Коммуникативных навыков – Коммуникативные навыки
Коммуникативные навыки
Понятие коммуникативных навыков
Определение 1
Коммуникативные навыки представляют собой способность одного человека взаимодействовать с другими, при этом правильно интерпретируя получаемую информацию и передавая ее.
Известные отечественные психологи, такие как Выготский Л., Запорожец, Леонтьев, Лисина, Рубинштейн, Эльконин, считали общение одним из основных условий развития человека, важным фактором формирования человеческой личности. Оно выполняет ряд важных функций в жизни человека:
- организация совместной деятельности;
- обеспечение психологического комфорта личности;
- управление поведением и деятельностью;
- удовлетворение потребности в общении;
- самоутверждение.
Коммуникативная компетентность подразумевает знание правил и норм общения, владения технологией общения. Обладая необходимым уровнем коммуникативной компетентности, человек превращается в персонифицированный субъект общения.
Данные навыки имеют важное значение в обществе, при необходимости ежедневно взаимодействовать с широким кругом людей. Определенные профессии, где основным методом работы служит общение, предъявляют особые требования к наличию у человека этих навыков, например, журналистика, педагогика, социология, психология. При этом коммуникативные навыки важны для любого человека для общения, психологического удовлетворения и социальной реализации. Людям, принебрегающим их освоением труднее реализовать себя.
Понятие синонимичное коммуникативным навыкам в психологии – это коммуникативная компетентность.
Определение 2
Коммуникативная компетентность – это совокупность умений человека, адекватных для определенной социальной среды и включающих в себя знание культурных норм в общении, традиций и обычаев, владение этикетом, воспитанность, грамотное использование коммуникативных средств.
Эти умения приобретаются вместе с социальным опытом человека, при помощи дополнительного изучения различных наук. Определенную информацию мы получаем в процессе воспитания. Но для успешного налаживания коммуникативного взаимодействия этого недостаточно, необходимо соответствовать параметрам, ожидаемых другими участниками взаимодействия.
Коммуникативные навыки и способности
Существуют определенные способности, в совокупности обеспечивающие индивиду коммуникативную компетентность:
- умение прогнозировать социально-психологические особенности ситуации общения;
- программирование общения, которое подразумевает, что человек умеет направлять разговор в необходимое ему русло, зависящее от цели разговора, а также личных предпочтений;
- управление общением, позволяющее получить ответы на вопросы, о которых собеседник не хочет говорить;
- умение принимать и оказывать знаки внимания;
- умение реагировать на критику;
- умение реагировать на провоцирующее поведение собеседника;
- умение просить;
- способность отвечать отказом на чужую просьбу;
- умение оказывать сочувствие и поддержку;
- правильно принимать сочувствие и поддержку от окружающих людей;
- контактность;
- правильно реагировать на попытки вступить в контакт.
Коммуникативные правила
Существуют универсальные правила для любых условий и типа общения:
- сообщаемая мысль должна быть абсолютно понятна тому, кто желает ее озвучить;
- собеседники должны быть готовы к взаимопониманию и наиболее понятным способом стараться сообщать свои позиции;
- озвученные фразы не должны подразумевать нескольких смыслов, быть точными и конкретными;
- следует уделять внимание невербальным знакам в процессе общения, то есть мимике, жестам, интонации, соответствующим сообщаемой информации.
При соблюдении этих правил, будут совершенствоваться коммуникативные навыки и общение превратится в способ между людьми психологических барьеров.
spravochnick.ru
что это такое и зачем они нужны?
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общение: это журналистика, психология, педагогика, социология и др. Тем не менее, профессиональные потребности – это лишь малая часть причин, по которым коммуникативные навыки так важны. Ведь любому человеку необходимо общаться и для психологического удовлетворения, социальной реализации, и просто для того, чтобы выжить. Индивиды, которые пренебрегают их наработкой, безуспешны, и им труднее реализовать себя.
Коммуникативные навыки: определение
Существует синонимичное понятие в психологии: коммуникативная компетентность. Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя:
- знание ограничений и культурных норм в общении;
- знание традиций и обычаев;
- владение этикетом;
- демонстрацию воспитанности;
- умелое применение коммуникативных средств.
Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека, а также с помощью дополнительного изучения психологии и других наук. Некоторые данные мы получаем в детстве вместе с воспитанием, когда нам объясняют границы приличного поведения, а также с помощью усвоения понятий «добра» и «зла». Однако этого недостаточно, и для успешного налаживания коммуникативного канала нужно соответствовать неким параметрам, которые ожидает от нас адресат, и они же иногда требуют дополнительных усилий. Например, японец, не знающий русского языка, не сможет полноценно общаться с русскоязычными людьми до тех пор, пока не будет владеть их знаково-смысловой системой передачи информации.
Коммуникативные навыки: способности
Есть ряд способностей, которые в совокупности обеспечивают человеку коммуникативную компетентность.
- Умение делать социально-психологический прогноз ситуации общения. Здесь человек настраивается на предстоящий разговор, оценивает, как его могут воспринять те, к кому он обратится, и соответственно, смоделировать несколько моделей поведения в зависимости от их реакции.
- Программирование процесса общения. Здесь человек уже пытается переводить разговор в необходимое ему русло, которое зависит от цели разговора и его личных предпочтений. Безусловно, это делается аккуратно, чтобы не ранить личность собеседников, с долей непосредственности и дипломатичности.
- Управление общением. Яркое проявление этого умения можно увидеть ежедневно на экранах телевизора в различных телепрограммах, где ведущий ведет диалог с гостем. Зачастую ведущий жаждет получить ответы на те вопросы, о которых его собеседник говорить не хочет, но профессионалы своего дела в большинстве случаев все же помещают гостя в такую коммуникативную ситуацию, что он не может не рассказать об этом. Иногда можно повстречать достаточно волевых и ярких личностей в качестве собеседников, которых журналист не может склонить к беседе на неприятную им тему.
Коммуникативные навыки: правила
Существует несколько правил, которые являются универсальными для любого типа и условий общения.
- Сообщаемая мысль должна быть понятна в первую очередь тому, кто намеревается ее озвучить.
- Понимание. Собеседники должны всегда быть готовы к взаимопониманию и стараться наиболее понятным способом сообщать свои позиции.
- Конкретика. Озвученные фразы должны быть точными и не подразумевать несколько смыслов.
- Невербальные знаки. Также следует уделять большое внимание собственной мимике, жестам и интонации, которые должны соответствовать сообщаемой информации.
Таким образом, соблюдая эти простейшие правила, коммуникативные навыки будут совершенствоваться, а общение станет способом удаления психологических барьеров между людьми.
fb.ru
Развитие коммуникативных навыков | Блог 4brain
Развитие коммуникативных навыков требуется каждому человеку на планете, только если он не живет отшельником в пещере. Даже несмотря на то, что сейчас многие мнят себя полностью независимыми, взаимодействовать с другими людьми так или иначе приходится каждому. В этой статье вы найдете несколько упражнений, игр, методик и книг, которые пригодятся для того, чтобы прокачать свои коммуникативные навыки.
Как передается сообщение?
Это важный вопрос для тех, кто испытывает проблемы в одной из этих ситуаций:
- Вас неправильно понимают.
- Вы неправильно трактуете слова других людей.
Что делать в этих случаях? Начать стоит с анализа процесса передачи и восприятия информации: так вы сможете понять, на каком этапе возникает проблема. Сообщение передается при помощи:
- Возникновение причины или мотивации сказать что-либо.
- Композиция сообщения (внутренняя и техническая разработка того, что вы хотите выразить).
- Кодирование сообщения (речь, жесты).
- Передача кодированного сообщения в виде последовательности сигналов.
- Источники шума, такие как природные звуки, могут повлиять на качество сигнала и то, как собеседник воспримет ваше сообщение.
- Прием сигнала реципиентом (вашим собеседником).
- Расшифровка собеседником вашего сообщения.
- Интерпретация вашего сообщения.
Если на каком-то этапе произойдет сбой, ваше сообщение будет неправильно интерпретировано. То же самое справедливо и когда реципиент вы. И это мы еще не учли невербальные сигналы, которыми могут быть: прикосновения, жесты, язык тела, выражения лица, зрительный контакт, одежда. Речь (помимо слов) также содержит невербальные элементы, такие как ритм, интонацию, темп и многое другое.
Самая главная причина того, что нас не понимают или мы не понимаем – наличие барьеров в коммуникации.
Пять основных барьеров
На самом деле количество коммуникативных барьеров поистине огромно, но, пожалуй, стоит начать с пяти основных. Если вы преодолеете их, то существенно повысите свои навыки общения.
Судить другого человека
Если вы судите собеседника, то, во-первых, совершенно перестаете понимать суть того, о чем он говорит (на это попросту не остается времени и внимания), а, во-вторых, начинаете навешивать ярлыки.
Не проявлять интереса к словам собеседника
Интерес и любопытство – это во многом процессы сознательные. Дейл Карнеги, когда писал о необходимости проявлять искренний интерес к другим людям, имел в виду как раз это: не притворяться, а быть осознанным в общении с другими людьми, выйти из режима автопилота.
Во многих ситуациях вы должны работать над тем, чтобы вам стало интересно.
Использовать технический или непонятный язык
Мало того, что это выглядит снобистски и раздражает, так еще и полностью портит взаимопонимание и диалог. Научитесь выражать свои мысли простыми словами. Однако если видите, что собеседник полностью считывает ваши сообщения, можете поднять профессиональный уровень своей речи.
Давать непрошенные советы
Они плохи тем, что коммуникативные барьеры появляются уже у вашего собеседника. Он перестает думать о вашем сообщении и испытывает раздражение, выражающееся мыслью «Почему он лезет не в свое дело?».
Совершенно не имеет значения, насколько хороши были ваши советы. Научитесь их давать в правильное время и в правильных ситуациях.
Не проявлять эмпатию
Каждый человек имеет проблемы и заботы, будь то бездомный или королева Великобритании. Вы должны (опять же – искренне) проявлять интерес к ним. Помните, что для человека даже его мизерные проблемы намного важнее, чем все наводнения, войны и пожары вместе взятые.
После того, как вы поняли, чего не надо делать, давайте обсудим, что делать нужно. Вернее, какие коммуникативные навыки стоит развить.
Пять основных навыков коммуникации
За один день вы не станете мастером коммуникации. И за месяц тоже. Но шаг за шагом, осваивая отдельные навыки, вы сможете значительно повысить свой уровень.
Активное слушание
Чтобы научиться активно слушать, нужно придерживаться, как минимум, одного правила: слушать в два раза больше, чем говорить.
Второе правило: научитесь «слушать» всем своим телом. То есть задействуйте мимику, жестикуляцию, глаза. Третье правило: уточняйте, что хотел сказал собеседник.
Невербальная коммуникация
Кто такие гармоничные, цельные люди? Это те, у которых речь не конфликтует с телом и невербальными сигналами. Они говорят именно то, что чувствуют, поэтому тело правильно реагирует на слова.
Сначала будет сложно, ведь нужно будет обращать внимание на язык тела больше, чем на содержание информации. Но если решать проблему постепенно – сначала с руками, потом с ногами, зрительным контактом, мимикой – то через какое-то время вы и сами станете гармоничным человеком, который хорошо освоил навыки коммуникации.
Задавание вопросов
Прежде всего, стоит обратить внимание на качество вопросов, которые вы задаете. Если они закрытые, то нужно полностью изменить подход и начать задавать открытые:
- Как?
- Каким образом?
- Почему?
- Сколько?
- Как часто?
Задавать вопросы может показаться трудным поначалу. Но как только вы начнете проявлять искреннее любопытство к людям, этот навык будет развиваться сам по себе.
Прояснение
Это важно, когда вы слушаете собеседника. Старайтесь всегда уточнять, что конкретно он хотел сказать. Данный подход убивает двух зайцев:
- Позволяет вам полностью понять цели и мотивы собеседника.
- Показывает, что вы действительно его слушаете.
Осознанность
Осознанность является основой любого навыка, потому что требует отказаться от привычки и постоянно за собой наблюдать.
Например, при помощи осознанности вы прекратите критиковать и осуждать собеседника, будете заинтересованы в том, чтобы разобраться в его словах, мыслях, чувствах, научитесь применять разные подходы вместо того, чтобы просто вести разговор как умеете.
Игры на развитие коммуникационных навыков
Существует много упражнений-игр, которые развивают навыки общения. Вот некоторые из них.
1
Коммуникационные оригами
Это быстрое и легкое упражнение, которое показывает, как одни и те же инструкции интерпретируются разными людьми, и подчеркивает важность четкой коммуникации. Игра, скорее, демонстрационная, со своей моралью.
Для прохождения упражнения требуется от трех человек.
- Дайте каждому по листу А4.
- Сообщите группе, что вы начнете давать инструкцию, как складывать бумагу, чтобы создать форму оригами.
- Скажите группе, что, пока вы даете им инструкции, они должны держать глаза закрытыми и не могут задавать вопросы.
- Начните давать группе инструкции, согласно которым им нужно будет сложить и разорвать свой лист несколько раз, а затем попросите их развернуть и сравнить вид.
Подчеркните, что каждый лист бумаги выглядит по-разному, хотя вы давали всем совершенно одинаковые инструкции. Спросите у своей группы, были бы результаты намного лучше, если бы они иногда открывали глаза или задавали вопросы.
Открыть глаза = слушать и понимать.
Задавать вопросы = уточнять.
Эффективная коммуникация – это нелегко, ведь мы все интерпретируем информацию так, как умеем и хотим. Поэтому очень важно задавать вопросы и слушать собеседника.
2
Угадайте эмоцию
Данная игра-упражнение также проводится в компании, но она забавнее и увлекательнее, чем предыдущая.
Цель игры в том, чтобы ее участники научились лучше «считывать» чувства и эмоции друг друга. Компания разделяется на команды и каждый игрок по очереди показывает эмоции, такие как отвращение, привязанность, страх, беспокойство, смущение, гнев, решительность, а общая группа попытается угадать, что это за эмоция. Впрочем, на этой стадии правила могут меняться вами – в зависимости от того, как вам будет интереснее.
Инструкция:
- Разделитесь на две команды.
- Положите на стол колоду эмоций, на каждой из карт которой написано название эмоции.
- Попросите участника из группы A взять верхнюю карту (или несколько карт) со стола и показать пантомиму для своей группы. Это должно быть сделано за определенное время (например, минуту или две).
- Если эмоция угадывается, группа А получает 10 очков.
- Теперь то же самое должна проделать группа Б.
- Через несколько кругов подведите итоги.
3
Сценка
Игра на двоих. Правила очень просты. Можно сказать, что вы сами их придумываете.
Для начала подумайте относительно темы, вокруг которой будет завязан диалог. Это может быть:
- Служба поддержки (трудный клиент).
- К продавцу-консультанту обращается разгневанный клиент.
- Спор двух людей о том, нужно ли колонизировать Марс.
Перед тем, как начать сценку, вы должны четко прописать конфликт. Концовка может быть случайной.
4
Язык тела
Порой язык тела говорит больше, чем любые слова, которые вы можете произнести. Как сознательно, так и подсознательно тело показывает собеседнику, что действительно с вами происходит.
- Объясните группе, что вы собираетесь дать им ряд инструкций, которые они должны скопировать как можно быстрее.
- Произносите вслух следующие указания для группы, и в то же время выполняйте их:
- Прикоснитесь пальцем к носу.
- Хлопайте руками.
- Расставьте руки.
- Прикоснитесь указательными пальцами к плечам.
- Скрестите руки.
- Положите руку на живот – но во время этих слов коснитесь пальцем кончика носа.
- Обратите внимание на количество людей, которые скопировали то, что вы сделали, а не то, что сказали.
Язык тела может укрепить вербальное общение, однако оно также может быть сильнее, чем словесное общение – важно знать о нем, чтобы четко понимать, что проецируем правильное сообщение.
Книги
Детальнее разобраться в теме коммуникаций можно, прочитав следующие книги.
- «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Феррацци
- «Как разговаривать с кем угодно» Марк Роудз
- «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми» Ванесса Эдвардс
- «Я слышу вас насквозь» Марк Гоулстон
- «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман
- «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно» Пол МакГи
- «Как побороть застенчивость» Филип Зимбардо
- «Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей» Джеймс Борг
- «Секреты общения. Магия слов» Джеймс Борг
- «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейл Карнеги
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
Коммуникативные навыки
«Коммуникабельный» – как часто мы видим, или используем это слово, например, в резюме при описании своих положительных качеств. Многие думают, что коммуникабельность и общительность это два понятия между которыми можно поставить знак равенства. Однако это далеко не так: коммуникабельность это не просто общительность – это способность человека к установлению контактов и связей с различными людьми, умение вести конструктивный диалог в любой ситуации, причем как в устной, так и в письменной форме. В достижении этого, как раз и помогают коммуникативные навыки.
Виды коммуникативных навыков
Часто коммуникативные умения и навыки делят на:
- письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько четко и структурировано, составлен документ, последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
- устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении, или общении по телефону. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.
Формирование коммуникативных навыков
Формирование коммуникативных навыков происходит у человека практически с самого рождения (устные коммуникативные навыки). В этом процессе определяющую роль играет ближайшее окружение ребенка – сначала семья, затем товарищи по группе детского сада или друзья на детской площадке, позднее школа и одноклассники. Если на самом раннем этапе ребенок не получал достаточно общения, то зачастую позднее (в школе, во взрослом возрасте) у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.
Также большое значение играет и врожденные особенности человека – темперамент, тип личности (интроверт, или экстраверт), наличие или отсутствие каких-либо речевых нарушений. Согласитесь, ребенок-экстраверт с темпераментом сангвиника или холерика, гораздо легче адаптируется в любом детском коллективе, чем, к примеру, интроверт-меланхолик, следовательно, и во взрослом возрасте он будет куда более коммуникабелен.
Это то, что касается устной коммуникабельности, основные же письменные коммуникативные навыки формируются в школьном возрасте, когда ребенок осваивает письменную речь. Здесь тоже не обходится без подводных камней, например, таких как дислексия и дисграфия – проявляются в неспособности овладеть чтением и письмом, или только письмом (дисграфия), при нормальном интеллектуальном развитии. Эти нарушения, конечно, поддаются коррекции, однако человек, у которого наблюдались подобные расстройства в детстве, и во взрослом возрасте имеет некоторые проблемы с передачей письменной информации.
Совершенствование коммуникативных навыков
Коммуникативные навыки общения всегда играли большую роль в жизни человека. Ведь те люди, которые владеют ими в совершенстве, часто добиваются больших успехов, как в работе, так и на личном фронте. Поэтому, если вам не повезло появиться на свет с уникальными ораторскими способностями, то стоит задуматься о том, чтобы улучшить свои коммуникативные навыки. Для этого существует много вариантов психологических тренингов, чаще всего групповых. В повседневной же жизни развить коммуникативные способности поможет общение с людьми из различных социальных слоев. Выступайте инициатором общения, при разговоре старайтесь контролировать мимику и жесты. Этому могут помочь тренировки перед зеркалом. Также нужно помнить, что эффективное общение невозможно без умения слушать, поэтому нужно следить, чтобы речь была как можно более краткой, и при этом максимально информативной.
И в заключение: конечно коммуникативные навыки очень важны, особенно в профессиях, ориентированных на работу с людьми, там без коммуникабельности просто никуда. Однако не стоит забывать, что для того, чтобы состояться в профессиональной сфере, нужно быть настоящим специалистом, разбирающимся в специфике производства (проще говоря, неважно насколько коммуникабелен повар, если он не умеет готовить). Да и в личной жизни важно быть не только коммуникабельным, но и просто хорошим человеком.
womanadvice.ru
Развитие коммуникативных навыков
Человек – социальное существо, а значит, большая часть его жизни посвящена общению.
Общаясь, мы оказываем воздействие друг на друга, которое может быть как простым (просьба), так и очень сложным (различные приемы манипуляции).
От того, насколько мы хорошо владеем искусством общения, во многом зависит успех в различных делах.
Для того чтобы научиться легко взаимодействовать с людьми, нужно не только грамотное построение фраз и гладкая речь, хотя это тоже важно. Искусство коммуникации предполагает умение слышать собеседника, понимать его и выстраивать свою речь и поведение в соответствии с ситуацией.
Рассмотрим подробнее понятие общения. Современная психология рассматривает три стороны этого процесса:
- Коммуникативное общение – обмен информацией между собеседниками.
- Перцептивная сторона – восприятие собеседниками друг друга, создание атмосферы взаимопонимания.
- Интерактивная сторона предполагает создание условий для взаимодействия людей между собой.
Развитие коммуникативных навыков предполагает обучение тому, как донести свою мысль до собеседника, стать понятным. Здесь важно умение быть точным. Возможные ошибки чаще всего бывают связаны с психологическими сложностями, такими как замкнутость, стеснительность, тревожность.
Эти препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей часто называют коммуникативными барьерами.
Но надо заметить, что коммуникативные способности не являются врожденными. Раскрыть их в себе может любой человек, если приложит к этому усилия.
В настоящее время существует множество психологических тренингов и специальных занятий, которые могут помочь научиться легко и свободно общаться.
Тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, как правило, включают в себя несколько ступеней. Это умение убеждать собеседника, развитие навыков невербального воздействия, а также способность с честью выходить из любой конфликтной ситуации. Иногда добавляются и другие шаги.
Если вы не можете посещать подобные занятия, то для вас будут полезны несложные рекомендации, которые помогут преодолеть коммуникативные барьеры и добиваться успеха в любой ситуации.
Мы все с детства владеем базовыми навыками общения, которые заложены в наше сознание в виде определенных шаблонов. Это приветствие, прощание, сочувствие, извинение, отказ, просьба, требование и другие.
Как правило, если мы взаимодействуем с незнакомыми людьми на самом поверхностном уровне (например, с продавцом в магазине), этих образцов (шаблонов) бывает достаточно. В привычных ситуациях, отработанных до автоматизма, мы практически совсем не испытываем коммуникативных сложностей.
Они начинаются там, где возникает новая или волнующая ситуация. Например, при приеме на работу, или когда нужно сделать предложение руки и сердца. Вот тут-то и поджидают нас самые разные коммуникативные барьеры, которые потом мы описываем словами «отнялся язык», «не знаю, что сказать», «я просто онемел» и другими. Позже мы понимаем, как стоило себя повести, что сказать, и горько сожалеем о собственном беспомощном состоянии. Для преодоления подобных сложностей и нужно развитие коммуникативных навыков.
Почему так происходит и как бороться с этим явлением?
Чаще всего причина того, что мы не можем легко и спокойно говорить с любым человеком на любые темы, заключается в так называемой застенчивости. Человек испытывает страх и как бы внутренне «прячется», сдерживая свои искренние чувства.
Застенчивый человек излишне озабочен тем, как он выглядит, что о нем подумают окружающие. Он постоянно неуверен в том, какое впечатление производит. Наилучшей рекомендацией в такой ситуации будет посмотреть на себя со стороны. Каким образом? Например, можно записать на камеру то, как вы говорите, ходите, смеетесь. А потом, посмотрев на результат, изменить то, что вам в себе не нравится. Важное предупреждение: если вы никогда раньше не видели себя в записи, вы можете испытать шок. Это случается с большинством людей, ведь наше внутреннее представление о себе довольно сильно расходится с тем, как нас видят окружающие. Поэтому не делайте выводов после первого просмотра. Изучите запись несколько раз и только после этого анализируйте свои плюсы и минусы.
Следующий совет: учитесь свободно выражать свои чувства. Если не получается делать это с помощью слов, начните с движений. Танец подойдет для этого лучше всего. Оставшись в одиночестве, включите приятную музыку и танцуйте так, как хочется. Пусть ваши движения будут странными или даже дикими, не стесняйтесь, ведь вас никто не видит. С помощью спонтанного танца вы лучше поймете себя, многие внутренние «зажимы» уйдут.
Также полезно рисовать чувства. Этот метод используется в психотерапии и помогает снять барьеры.
Если сложно говорить, пробуйте сначала писать. Выражение мыслей на бумаге придаст им четкость и законченность, что постепенно проявится и в речи.
Развитие коммуникативных навыков может включать в себя и другие способы. Вы можете выбрать тот, что больше вам по душе.
В заключение добавлю, что любая внутренняя помеха преодолима, вы в состоянии измениться, хотя порой путь к успеху долог и тернист. Главное – не сдаваться!
fb.ru
Коммуникативные навыки – Психологос
Коммуникативные навыки – навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах.
В семейных отношениях наиболее востребованы оказываются следующие базовые навыки синтонной коммуникации:
- Не перебивать.
- Не устраивать ненужные споры, избегать возражений, учиться разумно соглашаться.
- Избегать негативных тем, поднимать в первую очередь позитивные темы.
- Избегать негативных переводов, использовать позитивный переводчик.
- Не давать негативные внушения, давать внушения позитивные.
- Уметь явным для партнера образом обозначать свои намерения. Вас не всегда легко понять по вашим словам, но если вы явным образом скажете: “Я хочу поделиться своими сомнениями только для того, чтобы лучше тебя понять”, ваш партнер в ваших словах увидит уже не возражения, а желание вас лучше понять.
- Избегать категоричности, говорить мягко, подчеркивая, что вы не настаиваете на своей правоте и вам важно услышать мнение партнера.
- Говорить тезисами, четко выражая свою главную мысль и то, что вы собственно от партнера хотите.
- Говорить в режиме диалога: коротко формулировать свою мысль и спрашивать партнера “А ты что думаешь?”
- Избегать упреков и обвинений. Затрагивать больные темы только тогда, когда есть конструктив: предложение, как ситуацию можно поправить.
- Подчеркивание согласия с партнером, восхищение, комплименты, благодарность.
Условием адекватного использования коммуникативных навыков является понимание, как мои слова и действия воспринимаются партнером в напряженной ситуации.
Освоите главные навыки – будете общаться эффективно, не освоите – будете размышлять “почему у меня не строятся отношения”… Чтобы освоить эти навыки быстро и качественно, вставайте на Дистанцию!
www.psychologos.ru
Коммуникативные навыки общения | Психология отношений
Коммуникативные навыки
«Коммуникабельный» — как часто мы видим, или используем это слово, например, в резюме при описании своих положительных качеств. Многие думают, что коммуникабельность и общительность это два понятия между которыми можно поставить знак равенства. Однако это далеко не так: коммуникабельность это не просто общительность — это способность человека к установлению контактов и связей с различными людьми, умение вести конструктивный диалог в любой ситуации, причем как в устной, так и в письменной форме. В достижении этого, как раз и помогают коммуникативные навыки.
Часто коммуникативные умения и навыки делят на:
- письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько четко и структурировано, составлен документ, последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
- устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении, или общении по телефону. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.
Формирование коммуникативных навыков происходит у человека практически с самого рождения (устные коммуникативные навыки). В этом процессе определяющую роль играет ближайшее окружение ребенка – сначала семья, затем товарищи по группе детского сада или друзья на детской площадке, позднее школа и одноклассники. Если на самом раннем этапе ребенок не получал достаточно общения, то зачастую позднее (в школе, во взрослом возрасте) у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.
Также большое значение играет и врожденные особенности человека – темперамент, тип личности (интроверт, или экстраверт), наличие или отсутствие каких-либо речевых нарушений. Согласитесь, ребенок-экстраверт с темпераментом сангвиника или холерика, гораздо легче адаптируется в любом детском коллективе, чем, к примеру, интроверт-меланхолик, следовательно, и во взрослом возрасте он будет куда более коммуникабелен.
Это то, что касается устной коммуникабельности, основные же письменные коммуникативные навыки формируются в школьном возрасте, когда ребенок осваивает письменную речь. Здесь тоже не обходится без подводных камней, например, таких как дислексия и дисграфия — проявляются в неспособности овладеть чтением и письмом, или только письмом (дисграфия), при нормальном интеллектуальном развитии. Эти нарушения, конечно, поддаются коррекции, однако человек, у которого наблюдались подобные расстройства в детстве, и во взрослом возрасте имеет некоторые проблемы с передачей письменной информации.
Коммуникативные навыки общения всегда играли большую роль в жизни человека. Ведь те люди, которые владеют ими в совершенстве, часто добиваются больших успехов, как в работе, так и на личном фронте. Поэтому, если вам не повезло появиться на свет с уникальными ораторскими способностями, то стоит задуматься о том, чтобы улучшить свои коммуникативные навыки. Для этого существует много вариантов психологических тренингов, чаще всего групповых. В повседневной же жизни развить коммуникативные способности поможет общение с людьми из различных социальных слоев. Выступайте инициатором общения, при разговоре старайтесь контролировать мимику и жесты. Этому могут помочь тренировки перед зеркалом. Также нужно помнить, что эффективное общение невозможно без умения слушать, поэтому нужно следить, чтобы речь была как можно более краткой, и при этом максимально информативной.
И в заключение: конечно коммуникативные навыки очень важны, особенно в профессиях, ориентированных на работу с людьми, там без коммуникабельности просто никуда. Однако не стоит забывать, что для того, чтобы состояться в профессиональной сфере, нужно быть настоящим специалистом, разбирающимся в специфике производства (проще говоря, неважно насколько коммуникабелен повар, если он не умеет готовить). Да и в личной жизни важно быть не только коммуникабельным, но и просто хорошим человеком.
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник
Коммуникативные навыки
Коммуникативные навыки — навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах.
В семейных отношениях наиболее востребованы оказываются следующие базовые навыки синтонной коммуникации:
Условием адекватного использования коммуникативных навыков является понимание, как мои слова и действия воспринимаются партнером в напряженной ситуации.
Освоите главные навыки — будете общаться эффективно, не освоите — будете размышлять «почему у меня не строятся отношения». Чтобы освоить эти навыки быстро и качественно, вставайте на Дистанцию!
Коммуникация — передача сообщения, сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на.
Общение бывает очень разнообразным, различаясь по средствам, отличаясь по ситуации общения и тому, к.
Без успешной внешности лидера представить еще можно, но лидер, не владеющий эффективной коммуникацие.
Позитивный перевод — это просто: это перевод негативного смысла сказанного в нечто позитивное, это у.
Тотальное ДА — коммуникативный прием, запрещающий использование возражающего «Нет» и предписывающий.
Работать над собой хотят все, однако у большинства попытки неуспешны: или люди бросают эти занятия.
Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке
Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов
ВВЕДЕНИЕ
Человек, как и все живое в природе, развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека — это сложный и противоречивый процесс, инициированный совокупностью многих сил: биологических и культурных; внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни, характер его протекания определяется во многом окружающей средой, но вместе с тем зависит от личностных характеристик и свойств человека. Таким образом, на развитие личности влияет множество факторов. Одним из таких факторов является общение.
Проблема общения многогранна. Она является предметом изучения многих наук. Более полувека назад почти одновременно в разных концах мира впервые были развёрнуты исследования, направленные на углубленное изучение общения людей. Изучение этой проблемы продолжается и сегодня, в разных ракурсах с использованием разнообразных подходов.
Тесная связь между структурами личности и процессом общения, как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения общения неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений общения носит качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса общения (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено.
На наш взгляд, развитие коммуникативных умений в тренинговых группах — эффективное средство, как развития коммуникативных навыков, так и профилактики отклонений в формировании личности.
Данная проблема актуальна по нескольким причинам. Общение есть потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. Без общения не могло бы возникнуть, существовать и развиваться человеческое общество. В связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, общение оказывает немаловажную роль в формировании личности. Общение это необходимое условие формирования каждой отдельной личности.
Коммуникативные навыки — это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общение: это журналистика, психология, педагогика, социология и др. Тем не менее, профессиональные потребности — это лишь малая часть причин, по которым коммуникативные навыки так важны. Ведь любому человеку необходимо общаться и для психологического удовлетворения, социальной реализации, и просто для того, чтобы выжить. Индивиды, которые пренебрегают их наработкой, безуспешны, и им труднее реализовать себя [3, c. 153].
Существует синонимичное понятие в психологии: коммуникативная компетентность. Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя:
— знание ограничений и культурных норм в общении;
— знание традиций и обычаев;
— умелое применение коммуникативных средств.
Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека, а также с помощью дополнительного изучения психологии и других наук. Некоторые данные мы получаем в детстве вместе с воспитанием, когда нам объясняют границы приличного поведения, а также с помощью усвоения понятий «добра» и «зла». Однако этого недостаточно, и для успешного налаживания коммуникативного канала нужно соответствовать неким параметрам, которые ожидает от нас адресат, и они же иногда требуют дополнительных усилий. Например, японец, не знающий русского языка, не сможет полноценно общаться с русскоязычными людьми до тех пор, пока не будет владеть их знаково-смысловой системой передачи информации [3, c. 138].
Есть ряд способностей, которые в совокупности обеспечивают человеку коммуникативную компетентность.
Умение делать социально-психологический прогноз ситуации общения. Здесь человек настраивается на предстоящий разговор, оценивает, как его могут воспринять те, к кому он обратится, и соответственно, смоделировать несколько моделей поведения в зависимости от их реакции.
Программирование процесса общения. Здесь человек уже пытается переводить разговор в необходимое ему русло, которое зависит от цели разговора и его личных предпочтений. Безусловно, это делается аккуратно, чтобы не ранить личность собеседников, с долей непосредственности и дипломатичности.
Управление общением. Яркое проявление этого умения можно увидеть ежедневно на экранах телевизора в различных телепрограммах, где ведущий ведет диалог с гостем. Зачастую ведущий жаждет получить ответы на те вопросы, о которых его собеседник говорить не хочет, но профессионалы своего дела в большинстве случаев все же помещают гостя в такую коммуникативную ситуацию, что он не может не рассказать об этом. Иногда можно повстречать достаточно волевых и ярких личностей в качестве собеседников, которых журналист не может склонить к беседе на неприятную им тему.
Существует несколько правил, которые являются универсальными для любого типа и условий общения.
Сообщаемая мысль должна быть понятна в первую очередь тому, кто намеревается ее озвучить.
Понимание. Собеседники должны всегда быть готовы к взаимопониманию и стараться наиболее понятным способом сообщать свои позиции.
Конкретика. Озвученные фразы должны быть точными и не подразумевать несколько смыслов.
Невербальные знаки. Также следует уделять большое внимание собственной мимике, жестам и интонации, которые должны соответствовать сообщаемой информации [5].
Коммуникативные навыки: что это такое и зачем они нужны?
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общение: это журналистика, психология, педагогика, социология и др. Тем не менее, профессиональные потребности – это лишь малая часть причин, по которым коммуникативные навыки так важны. Ведь любому человеку необходимо общаться и для психологического удовлетворения, социальной реализации, и просто для того, чтобы выжить. Индивиды, которые пренебрегают их наработкой, безуспешны, и им труднее реализовать себя.
Коммуникативные навыки: определение
Существует синонимичное понятие в психологии: коммуникативная компетентность. Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя:
- знание ограничений и культурных норм в общении;
- знание традиций и обычаев;
- владение этикетом;
- демонстрацию воспитанности;
- умелое применение коммуникативных средств.
Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека, а также с помощью дополнительного изучения психологии и других наук. Некоторые данные мы получаем в детстве вместе с воспитанием, когда нам объясняют границы приличного поведения, а также с помощью усвоения понятий «добра» и «зла». Однако этого недостаточно, и для успешного налаживания коммуникативного канала нужно соответствовать неким параметрам, которые ожидает от нас адресат, и они же иногда требуют дополнительных усилий. Например, японец, не знающий русского языка, не сможет полноценно общаться с русскоязычными людьми до тех пор, пока не будет владеть их знаково-смысловой системой передачи информации.
Коммуникативные навыки: способности
Есть ряд способностей, которые в совокупности обеспечивают человеку коммуникативную компетентность.
Коммуникативные навыки: правила
Существует несколько правил, которые являются универсальными для любого типа и условий общения.
- Сообщаемая мысль должна быть понятна в первую очередь тому, кто намеревается ее озвучить.
- Понимание. Собеседники должны всегда быть готовы к взаимопониманию и стараться наиболее понятным способом сообщать свои позиции.
- Конкретика. Озвученные фразы должны быть точными и не подразумевать несколько смыслов.
- Невербальные знаки. Также следует уделять большое внимание собственной мимике, жестам и интонации, которые должны соответствовать сообщаемой информации.
Таким образом, соблюдая эти простейшие правила, коммуникативные навыки будут совершенствоваться, а общение станет способом удаления психологических барьеров между людьми.
Источники:
Коммуникативные навыки
Коммуникативные навыки «Коммуникабельный» — как часто мы видим, или используем это слово, например, в резюме при описании своих положительных качеств. Многие думают, что коммуникабельность и
http://womanadvice.ru/kommunikativnye-navyki
Коммуникативные навыки 1
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/kommunikativnye-navyki
Коммуникативные навыки общения
ВВЕДЕНИЕ Человек, как и все живое в природе, развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека — это сложный и противоречивый
http://studbooks.net/2280797/psihologiya/kommunikativnye_navyki
Коммуникативные навыки что это такое и зачем они нужны
Коммуникативные навыки – это совокупность умений, без которых невозможно плодотворное общение. В этой статье мы рассмотрим основные правила поведения для успешного общения, а также способности, которые необходимы для этого.
http://fb.ru/article/37946/kommunikativnyie-navyiki-chto-eto-takoe-i-zachem-oni-nujnyi
(Visited 1 times, 1 visits today)
psiholog4you.ru