Познавательное

Картинки что сначала что потом – Что сначала, что потом? Дидактическая игра для детей

Содержание

Что сначала, что потом? Дидактическая игра для детей

Важный момент при развитии ребенка, его подготовки к школе, научиться определять последовательность событий. Для тренировки подойдет дидактическая игра “Логические цепочки”. Карточки нужно распечатать, разрезать на квадратики и предложить малышу определить, что сначала, а что потом. Не торопите ребенка, пусть хорошо подумает, включит логику, объяснит свою точку зрения, а потом у него будет получаться все быстрее и легче. Для деток 6-7 лет можно предложить по расставленным в логическом порядке картинкам составить небольшой рассказ в качестве развития речи.

Сто сначала? Что потом?

Цель. Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
Набор включает серию картинок с изображением простых бытовых сюжетов.  Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.

Материал может быть использован для усвоения предложно-падежных конструкций.

Задачи. Учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.

Расскажи историю

Цель. Развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, выделять неочевидные, но определяющие ситуацию признаки изображений. Развивать связную речь.
Набор материалов включает серии сюжетных картинок, объединенных общим сюжетом. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.

Скачать и распечатать карточки для игры

Тема продукты питания

Бытовые ситуации

Для дошкольников старшего возраста:

 

 Бытовые сюжеты часть 2

Карточки нужно распечатать на листах формата а4 с обеих сторон.

 

Пример методического сопровождения (к бытовым сюжетам 2)

К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-следственные связи. Но масса детей, имеющих речевые нарушения, испытывают трудности в понимании не только логико-грамматической конструкции, но и самих причинно-следственных отношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п. Данная серия картинок содержит причину и следствие. К ним еще нужно напечатать  карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что», «поэтому». Пары картинок предлагаются по усложнению: сначала очевидные следствия и причины, затем более сложные.

1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».
2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».
3. «Маша упала» и «Маша плачет».
4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».
5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».
6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».
7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».
8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда».
9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи лопнул».
10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».

Ребёнку предлагается пара картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; он должны определить, что было сначала, а что – потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую – картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, чётко проговаривая: «Что было сначала – на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должно звучать предложение.

Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребёнок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Вводить союзы следует постепенно. Если ребёнок умеет читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием.

«Расскажи историю»

Серии сюжетных картин являются одной из самых сложных последовательностей, особенно, если в них появляется скрытый подтекст. Дети с нормальным развитием легко понимают последовательности картинок с очевидным смыслом уже в 4 года (некоторые даже раньше), понимание скрытого смысла (но доступного пониманию ребёнка из его жизненного опыта) появляется чуть позже – к 4,5-5 годам. Возможность составления рассказа по серии сюжетных картин в той или иной мере страдает при большинстве нарушений развития. В одних случаях страдает преимущественно речевое опосредование, в других – понимание простого сюжета, в третьих – понимание простого сюжета сохранно, но нет понимания скрытого смысла, в четвёртых – ребёнок понимает картинки, если их разложил по порядку взрослый, но не может выложить в правильной последовательности сам.

В набор включены картинки как с простыми, не имеющими подтекста сюжетами, так и с более сложными – со скрытым смыслом и юмором. Список трудно ранжировать, так как трудности зависят от специфики проблем ребёнка, так что выбирать последовательность имеет смысл с учётом особенностей каждого ребёнка.

Мышка и сок
Мышка хочет попить сок и не может достать – пакет очень высокий. Она видит лежащую
рядом соломинку, приставляет её и по ней забирается. Потом затаскивает соломинку
наверх, вставляет её в дырочку. Забирается на соломинку и пьёт через неё сок.

Бабушка и пирожки
Бабушка месит тесто. Бабушка лепит пирожки и кладет их на противень. Ставит
противень в духовку. Достает румяные печеные пирожки и угощает внука.

Малыш загорает
Светлокожий малыш идёт загорать. Сидит играет, солнце поднимается выше. Малыш
уснул, солнце в зените. Вечером коричневый малыш идёт домой.

Гусеница и гриб
Ползёт гусеница. Начинается дождь, она видит гриб и в ужасе ползёт к нему. Вгрызается в
гриб. Выглядывает из окошка в грибе.

Ёжик и яблоко
Идёт ёжик и везёт на спине огромное яблоко, с него льётся пот: он устал. Ежик садится и
ест яблоко. Счастливый толстый ёжик везёт на спине огрызок.

Мышка и сыр
Мышка ест сыр. Мышка съела половину – стала толще. Съела весь сыр – стала совсем

толстой!

Собака и пчела
Собака нюхает цветок колокольчика, засунув в него нос. Испуганная морда собаки с
волдырем на носу. Из колокольчика выглядывает разъяренная пчела, грозящая собаке
кулаком.

Дом
Строится дом, стены возведены до половины. Целый дом с крышей, но без окон. Дом с
крышей и окнами.

Собака и мышь
Мышь забегает в нору-холмик на земле. Собака подходит к норе – видит из неё торчит
мышиный нос. Собака старается раскопать эту нору. Мышь убегает из входа в нору, рас-
положенного с другой стороны холмика, а собака продолжает копать.

Кошка и хомяк
Перед клеткой с хомяком сидит кошка и облизывается, хомяк, прижав уши, боится. Хомяк
идёт в другой угол клетки, к кормушке с зёрнами, и набивает их за щёки. Страшная морда
хомяка с набитыми щеками и двумя торчащими резцами, испуганная морда кошки с
поднятой дыбом шерстью за прутьями.

Рыбак
Рыбак ловит рыбку с лодки. Под водой рыбка подплывает с ботинком в плавниках и
цепляет его на крючок. Удивлённый рыбак вынимает башмак из воды.

Дети кормят птиц
Мальчики летом собирают подсолнухи. Мальчики дома сидят и вынимают из
подсолнухов семечки. Мальчики зимой насыпают семечки в кормушку для птиц.

Мальчик и мороженое
Мальчик покупает в ларьке мороженое. Идёт, засмотрелся на птиц, а мороженое тем
временем тает. Смотрит на мороженое – осталась палочка и молочная лужица у ног.

Картинки выкладываются перед ребёнком в случайной последовательности и даётся задание разложить их по порядку. Если ребёнку сложно выполнить, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Можно выкладывать ряд с пропуском картинки ИЛИ включать в него картинку из другой последовательности, способ работы зависит от особенностей проблем ребёнка и целей работы.

При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания. Ребёнка с бедной речью просят описывать картинку более подробно. Детей, склонных к чрезмерному фантазированию, можно с помощью последовательного сюжетного ряда обучить избегать ненужной детализации и излишних привнесений, требуя, чтобы они рассказывали то, что видят, и только это, но при этом лишь главное.

***

Так как восприятие и понимание серийно организованного материала неотделимы от внимания, памяти, мышления в их различных проявлениях, то данное пособие на определённом этапе онтогенеза ребёнка становится универсальным для работы с когнитивной сферой в целом. Оно может быть использовано для решения как развивающих, так и коррекционных задач. Поскольку когнитивные особенности наблюдаются при большей части нарушений развития, это пособие применимо для большинства категорий детей, меняются лишь акценты и задачи в зависимости от типа проблем ребёнка.

7gy.ru

“Распечатай и играй”. Игра “Что сначала, что потом”

Здравствуйте, уважаемые родители, читатели, коллеги!

За  период ведения блога я  много раз пользовалась играми, пособиями, предлагаемые  коллегами,  родителями. Мне  оставалось только их распечатать и  использовать в  работе  с  детьми. Считаю, что быть просто потребителем – не то, что меня  устраивает, поэтому пришло и мое  время делиться  своими  играми.  Долго думала  как  назвать рубрику и ничего лучшего чем “Распечатай  и  играй” не  придумала. Именно такое название  я  часто встречаю  на  ряде сайтов, поэтому  считаю,  что именно оно наиболее понятно и близко читателям.

Первая  игра, которую я  предлагаю  – “Что сначала,  что потом”. Цель игры: развитие  мышления, речи. В  комплект игры  входят 50 карточек.


Я  учусь делать пособия, поэтому  не  судите  строго – есть над чем работать. При комплектовании набора  я  использовала картинки, фото, предоставленные  в  свободном  доступе  в  Интернете – на  авторство не  претендую.

 

Кратко о том, как я  сделала  игру: сверстала  карточки, отдала  в  печать, заламинировала, вырезала.  

 

 

Как  играть.

 

Для  себя  я  выделила  несколько вариантов  игр. Отмечу,  что в  продаже  есть подобные игры, например,  “Аналогии”. При создании своей  игры я  исходила  из того,  что мои карточки будут реальными – не  нарисованные картинки.

 

Вариант 1.

Ребенку  предлагается  найти каждой  картинке пару и объяснить свой  выбор. Можно предложить найти пары карточек, характеризующих последовательность событий. “Скажи,  что было сначала, а  что стало потом и почему?”.  Можно  предложить посмотреть как  Вы  это делаете – на  примере. 

 

 

Некоторые карточки составляют тройки-четверки картинок, что расширяет кругозор ребенка.

 

 

Вариант 2. “Четвертый лишний”.

Используя  карточки,  выбрать  четыре так, чтобы  одна была  лишней.  

 

 

Вариант 3. “Найди семейство картинок”.

Цель: расширение  кругозора, развитие  операций  мышления, речи.

Ребенку  предлагается из карточек составить семью, объединенную каким- то признаком.

Вариант 4. “Составь сказку – историю”.

Цель: развитие  речи, мышления воображения.

 

Ход игры: взять несколько картинок и составить рассказ.  Можно брать по одной  карточке и по очереди  продолжать историю, согласно изображению на картинке.

 

 

Вот карточки, которые  можно сохранить и распечатать на листе  формата А4.  


reshetova.blogspot.com

Что сначала, что потом? Дидактическая игра для детей

Важный момент при развитии ребенка, его подготовки к школе, научиться определять последовательность событий. Для тренировки подойдет дидактическая игра «Логические цепочки». Карточки нужно распечатать, разрезать на квадратики и предложить малышу определить, что сначала, а что потом. Не торопите ребенка, пусть хорошо подумает, включит логику, объяснит свою точку зрения, а потом у него будет получаться все быстрее и легче. Для деток 6-7 лет можно предложить по расставленным в логическом порядке картинкам составить небольшой рассказ в качестве развития речи.

Сто сначала? Что потом?

Цель. Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
Набор включает серию картинок с изображением простых бытовых сюжетов.  Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.
Материал может быть использован для усвоения предложно-падежных конструкций.

Задачи. Учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.

Расскажи историю

Цель. Развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, выделять неочевидные, но определяющие ситуацию признаки изображений. Развивать связную речь.
Набор материалов включает серии сюжетных картинок, объединенных общим сюжетом. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.

Скачать и распечатать карточки для игры

Тема продукты питания

Бытовые ситуации

 Бытовые сюжеты часть 2

Карточки нужно распечатать на листах формата а4 с обеих сторон.

 

Методическое сопровождение к бытовым сюжетам

К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-следственные связи. Но масса детей, имеющих речевые нарушения, испытывают трудности в понимании не только логико-грамматической конструкции, но и самих причинно-следственных отношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п. Данная серия картинок содержит причину и следствие. К ним еще нужно напечатать  карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что», «поэтому». Пары картинок предлагаются по усложнению: сначала очевидные следствия и причины, затем более сложные.

1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».
2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».
3. «Маша упала» и «Маша плачет».
4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».
5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».
6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».
7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».
8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда».
9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи лопнул».
10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».

Ребёнку предлагается пара картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; он должны определить, что было сначала, а что – потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую – картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, чётко проговаривая: «Что было сначала – на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должно звучать предложение.

Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребёнок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Вводить союзы следует постепенно. Если ребёнок умеет читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием.

«Расскажи историю»

Серии сюжетных картин являются одной из самых сложных последовательностей, особенно, если в них появляется скрытый подтекст. Дети с нормальным развитием легко понимают последовательности картинок с очевидным смыслом уже в 4 года (некоторые даже раньше), понимание скрытого смысла (но доступного пониманию ребёнка из его жизненного опыта) появляется чуть позже – к 4,5-5 годам. Возможность составления рассказа по серии сюжетных картин в той или иной мере страдает при большинстве нарушений развития. В одних случаях страдает преимущественно речевое опосредование, в других – понимание простого сюжета, в третьих – понимание простого сюжета сохранно, но нет понимания скрытого смысла, в четвёртых – ребёнок понимает картинки, если их разложил по порядку взрослый, но не может выложить в правильной последовательности сам.

В набор включены картинки как с простыми, не имеющими подтекста сюжетами, так и с более сложными – со скрытым смыслом и юмором. Список трудно ранжировать, так как трудности зависят от специфики проблем ребёнка, так что выбирать последовательность имеет смысл с учётом особенностей каждого ребёнка.

Мышка и сок
Мышка хочет попить сок и не может достать – пакет очень высокий. Она видит лежащую
рядом соломинку, приставляет её и по ней забирается. Потом затаскивает соломинку
наверх, вставляет её в дырочку. Забирается на соломинку и пьёт через неё сок.

Бабушка и пирожки
Бабушка месит тесто. Бабушка лепит пирожки и кладет их на противень. Ставит
противень в духовку. Достает румяные печеные пирожки и угощает внука.

Малыш загорает
Светлокожий малыш идёт загорать. Сидит играет, солнце поднимается выше. Малыш
уснул, солнце в зените. Вечером коричневый малыш идёт домой.

Гусеница и гриб
Ползёт гусеница. Начинается дождь, она видит гриб и в ужасе ползёт к нему. Вгрызается в
гриб. Выглядывает из окошка в грибе.

Ёжик и яблоко
Идёт ёжик и везёт на спине огромное яблоко, с него льётся пот: он устал. Ежик садится и
ест яблоко. Счастливый толстый ёжик везёт на спине огрызок.

Мышка и сыр
Мышка ест сыр. Мышка съела половину – стала толще. Съела весь сыр – стала совсем
толстой!

Собака и пчела
Собака нюхает цветок колокольчика, засунув в него нос. Испуганная морда собаки с
волдырем на носу. Из колокольчика выглядывает разъяренная пчела, грозящая собаке
кулаком.

Дом
Строится дом, стены возведены до половины. Целый дом с крышей, но без окон. Дом с
крышей и окнами.

Собака и мышь
Мышь забегает в нору-холмик на земле. Собака подходит к норе – видит из неё торчит
мышиный нос. Собака старается раскопать эту нору. Мышь убегает из входа в нору, рас-
положенного с другой стороны холмика, а собака продолжает копать.

Кошка и хомяк
Перед клеткой с хомяком сидит кошка и облизывается, хомяк, прижав уши, боится. Хомяк
идёт в другой угол клетки, к кормушке с зёрнами, и набивает их за щёки. Страшная морда
хомяка с набитыми щеками и двумя торчащими резцами, испуганная морда кошки с
поднятой дыбом шерстью за прутьями.

Рыбак
Рыбак ловит рыбку с лодки. Под водой рыбка подплывает с ботинком в плавниках и
цепляет его на крючок. Удивлённый рыбак вынимает башмак из воды.

Дети кормят птиц
Мальчики летом собирают подсолнухи. Мальчики дома сидят и вынимают из
подсолнухов семечки. Мальчики зимой насыпают семечки в кормушку для птиц.

Мальчик и мороженое
Мальчик покупает в ларьке мороженое. Идёт, засмотрелся на птиц, а мороженое тем
временем тает. Смотрит на мороженое – осталась палочка и молочная лужица у ног.

Картинки выкладываются перед ребёнком в случайной последовательности и даётся задание разложить их по порядку. Если ребёнку сложно выполнить, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Можно выкладывать ряд с пропуском картинки ИЛИ включать в него картинку из другой последовательности, способ работы зависит от особенностей проблем ребёнка и целей работы.

При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания. Ребёнка с бедной речью просят описывать картинку более подробно. Детей, склонных к чрезмерному фантазированию, можно с помощью последовательного сюжетного ряда обучить избегать ненужной детализации и излишних привнесений, требуя, чтобы они рассказывали то, что видят, и только это, но при этом лишь главное.

***

Так как восприятие и понимание серийно организованного материала неотделимы от внимания, памяти, мышления в их различных проявлениях, то данное пособие на определённом этапе онтогенеза ребёнка становится универсальным для работы с когнитивной сферой в целом. Оно может быть использовано для решения как развивающих, так и коррекционных задач. Поскольку когнитивные особенности наблюдаются при большей части нарушений развития, это пособие применимо для большинства категорий детей, меняются лишь акценты и задачи в зависимости от типа проблем ребёнка.

Источник: 7gy.ru

mol-inventum.ru

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ » Что сначала, что потом? Дидактическая игра для детей

Важный момент при развитии ребенка, его подготовки к школе, научиться определять последовательность событий. Для тренировки подойдет дидактическая игра «Логические цепочки». Карточки нужно распечатать, разрезать на квадратики и предложить малышу определить, что сначала, а что потом. Не торопите ребенка, пусть хорошо подумает, включит логику, объяснит свою точку зрения, а потом у него будет получаться все быстрее и легче. Для деток 6-7 лет можно предложить по расставленным в логическом порядке картинкам составить небольшой рассказ в качестве развития речи.

Сто сначала? Что потом?

Цель. Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
Набор включает серию картинок с изображением простых бытовых сюжетов.  Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.
Материал может быть использован для усвоения предложно-падежных конструкций.

Задачи. Учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.

Расскажи историю

Цель. Развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, выделять неочевидные, но определяющие ситуацию признаки изображений. Развивать связную речь.
Набор материалов включает серии сюжетных картинок, объединенных общим сюжетом. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.

Скачать и распечатать карточки для игры
Тема продукты питания

Бытовые ситуации

 Бытовые сюжеты часть 2

Карточки нужно распечатать на листах формата а4 с обеих сторон.

 

Методическое сопровождение к бытовым сюжетам

К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-следственные связи. Но масса детей, имеющих речевые нарушения, испытывают трудности в понимании не только логико-грамматической конструкции, но и самих причинно-следственных отношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п. Данная серия картинок содержит причину и следствие. К ним прилагаются карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что», «поэтому». Пары картинок предлагаются по усложнению: сначала очевидные следствия и причины, затем более сложные.

1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».
2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».
3. «Маша упала» и «Маша плачет».
4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».
5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».
6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».
7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».
8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда».
9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи лопнул».
10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».

Ребёнку предлагается пара картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; он должны определить, что было сначала, а что – потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую – картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, чётко проговаривая: «Что было сначала – на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должно звучать предложение.
Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребёнок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Вводить союзы следует постепенно. Если ребёнок умеет читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием.

«Расскажи историю»

Серии сюжетных картин являются одной из самых сложных последовательностей, особенно, если в них появляется скрытый подтекст. Дети с нормальным развитием легко
понимают последовательности картинок с очевидным смыслом уже в 4 года (некоторые даже раньше), понимание скрытого смысла (но доступного пониманию ребёнка из его жизненного опыта) появляется чуть позже – к 4,5-5 годам. Возможность составления рассказа по серии сюжетных картин в той или иной мере страдает при большинстве нарушений развития. В одних случаях страдает преимущественно речевое опосредование, в других – понимание простого сюжета, в третьих – понимание простого сюжета сохранно, но нет понимания скрытого смысла, в четвёртых – ребёнок понимает картинки, если их разложил по порядку взрослый, но не может выложить в правильной последовательности сам.

В набор включены картинки как с простыми, не имеющими подтекста сюжетами, так и с более сложными – со скрытым смыслом и юмором. Список трудно ранжировать, так как трудности зависят от специфики проблем ребёнка, так что выбирать последовательность имеет смысл с учётом особенностей каждого ребёнка.

Мышка и сок
Мышка хочет попить сок и не может достать – пакет очень высокий. Она видит лежащую
рядом соломинку, приставляет её и по ней забирается. Потом затаскивает соломинку
наверх, вставляет её в дырочку. Забирается на соломинку и пьёт через неё сок.

Бабушка и пирожки
Бабушка месит тесто. Бабушка лепит пирожки и кладет их на противень. Ставит
противень в духовку. Достает румяные печеные пирожки и угощает внука.

Малыш загорает
Светлокожий малыш идёт загорать. Сидит играет, солнце поднимается выше. Малыш
уснул, солнце в зените. Вечером коричневый малыш идёт домой.

Гусеница и гриб
Ползёт гусеница. Начинается дождь, она видит гриб и в ужасе ползёт к нему. Вгрызается в
гриб. Выглядывает из окошка в грибе.

Ёжик и яблоко
Идёт ёжик и везёт на спине огромное яблоко, с него льётся пот: он устал. Ежик садится и
ест яблоко. Счастливый толстый ёжик везёт на спине огрызок.

Мышка и сыр
Мышка ест сыр. Мышка съела половину – стала толще. Съела весь сыр – стала совсем
толстой!

Собака и пчела
Собака нюхает цветок колокольчика, засунув в него нос. Испуганная морда собаки с
волдырем на носу. Из колокольчика выглядывает разъяренная пчела, грозящая собаке
кулаком.

Дом
Строится дом, стены возведены до половины. Целый дом с крышей, но без окон. Дом с
крышей и окнами.

Собака и мышь
Мышь забегает в нору-холмик на земле. Собака подходит к норе – видит из неё торчит
мышиный нос. Собака старается раскопать эту нору. Мышь убегает из входа в нору, рас-
положенного с другой стороны холмика, а собака продолжает копать.

Кошка и хомяк
Перед клеткой с хомяком сидит кошка и облизывается, хомяк, прижав уши, боится. Хомяк
идёт в другой угол клетки, к кормушке с зёрнами, и набивает их за щёки. Страшная морда
хомяка с набитыми щеками и двумя торчащими резцами, испуганная морда кошки с
поднятой дыбом шерстью за прутьями.

Рыбак
Рыбак ловит рыбку с лодки. Под водой рыбка подплывает с ботинком в плавниках и
цепляет его на крючок. Удивлённый рыбак вынимает башмак из воды.

Дети кормят птиц
Мальчики летом собирают подсолнухи. Мальчики дома сидят и вынимают из
подсолнухов семечки. Мальчики зимой насыпают семечки в кормушку для птиц.

Мальчик и мороженое
Мальчик покупает в ларьке мороженое. Идёт, засмотрелся на птиц, а мороженое тем
временем тает. Смотрит на мороженое – осталась палочка и молочная лужица у ног.

Картинки выкладываются перед ребёнком в случайной последовательности и даётся задание разложить их по порядку. Если ребёнку сложно выполнить, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Можно выкладывать ряд с пропуском картинки ИЛИ включать в него картинку из другой последовательности, способ работы зависит от особенностей проблем ребёнка и целей работы.

При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания. Ребёнка с бедной речью просят описывать картинку более подробно. Детей, склонных к чрезмерному фантазированию, можно с помощью последовательного сюжетного ряда обучить избегать ненужной детализации и излишних привнесений, требуя, чтобы они рассказывали то, что видят, и только это, но при этом лишь главное.

***

Так как восприятие и понимание серийно организованного материала неотделимы от внимания, памяти, мышления в их различных проявлениях, то данное пособие на определённом этапе онтогенеза ребёнка становится универсальным для работы с когнитивной сферой в целом. Оно может быть использовано для решения как развивающих, так и коррекционных задач. Поскольку когнитивные особенности наблюдаются при большей части нарушений развития, это пособие применимо для большинства категорий детей, меняются лишь акценты и задачи в зависимости от типа проблем ребёнка.

Источник

1form.ru

II. «Что сначала, что потом?»

Поиск Лекций

К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-след­ственные связи. Но масса детей, имеющих речевую задержку или задержку психического развития в целом, или другие нарушения, испытывают трудности в понимании не только логпко-грамматпческой конструкции, но и самих причинно-следственных от­ношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п.

Мы предлагаем серию парных картинок, где каждая пара со­держит причину и следствие. К ним прилагаются карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что», «поэтому» (лист 17). Пары картинок предлагаются по усложнению: снача­ла очевидные следствия и причины, затем более сложные.

 

1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».

2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».

3. «Маша упала» и «Маша плачет».

4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».

5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».

6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».

7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».

8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда».

9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи лопнул».

10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».

 

Педагог предлагает детям (ребенку) пару картинок, состав­ляющих причинно-следственную последовательность; дети дол­жны определить, что было сначала, а что — потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (напри­мер, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую — картинку- следствие («На столе лужа») и спрашивает, четко проговаривая: «Что было сначала — на столе появилась лужа или Миша неак­куратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должна звучать речевая конструкция, поставив в нужном месте слово «поэтому» или другие слова-связки, которые отрабаты­ваются на занятии. Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом след­ствие, и соответственно первым нужно использовать союз «по­этому». И лишь после того, как ребенок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательно­сти: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Лучше не использовать на первых занятиях сразу все способы передачи причинно-след­ственных отношений, а вводить союзы постепенно. Если дети умеют читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием. По предложенному взрослым образцу дети составляют предложе­ния по оставшимся парам картинок.

III. «Расскажи историю»

Серии сюжетных картин являются одной из самых сложных последовательностей, особенно, если в них появляется скрытый подтекст. Дети с нормативным типом развития легко понимают последовательности картинок с очевидным смыслом уже в 4 года (некоторые даже раньше), понимание скрытого смысла (но дос­тупного пониманию ребенка из его жизненного опыта) появляет­ся чуть позже — к 4,5—5 годам. Возможность составления расска­за по серии сюжетных картин в той или иной мере страдает при большинстве нарушений развития. В одних случаях страдает пре­имущественно речевое опосредование, в других — понимание про­стого сюжета, в третьих — понимание простого сюжета сохранно, но нет понимания скрытого смысла, в четвертых — ребенок по­нимает картинки, если их разложил по порядку взрослый, но не может выложить в правильной последовательности сам. В силу распространенности этой проблемы все педагоги с ней работают, но картинок всегда не хватает, особенно не известных ребенку.

Мы воспользовались сюжетами, которые, вероятно, незнакомы детям. В набор включены картинки как с простыми, не имеющими подтекста сюжетами, так и с более сложными — со скрытым смыс­лом и юмором. Список трудно ранжировать, так как трудности за­висят от специфики проблем ребенка, так что выбирать последова­тельность имеет смысл с учетом особенностей каждого ребенка.

1. Мышка хочет попить сок и не может достать — пакет очень высокий. Она видит лежащую рядом соломинку, пристав­ляет ее и по ней забирается. Потом затаскивает соломинку наверх, вставляет ее в дырочку. Забирается на соломинку и пьет через нее сок. (Лист 24)

2. Бабушка месит тесто. Бабушка лепит пирожки и кладет их на противень. Ставит противень в духовку. Достает румя­ные печеные пирожки и угощает внука. (Лист 25)

3. Светлокожий малыш идет загорать. Сидит играет, солнце поднимается выше. Малыш уснул, солнце в зените. Вече­ром коричневый малыш идет домой. (Лист 26)

4. Ползет гусеница. Начинается дождь, она видит гриб и в ужасе ползет к нему. Вгрызается в гриб. Выглядывает из окошка в грибе. (Лист 27)

5. Идет ежик и везет на спине огромное яблоко, с него льется пот: он устал. Ежик садится и ест яблоко. Счастливый тол­стый ежик везет на спине огрызок. (Лист 28)

6. Мышка ест сыр. Мышка съела половину — стала толще. Съела весь сыр — стала совсем толстой! (Листы 28, 29)

7. Собака нюхает цветок колокольчика, засунув в него нос. Испуганная морда собаки с волдырем на носу. Из колокольчика выглядывает разъяренная пчела, грозящая собаке ку­лаком.(Листы 29, 30)

8. Строится дом, стены возведены до половины. Целый дом с крышей, но без окон. Дом с крышей и окнами. (Лист 30)

9. Мышь забегает в нору-холмик на земле. Собака подходит к норе — видит из нее торчит мышиный нос. Собака старает­ся раскопать эту нору. Мышь убегает из входа в нору, рас­положенного с другой стороны холмика, а собака продол­жает копать. (Лист 31)

10. Перед клеткой с хомяком сидит кошка и облизывается, хомяк, прижав уши, боится. Хомяк идет в другой угол клет­ки, к кормушке с зернами, и набивает их за щеки. Страш­ная морда хомяка с набитыми щеками и 2 торчащими рез­цами, испуганная морда кошки с поднятой дыбом шерстью за прутьями. (Лист 32)

11. Рыбак ловит рыбку с лодки. Под водой рыбка подплывает с ботинком в плавниках и цепляет его на крючок. Удивлен­ный рыбак вынимает башмак из воды. (Листы 32,33)

12. Мальчики летом собирают подсолнухи. Мальчики дома си­дят и вынимают из подсолнухов семечки. Мальчики зимой насыпают семечки в кормушку для птиц. (Листы 33,34)

13. Мальчик покупает в ларьке мороженое. Идет, засмотрел­ся на птиц, а мороженое тем временем тает. Смотрит на мороженое — осталась палочка и молочная лужица у ног. (Лист 34)

Этот вид задания широко известен, поэтому не будем подроб­но описывать работу. Скажем только, что можно выкладывать перед детьми картинки в случайной последовательности и про­сить разложить их по порядку. Если ребенку сложно выполнить это задание, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Мож­но выкладывать ряд с пропуском картинки или включать в него картинку из другой последовательности, способ работы опять – таки зависит от особенностей проблем ребенка и целей работы.

Прокомментируем работу с детьми с искаженным типом раз­вития. Многие дети с расстройствами аутистического спектра, несмотря на высокий уровень развития многих когнитивных функ­ций, тем не менее затрудняются в понимании элементарных сюжетно-бытовых событий, так как контекст не является для них основным смыслообразующим звеном. Кроме того, такие дети испытывают затруднения в трактовании эмоций. Их этому спе­циально обучают, обращая внимания на то, как выглядят разные части лица при выражении тех или иных эмоций. В этом случае полезным бывает, составляя рассказ по картинкам, не выклады­вать их все (особенно если вы уже знаете, что ребенок справляет­ся с пониманием происходящего и может увязать картинки в еди­ный сюжет), а выкладывать по частям и просить ребенка сказать, какое событие пропущено, почему расстроился или испугался со­ответствующий герой, или что произойдет после того, как, на­пример, хомяк кошку испугает и т.п., т.е. вы кладете первые две или три картинки, а последнюю не показываете. Отдельно ак­центируется внимание на том, что чувствует каждый герой. Ко­нечно, предлагаемый сюжет не должен быть ребенку уже знаком!

Часть детей, страдающая импульсивностью, начинает интер­претировать картинку, недостаточно ее поняв. Другие дети при рассматривании предмета строят суждение на латентном призна­ке (например, подушка в изголовье у мальчика расценивается как «пельмень», так как она белая и похожа по форме). И в том, и в другом случае способом коррекции будет обучение вниматель­ному рассматриванию, анализу, выяснению смысла и подробно­стей, существенного и менее важного.

При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания. Детей с бедной речью просят описывать картинку более подробно. Детей, склон­ных к чрезмерному фантазированию, можно с помощью последо­вательного сюжетного ряда обучить избегать ненужной детализа­ции и излишних привнесений, требуя, чтобы они рассказывали то, что видят, и только это, но при этом лишь главное.

***

Так как восприятие и понимание серийно организованного материала неотделимы от внимания, и памяти, и мышления в их различных проявлениях, то данное пособие на определенном этапе онтогенеза ребенка становится универсальным для работы с когнитивной сферой в целом. Оно может быть использовано для решения как развивающих, так и коррекционных задач. По­скольку когнитивные особенности наблюдаются при большей части нарушений развития, это пособие применимо для боль­шинства категорий детей, меняются лишь акценты и задачи в зависимости от типа проблем ребенка.

Литература

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обу­чении детей. — М: Ось-89, 2009.

Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. — М: Теревинф, 2006.

Бехтерев В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика // Избр. труды: в 2 т. — М.: Поматур, 1994. Т. 1.

БизюкА.П. Компедиум методов нейропсихологического иссле­дования. — СПб.: Речь, 2005.

Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте//Дошкольное воспитание. 1974. № 12. С. 24-30.

Вопросы психического здоровья детей и подростков // Научно- практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. 2009. № 1.

Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995.

Выготский Л.С. Психология. — М.: Эксмо-пресс, 2002.

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное форми­рование внимания. — М.: Просвещение, 1974.

Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаи­моотношения языка и мышления // Вопр. психол. 1977. № 4. С. 95-101.

Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. — М.: Акаде­мия, 2009.

Доман Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга. — М.: Теревинф, 2007.

Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. — М.: Школа-пресс, 1999.

Джеймс У. Внимание // Хрестоматия по вниманию. — М.: Просвещение, 1976. С. 50—103.

Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т. Г. Богдановой, Т.В. Корниловой. — М.: Просвещение, 1994.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. — М.: Университет РАО, 1998.

Люблинская А.А. Детская психология. — М.: Просвещение, 1971.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребе­нок. — М.: Теревинф, 2000.

Переслени Л. И. Возможности изучения структуры познавательной деятельности по характеристикам прогнозирования: http://www.voppsy.ru/authors/PERESLLI.htm

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М.: Педагогика-Пресс, 1999

Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей млад­шего школьного возраста. — М.: Академия, 2007.

Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запо­рожца, Д.Б. Эльконина. — М.: Просвещение, 1964.

Семаго Н.Я. Понятие «ЗПР» и его современная трактовка // II Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоро­вья». — Минск: Ритм, 2003. С. 173.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагности­ческой и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. — М.: Генезис, 2005.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: Гринго, 1995.

Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

Чиркова Т.Н. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного обра­зования. — М.: Педагогическое общество России, 1998.

Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998.

Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга. — СПб: Салит-Медкнига, 2002.

Содержание

Введение

Общие закономерности развития познавательных процессов в детском возрасте

Особенности развития познавательной сферы при разных типах диэонтогенеза

Рекомендации по работе с материалами

I. «Разложи по порядку»

II.«Что сначала, что потом?»

III.«Расскажи историю»

Литература

 

 

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Что сначала, что потом? Учим малышей определять последовательность событий

Развитие логического мышления детей старше 2 лет позволяет им определять причинно-следственные связи. Они понимают,  что сначала мама готовит еду, потом зовет кушать, вначале нужно открыть коробку,  потом – достать игрушки.  Развивайте эту способность логически мыслить. Объясните на примерах значения слов «сначала», «до», «раньше», «потом», «после», «позже».

 

Начните с определения последовательности, состоящей из двух событий.  Покажите ребенку рисунки, где порядок событий очевиден. Например, игрушка целая и сломанная. Пусть ребенок исходя из накопленного опыта покажет, что было сначала, что потом. Если ребенок перепутал последовательность, порассуждайте вместе с ним и вместе найдите правильный ответ. Может оказаться и так, что точка зрения ребенка тоже будет правильной. Например, игрушку сначала поломали, но потом ее починили. Постепенно увеличивайте количество картинок.

Со временем  усложняйте задачу, предлагая ребенку картинки, где ход событий выражен не так явно. Как правило, это картинки с эмоциями: ребенок грустит, потому что игрушка сломана, но потом ее починили, и он опять радуется. 

 

Поиграйте  в веселую игру на внимание, с помощью которой малыш лучше запомнит обозначения времени. Предложите ребенку вспомнить, каким он был раньше, пусть покажет себя «маленьким» (можно пол­зать, хныкать, сосать палец и др.). Затем пусть представит, как ведут себя взрослые (ходят степенно, важно; работают). Правила игры: по команде «Было!» надо вести себя как «ма­ленький», по команде «Сейчас!» — обычное поведение, по ко­манде «Будет!» — изображать «больших».

Беседуйте и рассуждайте с ребенком об окружающем мире, используя вопрос «Что произойдет?», учите подмечать мелкие детали. Например, в зависимости от того, пустая сумка или полная, можно сделать вывод о том, идет человек в магазин или возвращается из него. 

iqsha.ru

Презентация игры Что сначала, что потом

Игра по составлению предложений для дошкольников, как простых, так и сложноподченённых

Просмотр содержимого документа
«Презентация игры Что сначала, что потом»

  • Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому Набор включает серию парных картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что следствием изображенного на картинках. Материал может быть использован для усвоения предложно-падежных конструкций. «Расскажи историю»

«Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону»

«Петя упал с велосипеда»

Ребёнку предлагается пара картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; он должны определить, что было сначала, а что потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, чётко проговаривая: «Что было сначала на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должно звучать предложение. Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребёнок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок».

Картинки выкладываются перед ребёнком в случайной последовательности и даётся задание разложить их по порядку. Если ребёнку сложно выполнить, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Можно выкладывать ряд с пропуском картинки ИЛИ включать в него картинку из другой последовательности, способ работы зависит от особенностей проблем ребёнка и целей работы. При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания.

Мышка хочет попить сок, но не может достать пакет очень высокий. Она видит лежащую рядом соломинку, приставляет её и по ней забирается. Потом затаскивает соломинку наверх, вставляет её в дырочку. Забирается на соломинку и пьёт через неё сок.

Так же можно составить рассказ с придумыванием заглавия. Например:

Бабушка и пирожки

Лепит пирожки и кладет их на противень.

Бабушка месит тесто.

Достает румяные пирожки и угощает внука.

Ставит противень в духовку.

Использовать можно и пять картинок сразу, используя нумерацию и усложнить тем, что узнать откуда сок пришёл?

В игру можно играть не только индивидуально, но и небольшими подгруппами. Игра хорошо развивает понимание ребёнком простых причинно- следственных отношений, учит строить предложения, составлять рассказ,

способствует развитию логического мышления, внимания и наблюдательности.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *