Познавательное

Основные педагогические принципы – 15.Сущность педагогических принципов и их роль в построении педагогического процесса. Общедидактические принципы и их характеристика.

Основные педагогические принципы. — Студопедия.Нет

1.Принципы закладываются в основу любой теории или науки. Это основ­ные требования, предъявляемые к чему-либо.

 

Педагогические принципы - это основные требования, предъявляемые к процессу обучения. Следование этим принципам позволяет наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

 

2.К основным педагогическим принципам относятся следууующие:

 

принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

 

принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав уча­щегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - уче­ник заслуживает такого же уважения, как и педагог;

 

принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимо­ связи всех компонентов педагогического процесса

 

принцип демократизации - означает предоставление участникам педаго­гического процесса определенных свобод для саморазвития, самовос­питания, самообразования, самообучения, самоопределения;

 

принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспи­тании тех культурологических особенностей, которые свойственны дан­ной среде;

 

принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося, направленный на организацию комплексного педагогического процесса. Разные виды деятельности человека должны компенсировать друг друга;

 

принцип профессиональной целесообразности - заключается в том, что содержание образования зависит от выбранной специальности;,

 

принцип политехнизма - является дополнением принципа профессиональ­ной целесообразности. То есть, несмотря на выбранную специальность,ученик все же должен быть относительно развит во многих науках.

 

3. Принципы обучения имеют несколько особенностей:

 

все группы принципов тесно связаны между собой, однако каждый из них имеет свою особенную зону максимального применения;

 

принципы обучения выступают как основной ориентир для педагогов;

 

принципы обучения отражают зависимость между закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении;

 

в современной дидактике педагогические принципы рассматриваются как основные направляющие познавательного процесса

 

Отрасли педагогики. Методы исследования в педагогике.

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают междисциплинарные научные отрасли.

 

В систему педагогических наук входят:

 

Общая педагогика, исследующая основные закономер­ности воспитания, обучения, образования и развития личности.

 

История педагогики, изучающая развитие педагогичес­ких идей и воспитания в различные исторические эпохи.

 

Сравнительная педагогика, исследующая закономерно­сти функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

 

Возрастная педагогика, изучающая особенности воспи­тания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику профессионально-технического образова­ния, педаго­гику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику).

 

Специальная педагогика, разрабатывающая теоретичес­кие основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в психо-физическом развитии. Специальная педагогика (де­фектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых зани­мается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи – логопедия.

 

Профессиональная педагогика изучает закономерности, разрабатывает теоретическое обоснование, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее будущий специалист овладевает наряду с общеобразовательными также специальными знаниями, умениями, навыками и, таким образом, обеспечивается формирование профессионально значимых личностных качеств и развитие профессионального мышления.

 

В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику.

 

Например, производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства и технологии производства, повышения их квалификации, переподготовки на новые профессии.

 

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения (клубы, центры, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства и др.) являются сред­ством воспитания и развития личности, повышения культуры общества, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

 

Исправительно-трудовая педагогика содержит теорети­ческое обоснование и методики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступле­ния.

 

Лечебная педагогика разрабатывает систему образова­тельно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, направленная на разработку теоретического и содержательно-методического обеспечения лечения и обучения учащихся в щадящем режиме.

 

Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

 

Существует несколько методов обучения и воспитания, относящихся к основным:

 

объяснительно-иллюстративный метод;

 

репродуктивный метод;

 

метод проблемного изложения;

 

частично-поисковый, или эвристический, метод;

 

исследовательский метод.

 

studopedia.net

27. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ. Шпаргалка по общим основам педагогики

Воспитание, как и другие педагогические процессы, является закономерным. Общая педагогика определяет общие педагогические принципы воспитания. По месту в педагогической системе воспитания принципы делятся на три группы:

– содержательные;

– организационные;

– методические.

Методические принципы воспитания отвечают за максимально конкретизированные способы воспитания.

Рассмотрим эти принципы:

– принцип гуманного подхода в воспитании. Этот принцип выражается в постоянной любви к ребенку, уважении, заботе о человеке, разумной требовательности к нему. По словам Песталоцци, воспитывающее влияние на людей пропорционально любви к ним. Следует относиться к человеку как к личности, а не как к предмету, на который направлено действие;

– принцип личного примера и авторитета воспитателя. Достаточно часто его называют методом, но отличие принципа от метода достаточно велико. К.Д. Ушинский считал, что воспитание должно основываться на примере самого воспитателя. Воспитатель добьется успеха только в том случае, если к нему будут тянуться, а не бегать от него. Слова человека, которому дети верят, которого любят, кто пользуется авторитетом, дети примут быстрее и внимательнее, чем человека, к которому они относятся «как к чужому»;

– принцип сознательности и активности. Этот принцип заключается в том, что воспитание должно осуществляться на уровне сознания и подсознания. Это не значит, что воспитание должно быть словесным. Хотя многие полагают, чем больше говорить о воспитанности ребенку, тем он будет более воспитанным. Это утверждение ошибочно. Принцип сознательности предполагает необходимость говорить правду, не обходить острых вопросов;

– принцип непрерывности и оптимизма. Данный принцип отражает специфику и сложность воспитания. Отсутствие веры преподавателя в способности воспитанника, паника, «опускание рук» при неудачах – нередкие случаи, именно они подавляют воспитанника. Нельзя сильно заострять внимание на неудачах. Работа воспитателя с верой и надеждой помогают воспитаннику;

– принцип воспитывающей деятельности. Принцип заключается в том, что личность развивается в процессе деятельности. Деятельность может быть игровой, учебной, трудовой, управленческой и т. д.;

– принцип воспитывающего коллектива. Данный принцип проявляется в воспитании в коллективе и через коллектив;

– принцип гибкого комплексирования методов и такта в воспитании. Не существует плохих или хороших методов, каждый метод применяется в нужном месте и в нужное время;

– принцип индивидуальности и дифференцированного подхода в воспитании. Когда речь идет о дифференцированном подходе, имеют в виду необходимость строить работу и с учетом особенностей разных групп и категорий воспитывающих. Воспитание осуществляется в комплексной и взаимосвязанной опоре на все описанные принципы. Воспитателю, учителя следует демонстрировать, что они видят положительного в воспитаннике.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

3. Принципы обучения педагогике

Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

  • Принцип гражданственности предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности. Он связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о психологических особенностях российского этноса, его ментальных структурах, приоритетах национальной политики и культуры.

  • Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Он требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития.

  • Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения.

  • Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения

    предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные.

  • Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного. Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, так как сложные задачи не могут быть решены до изучения более простых. Систематичность и последовательность позволяют прогнозировать темп усвоения того или иного учебного материала, их сопоставимость и ценность.Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Она реализуется:

  • в научно обоснованном построении плана изучения учебных дисциплин и структурно-логических схем их прохождения;

  • в психологически и педагогически выверенном распределении учебного материала по каждой учебной дисциплине;

  • в прохождении тем учебного материала в определенном порядке;

  • в обоснованных действиях педагогов по развитию различных личностных качеств.

  • Принцип единства группового и индивидуального обучения обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря его общению и взаимодействию с другими людьми, а также своему стремлению к обособлению. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности.

Наилучшие условия для общения создает учебный коллектив как специфическая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества, взаимной помощи. В коллективе личность развивается и проявляет себя благодаря действию механизмов персонализации, референтности, отраженной субъектности, каждый из которых оказывается Обучение, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых. Новации предшествующих десятилетий были связаны с поисками путей индивидуализации обучения: разработка идей программированного обучения, его компьютеризация и увеличение времени на самостоятельную работу. Формами индивидуализации обучения являются индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым и др.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.

Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности;

соответствия содержания, форм и методов организации деятельности школьников их возрастным этапам;

 учет пола и индивидуальных характеристик темперамента, характера, способностей, воли обучаемых.

Принцип сознательности и творческой активности обучаемых обосновывается тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем ее направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь репродуктивный (направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого) или творческий (самостоятельность и дивергентность мышления) характер.

Принцип доступности обучения требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Принцип наглядности. "Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности" Я.А. Коменский.

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Виды наглядности:

естественная (предметы объективной реальности и действия с ними),

 экспериментальная (опыты, эксперименты),

объемная (макеты, фигуры и т.п.),

изобразительная (картины, фотографии, рисунки),

звукоизобразительную (кинофильмы, телепрограммы),

звуковая (магнитофонные записи),

символическая и графическая (карты, графики, схемы, формулы),

словесная (образные словесные описания событий, фактов, действий).

Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования.

Принцип продуктивности и надежности обучения исходит из очевидного положения о том, что если обучение не приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической необходимости. Это обязывает каждого учителя (преподавателя) заботиться о надежности обучения, т.е. о прочности, основательности и гарантированности достижений обучаемых.

Использованная литература 2,3,5,6

studfiles.net

15.Сущность педагогических принципов и их роль в построении педагогического процесса. Общедидактические принципы и их характеристика.

Принципы - основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом; основные требования, предъявляемые к чему-либо.

Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Рассмотрим основные педагогические принципы формирования воспитательных отношений.

Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов.

Правила осуществления принципа природосообразности:

- педагогический процесс строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

- знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений;

- направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся с педагогами и между собой, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

Принцип целостности, упорядоченности означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.

Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.

Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона).

Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности.

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую.

Все группы принципов тесно связаны между собой, но в то же время каждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления, например, для занятий по гуманитарным дисциплинам принцип профессиональной целесообразности неприменим.

16.Содержание профессионального образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования (федеральный государственный образовательный стандарт, учебные планы и программы, учебная литература).

Содержание проф образования – это система ЗУН, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности; это категория, обозначающая требования к конечному результату учебной деятельности (ЗУН, уровню их общей образованности). В свёрнутом виде они выражены в форме нормативных документов – квалификационных требований к специалисту. В более развёрнутом виде – в виде моделей специалистов.

Содержание образования является целью, которую должно реализовать учебное заведение в отношении будущего специалиста. Средством реализации этой цели служит содержание обучения.

Содержание проф образования включает:

  1. Систему понятий, положений, современных теорий, объясняющих явления, которые происходят в природе, обществе, культуре, технике.

  2. Сумму знаний о предметах, орудиях труда и механизмах, применяемых в процессе труда.

  3. Обучение способам деятельности, гарантирующим формирование проф умений и навыков.

  4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность и интенсивность, сроки изучения учебных дисциплин, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся.

Содержание профессионального образования как систему понятий можно рассматривать на уровнях учебного плана, учебного предмета.

На уровне учебного плана понятия делятся на: общенаучные, политехнические, профессиональные (специальные). Они обеспечивают систематичность знаний на основе взаимосвязей, иерархичности, преемственности и последовательности их раскрытия и применения в практической деятельности.

Понятие – это структурная единица, определяющая взаимосвязь элементов содержания учебного предмета. К общенаучным понятиям относятся понятия, составляющие теоретическую основу общеобразовательных, общетехнических и специальных учебных предметов. К политехническим относятся понятия, раскрывающие сущность техники, производства, общеотраслевые понятия. Специальные понятия характеризуют теоретические знания и практическую деятельность конкретной профессии.

На уровне учебного предмета структура содержания представляется как иерархия всеобщих, общих и частных понятий. При этом (при отборе) осуществляется следующая процедура действий: Определение места учебного предмета в общей структуре учебного плана. Определение функционально-смысловой нагрузки для реализации общей цели проф образования. Установление связи с другими учебными предметами

  1. Выделение базовых понятий, определяющих сущность соответствующей науки

  2. Выделение понятий, имеющих основную смысловую нагрузку содержания учебного предмета. Выделение понятий, имеющих дифференцированное значение и прикладной характер. Установление взаимосвязей между понятиями внутриуровневого плана и межуровневого плана.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА — это нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА –продукт письменности и печати, являющийся источником знаний и средством обучения обучающихся в условиях определенной системы образования.

Виды учебной литературы:

группа программно-методических изданий (учебные планы и учебные программы)

группа учебно-методических изданий (методические указания, рекомендации). Эти материалы содержат методику овладения дисциплинами и выполнения заданий, методику дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.

группа обучающих изданий (учебники, учебные пособия, конспекты и тексты лекций). Учебник - основное учебное издание по дисциплине. Содержит прежде всего базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений. Объем и структура учебника определяются соответствующей учебной программой, которую учебник охватывает целиком. По содержанию различают общие и специальные учебники. Общие учебники содержат фундаментальные знания гуманитарного, естественнонаучного, технического характера, составляющие основу информационной культуры. Специальные учебники содержат профессиональные знания по профилю каждой специальности.

Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике.

  1. группу вспомогательных изданий (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения)

studfiles.net

Цели и основные педагогические принципы воспитания

Какую бы важную роль в жизни каждого ребенка не играло общество, сверстники и школа, важнейшим социальным институтом, в котором проходит его основное воспитание всегда была, есть и будет его семья. Именно поэтому родителям так важно знать фундаментальные принципы, на которых оно базируется.

Только придерживаясь всех педагогических принципов можно растить счастливых детей

Какой принцип из перечисленных является основополагающим в свободном воспитании? Безусловно, каждая семья отличается индивидуальным стилем взаимодействия со своим ребенком. Но, для достижения оптимальных результатов, нужно помнить о следующих.

Принцип безусловной любви

Ни для кого не секрет, что родительская любовь – это первое, в чем нуждается любой ребенок. Но получает ли он ее в своей семье? Конечно же, задуматься над этим добровольно сможет не каждый родитель. Однако, наблюдения показывают, что далеко не все дети чувствуют себя безусловно любимыми даже в благополучных семьях.

Что же такое безусловная любовь и чем она отличается от других видов родительской любви? На самом деле, фундаментальной чертой безусловной любви является однозначное и безоговорочное принятие родителями ребенка, стремление ценить и уважать его таким, каков он есть на самом деле. Эта любовь не продиктована высокими достижениями ребенка и не зависит от каких-либо других факторов.

Безусловная любовь родителей к ребенку — главный педагогический принцип

Несмотря на то, что принцип безусловной любви может показаться многим родителям банальным и откровенно наивным, именно он является базисом, который либо обеспечит воспитанию надежную и прочную основу, либо сведет на нет все дальнейшие усилия.

Безусловная любовь – это чувство, которое невозможно ничем заменить или компенсировать.

Принцип диалога

Любой родитель, стремящийся к тому, чтобы ребенок мог слушать и слышать его слова, должен усвоить простую, но вместе с тем – важную истину. Любой ребенок, даже самый маленький – это не бессловесный объект воспитательного воздействия, а самостоятельный человек со своими потребностями, интересами, мнением и правом выбора. Именно поэтому общение с ребенком может осуществляться только в форме диалога.

Взаимодействуя таким образом, родитель сможет лучше понимать своего ребенка и пользоваться его доверием. А доверие само по себе уже является залогом прочных отношений и искренности, которую так непросто заслужить.

Принцип равного диалога между взрослыми и детьми

Цель конструктивного общения – это не только обмен информацией. Для того, чтобы строить эффективный диалог с ребенком важно:

  1. Проявлять чуткость. Понимать, в каком состоянии находится ребенок и какие чувства он испытывает прямо сейчас
  2. Предпочитать «Я-высказывания» «Ты-высказываниям» (то есть, строить диалог с предложений и фраз, начинающихся с местоимений «Я», «Мне», «Мое» и т.д.).
  3. Акцентировать внимание на положительных чертах характера ребенка, его хороших поступках, значимых для него достижениях. Делать основные ставки на то, что родителей устраивает в их ребенке.
  4. Оценивать поступок, а не личность самого ребенка.
  5. Развивать навыки самоконтроля и регуляции собственного эмоционального состояния
  6.  Даже осуждая ребенка, необходимо давать ему стимул для дальнейшего личностного роста.
  7. Избегать «дежурных» вопросов и «дежурных» ответов на них.

Принцип доверия

Какую роль в отношениях и в воспитании играет доверие? Прежде всего, доверие формирует в сознании ребенка ощущение защищенности, а родителям гарантирует наличие «обратной связи» в отношениях и осознание своей важной роли в жизни ребенка. Но, для того, чтобы доверие присутствовало в отношениях в полной мере, необходимо помнить о немаловажных условиях:

Принцип доверия к ребенку вызывает ответную реакцию
  1. Родителям стоит избегать излишне резкой критики поступков и суждений ребенка. Страх быть осмеянным, непонятым или отвергнутым чаще всего заставляет ребенка «замыкаться», держа все свои переживания в себе.
  2. Для того, чтобы ребенок не боялся своих чувств и учился уважать чужие, с ним нужно открыто говорить о своем эмоциональном состоянии и давать ему возможность говорить о собственном.
  3. Даже если по той или иной причине родителям непонятны увлечения ребенка, необходимо давать ему возможность говорить об этом. Этими разговорами можно достичь сразу нескольких целей: во-первых, понять, что именно любит и ценит ребенок, во-вторых, в ненавязчивой форме предложить ему иную точку зрения на вопрос. И главное – дать понять ребенку, что он не одинок и в его жизни всегда найдутся люди, готовые принять и поддержать его, что бы ни случилось. Это – его родители.
  4. Важно быть активным слушателем и поощрять ребенка рассказывать о себе, своем окружении, интересах, потребностях, желаниях и чувствах. Ребенок должен чувствовать, что родителю действительно небезразличен он и все, что с ним происходит.

Пользуясь доверием ребенка, родители приобретают возможность играть значимую роль в его жизни, а при необходимости – вовремя распознать тревожные сигналы и обезопасить ребенка от возможных бед, которые могут ему угрожать.

Принцип личного примера

Какими бы правильными не были теоретические представления родителя о воспитании, нужно всегда помнить о том, что ребенок будет делать не то, что ему говорят, а повторять то, что видит со стороны своего ближайшего окружения. Именно поэтому те, кто заинтересован в грамотном воспитании детей, должен в первую очередь, интересоваться личным развитием и самовоспитанием. Объяснить этот феномен предельно просто: даже демонстрируя негативные формы поведения, родители всегда будут для ребенка образцами для подражания, примерами, у которых он будет перенимать поступки, привычки и многое другое.

Принцип личного примера — дети во всем копируют родителей

И, кроме этого, раз и навсегда отказаться от политики «двойных стандартов»: ребенку будет крайне трудно запретить то, что родитель может с легкостью позволить себе самому.

Принцип последовательности

Для того, чтобы ребенок учился уважать принятые в семье правила и рос дисциплинированным, родителям очень важно быть последовательным в своих требованиях. Недопустимо устанавливать правила на ходу и менять их слишком часто. Это лишит ребенка чувства защищенности и не позволит ему понять, как же следует себя вести для того, чтобы избежать наказания. Однако вместе с тем правила не должны быть излишне жесткие: их желательно менять по мере того. как ребенок взрослеет, а его потребности и мироощущение меняются.

Не менее важно также и то, чтобы оба родителя придерживались одних и тех же правил в воспитании и их усилия были направлены на достижение одних и тех же целей. В противном случае ребенок очень рано научиться даже в мелочах искать личную выгоду и благодаря этому ловко манипулировать родителями.

Любые меры воспитательного воздействия, начиная от самых простых, должны быть согласованы обоими родителями. Но в то же время каждый родитель может вести себя со своим ребенком по-своему, но не выходя за рамки принятой нормы.

Принцип эмоциональной ответственности

Вне всякого сомнения, родители являются обычными людьми, которым также как всем нам присущи эмоции, в том числе негативные. И они имеют полное право сердиться, обижаться на ребенка, быть недовольными его поведением или поступками. Однако высказывая ребёнку свое недовольство, нужно как никогда строго следить за своими словами и эмоциональными реакциями в целом. Если задача родительского воспитание – сформировать в ребенке здоровую личность, им нужно обязательно взять под контроль гнев, раздражение и обиды. Недопустимы проявления грубых форм агрессии (сквернословие, рукоприкладство).

Рукоприкладство в семье недопустимо

Какой бы сложной не казалась ситуация, ее всегда можно решить просто поговорив с ребенком и объяснить ему все не прибегая к агрессии.

Принцип самостоятельности и независимости

Рассматривая основные педагогические принципы родительского воспитания, нельзя обойти вниманием вопрос, связанный с тем, какую меру самостоятельности можно доверять ребенку. От рождения до трех лет дети крайне болезненно воспринимают любую, даже самую кратковременную разлуку со своей мамой. Но, уже к трем годам он начинает постепенно обретать независимость от нее, проявляя все более выраженный интерес к окружающему миру. Начинает формироваться его собственное «Я», ощущение собственной целостности. Это очень важные и значимые для ребёнка процессы, которые ни в коем случае не стоит путать с непослушанием и негативизмом.

Поощрение ребенка — обязательное условие воспитания

Для того, чтобы ребенок имел возможность расти самостоятельным, необходимо уже с 2-3 лет поощрять в нем эти качества, плавно переходя от внешней регуляции к внутренней саморегуляции поведения (например, давая ему несложные задания, поручения, либо приобщая к любой творческой деятельности).

В дальнейшем ребенок может позволить себе иметь в свободном доступе и материальные ресурсы, которыми он сможет учиться рационально распоряжаться. А также учиться ставить перед собой цель и добиваться ее допустимыми средствами.

Принцип демократичного воспитания

Современный ребенок имеет возможность пользоваться многими закрепленные за ним правами: например, правом на предоставление защиты, правом на собственные мечты и цели, право на свободу выбора и свободу совести.

Принципы самостоятельности и независимости

Учет прав ребенка является основой любого взаимодействия с ним. И научить ребенка знать свои права – это немаловажная цель семейного воспитания. Однако мудрые родители никогда не забывают о том, что разъясняя ребенку его права, необходимо затрагивать также ответственность, которую они возлагают на него. В частности, ребенок должен четко понимать, что делая выбор в пользу того или иного решения, он также будет неизбежно нести ответственность и за возможные последствия. Это позволит ребенку в дальнейшем самостоятельно устанавливать границы своей свободы, осознавая, какой груз ответственности он способен возложить на себя.

Принцип внимания к потребностям ребенка

Каким бы независимым и самостоятельным не казался ребенок, следует помнить о том, что его благополучие – во всех отношениях – задача, прежде всего, его родителей. Именно поэтому так важно помочь ребенку иметь то, чем он не может обеспечить себя сам. Этот принцип касается и материального обеспечения, и моральной поддержки, и эмоциональной наполненности жизни. Однако не стоит путать необходимую заботу с чрезмерным потаканием любой прихоти ребенка.

Потакание прихотям — это неправильный принцип

Заключение

В той или иной степени, педагогические способности присущи каждому родителю. Достаточно лишь повнимательнее прислушиваться к себе и доверять своему опыту и интуиции.

Результаты воспитания зависят от принципов, которых придерживаются родители

В дальнейшем, придерживаясь четких стратегий и учитывая цель и основные принципы семейного воспитания, можно рассчитывать на то, что любые, даже самые несокрушимые на первый взгляд барьеры между ребенком и родителем, неизбежно падут. И он начнет видеть в близких не скучных и вечно недовольных моралистов, а мудрых наставников, готовых в любой момент прийти на помощь, помочь советом, вселить веру в себя.

detki.guru

Основные и педагогические принципы А.С. Макаренко.

Принципы педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах – системе основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач гармоничного развития личности.

В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников.

К принципам организации педагогического процесса относятся:

- принцип гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;

- принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;

- принцип научности как требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники;

- принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения воспитанников, что предполагает организацию такой деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;

- принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;

- принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;

- принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, предполагающий формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности как основы отношения нравственного.

К принципам управления деятельностью воспитанников относятся:

- принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли;

- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

- принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;

- принцип согласованности требований семьи, школы и общественности к ребенку, обязывающий педагога добиваться сбалансированности, гармоничности внешних влияний на него;

- принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, предполагающий актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала группы, коллектива, превращения их в субъектов воспитания личности;

- принцип посильности и доступности обучения и воспитания, требующий от педагога учета реальных возможностей ребенка, предупреждения различного рода перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.

Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

Принцип доступности обучения.

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.

Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.

Закон единства и взаимосвязи теории и практики.

Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

1) наследственности;

2) воспитательной и учебной среды;

3) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:

интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;

величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;

интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) интенсивности и качества чувственного восприятия;

2) логического осмысления воспринятого;

практического применения осмысленного.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:

качества педагогической деятельности;

качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты педагогического процесса зависят от:

потребностей общества и личности;

возможностей (материально-технических, экономических и других) общества;

условий протекания процесса (морально-психологические, эстетические и другие).

works.doklad.ru

Характеристика современных педагогических принципов.

Поиск Лекций

Тема: «Основные педагогические принципы Российского образования: традиционные и современные»

Цель: познакомиться с основными традиционными и современными принципами целостного педагогического процесса, принятыми в отечественной системе образования, раскрыть особенности каждого и правила реализации.

Задачи:

·обучающая: раскрыть понятие «принцип обучения», рассмотреть сущность основных традиционных и современных педагогических принципов;

·развивающая: развивать умение анализировать и обобщать изучаемый материал, теоретическое и словесно – логическое мышление;

·воспитывающая: воспитывать научное мировоззрение, активность во взглядах и мнениях, независимость суждений, самостоятельность и устойчивость интересов.

Оборудование: конспект лекции, раздаточный материал (табл. «Основные педагогические принципы»), пояснительные примеры.

Список литературы:

1. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003.

С. 66 – 75.

2. Панкратова Т. М. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – Ярославль: Ярославский гос. универ., 2003. - С. 11.

3. Педагогика: Учебное пособие./Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 178 – 186.

4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: изд. центр «Академия», 2002. – С. 235 – 242.

План

1. Понятие «принципов обучения», их назначение.

2. Характеристика традиционных принципов целостного педагогического процесса.

3. Характеристика современных педагогических принципов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач.

III. Изложение лекционного материала.

Понятие «принципов обучения», их назначение.

Понятие «принцип» латинского происхождения и переводиться как начало, основа. Принцип – основное правило, основоположение.

Принципы обучения – это наиболее общие руководящие положения, в которых отражены требования к содержанию, организации и методике обучения [Панкратова Т. В. Методика преподавания психологии. –Ярославль, 2003].

По своему происхождению принципы обучения являются теоретическим обобщением педагогической практики, они возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер. Именно поэтому принципы становятся руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения.

Однако принципы носят и субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога с различной степенью полноты и точности.

Принципы охватывают все стороны педагогического процесса и делают его целесообразным и логически последовательным.

Соблюдение принципов выступает элементом педагогической культуры, важнейшим условием эффективности процесса обучения.

Основные педагогические принципы выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

По мере развития теории и практики, открытия новых закономерностей процесса обучения, формировались и новые педагогические принципы. Работа над ними продолжается и сегодня. В связи с этим принципы обучения можно разделить на традиционные и современные.

Характеристика традиционных принципов целостного педагогического процесса.

·Принцип гуманизации. Идеи, на которых основывается этот принцип зародились еще в древности. Одним из первых четко определил гуманистическую основу взаимодействия учителя и ученика китайский философ, живший до нашей эры – Конфуций. Активно выделяется в ХIХ в. С середины ХХ в. активно выделяется в работах отечественных педагогов

А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.

Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогом, в приоритетах человеческих ценностей. Принцип предполагает уважительное отношение к личности обучаемого, доброжелательность и одновременно разумную требовательность к нему, полное признание прав обучаемого, опора на его положительные качества.

·Принцип демократизациипоявился в ранней буржуазной педагогике, т.е. в конце XIX в. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для самореализации, саморегуляции, самоопределения. Согласно данному принципу педагогический процесс должен иметь индивидуально – ориентированный характер, организовываться с учетом национальных особенностей обучающихся, быть открытым для общественного контроля и влияния.

·Принцип природосообразности зародился в античности, еще в Древней Греции (VI – III в.), но наиболее четко и содержательно был сформулирован Я.А. Коменским. Принцип заключается в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка, т.е. предлагаемые для изучения знания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащегося. Педагогический процесс организуется как поддерживающий и укрепляющий здоровье учащихся, опирается на зону ближайшего развития, определяющую возможности учащегося.

·Принцип культуросообразности появился в немецкой педагогике XIX в. и связан прежде всего с именем А. Дистервега. Принцип предполагает максимальное использование в образовании культуры той среды, в которой находиться конкретное учебное заведение, растет ребенок (страна, край, город). Согласно данному принципу, педагогический процесс понимается как составная часть культуры общества, страны, региона.

·Принцип наглядности.Я. А. Коменский в нач. XVII в. называл его «золотым правилом» дидактики.

Согласно данному принципу, в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Принцип наглядности основан на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному.

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, использованием схем, таблиц, ярких примеров, жизненных фактов, а также в широком использовании экскурсий.

· Принцип доступности требует учета в организации обучения реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных, эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психологическом здоровье учащихся. Все, что передается учащимся, а также методы и средства передачи, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню воспитанности и обученности.

Однако обучение не должно быть слишком легким.

Рассматриваемый принцип предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появилось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха.Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных задач.

·Принцип прочности. Был введен также Я. А. Коменским.

На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет то, насколько интересно и важно оно для ученика, ценно в плане использования в жизни. Принцип реализуется за счет формирования позитивного отношения к изучаемому, регулярного повторения изученного с введением элементов новой оценки и интерпретации усваиваемого материала, систематического контроля и оценки результатов обучения.

· Принцип последовательности и систематичности сформулирован

Я. А. Коменским. Согласно этому принципу изучаемый материал должен излагаться последовательно и неразрывно, т. е. все, что изучается должно закреплять уже пройденное и служить основой для новых знаний.

·Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, требует, чтобы содержание образования было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями изучаемой дисциплины. Обучение должно раскрывать современные достижения науки и перспективы ее развития.

·Принцип связи теории с практикой,или принцип прикладной направленности обучениявыражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях и в реальной жизни. Для этого используется анализ примеров и ситуаций, организуется разнообразная практическая деятельность (упражнения, творческие работы), направленная на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек в соответствии с характером получаемого знания. Данный принцип реализуется через активное включение учащихся в общественно полезную деятельность, вовлечение в посильную трудовую и др. виды деятельности.

Характеристика современных педагогических принципов.

·Принцип воспитывающего обучения.

Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения.

Учебный материал долженразвивать не только познавательную сферу обучаемых, но иформировать у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и к другим, дисциплинированность.

·Принцип сознательности, активности, творчества и инициативы выражается в том, что учащиеся осознают цели обучения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и решают их.

Ученика невозможно научить, если он не захочет учиться.Только в процессе собственной активной деятельности ученик успешно овладевает знаниями и развивается.

Согласно этому принципу обучение должно раскрывать личностный потенциал учащихся, стимулировать их творческое отношение к учебной деятельности, инициативу, самостоятельность мышления.

В настоящее время экспериментально доказано, что творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагогов, которые транслируют его в процессе совместного решения учебных задач. Творческий педагог допускает их вариативные решения, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования и апробации различных способов решения одних и тех же задач, поощряет самостоятельность и дивергентность мышления (способность человека видеть несколько вариантов решения одной задачи, уход от привычного способа действия), делает контролирующую функцию прерогативой ученика, вверяя ему ответственность за совершаемые действия и результаты деятельности. Учитель своими стратегиями обучения как бы "обрекает" ученика на творчество, "заставляет" осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.

·Принцип положительного эмоционального фона педагогического процесса предполагает такую его организацию, когда всем участникам этого процесса интересно и увлекательно заниматься совместной дельностью. Участники взаимодействия открыты и толерантны (терпимы) по отношению друг к другу. Продумано учебно-воспитательное пространство: красиво оформлены классные помещения(цветы, картины, панно и т.д.). Образовательное учреждение многофункционально и максимально адаптировано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного ученика и всего детского коллектива.

·Принцип субъектности основан на положении, согласно которому и учитель, и ученик являются равноправными субъектами учебной деятельности и предполагает развитие способности учащегося осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противостоять негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.

Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другом.

Поэтому любой из принципов приобретает свое действительное значение лишь в связи с другими. Они проявляются одновременно на каждом этапе учебного процесса. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга.

 

IV. Подведение итогов урока.

- Перечислите принципы целостного педагогического процесса.

- Назовите основные традиционные педагогические принципы.

- Раскройте один из принципов, который вы хорошо понимаете и представляете.

 

 

 

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *