Название предмета признака действия – Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова – Поурочные разработки по русскому языку 1 класс – разработки уроков – авторские уроки – план-конспект урока
Урок «Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов»
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку «Урок с презентацией»
Русский язык
Тема урока: «Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов»
Номинация: проблемный урок
Учитель: Елизова Наталья Владимировна
Пояснительная записка
Автор: Елизова Наталья Владимировна.
Стаж работы: 14 лет
Квалификационная категория : 1 категория
УМК «Школа России»
Учебник: «Русский язык»
Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Название предмета: русский язык
Тема урока: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Класс: 1
Тип урока: комбинированный
Конспект урока русского языка
Тема: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Тип урока: Комбинированный
Учебник «Русский язык», 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
УМК «Школа России»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и групповая
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Цель: 1) продолжать знакомство со словами – названиями предметов, признаков предметов, действий предметов; развивать речь; 2) формировать умения находить в речи названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ
-учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы, устанавливать взаимосвязь между предметами, признаками, действиями и словами, их обозначающими
ЛИЧНОСТНЫЕ
-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-понимать причины успеха в учебной деятельности;
-формировать чувство сострадания и сопереживания; воспитывать любовь к природе, наблюдательность
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Универсальные учебные действия:
регулятивные
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
-уметь строить речевые высказывания, использовать слова – предметы, слова – признаки предметов, слова – действия предметов;
-делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
-работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Демонстрационный материал: плакаты с изображением паровоза и вагонов «Речь», «Предложение», «Слово», «Звуки и буквы»; слайд-картина «Зимний лес», «Заяц и лиса»; слайды с текстами для самоконтроля, слайд-таблица, слайд для рефлексии с изображением светофора.
Раздаточный материал: карточки для работы в группах, индивидуальные карточки для рефлексии.
Таблица формирования универсальных учебных действий
Этапы урока | Формирование предметных умений | Формирование УУД |
Организационный момент | Привитие культуры умственного труда. Подготовка кистей рук к письменной работе. | Р.Планирование учебного сотрудничества |
Актуализация знаний Самоопределение к деятельности | Закрепление знаний учащихся об устной и письменной речи, о предложениях и словах. | Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно. |
Этапы изучения нового материала | ||
Постановка учебной задачи | Формирование умений добывать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения; развитие навыка работы с теоретической частью учебника. | Р.Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном. П. Умения строить речевые высказывания К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе. |
Применение знаний и способов действий | ||
Работа в парах Распределение слов по группам | Отработка умения отличать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы. | Р.Планирование действий, с учётом конечного результата. К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе. |
Самоконтроль | Развитие навыков само- и взаимопроверки. | Р. Контроль – сличение с эталоном. |
Работа по развитию речи | Развивать умения логически излагать свои мысли, правильно строить предложения; привлекать внимание учеников к правильным нормам произношения слов с целью развития навыков культуры речи. | П. Умения строить речевые высказывания, соблюдать логическое следование мыслей. Р. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий. К. Умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. |
Динамическая пауза «Зайка» | ||
Работа в группах | Расширение словарного запаса учащихся, развитие речи, умение отличать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы. | П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения. Р.Планирование действий, с учётом конечного результата. К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе. |
Разминка для глаз | ||
Актуализация знаний Работа по учебнику | Формировать умения находить слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы, составлять предложения. | П. Умения распределять слова на группы по вопросам, Р.Планирование действий, с учётом конечного результата. |
Взаимоконтроль | Развитие навыков само и взаимопроверки. | Р. Контроль – взаимопроверка. |
Обобщение Рефлексия | Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу. | Л. Формировать эмоциональную потребность в самовыражении, позитивной моральной самооценке и моральных чувствах. |
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте!
Поприветствуем, друг друга – повернемся, улыбнемся!!
Учитель: А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
Сегодня мы отправляемся в путешествие.
2. Актуализация знаний.
Учитель:- А на чем мы отправимся в путешествие, отгадайте сами: (загадка)
Что за чудо – синий дом
Ребятишек много в нем
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Слайд 1)
-Ребята, а ездит в Бохане автобус? (ответы учеников)
-Какие нужно соблюдать правил в автобусе? (ответы учеников)
А какие правила вы знаете связанные с проезжей частью? ( Ответы учеников) (слайд 2 -3)
Молодцы!!!
В путешествие готовы! А что нужно для того чтоб автобус поехал? Но автобус волшебный, вместо бензина ему нужны правильные ответы! поиграем в игру «Закончи предложение».
Речь – это…(средство общения между людьми).
Речь бывает…(устная и письменная).
Речь состоит из…(предложений).
Предложение содержит…(законченную мысль).
Предложение состоит из…(слов).
Актуализация знаний.
Целью нашего путешествия будет ответ на загадку.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает. ( ответы учеников – Лес) (4 слайд)
– Да, лес не простой, а зимний.
И первая остановка в нашем путешествие
1 остановка: Чистописание:
Развитие фонематического слуха.
А будем мы писать красиво, ту букву, с которой начинается слова : Лес.
С кого звука начинается слово лес?
( Ответ детей: это звук « Л»)
Дайте характеристику этому звуку.
(ответы учеников: Звук согласный, непарный, звонкий. В слове лес, он звучит мягко.)
Минутка чистописания
Давайте вспомним правила при письме:
-сядем прямо
-тетрадь на 45градусов
-приготовим наши ручки для письма (физ минутка)
Какое сегодня число? Запишите.(Списывание с доски.)
Как правильно писать букву эль.( 5 слайд)
Выбор задания:
– Ребята, у вас на доске написаны. Буква, слоги и предложения. Спишите на ваш выбор.
-ЛЛ
-Лу ло ли
-У нас растет чудесный лес.
Возьмите цветные карандаши. И обведите красным цветом, то что вы считаете
написано каллиграфически правильно. И синим цветом, если каллиграфически не верно.
( ученики оценивают себя)
Этапы изучения нового материала.
2 слайд;
3. Определение темы, целей и задач урока.
Учитель: Прочтите слова. Кто живет в лесу?
(На доске записаны слова: заяц, весёлые, белка, бегает, маленький, играют) (6 слайд)
– На какие группы можно разделить данные слова?
-Что общего у слов заяц ,белка? (Называют предметы).
-Что общего у слов беленький, маленький? (Называют признаки предметов).
-Что общего у слов бегает, прыгает? (Называют действия предметов).
Какая тема нашего урока?
( Ответы детей- слова)
Какая задача нашего урока?
(Ответы учеников: Продолжать знакомство со словами, которые обозначают предметы,
признаки и действия)
Какая цель урока? ( 7 слайд)
(Ответы учеников: продолжать учиться распознавать слова- действия, слова-предметы,
слова –признаки)
-Какие предложения можно составить из этих слов?
-Сколько слов в каждом предложении?
( Ученики устно составляют предложения).
4. Получение информации из учебника (с. 21, упр. 6)
-Рассмотрите схему. Что могут называть слова?
-На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы и явления? Приведите примеры.
-На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов? Приведите примеры.
– На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов. Приведите примеры.
Применение знаний и способов действий.
5.Работа в парах.
2 остановка: контролер
Учитель: ребята, вы знаете кто такой контролер? Где его можно встретить ?
( Ответы детей)
Мы продолжаем свой путь к зимнему лесу. Чтобы дальше нам совершить путешествие, надо заполнить «билет».
Раздаются «билеты» (карточки с заданиями для работы в парах).
По вариантам
1в- выписывает слова предметы. 2 в- выписывает слова признаки.
Взаимопроверка.
Проверка на слайде!!( 9 слайд)
Какие слова у вас остались не выписанными.
Мозговой штурм:
Учитель: Проверьте себя по слайду.
Согласны ли вы ? Есть ли ошибка? Если есть, исправьте и докажите.
(Ответы учеников: Есть ошибка, слова ест- не будет словом признаком,
это слово действие).
Молодцы! ( 10 слайд)
Кто? Что? -Мороз, снег волк. Слова – предметы.
Какой? – Морозный, белый , голодный. Слова – признаки.
Что делает?- Ест, летает, воет это слова- действия.
– А теперь в путь.
6. Работа по развитию речи. Картина – слайд «Зима в лесу».
Учитель: Вот мы и приехали. Рассмотрите внимательно картину, назовите неживые предметы. Что вы видите? ( 11 слайд)
(Ответы : лес, снег, сугроб, деревья, небо, куст, ветка, ствол…)
Учитель: Мало кто отважится отправиться в лес зимой. По глубокому снегу идти трудно. Поэтому людей здесь сейчас не увидишь. Однако жизнь в лесу не замирает ни на минуту. Даже ночью, даже зимой. Лес – это дом для зверей и птиц. Они хозяева леса, у них своя жизнь, которую никто не вправе нарушать. Хотите увидеть чудеса, станьте невидимками. Вот у дерева сугроб. Интересно, кто притаился там?
Загадка. Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтёт, белого найдёт. (Заяц и лиса.)
Слайд «Заяц и лиса зимой» (12 слайд)
Учитель: Расскажите, как заяц живёт зимой? (Ответы детей)
Врагов у зайца много. Но живёт он и не тужит. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ножки и шубка. К зиме шубка светлеет. А у беляка она совсем белая. Почему зайца называют косым? Глаза у зайца по бокам головы. Ими он может увидеть, что делается позади него. Уши длинные. Ими он слышит даже слабый мышиный шорох и даже во сне.
А кто знает, как живёт лиса? (Ответы детей)
Динамическая пауза.( 13 слайд)
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Прыг-скок, прыг-скок.
Кто-то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.
Групповая работа.
Остановка: Загадка ( 14 слайд)
Учитель: Работаем группами по 5-6 человек. Вам надо отгадать загадки и выполнить задание по плану. Из загадок вы узнаете, кого ещё можно встретить зимой в лесу.
1 группа «Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?»
2 группа «Серой шерстью он покрыт, и клыки его страшны. Он охотится на зайцев, все в лесу его боятся».
3 группа «Чёрный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост, как упор».
ПЛАН РАБОТЫ | ||
Отгадайте загадку. Заполните таблицу. | ||
Предмет | Признак предмета | Действие предмета |
11. Проверка групповой работы.
-Назовите слова, которые обозначают предметы. На какие вопросы они отвечают? ( 15 слайд)
-Назовите слова, которые обозначают предмет и признак предмета. На какой вопрос они отвечают?(16 слайд)
-Назовите слова, которые обозначают предмет и действие предмета .На какой вопрос они отвечают?( 17 слайд)
Учитель: Оцените работу каждой группы. Если ответ правильный – поднимите зеленый фонарик.
Если вам есть , что дополнить к ответу товарищей – желтый фонарик.
если в ответе было много ошибок – красный фонарик.
12.Разминка для глаз.
13. Актуализация знаний. Работа по учебнику.
С. 22, упр.8
-Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой строке. Объясните свой ответ.
-Выполните задание.
Взаимопроверка.
14.Обобщение.Итог урока.
Учитель: Быстро время пролетело, и идёт к концу урок.
Так давайте без задержки подведём всему итог.
Оцените свою работу на уроке. Если вы хорошо потрудились на уроке, пусть ваш на билетик будет зеленым.. Если что-то не поняли на уроке или не довольны своим трудом – пусть он желтым, было трудно и непонятно – красным.
( Появляется слайд светофор).( 18 слайд)
Учитель: Поднимите светофор.
Мне было с вами интересно. Спасибо за урок.
Карточки для работ по группам
ПЛАН РАБОТЫ | ||
Отгадайте загадку. Заполните таблицу. | ||
Предмет | Признак предмета | Действие предмета |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
предмет : Признак предмета: Действие:
предмет, его признак и действие – самые важные формы слов в русском языке. Давайте поговорим о них по порядку.
Предмет
Предмет в русском языке обозначает имя существительное. В своей начальной форме, существительное отвечает на вопросы «что?» и «кто?». Например: кто? – мама; что? – конфета.
Существительное в предложении может менять свою форму в зависимости от падежа и числа. Возьмем слово конфета. Давайте посмотрим на примерах, как оно может менять свою форму в разных предложениях:
- Я люблю конфеты.
- Я возьму конфету.
- Мама, купи мне этих конфет.
- Оля хвасталась конфетами.
- Я сам дал название этим конфетам.
Признак предмета
Имя прилагательное – есть признак предмета. Оно в начальной форме отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». То есть прилагательное дает описание чему-то или кому-то. Например: мальчик какой? – веселый; книга какая? – веселая; солнышко какое? – веселое.
Имя существительное также может употребляться в разных формах в зависимости от падежа, рода и числа слова, к которому оно относится. Проследим за этим на примере слова добрый:
- Добрый мальчик спас котенка.
- Доброго мальчика наградили медалью.
- Там играли добрые дети.
- Наша учительница очень добрая.
- Нужно быть добрыми.
Действие
В русском языке глагол обозначает действие предмета. Глагол в начальной форме отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Например: что делать? – идти; что сделать? – сходить.
Форма глагола может меняться в зависимости от его времени и формы существительного, к которому непосредственно относится наш глагол. Рассмотрим, как может меняться слово рисовать:
- Я люблю рисовать.
- Вчера я рисовала пейзаж.
- Сегодня Оля рисует портрет.
- Папа с мамой рисовали акварелью.
- Петя красиво рисовал.
Перейдем к выполнению задания
Нам необходимо придумать и записать по пять примеров слов предметов, признаков предметов, и их действий. Приступим!
Слова, которые называют предмет:
- стол;
- стул;
- ручка;
- карандаш;
- книга.
Слова, которые называют признак предмета:
- большой;
- деревянный;
- синяя;
- простой;
- интересная.
Слова, которые называют действие:
- стоит;
- лежит;
- пишет;
- рисует;
- рассказывает.
vashurok.ru
слова названия предметов урок
Закрепление изученного материала.
Задачи:
1. Закреплять умения определять слова-предметы, слова-признаки, слова-действия и умения ставить к этим словам вопросы.
2. Развивать мелкую моторику рук, орфографическую зоркость, речь.
3. Воспитывать аккуратность в оформлении работ, навыки взаимоконтроля и взаимопомощи.
1. Приветствие.
2. Организационный момент(речевая минутка).
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5.
3. Учитель: — Познакомьтесь с алгоритмом нашего урока. Мы с вами должны пройти все ступени нашей программы и успеть выполнить всю работу
На доске:
1. Чистописание.
2. Словарная работа
3. Основная тема.
4. Физ. минутка.
5. Упражнения.
6. Подведение итогов.
Учитель: — После выполнения каждого этапа мы будем ставить галочку в нашей программе и посмотрим, успеем ли мы выполнить всю запланированную работу на уроке.
4. Чистописание:
Учитель: — Открываем тетрадь по чистописанию стр.14 урок 31. Сегодня мы с вами повторим
Написание строчной буквы «е» и соединений с нею. На доске изображены буквы. Какая из этих букв вам нравится, какая – нет, и почему?
Ответы учащихся.
Выполнение упражнений по написанию строчной буквы «е» и соединений с нею:
— а) « »
— б) « »
— в) «ерши», «ежи» (Задание: назовите орфограмму
— д) ), «ели», «мел», «тень», «река». (Задание: разделить слова на слоги. Какие из этих слов нельзя переносить, почему?)
— е) Назовите мягкие согласные в слове «тень». Что служит для смягчения согласных?
5. Словарная работа.
Уч: — Корень учения горек, а плоды его сладки.
Учитель: — Назовите однокоренные слова с непроверяемыми гласными.
Ученик: — Учитель, ученик, ученица…
Учитель: — Какие ещё пословицы и поговорки со словами, иемющими корень «уч» вы знаете?
Ученик: — Учение – свет, неучение – тьма.
Трудно в учении, легко в бою.
Учитель: — Новое слово связано по смыслу со словом «учение» по смыслу. Отгадайте загадку, ребус, и узнаете новое слово.
Ученики: Слово «ранец»
— б) Составление предложений с данным словом (устно)
6. Основная тема
Учитель: — Запишите предложение:
Ученик несёт тяжёлый ранец
Задания:
— а) Выделите опасные места, подберите проверочные слова, если возможно, и запишите под диктовку.
Назовите слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
— б) Задайте вопросы к этим словам.
Учитель: Мы обратились к теме нашего урока. Прежде, чем мы приступим к упражнениям по нашей теме, выполним небольшую зарядку.
7. Физ.минутка
8. Упражнения
Учитель: Откройте учебник, стр.55 упражнение 87. Прочитайте задание, которое выглядит как алгоритм выполнения работы. Будем выполнять по порядку.
— Выполнение упражнения:
— А) коллективный устный разбор
— Б) письменное выполнение
— В) взаимопроверка.
Учитель: Что нам осталось выполнить по алгоритму нашего урока?
Ученики:- Подвести итоги.
Учитель: — Отгадайте загадки:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
Ученики: Слова – предметы.
Учитель:
— Что без меня предметы? Лишь названия!
— А я приду – всё в действие придет.
— Летит ракета. Люди строят здания.
— Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
Ученики: Слова-действия.
Учитель:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Ученики: Слова-признаки.
Учитель: Назовите тему нашего урока.
Ученики: Слова-предметы, слова-признаки и слова-действия.
Оценивание. Запись домашнего задания.
nach-shkola.ru
Слова – названия признаков предметов в русском языке
Слова названия признаков предметов, как ниточка за иголочкой, следуют за словами, обозначающими предметы, явления, события. Они дают характеристику словам-предметам и рассказывают о многом. Яблоки и виноград различаются по цвету. Какой фрукт цветом – красный, жёлтый, зелёный? Какой на вкус – сладкий, кислый? Какой по размеру – большой, маленький?
Стол – предмет мебели. Какая тайна скрыта в лексическом значении слова стол? Что есть общее и главное у всех столов? Большая доска и ножки. Вот эти общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова «стол», оно обозначает предмет стол.
Но есть стол и в вашем доме, и в классе, и на кухне. Все ли столы одинаковые?
Нет. Они могут быть круглые и квадратные, большие и маленькие, новые и старые, деревянные и металлические, грязные и чистые, компьютерные и обеденные, журнальные и детские, цветные. Рассказать о том, чем столы отличаются друг от друга, помогают слова, которые называют признаки. Эти слова описывают предмет и отвечают на вопрос какой?
У каждого предмета, вещи, явления, даже настроения есть признаки. Слова, обозначающие эти признаки, помогают нам узнавать предметы, вещи, явления, настроение.
Слова, которые обозначают признаки, помогают нам лучше представить предметы или явления природы, как бы нарисовать мысленно картинку. Попробуем это проверить.
«грозовое небо»
«чистое небо»
«серое небо»
«звездное небо»
Проверьте себя.
Чистое небо – небо, на котором нет ни облачка.
Грозовое небо – приближается дождь с грозой, небо тёмное-тёмное.
Звёздное небо – ночь и светят звёзды.
Серое небо – всё затянуто тучами.
А может быть, вы можете подобрать свои слова, которые расскажут о том, какое небо? Попробуйте это сделать.
Прочитайте слова и соедините их парами по смыслу: одно слово из левого столбика со словом из правого.
длинное цветы
интересный туча
грозовая письмо
красивые журнал
Проверьте себя.
длинное письмо
интересный журнал
грозовая туча
красивые цветы
Зададим вопросы:
письмо (какое?) длинное
журнал (какой?) интересный
туча (какая?) грозовая
цветы (какие?) красивые
Что заметили? Вопросы ставили от слов-названий предметов, и они были разными: какое, какой, какая, какие. От чего это зависит? Это зависит от слова, обозначающего сам предмет.
Слова, которые обозначают признаки двух или больше предметов, отвечают на вопрос какие?
Подберите к словам подходящие вопросы и слова-признаки.
Солнышко, тучка, ветерок, деньки.
Проверьте себя.
Солнышко (какое?) яркое, тёплое, летнее.
Тучка (какая?) большая, грозовая, низкая.
Ветерок (какой?) лёгкий, сухой, нежный.
Деньки (какие?) чудесные, радостные.
Запомните: вопрос к слову, которое обозначает признак, надо ставить от слова, обозначающего предмет или явление.
Слова-признаки ещё очень любят рассказывать о портретных характеристиках людей или животных, чувствах, настроении, картинах природы. Они помогают создавать образ, т. е. помогают нам представить, нарисовать словесную картину.
Давайте выясним, насколько важны в нашей речи слова-признаки предметов. Прочитайте предложения и попробуйте представить, о ком или о чём идёт речь.
У неё зубки, мордочка, ушки, хвост, шерсть. Она.
Можете назвать? Трудно. Можно догадаться, что речь идёт о каком-то животном. Прочитайте другие предложения.
У неё зубки хищные, мордочка острая, ушки чуткие, хвост длинный и пушистый, шерсть густая рыжая. Она хитрая и осторожная.
А теперь догадались? Это лиса.
Какие же слова помогли узнать зверя? Слова-названия признаков. Зачем они нужны в нашей речи? Описывать внешний облик, уточнять детали, показывать отличия. Без этих слов предложения будут непонятными или неточными.
С давних времён многим животным наши предки уже дали характеристику. С помощью только одного такого слова мы уже можем догадаться, о ком идёт речь. Особенно, если это животное – любимый сказочный персонаж. Попробуйте узнать:
1. Большой косолапый…
2. трусливый быстрый…
3. двугорбый неторопливый…
4. хозяйственная хлопотливая …
5. серый жадный …
Проверьте себя: 1. медведь, 2. заяц, 3. верблюд, 4. белка, 5. волк.
вернуться на страницу “Русский язык 1 класс” >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
названия действий предметов в русском языке
Слова, которые обозначают названия предметов и явлений природы, отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Что это? Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Зелёный, интересный, маленький, забавный.
В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.
Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов. Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе. Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит.
Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много.
Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают? Если действие одного – то на вопрос: что делает?
Один ученик решил рассказать о том, как он собирался в школу, только с помощью слов-действий. Прочитайте его рассказ. Сможете ли вы его понять?
Зазвенел. Разбудил. Проснулся. Встал. Умылся. Позавтракал. Собрался. Оделся. Вышел. Спешил. Бежал. Опаздывал. Добрался. Вошёл. Разделся. Успел.
Представили о чём речь? Даже если использовать в речи только одни слова-действия, вы поймёте суть происходящего. Вы, конечно, догадались, что ученик рассказывал о том, что он делал утром, как спешил в школу и успел до звонка. А ко всем ли словам-действиям можно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Какой вопрос нужно задать к словам ученика? Вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ?
Почему так? Вспомните, какой предмет помогает нам планировать, не опаздывать, делать всё вовремя? Часы. Часы показывают нам время. Именно часы сообщают, который час на данный момент. А всё, что было до этого момента, уже прошло. И действия, которые совершались, тоже остались в прошлом. Ученик рассказывал о том, что уже было. О том, что уже было, произошло, спрашивают: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛО? ЧТО ДЕЛАЛИ? или ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛО? ЧТО СДЕЛАЛИ? Вопрос зависит от того, кто выполнял действие.
Но, оказывается, слова-действия могут рассказывать и о том, чего ещё не было, а только произойдёт, может даже всего лишь через несколько секунд в будущем. Вы, ЧТО СДЕЛАЕТЕ? Досмотрите урок. Каждый из вас ЧТО СДЕЛАЕТ? Выключит компьютер, поиграет, почитает, пойдёт спать. К словам-действиям, которые произойдут в будущем надо задавать вопросы: ЧТО БУДЕТ или БУДУТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или СДЕЛАЮТ?
Наверно, вы уже догадались, что у слов, которые обозначают действия предметов, есть свои часы. В них только три части. Эти часы особенные. Они могут рассказать про любое слово-действие по-разному, в зависимости от того, когда происходит это действие: сейчас, уже прошло или произойдёт в будущем. Давайте проверим, как работают эти часы. Рассмотрим слово «говорить». Если действие прошло, то скажем – говорил, действие происходит сейчас – говорит, произойдёт – будет говорить.
Продолжите сами по аналогии:
молчать…
читать …
Проверьте себя.
Молчать – молчал, молчит, будет молчать.
Читать – читал, читает, будет читать.
Слова-названия действий предмета могут не только называть действия какого-то предмета, человека, животного или явления природы, но и показывать силу действия – слабая, посильнее или самая сильная.
Понаблюдайте за словами.
Дождь моросит, идёт, хлещет.
Продолжите наблюдение.
Мальчик плетётся, идёт, бежит.
Мама шепчет, говорит, кричит.
Малыш улыбается, смеётся, хохочет.
Назовите сами более сильную степень действия.
замёрз
попросил
испугался
похвалил
поиграл
едет
Проверьте себя
Замёрз – окоченел
попросил – приказал
испугался – ужаснулся
похвалил – расхвалил
поиграл – заигрался
едет – несётся
вернуться на страницу “Русский язык 1 класс” >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Конспект урока русского языка
Тема: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Тип урока
Учебник «Русский язык», 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
УМК «Школа России»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и групповая
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Цель: 1) познакомить со словами – названиями предметов, признаков предметов, действий предметов; развивать речь; 2) формировать умения находить в речи названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ
– учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы, устанавливать взаимосвязь между предметами, признаками, действиями и словами, их обозначающими
ЛИЧНОСТНЫЕ
-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-понимать причины успеха в учебной деятельности;
-формировать чувство сострадания и сопереживания; воспитывать любовь к природе, наблюдательность
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Универсальные учебные действия:
регулятивные
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
-уметь строить речевые высказывания, использовать слова – предметы, слова – признаки предметов, слова – действия предметов;
-делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
-работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Демонстрационный материал: плакаты с изображением паровоза и вагонов «Речь», «Предложение», «Слово», «Звуки и буквы»; мелодии: «Голубой вагон»; слайд-картина «Зимний лес», «Заяц и лиса»; слайды с текстами для самоконтроля, слайд-таблица, слайд для рефлексии с изображением снеговиков.
Раздаточный материал: карточки для работы в парах, в группах, индивидуальные карточки для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
Подготовка кистей рук к письму. Физкультминутка для кистей рук, пальчиков.
«Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой…»2. Актуализация знаний.
Учитель: Мы продолжаем путешествовать на нашем паровозе. Чтобы отправиться в путь, поиграем в игру «Закончи предложение».
Речь – это…(средство общения между людьми).
Речь бывает…(устная и письменная).
Речь состоит из…(предложений).
Предложение содержит…(законченную мысль).
Предложение состоит из…(слов).
3. Самоопределение к деятельности. Запись числа. Чистописание.
– Какое сегодня число? Запишите. ( Списывание с доски.)
– Упражнение в чистописании спряталось в загадке.
Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою,
Но солнце её припечёт, заплачет она и умрёт. (Сосулька.)
– На первой строке напишем букву, которая в слове «сосулька» не обозначает звука. (Мягкий знак) А зачем такая буква нужна? (Письмо в тетради ьь в соединении)
– На второй строке напишем букву, которая обозначает согласный, звонкий, мягкий звук.
(Буква л). Письмо в тетради лл в соединении.
Этапы изучения нового материала.
4. Определение темы, целей и задач урока.
Учитель: Прочтите слова.
(На доске записаны слова: щенок, весёлые, ребята, бегает, маленький, играют )
– На какие группы можно разделить данные слова?
-Что общего у слов щенок, ребята? (Называют предметы).
-Что общего у слов весёлые, маленький? (Называют признаки предметов).
-Что общего у слов бегает, играют? (Называют действия предметов).-Какие предложения можно составить из этих слов?
-Сколько слов в каждом предложении?
-Назовите тему урока.
5. Получение информации из учебника (с. 21, упр. 6)
-Рассмотрите схему. Что могут называть слова?
-На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы и явления? Приведите примеры.
-На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов? Приведите примеры.
– На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов. Приведите примеры.
Применение знаний и способов действий.
6. Работа в парах.
Учитель: Мы отправляемся в заочное путешествие по зимнему лесу. Чтобы сесть в вагон, надо заполнить «билет».Учитель раздаёт «билеты» (карточки с заданиями для работы в парах).
Учитель: Проверьте себя по слайду. (Кто? Что? Мороз, снег, волк.
Какой? Морозный, снежный, голодный. Что делает? Морозит, порхает, воет).
– А теперь в путь.
7. Динамическая пауза. Звучит мелодия «Голубой вагон», ученики делают «паровозик», двигаются по классу.
8. Работа по развитию речи. Картина – слайд «Зима в лесу».
Учитель: Вот мы и приехали. Рассмотрите внимательно картину, назовите неживые предметы. Что вы видите?
Дети: лес, снег, сугроб, деревья, небо, куст, ветка, ствол…
Учитель: Мало кто отважится отправиться в лес зимой. По глубокому снегу идти трудно. Поэтому людей здесь сейчас не увидишь. Однако жизнь в лесу не замирает ни на минуту. Даже ночью, даже зимой. Лес – это дом для зверей и птиц. Они хозяева леса, у них своя жизнь, которую никто не вправе нарушать. Хотите увидеть чудеса, станьте невидимками. Вот у дерева сугроб. Интересно, кто притаился там?
Загадка. Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтёт, белого найдёт. (Заяц и лиса.)
Слайд «Заяц и лиса зимой»
Учитель: Расскажите, как заяц живёт зимой? (Ответы детей)
Врагов у зайца много. Но живёт он и не тужит. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ножки и шубка. К зиме шубка светлеет. А у беляка она совсем белая. Почему зайца называют косым? Глаза у зайца по бокам головы. Ими он может увидеть, что делается позади него. Уши длинные. Ими он слышит даже слабый мышиный шорох и даже во сне.
А кто знает, как живёт лиса? (Ответы детей)
9. Динамическая пауза.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Прыг-скок, прыг-скок.
Кто-то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.
10. Групповая работа. Слайд «План работы».
Учитель: Работаем группами по 5-6 человек. Вам надо отгадать загадки и выполнить задание по плану. Из загадок вы узнаете, кого ещё можно встретить зимой в лесу.
1 группа «Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?»
2 группа «Спинкою зеленовата, животиком желтовата. Чёрненькая шапочка и полоска шарфика».
3 группа «Серой шерстью он покрыт, и клыки его страшны. Он охотится на зайцев, все в лесу его боятся».
4 группа «Чёрный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост, как упор».
5 группа «Не голос – громкая труба, большая верхняя губа, на нём громадные рога».
ПЛАН РАБОТЫ
Отгадайте загадку.
Заполните таблицу.
Предмет
Признак предмета
Действие предмета
11. Проверка групповой работы.
-Назовите слова, которые обозначают предметы. На какие вопросы они отвечают?
-Почему у вас нет слов, отвечающих на вопрос Что?
-Назовите слова, которые обозначают признак предмета. На какой вопрос они отвечают?
-Назовите слова, которые обозначают действие предмета. На какой вопрос они отвечают?
12. Разминка для глаз.
13. Актуализация знаний. Работа по учебнику.
С. 22, упр.8
-Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой строке. Объясните свой ответ.
-Выполните задание.
Взаимопроверка.
14. Обобщение. Итог урока.
Учитель: Быстро время пролетело, и идёт к концу урок.
Так давайте без задержки подведём всему итог.
Оцените свою работу на уроке. Если вы хорошо потрудились на уроке, пусть ваш снеговик на билете улыбнётся вам. Если что-то не поняли на уроке или не довольны своим трудом – пусть он задумается.
( Появляется слайд с изображением снеговиков). Ученики дорисовывают изображение.
Учитель: Поднимите билет, у кого снеговик улыбнулся.
Мне было с вами интересно. Спасибо за урок!
infourok.ru
| Создание эмоционального настроя на учебную деятельность Учитель: – Проверим готовность к уроку. Ученики: – Звонок прозвенел для нас, Мы дружно вошли в класс, Вот мы стоим перед вами И все во внимании. Учитель: – Садитесь! | Слушание |
| На доске картинка Незнайки -Ребята, что за герой пришел сегодня к нам в гости? – Что вы можете о нем рассказать ? Проведение игры Игра «Идем в гости» (класс делится на 2 группы, первая – гости, вторые – хозяева) Ван нужно будет по моему сигналу – хлопку, перемещаться от одного хозяина к другому, в гостях вам буту предложены угощения – задания, которые вы должны будете выполнить. Не забываем, как нужно правильно ходить в гости и принимать гостей. Обсуждение проделанной работы | – Незнайка – Это сказочный герой. Дети вступают в диалог Дети делятся своими впечатлениями. Высказываются гости и хозяева | Коммуникативные УУД. – формирование умения вступать в диалог. Познавательные УУД. – умение применять свои знания. Регулятивные УУД: |
| Работа со схемой на доске. (На доске записаны слова) Щенок, веселый, птичка, играет, летит, маленькая – На какие группы мы можем разделить данные слова? – Что общего у слов щенок, птица? – Что общего у слов веселый, маленький? – Что общего у слов играет, летит? – Какие предложения можно составить из этих слов? – Как вы думаете, какова тема нашего урока? | Участие в диалоге и высказывание своих предположений. – Называют предметы – Называют признаки предметов – Называют действия предметов Дети составляют предложения | Познавательные УУД. – классифицировать объекты по определенному признаку. Регулятивные УУД. – постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно. | 4. Открытие нового знания | Организация работы в группах. – Сейчас мы разделимся на 3 группы (по рядам). У вас на парте лежит текст. Давайте его прочитаем. Наступила весна. Солнце ярче светит. Снег начал быстро таять. На реке растаял прозрачный лёд. В лесу слышны голоса птиц. Медведь проснулся после зимней спячки. – Ваша задача: 1 ряд –списать и подчеркнуть слова – названия предметов; 2 ряд – списать и подчеркнуть слова – признаки предметов; 3 ряд – списать и подчеркнуть слова – действия предметов. – Проверка выполненного задания. (На доске появляются карточки со словами, которые должны были подчеркнуть дети). –Сейчас вы поменяетесь тетрадями и проверите правильность выполнения задания. 1 ряд читает этот текст без этих слов. Делаем промежуточный вывод – Какой вывод мы можем сделать? (на доске появляется карточка: СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ) 2 ряд читает текс без этих слов. Делаем промежуточный вывод – Какой вывод мы можем сделать? (на доске вывешивается карточка: СЛОВА – ПРИЗНАКИ) 3 ряд читает текст без слов действий. Делаем еще один промежуточный вывод (на доске появляется еще одна карточка: СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ) Делаем общий вывод – Какой вывод можно сделать? –На доске появляется схема! – Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Для этого откроем учебник на стр.21 | Работа в группах. Дети читают текст и выполняют задание Самостоятельное выполнение задания в тетрадях. Дети читают текст без слов- название предметов Высказывание предположений Без слов – предметов смысл текста не понятен. Высказывание предположений Без слов – признаков текст понятен, но менее красочный и не подробный. Высказывание предположений Текст не понятен, смысл потерян Общий вывод – Нам нужны все слова, они делают нашу речь точной, понятной и красочной. | Коммуникативные УУД. -формирование умения работы в группах Познавательные УУД. -умение работать с текстом и выделять нужную информацию Коммуникативные УУД: | 5. Осуществление деятельности. | Работа по учебнику – Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Для этого откроем учебник на стр.21 Выполним задание в учебнике стр.22 №7 Проверка | Работа со схемой Оценка своей работы. | Познавательные УУД –выполнение заданий на классификацию слов изученных видов Регулятивные УУД – оценивание своей работы и работы других. | 6. Рефлексия | – Какая была тема урока? – Что мы узнали? – Ребята, давайте оценим свою работу на уроке. В этом нам помогут цветы. Оранжевый – я отлично поработал на уроке Красный – я хорошо поработал ,но могу и лучше Синий – я поработал не плохо, но не в полную силу Давайте теперь украсим нашу полянку и посмотрим, как мы сегодня поработали. – Ребята, посмотрите, какая красочная поляна у нас получилась! Спасибо за работу! | Ученики выбирают цветок подходящего и цвета. Прикрепляем цветы на плакат. | Регулятивные УУД. – оценивание своей работы и ее результата. |
kopilkaurokov.ru