Печатная буква ц – РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Буква Ц
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Буква Ц
Изучаем букву Ц.Материал собран для изучения Азбуки вместе с ребенком. Здесь вы найдете интересные задания для изучения буквы Ц, раскраски и стихи про букву Ц.
Задания которые надо выполнить:
1) Раскрасить букву Ц, раскрасить картинки и соединить их карандашом с буквой.
2) Попробовать написать большую и маленькую печатную буквы Ц.
3) Найти и обвести все буквы Ц.
4) Прочитать по слогам слова начинающиеся на букву Ц.
5) Написать прописные буквы Ц.
6) Послушать стихи про букву Ц и отгадать Загадку.
Буква Ц
Буква Ц
Буква Ц
Стихи про Букву Ц***
Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.
***
Цапля важная, носатая,
целый день стоит как статуя.
***
Целый день царёва дочка
Водит цаплю на цепочке.
Цапля цапнула девицу:
«Не хочу с тобой водиться.
Я тебе не пёс цепной,
На цепи ходить с тобой».
***
Цапля на одной ноге стоит,
Цапля, Цыплёнок, царевна, циклоп,
Букву Ц она знает и вам отдаёт.
***
Целый день уроки Галя учила,
Оценку пять за букву Ц получила,
Всем букву Ц нам надо знать,
Чтоб пятёрки получать.
Цыпленок, цирк, цветок, царевна,
Везде есть буква Ц? Наверно.
Чтоб слова эти все прочитать,
Букву Ц всем надо знать.
Загадка про Букву Ц
***
Циркуль металлический
Чертит круг магический,
Чтобы муха в нем Це-це
Превратилась в букву … (Ц)
Смотрите также остальные Буквы .Задания по Алфавиту.
Задания по Алфавиту
www.razvitierebenka.com
Изучаем буквы в действии!: Буква Ц
Как познакомить с буквой Ц? Вариант №1.(здесь)Отгадай загадку!
На арене трюкачи,
Клоуны, жонглёры,
Разноцветные лучи,
Громкий смех весёлый.
/Цирк/ Где всё это происходит? Правильно, в цирке! С какого звука начинается это слово? (со звука “Ц”).
Какой это звук – звонкий или глухой? Положите ладошку на горлышко и определите! Да, глухой. И он всегда звонкий.
Мы с этим звуком можем поиграть!
1) Давай изобразим, как стрекочет кузнечик! “Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц” (звук произносится отрывисто)
2) А теперь покажем, как девочка просит не шуметь детей! “Ццццццццц! Тихо! Не шумите!”
Послушай (прочитай) рассказ о цирке.
“Цирк”
В центре цирка находится арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зритеоей клоуны. Они шутят, публика смеётся. На арене носятся красивые кони, а на них смелые наездницы. В цирке есть зверинец.
Задания по тексту:
1) Назови все слова со звуком Ц и определи, где находится звук (в начале, середине или конце слова)! (цирк, трапеция, кольца, канатоходцы, наездница, зверинец)
Физкультминутка:
«Веселый цирк у нас в гостях
Жонглер бросает шарики
(«бросают шарики»)
И клоун зрителей смешит,
(дразнятся»)
Смешит больших и маленьких.
(показывают руками «больше-меньше»)
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны.
(разводят руки в стороны)
Силач старается поднять
Стальные гири новые.
(поднимают «гири»)
Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело
(показывают, как скачут)
А мы мороженое едим
(«Едят мороженое»)
И хлопаем под песенку.
( хлопают).
Как познакомить с буквой Ц? Вариант №2. (здесь)
Отгадай загадку!
“Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки!”
/Цыплёнок/
С какой буквы начинается это слово? Сколько слогов? На какой слог ударение?
Давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце. Покажем, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом – правое крылышко, затем – левое.
Давай прочитаем слоги!
= АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ, ЫЦ
= ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ
Прочитаем слоги! (здесь)
А теперь сочиним из них рассказ! (.ppt) (здесь)
Цыплёнок вылупился из яйца, посмотрел вокруг и удивился: “Ац-оц-уц, иц-оц, ац!” Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер (дети показывают). Цыплёнок испугался: “Ца-цо-цу!” (вырази на лице испуг). Курица успокоила его: “Ца-цо-цу” (произнеси более низким голосом). Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз, погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом. Цыплёнок успокоился и улыбнулся: “Ци-ци-ци”.
Выложим букву Ц из кофейных зёрен!
Найди слова на букву Ц (здесь)
Фонематический “диктант”. Я продиктую звукосочетания, а ты запиши только согласные звуки. (здесь)
Слови звуки, хлопнув в ладоши! (здесь)
=1) Б, М, Ц, Г, К, О, Ц, В, П, Ц, С
=2) Ац, ам, ок, уц, ып, иц, му, ба, ца, ко, вы, цу, пи, тэ, цо
=2б) ца, са, за, зу, ща, цо, цу, цы, зи, зо, си, щи, ац
=3) арка, марка, цифра, цапля, домик, танец
=3б) кольцо, колесо, пылесос, акация, цифра, альпинист, таксист, цистерна, скалолаз
=3в) ножницы, щука, птенцы, цена, сундук, циркуль, дождик, чеснок, медведица, салат, продавец, стул, стол, полотенце, кузнец, птенец
Найди спрятанные буквы Ц! (здесь)
Добавь недостающий элемент буквы Ц! (здесь)
Раскрась только те цветы, на которых изображена буква Ц! (здесь)
Найди в буквенной цепочке слова с буквой Ц! (здесь)
Ответы: (1) венец, цирк (2) перец (3) спица, лисица (4) царь (5) курица (6) цемент, рубец
Угадаем слово из перепутанных слогов! (подсмотрено здесь) = руц-пе (перец)= ты-цве (цветы)
= цы-ов (овцы)
= ца-пти (птица)
= рец-дво (дворец)
= вец-пе (певец)
= рец-скво (скворец)
= яц-за (заяц)
Словесная игра “Закончи словечко” (здесь)= ули.. (ца)
= сахарни.. (ца)
= пугови.. (ца)
= больни.. (ца)
Букву вставляй – слово получай! Прочитай слово, которое обозначает… (здесь)= умни.а
= ов.ца
= сини.а
= модни.а
= кури.а
= пугови.а
==домашнее животное
== название зимующей птицы
== девочку, которая любит наряжаться
== похвалу
== название домашней птицы
== то, что можно пришить
Словообразование с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ц- (игра с мячом) (здесь)мыло – мыльце
тело – … (тельце)
одеяло – … (одеяльце)
дело – …. (дельце)
зеркало – … (зеркальце)
сало – … (сальце)
болото – … (болотце)
Измени слово так, чтобы в еём появился звук “Ц”! (здесь)
= слово – словцо
= письмо – письмецо
= окно – оконце
= дно – донце
= платье – платьице
= вода – водица
= девочка – девица
= метель – метелица
= учитель – учительница
= воспитатель – воспитательница
= художник –
= мастер –
= танцор –
= ученик –
= проводник –
= читатьель –
= плавает – пловец
= поёт – певец
= куёт – кузнец
= хитрый – хитрец
= умелый –
= удалой –
= глупый –
= молодой –
Определи, с какими слогами надо соединить эти слова?
ЦА, ЦО, ЦЫ
= Царица, яйцо, пальцы, крыльцо, цапля, кольцо, цыплёнок, птица, лицо
Обведи контур буквы Ц
Рабочий лист
Рабочий лист из серии “Говорим правильно”
Чтение предложений с добавлением слов (здесь) Определи, в какой части слова слышится звук “Ц” и закрась синим цветом соответствующие клеточки (здесь) Среди буквенного текста спрятались слова. Найди их! (здесь)= матрацдетиыдргзаяцжалророРомажизньлпорталдыдлло
= впаумелецжольдрлозаяцэфжплпыллростарыйэрдолхэпх= зещншэтотдылаорпщешнхцщкзовутопрпросторжыдопр
Наша модница овца
Жить не может без кольца.
Помоги к нему добраться,
Среди букв не потеряться.
В раскраске ребёнку нужно найти те слова, где встречается буква Ц (увидела здесь)Закрась жёлтым карандашом все участки с буквой Ц (здесь)
Сказка со словами с Ц (здесь)
Ответь на вопросы!
1) Сколько цыплят было у мамы-курицы?
2) Как звали самого маленького цыплёнка?
3) Что увидел цыплёнок, когда собирал цветы?
4) Куда чуть не упал Цып?
5) Как мама-курица наказала Цыпа?
6*) Назови все слова со звуком “Ц”!
Словесная улитка
Интересеую идею ищите у Рыбицкая Елена Викторовна
Соедини предложения с картинкой (взято здесь)
1) Витя пасёт овец возле мельницы.
2) Курица с цыплятами гуляет возле крыльца.
3) Кузнец в кузнице ковал цепь.
4) Воду достали из колодца.
Работа с рисунком (взято здесь)
– Как можно назвать одним словом всё, что изображено на рисунке? /Продукты/
– Назовите посуду, в которой подают на стол эти продукты. Если в названии посуды не окажется звука “Ц”, зачеркните этот продукт.
= В чём подают сахар? (сахарница)
= В чём подают масло? (маслёнка) –зачеркнуть
= и т.д.
Графический диктант “Цветок” (здесь)
Стихотворение (взято здесь)
Рос на грядке огурец.
Жил на дереве скворец.
Тот скворец был мудрец.
Он хотел съесть огурец.
Прилетела вдруг синица:
– Мне нельзя здесь поживиться?
Склевали вместе огурец.
И стихам нашим конец.
П.С. Можно здесь почитать про логопедические занятия и автоматизацию звука Ц:
1) источник №1
2) источник №2 (можно скачать презентацию на автоматизацию звука Ц)
3) источник №3 (!)
4) источник №4
Логопедический массаж (здесь)
Для того чтобы правильно произносить все звуки, мы должны подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. И в этом нам поможет логопедический массаж.
Для начала согреем свои ручки.
Массаж пальцев рук:
«РАЗОТРУ СВОИ ЛАДОШКИ»
Каждый пальчик покручу,
( растирание ладоней и пальчиков)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(потереть ладошкой о ладошку)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
(пальцы в «замок»)
Выпущу я пальчики,
(пальцы расцепить и перебирать ими)
Пусть бегут, как зайчики» Теперь у нас теплые ручки и мы можем приступить к массажу лица.
Массаж:
– массаж лба: от середины лба к вискам; от середины бровей к волосистой части головы;
– массаж щек: от висков к уголкам рта; от уголков рта к вискам; от уголков глаз к вискам;
– массаж подбородка: от крыльев носа к подбородку; от середины подбородка к ушам;
– массаж шеи.
Физкультминутка (здесь)
Зайцы
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек (Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд. ,alfavit-v-podelkah.blogspot.com
Буква Ц — Заюшка
цыплёнок
Слоги с буквой Ц
ца цо цу ци це цы
Слова на букву Ц с картинками
царь
цветок
цапля
цвета
цифры
циферблат
Стихи с буквой Ц
Буква Ц
Буква П перевернулась
И немножко протянулась —
Хвостик вырос на конце!
Получилась буква Ц.
Циферблат.
Стрелочки по цифрам скачут,
Цок-цок-цок-цок,
И бегут по циферблату,
Скок-скок, скок, скок.
Даже ночью не спят,
Все бегут, все спешат.
Цок-цок, цок-цок,
Прыг да скок, прыг да скок.
Стрелочки считают цифры
И бегут-бегут вперед!
Цапля.
Цапля с длинными ногами
Целый день в болоте ждёт,
Цедит воду длинным клювом,
Цепко цапнет, что найдёт.
Слова и слоги с буквой Ц
Чистоговорки с буквой Ц
Задания с буквой Ц
Рекомендуемый материал — Карточки со слогами — Слог ЦА в конце слова
Другие буквы — Азбука от Заюшки с картинками, детскими стихами и заданиями.
Материал предназначен для родителей и воспитателей, для использования дома и в детском саду.
Копирование материалов для распространения в интернете запрещено.
www.zaiushka.ru
Буква Ц задания для дошкольников с картинками
Цель занятия: изучаем букву Ц, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
Задачи:
- познакомить дошкольника с буквой Ц, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ц по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
- Цапля
- Цыплёнок
- Цветы
- Цифры
- Какой звук есть и в слове ЦЫПЛЕНОК, и в слове ЗАЯЦ, и в слове КУРИЦА?
- В начале, в конце или в середине слова звук [ц] в слове ЦЫПЛЕНОК? — ЗАЯЦ? — КУРИЦА? — ОГУРЕЦ? — УЛИЦА?
Когда мы произносим звук [ц], кончик языка — за нижними зубами, спинка языка прижимается к «бугоркам» за верхними зубами, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: Ц! И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ц].
- Гласный или согласный звук [ц]?
- Звонкий или глухой этот звук? Почему?
- Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
- А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?
Задание: печатная буква Ц для дошкольников
Рассмотри букву Ц. Нашили букву Ц в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Распечатать Скачать файл
Продолжи фразу
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? … (Цапля.)
Я не притронусь к сену,
Ему я знаю… (Цену)
Видала я Лису,
Ей рыжий цвет к… (лицу).
Окрась меня,
Мой свет,
В такой же рыжий…(Цвет).
Просит белая…(Овца).
Сказка про букву Ц
Цыпленок Цып
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.
— Мама, ты неправильно сидишь! Видишь — никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
— Ну, ты посиди,— говорит Цып,— а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
— Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит — гусеница ползет.
— Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
— А как же надо? — удивилась гусеница.
— Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит — цапля лягушек ловит.
— Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо — цапля его вытащила.
— Чтобы учить,— говорит цапля,— надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..
(Г. Юдин)
Загадки для детей на букву Ц
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
(Цветы)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
(Цифры)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
(Цыпленок)
Пословицы и поговорки на букву Ц
Конец — делу венец.
А против молодца — сам овца.
Веселые стихи про букву Ц для детей
Буква Ц
Букв немало мы узнали.
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц — в начале.
Где — в середине, где в конце.
Цепь, цветок и цифра — тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу.
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц —
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице.
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
(Л. Дьяконов)
Цапля сторожем в болоте
На одной ноге стоит.
— Цыц, куда вы в грязь идете?
— Всем зверенышам кричит.
(А. Пудваль)
Цветы на картошке
Мы весною в поле были.
Там картошку посадили.
А вчера пришли мы снова
И гуляли целый день.
Все кругом цвело лилово.
Совершенно как сирень!
Все любят есть картошку.
А видела ли ты.
Какие у картошки
Красивые цветы!
(Г. Сатир)
Цветы
Если я сорву цветок.
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты —
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты —
Если мы сорвем цветы…
(Т. Собакин)
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Люблю цирк!
(Е. Благинина)
Зачем такой носище Цапле?
Затем, чтоб цапли
Рыбок цапали!
(Б. Заходер)
Цапля бродит по лугу:
Цыц, лягушки!
Ни гу-гу.
(Б. Тимофеев)
Цапля, стоя на крыльце.
Объясняет букву Ц:
— Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок.
Подарю тебе цветок.
(Г. Сатир)
Цыпленок
Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!
— Где ж они?
— Под старой липой!
— Как зовут их?
— Цыпа-цыпа!
(Г. Виеру)
Цы-цып-цыплятки,
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
Не боятся кадки!
Возле кадки блюдце.
Все они напьются.
Цветет у птичника цветок
— Цветет на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок…
— Цветок, ты кто?
— Цыпленок!
(В. Лунин)
У буквы Ц купив билет.
Мы побывали в цирке.
Медведь ведет мотоциклет,
А цапли — пассажирки.
А вот наездник цирковой
Гарцует на осле.
Ногами вверх, вниз головой,
Стоит он на седле.
Вот двое братьев-медвежат
Цепочку натянули.
И обезьяна-акробат
Качается на стуле…
(С. Маршак)
Лошадка
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка — серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь — прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка — серый бок!
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
Полезные материалы
doshkolnik.net
Изучаем буквы в действии!: Буква Ц
Буква Ц – 24-ая буква русского алфавита. Обозначает согласный глухой звук, всегда твёрдый [Ц]. (источник)
Слова, начинающиеся на букву Ц: цыплёнок, цапля, царь, цвет, цена, церковь, циркуль, цирк, целый, цифра, царица, цветок, цемент, циклоп, цитата, цунами, цитрус, царапина, целый, цикорий, цилиндр, цукаты, цыганка
Буква Ц в середине слова: курица, лицо, овцы, акция, кольцо, пицца, птица, спицы, улица, блюдце, граница, девица, лекция, львица, ножницы, ресницы, сердце, солнце, специи, танцы, танцор, умница, Швеция, деревце, голубцы, кальций, концерт, крыльцо, нарцисс, панцирь,
Буква Ц в конце слова: заяц, палец, певец, венец, гонец, купец, месяц, немец, птенец, ранец, братец, дворец, кузнец, огурец, скворец, близнец, колодец, испанец, любимец, литовец, шприц, конец, индеец, хитрец, японец, морозец, сажанец
Сыграйте с ребёнком в игру на восприятие звука Ц – пусть он определит, в начале, середине или конце слова стоит этот звук. Можете воспользоваться игрой “Аквариум”, описанной у буквы “А”.
Загадки про букву Ц (здесь)
“Цып, цып, цып!” – пищит цыплёнок,
Голосок его так звонок!
Он, наверное, в яйце
Выучил лишь букву …
На что похожа буква Ц? Как писать букву Ц?
Букву “П” перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква …
Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Стихотворения про букву Ц (здесь, здесь)
Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
Буква Ц –
Смотрите сами –
Как скамейка вверх ногами.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц:
– Подойди, цыплёнок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
Глянь, ступенька на крыльце!
С ней крылечко – буква Ц!
И цыплята всей семьёй побежали мыться.
Только Цып стоит в сторонке, не желает мыться,
Потому что, как огня, он воды боится.
И сказала мама строго: “Мыться дети все должны.
Цып играть не будет с нами. Нам грязнули не нужны!”
Цаца, цаца буква Ц,
Перед зеркалом стоит,
Пудра, тени на лице
И за модою следит!
Буква Ц цветы растит,
Без цветов она грустит.
Весь цветник благоухает,
В нём цветочки расцветают.
Целый день царевна дочка
Водит цаплю на цепочке.
Цапля цапнула девицу:
“Не хочу с тобой водиться.
Я тебе не пёс цепной,
На цепи ходить с тобой!”
Чистоговорки с буквой Ц (здесь, здесь, здесь)
Ца-ца-ца, ца-ца-ца – птенец вылез из яйца.
Ец-ец-ец – там стоит дворец.
Цо-цо-цо – умой своё лицо.
Цу-цу-цу – дай дневник отцу.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы – вырастают огурцы.
Эц-эц-эц – сказке конец.
Скороговорки на букву Ц (здесь)
Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цепь.
Цыплёнок и курица пьют водицу на улице.
Две разноцветные курицы бегают по улице.
Молодец у молодицы попросил воды напиться.
Скворцы и синицы – весёлые птицы.
Из соседнего колодца
Целый день водица льётся.
Зачерпнула цапля чашкой
Чай целебный из ромашки.
Целый чан у цапли чая.
Цапля-врач больных встречает.
Изображения буквы Ц и слова на букву Ц (здесь)
Учимся читать. Буква Ц с Берилякой.
Мультимедийная презентация – смотрите здесь. Сказки про букву Ц (здесь)
Как-то раз пропала буква Ц. Была-была, и вдруг раз – нет нигде.
– Что же делать, – подумали ребята, – где же нам ее искать?
Думали-думали и придумали – в цирке, конечно! И побежали быстренько в цирк. Купили билеты и сели смотреть представление.
На сцене выступало много артистов, клоунов, акробатов. Дрессировщик показывал трюки с разными зверями – собаками, кошками и даже тиграми. Но буквы ц нигде не было.
В самом конце представления на сцене появился большой черный цилиндр. Фокусник взмахнул волшебной палочкой, и из цилиндра вылезла цапля.
Снова взмах палочкой – и из цилиндра выскочили маленькие цыплята.
После третьего взмаха из цилиндра вылезла буква Ц, целая и невредимая.
alfavit-v-podelkah.blogspot.com
«Твердый согласный звук [ц], буква “Ц, ц”»
Разделы: Начальная школа
Цели:
- познакомить уч-ся с твёрдым согласным звуком [ц], буквой Ц ц;
- формировать навыки чтения;
- способствовать развитию фонематического слуха, связной речи,
- памяти, логического мышления.
Оборудование.
1. Песочные часы.
2. Магнитофон.
3. Аудиокассета В.В.Волина “Занимательное азбуковедение”.
4. Мягкая игрушка “Кошка”.
5. Серия картинок “На что похожа буква?”.
6. Карточки с буквами Ц – 6 шт., А, О, У, И, Ы, Е.
7. Плакат с буквами Ц для проведения игры “Четвёртый лишний”.
8. Плакат “ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ”.
9. Раздаточный материал (буква П, текст со стёртыми буквами, коррекционная проба, конверты с набором для составления схемы слова).
Ход урока
I . Сообщение темы и целей урока.
1) – Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим, и вы узнаете, какой будет сейчас урок.
2) – Как хозяйка зовёт цыплят? (Цып – цып – цып)
– Какой первый звук? ([ц)
– Сегодня на уроке нам предстоит определить, согласный этот звук или гласный, твёрдый или мягкий, глухой или звонкий. А также мы познакомимся с буквой этого звука, чтобы обозначать на письме звук [ц].
II. Работа над новым материалом.
1) Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Делать трюки он привык,
Ведь его работа… (Цирк)
(Уч-ся из раздаточного материала выкладывают схемы слов).
На доску прикрепляется слово ЦИРК.
– Произнесите ещё раз слово. Что заметили?
– Попробуйте поставить в мягкую позицию.
– Дайте характеристику звуку [ц]. (Согласный, всегда твёрдый)
– Определите, глухой или звонкий? (Закрывают ладошками уши и произносят этот звук. Вывод: глухой)
– Какой буквой обозначается звук [ц] ?
2) Знакомство с буквой Ц ц.
– Послушайте стихотворение:
Эта буковка – цеплялка
С хитрой, цепкой лапкою:
“Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю”.
– А сейчас вас ждёт чудесное превращение: у вас на парте лежит буква П, переверните её и в правом нижнем углу допишите “цеплялку”.
– Покажите, что у вас получилось. Повернитесь и покажите нашим гостям. (Учитель вывешивает плакат с этой буквой).
3) “На что похожа буква?”
– На что, ребята, похожа буква? (Ответы детей)
– А ещё вот на что. (Учитель читает первое стихотворение, остальные звучат на аудиокассете и одновременно вывешивает картинки).
Целый день в траве густой
Бродят рожки с бородой.
Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Цапля в зарослях зелёных
Встала важно буквой Ц.
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
4) Работа с коррекционной пробой.
– В течение минуты найдите среди множества букв букву Ц и обведите её.
– Сколько букв нашли?
5) Игра “Четвёртый лишний”.
– Найдите лишнюю букву.
6) Печатание буквы Ц Ц.
– А кто из героев передачи “Спокойной ночи, малыши” носит имя, содержащее звук [ц]? (Цап-Царапыч)
– Вот и сам Цап-Царапыч. Посмотрите, он держит букву… (Ц). Поучимся её писать. (Дети сравнивают написание большой и маленькой букв. Учитель показывает на доске, затем дети печатают в тетрадях Ц ц).
7) Игра “Подружись с буквами”.
– Цап-Царапыч очень хочет, чтобы буква Ц подружилась с гласными. Буква новая, ей страшновато: здесь она никого не знает. Давайте познакомим её с гласными и поможем ей подружиться с ними. Сейчас Ц здоровается с А. (Учитель крепит к доске Ц, подходит ученик с А и крепит рядом с Ц. Дети читают образованный слог). А теперь А здоровается с Ц. (А ставят перед Ц. Читают получившийся слог).
(Аналогично с буквами О, У, И, Ы, Е).
– С другими гласными она не может подружиться, т.к. в русском языке нет слов с такими буквосочетаниями
– Придумайте слова, оканчивающиеся на:
ЦА (курица, единица, синица, овца, луковица)
ЦО (кольцо, яйцо, крыльцо)
ЦЫ (концы, кузнецы, птенцы, огурцы)
8) – Цап-Царапыч просит вас, ребята, назвать слова из сказок со звуком [ ц] . (Царевна-лягушка, царевна Несмеяна, принц, принцесса, жар-птица, падчерица, златая цепь, зеркальце, аленький цветочек и др.)
III. Физкультминутка.
Все уч-ся выходят к доске и образуют круг. Учитель ходит вдоль круга. Тот, перед кем он останавливается, должен быстро назвать слово со звуком [ц]. Если ученик задержится с ответом, он должен присесть в середине на корточки.
IV. Продолжение работы.
1) – Цап-Царапыч предлагает состязание между мальчиками и девочками. Прочитайте буквосочетания (хором).
На доске:
Д.: ца – цари – царица.
М.: ца – царе – царевич.
– А теперь вам будет легко прочитать столбик слов, к-рый приготовил для вас Цап-Царапыч:
2) Работа со столбиком слов (листочки).
– Положите перед собой листочки. Давайте прочитаем столбик слов “по цепочке”.
царь
царица
царевич
царевна
царство
царствовать
– Знакомые слова? Что общего у этих слов? Выделите корень.
– Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?
3) Работа с чистоговорками.
– Цап-Царапыч очень любит сочинять чистоговорки. Сегодня он решил познакомить вас со своим творчеством. Но только последнее слово в чистоговорке никак не получается придумать, оно обязательно должно содержать звук [ц]. Давайте ему поможем.
Це, це, це, це – скучно принцу во… (дворце).
Ца, ца, ца, ца – нет у бублика… (конца).
Цо, цо, цо, цо – уронила я… (кольцо).
Цы, цы, цы, цы – собираю… (огурцы).
Цу, цу, цу , цу – льются слёзы по… (лицу).
Цо, цо, цо, цо – снесла курочка… (яйцо).
4) Кот-лакомка.
– Цап-Царапыч любит не только сочинять, но также любит чем-нибудь полакомиться: сметаной, рыбой, сладким, а иногда, оказывается, любит слизывать буквы, вот как сегодня случилось. Я приготовила вам слова и предложения для чтения, а он взял и подпортил мне материал. Давайте попробуем его восстановить.
веточек, епкий, иклон, илиндр, ирк, ифра, окотуха, ыплёнок.
арии а Кури а в ветнике сидит.
апля Цицилия учит ифры.
ыплёнок Цыпа хочет в ирк.
У аревны Мурки на лапках арапки.
Зай у кузне у заказали выковать епь.
У племянни ы Нар исса на ветнике растут огур ы.
– Какую же букву он слизал? (Ц)
– А как вы думаете, почему? (Ответы детей)
V. Итог урока.
– Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте его.
Литература
1. Савина С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. Изд-во “Учитель”. Волгоград, 2000. – 12 с.
2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. Изд-во “Вако”. М., 2006. – 77 с.
3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. Изд-во “5 за знания”. М., 2007. – 168, 170 с.
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Изд-во “Просвещение”. М., 1994. – 323 с.
19.02.2014
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Буква Ц
Звукарь – Уважаемый родитель! Если вы не так давно начали обучать своего ребенка чтению, то эта информация будет вам полезна. Занимаясь с малышом по букварю, вы разучиваете с ним буквы, учите его читать слоги. Чтобы вашему маленькому ученику было интересно учиться читать, мы создали … перейти к Звукарю
Букварь – первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные… перейти к Букварю
Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. … перейти к пособию
Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом … перейти к статье
Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и … перейти к играм с буквами
Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не … перейти к урокам по чтению слогов
Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов “Игры с буквами”, “Уроки чтения слогов”. Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих… Перейти к урокам по чтению слов
Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа “Мама моет раму”. Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?… Перейти к описанию книжки-игрушки
Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают… Перейти к урокам чтения
games-for-kids.ru