Познавательное

Право лево картинка – Где лево, где право (картинки и задания)

Содержание

Где лево, где право (картинки и задания)

Научить ребенка различать, где право, где лево, родители считают чуть ли не первоочередной задачей. Однако, несмотря на все усилия родителей и педагогов, дети иногда до школьного возраста путают эти понятия, хотя рук и ног у них всего две.

С самого раннего возраста мы заставляем малышей делать наиболее значимые вещи именно правой рукой:

  • держать ложку,
  • здороваться за руку,
  • писать,
  • рисовать и т.д.

Если ребенок рождается левшой, этот факт воспринимается почти как трагедия: он не такой как все, ему будет трудно в жизни. Каких только домыслов не услышишь! Ничего подобного. Левша, так же как и правша, может добиться в жизни больших успехов, если приложит к этому максимум усилий. Да, не совсем удобно писать за одной партой с правшой в школе, люди как-то по-особому смотрят, когда используешь левую руку, а не правую. А в остальном – ничего страшного нет. Это лишь наши предрассудки, уходящие в глубину веков, когда левая сторона считалась нечистой: нельзя было здороваться, подавать еду, кушать левой рукой, поскольку левая сторона, по повериям, принадлежала дьяволу. Правая, наоборот, олицетворяла добро, справедливость, праведность. Поэтому она и правая. Отсюда и наше подсознательное стремление все делать правой рукой. Так что заставлять не нужно, а вот дать понятие о существовании право-лево, конечно, надо. Чтобы ускорить этот процесс, есть множество игр для разного возраста. Приведем здесь некоторые из них.

Игры

Существует самый древний, и, наверное, самый проверенный метод научить человека определять, где право, где лево. Его использовали еще полковые командиры, обучавшие поступивших в армию крестьян. К ногам новобранцев привязывали пучки сена и соломы. Дело в том, что различия между этими двумя понятиями были важнее для крестьян, чем знать, где право, где лево. Командиры и применяли команды: сено-солома. Так солдаты и запоминали стороны. Воспользуемся бесценным опытом военных и, модернизировав, применим его по отношению к детям. Сено и солому можно заменить яркими ленточками разных цветов и привязать их к рукам или ногам. Если малыш еще не знает названия цветов, привяжите ленточку только к одной ноге или руке и, называя право или лево, заставьте ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Постепенно это войдет в привычку, и малыш начнет свободно ориентироваться. Особенно эффективно применять такой способ обучения на уроках физкультуры, в танцевальных коллективах, где можно даже поставить танцевальную композицию с разноцветными ленточками, шариками, предназначенную специально для запоминания сторон.

Как еще можно научить ребенка различать, где право, где лево?

Ясно одно: делать это нужно незаметно для самого малыша, иначе вы рискуете вызвать протест против своих действий. Пока ребенок еще совсем маленький, одевая его, комментируйте:

  • надеваем сапожок на правую ножку,
  • надеваем рукавичку на левую ручку и т. д.

Тем самым, даже если малыш еще не говорит, вы закладываете нужные понятия в его сознании и подсознании. Впоследствии все накопленное в памяти начнет выдаваться ребенком, и вот тут ваши труды будут видны. Останется только закрепить знания с помощью игр и повседневной практики. То же проделываем, когда кормим ребенка.

Часто педагоги, да и некоторые родители, учат детей различать право-лево в зеркальном отражении. Это означает, что если взрослый стоит к ребенку лицом, то называет левую руку правой и наоборот, чтобы дети повторяли движения зеркально. Однако делать этого не следует. Если в два года малыш еще не замечает этой путаницы, то в три-четыре года обязательно заметит, и тогда создавшуюся ситуацию трудно будет пояснить.

Упражнения

Какие упражнения могут помочь ускорить процесс запоминания, где право, где лево?

  1. Попросите малыша поднять левую или правую руку. Если действие выполнено правильно, вознаградите его игрушкой и попросите назвать руку (если ребенок уже может это делать).  Далее просим другой рукой (левой или правой) коснуться частей тела (носа, рта, щеки и т.д.), при этом называя их.
  2. Следующая игра называется «Бравый солдатик». Дайте ребенку в руки шарики или игрушки разных цветов. Взрослый выступает в роли командира, а малыш – в роли солдатика. Солдат выполняет различные приказы командира. Например: поднять правую руку, шагнуть левой ногой, опустить левую руку и другие. Команды можно давать какие угодно, связанные с понятиями право-лево или с определением местонахождения частей тела. Если ребенок плохо ориентируется и в том, и в другом, соедините различные команды в одной игре. Затем взрослый и ребенок меняются местами. Когда малыш отдает приказы, мама или папа иногда должны ошибаться. Ребенок исправляет ошибку взрослого. Второй вариант игры доставляет удовольствие детям даже большее, чем первый.
  3. Игра в мяч дает возможность детям научиться ориентироваться в пространстве. Взрослый дает малышу команду бросить мяч вправо, влево, вперед, назад и т.д. Затем взрослый и ребенок, как и в предыдущей игре, меняются местами.

Данные игры можно использовать в общении с трехлетними детьми. До 3 лет заниматься с малышом подобным образом будет сложно, процесс обучения 2-х летних детей скорее односторонний, когда мама или папа постоянно акцентируют внимание ребенка на пространственных  понятиях, используя каждый подходящий случай. Ждать осознанной рефлексии вряд ли придется. Поэтому не торопитесь и наберитесь терпения.

Ребятам, которые уже неплохо ориентируются в определении сторон, предложите скрестить руки и назвать, какая из них правая, а какая левая. Попросите порассуждать, почему, если человек стоит к нам лицом, его правая рука для нас будет левой и т.д. Такого рода логические задачи расширяют пространственные представления детей, заставляют задуматься об устройстве этого мира. Используйте картинки, где изображены люди, звери в различных позах и просите малыша показать правое ухо кролика, левую лапу козлика и т.п.

Если ваш малыш подвижный и любит бегать, прыгать, станцуйте с ним буги-вуги. Это простой танец, который легко запоминается и, главное, обучает определению сторон. Под веселую музыку выполняем следующие движения: правую руку вытягиваем вперед, отводим ее назад и трясем ею, затем опять выводим вперед и трясем. Так поступаем и с левой ногой. Подобные движения можно проделать с ногами, плечами.

Чаще комментируйте происходящие вокруг ребенка действия и явления. Когда вы поднимаетесь или спускаетесь по лестнице, говорите: «Поднимаем правую ногу, поднимаем левую ногу». Если вы гуляете и наблюдаете машину или идущего человека, отметьте для ребенка, что машина или человек движет по правую (левую) сторону от нас. Так же можно следить за поворотами автобуса, троллейбуса, сидя в общественном транспорте, машине.

Используйте в своей практике игрушки. Разложите на полу различные машинки, зверей и, как в старой сказке, приговаривайте: «Направо пойдешь – кошечку найдешь, налево пойдешь – куклу найдешь». Ребенок может двигаться к месту назначения с помощью игрушечных машинок и грузить на них найденные предметы. Таким образом, малыш не только учит, где право, где лево, но и ориентируется в пространстве.

Для детей 4-5 лет можно использовать графический диктант. Поставьте на плоскости две игрушки и нарисуйте между ними запутанный ход. По вашим подсказкам, отмечая палочками каждый шаг, ребенок должен помочь игрушкам встретиться. Конечно, подсказки будут ориентированы на определение сторон.

И запомните! Никогда не заставляйте малыша делать что-то против его воли. Лучше дождитесь подходящего настроения или момента. В крайнем случае, всегда можно организовать комментарий на основе создавшейся ситуации, а не устраивать специальный показательный урок. Играйте, ведь мир познается человеком в игре, — так говорили древние!

Задания по теме

А эти материалы, надеюсь, помогут Вам в развитии Вашего малыша, а главное, в понимании где право, а где лево:

1. Игра с лягушкой — здесь нужно раскрасить ладошки в два цвета — правые в синий, левые в красный.

2. Здесь нужно определить, какие из машинок едут направо и обвести их в кружочек.

3. Здесь нужно определить, какие из рыбок плывут налево и обвести их в кружочек.

4. Здесь нужно определить какие живут в какую сторону смотрят и в какую сторону едут машинки.

5. Здесь нужно определить животных и геометрические фигуры, которые находятся по правую сторону и по левую сторону.

6. Определяем и обводим в кружочек животных, смотрящих налево и направо.

7. Тоже самое, что и про животных только с машинками.

8. Играем с котиком. Определяем, где он слева, а где справа?

9. Здесь нужно определить, какой из мишек идет налево, а какой направо.

10. Зеркальные карточки для игр на определение понятий ПРАВО и ЛЕВО.

11. Ладошки плакат. Вы можете распечатать и повесить их на стену на уровне глаз ребенка. Когда малыш будет проходить мимо плаката предложите ему приложить ручки и определить, где его правая рука, а где левая.

Видео

Хорошая видео презентация на определение понятий право и лево:

Похожие статьи

Загрузка...

steshka.ru

Учим детей различать «лево» и «право» в увлекательной игровой форме.

Как мы узнаем, где "право" и "лево"? Ученые считают, что что этот процесс связан с внутренним самоощущением левой и правой сторон тела. Это следует обязательно принимать во внимание при обучении детей понятиям «справа» «слева». Поэтому начинайте обучение детей с помощью их тела и только потом переходите на изучение обуви, перчаток и сторон света.

 

Учим определять правую и левую руку

Сначала научите ребенка определять правую и левую руку. В возрасте около 3 лет выражается доминирующая рука. Присмотритесь, какой рукой малыш чаще берет вилку и ложку, рисует, бросает мяч. У большинства детей такой рукой будет правая. Поэтому говорите ему – правая рука, это та, которой ты рисуешь. Когда он это запомнит, он определит, что другая рука (которой он не держит карандаш) – левая. После того, как ребенок научится определять левую и правую руку, объясните, что все части тела, которые находятся с правой стороны, тоже правые - нога, ухо, глаз, колено, локоть, а с левой стороны – левые. Закрепляйте эти понятия в процессе повседневных занятий, например, сопровождая процесс одевания пояснениями. Дети любят выполнять упражнения на внимание, например, «дотронься левой рукой до правой ноги», «дотронься правой рукой до левого уха» и т.д.

 

Учим определять правую и левую стороны

В возрасте около 4-5 лет дети должны уметь определять направления и отношения между предметами, а также использовать эти знания: располагать и перемещать предметы, передвигаться в указанном направлении. Объясните ребенку, что все то, что ближе к правой руке – находится справа, с правой стороны, что ближе к левой руке – слева. Это касается и направлений – направо, налево. Поиграйте в игры на освоение линейного пространства – поставьте в ряд игрушки и загадайте одну из них. Пусть ребенок попробует угадать, какую игрушку вы задумали. В случае неправильного ответа направляйте его, используя слова «левее», «правее».

 

Во время прогулки обращайте внимание на маршрут: «сейчас мы повернем направо», «слева от нас проехал автобус». Многие дети учатся определять направления движения, слушая навигатор в машине их родителей. Вначале они слышат: «через 100 метров поверните налево», последующий поворот машины налево помогает в определении левой стороны. Прекрасным упражнением на закрепление понятий «лево», «право» у дошкольников являются графические диктанты, во время которых дети рисуют линии по клеточкам в нужном направлении под диктовку взрослого.

Зеркальное отражение

Самое сложное -  это научить ребенка определять право и лево по отношению к собеседнику. Оденьте с ребенком браслеты или часы на правую руку и станьте лицом к друг другу. Пусть ребенок посмотрит, что предмет (часы или браслет) оказался перевернутым, так как положение предметов относительно друг друга изменилось.  Можно проделывать подобное упражнение и с зеркалом.

Почаще употребляйте термины «лево» и «право» в повседневной речи – и ребенок без труда выучит эти жизненно важные слова.

Марина Алексейчик

iqsha.ru

как культура формирует наше мышление — Моноклер

Рубрики : Культура, Переводы, Последние статьи

Вы мгновенно определяете, где лево, а где право? Если да — прекрасно, потому что, как показывают психологические исследования, это не самая лёгкая для человека задача. Публикуем статью, в которой ученый-когнитивист Кензи Куперрайдер рассказывает, как культура формирует наше мышление, почему привычка воспринимать мир по «отношению к себе» неестественна для нас как вида и от каких факторов могло зависеть переключение человеческого мышления с природного геоцентрического на искусственное эгоцентрическое.

«Где лево, а где право?» — для кого-то этот вопрос остаётся нерешенным и во взрослом возрасте. И в этом нет ничего удивительного — психологам давно известно, что лево и право очень сложно поддаются запоминанию. Удивительно другое: люди, которые с трудом различают правую и левую сторону, с лёгкостью ориентируются по сторонам света и объектам, расположенным в разных точках пространства. Так, может быть, дело не в когнитивных способностях отдельных людей, а в том, что система пространственного мышления, которую мы впитываем со своей культурой, априори чужда нам как виду, нашему способу восприятия пространства? Сегодня мы предлагаем перевод статьи ученого-когнитивиста из Университета Чикаго Кензи Куперрайдера, в которой он описывает психологические исследования, помогающие нам понять, как культура формирует наше мышление.

 

Деление мира на «лево» и «право» страннее, чем вы думаете

Возьмём эксперимент 2009 года с участием лишь исследователя, ребенка и инструкции из пары слов (1). Исследователь объявляет/призывает «Давайте танцевать!» и демонстрирует ряд движений: он держит руки вместе на уровне глаз и разводит их: сначала влево, потом вправо, затем влево дважды – на счёт «один, два, три, четыре!». После нескольких попыток все дети могли исполнить этот танец самостоятельно. Затем был тест: исследователь раскручивал ребёнка вокруг себя, чтобы запутать его, и просил снова исполнить танец. Попробуйте это на своих друзьях, и они, вероятно, воспроизведут танец точно – влево, вправо, влево, вправо – как и большинство из 50 немецких детей из описанного исследования.

Но ученые также проверили еще одну группу детей, которая состояла из 35 членов культуры коренных охотников-собирателей в северной Намибии. Когда их разворачивали на 180 градусов (после того, как они осваивали правила), большинство из них демонстрировали зеркальное отражение танца: движения вправо стали левонаправленными, а движения влево – наоборот. Почему? Исследователи пришли к выводу, что, когда намибийские дети исполняли этот танец в первый раз, они запомнили его как чередование движений в направлении разных сторон света, а не относительно разных сторон своего тела (лево, право). По-видимому, дети танцевали в соответствии с направлениями компаса.

«Через чувства мы познаем, что находится вне нас, лишь постольку, поскольку это находится по отношению к нам» — писал Кант.

Если вы находите это поразительным, вы в хорошей компании. Почтенный философ Иммануил Кант утверждал, что три основных классификации расположения (человеческого тела или предметов относительно него) – перед и зад, верх и низ, лево и право — обеспечивают фундаментальную основу переживания пространства. Я могу думать о посудомоечной машине в моей кухне, которая находится, например, справа от раковины, или о ключах, которые лежат в моем левом кармане. Кант думал, что эта эгоцентрическая система отсчета была основной и универсальной. «Через чувства мы познаем, что находится вне нас, лишь постольку, поскольку это находится по отношению к нам», — писал он (2). Люди не могут различать кардинальные направления, продолжил он, без первостепенного различения «лево-право». Намибийские дети в пику Канту и ряду ученых-когнитивистов XX века предпочитают видеть пространство сквозь призму другой, геоцентрической системы.


Читайте также: Свет в нейронауке, культуре и религии: ритуалы аборигенов и хитрости урбанистов


Они не одиноки. С начала 1990-х годов исследовательская группа из Института психолингвистики Макса Планка (Нидерланды) во главе со Стивеном Левинсоном стала изучать, насколько разные мировые культуры отличаются в своих предпочтениях «систем пространственного отсчета». И они нашли группы, подобные намибийским, в Австралии, Мексике, Индии и за ее пределами. Мои коллеги и я, например, изучали геоцентрически ориентированных юпно из Папуа-Новой Гвинеи, которые анализируют пространственные картины, исходя не из того, насколько они велики или малы, а с точки зрения, как они расположены относительно горы (направлены вниз или вверх). Это не означает, что я как носитель английского языка никогда не использую геоцентрическую модель. Просто я использую её выборочно – например, при описании отношений между двумя городами (Сан-Франциско находится к северу от Лос-Анджелеса) — но не когда речь идет о том, где, скажем, находятся вещи в моём доме, хотя это было бы столь же точно.


По теме: 5 необычных языков, меняющих представление о реальности


Заманчиво предположить, что наша привычка воспринимать мир «по отношению к себе» является естественной по умолчанию, интуитивной отправной точкой; способ, которым намибийцы или юпно определяют расположение вещи, кажется нам девиантным (каким-то отклонением). Но новые результаты, недавно опубликованные в журнале Cognitive Psychology, говорят о том, что это неверное впечатление (3).

Одна подсказка была всегда на виду: психологам десятилетиями было известно, что лево и право очень сложно поддаются запоминанию. Дети годами учатся правильно надевать ботинки на нужную ногу, постоянно путая этих «двойников» и используя случайно слова «лево» и «право», пока они действительно не усвоят их. Как правило, это происходит в возрасте около 10 лет. На самом деле, многие из нас и во взрослом возрасте воюют с этими терминами («Нет, слева с твоей стороны»). Это новое исследование непосредственно сравнивает понимание детьми эгоцентрических концепций, таких как «право» и «лево», с геоцентрическими понятиями, как, например, «север» и «юг». Усваивается ли какая-либо из этих концепций естественнее, чем другая?

Чтобы проверить это, исследователи научили четырехлетних детей новым пространственным терминам, используя выдуманные слова «зив» и «керн». Наиболее показательным был эксперимент с участием 20-ти детей, говорящих на английском языке. Во-первых, исследователи по одному разу маркировали детские руки: «Это твоя рука зив [трогает левую руку ребенка]. А это твоя рука керн [касается правой руки]». Как и в исследовании 2009 года, ученые раскручивали детей и просили их поднимать левую руку. Ещё один камень в огород Канта: в 73 % случаев четырехлетние поднимали свою правую руку — ту, которая была маркирована как «керн».

Напомним, что американские дети не наследуют подобного геоцентрического восприятия через свой язык или культуру. Тем не менее, они были склонны предполагать, что эти новые названия – это что-то вроде севера и юга, даже при том, что ими «помечались» их правая и левая руки (возможно, причина того, что они вели себя подобно намибийским детям, а не немецким, которые действовали в рамках своей культуры, заключалась в том, что немецким детям, усваивающим танец, было в среднем по восемь лет и они уже приняли заданное культурой направление). Исследователи также обнаружили, что четырехлетних малышей легче научить геоцентрическим, чем эгоцентрическим понятиям (хотя эгоцентрические термины «перед» и «зад», казалось бы, должны быть более интуитивно понятны для детей, чем «лево» и «право»).

Таким образом, выходит, что некоторые пространственные понятия действительно приходят к нам легче, чем другие, — но не те, которые, как мы могли бы предположить, должны прийти в первую очередь. Эти эксперименты заставляют задуматься: если так сложно усвоить концепцию «право-лево», как мы пришли к тому, чтобы смотреть на мир через призму этих сложноперевариваемых понятий, и почему?

Что ж, в современном мире у нас нет большого выбора – умение различать лево и право является сегодня вопросом выживания. Мы ездим по одной стороне дороги, а не по другой, например. Более глубокий вопрос заключается в следующем: почему наша культура решила плыть против течения наших когнитивных особенностей? Зачем беспокоиться о различении «лево» и «право», которое сложно нам даётся и без которого многие культуры спокойно обходятся?

Одна из точек зрения сводится к тому, что всему виной язык. По какой-то исторической случайности разные языки закрепили разные способы говорить о пространстве, и мы просто усвоили привычки языка, с которым нам пришлось иметь дело. Согласно более привлекательной альтернативе, язык является лишь симптомом более глубоких когнитивных изменений, которые лишь недавно были приведены в движение. Возможно, на ранних этапах индустриализации, благодаря которой людям пришлось больше времени проводить в закрытых помещениях и густонаселенных городах, больше читать и писать, больше ходить от одних мест к другим, заставило нас изменить наши способы деления пространства. Это не было сознательным выбором принять другую систему пространственного отсчета или, наоборот, какая-нибудь случайность. Это была адаптация к новым условиям.

Дальнейшие исследования с детьми могли бы дать новые подсказки, как происходил этот сдвиг. Дети в нашей культуре начинают с геоцентрического мышления, но растут в строго эгоцентрической системе. Какие факторы вызывают это переключение? Ответ на этот вопрос поможет нам в поиске причин того, что же все-таки в какой-то момент в нашей культуре привело нас к привычке смотреть на мир через призму своеобразных «лево» и «право».

Исследования

1. Haun, D. B. M., & Rapold, C. J. Variation in memory for body movements across cultures. Current Biology 19, 1068–1069 (2009).

2. Levinson, S. C., & Brown, P. Immanuel Kant among the Tenejapans: Anthropology as Empirical Philosophy. Ethos 22, 3–41 (1994)

3. Shusterman, A., & Li, P. Frames of reference in spatial language acquisition. Cognitive Psychology 88, 115–161 (2016).

Источник: «Framing the World in Terms of «Left» and «Right» Is Stranger Than You Think»/Nautil.us.

Обложка: Wikimedia Commons.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

monocler.ru

Как легко научить ребенка различать лево и право? 8 рекомендаций ~ Я happy МАМА

Как научить ребенка различать лево и право? Этим вопросом задаются многие родители. Малышам обычно тяжело дается освоение этих понятий. С этими рекомендациями вы поможете ребенку быстрее научиться различать лево и право, что облегчит ему письмо, занятия спортом и другими видами умственной и физической деятельности.

  1. Для начала научите ребенка различать правую и левую руки. Создайте ассоциацию у ребенка с определенной рукой. Например правая (левая для леворуких) рука — та, которой он держит ручку или ложку.
  2. Когда с руками разобрались, расскажите ребенку, что все, что находится со стороны правой руки — тоже правое. Нога, ухо, глаз.
  3. Теперь тренируем умение определять расположение предметов в пространстве. Просите ребенка принести вам предмет, который справа от него, или слева, спросите, что находится по правую руку, а что по левую.
  4. Во время прогулки рассматривайте все вокруг, комментируйте все, что увидели, называя, с какой стороны вы это наблюдаете. “Смотри, какой красивый котик справа от тебя!”
  5. На прогулке комментируйте ваш маршрут. “Теперь нам надо повернуть налево”. “Сейчас нам направо”.
  6. Постоянно в повседневной жизни старайтесь акцентировать внимание на размещении вещей в пространстве. “Где твоя зеленая машинка? Вот она, справа от кубиков!” “Принеси мне твою салатовую майку. Она в левом ящичке комода”.
  7. Еще одним важным этапом на пути освоения понятий право и лево является умение определять лево и право со стороны другого человека. Для этого вам поможет зеркало. Или станьте спиной к ребенку, попросите определить, где у вас правая рука, затем повяжите ленточки на правую руку себе и малышу. Потом повернитесь к ребенку лицом. Опять отвернитесь спиной. Важно, чтобы ребенок понял, что правая рука всегда остается правой, а меняется только расположение предметов.
  8. Конечно же, используйте различные игры для тренировки умения различать лево и право. Это могут быть разные настольные или подвижные игры, где надо выполнять движения в разные стороны.

Смотрите также: Как научить ребенка не перебивать взрослых. Очень простой, но действенный способ! Как научить ребенка «съедать лягушку» или тайм-менеджмент для детей

ihappymama.ru

Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве.

Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве и отличать право и лево, вверх и вниз, впереди и позади. Учимся ориентироваться на листе бумаги. Знакомимся с планом и картой.

Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «лево». Как научить ребенка отличать правое и левое? Что делать, если ребенок постоянно путает, где у него левая, а где правая рука? Какие игры нам могут помочь? Как заниматься с детьми разного возраста дома? Ответы на эти вопросы — в статье

На самом деле, научить ребенка различать «право» и «лево» не так уж и сложно при одном условии – регулярности проведения игр на эту тему в течение примерно месяца – максимум двух месяцев. Регулярно – это значит примерно 4 раза в неделю по 5-7 минут игры. А еще лучше – ежедневно по 3-5 минуток. Ежедневные веселые мини-игры-пятиминутки гарантируют надежный результат в достаточно краткое время. Дополнительно к играм нужно постоянное доброжелательное напоминание во время рисования, игр, лепки, конструирования, одевания на прогулку о том, какая рука что делает и как нам помогает. В игре малыш быстро запоминает, где право и где лево и перестает путаться.

Примерный возраст, в котором малыш может освоить различия этих двух понятий и начать без ошибок ими пользоваться – это пятый год жизни. Но слышит слова «право» и «лево» малыш с самого своего рождения. А уже в три года показывает, где у него правая ручка, а где левая ручка.

Самые маленькие дети учатся ориентироваться в пространстве «на себе»,  на своем теле: вверху – это где голова, внизу – это где ноги, вперед – где лицо, назад – где спина, вправо – где правая рука, влево – где левая рука.

Сначала у детишек Вы сможете увидеть помогающие им жесты. Например, ребенок, пытаясь определить, где это – «позади», касается предмета спиной. Или чтобы определить, где у него правая рука, начинает ей двигать. В дальнейшем вместо движения появляется только взгляд в нужную сторону или еле заметный жест. И уже после этого малыш, просто слыша слово «влево», «вправо», «вперед», «назад», понимает его без жестов.

Когда мы играем с детьми в игры, помогающие научиться ориентироваться в пространстве, то обязательно знакомим малышей не с одним понятием (только «правая рука»), но с парами слов: влево и вправо, выше и ниже, впереди и сзади. Например, когда мы учим различать правую и левую руку, то объясняем так: «Правой рукой ты держишь ложку, где она у тебя? А что делает левая рука? Она держит хлеб». Или во время рисования: «В правой руке у тебя кисточка. Где твоя правая ручка. А где левая? Что она держит? А левая держит листочек бумаги, на котором ты рисуешь». То есть упоминаем сразу обе руки.

Игры с самыми маленькими: знакомимся с пространством

Тра-та-та

Самые маленькие детки слышат слова «влево» и «вправо» в маминых пестушках и потешках, в мамином массаже с песенками, от которых получают радость.

Тра-та-та, тра-та-та,

Поймал дедушка кота,

А бабушка — кошку

За левую ножку!

На слова «левую ножку» мама ласково потряхивает левую ножку малыша и гладит ее. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой. Так малыш знакомится со своим телом.

Или другая потешка – для деток постарше, которые уже учатся ходить и «танцевать» и топать ножкой под песенку.

Топни-ка, ножка

ПрАва, понемножку!

Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем-переступаем правой ножкой).

Топни-ка левая –

Маменька велела!

Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем – переступаем левой ножкой)

Ай, деточка, попляши!

Твои ножки хороши! (подпрыгивание или пружинки)

Для детей постарше можно использовать стихотворения и делать под них движения.

При одевании ребенка можно приговаривать строчки из этого стихотворения Елены Благининой: «Вот они – сапожки! Это – с левой ножки! Это – с правой ножки!» и просите ребенка: «Дай мне левую ручку. А теперь правую ручку»:

Е.Благинина

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они — сапожки.
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта — с правой ножки,
Эта — с левой ножки.

Вот как хорошо!

Вверх — вниз

Маленьких детей мы знакомим прежде всего со словами «Вверх» — «вниз» (птичка полетела на дерево – вверх! Мячик упал вниз – бух! На качелях качаемся вверх – вниз, вверх — вниз), вперед – назад (беги ко мне, догоняю). И лишь затем ребенок сможет освоить слова «вправо» и «влево».

С малышами можно сделать простую аппликацию, которая научит ориентироваться не только в комнате, но и на листе бумаги. Например, сделать платочек или салфетку для куклы или другой игрушки.

Сделай узор на платочке

Вам понадобится набор вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур: например, четыре красных треугольника и красные круги. Или другой набор: один зеленый круг, четыре зеленых треугольника и один зеленый прямоугольник.

Покажите малышу образец платочка с аппликацией, который Вы сделали. Пусть любимая игрушка ребенка попросит малыша помочь ей и подарить точно такой же платочек.

Рассмотрите внимательно образец вместе с малышом: обведите пальчиком малыша фигурку на образце: круглая они или есть уголочки? Если есть уголочки, то сколько их — три уголочка или четыре уголочка? Как она называется? Назовите формы – это круг, а это квадрат. Опишите словами, как расположены фигуры. например: «Смотри, в серединке круг, а в уголках – квадраты. Так мы и сделаем! Разложи фигурки на своем платочке»

Самые простые орнаменты состоят из 2 фигур (например, на одном коврике, салфеточке или платочке приклеены круг и квадраты). Более сложные – из трех разных геометрических фигур. Сначала малыш выкладывает фигуры на своем платочке, и только потом приклеивает.

Когда платочек готов, подарите его торжественно игрушке, пусть она скажет малышу «Спасибо», порадуется вместе с ним.

Внимание! Это важно! Никогда малыш не должен видеть, что его рисунок или аппликация после игры выбрасывается! Если он делает свою салфеточку для куклы, то кукла должна сама взять у него аппликацию, положить ее  на свой игрушечный столик  как салфеточку, поставить игрушечную посуду, восхититься, какой же красивый стол стал с этой салфеточкой. Сказать, что пригласит гостей и покажет им новую салфеточку. Поблагодарить малыша. Только тогда Вашему ребенку будет и в дальнейшем интересно заниматься с Вами.

Знакомимся с мозаикой

В самых простых играх с мозаикой мы тоже можем начать знакомить ребенка с пространством и учить ориентироваться в нем.

Игра 1. Покажите малышу детали мозаики (подойдет магнитная мозаика с геометрическими разноцветными формами или любая другая мозаика для малышей). Покажите ребенку синие детали – пусть это будет дождик. Дождик кап-кап-кап-кап – капает по крыше, по окошку, по деревьям. Пусть ребенок сделает дождик на игровом поле из синих деталек и научится заполнять деталями равномерно всё игровое поле мозаики. Вот какой дождик у нас пошел! Важно, чтобы малыш располагал детали по всему игровому полю, а не ставил кучкой где-то в центре или сбоку.

В следующий раз попробуйте разложить другие детали, придумав, что же это будет. Белые детали могут быть летающими снежинками. А желтые – осенними листочками. Красные – конфетами на столе, а крупные детали – воздушными шариками, которые летят в небо. Много мелких разноцветных деталей может быть салютом в небе.

Ребенку не так просто класть детали на мозаику – покажите ему, как сначала взять деталь двумя-тремя пальчиками и как потом прижать ладошкой к магнитному полю, чтобы фигурка «прилипла».

Игра 2. В следующих играх познакомьте малыша с понятиями «вверху» и «внизу». Сделайте вместе с ребенком из всех синих деталей «речку» внизу игрового поля. Для этого  выложите широкую полосу из деталей синего цвета. Проведите по ней пальчиком ребенка – «течет речка», речка длинная — длинная. Можете сделать рядом из отдельных зеленых деталей «травку» — так же, как мы делали дождик.

А потом сделайте солнышко вверху игрового поля, собрав желтые детали в круг. Дополнительно можно собрать рядом с солнышком облачка из белых деталей.

Что вверху? Солнышко. А что внизу? Речка и травка. Так малыш начинает понимать слова «вверху» и «внизу» применительно к картинке, листу бумаги, игровому полю игры.

Игра 3. В следующей игре с мозаикой пусть полетят наши листочки – куда они летят? Вверх или вниз? Давай на них подуем – дует ветер! Куда мой листочек полетел? Вверх. А твой куда полетел? Вниз!

Когда малыш подрастет, наши листочки будут летать еще и вправо или влево. Куда твой листок полетел? Вправо! А мой сейчас полетит влево. Я подую на него. Вот! Уже летит!

В этой очень простой игре малыш начинает ориентироваться на плоскости, понимать, где верх, а где низ, видеть ограничение игрового поля его сторонами (правой и левой).

Игры для детей 3-5 лет: учимся различать «право» и «лево» и не только

Примерно на четвертом году жизни малыш уже различает и называет свою правую и левую руку. А в 4-5 лет ребенок учится определять направление по отношению к себе. Ему еще трудно понять, что у человека, который стоит напротив, «лево» находится там, где у него «право». Он может определить направление только «от себя». Поэтому во всех играх с детьми 4-5 лет взрослый стоит так же, как и ребенок (лицом в одну сторону) – показывая и подсказывая на первых порах.

Найди игрушку

Вариант 1. Попросите малыша выйти за дверь и спрячьте игрушку. Когда он зайдет в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть рассказан так: «Иди прямо к столу, у стола поверни направо (ребенок выполняет). Пройди пять шагов. А теперь один шаг назад, поверни налево (ребенок выполняет). Пройди два шага. Ищи!» В первых играх трехлетнему малышу можно дать одну-две команды, четырехлетнему давайте не больше 2-3 команд. Потом можно увеличить количество команд до 5 и даже более.

Когда ребенок освоит эту игру, то усложните ее. Во втором варианте игры малышу нужно назвать направление, в котором он идет. Вот как это делается.

Вариант 2. Вырежете из цветной бумаги или цветного картона стрелки разного цвета и разложите их на полу.  Скажите ребенку: «Иди туда, куда показывает красная стрелка, пройди три шага. Куда же тебе надо идти?» (ребенок называет направление: влево, вправо, прямо или назад). «А дальше иди туда, куда показывает синяя стрелка. Куда она тебя ведет? (ребенок называет – вправо или влево. вперед или назад) Пройди 2 шага». А теперь ищи!

Когда малыш освоится с названием разных направлений, то поменяйтесь ролями с ребенком. Пусть он спрячет игрушку, а Вы ее будете искать. Детям очень трудно дать инструкцию. Поэтому помогайте малышу вопросами: «А дальше мне куда идти – по какой стрелочке? А! По желтой стрелочке, значит, направо. А сколько шагов сделать?» и т.д.

Эту игру можно проводить от имени сказочного героя: например, Карлсон спрятал игрушку, и надо ее найти. Или Старуха Шапокляк спрятала любимую игрушку Чебурашки, и мы ему помогаем разыскать ее. Можно поиграть и по-другому с любым любимым героем ребенка, который будет отдавать команды (например, мальчики любят чтобы им отдавали команды их любимые герои — воины).

Догонялки с кулачками

В эту игру можно играть и дома, и в дороге. Посадите малыша к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол (на ноги, если Вы сидите на диване) и попросите ребенка положить его кулачки.

А теперь поиграем! Спрашиваем малыша, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой — картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш – левша, то всё будет с точностью до наоборот.

Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:

Кулачками мы играем,
Руки быстро поднимаем!
Раз, два, три!
Левая, беги!
На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, а Вы его пытаетесь запятнать – коснуться левого кулачка на столе.

Слова в стишке меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка – убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть.

Если Вы используете картинки- подсказки, то постепенно можно их будет убрать – например, сначала оставить только подсказку для правой руки, а потом и она станет не нужна. Малыш начнет убирать нужный кулачок без подсказок — картинок.

Найди сюрприз!

Посадите четыре игрушки в центре комнаты так, чтобы получился «крестик». В центр этого «крестика» встанет в игре ребенок (см. рисунок). Например. ребенок встанет в центр, а впереди у него будет мишка, сзади зайчик, справа машинка, слева поезд (можно использовать любые другие игрушки, которые есть у Вас дома).

Под одну из игрушек (или в одну из игрушек) спрячьте сюрприз. Это может быть красивая картинка или наклейка, записка с загадкой, пожелание или стишок, новая загадка,  интересная веточка, цифра, новая буква, набор бусинок, небольшой рисунок, который Вы нарисовали, интересное задание на  записочке, камушек или ракушка – всё, что угодно.

Пусть малыш встанет в центре комнаты и в центре получившегося «крестика». Вы стоите так же, как и он – т.е. если ребенок смотрит на окно, то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети, особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Тогда ищем клад! Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: «Повернись вправо. А теперь повернись два раза влево. Еще раз  повернись два раза влево. А теперь три раза вправо. Ищи!» Дети любят в этой игре поворачиваться прыжками. Пусть прыгают на здоровье!

Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него. И находит его! Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он ищет сюрприз под игрушкой и …не находит. Значит, надо попробовать еще раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. И наконец находим! Ура!

Некоторые дети любят складывать полученные в игре сюрпризы в свою шкатулочку или коробочку. Некоторые – дарят мамам или друзьям. Но в любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу! Даже если пришлось три раза его искать.

Народная подвижная игра «Корабль плывет!» — учимся отличать «право» и «лево», «вверх» и «вниз», «вперед» и «назад»

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала разучиваются движения игры.

Вот какие движения можно использовать в игре для различения направления право и лево:

  • «Правая повертушка» – это вращение кистью правой руки ( другой вариант — правым предплечьем) как будто «заводим мотор».
  • «Левая  повертушка» – это вращение кистью левой руки (другой вариант – левым предплечьем) как будто заводим мотор левой рукой.
  • >«Правая потоптушка» – топаем правой ногой.
  • «Левая потоптушка» – топаем левой ногой.

Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед – назад или другие направления).

Как играть в игру?

Ведущий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Дети спрашивают: «Какой корабль?»

Ведущий отвечает: «С правой повертушкой!»

Дети выполняют движение – делают правую  повертушку (вращают правой рукой).

Снова водящий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Игроки спрашивают: «Какой корабль?»

Водящий придумывает название корабля. Например, «С левой потоптушкой и с левой повертушкой».  Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В первых  играх даются простые задания, включающие одно действие, например, « с левой потоптушкой». В дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями: «с правой потоптушкой и двумя вертушками» или «с правой потоптушкой и с левой повертушкой» или «с двумя потоптушками и левой повертушкой».

Задача игроков (ребенка или детей) – не ошибиться. Когда дети освоятся с игрой, можно ее усложнить.

  1. Выкладываем на пол 10 карандашей (палочек, камешков или любых других предметов, которые будут обозначать шаги). Малыш правильно выполнил задание – идет вперед на один шаг (встает около следующего камешка или карандаша). Неправильно  сделал – остается на месте. Задача – дойти  до Вас как капитана. Как только малыш стал капитаном, Вы меняетесь ролями, и он придумывает, какой корабль плывет. Причем ребенок может придумать и новые движения, которых не было в предыдущей игре.
  2. С группой детей можно провести игру так. Малыши стоят в ряд. Если кто-то ошибается, он делает шаг назад. Если сделал правильно  — то шаг вперед. Задача – быстрее дойти до капитана. Кто дошел до капитана  первым – будет водящим в следующей игре.

Что изменилось?

Играть в эту игру можно как с игрушками, так и с  несколькими детьми.

Игра с игрушками. Посадите на стол или диван 5-7 игрушек. Они должны сидеть спиной к малышу! Это важно! Нужно, чтобы ребенок и игрушки располагались лицом в одну сторону и сидели в рядок.

Потом попросите малыша отвернуться и закрыть глаза. Или можно закрыть игрушки непрозрачным платком. И поменять игрушки местами.

Малыш открывает глаза – и … что же изменилось? А! Кукла сидела вправо от меня, а медведь влево. А теперь наоборот стало – теперь кукла сидит слева от меня, а медведь справа».

Игра с детьми. Малыши садятся на коврик в ряд. Один малыш – ведущий закрывает глаза. Остальные быстро меняются местами. Дополнительно можно поменяться еще чем – то  или взять в руки предметы. Малыш – ведущий открывает глаза и ищет, что же изменилось: «Ой, у Маши в руках появилась кукла. А у Наташи, наоборот, в руках был мяч. А теперь мяча нет. Петя сидел справо от меня, а теперь сидит влево.

Мальчишки очень любят эту игру как игру в «разведчиков».

В первых играх делайте  только 2 изменения. Потом количество изменений можно постепенно увеличивать.

От подвижных игр можно перейти к более сложным играм с геометрическими фигурами, помогающим научиться ориентироваться  на плоскости (листе бумаги).

Выложи узор

Попросите малыша догадаться, как узор вышила Красная Шапочка для своей бабушки на ее платочке (можно использовать любых любимых персонажей ребенка).

Возьмите два одинаковых квадратных листа бумаги. Это будет игровое поле для Вас, и для ребенка. И вырежете из цветного картона парные одинаковые фигуры – например, зеленый квадрат, синий квадрат, красный треугольник, желтый треугольник, зеленый круг, синий круг и т.д. Получится два набора одинаковых фигур. Один набор возьмите себе, а другой – ребенку. Мы будем выкладывать на игровом поле разные фигуры.

Перед тем, как играть покажите ребенку, как мы будем выкладывать фигурки на квадрате – платочке. Где верх, где низ, где право, где лево.

Поставьте перед собой большой лист картона или любую другую вещь, которая станет перегородкой. Перегородка нужна, чтобы ребенок не видел Ваш узор. Выложите узор на своем листочке. И после этого попросите малыша внимательно послушать Вас и сделать такой же узор. Примерный узор представлен на картинке: «Вверху – красный треугольник. Внизу – желтый треугольник. Справа – где у тебе правая ручка? – синий круг. Слева – зеленый круг. В середине – синий прямоугольник. Получилось? Давай посмотрим».

Уберите перегородку и сравните два платочка. Исправьте неточности, если они есть.

При более сложной игре ребенку нужно учесть расположение фигур. И тогда мы говорим, например, так: «Вверху – красный треугольник. Он смотрит уголком вверх, а стороной в серединку/в центр».

В дальнейшем, когда малыш освоит игру, можно сделать его водящим.

А можно сделать другой вариант  этой игры – более сложный, когда мы прямо не говорим, что за фигуру надо положить. А малыш сам выбирает ее из набора фигур: «Догадайся, что же вышила Красная Шапочка вверху – это не квадрат, не круг. Что это? Точно, треугольник. Не желтый, не красный, не синий, а какой? Как же ты угадал – зеленый! Значит, что будет вверху платочка? Да, зеленый треугольник!»

Если ребенку трудно сориентироваться, то помогите ему. Нарисуйте на его игровом поле – белом квадрате —  сверху красную линию, а снизу синюю. Справа нарисуйте ложку (правая рука держит ложку), а слева нарисуйте кусочек хлеба (левая рука держит хлеб). И когда диктуете – рассказываете, то помогайте подсказкой: «Вышила Красная Шапочка красный квадрат вверху. Где это? Да, там где красная линия. А справа она вышила зеленый треугольник. Покажи, где зеленый треугольник? Вот он! А где это справа – где ложка нарисована. Вот она! А где у тебя правая ручка? Значит, куда надо положить фигурку? Молодец! Красивый платочек получится!»

В такой игре нужно постоянно менять сюжет – то украшать флажками разной формы и разного цвета силуэт — кораблик (вместо квадрата), то расставлять разноцветные чашки разного размера на стол (право – лево, выше – ниже), то  помогать герою написать зашифрованное письмо (прямоугольник — фон будет обозначать конверт, на котором в определенном порядке выкладываются фигуры), то делать ковер-самолет для Старика Хоттабыча (выкладывать рисунки на прямоугольнике). Сюжет игры может быть любым и из любой любимой сказки малыша!

Для пятилетнего ребенка можно усложнить задание и по-другому – научить правильно называть углы: правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол. Тогда узор может получиться, например,  таким: «В правом верхнем углу – красный треугольник. И в левом нижнем углу – красный треугольник. В правом нижнем углу – желтый круг. И в левом верхнем углу – желтый круг. А в центре голубой ромб».

Игра в магазин

Еще один вариант предыдущей игры – игра в магазин. Вы делаете парные карточки для игры (как показано на предыдущей картинке) с разным расположением фигур на квадрате — основе. Это наши «ковры» или «платочки» или «салфеточки», которые будут продаваться в магазине. Нам нужны два одинаковых набора — один у продавца, другой у покупателя.

Ребенок-покупатель выбирает из своего набора одну карточку – это «коврик» (полотенце, шарфик, салфеточка и т.д.), который он хочет купить в магазине. Малыш должен объяснить продавцу, какой ковер или салфеточку он хочет купить. Так объяснить, чтобы продавец дал ему именно этот предмет с именно таким узором. Для этого ему нужно очень точно описать свой «коврик»: что нарисовано в середине, что вверху, что внизу, что справа, что слева.

Малыш может сам выбрать «коврик» для покупки. А может быть, в другом варианте этой игры, его попросит помочь сказочный персонаж и даст ему картинку с изображением нужного ему «коврика».

Найди  такую же картинку.

Для изготовления игры потребуются наклейки (наборы одинаковых наклеек) и картон. Карточки делаются из картона в виде длинных прямоугольников, на которые наклеены наклейки в разном порядке: например, чайник – платье – мячик – девочка. На другой карточке: платье – уточка – мячик – девочка. На третьей: платье – чайник – мячик – девочка.  На четвертой: мячик — платье — девочка — чайник. И так далее. Делаются два одинаковых набора карточек для игры.

Задача – найти пару одинаковых картинок и объяснить, почему эти картинки — пара ( ребенок может объяснить так: «Здесь слева приклеено платье, справа от него чайник, еще правее мячик. А потом девочка. И на этой картинке точно так же»). Дети раньше 3 — 3,5 лет обычно не понимают смысла такой игры , ведь на всех картинках похожие игрушки. Они могут на любые картинки сказать, что они одинаковые. Примерно к 4 годам малыш уже может объяснить, чем отличаются картинки – расположением игрушек на них. К этому возрасту ребенок может и рассказать словами, в чем он видит отличия.

Новоселье

Если у Вас есть набор картинок с изображением мебели, то можно поиграть  в эту игру  с картинками. Или можно поиграть с игрушками и кукольной комнатой, сделанной из большой коробки.

Есть три варианта игры:

Вариант 1. Более простой.

Рассказываем малышу историю о том, что у куклы (зайчонка, кенгуренка, бегемотика или другой игрушки) – новоселье. И ему нужно помочь расставить мебель. Договариваемся с ребенком, что где будет стоять (рядом с окном, слева от него, справа от него, перед столом, за креслом и т.д.). Рисуем план комнаты. А дальше заполняем ее мебелью по нарисованному плану (для малыша этого возраста достаточно 4-6 предметов, обозначенных на плане плюс обозначения окна и двери). Как только всё будет готово — празднуем новоселье 🙂 — приглашаем в гости игрушки, которые поздравят с новосельем, угостятся чаем со сладостями и подарят подарки нашему игрушечному герою..

Вариант 2.

Есть уже готовый план комнаты для нашей игрушки. Его нарисовал главный друг нашей игрушки Топтыжка (или кто-то другой из любимых игрушек малыша). И нам надо помочь «прочитать» этот план и расставить все предметы точно по плану комнаты. Если малыш ошибается, то игрушка ему говорит: «Нет, я так не хочу. Посмотри, я хотела здесь большой диван поставить, а не круглый стол. Стол тут неудобно размещать – как из-за него выходить будем?»

Вариант 3. Перестановки.

Наша игрушка решила сделать перестановку мебели в комнате, потому что купила новое пианино или новый шкаф или новый стол. И надо ей помочь – разместить на плане эти предметы, всё проверить — поместится ли здесь, удобно ли будет, а потом уже расставить мебель в комнате.

Как провести такое новоселье и научить составлять план комнаты детей 3-4 лет, мы уже знаем из статьи «Ориентация  в пространстве».

Внимание: чтобы понять план, ребенку сначала нужно определить, а где он сам находится в комнате, где окно, где дверь. И уже от этих ориентиров отталкиваться, выполняя задание. Вскоре он сам быстро поймет, как «читать» план, и сразу будет отыскивать на плане нужное место.

Если Вы будете проводить игру с детьми более старшего возраста, то тогда можно усложнить задание – пусть в нашей комнате будет до 10-11 предметов. А кукла может купить не один новый предмет мебели, а сразу два.

Игры для детей 6-7 лет

Детей 6-7 лет уже можно познакомить с тем, что такое карта и как ее читать и научить составлять подробную карту своего пути (как идти в гости к другу, к бабушке, к магазину, в детский сад, на игровую площадку, в парк).

Что такое карта и масштаб, Ваш малыш узнает из телепередачи «Шишкин лес» телеканала «Радость моя». Приятного просмотра!

Сделайте вместе с ребенком карту Вашего двора, района, начертите на ней дорогу в детский сад, в магазин, к друзьям, в детский клуб, в школу.

А теперь еще несколько игр для уже подросших малышей — будущих школьников.

Капитан и корабль

Эта игра учит сотрудничать друг с другом, и одновременно закрепляет умение ориентироваться в пространстве. В игре ребенку нужно будет ориентироваться с закрытыми глазами, по слову ведущего.

Играет пара. Один игрок – капитан. Другой – корабль. Их общая задача – переплыть море без кораблекрушения. Морем будет наша комната. В ней посередине расставляются стулья – рифы. Задача – нужно, переплывая наше «море» – комнату не задеть за стулья – «рифы».

Как играть? Игроку — кораблю завязываются глаза. Капитан ведет корабль, давая ему указания: «Шаг вправо. Еще шаг вправо. Назад. Еще назад. Маленький шаг влево. Теперь 5 шагов вперед» и так далее.

Ура! Задача выполнена. Теперь можно поменяться ролями :). Пытаясь пройти комнату — наше море — с закрытыми глазами, Вы поймете. насколько же это не просто! А своему маленькому капитану помогайте вопросами: «Куда дальше идти? На сколько шагов? Мне остановиться или идти вперед?»

Читаем план комнаты с помощью веселого человечка

Ребенок старшего дошкольного возраста уже может усвоить, что пространственные взаимоотношения «право», «лево», «вперед», «назад» меняются в зависимости от положения человека. Например, если Вы встанете с ребенком лицом друг к другу, то Ваша правая рука будет напротив левой руки ребенка! И тогда для Вас «вправо» – это будет, например, к окну. А для него «вправо» – это будет, наоборот, к двери.

Чтобы малыш смог это усвоить, нам понадобится прием, предложенный Л.А. Венгером. Нарисуйте картинку с веселым человечком (мы рисуем человечка так, будто смотрим на него сверху). Там, где у человечка круглый носик – это его лицо, в эту сторону он смотрит. Еще вырежете из цветной бумаги  или цветного картона две стрелки – ручки человечка: красную и синюю. Красная стрелка будет обозначать правую руку, а синяя стрелка – левую. Можно сделать стрелки и другого цвета, но обозначение должно быть постоянным. Например, у Вас будет правая ручка человечка – это всегда коричневая стрелка. А левая ручка человечка – это всегда зеленая стрелка.

Поставьте нашего человечка на план комнаты, с которым ребенок уже знаком по предыдущим играм. Пусть малыш посмотрит на носик человечка и решит, куда прикрепить  ручки – стрелки. Где будет правая, а где левая рука у человечка? Что будет впереди у человечка, а что позади?

Затем поставьте человечка в другое положение на плане комнаты. И предложите малышу прикрепить к нему стрелочки – ручки и сказать, что теперь у человечка впереди, сзади, вправо, влево.

Самое трудное – это когда человечек расположен лицом к ребенку. Пусть ребенок поэкспериментирует, сам попробует занять разные места в комнате, чтобы решить эту задачку.

Найди клад

В этой игре ребенок научится ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Как сделать игровое поле для игры?

Для изготовления игрового поля Вам понадобятся листы бумаги в клетку. Каждая строчка или каждый столбик имеют свое условное обозначение. Можно нарисовать картинку или подписать буквы или подписать цифры, нарисовать геометрические фигуры. На рисунке Вы видите примерные варианты игрового поля для детей 6-7 лет.

Для первой игры нужно простое игровое поле ( 5 на 5 клеточек). В дальнейшем можно сделать более сложное игровое поле – 5 на 10 клеточек, или 10 на 10 клеточек).

Как играть в игру?

Играет пара игроков, игровое поле у них одинаковое.

Ведущий – взрослый отмечает на своем игровом поле крестиком, где находится клад.

Ребенок, который не видит игрового поля взрослого, должен найти этот клад.

Взрослый говорит, например, такой путь: «Найди солнышко (букву А, цифру 6 и т.п.) нарисованную сверху. Теперь тебе надо пойти вниз – опустись на 3 клетки вниз. Поставь точку. Давай проверим. Если ты нашел клад, то от гриба, нарисованного сбоку, ты отошел на 7 клеточек вправо». Сравниваем, попал ли ребенок в нужную клеточку – и нашел ли он клад, обозначенный крестиком.

Когда ребенок научится без ошибок передвигаться по игровому полю, то ему задается путь из 2-3 шагов, а затем и из 5-6 шагов до клада. И он сможет также стать ведущим и «прятать клад» для Вас.

Диктант

Вариант 1. Это уже даже не игра, а задание для ребенка, которое поможет ему научиться свободно ориентироваться на листе бумаги. Дайте ребенку квадрат бумаги и фигуры разного цвета и формы. Вы ничего не показываете, только рассказываете, куда что положить. Например: «Возьми зеленый квадрат и положи его в середину. Вокруг положи 8 красных треугольников так, чтобы они своим острым уголком смотрели на квадрат. Между треугольниками положи маленькие желтые круги. В левом верхнем углу будет зеленый прямоугольник. В правом нижнем углу тоже будет зеленый прямоугольник. В другие два угла положи  желтые прямоугольники» Затем мы смотрим, такой же узор получился или нет.

Вариант 2. Ребенок видит выложенный узор и должен его «сфотографировать» —  то есть запомнить. Обычно мы с детьми играем в фотографов — изображаем руками, как «берем фотоаппарат», «нажимаем» на кнопочку  и «получаем фото». И его запоминаем. Дальше образец узора убирается, и дети выкладывают узор по памяти. Если задание проводится в этом варианте, то нужно использовать для узора не более 4-5 разных фигур.

Если узор выложен неправильно, то можно предложить ребенку «починить фотоаппарат» и сделать следующее фото  без ошибок. Обычно дети с радостью соглашаются и с удовольствием изображают, как они ремонтируют фотоаппарат и в следующей игре уже ошибок не допускают :).

Это задание можно проводить в игровой форме – попробовать передать разведчикам тайное письмо, составить заколдованную телеграмму в волшебный лес для сказочного персонажа или придумать что-то другое.

Еще игры с предлогами для детей  дошкольного возраста по теме «Ориентация в пространстве» Вы найдете в статьях:

— «Занятия с детьми дома. Играем и учим предлоги в, на , под, около». 

— «Предлоги в стихах, играх, картинках и заданиях для детей»

Понравились наши игры с детьми, которые учат ориентироваться в пространстве? Попробуйте поиграть в них  с детьми! А захотите поделиться результатами – будем рады комментариям к статье !

А какие игры, стихи, потешки, идеи Вы использовали или используете чтобы помочь малышам научиться различать, где «право», а где «лево»?

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

Ориентируемся в пространстве. Направо и Налево


Слева , Справа, Налево, Направо

Данные занимательные развивающие задания предназначены для детей от 3-х лет. Занимаясь по этим заданиям ребенок сможет закрепить навыки ориентирования в пространстве, освоить такие пространственные понятия, как: направо, налево, справа, слева.

Просите ребенка, чтобы он отвечал на вопросы полными предложениями. Пространственные понятия: слева, справа, направо, налево необходимы для изучения и запоминания малышом. Поэтому данные знания необходимо закреплять в повседневной жизни.

Задания на закрепление понятий Направо, Налево, Справа, Слева
Скачайте все задания для закрепления понятий слева, справа, направо и налево для детей.

   


Как научить ребенка ориентироваться в пространстве?

Ориентировка в пространстве:
Для закрепления понятий слева, справа, направо, налево ребенок должен научиться:

  • - Различать правую и левую руку
  • - Раскладывать предметы правой рукой слева на право (для правшей)
  • - Определять направления от себя: направо (справа) - налево (слева)
  • - Двигаться в заданном направлении (влево-вправо)

К пятилетнему возрасту ребенок должен свободно ориентироваться в перечисленных выше понятиях. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Начинать вводить понятие «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.

www.razvitierebenka.com

Как различать право и лево: учимся, играя с мамой

Дата:

Вы знаете, что на самом деле даже некоторые взрослые не очень хорошо умеют различать право и лево? Особенно, если ребенок левша, это знание дается ему с большим трудом, но это не означает, что маме надо опустить руки и пустить все на самотек — «авось, сам научится». Напротив, поиграйте с вашим малышом и поупражняйтесь в пространственной ориентации в процессе увлекательной игры. А как научить ребенка различать лево и право, играя с мамой, мы расскажем вам в этой статье.

Как правильно играть на понятия «право-лево»

Прежде чем начать играть с ребенком и познавать понятия «направо» и «налево», обратите внимание на правила, большая часть из которых пригодится и в других играх.

Правила игр на обучение «право-лево»:

  • Играйте с вашим карапузом, когда он находится в хорошем настроении.
  • Старайтесь во время игр садиться так, чтобы ваши правая и левая руки были с той же стороны, что и у ребенка (то есть сидите бок о бок с ним, а не напротив).
  • Заканчивайте игру перед тем, как ребенок устанет от нее и потеряет интерес.
  • Не ожидайте от ребенка мгновенных знаний, не требуйте ответа. Ваш малыш обязательно покажет вам свои знания и умения.
  • Играйте и занимайтесь регулярно, хотя бы по 5 минут, но каждый день.

Игры и занятия на знание, как различать право и лево

Для детей лучше всего процесс обучения любому навыку и умению, в том числе и как различать право и лево, превратить в веселую игру, так как вся основная деятельность ребенка дошкольного возраста – это игра. Так что давайте поиграем!

    1. Игры с мячом. Кидайте ребенку мячик, называя, какой рукой кинули, и просите поймать или отбить его то правой, то левой.
    2. Игры с отпечатками. Налейте в плоскую емкость гуашь и попросите малыша обмакнуть сначала правую ручку и сделать отпечаток, потом левую. Когда рисунок высохнет, подпишите на отпечатках, где какая рука, и повесьте на видное место. В течение дня подходите с ребенком к рисунку и прикладывайте ручки к отпечаткам, «проверяя», где у малыша левая ладошка, а где правая. Мы сделали свои отпечатки так: обвели ладошку клеем и насыпали на клей крашеную соль, затем смахнули – получились такие ладошки!
    3. Игра «Сено-солома». Нарисуйте на тыльной стороне ладошек интересные рисунки, например, машинки, цветочки – все, что нравится вашему ребенку. Главное – рисунки должны отличаться. Можно не рисовать, а надеть разные браслетики (к примеру, из резиночек) или повязать ленточки и объяснить малышу, что на какой руке находится. Теперь попробуйте называть ребенку то левую, то правую, а он пусть поднимает нужную руку.
    4. Игра «Робот». Предложите ребенку побыть роботом на пульте управления. Возьмите старый пульт от телевизора или приставки. Говорите малышу куда идти: «прямо», «направо» и т.д., а ребенок пусть выполняет команды. Мы так катаемся дома на бибикаре – я с пультом говорю, куда поворачивать, а сынулька едет по соответствующей траектории.
    5. Игра «Паровозик». Поиграйте сами с малышом или пригласите других детей в эту игру! Соберитесь паровозиком и походите, рассказывая, что попадется на пути, например, «справа мы проезжаем большой шкаф» и т.п.
    6. Игра «Барабанщик». Промаршируйте с ребенком под стихи Агнии Барто «Барабанщик».
    1. Игра «В какую сторону?». Нарисуйте картинки животных, которые смотрят направо и налево или машинок, едущих в разном направлении. Пусть ребенок покажет животных, которые смотрят направо, машины, которые едут налево и т.п.
    2. Игра «За чертой». Нарисуйте на листе бумаги линию посередине и предложите ребенку нарисовать что-либо справа или слева, например, слева — машинки, а справа – их гаражи.
    3. Игра «Левая и правая». Очень хорошая подвижная игра по методике Железновой – мама читает стишок про левую и правую ручки, а ребенок повторяет за мамой движения. Смотрите видео и делайте вместе с малышом.

Обучение на ходу

Конечно, бывают ситуации, когда поиграть с ребенком не удается, но это не повод расстраиваться. Как научить различать право и лево своего малыша, когда нет времени:

  • Озвучивайте «левое» и «правое», когда обуваетесь и одеваетесь. Например, «Обуваем ботинок на правую ногу, второй – на левую» и т.д.
  • Когда ребенок едет на велосипеде (самокате или машинке), говорите: «Поворачиваем налево» и показывайте, куда поворачивать, потом малыш запомнит, куда ехать при словах «налево» и «направо».
  • Когда обедаете с ребенком, скажите: «Я держу ложку в правой руке» и спросите: «А ты?». Если малыш не знает, скажите сами, когда он запомнит – будет сам отвечать на этот вопрос.

Превратите обучение важному умению как различать право и лево в игру, вплетая ее в повседневные дела и события – и результат не заставит себя ждать!

Автор: Татьяна Карева, Клуб Увлеченных Мам, специально для «Успевай с детьми!»

Хотите стать читателем журнала «Успевай с детьми!»?

Оформите подписку прямо сейчас и получите СВЕЖИЙ НОМЕР.

Еще несколько полезных статей

uspevai7ya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *