Разное

Соедини буквы со звуками которые они обозначают – Учебный матeриал на тему “Буквы и звуки английского языка” (2 класс)

Содержание

Учебный матeриал на тему “Буквы и звуки английского языка” (2 класс)

1. Назови пропущенные буквы.        

                     

Aa ___ Cc Dd ___ ___ Gg

2. Найди для каждой буквы звук.

a

b

c

d

f

[f]

[b]

[ei],[æ]

[d]

[s], [k]

3. Расставь слова в алфавитном порядке.

___ duck

___ go

___ egg

___ cat

___ and

___ frog

___ bag

4. Назови слово по буквам.

Abc, egg, dad, bad, ad, Ed, af, deg, CED, AC, feed, fed, def, deaf.

5. Впиши пропущенные буквы.

Hh ___ Jj ___ ___ Mm ___

6. Соедини букву со звуком.

Kk

Hh

Mm

Jj

Nn

Ll

Ii

[aI], [I]

[m]

[l]

[h]

[n]

[dʒ]

[k]

7. Расставь буквы в алфавитном порядке.

Ll  Aa  Dd  Kk   Ii  Ee  Nn   Gg   Hh   Ff

8. Расставь слова в алфавитном порядке.

Kite,  big,  green,  no,  fox,  Ann,  dog,  like,  clock.

9. Зачеркни лишние буквы и объясни, почему они лишние.

a) Ee   Ii  Jj  Aa

b) Gg  Hh  Ff  Ii  Ll

c) Aa  Bb  Cc  Dd  Ff  Ee  Ff  Gg  

d) Hh  Ii  Kk  Jj  Kk  Ll  Mm  Nn

e) Aa  Hh  Jj  Kk  Ll

f) Bb  Cc  Dd  Ee  Ff  Gg

g) Ff  Kk  Ll  Mm  Nn

10. Прочитай слова по буквам.

I, am, jam, Jack, flag, name, glad, game, all, file, fall, lack, hand, Jill, CD, lamb, bee, eagle, big, flea, mean, jag, gang, bang, hi, black, deck.

11. Впиши пропущенные буквы.

___ Вв ___ ___ Ее Ff ___ ___ Ii ___ Kk LL ___ Nn

12. Напиши букву для каждого звука (пары звуков) и назови её.

[h]

[dʒ], [g]

[ei],[æ]

[s], [k]

[dʒ]

[i:], [e]

[f]

[aI], [I]

[n]

13. Расставь слова в алфавитном порядке.

Book, ice, mother, fly, do, hello, lamp, jump, glad.

14. Напиши букву для каждого звука (пары звуков) и назови получившиеся буквы в алфавитном порядке.

[s], [z]

[p]

[ou], [ɔ]

[t]

[r]

[k]

15. Скажи каких букв не хватает.

A       D         I        M       Q        O         T

    B         F        G       J         L          P       S    

16. Найди для каждой прописной буквы строчную.

T      P      K      D      Q      F      J      B      R      G     C

b      j      f      r      d      t     g      k      p      c      q  

17.

Прочитай слова по буквам.

Rose, dad, rabbit, help, are, black, cannot, jell, cockerel, friend, green, home, man, pig, Jack, pencil box, its, sing, snake, the, ride, ant, book.

18. Впиши недостающие прописные и строчные буквы.

B _,  D _,  F _,  _ g,  I _,  M _,  H _, L _,  _ q,  R _, T _,  _ y.

 

19. Скажи каких букв не хватает.

B       E         H       L        R        P           U           Z

    C         I        G       J         N          S          W    

20. Расставь буквы в алфавитном порядке.

Z   K   A   S   O  W  G

21. Зачеркни лишние буквы.

a) K  H  N  J  A

b) T  E  P  C  K  D  V  B  G

c) S  L  F  J  M  X  N

22. Прочитай слова по буквам.

Well, tennis, rabbit, stupid, funny, you, zoo, box, pupil, zebra, house, merry, book, stand, crocodile, jump, goodbye, queen, wolf, six, live, quick, have, huge, just.

23. Напиши цифрами.

one ___ five_____

four____ three_____

two____ seven____

nine____ ten______

six_____ eight____

infourok.ru

Обучение грамоте «Звуки [и], [й] и буквы И, Й»

Начнем мы наш интернет — урок со сказки…

«Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался. Вот тут-то и начались чудеса…. Зверек вдруг заговорил!…

-Бе – бе — безобразие! — сказал он.

-Почему безобразие?
-Ко – ко — конечно! — рассердился зверек.
Мальчик удивился:
-В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь…
-Му – му – му — читель ты, вот кто! — замычал зверек. – Что ты со мной сделал?
-Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?
-Нет, узнать можно.
-Так в чем же дело?
-З – зачем меня за – за –заикой сделал? Я не заика.

Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И. И зверек перестал заикаться.
-Cпасибо, — сказал он. – Теперь каждый знает, что я — ….

— Догадались, кого нарисовал мальчик? Какие буквы перепутал мальчик?

Вот и мы сегодня познакомимся с этими звуками и буквами. Звуки-то разные. Сравните: иголка и йогурт.

Какой первый звук в слове «иголка»? Какой это звук?… Да, звук [и] — гласный звук

Какой первый звук в слове «йогурт»? Каковы особенности звука [й’]? (согласный, мягкий, звонкий).

Запомни! Звук

[й’] ВСЕГДА МЯГКИЙ и звонкий!

1. Придумайте слова со звуком [й’] в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).

2. Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой), моет (мой), строит (строй), поёт (пой), решает (решай), играет (играй), повторяет (повторяй), плавает (плавай), думает (думай).

3. Послушайте слова, скажите, где, в какой позиции стоит звук [й’]: сильный, жокей, шайба, йод, линейка.

4. Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [й’] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

Как странно, звуки разные, а вот буквы почти по написанию очень — очень похожи. Не перепутай!  Очень важно правильно читать слова, замена одной буквы повлечёт за собой изменение смысла слова. Чтобы зайка не превратился в заику….

5. Доскажи словечко

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай.
Отправляется…   (трамвай).

***

Врач живет в стеклянной банке.
Лечит он болячки, ранки.
«Ай, как щиплет!»,
«Ой, как жжет!».
Узнаете? Это…   (йод)

Зимой уснули комары,
Спит медведь в берлоге,
А где-то в джунглях от жары
Изнывают…   (йоги)

***

Что мы пели, угадай?
«Кара…»   (вай).
Что нам пели, угадай?
«Баю…»   (бай).
Что за месяц, угадай?

Месяц…   (май).
Что в стакане, угадай?
Сладкий…   (чай)
Знакомьтесь, буква

И и буква Й!

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

 

2. Найди спрятанные буквы И и Й. Обведи их.

3. Определи букву в неправильном положении.

 

 

4. Отремонтируй буквы:

 

5. Выдели знакомую букву.

 

6. Раскрась только те кубики, на которых написана буква Й.

7.

 Раскрась обе буквы И красным цветом с правой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди и раскрась букву И с правой стороны рисунка.

 

8. Раскрась обе буквы зелёным цветом. Заштрихуй. Найди и раскрась букву Й.

9. Соедини с буквой И только те предметы, названия которых начинаются со звука [и].

 

10. Соедини с буквой Й только те предметы, названия которых начинаются со звука [й’].

11. Подчеркни такую же букву, как внизу на рисунке слева. Обведи в кружок все буквы И на рисунке справа.

 

12. 

Букву зовут «И кратким»
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Й.

13. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

 

14.

 

Словарь

  • Иллюзия — вымысел, фантазия
  • Иллюзионист — фокусник
  • Имидж — «образ» товара, услуги, предприятия, человека
  • Иммунитет — защитная реакция организма
  • Империя — могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство
  • Интеллект — ум
  • Ипподром — спортивный комплекс для соревнований по конному спорту.
  • Исследование — действие, при котором учёные изучают какое-либо явление.
  • Йод — химический элемент.
  • Йога —  физический упражнений для поддержания формы. Это особый стиль жизни и образ мысли.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Играть первую скрипку — играть ведущую роль в каком-либо деле; являться руководителем, заводилой.
  • Играть с огнём — рисковать.
  • Идти по чьим-либо стопам —  подражать кому-либо; следовать чьему-либо примеру.
  • Идти против течения — делать что-либо наперекор окружающим.
  • Излить душу — рассказать кому-либо о чём-то самом сокровенном, личном.
  • Искать иголку в стоге сена — искать среди большого объёма; искать то, что найти заведомо невозможно.
  • Искры из глаз посыпались — о последствии сильного удара.

 

www.klass39.ru

Обучение грамоте «Звуки [йэ], [йо], [йу], [йа] и буквы Е, Ё, Ю, Я»

Сегодня у нас непростой интернет урок. Мы познакомимся с очень необычными звуками и буквами. Готовы? Начинаем…

Но начнём мы уже со знакомого нам звука [й`]. Что вы о нём знаете?

Звук [й`] согласный звонкий и всегда МЯГКИЙ. Ещё он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

ЧАЙ

В конце этого слова есть звук [й`]  и специальная буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово:

Печенье к ЧАЮ, в кафе нет ЧАЯ, угостить вас ЧАЕМ.

Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Ю, Я, Е, которые обозначают сразу два звука

Выполнить задание здесь

– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков, если стоят:

ь в начале слова;
ь после гласных;
ь после ь и ъ знаков.

В нашей речи есть слова, в которые имеется слияние звуков. Например, как нам сегодня встретились [йэ] [йо]. Удивительно то, что они обозначаются одной буквой.

Слияние [йэ] обозначается буквой Е, а слияние [йо] буквой Ё.

А вот и сестрички — буквы Е и Ё.

 

 

Они имеют ещё одну особенность. Прочтите:

РА, РО, РЕ, РЁ…

Заметили, что они делают с согласными звуками? Верно, они делают согласный звук [р] мягким — [р`].

Как только за согласными звуками встанет слияние [йэ], согласный станет мягким звуком. Почему так? Вы знаете, что звук [й] ВСЕГДА МЯГКИЙ звук. Он настолько добрый и мягкий, что отдаёт свою мягкость согласному, остается только [э]. Смотрите:

РЕКА — [Р`ЭКА]

 

1. И г р а   «Кто внимательный?»

1. Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: ель, груша, осел, рак.

2. Каких вы знаете животных, начинающихся на букву е? (Ехидны, ерши, ежи, еноты.)

3. Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на букву Е? (Егор, Елена, Ева, Елизавета, Евгений, Елизар, Елисей, Екатерина.)

 2. И г р а   «Угадайте сказку»

– Как зовут героя сказки? Как она называется?

Вымолвил словечко – покатилась печка

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю.

О т в е  т :  Емеля из сказки «По щучьему велению».

3. И г р а   «Доскажи словечко»

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван…   (ежевика).

*   *   *

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля…   (енот).

*   *   *

Ну и платье: сплошь иголки.

Его носят вечно…   (елки).

*   *   *

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище.

И потом отправит в рот,

А чистюля тот…   (енот).

***

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его…   (ежиха).

*   *   *

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…   (ёжик).

*   *   *

Колюч, да не ёж.

Кто же это?..   (Ёрш.)

*   *   *

За рекой они росли,

Их на праздник привезли,

На веточках – иголки.

Кто же это?..   (Ёлки.)

4. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

5. Найди спрятанные буквы Е и Ё.Обведи их.

6. Назови перечеркнутые буквы.

 

7. Определи букву в неправильном положении.

 

8. Добавь недостающий элемент буквы.

9. Раскрась только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.

10. Выдели знакомую букву.

11. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Ё. Соедини их ниточками с ёжиком.

 

 

 

12. На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую — красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е  справа.

 

13. Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются со звуков Е.

14. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.

15. Допиши букву Е. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

16. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу букву в середине. Найди и раскрась букву Ё с правой стороны рисунка.

17. Соедини с буквой Ё только те предметы, названия которых с неё начинаются.

18. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ё с правой стороны рисунка.

19. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются квадраты справа?

20. Допиши букву Ё. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

21.

на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква Е.

22.

Е и Ё – родные сестры,
Различить сестер не просто.
Но у буквы две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой Ё. 

23. И г р а  «Слоговое лото». Составьте слова со слогами:

ле, ре, е, ло, се, ет, ли, ка, са, ла.

О т в е т  :  лиса, река, ели, село, лает.

24. И г р а  «Волшебная цепочка». Измените одну букву.

Лото – тело; мел – сел – пел; село – соло – сало; река – рука; сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.

25. И г р а   «Занимательные модели». Составьте слова по следующим моделям:

1.  – е –   (Мел, лес, сел.)

2.  е – –   (Еда, ели, ела.)

3.  е – – –   (Енот, езда, ерши.)

4.  – е – –   (Лена, села, пела.)

26. И г р а   «Лесенка»

27. Игра  «Сквозная буква»

28. И г р а  «Малышки-коротышки»

Мы – малышки-коротышкиБудем рады, если тыПоразмыслишь и отыщешь

И начала и хвосты

 

Ель – мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, бретелька, вельвет, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, хмель, бельё, постель, сельдь, пельмени, газель, мельник, стелька.

Еда – беседа, среда, медаль, педаль, резеда, победа, торпеда.

29. И г р а   «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

– рш,   – жик,   – лка.

30. И г р а    «Сколько ёжиков?»

Посчитайте, сколько раз встретится в стихотворении сочетание звуков «ёж»? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов

Убежал от друзей без оглядки.Сказал:– Поищите!Играю я в прятки.

Сначала в норе ёж укрылся

В одёжке.

Затем покатился клубочком

По стёжке.

Нашел под березкойКудряшки – серёжки.Решил подарить их

Мальчишке Серёжке.

А дальше?

А дальше и вы поищите.

Где ёж? Догадались?

Да он в алфавите!

А Б В Г Д Е Ё Ж З И…

 

 

31. И г р а   «Слово рассыпалось». Все слова должны начитаться с буквы Ё.

Кижё,   Шёр,   чаколё.

О т в е т : ёжик, ёрш, ёлочка.

32. И г р а   «Прочитайте слово». Вспомните, что такое акростих. Прочитайте слово, сложив начальные буквы строк стихотворения.

Ёлка, помнишь, под травой

Жил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

Как живая ёлочка.     (Ёжик.)

33. Пишем буквы.

 

 

34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слияние [йу] обозначается буквой Ю.

 

1. Найди спрятанные буквы Ю. Обведи их.

2. Раскрась только те флажки, на которых буква Ю написана правильно.

3. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Ю с правой стороны рисунка.

 

4. Соедини с буквой Ю только те предметы, названия которых с неё начинаются.

 

5. Послушайте сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомните слова со звуком [ю].

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у  людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

 6. И г р а  «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

7. И г р а  «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю.
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

8. И г р а  «Найди слово»

1. Ле с е н к а .                             2. С к в о з н а я   б у к в а .

ю –                                                – ю – –

ю – –                                             – ю – – –

ю – – –                                          – ю – – – –

ю – – – –                                       – ю – – – – –

Возможный вариант ответа:               Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат.                             люди, дюшес, бюджет,

                                                                   тюльпан.

9. И г р а  «Превращение слов – волшебная цепочка»

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т : клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т : юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

10. И г р а   «Добавьте звук»

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

11. Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т :  люлька, люстра, рюмка, клюка

12.

На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква , с кольцом
К тиграм смело встал лицом.

Части рисунка с буквой Ю раскрась разноцветными карандашами.

 13. Пишем..

 

14. 

Слияние [йа] обозначается буквой Я!

 

1. Назовите слова на звук [йа].

2. Найди спрятанные буквы Я. Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.

4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Я с правой стороны рисунка.

5. Соедини с буквой Я только те предметы, названия которых с неё начинаются.

 

6. И г р а  «Я» в квадрате»

В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали

 

А советую, друзья,

Начинать вам с буквы Я.

О т в е т : Я добрался до конца.

7. Кроссворд

1. По горизонтали: фруктовое дерево.

По вертикали: животное с пятнистой шерстью.

2. Хищная птица.

3. Шахматная фигура или большая лодка.

4. Деревянный хомут для скота.

5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.

6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.

О т в е т : 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар,  2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.

8. Ребусы

 

О т в е т :  семья, заяц, Ялта.

9.

Каждый знает:
Буква
Самая хвастливая

Закрась жёлтым карандашом те части, в которых ты видишь букву Я.

10. Чистоговорки

Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.

Ял-ял-ял – кисель полезный, в нем крахмал.

Яр-яр-яр – сделал стол и стул столяр.

11. И г р а  «Слоговое лото»

Составьте слова из слогов: яб, бя, ля, мя, зна, та, ко, ло, ре, зем. (Яблоко, ребята, земля, знамя.)

12. И г р а  «Найди слово». Из букв следующих слов составьте новые слова.

Ярмарка – яр, марка, рама, кара, маяк.

Яблоко – я, блок, кол, око, бок, лоб.

13. И г р а  «Лесенка»

 

14. И г р а  «Подбери слово»

Акростих

Я ельником шла,

Гостинец нашла –

Отличный, отличный, отличный,

До самых краев

Корзина полна,

И свеж аромат земляничный.

О т в е т : ягодки.

 15. Пишем…

16. 

 

Пословицы и поговорки

1. Я – последняя буква алфавита.

2. Язык болтает – рукам мешает.

3. Язык острее мяча.

4. На языке мёд, а под языком – лёд.

  • Егерь — лесник
  • Егоза — вертлявый, подвижной, беспокойный человек.
  • Юбилей — торжество по поводу круглой даты (пятидесятилетия, столетия и т.д.).
  • Ювелир — мастер, изготовляющий ювелирные изделия.
  • Юмореска — шутливая, юмористическая история.
  • Юниор — молодой спортсмен
  • Юннат — Юный натуралист — участник кружка по изучению природы.
  • Юрист — специалист по правоведению, юридическим наукам.
  • Ябеда —  наговор, клевета.
  • Явление — Событие, случай.
  • Явь —  реальная действительность, то, что существует наяву.
  • Ягнёнок — это детеныш овцы
 

 

 

 

 

www.klass39.ru

Звуки [д], [д’] буквы Д, д. Видеоурок. Чтение 1 Класс

Познакомимся со звуком [д]. Произнесите звук [д] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Рот немножко приоткрылся, кончик языка достал до зубов и перегородил дорогу звуку. Из-за этого получился небольшой шум, а не только голос. Значит, звук [д] – согласный.  

Когда звук согласный, можно узнать его звонкость и глухость. Для того чтобы это сделать, нужно положить руки на шею или закрыть ушки, произнести звук и послушать. Звук [д] звонкий. Произнесите парой два звука [д], [т]. Почувствовали разницу?

Ещё вы можете выяснить мягкость и твёрдость звуков [д] и [д′].

Выясним, встречаются ли слова со звуками [д] и [д′]. Для этого отправимся в сказочный музей.

 

Что за чудище такое,

Трёхголовое, большое,

Над землёй оно летит,

Жарким пламенем пыхтит?

(Дракон)

В слове дракон звук [д] твёрдый в начале слова (рис. 2).

Рис. 2. Дракончик (Источник)

У дракона три головы. И каждая голова приготовила вам своё задание. Первая голова очень любит считать. Прочитайте числа:

2, 9, 10, 12, 19, 20, 200, 900

Подумайте, какие числа произносятся с мягким звуком [д′], а какие – с твёрдым [д].

[д′]

[д]

9

10

19

900

2

12

20

200

 

Вторая голова дракона любит называть слова с противоположным значением. Прочитайте пары слов и определите, на твёрдый или на мягкий звук начинается второе слово.  

Враждовать – дружить (твёрдый звук [д])

Безделье – дело (мягкий звук [д′])

Ночь – день (мягкий звук [д′])

Нет – да (твёрдый звук [д])

А третья голова дракона очень любит читать.

Далеко летал дракон,

Побывал за морем он.

Видел он волшебный лес,

Заколдованных принцесс.

Видел он богатырей,

Чародеев, королей…

Много сказок знает он –

Мой летающий дракон.

Владимир Степанов

 

А вы знаете сказки? Отгадайте сказку, её автора и героя.

Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело всё вокруг,

Ой, какой везде испуг!

Это крокодил из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Краденое солнце».

Крокодил – в середине слова есть мягкий звук [д′] (рис. 3).

Рис. 3. Крокодил с украденным солнцем (Источник) 

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку?

Это Дюймовочка из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка» (рис. 4).

Дюймовочка – мягкий звук [д′] в начале слова.

Рис. 4. Дюймовочка (Источник)

Мой вопрос совсем нетрудный,

Он – про город Изумрудный.

Кто там был правитель славный?

Кто там был волшебник главный?

Это Гудвин из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Гудвин – в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 5).

Рис. 5. Гудвин (Источник)

Что у попа за работник:

И повар, и конюх, и плотник,

В няньках с ребёнком сидит,

Чертям верёвкой грозит,

С чертёнком на спор соревнуется?

Чей образ сейчас вам рисуется?

Это Балда из сказки Александра Сергеевича Пушкина, которая называется «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Балда – в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 6).

Рис. 6. Балда (Источник)

У звуков [д] и [д′] есть особенность – они не встречаются в конце слов, потому что в конце слов они произносятся как звуки [т] и [т′]. Эти звуки очень дружны между собой и часто встречаются парами. Научно об этом говорят: звуки оглушаются, т. е. не произносятся звонко, а произносятся глухо. А вот буква Д пишется в любой части слова, в том числе и на конце слов.

Рассмотрите печатные буквы Дд (рис. 7).

Рис. 7. Печатные буквы Дд 

Буква Д обозначает на письме и твёрдые, и мягкие звуки.

Видны за окнами дома

И дети на дорожках.

А вот и буква Д сама

На самоварных ножках (рис. 8).

Рис. 8. Буква Д (Источник) 

 

На что похожа буква Д?

Этот домик – буква Д.

В домике окошко,

Из трубы идёт дымок,

А в окошке – кошка (рис. 9).

Рис. 9. Дом (Источник)

Ещё буква Д немного похожа на кресло, на трактор, на букву Л.

Чтобы лучше запомнить букву Д, слепите её из пластилина или сложите из каких-нибудь предметов. Нарисуйте интересную букву Д. Это поможет вам её узнавать и не путать с другими буквами.

А вот писатель Виктор Хмельницкий увидел букву Д и сочинил сказку.

Дорога не может без дома. Скучно ей становится, теряется она где-нибудь в степи и пропадает из виду. А если нет от дома дороги, дорожки, значит, в доме никто не живёт: не дымится труба, гуляют в доме холод и голод, заглядывают ветер и дождь – и разваливается дом. Вот и получается, что дорога к дому ведёт, а дом зовёт в дорогу. Поэтому и стоит в начале этих слов, как кирпич на ножках, буква Д. Кирпич о доме напоминает, а ножки – о дороге…

Прочитайте слова парами:

 

дом – дым

рот – род

 

Слова в парах одинаковые? Разные. Можете придумать с ними предложение?

А теперь прочитайте слова в транскрипции:

 

[дом] – [дым]

[рот] – [рот

 

В начале слова звук [д] читается звонко, а в конце – глухо, как звук [т]. Вот как важно писать правильную букву. Звуки могут нас запутывать

Рассмотрите письменную букву Дд (большую и маленькую). Сравните их с печатными буквами (рис. 10).

Рис. 10. Печатные и письменные буквы Дд (Источник)

Будем учиться писать заглавную букву Д (рис. 11).

Рис. 11. Письменная буква Д (Источник)

Она пишется без отрыва. Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной линейки. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Закругляем вправо, не поднимая линию высоко над нижней линейкой, пересекаем прямую линию буквы немного выше нижней линии рабочей строки. Вправо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, выписывая закругление над первым элементом буквы.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

При написании заглавной буквы Д возможны такие ошибки: буква очень широкая; получилась большая петля, которая лежит на нижней лини рабочей строки; линия закругления после написания петли не коснулась рабочей строки, а убежала сразу вверх, из-за чего буква получилась кривой.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Помните о правильном наклонном положении тетради, о том, как правильно держать ручку, о том, как держать прямо спину во время письма.

Теперь напишем маленькую букву д. Строчная буква д состоит из двух элементов – овала и прямой линии с закруглением внизу. Она похожа на маленькую букву у. Строчную букву д можно написать двумя способами.

Рассмотрим первый способ написания маленькой буквы д (рис. 12).

Рис. 12. Написание строчной буквы д (Источник)

Начинаем писать букву чуть ниже верхней линии рабочей строки. Справа налево ведём полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закрываем овал в точке написания буквы и поднимаем прямую линию вверх, отклоняясь вправо, до верхней линейки рабочей строки. Возвращаемся и продолжаем вести прямую линию вниз. Пересекаем нижнюю линию рабочей строки и опускаем прямую до середины дополнительной строки. Прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.

Второй способ написания строчной буквы д удобен для безотрывного соединения с другими буквами, когда мы пишем букву д в середине слова.

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки, опускаем вниз, закрываем овал. Делаем повтор в нижней части овала. Линию повтора продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Касаемся верхней линии рабочей строки и опускаем вниз прямую. Дойдя до середины дополнительной строки, прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

При написании строчной буквы д возможны такие ошибки: короткий или очень длинный второй элемент буквы; очень широкая петля закругления второго элемента.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

Соединять заглавную букву Д следует так: написав букву, не останавливаемся, а продолжаем вести линию шапочки вокруг первого элемента. Эта линия пересекает саму букву и ведётся к нижней линейке рабочей строки для нижнего соединения; останавливается она, не дойдя до нижней линейки рабочей строки. Далее выписывается нужная буква, такая как м, л, я и другие. Для верхнего соединения эта линия ведётся к верхней линии рабочей строки. От неё будут написаны такие буквы, как р, н и другие.

Маленькую букву д с другими буквами будем соединять как букву у. Для нижнего соединения отдельно не выписывается соединительная линия, а следующая буква приписывается к концу буквы д. Для верхнего соединения ведём петлю (второй элемент) до верхней линии рабочей строки, откуда начнём писать следующую букву.

Попробуйте сами написать слоги, соединяя большую и маленькую букву Дд со всеми гласными буквами, которые вы уже знаете.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой Д, которая на письме обозначает мягкий и твердый звонкие звуки [д′] и [д]. Но вы помните, что в конце слов эти звуки оглушаются и превращаются в звуки [т] и [т′].

Буква Д в нашем алфавите появилась со слова добро. Без добра и в наши дни, конечно, не обойтись. И в сказках добро всегда побеждает зло. Запомните ещё три очень важных слова: думать,

interneturok.ru

Согласные звуки | Развивайка

Ответы к стр. 49 – 58

Упражнение 105, с. 49

105. Прочитайте. Впишите в пустые клетки буквы. Если вы правильно это сделаете, то у вас получатся разные слова.

лакбочкасок
ракпочкасон
маккочкасом
бакточкасор
  • Что обозначает каждое из слов? Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Сегодня мне приснился удивительный сон.

Упражнение 106, с. 49

106. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.

С. Маршак

  • Подготовьтесь ответить на вопрос: одинаковые или разные звуки обозначены буквами “эр”, “эль”, “эс”, “тэ”?

Этими буквами обозначены разные звуки по твёрдости-мягкости.
[р] – серый, рыжую, [р’] – встретил,
[л] – волк, глухом, встретил, [л’] – (в) лесу, лису,
[с] – (в) лесу, встретил, лису, [с’] – серый,
[т] – встретил, [т’] – встретил.

Упражнение 107, с. 50

107. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Шуршащая песня

Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, и дождь шуршит. А там тихо-онечко шуршат шесть шустрых маленьких мышат.

А. Усачёв

  • Прочитайте текст ещё раз. Какие звуки вы слышите при чтении? Подчеркните буквы, которыми передаются эти звуки. Почему автор использовал слова с повторяющимися звуками?

Автор использовал слова с повторяющимися звуками, чтобы передать шуршание.

Упражнение 108, с. 50

108. Рассмотрите рисунки и обозначения звуков.

[с] ⇒ оса; [с’], [г] ⇒ гусь; [г’], [р’] ⇒ гиря; [р] – роза.

  • Соедините рисунок с тем звуком, который слышится в названии предметов.
  • Запишите названия предметов. Подчеркните в них буквы, обозначающие согласные звуки.

Оса, гуси, роза, гиря.

Упражнение 109, с. 51

109. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.

Буквой “и краткое” обозначается согласный звук [й’]. Буквой “и” обозначается гласный звук [и].

Слова для справок: гласный, согласный.

Упражнение 110, с. 51

110. Найдите среди слогов слова. Подчеркните их. Помогите собачке собрать из слогов слова со звуком [й’] и записать их.

Незнайка, шайка, чайка, случай, тройка, майка, мойка, лайка, стройка, муравей, муравейник, чайник.

Над морем кружилась белоснежная чайка.

  • Устно составьте предложение с любым словом.

Упражнение 111, с. 52

111. Произнесите слова по их звуковым записям. Рядом запишите каждое слово буквами.

[край’] край                [край’á] края
[л’э́й’ка] лейка            [й’э́л’и] ели
[трóй’ка] тройка          [й’óлка] ёлка
[играй’ут] играют        [й’ýжный’] южный

  • Подчеркните буквы, в которых “спрятался” звук [й’]. Почему в некоторых из этих слов звуков больше, чем букв?

В некоторых словах звуков больше, чем букв, потому что звук [й’] “прячется” в е, ё, ю, я.

Упражнение 112, с. 52

112. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.

Сырое молоко не пей.
Прокипяти его скорей.
Вернувшись с улицы домой,
Скорее руки с мылом мой.

Слова для справок: домой, скорей, пей, мой.

  • Подчеркните в словах слоги с буквой й.

Упражнение 113, с. 52

113. Прочитайте. Каких животных так называют? Запишите названия животных.

Косой – заяц, косолапый – медведь, серый – волк.

Упражнение 114, с. 53

114. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получились рифмованные строки.

С двойной согласной непременно
пишем мы слова: антенна,
килограмм, и грамм, и тонна,
пассажир, шоссе, колонна,
ссора, теннис и программа,
группа, касса, телеграмма,
русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.

Н. Бетенькова

Слова для справок: телеграмма, Анна, колонна.

  • Подчеркните удвоенные согласные.

Упражнение 115, с. 53

115. Прочитайте. Откуда эти строки?

– Вот вам телеграмма
От Гиппопотáма!

К. Чуковский

Жил человек рассеянный
На улице Бассéйной.

С. Маршак

Это строки из произведений Корнея Ивановича Чуковского “Айболит” и Самуила Яковлевича Маршака “Вот какой рассеянный”.

  • Обведите кружком удвоенные согласные. Подчеркните синоним к слову бегемот.
  • Составьте ответ на вопрос: кто прочитал телеграмму от больных зверей?

Доктор Айболит прочитал телеграмму от больных зверей.

Упражнение 116, с. 54

116. Подберите имена, в которых есть удвоенные согласные.

ллммннпп
Ал-ла
Эл-ла
Рим-ма
Эм-ма
Ан-на
Жан-на
Фи-липп
Ип-по-лит
  • Запишите слова, разделяя их для переноса чёрточкой (-).

Упражнение 117, с. 54

117. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите их.

1. Автобусы ехали по широкому шоссе.
2. Ссора до добра не доведёт.
3. Аппетит приходит во время еды.
4. В лесу растёт можжевельник. Это хвойный кустарник.
5. Римма собирала коллекцию марок.

Слова для справок: ссора, аппетит, можжевельник, шоссе, Римма, коллекция.

Упражнение 118, с. 55

118. Прочитайте. Подчеркните слова, которые правильно разделены для переноса.

о-бла-ко       скамей-ка       су-ббота
об-лако         скаме-йка       суб-бота

Упражнение 119, с. 55

119. Запишите буквы, которыми могут быть обозначены:

а) и твёрдый, и мягкий согласный звук:

б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х

б) только твёрдый согласный звук:

ж, ц, ш

в) только мягкий согласный звук:

й, ч, щ

Упражнение 120, с. 55

120. Назовите изображённые предметы. Произнесите каждый звук, который обозначен пропущенной буквой.

дя́тел, ель, лисá, орёл, индю́к

  • Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте, где нужно, ударение.

Упражнение 121, с. 56

121. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?

В выходной, весной как раз,
Вол Василий вёз воз ваз.
Налетел на старый вяз
Вот и кончен наш рассказ.

А. Усачёв

  • В чём сходство и различие слов вёз и воз, ваз и вяз, раз и ваз? Какими звуками они различаются?

вёз – воз [в’ос] – [вос], ваз – вяз [вас] – [в’ас], раз – ваз [рас] – [вас]

  • Запишите ответ на вопрос: что вёз вол Василий?

Вол Василий вёз целый воз с вазами.

Упражнение122, с. 56

122. Прочитайте. Произнесите звуки, которые часто повторяются в словах скороговорок.

Лёня и Лиля леденцы делили.

Лёня ломом колол лёд перед домом.

В. Борисов

  • Подчеркните буквы,которыми обозначены мягкие согласные звуки. Подготовьтесь произнести эти звуки.

Упражнение 123, с. 56

123. Впишите в кружки буквы, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного звука в слове:

е, ё, ю, я, и, ь

Упражнение 124, с. 57

124. Прочитайте.

Не зря прилетают зимой снегири.
Горят на снегу они, как фонари.

  • Подчеркните в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Упражнение 125, с. 57

125. Прочитайте.

Рысь меньше льва.
Медведь больше белки.

  • Вставьте в предложения пропущенные слова (больше или меньше).
  • Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Упражнение 126, с. 57

126. Выпишите из словаря антонимов две пары слов, в которых в первом слоге есть мягкий согласный звук. Подчеркните буквы, которые обозначают этот звук.

Белый – чёрный, верхний – нижний.

  • Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Белый медведь занесён в Красную книгу России.

Упражнение 127, с. 58

127. Прочитайте. Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.

Здравствуй, гостья-зима!

  • Вставьте каждый произнесённый звук в квадратные скобки. Подчеркните его признаки.

[й’]  – согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
[г] – согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
[з’] – согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.

Упражнение 128, с. 58

128. Рассмотрите рисунок. Украсьте ёлку словами-названиями игрушек. В первый столбик запишите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, во второй – с твёрдого согласного звука.

мишка                        шишка
львёнок                      зайка
лиса                           мышка
петушок                     поезд

 

ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК

ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Согласные звуки

4.4 (87.18%) от 39 голосующих

razviwaika.ru

Учимся читать сочетание букв th и произносить звуки [ð] и [θ].

Как прочитать сочетание букв th в английском языке?

Прочитать сочетание букв th в английском языке очень просто.
Эти буквы всегда дают один и тот же межзубный звук, который может произноситься:

1) как звонкий (voiced), тогда в фонетическом алфавите мы его обозначаем символом [ð]
этот звук можно услышать в словах: then, this, there, other, smooth
2) или как глухой (unvoiced), который в фонетической транскрипции будет обозначен символом [θ]
этот звук можно услышать в словах: thin, through, thumb, healthy, author, path

Подробнее про фонетическую транскрипцию вы можете почитать здесь.

Общего правила когда сочетание букв th читается как звонкий звук [ð], а когда как глухой звук [θ] не существует, и мы просто запоминаем слова вместе с их произношением.

Произношение звуков [ð] и [θ].

Давайте посмотрим как правильно произносить звуки [ð] и [θ]. Смотрим видео замечательной преподавательницы английского языка для иностранцев Alex Bellem, где она объясняет и показывает как произносится звуки [ð] и [θ].

В этих видео мы послушаем объяснение Алекс на английском языке, как произносить эти звуки, посмотрим внимательно на её рот, послушаем и повторим за ней некоторые слова где сочетание букв th находится в начале, середине или конце слова.

Полезные игры и упражнения, которые помогут вам произнести правильно звук th в английском языке.

Многие считают, что произносить звуки, соответствующие сочетанию букв th в английском языке очень сложно. Вот, кроме шуток, на одном очень уважаемом лингвистическом форуме прочитала такой вопрос: “Как лучше произнести слово thank you (сэнк ю или танк ю)?.

Посмотрите внимательно следующие два видео: Если вы потратите в день две-три минуты чтобы распевать незамысловатую песенку и еще пару минут для повторения какой-нибудь насыщенной буквами th фразы, то уверяю вас, вам даже в голову не придет задать вопрос, с какого звука начинается слово thanksзачем пытаться говорить с, ф, т, когда можно просто сказать [θ]!

1. Очень полезное видео от Ольги Козарь. Здесь мы будем петь песенку со звуком [th], услышим очень эмоциональную и полезную (для тренировки произношения [th]) фразу “This thing is my thing. Everything is your thing. This is my only thing.” И начнем разучивать несложную скороговорку: “I thought a thought but the thought I thought was not the thought I thought I thought.

2. Филочко предлагает подсластить упражнения по произношению звуков [ð] и [θ] с помощью шоколадки Аленка. У вас уже есть шоколадка? Если нет, то бегом в магазин и начинайте тренировать произношение звуков [ð] и [θ] вместе с Филом и шоколадкой.

Песня-игра: Английские звуки th [ð] и [θ] для юных учеников

С детками можно рассмотреть картинку, где один клоун показывает язык другому и выучить песенку

Did you ever hear a rude clown make this sound and that sound?
Did you ever hear a rude clown say /th/-/th/ /th/-/th/?
Ты когда-нибудь слышал как невоспитанный клоун издает этот звук и тот звук?
Ты когда-нибудь слышал как невоспитанный клоун делает [ð]-[ð] [θ]-[θ]?

Очень важно, чтобы во время пения: Все детки притворяются невоспитанными клоунами и высовывают языки произнося слова this, that и звук [ð], а когда они произносят звук [θ] – они должны высунуть языки еще сильнее.

Английский звук th [θ] для юных учеников

Кликните на картинку, чтобы послушать звук th [θ] и поиграть. Нажмите стрелочку продолжить и вам предложат найти в словах звукосочетание th и если вы на него кликните, то вы услышите еще раз звук [θ] и все слово целиком. Обязательно повторяйте слова эти слова за диктором.

Какой звук [ð] или [θ] вы услышали?

Слушайте слова и раскрашивайте их в соответствии со звуком [th] который мы услышали. Слова со звонким (voiced) звуком [ð] раскрашивайте в голубой цвет, а с глухим (unvoiced) звуком [θ] – в розовый. Когда все слова будут раскрашены нажмите кнопку Check Answers (Проверь ответы)

На этом на сегодня про сочетание букв TH и произнесение звуков [ð] и [θ] у нас все.
Оставайтесь с нами!

English 4 kids (Английский для детей)

Мы старались. Оцените, пожалуйста, статью:

Loading…

На English5kids всегда интересно:


Поддержи сайт
Расскажи о нем

english4kids.russianblogger.ru

Звук и буква О, о. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

Сегодня на уроке мы узнаем о  звуке [о] и букве  О, познакомимся с  занимательными фактами о букве О, выполним интересные задания, а также научимся писать букву О.

Прочитайте слова и догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.

  • Ослик
  • Остров
  • Облако
  • Осы

Конечно же, это буква О. Сегодня на уроке мы поговорим о звуке и букве О.

 

Характеристика звука [о]

Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.

Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.

Существует много имён, начинающихся на букву О, например: Оля, Осип. А вот имена Олег, Оксана, Олеся тоже начинаются на букву О, только звук в этих словах произносится нечетко, он похож на звук [а]. Запомните эту особенность звука [о] и не забывайте, что он не всегда в словах бывает хорошо слышен. Иногда он нас хочет запутать и произносится как [а].

Давайте понаблюдаем за словами и найдем в них звук [о]. Произнесите слова вслух и скажите, в какой части слова он находится, определяя это только на слух.

Окунь – звук [о] слышен в начале слова (рис. 1).

Рис. 1. Окунь (Источник) 

Морж – звук [о] слышен в середине слова.

Колобок – звук [о] слышен в середине слова.

Зонтик – звук [о] слышен в середине слова (рис. 2).

Рис. 2. Зонт (Источник) 

Молоко – звук [о] слышен в конце слова.

Ослик – звук [о] слышен в начале слова.

Роза – звук [о] слышен в середине слова (рис. 3).

Рис. 3. Роза (Источник) 

Котик – звук [о] слышен в середине слова.

Гнездо – звук [о] слышен в конце слова.

Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук [о].

А теперь заглянем в наш сказочный музей, в котором живут разные герои, а их имена начинаются на разные звуки и буквы. Сегодня мы узнаем, чьи имена начинаются с буквы О.

Вот Оле Лукойе с волшебным зонтиком (рис. 4).

Рис. 4. Оле Лукойе (Источник) 

Осёл из Бременских музыкантов (рис. 5).

Рис. 5. Осёл (Источник) 

Девочка Оля, которая попала в Королевство кривых зеркал и превратилась в Яло (рис. 6).

Рис. 6. Оля и Яло (Источник) 

Храбрый Оловянный солдатик (рис. 7).

Рис. 7. Оловянный солдатик (Источник) 

Если вы узнали не всех сказочных героев и кто-то вам еще не знаком, попросите взрослых прочитать вам  сказку об этих героях.

Проговорите скороговорку и определите на слух, сколько звуков [о] слышится.

Не далеко, а около

Катилось О и окало.

Отчетливо звук [о] в этой скороговорке вы произнесли только четыре раза, но если бы вы рассматривали её глазами, то увидели бы в ней целых восемь букв О. Вот какой хитрый звук [о]. Он умеет превращаться в звук [а].

Потренируйтесь различать звуки [о] и [а]. Произнесите вслух название породы каждой собаки и определите, в названиях каких пород слышен звук [о].

Болонка (рис. 8). Слышен звук [о].

Рис. 8. Болонка (Источник)

Овчарка (рис. 9). Звук [о] не слышен.

Рис. 9. Овчарка (Источник)

Спаниель (рис. 10). Звука [о] в слове не слышим.

Рис. 10. Спаниель (Источник) 

Колли (рис. 11). Хорошо слышен звук [о].

Рис. 11. Колли (Источник) 

Гончая (рис. 12). Звук [о] есть.

Рис. 12. Гончая (Источник)

Чау-чау (рис. 13). Нет звука [о], только [а].

Рис. 13. Чау-чау (Источник)

Бульдог (рис. 14). Хорошо слышен звук [о].

Рис. 14. Бульдог (Источник) 

Лайка (рис. 15). Слышны только звуки [а].

Рис. 15. Лайка (Источник)

Пойнтер (рис. 16). Хорошо слышен звук [о].

Рис. 16. Пойнтер (Источник) 

Такса (рис. 17). Слышен только звук [а].

Рис. 17. Такса (Источник) 

Мопс (рис. 18). Хорошо слышен звук [о].

Рис. 18. Мопс (Источник) 

Как вы думаете, почему ослик сказал:

Здравствуй, буква-мячик!

Почему не скачешь?

О – самая круглая буква в нашем алфавите (рис. 19).

Рис. 19. Буква О (Источник) 

Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о, то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е. Тарлапан

Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву О.

 

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

 

О – как обруч, захочу –

По дороге покачу!

 

Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

Г. Виеру

 

Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры.

А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из каких-либо материалов. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Можно её составить, например, из пуговиц, бусинок, из листьев деревьев. Буква получится красивая. Букву О можно нарисовать по клеточками или придумать из неё забавный рисунок.

Прочитайте буквы О и определите, какие эмоции можно выразить с её помощью:

О.

О!

О?

Рассмотрите письменные буквы Оо. Сравните их с печатными (рис. 20).

Рис. 20. Печатные и письменные буквы О (Источник)

Отличаются печатные и письменные буквы формой.  

Печатные буквы круглые:

Посмотри на колесо,

И увидишь букву О.

А вот письменная буква имеет форму овала:

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла – бока помяла,

И теперь овальная.

Г. Ванюхина

Печатная буква – это кружок, а письменная – овал.

У заглавной письменной буквы всего один элемент – овал (рис. 21).

Рис. 21. Написание заглавной буквы О (Источник) 

Начинаем писать заглавную букву немного выше нижней линии заглавной строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линии, поднимаем букву вверх, закругляем влево, опускаемся вниз и закрываем овал.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

При написании заглавной письменной буквы О могут быть ошибки: овал можно написать очень широким или очень узким; овал может быть неровным, зауженным сверху или снизу.

Попробуйте написать букву в тетради сами, без ошибок. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку.

Маленькая буква о, как и заглавная, тоже состоит только из одного элемента – овала. Она отличается от заглавной буквы размером. Писать её можно двумя способами.

Рис. 22. Первый способ написания маленькой буквы о (Источник)

Первым способом (рис. 22) удобно писать букву, если её соединять в слове со следующей буквой нижним соединением. Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию. Коснувшись нижней линейки, поднимаем её вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и соединяем овал.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте самостоятельно написать её в тетради.

Иногда, когда вы будете писать букву о в словах, удобнее пользоваться вторым способом написания буквы, с верхним соединением (рис. 23).

Рис. 23. Второй способ написания маленькой буквы о (Источник)

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Делаем поворот влево, касаемся верхней линии. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки; поднимаем полуовал вверх, соединяем с началом письма. Ведём руку прямо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки и начинаем писать соединительную линию, похожую на провисшую верёвочку.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать букву о в тетради сами.

При написании маленькой письменной буквы о могут быть такие ошибки: очень широкая, круглая буква, а не овал; очень узкий овал; буква висит, не касаясь вспомогательных линий рабочей строки.

Потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы в тетради. И помните: чем больше вы пишете, тем лучше получается.

А знаете ли вы, что буква О – одна из самых древних? Придумали её еще древние греки. С тех пор её использовали в разных алфавитах разных стран. На клавиатуре вы увидите английскую букву О, которая ничем не отличается от нашей.

Наши древние предки называли нашу букву О как «Он», она указывала на какое-то лицо.

В математике есть цифра, очень похожая на букву О. Вы, конечно же, догадались, что это ноль.

А вот когда вы подрастёте, узнаете, что в химии есть элемент, который  записывают тоже с буквой О. Н2О – вода, без которой ни одно живое существо на Земле обойтись не может.

Есть даже памятник этой букве (рис. 24). Вот какая она знаменитая. О – самая популярная буква в городе, который называется Вологда. Жители этого города каждый звук [о] очень хорошо проговаривают. Про это говорят «окают». И в названии их города буква О встречается два раза.

Рис. 24. Памятник букве О в Вологде  (Источник) 

Вот с каким интересным гласным вы сегодня познакомились.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой О, звук которой очень любит прятаться в словах и не всегда произносится как [о], а иногда звучит как [а].

На уроках русского языка вы научитесь возвращать звук на своё место и правильно записывать букву. А пока научитесь букву О узнавать, читать и писать.

 

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Nashol.com (Источник).
  2. Poskladam.ru (Источник).
  3. Malish-nash.ru (Источник).

  

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы О. Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Оо (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых буква О звучит как звук [о].

Гром, собака, вол, дом, пирожки, осанка.

  • Выберите любой стишок из этого урока про букву О и выучите его наизусть.

interneturok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *