Познавательное

Модель мягкий или твердый согласный – Как определить мягкие согласные?

Содержание

Ответы@Mail.Ru: перечисли всегда мягкие согласные

Ответ: Как ты говоришь: Всегда (Непарные ) мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’]. Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие. Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание. Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости. [б] — [б’] [л] — [л’] [т] — [т’] [в] — [в’] [м] — [м’] [ф] — [ф’] [г] — [г’] [н] — [н’] [х] — [х’] [д] — [д’] [п] — [п’] [з] — [з’] [р] — [р’] [к] — [к’] [с] — [с’] Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими») . Непарные твердые согласные: [ж] , [ш] , [ц] . Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’]. Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и] , мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы] . Мужик — [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]) . Учил — [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]) . В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных. Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’]. Блин — блинчик [бл’и́н’ч’ик] . Смена — сменщик [см’э́н’щ’ик] . Твердые [д] , [т] , [з] , [с] , [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’]. Свист — сви [с’т’]еть. Лес — ле [с’н’]ик. Казна — в ка [з’н’]е. Бант — ба [н’т’]ик. Индия — И [н’д’]ия. Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них. Звуки [з] , [с] , [д] , [т] перед согласными [ж] , [ш] , [ч’], [щ’] уподобляются им по звучанию и по произношению. Сшить — [шшы́т’]. Разжечь — [ражжэ́ч’]. Счет — [щ’щ’о́т] . Расщедрился — ра [щ’щ’]е́дрился. Подчистить — [пач’ч’и́с’т’ит’]. С жуком — [жжуко́м] . Из шерсти — [ишшэ́рс’т’и] . В глаголах на -ться и -тся звуки [т’] и [с’], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в двойном звуке [цц] . Рваться — [рва́цца] . Годится — [гад’и́цца] . В сочетании ТСК звуки [т] и [с] , взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц] . Арбатский — [арба́цк’ий’]. Пиратский — [п’ира́цк’ий’].

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове “река” слышится мягкий согласный зыук [р’], а в слове “рука” – твёрдый согласный звук [р] . Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [р’]. Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове “перерыв” при произношении первого согласного звука [р’] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р] . Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’]. Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц] . Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове “река” слышится мягкий согласный зыук [р’], а в слове “рука” – твёрдый согласный звук [р] . Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [р’]. Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове “перерыв” при произношении первого согласного звука [р’] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р] . Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’]. Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц] . Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

мягкие всегда й ч щ твёрдые всегда ж ц ш

Ответ: Как ты говоришь: Всегда (Непарные ) мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’]. Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие. Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание. Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости. [б] — [б’] [л] — [л’] [т] — [т’] [в] — [в’] [м] — [м’] [ф] — [ф’] [г] — [г’] [н] — [н’] [х] — [х’] [д] — [д’] [п] — [п’] [з] — [з’] [р] — [р’] [к] — [к’] [с] — [с’] Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими») . Непарные твердые согласные: [ж] , [ш] , [ц] . Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’]. Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и] , мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы] . Мужик — [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]) . Учил — [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]) . В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных. Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’]. Блин — блинчик [бл’и́н’ч’ик] . Смена — сменщик [см’э́н’щ’ик] . Твердые [д] , [т] , [з] , [с] , [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’]. Свист — сви [с’т’]еть. Лес — ле [с’н’]ик. Казна — в ка [з’н’]е. Бант — ба [н’т’]ик. Индия — И [н’д’]ия. Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них. Звуки [з] , [с] , [д] , [т] перед согласными [ж] , [ш] , [ч’], [щ’] уподобляются им по звучанию и по произношению. Сшить — [шшы́т’]. Разжечь — [ражжэ́ч’]. Счет — [щ’щ’о́т] . Расщедрился — ра [щ’щ’]е́дрился. Подчистить — [пач’ч’и́с’т’ит’]. С жуком — [жжуко́м] . Из шерсти — [ишшэ́рс’т’и] . В глаголах на -ться и -тся звуки [т’] и [с’], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в двойном звуке [цц] . Рваться — [рва́цца] . Годится — [гад’и́цца] . В сочетании ТСК звуки [т] и [с] , взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц] . Арбатский — [арба́цк’ий’]. Пиратский — [п’ира́цк’ий’].

Ответ: Как ты говоришь: Всегда (Непарные ) мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’]. Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие. Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание. Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости. [б] — [б’] [л] — [л’] [т] — [т’] [в] — [в’] [м] — [м’] [ф] — [ф’] [г] — [г’] [н] — [н’] [х] — [х’] [д] — [д’] [п] — [п’] [з] — [з’] [р] — [р’] [к] — [к’]

touch.otvet.mail.ru

Мягкие и твердые согласные


МЯГКИЕ и ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ

(ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА )
В русском языке большинство согласных могут быть твёрдыми и мягкими (парными по твёрдости – мягкости), например:


[б-б’ ]: был-бил

[п-п’]: пост-пёс

[в-в’]: вол-вёл

[ф-ф’]: форма-ферма

[м-м’]: мал-мял

[д-д’]: дым-Дима

[т-т’]: том-Тёма

[н-н’]: ныл-Нил



[л-л’]: лук-люк

[з-з’]: козы-Зина

[с-с’]: сад-сядем

[р-р’]: рад-ряд

[г-г’]: год-гид

[к-к’]: кот-кеды

[х-х’]: холм-хитрый

Только твёрдые согласные [ж, ш, ц ] – жук, шуба, цирк.

Только мягкие согласные [ч’ , щ’ , j ] – май, чай, щука.
Смягчение согласных происходит в результате подъёма средней части спинки языка к твёрдому нёбу. В транскрипции мягкость согласных обозначается специальным знаком, например, мал- мял [мал — м’ал] . На письме мягкость согласных выражается при помощи букв е, и, я, ю, ё, ь.

Выделяются следующие позиции для отработки артикуляции мягких согласных:



  1. ) Перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: мел, мил, мял, мёл, Камю [м’ел, м’ил, м’ал, м’ол, кΛм’у].

  2. ) В абсолютном конце слова: конь, лось, кровь, корь [кон’ , лос’ , кроф’ , кор’] .

  3. ) Перед мягкими согласными: свинья, коньки, гость [свин’jа, кΛн’к’и, гос’т’]. Случаи смягчения согласных в словах типа гость, жизнь на письме никак не обозначается и называется ассимилятивной мягкостью, т.к. смягчение согласного происходит в силу ассимиляции, когда последующий мягкий звук влияет на предшествующий.

  4. ) Мягкость согласных в абсолютном конце слова (мать) и перед согласными (горько, братья, кончик) является характерной особенностью фонетической системы русского языка. Правильная артикуляция является необходимой, т.к. в отдельных случаях ошибки в произношении могут привести к нарушению смысла. Сравните: угол-уголь, одет-одеть, полка-полька, горка-горько и т.д.

СОГЛАСНЫЕ [н’, д’, т’] В АБСОЛЮТНОМ КОНЦЕ СЛОВА,

ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ [а, у] И ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ
При произношении н, д, т кончик языка прикасается не к альвеолам, а к верхним зубам. Артикуляция д, т сопровождается свистящим призвуком, который возникает вследствие того, что размыкание затвора между передней частью языка и зубами происходит не мгновенно, а с некоторой задержкой, при этом образуется небольшая щель. От трения выдыхаемого воздуха о края этой щели и возникает такой призвук: тетя [т’от’ъ] , [д’ад’ъ] . Однако, звуки [т’, д’] нельзя произносить как аффрикаты [ц, д’з’].

Упражнение 1. Слушайте, повторяйте.

Тот-тоть, мот-моть, сот-соть, зот-зоть, дот-доть, гот-готь, кот-коть, хот-хоть, бот-боть, пот-поть, вот-воть, нить, путь, знать, горсть, суть, хоть, смерть, кость, ртуть, кровать, локоть, грудь, будь, кладь, снедь, гладь, тетрадь, очередь.
Упражнение 2. Слушайте, сопоставьте значение слов: 3. лицо и инфинитив.

Стоят-стоять, решит-решить, строит-строить, помнит-помнить, ездит-ездить, выполнит-выполнить, говорит-говорить, бросит-бросить, ответит-ответить, простит-простить.


Упражнение 3. Слушайте, повторяйте.

Нон-нонь, мон-монь, сон-сонь, зон-зонь, дон-донь, тон-тонь, гон-гонь, кон-конь, хон-хонь, бон-бонь, пон-понь, грань, конь, лань, дань, встань, огонь, лунь, дунь.


Упражнение 4. Прочитайте предложения, правильно произносите [н’, т’].

Вот конь. Славный путь. Дунь в огонь. Гладь озера. Моя кровать. Встань. Вот лань.Брат бросит курить. Не надо просить.


Упражнение 5. Слушайте, повторяйте, следите за артикуляцией [н’, д’, т’] перед гласными [а, у].

Ня, ню, дю, тя, тю; Нюра, гоню, няня, снял, Ваня, баня; дядя, дюна, дятел, Дюма, дюйм; тюк, костюм, тянут.


Упражнение 6. Дайте в транскрипции следующие слова:

Путь, грудь, огонь, тьма, снял, костюм, гоню.


Упражнение 7. Произнесите слова, следите за мягкостью согласных в исходе слов.

Мать, кровать, кость, локоть, брать, сядь, власть, тетрадь, смерть, грусть, нить, грудь, сеть, путь, ненависть, повесть, пропасть, медь, скатерть, конь, встань, лунь, дань, огонь, лань, грань, июнь.


Упражнение 8. Прочитайте предложения. Сопоставьте произношение выделенных слов.

Не надо так говорить.- Он говорит с братом. Тебе нужно бросить курить. Отец много курит, он скоро бросит курить. Вам не решить этот вопрос. – Его решит Анна. Здесь есть вода. – Он ест. Шест длинный. – Шесть книг. Надо простить Ваню. – Он не простит. Сад зелёный. – Сядь со мной. Фильм снят. – Нужно снять пальто.


Упражнение 9. Слушайте, повторяйте.

Са-ся, су-сю, за-зя, зу-зю, ба-бя, бу-бю, па-пя, пу-пю, ма-мя, му-мю, ся-сю, зя-зю, бя-бю, пя-пю, мя-мю, ва-вя, во-ву-вю, фа-фя, фо-фу-фю, ва-вю. Сядь, взять, сюда, ребята, бюро, изюбр, пять, опять, пюре, мять, вялый.


Упражнение 10. Прослушайте и повторите слова, следите за мягкостью и оглушением

согласных.

Рысь, высь, лось, запись, здесь, весь, сквозь, князь, голубь, прорубь, выпь, кровь, обувь, морковь, свекровь, любовь, семь, восемь.


[м – м’]
Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.


Много света – много хлеба,

Много воды – много травы.


[ф – ф’]
Федя полез за конфетой в буфет.

Факт, что в буфете не будет конфет.


У Фани – фуфайка,

У Феди – туфли.


[б – б’]
Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.


Бык бодается с быком,

Убегает все кругом.

Береги, бегун, бока

От бодливого быка.


[т – т’]
Тигр – он страшный зверь, но всё же

Тихим тигр бывает тоже.

Тигр бывает тих с тигрицей,

Так как сам её боится.


Каковы батьки-матки, таковы и дитятки.

[п – п’]
– Расскажи мне про покупки.

– Про какие про покупки?

– Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.


У пеньков опять пять опят.
Переливать из пустого в порожнее.

[д – д’]
Дятел дерево долбит,

День-деньской кору дробит.

Дятел лечит древний дуб.

Добрый дятел дубу люб.


Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.


[в – в’]
Воробей взлетел повыше:

Видно всё с высокой крыши.


Волков бояться – в лес не ходить.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

[с – с’]
Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.


Купила Маруся

Бусы бабусе.

На рынке споткнулась

Бабуся о гуся.

Все бусы склевали

По бусинке гуси.



[н – н’]
Динь-дон, динь-дон,

В переулке ходит слон,

Серый, серый, сонный слон,

Динь-дон, динь-дон.


Баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки.

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке,

Будет наш сынок ходить,

Будет валенки носить.

МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ПЕРЕД [е, и] .

ЗВУК [j] ( ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА )

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗАКРЫТОГО И ОТКРЫТОГО [е]

( буквы е и э)
В русском языке звуки [е, и] называются гласными переднего ряда, т.к. образуются в средне-передней части ротовой полости. Все согласные (кроме ж, ш, ц) перед [е, и] произносятся мягко, например: мел [м’ел] , мил [м’ил] .
В начале слова, после гласных и [j] буквой е обозначается произношение двух звуков: [je], например: ел [jeл] , поел [пΛjел].
Звук [ j ] – мягкий согласный. Он образуется при высоко поднятой средней части языка к твёрдому нёбу. Это сонорный звук, так как при его произнесении преобладает голос, который сочетается со слабым шумом. Согласный [j] по артикуляции близок к гласному [и] , но в отличие от него произносится с большим напряжением средней части спинки языка и при значительном напоре воздушной струи.
Гласный [е] после мягких согласных (тень, мел, нет) произносится закрыто, с узким раствором рта — так называемый закрытый [е] .

Наряду с этим в русском языке гласный [е] имеет другой оттенок: он произносится более открыто, например, в словах это, цех, шест, жест, кредо.

Широкий, открытый [е] употребляется в следующих позициях:


  • в названиях русских букв (б, в, г, д, з, п, т и др.),

  • после гласных в иноязычных словах (поэзия, поэт),

  • после твёрдых шипящих и [ц] (женский, шелест, цех),

……………………………………….

Упражнение 1. Слушайте, повторяйте.

Бе-бе, пе-пе, ме-ме, ве-ве, фе-фе, би-би, пи-пи, ми-ми, ви-ви, фи-фи; бе-пе, ве-фе, би-пи, би-ми, ви-пи, фи-ми, пи-ви, не-не, ни-ни, де-де, ди-ди, те-те, ти-ти, се-се, зе-зе, зи-си, не-де, те-де, се-зе, зи-ни, ти-си.


Упражнение 2. Прочитайте слова, следите за произношением [б’, п’, в’, ф’, с’, з’, н’, д’, т’, м’] перед е.

Берег, обед, белка, песня, петь, привет, весь, век, муравей, Вера, кофейник, Федя, дело, дед, где, день, дети, негры, небо, нет, земли, газета, заметил, мера, метр, мел, примерка, обмен, семья, сено, осенний, серб, тень, тесно.


Упражнение 3. Прочитайте слова; отмечайте ударение, следите за мягкостью согласных перед и.

Найти, пусти, привести, зайти, заплатить, грести, Тихон, найди, войдите, водитель, разбуди, диктор, проходи, проводить, уйти, Нина, нить, низкий, с ним, бить, забить, пробить, видеть, позови, вина, Виктор, Зина, корзина, с ними, пить, пир, фильм, фильтр.


Упражнение 4. Прочитайте предложения, следите за произношением мягких согласных в разных позициях.

Весенний день. У Пети газета. Здесь тихо. Федя спит. Позови Нину. Ветка сирени красива. Возьми деньги у Зины. Садись сюда. Зови Виктора. Федя сидит на софе. Надень серый костюм. Тень от дома. Купи пиво. Привет от Мити. Вот кофейник. Вера и Мила у Симы.


Упражнение 5. Прослушайте; повторите и запомните слова иностранного происхождения с мягкими согласными перед е.

  1. ) После заднеязычных г, к, х, а также после л: крокет, кекс, география,гегемония, хек, схема, балет, леди.

  2. ) После губных б, в, м, п: проспект, спектакль, комплимент, инспектор, компенсация, бетон, мелодия, комета, вензель, версия.

  3. ) После других согласных: тема, техника, текст, Одесса, демон, декан, музей, пионер, эффект, конкретный, профессор, тенор, термин, паритет, техника, декрет, демократия, декларация, инцидент, президент, депутат, секция, сектор, секта, серия, резерв, корректор, ректор, темп.

Упражнение 6. Слушайте, повторяйте, сопоставьте произношение открытого и закрытого [e]. Эй -ей, эхо-ехал, сэр-сер, Бэла-белый, мэр-мера, пэр-перец.


Упражнение 7. Слушайте, повторяйте слова с открытым [е] (буква э).

Эра, эпос, экстар, об этом, поэт, экспорт, поэзия, дуэт, Эмма, Энгр, этот, эхо.


Упражнение 8. Прочитайте предложения.

Это Эмма. Страус эму. Напишите об этом поэте и об э?ой поэме. Новая эра. Фирма «Экстра». Картина Энгра. Продукты на экспорт.

Упражнение 9. Слушайте, повторяйте. Следите за произношением безударных открытых [е] (буква э) в начале слов.

Экран, экспонат, экзамен, эксперт, экватор, эгоизм, эквивалент, экзотика, эрудиция, элемент, эмоция, эскалатор, эстетика, эстрада, этап, этикет, этюд, эталон, экспертиза, эпоха, эпизод, эпилог, эпитет.


Упражнение 10. Прослушайте, запомните произношение иноязычных слов с открытым [е].

  1. ) После твёрдого т: атеизм, ателье, гротеск, интеграл, интервью, интенсивно, синтетика, метрополитен, стенд, тембр, теннис, интервенция, интернационал.

  2. ) После твёрдого д: демпинг, геодезия, детектив, кодекс, модель, модерн, вундеркинд.

  3. ) После твёрдого н: бизнес, тоннель, турне, генезис, неодарвинизм, неокантианство.

Поделитесь с Вашими друзьями:

bio.ekonoom.ru

Твердые и мягкие согласные звуки – Учебые пособия – Каталог файлов

Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.
Синим цветом -твердые
Зеленым цветом – мягкие

Твердые и мягкие согласные звуки Б – В

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Г – Д

 

  Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З

  

  Твердые и мягкие согласные звуки К – Л

 

  Твердые и мягкие согласные звуки М – Н

 

  Твердые и мягкие согласные звуки П – Р

 

  Твердые и мягкие согласные звуки С – Т

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Ф – Х

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Ц – Ч

  Твердые и мягкие согласные звуки Ш – Щ
   

 Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове “мир” слышится мягкий согласный зыук [м’], а в слове “мак” – твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [м’].

Запомните: 
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

[б] – [б’]

[в] – [в’]

[г] – [г’]

[д] – [д’]

[з] – [з’] 

[п] – [п’] 

[ф] – [ф’]

[к] – [к’]

[т] – [т’]

[с] – [с’] 

[м] – [м’]

[н] – [н’]

[р] – [р’]

[л] – [л’]

[х] – [х’]


Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.
Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей.
Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.
Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.
Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.

sonechkoua.3dn.ru

Твёрдые и мягкие согласные | Музыкально-эстетический класс

Твёрдые и мягкие согласные | Музыкально-эстетический класс

 14. 10. 2014

Новая информация о твёрдых и мягких согласных

13.10.2014

  Урок 17. Согласные звуки: твёрдые и мягкие

(С. 46–47 букваря)

 

     На предстоящих уроках учащиеся начинают знакомиться с характеристиками согласных. На уроках 17–19 в центре внимания находится обучение разграничению твёрдых и мягких согласных. Дети будут осваивать пары по твёрдости – мягкости, а на уроке 18 узнают и о звуках  «одиночках»: непарных твёрдых ([ж, ш, ц]) и непарных мягких ([ч’, щ’, й’]).

  Специально заучивать перечни парных и непарных звуков, конечно, не нужно, они будут усваиваться постепенно в ходе практической работы. Сведения о непарных по твёрдости – мягкости согласных носят вспомогательный характер, они способствуют большей системности, осознанности приобретаемых детьми знаний и умений.

   Различия в произнесении твёрдых и мягких согласных объясняются различиями в движениях языка. Как пишет учёный- лингвист М.В. Панов, «когда произносятся мягкие, передняя часть языка приподнимается по направлению к твёрдому нёбу…; когда произносятся твёрдые, задняя часть языка приподнимается по направлению к мягкому нёбу». И далее добавляет: «Не забывайте, что передняя часть нёба твёрдая, задняя – мягкая». (М.В. Панов. Современный русский язык. Фонетика. – М.: 1979, с. 24)

Эта информация даётся только для Вас и не должна сообщаться детям.

  Первоклассников следует научить с л ы ш а т ь различия в характере звуков.

  Достигается это наблюдением и тренировкой в сознательном произнесении твёрдых или мягких согласных звуков.Появление у учащихся умения безошибочно различать твёрдыеи мягкие согласные будет новым шагом на пути развития фонетических умений школьников, что, как уже говорилось, значимо дляовладения грамотным письмом.

 

    На данном этапе обучения грамоте важно постоянно наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков, продолжать упражнять в выявлении ударных и безударных гласных, в полном фонетическом анализе слов (см. статью «Фонетический анализ слова»),  который теперь будет включать и характеристику согласных.

    Для обозначения твёрдых согласных сохраняется одна черта, символизирующая преграду, которую создают воздуху губы, зубы и т. д., а для мягких добавляется ещё одна – «кладётся матрасик»:

nahcsoolmek49kgd.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *