Познавательное

Методика глобального чтения карточки – Методическая разработка на тему: Методика глобального чтения | скачать бесплатно

Глобально чтение – дидактический материал

Чтение включает два взаимосвязанных процесса: техники чтения, а также понимания читаемого текста. Сперва ребенок усваивает буквы, затем переходит к послоговому и слитному чтению. Однако ребенку с нарушением и задержкой развития тяжело освоить аналитическое чтение. Для детей с аутизмом или синдромом Дауна, у которых сильной стороной является зрительное и образное восприятие, на первых этапах обучения более эффективна методика глобального чтения, которая основана на запоминании целых слов.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением и облегчает переход к аналитическому чтению.

Какие материалы использовать для глобального чтения?

Для обучения ребенка глобальному чтению потребуются карточки с картинками и подписями к ним. Заранее продумайте список «слов» для начального этапа обучения — используйте только те слова и выражения, которые ребенок чаще всего встречает в жизненной ситуации

и сможет функционально использовать для общения.

Одним из первых дидактических материалов может стать ваш семейный фотоальбом — подготовьте фотографии членов семьи и сделайте к ним соответствующие печатные надписи, которые также продублируйте на карточках. Научите ребенка подбирать слова к фотографиям. Пусть он сперва ориентируется на подписи под фото, затем отрежьте подписи, таким образом убирая подсказку. По мере накопления словаря к картинкам добавляются двух-трехсловные подписи (например: «Это мама Ира», «Это папа Юра»). Таким же путем проводится работа со словами других тематик.

Скачать дидактические материалы

В этом разделе вы сможете скачать и распечатать материалы (карточки и подписи к ним) с изображением наиболее часто используемых предметов и действий. Мы постарались подготовить максимально функциональные пособия,  которые могут использоваться для различных заданий и включают картинки и подписи, слова для сортировки, набранные разными цветами и шрифтами, слова без окончаний (ребенок дописывает знакомое слово).

Рубрика наполняется, заходите на Обучалку или подпишитесь на нашу страницу в соцсетях и получайте полезные материалы для занятий с ребенком.

Выберите тему:

obuchalka-dlya-detey.ru

Методика глобального чтения для аутистов

Уже давно было установлено, что человек способен обучаться с самых малых лет, причем малыши все хватают на лету. Именно поэтому очень важно уделять внимание развитию ребенку с младенчества. Одна из методик в этом вопросе – методика глобального чтения — принадлежит Глену Доману. Особенно эффективно глобальное чтение для аутистов (результаты применения данной методики можно посмотреть на видео ниже).

По данной методике малышам показывают карточки с подписями, выполненными ярким цветом и крупным шрифтом. Демонстрацию карточек нужно проводить в быстром темпе, меняя их одну за другой. При этом ребенок будет усваивать информацию на подсознательном уровне.

Сам процесс демонстрации не должен утомить ребенка либо наскучить ему. Поэтому в течение одного занятия достаточно показать 10 карточек одного тематического характера. Тематические наборы картинок нужно демонстрировать, озвучивая название объектов на них, по три раза в день на протяжении 10 дней. Затем можно вводить новые элементы, углублять и расширять тематику картинок.

Очень важно не забрасывать занятия, однако, через силу заставлять малыша делать то, чего он не хочет, также не стоит. Ведь уже в раннем возрасте у него может появиться ассоциативная неприязнь к учебе. Помните, главное правило успеха в том, что вашему ребенку  занятия должны быть интересны.

Предлагаем вам просмотреть два видеоролика:»Методика глобального чтения» и «Глобальное чтение для аутистов». И поверьте, приложив усилия, вы в любом случае сможете добиться результата!

 

obuchalka-dlya-detey.ru

Глобальное чтение

Подробности
Категория: Формирование Навыков
Опубликовано 01.07.2013 21:33
Автор: turist
Просмотров: 12103

Как мы занимаемся с Варей глобальным чтением.

Возможности ребенка не ограничены, если самой искусственно их не ограничивать…

Татьяна Зобова, мама девочки с синдромом Дауна


Как мы занимаемся глобальным чтением


У моей Вари уже достаточно богатый словарный запас. Однако речь никак не появится, а то, что есть, речью не назовешь, это звуки, слоги, жесты. Учить читать обычным способом, то есть буквенно-слоговое чтение нам не подходит. Читать вообще не горит. Нам нет даже 2 с половиной лет. Но современные методические наработки в голос говорят, что когда у ребенка проблемы с речью, то обучение чтению может дать толчок в нужном направлении. 

На этом английском сайте изложена программа «Чтение и речь», предназначенная для обучения детей с синдромом Дауна.

http://www.seeandlearn.org/en/gb/language-reading/

Там же выложены карточки и прочие материалы. Я уже писала, что узнала об этой методике из книги П.Л. Жияновой “Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна.” В этой книге первые шаги переведены, скачать можно здесь. Проблема в том, что русский и английский язык сильно отличаются, и те слова, которые по-английски звучат элементарно, по русски оказываются зачастую очень сложными. 

Карточки
Итак, как мы занимаемся глобальным чтением. На самом деле все похоже на фокус. Что-то невероятное. Мы печатаем два раза в неделю по 4 карточки. На листе А4. На одном листе картинки, на другом слова. Я их обычно вечером склеиваю. На картон приклеила с двух сторон, потом вырезала, и скотчем с двух сторон, потому что иначе краски потекут. Первая карточка была мама, папа, Варя и зайка (из них 3 слова она уже знала как пишутся). Потом Алеся, баба, деда и мяч.

Занятия
Утром, собираю Варю в сад, пока заплетаю, подсуну, чтобы руки у ребенка были заняты. Сначала раскладываю картинками вверх, смотрим. Спрашиваю, где что нарисовано. Где мяч? Где мишка? Где зайка? Варя показывает нужные картинки. Потом слова почитаем. Нашли, например зайку, я карточку переворачиваю и говорю: “Читай!”. Конечно, Варя читать не умеет, по слогам, медленно, показывая своим пальцем буквы, прочитываю слово сама. Теперь раскладываю уже картинками вниз, прошу найти зайку, мишку, мяч. Она ищет, я медленно проговариваю слово, чтобы все звуки слышались. Если откроет не ту, сама видит, что ошиблась, я называю карточку, проговариваю слово, прочитываю опять медленно тыча в буквы. “Это не зайка, это мишка! Ми-ш-ка!” и снова кладу на то же место буквами вверх. Продолжаем искать зайку. Еще до начала этих занятий мы с ней играли в такую игру на внимание. Я переворачивала 4 какие-нибудь карточки (из обычных лото), предварительно с ней все рассмотрев и назвав. Она должна была угадать кто где лежит. Ее это действо всегда очень забавляло. Думаю, что угадывание слов с перевернутыми картинками показалось ей продолжением той увлекательной игры, поэтому она так активно включилась. Так как я положение карточек не меняю, вскоре все четыре правильно определяются. Пока заканчиваем.

После сада приходит – я словами вверх кладу, прошу угадать где какая лежит. Ошибается, но редко. Если ошиблась – я медленно читаю слово по слогам, показываю Варе каждую букву. Когда все найдет, перемешиваю и повторяем.


Первоначально слова запомнились. Теперь отрабатываем. Добавляю старые карточки, уже изученные. Прошу найти нужные слова. Это в фильме хорошо видно, где перед Варей лежит 6 карточек, она их переворачивает. Варя ищет из шести, но если ребенку сложно, то давать можно по четыре, или даже по две карточки за один раз. Если ошиблась – тактика та же, что и при запоминании.  Я же карточку, в которой она ошиблась, откладываю отдельно и подсовываю еще раз, чтобы закрепить. Так мы “кровать” недели две гоняли, ну никак она ее не могла выучить. То покажет, то забудет.



Лото

Мы сделали большие карты, формата А4. На них те же картинки, что и на карточках. Расположили на одной карте 9 штук. Думаю, что это много, лучше бы по шесть. К ним карточки с написанными словами, без картинок. Варя раскладывает надписи, закрывая ими нужные картинки. Обыграть можно, сказав, что слова потерялись, нужно на место положить. Я здесь не читаю, прошу Варю читать. Она когда пытается сказать слово, когда просто кладет карточку на нужное место. В идеале бы нужно с нее требовать произнесения, но я не настаиваю, потому что охота играть тут же отбивается.

 

Так за 3 месяца выучили уже больше 70 слов. У Вари очень хорошая память. Методики по глобальному чтению рекомендуют слов по 10 за месяц, но мой ребенок начинает скучать, отказывается работать, если не добавляются новые картинки.

 

Карточки я смотрю на английском сайте, но и добавляю другие, исходя из особенностей русского языка, выбирая легкие для произношения. Так появились вода, коза, вата, каша… Еще есть карточки с глаголами. Из двух карточек можно построить предложения, что мы и делаем. Варя купается. Мама купается. Деда ест. Зайка ест. и т.д.


Примечание. Варя знает отлично буквы, и когда ей говоришь прочитай, она пытается назвать изолированно именно буквы. Думаю, что это ей помогает при запоминании и при последующем поиске.

Эксперимент
(хочу разобраться как Варя слова запоминает)
Сделала 4 новые карточки. Нога, рука, ухо, коса. Нарочно короткие. Варя не видела картинок, не знала о чем речь на карточках, я ей выложила сразу словами вверх и медленно внятно читала, просила дать мне. Она все эти 4 слова нашла правильно. Она как-то по звукам ориентируется.
Положила рядом козу и косу (в куче с еще 4 карточками). Тоже не спутала, все правильно подала. Никак не пойму как она “читает”. Стол и стул тоже безошибочно находит.

Добавить комментарий

oursun.su

Глобальное чтение – продукты | Обучалка

Мы начали подготовку материалов для глобального чтения. И конечно же, одной из первых изучаемых категорий будут продукты питания. Посмотрите и скачайте наборы карточек, которые помогут запомнить написание названий простых продуктов. Распечатайте их для занятий с ребенком или используйте в качестве образца для создания своих карточек с продуктами, которые знакомы вашему ребенку. Посмотреть все рубрики можно в этом разделе.

В этом наборе мы собрали картинки и подписи для следующих продуктов:

  • молоко
  • масло
  • чай
  • хлеб
  • сыр
  • вода
  • сок
  • каша
  • конфета
  • булка

Как заниматься

Задание №1 — подобрать к картинке слово

Распечатайте файлы, наклейте на картон, разрежьте. Разложите перед ребенком картинки, пусть он выкладывает под ними слова. Через время отрежьте или заклейте подписи к картинкам (отделены пунктирной чертой), теперь ребенок должен раскладывать слова без надписи-подсказки.

Задание №2 — сортировка

Распечатайте слова, набранные разными шрифтами и сортируйте одинаковые с одинаковыми. Ребенок будет узнавать и различать слова, несмотря на разный шрифт и цвет.

Задание №3 — добавить недостающую букву

Скачайте и распечатайте шаблоны слов, наклейте на картон, разрежьте. На пустых полосах в голубых клеточках наклейте кусочки гладкой липучки (ленты велкро), к оборотной стороне букв приклейте кусочки колючей липучки. На полосе выложите слово без последней буквы.

Положите перед ребенком картинку, полосу образец со словом и полосу для выкладывания букв. Ребенок должен положить в конце недостающую букву. Со временем полоску с образцом можно убрать и сразу выкладывать названия изображенных на картинке предметов.

Скачать картинки и подписи

Скачать шаблоны слов и букв

Выбрать другую тему

obuchalka-dlya-detey.ru

Посуда – материалы для глобального чтения

Сегодня мы подготовили новый набор карточек «Посуда» для работы по методике глобального чтения. В наборе два файла — с картинками и словами для сортировки и файл со словами, пустыми шаблонами и буквами. Мы подобрали наиболее часто используемую посуду, которая используется в каждой семье:

  • тарелка
  • вилка
  • стакан
  • нож
  • ложка
  • кастрюля
  • чашка
  • чайник

Как использовать дидактический материал

Скачайте файлы, распечатайте, наклейте на картон или заламинируйте, разрежьте. Карточки с картинками и словами можно сортировать и подбирать слова-подписи к картинкам. Буквы и слова можно использовать для выкладывания слов по образцу. Постепенно уменьшайте степень подсказки, заклеивая по одной букве с конца до тех пор, пока ребенок не научиться правильно составлять названия предметов, изображенных на рисунке. 

Скачать картинки и слова

Скачать слова и буквы

Посмотреть другие материалы по теме.

Закладка постоянная ссылка.

obuchalka-dlya-detey.ru

В первый класс без букваря: Глобальное чтение

Американский педиатр Глен Доман считает, что учить читать ребенка можно с шести месяцев, то есть задолго до того, как он начнет говорить. Этот метод обучения чтению учитывает принцип от простого к сложному:

слова » словосочетания » простые предложения (из 2-3 слов)» распространенные предложения » тексты » книги.

Для обоснования своей методики Г. Доман использует данные многочисленных исследований детских физиологов. В раннем младенческом возрасте дети могут соотносить новые впечатления с существующими в памяти образами. Ребенок, которому подарили новую погремушку, на следующий день узнает ее. Если малышу в возрасте шести – одиннадцати месяцев показать картинку с изображением трех одинаковых игрушек, а через секунду заменить ее другой, ребенок будет переводить взгляд с новой картинки на старую. Тем самым он показывает, что узнал старую картинку. Кроме того, малыш старше шести месяцев способен мысленно представлять объект, которого нет перед его глазами.

Эти особенности памяти ребенка можно использовать для его обучения «глобальному чтению», то есть чтению целыми словами. Взрослый знает, что слово состоит из букв. А ребенок, еще не обладающий такими знаниями, запоминает (схватывает) зрительный образ слова целиком, как фотографию.

Г. Доман предлагает начинать обучение ребенка с чтения коротких слов (из трех – пяти букв) и постепенно переходить к более длинным. Слова надо писать красным фломастером на отдельных карточках (полосках картона длиной 50 сантиметров и шириной 10 сантиметров). Высота букв должна составлять 7,5 сантиметров. Показывайте малышу блоками – по пять слов в одном блоке. Желательно, чтобы слова, входящие в один блок, начинались с разных букв.

Первые уроки чтения выглядят следующим образом. Посадите ребенка напротив себя, карточки положите лицевой стороной на колени. Вместе с карточкой слова покажите соответствующую картинку и громко произнесите написанное слово. Каждое слово покажите ребенку один раз в течение одной секунды, затем сделайте перерыв на полчаса. После чтения блока возьмите малыша на руки, прижмите к себе и похвалите. Это поможет ребенку понять, что он справился с заданием. В течение дня демонстрируйте малышу блок не менее 3 раз.

Через пять-шесть дней ребенку можно показывать до трех-пяти блоков в день. Таким образом в течение дня вы проводите 10-15 занятий, продолжительность которых составляет всего 5 секунд. Постепенно в блоки можно вводить по одному новому слову, заменяя им одно старое.

Когда ребенок подрастет, учите его подкладывать карточку со словом под соответствующую картинку. Для этого положите на стол перед малышом картинки (не более пяти), а затем протяните ему одну карточку слова. Ребенок должен прочесть слово и положить карточку под нужную картинку.
Маме на заметку! Можно «погрузить» малыша в мир слов, прикрепив скотчем карточки слов к предметам быта, например к мебели (стол, стул, шкаф, диван). В течение дня показывайте их ребенку и громко произносите написанное слово.
Г. Доман предлагает учить ребенка читать слова тематическими группами:

  • человек и предметы одежды,
  • дом и члены семьи,
  • еда и посуда,
  • животные и птицы,
  • названия цвета и прилагательные,
  • глаголы.

Освоив чтение разных слов, ребенок может начать читать словосочетания, которые составлены из этих слов, а затем простые предложения. Например, когда ребенок сможет прочесть слова «кот», «бык», «идет», «стоит», «спит», составьте из них варианты предложений: «Кот идет. Кот спит. Кот стоит. Бык идет. Бык стоит. Бык спит.» Постепенно можно удлинять предложение, добавляя по одному слову: «Белый кот спит. Пушистый белый кот спит. Черный бык идет. Большой черный бык идет.»

Если вы хотите приучить ребенка читать книги, давайте ему сначала книжки, сделанные своими руками. Иллюстрациями могут послужить ваши семейные фотографии. На каждой страничке напишите всего одно предложение, чтобы малыш смог легко прочитать ее. В вашей книге могут встречаться такие фотографии и подписи к ним: « Мама ест яблоко. Папа пьет чай. А Дима спит.»
МАМЕ НА ЗАМЕТКУ! По методике Г. Домана наиболее эффективно обучение детей первых трех лет жизни. С возрастом у ребенка снижается способность запоминать слова, не анализируя составные элементы. Опыт показывает: чем младше ребенок, тем проще для него и родителей процесс обучения. В один год научить читать ребенка легче, чем в два, а два года легче, чем в три. 
Источник 

Наиболее полно методика Глена Домана представлена в книге “Гармоничное развитие ребенка”.
Методика Глена Домана. Карточки Глена Домана.
Основные принципы работы с карточками Домана.

  1. Начинать необходимо заниматься с карточками Глена Домана с самого раннего детства.
  2. Во время занятий настроение у ребенка должно быть хорошее, он должен быть здоров, весел и бодр.
  3. Обязательно хвалите малыша за его достижения! Все дети очень любят, когда их родители хвалят и радуются их успехам, пусть даже совсем маленьким успехам. Ребенок, если его похвалить, будет стараться доставить Вам радость снова, будет стремится к большему познанию.
  4. Показывать карточку перед глазами ребенка нужно короткое время, где-то 2-3 секунды, главное, чтобы малыш обратил внимание на карточку. Более продолжительное время держать карточку не надо, так это может вызвать потерю интереса у ребенка.
  5. Старайтесь ежедневно пополнять материал и показывать новые карточки к тем, которые малышу уже хорошо знакомы. И нежелательно одну и ту же карточку показывать более 3-х раз в один день.
  6. Умейте вовремя прекратить игру. Необходимо остановить игру прежде, чем Ваш малыш сам этого захочет. Занятия должны быть короткими.
  7. Систематичность и регулярность занятий – залог успеха.
Это все основные принципы, но каждый ребенок – это индивидуальность. Ваша задача, не напрягать ребенка, сделать так, чтобы ему играть в карточки Домана было интересно. Именно играть, а не настаивать на обучении и запоминании. Если Вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, сразу же убирайте карточки и переключайтесь на что-то другое.
Скачать бесплатно книгу Домана “Гармоничное развитие ребенка” можно здесь.
Источник

razumnik.blogspot.com

Учимся читать. Методика глобального чтения

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы продолжаем консультирование по вопросам обучения чтению дошкольников. Наша тема сегодня – методики обучения. И начнём мы с такой интересной и нетрадиционной,  как методика глобального чтения (чтение целыми словами).

     У этой методики, как, впрочем, и у любой другой, есть свои сторонники и свои противники. Если у вас возникают сомнения, стоит ли обучать вашего малыша именно по этой методике, советуем проконсультироваться у специалистов. Наша цель – ознакомить родителей с методикой глобального чтения. Обучать или нет ребёнка именно по ней – решать вам.

     Итак, с чего начать обучение? Для упражнений нужно на карточках размером в треть тетрадного листа написать короткие слова, обозначающие хорошо известные ребенку предметы, например: дом, жук, мяч, елка, бант, кот, шар, хлеб, флаг. Ребенок должен научиться узнавать слова целиком, «читать» их как «иероглиф», не вычленяя отдельные буквы. На каждом занятии ребенок получает две-три карточки. Сначала взрослый сообщает малышу, что на них написано, а затем ребенок должен по просьбе дать нужную карточку и назвать ее.

     Но здесь есть и свои минусы. От умения глобально прочитывать несколько десятков слов не зависит достижение основной задачи обучения грамоте – чтение по слогам. А плюсы в том, что эта методика привлекает внимание детей к написанию слов, погружает в мир букв. Дети начинают замечать надписи на упаковках, вывески, названия книг. А в какой-то момент для них станет открытием, что булочная и банк начинаются с одной и той же буквы (или почта и почтальон). Так, при узнавании написания слов малыш нередко самостоятельно познает тайны письма.

     Можно ли научить маленьких детей читать по слогам? Ведь часто бывает, что ребенок знает все буквы, но дальше дело не идет, слова он прочитать не может. Многие исследования показывают, что буквы легче распознаются и запоминаются, если входят в состав знакомых слов. Главное не просто запомнить, как читаются слоги, а сразу же читать слова, состоящие из них.

И еще вот что важно не упустить. Как можно раньше поощряйте стремление детей писать, даже если это буквы или слова, которые ребенок пока не может прочитать. Но нельзя ребенка ругать за некрасивые буквы. Писать можно не только в тетради, прописи и т.д., но и на песке, на снегу. А еще можно выкладывать буквы из спичек, камешков, можно лепить из пластилина, теста. Самое главное, чтобы занятие доставляло удовольствие. Так называемая «игра в письмо» постепенно превращается в осмысленное написание.                                         

     Не стоит ставить сроки обучения. У каждого ребенка свой темп обучения. Поэтому и занятия ваши могут быть распланированы по-разному. Какую-то букву вы можете выучить и начать читать с ней слова за одно-два занятия, а на какую-то вам потребуется четыре-пять занятий. Важно помнить самое главное: обучение будет успешным, если занятие доставляет малышу удовольствие.

     А для того, чтобы ваши занятия были более привлекательны для ребенка, их надо строить с учетом тех видов деятельности, которые близки детям и позволяют обеспечить их активность. Это, прежде всего, игра, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Это также рисование и конструирование, значение которых очень велико, когда речь идет о формировании образа буквы.

     Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Если вас заинтересовала такая методика обучения чтению, то вы можете уже начинать готовить карточки, планировать свои занятия, готовить малыша к обучению. Успехов вам!

А в следующей статье мы поговорим о других методиках обучения чтению.

 

Статью подготовила логопед детского сада “Лучик” на Остоженке Королёва Юлия.

luchik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *