Познавательное

Обучение дошкольников чтению – Эффективные методики ☀ обучение чтению дошкольников ☀ Советы педагогов

Содержание

Обучение чтению дошкольников | Обучение детей чтению

Чем обучение дошкольников отличается от обучения школьников

Статья адресована родителям, самостоятельно начавшим обучение чтению своих до-школьников, но не имеющим представления о том, как научить ребенка читать и когда лучше начать с ним изучение букв, а также педагогам по специальности «обучение дошкольников» и тем, кто разрабатывает для них методики обучения чтению дошкольников.

Очень часто, если не сказать – обычно, педагоги не делают различия между обучением чтению дошкольника и школьника младших классов. Они подходят к делу основательно и начинают с того, что объясняют еще не читающим малышам, что такое звук, что такое буква и что такое слог, учат звукобуквенному анализу, рассказывают о том, что звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие, а слоги – ударные и безударные, и о многих других, непонятных пока ребенку и неинтересных ему вещах. А чтобы как-то заинтересовать ребенка, придумывают разные сказки о твердом Томе и мягком Тиме, о других подобных персонажах, учат на слух отличать гласные от согласных и изображать первые кружочком, а вторые – квадратиком (или наоборот, я не помню). Считается, что все это поможет ребенку скорей научиться читать, а впоследствии – грамотно писать. На деле же, при таком подходе процесс обучения чтению затягивается, интерес к обучению у ребенка исчезает, и в лучшем случае на втором году обучения он умеет читать по слогам, но чтение его больше не увлекает.

Между тем, у раннего обучения чтению совсем другая задача: научить ребенка свободно читать, привить ему интерес к чтению на всю жизнь и, самое важное, активно стимулировать умственную деятельность в период формирования мозга, т.е. до шести-семи лет. Обучение должно быть организовано в игровой форме и продумано так, чтобы ребенку было легко на каждом этапе обучения. В начале обучения ребенок еще не понимает, что такое звук в слове, для него звук – это когда телевизор просят сделать потише («убавь звук»). Да и что такое слово, он поймет ближе к концу обучения, когда начнет читать предложения и книжки. Не стоит из-за этого переживать, понимание придет со временем как бы само собой. А пока он этого не понимает, его не надо заставлять заучивать, что как называется.

У дошкольников усвоение происходит не путем запоминания правил с их последующим применением, как у старших детей, а через постепенное осознание. Другими словами, ребенок с помощью педагога или родителей сам до всего доходит. Бесполезно объяснять дошкольнику, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, заучить это правило он сможет, а понять – нет. В этом я убеждался не раз. А вот если предлагать ему к четырем прибавить два, и сразу же, наоборот, – к двум четыре, да при этом еще и дать ему переставлять два и четыре предмета, то со временем он догадается, что результат будет одинаковым. Надо лишь набраться терпения. А правило он выучит позже, в школе. Ведь мы не объясняли ребенку, как ходить, как говорить, он сам этому научился с нашей помощью. Точно так же надо помочь ему и научиться читать.

Когда новорожденный появляется на свет, ему никто не объясняет, как ды-шать, а только помогают, слегка шлепнув по попке. Этот пример может показаться некорректным, ведь новорожденные не понимают слов. Но разве не так же нелепо объяснять не читающему ребенку, что такое гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие звуки, ударные — безударные слоги? Да хоть бы был толк от этого, так ведь нет, – лишь пустая трата времени и подавление детского природного интереса. Всю эту премудрость, необходимую для дальнейшего изучения грамматики, он постигнет позже, в начальной школе.

Тот, кто может вспомнить свое раннее детство, подтвердит: ничему подобному нас не учили. Правда, тогда до школы и читать-то учили немногих, не было еще увлечения ранним развитием (замечательно, что оно появилось сейчас), но тех, кого научили, меня в том числе, не пичкали ненужными терминами (жаль, что это начали делать сейчас).

Но как научить ребенка читать, не пользуясь специальными терминами и формулировками, пока непонятными детям? Ведь изучение букв и соответствую-щих им звуков непременно должно предшествовать обучению чтению. Я, напри-мер, вместо того, чтобы говорить не читающим детям, что в слове ФОНАРЬ первая буква ЭФ или первый звук ФФФ, просто говорю, что слово ФОНАРЬ начинается на ФФФ или на ФО. Соответственно, ФИЛИН начинается на ФЬФЬФЬ или на ФИ. Выдающийся педагог-новатор Н. А. Зайцев на начальной стадии обучения дошкольников вместо терминов звонкие и глухие согласные употребляет временные «детские» названия: железные и деревянные, более близкие воображению ребенка. А уж после того как дети начали читать, сообщает им по секрету, что железные правильно нужно называть звонкими, а деревянные – глухими, и дети запоминают правильные термины сразу, за одно занятие. Я позаимствовал у Зайцева эти «детские» названия, но сообщаю детям правильные термины еще позже, перед самой школой, когда они уже читают книжки.

А с какого возраста лучше начинать с ребенком изучение букв? Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение, иначе оно забывается. А изучение букв само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ… или Бы, Вы, Гы…, иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: «Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?» Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по несколько минут в течение дня. В результате таких «уроков», построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в малочисленной группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что раннее обучение чтению должно проходить без принуж-дения, в игре, на фоне положительных эмоций.

Обучая дошкольников, нельзя забывать об их здоровье. Большую часть занятий нужно проводить в игровой форме, по возможности, в движении, а за парты усаживать детей лишь при необходимости: на уроках рисования, лепки, рукоделия и т. п.

В последнее время важность дошкольного образования начали признавать на государственном и даже на межгосударственном уровне. В сентябре 2010 года состоялась Первая Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста. Она прошла в Москве. В ней приняли участие министры образования 50 стран. В Украине министр образования считает дошкольное обучение основой всей системы образования и принимает меры по его развитию.

Но для повсеместного внедрения обучения дошкольников в детских до-школьных заведениях необходимо разрабатывать и осваивать специальные игровые методики, что еще не делается. Сейчас дошкольников зачастую учат либо просто по школьной программе, только начинают на год-два раньше, либо используют неэффективные методы обучения, затрачивая многие месяцы на одно только изучение букв. В результате многие дети приходят в первый класс, с трудом читая по слогам и нетвердо зная буквы.

Свою методику обучения чтению я разрабатывал в течение многих лет, все это время проверял ее эффективность, обучая по ней детей. Учитывал возрастные особенности дошкольников, занятия строил, преимущественно, в виде игр, в основном, подвижных. Некоторые педагоги, а особенно педагоги со стажем, не понимают, как это можно научить ребенка читать, не усаживая его за парту. Мои дети, обучаясь в игре, обычно знают все буквы через 10-12 занятий, а к концу учебного года читают книжки.

Дошкольное образование в ближайшие годы будет развиваться, ему принадлежит будущее. Появится потребность в новых методиках раннего обучения детей. Надеюсь, что и мои методики не затеряются среди них.

7steps-to-book.com

Обучение дошкольников чтению

Родители, желающие поскорее научить своего малыша читать, должны учитывать его возраст. В 2-3 года дети учатся понимать окружающий мир, знакомятся с формой, цветом и размером предметов, они открыты к общению. Однако это не значит, что пришла пора искать репетитора для ребенка и учить дошкольника чтению. В этом возрасте буквы – неинтересные и непонятные иероглифы. Поэтому усердия в обучении малыша счету, чтению или иностранному языку родителям проявлять не стоит. Вместо этого следует дать маленькому человечку возможность при помощи зрения, вкуса, слуха и пальчиков почувствовать окружающий его мир. Только после этого ребенок с успехом сможет освоить навык буквосложения.

4-5-летние дети без труда анализируют свойства предметов, воздействуют на них с целью изменения. Также в этом возрасте у малыша выражено языковое чутье. По это причине с детьми, которые уже проявляют интерес к буквам, ежедневно по 10-15 минут можно играть в развивающие игры и аккуратно пробовать начинать обучать чтению. Однако если вы заметите, что четырехлетке сложно сосредотачивать свое внимание и целенаправленно выполнять развивающие задания, если он нетерпелив и переживает из-за своих неудач, стоит еще немного подождать.

Когда начинать обучение чтению

Современные психологи, логопеды считают, что 6-7 лет – это тот возраст, когда ребенок готов к обучению и имеет желание учиться. Старшие дошкольники с удовольствием занимаются, проявляют большой интерес к групповым занятиям, которые связаны с усвоением умений, знаний и навыков. Именно в 6-7 лет у ребенка активно развивается восприятие, память, внимание и мышление. Поэтому для начала обучения чтению этот возраст является наиболее эффективным.

В некоторых случаях занятия по чтению могут быть для малыша вредными. Например, если взрослый не учитывает индивидуальные и возрастные особенности ребенка, вместо того, чтобы заниматься с ним в игровой форме, перегружает ребенка учебными заданиями.

Как использовать игры и пособия

Для эффективного обучения буквам и слогам нужно поддерживать интерес дошкольника к занятиям, а для этого следует использовать различные пособия и игры. Помните: важна не длительность уроков, а частота, и соблюдайте последовательность. Инструкции, которые вы даете малышу, должны быть короткими и емкими. Если в речи ребенка встречается большое количество ошибок в согласовании слов или дефектов звукопроизношения, сначала обратитесь к логопеду, а читать научите позже.

Читайте также:

kinderinfo.ru

Обучение детей чтению | Обучение детей чтению

Методика Сергея Полякова

В этой статье я, Сергей Поляков, хочу кратко рассказать о том, как научить ребенка читать в раннем возрасте. Подробно с моей методикой можно ознакомиться на этом сайте в разделе МЕТОДИКИ.

Некоторые родители опасаются, что раннее обучение может переутомлять ребенка, вредить его здоровью и даже, как они считают, «отнимать у него детство». «Всему свое время, – говорят они. – Пойдет в школу, там всему и научится». Верно, всему свое время. Но кто сказал, что начинать учиться читать, считать, отличать времена года, дни недели, ориентироваться во времени суток нужно не раньше шести-семи лет? Учить ребенка нужно тогда, когда ему это интересно, а не после того, как этот интерес у него угас. Ведь не ждем же мы каких-то установленных сроков, чтобы начать учить малыша говорить. Другое дело, что нельзя учить ребенка насильно, преодолевая его нежелание. Обучение должно вызывать интерес ребенка, пробуждать его любопытство. Обучать малышей надо в игре, по специально разработанным игровым методикам. Это касается и обучения чтению. Как известно, мозг подрастающего ребенка растет вместе с ним, но, в отличие от прочих органов, к шести-семи годам почти окончательно сформировывается. И от того, насколько активно стимулировался мозг подрастающего малыша, зависят умственные способности будущего взрослого человека. Раннее обучение чтению – не единственный способ стимулировать растущий мозг ребенка, но по сравнению с другими способами он обладает тем преимуществом, что, научившись читать, ребенок дальше, в процессе самостоятельного чтения, уже развивается сам, даже без помощи взрослых, лишь удовлетворяя свою любознательность. Ребенок, прочитавший до школы две-три сотни книжек, заметно опережает в развитии своих сверстников, только начинающих читать. Но важнее всего не это, а то, что этот интеллект, приобретенный в раннем возрасте, остается с ним на всю жизнь.

Весь процесс обучения ребенка чтению, от изучения букв до чтения детских книжек, я условно разбил на 7 ступенек. Для того чтобы сделать обучение интересным и увлекательным, я провожу занятия в игровой форме и на каждой из ступенек ставлю перед ребенком только такие задачи, которые не превышают его возможностей на этом этапе. В результате ребенок продвигается от ступеньки к ступеньке легко и незаметно для себя.

Весь материал мною представлен в максимально доступном виде, так чтобы им могли воспользоваться не только специалисты, но и все, кто им заинтересуется: родители, бабушки, гувернантки, няни, воспитатели, словом, все желающие учить читать детей возрастом от двух-трех-четырех лет. С этой целью всю программу обучения я изложил в виде 70 уроков (70 – приблизительное количество; многим детям бывает достаточно 50-60 уроков), а содержание каждого урока расписал пошагово и подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры. Кроме того, уроки сопровождаются короткими видеозаписями, сделанными непосредственно во время занятий с малышами в процессе обучения. Посмотрев последовательные видеофрагменты всех уроков, вы как будто поприсутствуете на них и легко сможете повторить все это и со своими детьми. Вы можете также показывать эти «мультики» своему ребенку. Они, безусловно, вызовут у него интерес и желание повторить то, что делают другие детки. Покажите ему, для начала, как читает маленькая Катя, которой здесь нет еще и трех лет.

Обучение чтению начинается с изучения букв. Благодаря тому, что обучение проводится с помощью оригинальных игр этой методики, дети запоминают все буквы быстро, прочно и с удовольствием. Достаточно сказать, что уже после 5-ти уроков они твердо знают все десять гласных и часть согласных.

А итогом 1-й и 2-й ступенек обучения (уроки 1-18) является не только знание ребенком всех букв, но и хорошее узнавание складов*, а также начало чтения по складам.

*Здесь необходимо пояснить, что такое склад. Склад, в отличие от слога, всегда состоит не более чем из двух букв и представляет собой сочетание согласной с последующей гласной либо отдельную согласную или гласную (например, — з ме я — три склада, но два слога). По складам учились читать наши предки. Этот способ обучения был хорошо известен по сведениям XIII — XVIII веков, он существовал в XIX и даже в начале XX века.

Для изучения букв и складов я разработал оригинальные пособия, так называемые «домики для букв» (подробное описание и эскизы имеются в Приложениях к 1-й ступеньке). Применение «домиков» и разработанной для них последовательной серии игр заметно облегчает обучение детей чтению и позволяет доводить знание детьми складов до такой степени, что они воспринимают склад целиком, как букву. Это заметно упрощает чтение по складам во время дальнейшего обучения.

На 3-й ступеньке обучения (уроки 19-30) дети учатся свободно читать слова любой сложности, правда, пока еще по складам. Начинают они с чтения простейших двухскладовых слов, типа РЫ БА, ГУ СЬ, Ю ЛА, а заканчивают сложными, такими как КА С Т РЮ ЛЯ, ВЕ Р Б ЛЮ Д и даже Э ЛЕ К Т РИ ЧЕ С Т ВО.

В моей методике чтение по складам является лишь отправной точкой, начальной стадией процесса обучения детей чтению. Научившись читать по складам, ребенок еще не в состоянии самостоятельно прочитать и понять рассказик, сказку или хотя бы более-менее сложное предложение. Кому-то может показаться удивительным, но ребенок, уже хорошо читающий по складам, все еще не понимает, что такое слово, что такое предложение. И то, и другое для него – лишь цепочка складов. Удержать в памяти такую цепочку для него нелегко, особенно, если предложение длинное. Поэтому смысл прочитанного доходит до ребенка не всегда, а зачастую – не полностью. Вот почему обучение чтению нельзя заканчивать, едва научив малыша читать словечки по складам («пока и этого хватит, остальному в школе научат»).

Умение сложить слово из складов, безусловно, развивает ребенка. Но чтобы увлечь его чтением, нужно научить его читать и понимать книжки, получать от чтения удовольствие. Только так можно пристрастить ребенка к книжкам в раннем возрасте. И тогда в дальнейшей жизни (а такие наблюдения мной уже накоплены) чтение станет для него не утомительным, а любимым занятием.

Способ чтения по складам я использую лишь до конца 3-й ступеньки. Последующие занятия помогают ребенку избавиться от привычки дробить слова на склады и перейти к чтению по слогам, а затем и к слитному прочтению слов. Если этого не сделать вовремя, то такая привычка укоренится и будет замедлять чтение и затруднять восприятие.
О том, как осуществить этот переход быстро и эффективно, по возможности не утомительно для ребенка, с использованием элементов игры и состязательности, рассказывается на уроках 31-42 4-й ступеньки обучения.

Я не считал бы свою задачу выполненной, если бы научил ребенка лишь читать слова, пусть даже достаточно свободно. Конечно, родителям приятно, когда ребенок радует их, читая на улице вывески, а дома – заголовки книжек. Но основная цель этой методики – научить ребенка самостоятельно читать книжки и получать удовольствие от прочитанного. Пусть лучше сейчас родители жалуются на то, что приходится отбирать книжку у их малыша, чтобы отправить его спать, чем через несколько лет на то, что никак не могут заставить своего школьника читать. Ведь далеко не все дети, научившись читать слова, потом сами, без помощи взрослых, увлекаются чтением книжек. Обычно для этого приходится потрудиться и преподавателю и родителям. Этапами на этом пути являются 5-я, 6-я и 7-я ступеньки обучения.

На 5-й ступеньке (уроки 43-45) дети с помощью занимательной игры учатся читать предложения, на 6-й (уроки 46-54) – читать и пересказывать специально написанные мною четыре упрощенные учебные книжки, а на последней, 7-й (уроки 55-70), – 16 моих книжек для самостоятельного чтения (все 20 книг можно скачать с этого сайта, причем почти половину из них бесплатно). На этом обучение чтению по моей методике можно считать законченным.

А после этого родителям остается лишь поддерживать у ребенка любовь к чтению, постоянно снабжая его увлекательной детской литературой, чтобы интерес к книжкам был у него не меньшим, чем к просмотру телепередач и к компьютерным играм. И тогда, поверьте моему многолетнему опыту, – вашему ребенку в будущем обеспечены лидирующие места везде, где бы он ни учился: в школе, гимназии, лицее, университете.

7steps-to-book.com

« За и против » обучения чтению дошкольников.

Дорогие читатели сайта!
Предлагаю обсудить проблему раннего обучения детей, а, конкретнее, выяснить все « за и против » обучения чтению дошкольников.

Вопрос: « Нужно ли учить ребёнка-дошкольника читать? » – не имеет в настоящее время однозначного ответа.
Однако, всем известно, что при приёме в школу от будущих первоклассников часто требуют уже сформированные  навыки чтения, что превращает начальное обучение для дошкольников и их родителей в большую проблему.

Поэтому некоторые взрослые принимают решение научить своего ребёнка читать задолго до школы, как говорится, с пелёнок.
Но тут отсутствие у них элементарной педагогической компетентности часто приводит к новым проблемам: родители доводят до невроза и себя, и ребёнка, отбивая у дошкольника желание и читать, и учиться вообще.

Какие только методики не используют родители , обучая самостоятельно ребёнка чтению: и кубики А.Н.Зайцева, и карточки Глена Домана, и рекомендации семьи Никитиных.
Но, не разбираясь в тонкостях использования данных методик, не умея оценить их значение для развития ребёнка, своими действиями родители могут нанести только вред формирующейся личности малыша.
Не удивительно, что позже родители бывают весьма огорчены отсутствием реальных результатов.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и выброшенные на ветер деньги, поскольку прилагаемые к вышеназванным методикам материалы: кубики и карточки – бывают весьма недёшевы.

Неудивительно, что часть родителей, изначально сторонников обучения чтению задолго до школы, пройдя через всевозможные муки с собственным чадом, пополняют позже ряды противников «так называемого» раннего обучения дошколят, и начинают считать, что нет необходимости раньше времени лишать детей детства.

Так есть ли какие-либо плюсы в обучении дошкольников чтению?
Разумеется есть, и попробуем их перечислить. Сразу же отбросим обучение малышей читать “из-под палки”, ориентируясь на школьные методики, потому ч то в этом-то уж точно одни минусы…

Польза от раннего обучения чтению для развития личности ребёнка.

1. Проводя обучение чтению на основе игры – ведущей деятельности дошколят, мы используем в полной мере все возможности игровой деятельности для всестороннего формирования личности ребёнка, а возможности эти у игры просто безграничны!

2. Обучение чтению происходит в процессе общения со взрослыми, не только с педагогами, но и с родителями, что способствует обогащению совместного проведения семейного досуга и помогает налаживать отношения детей и родителей.

3. Правильно построенный процесс обучения чтению дошкольника непрерывно расширяет его кругозор, уточняет уже имеющиеся представления о мире, постоянно подталкивая к необходимости ознакомления с ранее неизвестными гранями жизни.

4. Обучение чтению развивает попутно познавательные способности детей: память, внимание, воображение, мышление и речь, помогающие ребёнку успешнее осваивать мир, и, в будущем, облегчающие изучение любых, самых сложных предметов в школе.

5. Овладение грамотой повышает самооценку малыша, придаёт ему больше уверенности в собственных силах, позволяя чувствовать себя несколько взрослее сверстников, с лёгкостью демонстрируя им свои умения в детском саду или во дворе.

6. Обучение в процессе игры поднимает настроение ребёнка, не допускает перегрузок и перенапряжения нервной системы, укрепляет интерес к познанию нового, к обучению, к чтению.

Поэтому, не бойтесь начать учить ребёнка читать, особенно если он сам попросит об этом, но ни в коем случае не используйте школьные методики! Чтобы обучение было эффективным, быстро дающим радующие и Вас и ребёнка результаты, используйте только разнообразные игровые методы!

Таким образом, ” за и против ” обучения чтению дошкольников мы обсудили, приступайте к практике!

doshkolyonok.ru

Обучение дошкольников чтению

Почти все родители, думая о подготовке своих деток к школе, хотят научить ребенка читать. И редко у кого процесс обучения дошкольников чтению проходит гладко. О своих трудностях и находках в обучении дочки чтению рассказывает Настя Кондратовец.

Статья «Обучение дошкольников чтению» участвует в конкурсе «Мама, подготовь меня к школе».

Что нам дал букварь Жуковой?

Буквы мы с Катей начали изучать по букварю Жуковой. О нем на блоге «Развивашка» много хороших отзывов, согласна с ними. Я решила применить описанную методику. Что привнесла свое — все занятия длились 5 минут и меньше.

Букварь Жуковой

Занятие у нас длилось буквально несколько минут. Я задавала 2-3 вопроса по уже известным буквам. А потом показывала новую буковку, называла ее, и просила, чтобы Катя повторила. Называла Б а не Бэ, Н а не эН. За 2 месяца ребенок выучил все буквы. Дальше дело застопорилось. В 1,8 года мне было сложно объяснить ребенку, что буковку нужно тянуть, когда человечек бежит от одной буквой к другой.

Проблемы с обучением чтению

Я попробовала учить слогами. На альбомном листе большими буквами написала 8 слогов. Я показывала слог и читала его. Через несколько дней я называла слог и просила ребенка показать где он. Затем готовила следующее «пособие». Так мы прошли 5-6 листов, но я заметила интерес пропал, занятия в тягость.

В 3 года знаем буквы хорошо, но вот складывать их в слова не получается. Ребенок делает попытки читать, но звуки называет отдельно, цельного слова не получается. Доходило до смешного.

— Катя давай по буквам слово читать, что написано? Вожу вместе с ней пальчик «К.О.Т.». Что получилось?

— ДЕДУШКА!

В какой-то момент я стала жалеть, что учила звуки, а не буквы. Но с другой стороны помню свое детское непонимание, буква Дэ, но почему она читается Д? когда просили назвать букву, прочитать слово, я сначала думала, как эти буквы правильно прочитать/назвать.

Активные попытки научить чтению я решила пока оставить. Мы знакомились с различными азбуками, повторяли буквы. В комнате повесили алфавит.

Во время чтения крупного шрифта (как правило это были названия сказок) я читала и вела пальчик дочки там, где читала. Сначала читала по слогам, потом слово целиком. Мне сложно сказать, как это повлияло на понимание принципов чтения, но написание многих слов ребенок запомнил. Хотя это фотографическая память. Когда гуляем я читаю ей вывески магазинов.

Крупный шрифт в книгах

Буквы — они везде

Буквы в книжке? Совсем не обязательно. Мы складывали буквы из карандашей, трубочек. С буквами можно поиграть. 2 перекрещенные трубочки это Х. А если их немного сдвинуть, то на что похожа буква… на Л, а если поперек положить трубочку, то А будет.

Буква «Л» из веточки

На даче искали ветки похожие на буквы. В какой-то день пилили дерево, вот где было раздолье, в крайнем случае можно было помочь пилой подправив буковку. Легко нашли У, Л, П, Ш, Г… были найдены даже такие как Щ, К, Ё. Букв Н, Р С конечно обнаружено не было. Но букву О нашли на стволе, там где была ветка остался круглый след.

Сколько букв в слове

Я медленно проговариваю, тяну слово, а дочка считает буквы. Потом мы определяем какая буква первая, вторая, третья… В слове есть буква Р, а буква О? Вот тут мне кажется она и начала понимать, что слово надо прооопеееввааать.

Первая буква в слове

Еще когда только учили буквы я обращала внимание на первые буквы слов:

— «Гусь» — первая буква Г,

— «Лось» — первая буква Л.

Игра «Шифровка слов»

Мы в семье ввели «шифр». Сладкое не называли прямо, чтобы не провоцировать Катю. Говорим: торт — «Т», шоколад — «Ш», конфеты — «К» и т.д.

Сейчас ребенок уже разгадал его, и даже придумывает свой.

— Мама дай мне «С».

И тут я уже думаю, а что она имеет ввиду. Хоть маскировка наша и провалилась, я не особо жалею. На один шаг ближе к пониманию структуры слова.

Игра «Слова на заданную букву»

Эту игру опять подсказал мой папа.

Допустим буква К. По очереди называем слова на эту букву. Интереснее, когда участников больше 2-х.

Веселясь, дочка выкрикивает и непонятные слова, больше похожие на набор букв, но бывают и редко используемые. Может она их где-то услышала, и всплыло в памяти, а может случайно скаламбурила.

Вот так мы и обучаем нашу девочку — дошкольницу чтению.

wunderkind-blog.ru

Обучение чтению дошкольников: методика Домана

Обучению чтению дошкольников возможно различными методами. Сегодня мы с Вами рассмотрим метод Домана, адаптированный  для россиян. Это метод Домана — Маниченко: букварь с пеленок.

Методика Глена Домана в последние годы завоевывает себе все большую популярность во всем мире.

Букварь с пеленок

А разработана она была практически случайно. Глен Доман — американский врач — работал с умственно отсталыми детьми.

Перед Доманом и его помощниками стояла задача научить детей читать.

И он прекрасно справился с этой задачей.

Детям показывали карточки со словами. Слова были написаны красным цветом, очень крупными буквами.

При показе карточки, слово громко произносили вслух. Карточки показывали в течение 5-10 секунуд.

Такие занятия повторяли ежедневно десятки раз.

И случилось чудо — дети с травмами мозга научились читать.

Больше того, дети стали чувствовать себя лучше физически.

Позднее, Глен Доман опробовал свою методику на здоровых детях.

Результат также был прекрасный.

Закон раннего старта

Глен Доман сформулировал закон раннего старта.

Чем раньше Вы начнете обучение своего ребенка, тем лучших результатов Вы достигнете.

В один год научить читать ребенка легче, чем в два года. В два года легче, чем в три и т.д.

Этот закон имеет логичное объяснение.

Во-первых, в момент рождения все дети имеют высокий потенциал гениальности.

Во-вторых, чем младше ребенок, тем он послушнее.

Маленькие дети смотрят на все, что им показывают и слушают все, что им рассказывают.

Чем старше ребенок, тем больше  у него своих интересов, которые он мастерски отстаивает.

Методика Домана — Маниченко: «Букварь с пеленок»


Российский педагог и психолог Андрей Маниченко адаптировал методику Домана для обучения чтению дошкольников в России.

Основные отличия новой методики от классической:

  1. Обучение ребенка возможно только в игре.
  2. Ребенок должен принимать активное участие в обучение.
  3. Система обучения чтению дошкольников должна быть комплексной.

Андрей Маниченко предлагает для обучения чтению дошкольников: «Букварь с пеленок» и «Чтение с пеленок».

Набор «Чтение с пеленок» составлен в соответствии с классической методикой Домана, адаптированной для изучения русского языка.

А вот «Букварь с пеленок» значительно отличается от классической методики.

В комплект «Букварь с пеленок» входят:

  • 30 книг-листалок
  • три дневника занятий для разных этапов обучения
  • 480 карточек со словами
  • 82 карточки с буквами
  • методичка

К тому же к набору прилагается подарок DVD «Говорим с пеленок».

Комплект «Букварь с пеленок» можно использовать для детей с 3 месяцев до 3 лет.

Все малыши обожают, когда с ними играют в «Козу рогатую», в «Ладушки», в «Сороку-ворону».

Поэтому для обучения чтению малышей в набор «Букварь с пеленок» вошел комплект книг -листалок с различными народными забавами-пестушками.

Обучение чтению дошкольников

Каждая  книга-листалка — это игра, связанная с каким-либо действием.

Здесь имеются считалки, мирилки, умывалки, прыгалки, шагалки.

В книге-листалке обложка цветная, а внутри картинок нет, только слова, написанные крупным шрифтом.

В конце каждой книги написана подробная инструкция как играть с ребенком.

Организация занятия для обучения чтению дошкольников

Занятия по методике Домана-Маниченко «Букварь с пеленок» предполагают три части:
  1. Чтение книги — листалки.
  2. Игра, в соответствии с книгой — листалкой.
  3. Работа  с карточками.

Методика Домана — Маниченко

Обучение проводится в три этапа.

Три этапа обучения чтению дошкольников по «Букварю с пеленок»

На 1 этапе с каждой книжкой необходимо заниматься 9 раз: три дня по три занятия.

На 2 этапе достаточно заниматься с листалками 6 раз: три дня по два занятия.

На 3 этапе нужно заниматься с книгами всего  3 раза: три дня по одному занятию.

Для того, чтобы дисциплинировать проведение занятий в комплект входят специальные дневники занятий.

В дневниках ежедневно отмечаются пройденные книги, оценивается степень интереса ребенка к занятию.

Периодически проводятся тесты на усвоение ребенком материала.

Тесты необходимо проводить для того, чтобы корректировать количество читаемых книг.

Основные правила проведения занятий по обучению чтению дошкольников

  1. Занятия нужно проводить регулярно!
  2. Занимайтесь только тогда, когда и у ребенка и у Вас хорошее настроение!
  3. Проводите занятия весело!
  4. Необходимо закончить занятие до того, как ребенок потеряет к нему интерес!
  5. После занятия обязательно хвалите ребенка!

Здесь Вы можете посмотреть как читает двухлетняя девочка «Букварь с пеленок».


Терпения Вам в обучение чтению дошкольников!

wunderkind-blog.ru

Когда следует начинать обучение ребенка чтению

Автор: воспитатель Зубахина Кристина Александровна.

ГБОУ Школа 1375 ДО №6 Москва.

Консультация для родителей «Когда следует начинать обучение ребенка чтению»

Файл:Консультация для родителей

Консультация для родителей

«Когда следует начинать обучение ребенка чтению»

Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. И поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснованна: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

Нарушения навыка чтения тесно связаны с проблемами развития устной и письменной речи ребенка, его личностным развитием, с кругом его общения и интересами.
Специалисты называют две основные причины нелюбви детей к чтению:
раннее общение с чтением, когда ребенка учат неправильно, отбивая у него всякий интерес к чтению;
«специфическая задержка развития навыка чтения» — дислексия.

До сих пор нет ответа на вопрос: нужно ли учить читать детей младше трех лет? Большинство психологов и педагогов — сторонников «старой школы» — считают, что такое опережающее развитие только тешит самолюбие родителей, а ребенок ничего, кроме нервно-психического переутомления, не получает.

С одной стороны, постоянное развитие науки и техники требует от людей все большего уровня подготовки. Поэтому раннее обучение ребенка — это не попытка «лишить его радостного детства», а необходимое условие освоения им окружающего мира, в котором господствуют высокие технологии и огромные объемы информации. Но, с другой стороны, увеличивается количество так называемых патогенных факторов (плохая экологическая обстановка, низкий уровень социального и медицинского обеспечения, большой процент хронических заболеваний среди населения детородного возраста, а также стрессы, новые болезни и г д. и т.п.), что приводит к рождению слабых, болезненных детей, которым необходимо щадящее, компенсаторное и коррекционное обучение, а ни в коем случае не опережающее и перегружающее.
Чаще всего методиками раннего обучения чтению (девиз некоторых из них: «Читать — раньше, чем говорить!») пользуются родители, мечтающие вырастить вундеркинда или стремящиеся подготовить ребенка к поступлению в престижную школу.

В таком случае психологи предостерегают: слишком раннее обучение чтению (до трех лет) может привести к дисгармонии развития ребенка.

Родителям, стоящим перед выбором, — учить или не учить ребенка читать в раннем возрасте, необходимо ответить для себя на два вопроса:

1) Достаточно ли они владеют методикой раннего обучения чтению, чтобы не создать своему ребенку проблем в дальнейшем?

Например, наибольшую сложность вызывает развитие у ребенка фонематического слуха. Если ребенка учить неправильно, у него могут возникнуть сложности при обучении в школе. Понятие «готовность ребенка к обучению» наряду с прочими включает и психологический компонент: у ребенка должна быть сформирована позиция ученика. Будущий первоклассник, как правило, хочет учиться, чтобы получать знания. Но если ребенка уже научили считать, писать, бегло читать, ему будет неинтересно учиться и школу он станет воспринимать как повинность.

2) Выдержит ли ребенок предлагаемые ему нагрузки?

Если у ребенка были какие-либо невропатологические проблемы при рождении или в младенчестве, он очень активен или, наоборот, пассивен, то до 5—б лет лучше ограничиться развивающими играми. Следует понимать, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. И психологи, и педагоги считают, что в этом возрасте ребенка важнее научить связно рассказывать, помочь ему освоить необходимый запас слов.

С другой стороны, детские психологи отмечают, что при условии нормального хода развития речи можно начинать обучать чтению в игровой форме уже четырехлетнего ребенка. Если же ребенок заговорил поздно (после двух с половиной лет), имеет дефекты произношения, бедный словарный запас, строит короткие фразы, вообще не употребляет предлогов, не изменяет слов по падежам — с обучением чтению торопиться не стоит.

Развивающие занятия требуют ежедневности и последовательности. Не стоит начинать самостоятельно обучать ребенка, если вы не можете каждый день выделять время для совместных занятий.
Если же вы приступили к обучению, не ждите от ребенка быстрых успехов, не торопите его, не критикуйте, если у него не все получается сразу, — наберитесь терпения. Развивающие занятия должны быть в радость и вам, и вашему малышу. В противном случае ваши раздражение и недовольство передадутся ребенку, создав у него негативное отношение к обучению в целом и к чтению в частности.
Если вы не уверены в своих силах или не располагаете достаточным количеством времени для регулярных занятий с ребенком по конкретной программе — не отчаивайтесь. Читая ребенку, рассказывая ему что-то интересное об окружающем мире и побуждая рассказывать его, разыгрывая и обсуждая с ним прочитанные сказки, вы поселите в нем интерес к самостоятельному узнаванию нового. Именно чтение и призвано удовлетворять подобное желание, так как оно является познавательным процессом, позволяющим самостоятельно усваивать самую разнообразную информацию.

Этапы обучения чтению

Психологи считают, что в 4—5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7—8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает.

Согласно наблюдениям психологов: интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Принципы обучения чтению дошкольников и младших школьников с помощью игр предложил детский психолог Д.Б. Эльконин. Эти принципы лежат в основе большинства программ обучения чтению. Я предлагаю вашему вниманию программу занятий, состоящую из пяти этапов. На каждом из них ребенок обучается, играя со взрослым в игры, разработанные челябинскими психологами Л.Г. Матвеевой, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушиным.

Этап первый: добуквенный, звуковой период обучения

Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь «строится» из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых –выделение в словах определенных звуков.

Звукоподражание

Взрослый задает вопросы ребенку, например:
— Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж!)
— Как шипит змея? (Ш-ш-ш!)
— Как гудит поезд? (У-у-у!)

Главный звук

Взрослый читает ребенку стихи, выделяя основной звук. Хорошо использовать тексты стихотворных азбук, например, Е.А. Благининой «Hayчусь-ка я читать» или С.Я. Маршака «Азбука в стихах и картинках»

Жужжит
Над жимолостью
Жук.
Тяжелый
На жуке
Кожух. (Е. Благинина)
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С.Я. Маршак)

Магазин

Взрослый – продавец, а ребенок – покупатель, который «приходит» в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать «Л-л».

Этап второй: определение звукового состава слова

Ребенка учат определять, из каких звуков состоит слово, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук.

Запретные звуки

Эта игра помогает развить у ребенка умение выделять звуки в слове и учит его работать по правилу — это одно из важных условий успешного обучения в школе.
Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является запретным, например, нельзя произносить «3» или «К». Взрослый показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено, ребенок старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом этапе запретный звук будет находиться в начале слова, а потом в конце.

— Кто ползет и шипит?
— мея.
— Кто мурлыкает и все время умывается?
— от.
— Кто пятится назад?
— ра

«Тим и Том»

Эта игра учит ребенка различать твердые и мягкие звуки. Нарисуйте двух человечков. Том «твердый» — он угловатый, тощий, а Тим «мягкий» — он округлый и толстый. Познакомьте с ними ребенка:

— Видишь, это Том, его имя начинается очень твердо. Т-т-т. Он сам весь твердый, как этот звук, и выбирает все твердое. Любит Томатный Сок, носит всегда Пальто, играет в Морской Бой и Мыльные Пузыри. А это Тим, его имя начинается мягко. Тъ-ть-тъ. Он любит все, что звучит так же мягко, как его имя: ест Тянучки и Тефтели, играет в Мяч, Рисует и носит Пиджак, Ты будешь Тим, а я Том. Мы идем в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: РЮКЗАК или РАНЕЦ?
Также Тим и Том должны взять с собой КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКУ, ВЕРЕВКУ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ЛЕДЕНЦЫ, КРОССОВКИ, КЕДЫ, КЕПКУ, ПАНАМКУ и т.д. Ребенку с помощью взрослого нужно выбрать, что из этого понесет Тим, а что Том. Потом можно поменяться ролями, пусть ребенок побудет Томом, который собирает грибы (ЛИСИЧКИ, МАСЛЯТА), ягоды (ЗЕМЛЯНИКУ, ГОЛУБИКУ), ловит рыбу (ЛЕЩА, САЗАНА) и т.д.

Заблудились в лесу

Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук – самый «громкий» звук в слове.

— Ми-и-ишка!
— Маши-и-инка!
— Сло-о-он!

Этап третий: звуковой анализ слова

Ребенка учат выделять все звуки в словах из трех-пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).

Дом звуков

Взрослый рисует «комнаты» для звуков. Например, для слова «кот» надо нарисовать дом из трех комнат: три квадратика.
— В каждой комнате должен жить звук, давай их расселим.
Ребенок произносит звук, который будет «жить» в этой комнате, и кладет на квадратик фишку.
-К,О,Т.
Частая ошибка – ребенок правильно называет первый и последний звуки и «теряет» средний. Взрослый может удивиться:
— Разве здесь живет «КТ»? Здесь живет «Ко-о-от»! (тянет пропущенный звук).

Дом в лесу

Задача та же, только домик надо нарисовать из четырех комнат.
— В этом доме хотят поселиться ЛЕВ, СЛОН и ЖИРАФ. Как ты думаешь, для кого из них этот дом построили? А смогут ли в нем жить ЛИСА, ВОЛК, УЖ, СОВА, СОБАКА, КРОТ, ВОРОНА?
Если ребенок испытывает трудности, нарисуйте дополнительно трехкомнатный и пятикомнатный домики, попросив «расселить» зверей в подходящий для каждого из них дом.

Дом в лесу-2

Это усложненный вариант предыдущей игры. Ребенок учится не только учитывать количество звуков в слове, но и находить ударный звук.
Взрослый рисует четыре одинаковых четырехкомнатных домика.
— В этих домиках живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. Помоги ЦАПЛЕ попасть в гости к АИСТУ, а не на обед ЛИСЕ или ВОЛКУ.
Подскажите ребенку выход – поставьте ударение в слове «слон», закрасив соответствующий квадратик в одном из домиков.

Стройка

Игра для закрепления навыка расстановки ударений.
— Со склада стройматериааов на стройку нужно привезти сначала ЦЕМЕНТ, затем КИРПИЧ, следом ПЕСОК потом ГЛИНУ, за ней СТЕКЛО, а под конец – ДОСКИ. Ты будешь шоферам.
Взрослый делает шесть карточек с числом квадратиков, соответствующим количеству звуков в каждом слове, и заштрихованными ударными звуками. Это и будут необходимые стройматериалы. Взрослый просит ребенка:
— Найди и отвези на стройку ЦЕМЕНТ и т.д.

Этап четвертый: буквенный период обучения

Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным. Вы можете учить с ребенком буквы на прогулке, в дороге, в гостях.

Звуковое лото

Взрослый раздает детям карточки с изображением разных предметов, растений или животных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает:
— У кого есть слово на эту букву?
Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.

Машины

Ребенок должен сложить в машину марки «Л» все карточки со словами на эту букву, а в машину марки «М» — все слова, начинающиеся с буквы «М».

Дорисуй букву

Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребенок должен дорисовать недостающее, чтобы получилась та или иная буква.
Можно также вернуться к игре «Дом звуков», но теперь вместо произнесения звуков и раскладывания фишек ребенок должен сказать взрослому, какие буквы нужно написать, чтобы поселить в домик того или иного зверя.

Этап пятый: слияние слогов в слова

На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Учите ребенка читать слоги протяжно, как бы «пропевая» их («ССОО-ССННАА», «ММАА-ШШИИ-ННАА»). Это поможет ребенку избежать «рубленого» слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.
Запаситесь кубиками или карточками с изображением букв. Пусть ребенок пытается сложить слова, которые вы ему предлагаете. Начните с самых простых. Покажите ему, как складывать слова, на примере отрывка из стихотворения Г. Виеру «Мама»:

Ну-ка, М дай руку А,
Ну-ка, МА,
МА и МА, а вместе МАМА —
Это я пишу сама.

Работа с ударением ускорит и облегчит переход к чтению словами. Вот несколько игр, помогающих ребенку усвоить принцип слогослияния.
Перестановка ударений
Пусть ребенок поэкспериментирует с ударениями в словах, отвечая i на ваши вопросы.

— Как тебя зовут?
— ПашА. Паша.
— Что это такое?
— Телевизор, телЕвизор, телевИзор, телевшОр.

Укротитель

Ребенку даются карточки с написанными на них печатными буквами названиями диких животных, которых ему надо укротить, поставив ударение на соответствующую гласную (ударение «ставится» с помощью специальной фишки). Например, в слове БИЗОН, ребенок должен положить фишку на букву О. Если ребенок слишком долго думает или ставит ударение неправильно, животное «убегает» в лес (джунгли, степь и т.п.). Укротителю нужно правильно позвать его (см. игру «Заблудились в лесу»), чтобы оно вернулось.

xn—-8sbafar2bwfctnifu9c.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *