Познавательное

Разделительный мягкий и твердый знак упражнения – Упражнения на различение разделительного мягкого и твердого знака.

Упражнения на различение разделительного мягкого и твердого знака.

Упражнения на различение разделительного ь и разделительного ъ.

Закрась слова с разделительным ь в зелёный цвет, а с разделительным ъ – в голубой цвет.

Вставь слова с разделительным ъ.

О _ _ _ _ _ _ _ посадку в самолёт.

Учитель о _ _ _ _ _ _ _ ученикам задачу.

Грузовик п _ _ _ _ _ _ _ к дому.

Кот с _ _ _ целую банку сметаны.

Машины в _ _ _ _ _ _ в гараж.

П_ _ _ _ _ _ _ _ кран поднимает и отпускает грузы.

О _ _ _ _ _ _ _ посадку в самолёт.

Учитель о _ _ _ _ _ _ _ ученикам задачу.

Грузовик п _ _ _ _ _ _ _ к дому.

Кот с _ _ _ целую банку сметаны.

Машины в _ _ _ _ _ _ в гараж.

П_ _ _ _ _ _ _ _ кран поднимает и отпускает грузы.

Подбери к пословице из первого столбика близкую по смыслу (похожую) из второго столбика. Закрась их в одинаковые цвета.

Богатый бедного не жалеет.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Людей помнят по их делам.

Добро помни, а зло забывай.

Дома и стены помогают.

Дружба – богатство бесценное.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Пока здоровье служит – человек не тужит.

Друга за деньги не купишь.

Богатый бедному не брат.

У человека самое ценное – это здоровье.

Мой дом – моя крепость.

Подбери к пословице из первого столбика близкую по смыслу (похожую) из второго столбика. Закрась их в одинаковые цвета.

Богатый бедного не жалеет.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Людей помнят по их делам.

Добро помни, а зло забывай.

Дома и стены помогают.

Дружба – богатство бесценное.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Пока здоровье служит – человек не тужит.

Друга за деньги не купишь.

Богатый бедному не брат.

У человека самое ценное – это здоровье.

Мой дом – моя крепость.

Подбери к пословице из первого столбика близкую по смыслу (похожую) из второго столбика. Закрась их в одинаковые цвета.

Богатый бедного не жалеет.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Людей помнят по их делам.

Добро помни, а зло забывай.

Дома и стены помогают.

Дружба – богатство бесценное.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Пока здоровье служит – человек не тужит.

Друга за деньги не купишь.

Богатый бедному не брат.

У человека самое ценное – это здоровье.

Мой дом – моя крепость.

Подбери к пословице из первого столбика близкую по смыслу (похожую) из второго столбика. Закрась их в одинаковые цвета.

Богатый бедного не жалеет.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Людей помнят по их делам.

Добро помни, а зло забывай.

Дома и стены помогают.

Дружба – богатство бесценное.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Пока здоровье служит – человек не тужит.

Друга за деньги не купишь.

Богатый бедному не брат.

У человека самое ценное – это здоровье.

Мой дом – моя крепость.

infourok.ru

Правописание разделительных Ь и Ъ (упражнения и тест)

Упражнение 1.

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

 

1. В эту минуту раздались п…яные крики гостей. 2. Сам решился он Чичиков] сочинить крепости, написать и переписать, чтоб не платить ничего под…ячим. 3. Она села за фортеп…яно и сыграла несколько любимых его п…ес. 4. Лакей обез…янничает их манеры, замашки. 5. Высокий зеленый бур…ян рос на том месте, где когда-то был двор. 6. Обивка на креслах первых рядов и на бар…ерах лож… давно выцвела. 7. Раз…яренная река пенилась и схлестывала волнами гранитные парапеты набережной. 8. Порой выходила группа от…экзаменовавшихся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или озабоченно — о возможности провала. 9. Повар давал им [матросам] вываренное бул…онное мясо. 10. Среди большой чистой площадки на высоком п…едестале высился слепок могучей фигуры Давида. 11. Вот нам и еще один компан…он для пикника. 12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ…ятный лазурный простор. 13. При малейшем из…яне в костюме, при оторванных пуговицах этот костюм должен сдаваться для починки, чистки и пр. 14. Мы уж с отцом от…ужинали. 15. Мы отходили на север, прикрываясь все время сильными ар…ергардами. 16. Письма Андрея стали неот…емлемой част…ю моей жизни. 17. Аксинья с…узила глаза, шевел…нув черными бровями. 18. Настал день прем…еры, подготавливавшейся свыше полугода. 19. Мы пред…явили Фокину ряд требований, и прежде всего о повышении заработной платы.

 

 

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

 

1. В городке было сконцентрировано нескол…ко батал…онов пехоты. 2. Сначала производились натурные с…емки, затем работа была перенесена в павил…оны кинофабрики. 3. Богатый выбор подарков ко дню 8 Марта можно найти в магазинах Глав…ювелирторга. 4. Во время ремонта театра были заменены меж…ярусные перекрытия. 5. В газете опубликовано интерв…ю с руководителем иностранной делегации. 6. Новые методы работы позволили с…экономить много времени и средств. 7. Активная контр…атака противника поставила в затруднител…ное положение молодого шахматиста. 8. Работу переводчика облегчил недавно изданный трех…язычный словарь. 9. В такую в…южную ноч… нетрудно было сбит…ся с пути в незнакомых местах. 10. По ночам нередки были заморозки, и лист…я на дерев…ях с…ёжилис… от холода. 11. Для пересылки срочных и важных документов была испол…зована фельд…егерская связь. 12. Крестьяне неоднократно восставали, стремяс… избавит…ся от тяжести под…яремной жизни в условиях крепостничества. 13. Беряс… за какую-либо работу, нужно об…ективно оцениват… свои возможности. 14. Денежные знаки старого образца были из…яты из обращения. 15. На заре человеческой жизни поч…ти любое явление природы казалось людям сверх…естественным и необ…яснимым. 16. Химик производил опыты с какими-то четырех…элементными соединениями. 17. В основе таких теорий, как пан…тюркизм, пан…японизм, лежат не стол…ко религиозные, скол…ко политические цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет совершил транс…европейский перелет за нескол…ко часов.

 

 

Упражнение 3.

Вставьте, где необходимо, пропущенные разделительные ъ и ь.

 

Авин..он, ад..юнктура, ад..ютант, ар..ергард, батал..он, без..абзацный, без..аварийный, без..ухий, без..ёмкостный, без..ядерный, без..языкий, бул..он, вз..обраться, вз..есться, в..есться, в..ехать, в..ёт, В..етнам, в..юн, двух..аршинный, двух..ярусный, дез..активация, дез..установка, дет..ясли, дос..е, друз..я, д..явол, из..обличить, из..украсить, из..евший, из..ездить, из..являть, из..ян, интерв..ю, ин..екция, ин..юрколлегия, ин..яз, кан..он, контр..атака, контр..угроза, контр..удар, контр..ярус, контр..экспозиция, кон..юнктивит, кон..юнктура, котил..он, лит..ё, медал..он, меж..американский, меж..европейский, меж..элементный, мин..он, нав..ючить, над..язычный, необ..ятный, неот..емлемый, об..учение, об..единение, об..ект, об..ектив, об..ективный, об..ехать, об..ятый, от..утюженный, от..учить, от..юлить, от..явленный, от..экзаменовать, пан..американский, пан..европейский, папил..отка, под..одеяльник, под..опытный, под..ельник, под..ём, под..язычный, под..ячий, пред..упредить, пред..юбилейный, пред..явитель, птич..и, раз..ахаться, раз..украсить, раз..единённый, раз..ярённый, р..яный, саф..ян, сверх..бтекаемый, сверх..ёмкий, сверх..естественный, сверх..экономный, син..ор, с..обез..янничать, с..ориентироваться, стул..я, суб..ект, суб..ективный, суб..ядерный, супер..агент, с..едобный, с..ёжиться, с..ехидничать, с..ябедничать, с..язвить, с..экономить, транс..океанский, транс..сибирский, транс..урановый, транс..европейский, трёх..осный, трёх..уровневый, трёх..ярусный, фельд..егерь, четырёх..ярусный, четырёх..этажный, шансон..е, ш..ют.

 

 

Упражнение 4.

Вставьте, где необходимо, пропущенные ъ и ь.

 

1. Даже во т..ме окружающая природа была жалка (Платонов). 2. Стёпа, тараща глаза, увидел, что на мален..ком столике сервирован поднос, на коем имеет..ся нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазоч..ке, белые маринованные грибы на тарелоч..ке, что-то в кастрюл..ке и, наконец, водка в об..ёмистом ювелиршином графин..чике (Булгаков). 3. Привёл раз мне один мужичок гон..чую (Пришвин). 4. Батал..он, с которым он шёл из крепос..ти, находился в ар..ергар..де (Л. Толстой). 5. Отец.. весь как-то с..ёжился (Чуковский). 6. Черный маг раскинулся на каком-то необ..ятном диване (Булгаков). 7. На артис..те было тол..ко чёрное бел..ё и чёрные же востроносые туфли (Булгаков). 8. Эх, слыш.., хозяйка, а это что за человек у стола уснул? (Арбузов) 9. Ты мнител..ный человек и из мухи делаеш.. протод..якона (Чехов). 10. Что-то нехорошее творилось в его мален..ком из..язвлённом сердце (Андреев). 11. А тепер.. им предлагалось поверит.. в реал..ност.. нового, суб..атомного мира (Данин). 12. Всё показалось ему бед..нее, мен..ше, жал..че (Тынянов). 13. Вед.. почему хочет..ся быть генералом? – Потому что, случит..ся, поедеш.. куда-нибудь – фел..д..егеря и ад..ютанты поскачут вез..де вперёд: «лошадей» (Гоголь). 14. Матвея осенила простая и гениал..ная мысл.., и тотчас же, по своей горяч..ности, он осыпал себя проклятием за то, что она не пришла ему ран..ше (Булгаков). 15. Кирпич..ные ступен..ки вели из подвала к д..вери на двор (Булгаков). 16. На заводские дворы пришли камен..щики, арматур..щики, плотники, бетон..щики (Кочетов). 17. Как приятно в ясный декабр..ский или январ..ский ден.. побродит.. по глухому лесу (Пришвин). 18. Молча, с сер..ёзным видом, он нав..ючивал на лошадей какие-то тюки сверх..естественной величины (Рыбников). 19. Цыган хотел было кнутом ожеч.. эту девку (А.Н. Толстой). 20. К под..ездам гос..тиниц уже вели мален..ких мышастых осликов (Бунин). 21. Среди полных столов вот рядком старики-об..едалы (Некрасов). 22. Что же говорил вам Германн, или как биш.. его? (Пушкин) 23. Он с новой мысл..ю поглядел на этот земляной холм, под которым тоже лежал какой-нибудь небол..шой народ, перемешав свои кос..ти, потеряв имя и тело, чтобы не привлекат.. бол..ше к себе никаких мучителей (Платонов). 24. Он даже не знал, почувствуют ли бол..ные здоров..е (Платонов). 25. Из ближних рощ.., с пашен.. и пастбищ.. – отовсюду доносит..ся радостная птич..я разноголосица (Пришвин). 26. Полукругом изогнулся двух..этажный павил..он сел..ского хозяйства, украшенный деревянной рез..бой (М. Горький). 27. Стремител..ным маршем идут батал..оны (Сурков). 28. Он уложил Айдым рядом с матер..ю (Платонов). 29. Овцы прожили вмес..те с пастуш..ими собаками нескол..ко лет (Платонов). 30. В двадцат.. трет..ем году я был послан в дал..ний вояж.. на шлюпке «Отважный» (Станюкович). 31. Дядя обещал при первом случае об..яснит..ся с племянником (Гончаров). 32. И вот проклятая зелен.. перед глазами растаяла, стали выговариват..ся слова (Булгаков). 33. Вчерашний ден.. лепился из кусоч..ков, но всё-таки тревога не покидала директора Вар..ете (Булгаков). 34. Позвол..те с вами рассчитат..ся (Булгаков). 35. И сам ты поднимаеш..ся на всём к зав..юженному радостному небу (Луговской). 36. В эту минуту раздались п..яные крики гос..тей (Гоголь). 37. Она села за фортеп..яно и сыграла нескол..ко любимых его п..ес (Гончаров). 38. Обивка на креслах первых рядов и на бар..ерах лож.. давно выцвела (Мамин-Сибиряк). 39. Тут Стёпа отчётливо увидел какого-то странного суб..екта – длинного, как жер..д.., и в пен..сне (Булгаков). 40. Чагатаев опустил голову жен..щины обратно на землю и пошёл навстречу блуждающим овцам. Сначала он шёл обыкновенно, но потом, когда ден.. стал покрыват..ся ноч..ю, он побежал скорее вперёд, чтобы не пропустит.. овец.. во т..ме (Платонов).

 

 

Упражнение 5.

Выпишите слова с разными случаями употребления ъ и ь, сгруппировав эти слова в соответствии с правилами.

1. Лагерь пробудился рано, только занималась утренняя зорька. (Федос.) 2. Полине Васильевне сейчас неловко и перед дочерью и перед собой за эту невольную ложь. (Лип.) 3. Поверьте, Сташек, на войне лучше быть фельдфебелем, чем рядовым солдатом, а генералом быть лучше, чем полковником. (Сарт.) 4. В науку надо въезжать на белом коне, а не стучаться нищим, не имея ничего за душой. (Гран.) 5. Давно пора было брать чемоданы и спускаться к подъезду. (Мальц.) 6. Как же не расступилась земля и не проглотила Марка Бовкуна, как он смеет ходить по улицам, дышать одним воздухом с честными людьми! (Собко) 7. Листва на деревьях не вяла, а лишь, отдавая дань прекрасному, меняла цвета. (В.) 8. Больному каждый день давали куриный бульон. (Покр.) 9. Ранний декабрьский мороз сковал землю. (Казан.) 10. Советская государственная граница тянется на шестьдесят тысяч километров с лишним. (Покр.) 11. Замерли пышные-ветви яблонь. (Бет.)

 

Упражнение 6.

Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.

I. 1. Савватей посоветовал попытат… счаст…я по тетеревам. Растолковал дорогу в рябинник, где в эту пору от…евшиеся за осен… птицы клюют тронутую заморозками ягоду. (Полвв.) 2. Был знойный полден…—в небе ни облач…ка, над степ…ю марево, в сапогах печет ноги, а скинеш… сапоги, ступат… бол…но: так колет…ся стерня. (Кетл.) 3. Но всякий раз в…езжат… в улицы города, то знойно пыл…ные летом, то холодные и липкие от грязи поздней осен…ю, то гладко налощенные полоз…ями саней зимой, для него было непередаваемой радост…ю. (Сарт.) 4. Так подчини своей воле седую Сыр-Дар…ю, застав… ее мчат… воды по пути, который сам ей укажеш…, прикажи ей быт… слугой советской земли, и ты еще раз услышит… братскую хвалу своей силе и упорству. (Раш.) 5. От…езд должен был удобно, просто и мужественно разрешит… эту канител…, и Крылов испытывал сейчас сладостное ощущение свободы от Дана, от его беспокойной требовател…нос…ти, от необходимое…ти делат… то, во что не вериш… . (Гран.) 6. Дерев…я под тяжест…ю мокрого снега гнулис…; мал…чишки во всех дворах лепили снежные крепос.ти, снежных баб, приходили домой с обмокшими рукавами и полами пал…то и еще в коридоре, прячас… от всевидящих материнских глаз, начинали раздеват…ся. (Проск.) 7. Михас…, сидя сейчас в подпол…е у стены, вспомнил в подробное…тях и даже с удовольствием, как в тихую, теплую ноч…, освеженную дождем, он вышел на новую операцию — опят… же на Саве. (Нил.) 8. Даже люди очен… взрослые, душевно сил…ные, давно привыкшие с настойчивост…ю и суровостью управлят… собственной суд…бой, порой впадают в такое состояние, когда им хочет…ся, чтобы кто-то иной подумал о том, что будет… с ними хотя бы через ден… или час — даже в том случае, ее…ли этот ден… или час будет грозит… им сер…езными неприятное…тями. (Нил.) 9. В свое время Снигирев предложил теорию, объясняющую выход материала из ковша элеватора. Производительное…т… элеваторов должна все время увеличиваться. Самое простое — сделат… бол…шие по об…ему ковши. Но при этом растут габариты и вес машины. Надо, значит…, увеличит… скорое…т… движения ковшей. Но тогда от центробежной силы материал разлетает…ся из ковша во все стороны, падает туда же, откуда его взяли ковши. И вот Олег с Анатолием, пол…зуяс… теорией Снигирева, бол…ше двух лет возилис… с ковшами и придали им форму, при которой можно все-таки на одну пятую ускорит… их движение. Резул…тат отличный, работа нужна производству, все довол…ны. (Дем.)

II. И как бы в душе ни чувствовали себя правыми Климович и его танкисты и скол…ко бы боев и нанесенных немцам потер… ни было у них за плечами, все равно им было невыносимо ехат… по этому забитому люд…ми шоссе, никому не об…ясняя, зачем и почему они едут на восток, потому что об…яснят… это им не дано было права. Так было семнадцатого октября. А сегодня, через двадцат… дней, он со своими восем…юдесят…ю танками пройдет через Красную площад… . Шест…десят… «тридцат…четверок» — машины, о которых может тол…ко меч…тат… любой танкист, и двадцат… «КВ» — тяжелых, не таких маневренных, но зато практически не пробиваемых малокалиберной артиллерией … Эх, если бы имет… их в бригаде в первый же ден… войны! Восемьдесят… танков … (К. Симонов)

 

Упражнение 7.

Подберите или самостоятельно составьте предложения с приведенными словами, объясните употребление ъ и ь в этих словах. Укажите различия в значениях этих слов.

Вьюга — метель, изъян — недостаток, объегорить — обмануть, объедала — обжора, объять — обнять, подъем — воодушевление, пьедестал — постамент, снадобье — лекарство.

 

Упражнение 8.

Выпишите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2—3 примера (в предложениях) на каждое правило правописания ъ и ъ.

 

Тест по теме «Правописание разделительных ъ и ь»

1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1)  раз..емный, без..ядерный, изголов..е

2)  в..езжающий, из..ятый, меж..этажный

3)  с..емный, об..ектив, двух..ярусный

4)  необ..ятный, бул..онный, кон..юнктивит


2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

1)  бьющий ключ.., любимая вещ.., глубоких луж.., распростиш..ся с людьми

2)  стало невмоч.., голос певуч.., громкий плач.., оденеш..ся потеплее

3)  промаж… клеем, удивительный товарищ.., грозовых туч.., печ.. рулет

4)  разреж..те лист, достучиш..ся до соседа, бежать вскач.., помощ.. преподавателя

 

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1)  ад..ютант, под..ездной, под..ячий

2)  об..ект, об..езженный, интер..ер

3)  об..явленный, компан..он, прод..юсер

4)  из..ян, неот..емлемый, ин..екция

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

1)  поздороваеш..ся с другом, двигаться вскач.., быстро одеваеш..ся, стало невмоч..

2)  лучший товарищ..,  заметная фальш..,  изнуряющая суш.., длинный меч..

3)  реж.. хлеб, игра не стоит свеч.., несколько луж.., встре­тиш..ся с братом

4)  мятеж.. офицеров, попрощаеш..ся с матерью, назнач..те место встречи, щедрый богач…

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1)  пан..европейский, ин..екция, протод..якон

2)  сверх..естественный, кон..юнктура, транс..европейский

3)  пред..юбилейный, интерв..ю, звен..евой

4)  трех..язычный, кан..он, п..едестал

                         Ответы:

 

videotutor-rusyaz.ru

Тренировочные упражнения по теме “Правописание разделительных Ь и Ъ знаков”

Задание 2. Употребление прописных букв (параграф 4): выберите прописную или строчную букву в написаниях. В случае затруднения пользуйтесь орфографическим словарём. Расставьте, если надо, кавычки и дефисы.

В (Е,е)гипетской мифологии Осирис — (Б,б)ог производительных сил (П,п)рироды, (Ц,ц)арь (3,з)агробного (М,м)ира. Злой (Б,б)ог (П,п)устыни Сет убил брата и разрубил его (Б,б)ожественное тело на 14 частей.

Главная улица Москвы — (Т,т)верская — начинается практически от стен (К,к)ремля, где перед (В,в)оскресенскими (В,в)оротами возвели в 1781 году (И,и)верскую (Ч,ч)асовню. Через (В,в)орота можно и сегодня выйти на (К,к)расную (П,п)лощадь, перед ними раньше были обычные дома, а сегодня высится громада (Г,г)остиницы (М,м)осква и шумят автомобили на (У,у)лице (О,о)хотный (Р,р)яд.

(Упражнения заимствованы с сайта videotutor-rusyaz.ru)

Выберите верное написание, где нужно, расставьте кавычки.

Конфеты (М, м)ишка на (С,с)евере, шоколад (М,м)арс, планета (Н,н)ептун, кинотеатр (Н,н)аутилус, кафе (Л,л)акомка, котенок (Б,б)арсик, телепредача (В,в)ечерний (А,а)бакан, парк (О,о)рлёнок, в вазе стоят (В,в)асильки, (К,к)онстантин (Г,г)еоргиевич (П,п)аустовский, роман (О,о)брыв, сказка (К,к)олобок, река (Е,е)нисей, (Е,е)гипет, (Т,т)ихий (О,о)кеан, проспект (К,к)осмонавтов, улица (Ч,ч)ерногорская.

Задание 3. Буквы Ь и Ъ (параграф 5): вставьте, где необходимо Ь или Ъ знак.

  1. Григор…евич, Савел…евич, с…ехал, крыл…я, хлоп…я, Анатол…евич, Евген…евич, стул…я, звен…я, охотнич…ю, раздол…е, лошад…ю, об…ехал, кол…я, мурав…и, солов…и, Ил…ич, бар…ер, бад…я, счаст…е, кушан…е, шалун…я.

  2. Жил…ё, колос…я, здоров…е, варен…е, сиден…е, учен…е, умен…е, чирикан…е, ноч…ю, осен…ю, рыс…ю, пыл…ю, завист…ю, суч…ев, жадност…ю, заш…ёт, приб…ёт, под…ест, вып…ет, свин…я, бел…ё, певун…я, хохотун…я, в…юк.

  3. Бездел…е, с…ёмка, грозд…я, бур…ян, коп..ё, обез…яна, оживлен…е, чут…ё, под…ём, брат…я, с…ём, мыт…ё, об…ём, степ…ю, раз…ярённый, в…юн, вещ…ю, об…яснил, тиш…ю, радост…ю, скатерт…ю, смелост…ю, вз…ерошенный, печен…е, над…ест, ател…е, ненаст…е, свежест…ю, гряз…ю, с…едобный, зал…ёт.

  4. Плат…е, под…ёмный, дочер…ю, в…едливый, в…юга, с…ест, тетрад…ю, мелоч…ю, олад…и, из…ян, пряд…ю, пред…юбилейный, в…ехал, жил…ё, л…ёт, в…езжать, сынов…я, гост…я, об…ест, брош…ю, поверхност…ю, стул…я, пер…я, в…ёт, вороб…и, уст…е, об…единить, под…езд, павлин…и, пред…явить, руч…и.

  1. Лист…я, друз…я, об…едки, сирен…ю, прут…я, раз…яснил, дерев…я, под…езжать, лен…ю, птич…и, коз…и, рыб…и, волч…и, собач…и, в…езд, ул…и, цеп…ю, об…явление, медвеж…и, медал…ю, раз…единить, стал…ю, заяч…и, рож…ю, от…ехал, ворон…и, белич…и, об…ятия, храброст…ю, гост…ей, с…язвил, дич…ю, клоч…я.

  1. Ш…ёт, об…единение, ладон…ю, б…ёт, под…ехал, лист…ями, изгород…ю, Мар…я, с…езжать, Соф…я, Дар…я, с…езд, суч…я, Дем…ян, Тат…яна, с…ёжились, Натал…я, руж..ё, площад..ю, печ…ю, от…езд, сол…ю, ел…ю, п…ёт, Ул…яна, Аксин…я, Васил…евич, п…еса, попрыгун…я, ин…екция, сер…ёзный, Юр…евич, об…ект, суб…ект.

  1. Словарный диктант. Вставь пропущенные буквы.

Сер…езная опа…ность, об…единиться с друз…ями, пис…мо мал…чика, об…явить благ…дарность, счас…ливое де…ство, под…ехать к мосту, люблю кос…бу, с…едобный гри…, вз…ерошенные вороб…и, ле…кие обл…ка, спускаться с параш…том, необ…ятные пр…сторы, в…ются над степ…ю, журч…ние руч…я, необ…ятный мир комп…ютеров, персонал…ный комп…ютер, комп…ютерные игры.

multiurok.ru

Практические задания по теме «Разделительные твёрдый и мягкий знаки»

В какой части слова пишется разделительный мягкий знак? В какой части слова пишется разделительный твёрдый знак? Эта тема, на первый взгляд, кажется лёгкой. Но учащиеся достаточно часто ошибаются в словах с разделительными знаками. Вроде правила знают, а ошибки всё равно допускают. Поэтому кроме заучивания правил всегда нужна практика.

Предложенная разработка по теме «Разделительные твёрдый и мягкий знаки» — это и есть набор полезных практических заданий. В нём 11 заданий разного уровня сложности.

Есть задания отдельно на постановку твёрдого знака или мягкого знака, а есть и комбинированные задания на выбор одного из двух знаков.

Также составлены задания не только на знание выученных правил, но и на внимательность.

Кроме слов с разделительными знаками, в некоторых заданиях даются слова со смягчающим мягким знаком. Ребята должны уметь различать такие слова.

Задания из практической разработки по теме «Разделительные твёрдый и мягкий знаки» можно применять в начальной школе в любом классе со второго по четвёртый. На уроках русского языка по данной теме их можно использовать в качестве раздаточного материала. Разработаны задания разного уровня сложности, поэтому в зависимости от уровня знаний учащихся учитель сам может выбирать, какие задания предложить ребятам в том или ином классе.

Для удобства работы учителя в отдельном файле собраны все решения предложенных заданий.

videouroki.net

Тренировочные задания по русскому языку на тему “Разделительный ъ и ь знак” (3 класс)

Задания по русскому языку на тему “Разделительный ъ и ь знак”

Правило

Разделительный ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (ВЬЮГА, БУРЬЯН, ЛИСЬИ СЛЕДЫ), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (БУЛЬОН, СИНЬОР).

Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить раздельно, нет слияние звуков, появляется дополнительный звук [Й].

Разделительный ъ (твердый знак) нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: ПОДЪЕЗД, ИЗЪЯВИТЬ, ИНЪЕКЦИЯ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ. Кроме этого, разделительный Ъ знак пишется в сложных словах с числительными: ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ.

  1. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Рано утром в воскресен..е мы с друз..ями под..ехали к оз…ру. На бер…г с..ехалис.. рыболовы. Они натянули палатки, вскипятили ч…йники и приготовили с..естное. Завтракают и ждут рассвета. Все вокруг об..ято тиш…ной. Мой отец об..ясняет мне, как готовить снасти. Будет замечател..ный улов.

2. Прочитай текст. Выпиши слова с разделительным ь знаком в первый столбик; слова, в которых ь знак показывает мягкость согласного, во второй столбик.

Соф…я с Ил…ёй идут в школу. На дорожку падают лист…я. У крыл…ца школы Соф…я остановилас… . К ней подбежала собака Жул…ка. Они с ней друз…я. В классе детей встретили с радост…ю. Прозвенел звонок. Началас… контрол…ная работа.

3. Распредели слова в три столбика:

1 – с разделительным мягким знаком;

2 – с мягким знаком – показателем мягкости согласного;

3 – с разделительным ъ.

Хлоп.я, с.езд, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал.чик, с.ёмка, пал..то, бел..ё, мурав..и, гост..я, дерев..я, в..юга, под..ём, огоньки, л..ётчик, л..иса, об..ём, с..ёмка, пис..мо, мал..чик, под..езд, с..ел, обез..янка, дождь.

4. Укажи количество звуков и букв в словах.

Жильё -________________________________________________

Осень-_________________________________________________

Платье-________________________________________________

Подъехал-_______________________________________________

Кольцо – ________________________________________________

5. Исправь ошибки и запиши текст правильно.

Лйот силный дожд. Дружок лежыт подкрылцом. Сабака радосно встричяет илйу. Илья и дружок – друзя.

6.Вставь пропушенные буквы.

Вороб…ишка над руч…ём
Своей сем…е построит новый дом.
Крыл…ями помашет,
Вот кол…я воб…ёт.
И в…юга в их дом никогда не войдёт!

Волк ужасно раз…ярён,
С…есть ежа не может он.
Ёж, хотя он и с…едобен,
Для с…еденья неудобен:
С…ёжась, выставил иголки –
Об…егорил злого волка.

infourok.ru

Разделительные твердый и мягкий знак (ъ, ь)

Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: семя (без мягкого знака) и семья (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.

Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (вьюга, бурьян, лисья), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (бульон, синьор, гильотина). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].

Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях:

1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный.
2. В сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, например: трёхъярусный.
3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.

Примеры слов с разделительным ъ

Съезд, подъезд, отъезд, разъезд, объём, предъюбилейный, изъявить, волеизъявление, объять, необъятный, разъярённый, сверхъестественный, съёмка, взъерошить (волосы), съёжиться, разъяснилось (небо), объединить, объявление, съедобный, подъёмный (кран).

Двухъязычный, трёхъярусный, четырёхъярусный.

Адъютант, инъекция, конъюнктура, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.

Примеры слов с разделительным ь

Здоровье, счастье, льёт, бьёт, вьёт, вьётся, вьюга, семья, воробьиный, хлопья, пьеса, барьер, бельё, брильянт, бурьян, вьюн, интервью, лисьи, ружьё, шалунья, полозья, питьё, пьёт, друзья, серьёзный, Татьяна, Марья, шьём, шитьё, выльется, обезьяна, ночью, листья, деревья, птичьи, вьющиеся растения, в улье, ателье, рьяный (работник), (выступить) с речью, (владеть) вещью.

Батальон, почтальон, бульон, павильон, компаньон, медальон, миньон, шампиньон.

Задание: запишите по 20 слов с разделительным твердым и разделительным мягким знаком.

Съемка, въезд, съездил, подъезд, объявить, разъединение, объявление, объяснение, съезд, отъявленный, подъемник, объедки, объяты, съежился, предъюбилейный, разъяснить, разъюлиться, подъел, разъяренный, съедобный.

Лукоморье, вьются, хлопья, курьи, вьюга, Татьяна, обезьяна, серьезный, барьер, воробьи, белье, платье, заячьи, сельский, деревья, зверье, согласье, счастье, семья, девчачья.

7gy.ru

«Разделительные твёрдый и мягкий знаки»

Методическая разработка урока русского языка на тему:

«Разделительные твёрдый и мягкий знаки»

(УМК «Школа России)

Тема: Разделительные твёрдый и мягкий знаки

Цель: формировать умение различать слова с разделительными твёрдым и мягким знаками.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать развитию умений различать слова с разделительными твёрдым и мягким знаками.

Личностные: воспитывать интерес к изучению русского языка, развивать умение оценивать себя и товарищей.

Метапредметные:

Познавательные УУД: развивать способность к познанию, писать слова с разделительными твёрдым и мягким знаками.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с целью и условиями её реализации, устанавливать аналогии.

Коммуникативные: аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная, парная.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс» авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, «Рабочая тетрадь» 2ч. автор В.П.Канакина, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

И мы начинаем наш урок.

Встали ровно, подтянулись,

Мило друг другу улыбнулись.

II. Проверка домашнего задания

– Назовите слова и объясните их написание.

– Назовите слова с мягким знаком — показателем мягкости.

III. Актуализация знаний

(Дети записывают под диктовку.)

Разъяснение, льют, муравьи, съёмка, воробьи, съезд, предъявить, вьюга, подъём, колосья, отъезжать.

– Объясните правописание слов.

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

– Разделите слова на две группы.

Соловьи, съел, шьёт, объезд, вьюга, подъём.

– Вы разделили слова по какому признаку на группы? (В первой группе слова с разделительным мягким знаком: соловьи, шьёт, вьюга , во второй — с разделительным твёрдым знаком: съел, объезд, подъём.)

– Сформулируйте тему нашего урока.

V. Работа по теме урока

1. Упражнения в написании слов с разделительным твёрдым знаком

– От данных слов образовать однокоренные слова, употребив приставки от-, об-, в-, по-, под-.

Съехал, поеду, разъезд.

– Выделите в словах приставки, подчеркните разделительный твёрдый знак.

Необ..ятные просторы открылись нашему взору.. . Только в следующем году закончится с..ёмка кинофильма. Метался по клетке раз..ярённый тигр. Придётся ехать в об..езд. Под..ездные пути к городу закрыты. Посадка на самолёт только что была об…явлена. В луже купался вз..ерошенный воробей.

– Спишите. Добавьте подходящие по смыслу слова. Объясните написание разделительного твёрдого знака.

Воробей от холода …. Ребёнок должен уметь отличать… грибы от ядовитых. Мы … весь свет. У белки много … припасов в кладовой. У бабушки кот … целую банку сметаны. Огромные плиты … кран поднимает и опускает. Поезд остановился на … . Очень трудным оказался … в гору.

Слова для справок: с..едобные, под…езд, с..ел, под…ём, с..езд, с..ёжился, об… ездили, с..естные, раз..езд, под..ёмный, об…явление,

2. Работа по учебнику

Упр. 268 (с. 136).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 269 (с. 136).

(Работа по заданиям упражнения.)

-Прочитайте сведения о языке и скажите, на что указывают разделительные мягкий и твёрдый знаки?

– Приведите свои примеры.

Упр. 270 (с. 137).

(Работа в парах. Проверка.)

VIII. Рефлексия

-Подберите однокоренные слова с указанными приставками. Приставки выделите.

Езда (от-, под-, по-, раз-), ясно (об-, раз-, вы-, по-), ел (по-, с-, об-).

– Скажите, что же надо знать о разделительном твёрдом знаке, чтобы правильно написать слово? (Он пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.)

– А что вы знаете о правописании разделительного мягкого знака? (В корне слов перед буквами е, ё, ю, я, и он пишется)

– Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

– Закончите фразу:

На сегодняшнем уроке я узнал…

Я могу писать в словах…

После урока мне захотелось ещё …

Домашнее задание

Выпишите из текста по четыре слова с разделительными мягким и твёрдым знаками.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *