Психологические тесты для школьников с ответами – Психологические тесты для школьников онлайн
Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.
Здесь собрано множество психологических тестов для детей и взрослых. Есть психологические тесты для определения уровня интеллекта, наличия музыкальных или других способностей, успехов в обучении, глубины каких-то особых интересов и так далее. Учитывая силу или слабость психики того или иного человека, а также его интеллектуальные, художественные и социальные интересы, тесты в значительной мере облегчают оказание помощи людям, которым необходимо ужиться в собственном доме, приспособиться к условиям в школе, на работе и так далее. Детские психологические тесты особенно удобны и полезны , потому что дают возможность лучше узнать ребенка, глубже разобраться в тех чувствах, эмоциях и переживаниях, которые сам ребенок еще не может рассказать и объяснить.Использование и толкование тестов требует умения и опыта. Психологические тесты — это не о точные единицы измерения вроде метров или килограммов. Но это не означает, что они менее познавательны и информативны, хотя следует еще раз подчеркнуть, что их применение и расшифровка требуют специальных навыков.
Для детей
Рисуночные тесты“Детский сад” – рисуночная методика
Методика “Дерево”
(профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе)
Методика “Эгоцентрические ассоциации”
Характерологический опросник (подростковый вариант)
Исследование опосредованного запоминания
Цветовой тест отношений
Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста
Методика «Способность к обучению в школе » для детей 5 – 7 лет.
Профессиональное самоопределение (для 5 – 9 классов)Выявление особенностей темперамента и уверенности в себе (для 5 класса)
Потребности в достижениях и отношение к нравственным нормам (для 6 класса)
Развитии волевых качеств и определение предпочтений (для 7 класса)
Способности к общению и мотивы выбора профессии (для 8 класса)
Выявление интересов и направленности личности (для 9 класса)Логопедическое обследование – диагностика периферических нарушений речи
Тест на уровень тревожности ребёнка
Диагностика уровня школьной тревожности
Тест “Сказка”
Тест “Путешествие” (Заряна и Нина Некрасовы).Отношения подростка с коллективом
Творческий потенциал ребёнка.
Темперамент ребёнка.
Определение рукости ребёнка
Как выявить гиперактивного ребёнка
Определение уровня психического развития малыша 4 и 5 лет
Тестирование дошкольника
Ориентировочный тест школьной зрелости
Критерии агрессивности ребёнка
Выявление предрасположенности подростка к употреблению психоактивных веществ
«Человек под дождём»
«Слон»
«Моя семья»(рисуночная методика)
«Семья, которую я хочу» (модификация рисуночной методики «Моя семья»)
«Рисунок человека»
«Рисунок несуществующего животного»
Интеллектуальная лабильность
Опросник родительского отношения
Методика PARI – исследование родительских установок и реакций в воспитании ребенка
Психологический климат семьи
Методика “Закончи изображение”
Какая вы мать?
Тест для супружеской пары: Понимаете ли вы друг друга?
Тест родительского отношения
Тест на ассертивность.
Стили родительского поведения
www.eti-deti.ru
Психологические тесты. | Социальная сеть работников образования
ГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ»
В настоящее время наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте его проведения и точности показателей, получаемых в результате работы. Этот тест относится к неструктурированным проективным методикам. Полученный в результате свободной творческой деятельности продукт раскрывает индивидуально-типологические характеристики личности ребенка: представления, настроения, состояния, чувства, отношения.
Назначение
«Рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. Используя выполненное изображение, комментарии и ответы на вопросы психолога, касающиеся рисунка, эта методика раскрывает чувства ребенка к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо.
Графический тест «Рисунок семьи» удобен в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, подходит и для детей со сниженным интеллектом. Особенно продуктивно его использование в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда у детей затруднена вербализация. Вместе с тем эту технику и правила ее интерпретации можно с успехом применять и в работе со взрослыми. Тест позволяет не только исследовать межличностные отношения в семье, но также и выбрать тактику психологической коррекции и психотерапии семейных отношений.
Инструкция
Для работы испытуемому предлагают лист белой бумаги размером 15 х 20 или 21 х 29 см, ручку или простой карандаш. Ластик использовать не рекомендуется. Если ребенок сочтет, что его рисунок испорчен, можно дать еще один лист, а потом сравнить изображения.
Допустимо использовать различные варианты инструкций:
- «Нарисуй свою семью». В этом случаене рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а в ответ на вопросы следует лишь еще раз повторить инструкцию.
- «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
- «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».
- «Нарисуй свою семью в виде фантастических (несуществующих) существ».
- «Нарисуй свою семью в виде метафоры, образа, символа, который выражает ее особенности».
При этом детям необходимо напомнить, что отметок здесь не ставят и художественные способности не оценивают.
При индивидуальной диагностике в протоколе отмечают последовательность появления на листе персонажей и предметов, паузы более 15 секунд попытки исправить детали, спонтанные комментарии, эмоциональные реакции и их связь с содержанием изображения.
После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы: «Кто тут нарисован?»; «Где они находятся?»; «Что они делают?»; «Какое у них здесь настроение?»; «О чем они думают?» и т. д. При опросе психолог должен стараться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи; причины, которые заставили пропустить кого-то из них (если так произошло) или, напротив, нарисовать людей, к семье не принадлежащих. Прямых вопросов следует избегать, на ответах не настаивать, так как это может вызвать тревогу и спровоцировать защитные реакции.
Рисунки оцениваются качественно. Для их интерпретации рекомендуется собрать семейный анамнез: сведения о составе и возрасте членов семьи и об основной проблематике. Практика показывает, что обычно в рисунке семьи не бывает случайностей. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а отражает в своих представлениях отношения между близкими ему людьми и свои переживания по их поводу.
На основании таких рисунков можно исследовать:
- Особенности внутрисемейных отношений и эмоционального самочувствия в семье. Например, если члены семьи стоят рядом, взялись за руки, делают что-то вместе, улыбаются — это говорит об их сплоченности и положительном настрое. На разобщенность и плохое настроение указывает обратное: члены семьи стоят отвернувшись и далеко друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции.
- Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто говорят о неблагоприятном физическом состоянии, напряженности, скованности. Напротив, большие размеры, использование для изображения всего листа могут свидетельствовать об обратном: о хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.
- Степень изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Следует обратить внимание на примитивность изображения или, напротив, на четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональную выразительность.
При интерпретации рисунков всегда следует обращать внимание на те случаи, когда изображено больше или меньше членов семьи, чем это есть на самом деле (например, изображен папа, которого нет, или, напротив, не нарисован старший брат).
Приведем основные критерии, по которым можно детальнее оценить особенности внутрисемейных отношений.
После окончания рисования уточните некоторые детали наводящими вопросами. Затем проанализируйте данные рисуночной пробы на нижеприведенной нами схеме. При правильной трактовке данных, можно выявить нюансы, их оттенки, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье.
Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок начинает рисовать семью» на ком кончает, кого забыл изобразить, кого добавил, кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д.
Анализ и интерпретация данных
1. Последовательность выполнения задания. Как правило, после получения установки ребенок сразу же начинает рисовать всех членов семьи и только потом дополняющие рисунок детали. Если же вдруг ребенок по непонятной причине акцентирует свое внимание на чем угодно, кроме семьи, забывая нарисовать своих родственников и себя, или рисует людей после изображения второстепенных объектов и предметов, необходимо задуматься, почему он так поступает и что кроется за всем этим. В чем причина его равнодушия к своим близким? Для чего он оттягивает время изображения их? Чаще всего «ларчик» открывают наводящие вопросы и уточняющие оттенки семейных взаимоотношений другие методики. Как правило, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения — один из симптомов психического дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семейных взаимоотношений, в которые он вовлечен.
2. Сюжет рисунка. Чаще всего сюжет предельно прост. Ребенок изображает свою семью в виде групповой фотографии, на которой присутствуют все члены семьи или кого-то нет. Все присутствующие находятся на земле» стоят на полу или, почему-то лишившись, опоры, висят в воздухе. Иногда на рисунке, помимо людей, расцветают цветы, зеленеет трава, растут кустики и деревья. Некоторые дети размещают
своих родных в собственном доме среди мебели и знакомых вещей. Нередки случаи, когда кто-то находится дома, а кто-то на улице. Помимо застывше-монументальных групповых портретов, встречаются и рисунки, на которых все члены семьи заняты делом и, безусловно, самым важным — ребенок. Эти рисунки, как правило, переполнены экспрессией и динамизмом.
Иногда дети просто отказываются от рисования или ограничиваются каким-нибудь, особенно кажущимся на первый взгляд отвлеченным сюжетом, где нет никакой семьи. Но это только на первый взгляд. Рисунок семьи «без семьи» — крик протеста ребенка и подаваемый им таким образом сигнал бедствия.
Если рисунок семьи у ребенка ассоциируется с чем-то приятным, с теплыми, нежными воспоминаниями» он освещает всех членов семьи, или кого-то из них, ярким солнцем — символом ласки, добра и любви.
Если над групповым портретом семьи темные тучи или льет дождь, то, вероятней всего, это связано с дискомфортом ребенка.
3. Последовательность расположения членов семьи. Обычно первым ребенок изображает или самого любимого им члена семьи, или, по его мнению, самого значительного и авторитетного в доме. Если самым значительным ребенок считает себя, он, не скрывая это, рисует свою фигуру первой.
Последовательность расположения других членов семьи и их порядковые номера указывают на отношение к ним ребенка, вернее, на их роль в семье в глазах ребенка или на отношение их, по мнению рисующего, к нему. Чем выше порядковый номер у изображенного члена семьи, тем ниже его авторитет у ребенка. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет. Поэтому, если ребенок интуитивно ощущает себя отвергнутым и ненужным родителям, то он изображает себя после всех.
- Размеры фигур членов семьи. Чем более авторитетным в глазах ребенка является изображаемый им член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры. Довольно часто у маленьких детей не хватает даже листа, чтобы разместить всю фигуру полностью, целиком. При низком авторитете
родственника величина фигуры его, как правило, гораздо меньше реальной по сравнению с остальными членами семьи. Поэтому безнадзорные и отвергнутые дети изображают себя обычно едва приметными, низкорослыми, крошечными, подчеркивая всем этим свою ненужность и незначительность. В противовес «отвергнутым» кумиры не жалеют места для изображения своих фигур, рисуя себя вровень с мамой
или папой и даже выше их.
- Величина пространства и его размеры между изображением отдельных членов семьи свидетельствуют или об их эмоциональной разобщенности, или об их эмоциональной близости.
Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, как правило, отражающая конфликтную ситуацию в семье. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность близких включением в свободное пространство между членами семьи
каких-то посторонних, еще более разъединяющих людей предметов. Чтобы уменьшить разобщенность, ребенок часто заполняет промежутки, по его мнению, объединяющими близких родственников вещами и предметами, или рисует среди членов семьи малознакомых ему лиц.
При эмоциональной близости все родственники в семье нарисованы почти вплотную друг к другу и практически не разобщены. Чем ближе ребенок изображает себя по отношению к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому родственнику. Чем дальше ребенок находится от какого-то члена семьи, тем меньше его привязанность к этому члену. Когда ребенок считает себя отвергнутым, он отделен значительным пространством от других.
- Место расположения ребенка на рисунке — источник важной информации о положении его в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым во главе семьи, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Как правило, ребенок помещает себя рядом с тем, к кому больше всего привязан, Если на рисунке ребенок изобразил себя после всех своих братьев и сестер, подальше
от родителей, то это чаще всего просто признак ревности его к другим, живущим в семье детям, по отношению к любимым маме или папе, а может быть, обоим вместе, и, отдаляя себя от всех остальных, он сообщает нам, что считает себя лишним и ненужным в доме. - Когда ребенок почему-то «забывает» нарисовать себя, то причину следует искать в семейных отношениях. Они обычно не совсем примерные и, очевидно, тягостны ребенку. Изображение ребенком семьи без себя —- сигнал конфликта между ним и кем-то в доме или всей семьей в целом, и у ребенка в связи с этим нет чувства общности с другими близкими ему людьми. Таким способом ребенок выражает свою
реакцию протеста против неприятия его в семье! Интуитивно догадавшись, что он давно отвергнут родителями, что они его почти «забыли», заботясь о других в семье, ребенок «мстит» родителям на бумаге, не понимая, что отказом от рисования себя он выдает свои секреты, невольно выплеснув наружу
клокочущий в нем дискомфорт.
8. Когда ребенок почему-то «забывает» вдруг нарисовать кого-то из родителей или других реальных членов своей семьи, то, вероятнее всего, никто иной, а именно «забытый» родственник ребенка и есть источник его дискомфорта, переживаний и мучений. Умышленно «забыв» включить такого близкого в состав своей семьи, ребенок как бы указывает путь на выход из конфликтной ситуации и на разрядку негативной семейной атмосферы. Довольно часто этим способом ребенок «устраняет» конкурентов, пытаясь погасить хоть на мгновение кипящую в нем ревность к другим детям или к родителям своего пола. Особенно упорно «мстит» ребенок и не рисует на бумаге того члена семьи, который постоянно, подавляет и унижает его в доме. Поэтому обычно на вопрос: «Где этот член семьи?» — ребенок, продолжая «мстить» ему, несет в ответ сплошные небылицы, нелепости и несуразности, вроде того, что этот родственник выносит мусор, моет пол, стоит в углу… Короче говоря, таким путем ребенок, пусть наивно, но мечтает взять реванш, хотя бы мысленно унизив близкого, который постоянно унижает его реально каждый день.
9. Когда ребенок почему-то «дополняет» вдруг свою семью несуществующими родственниками или посторонними, то этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, или использовать их вместо буфера, смягчающего ощущение своей неполноценности в кругу родных. Нередко дети заполняют этот вакуум теми лицами, которые способны, по их мнению, наладить близкие контакты с ними и дать возможность им хоть как-то удовлетворить свои потребности в общении. Поэтому ребенок, «моделируя» состав своей семьи, невольно предлагает ее улучшенный, усовершенствованный и выбранный им, а не кем-нибудь другим, вариант.
Помимо посторонних лиц, ребенок часто «дополняет» свою семью животным миром: можно увидеть птиц, зверей, но больше всего преданных и нужных человеку кошек и собак. И если в этих «дополнениях» нет никакой идентификации с реальным членом семьи ребенка, и если кошки и собаки просто выдуманные, их нет на самом деле у ребенка, но он мечтает, чтобы они были и заменили ему родственников и друзей, то это значит, что ребенок жаждет быть кому-то нужным. Ему с рождения необходимо, чтобы его любили и чтобы он ответно тоже кого-то горячо любил. И если родители не удовлетворили его своей любовью, то он интуитивно ищет любовь на стороне. Это симптом дефицита нужного ребенку общения, дефицита нежности и ласки, который он ощущает.
10. Когда ребенок почему-то вместо семьи рисует только одного себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще всего говорит о том, что он не ощущает себя полноценным членом своей семьи и чувствует, что для него в ней просто не хватает места. Довольно часто на рисунках одного себя неприятие ребенка членами семьи видно через эмоциональный фон и сумрачную цветовую гамму. Одиночество отвергнутого в возрасте, когда еще дети не способны обходиться без родителей, — грозный признак неблагополучной ситуации в семье. Иногда ребенок при изображении семьи специально выделяет только одного себя, чтобы подчеркнуть свою значительность для остальных. Это чаще всего делают кумиры или дети, не скрывающие свой эгоцентризм. От отвергнутых, такой ребенок отличается невольным любованием собой, что обычно видно по окраске и детализации одежды или по второстепенным фоновым предметам, создающим праздничный настрой.
11. Вырисовывание лица и других частей тела.
Особенно информативен рисунок головы. Когда ребенок пропускает на рисунке известные ему части лица или вообще изображает лицо «без лица», т. е., помимо контура лица, на нем ничего нет (ни глаз, ни рта, ни носа), то это чаще всего — выражение протеста ребенка по отношению к изображенному им этим способом члену семьи, из-за которого он, очевидно, постоянно переполнен негативными эмоциями.
В случае, если ребенок так изображает свое лицо, лицо без глаз, без рта, без носа, то это признак отчужденности его в семье и нарушения общения со многими людьми.
Когда из всех частей лица заметны на рисунке только одни глаза, то, вероятнее всего, ребенок как бы говорит о том, что этот член семьи все время наблюдает и следит за ним, не допуская никаких его проступков, ребячьих шалостей и баловства. И этот родственник «все вижу» — источник большинства конфликтных ситуаций для ребенка. Аналогичным может быть рисунок близкого «все слышу», на котором ребенок поглощен изображением огромных ушей. Когда из всех частей лица ребенок выделяет рот, то, вероятнее всего, «хозяин рта», как прессом, давит на него, «воспитывая» его бесконечным» нотациями, нравоучениями в рамках собственной морали, и культивирует в нем страх.
Если на рисунке ребенок больше всего акцентирует внимание на голове и досконально вырисовывает все части лица, предпочитая лицо всему остальному, то, очевиднее всего, он лишний раз показывает то, что для него значителен изображённый им таким путем ближайший родственник. А если ребенок так изображает самого себя, то это просто любование собою или один из признаков, свидетельствующий, как он серьезно озабочен своей внешностью. Нередко этим способом ребенок скрашивает собственный физический «дефект». А если так свое лицо рисует девочка, то чаще всего она просто подражает своей матери, которая из-за кокетства постоянно на ее глазах подкрашивает губы, припудривает нос, приглаживает волосы.
Помимо головы, большую информацию могут дать и нарисованные руки. Когда длина их сразу же бросается в глаза, то, вероятнее всего, они принадлежат тому из близких членов семьи ребенка, который агрессивно относится к нему. Такого родственника ребенок иногда изображает вообще без рук, пытаясь, хотя бы символически, но погасить агрессию.
Когда безруким на рисунке ребенок изображает самого себя, то, вероятнее всего, таким путем он хочет показать свое бессилие, то, что он не имеет права голоса в семье.
Если ребенок на рисунке подчеркивает длину не чужих, а своих рук, или рисует их приподнятыми вверх, то этим он показывает свою агрессивность или свое желание быть агрессивным, чтобы хоть как-то утвердить себя в семье.
12. Цветовая гамма рисунка — своеобразный индикатор палитры чувств, излучаемых ребенком при воспоминании о близких, которых он изображает. Особенности и нюансы эмоционального отношения детей к отдельным членам своей семьи или ко всей семье в целом, романтика привязанностей их и тщательно скрываемая нелюбовь, сомнения, тревоги и надежды как будто «закодированы» в цвете, которым разукрашен каждый персонаж.
Как правило, все, что любимо и что нравится ребенку, рисуется им в теплых, ласковых тонах. Свою привязанность и романтические чувства к кому-то из присутствующих на рисунке дети, сами об этом не догадываясь, «выпячивают» ярким, сочным цветом, невольно привлекающим взор. Обычно тот, кто нравится ребёнку, наряжен им в особый праздничный наряд, который по своей расцветке напоминает радугу или одежду сказочной принцессы, приснившейся в волшебном сне.
И если даже ребенок не использует всю гамму красок, имеющихся у него, он все равно, желая того или не желая, но выделяет хоть одним неординарным, бросающимся в глаза мазком любимого им родственника среди всех остальных.
Особенно нарядны мамы. Свою любовь к ним дети выражают конструированием для них модели фантастической одежды. Помимо платьев, юбок, блузок, где рюшки, вышивки, воланы, у многих мам в ушах сережки, на шеях бусы и заколки в волосах. Почти все мамы в модной обуви и с необычными прическами. Волосы бывают самых необычных цветов: оранжевые, желтые и даже синие. Таким образом ребенок показывает свои нежные чувства к маме.
Любимым папам тоже есть во что одеться. И очень часто их наряды практически не уступают маминым. Ребенок также ярко наряжает и всех других небезразличных ему родственников, рисуя самые мельчайшие детали их одежды. Когда ребенку в семье хорошо, он также празднично наряжен и излучает теплые тона.
Холодные тона, как правило, — свидетели конфликтных отношений между ребенком и рисуемым им этими тонами членом его семьи. Особенно информативен черный цвет, обычный черный цвет, чаще всего несущий информацию об эмоциональном неприятии ребенком того из родственников на рисунке, кого он им изобразил. И это неприятие бывает явным или скрытым. Например, если черным цветом почему-то вдруг разукрашен родственник, которого ребенок любит, то, вероятнее всего, таким путем непроизвольно рисующий выплескивает на бумагу все то, что тайно беспокоит, волнует, мучает его по отношению к изображенному им члену своей семьи. И как бы только в этих случаях ребенок ни пытался уверить психолога, что рисовал по памяти, почти с натуры, и у его отца действительно любимая рубашка — «черная», и мама тоже всем цветам предпочитает «черны цвет», а у сестры и вправду косы «черные», психологу следует тщательно проверить и понять причину его «реализма». Особенно когда на этом же рисунке другие родственники сказочно одеты и волосы их так же раскрашены.
Как правило, причина реализма в том, что, обожая маму, или папу, ребенок как бы ни хотел, не может и не в состоянии смириться с тем, что папа выпивает, дебоширит, является источником скандалов, а мама, занятая бесконечными делами, не замечает преданной любви ребенка. Сестра же просто вызывает ревность. Или ей больше достается нежности и ласки.
Сигналом бедствия и неблагополучия для ребенка может служить и контурное рисование им отдельных членов своей семьи или всей семьи в целом даже тогда, когда он изображает контуры различными цветами, а не простым карандашом.
Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. – ростов н.\Д.: Феникс, 2006г.
nsportal.ru
Тесты для учащихся 10–11-х классов
Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство
I. Тест «Насколько ты уверен в себе?»
-
Ты узнал, что твой приятель говорит о тебе плохо. Ты:
А) Поищешь удобный случай выяснить с ним отношения;
Б) Перестанешь с ним общаться, и будешь избегать встреч. -
Когда ты входишь в автобус, тебя грубо толкают. Ты:
А) Громко протестуешь;
Б) Молча пытаешься пробраться вперёд;
Е) Ждёшь, когда войдут все, и тогда, если получится, входишь сам. -
Твой одноклассник отстаивает противоположную твоей точку зрения. Ты:
Б) Не высказываешь свою точку зрения, так как всё равно не сможешь его переубедить;
Д) Отстаиваешь свою точку зрения, пытаясь доказать свою правоту. -
Ты опоздал на школьный вечер. Все места уже заняты, кроме одного в первом ряду. Ты:
Б) Стоишь у двери и ругаешь себя за опоздание;
Д) Без колебаний направляешься в первый ряд;
Е) Долго решаешь, идти или не идти тебе в первый ряд, но потом всё-таки проходишь на свободное место. -
Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники часто используют тебя в своих интересах?
Д) Да;
Е) Нет. -
Трудно ли тебе вступить в разговор с незнакомыми людьми?
Д) Да;
Е) Нет. -
Ты купил вещь, бракованную вещь. Легко ли тебе вернуть покупку?
Б) Нет;
В) Да. -
8. Можешь ли ты сказать, что твои одноклассники более уверены в себе, чем ты?
Д) Нет;
Е) Да. -
Твои друзья требуют от тебя услуги, которая чревата неприятностями. Легко ли тебе отказаться от её исполнения?
Нет;
Б)
В) Да. -
У тебя есть возможность поговорить с известным человеком. Ты:
Д) Используешь эту возможность;
Е) Не используешь. -
11. Учитель поручает тебе позвонить в учреждение и договориться для класса о встрече. Ты:
Б) Под любым предлогом отказываешься;
В) Звонишь без колебаний;
Е) Собираешься с духом и звонишь. -
Тебе поставили незаслуженно низкую оценку. Ты:
Б) Молча переживаешь;
Г) Споришь с учителем по поводу этой оценки. -
Ты не понимаешь объяснений учителя. Ты:
Б) Не будешь задавать вопросов учителю;
В) Спокойно попросишь объяснить ещё раз; Г) Улучишь удобный момент и задашь вопрос после уроков. -
Ты пришёл в кинотеатр. Люди, сидящие возле тебя, громко разговаривают. Ты:
Б) Терпишь шум, а потом ругаешься с ними;
В) Просишь их перестать разговаривать;
Е) Молча терпишь. -
Ты стоишь в очереди. Кто-то пытается пролезть перед тобой. Ты:
Б) Глотаешь обиду и молчишь;
Д) Даёшь отпор. -
Легко ли тебе вступить в разговор с представителем противоположного пола, который(ая) очень нравиться?
Б) Очень трудно;
В) Легко;
Г) Очень трудно начать, потом легче. -
Ты идёшь на рынок. Легко ли тебе торговаться?
А) Да;
Б) Нет. -
Волнуешься ли ты, когда тебе нужно выступить перед классом?
Б) Да;
Д) Нет. -
Тебя хвалят перед классом. Ты:
Б) Не знаешь, что сказать в ответ;
Д) Благодаришь за похвалу;
Е) Спокойно воспринимаешь благодарность. -
При хорошем знании предмета ты хотел бы сдавать письменный или устный экзамен?
А) Устный;
Б) Письменный;
В) Мне всё равно, какой экзамен сдавать.
Результаты теста.
А – 3 балла, Б – 0 баллов, В – 5 баллов, Г – 2 балла, Д – 4 балла, Е
Подсчитайте общую сумму.
- 12 баллов – сильная неуверенность в себе.
- 12–32 балла – низкая уверенность в себе.
- 33–60 баллов – средний уровень уверенности в себе.
- 61–72 балла – высокая уверенность в себе.
Более 72 баллов – очень высокий уровень уверенности в себе.
II. Тест «Характер»
Отвечайте на вопросы «Да» или «Нет»
- Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?
- Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?
- Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?
- Вам неприятно, когда незнакомый человек на улице говорит вам «ты»?
- Способны ли вы ударить собаку или кошку?
- Часто ли вы принимаете лекарство?
- Вам надоедает ходить в один и тот же магазин за продуктами?
- Тяготят ли вас общественные обязанности?
- Способны ли вы ждать опаздывающего человека более пяти минут?
- Способны ли вы ждать телефонный звонок, не проявляя беспокойства?
- Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?
- Часто ли меняется ваша фигура?
- Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивание друзей?
- Нравится ли вам жизнь вашей семьи?
- Злопамятны ли вы?
- Раздражают ли вас изменения в природе или «у природы нет плохой погоды»?
- Случается ли вам с самого утра быть в плохом настроении?
- Раздражает ли вас современная живопись, музыка и песни?
- Надоедает ли вам присутствие в доме чужих людей?
Обработка результатов.
Поставьте себе по одному баллу за каждый отрицательный ответ на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.
Поставьте себе по одному баллу за каждый положительный ответ на вопросы: 3, 9, 10, 13, 14, 19.
Подсчитайте баллы.
- Если вы набрали больше 15 баллов, то с вашим характером можно жить хорошо. Вы покладисты, люди, которые рядом с вами, могут радоваться. Вы доброжелательны и тактичны, рядом с вами не бывает неловкости.
- Если вы набрали от 8 до 15 баллов, то у вас ещё не всё потеряно. В вашем характере есть недостатки, но много и достоинств. Вам только нужно не поскупиться раскрыть свои достоинства. Хотя это для вас достаточно непросто. Вы боитесь потерять свой авторитет в глазах окружающих.
- Если вы набрали меньше 8 баллов, вашим родным и близким, друзьям не позавидуешь. Рядом с вами по жизни идут ссоры и конфликты, которым вы не можете противостоять из-за своего характера. Характер характером, но можете ведь и у разбитого корыта остаться.
III. Тест «Умеешь ли ты ухаживать за больным?»
-
Нормальная температура человеческого тела составляет …
А) 36,4°С;
Б) 36,9°С;
В) 36,6°С. -
При повышенной температуре человеку следует давать …
А) больше питья;
Б) больше еды;
В) больше лекарств. -
Если в доме нет лекарств, то температуру можно снизить …
А) положив холодный компресс на лоб больного;
Б) выпустив больного на свежий воздух;
В) переместив больного поближе к холодильнику. -
Если лекарство нужно принимать за полчаса до еды, а завтрак будет в 9 часов 15 минут то, во сколько больному стоит дать лекарство?
А) в 8 часов 50 минут;
Б) в 8 часов 55 минут;
В) в 8 часов 45 минут. -
Признаками пищевого отравления являются…
А) повышенная температура;
Б) головная боль;
В) тошнота, рвота, диарея. -
Если термометр для измерения температуры нечаянно разбился, то следует…
А) выбросить стеклянные осколки;
Б) быстро и тщательно собрать шарики ртути в закрытую тару и выбросить их;
В) не обращать внимания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
а | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 |
б | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 |
в | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 |
- Если ты набрал 6–9 очков, то самостоятельный уход за больным покажется тебе делом трудным и хлопотным. Придётся постоянно обращаться за посторонней помощью.
- Если сумма твоих очков от 10 до 14, то при желании ты можешь стать неплохой сиделкой близкому человеку. Стоит лишь быть немного внимательнее к советам взрослых.
- Если ты набрал 15–18 очков, можно сказать, что ты надёжная, почти профессиональная сиделка. Твоему подопечному будет уютно, тепло и приятно болеть рядом с тобой. Может быть, в будущем тебе стоит подумать о карьере медицинского работника или даже врача?
IV. Методика Кроуна-Марлоу «Шкала социальной желательности»
Инструкция для старшеклассников: «Внимательно прочитайте каждое из приведённых ниже суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то – «нет»
Содержание теста
- Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть её в библиотеку.
- Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
- Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
- Дома я веду себя за столом так же, как и в столовой.
- Я никогда ни к кому не испытываю антипатии.
- Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
- Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
- Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
- Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
- Случалось, я пользовался оплошностью человека.
- Я всегда охотно признаю свои ошибки.
- Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
- Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали, по-моему.
- У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
- У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
- Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
- Были случаи, когда я завидовал удаче других.
- Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
- Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
- Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Ключ для обработки результатов:
За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл.
Ответы «Да» – на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.
Ответы «Нет» – на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов.
Интерпретация: Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о неприятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.
Полностью текст работы приведен в Приложении.
4.02.2012
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Перечень тестов для школьного психолога
Психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе
Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка).
Методика “Образец и правило” (разработана А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.
Методика “Графический диктант” Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
Методика “Лабиринт” предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Методика “Узнавание фигур” предназначена для диагностики особенностей восприятия.
Методика определения кратковременной памяти.
Методика “Оперативная память”.
Методика “Образная память”.
Методика А.Р.Лурии “Заучивание 10 слов” предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.
Методика “Воспроизведение рассказа” предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов.
Методика “Опосредствованное запоминание” (предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления.
Методика “Пиктограмма” предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.
Методика “Корректурная проба” (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания.
Методика “Таблицы Шульте” предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности.
Методика Горбова “Красно-черная таблица” призвана оценить переключение и распределение внимания.
Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.
Методика “Интеллектуальная лабильность” предназначена для диагностики переключения внимания.
Методика “Толкование пословиц” предназначения для исследования уровня мышления.
Методика “Простые аналогии” позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет.
Методика “Сложные аналогии” предназначена для диагностики мышления.
Методика “Сравнение понятий” направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте.
Методика “Выделение существенных признаков” позволяет выявить особенности мышления.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене.
Вербальный тест Г.Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.
Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Векслера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1992).
Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития. “Прогрессивные матрицы Равена” – это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.
Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды.
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993). Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.
Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К.М.Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.
АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.
Шкала депрессии (по Т.И.Балашовой, О.П.Елисееву) предназначена для диагностики наличия и степени выраженности депрессии.
Тест “Определение типового состояния” Э.Э.Эйдемиллера, В.В.Юстицкого предназначен для измерения профессионально-обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревожности.
Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности).
Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н.А. Курганскому и Т.А. Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.
Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека.
Рисуночный тест Дж.Бука “Дом. Дерево.Человек” позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.
Тест “Сказка”. Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания.
САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения.
Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
Методика “Кактус” М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания (“напряжение”, “резистенция” и “истощение”).
Методика “Дифференциальные шкалы эмоций” (по К.Изарду) предназначена для выявления доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Методика “Мозаика” – естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать “в пользу другого” или “в свою пользу”.
Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений.
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.
Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе.
Методика изучения психологической атмосферы в группе (шкала-опросник Ф.Фидлера). Методика предназначена для исследования особенностей психологической (эмоциональной) атмосферы в трудовом коллективе.
Тест “Психологический климатический круг” предназначен для диагностики психологического климата, измеряемого посредством деловой и эмоциональной составляющей
Методика “Стиль управления коллективом” предназначена для диагностики стиля, который реализует руководитель при управлении трудовым коллективом (либеральный, демократический или авторитарный).
Методика “Конструктивная ссора” С.Кратохвила направлена на определение степени конструктивности хода конфликта и его результатов (применяется в семейной психологии).
Методика “Изучение сплоченности коллектива” (показатели ценностно-ориентационного единства) Р.С.Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления
Методика “Анализ семейных взаимоотношений” (АСВ) Э.Эйдемиллера, В.Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований
Тест-опросник удовлетворенности браком В.Столина, Т.Л. Романовой, Т.Бутенко. Назначение методики – определение уровня удовлетворенности — неудовлетворенности супругов браком.
Методика “Конфликтность в разных сферах жизнедеятельности семьи”. В методике использовано преимущественное распространение конфликтов в 8 сферах семейной жизни, а именно: а) проблемы отношений с родственниками и друзьями; б) вопросы, связанные с воспитанием детей; в) проявление супругами стремления к автономии; г) ситуации нарушения ролевых ожиданий; д) ситуации рассогласования норм поведения; е) проявление доминирования супругами; ж) проявление ревности супругами; з) расхождения в отношении к деньгам.
Методика “Диагностика родительского отношения” А.Я.Варга и В.В. Столина позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал: 1) Принятие — отвержение ребенка. 2) Кооперация. 3) Симбиоз. 4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) “Маленький неудачник”. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла – позволяет получить многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституциональными факторами. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда. Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемым.
Личностный опросник Г.Айзенка предназначен для выявления особенностей характера, которые получили название “экстраверсия”, “интроверсия” и “нейротизм”.
Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI) предназначен для исследования следующих личностных особенностей: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипомания.
Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда.
Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности, в том числе: 1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Методика “Q-сортировки” предназначен для диагностики испытуемого о себе, а также для определения идеального Я индивида.
Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.
Тест Кейрси для диагностики коммуникативных особенностей личности.
Опросник уровня субъективного контроля Роттера предназначен для определения экстернального или интернального типов личности.
Методика “Мотивация к успеху” Т.Элерса.
Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.А.Реана).
Методика “Цель-средство-результат” предназначен для исследования особенностей структуры деятельности.
Методика определения направленности личности призвана оценить приоритетные сферы для личности посредством направленности на себя, на общение или на дело.
Методика исследования эмпатических особенностей личности В.В.Бойко.
Методика определения самооценки дошкольника (В.Г.Щур).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ПСИХОСОМАТИКЕ
Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея, модифицированная для психосоматических больных, направлена на изучение следующих параметров: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к семье, отношение к женщинам (мужчинам), отношение к половой жизни, отношение к друзьям, отношение к вышестоящим лицам, отношение к подчиненным, отношение к товарищам по работе, страхи и опасения, сознание вины, отношение к себе, отношение к прошлому, отношение к будущему, отношение к болезни, цели.
Тест К.Маховера “Нарисуй человека” предназначен для исследования представлений о прошлом, настоящем, будущем, специфике взаимоотношений человека с окружающими.
ТАТ – тематический тест апперцепции предназначен для диагностики стремлений, потребностей обследуемого, воздействий, оказываемых на него, конфликтов, возникающих во взаимоотношениях с окружающими.
ПРОЧИЕ ТЕСТЫ
Методика исследования уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана направлена на изучение уровня удовлетворенности различными факторами социальной среды.
Методика диагностики согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре в обеих группах А.Н.Волковой. Методика позволяет определить: 1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. 2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний.
Шкала одиночества Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюсона предназначена для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества.
Методика “Ценностные ориентации” М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей и позволяет исследовать индивидуальный ранг ценностей. М.Рокич различает два класса ценностей: 1) терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит, того чтобы к ней стремится; 2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Методика “Мотивы выбора профессии” предназначена для определения, какие мотивы являются ведущими при выборе профессии: внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые.
Тест Д.Голланда предназначен для диагностики типа личности в зависимости от способностей, желаний, увлечений, интересов.
infourok.ru
Психологические тесты для младших школьников
Тест «Взрослый или маленький?»
Поставь галочку рядом с фразами, которые тебе подходят
Я хожу в магазин без родителей
Я никогда не теряю свои вещи
Я не боюсь оставаться дома без родителей
Я могу посидеть с младшими детьми
Я выбираю себе вещи, а не родители
Я очень редко плачу
Я не боюсь браться за сложные задания
Иногда я остаюсь дома в одиночестве
Родители не проверяют мои домашние задания
Меня называют самостоятельным человеком
Подсчитай, сколько галочек у тебя получилось____________
Обработка результатов
10-8 галочек: ты взрослый человек. На тебя можно положиться, но не спеши прощаться с детством.
7-4 галочки: ты нормальный для своего возраста ребенок, т.е. в меру взрослый.
3-0 галочек: тебя не назвать взрослым человеком. Ты ещё ребенок!
Тест « Как ты относишься к людям?»
Обведи в кружок подходящий для тебя ответ.
Если кто-то подскользнулся и упал. Какая будет твоя реакция?
А) я помогу подняться,
Б) молча пройду мимо,
В) я засмеюсь.
Когда кто-то просит меня о помощи:
А) я постараюсь помочь,
Б) а какая мне от этого будет польза7
В) вот еще! Своих дел полно.
Если весь класс кого-то дразнит, я …
А) заступлюсь
Б) ничего не сделаю, пусть сами разбираются.
В) буду дразнить вместе с ними.
Если кто-то не понял задания,…
А0 попробую ему объяснить,
Б) пусть сам думает,
В) посмеюсь над его глупостью.
Если мой друг попал в неловкую ситуацию…
А) я об этом забуду и не буду напоминать,
Б) не знаю,
В) я буду подшучивать над ним.
Если меня попросили подтянуть одноклассника по математике…
А) с удовольствием помогу,
Б) ну, надо так надо,
В) и не подумаю помогать.
Обработка результатов.
А – 0 баллов
Б – 1 балл
В – 2 балла.
0-3 балла: ты стараешься помогать людям. Не смеешься над их недостатками. Молодец!
4-8 баллов: иногда ты можешь кому-нибудь помочь. Но обычно требуешь за это плату. Это нехорошо. Дружба не строится на отношениях: «ты – мне, я – тебе!»
9-12 баллов: ну, ты как старуха Шапокляк! « Кто людям помогает, тот тратит время зря!» не боишься, что придет момент, когда тебе понадобиться помощь, а все от тебя отвернутся.
Тест « У тебя есть сила воли?»
Тебя попросили помыть посуду, но скоро начинается любимый мультик!
А) я побегу смотреть мультик! Посуда никуда не денется.
Б) перемою посуду и пойду смотреть мультик.
В) я помою до начала мультика, что успею, остальное потом.
Ты знаешь, что тебе нельзя есть апельсины, но ты их любишь.
А) я не буду есть, что мне нельзя.
Б) я съем только пару долек,
В0 даже если нельзя, буду есть сколько захочу.
Тебе нужно заниматься, чтобы «подтянуть» оценки.
А) я не могу себя заставить!
Б) я точно буду заниматься и исправлюсь.
В) я постараюсь.
Тебе сказали: «Мы уходим, не смотри телевизор»
А) я не буду смотреть телевизор,
Б) я буду смотреть, все равно никто не узнает.
В) включу телевизор, но ненадолго.
Ты хочешь велосипед, но у родителей нет денег:
А) я намекну родителям, что хочу велосипед,
Б) я буду требовать велик!
В) я промолчу, потерплю.
Тебе нужно встать рано утром. Звонит будильник.
А) проснусь и встану без проблем.
Б) полежу еще минут 10 после будильника.
В) буду спать дальше…
Обработка результатов.
Подсчитай баллы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
А | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 |
Б | 0 | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 |
В | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 |
От 0 до 4 : ты умеешь терпеть, у тебя есть сила воли. Это хорошо. Но помни, во многих ситуациях нужно действовать, а не ждать.
От 5 до 8: сила воли у тебя есть. Но иногда ты не можешь себя перебороть. Старайся и все получится!
От 9 до 12 : ты совсем не можешь себя заставлять! Постарайся поменьше лениться и вредничать. Нужно развивать силу воли!
multiurok.ru
Психологические тесты – бланковые
ТЕСТИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ВНИМАНИЕ
- Корректурная проба (тест Бурдона) концентрация и устойчивость внимания – скачать
- Красно-черная таблица Платонова-Шульте – переключение и распределение внимание – скачать
- Исследование концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера) – скачать
- Числовой квадрат – распределения внимания – скачать
- Шульте – скачать
- Поиск заданных чисел – скачать
- Исследование избирательности внимания – скачать
ВОСПРИЯТИЕ
- Тест Мюнстенберга на восприятие – скачать
- Исследование восприятия времени – скачать
- Исследование зрительных ощущений – скачать
- Исследование роли ощущений в познавательной деятельности – скачать
ПАМЯТЬ
- Исследование преобладающего типа памяти – скачать
- Кратковременная память – скачать
- Непроизвольное запоминание – скачать
- Образная память – скачать
- Оперативная память – словесно-логическая – скачать
- Исследование опосредованного запоминания – скачать
- Тест непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий – скачать
МЫШЛЕНИЕ
- Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф–Харриса – скачать
- Интеллектуальная лабильность – скачать
- Задачи мудрого Саида – скачать
- Выбрать слова – скачать
- Вписать недостающие буквы – скачать
- Количественные отношения – скачать
- Вербальный интеллект – скачать
- Бланк ответов Логичность умозаключений – скачать
- Ассоциативный эксперимент – скачать
- Анагамма – Способность к анализу и синтезу – скачать
- Понимание – Тексты – скачать
- Понимание – Китайская комната – скачать
- Понимание – Выражения – скачать
- ШТУР Диагностика уровня интеллекта – скачать
- Аналитичность мышления (Числовые ряды) VI субтеста шкалы Р. Амтхауэра – скачать
- Сложные аналогии – скачать
- Куб Линка – тест наблюдательности – скачать
- Исследование наблюдательности – скачать
- Перевод с русского на суахили – скачать
- Найти пропущенные слова – скачать
- Методика Выделение существенных признаков – скачать
- Исследование влияния установки на способ решения задач – скачать
- Исследование познавательного контроля при восприятии – скачать
- Исследование рефлективности мышления (анаграмма) – скачать
- Исследование ригидности речи – скачать
- Краткий ориентировочный тест (КОТ) – скачать
ВООБРАЖЕНИЕ
- Исследование индивидуальных особенностей воображения – скачать
- Исследование продуктивности воображения – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Висбаденский опросник семейной психотерапии (WIPPF) – скачать
- Диагностика межличностных отношений Т.Лири – скачать
- Методика PARI – скачать
- Опросник межличностных отношений (ОМО) – скачать
- Оценка агрессивности в отношениях Ассингера – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ ЛИЧНЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ
- Кеттел – форма А и С – скачать
- MMPI – вопросы – скачать
- Диагностика удовлетворенности основных потребностей – скачать
- Вербальная фрустрированность – скачать
- Q-сортировка – скачать
- УСК Уровень субъективного контроля – скачать
- Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта – скачать
- Незаконченные предложения Саксом и Леви – скачать
- Опросник Лири – Бланк – скачать
- Опросник ОТКЛЭ Н.И.Рейнвальд – скачать
- Смекал-Кучер Направленность личности – скачать
- Келлерман-Плутчик (механизмы психологической защиты) – скачать
- Фидлер (методика оценочной биополяризации) – скачать
- Исследование характерологических тенденций 128 черт Т.Лири – скачать
- Шкала депрессии – скачать
- ЭАТ Исследование эгоцентризма – скачать
- Шуберт RSK (склонность к риску) – скачать
- Склонность к риску (опросник А.Г.Шмелева) – скачать
- Исследование волевой саморегуляции А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана – скачать
- Тест-опросник эмпатических тенденций А.Меграбиэн Н.Эпштейн – скачать
- Исследование уровня притязаний – Шварцландера – скачать
- Исследование импульсивности – скачать
- Исследование настойчивости – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ ПСИХОТИПОВ И ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ
- Опросник Юнга выявления психотипов – скачать
- Кейрси – психотип – скачать
- Опросник Стефансона – представления о себе – скачать
- Аналитическая схема изучения темперамента методика 1 схема – скачать
- Тип темперамента-опросник Г.Айзенка – скачать
- Тип темперамента Русалова – скачать
- Формула темперамента – скачать
- Я. Стреляу – диагностика темперамента – скачать
- Опросник свойств темперамента В.М.Русалова – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
- КОС коммуникативные организаторские склонности – скачать
- Оценка уровня общительности (тест Ряховского) – скачать
- Общие управленческие способности – скачать
- Стиль руководства – скачать
- Предпочтения – деловые и коммуникативные – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ
- Опросник Леонгарда – скачать
- Опросник Шмишека – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ АДАПТИВНОСТИ
- Адаптация К.Роджерс и Р.Даймонд – скачать
- Айзенк – социально психологическая адаптация ЕРО – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ
- Опросник агрессивности Басса- Дарки – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ
- Креативность – тест идей. DOC – скачать
- Е.Торренс – креативность – скачать
- Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника – скачать
- Творческое воображение – скачать
- Проба Кулюткина – креативность – скачать
- Исследование творческого воображения – скачать
- Диагностика креативности ТЕСТ Е.ТОРРЕНСА – скачать
- Бланк креативности – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
- Базовые стремления О.И. Мотков – скачать
- Мотивация достижения (ТМД) А.Мехрабиана – скачать
- Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач (тест Элерса) – скачать
- Мотивация творчества и роста В.Э.Мильман – скачать
- Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана) – скачать
- Опросник ПД (потребности в достижениях) Орлова – скачать
- Тест Юмористических фраз (ТЮФ) – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
- Самооценка – скачать
- Самооценка Т.В.Дембо – лесенка – скачать
- Тест самоактуализации (САТ) – скачать
- Самооценка личности – О.И. Мотков – скачать
- Самооценка – ранжирование – скачать
- Самооценка личности – (Будасси) – скачать
- Тест-опросник самоотношения В. В. Столина – скачать
- Исследование самооценки личности – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
- Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) – скачать
- Методика М.Рокича – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ
- Опросник Томаса – предрасположенность к конфликтному поведению – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
- Измерение уровня тревожности Тейлора – скачать
- Методика Спилберга – Определение уровня тревожности – скачать
- Исследование тревожности – скачать
ТЕСТИРОВАНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
- Методика НПУ Прогноз – скачать
- Теппинг тест (сила нервной системы) – скачать
- Тест на определение моторной лабильности – скачать
- УНП – уровень невротизации и психопатизации – скачать
- Исследование настроений – скачать
ИССЛЕДОВАНИЕ СПК (СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА)
- Экспресс-диагностика психологического климата Михалюк Шалыто
- Социометрия – матрица
- Цветовая социометрия
- Методики исследования СПК
- Климат и атмосфера в группе – анкеты
- Исследование климата коллектива
ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ
- Тест руки – скачать
- Собчик л.н. – РАТ рисованный апперцептивный – скачать
- ТАТ – руководство – скачать
- Тест Люшера – скачать
- Тест Роршаха – скачать
- Контурный ТАТ – скачать
- Фрустрационный вербальный тест Л.Н.Собчик – скачать
- Цветовой личностный тест Драгунский В.В.
- Дом дерево человек – скачать
- Бланк Р. Жиля
ДЕТСКИЕ ТЕСТЫ
- Умственная работоспособность для школьников – скачать
- Шкала вербального интеллекта Векслера для детей – скачать
- Кеттелл (детский вариант) – скачать
- Контурный САТ-Н – скачать
- Детский тат САТ – скачать
- Анкеты протоколы для младших школьников – скачать
- Анкета на одарённость – скачать
Психологические тесты – Бланковые
Психологические тесты – Компьютерные
Похожие материалы:
psychologiya.com.ua
Психологические тесты для детей, подростков и взрослых.
Психологические тесты
Психологические тесты – это инструмент, который позволяет судить о конкретных характеристиках личности или помогает при диагностике состояния. Это может быть интеллектуальное развитие, особенности личности и характера, профессиональная направленность. Есть тесты, которые рассчитаны на то, чтобы их проходили только под руководством специалиста, однако большинство можно использовать самостоятельно.
Психологические тесты первоначально были разработаны в качестве способа, позволяющего дать количественную оценку индивидуальным особенностям человека. Но для того, чтобы такой тест был признан рабочим, он должен соответствовать следующим критериям:
Любой психологический тест должен давать результат, который соответствует той характеристике, для которой этот тест и создавался.
Если тест надежен, то при повторном прохождении одним и тем же человеком его результат будет идентичным или близким к первоначальному.
- Стандартность.
Психологические тесты, претендующие на достоверность, должны соответствовать определенным нормам.
Виды психологических тестов
Каждый психологический тест направлен на оценку или измерение определенного показателя личности человека. В соответствии с этим можно выделить отдельные группы методов и приемов подобных исследований.
Тесты на интеллект и умственное развитие
Интеллект – это показатель умственного развития человека, который складывается из двух составляющих: эрудиции и логического мышления. В свою очередь, эрудиция представляет собой определенную базу знаний, а логика – способность оперировать имеющимися данными. Получается, что интеллект является комплексным показателем, поддающимся измерению при помощи тестирования.
Общепринятым тестом на интеллект является тест Айзенка. Существует 8 вариантов данного теста, но все они построены на использовании разного тестового материала: слов, цифр, изображений. Это позволяет поставить людей с разными способностями примерно в равные условия. Если бы тест на интеллект был основан, к примеру, исключительно на словесном материале, это делало бы его проще для людей с хорошими языковыми способностями, но усложняло для тех, кому проще оперировать цифрами. Все эти психологические тесты бесплатно можно пройти и в режиме онлайн.
Тест Айзенка на интеллект предназначен для людей 18-50 лет, которые имеют хотя бы среднее образование. Для измерения показателя интеллекта у других категорий испытуемых используются иные варианты тестов.
Для получения достоверного результата тестирование должно проходить в спокойной и комфортной обстановке. На прохождение теста отводится определенное количество времени, после чего результаты теста интерпретируются. И тест Айзенка, и любой другой тест на интеллект предполагает, что среднее значение показателя интеллекта составляет 100 баллов; примерно 50% испытуемых получают результат от 90 до 110 баллов. Показатель интеллекта, превышающий 110 баллов, позволяет говорить о высоком интеллекте, в то время, как испытуемые с 89 баллами и менее относятся к обладателям низкого интеллекта. Если человек набрал менее 70 баллов, есть основания говорить об умственной отсталости.
Тест на психологическое состояние: диагностика эмоционально-волевой сферы
Любое действие человека определяется не только его интеллектом, но и особенностями эмоционально-волевой сферы. Более того, именно эмоции и состояние человека часто становятся определяющим фактором в его поступках и действиях. Тест на психологическое состояние может понадобиться для того, чтобы своевременно определить нарушения или тенденцию к ним.
К проблемам эмоционально-волевой сферы обычно относят неуверенность в себе, низкую самооценку (или наоборот склонность переоценивать себя), высокий уровень тревожности, слишком высокую импульсивность и другие сложности. Для оценки каждого состояния существуют конкретные тесты на психологическое состояние, направленные на рассмотрение той или иной характеристики. Однако для начала можно использовать и общую оценку эмоционально-волевой сферы – такой подход поможет определить, где именно присутствуют или могут возникнуть проблемы, и провести соответствующую работу по их коррекции.
Существуют следующие варианты тестов на психологическое состояние:
- Вербальные тесты.
Основным стимульным материалом здесь выступают слова. Такие тесты состоят из определенного количества вопросов, отвечать на которые следует исходя из своего состояния в течение нескольких последних дней. В зависимости от типа опросника может потребоваться дать определенную количественную оценку. Например, определить, насколько часто возникают проблемы со сном, выбрав из следующих вариантов: всегда, часто, иногда, редко или никогда.
- Невербальные методики.
Сюда относятся все тесты, не подразумевающие использования словесного материала. К примеру, некоторые экспресс-тесты предлагают сделать примерный вывод о состоянии человека, основываясь на его выборе конкретного изображения из определенного количества предложенных. Это объясняется тем, что в зависимости от состояния и настроения люди тяготеют к определенной цветовой гамме. Человек в депрессии будет склонен к мрачным и темным тонам, в то время как позитивно настроенный скорее остановит свой выбор на яркой картине.
Примерами конкретных тестов на оценку отдельных компонентов эмоционально-волевой сферы являются:
- Тест на определение уровня тревожности Спилбергера-Ханина.
Позволяет оценить, находится ли тревожность человека в рамках нормы, при этом учитывает и личностную тревожность как черту характера, и состояние реактивной тревоги (здесь и сейчас).
- Шкала депрессии Зунга.
Этот тест на психологическое состояние позволяет выявить, насколько человек склонен к депрессивному состоянию и требуется ли ему помощь специалиста.
- Тест на эмоциональный интеллект Хоула.
Оценивает способность управлять собственными эмоциями, понимать их, а также проявлять эмпатию к другим людям и воздействовать на их эмоции.
- Шкала эмоционального выгорания Бойко.
Предназначена для тех, кто работает в профессиях типа «человек-человек» и оценивает такие параметры эмоционально-волевой сферы, как напряжение, переживание сложных ситуаций, эмоциональный дефицит, психосоматические нарушения, тревога, неадекватные реакции.
Эти методики могут быть применены как специалистом, так и самостоятельно.
Психологические тесты: характер и темперамент
Характер и темперамент – достаточно близкие понятия, между которыми тем не менее есть определенные отличия. Особенности темперамента каждого человека обусловлены свойствами его нервной системы и остаются неизменными, в то время, как характер является динамичным и способен меняться на протяжении жизни. Поэтому разработаны психологические тесты, призванные определить эти особенности.
Классическим тестом, позволяющим определить тип темперамента, признан тест Айзенка. Он состоит из 45 вопросов, на которые предполагается дать ответ «Да» или «Нет». Некоторые вопросы психологического теста могут вызывать затруднение, и в этом случае потребуется выбрать ответ, который более точно отражает типичное поведение человека. Интерпретация теста заключается в отнесении человека к одному из четырех типов темпераменты: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик. Однако чистые темпераменты встречаются редко; как правило, в одной личности могут сочетаться черты двух или даже трех типов темперамента.
Психологические тесты на характер чаще всего ориентированы на выявление определенной стороны личности. Наиболее распространены тесты на определение того, является ли человек экстравертом, ориентированным на внешние контакты, или интровертом, который предпочитает находиться наедине с собой, избегая шумных компаний. Можно встретить и другие психологические тесты на характер, которые оценивают такие качества, как решительность, искренность, целеустремленность, упрямство. Некоторые психологические тесты на характер дают возможность определить приблизительную модель типичного поведения человека в стандартных ситуациях.
Психологические тесты: личность и самосознание
Самосознание – неотъемлемый компонент личности, который формируется в процессе психического развития человека. Образ своего «Я», отличного от других людей, собственные ценности, интересы, переживания, потребности, особенности поведения – все это и есть самосознание личности. Естественно, что такой важный компонент не остался без внимания психологов, которые разработали ряд психологических тестов личности и ее самосознания.
Для определения уровня зрелости самосознания можно использовать тест Джозе Стивенсона, включающий в себя 75 утверждений и представляющий собой своего рода тест на психологический возраст. Чтобы пройти психологический тест полностью, необходимо обдумать каждое из утверждений и определить, согласны ли вы с каждым из них. Утверждения, с которыми вы согласны, отмечаются знаком «+». После того, как все 75 утверждений обработаны, необходимо использовать специальную таблицу для подсчета результатов.
Строки таблицы соответствуют пяти уровням развития самосознания личности:
- Грудной младенец (В).
Эта стадия характеризуется отсутствием критического анализа, необходимостью в наличии «наставника», неспособностью объяснить собственные поступки. Такие люди часто предпочитают дискомфортные, но знакомые условия неизвестным возможностям улучшить собственную жизнь. Деятельность таких людей руководствуется больше примитивными эмоциями.
Взрослый человек, остановившийся на этой стадии развития, все время хочет быть похожим на кого-то, испытывает большую приверженность традициям и опасение ко всему новому. Тщательно придерживаются инструкции, предоставленной им более авторитетными персонажами, не задавая никаких лишних вопросов.
Сильный дух стремления к победе, желание соперничать с тем, чтобы в конечном итоге ощутить себя победителем. Мир для такого человека разделен на противоположности и не имеет промежуточных оттенков. Однако «подростки» уже обладают изрядной долей рациональности и умеют не только задавать вопросы, но и убеждать окружающих в собственной правоте.
Обретение более философского взг
medaboutme.ru