Познавательное

Пишем печатную букву м – УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПЕЧАТНЫЕ БУКВЫ – М Ш Щ

Содержание

Обучение грамоте. 1-й класс. “Письмо прописной буквы М”

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • формирование в памяти первоклассников чёткого зрительно-двигательного образа заглавной буквы «М», научить писать её по алгоритму и соединять с буквами нижнего и верхнего соединения;
  • развитие у учащихся фонематического слуха, формирование умения звукового анализа слов и перекодирование их в графическую форму;
  • воспитание аккуратности при выполнении работы.

Оборудование:

У учащихся: шаблоны письменных букв, модели слов, звуков, Тетрадь по письму №2, цветные карандаши, ручки. 

Ход урока

I. Организационный момент.

– Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наш урок.

(Дети садятся)

– Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (Дети показывают карточки с лицом радостным или грустным).

– Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)

– Да! (Смотрят в бинокль)

– Вы готовы, ушки?

– Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживают их).

– Вы готовы, ручки?

– Да! (Хлопают в ладоши)

– Вы готовы, ножки?

– Да! (Поглаживают ноги, притопывают)

– Вы готовы?

– Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)

У детей на партах лежат смайлики с радостным и грустным настроением.

– Ребята, покажите с каким настроением вы пришли на урок.

– Я рада, что у вас у всех хорошее настроение. У меня, ребята, тоже радостное настроение.

Слайд 2

II. Определение целей урока.

– Определим цели нашего урока. Посмотрите внимательно на страницу тетради по письму.

Примерные ответы детей:

– Научиться писать прописную букву «М».

– Выполнить задания Вопрос Вопросыча.

– Выполнить задания Раскраскина.

– Составлять предложение.

– Писать слоги с буквой «М» и слова.

– Конструировать букву «М».

– Молодцы, ребята. Вы точно определили цели работы на уроке.

III. Повторение звуков, изученных на уроке чтения.

Слайд 3

Игра «Доскажи словечко»

  • Он всю зиму в шубе спал,
    Лапу бурую сосал,
    А, проснувшись, стал реветь.

    Это зверь лесной… (медведь) 
  • В подполье, в коморке
    Живёт она в норке,
    Серая малышка.
    Кто же это? … (Мышка)

– Что объединяет все эти слова?

– Произнесите первый звук слова «медведь».

– Покажите модель этого звука.

– Дайте характеристику этому звуку.

– Произнесите первый звук слова «мышка».

– Покажите модель этого звука.

– Дайте характеристику звуку м,

– Какой буквой обозначаются эти звуки?

IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «М» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырёх форм буквы «М»: малой и большой печатных, строчной и прописной (заглавной) письменных.

Слайд 4

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– Скажите, из каких элементов состоит прописная буква «М»?

(Полоска в форме плавной линии и две полоски с закруглением с одной стороны)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради. Раскрасьте кружки возле тех элементов, которые нам потребуются для конструирования буквы «М».

( Один ученик выполняет на доске) Слайд 5

– Выполните конструирование прописной буквы «М» у себя на столе.

(1 ученик на магнитной доске)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

Послушайте стихотворные строчки:

Ходят белые барашки по горам,
Словно пенные барашки
По волнам.

– Почему я решила прочитать строчки, в которых говорится о пенных барашках на волнах? (Внизу страницы есть рисунок, похожий на волны).

– Рисунок показывает, какие бывают волны: верх у них как белая пена. Слайд 6

Подготовка к письму:

  • Упражнения для подготовки кистей рук к письму:

А) Идёт по парте человек,
Передвигая ножки.
А, если ножки смотрят вверх,
То получились? Рожки!

Б) Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке,
Будут буковки писать.

В) Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?

  • Проверка посадки:

– Руки? (На месте)

– Ноги? (На месте)

– Локти? (У края)

– Спина? (прямая)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

РИСОВАНИЕ ВОЛН ПО ОБРАЗЦУ.

  • Письмо элементов буквы «М» Слайд 7

Объяснение написания элементов буквы «М»

– Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ёё. Ведём плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо.

– Какой счёт будет для этого элемента? (-и-)

– Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Плавную линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. (-раз-и-)

– Вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. (-два-и-).

Слайды 8-9

  1. «Письмо» в воздухе под счёт.
  2. Письмо в тетради.
  3. Самоконтроль.

Физминутка

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали.
Ванькой-Встанькой словно стали.

  • Выполнение заданий Вопрос Вопросыча. Слайд 10

– Как называется элемент, выделенный пунктиром во всех буквах? (Полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны).

– Обведите данный элемент букв.

– Впишите общий элемент в окружность.

Слайд 11

– Сравните буквы а – у – ы – и – м. Чем они похожи? (В этих буквах есть одинаковый по форме и по размеру элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением снизу).

– Обведите данный элемент в каждой букве данной группы и впишите общий элемент в окружность.

Слайд 12

– Сравните буквы М – А. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Сравните буквы И – М. Чем они похожи? Чем отличаются?

  • Письмо второй строчки с буквой «М»
  • Обводят по точкам под счёт.
  • Письмо двух букв.
  • «Вылечивание» букв.
  • Письмо одной буквы («больные буквы»)
  • Письмо до конца строки.

VI. Работа по развитию речи на основе картинки и модели предложения.

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?

– Что делает девочка?

– Придумайте имя девочки, чтобы оно начиналось со звука м или м, (Маша, Марина, Мила).

– С какой буквы надо писать имена людей?

– Придумайте кличку собаки, чтобы она начиналась со звука м или м, (Муму, Мухтар).

– С какой буквы надо писать клички животных?

– Проанализируйте данную схему предложения в тетради. Сколько в нём слов?

Слайд 13

– Используя данную схему, составьте предложение по иллюстрации в тетради.

(Девочка Маша гуляет с собакой. Марина держит собаку за поводок. Собака хочет убежать от мила).

Физминутка «Цветик-семицветик» Слайд 14

VII. Письмо слогов. Определение видов соединений букв.

– Прочитайте слог.

– Найдите этот слог в тетради и прочитайте его.

– Каким соединением соединены эти буквы?

(Аналогичная работа с другими слогами).

VIII. Списывание слова «Муму».

– Прочитайте слово, написанное в тетради.

– Объясните, почему слово «Муму» написано с прописной буквы? (Клички животных надо писать с заглавной буквы).

Слово быстро произносится со звательной интонацией. Отмечается ударный гласный.

Слово проговаривается по слогам. Слоги отмечаются дугами.

Комментированное письмо.

IX. Итог урока.

– Какие цели ставили в начале урока?

– Каких целей достигли?

– Что было самым сложным?

– Какое задание вызвало особый интерес?

– Покажите, с каким настроением вы покидаете урок.

15.04.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок обучения письму: “Письмо строчной буквы М”

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Проверка рабочего места: наличие прописи, пенала, карточек со слияниями и отдельными звуками в цвете.
  2. Начинаем урок письма, который пройдёт под девизом:
  3. Ежедневно по утрам
    Заниматься надо нам.

    Мы с доски не сводим глаз,
    А учитель учит нас.

    II. Сообщение цели урока.

    Ребята, послушайте отрывок из известной песни и скажите, о ком в ней поётся? (Звучит “Песенка мамонтёнка”).

    Правильно, это песня о маме. Мама – это самое дорогое, что есть на свете.

    Открываю слово МАМА на доске.

    Ребята, с какой буквы начинается это слово? С буквы “эм”.

    Сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную букву “эм”.

    III. Работа по теме урока.

    1. На уроке обучения грамоте к нам в гости приходила буква “эм”. Мы научились её “печатать”, знаем, как она выглядит.

    Ребята, смотрите, буквы перепутались, и я не могу среди них найти букву “эм”. Помогите мне.

    Рисунок 1

    Молодцы! Посмотрите на таблицу-помощницу: давайте сравним печатную и письменную буквы “эм”. Чем они отличаются? Письменная буква написана под наклоном, а печатная нет. У письменной – есть закругления, а у печатной – нет.

    2. Работа в прописи. Демонстрация элементов строчной буквы “эм”.

    Пропись я сейчас открою
    И как надо положу.
    Я друзья, от вас не скрою:
    Ручку правильно держу.

    Объяснение написания элементов буквы соответственно методике.

    Я демонстрирую на доске, дети повторяют в прописи.

    Посмотрите на элементы строчной буквы “эм”. Сколько их? Правильно, три. Первый элемент “наклонная палочка с закруглением внизу слева” пишется снизу вверх: и раз, обведите по точкам. Второй элемент “нижняя дуга” пишется сверху вниз: и два, обведите. Третий элемент “палочка с закруглением внизу справа” пишется сверху вниз: и три, обведите.

    Теперь посмотрите на букву “эм”, скажите, какие буквы в ней спрятались? Правильно: “и”, “эль”. Ребята, мы в начале урока слушали песню, в которой мамонтёнок плыл по морю, а кто ещё плавает по морю на корабле, посмотрите в пропись? Правильно, моряк. И мы тоже сейчас отправимся в путешествие по волнам. Посмотрите: и раз, и два.

    Рисунок 2

    Теперь найдите широкую рабочую сточку в прописи, обведите по точкам и продолжите строчку до конца.

    Скажите, на какую букву похожа эта волна? Правильно, на букву “эль”.

    Мы с вами знаем, чтобы научиться красиво писать, нужно много тренироваться и очень стараться. Поэтому сейчас мы будем тренироваться в написании элементов строчной буквы “эм”.

    Сядьте правильно. Найдите первую рабочую строку. Давайте вспомним, как пишется каждый элемент: 1-й снизу вверх, 2-й и 3-й – сверху вниз. Напишите до конца строчки, чередуя по 3 элемента.

    Молодцы! Мы потренировались, а теперь давайте посмотрим, как эти элементы соединяются вместе.

    На доске соединяю элементы разрезанной буквы “эм”. Посмотрите внимательно, как я буду писать букву “эм”: (начинаю чуть выше нижней линии рабочей строки, делаю нижнее закругление, веду наклонную палочку вверх, дохожу до верхней линии рабочей строки, пишу нижнюю дугу, дохожу до нижней линии рабочей строки, веду наверх, дохожу до верхней линии рабочей строки, пишу палочку с закруглением внизу, веду вниз, дохожу до нижней линии рабочей строки, делаю закругление, заканчиваю в середине рабочей строки.)

    А сейчас, давайте попробуем написать кисточкой на доске строчную букву “эм”. Вызываю 2-3 человека, исправляю ошибки.

    Найдите 2-ю рабочую строку. Сколько букв нужно написать по точкам? 3. Напишите, сравните с образцом. Напишите ещё 3 буквы “эм”. Соблюдайте наклон и расстояние между буквами.

    IV. Физкультминутка.

    Этот пальчик в лес пошёл,
    Этот пальчик гриб нашёл,
    Этот пальчик чистить стал,
    Этот пальчик жарить стал,
    Этот пальчик сам всё съел,
    От того и потолстел.

    Повторить 2 раза для правой и левой руки, каждый раз отгибая по одному пальцу из кулака.

    V. Закрепление нового материала.

    Сейчас немного поиграем. Я буду загадывать загадку, а вы, если знаете отгадку, поднимите руку.

    Бусы красные висят,
    Из кустов на нас глядят.
    Очень любят бусы эти
    Дети, птицы и медведи. (Малина)

    Если не отгадали – показываю картинку. Правильно! Открываю слово МА|ЛИ|НА на доске. Давайте прочитаем слово по слогам: МА-ЛИ-НА. Назовите первый слог: МА. Какие буквы в этом слоге? “эм”, “а”. Ребята, эти буквы дружат, давайте научимся их соединять, писать слог МА. Посмотрите, какое соединение у этих букв? Нижнее. Напишите в прописи.

    Возьмите звуковые схемы. Какое слияние подойдёт для этого слога? (слияние согласного твёрдого с гласным).

    Послушайте следующую загадку.

    Бескрайнее, бездонное,
    Полным-полно воды.
    То порой безмолвное,
    То можно ждать беды.
    Волна с волною дружатся,
    Гуляют корабли,
    И чайки стаей кружатся
    И не видать земли. (Море)

    Открываю слово МО|РЕ. Аналогичная работа.

    Следующая загадка.

    Ускользает как живое,
    Но не выпущу его я.
    Белой пеной пенится,
    Руки мыть не ленится. (Мыло)

    Аналогичная работа.

    Последняя загадка.

    На доске я им пишу,
    Всё красиво обвожу. (Мел)

    Ребята, а почему я это слово не поделила на слоги? (в этом слове только один слог). Назовите слияние в этом слове. МЕ. Правильно. Далее аналогичная работа. Какая схема подойдёт для этого слога? (согласный мягкий и гласный). Почему? Буква “е” показывает на указывает на мягкость согласного звука.

    А сейчас мы поиграем в игру “Подбери слова”.

    Сегодня к нам на урок пришли Маша и Миша, но они немного грустные, учительница задала им задание: отгадать слова, которые спрятались за схемами. Маша и Миша сказали мне, что спрятаны самые дорогие и важные слова на свете.

    У Маши вот такая схема:

    Рисунок 3

    Внимательно посмотрите, что мы можем сказать об этом слове? В нём 2 слога. Правильно. Это слово называет самого дорогого человека на свете. МАМА. Произнесите первый слог. МА. Как звучит согласный звук? Твёрдо. Докрасьте это слияние у себя в прописи.

    А у Миши вот такая схема:

    Рисунок 4

    Сколько в этом слове слогов? 1. Слияние + отдельный звук. Слово, которое здесь спрятано, обозначает дружбу. МИР. Какой согласный звук вы слышите в слиянии? Мягкий. Что указало нам на мягкость? Буква И. Как звучит последний звук? Твёрдо. Докрасьте схему в прописи.

    Рядом со схемами запишите слова: МАМА, МИР.

    Теперь прочитайте предложение, которое записано в прописи. Клава мыла руки с мылом. Докажите, что это предложение. Начинается с большой буквы, в конце стоит точка, слова связаны по смыслу. Запишите это предложение в свободной строке.

    VI. Подведение итогов урока.

    22.03.2010

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Конспект урока по письму “Письменная строчная буква “м”

    Тема: Строчная буква м

    Цель: формирование навыка письма, закреплять умение выполнять звуко – буквенный анализ слова, учить работать в парах, группах, сообща, развивать фонематический слух, воображение.

    Регулятивные: 

    – понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

    – определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

    – отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

    Познавательные:

     – находить слово, соответствующее звуковой схеме;

    – разгадывать ребусы.

    Коммуникативные:

    – формулировать собственное мнение и позицию;

    – выполнять правила работы в паре, в группе.

    Личностные:

    – развивать навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

    – -ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    -ориентировать на самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическое поведение

    Предметные: 

    – выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой ,строить звуковые схемы, схемы предложения, читать слоги и слова с изученными буквами; читать предложения вслух, переводить печатный текст в письменный;

    Тип урока: получение новых знаний.

    Формы работы: групповая, фронтальная.

    Оборудование: пропись №3 В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, карточки с ребусами, ниточки для работы в паре, плакат «Правила посадки при письме», проектор, экран для презентации.

    Этап урока

    Содержание учебного материала

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД: личностные ( эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха), регулятивные (обеспечение учащимися организации их учебной деятельности)

    Орг.  момент

    – Ребята, посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Они все пришли посмотреть на вас, какими вы стали учениками.

    – Поздоровайтесь.

    Садитесь. А теперь улыбнитесь друг другу и подарите частичку своего хорошего настроения своему соседу.

    Проверяет готовность к уроку.

    Создаёт эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

    Проверяют свою готовность к уроку.

    Приветствуют гостей и друг друга.

    Формируемые УУД: регулятивные ( целеполагание, саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, постановка проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков) 

    Актуализация знаний

    1. Актуализация знаний.

    1). Поиграем в игру «Доскажи словечко»

    * Звуки речи бывают….(гласные и согласные)

    * Буквы бывают письменные и …(печатные)

    * Письменные буквы бывают заглавные и …(строчные)

    * Начало предложения пишется с ….(большой буквы)

    * В конце предложения может стоять …(.?!)

    2 Формулирование темы и целей урока.

    – Я показываю картинки, а вы называете первый звук в этих словах (медведь, малина.)

    Какой буквой обозначаем эти звуки? (м)

    Кто может назвать тему урока?

    Смотрим на лист с алгоритмом.

    1.Что вы уже знаете о букве м? (буква согласная, звонкая, непарная)

    2. Чему хотите научиться на уроке письма с темой «Строчная буква м»?) (научиться писать строчную буквы м, сочетания с буквами)

    3. Что вы должны для этого сделать?(соблюдать правила при письме, работать дружно, слушать учителя, не мешать одноклассникам)

    Организует  диалог с учащимися.

     

    Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

    Повторяют пройденный материал.

    Называют звуки м, м»

    Формулируют тему и цель урока (с помощью учителя)

    Формируемые УУД: регулятивные ( оценка, коррекция,  саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков), коммуникативные (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи, участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах), осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности).    

    Освоение нового материала

    1. Подготовка руки к письму.

    Откройте прописи с.6.

    – Сравним малую печатную и письменную строчную буку м. (Печатная состоит и прямых линий, а письменная из наклонных линий с закруглениями)

     – Какие буквы спрятались в строчной м?(л, и)

    – Из каких элементов состоит строчная буква м?

    – В паре из шерстяной нитки выложите письменную букву м.

    Пальчиковая гимнастика.

    Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальцы погулять.

    Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

       Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

    А  мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

    – Кто к нам в гости пришел? (моряк)

    -Почему именно он? (начинается с буквы м)

    – Заштрихуйте его.Но сначала скажите, о чём будете помнить во время письма.

    Тетрадь с наклоном положу,

    Ручку правильно держу,

    Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я возьмусь.

    2. Повторение изученных элементов.

    Обведите элементы буквы м и волны на которых приплыл к нам моряк. Выполните работу самостоятельно.

    3. Написание строчной буквы м.

    Игра «Учитель, хороший ученик»

    – Вы говорите, как писать строчную букву м, а я послушно выполняю.

    Чтобы правильно и красиво написать строчную букву м, послушайте объяснение.

    (начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки,закругляем, ведём руку вверх до верхней линии рабочей строки, веду руку вниз, закругляю, пишу наклонную линию вверх, опускаю руку вниз с закруглением вправо)

     – Напишите безотрывно букву в воздухе.

    4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    – Пропишите строчку. Выберите одну красивую правильно написанную букву у соседа.

    5. Написание соединений с буквой м.

     Прочтите слоги слияния с буквой м. (ма, ме, мы)Обратите внимание на соединение букв..

    – Выполните работу самостоятельно.

    Прочтите слова со строчной буквой м (мир, мама). Как соединим строчные буквы а и м в слове мама?

    – Выполните работу самостоятельно.

    – Богдан и Валя, составьте звуковую схему слов мама, мир. А все остальные зеленым карандашом поставьте жирную точку под буквой м, обозначающей мягкий звук м.

    – Приготовили ладошки. Если схема верна, то хлопаем один раз.

    -Похлопали друг другу за хорошую работу.

    – Прочитайте предложение на следующей строчке. Чего не хватает?

    – Какие слова написал Роман? Обратите внимание на подсказку из звуковых схем.

    – Впишите слова мама и мир вместо точек.

    6. Физкультминутка для глаз ( Использование ИКТ)

    Формулирует задание при переходе от одного вида деятельности к другому.

    Следит за правильной посадкой детей во время письма.

    Организует деятельность учащихся, взаимопроверку.

     

     

     

     

     

     

    Воспроизводят образ новой буквы на доске

     

     

     

     

     

     

     

    Следит за правильной посадкой детей во время письма.

     

     

     

     

     

    Поддержание эмоционального настроя.

     Следит за правильной посадкой детей во время письма.

    Открывают прописи на с.6

    Один ученик выполняет задание

    Повторение пройденного материала.

    Работа в парах (проводят синтез)

    Выполняют зарядку для пальчиков, повторяют правила правильной посадки при письме.

    Открывают прописи на с.20,

    Включаются в самостоятельную работу.

    Один ученик выполняет задание на доске. Составляет из элементов буквы (проводят синтез).

     Оценивают работу одноклассника.

    Работа в парах. Взаимопроверка. Сравнение работы с образцом, оценка работы соседа по парте знаками «+ ?»

    Один ученик объясняет написание новой буквы.

    Воспроизводят образ новой буквы

    Выполняют работу самостоятельно в тетради, сравнивают работу с образцом. Взаимопроверка.

    Читают сочетания, анализируют соединения.

    Анализируют соединения с слоге ам.

    Два ученика у доски. Выполняют работу самостоятельно в тетради, сравнивают работу с образцом.

    Дети анализируют схемы и слова к ним , аргументируют правильность своего ответа.

    Формируемые УУД: регулятивные (коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные ( выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), познавательные (понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям).

    Закрепление знаний.

    1. Написание письменными буквами предложения, данного в печатном виде.

    -Прочтите предложение.

    – Сколько в нем слов?

    – Составьте к нему схему.

    -Что нам нужно сейчас сделать ?

    – Какие правила нужно помнить при написании предложений? (С заглавной буквы пишется первое слово, в конце предложения ставится точка, при письме проговариваем слово про себя)

    – Поднимите руку те, кому нужно напомнить написание букв, что встретятся в предложении.

    – Запишите предложение в следующей рабочей строчке с заглавной буквы.

    – Игра «Разгадай ребус». В группах разгадайте слово, зашифрованное в ребусе.

    – Проверяем (презентация). Какое слово получилось у 1 и 3 группы (мимоза), у 2 и 4 группы (мошка), у 5и 7 (молоко), у 6 (мороз)?

    Разгадайте ребусы в прописи и запишите отгадки в следующей строчке.

    – Проверьте по образцу. Оцените свою работу.

    Организует работу с обучающимися.

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

     

     

     

     

     

     Следит за правильной посадкой детей во время письма.

    Вызывает к доске детей, что уже прописали предложение

    Контролирует выполнение работы.

    Контролирует выполнение работы

    Дети анализируют слова, аргументируют правильность своего ответа.

    У доски работают двое.

     

     Повторяют пройденный материал.

     

    Выполняют задание, сравнивают работу с образцом на доске.

    Выполняют задание в группах.

    Выполняют задание в прописи.

    Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), регулятивные (коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные ( выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), познавательные (понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме).

    Включение в систему знаний.

     – Какие еще цветы вы знаете?(роза, ромашка, тюльпан…)

    – Что общего у всех растений?(бутон, стебель, листья, корни)

    – Зачем человеку нужны цветы? (украшают жизнь)

    – В это воскресенье будет праздник День матери. Сделайте мамам подарок -рисунок ярких, красивых цветов.

    Организует  диалог с учащимися.

    Повторяют пройденный материал.

    Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), регулятивные (коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные ( выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), познавательные (понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме).

    Рефлексия

    – Чему вы должны были научиться сегодня на уроке письма?

    – Оцените свою работу на уроке. Помашите рукой морячку (жест пока), если вы научились писать строчную букву м, покажите этот жест (подзывает к себе моряка ), если вам еще нужно поучиться писать строчную букву м.

    – Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали на уроке, радовали меня своими ответами, а маленькие ошибочки мы вместе исправляли. Помашем дружно морячку и отправим его в свободное плавание. Нам его помощь больше не нужна.

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

    Определяют выполнение поставленных целей.

    Определяют уровень успешности своей деятельности на уроке.Учатся правильно оценивать свою деятельность на уроке.

    infourok.ru

    Буква М, звук [м]. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

    Слова, приведенные ниже, подскажут нам тему этого урока.

    Мама

    Мудрость

    Мысли

    Мир

    На занятии мы познакомимся с буквой М и звуками, которые она передает.

    Произнесите слово мост, послушайте, как мы произносим звук [м] (Рис. 1).

    Рис. 1. Мост

    Обратите внимание на то, что при произношении во рту есть преграда для воздуха. Этот звук согласный. Слышно больше голоса, чем шума, это значит, что звук [м] – звонкий. Например: металл, греметь, огромный, мастер, Маша, Марина, Миша, Рома, Дима.

    Звук [м] непарный и звонкий.

    Произнесем еще раз слово мост. Звук [м] в этом слове твердый. А если послушать первый звук в слове мята, услышим, что звук [м’] – мягкий (Рис. 2).

    Рис. 2. Мята

    При чтении согласных букв необходимо учитывать, какие звуки идут после. Именно следующие буквы часто определяют, как читать согласный звук.

    Узнаем, с кем по соседству может оказаться звук [м]. Произнесем слово малыш (Рис. 3).

    Рис. 3. Малыш

    Звук [м] в этом слове звучит твердо, после него идет звук [а]. Произнесем слово мопс (Рис. 4).

    Рис. 4. Мопс

    Звук [м] в этом слове звучит твердо, после него идет звук [о]. Произнесем слово черёмуха (Рис. 5).

    Рис. 5. Черемуха

    Звук [м] в этом слове звучит твердо, после него идет звук [у]. Произнесем слово схемы (Рис. 6).

    Рис. 6. Схемы

    Звук [м] в этом слове звучит твердо, после него идет звук [ы]. Произнесем слово ломкий (Рис. 7).

    Рис. 7. Ломкий

    Звук [м] в этом слове звучит твердо, после него идет звук [к’]. Произнесем слово камни (Рис. 8).

    Рис. 8. Камни

    Звук [м] в этом слове звучит твердо, после него идет звук [н’]. Произнесем слово камин (Рис. 9).

    Рис. 9. Камин

    Звук [м’] мягкий, после него идет звук [и]. Произнесем слово минута (Рис. 10).

    Рис. 10. Минута

    Звук [м’] мягкий, после него идет звук [и]. Произнесем слово медаль (Рис. 11).

    Рис. 11. Медаль

    Звук [м’] мягкий, после него идет звук [и]. Произнесем слово смех (Рис. 12).

    Рис. 12. Смех

    Звук [м’] мягкий, после него идет тоже звук [э]. Произнесем слово семья (Рис. 13).

    Рис. 13. Семья

    Звук [м’] в этом слове мягкий.

    Нам необходимо не только читать и произносить отдельные буквы, но и обращать внимание на буквы, которые стоят после них.

    Вспомните, какие названия зверей, рыб, насекомых начинаются на букву М (Рис. 14).

    Рис. 14. Животные на букву М

    Посчитайте, сколько букв М в стихотворении (Рис. 15).

    Рис. 15. Стихотворение

    В этом стихотворении пять букв М (Рис. 16).

    Рис. 16. Ответ

    Познакомимся с печатной заглавной и строчной буквой М (Рис. 17).

    Рис. 17. Заглавная и строчная буква

    Они похожи на два горбика верблюда или на два дома (Рис. 18).

    Рис. 18. Сходство

    Для лучшего запоминания буквы сложите ее из пластилина, счетных палочек или других мелких предметов.

    С некоторыми элементами прописной буквы М мы знакомились, когда изучали букву Л (Рис. 19).

    Рис. 19. Прописная буква М

    Заглавную букву М пишем с середины добавочной строки. Ставим точку и ведем длинную наклонную палочку вниз и немного влево. Не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем палочку влево. Следующий элемент будем писать от точки. Ведем длинную наклонную палочку вниз, не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вверх длинную наклонную палочку, останавливаемся на том уровне, с какого начинали писать первый элемент. Третий элемент начинаем от точки, где остановились в написании второго элемента. Ведем длинную наклонную палочку вниз, не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем и доводим до середины рабочей строки.

    Начинам писать чуть ниже нижней линейки, закругляем, касаемся строки, ведем линию вверх, касаемся строки, затем вниз, касаемся нижней строки, закругляем, ведем линию вверх, наклоняем и пишем черту с закруглением вниз (Рис. 20).

    Рис. 20. Строчная буква М

    На занятии мы познакомились с непарным звонким твёрдым звуком [м] и его мягким вариантом [м’]. А также научились писать заглавную и строчную букву М.

     

    Домашнее задание

    1. Потренируйтесь в написании буквы М. Помните о правильном наклонном положении тетради, держите правильно ручку тремя пальчиками. Во время письма не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.
    2. Рассмотрите возможные ошибки при написании буквы М, постарайтесь исправить их.
    3. Придумайте слова, в которых звук [м] был бы в начале слова, в середине и в конце.

     

    Список рекомендованной литературы

    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011.
    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас.
    3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

     

    Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Интернет-сайт textologia.ru (Источник)
    2. Интернет-сайт readik.ru (Источник)
    3. Интернет-сайт festival.1september.ru (Источник)

    interneturok.ru

    Урок русского языка “Письмо заглавной и строчной букв М, м”. 1-й класс

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результат УУД

    1. Организаця
    начала урока
    Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе, учебника,  прописи)
    – Поделитесь улыбкою своей  и от всей души пожелайте добра, удачи друг другу.

    – Мы – умные!
    Мы – дружные!
    Мы – внимательные!
    Мы – старательные!
    Мы отлично учимся!
    Все у нас получится!

    – Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится!

    Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.
    Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух.
    Мотивационная готовность  к учебной деятельности.
    Личностные УУД: самоопределение.
    Регулятивные УУД : целепологание. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
    2. Постановка учебной задачи Вступительное слово учителя

    Игра «Доскажи словечко»

    Он всю зиму в шубе спал,
    Лапу бурую сосал,
    А проснувшись, стал реветь.
    Этот зверь – лесной… (медведь)

    В подполье, в каморке
    Живет она в норке,
    Серая малышка.
    Кто же это?..  (мышка)

    Дети играют в игру, отвечают на вопросы. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.
    – Что объединяет эти слова?
    – Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Буква м.)
    – Чему будем учиться на уроке? Используйте для ответа написанные на доске начала фраз:
    Писать прописную и строчную букву… (М.)
    Писать буквосочетания и слова… (с буквой М.)
    – Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой «М, м».
    Дети формулируют тему урока, ставят цели. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке.
    Коммуникативные УУД: умение  учитывать позицию партнера,
    организовывать и осуществлять
    сотрудничество со сверстниками,
    контролировать  свои действия.
    – Рассмотрите образец заглавной буквы М.
    1) Выявить необходимость правописания заглавной буквы. (Имена, фамилии, клички, речки, города –  все с заглавной буквы пишутся всегда! Предложение  всегда пишется с заглавной буквы.)
    2) Придумать  слова в которых при написании употребляют заглавную букву «М». (Маша, Миша, Марина, Маргарита, Москва, Михайлов, Маркс)
    3) Назвать населенный пункт Саратовской области который начинается с буквы «М» (Михайловка)
    4) Чтение слов. Презентация. Слайд 1

    Миша, Маша, Марина, Маргарита, Максим, Макар, Марфа.

    – Как одним словом можно назвать?
    – На какие  группы можно разделить?
    – Подобрать слово в котором  4 звука, первый согласный мягкий, второй гласный, третий согласный  твердый, четвертый гласный. (Миша)
    – Каким   именем сейчас  не называют людей?
    – Из каких элементов состоит буква М?
    Сравните печатный вариант буквы и письменный.  Какие элементы общие, а какие отличаются?
    Выскажите свои предположения, как будем её писать? Откуда начнём написание, куда поведём руку и т.д. Проверим наше предположение.

    Дети рассматривают буквы. Отвечают на вопросы учителя.

     

     

     

     

     

     

    Дети смотрят на образец написания.

    Познавательные УУД:
    умение осуществлять анализ объектов и синтез как составление целого из частей.
    3. Усвоение новых знаний и способов деятельности  (Буква М состоит из трёх элементов. Начинаем писать от середины  широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и  чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
    Второй элемент начинаем писать от той же точки, что и первый элемент. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины широкой вспомогательной строки. Пишем третий элемент – длинную палочку
    с закруглением вправо.)
    Дети рассматривают букву, слушая объяснения учителя, начинают писать поэлементно букву М в тетрадях на печатной основе. Познавательные УУД:
    умение проводить сравнение по заданным критериям.
    Работа в тетрадях.
    Самостоятельно обведите и допишите элементы и буквы на 1-5-й строчках.
    Дети выполняют задание в тетрадях. Регулятивные УУД: умение
    контролировать и оценивать свои действия.
    Буква М обозначает согласный звук [м], [м’] мы с вами это должны запомнить. Скажите, в каких словах встречается заглавная буква М.
    Напомните правило правописания слов с заглавной буквы.
    Дети приводят примеры, называют правило Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь выполнять работу по предложенному плану.
    Работа с моделями и словами.
    – Рассмотрите портреты детей. Угадайте, как их зовут. Что вам помогло узнать имена ребят? Запишите имена. (Маша, Миша, Митя, Мила.)
    – Что общего во всех словах? (Имена начинаются с буквы М.  Имена пишутся с заглавной буквы.)
    – Это имена полные или краткие? Назовите полные имена ребят.
    Дети называют имена (Миша, Маша, Митя и тд.) записывают слова в тетрадь,отвечают на поставленные вопросы учителя .  
    Физкультминутка

    Мишка – толстый, косолапый –
    В зоопарке машет лапой.
    То он сядет, то привстанет,
    Головой кивать нам станет.
    Целый день гостей смешит,
    Ну, а ночью сладко спит.

    Выполняют движения по тексту.  
    –.Работа с образцом строчной буквы м.
    – Рассмотрите образец строчной буквы м. Сравните заглавную и строчную письменную буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?
    Дети отвечают на вопросы учителя (строчная буква м отличается от заглавной только по размеру) Познавательные УУД: умение осуществлять анализ объектов и синтез как составление целого из частей.

     

    Учитель объясняет как писать  строчную букву м.
    Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и доводим до верхней линии рабочей строки. От этой точки, закончили писать первый элемент, начинаем писать второй элемент– палочку  закругление внизу. Сначала ведём вниз по написанному, а потом  следим за тем, что бы между первым и вторым элементами образовался угол. Пишем третий элемент– короткую палочку  закругление вправо.
    Дети слушая объяснения учителя, начинают писать поэлементно букву м в тетрадях на печатной основе.
    Работа в тетрадях.
    Самостоятельно обведите и допишите элементы и буквы на 1-3-й строчках.
    Дети выполняют задание в тетрадях. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.
    Физминутка

    Мы становимся всё выше,
    Достаём руками крыши,
    На два чёта поднялись,
    Три, четыре– руки вниз.

    Выполняют движения по тексту.  
    4. Закрепление знаний и способов действий. Письмо слогов и слов  буквой М

    – Прочитай слоги. Назови первый звук в каждом слоге. Почему первая буква в слогах одинаковая, а звуки произносим разные? Запишите  слоги.
    – Прочитай и запиши слова. Подчеркни в словах слоги ма и мя. В каком слове подчеркнули два слога?

    1. Словарный диктант  ранее изученных букв.
    И, у, о, м, Е, А, ё, У, Ю, и, Э, ы, М
    2. Задание по выбору.
    а) Спиши слова ,вставив пропущенную букву.
    б) Подбери к моделям слова.

     

    Дети читают слоги, называют звуки, отвечают на вопрос учителя. Пишут слоги в тетради.

    Дети читают лова, отвечают на вопросы, пишут слова и подчёркивают слоги.

    Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
    уметь выполнять работу по предложенному плану;
    уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
    5. Рефлексия – Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.
    – Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке?
    – По какому критерию будем себя оценивать? 
    (Умение писать букву М, м)
    – Оцените себя.
    Игра «Светофор»:
    «зелёный» – работал с интересом, узнал много нового;
    «жёлтый» – работал с интересом, но иногда уставал, кое-что не понял;
    «красный» – устал, кое-что не понял, урок не понравился.
    – О чем вы расскажете дома?
    – Урок окончен.
    Дети отвечают на вопросы.
    (Дети рисуют круг в прописи и закрашивают его одним из трех цветов.)
    Выбирают критерий оценки.
    Оценивают результат своей деятельности
    Личностные: УУД способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Заглавная и строчная буква М, м

    1.

    Самоопределение к деятельности.

    Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Время: 2 мин

    -А теперь проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Все ль на месте,

    Все ль в порядке:

    Книги, ручки и тетрадки? Проверяем старательно,

    Слушаем внимательно

    Руки? На месте!

    Ноги? На месте!

    Локти? У края!

    Спина? Прямая!

    Проверяют готовность к работе на уроке, аккуратность лежащих на столе предметов, собственную готовность к учебной деятельности.

    Контроль за своей посадкой

    РУУД: осуществлять самоконтроль;

    ЛУУД: способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности

    3.

    Постановка учебной задачи.

    Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока.

    Время: 4 мин

    Поиграем в игру «Доскажи словечко»

    Звуки речи бывают…

    Буквы бывают письменные и …

    Письменные буквы бывают заглавные и …

    Начало предложения пишется с …

    В конце предложения может стоять …

    Я показываю картинки, а вы называете первый звук в этих словах (медведь, малина)

    Какой буквой обозначаем эти звуки?

    Чему будем сегодня учиться на уроке Письма?

    гласные и согласные

    печатные

    строчные

    большой буквы

    .?!

    [м‘], [м]

    м

    Будем учиться писать букву М, м

    РУУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; целеполагание, планирование;

    ПУУД: структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации;

    КУУД: владение монологической и диалогической формами речи; умение с точностью выражать свои мысли; формирование уважительного отношения к иному мнению

    4.

    Открытие нового знания.

    Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования открытия урока.

    Время: 23 мин

    Откройте пропись на странице 20. Давайте посмотрим, какие загадки нам приготовлены со словами, по первым звукам слов, которые изображены на картинках, составьте слово. Что это за слово?

    А схема, какого слова составлена после?

    Определите, сколько слогов в этом слове?

    Какой первый слог?

    Какой второй слог?

    На какой слог в слове падает ударение?

    Сколько в слове звуков [м]?

    Какой он? Опишите звук [м]

    Каким цветом обозначим?

    Раскрасьте синим цветом первый кружок

    Какой второй звук?

    Какой это звук, и каким цветом обозначим?

    Третий звук?

    Какой он произнесите. Каким цветом раскрасим?

    А четвертый звук?

    Каким цветом раскрасим?

    Почему?

    Сколько всего звуков в слове муха мы насчитали?

    В слове муха – 2 слога, первый слог ударный, 4 звука

    Пальчиковая гимнастика.

    Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальцы погулять.

    Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

       Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

    А  мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

    Посмотрите на стр. 20 на первую строку. Какая буква здесь изображена?

    Давайте посмотрим, из скольких элементов состоит печатная буква М?

    Показываю на доске правильное написание печатной буквы.

    Попробуем написать букву М печатную в воздухе: поставили ручку, ведем прямую вниз, возвращаем руку в исходную точку, ведем наклонную прямую вниз вправо, затем из этой точки, наклонную прямую вверх вправо, и заканчиваем прямой вниз.

    Посмотрите на печатную строчную букву м. Она по написанию чем-то отличается от заглавной?

    Чем?

    Напишите в тетради полстроки М заглавную и полстроки м строчную.

    Давайте посмотрим из скольких элементов состоит строчная буква м?

    На что похожи эти элементы?

    Показываю:

    Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, ведём руку вверх до верхней линии рабочей строки, веду руку вниз, закругляю, пишу наклонную линию вверх, опускаю руку вниз с закруглением вправо.

    Давайте попробуем в воздухе написать строчную м.

    Самостоятельно напишите строку элементов буквы м строчной и строку целой буквы м.

    Выберите лучшую на ваш взгляд букву в строке и подчеркните ее.

    Посмотрите на зашифрованные слова на странице 21. Что за слова спрятались, разгадайте.

    Почему слово Мила написано с заглавной буквы?

    Давайте посмотрим на заглавную письменную букву М. Ее элементы чем-то отличаются от строчной?

    Из скольких элементов состоит буква?

    Показываю на доске:

    Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии рабочей строки, ведем вверх и отклоняя прямую линию вправо доводим до середины междустрочного пространства, затем пишем линию с закруглением внизу и следим за тем, чтобы образовался уголок. Не отрывая руки, ведем вверх и отклоняем вправо, доводим до середины междустрочного пространства, прописываем линию с закруглением внизу вправо.

    Попробуем в воздухе написать букву М заглавную.

    Напишите строку элементов М заглавной и строку целой буквы М. Лучший вариант буквы подчеркните.

    маки

    муха

    2

    му-

    -ха

    1

    Согласный, твердый

    Синим

    у-у-у

    Это гласный звук, обозначим красным цветом.

    [х]

    а-а-а

    красным

    Потому что гласный

    4

    М печатная, заглавная и строчная

    Из 4 прямых, две из них прямые, две наклонные

    Да

    Размером

    Из 3

    На крючки

    Самостоятельное написание буквы

    мороз, Мила

    Размером

    3

    РУУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку;

    ПУУД: структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации; работать в паре, планирование учебного сотрудничества с учителем

    КУУД: владение монологической и диалогической формами речи; умение с точностью выражать свои мысли

    ЛУУД: формирование уважительного отношения к иному мнению

    5.

    Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

    Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач.

    Время: 7 мин

    Прочитайте слоги, которые нам необходимо написать со строчной буквой м? Мы в начале урока уже вспоминали элементы гласных букв, поэтому данное задание не должно вызвать у вас сложности.

    В каждой строке определите лучший вариант написания слога.

    На странице 21 то же самое проделаем с заглавной буквой, напишем слоги и слова.

    мо, ма, му, ми, мы

    РУУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку; контроль, коррекция;

    ПУУД: структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации

    КУУД: работать в паре, планирование учебного сотрудничества с учителем; владение монологической и диалогической формами речи; умение с точностью выражать свои мысли;

    ЛУУД: формирование уважительного отношения к иному мнению

    6.

    Включение в систему знаний и повторение.

    Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.

    Время: 3 мин

    На стр. 20 внизу изображены три предмета и схемы к ним. В парах определите, какая из схем, к какому предмету относится, и соедините аккуратной линией.

    Кто готов, покажите. Давайте проверим.

    Составьте в парах предложения с этими словами. Первый ряд со словом кукла, второй ряд – мячик, третий – мишка.

    Назовите, что у вас получилось

    Работа в парах

    РУУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

    ПУУД: структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации

    КУУД: работать в паре, планирование учебного сотрудничества с учителем; владение монологической и диалогической формами речи; умение с точностью выражать свои мысли;

    ЛУУД: формирование уважительного отношения к иному мнению

    7.

    Рефлексия деятельности.

    Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности.

    Обсуждение и запись домашнего задания.

    Время: 2 мин

    На стр. 21 в тетради внизу оцените себя за урок, а именно нарисуйте:

    желтое солнышко, если все на уроке получилось, старательно и аккуратно написаны все буквы;

    тучка – успешно поработал на уроке, но встречались трудности, не весь материал усвоен;

    молния – было сложно на уроке, многое осталось непонятным.

    Самооценка собственной деятельности

    РУУД: осуществлять самооценку

    multiurok.ru

    Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе. Строчная буква м.

    Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе.

    Тип урока: Изучение нового.

    Тема:  Строчная буква м.

    Цель: Формировать у учащихся навык правописания строчной буквы «м».

    Задачи:

    1. Образовательные

    • обеспечение запоминания формы букв «м»;

    • формирование умения писать букву «м»;

    • формирование умения писать слова с буквой «м».

    1. Воспитательные

    • формирование познавательного интереса;

    • формирование положительной мотивации к учению;

    • воспитание культуры речи, общения.

    1. Развивающие

    • развитие наблюдательности в процессе сравнения печатных и письменных букв «м»;

    • развитие мелкой моторики рук.

    Оборудование: А) Шанько А. Ф., Берестов В. Д., Кирюшкин В. А., Горецкий В. Г. Русская азбука, 2010 год, стр. 88-89; Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 3 к «Русской азбуке»; карточки с изображением письменной строчной и прописной буквы «М» и печатной прописной и строчной буквы «М», 2 карандаша зелёный и синий, наборы элементов буквы для каждого ученика, схемы слов мама и мир.

    Б) Шанько А. Ф., Берестов В. Д., Кирюшкин В. А., Горецкий В. Г. Русская азбука, 2010 год, стр. 88-89; Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 3 к «Русской азбуке»; 2 карандаша зелёный и синий; наборы элементов буквы для каждого ученика.

    Схема оформления доски.

    м

    м

    Интерактивная доска

    Слайды



    Тема


    Элементы буквы

    Ход урока:

    Этап урока

    Деятельность педагога

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1. Организационный момент

    – Здравствуйте ребята. Меня зовут Юлия Викторовна. И сегодня я проведу у вас урок письма. Теперь проверяем готовность к уроку. Посмотрите, всё ли у вас на месте? Букварь, пропись, дневничок с наклейками и пенал. Ничего лишнего быть не должно. Все готовы?

    Я рада вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. Присаживаемся! Проверяю какой ряд готов раньше. Первый ряд вижу, второй, третий. Замечательно.

    Ребята проверяют своё рабочее место, готовность к уроку. Занимают свои места. Настраиваются на работу.

    Личностные (личностное самоопределение и ориентация в социальных ролях)

    1. Повторение изученного на уроке обучения грамоте

    – Ребята, вспомните, что мы изучали на обучении грамоте?

    Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показываете карандаш такого цвета, который требуется для обозначения первого звука. Приготовились?

    Мох, метро, март, муравей, мак, мишка, мама, мир, Москва, мышка, музыка, месяц, мел, мальчик. Достаточно, молодцы.

    – Букву М. Звуки, которые она обозначает. Буква м обозначает два звука [м] и [м‘], один мягкий, другой твёрдый; звук [м] звонкий, непарный и т.д.

    Дети показывают карандаши соответствующие звукам, если возникают затруднения, разбираем это слово, характеризуем звук. Прошу объяснения, почему они выбрали этот карандаш.

    Познавательные (ОУД, ЛУД), коммуникативные.

    Реализуются такие задачи как, формирование познавательного интереса.

    1. Постановка темы и цели урока

    -А теперь посмотрите на доску.

    (На доске висит плакат с изображением письменной строчной и прописной буквой «м».)

    – Как вы думаете, что мы сейчас будем делать на уроке?

    – Правильно. Сегодня мы познакомимся со строчной буквой М и поупражняемся в её написании, а на следующем уроке будем учиться писать прописную букву «м». Молодцы.

    – Мы будем писать букву «м». Изучать письменную и печатную буквы «м».

    Познавательные: ОУД, ЛУД, постановка и решение проблемы; коммуникативные.

    Реализуются такие задачи как, формирование познавательного интереса.

    1. Изучение нового материала

      1. Обучение письму новой буквы

    – Хорошо, ребята, посмотрите, на доске у меня ещё висят две карточки с буквами «М». На одной карточке буквы письменные, а на другой печатные. Чем они отличаются?

    – Чтобы хорошо запомнить письменную букву м, выделим в ней элементы. Рассмотрите букву и найдите в своих наборах нужные элементы. Сколько элементов у буквы м? Назовите элементы буквы м. Верно.

    Составьте букву из этих элементов. Кто составит букву на доске? Костя, объясняй, что ты делаешь.

    – Посмотрите, получилась у Кости буква м? А у вас? В каких буквах нам уже встречались такие элементы?

    -Действительно, мы уже не раз писали эти элементы в других буквах и быстро научимся писать новую букву. Посмотрите внимательно, как я буду писать букву на доске.

    – Начинаю чуть выше нижней линии рабочей строки, делаю нижнее закругление, веду наклонную линию вверх, дохожу до верхней линии рабочей строки, пишу нижнюю дугу, дохожу до нижней линии рабочей строки, веду наверх, дохожу до верхней линии рабочей строки, пишу линию с закруглением внизу, веду вниз, дохожу до нижней линии рабочей строки, делаю закругление, заканчиваю в середине рабочей строки.

    – Как я писала букву?

    -Где я закончила писать? Верно.

    – Возьмите ручки, повторяйте за мной движения в воздухе.

    Пишу букву.

    Ребята, что мы обычно делаем перед письмом? Верно. Проводим разминку для пальчиков. Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

    Раз, два, три, четыре, пять –
    (разгибаем пальцы)
    Вышли пальчики гулять.
    (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
    Раз, два, три, четыре, пять –
    (сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)
    В домик спрятались опять.
    (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

    – Откройте прописи. Положите их правильно, проверьте посадку, верно возьмите ручку.

    – Посмотрите на страницу 6. Кто нас встречает? Правильно, моряк. Мы сейчас вместе с ним отправимся в путешествие по волнам. Обведите элементы буквы, букву м на одежде моряка и узор в широкой строке по точкам, а затем продолжите строчку до конца. Молодцы. Теперь посмотрите на свой узор. Если он вам нравится, он красивый, ровный поставьте рядом карандашом плюс. Если вы считаете, что узор не совсем получился, поставьте маленький минус. Но он обязательно превратится в плюс. Вы же старались!

    – Найдите 2-ю рабочую строку. Сколько букв нужно написать по точкам? Напишите, сравните с образцом.

    – Посмотрите на экран. Здесь написаны буквы, которые я увидела в ваших тетрадях. Все ли они правильно написаны?

    – Какие недостатки вы видите в первой букве?

    – О чём нужно помнить, чтобы не нарушался наклон?

    – Во второй?

    Учитель исправляет ошибку другим цветом.

    – В третьей?

    – В четвертой?

    Стираю с экрана неверно написанные буквы.

    Напишите ещё 3 буквы “эм”. Соблюдайте наклон и расстояние между буквами. Посмотрите на буквы. Если они все ровные, красивые, поставьте снова плюсик, если считаете, что нужно ещё поработать – поставьте минус, но он недолго будет минусом. Потому что вы работали!

    – Они почти похожи, только письменные буквы написаны плавно и с наклоном. У письменных букв есть закругления.

    Выбирают нужные элементы, моделируют букву.

    -Три. Первый элемент «наклонная линия с закруглением внизу слева». Второй элемент «нижняя дуга» Третий элемент «линия с закруглением внизу справа».

    – Сначала прикрепляю «наклонную линию с закруглением внизу слева», справа к ней прикладываю «нижнюю дугу», к ней справа прикрепляю «линию с закруглением внизу справа».

    – В буквах и, л, а, ы.

    Дети следят за движениями руки учителя, слушают объяснения.

    – Безотрывно.

    – В середине рабочей строки.

    Дети повторяют движения в воздухе.

    – Мы разминаем пальчики.

    Дети повторяют движения за учителем.

    Дети выполняют.

    -Морячок. Моряк.

    Дети работают самостоятельно в прописях.

    – Три.

    Дети выполняют задание в прописи.

    – Нет, некоторые буквы написаны неверно.

    – Она написана без наклона.

    – О наклонном положении тетради.

    – Нижняя дуга выходит за пределы нижней рабочей строки.

    – Буква написана верно.

    -Большое расстояние между элементами.

    Познавательные: ОУД, ЛУД, постановка и решение проблемы; регулятивные; коммуникативные.

    Реализуются такие задачи как, обеспечение запоминания формы букв «М» и «м»;

    формирование умения писать буквы «М» и «м»; развитие наблюдательности в процессе сравнения печатных и письменных букв «М» и «м»;

    развитие мелкой моторики рук.

    б) обучение соединению новой буквы с другими буквами

    – Сейчас немного поиграем. Я буду загадывать загадку, а вы, если знаете отгадку, поднимите руку.

    Бусы красные висят,
    Из кустов на нас глядят.
    Очень любят бусы эти
    Дети, птицы и медведи. (Малина)

    Если не отгадали – показываю картинку.

    -Правильно!

    Открываю слово МА|ЛИ|НА на доске.

    – Давайте прочитаем слово по слогам. Назовите первый слог.

    Какие буквы в этом слоге?

    Ребята, эти буквы дружат, давайте научимся их соединять, писать слог МА. Посмотрите, какое соединение у этих букв? Напишите в прописи.

    Возьмите звуковые схемы. Какое слияние подойдёт для этого слога?

    Послушайте следующую загадку.

    Ускользает как живое,
    Но не выпущу его я.
    Белой пеной пенится,
    Руки мыть не ленится. (Мыло)

    Открываю слово МЫ|ЛО на доске.

    – Давайте прочитаем слово по слогам. Назовите первый слог.

    Какие буквы в этом слоге?

    Ребята, эти буквы дружат, давайте научимся их соединять, писать слог МЫ. Посмотрите, какое соединение у этих букв? Напишите в прописи.

    Возьмите звуковые схемы. Какое слияние подойдёт для этого слога?

    Последняя загадка.

    На доске я им пишу,
    Всё красиво обвожу. (Мел)

    Ребята, а почему я это слово не поделила на слоги?

    Назовите слияние в этом слове. Правильно.

    Какая схема подойдёт для этого слога? Почему?

    Давайте дадим отдохнуть нашим пальчикам.

    Пальчиковая гимнастика «Вверх ладошки».

    Вверх ладошки: хлоп – хлоп.         
    По коленкам: шлёп – шлёп.         Можем хлопнуть за спиной, Хлопаем перед собой.

    Вправо можем, влево можем,

    И крест – накрест руки сложим!

    -Малина.

    – МА-ЛИ-НА.

    – МА.

    – “эм”, “а”.

    – Нижнее.

    – Слияние согласного твёрдого с гласным.

    -МЫ|ЛО

    – МЫ.

    – “эм”, “ы”.

    -Верхнее

    – Слияние согласного твёрдого с гласным.

    – В этом слове только один слог.

    – МЕ.

    -Согласный мягкий и гласный.

    – Буква “е” указывает на мягкость согласного звука.

    Дети выполняют упражнения

    Познавательные: ОУД, ЛУД, постановка и решение проблемы; регулятивные; коммуникативные.

    Реализуются такие задачи как, развитие мелкой моторики рук;

    формирование умения писать букву «м».

    1. Закрепление изученного

    А сейчас мы поиграем в игру “Подбери слова”.

    Сегодня к нам на урок пришли Маша и Миша, но они немного грустные, учительница задала им задание: отгадать слова, которые спрятались за схемами. Маша и Миша сказали мне, что здесь спрятаны самые дорогие и важные слова на свете. На доске висят схемы слов.

    У Маши вот такая схема: (Рисунок 3)

    Внимательно посмотрите, что мы можем сказать об этом слове? Правильно.

    Это слово называет самого дорогого человека на свете.

    Произнесите первый слог.

    Как звучит согласный звук? Докрасьте это слияние у себя в прописи.

    А у Миши вот такая схема: (Рисунок 4)

    Сколько в этом слове слогов?

    Слово, которое здесь спрятано, обозначает дружбу.

    Какой согласный звук вы слышите в слиянии?

    Что указало нам на мягкость?

    Как звучит последний звук? Докрасьте схему в прописи.

    Рядом со схемами в прописи запишите слова: МАМА, МИР.

    – Ребята, а сейчас у меня для вас сложное, но очень интересное задание. Посмотрите на слова внизу страницы. Над буквами в этих словах стоят загадочные цифры. Что это значит, Катя?

    – Хорошо. Прочитайте начальное слово.

    – Какое слово у нас получится, если мы будем записывать его так, как просят в прописях? Саша?

    – Следующее слово, которое нужно изменить читает Степан.

    – А теперь Степа нам скажет, как же мы изменим это слово.

    – Записываем новое слово в прописи (учитель пишет на доске).

    – В нём 2 слога.

    – МАМА.

    -МА.

    – Твёрдо.

    – Один. Слияние + отдельный звук.

    – МИР.

    – Мягкий.

    -Буква И.

    -Твёрдо.

    Дети выполняют задание.

    – Это значит, что буквы надо поменять местами и говорить их в том порядке, в каком указывают цифры.

    -Метро.

    -Метр.

    – Марка.

    -Мак.

    Дети записывают слова.

    Познавательные: ОУД, ЛУД, постановка и решение проблемы; регулятивные; коммуникативные.

    Реализуются такие задачи, как формирование умения писать слова с буквой «м»; формирование познавательного интереса;

    формирование положительной мотивации к учению;

    1. Рефлексия

    Давайте, мы с вами подведём итог. Подумайте, сосредоточьтесь и ответьте на вопросы.

    (на доске)

    Сегодня на уроке я…..

    Понял….

    Узнал…

    Научился…

    -Молодцы, а теперь в прописи карандашиком отметим домашнее задание. Написать предложение «Клава мыла руки с мылом.» в свободную строчку.

    Всем спасибо, урок окончен.

    Понял, чем отличается письменная буква от печатной.

    Узнал из каких элементов состоит буква «м».

    Научился писать букву «м». и т.д.

    Личностные; ОУД; коммуникативные.

    Методическая литература

    1. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 3 к «Русской азбуке». – М: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010 г.

    2. Жиренко О.Е. Обухова Л.А., Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: «ВАКО», 2005, 304 с.

    3. Шанько А. Ф., Берестов В. Д., Кирюшкин В. А., Горецкий В. Г., Русская азбука. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – 14-е изд. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010 г. – 239 с.

    4. http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola

    5. http://festival.1september.ru/articles/566199/

    6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

    7. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26992 Обучение грамоте, авт. В.Г. Горецкий, Русский язык, авт. В.П. Канакина. Рабочая программа, 

    МА|ЛИ|НА

    МЫ|ЛО

    МЕЛ

    Рисунок 3

    Рисунок 4

    infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *