  • при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
  • согласный звук образует слог только вместе с гласным: кни́|га, дрýж|ба.

Согласный звук [Й’] и буква И КРАТКОЕ

Обрати внимание! В русском языке есть звук-невидимка – это звук [й’]. Ведь он часто “скрывается” в гласных буквах е, ё, ю, я: ели [й’э́ли], ёлка [й’óлка], юла [й’улá], яма [й’áма]. А на конце слова или перед согласным звук [й’] легко себя обнаруживает: край, май, чайник, шайба.

Слова с удвоенными согласными

Удвоенные согласные в слове – это орфограмма.
Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Вспомните! Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, и буквой ь (мягкий знак): мел, ключ, мяч, мир, лёд, конь.
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э: мак, сон, лук, сыр, мэр.

Все правила русского языка. 2 класс
ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК
ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Согласные звуки. 2 класс

3 (60%) от 2 голосующих

razviwaika.ru

ЗВУКИ РЕЧИ – ЗВУКИ И БУКВЫ – Русский язык 2 класс – А.Н. Рудяков – Грамота 2012 год

3. ЗВУКИ И БУКВЫ

 

 

ЗВУКИ РЕЧИ

 

1

1. Приводы примеры звуков в природе: как шумят деревья, как кричит петух, как завывает вьюга…

2. Сколько букв и сколько звуков в слове я? Выбери ответ из данных и объясни свой выбор.

Одна буква, один звук. Одна буква, два звука.

2

1. Прочитай текст. Обрати внимание на выделенные слова.

Летний веселый Дождик прибежал в лес — и давай плясать! По березовым листочкам пощелкивает, по осиновым листьям барабанит, напевает песенку.

Я из тучи упал,

По земле побежал,

Мои ножки легки —

Ни разу не споткнутся…

— Какая славная песня! — сказали водомерки.

— Значит, я вам нравлюсь? — спросил Дождик.

— Конечно! Мы тебя так ждали!

Дождик защелкал сильнее. Прибежал в деревню, по крышам постукивает, в желобах побулькивает.

По Э. Шим

2. Представь себя дождик. Произнеси звуки, которые он издавал, когда шел медленно, быстрее, бил по крыше, булькал по воде.

3. Спиши первые два предложения.

4. Одинаковое или разное количество звуков и букв в слове плясать? Докажи свое мнение.

Звуки окружают нас повсюду. Это шум дождя, пение птиц, шорох листьев, гудок тепловоза, звонок в школе. Но важнее всего для нас звуки речи, потому что из них строятся слова. Звуки речи мы произносим и слышим.

3

1. Что тебе уже известно о звуках? Какие они бывают? Что такое буква? Что получится, если расположить буквы в определенном порядке?

2. Запиши по одному слову на первые шесть букв алфавита. Поставь в них ударение.

3. Придумай и запиши предложение с одним из слов.

4

1. Прочитай стихотворение А. Стоит. Какие звуки в словах

повторяются и помогают «услышать» грохот грома, шуршание мышат, голос кукушки?

ИГРА В СЛОВА

Скажи погромче слово «гром» —

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише: «Шесть мышат» —

И сразу мыши зашуршат.

Скажи: «Кукушка на суку» —

Тебе послышится: «Ку-ку».

2. Спиши первые две строки. Подчеркни гласные.

3. Выпиши из стихотворения слова с выделенными сочетаниями букв. Какие звуки в этих словах мы слышим, а какие пишем?

1. Прочий стихотворение-загадку В. Фетисова. О ком оно?

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

2. Какой звук тебя подсказал отгадку (слово начинается с этого звука)? Запиши его в тетрадь, как было показано раньше (см. домашнее задание на с. 5).

3. «Пожужжи» вместе с родителями. У кого лучше получается?

schooled.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *