Познавательное

Определение частей речи упражнения – Система упражнений для формирования грамматических понятий на уроках русского языка по теме «Служебные части речи».

Упражнения в определении частей речи. Сложные слова. 3 класс УМК Гармония

Сборник упражнений по русскому языку 3 класс УМК Гармония.

Потренируйся 1.

Спиши.  Реши все орфографические задачи.

 1 вариант -в третьем предложении обозначить части речи,

2 вариант-в седьмом предложении обозначить части речи

                                  Фабрика   игрушек.

         Скоро  ёлка.  Школьная  м…стерская  стала  теперь  фабрикой  игрушек.  Ребята м…стерят  фл…жки,  хл…пушки  из  цв…тной  бумаги.  Пошла  в   дело  скорлупка  от  яиц.  Учитель  Семён  Ильич  т.хонько  прок…лол  яйцо.  Потом  выдул  ж…лток  и  б…лок  в  стакан.  Детвора  прил…пила  к  скорлупкам  г…ловки,  н…жки,  хв…сты.  Получились  забавные  зайчатки,  л…сёнок,  божья  коровка.  Лё…кие  зв…рюшки  в…сят  на  ветках  з…лёной  красавицы.   

Разобрать по составу:

1 вариант     МАСТЕРСКАЯ

, ПРИЛЕПИЛА

2 вариант –     ЛЁКГИЕ, ПРОКОЛОЛ

Потренируйся 2.

1.Спиши. Реши все орфографические задачи.

2.Выписать  местоимения, определить лицо и число.

3. Выписать предлоги.

4. Разобрать по составу: посеревший, небесный,выхожу.

О   с   е   н   ь   ю.

                  Осен?ю  я  ре…ко  х…жу  (по) л.сным  тр.пам.  Я  ж…лею  об  ушедших  солнечных  д…ньках  и  (о)т…пле.  Вечный  бр.дяга  ветер  шурш.т  пож.лтевшей  л.ствой.  Он  св.стит  среди  в.рхушек  дерев?ев.  Пос.ревший  небесный  свод  выл.вает ( на)  землю  до…ди  за  дождями.  Они  моросят  (без)  конца.  Я  (не)  выхожу  (без) плаща  и  зонта.   

Потренируйся 3.

  1.Реши орфографические задачи.

  2.Устно подбирай проверочные слова.

  3.Распредели слова  по столбикам.

 

М.сты, сла.кий, в.ехал, с.сна, ре.кий, под.езжать, л.сёнок, гла.кий, с.ест.

Имя существительное

Кто? Что?

Имя прилагательное

Какой? Какая? Какое?

Глагол

Что делать? Что сделает?

ПОТРЕНИРУЙСЯ 4.

Прочитай. Расставь ударения. Выпиши  слова  в  три  столбика : в  первый  столбик – слова  с  ударением  в  приставке,  во  второй – с  ударением  в  корне,  в  третий  столбик –  с  ударением  в  суффиксе.

              Лесок,  школьники,  уголёк,  часики,  шаги,  ночной,  новый,  косьба,  лисята,  подруга,  сосновый,  поезд,  цветник,  запись,  холодный,  дождливый,   прописи.

приставка

корень

суффикс

Потренируйся 5.

Спиши. Подчеркни существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией. 

Красивый, чашки, верёвки, горькая, выгода, весенняя, осенний, катер, поёт, лежать, щепка, зашла, мороз, храбрая, ужасный, ванна, грушевый, окно, овальная, товарищ, солёная, вынули, участники, башня, аэродром, вялые, июльское, мягкие, баскетбол, кормим, солнечные, класс, веранда, стояла, узкие, откроют, взвесил.

Потренируйся 6.

 1.Спишите, оставляя окошечки. Решите все орфографические задачи. Подбирайте устно   проверочные слова.

 2.Озаглавьте рассказ.

 3.Второе предложение выпиши и  обозначь части речи.

 4.Выделенные слова  выпиши и разбери по составу.

                 ___________________________________________________________________________

  Наступили м.р…зные ден?ки. Лё.кий, мя.кий, пуш.стый снежок замёл доро.ки (в) саду. Вася (на)дел ша.ку, шу.ку, повязал шар., схватил варе.ки и (по)б.жал гулять.

Потренируйся 7.

Спиши. Разбери по составу. Обозначь части речи.

Змеелов, самоделка, прошептала, пригород, разумный, дырокол, подруга, музыкант, реченька, прошептала.

Потренируйся 8.

  1. Спишите предложения.

 2. Решите все орфографические задачи.

 3.Озаглавьте рассказ.

 4. В последнем предложении обозначить части речи

    Лодка (от)плыла (от) берега. Мальчик (на)шёл (на) дороге монетку. Солнце (за)шло (за) тучу. Всадник (с)лез (с) коня.(По) дорожкам сада (по)бежали мутные ручейки.

Потренируйся 9.

Прочитай. Распредели слова по частям речи.

Ходил, они, береза, у читает, мы,  река, кричал, вы, зимний, над, легкий, нам,  бумага, видит, чувство, к, спит, пчела, с, через, я, белая, широкий, от, около,

скользкий.

Имена существительные

Имена прилагательные

Глагол

Предлог

Местоимение

Потренируйся 10.

Подбери к данным словам однокоренные слова(существительные, прилагательные, глаголы) Укажи, части речи.

                      с.         пр.             гл.

Образец. Лень- ленивый, лениться.

Труд-____________________________________________________________

Боль-_____________________________________________________________

Веселье-__________________________________________________________

Молодость-_______________________________________________________

Скука-___________________________________________________________

Старость-_________________________________________________________

 Потренируйся 11.

   Списать. Реши все орфографические задачи.   Выделенное  предложение  выписать и обозначить части речи.

С о с н ы.

       У  р…ки  ст…ят  сосны. С…сна  любит  расти  (в)сухих  м…стах. З…мой  и  летом  сосны  з…лёные. Ств…лы  у них   красноватые  и  бл…стят  на  солнышке. Воздух  (в)с…сновом  б…ру  радует  нас  ч…стотой. Среди  к…рней  в…дна  н…ра  кр…та.  Он  ж…вёт  (в)з…мле.( В)с…сновом  б…ру  ж…вут  белки,  дятлы  и  совы. Белка  любит  устраивать  св…ё гн…здо

 ( в)  пышной  кроне  с…сны. Даже  (в)сильные  д…жди  капли  ст…кают  (по)хв…инкам  и  ств…лу  и  (не)попадают  (в)д…ма  белок.  

Потренируйся 12.

Разбери слова по составу.               

Раскраска , пароходик  ,дымоход  ,рыболов  ,  затвердел,переводной  , косолапый , садовод   , камнепад   ,  перевозка  , подковка  , заливка  , скрепка , пригород  , бездорожье. 

Потренируйся 13.

Прочитай текст. Выбери самый точный заголовок: Барсуки. Заботливая барсучиха. Игра барсучат. Запиши его на свободной строке.

__________________________________

      Вы т…щила барсучиха из н…ры св…их м…лышей.  Сча(сл)ивые барсучата нач…ли играть на з…лёной тра…ке, радуясь тёплому со(нц)у. Мать с…дела рядом, ст…р…жила д…тишек.  Вот хру(сн)ула ве…ка. Барсучиха осм…трелась. Она явно почу(ств)овала опа(сн)ость.__________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________

1. Реши орфографические задачи.

2. Допиши, чем могла закончиться история.

Потренируйся 14.

Прочитай.

Выпиши однокоренные слова в таком порядке:

1. имена существительные,

2.  имена прилагательные,

3 глагол.

 Выдели корень.

Чистый, заболит, ласковый, ласка, пляшет, чистота, боль, плясовая( музыка), больной, вычистит, ласкает, пляска.

Потренируйся 15.

Напишите в три столбика, если это возможно : в первый столбик – имена существительные, во второй – имена прилагательные, в третий – глаголы.

    Ученик, мы, учиться, умный, писать, пенал, яркий, по, рисовать, они,  чертить, линейка, читать, книга, интересный, за, смотреть, слушать.

им. сущ.

им. прил.

глагол

Просмотр содержимого документа
«Упражнения в определении частей речи. Сложные слова. 3 класс УМК Гармония»

Сборник упражнений по русскому языку 3 класс УМК Гармония.

Потренируйся 1.

Спиши. Реши все орфографические задачи.

1 вариант -в третьем предложении обозначить части речи,

2 вариант-в седьмом предложении обозначить части речи

Фабрика игрушек.

Скоро ёлка. Школьная м…стерская стала теперь фабрикой игрушек. Ребята м…стерят фл…жки, хл…пушки из цв…тной бумаги. Пошла в дело скорлупка от яиц. Учитель Семён Ильич т..хонько прок…лол яйцо. Потом выдул ж…лток и б…лок в стакан. Детвора прил…пила к скорлупкам г…ловки, н…жки, хв…сты. Получились забавные зайчатки, л…сёнок, божья коровка. Лё…кие зв…рюшки в…сят на ветках з…лёной красавицы.

Разобрать по составу:

1 вариант МАСТЕРСКАЯ, ПРИЛЕПИЛА

2 вариантЛЁКГИЕ, ПРОКОЛОЛ

Потренируйся 2.

1.Спиши. Реши все орфографические задачи.

2.Выписать местоимения, определить лицо и число.

3. Выписать предлоги.

4. Разобрать по составу: посеревший, небесный ,выхожу.

О с е н ь ю.

Осен?ю я ре…ко х…жу (по) л..сным тр..пам. Я ж…лею об ушедших солнечных д…ньках и (о)т…пле. Вечный бр..дяга ветер шурш..т пож..лтевшей л..ствой. Он св..стит среди в..рхушек дерев?ев. Пос..ревший небесный свод выл..вает ( на) землю до…ди за дождями. Они моросят (без) конца. Я (не) выхожу (без) плаща и зонта.

Потренируйся 3.

1.Реши орфографические задачи.

2.Устно подбирай проверочные слова.

3.Распредели слова по столбикам.

М..сты, сла..кий, в..ехал, с..сна, ре..кий, под..езжать, л..сёнок, гла..кий, с..ест.

Имя существительное

Кто? Что?

Имя прилагательное

Какой? Какая? Какое?

Глагол

Что делать? Что сделает?

ПОТРЕНИРУЙСЯ 4.

Прочитай. Расставь ударения. Выпиши слова в три столбика : в первый столбик – слова с ударением в приставке, во второй – с ударением в корне, в третий столбик – с ударением в суффиксе .

Лесок, школьники, уголёк, часики, шаги, ночной, новый, косьба, лисята, подруга, сосновый, поезд, цветник, запись, холодный, дождливый, прописи.

приставка

корень

суффикс

Потренируйся 5.

Спиши. Подчеркни существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией. 

Красивый, чашки, верёвки, горькая, выгода, весенняя, осенний, катер, поёт, лежать, щепка, зашла, мороз, храбрая, ужасный, ванна, грушевый, окно, овальная, товарищ, солёная, вынули, участники, башня, аэродром, вялые, июльское, мягкие, баскетбол, кормим, солнечные, класс, веранда, стояла, узкие, откроют, взвесил.

Потренируйся 6.

1.Спишите, оставляя окошечки. Решите все орфографические задачи. Подбирайте устно проверочные слова.

2.Озаглавьте рассказ.

3.Второе предложение выпиши и обозначь части речи.

4.Выделенные слова выпиши и разбери по составу.

___________________________________________________________________________

Наступили м..р…зные ден?ки. Лё..кий, мя..кий, пуш..стый снежок замёл доро..ки (в) саду. Вася (на)дел ша..ку, шу..ку, повязал шар.., схватил варе..ки и (по)б…жал гулять.

Потренируйся 7.

Спиши. Разбери по составу. Обозначь части речи.

Змеелов, самоделка, прошептала, пригород, разумный, дырокол, подруга, музыкант, реченька, прошептала.

Потренируйся 8.

1. Спишите предложения.

2. Решите все орфографические задачи.

3.Озаглавьте рассказ.

4. В последнем предложении обозначить части речи

Лодка (от)плыла (от) берега. Мальчик (на)шёл (на) дороге монетку. Солнце (за)шло (за) тучу. Всадник (с)лез (с) коня.(По) дорожкам сада (по)бежали мутные ручейки.

Потренируйся 9.

Прочитай. Распредели слова по частям речи.

Ходил, они, береза, у читает, мы, река, кричал, вы, зимний, над, легкий, нам, бумага, видит, чувство, к, спит, пчела, с, через, я, белая, широкий, от, около,

скользкий.

Имена существительные

Имена прилагательные

Глагол

Предлог

Местоимение

Потренируйся 10.

Подбери к данным словам однокоренные слова(существительные, прилагательные, глаголы) Укажи, части речи.

с. пр. гл.

Образец. Лень- ленивый, лениться.

Труд-____________________________________________________________

Боль-_____________________________________________________________

Веселье-__________________________________________________________

Молодость-_______________________________________________________

Скука-___________________________________________________________

Старость-_________________________________________________________

Потренируйся 11.

Списать. Реши все орфографические задачи. Выделенное предложение выписать и обозначить части речи.

С о с н ы .

У р…ки ст…ят сосны. С…сна любит расти (в)сухих м…стах. З…мой и летом сосны з…лёные. Ств…лы у них красноватые и бл…стят на солнышке. Воздух (в)с…сновом б…ру радует нас ч…стотой. Среди к…рней в…дна н…ра кр…та. Он ж…вёт (в)з…мле.( В)с…сновом б…ру ж…вут белки, дятлы и совы. Белка любит устраивать св…ё гн…здо

( в) пышной кроне с…сны. Даже (в)сильные д…жди капли ст…кают (по)хв…инкам и ств…лу и (не)попадают (в)д…ма белок.

Потренируйся 12.

Разбери слова по составу.

Раскраска , пароходик ,дымоход ,рыболов , затвердел ,переводной , косолапый , садовод , камнепад , перевозка , подковка , заливка , скрепка , пригород , бездорожье .

Потренируйся 13.

Прочитай текст. Выбери самый точный заголовок: Барсуки. Заботливая барсучиха. Игра барсучат. Запиши его на свободной строке.

__________________________________

Вы т…щила барсучиха из н…ры св…их м…лышей. Сча(сл)ивые барсучата нач…ли играть на з…лёной тра…ке, радуясь тёплому со(нц)у. Мать с…дела рядом, ст…р…жила д…тишек. Вот хру(сн)ула ве…ка. Барсучиха осм…трелась. Она явно почу(ств)овала опа(сн)ость.__________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________

1. Реши орфографические задачи.

2. Допиши, чем могла закончиться история.

Потренируйся 14.

Прочитай.

Выпиши однокоренные слова в таком порядке:

1. имена существительные,

2. имена прилагательные,

3 глагол.

Выдели корень.

Чистый, заболит, ласковый, ласка, пляшет, чистота, боль, плясовая( музыка) , больной, вычистит, ласкает, пляска.

Потренируйся 15.

Напишите в три столбика, если это возможно : в первый столбик – имена существительные, во второй – имена прилагательные, в третий – глаголы.

Ученик, мы, учиться, умный, писать, пенал, яркий, по, рисовать, они, чертить, линейка, читать, книга, интересный, за, смотреть, слушать.

им. сущ.

им. прил.

глагол

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по русскому языку “Упражнение в распознавании частей речи” 3 класс

Дубовкина С.А.

Урок №38

  1. Тема урока: «Упражнение в распознавании частей речи»

  1. Интегрирующая дидактическая цель: учить распознавать части речи.

  1. Целевой план действий для учащихся:

признакам: по вопросам и значению;

  • развитие речи учащихся, орфографической зоркости, внимания, мышления;

  • воспитывать интерес к изучению языка.

  1. Банк информации:

а) входной контроль

Ответьте на вопросы:

– Как определить какой частью речи является слово?

– К каким частям речи не задают вопрос?

б) объяснение нового материала

Прочитайте отрывок из стихотворения и допишите слова.

Весёлая грамматика

Существительное – _______________

_______________ – глагол. весёлый

С прилагательным – _____________ школа

Новый школьный день пришёл. семь

Встали ______ – местоименье, просыпается

Бьёт числительное – ____________ . мы

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Заполним памятку, в которой укажем всё, что мы знаем про части речи.

Часть речи

в) закрепление нового материала

Уровень А

Задание 1.

Цель: – развитие избирательности внимания, умения распознавать глаголы.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст. 2. Подчёркни глаголы двумя чертами. 3. Докажи.

Зимняя ночь

Наступила ночь в лесу.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней.

В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды.

Задание 2.

Цель: развитие избирательности внимания, умения распознавать прилагательные.

Методический комментарий для учащихся:1.Подчёркни имена прилагательные волнистой чертой. 3. Докажи.

Зимняя ночь

Наступила ночь в лесу.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней.

В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды.

Задание3.

Цель: – развитие избирательности внимания, умения распознавать существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Обведи в кружок имена существительные. 2. Докажи.

Зимняя ночь

Наступила ночь в лесу.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней.

В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды.

Задание 4.

Цель: – учить правильно распознавать части речи, писать безударные гласные в корне слова и в приставках.

Методический комментарий для учащихся: 1. Спиши предложения. 2. Вставь пропущенные буквы. 3. Определи части речи. 4. Докажи.

Проходит долгая з…ма. Ярче стали солнечные лучи. П…темнел снег в п…лях, п…чернели д…роги. На ул…цах много в…ды. Скоро н…чнут возвр…щаться птицы.

Уровень Б

Задание 1.

Цель: – развитие избирательности внимания, умения распознавать глаголы.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст. 2. Подчёркни глаголы двумя чертами. 3. Докажи.

Зимой в лесу

Раннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки. На снегу появились узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки.

Задание 2.

Цель: развитие избирательности внимания, умения распознавать прилагательные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст. 2.Подчёркни имена прилагательные волнистой чертой. 3. Докажи.

Каким бывает снег

Робкий, тихий лёг на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, лёгкий.

В январе снег тяжёлым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено, а то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки – утонул в сыпучем снежном болоте.

Задание3.

Цель: – развитие избирательности внимания, умения распознавать существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1.Прочитай текст. 2. Обведи в кружок имена существительные. 2. Докажи.

Проходит долгая зима. Ярче стали солнечные лучи. Потемнел снег в полях, почернели дороги. На улицах много воды. Скоро начнут возвращаться птицы.

Задание 4.

Цель: – учить правильно распознавать части речи, писать безударные гласные в корне слова и в приставках.

Методический комментарий для учащихся: 1. Спиши предложения. 2. Вставь пропущенные буквы. 3. Определи части речи. 4. Докажи.

Снег идёт

В л…су снег по колено. На ветках пуш…стые подушки. Тонкие берё…ки с…гнулись, а ели опустили мохнатые лапы. Всюду рыхлый снег. Л…жит под ёлкой заяц-беляк. Рябчик п…клевал ольховых с…мян и нырнул в снег . Л…нивые лоси бр…дили по снегу, а п…том л…гли на снег.

Уровень С

Задание 1.

Цель: – развитие избирательности внимания, умения распознавать глаголы.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст. 2. Подчёркни глаголы двумя чертами. 3. Докажи.

Кто сеет?

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Дождь смочил кротовую пашню. Солнце нагревает её. Кто же начнёт сев?

Вокруг поляны стоят ёлки. Раскрыли они свои шишки. Налетел ветер.

Полетели бесшумно вниз лёгкие семена. Одни ветер с поляны унёс, а другие в траве запутались. Но многие попадали в рыхлую землю. И появились на этих местах ёлочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдёшь в лес и не увидишь свободного места.

Так кроты пашут, ёлки и ветер сеют. А лесные поляны украшаются деревьями.

Задание 2.

Цель: развитие избирательности внимания, умения распознавать прилагательные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст. 2.Подчёркни имена прилагательные волнистой чертой. 3. Докажи.

Каким бывает снег

Робкий, тихий лёг на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, лёгкий.

В январе снег тяжёлым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено, а то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки – утонул в сыпучем снежном болоте.

Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьёт путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.

Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи.

Задание3.

Цель: – развитие избирательности внимания, умения распознавать существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1.Прочитай текст. 2. Обведи в кружок имена существительные. 2. Докажи.

Как выращивают рис.

Рис – один из древнейших продуктов питания. Рису нужен жаркий и влажный климат. Вот почему его выращивают в тропических странах. Посадка риса не похожа на посадку других растений. Перед началом работ рисовое поле заполняют водой. В эту полужидкую грязь и сажают кустики рисовой рассады.

Задание 4.

Цель: – учить правильно распознавать части речи, писать безударные гласные в корне слова и в приставках.

Методический комментарий для учащихся: 1. Спиши предложения. 2. Вставь пропущенные буквы. 3. Определи части речи. 4. Докажи.

Испугали

Снег скр…пит под н…гами. Ёлки укрыты мохнатым инеем. Я вышел на п…ляну. М…роз кр…пчал. Вдруг под н…гами снег вз…рвался. Я даже испугался и отб…жал в стор…ну. Из-под снега выл…тели три рябчика. Остались от птиц ямки. Рябчики исчезли в пуш…стых ёлках.

г) выходной контроль

Уровень А

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

Определите часть речи.

Осилить, сила, силовой.

Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

Мяч, кукла, заводной, шар.

Уровень Б

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

Определите часть речи.

Говорить, разговорчивый, разговор.

Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

Желтый, желтеет, широкий, сильный.

Уровень С

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

Определите часть речи.

Готовить, готовый, заготовитель.

Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

Белок, белить, белила, белка.

Использованные ресурсы:

  1. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.

Е.П.Плешакова. Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы.Волгоград, «Учитель», 2007.

Вопросы

Значение

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Числительное

Наречие

Предлог

Союз

doc4web.ru

Упражнения распознавания частей речи – начальные классы, уроки

8

Тема:

Упражнения в распознавании частей речи.

Новые знания:

научиться распознавать части речи.

Проблема:

как распознать части речи по существенным признакам.

Цели:

развивать умения:

– распознавать части речи по вопросам и их особенностям;

– правильно употреблять их в предложениях;

– разбирать предложения по членам.

Задачи:

  1. Учить добывать новые знания.

  2. Совершенствовать базовые знания по теме «Части речи».

  3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, навыки грамотного письма, монологическую речь.

  4. Учить осуществлять самоконтроль.

  5. Формировать общеучебные навыки:

– умение сопоставлять;

– выделять существенные признаки;

– сравнивать, обобщать, делать выводы.

  1. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  1. Т.Г. Рамзаева. Учебник «Русский язык. Часть 2.

  2. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой.

  3. Загадки, иллюстрации.

  1. Презентация к уроку.

  2. Тесты.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

– посадка

– готовность к уроку

– инструктаж работы на уроке.

  1. Проверка домашнего задания:

  1. Прочитайте предложения, в которых заменили местоимения мы.

  2. За что ребята любят кукольный театр?

  3. Почему им нравится ходить в театр всем классом?

  4. Какие части речи встретились в домашнем упражнении? Назовите.

  5. Что такое имя существительное?

  6. Что такое имя прилагательное?

  7. Что такое глагол?

  8. Расскажите, что вы знаете о местоимении.

Итог: Молодцы, справились с заданием. Оценки.

  1. Чистописание: олень, дом, крот.

– Найдите одинаковую букву в словах. Какой звук обозначает?

– Дайте характеристику этому звуку.

– Какой буквой обозначается этот звук на письме?

– Сегодня будем писать заглавную и строчную букву о.

О о О о о О о о о О о О о о

– Спишите каллиграфически заглавную и строчную букву.

– Прочитайте поговорку, Объясните её смысл.

Добрые слова дороже богатства.

– Спишите, подчеркните букву о.

– Ребята, объясните, в каких словах буква о не требует проверки и мы не сомневаемся в ее написании?

А в каких словах – необходимо ее проверять и можно подобрать проверочное слово.

.К какому слову затрудняетесь подобрать проверочное слово? (Ответы детей)

Как мы называем слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово?

(Словарные слова).

Итог: Какие правила повторили?

Молодцы, дали верные ответы и в тетрадях старались писать каллиграфически.

  1. Актуализация знаний:

Всему название дано –

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным – полно.

А безымянных нету.

И всё, что в памяти у нас

Означено словами.

(А. Шибанов)

В русском языке слов много. Чем они отличаются друг от друга?

(значением, вопросами)

Верно. Сегодня на уроке мы уточним знания о частях речи.

  1. Работа по теме урока.

1. Прочитайте слова, записанные на доске:

Прилагательное, местоимение, приставка, наречие, существительное, глагол. (слайд 1)

– Найдите лишнее слово. Докажите. (Приставка – часть слова)

– Как назвать остальные слова? (Части речи)

– Все ли части речи одинаковы? (Нет).

-Как их различить? (Предложения учеников). (слайд 2)

-Так о чём мы будем говорить на уроке ?

(Как различить части речи ?) (слайд 3)

– Тема нашего урока: Распознавание частей речи.

– Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?

(Различать части речи).

– Что для этого нужно?

(Быть внимательными, зоркими)

2. Работа над частями речи.

– Догадайтесь, о ком или о чем идет речь и запишите.

Живет в лесу работник –

Лесной носатый плотник. (Дятел).

(Открываю иллюстрацию).

Усат, полосат, шубкой пышен, шагом не слышен, берегитесь мыши.(Кот). (Открываю иллюстрацию).

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши).

(Открываю иллюстрацию).

По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица.(Белка).

(Открываю иллюстрацию).

– Прочитайте слова, которые вы записали.

(Открываю запись на доске).

– Какой частью речи они являются? (Существительные)

-Докажите.(Обозначают предметы, отвечают на вопрос кто?,что?).

-Подберите к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное.

-Вспомните, что такое прилагательное? (Часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопрос какой? Какая?. Какие?)

(Дети записывают словосочетания).

Дятел

какой?

пестрый

кот

какой?

пушистый

ландыши

какие?

душистые

белка

какая?

рыжая.

– Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

– Какой вывод можно сделать?

Вывод: Слова связаны между собой по смыслу и по интонации.

– А теперь попробуйте самостоятельно составить словосочетания так, чтобы они были связаны по смыслу.

3. На слайде записаны слова. Прочитайте. (слайд4)

– Какой частью речи они являются? (Существительные).

– Докажите. (Обозначают предметы, отвечают на вопрос что?).

– К данным именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.

– Напишите словосочетание.

деревья

какие?

зелёные

работа

какая?

интересная, тяжёлая

фильм

какой?

весёлый, смешной

класс

какой?

дружный

снежинки

какие

лёгкие, белые

картина

какая

редкая

Самоконтроль: Внимательно прочитайте получившиеся словосочетания.

Какие другие прилагательные, подходящие по смыслу, можно подобрать к существительным? (Ученики читают словосочетания с другими именами прилагательными).

Проверка словосочетаний .

Итог.

(слайд 5).

Массаж рук. Физкультминутка .

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Чок – чок – чок, чок – чок – чок

Скачет резвый табунок.

  1. Работа с учебником.

1.Сопоставление частей речи и членов предложения.

Восстановление деформированных предложений. (упр. 379)

– Откройте учебник на стр. 8

– Прочитайте. Какое 1 задание необходимо выполнить.

(Составьте из данных слов 5 предложений).

– О ком будет составлен текст? (О слоне). (Открываю иллюстрацию)

– В каких произведениях мы уже встречались со слоном?

Читали о слоне?

Кто автор? (В. Дурова, А. Куприн).

– Составить 1 предложение. Записать. Указать части речи.

– Составить 2 предложение. Записать. Указать части речи.

– Составить и записать оставшиеся предложения. Указать части речи.

Проверка текста. (Слайд 6) .

Слон.

Слон большое, сильное и умное животное.

В Индии домашний слон носит тяжёлые грузы.

Он нянчит маленьких детей.

В джунглях трудно увидеть стадо слонов.

Почуяв опасность, слон крадётся тихо, как мышка.

– Что вы ещё помните о слоне? Какие особенности этого животного знаете? (ответы детей).

– Каким предложением можно дополнить текст? ( Варианты предложений учеников).

Запишем. (Учитель пишет предложение на доске).

Он легко шагает по горным тропам.

Это предложение разберём по частям речи и членам предложения.

– Разбор предложения.

.

– Каким членом предложения является с местоимение ? (Главный член. Подлежащее)

.- Каким членом предложения является существительное? (Второстепенный член. Дополнение).

– Каким членом предложения является глагол ? (Главный член. Сказуемое.)

– Каким членом предложения является прилагательное? (Второстепенный член . Определение).

– Каким членом предложения является наречие? (Второстепенный член. Обстоятельство.)

Итог. Итак, имя существительное , местоимение в предложении могут быть и главными и второстепенными членами предложения.

Глагол может быть главным членом предложения. (Слайд 7).

Имя прилагательное, наречие могут быть второстепенными членами предложения. (Слайд 8).

– Обратите внимание, какая часть речи членом предложения не является? (Предлог) (Слайд 9) .

– Вспомните, для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении). (Слайд 10).

-Как пишутся предлоги со словами?

-Сегодня вам предстоит самостоятельно получить новые знания о предлоге.

– Предлагаю найти в учебнике сведения о предлогах. (с.8)

– Прочитайте.

-Что узнали новое о предлоге?

– Приведите свои примеры.

Итог. Молодцы. Повторим, какая часть речи не является членом предложения?

-Для чего служат предлоги?

-С какими частями речи употребляются?

(Ответы детей:

Предлоги не являются самостоятельными членами предложения.

Он служит для связки слов в предложении.

Употребляется с существительным или с местоимениями.)

– А сейчас вам предстоит выполнить проверочный тест.

Тест.

1.В какой строке записаны имена существительные?

а) затрещал, морозит, ночевать

б) ненастный, тёмная, молчаливое

в) болотце, местность, шиповник.

2.В какой строке записаны имена прилагательные?

а) весёлый, лёгкая, удивительное

б) читал, разводить, беседовать

в) повесть, костёр, хвоя.

3.В какой строке записаны глаголы?

а) мыло, веселье, чудо

б) намылить, веселить, чудить

в) мыльный, весёлый, чудный .

Взаимопроверка.

Проверка по слайду 11.

  1. Итог урока:

О чём говорили на уроке?

Какие знания приобрели?

Как отличить части речи друг от друга?

Какая часть речи членом предложения не является?

  1. Домашнее задание:

Упражнение 380, правило , стр. 8

Слайд 12. Спасибо за урок!

kopilkaurokov.ru

Омонимия слов разных частей речи (упражнения и тест)

Упражнение 1.

Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

 

Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина.

Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты паришь, свой свет струя…
Меж тем в реке – из сизой стали
Влачится за струей струя.

 

                                                              В.Я.Брюсов

 

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Определите, есть ли в нем омонимичные слова? Выпишите их. К какому виду они принадлежат?

 

В течение всей ночи студент Нежный изучал изменения в течении реки Амур в продолжение своей подготовки к предстоящему экзамену. Вследствие этого он просто-напросто проспал и опоздал на экзамен приблизительно на три часа. В следствии по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, ввиду того что Нежный был кем-то наподобие Ломоносова: гениальным и до крайности пунктуальным. Ректор заявил, что под наказанием он имеет в виду следующее: Нежный обязан перевести на счёт университета тысячу долларов в качестве штрафа. Студент объяснил, что насчёт этого он имеет большие сомнения. Денег у него не было. Несмотря на все просьбы Нежного о помиловании, ректор был неумолим. Он не хотел идти навстречу студенту и, не смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Студент прочитал в продолжении одной очень занимательной книжки по экономике об одной небольшой компании вроде «МММ». Он рискнул на встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, невзирая на рекламные обещания о быстром получении больших денег, компания оказалась мыльным пузырём.

 

Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать Нежному возможность совершить великое открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.

 

Чем не пожертвуешь ради сохранения доброго имени!

 

Упражнение 3.

Запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, определите часть речи.

 

1) Двигаться (на)встречу опасностям страшно, но интересно. 2) Поднявшись (на)верх горы, мы увидели внизу город. 3) Всё (во)круг казалось застывшим. 4) Экскурсанты обошли (во)круг памятника. 5) (В)начале месяца шли дожди. 6) Проникнув (в)глубь леса, мы увидели много интересного 7) Спускаться (в)низ становилось опасно.

Упражнение 4.

Выпишите номера предложений с производным предлогом.

 

1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.

 

Упражнение 5.

Запишите слово по орфографическим нормам.

 

1) Посмотреть [н^в’эрх] – положить [н^в’эрх] шкафа. 2) Разговаривать [п^на?шыму] – идет [п^на?шыму] городу. 3) В комнате, а [та?гжэ] за дверью толпились люди. – [та?гжэ], как и час назад, шел снег.

 

Упражнение 6.

Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.

1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.

 

Упражнение 7.

Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.

 

Свет, среда, глава, затопить, заточить.

 

Упражнение 8.

Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.

 

1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2)Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3)Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

 

Упражнение 9.

Найдите омофоны, объясните их написание.

 

1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6)Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7)Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!

 

Упражнение 10.

Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.

 

1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.

2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки, И печенье испеки.

3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.

4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.

5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.

Я песок руками рою, Королевский замок строю.

 

 

Тест по теме “Омонимия слов разных частей речи”

 

1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.

 

А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.

Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.

2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.

 

1. На ней то(же) платье, что и вчера.

2. Так(же), как и много лет назад…

3. Друзья то(же) приехали.

4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание слов с частицей же.

3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблён?

 

А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

 

4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.

 

1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.

2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.

3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.

5. Проанализируйте написание производных предлогов.

 

1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.
А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.

6. В каких предложениях пишется И?

 

А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели

Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки

В) болеть (в)продолжени… месяца

Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа

7. В каких предложениях пишется Е?

 

А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя

Б) уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город

В) (в) заключени.. конференции был дан концерт

Г) (в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.

 

                                                                                    Ответы:

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Упражнения на закрепление по теме «Части речи»

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №1»

Упражнения на закрепление по теме «Части речи»

Конспект урока письма и развития речи

в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Автор: Щевелева Светлана Геннадьевна,

учитель русского языка КГБОУ «РОШИ №1»

г. Рубцовск

ТИП УРОКА: Коррекции, усвоения и закрепления новых знаний.

ЦЕЛИ: Закрепление знаний по теме «Части речи», формирование умения находить разные части речи в тексте.

ЗАДАЧИ:

  • учить правильно определять части речи, опираясь на таблицу;

  • вырабатывать умение различать части речи по вопросам и значению;

  • способствовать коррекции мышления, памяти, развитию связной устной и письменной речи;

  • обогащать и активизировать словарь учащихся;

  • закреплять умение работать по словесной и письменной инструкции и

алгоритму;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

ОБОРУДОВАНИЕ: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская учебник русского языка для 5 класса, звездочки, ракеты, карточки –задания, рабочие тетради.

ХОД УРОКА:

1). ОРГМОМЕНТ

Приветствие, настрой детей на успех.

-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости.

Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их, как мы умеем и подарим гостям наши добрые улыбки.

2). РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

– Добрый день! – тебе сказали”

– Добрый день! – ответил ты,

Нас две ниточки связали.

Теплоты и доброты.

Итак, друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок” Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

Сообщение темы

-Какой у нас сейчас урок? Чему вы учитесь на уроках письма?

-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в космическое путешествие, побываем на разных планетах, познакомимся с их жителями. А кто живет на планетах вы сейчас прочитаете на доске. Ребята, а слова рассыпались. Давайте соберем слова. Кто догадался как нужно расставить буквы?

Части речи.

-Кто живет на планетах?

-Какие части речи знаете? Назовите.

Сколько частей речи мы знаем, столько планет и посетим.

Пора отправляться в путешествие. У каждого на парте ракета, на которой вы отправитесь в полет.

– Каждый космонавт должен знать историю космоса.

– Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? Кто до человека побывал в космосе?

Приготовьтесь к старту. Внимание! Взлет! Отсчет от 5 до 1 Пуск!

И наша ракета помчалась вперед.

В полете мы будем вести записи. Приготовьте космические ручки и тетрадки.

Но сначала разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

А теперь запишите дату, и тему урока. (Орфографически прочитывают число и записывают в тетрадь).

Актуализация знаний «Зажигаем на небе звезды»

Орфографическая минутка.

Наши р_кеты пол_тели к д_леким звёздам.

Что написано на доске? Почему мы можем сказать, что это предложение?

Из чего состоит предложение? О чем говорится в предложении?

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание.

(индивидуально у доски – вставить пропущенные буквы и записать предложение).

Запишите предложение в тетрадь, подчеркните орфограммы.

Как проверяли безударную гласную?

Выпишите словарное слово и сделайте звукобуквенный анализ.

Выполнение у доски, (Алина, Данил, Дима – работа по карточке).

Как поступить, чтобы проверить правильность написания

словарного слова?

Молодцы, отлично справились с заданием и на небе зажглась первая звездочка.

Основная часть.

Мы приближаемся к планете, на которой живут слова называющие предметы и отвечающие на вопросы кто? Что? Как называется эта планета?

Имя существительное. Вспомните правило, что такое имя существительное. Приведите примеры имён существительных.

Работа с таблицей на доске.

Прочитайте слова хором.

-А теперь, назовите только имена существительные.

Запишите имена существительные в строчку через запятую.

Прочитайте, какие существительные вы выписали.

Вывод: Что такое имя существительное? Что обозначает? На какие

вопросы отвечает? Почему два вопроса? (слабые ученики повторяют ответы еще раз).

Отлично поработали, и на небе зажигается еще одна звездочка.

А сейчас отправляемся на следующую планету.

На этой планете живут слова обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? Какая? Какие? Какое? Как называется планета?

Имя прилагательное. Вспомните правило, что такое имя прилагательное. Приведите примеры.

Прежде, чем выполнять следующее задание, сделаем зарядку для

глаз:

(Упражнение по коррекции зрения)

Глазки быстро заморгали раз, два, три, четыре, пять

Но от этого устали и зажмурились опять.

Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.

Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть…

Назовите имена прилагательные. Выпишите из таблицы имена прилагательные в строчку через запятую.

Прочитайте, какие прилагательные вы выписали. (Алина).

Молодцы, ребята. Отправляемся на следующую планету.

На этой планете живут слова обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы:

Что делать? Что сделать? Как называется планета?

Вспомните правило? Что такое глагол? Приведите примеры.

Посмотрите на таблицу, назовите глаголы. Выпишите глаголы в строчку через запятую.

Вывод: Что такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

Игра «Третий лишний».

Я буду называть слова, а вы должны определить какое слово лишнее и почему?

Ягода, земля, красивая.

Зелёный, красный, летать.

Читать, рисовать, ученик.

Молодцы! Зажгли еще одну звездочку.

А сейчас следующее задание.

Работа по карточкам

Соотнесите прилагательное и существительное.

карандаш, стол, машина. (грузовая, письменный, цветной)

Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

На столе учителя звездочки со словами, ученики по одному выходят, выбирают звездочку и распределяют слова на три группы (по частям речи).

Назовите части речи. Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает?

Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает?

Физминутка. (возвращение в класс).

Закрепление.

О каких частях речи мы говорили?

Работа с учебником стр. 100, № 4.

Игра с мячом. (Назови слово).

Итог

Чему учились на уроке?

Какие части речи знаете?

Как определить часть речи?

Подведение итогов, оценивание.

Домашнее задание.

Ребята, вы отлично поработали,

Отвечали вы активно,

Хорошо себя вели,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

multiurok.ru

Урок руссского языка в 3-м классе по теме “Упражнения в распознавании частей речи и их употребление в предложении”

 I. Организационный момент

Учитель:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке :
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь! 

– Сегодня у нас урок повторения и свою работу вы будете оценивать в баллах.

II. Активизация знаний

1. Разминка

На магнитной доске даны слова: существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, суффикс, окончание, прилагательное, глагол, предлог, части речи, части
слова, члены предложения, второстепенные.

Задание:

а) найдите закономерность и распределить эти слова в три столбика.

На доске появились три столбика слов.

части речи                  члены предложения          части слова.
существительное        подлежащее                       корень   
прилагательное          сказуемое                           приставка
глагол                          второстепенные                суффикс
предлог                                                                    окончание

 б) Обобщение

– Для чего служат части слова?
– Какую роль выполняют главные члены предложения, второстепенные?
– Для чего служат части речи?

Перед детьми остаётся слова первого столбика и появляется слово МОРФОЛОГИЯ. 

Формулировка темы урока – учиться распознавать части речи т.е. продолжим изучать морфологию.

 2. Чистописание

а) Обратить внимание на написание слова МОРФОЛОГИЯ.

– Какая гласная в этом слове повторяется?

в) Безотрывное написание слова МОРФОЛОГИЯ.

 III. Работа над темой урока

– На какие две группы делятся все части речи?

                   Части речи
Самостоятельные              Служебные

1. Имя существительное        1. Предлог
2. Имя прилагательное           2. Союз
3. Глагол
4. Наречие
5. Местоимение

– Чем отличаются части речи?
– Какую роль выполняют служебные части речи?

3. Составление алгоритма

  • прочитай слово
  • задай к слову вопрос
  • определи, что оно обозначает
  • определи части речи

4. Добавь слово

Учитель читает отрывки из произведений.

1)  Ветер на море гуляет и кораблик …
2) Ель растет перед …, а под ней хрустальный дом.
3) Белка песенки …, да орешки все грызет.
4) А орешки не простые, все скорлупки …

– Определите части речи пропущенных слов.
– К какой группе относятся  эти слова?
– Какая орфограмма в этих словах?
– Какую безударную гласную написали в каждом слове?
– Докажите.
– Кто автор этих строк? Из какого произведения?

5. Работа на листочке-памятке – вставить часть речи.
повис (     ) деревьях                             
падает (     ) неба
отрывок (    ) рассказа
полезно (    ) здоровья

– Как называется пропущенная часть речи?
– Что вы о ней знаете?
– Что может быть полезным для здоровья?

IV. Физминутка

Молодцы!
Назвали слова вы все по порядку
Теперь приглашаю я вас на зарядку.

V. Закрепление изученного

1. Работа на компьютере. (Заложена программа)

1) повторение правил техники безопасности
2) на рабочем столе найти тему урока
3) составить алгоритм
задать вопрос
прочитать слово
определить часть речи
определить, что обозначает слово

4) Прочитать слова в столбиках, найти лишнее слово и заменить его, т.е. напечатать своё.

(Программа заложена заранее)

Сущ.                        Прилаг.                            Глагол
иней                      серебристый                      серебрит
снег                       зимний                               лежит
мороз                    снеговик                             блестит 
молчит                 сказочный                          падает
лес                        пушистый                           заснеженный

2. Физминутка для глаз

3. Работа с картиной на тему «Зимний лес»

– Что изображено на картине?
– Нравится ли вам картина? Чем?
– К этой картине я составила предложение Лежит снег.
– Можно ли сказать, что это предложение также красиво как эта картина?
– Что делает нашу речь богатой?
Для чего нужны части речи? (Более точно передать мысли, настроение).
– распространите предложение
– послушайте, как об этом пишет С. Есенин (учитель читает)

«Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна»

– C чем автор сравнивает снег?
– Каким называет лес?

Чтобы красиво и правильно выразить свои мысли надо иметь богатый словарный запас, а для этого нужно много читать.

4. Работа с деформированными предложениями (задание на листке)

Идёшь, лесу, по, тихому, зимой, на, лыжах, и, любуешься.
Шуба, снежная, покрыла, белая, деревья, ветки.
Серебрится, на, алмазами, солнце, снег.
Лес, зимний, красив, удивительно

(Если не позволяет время, можно записать предложения выборочно).

5. Синтаксический разбор предложения

6. Подведение итогов – подсчёт баллов

– встаньте те, кто набрал 11 баллов,8баллов, меньше 8 баллов.
– выберите себе домашнее задание по количеству баллов:
11 баллов – стр.88 упр.315 9 (написать мини-                               сочинение по опорным словам)
8-10 баллов – стр.87 упр. 314
меньше 8 баллов – стр.86 упр.310

VI. Итог урока

– Чему учились на уроке?

Учитель:

И вот прощальная игра, урок заканчивать пора.
Узнал ты много слов и если ты запомнил их
Урок наш проведён не зря.

1 ученик:

Являюсь я важнейшей частью речи.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам

2 ученик:

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

3 ученик:

Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что делает расскажет: чертит , пишет и поёт.

 

 

 

 

 

Перед учащимися лист с заданиями.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают самостоятельно  на дополнительном листке, а 3 ученика у доски распределяют слова в 3 столбика.

 

 

 

Фронтальная работа – ответы на вопросы.

Пользуясь толковым словарем, дети дают объяснение значения этого слова.

 

 

б) Прописывание на кальке по образцу гласной буквы «о» с верхним и нижним
соединением.

1. Работа по схеме на дополнительных листах.

 

 

Вопросом, что обозначают.
Служат для связи слов в предложении

2. Повторение правил о частях речи.

 

 

 

Дети на листочках нумеруют порядок действий – самопроверка

Работа в тетради – запись слов:

подгоняет, дворцом,
поёт,
золотые

Проверка написания орфограмм – обратная информация. 

Самостоятельно на листочках – дифференцированное задание

 

 

 

 

Взаимопроверка.

 

 

Танцевальные движения под музыку.

 

Выполняют команды по памятке

Самопроверка
2 1 4 3

 

 

 

 

 

 

После проверки дети оценивают свою работу –  создают цветовой  фон, если справился с

1 столбиком – синий
2 столбика – зелёный
3 столбика – красный

 

 

устно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах. (Задание напечатано на листе-памятке)

 

Дифференцированное задание – для сильных.

 

 

 

 

 

 

 Дети определяют, о какой части речи говорится.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Подборка упражнений для закрепления по теме “Отличие наречий от других частей речи”.

Упражнения по теме « Отличие наречий от других частей речи»

1. Определить, к какой части речи относятся выделенные слова, придумать и записать предложения со сходными словами другой части речи.  

Образец: На удачу не рассчитывай, а вначале по-настоящему изучи дело.— Мы заблудились и шли наудачу. Предисловие бывает в начале книги. Соскучился по настоящему делу.

1) По иному болоту и летом насилу проберешься.

2) Наконец мы собрались вместе.

3) На сколько дней, по-вашему, рассчитана эта работа?

4) Втайне ото всех я отправился вслед за матросами.

5) Я пришел совсем не вовремя.

6) Сегодня урок пения во вторых и в третьих классах.

 

2. Определить, к какой части речи относятся выделенные слова, записать предложения со сходными словами другой части речи.

1) Все ученики были налицо.

2) Он это сделал по долгу службы.

3) Мы поехали на встречу с писателями.

4) Противник разбит наголову.

5) Яйца сварили вкрутую.

6) Он втайне мечтал о путешествиях.

7) За чем пойдешь, то и найдешь.

 

3.  Раскрыть скобки, записать следующие слова слитно, раздельно, через дефис.

 

(В) высь подняться — (в) высь небесную взлететь,

(в) век не забыть друга — (в) век научно-технического прогресса,

(в) конец разобидеться — убежать (в) конец переулка,

носить пальто (в) накидку — одеться (в) накидку из шёлка,

произносить (в) растяжку — отдать обувь (в) растяжку,

(во) время войти — (во) время войны,

костюм мне (в) пору — (в) пору далёкой юности,

(в) тайне завидовать — (в) тайне кроется ответ,

раздаться (в) ширь — (в) ширь полей степных,

поднять голову (к) верху — прикрепить (к) верху двери,

опустить голову (к) низу — подставить (к) низу шкафа,

взойти (на) верх — подняться (на) верх склона,

(на) завтра будет праздник — отложить дела (на) завтра,

(на) лицо была ошибка — (на) лицо упала тень,

(на) сколько можно судить — (на) сколько эта сумма меньшей необходимой,

стрелять (на) удачу — надеяться (на) удачу,

идти (на) встречу — идти (на) встречу с сыном,

(на) утро выпал снег — строить планы (на) утро,

явиться не (во) время — этот вопрос надо решать не (во) время занятий,

прочертить (по) верху — пройти (по) верху забора.

 

4. К данным словам подобрать синонимы, составить с ними словосочетания:

Образец: добросовестно — усердно работал, старательно писал, честно относился к делу…

Близко; вместо; воодушевленно; зловеще; искусно; кратко; ласково; очень; слишком.

5. Подобрать антонимы к данным словам, составить с ними словосочетания.

Вдали, в одиночку, враждебно, вежливо, вдоль, везде, нарочно, навзничь, отчетливо, робко, старательно,снаружи ,снизу.

6. С данными словами составить предложения, употребив их в прямом и переносном значении:

Образец: Он глубоко изучил этот вопрос.— В этом месте озера глубоко.

Горячо, холодно, жестко, мягко.

Привести еще наречия, которые употребляются в переносном значении.

7. К данным словам подобрать синонимы и составить с ними словосочетания:

Образец: абстрактно — отвлеченно, мыслит отвлеченно.

Абсурдно , агрессивно , азартно , оригинально , деликатно , коллективно , комично, логично , элементарно .

8. Заменить фразеологический оборот синонимичным наречием.

Поговорим с глазу на глаз ; бежал сломя голову ; жили душа в душу ; разбили в пух и прах , все делает шиворот навыворот ; решил с бухты барахты ; жили бок о бок ; работал не покладая рук .

9. Заменить наречие фразеологическим оборотом.

Заходил изредка ; сидит без дела ; встречались ежедневно ; все делает небрежно ; бежал быстро ; встал рано .

10. Раскройте скобки, запишите следующие наречия и наречные сочетания слитно, раздельно, через дефис.

(Без) просыпу, (без) спросу, (без) устали, стрелять (в) лёт, (в) накладе, (в) накладку, (в) насмешку, (в) натяжку, (в) ничью, (в) обнимку, (в) обрез, (в) обтяжку, (во) веки веков, (во) вне, (во) всеоружии, (во) всю, (во) вторых, (в) одиночку, (в) первые, (во) истину, (волей) неволей, (в) отместку, (в) полнакала, (в) полоборота, (в) правду, (в) праве, (в) приглядку, (в) присядку, (в) притирку, (в) проголодь, (в) прок, (в) противовес, (в) прочем, (в) пустую, (в) пятеро, (в) пятых, (в) разнобой, (в) рассрочку, (в) рассыпную, (в) седьмых, (в) семеро, (в) семером, (все) непременно, (в) сласть, (в) слепую, (в) смятку, (в) сухомятку, (в) третьих, (в) трое, (в) троём, (в) тридорога, (в) упор, (в) холостую, (до) суха, (до) темна, (до) тла, (до) толе, (до) упаду, (до) чиста, (за) ново, (за) одно, (за) полночь, (за) частую, ис (под) тишка, (ис) стари, (на) крест, крест (на) крест, стоять (на) вытяжку, (на) перебой, (на) глаз, (на) глухо, разбить (на) голову, (на) гора, (на) готове, (на) двое, (на) диво, (на) долго, (на) едине, (на) ездом, (на) закорках, (на) земь, действовать (на) зло, идти (на) выручку, стоять (на) вытяжку, (на) гишом, отмерить (на) глаз, (на) глухо, (на) отрез, (на) перебой, (на) перерез, с ружьём (на) перевес, (на) перечёт, (на) побегушках, (на) повал, делать (на) показ, делать (на) половину, (на) пополам, (на) пролом, (на) пропалую, (на) прочь, (на) равне, (на) попятную, (на) поруках, (на) право, (на) прокат, день (на) пролёт, идти (на) пролом, (на) пропалую, (на) ряду с успехами, (на) силу избавился, (на) скаку, (на) сквозь, (на) редкость скучный, (по) малу, (по) медвежьи, (по) многу, (по) напрасну, (по) нарошку, (по) наслышке, (по) настоящему, (по) началу, (по) нашему, (по) неволе, (по) немногу, дым стелется (по) низу, (по) нынешнему, (по) оди- ночке, (по) осеннему, (по) очерёдно, (по) полудни, (по) прежнему, (по) пустому, (по) пусту, (по) ребячьи, (по) свойски, (по) середине, (по) старинному, (по) старому, (по) стольку, (по) человечески, (с) низу (до) верху, (с) нова, (со) слепа, (с) переди, (с) позаранку, (с) права, (с) разбега, строго (на) строго, (с) ходу, (тихо) смирно, (тот) час, точь (в) точь, туго (на) туго, (честь) честью, честь (по) чести, бок (о) бок, (с) боку (на) бок, (давным) давно.

11. Раскройте скобки, запишите следующие слова слитно, раздельно, через дефис.

(В) высь подняться – (в) высь небесную взлететь, (в) век не забыть друга – (в) век научно-технического прогресса, (в) конец разобидеться – убежать (в) конец переулка, носить пальто (в) накидку – одеться (в) накидку из шёлка, произносить (в) растяжку – отдать обувь (в) растяжку, (во) время войти – (во) время войны, костюм мне (в) пору – (в) пору далёкой юности, (в) тайне завидовать – (в) тайне кроется ответ, раздаться (в) ширь – (в) ширь полей степных, поднять голову (к) верху – прикрепить (к) верху двери, опустить голову (к) низу – подставить (к) низу шкафа, взойти (на) верх – подняться (на) верх склона, (на) завтра будет праздник – отложить дела (на) завтра, (на) лицо была ошибка – (на) лицо упала тень, (на) сколько можно судить – (на) сколько эта сумма меньшей необходимой, стрелять (на) удачу – надеяться (на) удачу, идти (на) встречу – идти (на) встречу с сыном, (на) утро выпал снег – строить планы (на) утро, явиться не (во) время – этот вопрос надо решать не (во) время занятий, прочертить (по) верху – пройти (по) верху забора.

12.  Раскройте скобки; вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3.

1. Машина (в) скач..3 неслась по краю глубокой балки (Леонов). 2. В шесть часов утра чистый зал трактира сплош.. был полон фрач..ной публики (Гиляровский). 3. Пуля ударила в него, и он зашатался и упал (на) взнич.. (Л. Толстой). 4. Лизавета Ивановна вышла (за) муж.. за очень любезн..го молод..го человека (Пушкин). 5. Барину становит..ся не (в) терпёж.. (Чехов). 6. Перед (на) стеж.. открытою дверью конюшни стоял сам хозяин (Тургенев). 7. Удар был сильный, не женский, (на) отмаш.. (Федин). 8. Надя радовалась, хотелось ей увести его в свою комнату и наговориться (до) сыт..3 (Помяловский). 9. Давно это было, а помню всё (до) чист.. (Шолохов). 10. Француза (на) скор.. отогрели, накормили и одели (Тургенев). 11. Пахомов (ис) кос.. взглянул на Невскую (Паустовский). 12. Хата была (за) нов.. покрыта камыш..м (Л. Толстой). 13. Осенью хозяин велел забить (на) глух.. дачу (Федин). 14. И оприч..ник молодой застонал (с) легка, закачался, упал (за) мертв.. (Лермонтов). 15. А как пр..дёт..ся (с) ..знов.. заводит..ся всем хозяйством, так не (до) смеха будет (Пушкин). 16. Слёзы (из) редк..3 капали на её работу (Пушкин). 17. (В) лев.. от тропки расплывч..то обозначились очертания башен..ых р..звалин (Гайдар). 18. Он смеялся так, как не смеялся (давным) давно (Шолохов). 19. (Вот) вот3 должны были привезти раненых (Фадеев). 20. (Кое) где из окон деревенских изб показывались баб..и головы в платках (Мамин-Сибиряк). 21. Мало (по) малу деревья начали р..деть, и Владимир выехал из лесу (Пушкин). 22. Куда нам (по) английс..ки разоряться! Были бы мы (по) ру..ски хоть сыты (Пушкин). 23. Ф..тилёк разг..релся (еле) еле (Антокольский). 24. Зав..зав листики крест (на) крест, он поднёс сургуч.. к огню (Федин). 25. Ромашов (по) спешно, совсем (по) мальчише..ски3, юркнул в гостин..ую (Куприн). 26. Он направился на окра..ну Краснодона, к своему другу (по) прежн..му3 парт..занству (Фадеев). 27. Елизавета Алексеевна молча сидела против Володи, который (по) прежн..му3 не спал (Фадеев). 28. Решим, что все (по) сво..му правы. Каждый поёт (по) сво..му голоску (Маяковский). 29. Ксёндз (по) тогдашн..му обыкновению благосл..вил меня (Паустовский). 30. Старики ра..целовались тут же на улиц.., и дальше всё пошло уже (честь) чест..ю (Мамин-Сибиряк). 31. Я вас, батюшка, пр..гласил теперь (по) домашн..му, совершенно этак (по) друже..ски (Достоевский). 32. Рыбёшка была редкос..ная, (янтарь) янтарём (Мельников-Печерский). 33. Я отползаю (чуть) чуть (на) зад3 (Нагибин). 34. Между тем здоровье Андрея Гавриловича час (от) часу становилось хуже3 (Пушкин). 35. Золота на Ветлуге, говорю тебе, видимо (не) видимо (Мельников-Печерский). 36. Не тратя время (по) пусту, (по) друже..ски да (по) просту поговорим с тобой (Фатьянов). 37. Мы пр..ехали вводить во владение Кирилу Петровичу Троекурова и просить иных прочих убираться (по) добру (по) здорову (Пушкин). 38. Раз (от) разу его попытки становились слабее (Б. Полевой). 39. Эти слова перво (на) перво разучу (Шолохов). 40. Масляников строго (на) строго запретил жене с братом перепис..ват..ся (Мельников-Печерский). 41. Если дич.. не была ранена и Пэгаза посылали (по) пустому, он возвращался (тот) час (Тургенев). 42. Университетских-то у нас в уезде всего (на) всего один ты (Чехов). 43. Я не писал тебе, (во) первых, (по) тому, что мне было не до тебя, (во) вторых, за неимением верного случая (Пушкин). 44. Хорошо, вырубив свою норму угля, выйти (на) гора и помыт..ся парной водой в горяч..й бане (Горбатов). 45. (На) конец, пед..гог наш хотел выучить Вукола (по) латын.., но не оказалось латинской книги (Помяловский). 46. Считают, записывают и находят в (конце) концов, что расходы безобразно велики (Чехов). 47. Отцу становилось всё хуже3, (по) этому домашние старались говорить ш..потом и ходили (на) ц..почках (Коновалов).

13. Раскройте скобки; вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1. И..ти (на) попятную было уже поз..но (Ясенский). 2. Беда оставалась с ней один (на) один (Астафьев). 3. Машина мчалась (в) слепую (Проскурин). 4. Всю ночь туман, а (по) утру весе..ний воздух точно млеет (Бунин). 5. Он читал сначала (на) черн.., (скор..) говоркою, а (за) тем тот же стих читал (на) бел.., (гром..) гласно, с необыкнове..ной торжестве..ност..ю (Тургенев). 6. И (на) четверо он оленя разд..рает (Крылов). 7. Винтовка, подсумок, против..газ и хлеба фунт (на) двоих (Тихонов). 8. (На) совсем (за) чем мне её продавать? (Иванов). 9. Набат ударил (под) утро (Проскурин). 10. Идут (по) двое, (по) трое, мелко перебирая босыми ножками (Бунин). 11. Ещ.. (по) ныне дышит нега в пустых покоях и садах (Пушкин). 12. Пошёл поезд, и всё ушло (на) зад, (на) всегда, безвозвратно (Куприн). 13. (На) завтра бой! Их тысяч.. пят..десят, а нас всего едва ль пят..надцать тысяч.. (Пушкин). 14. Он, чай, давно уж за ворота; любовь (на) завтра поберёг (Грибоедов). 15. Их загрызёт тоска, если завтра не будет похоже (на) сегодня, а (после) завтра – (на) завтра (Гончаров). 16. Слово «стушеваться» значит и..чезнуть, уничтожит..ся, сойти, так сказать, (на) нет (Достоевский). 17. Он (за) даром выполняет плотницкую и столярную работу (Нагибин). 18. Что будет, то будет, попробовать (на) авось (Гоголь). 19. Сегодня больному (на) много лучше, чем вчера (Нагибин). 20. На пасхе я уехал (на) много лет в провинцию (Гиляровский). 21. Я не ждал помощи (из) вне и не надеялся на счас..ливый случ..й (М. Горький). 22. В палатках между тем л..ёт..ся вино и идёт (в) круговую (Помяловский). 23. Кретов подош..л (в) плотную к Шумилову (Нагибин). 24. Чаще всего схватки заканчивались (в) нич..ю (Нагибин). 25. Добраться бы до ночлега, да скорей (на) боковую (Мельников-Печерский). 26. Он не мог войти без провожатого (в) тёмную комнату (Лесков). 27. – (На) сколько я знаю, – спокойно сказал Лермонтов, – вы играете только (в) тёмную. Ну что ж, с..граем (в) тёмную (Паустовский). 28. Эксп..диция заблудилась. Приходилось и..ти по комп..су (на) удалую (Мамин-Сибиряк). 29. Случились добрые люди, которые посоветовали пойти (на) мировую (Гоголь). 30. Крича и хлопая бичами, они с трудом ра..членили стадо (на) двое (Фадеев). 31. До обеда нам надо (по) одному (Шолохов). 32. Построившись во взводы, (по) двое, отряд вышел на тракт и здесь построился коло..нами (по) четыре (Фадеев). 33. (В) троём с Андреем они говорили о своей газете (М. Горький). 34. Мы ходим на острие ножа, и если уж ты осторожен.., то будь осторожен.. (в) трое (Федин). 35. Покамест у нас будут исправники (за) одно с ворами, до тех пор не будет он пойман (Пушкин). 36. Петька, как истый спортсмен, совершенствовался (в) одиночку (Андреев). 37. Солдаты стали перебегать (по) двое и (по) одиночке до следующей канавы (А.Н. Толстой). 38. Наши разногласия здесь вовсе ни (при) чём (Гранин).

14. Раскройте скобки; вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Мил..иционер стал на колено, вскинул винтовку и с третьего выстрела положил Дымка (на) смерть (Шолохов). 2. Борьба всё еще шла не на жизнь, а (на) смерть (Федин). 3. Сам он (в) тайн.. сознавал, что сов..ршает ошибку (Паустовский). 4. Они любили друг друга, они стр..дали в тишине, (в) тайн.. (Достоевский). 5. Все они с открытым люб..пытством, как смотрят (на) лицо значительное, смотрели на него (Фадеев). 6. Музыкантов одних сорок человек (на) лицо состояло (Тургенев). 7. Алексей пополз (по) тому, что когда (то) было деревенской улицей (Б. Полевой). 8. Но людям я не делал зла, и (по) тому мои дела не много пользы вам узнать (Лермонтов). 9. Со..нце светило уже (с) боку (Чернышевский). 10. Рана (в) бок была см..ртельна, и он чу..ствовал, что ум..рает (Л. Толстой). 11. Ромашов смотрел (в) бок, и ему казалось, что никакая сила в мире не может заставить его перев..сти глаза (Куприн). 12. По обеим сторонам дороги ходят, степенно переваливаясь (с) боку (на) бок бл..стящие грачи (Куприн). 13. Острая боль простр..лила щиколотку, и дед свалился (на) бок (Шолохов). 14. Казанок ш..л рядом, склонив (на) бок белую головку в американской шапочк.. (Фадеев). 15. Бок (о) бок с Курчатовым он медле..но покатился вдоль тр..бун (Нагибин). 16. Девч..нкам глупостей не врать, все чу..ства (по) боку (Куприн). 17. В этот день дядя Юзя очень нервничал, (без) конца курил (Паустовский). 18. Лектор закончил свои наст..вления, показав (под) конец, как нужно пользоват..ся против..газом (Ильф и Петров). 19. (В) конец обе..силев, я отшвырнул лопату (Нагибин). 20. Быков прош..л пр..спект (из) конца (в) конец (Саянов). 21. (В) (конце) концов я бросил работу над книгой (Паустовский). 22. Андрей Ильич! (На) конец (то) вы к нам пожаловали (Куприн). 23. На Тверской снег (на) половину стаял, и полозья саней то и дело скр..жетали по камням мостовой (Гиляровский). 24. Он пр..сел (на) половину своего роста (Помяловский). 25. Я всегда – как снег (на) голову (Федин). 26. К..рательная эксп..диция под к..мандой полковника Молчанова была (на) голову разбита п..ртизанами (Фадеев). 27. Захар открыл (в) половину дверь, но войти не решался (Гончаров). 28. Филип.. Фёдорович пошёл вдоль дли..ного, (в) половину протяжения цеха, стола у стены (Фадеев). 29. Он вош..л (в) пору юности (Фадеев). 30. Уж больно густа рож.. Такую (в) пору с..рпом жать! (Нагибин). 31. (От) роду не видал такого п..чального кладбища (Пушкин). 32. Ростислав шес..надцати лет (от) роду бросил войсковое училище и уш..л на войну (Федин). 33. Селезень крякал, тр..вожно смотрел (в) верх (Иванов). 34. Туча (с) верху (до) низу осв..тилась серебр..ным светом (А.Н. Толстой). 35. Завтра мне предстояло проехать (в) глубь степи километров сто два..цать пять (Семёнов). 36. Все окна комнаты были темны, кроме последн..го (на) верху, завешенного шторой (А.Н. Толстой). 37. Ровно тянулся (в) высь дым завода (Бунин). 38. И этому имени суждено (на) веки укрепит..ся за потерянным существом (Шолохов).

15. Раскройте скобки; вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Читал, читал, а всё (без) толку (Пушкин). 2. Тут же (к) стат.. (за) одно примостился и кухаркин сын (Чехов). 3. Ехали резво, (с) ходу переск..чили передовые посты (Б. Полевой). 4. Он говорил (без) умолку (Федин). 5. (Под) стать ему была и невеста (Пушкин). 6. Но рыбацкий посёлок сгорел (до) тла (Шолохов). 7. Александр положил её (под) мышки и поставил на ноги (Проскурин). 8. Теперь он брёл (на) угад (Проскурин). 9. В бой мы пошли (с) ходу (Драбкина). 10. Он расп..кал какого-то танкиста, стоявшего перед ним (на) вытяжку (Б. Полевой). 11. И прист..жные (на) бегу хватали пуч..ки соч..ных стеблей (Бунин). 12. Пр..под..вание велось (на) слух и (на) память (Шолохов). 13. И в этот момент пень пр..вратился в сидящего (на) корточ..ках человека (Миронов). 14. – Заехали к ч..рту (на) кулич..ки, – пробурчал брат (Миронов). 15. И что это за день сегодня выдался! – (в) сердцах в..скликнул Яков Лукич (Шолохов). 16. Если бы он знал, что произ..йдёт, он никогда, даже (в) шутку, не сказал бы этого (Б. Полевой). 17. И ему, и Павлуше, (на) вид было не более двена..цати лет (Тургенев). 18. Прохор так спешил, что (на) силу попал носком сапога в стремя (Шолохов). 19. Поп и д..яч..к были (под) стать друг другу (Федин). 20. (По) тихоньку от матери я начал копить деньж..нки (Шолохов). 21. Что пр..кажете отвечать на это? Я стал (в) тупик (Лермонтов). 22. Всего у них было (в) волю: и земли, и леса, и воды (Гаршин). 23. Григорий (в) упор погл..дел Аксинь.. в глаза (Шолохов). 24. Смуты и войны ХVII века (в) корень расшатали народное хозяйство (Мельников-Печерский). 25. – Заводи! – (в) голос крикнул Собольков (Леонов). 26. – Без к..манды не стрелять! – почти (в) слух приказал Собольков (Леонов). 27. Мало ли что человек скажет (в) горячах (Шолохов). 28. Врем..ни у меня (в) обрез (Шолохов). 29. Проснувшиеся грачи (в) одиночку летали над землёй (Чехов). 30. Штольц немец только (в) половину, по отцу: мать его была ру..ская (Гончаров).

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *