Разное

Мягкий звук это – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)

Мягкий согласный звук [й”] и буква й

Тема: Мягкий согласный звук [й´] и буква й.

Цель: Познакомить учащихся со звуком [й´] и буквой й.

Задачи:

  • учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов.
  • раскрыть технологию следующих приёмов:
    • перекодирование звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
    • чтение слов по слогам и орфоэпически;
    • чтение предложений как относительно законченных по смыслу структурных единиц.
  • воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный этап.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

— Сегодня урок у нас необычный, так как у нас присутствуют части, поэтому повернитесь и поприветствуйте их.

— Садитесь.

— А ещё пришли к нам в гости Маша и Миша.

— А раз они пришли к нам на урок, то вместе с нами, чем будут заниматься? (знакомиться с новым звуком и буквой)

II. Повторение.

— С каким звуком знакомились на прошлом занятии? [р] [р´]

— Какой буквой обозначаем? («эр»)

— Что обозначает буква «эр»? (два согласных звука: твёрдый звонкий [p] и мягкий звонкий [р´] )

— Сколько форм даётся для обозначения звука [р]? (обозначается 2-мя печатными формами заглавной, малой, справа обозначение звука мягкого и твёрдого, и двумя письменными)

1. Читаем по слогам, плавно (с. 34)

— Как это слово употребляется в тексте? (мрáмор и т.д.)

2. Чтение предложений.

— Что вы знаете о предложении? (Предложение состоит из слов.)

(Предложение выражает законченную мысль.)

(В предложение есть слова-помощники, которые служат для связи слов в предложение.)

(Первое слово в предложении начинается с заглавной буквы и заканчивается на письме (.))

У Арины мыло.

— Сколько слов в предложение? (3)

— Почему слово Арина написано с большой буквы? (имя собственное)

— Как его употребляем в речи?

Арина умыла Длину.

— Читаем орфоэпически.

— Сколько слов в предложение? (3)

— Почему слова написаны с большой буквы? (имена собственные, начало предложения)

Роман намылил (значение слова —

руки.)

—  Итак, мы продолжаем знакомство со звуками и буквами.

3. Индивидуальное сообщение.

Сказка «О буквах»

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране Звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в этой волшебной стране появился Волшебник. Ему так понравилось в ней, что решил он познакомится с её жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Но всё-таки он был Волшебником, причём очень добрым. Решился он каждому жителю подарить по платью — видимке. Каждый звук получил платье не похожее на других. Стоило его надеть, как сразу Звук становился видимым и превращался в Букву.

Букву можно видеть, можно изобразить, нарисовать, написать. Звук — слышать, пропеть, произносить, сказать.

III. Звуковой анализ слов

1. — Обратите внимание в левый угол азбуки, какой же звук мы будем изучать?

— А какой именно мы узнаем, если расшифруем эти схемки? (Приложение 1)

— Что нарисовано на первой картинке? (улей)

— Что такое улей? (домик для пчёл)

— Прочитаем звуковую формулу слова.

— произносим.

— Ещё раз произнесите и остановитесь на последнем звуке? (ий)

— Что нарисовано на второй картинке? (пчела не одна)

— А как называется пчелиная семья? (рой)

— Прочитаем звуковую формулу слова.

— Ещё раз произнесите и остановитесь на последнем звуке?

Проговорить й — й

— Сравните оба слова:

улей

рой

— Где слышите звук [й´]? (в конце слова)

— Что вы можете сказать о звуке [й´]?

(Встречает преграду.)

— А какой буквой обозначаем? («ий»)

Значит, он согласный, звонкий, всегда мягкий.

Звук [й´] — обозначается двумя печатными формами заглавной малой (справа обозначение звука) и двумя письменными.

Обратите внимание, что он только мягкий.

2. Конструирование буквы

Й — 1,2(3,4),5(6,7,8),20

Й — 5,6(7,8),9(10,11,12),20

VI. Физминутка

Музыкальное сопровождение.

V. Звуковой анализ слов

— Скажите для чего нужно ухаживать за растениями? (Чтобы они росли, украшали наши помещение, поглощали пыль)

— Чем поливают цветы на картинке?

— Произнесём звуковую форму слова медленно, задерживаясь на звуке [й´].

[л´] [э´] [й´] □ [а]

— Где стоит этот звук? (в середине слова)

— Дадим характеристику звукам.

Приготовьте квадратики.

[л´] — согласный, звонкий, мягкий

— Обозначаем буквой «ЭЛЬ».

[э´] — это гласный, ударный звук.

— Обозначаем буквой «Э».

[й´] — это согл., звонкий, всегда мягкий

— Обозначаем буквой «Й».

[  ] — не изучали

[а] — гласный, безударный

— Обозначаем буквой «а».

— Сколько звуков отметили в схеме? (5)

— Сколько понадобится букв для написания? (5)

— Делим на слоги:

— Как посчитали слоги?

— А что делает девочка?

— Давайте дадим ей имя.

— Произнесём звуковую форму слова.

[м] [о] [й´]

— Дадим характеристику каждому звуку.

[м] — согл., звонкий, твёрдый

— Обозначаем буквой «ЭМ».

[о] — гласный, под ударением

— Обозначаем буквой «О».

[й´] — согл., мягкий, звонкий

— Обозначаем буквой «ИЙ».

— Сколько звуков отметили? (3)

— Сколько понадобится букв для написания?

— Сколько в слове слогов? (1)

— Как определили? (по гласным)

— А как называется приспособление для мытья посуды? (мойка)

— Произнесём звуковую форму слова.

[м] [о] [й´] □ [а]

— Дадим характеристику звукам.

[м] — согл., твёрдый, звонкий.

— Обозначаем буквой « ЭМ».

[ó] — ударный, гласный

— Обозначается буквой «О»,

[й´] — согл., мягкий, звонкий.

— Обозначаем буквой «ИЙ».

[  ] — не изучали.

[а] — гласный, безударный.

— Обозначаем буквой «А».

Делим на слоги:

— Как определить сколько слогов в слове?

VI. Подведение итога урока.

— С каким звуком познакомились на уроке? ([Й´])

— Дайте ему характеристику.

— Какой буквой обозначаем на письме? (ИЙ)

— Покажи в алфавите.

— Что запомнилось на уроке?

— Что показалось особенно трудным?

Урон окончен. Спасибо.

Иллюстрации к уроку в приложении.

urok.1sept.ru

мягкие согласные – это… Что такое мягкие согласные?


мягкие согласные
мя́гкие согла́сные

звуки, при артикуляции которых происходит продвижение языка вперёд (поэтому они сочетаются с гласными звуками переднего ряда). В фонетической транскрипции мягкость обозначается особым значком, орфография включает особые правила обозначения мягкости на письме; ср.: [кас’т’ор] и костёр.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Мягкие согласные
МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ или палатализованные согласные. Согласные, при произношении которых передняя часть спинки языка приподнимается к переднему (твердому) небу, принимая положение, занимаемое ею при произнесении звука
и
. Акустически такие звуки отличаются более высоким тембром сравнительно с немягкими согласными. Мягкими в русском яз. являются все согласные, кроме ж и ш кратких (но ж и ш долгие, обозначаемые буквами жд, зж, щ и сч, мягки) и ц, перед мягкими гласными е, и и во многих других случаях. Согласные задненебные (г, к, х в таких словах, как год, кот, дух) могут быть только твердыми, а перед е, и заменяются средненебными согласными, которые в русском яз. только мягки (на ноге, руки, духи).

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

.

  • Мюссе
  • Набоков

Смотреть что такое “мягкие согласные” в других словарях:

  • Мягкие согласные —     МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ или палатализованные согласные. Согласные, при произношении которых передняя часть спинки языка приподнимается к переднему (твердому) небу, принимая положение, занимаемое ею при произнесении звука и. Акустически такие звуки… …   Словарь литературных терминов

  • Мягкие согласные — Палатализация (от лат. palatum среднее нёбо) особенность артикуляции согласного звука, связанная в общем случае с продвижением языка в более переднюю зону. Палатализация в синхронии Артикуляционные профили русских звуков [б’] (слева) и [б]… …   Википедия

  • мягкие согласные —    или палатализованные согласные. Согласные, при произношении которых передняя часть спинки языка приподнимается к переднему (твердому) небу, принимая положение, занимаемое ею при произнесении звука и. Акустически такие звуки отличаются более… …   Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

  • Согласные — Согласные  класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства согласных: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Согласные — СОГЛАСНЫЕ. Звуки, характерным признаком которых является немузыкальный шум, производимый сближением органов произношения (С. фрикативные, см.) или разрывом тесно сомкнутых органов произношения под напором выдыхаемого воздух (С. взрывные, см.).… …   Литературная энциклопедия

  • Согласные —     СОГЛАСНЫЕ. Звуки, характерным признаком которых является немузыкальный шум, производимый сближением органов произношения (С. фрикативные, см.) или разрывом тесно сомкнутых органов произношения под напором выдыхаемого воздух (С. взрывные, см.) …   Словарь литературных терминов

  • Согласные —         звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически С. обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь четкой формантной (см. Форманта) структуры.… …   Большая советская энциклопедия

  • Согласные — класс звуков речи, противопоставленный гласным. Ст. зр. артикуляции С. характеризуются наличием смыкания или сужения в речевом тракте (фокуса образования), что акустически выражается участием шумового источника. В зависимости от степени… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • согласные —    Звуки, характерным признаком которых является немузыкальный шум, производимый сближением органов произношения (С. фрикативные, см.) или разрывом тесно сомкнутых органов произношения под напором выдыхаемого воздух (С. взрывные, см.). При… …   Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

  • Палатальные взрывные согласные — Звук Звук Палатальные взрывные согласные согласные, образуемые смычко …   Википедия


dic.academic.ru

Ответы@Mail.Ru: Звук “й” –

Позвольте немножко добавить. Я не знаю какого уровня знания Вам нужны. Если школьная программа, тогда Вам достаточно знать, что этот звук всегда мягкий. А мы на филфаке вот, что проходили. Есть два звука в русском языке, это [j] и (“и” неслоговой) . [j] – согласный, сонорный, мягкий, звонкий. Встречается в позиции перед ударным гласным. Например: Ясный [jа] сный, съел с [jэ] л. – ГЛАСНЫЙ, неслоговой. Встречаеся в остальных позициях. Например: Ясный ясны, мой мо, мелькают мелька [iу] т. По школьной программе эти звуки не различают и при фонетическом разборе это всегда звук [j] согласный, сонорный, мягкий, звонкий (всегда, в любых позициях).

Да, он всегда мягкий непарный и звонкий непарный, более того, есть звук [й] , а есть [j]. Первый – если в слове буква “й” есть (ча [й] , мо [й] ка) , “j” – если буква “й” “прячется” (рису [jа] , ма [jа] тник, варень [jэ]) . Но оба они мягкие непарные PS – звук не может быть “иногда мягким, иногда твёрдым” (то же про гласность/ согласность) , дело в том, что буква “н” может обозначать, и твёрдый, и мягкий звук [н] , [н’]. Первый – всегда твёрдый, второй – всегда мягкий. А вот буква “й” может передавать только звук [й’], твёрдого нет.

Он всегда мягкий и звонкий, ну и согласный тоже)))

да, он всегда мягкий согласный и ещё непарный звонкий!

мягкий, согласный, звонкий, непарный

согласный, непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный

баба моя говорит что она гласная я думаю что это й согласний звук

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *