Познавательное

На что похожа буква з – На что похожа буква З?

Презентация к уроку “Буква З, з, звки [з ], [з’ ]”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Организационный момент Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы сейчас трудиться, Чтоб чему-то научиться. Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок.

2 слайд Описание слайда:

Посмотрите на эти картинки и назовите что на них нарисовано.

3 слайд Описание слайда:

Звуки [з] , [з’], буквы З, з

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

Приглашение в Московский зоопарк

6 слайд
Описание слайда:
7 слайд Описание слайда:

Ребята, кто это на нас так внимательно смотрит? Вы её узнали? Кто это? ЗЕБРА

8 слайд Описание слайда:

А вот ещё один житель нашего зоопарка. Вы его узнали? Кто это? КОЗА

9 слайд Описание слайда:

Козочка хочет с вами поиграть и предлагает игру «Поймай звук» Хлопни в ладоши, если услышишь звук З

10 слайд Описание слайда:

Определите место звука [з] в этих словах

11 слайд Описание слайда:

Знакомство с буквой З На письме звуки [з], [з’] обозначаются большой и маленькой буквой З, з. Ребята посмотрите, какая красивая у нас буква З.

12 слайд Описание слайда:

На что похожа буква З? На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три. З – не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка. По белому полю В туман и в снега Бредут потихоньку Бараньи рога…

13 слайд Описание слайда:

Письмо А теперь приступаем к письму букв и слогов Тетрадь с наклоном положу- Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.

14 слайд Описание слайда:

Посмотрите внимательно на эти буквы, как они называются? Прописные Печатные Заглавные Строчные

15 слайд
Описание слайда:

Зайка

16 слайд Описание слайда:

Физминутка Первоклашки дружно встали, И зверятами все стали. Потоптались как слонята, Повертелись как лисята, Поскакали как зайчата. Как жирафы потянулись И друг другу улыбнулись. Вперевалочку, как мышки, Дружно сели все за книжки.

17 слайд Описание слайда:

Чтение слогов Малышка панда очень любит играть с мячом и кидать его в цветные фонарики. З А О И Ы У

18 слайд
Описание слайда:

Упражнение «Найди мягкий звук [з`]» ЗА ИЗ ЗО ЗЫ УЗ ОЗ ЗИ АЗ ЗЕ ЗЮ

19 слайд Описание слайда:

Упражнение «Придумай слово» Прочитайте слог и придумайте слово с этим слогом ЗО МА БЫ ЗИ РО ЗУ ЗА ЛИ ЗЫ ЛА

20 слайд Описание слайда:

Упражнение «Собери слово» 4 е 8 з 6 б 1 а 1 з 5 б 1 б 8 а

21 слайд
Описание слайда:

Звуковой анализ получившихся слов Р О З А З И Н А Р О А З 2 слога, 4 буквы, 4 звука З И Н А 2слога, 4 буквы, 4 звука

22 слайд Описание слайда:

Чтобы научиться писать букву З, мы должны знать из каких элементов она состоит Рассмотрите внимательно эти буквы и скажите на какие из изученных раннее они похожи?

23 слайд Описание слайда:

Письмо строчной буквы З Назовите элементы, из которых состоит строчная буква З. Сколько их?

24 слайд Описание слайда:

Письмо заглавной буквы З А для чего нам необходимы заглавные буквы? Назовите элементы из которых состоит заглавная буква З

25 слайд Описание слайда:

Упражнение «Рифмовки» ЗА-ЗА-ЗА, ЗА-ЗА-ЗА – У ВОВЫ КАРИЕ … ГЛАЗА ЗУ-ЗУ-ЗУ – ЗУ-ЗУ-ЗУ – МЫ ПОЙМАЛИ … СТРЕКОЗУ ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ТРАВКУ ДАЛИ МЫ … КОЗЕ

26 слайд
Описание слайда:

Идет коза…Растет лоза, Густой листвой одета. Глядит коза во все глаза: – Не для меня ли это? Спешит коза – трещит лоза, Козе и горя мало. Закрыв глаза, грызет коза – Всю красоту сжевала. Когда, малыш, ты в сад бежишь, Обрызганный росою, Не рви цветов, не гни кустов, Не надо быть козою. (П.Воронько)

27 слайд Описание слайда:

МОЛОДЦЫ!!!! Спасибо за работу!

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-162974

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Учим буквы. Буква «З» | Мир детства

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и как вы уже догадались следующая буква «З».

Подобранный мною практический материал: художественное слово, загадки, кроссворды, скороговорки и игры, помогут вам и вашему малышу познакомиться с буквой «З».

 

Буква «З»

 

Веселые стихи

З– не просто завитушка,З – пружинка, крендель, стружка.

З звенит звонком и нас

На урок торопит в класс.

                                  В. Степанов

Змей над крышами взовьется,

Солнце в небе засмеется,

Скажет тучке: «Вот письмо

К нам с земли летит само!»

                                  Г. Виеру

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

*   *   *

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?»

*   *   *

Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем.

Занят заклинатель змейЗвонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов

В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте, и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, зиме, морозе.

*   *   *

Зайке холодно в лесочке –

Свяжем серому носочки.

*   *   *

Заяц зайцу говорит:

– Мне бы волчий аппетит!

– В аппетите мало толку,

Мне бы зубы, как у волка.

*   *   *

Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу.

Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

 

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься –

Ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

 

Игры

Игра   «Доскажи словечко».

Просыпаюсь утром раноВместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю…   (зарядку).

*   *   *

Порхает над полем,

Над вольным раздольем,

Встает спозаранку

Весенняя птичка…   (зарянка).

*   *   *

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная…   (задача).

Крыша в шапке меховой,Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла…   (зима).

*   *   *

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

– Спать ложитесь, поздно! –

Потому что мать – Луна,

А дочурки…   (звезды).

Е. Серова

Е. Серова

Игра   «Волшебная цепочка».

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

Игра  «Наборщик».

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра  «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык,   – онт,   – ве – да,   – ебра,   – убы.

Игра  «Лесенка».

Игра  «Из одного слова»

 Кроссворды

 

 О т в е т : 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

 Ребусы

О т в е т  : занавес, Зинаида, знание.

 Загадки

Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилосьПопасть мне на бал,То голову принц от любви потерял.А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? Кто тут подскажет?

(Золушка.)

У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.

(Заяц.)

На черный платок

Насыпано просо.

Пришел петушок,

А склевать-то не просто.

(Звезды.)

Свернешь – клин,

Развернешь – блин.

(Зонт.)

Что за зверь леснойВстал, как столбик, под соснойИ стоит среди травы –Ноги больше головы?

(Заяц.)

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать ее опасно –

Укусит. Ясно?

(Змея.)

И так дорогие мои ваша копилка пополнилась новым практическим материалом для буквы «З«

Рекомендую посмотреть ролик Азбука для малышей буква З

Желаю вам успехов в изучении букв с вашим малышом и с нетерпением жду ваших комментариев, вопросов. И очень бы хотелось чтобы вы поделились своим опытом.

Популярные статьи

Похожие записи

tanyakiseleva.ru

Веселые стихи. Буква З

За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.

***
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.

***
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.

***
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

***
Заманите эту птицу
К нам на книжную страницу.

***
Ищут звери в зоопарке,
Букву З, в высокой травке,
Айболит всем говорит,
Заяц знает, З звенит.

***
Зубрята решали задачи,
Зубрята зубрили задания,
Ведь зубрами стать — это значит:
Иметь глубочайшие знания.

***
В звезде найдёшь ты букву 3,
И в золоте и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.

***
По белому полю
В туман и в снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога.

***
Буква «З» цифре «Три»
Говорит на ушко:
— Посмотри-ка, посмотри,
Милая подружка,
До чего же,
До чего же,
До чего
Мы тоже
Схожи!..
Общие у нас черты,
Ты — как я,
А я — как ты.
Мы похожи, как птенцы,
Может быть, мы близнецы?

***
Знают заяц и змея
Алфавит от А до Я.
В зоопарке класс открыли
Всех зверушек пригласили.

***
К нам однажды на козе
Прискакала буква «Зэ».
Буква «Зэ» козу кормила,
Буква «Зэ» козу поила,
Вымя вымыла водой.
У козы большой удой.
Баночка готова
Молока парного.

Развивающие игры / автор блога: Марина Гранович

Раскраски «Динозавры» Лепим павлина из пластилина

nattik.ru

Буква З з. Как слон стал зонтиком.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Дата г предмет Русская грамота

Тема урока: Зз Как слон стал зонтиком.

Цель: обучающая – познакомить детей со звукам з Учить писать строчную букву «з», ее элементы и буквосочетания . Учить вычленять звук «з» из слов, определять его местоположение в слове. Чтение слов с буквой «з», придумывание предложений со словами.

развивающая- развивать связную речь детей, память, мышление.

воспитательная – воспитывать любовь к животным.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Вид урока: урок-смешанный

Технология:

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

Оборудование: : цветные карандаши, ручка, демонстрация букв Зз, картинки (зонт ,зима)

ТСО: компьютер

Межпредметная связь: русская грамота и литература

Мотивация посредством включения в поисковую и исследовательскую деятельность.

Применение знаний

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1.Орг.момент.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

ΙΙ Повторение.

1)Работа по ленте букв.

Назвать изученные буквы,

Назовите гласные,

Назовите согласные.

2) Проверка домашнего задания. (с. 61)

3) Игра «Какая буква лишняя».

(На доске карточки с буквами)

а у с и о е

– Какая буква лишняя? Почему? (убираю с)

– А теперь на какие 2 группы можно разделить?

(1 группа – гласные, которые не дают мягкость предшествующему согласному. 2 группа – гласные, которые дают мягкость предшествующему согласному).

ΙΙΙ Новый материал.

1) Загадка.

Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают. (звёзды)

2) (На доске таблица с буквой З).

Слого-звуковой анализ.

Звёзды

– Сколько слогов?

– Назовите 1 звук,

– Дайте ему характеристику.

– Назовите 4 звук.

– Дайте ему характеристику.

По ходу характеристики звуков [з] [з’] на доске появляются карточки.

3) Находят букву в ленте букв, в кассе букв, после моего показа пишут в тетрадях

4) На что похожа буква З?

1. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

2. З не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

3. По белому полю

В туман и в снега

Бредут по тихонько

Бараньи рога.

5) Физ. Минутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайке добежим. (бег на месте)

Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём. (ходьба на месте)

6) Чтение слогов

(таблица слогов на доске)

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗЕ ЗИ

7) Чистоговорки:

– ЗА-ЗА-ЗА – уходи домой коза.

– ЗУ-ЗУ-ЗУ – моем Катю мы в тазу.

– А кто из вас придумает чистоговорки?

8) Придумать слова с буквой З (буква может стоять в начале слова, в середине слова, в конце слова)

ΙV Закрепление.

1) У учителя в руках портфель.

На урок я принесла портфель.

А в портфеле том секрет!

Ну, чего там только нет:

В нём картинки и тетрадки

Где записаны загадки.

Сейчас загадки отгадаем

И в игру поиграем.

2) Игра «Доскажи словечко» (в отгадках определить, где [з] [з’].

1. Много бед таят леса,

Волк, медведь там и леса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся… (зайка)

2. Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю… (зарядку)

3) Игра «День – ночь»

(ночь – дети опускают головы, закрывают глаза; день – поднимают головы)

Появляются карточки

друг круг

ель мель

звено зерно

зуб дуб

– Чем отличаются пары слов?

5) – Ночь – День

На доске – зоопарк

– А сейчас, где мы очутимся?

– Что такое зоопарк?

– Кто был в зоопарке?

– А теперь послушайте сообщение о зоопарке ( заранее подготовленный ученик у доски рассказывает)

Зоопарк – это музей живой природы, в котором находятся животные нашей планет. Зоопарки являются научными учреждениями. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие малышей диких животных. В зоопарке работаю зоологи, биологи, ветеринарные врачи. Общаясь животными, они научились понимать их сложный язык и повадки. Каждый зоопарк интересен своей коллекцией животных, в любом есть что-то особенное.

6) Физ. Минутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим в припрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

8) Работа по «Букварю»с62

– Рассмотрите рисунок.

– Каких животных видите в этом зоопарке?

– Каковы условия проживания?

Какие бы не были созданы условия, животным лучше на воле.

– По рисунку составить предложение, схему – на доске и тетради!

Например: В зоопарке живут разные звери.

9)Работа в прописи

10) Игра.

Если [з’] – хлопок.

Зонтик, Зина, корзина, заяц, земля, глаз.

V Итог.

– С какой буквой, какими звуками мы познакомились сегодня на уроке.

– Где мы побывали на уроке?

– Нарисуйте в тетрадях своё настроение после сегодняшнего урока (солнышко – хорошее настроение, тучка – плохое настроение).

infourok.ru

Обучение грамоте «Звуки [з],[з`] и буква З»

Отгадайте загадку:

Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.

Верно, зебра. А какой первый звук вы слышите в слове отгадке? Где еще можно встретить этот звук?……

Догадались о чем мы сегодня будем говорить на нашем интернет уроке?

Произнесите звук [з] и скажите, какой он: гласный или согласный?… Проверьте, звук [з] глухой или звонкий….

Перед вами …

 

Произнесите эти слова. Что заметили?…… Верно, в слове заяц звук [з] — твердый, а в слове зебра  [з`] — мягкий.

Верно, заяц и зебра. Что вы знаете о зайцах? А о зебрах?

А вы знаете, что…

На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека.

Какого цвета зебры: черные в белую полоску или белые в черную полоску.  Ученые доказали, что все-таки зебра черная в белую полоску.

Полосатая окраска помогает зебрам спасаться от хищников и от мух цеце. Стадо зебр воспринимается просто как мелькание черных и белых полосок и не расценивают, как источник питания.

Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся рядом с другими животными, например с жирафами или страусами, которые способны раньше заметить приближение хищников.

 

А вы знаете, что зебры обитают в каждом городе? Что это за зебра? …. Давайте вспомним правила перехода улицы по “ зебре”. (Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы. Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами. Там, где нет светофора обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств.)

1. Подберите еще слова на звук [з], а теперь на [з`]….

2. Найдите «лишнее»

3. И г р а   «Доскажи словечко»

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю…   (зарядку).

*   *   *

Порхает над полем,

Над вольным раздольем,

Встает спозаранку

Весенняя птичка…   (зарянка)

*   *   *

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная…   (задача)

***

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла…   (зима).

*   *   *

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

– Спать ложитесь, поздно! –

Потому что мать – Луна,

А дочурки…   (звезды). (Е. Серова)

А вот и буква З.

На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка, 3 — пружина, крендель, стружка.

 

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия

2. Найди спрятанные буквы З. Обведи их.

3. Назови перечеркнутые буквы.

4. Определи букву в неправильном положении.Выдели знакомую букву.

5. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написано правильно. Соедини их ниточками с зайкой.

 

6. Добавь недостающий элемент буквы.

 

7. Какой ключ подойдет к замку? Соедини ключ с замком.

 

 

8.  Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди с левой стороны рисунка и раскрась букву З.9. Соедини с буквой З только те предметы, названия которых начинаются со звука [З].10. Дорисуй вторую половинку буквы З в левой части рисунка. Обведи в кружок все буквы З в правой части рисунка.11. Сделай квадраты в левой части рисунка одинаковыми. Чем отличаются два квадрата с правой стороны рисунка?

12. И г р а   «Волшебная цепочка»

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

13. И г р а  «Наборщик»

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

14. И г р а  «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык,   – онт,   – ве – да,   – ебра,   – убы.

15. И г р а  «Лесенка»

16. И г р а  «Из одного слова»

 Кроссворды

 

 О т в е т : 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

17. Ребусы

О т в е т  : занавес, Зинаида, знание.

18. 

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

Возьми карандаш любого цвета и раскрась все части рисунка, в которых встречаются буквы З.

19. Читаем слоги …

20. Пишем

Учимся красиво писать здесь

21. 

 Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

 Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Словарь

  • Забава — развлечение, потеха.
  • Завет — совет, наказ, данные потомкам, последователям.
  • Зависть — чувство, связанное с желанием обладать чем-либо, чем обладает другой человек.
  • Завод — фабрика; крупное промышленное предприятие.
  • Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле) которая охраняется законом из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Закинуть удочку — попытаться разузнать что-либо.
  • Замести следы — уничтожать, устранять то, что может служить уликой в чём-либо.
  • Зарубить на носу — запомнить крепко, навсегда.
  • Звёзд с неба не хватать — о человеке без таланта или дарования.
  • Здоров, как бык —  о человеке крепкого здоровья.
  • Знать, как свои пять пальцев — знать что-то очень хорошо.

 

www.klass39.ru

Урок обучения грамоте в 1-м классе “Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з”

Разделы: Начальная школа


Тема: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з».

Цели:

1) Познакомить с согласными звуками [з], [з’], буквами З,з.
2) Формировать навыки сознательного, плавного, выразительного чтения.
3) Развивать внимание, мышление, память.
4) Воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • Лента букв,
  • Таблица слогов,
  • Карточки с буквами,
  • Таблица с буквой З,
  • Касса букв,
  • Картинки с буквой З,
  • Карточки со словами,
  • Картинки животных,
  • Ребусы,
  • Портфель с заданиями.

Ход урока

Ι Организационный момент.

Прозвенел звонок.
Начинается урок.

ΙΙ Повторение.

1)Работа по ленте букв.

  • Назвать изученные буквы,
  • Назовите гласные,
  • Назовите согласные.

2) Проверка домашнего задания. (с. 92)

Кто кем станет?
Вырастет Слава и станет строителем. Вера – поваром. Виктор – слесарем. Светлана – историком. А Павлик полетит на Марс. Он станет космонавтом. А кем станет Максим, Сева и Роман?
– Назовите имена собственные.

3) Игра «Какая буква лишняя».
(На доске карточки с буквами)

а  у  с  и  о  е 

– Какая буква лишняя? Почему? (убираю с)
– А теперь на какие 2 группы можно разделить?

(1 группа – гласные, которые не дают мягкость предшествующему согласному. 2 группа – гласные, которые дают мягкость предшествующему согласному).

ΙΙΙ Новый материал.

1) Загадка.

Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают. (звёзды)

2) (На доске таблица с буквой З).

Слого-звуковой анализ.

Звёзды

– Сколько слогов?
– Назовите 1 звук,
– Дайте ему характеристику.
– Назовите 4 звук.
– Дайте ему характеристику.

По ходу характеристики звуков [з] [з’] на доске появляются карточки.

3) Находят букву в ленте букв, в кассе букв, после моего показа печатают в тетрадях

4) На что похожа буква З?

1. На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.

2. З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

3. По белому полю
В туман и в снега
Бредут по тихонько
Бараньи рога.

5) Физ. Минутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайке добежим. (бег на месте)
Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём. (ходьба на месте)

6) Чтение слогов

(таблица слогов на доске)

ЗА    ЗО    ЗУ    ЗЫ    ЗЕ    ЗИ   

7) Чистоговорки:

– ЗА-ЗА-ЗА – уходи домой коза.
– ЗУ-ЗУ-ЗУ – моем Катю мы в тазу.
– А кто из вас придумает чистоговорки?

8) Придумать слова с буквой З (буква может стоять в начале слова, в середине слова, в конце слова)

ΙV Закрепление.

1) У учителя в руках портфель.
На урок я принесла портфель.
А в портфеле том секрет!
Ну, чего там только нет:
В нём картинки и тетрадки
Где записаны загадки.
Сейчас загадки отгадаем
И в игру поиграем.

2) Игра «Доскажи словечко» (в отгадках  определить, где [з] [з’].

1. Много бед таят леса,
Волк, медведь там и леса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся… (зайка)

2. Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… (зарядку)

3). Стихотворение (записано на доске)

– Найти слова с буквой З. Эти слова разделить на слоги.

В звезде найдёшь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.

4) Игра «День – ночь»
(ночь – дети опускают головы, закрывают глаза; день – поднимают головы)

Появляются карточки

друг                      круг
ель                        мель
звено                    зерно
зуб                        дуб

– Чем отличаются пары слов?

5)

– Ночь
– День

На доске  – зоопарк

– А сейчас, где мы очутимся?
– Что такое зоопарк?
– Кто был в зоопарке?
– А теперь послушайте сообщение о зоопарке ( заранее подготовленный ученик у доски рассказывает)

Зоопарк – это музей живой природы, в котором находятся животные нашей планет. Зоопарки являются научными учреждениями. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие малышей диких животных. В зоопарке работаю зоологи, биологи, ветеринарные врачи. Общаясь животными, они научились понимать их сложный язык и повадки. Каждый зоопарк интересен своей коллекцией животных, в любом есть что-то особенное.

6) Физ. Минутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!

7) Какие животные будут жить в нашем зоопарке. (даю характеристику животного, дети отгадывают, я прикрепляю картинку этого животного на доску под словом «зоопарк»).

  • Она зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенёк, чтоб подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевелится. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице. (лиса)
  • Стоит на поляне старое – престарое дерево. Корни у дерева из земли вылезли, толстые ветки изогнулись, переплелись. Одна ветка даже вокруг ствола несколько раз обернулась, как … Не пройти под деревом осторожному оленю, не пробежать мелкому зверьку, не сесть на дерево птице – разом обовьётся кольцами оно вокруг добычи и проглотит (змея, удав).
  • Берегитесь овцы в хлевах, берегитесь свиньи в свинарниках, берегитесь телята, жеребята, лошади, коровы! Он разбойник на охоту вышел. Вы, собаки, громче лайте, его поругайте! А ты, сторож, заряди-ка своё ружьё пулей! (волк)
  • Это весёлые смешные зверьки, будто маленькие хвостатые человечки. Мордочки сморщенные, как у старушек. Черные ручки тоже совсем человеческие. А ноги совсем как руки с длинными пальцами. Ими они чешутся, и хватают, что им надо, и дерутся. Целый день они путешествуют по деревьям. Кричат, дерутся, с ветки на ветку скачут. Беда, если такая весёлая орава нагрянет на огород! Всё вырвут, разбросают  – не столько объедят, сколько попортят. (обезьяны)
  • – А про белку кто сможет рассказать?

8) Работа по «Азбуке» стр. 94-95

– Рассмотрите рисунок.
– Каких животных видите в этом зоопарке?
– Каковы условия проживания?

Какие бы не были созданы условия, животным лучше на воле.
– По рисунку составить предложение, схему – на доске и тетради!
Например: В зоопарке живут разные звери.

                                                                                            •
9) Чтение слогов в «Азбуке» (хором).

10) Чтение текста в «Азбуке» (работа в парах).

Звери в зоопарке.
В зоопарке разные звери. Вот за забором лев. Мы сразу узнали слона. «Смотрите, смотрите! – крикнула Зина. – Вот он слон. Он стоит и посыпает песком спину!»
– Кого увидели дети в зоопарке?

11) Ребусы (по вариантам)

1 вариант    2 вариант

                        
В тетрадях печатают слова и транскрипцию этих слов.

12) Игра.

Если [з’] – хлопок.

Зонтик, Зина, корзина, заяц, земля, глаз.

V Итог.

– С какой буквой, какими звуками мы познакомились сегодня на уроке.
– Где мы побывали на уроке?
– Нарисуйте в тетрадях своё настроение после сегодняшнего урока (солнышко – хорошее настроение, тучка – плохое настроение).

25.04.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

“Буква Зз, звуки [з], [з’]”

Разделы: Начальная школа


Цели: – познакомить с буквой З з и её звонкими звуками [з] [з’];

– упражнять детей в различении этих звуков в словах;

– научить читать слияния с буквой з;

– обобщить знания детей о зиме как природном явлении;

– воспитывать уважение к старшим, развивать мышление и внимание

Оборудование: “Русская азбука” В.Г. Горецкий, картина по теме “Зима”, звуковые карточки, рисунки “На что похожа буква З”, снежинки с гласными буквами; синие и зелёные снежинки; разрезные слоги, сигнальные карточки, буква З, солнышко, Пушистики, индивидуальные доски, зонтик, зайка, зеркало, корзина, газета,замок, синичка, “снежки”, баян.

Ход урока.

I. Организационный момент.

– Доброе утро! Выглянуло ясное солнышко. Оно льёт на вас свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь пошлите мысленно солнечные лучики маме, папе, бабушке, всем родным и близким, всем – животным и растениям. Пожелайте всем любви и добра.

К нам на урок пришли Пушистики. У них разное настроение. Вы себе выберите Пушистика, который соответствует вашему настроению. А в конце урока проверим, может у кого настроение изменится. Итак, в добрый путь!

II. Сообщение темы и цели.

– На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуками. Мы потренируемся слышать эти звуки в словах и научимся читать слияния с новой буквой.

Доброе, ласковое солнышко будет следить за нашей работой. Постарайтесь быть внимательными и отзывчивыми.

III. Разминка.

А) Подготовка артикуляционного аппарата.

Чтобы язычок и губки помогали нам в работе, проведём разминку.

  1. Чистим зубки снаружи и внутри;
  2. На завтрак мы ели варенье, запачкались – язычок оближет верхнюю губу;
  3. Язычок гуляет по верхней губке, произносится звук [а] сначала медленно, затем быстрее;
  4. Лошадка цокает по мостовой.
  5. Наказать не послушный язык.

Б) Работа со скороговоркой.

МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ.

Прочитайте запись на доске.

Что это? (Предложение)

Докажите. Найдите соответствующую схему. Почему?

Это скороговорка. Прочитаем её чётко.

Прочитайте слова с мягким звуком [м’], с твёрдым звуком [м].

Почему [м’] ?

Произнесите скороговорку с радостью, выделяя слово “мама”.

Произнесите с сожалением.

Какое слово в этом предложении самое родное, тёплое, дорогое? (Мама)

Да! Кто любимей всех на свете?
Это сразу скажут дети
Обойди весь белый свет
Лучше мамы в мире нет.

В) Беседа по содержанию стихотворения.

Послушайте стихотворение и скажите, какое здесь слово важное.

Есть на свете слово –
Нужное и важное.
Словно солнце греет
Это слово каждого.
Это слово нежное
Тёплое, как лето
Мир для всех народов
Мир для всей планеты
Он вам очень нужен
Мне, тебе и Свете.

Что за слово важное такое? (Мир)

Что обозначает это слово? ( 2 друга поссорились, потом помирились. Теперь между ними мир.)

А ещё есть другое значение слова мир? (Окружающий мир)

Г) Беседа по картине “Зима”.

На уроке “Окружающего мира” мы говорили о временах года.

Какое сейчас время года? (Осень)

А о каком времени года эта загадка?

Запорошило дорожки
Разукрасила окошки
Наконец – то ты пришла
К нам волшебница – … (зима)

Вспомните свои наблюдения и посмотрите на картину.

Как изменилась погода зимой?

Как одеваются люди зимой?

Какие деревья и кустарники?

Как люди помогают зимовать птицам?

Почему люди, а особенно дети ждут прихода зимы?

Д) Подбор родственных слов.

К слову зима подберём похожие слова.

– Ласково зима. (Зимушка)

– Какой лес? (Зимний)

-Что делают синички? (Зимуют)

-Как называют место, где зимуют звери? (Зимовье)

(На доске появляются слова: зима – зимушка – зимний – зимуют – зимовье)

Это родственные слова или однокоренные. Они близки по смыслу, у них одинаковая часть зим.

Закончите предложение:

Зимой дует ….(холодный ветер)

И у нас подул ветерок.

IV. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
Потом ветер перестал
Мы все сели по местам.

V. Работа над новым.

1. Выделение звука.

Произнесите слово зи-ма по слогам

Сколько слогов? Почему? (2 гласных)

(На доске схема: )

Позовите это слово. Какой слог ударный?

Произнесите первый звук [з’].

Это наш новый звук.

Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, мягкий)

Какой карточкой обозначим этот звук? (Зелёной)

Какой второй звук? Какой он? (Гласный, безударный)

Какой карточкой обозначим? (Красной)

Произнесите третий звук, дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий, твёрдый)

Какой карточкой обозначим? (Красной)

Назовите последний звук. Обозначьте его нужной карточкой.

(Проверка на доске )

Проверьте с доски, такую ли схему вы составили? (Сигнальные карточки)

Кто составил правильно? Кто ошибся? Помогите соседу.

Как зима украшает окна? (Рисует узоры)

Произнесите слово у-зо-ры по слогам

Позовите это слово. Какой слог ударный?

Произнесите этот слог. Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий, твёрдый)

Произнесите второй звук. Какой он? (Гласный)

Покажите слог-слияние данного слога.

Произнесите ещё раз первый звук слога ЗИ и ЗО.

Что одинаково в этих звуках? (согласные, звонкие)

В чём различие? (Мягкиё и твёрдый)

Изобразим как звенят сосульки, произнося сначала звук [з] твёрдо, а затем мягко. ( [з – з’] )

2. Фонетическая зарядка.

Как поют комарики? Покажите.

Я буду называть звуки, если услышите наш новый звук, то хлопайте в ладоши. [з, с, з’, к, ш, з’, з, п]

VI. Закрепление.

1.

Зимушка-зима разбросала по классу предметы, в названии которых есть звуки [ з з’]

Давйте поищем и назовём эти предметы. Если в названии слова слышится звук [з’] – показать зелёную снежинку, если звук [з] – то синюю.

(Зонтик, зайка, зеркало, корзина, газета, замок)

2. Определение звука и произношение.

Учитель показывает синюю снежинку, дети произносят звук твёрдо, зелёную снежинку – произнося мягко.

VII. Знакомство с буквой.

1. Знакомство с буквой.

Звуки [ з з’] обозначаются буквами З з. Есть большая и есть маленькая буква. Почему? Они будут жить в ленте букв на звонкой улице.

На что похожа эта буква?

На эту букву посмотри
Она совсем как цифра три

Буква З – замок висячий
Ищем ключик ей в придачу.

2. Распознавание буквы в слогах, словах.

1 группа: Найди букву З з и раскрась её.

2 группа: Подчеркни слоги с буквой З з

За, ти, ма, зу, Ра, зи, зо.

3 группа: Подчеркните слова в которых есть буква З з.

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

3. Печатание на индивидуальных досках.

А) Печатание букв.

Посмотрите как печатается буква З з. Напечатайте строчку букв З з. Подчеркните самую красивую букву.

Б). Печатание слогов и слов.

1 группа: зи, зо, за.

2 группа: зима, узоры.

VIII. Закрепление.

1. Чтение слогов.

Взмахнула зима своей волшебной палочкой. И букве З полетели снежинки с гласными буквами. Получились слоги. Буква З соединилась с гласными тёплыми лучиками и стали они дружить, жить в согласии.

Читаем по цепочке. Следите за указкой.

Почему первая снежинка с синей буквой, а вторая с зелёной?

2. Песня “Маленькой ёлочке”

Все вы помните мотив этой песенки. И сейчас мы её споём, но вместо слов будут эти слоги. (На доске слоги)

ЗА – ЗА – ЗА – ОЗ – ЗО –ЗО – ЗУ – УЗ – ЗУ – ЗИ – ЗЫ.

3. Составление слов и слогов.

Прилетела синичка и в клюве принесла буквы и слоги. (Картинка синички)

Соберите слова и слоги.

  1. группа:
  2. собирают слоги: за, зи, зо, зе.
  3. группа:
  4. собирают слова: ваза, роза.
  5. группа:
  6. собирают слова: мороз, земля.

4. Проверка.

1 группа: Прочитайте слоги

2 и 3 группы:

Синичка проверяет, какие вы составили слова и просит их прочитать.

Какая новая буква?

IX. Физминутка.

Игра “Снежки”

Учитель кидает “снежок” и называет слово, в котором есть изученный новый звук. Если этот звук твёрдый, то ребёнок, поймав “снежок” присаживается. А если звук мягкий – то хлопает в ладоши.

Зебра, зубр, зяблик, зарянка, зимородок, змея, заяц.

X. Работа по учебнику.

1. Работа по картинке учебника.

Где мы можем встретится с этими животными? (В зоопарке)

Откройте учебник на стр. 94 и посмотрите как живут звери в зоопарке.

Назовите животных в названиях, которых есть новые звуки. (Зебра, зубр)

2. Чтение слогов, слов, текста.

1 группа: чтение слогов;

2 группа: чтение слов;

3 группа: чтение текста;

Какие еще звери живут в зоопарке?

Что делает слон в зоопарке?

XI. Итог урока.

Какую новую букву принесли нам снежинки?

Какие звуки она обозначает?

А солнышко улыбается, довольное, какие вы внимательные были, ещё стали умнее, так как узнали новую букву. Покажите мне Пушистиков.

У всех хорошее настроение? Ни у кого не изменилось? Настроение у всех хорошее, и после умственной работы следует потрудиться на свежем воздухе. Зима запорошила все дорожки снегом. Что нужно сделать? (Размести) Встаньте в кружок, споём частушку и пойдём разметать дорожки.

Закружило, замело
Все дорожки занесло.
Мы на улицу пойдём
И дорожки разметём.

Дети поют частушку и выходят из класса.

10.02.2006

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *