Познавательное

Русский язык слоги – . .

Слог | Русский язык

Фонетический слог — гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько в нём гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога. 

Слоги бывают ударные и безударные. 

Большинство слогов русского языка оканчиваются гласным, т. е. являются открытыми: молоко [ма-ла-ќо]. Так, в последовательности СГСГСГ (где С — согласный, Г — гласный) возможен только один вариант слогораздела: СГ-СГ-СГ. 

Однако в русском языке встречаются и слоги, заканчивающиеся согласным (закрытые). Закрытые слоги встречаются: 

1) в конце фонетического слова: вагон [ва-ѓон], 

2) в середине слова при стечении двух и более согласных, если 

а) после [й’] следует любой другой согласный: война [вай’-н́а], 

б) после остальных непарных звонких ([л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]) следует парный по глухости / звонкости согласный: лампа [л́ам-па]. 

В остальных случаях стечения согласных слоговая граница проходит перед группой согласных: будка [б́у-тка], весна [в’и-сн́а].  

Фонетический слог следует отличать от слога для переноса. Хотя в большом числе случаев перенос осуществляется в месте слогораздела (мо-ло-ко, лам-па), но в ряде случаев слог для переноса и фонетический слог могут не совпадать. 

Во-первых, правила переноса не позволяют переносить или оставлять на строке одну гласную букву, однако обозначаемые ею звуки могут составлять фонетический слог; например, слово яма не может быть перенесено, но должно быть разделено на фонетические слоги [й’́а-ма]. 

Во-вторых, по правилам переноса следует разделить одинаковые согласные буквы: ван-на, кас-са; граница же фонетического слога проходит перед этими согласными, причём на месте стечения одинаковых согласных мы реально произносим один долгий согласный звук: ванна [в́а-на], касса [ќа-са]. 

В-третьих, при переносе учитывают морфемные границы в слове: от морфемы не рекомендуется отрывать одну букву, поэтому следует перенести раз-бить, лес-ной, но границы фонетических слогов проходят иначе: разбить [ра-зб’́ит’], лесной [л’и-сн́ой’].

ibrain.kz

О смысле букв и слогов русского языка

Для чего создан этот сайт?  Автором поставлена цель показать и доказать заинтересованному читателю, что слоги и буквы русского языка имеют строго определённые смыслы, а множество русских слов представляют из себя смысловые синтетические миниатюры, причём смысл слова почти всегда является суммой смыслов составляющих слово слогов и (или) букв.

Приведена наглядная методика восстановления исходных (буквальных) значений и смыслов общеупотребительных русских слов. Дешифровка значений осуществлена исключительно на материале слов современного русского языка. Никаких экскурсий в область древнерусского, старославянского или церковнославянского языков не производится. Методика обеспечивает получение наглядных для неподготовленного читателя результатов.

Дешифровка произведена с применением разработанного коллективом опытных специалистов не имеющего аналогов мощного программного обеспечения. Программное обеспечение, базы данных, тезаурус, генераторы статей, и многое другое, необходимое для реализации описанной методики, успешно эксплуатируется. Методика проверена и дала любопытные результаты.

Показано, что исходные смыслы русских слов носят исконный и мотивированный характер. Опровергается имеющая хождение этимологическая теория о массовом заимствовании  русских слов из иностранных языков. Приводятся аргументы, доказывающие вероятность прямо противоположного процесса заимствования русских слов иностранными языками.

Критически рассмотрен этимологический словарь Шанского. На примерах показано, что множество статей словаря носят поверхностный и неубедительный характер.

Составлен словарь дешифрованных русских слов объёмом свыше 4300 слов. В словаре даны исходные значения слов, процедура дешифровки каждого слова и сравнение со значениями слов, приведёнными в соответствующих статьях этимологических словарей Шанского или Фасмера. Словарные статьи снабжены авторскими комментариями и, при необходимости, справочными материалами из научных, энциклопедических или иных источников.

Данный ресурс — интерактивная книга, каждый пост — её отдельная глава или раздел. Материалы для публикации уже подготовлены, ведутся работы по наполнению сайта, следить за появлением новых статей можно по оглавлению книги (в правой части экрана). Добавление новых материалов производится несколько раз в неделю.

russkieslogi.ru

Что такое слог в русском языке?

Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха: го-ра, ма-ши-на. Правила деления слов на слоги в русском языке 1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками. •В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. •Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог. 2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): оборона — о-бо-ро-на; строка — стро-ка; Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного. 3. Слоги бывают открытыми и закрытыми. •Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да, сте-на. •Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок. •В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-ски, ди-кта-тор. •В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сань-ка, сим-ка. 4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж: ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать. <a rel=”nofollow” href=”http://poskladam.ru/k/key_slogi_1_klass.html” target=”_blank”>http://poskladam.ru/k/key_slogi_1_klass.html</a>

Это масс-школьная версия. Но в школе, бывает, встречаются и филологически более грамотные педагоги, хотя и социально – менее.

touch.otvet.mail.ru

Частота употребления слогов в словах русского языка


В прошлой статье я вкратце описал результаты анализа слов из словаря древнерусского языка И.И.Срезневского. Написал немного вполне осознанно. Какие-то моменты еще находятся на стадии осмысления, какие-то относятся к конкретным буквам, о чем более правильно написать в статьях им посвященным. К тому же, если выдать в одной статье много информации, воспринять ее будет сложно, и она вряд ли найдет свою “полочку” в памяти читателя.
В данной статье я так же кратко опишу выявленные особенности частоты употребления разных слогов в словах из того же словаря.

В обрабатываемую выборку вошло 97172 слога. Это меньше, чем общее число слогов (154593 слогов в словах без приставок) по причине анализа именно открытых слогов, т.е. начинающихся на согласную. Одиночные гласные и одиночные слоги, после которых нет следующего слога, в выборку не вошли.

В своем анализе, не обессудь читатель, я очень предвзят. Ведь я уверен в том, что отрицает современная наука – буквы имеют смысл. В своих рассуждениях о правоте/ошибке ученых я отталкиваюсь от простой мысли – если буквы не имеют смысла, то частота их употребления должна быть примерно одинакова, плюс-минус на уровне погрешности. Так давайте посмотрим, как обстоят дела на самом деле.


Общее количество слогов на определенную согласную
Как говориться, у нас все не так однозначно… Строки выделил цветом для наглядности.
Если выкинуть из статистики заведомо греческую “тау”, то согласных букв будет ровно 20, что даст по 5% на каждую букву. Это в случае, если они ничего сами по себе не значат и используются “как придется”. Но статистика четко выделяет явный дисбаланс в частоте употребления букв.

Строки, помеченные красным, содержат буквы, слоги с которыми практически не используются в словах – помимо “тау” это Ф, и Ц. Это не говорит о том, что это “неправильные” буквы, это говорит лишь о том, что они не применялись в словообразовании на начальном его этапе. Не буду сейчас отвлекаться на эту их особенность, расскажу о ней в следующих статьях.

Строки, помеченные желтым, содержат буквы, слоги с которыми имею ограниченное использование. Частота их использования более чем в два раза ниже средней теоретической. Данные по буквам Ш и Щ частично можно объединить, т.к. часть слогов на Щ произошла из сочетания ШТ. Так же “частички” частоты их употребления можно отдать слогам на букву С, которая фонетически переходила в Ш, что потом закреплялось на письме.

Строки не помеченные цветом содержат буквы, слоги с которыми близки к искомым средним 5%, хотя и не дотягивают до них.

Строки, помеченные синим, содержат буквы, слоги с которыми используются немного чаще средней теоретической частоты.

Строки, помеченные зеленым, содержат буквы, слоги с которыми употребляются часто, а порой и очень часто.

О чем это может говорить?
На мой взгляд только о том, что каждая буква имеет свой смысл и употребляется вполне осознанно. Слоги, образованные всего пятью буквами, В, Л, Н, Р и Т (зеленые строки), образуют чуть больше 51% всех слогов в нашем языке. Это буквы, образующие так называемые “суффиксальные” слоги, т.е. слоги, рождающие новые слова из какой-то основы. Слоги с буквами Д, К и С (синие строки), судя по частоте их использования, тоже могут быть таковыми, хотя и в ограниченном количестве слов.
Посмотрите на слово, например, БЛАЖЕНСТВОВАТЬ. Здесь есть основа – БЛАЖЕ(БЛАЖЬ), а затем идут эти самые “суффиксальные” слоги – Н, С, Т, ВО, ВА, ТЬ(ТИ).
Слоги на Б, Г, Ж, З, М, П, Х, Ч, Ш и Щ применяются только или почти только для образования основ, называемых сегодня корнями. “Почти” потому, что слоги на Ч, Ш и Щ вполне бывают и “суффиксальными”, особенно, когда Ш или Щ исходно были слогами на Ч или С.

Все эти особенности явно указывают на разные этапы словообразования – образование основных слов, которые складывались из слогов и отдельных гласных букв, и суффиксального образования новых слов, когда людям потребовалась красота речи и ее насыщенность.
Если внимательно посмотреть на слова со слогами на помянутую ранее букву Ц, то можно заметить, что когда этот слог стоит в основе слова, то он почти всегда имеет своим “родителем” Ч (ЧЕПЬ перешло в ЦЕПЬ) или С (САРЬ перешло в ЦАРЬ), т.е. это фонетическая замена. Когда же данный слог стоит после основы, то это может быть замена того же слога на Ч, либо может быть действительно слогом на Ц. Все дело в том, что слоги из основы и слоги “суффиксальные” на поверку оказываются не совсем одинаковыми. Их смыслы имеют разную природу, но об этом и многом другом я напишу в своих следующих статьях.

P.S. Если есть желание, то можете подумать, что означает слог ЦЬ (совр. Ц) на конце слов, например, КУЗНЕЦ, ЖНЕЦ, МОЛОДЕЦ, ЖЕРЕБЕЦ и т.п., и какую природу может иметь смысл, заложенный в него. Ответ поможет понять природу “суффиксальных” слогов, а так же их “собратьев” из основы слов.


navyserge.livejournal.com

Что такое слог в русском языке, Определение

Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные – слогообразующие, остальные – неслоговые. В русском языке слоги обычно строятся по принципу восходящей звучности, и слогораздел в неконечных слогах чаще всего происходит после самого звучного звука. Типы слогов в русском языке: открытые (-та-) и закрытые (-ат-), прикрытые (–та-) и неприкрытые (–ата-).

При письме слоги записываются с помощью знаков — букв.

В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).

Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые.

Во всех языках существуют открытые слоги, но в некоторых, например, гавайском, закрытых слогов нет.

Слоги могут быть прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного). Например, в слове ар-буз первый слог неприкрытый, а второй прикрытый.

Для того, чтобы определить, сколько слогов в слове, применяют нехитрый прием, впервые показываемый учителями начальной школы детям. Для этого руку тыльной стороной подносят на близкое расстояние к подбородку и четко произносят нужное слово, считая, сколько раз подбородок коснется руки. Это число и будет количеством слогов.

Слог бывает значимой звуковой единицей (например, во вьетнамском языке) и фонетической единицей, формальным понятием.

В чешском и сербском языках плавные согласные могут образовывать слог (как, например, в чешских словах prst, vlk и Brno).

Многие учёные писали в своих трудах о том, что слог — ничто. «Слог есть фикция» (Л. Р. Зиндер). Согласно теории Л. В. Щербы о том, что любая звуковая единица связана со смыслом фонемы, слог фиктивен, так как не имеет никакой связи со смыслом (в русском языке).

Ессен писал, что слог не несёт смысла и не имеет каких-либо особых акустических характеристик.

Слоги существуют, так как:

  1. Слог — важная и явно вычленяемая в речевой интуиции единица.
  2. Слог — основная единица в стихосложении.

www.terminologija.ru

5 класс. Русский язык. Трудности переноса слов в русском языке – Слоги русского языка. Открытые и закрытые слоги.

Комментарии преподавателя

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков!

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.

Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного!

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить.
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет – 

у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].

  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

    Май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-ттечь, да-нный.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пка, ра-вный.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание). 
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.



www.kursoteka.ru

Слоги русского языка

Звукарь – Уважаемый родитель! Если вы не так давно начали обучать своего ребенка чтению, то эта информация будет вам полезна. Занимаясь с малышом по букварю, вы разучиваете с ним буквы, учите его читать слоги. Чтобы вашему маленькому ученику было интересно учиться читать, мы создали … перейти к Звукарю


Букварь – первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные… перейти к Букварю


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. … перейти к пособию


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом … перейти к статье


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и … перейти к играм с буквами


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не … перейти к урокам по чтению слогов


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов “Игры с буквами”, “Уроки чтения слогов”. Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих… Перейти к урокам по чтению слов


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа “Мама моет раму”. Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?… Перейти к описанию книжки-игрушки


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают… Перейти к урокам чтения


games-for-kids.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *