Короленко поздняя осень – Поздняя осень. Короленко Владимир — Сказки. МегаЗнайка
цитаты об осени из русской классики
Александр Куприн – «Грантовый браслет»
К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
Владимир Короленко – «Поздняя осень»
Наступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю. Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущей роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падет на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи… Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно… Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона… И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела… Белый цвет — это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот,— цвет величавых и бесплодных горных вершин…
Константин Паустовский – «Мой дом»
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.
Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.
Лев Толстой «Война и мир»
День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лились массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из-за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса, и далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.
Иван Тургенев – «Осенний день в березовой роще»
С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая…
Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось… то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли… и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
Михаил Шолохов – «Тихий Дон»
В больничном садике хозяйничала осень: крыла дорожки оранжевой бронзой листьев, утренними заморозками мяла цветы и водянистой зеленью наливала на газонах
траву. В погожие дни по дорожкам гуляли больные, вслушиваясь в переливы церковных звонов богомольной Москвы.
Иван Бунин – «Антоновские яблоки»
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками в самую пору, в середине месяца. Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.
Сергей Козлов – «Как Ежик с Медвежонком ловили осень»
Весь день шёл дождь, ночью перестал, к утру похолодало.
Ёжик с Медвежонком вышли на крыльцо, постояли немного, вдыхая холодный воздух.
Всё вокруг было непонятно: деревья стояли зелёные, жёлтых листьев было ещё совсем мало, и всё равно — за каждым стволом сидела осень.
— Видишь? — сказал Ёжик.
— Ага, — сказал Медвежонок. — Так и глядит.
— Вот бы её поймать!
— А давай, — Медвежонок чуть не поперхнулся. — Давай поймаем и запрём в чулан. Представляешь? Запрем её в чулан, и сразу — лето!
www.pskov.kp.ru
Меню сайта Сведения об образовательной Интернет приёмная Безопасность Учреждения Родителям Педагогам Наша жизнь Информационно-образовательные ресурсы Внимание! Рекомендуемые браузеры для просмотра нашего сайта В остальных браузерах наш сайт может отображаться некорректно! На сайте Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | Осень Автор: И. Соколов-Микитов Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи. Скоро, скоро начнутся первые морозы. До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать. Осень В лесу Грибы Лес осенью Природа осенью Осенний день в березовой роще Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая… Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы. *** Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней… *** … К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья. Поздняя осень Наступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю. Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущей роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падет на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи… Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно… Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона… И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела… Белый цвет — это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот,— цвет величавых и бесплодных горных вершин… Словарь родной природы Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить». *** Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава. Какие бывают дожди … Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились. Листопадничек Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три аленьких зайчонка. Яблоко Рыжие листья Кузька в лесу. Осенний праздник. |
gf102.ucoz.ru
Осенние сказки и рассказы для детей – обзор от “Блоги Мам”
Обзоры Автор: Анна 11 Октябрь, 2012Вот и заканчивается круг времён года в наших сказочных обзорах, сейчас на дворе — ОСЕНЬ, и сегодня мы поговорим об осенних сказках для детей.
Почитаем классиков – 19 и 20 веков
И. С. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще« в подборке (отрывок из рассказа «Свидание» из цикла «Записки охотника»). Кстати, действие многих рассказов «Записок охотника» тоже происходит осенью. В Озоне В Лабиринте Короткие рассказы про осень разных авторов, которые уже все относятся к классикам в подбоке : И. С. Соколов-Микитов «Осень» рассказ, В. Г. Короленко «Поздняя осень», И. А. Бунин «Антоновские яблоки», К. Г. Паустовский «Словарь родной природы», «Мой дом», «Какие бывают дожди».
В 2015г издан сборник рассказов И. С. Соколова-Микитова «Осень в лесу» (Пришел сентябрь, Улетают журавли, Лось, Глухарь на гальке, Беляк, Ёж, Белки, Медведи, Рысь, Вечер в лесу, Волки)
В Озоне В Лабиринте
И ещё одна книжка И.С. Соколова-Микитова: сказка «Листопадничек» с чудесными, добрыми рисунками Е. И. Чарушина.
В Озоне В Лабиринте
Н. Г. Гарин-Михайловский «Осень Стихотворение в прозе«.
Рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки» вместе с другими произведениями автора есть в сборнике «Темные аллеи».
В Озоне В Лабиринте
Рассказы К. Г. Паустовского про осень «Барсучий нос», «Прощание с летом» и несколько других можно прочитать в книге «Растрепанный воробей«.
Рассказ про осень В. Сухомлинского «Я хочу сказать своё слово» есть в прекрасном сборнике «Цветок солнца».
В Озоне В Лабиринте
К. Д.Ушинский В сборнике «Рассказы и сказки» кроме рассказа «Осень» множество произведений автора.
В Озоне В Лабиринте
М. М. Пришвин «Поэтические миниатюры об осени«
Н. И. Сладков Сборник «Лесные тайнички»
В Озоне В Лабиринте
Сентябрь (Осень на пороге, На великом пути, Паучок, Время, Птицы, Белкин мухомор, Крылатая тень, Сова, которую позабыли, Хитрый одуванчик, Друзья-товарищи, Лесные шорохи),
Октябрь (Швейня, Страшный невидимка, Фазаний букет, Деревья скрипят, Тайна скворечника, Старый знакомый, Сорочий поезд, Осенняя ёлочка, Упрямый зяблик, Лесные шорохи, Волшебная полочка),
Ноябрь (Почему ноябрь пегий? Курорт «Сосулька», Пороша, Трясогузкины письма, Отчаянный заяц, Синичий запас, Скворцы прилетели, Лесные шорохи).
Осень под водой
Г. А. Скребицкий «Осень« (Рассказ из книги «Четыре художника»), и ещё один рассказ «Носатик»
Г. Я. Снегирев Рассказ «Черничное варенье» и многие другие замечательные рассказы есть в книге «Хитрый Бурундук. Рассказы и маленькие повести»
В Озоне В Лабиринте
а в сборнике Г. Я. Снегирева «Первое солнышко» есть рассказ «Как звери и птицы к зиме готовятся».
В Озоне В Лабиринте
Сказки В. Г. Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок» можно найти практически в любом сборнике, например, в «Весёлые сказки и истории».
В Озоне В Лабиринте
В. В. Бианки «Осень«, «Лесная Газета. Сказки и рассказы»
В Озоне В Лабиринте
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
В Озоне В Лабиринте
Н. М. Грибачев «Рыжие листья» (из цикла про Зайца Коську) в сборнике «Сказки нашего леса».
В Озоне В Лабиринте
Юрий Коваль «Круглый год» (сборник с прекрасными иллюстрациями и диск)
В Озоне В Лабиринте
«Сказка о том, как пришла осень» в сборнике «Полынные сказки».
Подборки для школьников – Рассказы об осени (Э. Ю. Шим «Пятёрки», В. В. Бианки «Сентябрь», И. С. Соколов-Микитов «Лес осенью», В. В. Занков «Почему осенью листья деревьев меняют цвет и опадают?»)
И ещё одна Рассказы об осени для младших школьников (Э. Ю. Шим «Тяжкий труд», «Белые штаны»; В. В. Голявкин «Паровозик в небе»; Н. И. Сладков «Искатели воздуха»; И. Д. Полуянов «Благодарность»; И. С. Соколов-Микитов «Перед зимой»).
Осенние сказки современных писателей
Татьяна Александрова «Кузька в лесу. Осенний праздник». В книге про Домовёнка Кузьку.
В Озоне В Лабиринте
Татьяна Домаренок – подборка «Сказки и рассказы для детей – Осень», в том числе: Осень, Золотая осень на школьном дворе, и другие (Боровичок. Последние дни уходящего лета, Косолапый бедолага, Золотые бабочки Осени, Девочка Осень, Золотой букет, Бабушкины сказки, Димкина золотая рыбка, Как буквы и цифры готовятся к школе, Карта мира, Волшебник Букварь. для младших школьников, Страусёнок первоклассник).
Наталья Абрамцева Осенняя сказка.
Ефим Владимиров Фея Осень.
ЛАНА РА Ведьмочки и листопад, сказка.
Оксана Иваненко Спокойной ночи!
Сергей Козлов Сказки связанные с осенью можно читать в книгах, например издание «Ежик в тумане. Сказки о настоящем» издание 2015г издательство Время мастеров, в серии Лучшее детям. Художник Бодякова Галина
В Озоне В Лабиринте
А можно читать сказки об осени Сергея Козлова на Ежином портале или многочисленных других сайтах в циклах *Осенняя песня травы* (Последнее солнце, Сыроежка, Лисичка, Красота, Осенние корабли, Как оттенить тишину, В родном лесу, Сосновая шишка, Птица, Вольный осенний ветер, Мы будем приходить и дышать) и * Осенние сказки * (Как поймать облако, Осенняя сказка, Как Ослику приснился страшный сон, Доверчивый Ёжик).
Надо отметить, что у С. Козлова очень много сказок, где его герои (Ёжик и его друзья) любуются осенью. Эти сказки нередко используют взрослые. Так, на встрече с читателями в Центральной детской библиотеке г. Сланцы «Осенний букет чувств» прозвучали «осенние» сказки С. Г. Козлова из книги «Ёжик в тумане». В октябре 2000 года это было чтение и обсуждение сказок С. Козлова «Осенняя сказка» и «Красота», а в 2002 году — маленькие сказки «Последнее солнце» и «Лисичка». Малыши смогли заглянуть в мир с тем, чтобы обрадоваться и удивиться его красоте, испытать счастье узнавания своей земли». И как интересно откликнулись дети! Подборка приведена тут.
Людмила Крищенко Рыжая сказка.
Марта Быстрова Сказки домового. Осень.
Василий Морозов Наступает новая осень.
Ольга Борина Чай с Осенью.
Ксения Ремизова Сказка про День Начала Листопада.
Падмини С. Марина Попова Листопад.
Нина Павлова Осенние грибы.
Авторские осенние сказки в блогосфере
свободный журналист «ХайВей» Легенда об Осени
Иришенька Лазур Осеннее
Ирина Лешукова Когда зима сменяет осень
Мария Щербина Осень
Автор блога eneja.com Сказка про осень
Сказка про осенние краски (с хорошими картинками).
Сказки про осень, написанные детьми
Тиунова Дарья, 10 лет, Осень, Зима и Весна.
Алина Шестерякова, 9 лет, Первая осень.
Марченкова Ольга, ученица 9 класса, Роняет лес багряный свой убор.
Андронов Олег, ученик 7 Б класса, Путешествие в золотую осень.
Богачёв Павел, ученик 4 класса, Золотая осень.
Алиев Микаэл, ученик 4 класса, Моя осень.
Маев Егор, ученик 4 класса, Мне нравится…
Трусихина Полина, 10 лет, Золотая осень.
На портале для детей и подростков, родителей и педагогов — Вектор-успеха.рф — проходил Международный литературный фестиваль педагогических работников и учащихся «Серебряный луч», одна из 3-х тематик которого «Золотая осень». Участники Фестиваля и взрослые, и дети. Детские рассказы и сказки уже помещены в «детском» разделе, далее то, что предлагают взрослые:
Самойлова Ольга Путешествие в сказку.
Осипова Марина Загадочная осень.
Баулина Полина День в осеннем лесу.
Сапова Дария Осенний лес.
Головинская Варвара, этюд Осень в царстве живого.
Сценариев для постановки осенних сказок дома, в детском саду или в школе можно найти немало. Для примера — Ольга Чусовитина Королева осень.
А вот предыдущие обзоры сказок и рассказов для детей по временам года, уже опубликованные на «Блоги Мам»:
Лучшие новогодние, рождественские и просто зимние сказки
Весенние сказки для детей
Летние сказки и рассказы – обзор от БМ
Летние сказки – продолжение темы.
А ноту яркости и тёплых воспоминаний добавит пост про иллюстрации к детским книгам.
Сказочной вам осени!
Автор: Анна
Иллюстрации с сайтов, упомянутых в обзоре
www.blogimam.com
Рассказы об осени М. М. Пришвина
Короткие рассказы о природе осеннего времени года Пришвина Михаила Михайловича в форме заметок передают то трогательное настроение романтики и приятной грусти, которое витает в природе осенью. Первые желтые листочки, прекрасное время золотой осени и наступление холодов, события, через которые проходит осенняя природа, с любовью описанная в строках писателем русской природы.
Начало осени
Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну, как в кринолине, и другая, робкая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку. Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному. Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается большая перемена и деревья все по-разному начинают переживать листопад.
Я оглянулся вокруг себя. Вот кочка, расчесанная лапками тетеревей. Раньше, бывало, непременно в ямке такой кочки находишь перышко тетерева или глухаря, и если оно рябое, то знаешь, что копалась самка, если черное – петух. Теперь в ямках расчесанных кочек лежат не перышки птиц, а опавшие желтые листики. А то вот старая-престарая сыроежка, огромная , как тарелка, вся красная, и края от старости завернулись вверх, и в блюде плавает желтый листик березы.
Осинкам холодно
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
Осеннаяя роска
Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи – на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.
Ветреный день
Этот свежий ветер умеет нежно разговаривать с охотником, как сами охотники часто болтают между собой от избытка радостных ожиданий. Можно говорить и можно молчать: разговор и молчанье легкие у охотника. Бывает, охотник оживленно что-то рассказывает, но вдруг мелькнуло что-нибудь в воздухе, охотник посмотрел туда и потом: «А о чем я рассказывал?» Не вспомнилось, и – ничего: можно что-нибудь другое начать. Так и ветер охотничий осенью постоянно шепчет о чем-то и, не досказав одно, переходит к другому; вот донеслось бормотанье молодого тетерева и перестало, кричат журавли.
Роса
С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается выше, лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи, и на них там, в чаще, можно смотреть прямо.
Зеленые дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки елок, на паутинные сети, на телеграфную проволоку. И, по мере того как поднимается солнце и разогревается воздух, капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то же самое делается и на деревьях: там тоже сливаются капли.
И когда, наконец, солнце стало порядочно греть на телеграфной проволоке, большие радужные капли начали падать на землю. И то же самое в лесу хвойном и лиственном – не дождь пошел, а как будто пролились радостные слезы. В особенности трепетно-радостна была осина, когда упавшая сверху одна капля приводила в движенье чуткий лист, и так все ниже, все сильнее вся осина, в полном безветрии сверкая, дрожала от падающей капели.
В это время и некоторые высоконастороженные сети пауков пообсохли, и пауки стали подтягивать свои сигнальные нити. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд на рябине.
Листопад
Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.
Рябина краснеет
Утро малоросистое. Вовсе нет паутин на вырубках. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, березки начинают желтеть. Над скошенной травой изредка перелетают белые, чуть побольше моли, бабочки.
Заводь
Среди обгорелых от лесного пожара в прошлом году деревьев сохранилась одна небольшая осинка на самом краю высокого яра, против нашей Казенной заводи. Возле этой осинки летом стог поставили, и теперь осенью от времени он стал желтым, а осинка ярко-красной, пылающей. Далеко видишь этот стог и осинку и узнаешь нашу заводь, где сомов столько же, сколько в большом городе жителей, где по утрам шелеспер, страшный хищник, выбрасывается на стаю рыбок и так хлещет хвостом по воде, что рыбки перевертываются вверх брюхом, и хищник их поедает.
Мелкой рыбицы (мальков) так много в воде, что от удара весла впереди часто выскакивает наверх стайка, будто кто-то ее вверх подбросил. На удочку рыба уже плохо берется, а сомы по ночам идут на лягушку, только лягушек в этом году по случаю сухмени очень мало, так же мало и пауков, и этими красными осенними днями в лесу вовсе нет паутины.
Несмотря на морозы, на Кубре еще встречаются цветущие лилии, а маленьких мелких цветочков, похожих на землянику, на воде целые поляны, как белые скатерти.
Лилии белые лежали на блюдцах зеленых, и грациозные ножки их в чистой воде так глубоко виднелись, что если достать их, смериться, то, пожалуй, нас и двух на них не хватило бы.
Иван-да-Марья
Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной там белый снег, там черная земля. Только весной из проталин пахнет землей, а осенью снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегу зимой, и весной нам пахнет земля, а летом принюхаемся к земле, и поздней осенью пахнет нам снегом.
Редко бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час, но зато какая же это радость! Тогда большое удовольствие доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерзших, но уцелевших от бурь листьев на иве или очень маленький голубой цветок под ногой.
Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.
По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.
Но мне нравится, что Иван перенес морозы и даже заголубел. Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку:
– Иван, Иван, где теперь твоя Марья?
Осенние листики
Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. Притаиться, подождать у края, – что там только делается, на лесной поляне! В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первые же лучи солнца убирают холсты, и остается на белом зеленое место. Мало-помалу белое все исчезает, и только в тени деревьев и кочек долго еще сохраняются беленькие клинушки.
На голубом небе между золотыми деревьями не поймешь, что творится. Уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края.
Ветер – заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается ни одного незнакомого листика. А вот осень пришла – и заботливый хозяин убирает свой урожай.
Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.
Последние цветы
Опять морозная ночь. Утром на поле увидел группу уцелевших голубых колокольчиков, – на одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик, шмель не слетел, стряхнул шмеля, он упал. Я положил его под горячий луч, он ожил, оправился и полетел. А на раковой шейке точно так же за ночь оцепенела красная стрекоза и на моих глазах оправилась под горячим лучом и полетела. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног, а среди них были трескунки, взлетавшие с треском вверх, голубые и ярко-красные.
М. Пришвин “Времена года”
xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Читать книгу Повести и рассказы Владимира Галактионовича Короленко : онлайн чтение
Под руками Петра пианино зазвенело взмахами почтовых колокольчиков.
– Нет, – сказал Максим. – Я бы сказал, что это слишком красно…
– А, помню!
И инструмент зазвенел ровнее. Начавшись высоко, оживленно и ярко, звуки становились все глубже и мягче. Так звонит набор колокольцев под дугой русской тройки, удаляющейся по пыльной дороге в вечернюю безвестную даль, тихо, ровно, без громких взмахов, все тише и тише, пока последние ноты не замрут в молчании спокойных полей.
– Вот-вот! – сказал Максим. – Ты понял разницу. Когда-то, – ты был еще ребенком, – мать пыталась объяснить тебе звуками краски.
– Да, я помню… Зачем ты запретил нам тогда продолжать? Может быть, мне удалось бы понять.
– Нет, – задумчиво ответил старик, – ничего бы не вышло. Впрочем, я думаю, что вообще на известной душевной глубине впечатления от цветов и от звуков откладываются уже как однородные. Мы говорим: он видит все в розовом свете. Это значит, что человек настроен радостно. То же настроение может быть вызвано известным сочетанием звуков. Вообще звуки и цвета являются символами одинаковых душевных движений.
Старик закурил свою трубку и внимательно посмотрел на Петра. Слепой сидел неподвижно и, очевидно, жадно ловил слова Максима. «Продолжать ли?» – подумал старик, но через минуту начал как-то задумчиво, будто невольно отдаваясь странному направлению своих мыслей:
– Да, да! Странные мысли приходят мне в голову… Случайность это или нет, что кровь у нас красная. Видишь ли… когда в голове твоей рождается мысль, когда ты видишь свои сны, от которых, проснувшись, дрожишь и плачешь, когда человек весь вспыхивает от страсти, – это значит, что кровь бьет из сердца сильнее и приливает алыми ручьями к мозгу. Ну, и она у нас красная…
– Красная… горячая… – сказал юноша задумчиво.
– Именно – красная и горячая. И вот, красный цвет, как и «красные» звуки, оставляет в нашей душе свет, возбуждение и представления о страсти, которую так и называют «горячею», кипучею, жаркою. Замечательно, что и художники считают красноватые тоны «горячими».
Затянувшись и окружив себя клубами дыма, Максим продолжал:
– Если ты взмахнешь рукой над своею головою, ты очертишь над ней полукруг. Теперь представь себе, что рука у тебя бесконечно длинна. Если бы ты мог тогда взмахнуть ею, то очертил бы полукруг в бесконечном отдалении… Так же далеко видим мы над собой полушаровой свод неба; оно ровно, бесконечно и сине… Когда мы видим его таким, в душе является ощущение спокойствия и ясности. Когда же небо закроют тучи взволнованными и мутными очертаниями, тогда и наша душевная ясность возмущается неопределенным волнением. Ты ведь чувствуешь, когда приближается грозовая туча…
– Да, я чувствую, как будто что-то смущает душу…
– Это верно. Мы ждем, когда из-за туч проглянет опять эта глубокая синева. Гроза пройдет, а небо над нею останется все то же; мы это знаем и потому спокойно переживаем грозу. Так вот, небо сине…
Море тоже сине, когда спокойно. У твоей матери синие глаза, у Эвелины тоже.
– Как небо… – сказал слепой с внезапно проснувшейся нежностью.
– Да. Голубые глаза считаются признаком ясной души. Теперь я скажу тебе о зеленом свете. Земля сама по себе черна, черны или серы стволы деревьев весной; но как только теплые и светлые лучи разогреют темные поверхности, из них ползут кверху зеленая трава, зеленые листья. Для зелени нужны свет и тепло, но только не слишком много тепла и света. Оттого зелень так приятна для глаза. Зелень – это как будто тепло в смешении с сырою прохладой: она возбуждает представление о спокойном довольстве, здоровье, но не о страсти и не о том, что люди называют счастьем… Понял ли ты?
– Н-нет, не ясно… но все же, пожалуйста, говори дальше.
– Ну, что же делать!.. Слушай дальше. Когда лето разгорается все жарче, зелень как будто изнемогает от избытка жизненной силы, листья в истоме опускаются книзу и, если солнечный звон не умеряется сырою прохладой дождя, зелень может совсем поблекнуть. Зато к осени среди усталой листвы наливается и алеет плод. Плод краснее на той стороне, где больше света; в нем как будто сосредоточена вся сила жизни, вся страсть растительной природы. Ты видишь, что красный цвет и здесь – цвет страсти, и он служит ее символом. Это цвет упоения, греха, ярости, гнева и мести. Народные массы во времена мятежей ищут выражения общего чувства в красном знамени, которое развевается над ними, как пламя… Но ведь ты опять не понимаешь?..
– Все равно, продолжай!
– Наступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю… Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущею роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падает на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи… Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно… Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тоны… И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок, и вся она становится ровна, одноцветна и бела… Белый цвет – это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот, – цвет величавых и бесплодных горных вершин… Это – эмблема бесстрастия и холодной, высокой святости, эмблема будущей бесплотной жизни. Что же касается черного цвета…
– Знаю, – перебил слепой. – Это – нет звуков, нет движений… ночь…
– Да, и потому это – эмблема печали и смерти… Петр вздрогнул и сказал глухо:
– Ты сам сказал: смерти. А ведь для меня все черно… всегда и всюду черно!
– Неправда, – резко ответил Максим, – для тебя существуют звуки, тепло, движение… ты окружен любовью… Многие отдали бы свет очей за то, чем ты пренебрегаешь, как безумец… Но ты слишком эгоистично носишься со своим горем…
– Да! – воскликнул Петр страстно. – Я ношусь с ним поневоле: куда же мне уйти от него, когда оно всюду со мной?
– Если бы ты мог понять, что на свете есть горе во сто раз больше твоего, такое горе, в сравнении с которым твоя жизнь, обеспеченная и окруженная участием, может быть названа блаженством, – тогда…
– Неправда, неправда! – гневно перебил слепой тем же голосом страстного возбуждения. – Я поменялся бы с последним нищим, потому что он счастливее меня. Да и слепых вовсе не нужно окружать заботой: это большая ошибка… Слепых нужно выводить на дорогу и оставлять там, – пусть просят милостыню. Если бы я был просто нищим, я был бы менее несчастен. С утра я думал бы о том, чтобы достать обед, считал бы подаваемые копейки и боялся бы, что их мало. Потом радовался бы удачному сбору, потом старался бы собрать на ночлег. А если б это не удалось, я страдал бы от голода и холода… и все это не оставляло бы мне ни минуты и… и… от лишений я страдал бы менее, чем страдаю теперь…
– Ты думаешь? – спросил Максим холодно и посмотрел в сторону Эвелины. Во взгляде старика мелькнуло сожаление и участие. Девушка сидела серьезная и бледная.
– Уверен, – ответил Петр упрямо и жестоко. – Я теперь часто завидую Егору, тому, что на колокольне. Часто, просыпаясь под утро, особенно когда на дворе метель и вьюга, я вспоминаю Егора: вот он подымается на свою вышку.
– Ему холодно, – подсказал Максим.
– Да, ему холодно, он дрожит и кашляет. И он проклинает Памфилия, который не заведет ему шубы. Потом он берет иззябшими руками веревки и звонит к заутрене. И забывает, что он слепой… Потому что тут было бы холодно и не слепому… А я не забываю, и мне…
– И тебе не за что проклинать!..
– Да! Мне не за что проклинать! Моя жизнь наполнена одной слепотой. Никто не виноват, но я несчастнее всякого нищего…
– Не стану спорить, – холодно сказал старик. – Может быть, это и правда. Во всяком случае, если тебе и было бы хуже, то, может быть, сам ты был бы лучше.
Он еще раз бросил взгляд сожаления в сторону девушки и вышел из комнаты, стуча костылями.
Душевное состояние Петра после этого разговора еще обострилось, и он еще более погрузился в свою мучительную работу.
Иногда ему удавалось: он находил на мгновение те ощущения, о которых говорил Максим, и они присоединялись к его пространственным представлениям. Темная и грустная земля уходила куда-то вдаль: он мерил ее и не находил ей конца. А над нею было что-то другое… В воспоминании прокатывался гулкий гром, вставало представление о шири и небесном просторе. Потом гром смолкал, но что-то там, вверху, оставалось – что-то, рождавшее в душе ощущение величия и ясности. Порой это ощущение определялось: к нему присоединялся голос Эвелины и матери, «у которых глаза, как небо»; тогда возникающий образ, выплывший из далекой глубины воображения и слишком определившийся, вдруг исчезал, переходя в другую область.
Все эти темные представления мучили и не удовлетворяли. Они стоили больших усилий и были так неясны, что в общем он чувствовал лишь неудовлетворенность и тупую душевную боль, которая сопровождала все потуги больной души, тщетно стремившейся восстановить полноту своих ощущений.
VIII
Подошла весна.
Верстах в шестидесяти от усадьбы Попельских в сторону, противоположную от Ставрученков, в небольшом городишке, была чудотворная католическая икона. Знатоки дела определили с полною точностью ее чудодейственную силу: всякий, кто приходил к иконе в день ее праздника пешком, пользовался «двадцатью днями отпущения», то есть все его беззакония, совершенные в течение двадцати дней, должны были идти на том свете насмарку. Поэтому каждый год, ранней весной, в известный день небольшой городок оживлялся и становился неузнаваем. Старая церковка принаряжалась к своему празднику первою зеленью и первыми весенними цветами, над городом стоял радостный звон колокола, грохотали «брички» панов, и богомольцы располагались густыми толпами по улицам, на площадях и даже далеко в поле. Тут были не одни католики. Слава N-ской иконы гремела далеко, и к ней приходили также негодующие и огорченные православные, преимущественно из городского класса.
В самый день праздника по обе стороны «каплицы»235
«Каплица» (польск. kaplica) – часовня.
[Закрыть] народ вытянулся по дороге несметною пестрою вереницей. Тому, кто посмотрел бы на это зрелище с вершины одного из холмов, окружавших местечко236
Местечко (польск. miasteczko) – городок, расположенный на территории бывшей Речи Посполитой, то есть в современной Польше, Литве, Белоруссии, Украине, восточной Латвии и западной России.
[Закрыть], могло бы показаться, что это гигантский зверь растянулся по дороге около часовни и лежит тут неподвижно, по временам только пошевеливая матовою чешуей разных цветов. По обеим сторонам занятой народом дороги в два ряда вытянулось целое полчище нищих, протягивавших руки за подаянием.
Максим на своих костылях и рядом с ним Петр об руку с Иохимом тихо двигались вдоль улицы, которая вела к выходу в поле.
Говор многоголосной толпы, выкрикивания евреев-факторов237
Фактор – здесь: посредник в делах, комиссионер.
[Закрыть], стук экипажей – весь этот грохот, катившийся какою-то гигантскою волной, остался сзади, сливаясь в одно беспрерывное, колыхавшееся, подобно волне, рокотание. Но и здесь, хотя толпа была реже, все же то и дело слышался топот пешеходов, шуршание колес, людской говор. Целый обоз чумаков238
Чумаки – украинские крестьяне, возившие на волах хлеб для продажи в Крым и на Дон и привозившие оттуда соль и рыбу.
[Закрыть] выезжал со стороны поля и, поскрипывая, грузно сворачивал в ближайший переулок.
Петр рассеянно прислушивался к этому живому шуму, послушно следуя за Максимом; он то и дело запахивал пальто, так как было холодно, и продолжал на ходу ворочать в голове свои тяжелые мысли.
Но вдруг, среди этой эгоистической сосредоточенности, что-то поразило его внимание так сильно, что он вздрогнул и внезапно остановился.
Последние ряды городских зданий кончились здесь, и широкая трактовая дорога входила в город среди заборов и пустырей. У самого выхода в поле благочестивые руки воздвигли когда-то каменный столб с иконой и фонарем, который, впрочем, скрипел только вверху от ветра, но никогда не зажигался. У самого подножия этого столба расположились кучкой слепые нищие, оттертые своими зрячими конкурентами с более выгодных мест. Они сидели с деревянными чашками в руках и по временам кто-нибудь затягивал жалобную песню:
– По-дайте слипеньким… ра-а-ди Христа… День был холодный, нищие сидели здесь с утра, открытые свежему ветру, налетавшему с поля. Они не могли двигаться среди этой толпы, чтобы согреться, и в их голосах, тянувших по очереди унылую песню, слышалась безотчетная жалоба физического страдания и полной беспомощности. Первые ноты слышались еще довольно отчетливо, но затем из сдавленных грудей вырывался только жалобный ропот, замиравший тихою дрожью озноба. Тем не менее даже последние, самые тихие звуки песни, почти терявшиеся среди уличного шума, достигая человеческого слуха, поражали всякого громадностью заключенного в них непосредственного страдания.
Петр остановился, и его лицо исказилось, точно какой-то слуховой призрак явился перед ним в виде этого страдальческого вопля.
– Что же ты испугался? – спросил Максим. – Это те самые счастливцы, которым ты недавно завидовал, – слепые нищие, которые просят здесь милостыню… Им немного холодно, конечно. Но ведь от этого, по-твоему, им только лучше.
– Уйдем! – сказал Петр, хватая его за руку.
– А, ты хочешь уйти! У тебя в душе не найдется другого побуждения при виде чужих страданий! Постой, я хочу поговорить с тобой серьезно и рад, что это будет именно здесь. Ты вот сердишься, что времена изменились, что теперь слепых не рубят в ночных сечах, как Юрка-бандуриста; ты досадуешь, что тебе некого проклинать, как Егору, а сам проклинаешь в душе своих близких за то, что они отняли у тебя счастливую долю этих слепых. Клянусь честью, ты, может быть, прав! Да, клянусь честью старого солдата, всякий человек имеет право располагать своей судьбой, а ты уже человек. Слушай же теперь, что я скажу тебе: если ты захочешь исправить нашу ошибку, если ты швырнешь судьбе в глаза все преимущества, которыми жизнь окружила тебя с колыбели, и захочешь испытать участь вот этих несчастных… я, Максим Яценко, обещаю тебе свое уважение, помощь и содействие… Слышишь ты меня, Петр Попельский? Я был немногим старше тебя, когда понес свою голову в огонь и сечу… Обо мне тоже плакала мать, как будет плакать о тебе. Но, черт возьми! я полагаю, что был в своем праве, как и ты теперь в своем!.. Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: выбирай! Итак, тебе стоит захотеть… Хведор Кандыба, ты здесь? – крикнул он по направлению к слепым.
Один голос отделился от скрипучего хора и ответил:
– Тут я… Это вы кличете, Максим Михайлович?
– Я! Приходи через неделю, куда я сказал.
– Приду, паночку. – И голос слепца опять примкнул к хору.
– Вот, ты увидишь человека, – сказал, сверкая глазами, Максим, – который вправе роптать на судьбу и на людей. Поучись у него переносить свою долю… А ты…
– Пойдем, паничу, – сказал Иохим, кидая на старика сердитый взгляд.
– Нет, постой! – гневно крикнул Максим. – Никто еще не прошел мимо слепых, не кинув им хоть пятака. Неужели ты убежишь, не сделав даже этого? Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!..
Петр поднял голову, точно от удара кнутом. Вынув из кармана свой кошелек, он пошел по направлению к слепым. Нащупав палкою переднего, он разыскал рукой деревянную чашку с медью и бережно положил туда свои деньги. Несколько прохожих остановились и смотрели с удивлением на богато одетого и красивого панича, который ощупью подавал милостыню слепому, принимавшему ее также ощупью.
Между тем Максим круто повернулся и заковылял по улице. Его лицо было красно, глаза горели… С ним была, очевидно, одна из тех вспышек, которые были хорошо известны всем, знавшим его в молодости. И теперь это был уже не педагог, взвешивающий каждое слово, а страстный человек, давший волю гневному чувству. Только кинув искоса взгляд на Петра, старик как будто смягчился. Петр был бледен, как бумага, но брови его были сжаты, а лицо глубоко взволнованно.
Холодный ветер взметал за ними пыль на улицах местечка. Сзади, среди слепых поднялся говор и ссоры из-за данных Петром денег…
IX
Было ли это следствием простуды, или разрешением долгого душевного кризиса239
Кризис (др. – греч. κρίσις – «решение», «поворотный пункт») – здесь: резкий, крутой перелом в чем-либо.
[Закрыть], или, наконец, то и другое соединилось вместе, но только на другой день Петр лежал в своей комнате в нервной горячке. Он метался в постели с искаженным лицом, по временам к чему-то прислушиваясь, и куда-то порывался бежать. Старый доктор из местечка щупал пульс и говорил о холодном осеннем ветре; Максим хмурил брови и не глядел на сестру.
Болезнь была упорна. Когда наступил кризис, больной лежал несколько дней почти без движения. Наконец молодой организм победил.
Раз, светлым осенним утром, яркий луч прорвался в окно и упал к изголовью больного. Заметив это, Анна Михайловна обратилась к Эвелине:
– Задерни занавеску… Я так боюсь этого света… Девушка поднялась, чтобы исполнить приказание, но неожиданно раздавшийся, в первый раз, голос больного остановил ее:
– Нет, ничего. Пожалуйста, оставьте так… Обе женщины радостно склонились над ним.
– Ты слышишь?.. Я здесь!.. – сказала мать.
– Да! – ответил он и потом смолк, будто стараясь что-то припомнить. – Ах да! – заговорил он тихо и вдруг попытался подняться. – Тот… Федор приходил уже? – спросил он.
Эвелина переглянулась с Анной Михайловной, и та закрыла ему рот рукой.
– Тише, тише! Не говори: тебе вредно.
Он прижал руку матери к губам и покрыл ее поцелуями. На его глазах стояли слезы. Он долго плакал, и это его облегчило.
Несколько дней он был как-то кротко задумчив, и на лице его появлялось выражение тревоги всякий раз, когда мимо комнаты проходил Максим. Женщины заметили это и просили Максима держаться подальше. Но однажды Петр сам попросил позвать его и оставить их вдвоем.
Войдя в комнату, Максим взял его за руку и ласково погладил ее.
– Ну-ну, мой мальчик, – сказал он. – Я, кажется, должен попросить у тебя прощения…
– Я понимаю, – тихо сказал Петр, отвечая на пожатие. – Ты дал мне урок, и я тебе за него благодарен.
– К черту уроки! – ответил Максим с гримасой нетерпения. – Слишком долго оставаться педагогом – это ужасно оглупляет. Нет, этот раз я не думал ни о каких уроках, а просто очень рассердился на тебя и на себя…
– Значит, ты действительно хотел, чтобы?..
– Хотел, хотел!.. Кто знает, чего хочет человек, когда взбесится… Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал так носиться со своим…
Оба замолчали…
– Эта песня, – через минуту сказал Петр, – я помнил ее даже во время бреда… А кто этот Федор, которого ты звал?
– Федор Кандыба, мой старый знакомый.
– Он тоже… родился слепым?
– Хуже: ему выжгло глаза на войне.
– И он ходит по свету и поет эту песню?
– Да, и кормит ею целый выводок сирот-племянников. И еще находит для каждого веселое слово и шутку…
– Да? – задумчиво переспросил Петр. – Как хочешь, в этом есть какая-то тайна. И я хотел бы…
– Что ты хотел бы, мой мальчик?
Через несколько минут послышались шаги, и Анна Михайловна вошла в комнату, тревожно вглядываясь в их лица, видимо, взволнованные разговором, который оборвался с ее приходом.
Молодой организм, раз победив болезнь, быстро справлялся с ее остатками. Недели через две Петр был уже на ногах.
Он сильно изменился, изменились даже черты лица, – в них не было заметно прежних припадков острого внутреннего страдания. Резкое нравственное потрясение перешло теперь в тихую задумчивость и спокойную грусть.
Максим боялся, что это только временная перемена, вызванная тем, что нервная напряженность ослаблена болезнью. Однажды в сумерки, подойдя в первый раз после болезни к фортепиано, Петр стал по обыкновению фантазировать. Мелодии звучали грустные и ровные, как его настроение. Но вот, внезапно, среди звуков, полных тихой печали, прорвались первые ноты песни слепых. Мелодия сразу распалась… Петр быстро поднялся, лицо его было искажено, и на глазах стояли слезы. Видимо, он не мог еще справиться с сильным впечатлением жизненного диссонанса, явившегося ему в форме этой скрипучей и тяжкой жалобы.
В этот вечер Максим опять долго говорил с Петром наедине. После этого проходили недели, и настроение слепого оставалось все тем же. Казалось, слишком острое и эгоистическое сознание личного горя, вносившее в душу пассивность и угнетавшее врожденную энергию, теперь дрогнуло и уступило место чему-то другому. Он опять ставил себе цели, строил планы; жизнь зарождалась в нем, надломленная душа давала побеги, как захиревшее деревцо, на которое весна пахнула живительным дыханием… Было, между прочим, решено, что еще этим летом Петр поедет в Киев, чтобы с осени начать уроки у известного пианиста. При этом оба они с Максимом настояли, что они поедут только вдвоем.
X
Теплою июльскою ночью бричка, запряженная парою лошадей, остановилась на ночлег в поле, у опушки леса. Утром, на самой заре, двое слепых прошли шляхом 240
Шлях (польск. szlach) – степная наезженная дорога, тракт.
[Закрыть]. Один вертел рукоятку примитивного инструмента: деревянный валик кружился в отверстии пустого ящика и терся о туго натянутые струны, издававшие однотонное и печальное жужжание. Несколько гнусавый, но приятный старческий голос пел утреннюю молитву.
Проезжавшие дорогой хохлы с таранью видели, как слепцов подозвали к бричке, около которой, на разостланном ковре, сидели ночевавшие в степи господа. Когда через некоторое время обозчики остановились на водопой у криницы241
Криница – здесь: родник.
[Закрыть], то мимо них опять прошли слепцы, но на этот раз их уж было трое. Впереди, постукивая перед собою длинной палкой, шел старик с развевающимися седыми волосами и длинными белыми усами. Лоб его был покрыт старыми язвами, как будто от ожога; вместо глаз были только впадины. Через плечо у него была надета широкая тесьма, привязанная к поясу следующего. Второй был рослый детина, с желчным лицом, сильно изрытым оспой. Оба они шли привычным шагом, подняв незрячие лица кверху, как будто разыскивая там свою дорогу. Третий был совсем юноша, в новой крестьянской одежде, с бледным и как будто слегка испуганным лицом; его шаги были неуверенны, и по временам он останавливался, как будто прислушиваясь к чему-то назади и мешая движению товарищей.
Часам к десяти они ушли далеко. Лес остался синей полосой на горизонте. Кругом была степь, и впереди слышался звон разогреваемой солнцем проволоки на шоссе, пересекавшем пыльный шлях. Слепцы вышли на него и повернули вправо, когда сзади послышался топот лошадей и сухой стук кованых колес по щебню. Слепцы выстроились у края дороги. Опять зажужжало деревянное колесо по струнам, и старческий голос затянул:
– По-дайте сли-пеньким…
К жужжанию колеса присоединился тихий перебор струн под пальцами юноши.
Монета зазвенела у самых ног старого Кандыбы. Стук колес смолк, видимо, проезжающие остановились, чтобы посмотреть, найдут ли слепые монету. Кандыба сразу нашел ее, и на его лице появилось довольное выражение.
– Бог спасет, – сказал он по направлению к бричке, в сиденье которой виднелась квадратная фигура седого господина, и два костыля торчали сбоку.
Старик внимательно смотрел на юношу-слепца… Тот стоял бледный, но уже успокоившийся. При первых же звуках песни его руки нервно забегали по струнам, как будто покрывая их звоном ее резкие ноты… Бричка опять тронулась, но старик долго оглядывался назад.
Вскоре стук колес замолк в отдалении. Слепцы опять вытянулись в линию и пошли по шоссе…
– У тебя, Юрий, легкая рука, – сказал старик. – И играешь славно…
Через несколько минут средний слепец спросил:
– По обещанию идешь в Почаев?..242
Свято-Успенская Почаевская лавра – крупнейший православный монастырь, расположенный на западе Украины в городе Почаев Тернопольской области.
[Закрыть] Для Бога?
– Да, – тихо ответил юноша.
– Думаешь, прозришь?.. – спросил тот опять с горькой улыбкой.
– Бывает, – мягко сказал старик.
– Давно хожу, а не встречал, – угрюмо возразил рябой, и они опять пошли молча.
Солнце подымалось все выше, виднелась только белая линия шоссе, прямого как стрела, темные фигуры слепых и впереди черная точка проехавшего экипажа. Затем дорога разделилась. Бричка направилась к Киеву, слепцы опять свернули проселками на Почаев.
Вскоре из Киева пришло в усадьбу письмо от Максима. Он писал, что оба они здоровы и что все устраивается хорошо.
А в это время трое слепых двигались всё дальше. Теперь все шли уже согласно. Впереди, все так же постукивая палкой, шел Кандыба, отлично знавший дороги и поспевавший в большие села к праздникам и базарам. Народ собирался на стройные звуки маленького оркестра, и в шапке Кандыбы то и дело звякали монеты.
Волнение и испуг на лице юноши давно исчезли, уступая место другому выражению. С каждым новым шагом навстречу ему лились новые звуки неведомого, широкого, необъятного мира, сменившего теперь ленивый и убаюкивающий шорох тихой усадьбы… Незрячие глаза расширялись, ширилась грудь, слух еще обострялся; он узнавал своих спутников, добродушного Кандыбу и желчного Кузьму, долго брел за скрипучими возами чумаков, ночевал в степи у огней, слушал гомон ярмарок и базаров, узнавал горе, слепое и зрячее, от которого не раз больно сжималось его сердце… И странное дело – теперь он находил в своей душе место для всех этих ощущений. Он совершенно одолел песню слепых, и день за днем под гул этого великого моря все более стихали на дне души личные порывания к невозможному… Чуткая память ловила всякую новую песню и мелодию, а когда дорогой он начинал перебирать свои струны, то даже на лице желчного Кузьмы появлялось спокойное умиление. По мере приближения к Почаеву банда243
Банда – здесь: группа.
[Закрыть] слепых все росла.
Позднею осенью по дороге, занесенной снегами, к великому удивлению всех в усадьбе, панич неожиданно вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде. Кругом говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у Почаевской Богоматери исцеление.
Впрочем, глаза его оставались по-прежнему чистыми и по-прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась. Как будто страшный кошмар навсегда исчез из усадьбы… Когда Максим, продолжавший писать из Киева, наконец вернулся тоже, Анна Михайловна встретила его фразой: «Я никогда, никогда не прощу тебе этого». Но лицо ее противоречило суровым словам…
Долгими вечерами Петр рассказывал о своих странствиях, и в сумерки фортепиано звучало новыми мелодиями, каких никто не слышал у него раньше… Поездка в Киев была отложена на год, вся семья жила надеждами и планами Петра…
iknigi.net
Сочинение на тему: “Поздняя осень”
Настроения поздней осени.
Поздняя осень. Многие считают это время скучным. грустным и печальным. Наверное, так и есть. Обычно в этот период льют бесконечные дожди, почти не выходит солнце, не поют птицы, дни выглядят серыми, начинает раньше темнеть. Деревья стоят уже совсем голые, листья облетели. Небо нависает низко серыми тучами. Кажется, сама природа грустит о том, что собран последний урожай, улетели последние птицы на юг, уходит последнее тепло. Есть стихи у русского поэта Николая Некрасова, которые очень точно рисуют эту неприветливую картину:
“Поздняя осень,
Грачи улетели,
Лес обнажился,
Поля опустели.”
В такие дни совсем не хочется выходить на улицу, а тем более, идти гулять в лес или даже в парк. Земля сырая, всюду слякоть, без резиновых сапог вряд ли обойдешься, а в резиновых сапогах – холодно. Ветер поднимается такой, что ломает зонтик как спичку или просто выворачивает его наизнанку. Мало кто любит погоду в конце осени. А Александр Пушкин так и написал: “Дни поздней осени бранят обыкновенно…” То есть, обычно люди совершенно не рады тому, что предлагает нам погода в конце ноября. Они вполне справедливо ругают конец осени за плохую погоду, бесконечный дождь и грязь. Человек в такое время кажется себе очень одиноким.
Но ведь и в такой погоде можно найти что-то приятное. Например, в такую погоду очень хорошо почитать книжку или смотреть в окно на дождь и мечтать. Под дождь отлично думается и мечтается. Это знают, например, режиссеры фильмов и часто показывают героев, которые смотрят через стекло на капли дождя и в это время к ним в голову приходят решения их проблем или какие-то фантастические планы.
Но и поздней осенью бывают очень приятные дни. Вдруг прекращается дождь и немного теплеет, над землей клубится туман. Дышится легко. До первого мороза и снегопада еще несколько дней, можно пройтись без варежек или даже без шапки и насладиться последним теплым деньком. А наутро все скует мороз. Тонким льдом, прозрачным как стекло, покроются лужицы. Зима чувствуется близко-близко, но пока не выпал снег, осень считается хозяйкой.
А мама уже приготовила и теплые сапожки, и пуховик, и теплый шарф, и вязаную шапку, которые надо будет надеть, если выпадет снег. Поздней осенью мы ждем-не дождемся снега, зимы, настоящего мороза. Ожидание – это еще одно настроение поздней осени. И оно совсем не грустное. Ведь так сильно можно ждать только чего-то очень хорошего.
xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Волшебная сила имен прилагательных (конспект урока)
Разделы: Русский язык
Тип урока – урок развития речи.
Программа под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта
Характеристика исходного уровня ЗУНов для постановки целей, усвоения учащимися материала.
Логика распределения учебного материала при изучении темы определяется целями обучения на второй ступени:
- углубление полученных ранее знаний,
- обобщение материала и переход на новый качественный уровень его осмысления,
- ликвидация пробелов в той или иной области знаний, умений и навыков,
- дальнейшее развитие познавательных творческих интересов учащихся,
- реализация творческого потенциала через совершенствование навыков работы с текстом.
В результате изучения темы у ребят должно сформироваться устойчивое представление о многофункциональности имён прилагательных, их полисемии, что обуславливает богатые возможности употребления их в речи.
На предыдущих уроках была проведена работа по анализу функционирования имён существительных в речи, велась работа над точностью употребления имени существительного в создаваемом тексте; в качестве сопутствующего повторения проводилась работа по актуализации орфографического навыка в написании безударных гласных в корне слова, написании не- с существительными и прилагательными, -н – -нн в именах прилагательных, правописанию сложных имён прилагательных, актуализации пунктуационных навыков (постановка знаков препинания при однородных членах предложения, в предложении с обобщающим словом, в сложном предложении), актуализировались знания по словообразованию имён существительных и имён прилагательных.
Система заданий, формы и приёмы работы на уроке определяются высоким уровнем развития большинства учащихся, хорошей гибкостью мышления, развитием всех видов внимания. Дифференцированный подход к учащимся позволяет надеяться на получение хороших результатов в процессе работы.
Цели и задачи урока:
- Образовательная: познакомить с изобразительными возможностями имён прилагательных, научить применять имена прилагательные в речи; закрепить орфографические знания, умения и навыки, сведения о словообразовании имен прилагательных. Продолжить обучение комплексному анализу текста, расширяя представление о богатстве русского языка.
- Развивающая: продолжать развивать навыки комплексного анализа текста, совершенствовать умение находить связи между единицами уровней языка , умение грамотно, аргументированно и связно формулировать ответы, основанные на данных всестороннего анализа текста, продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков.
- Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе и мастерству писателя, потребность в их изучении.
Комментарий к подготовке и проведению урока.
В 6 классе проведение уроков по развитию речи, связанных с употреблением различных частей речи, является традиционным. Учащиеся начали изучение данных тем с осмысления роли имен существительных в речи, поэтому можно говорить об относительно сформированном навыке самостоятельной подготовки материала учащимися. Организующая роль учителя при подготовке урока заключается больше в распределении объектов изучения по степени их сложности с учётом индивидуального уровня развития учащегося, консультативной помощи в ходе работы.
В ходе урока рекомендую учащимся составить сводную таблицу, где они запишут опорные слова, связанные с особенностями употребления имён прилагательных в речи.
Ход урока
Эпиграфы записаны на доске:
Не великое дело – великое слово. (Пословица)
Чудо – это то, что невозможно и тем не менее возможно. То, что не может произойти и тем не менее происходит. (Б. Шоу)
С русским языком можно творить чудеса, нет ничего в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки,.. блеск красок, силу света, шум и тень садов… Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения… Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К.Г. Паустовский) Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.И. Куприн)
Под музыку А. Вивальди LAUTUMNO / DER HERBST №2 ADAGIO учащимся представляются слайды осеннего города (от золотой осени до предзимья).
Спрашиваю, какое настроение вызывает эта мелодия?
Дети отмечают унылое, безрадостное настроение мелодии.
Обращаю внимание на осенние пейзажи.
Созвучно ли настроение мелодии, красок настроению пейзажей?
В чём вы видите сходство? Учащимися отмечается созвучие осенних пейзажей (красок, цветов) настроению мелодии.
При помощи “волшебных” звуков, красок, цветов, которые создают настроение, мы воспринимаем жизнь. Как вы думаете, что в языке обладает “волшебной” силой?
Дети сами формулируют тему урока, называя обладателем “волшебной” силы слово.
Да, сегодня мы с вами поговорим о слове, точнее, об имени прилагательном. И урок этот будет необычным: чувство, настроение, мысль помогает выразить слово, но не простое, а “волшебное”. Имя прилагательное выступит в этой роли. Почему волшебной? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.
Какое высказывание могло бы стать эпиграфом сегодняшнего урока.
В каком стиле, по-вашему, используются чаще имена прилагательные?
Как вы думаете, почему именно в художественном?
Что характерно для данного стиля?
Называют художественный стиль, черты художественного стиля: сферу употребления, задачи речи, языковые и речевые средства, используя стенд “Стили речи”. Учащиеся отмечают богатство художественной речи, подчёркивая, что именно ей свойственно широкое использование имен прилагательных.
Текст для работы:
Хмурится небо – хмурится утро, хмурится солнце, затмив облака… Пусть неизвестны нам тайны природы, зато я пойму волшебство языка!
Давайте обратимся к тексту В. Г. Короленко “Поздняя осень” Над землёй низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи… Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела...
Белый цвет – это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот, – цвет величавых горных вершин.
Задаю вопросы по тексту:
Посмотрите, какие изменения происходят в природе осенью?
Какое настроение создает у вас текст? Меняется ли оно?
С какой целью автор использует повтор одного и того же слова “холодный”?
Это речевая ошибка?
Найдите слова, которые помогают “почувствовать” осень, передавая признак непосредственно?
(Холодное(ые), недосягаемая, ровна, одноцветна, бела, смирившаяся, притихшая, овдовевшая).
Объясните лексическое значение словосочетания овдовевшая земля.
Учащиеся отмечают переносное значение слова овдовевшая (работают со словарём), объясняют значение словосочетания, подчёркивая образность переносного значения словосочетания
Как называется этот троп? Какая это часть речи?
Какие чувства передаёт автор с помощью эпитетов?
Вы встретили краткие прилагательные. Какова их роль в тексте?
Спрашиваю, чем являются краткие прилагательные в предложении?
Прошу подчеркнуть в тексте слова, обозначающие цвет.
О чём говорит использование?
Природа живёт своей жизнью: на смену осени приходит зима, которая царственно вступает в свои права.
Заглавие “объединяет” смысл всех прилагательных.
Спрашиваю, есть ли в тексте связь. между заглавием и колоритом пейзажа?
Как заглавие отражает “настроение” текста?
Прошу объяснить лексическое значение слова “поздняя”?
Учащиеся находят в толковом словаре лексическое значение слова “поздний”:
1. Представляющий собой конечную пору суток или какой-л. части суток, года. 2.Задержавшийся появлением, наступивший, совершённый после обычного или нужного времени; запоздалый.
Найдите и подчеркните в тексте контекстуальные синонимы к слову “поздний”.
К какому типу текста вы отнесёте данный?
Повествование с элементами описания (приводятся доказательства: учащиеся отмечают “данное” и “новое” текста, отмечают последовательность действий, находят элементы описания, ссылаясь на прилагательные).
В чём вы увидели волшебство прилагательных?
Отмечают выразительность текста, которая создаётся за счёт имён прилагательных.
Лингвистический эксперимент: Учащимися читается текст без имён прилагательных.
Предлагаю изменить текст, сохранив только повествование, и найти имя прилагательное, которое указывает на признак предмета не прямо, а через отношение к другому предмету.
В чём сила превращения? Чем отличается второй текст от первого?
Учащиеся отмечают, что отсутствие прилагательных помогает глубже понять их роль в тексте: текст стал скучным: утратилась эмоциональность, образность.
Спрашиваю, что произойдёт, если исчезнет последнее прилагательное из текста?
Можно ли назвать текст “Холодная осень”? Почему?
Нет. Подмена слова меняет значение, следовательно, и смысл текста. Имя прилагательное точно предаёт состояние поздней осени.
Далее детям предлагается работа с таблицей:
Работа индивидуально выполняется учащимся (таблица заготовлена за доской).
Работа с тропами (подбор эпитетов)
Солнце | Ветер | Тучи | Земля | Снег | Облака |
- К указанным именам существительным подберите и выпишите прилагательные из текста В.Г.Короленко.
- Подберите и запишите свои имена прилагательные, которые вы могли бы согласовать с данными существительными и использовать при описании поздней осени.
Обращаю внимание на словарь литературных эпитетов.
Следующее “превращение” заключается в замене имен прилагательных, использованных в тексте, своими прилагательными.
Ребята читают наиболее удачные варианты, например:
Над землёй низко подымается уже неяркое солнце, бежит порывистый ветер, несутся снеговые тучи… Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона.
И вот наступает день, когда на эту опустевшую и мёрзлую землю падают миллионы снежинок и вся она становится пустынна, сурова и светла...
Белый цвет – это цвет пушистого снега, цвет прозрачных облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот, – цвет величавых горных вершин.
Текст приобрёл новое содержание и звучание.
Напряжённость эмоционального звучания первого текста сменил торжественный тон звучания второго текста. Природа будто ожила: появились новые краски.
Разнообразие имён прилагательных создало новое настроение: нет той тревоги, что была ранее.
Это равноценно тому, что в музыкальное произведение добавили новые аккорды, а в немногоцветную картину – новые краски – появилось новое произведение.
Делают вывод о том, что имена прилагательные придают тексту точность, образность, эмоциональность.
Спрашиваю, чем отличается их текст от авторского, чей рассказ точнее передаёт главную мысль, почему?
Теперь мы понимаем, как бывает важно найти красивое, точное, образное прилагательное. Какое это трудоёмкое, но вместе с тем интересное занятие.
Далее предлагаются индивидуальные задания по группам:
Группа №1
Рассмотрите схему “Словообразовательные возможности имени прилагательного”, расшифруйте её, запишите производные слова.
Словообразовательные возможности имени прилагательного.
См. <рисунок 1>.
Учащиеся первой группы выполняют задания по словообразованию.
(Высоченный, высоконький, высоковатый, высочайший, невысокий, сверхвысокий, высоко, высота, вышина)
В чём вы видите разницу между словами?
(Вносят различия в Л/З слов, подчёркивают их использование в разных стилях. Отмечают стилевую дифференциацию имён прилагательных и авторскую инициативу в подборе лексических единиц).
Почему в тексте В.Г. Короленко нет этих слов?
Группа №2 работает над текстом С.Аксакова, восстанавливая пропущенные прилагательные.
Учащиеся выполняют задание (задание проверяю выборочно, при наличии времени учащиеся читают тексты вслух).
Старые деревья давно облетели. Только * * берёзки сохраняют ещё свои * листья, блистающие золотом, когда тронут их лучи * * солнца. Ярко выступают сквозь * сеть ветвей, как будто помолодевшие сосны и ели. Устлана земля *, * и * листьями.* и * в сырую погоду, * и *листьями в морозы.
Слова для справки: молодой, невысокий, желтоватый, косой, отдельный, красноватый, вечнозелёный, сухой, осенний, берёзовый, разновидный, разноцветный, мягкий, пухлый, жёсткий, хрупкий.
Исходный текст
Старые деревья давно облетели. Только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие сосны и ели. Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями. Мягкими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хрупкими листьями в морозы.
(С.Аксаков)
А теперь попробуйте сами, используя имена прилагательные, описать позднюю осень, составив и записав 2-3 предложения по описанию понравившейся вам картины (выставляю заранее приготовленный стенд, на который прикреплены репродукции картин русских художников).
(Составленные предложения учащиеся могут использовать в домашней работе).
Осень горько плачет ледяным дождём о каждом своём прожитом дне. Ничего ей уже не осталось: ни ярких красок, ни тёплого дуновения ветерка, ни улыбки солнца… Только печальные серо-чёрные пейзажи.
Снег выпадает, но всегда тает. Зима уже несколько раз пыталась вступить в свои права, но осень, хоть и стара, всегда умело ставит зиме подножку.
Солнце больше не светит, только дует суровый холодный ветер. Остались лишь тусклые улицы, серые скверы и чёрные дороги
Сделаем вывод об уместности и важности подобранных слов в данном тексте.
(При наличии времени предлагаю подсчитать части речи в этом тексте в процентном соотношении: 1/4 всего текста – имена прилагательные)
Вот вы и стали немного волшебниками, соприкоснувшись ещё раз с удивительной частью речи. Давайте запишем ключевые слова, раскрывающие роль имён прилагательных в речи.
Учащиеся записывают опорные слова, которые помогут им подготовить связный осмысленный рассказ о роли имён прилагательных в речи: меткость и точность, особая выразительность, описательная образность, эмоциональная оценочность, стилевая дифференциация.
Какое предложение (см. эпиграф) наиболее точно передаёт содержание выписанных вами слов?
Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
или
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
Подводятся итоги урока.
7.03.2008
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai