Слово с согласными звуками мягкими – Проанализируйте слова с мягкими согласными. Определите сигналы мягкости. Найдите слова со звуками [ч ], [й ]
Слова, в которых все согласные мягкие. Слова с одними мягкими согласными?
Слова, в которых все согласные мягкие. Слова с одними мягкими согласными?
Слова, где все согласные мягкие следующие:
- ТЕНЬ
- ЛЕНЬ
- ПЕЧЬ
- РЕЧЬ
- ЯЧМЕНЬ
- ПЕЧЕНЬЕ
- СИРЕНЬ
- МЕТЕЛЬ
- ВЕСЕЛЬЕ
- ЗЕЛЬЕ
- ЧЕЛЯДЬ
- ЩЕБЕНЬ
- ОЧЕРЕДЬ
- ОСЕНЬ
- СЕЛЕНИЕ
- ВЕЛЕНИЕ
- ВЕЗЕНИЕ
- ЗЯБЬ
- ВЯЗЬ
- ТЮЛЕНЬ
- ОЛЕНЬ
- ТЕМЯ
- СЕМЯ
- СЕМЕЧКИ
- ЛИНИЯ
- ЛИЛИЯ
- ЕРЕСЬ
- ДЕНЬКИ
- СЕРЬГИ
- РЕМЕНЬ
- ТТЯ
- ДЯДЯ
- ПЕЛЬМЕНИ
- ВЕЛИЧИЕ
Мое любимое слово – лень.
Еще плетень, нить, темень, миля, киль, петиция, Сибирь, глициния, фитиль, келья, няня, щебень и т.д.
таких слов предостаточно, например:
метель, косяк, дядя, иней, щуки, очки. в этих словах все согласные мягкие) если еще подумать, то можно найти кучу таких слов.
Слова, в которых все согласные имеют мягкий звук
Пельмень, синеть, ляля, мель, деньги, деньки, денек, сель, дизель, висеть, белеть, реле, желе, веселье, белье, билет, меню, винить, весь, житье, киль, дизель, везение, медь, пядь, пять, себе, бязь, беляши, беленький, житель, китель, медь
В русском языке встречаются слова, в которых все согласные мягкие, например:
- иней
- очки
- щуки
- дядя
- метель
- тетя
- линейки
- пятерки
- десять
- сирень
- финики
- нянечки
- черешня
- десять
- тюбетейки
- веселье
- хищники
- щуриться
Прежде, чем вспомнить слова, в которых все согласные будут мягкими, нужно припомнить школьную программу, когда мы проводили фонетический звуко-буквенный разбор слова, то есть транскрипцию слова.
Мягкость согласным придает мягкий знак и некоторые согласные буквы.
Примеры таких слов множество. Вот некоторые из них – ремень, дядя, осень, метель, кисель, тень, лень и так далее, по этому же принципу.
Признаться, слова, где все согласные были бы мягкими для русского языка не редкость.
Ниже приведу несколько примеров подобных слов с подробным фонетическим разбором.
РЕМЕНЬ
**
ОСЕНЬ
**
МЕТЕЛЬ
**
ТЮЛЕНЬ
**
КИСЕЛЬ
Таких слов, в которых все согласные мягкие, в русском языке довольно много. Мне на ум пришли вот такие примеры: чай, иней, ремень, зелье, веселье, тень, пень, день, сирень, метель, дядя, тетя, сельдь, лень, олень.
Таких слов, у которых все согласные являются мягкими, в русском языке довольно много.
Наведу примеры некоторых из этих слов с мягкими согласными:
- дядя;
- ття;
- сирень;
- осень;
- десять;
- иней;
- метель;
- тюлень;
- ремень.
В русском языке не очень много таких слов , некоторые из них вот эти :
Ремень
Мячь
Осень
Вещь
Лебедь
Фитиль
Лень
Луна
Плесень
Тюлень
Дети
Чай
День
Метель
Дядя
Линейки
Веселье и многое другое ..
Спасибо за внимание
В русском языке имеется множество слов с одними мягкими согласными (впрочем, как и с одними твердыми). Примером таких слов могут быть слова: тень, день, плетень, плести, плестись, пельмени, пельмень, пилюля, лебедь, белеть, белить, пилить, и многие другие слова.
info-4all.ru
Слова в которых все согласные звуки мягкие
Несомненно, когда маленького ребенка родители отправляют на учебу в первый класс, малыш может столкнуться с новыми и непредвиденными трудностями. Большую часть знаний он получает от своего учителя, но далеко не все может усвоиться и остаться навсегда в голове. Проблема может состоять в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успеть «схватить» все и сразу.
Такие преграды могут даваться по многим предметам и темам. И нет, это не только точные науки, типа математики и природоведения. Русский язык также может оказаться непосильным для многих детей, ведь это один из сложнейших языков мира!
Как известно, все большое начинается с малого, а русский, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь классифицируются на мягкие согласные или твердые, ударные согласные и безударные. Данная тема включает в себя множество аспектов, изучение которых крайне необходимо для того, чтобы каждый ребенок мог в совершенстве знать азы русского языка.
Классификация звуков: как найти мягкие звуки?
Прежде всего, чтобы школьник начинал приступать к изучению звуков и их особенностей, нужно ознакомиться с буквами, которые в своем роде разделяются на согласные и гласные. Нужно также знать, что букв в алфавите целых 33, из них лишь 21 — согласные звуки в русском языке, которые в произношении могут давать 36 различных звукового произношения.
Согласные всегда классифицируются. Бывают согласные твердые и мягкие, глухие или звонкие, сонорные и шумные, парные или непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Тем самым, глухие звуки образуются с помощью шума и дают лишь глухость, а вторые отличаются подачей звонкости благодаря голосу.
Звуки гласные обладают меньшим количеством, их в алфавите всего 10, дающие звуков лишь шесть. Они же могут быть ударными и безударными. Когда будущий первоклассник уже ознакомился и хорошо усвоил данный материал, приступаем к тому повышению того навыка, когда ученик без труда смог бы отличать мягкий согласный звук от твердого.
При этом отличать нужно научиться с помощью разных признаков, ведь просто заучить не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать как мягко, так и твердо, а бывают исключения. Теперь начинаем изучать правила.
Перед какой гласной?
Какие гласные дают мягкость, а какие твердость? Попробуем разобраться. Первое правило звучит так: «В случае, когда после согласной буквы идет одна из следующих гласных — а, о, у, э, ы — то звук всегда будет твердым. А «е, ю, я, е» делают согласные мягкими всегда». По итогу дают последние все согласные мягкие слова. Для примера возьмем слово «мама».
После согласной «м» идет гласная «а», что делает звук твердым, а в слове «дядя» звуки «йа — я» дают мягкость согласной «д». Если дети усвоят это простейшее правило и научаться им пользоваться, последующее определение мягкости или твердости звука не составит у них никакого труда.
Чтобы закрепить материал «Твёрдые и мягкие согласные звуки» еще лучше, давайте детям подобные упражнения, обозначающие закрепления данных правил. Советуем начинать с самых простых слов.
Две согласных подряд
В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, но что делать тогда, когда две согласных стоят подряд и как определить характеристику звука в данном случае? Здесь действует уже другое правило. Такие случаи всегда означают то, согласный всегда будет твердым. Только мягкие согласные звуки не фигурируют в этом правиле.
- Как пример, можно взять слово «ручка». После «ч» следом идет звук «к», и ребенок обязан понять, что «ч» автоматически станет твердым звуком, так как следующая «к» и есть согласная.
- Не спешите, когда будете объяснять ребенку эти несложные, но важный и порой запутанные правила. Следите за тем, понятно ли ребенку, задавайте вопросы и не ленитесь объяснять по нескольку раз.
Обозначение твердости и мягкости на письме
Традиционно все звуковые записи осуществляются благодаря транскрипции. Итак, в транскрипции если звук мягкий, ставим после него апостроф, который выглядит, как запятая сверху. Показываю: `. Например, возьмем букву «б». В слове «барашка» — звук твердый, его звукозапись такова: [б], а в слове «белый» — уже [б`]. В слове «ледяной» мягкими будут только «л» и «д». То есть, по сути, ребенок пишет одну и ту же букву, но она в свою очередь имеет разные произношения.
В транскрипциях и на письме подобной момент может обозначаться по-разному, то есть двумя способами:
- В случае, когда мягкие согласные в русском стоят в окончании слова или же перед другим согласным (в большинстве случаях твёрдым), мягкость обозначается мягким знаком, транскрипция — апостроф. Например, «лошадь», «ясень»
- Если после согласной идёт смягчающий гласный (какой именно смотрите выше в правиле), то именно с его помощью обозначается мягкость согласных звуков. Например: «мел», «пел», «люк» – первые звуки всегда мягкие.
Важно знать, что не стоит оставлять без внимания то, что любой способ обозначения мягкости звука относятся лишь к тем, кто имеет пару по твердости. Это значит, что, например, в словах «туш» и «тушь» мягкий знак во втором случае указывает лишь на принадлежность данного предмета/явления/существа к женскому роду. Подобными словами являются: «щука», «шить», «пить», «чаща».
Постоянная твердость и мягкость согласного звука
Необходимо знать, что существуют звуки, которые вне зависимости от положения, правила или даже исключения не меняют свою позицию. Это «ж, ш, ц» — они всегда твердые, а «ч, щ, й» — неизменно мягкие, где ж, ш, ч, щ — шипящие согласные звуки.
Но детям бывает трудно хорошо запомнить этот аспект, и тогда родитель может без труда заготовить напоминание в тетради, которая будет выглядеть примерно так: ж, ш, ц, ч`, щ`, й`или просто подчеркни три последних буквы.
«Мягкие» слова
Так можно назвать слова, в которых все мягкие согласные звуки мягкие. Их огромное количество. Например: «иней», «очки», «тюбетейки», «веселье», «хищники», «щуриться» – это и есть слова с мягкими согласными.
- Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя станет поиск подобных новых слов, в которых все согласные мягкие.
- Если возникнут затруднения, обращайтесь к нашей подсказке! «Щуки», «дядя», «метель», «тетя», «линейки», «пятерки», «десять», «сирень», «финики», «нянечки», «черешня», «десять» – слова, где все согласные мягкие. Также поиграйте наоборот: ищем в словах все согласные теперь уже твердые.
Учимся играя
Некоторые источники и справочники рекомендуют сделать акцент на развивающих играх. То есть ребенок, увлеченный подобным занятием, сам не замечает, как схватывает и учит трудный материал. Примером такой игры может стать всем знакомая «Найди пару».
Все, что необходимо — это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумать в ответ другое, но уже с мягкими. Именно так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки 1 классу!
razvitieiq.ru
Написание слов с мягкими и твердыми согласными. Повторение правил переноса слов (2-й класс)
Разделы: Начальная школа
ТЕМА: Написание слов с мягкими и твердыми согласными. Повторение правил переноса слов.
ЦЕЛЬ: Развитие умения соотносить звуковую и графическую форму слова и правильно обозначать мягкость и твердость согласных звуков с помощью гласных букв. Формирование навыков точного употребления слов.
ХОД УРОКА.
1. Чистописание. Лл
– Дайте характеристику этого звука. (Согласный, звонкий, не парный, может быть твердым и мягким). В каких еще буквах встречаются элементы этой буквы?
2. Словарная работа. Язык
– Поставим ударение, подчеркнем безударную гласную.
– Это слово имеет несколько значений. Оно многозначное. Назовите, что оно может означать. (язык во рту, иностранный язык, язык от колокола, язык пламени).
– Поставим ударение, подчеркнем безударную гласную.
– Какими словами, близкими по смыслу, можно заменить эту это слово? (Дети, школьники, ученики).
– Составьте предложение с любым из этих слов.
– Какое из этих слов (язык, ребята) нельзя переносить? Почему? Приведите примеры слов, которые нельзя переносить.
3. Работа по теме урока.
– Отгадайте загадки, запишите только отгадки.
Хоть я не молоток –
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. Дятел.
– Проговорим, как будем писать.
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? Мороз.
– Что вы можете сказать про это слово? Какая орфограмма в нем встречается?
– Назовите слово, в котором есть мягкие согласные. Как на письме обозначили мягкость согласных? (-я, -е)
– Какими еще гласными буквами обозначаем мягкость согласных? (-и, -ю, -ё).
– Подберите слова с мягкими согласными.
4. Выборочный диктант.
– Запишите только слова с мягкими согласными. Подчеркните мягкие согласные.
1. Пенал, карандаш.
2. Школа, ученик.3. Воробей, ворона.
4. Лимон, груша.
(Первую пару записываем вместе, с разбором, остальные самостоятельно. Слова приколоты к доске, перевёрнуты. Безударные гласные закрыты. Для проверки слова открываются.)
– Проверьте, эти ли слова вы записали?
– Здесь пропущены буквы. Покажите линейками, какие буквы надо писать.
Физкультминутка
Мы делили апельсин.
Много нас, а он – один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для меня,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас!
Беда!
Разбежались кто куда.
5. Работа с учебником.
Упражнение 57.
Подчеркните мягкие согласные перед гласными
Итог. Как в русском языке обозначается мягкость согласных?
6. Домашнее задание. Упр. 49.
10.08.2009
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Твердые и мягкие согласные звуки
Синим цветом -твердыеЗеленым цветом – мягкие
Твердые и мягкие согласные звуки Б – В
Твердые и мягкие согласные звуки Г – Д
Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З
Твердые и мягкие согласные звуки К – Л
Твердые и мягкие согласные звуки М – Н
Твердые и мягкие согласные звуки П – Р
Твердые и мягкие согласные звуки С – Т
Твердые и мягкие согласные звуки Ф – Х
Твердые и мягкие согласные звуки Ц – Ч
Твердые и мягкие согласные звуки Ш – Щ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове “мир” слышится мягкий согласный зыук [м’], а в слове “мак” – твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [м’].
Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.
При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] – [б’]
[в] – [в’]
[г] – [г’]
[д] – [д’]
[з] – [з’]
[п] – [п’]
[ф] – [ф’]
[к] – [к’]
[т] – [т’]
[с] – [с’]
[м] – [м’]
[н] – [н’]
[р] – [р’]
[л] – [л’]
[х] – [х’]
Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.
Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей.
Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.
Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.
Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.
rebenok.mirtesen.ru
Персональный сайт Санкиной Елены Юрьевны
Уход за блок-флейтой (сопрано, немецкий строй).
МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «река» слышится мягкий согласный звук [р’], а в слове «рука» – твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа , например: [р’].
Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого?
При произношении мягкого согласного звука язык выше приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове «перерыв» при произношении первого согласного звука [р’] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].
Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
Согласные звуки
В русском языке 37 согласных звуков.
Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:
Звонкие [б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [з] [з’] [ж]
Глухие [п] [п’] [ф] [ф’] [к] [к’] [т] [т’] [с] [с’] [ш]
Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:
Звонкие [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [j]
Глухие [х] [х’] [ч’] [щ’]
Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.
Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.
Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:
Твёрдые:
[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
Мягкие:
[б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [к’] [л’] [м’] [н’] [п’] [р’] [с’] [т’] [ф’] [х’]
Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:
Твёрдые [ж] [ш] [ц]
Мягкие [ч’] [щ’] [ j’ ]
ЗАПОМНИМ:
- Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — всегда звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
- Звуки [х], [ц], [ч], [ш’] — всегда глухие (не имеют пары по твердости-мягкости)
- Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
- Звуки [й], [ч], [ш”] — всегда мягкие.
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике
Буквы е, ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят
- в начале слова,
- либо после разделительных Ъ и Ь,
- либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. (букв Е Ё Ю Я)
Есть — [й’э́с’т’] (буква е обозначает два звука в начале слова). Прольет — [прал’й’о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь). Уют — [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного). Буквы е, ё, ю, я, стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного. Лес — [л’э́с]. Мёд — [м’о́т]. Люк — [л’у́к]. Ряд — [р’а́т].
Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):
1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове.
3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).
4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):
- характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или безударный;
- характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.
Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова(базовый уровень)
Земле — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
(з·имл·э)
з[з’] — согласный, мягкий парный, звонкий парный.
е[и] — гласный, безударный.
м[м] — согласный, твердый парный, звонкий непарный.
л[л’] — согласный, мягкий парный, звонкий непарный.
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков
Чернеют — 3 слога, 7 букв, 8 звуков.
чер-нé-ют (ч´ирн´эй´ут)
ч[ч´] — согласный, мягкий непарный, глухой непарный.
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый парный, звонкий непарный.
н[н’] — согласный, мягкий парный, звонкий непарный.
е[э] — гласный, ударный
ю[й´] — согласный, мягкий непарный, звонкий непарный.
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый парный, глухой парный.
___________
7 букв, 8 звуков
nashechudo.ucoz.ru
Произношение согласных звуков | Дикторы.com
Если слово оканчивается на звонкий согласный, то он оглушается не только перед паузой, но и при её отсутствии, когда следующее слово начинается с глухого согласного, гласного или согласных [р], [л], [м], [н], [й], [в]. Например, произношение слова снег с глухим согласным в конце происходит в таких сочетаниях:
сне[к] падает (перед глухим согласным [п]), сне[к-ы]дёт (перед гласным [и]), сне[к] рыхлый (перед [р]), сне[к] лёгкий (перед [л]), сне[к] мягкий (перед [м]), сне[к] набухший (перед [н]), сне[к] я принёс (перед [й]), сне[к] ватный (перед [в]).
Данное правило касается и произношения предлогов: близ (звучит бли[с’]), сквозь, против, напротив, вокруг и частиц ведь, уж: близ пещеры – бли [с’-п’]ещеры, вокруг Падуи – вокру[к-п]адуи, сквозь изгородь – скво[с’-и]згородь, напротив Арбата – напроти[ф-а]рбата, близ реки – бли[с’-р’]еки, близ Рангуна – бли[с’-р]ангуна, сквозь линзу – скво[с’-л’]инзу, вокруг Лейпцига – вокру[к-л’]ейпцига, против медведя – проти[ф-м’]едведя, близ Мацесты – бли[с’-м]ацесты, напротив нас – напроти[ф-н]ас, вокруг Новосибирска – вокру[к-н]овосибирска.
Таким же образом произносятся имена на звонкий согласный, если они находятся в сочетании с отчествами или фамилиями. Звонкий согласный оглушается перед гласными и перед согласными [р], [л], [м], [н], [й], [в]: Олег Иванович – оле[к-ы]ванович, Всеволод Романович – всеволо[т-р]оманович, Глеб Леонтьевич – гле[п-л’]еонтьевич, Любовь Евгеньевна – любо[ф’-йие]вгеньевна, Леонид Викторович – леони[т-в’]икторович, Глеб Успенский – гле[п-у]спенекий, Леонид Андреев – леони[т-а]ндреев.
Звонкие согласные оглушаются перед глухими в середине слова: трубка – тру[пк]а, травка – тра[фк]а, книжка – кни[шк]а, сказка – ска[ск]а, Ладожское озеро – ладо[шс]кое озеро, Ковпак – ко[фп]ак.
На месте глухих перед звонкими (кроме [в]), по правилам орфоэпии, произносятся соответствующие звонкие согласные. Так, на месте к произносится [г]: вокзал – во[гз]ал, экзамен – э[гз]амен, на месте с- [з]: сгорел – [зг]орел, Солсбери – сбл[зб]ери, Беллинсгаузен – беллин[зг]аузен, Уиледен-уил[ед]ен, на месте т – [д]: отгадать – о[дг]адать, отбросить – о[дб]росить, Атбасар – а[дб]асар и т. д.
Твердые и мягкие согласные
Большинство согласных бывают твёрдыми и мягкими. Это видно при сравнении звучания [л] в словах мел и мель, [р] в словах удар и ударь, [т] в словах тук и тюк.
Отдельные согласные бывают только твёрдыми: [ж], [ш], [ц]. Они не смягчаются ни в положении перед [и] и [э] (жир – [жы]р, Жильбер – [жы]льбер, жесть – [жэ]сть, Жешув – [жэ]шув, ширь – [шы]рь, Шильон – [шы]льон, шерсть – [шэ]рсть, Шелли – [шэ]лли, цирк – [цы]рк, цех – [цэ]х, Цеткин – [цэ]ткин), ни в положении перед мягкими (художник – худо [жн’]ик, награждён – награ[жд’] ён, Жвирка – [жв’]ирка, здешний – зде[шн]ий, промышленный – промы[шл’]енный, Перемышль – перемы[шл’], цвет – [цв’]ет.
Смягчение твёрдых звуков [ж], [ш], [ц] возможно лишь в некоторых иностранных словах: жюри, Жюль, “Жюстис”, пшют, пшютоватый, шютте, Шяуляй, Коцюбинский, Цюрих, Цюрупа.
Но в таких словах как: брошюра, брошюрный, брошюровать, брошюровка и других с тем же корнем, а также в словах парашют, парашютизм, парашютировать, парашютист, парашютный произносится твёрдый звук [ш].
Только мягкими бывают – [ч] (поэтому при транскрипции, он не сопровождается знаком мягкости) и долгий [ш’], который обозначается буквой щ.
Отклонением от правил орфоэпии является произношение твёрдых согласных на месте ч и щ, которое появляется под влиянием белорусского языка и некоторых русских говоров.
На месте буквы л перед а, о, у, ы, перед буквами, обозначающими согласные, а также на конце слова, произносится твердый [л]: палатка – па[л]атка, лодка – [л]одка, валун – ва[л]ун, лыжник – [л]ыжник, полный – по[л]ный, угол – уго[л], Ларсен – [л]арсен, Полонский – по[л]онский, Луанда – [л]уанда, Чердаклы – чердак[л]ы, Колтуши – ко[л]туши, Оскол – оско[л].
Но в отдельных именах собственных, которые пришли к нам из французского, итальянского, немецкого языков, на месте буквы л, произносится полумягкий звук, средний между [л] и [л’]: “Ла Скала”, Ла Валле Пуссен, Ла-Рошель.
Произношение согласных в конце приставок перед разделительным ъ – твердое: объявление – о[б]ъявление, Объячево – о[б]ъячево, отъезд – о[т]ъезд, подъем – по[д]ъем.
Только для приставки с – и приставок, которые заканчиваются на з, допустимо как мягкое, так и твёрдое произношение перед ъ: съезд – [с’]ъезд и [с]ъезд, изъять – и[з’]ъять и и[з]ъять, безъярусный – бе[з’]ъярусный и бе[з]ъярусный.
Произношение всех согласных перед разделительным ь, кроме [ж] и [ш], – мягкое: бьёшь – [б’]ьёшь, воронье – воро[н’]ьё, пьют – [п’]ьют, семья – се[м’]ья, соловьи – соло[в’]ьи, Кабальерия – каба[л’]ьерия, Сырдарья – сырда[р’]ья, Сьерра-Невада – [с’]ьерра-невада (однако в формах дрожью, брошью согласные [ж] и [ш] не смягчаются).
По правилам орфоэпии, конечный твёрдый согласный звук предшествующего слова не должен смягчаться перед начальным [э] последующего слова, если в произношении они сливаются: в этих – [в-э]тих, с этим – [с-э]тим, к элеватору – [к-э]леватору, в энциклопедии – [в-э]нциклопедии, с энтузиазмом – [с-э]нтузиазмом, в Экибастузе – [в-э]кибастузе. Если согласный перед [з] смягчается – это просторечный стиль.
На месте -мь, -бь, -пь, -вь, -фь произносятся мягкие: семь -се[м’], восемь- восе[м’], дробь – дро[п’], прорубь – прору[п’], накипь – наки[пь], осыпь – осы[п’], вплавь – впла[ф’], любовь – любо[ф’], верфь – вер[ф’].
Произношение твёрдых согласных звуков вместо конечных мягких – недопустимо. Только в словах семьсот, восемьсот губной [м] может произноситься и твёрдо.
В словах иностранного происхождения согласные перед е смягчаются: академия, демократия, декада, интеллект, легальный, мемориал, тенор, терапевт, Непал, Пенджаб, Легар, Рабле, Меринг и др.
Но во многих нерусифицировавшихся иностранных словах согласные перед е не смягчаются. Не всегда смягчаются губные [п], [б], [в], [ф], [м]:
[пэ] – купе, канапе, пери, Пер-Лашез, Лопе де Вега, Шопен, Чапек;
[бэ] – Бердем, Бени-Аббес, Бернард Шоу;
[вэ] – Бове, Веттерхорн, Сольвейг, Эрве;
[фэ] – аутодафе, кафе;
[мэ] – буриме, консоме, люмен, метр (учитель, наставник), реноме, Малларме, Мериме, Сомерсет Моэм.
Чаще сохраняют твёрдость перед е зубные согласные [т], [д], [с], [з], [н], [р].
[тэ] – интервью, компьютер, пантеон, стенд, термос, фортепьяно, эстетика, Ватерлоо, Монтевидео, Пастер, Пестель, Стендаль;
[дэ] – геодезия, демпинг, дельта, кодекс, модель, модерн, тенденция, шедевр. Аден, Баден, Дели, Декарт, Делиб, Мендельсон;
[сэ] – несессер, секста, сенсуализм, сепсис, шоссе, Сен-Готард, Сенека, Мюссе, Сен-Санс, Сент-Экзюпери;
[зэ] – безе, морзе, зейгерование, шимпанзе, Базель, Мозель, Бизе, Дузе, Земмеринг, Жозеф, Зегерс;
[нэ] – анестезия, бизнес, генетика, кибернетика, пенсне, тоннель, турне, Мане, Мони, Нейгауз, Никсе, Нельсон, Неру;
[рэ] – каре, кредо, пюре, регби, рейхсвер, тире, тред-юнион, Альфред, Андре, Дюрер, Крейслер, Прево, Рейснер, Рерих, Торез.
В продолжении темы, читайте – произношение смягчённых согласных перед мягкими. Мягкий согласный перед мягким. Произношение отдельных грамматических форм. Также, посмотрите как произносятся слова с непроизносимыми согласными. После согласных переходите к произношению безударных гласных. Обязательно изучите особенности постановки ударения в русском языке.
diktory.com
Звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные
Звонкие и глухие
При произнесении звонких согласных поток воздуха создает колебания голосовых связок. Если голосовые связки не задействованы, то звук считается глухим.
Но в русском языке звонкая буква не всегда обозначает звонкий звук (и наоборот: глухой согласный не всегда обозначает глухой звук). Это зависит от положения буквы в слове.
Звонкий согласный часто оглушается в конце слова. Например в слове «дуршлаг» мы на конце читаем «к», потому что звук в слабой позиции. Также может оглушаться перед глухим согласным. Например, слове «походка» мы произносим как «пахотка».
Чтобы определить, какую букву будет правильно написать, букву нужно поставить в однокоренном слове в сильную позицию (то есть перед гласной или согласными М, Л, Н, Р).
Например: «лодка» — «лодочка», «гриб» — «грибной».
Таблица
Парные | Звонкие | Глухие |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | К | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
З | С | |
Непарные
| Л, М, Н, Р, Й (сонорные) | Х, Ц, Ч, Щ |
Также парными по глухости/звонкости являются пары мягких согласных, от указанных в таблице. Например: «б’ — п’», «в’ — ф’».
Твердые и мягкие
В словах одна и та же буква может обозначать и твердые и мягкие звуки. Это связано с влиянием последующих согласных на мягкость/твердость. Перед А, О, У, Ы, Э звучат твердые согласные, перед И, Е, Ё, Ю, Я — мягкие.
Таблица
Парные Перед А, О, У, Ы, Э – твердые. Перед И, Е, Ё, Ю, Я – мягкие.
| Твердые | Мягкие | ||
бал | б | б‘ | белый | |
ваза | в | в‘ | вязать | |
гора | г | г‘ | гимн | |
дым | д | д‘ | дядя | |
зола | з | з‘ | зима | |
куры | к | к‘ | кирпич | |
лак | л | л‘ | лес | |
море | м | м‘ | мир | |
наш | н | н‘ | няня | |
порт | п | п‘ | песня | |
роза | р | р‘ | резьба | |
сам | с | с‘ | синий | |
туча | т | т‘ | тюлень | |
фары | ф | ф‘ | фильм | |
холка | х | х‘ | Хельсинки | |
Непарные
| ж, ш, ц | ч, щ, й |
gramatik.ru