Какие средства общения являются ведущими у детей от 0 до 6 месяцев – Понятие формы общения, Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни, ГЛАВА 3. Формирование личности ребенка в общении. Лисина М. И. Страница 12. Читать онлайн
Не могли бы вы помочь с решением теста по дошкольному воспитанию?
А1. Выбрать правильный ответВедущей деятельностью в дошкольном возрасте является:
A) ролевая игра
Б) предметно-манипулятивная деятельность
В) непосредственно-эмоциональное общение
Г) интимно-личностное общение
А2. Выбрать правильный ответ.
едущей формой взаимодействия ребенка в раннем детстве является :
A) внеситуативно-познавательная
Б) ситуативно-деловая
В) ситуативно-личностная
Г) внеситуативно-личностная
АЗ. Выбрать из ниже предложенных правильное утверждение
В каком возрасте можно зафиксировать первые полноценные коммун контакты между дошкольниками?
A) в первой половине дошкольного возраста
Б) во второй половине дошкольного возраста
В) в первой половине раннего детства
Г) во второй половине раннего детства
А4. Выбрать из ниже предложенных правильное утверждение.
неситуативно-личностная форма общения характерна для:
А) периода младенчества
Б) раннего детства
В) среднего дошкольного возраста
А5. Выбрать правильный ответ.
В дошкольном возрасте общение ребенка со приобретает:
A) ситуативный характер
Б) эмоциональный характер
В) внеситуативный характер
Г) деловой характер
А6. Какие средства общения являются ведущими у детей от 0 до 6 лет?
A) игровые
Б) экспрессивно-мимические
В) речевые
Г) предметно-действенные
А7.К какому возрасту у ребенка (в среднем) появляются первые слова?
А) к 1,5 годам
Б) к году
В) к 9 мес.
Г) к 6 мес.
A8. Развитие речи происходит только….
A) На основе врожденной способности к языку
Б) в процессе игры
В) в процессе развития интеллекта
Г) в процессе предметной деятельности
А9. Что приятно считать первыми проявлениями предречевой активности ребенка?
А) лепет
Б) фраза
В) слова
Г) крик
А10. Какое определение общения верное?
А) общение – это взаимодействие 2 и более человек, в ходе которого они обмениваются различной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия на достижение общего результата.
В) общение – это процесс, в который включается большое количество людей, объединенных общей трудовой деятельностью.
Г) общение – это понимание и выполнение инструкций взрослого.
otvet.mail.ru
Ответы@Mail.Ru: Помогите работники детсада
1. Что является предметом изучения методики развития речи?варианты ответа:
1) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия
2) процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослых
3) формирование навыков общения в условиях нерегламентированных видов деятельности
4) развитие речи детей в игровой деятельности
р
2. Какая функциональная нагрузка лежит на группе «личностных» характеристик языка?
варианты ответа:
1) средство приобщения к общекультурным, историческим ценностям народов мира.
2) средство развития познавательного интереса к внешнему миру.
3) средство осознания собственного «Я»
4) условие соотнесения своих желаний с действительностью
5) условие коррекции высших психических функций
3. Что составляет физиологическую основу методики развития речи?
варианты ответа:
1) учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах
2) положение о языке как о продукте общественно-исторического развития
3) положение о языке как о целостном системном объекте познания
4) представление о языке как о знаковой системе
5) теория развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста
4. С какой из наук гуманитарного цикла теория и методика развития речи имеет наиболее тесную связь?
варианты ответа:
1) история дошкольной педагогики
2) психология
3) дошкольная педагогика
4) история
5) социология
5. Кто из перечисленных ниже ученых разработал педагогическую систему «первоначального» обучения детей родному языку?
варианты ответа:
1) Е.А. Флерина
2) Н.И. Жинкин
3) О.С. Ушакова
4) К.Д. Ушинский
5) И.Г. Песталоцци
6. Кто из перечисленных ниже исследователей не занимался проблемами методики развития речи детей?
варианты ответа:
1) П.К. Анохин
2) А.М. Бородич
3) М.М. Алексеева
4) К.Д. Ушинский
5) Е.И. Тихеева
Методика развития разных сторон речи в возрастных группах
7. Какие средства общения являются ведущими у детей от 0 до 6 мес.?
варианты ответа:
1) игровые
2) экспрессивно-мимические (сосредоточение на лице взрослого, улыбка, жесты и др.)
3) выполнение инструкций взрослого
5) предметно-действенные
8. К какому возрасту у ребенка появляются первые слова?
варианты ответа:
1) к 1,5 г.
2) к 1 г.
3) к 9 мес.
4) к 6 мес.
5) к 2 г.
9. В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что…
варианты ответа:
1) развитие речи происходит только на основе врожденных способностей к языку
2) развитие речи происходит только в процессе общения со взрослыми.
3) развитие речи происходит только в процессе ее употребления
4) развитие речи происходит только в процессе развития интеллекта
5) в основе развития речи лежит предметная деятельность ребенка
10. Словообразование – это компонент …?
варианты ответа:
1) грамматической стороны речи
2) звуковой стороны речи
3) связной речи
4) лексической стороны речи
5) образной речи
11. Какой вид игр целесообразно использовать для развития грамматического строя речи?
варианты ответа:
1) пальчиковые игры
2) игры-драматизации
3) игры со строительным материалом
4) подвижные игры
5) дидактические игры
12. Какой мотив является ведущим для детей старшего дошкольного возраста при вступлении в общение со сверстниками?
варианты ответа:
1) получение новых знаний о предметном мире
2) интерес к игрушкам
3) самооценка и удовлетворение потребности в признании
4) получение новых знаний о правилах и нормах поведения
5) уточнение и закрепление представлений о социальной действительности
otvet.mail.ru
Детская психология, Смирнова Е.О., от 0 до 6 месяцев
Младенческий возрастВзрослый человек – центр всякой ситуации в младенческом возрасте. Всякое, даже самое простое отношение ребенка к вещам или вообще к внешнему миру всегда осуществляется с помощью или через другого человека. В этом смысле Л.С. Выготский называл младенца “максимально социальным существом”. В отсутствии взрослого младенец попадает в ситуацию полной беспомощности: его активность как бы парализована или в высшей степени ограничена.
Вначале ребенок не выделяет своего тела из окружающего мира вещей. Он раньше воспринимает и осознает внешние предметы, чем узнает свое тело. Сначала он рассматривает свои руки и ноги как посторонние предметы и только потом приходит к осознанию того, что это части его собственного тела.
Физическое отдаление предмета означает и его психологическое отдаление. Отдалившись на определенное расстояние, привлекательный ранее предмет теряет всякий интерес для младенца. Предмет на расстоянии как бы вовсе не существует для него. Но этот интерес оживает с новой силой, как только рядом с предметом в непосредственной близости от него, в одном оптическом поле с ним появляется взрослый человек.
Взрослый для младенца – не внешняя среда, не воспринимаемый и познаваемый объект внешнего мира, а внутреннее содержание его психической жизни. Сначала младенец “живет в другом”, он “слит” с ним изнутри. И лишь в дальнейшем происходит постепенное психологическое отделение от Взрослого.
При дефиците общения со взрослым психическое развитие ребенка резко замедляется и искажается.
Становление потребности в общении со взрослым
Новорожденный не проявляет никакого интереса к людям: его беспорядочный взор никого не ищет и его крики ни к кому не обращаются. Ребенок не радуется появлению матери и не огорчается при ее уходе. Он не отвечает на ее обращения и не старается привлечь к себе ее внимание. Отсутствие направленности ребенка на ввзрослого в первые недели жизни можно считать свидетельством того, что потребность в общении не является врожденной и что она приобретается прижизненно. Скорее всего, она складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним.
Постепенно у ребенка складывается образ взрослого как единого источника всех желанных воздействий. Другим основанием потребности в общении выступает врожденная потребность во впечатлениях.
Однако решающее значение для возникновения потребности в общении имеет отношение взрослого к ребенку.
С первых минут жизни мать относится к своему малышу как к полноценной личности, причем совершенно уникальной и самой любимой. Она разговаривает с ним, как будто ребенок понимает ее слова; она одобряет и хвалит его действия, как будто он совершает их с полным пониманием того, что делает. Она обращается к нему как к полноправному партнеру по общению, авансом наделяя его действия тем смыслом и значением, которого они еще не имеют.
Мать сама формирует общение с малышом и устанавливает с ним практические сигнальные связи:
– она вслушивается в звуки, издаваемые младенцем, и на многие из них отвечает своими действиями;
– всматриваясь в хаотичные, импульсивные движения малыша, мать отвечает на них как на обращения ребенка к ней.
В большинстве случаев новорожденный не подает матери никаких ответных сигналов. Но частое чередование движений младенца и ответного поведения матери быстро приводят к установлению действительной связи между ними. Чем внимательнее мать наблюдает за своим ребенком, чем она скорее и точнее реагирует на его сигналы, тем быстрее складывается между ними “сигнальная связь” и тем она прочнее. Однако сначала эта связь имеет односторонний, несимметричный характер, мать прилагает для налаживания отношений с ним значительные усилия, отдает ему все свои силы и чувства, а малыш совершенно не реагирует на них и, по-видимому, даже не знает о ее существовании. Его крики и гримаски никому не предназначаются. Сигналами они становятся лишь потому, что их ловит и “читает” мать.
Она “ловит” рассеянный взгляд младенца и пытается задержать его на себе . Всякий раз, когда ей это удается, она оживленно разговаривает и улыбается ему. На протяжении первых трех недель мать все чаще и легче привлекает к себе вззгляд младенца, а сосредоточение на ней малыша становится все сильнее. Громадное значение для этого имеет богатство и разнообразие сигналов, исходящих от матери, – ее голос, движения, оживленная мимика. Причем все это расположено на оптимальном для восприятия младенца расстоянии – от 25 до 50 см. Но галвное, конечно, – настойчивое стремление матери привлечь к себе внимание младенца и постоянная готовность перестроить свои действия так, чтобы ему было приятнее и удобнее воспринимать ее.
Самую большую радость в первый месяц жизни приносит матери улыбка малыша.
Наблюдения показывают, что впервые улыбку ребенка вызывает улыбка, взгляд и голос матери. Она возникает как ответ на ласковое обращение другого человека, как своебразное отражение улыбки другого. Эта улыбка не просто выражает удовольствие ребенка, а является способом сообщить взрослому о своем удовлетворении. Она является средством налаживания отношений с окружающими людьми и средством общения.Первая истинно человеческая, или коммуникативная улыбка появляется в конце этапа новорожденности и знаменует собой переход к новому этапу развития.
Первое полугодие жизни
В период от 4 до 6 недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.
Картина радостного поведения младенца была названа учеными “комплексом оживления”.
Комплекс оживления включает 4 основных компонента:
1) замирание и зрительное сосредоточение – долгий, пристальный взгляд на взрослого.
2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка.
3) двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.
4) вокализация – вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа “кх”, “гк” и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, – “гуууллииии” и пр.).
Комплекс оживления складывается примерно к двум месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до четырех месяцев. После этого возраста комплекс оживления начинает “распадаться”, т.е. отдельные его компоненты становятся относительно независимыми и возникают новые формы поведения ребенка.
Комплекс оживления является своеобразным проявлением удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении 12 экпериментов не угасал, а, напротив, выражался все ярче. Повтороное предъявление предмета вне присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.
Общение со взрослым является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.
Было замечено, что младнцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый.
Комплекс оживления нередко опережает обращение взрослого. Проявляется он не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов как реакция на радующие ребенка впечатления.
Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме присутсвия и внимания.Единственное, против чего он выражает протест, – это против своей незамеченности. В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослых. В 1-м полугодии младенцы еще не различают положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все их слова и иинтонации (даже гневные и грубые) они отвечают яркими положительными эмоциями. Главная потребность в этом возрасте – это потребность во внимании взрослого.
Однако самоощущение младенца зависит от качества общения взрослого. Чем более чутко и внимательно взрослый относится к ребенку, тем раньше и яснее он выделяет самого себя и активнее он действует. Глядя на мать и выделяя ее действия, обращенные к ему, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. Он чувствует себя как самое любимое и уникальное существо, с которым общаются и к которому обращаются взрослые. Его присутствие в этом мире становится очевидным через обращенность к нему близкого человека. Он чувствует себя как то, на что направлены взгляд, улыбка, слова взрослого, поэтому его самоощущение неразрывно связано со взрослым и с его отношением.
Одно из важнейших психологических новообразований данного возраста – появление привязанности к близкому взрослому. Это новообразование называют аффективно-личноствными связями, которые способствуют тому, чтобы у младенца формировались чувство уверенности в себе, активная позиция к окружающему миру и к самому себе.
Ситуативно-личностное общение младенца со взрослым в первом полугодии оказывает решающее влияние на появление хватательных движений и предметных действий ребенка. Предметные действия младенца возникают и развиваются под прямым влиянием ситуативно-личностного общения со взрослым: “добавка” такого общения приводит к существенному возрастанию интереса к предметам и к повышению познавательной и двигательной активности детей, направленной на предмет.
Маленький ребенок еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их. Его ориентировка носит еще нерасчлененный характер – в ней трудно выделить отдельные стороны, которые можно было бы определить как внимание, восприятие или мышление. Сенсорный мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, которые оказываются более или менее привлекательными. Его взор привлекают блесящие, красочные, движущиеся предметы; слух – звуки музыки, речи человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, младенец будет рассматривать именно его.
Познавательная активность младенцав первом полугодии проявляется в интресе к различным сенсорным стимулам, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования. Однако это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но н евосприятие отдельных предметов.
В первом полугодии у младенца еще нет устойчивого образа предмета. Премет, исчезнувший из поля зрения, как бы перестает для них существовать: они не ищут спрятанную под платком или чашкой игрушку и не узнают знакомый предмет, показанный в другом месте или в другом положении (он для них выступает как новый). Предмет для младенца – это ограниченный объем пространства, и все предметы, находящиеся в одном месте, являются для него как бы одним предметом. Поэтом умладенец 2-3 месяцев ищет предмет в том же месте, где он обычно находился, даже если он видел его перемещение. Устойчивый образ предмета и предметное восприятие начинают формироваться только к концу первого полугодия, с появлением акта хватания и манипулятивных действий.
Примерно на пятом месяце жизни малыша происходит чрезвычайно важное событие – он начинает целенаправленно тянуться рукой к предмету и схватывать его. В детской психологии это явление называется “актом хватания”. Это настоящая революция для ребенка первого года жизни.
Являясь аффективным центром любой ситуации, взрослый передает предмету субъективную значимость и тем самым “открывает” предмет. Благодаря этому младенец вычленяет целостный предмет (а не только отдельные сенсорные признаки), зрительно сосредотачивается на нем и начинает целенаправленно тянуться к нему. Это встречное активное движение представляет собой единство сенсорного и моторного начала, или единство восприятия и действия, которое составляет основу первой, наглядно-действенной формы мышления.
katrinn-in-love.livejournal.com
Основные формы общения ребенка со взрослым
Любой ребенок перед тем как начать общение со своими сверстниками, вступает в общение со взрослым. Именно это общение и становится отправной точкой в приобретении ребенком навыков общения. Для характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми можно выделить следующие принципы:
инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;
предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;
доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;
чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;
активное использование речи во взаимодействии.
Таким образом, для полноценного развития ребёнка общение должно занимать главное место, общаться с ребенком надо с самого младенчества, тем самым создавая условия для развития творческой, гармонической, всесторонне развитой личности.
В зависимости от того, что мотивирует ребенка к общению можно выделить основные формы общения ребенка со взрослым (Лисина): – ситуативно – личностная – ситуативно – деловая – внеситуативно – личностная – внеситуативно – познавательная.
Ситуативно-личностная форма (0-6 месяцев) общения детей со взрослыми приходится на первое полугодие жизни. Несмотря на то, что ребенок еще не может быть инициатором общения, однако он способен улавливать эмоционально-окрашенную речь взрослых. Именно поэтому внимание и забота взрослых вызывают у детей радостные переживания, а агрессивность и злость – отрицательные эмоции и чувство страха. Всем известно, что положительные эмоции повышают жизненный тонус ребёнка, а отрицательные снижают его.
Главной особенностью cитуативно-деловой формы
Внеситуативно-познавательная форма общения возникает в период от 3-х до 5-ти лет. Взрослея, возможности детей расширяются. Они уже стремятся к своеобразному “теоретическому” сотрудничеству со взрослым. Характерной особенностью этого периода есть то, что ребенок начинает интересоваться не то только предметами, но и их характеристиками. Безусловным помощником в общении и познании мира становиться речь самого ребенка. Ведь теперь он может не только слушать разъяснения взрослых, но и задавать вопросы. Однако самым важным моментом в общении является реакция взрослых на поступки и действия детей. Ведь похвала и одобрение служат двигателем к познанию новых вещей, а порицание и замечания могут стать той «стеной», которая прекратит сотрудничество взрослого и ребенка на долгий промежуток времени.
Внеситуативно – личностная форма общения детей со взрослыми формируется в возрасте 6 – 7 лет. Именно она является самой высшей точкой в общении ребенка со взрослым, так как мотивом общения выступает не предметный мир, но мир людей.
Если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно, то как например дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия, недостатки общения в младенчестве получили название госпитализма.
Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это предъявляет родителям особые требования. Нужно не просто соблюдать нормы и правила поведения, не просто владеть нужными способами действий, но уметь открыть все это для ребенка, придать этому значимость и привлекательность. Ведь сами по себе окружающие предметы и стимулы могут и не стать психологическими орудиями. Звуки речи, жребий или узелок на память в своей натуральной, естественной форме не содержат ничего такого, что могло бы организовывать поведение и психику человека. Значение знаков придается им извне окружающими взрослыми, которые превращают нейтральные стимулы в мотивы собственных действий ребенка и в психологические орудия овладения собой. Д. Б. Эльконин высказал очень важную мысль о том, что знак всегда несет в себе печать другого человека, его «след». Знак всегда подразумевает действие конкретного человека и действие одного человека в отношении другого. Именно поэтому знак социален и может организовывать поведение и психику ребенка.
studfiles.net
9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития
9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития
Особенности общения детей раннего возраста
В младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает эмоциональное, умственное и физическое развитие, приводит к неврозам.
Как отмечает М. И. Лисина, содержание потребности в общении (а точнее было бы — мотива общения) на разных этапах онтогенеза может быть разным. У детей 2–6 месяцев от рождения проявляется потребность в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет — в сотрудничестве. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл. Для детей ясельного возраста взрослый — это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл.
К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется. Однако об устойчивости выбора партнера для общения у маленьких детей говорить не приходится. Например, Л. Н. Галигузова (1980) установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли.
Особенности общения дошкольников
У 4-летних детей общение со сверстниками становится одной из ведущих потребностей. Однако не исчезает и потребность в общении со взрослыми. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый — это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5–7 лет взрослый — это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать — содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения.
Е. Ф. Рыбалко (1990) показала, что в дошкольный период осуществляется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня. По ее терминологии, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без каких-либо объяснений со стороны ребенка, что характерно для детей младшего дошкольного возраста, вступающих в кратковременные контакты со сверстниками и часто меняющих товарищей по совместным играм. Большинство старших дошкольников обосновывают свою избирательность в общении со сверстником, но по-разному. Чаще всего мотивировка носит эмоциональный характер: «Потому что нравится с ним играть». Редко назывались функциональные причины: помощь, забота о другом.
А. Г. Рузская («Развитие общения дошкольников со сверстниками», 1989) выявила следующие специфические особенности общения дошкольников со сверстниками.
1. Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование.
2. Чрезвычайная эмоциональность и раскованность общения. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.
3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности.
4. Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.
Выявлены этапы, которые проходит в своем развитии общение дошкольников (М. И. Лисина). Эти этапы связаны с использованием детьми различных форм общения.
Эмоционально-практическая форма общения (2-4-й годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. В сверстнике он воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (его желания, действия, настроение), как правило, не замечает. Это общение ситуативно и целиком зависит от конкретной обстановки и от практических действий партнера. Основные средства общения — локомоции или экспрессивно-мимические движения. После 3 лет общение детей все больше опосредствуется речью, однако она пока крайне ситуативна и используется только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.
Ситуативно-деловая форма общения (4-6-й годы жизни). После 4 лет сверстник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей этого возраста становится деловое сотрудничество. Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, показывает обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4-5-летнем возрасте дети часто демонстрируют взрослым свои преимущества перед товарищами, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Это означает, что в этом возрасте появляются конкурентные, соревновательные отношения.
Внеситуативно-деловая форма общения (6-7-й годы жизни). У детей этого возраста около половины речевых обращений к сверстнику имеет внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других. Однако такое общение происходит на фоне совместного дела (общей игры или продуктивной деятельности). При этом подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил занимают значительно большее место, чем на предыдущем этапе. В общении детей этого возраста сохраняется конкурентное начало. Но это не мешает видеть у партнера его внеситуативные проявления — желания, предпочтения, настроение.
Особенности общения младших школьников
В младших классах ведущим становится общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки».
Младшие школьники относительно редко в качестве мотива общения называют желание помочь товарищу. В то же время общение нередко базируется на внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «в спальне кровати рядом» и т. д.
Еще недавно учащиеся наших школ при выборе партнера общения не задумывались, с детьми какой национальности они хотели бы учиться, играть, дружить. В последние годы, по данным Д. И. Фельдштейна, картина изменилась: уже 69 % 6-7-летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальную принадлежность. У подростков этот процент еще выше — 84 %.
На протяжении первых семи лет жизни последовательно сменяют друг друга четыре формы общения (М. И. Лисина, 1981):
На протяжении первого полугодия — ситуативно-личностная форма, проявляемая в «комплексе оживления», т. е. сложной реакции младенца на появление в его поле зрения матери или на звук ее голоса. Эта реакция включает зрительное сосредоточение, вокализации, двигательные и эмоционально-экспрессивные формы активности.
От 6 месяцев до 2 лет — ситуативно-деловая форма, проявляемая в сотрудничестве ребенка со взрослыми, в деловом взаимодействии с ними.
От 3 до 5 лет — внеситуативно-познавательная форма, проявляющаяся во множестве вопросов о предметах и явлениях окружающей жизни, обращенных к взрослым. Это возраст «почемучек».
В 6–7 лет — внеситуативно-личностная форма, которая служит для познания самого себя, других детей и человеческих отношений.
Особенности общения в подростковом возрасте
Общение со сверстниками достигает максимума в 11–13 лет. При этом желание помочь товарищу — довольно распространенное основание общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «волевой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.
По данным С. П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в 8-х классах этот фактор выбора постоянного партнера общения проявился только у 20 % школьников.
У шестиклассников появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего (духовного) общения: «вместе мечтать», «вместе строить разные планы в жизни». Возможно поэтому, с возрастом, как показал А. В. Мудрик (1981), устойчивость в выборе партнера общения повышается, в частности у школьников — до 7-го класса.
Как показано Д. И. Фельдштейном, о стремлении к стихийно-групповому общению заявляли только 15 % подростков, хотя реальное наличие такой формы общения зафиксировано у 56 % детей 11–15 лет. Происходит это потому, что часто не удовлетворяется потребность в социально ориентированной форме общения, которой отдают предпочтение большинство подростков. Поэтому они вынуждены удовлетворять потребность в общении в стихийно формирующихся группах. Н. И. Вишневская (1981) изучила факторы, привлекающие подростков в неформальные уличные группы общения. Это прежде всего недостатки в организации досуга и плохие взаимоотношениям с родителями. В то же время в уличных группах привлекают (в порядке убывания): отсутствие взрослых, свобода действий, эмоциональные контакты со сверстниками обоего пола, пребывание в уединенных местах, шумные прогулки по улицам, совместные проделки, возможность покурить и выпить вина.
В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения взрослого с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в сторону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа родителя или учителя о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях, дав оценку своим поступкам с позиции ребенка и с позиции взрослого. Если подросток занимает в общении с взрослым пренебрежительную позицию, тот должен проявить большой такт, терпение, внимание к интересам и склонностям ребенка. У некоторых подростков стремление к общению со взрослыми не исчезает, причем в 7-8-м классе этот мотив приобретает новое качество: у четверти школьников появляется потребность в доверительном общении со взрослыми (А. В. Мудрик, 1981).
Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается в 6-м и 8-м классах (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а «открытость» — в 7-м и 9-м классах. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся представления о себе, свой образ Я. В этот период даже нейтральные вопросы могут вызвать у подростков неадекватную реакцию. Например, один мальчик в ответ на вопрос матери: «Ты обедал сегодня?» вдруг начал кипятиться: «Вечно ты лезешь мне в душу! Оставь меня в покое!»
В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Причем если у семиклассника удовлетворить эту потребность могут и сверстники и взрослые, то девятиклассники остро нуждаются в общении именно со взрослыми (правда, только с теми, кому они доверяют), так как перед ними стоит задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего образования. Здесь учитель, пользующийся авторитетом у учащихся, может оказать им немалую помощь.
Развитие речи у детей дошкольного возраста (по С. Н. Карповой, 1980)
1. К концу 1-го — началу 2-го месяца жизни у ребенка возникает первая специфическая реакция на человеческую речь: особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.
2. На 3-м месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослого уже появляются собственные речевые реакции ребенка в составе «комплекса оживления». Вначале ребенок произносит короткие, отрывистые звуки (гуканье). Затем у него появляются протяжные, певучие, тихие звуки (гуление). Они воспроизводят в основном интонационную сторону речи взрослых. Позднее появляется ритмическое и звуковое речевое подражание. В это время звуки, произносимые ребенком, выражают лишь его эмоциональное состояние, связанное с общением со взрослыми.
3. Примерно с 4 месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации.
4. На 6-м месяце жизни он уже ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на другие его смысловые признаки, например на ритмику. Одновременно возрастает ритмическая организованность собственных звуков ребенка. Между 4 и 6 месяцами ребенок переходит к лепету.
5. К концу первого полугодия жизни рождаются формы общения по поводу предметов.
6. Во втором полугодии ребенок начинает пользоваться «псевдословами», т. е. сочетанием звуков, которые несут в себе сигнальную функцию, но еще не обладают обобщенными значениями. С 8–9 месяцев ребенок произносит звуки, слоги, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу. Лишь к концу первого года жизни ребенок усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл.
7. Примерно до возраста 1,6–1,8 года идет процесс углубления понимания ребенком слова без значительного прироста его активного словаря. С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается и на 2-4-м году жизни.
8. Вторая половина 2-го года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.
9. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи. К концу второго года начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений. С этого же возраста возникает и сознательный контроль ребенком правильности собственного речевого высказывания и речи других людей.
10. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более связной и приобретает диалогический характер. Речевые высказывания и пользование речью уже отрываются от конкретных ситуаций. Возникают монолог и диалог как основные формы речи, включенные в процесс мышления. Одновременно развиваются все формы речи, в том числе и внутренняя.
Особенности общения в юношеском возрасте
В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его цели. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций (И. С. Кон, 1989). Заметно усиливается потребность во взаимопонимании c другими людьми: у юношей — с 16 % в седьмом классе до 40 % в девятом, у девушек — соответственно с 25 до 50 %, что связано с формированием самосознания.
Особенности общения в пожилом возрасте
В пожилом возрасте сферы общения часто суживаются. В связи с выходом на пенсию исчезает деловое общение. Повзрослевшие дети часто покидают родителей, и поэтому у последних уменьшается интенсивность семейного общения, которое чаще всего осуществляется с помощью телефонных разговоров и по инициативе родителей, а не детей. Многие пожилые люди становятся вдовцами или, чаще всего, вдовами, вследствие чего лишаются постоянного семейного общения, переживая одиночество. В этом случае большую роль приобретает общение с приятелями или подругами, с соседями по подъезду или (в сельской местности) по улице.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет
К моменту своего первого дня рождения большинство детей уже могут осмысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся такие: “мама”, “папа”, “гав-гав”, “би-би”, “тик-так”, “пи-пи” и др. Как правило, это звукоподражательные слова, которые одинаково звучат на разных языках. До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. В зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь разное значение. Ребенок говорит “мама”, когда он видит мать, если хочет ее позвать или не может найти. Переход к многочисленным репликам осуществляется постепенно.Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако эти связи не сразу становятся устойчивыми. Бывает, что на задание взрослого, даже понимая его, ребенок реагирует не совсем правильно. Например, по просьбе “Покажи, где лошадка” смотрит на названный предмет, а подает другой. В практической работе с детьми при формировании связи словесного обозначения предмета с действиями ребенка необходимо создавать соответствующие условия, при этом постепенно усложняя задания. По истечении 1 года 6 месяцев дети обобщают предметы не только в понимаемой речи, но и в активной. Однако при обобщении в активной речи на первых порах делают еще много ошибок.
С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает возникновение активной речи. Примерно после года у ребенка (при условии его нормального развития) начинает развиваться активная речь, появляются первые слова. Правда, они еще “автономны”, порой понятны только самому ребенку и его близким. Ребенок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название – с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.
На первом году жизни ребенок не может дать ответ в словесной форме, но ответ может выражаться в каком-нибудь движении или действии. Некоторые элементарные слова появляются к концу первого года. Для воспитания у него понимания надо развивать такой тип общения, в котором взрослый побуждает ребенка к выполнению различных движений, действий, к произнесению звуков. Такое общение строится на движениях, которыми он уже владеет: “встань”, “сядь”, “ложись” и т. п. Надо разучивать с ребенком различные новые движения по словесному предложению взрослого. Например, вызывать у ребенка 7-8 месяцев соответствующие движения рук на слова “ладушки”, “до свидания”, движения ножками на слова “топ-топ”. Для того чтобы “разучить” с ребенком понимание названия какого-нибудь предмета, нужно вызвать у него движение к этому предмету.
Речь взрослого, обращенная к ребенку, должна не просто сопровождать действие, а сделаться необходимым его звеном. Речь должна побуждать к действию, регулировать его, тогда только она воспринимается ребенком. Если даже ребенок умеет самостоятельно обращаться с чашкой и ложкой, но не приучен к общению, он не реагирует на обращение к нему по поводу этих предметов речь.
К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Он понимает слово “нельзя”, если оно произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивать количество понимаемых им слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий с предметами, действий, связанных с режимными процессами (пей, ложись, ешь и пр.), движений, имена взрослых и детей, части тела, лица. Малыш может выполнять простые поручения взрослого, адекватно реагировать на слова “можно” , “хорошо”, “плохо”. Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка.
Формируется активная речь. Слоги, вошедшие в лепет ребенка, в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: “баба”, “папа”, “мама”, “дай”, “на”, “бах”, “ав” и др. Любой звук, слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша – слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу (это определяется взрослым). К концу года ребенок произносит около 10 простых, облегченных (“лепетных”) слов, которые несут смысловую нагрузку. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить для него средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами.
Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основании способности подражать растет словарь ребенка: если к концу первого года жизни у него насчитывалось 10 слов, то в 1 года 6 месяцев – 30, а к 2 годам – 300 слов.
Так, от 1 года до 1 года 3 месяцев преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы).
С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев увеличивается количество слов, произносимых облегченно, зато резко сокращается лепет.
От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев увеличивается количество слов, произносимых правильно, т. е. ребенок уже может сказать не “ав-ав”, а “собачка”, хотя само произнесение слов еще очень несовершенно и понимают его лишь близкие люди,
а с 1 года 9 месяцев увеличивается количество произносимых малышом коротких фраз. Большое достижение в развитии речи детей – появление у них вопросов: “А это?” “Какая?”, что говорит об уровне их познавательной активности.
В каких же ситуациях дети больше всего пользуются теми или иными речевыми реакциями? Так, лепетом они пользуются во время ходьбы, разнообразных движений, словами – до 1 года 6 месяцев, в момент сильной заинтересованности, внезапном появлении предметов в поле зрения. После 1 года 6 месяцев дети начинают пользоваться слова и во время игры, при этом их речь часто носит необращенный характер. Когда ребенок начинает говорить? Как правило, это происходит к двум годам, хотя первые слова малыш может произнести и раньше. Однако срок – 2 года – оказывается очень приблизительным для возникновения речи. Ни одно приобретение ребенка не имеет таких индивидуальных вариантов в сроках появления, как речь.
Начиная с двух лет, ребенок быстро накапливает пассивный и активный словарь, постепенно овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения. Все это происходит в процессе речевой практики, постоянного общения со взрослыми. В начале второго года звуки “ам” превращаются обычно в звуки “ням-ням”. Иногда ребенок отвечает в случае согласия принять пищу словами “мам”, “ня-ня”, “дай-дай” и при этом тянется к предложенному предмету. На вопрос, хочет ли он “а-а”, ребенок отвечает звуками “а-а”, при этом тужится и всей мимикой выражает свое состояние. Характерной чертой этой речи является то, что она вначале возникает в ответ на предложение взрослого. Она состоит из жестов, мимики и звука. Это еще не настоящая звуковая речь, а жестикуляторная, которая имеет и звуковые элементы. Малыш зовет взрослого (“мам”, “няня”, “тетя”), когда просыпается, когда желает, чтобы его взяли на руки, опустили на пол. Весь остальной контекст фразы выражается телодвижениями, жестами, мимикой. Слова ребенок начинает употреблять по своей инициативе обычно месяца через два после того, как они стали произноситься в ответ на предложение или вопрос взрослого. 1 полугодие 2-го года жизни.
Выполняя требования взрослого и приобретая способность все точнее понимать его речь, ребенок все более овладевает новым типом взаимоотношений со взрослым. На этом этапе развития он очень хороший ученик: соединяет в себе стремление делать все самостоятельно с умением очень быстро заимствовать новый прием. Ребенок проявляет большой интерес к картинке. Он быстро запоминает название изображаемого на картинке предмета и находит его среди других. Ребенок в этом возрасте способен выполнять ряд несложный поручений – выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного человека и передать другому. Такие занятия с детьми развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их название.
Слово дает возможность ему запоминать, отождествлять и обобщать воспринимаемое. Эта деятельность имеет уже некоторые элементы произвольности. Ребенок выполняет предложение близкого взрослого только в том случае, если оно сделано ласковым тоном.
На втором году согласие или отказ выражается более четко и к тому же в речевой форме: “да”, “не” (“нет”). Понимание ребенком смысла слова в своем развитии проходит целый ряд ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребенком названия предмета тесно связывается у него с переживанием, с действием с данным предметом, с местом, где обычно находится предмет. Это приводит к тому, что он относит каждое понимаемое слово к широкому кругу различных предметов и действий, к целым ситуациям, которые связаны с предметом. Но с другой стороны, ребенок не умеет еще обобщать в слове однородные предметы, отличающиеся друг от друга по размеру, по материалу и т. п.
К концу второго года словарь ребенка достигает 200-400 слов. Некоторые дети произносят слова неправильно: одни звуки заменяют другими, искажают слова, многие слова произносят непонятно, например: дять буку (дай булку), титети (конфеты).
Первые слова и фразы, произнесенные ребенком, – долгожданное событие в семье, большая радость для родителей. Ребенок, который понимает обращенную к нему речь и сам начинает говорить, приобретает новые средства общения, полнее воспринимает окружающий мир, усваивает знания, не доступные ему ранее. В это время дети начинают самостоятельно копировать то, что слышат вокруг. Как известно, ребенок проявляет способность понимать обращенные к нему слова задолго до возникновения самостоятельной речи. Накопляемый им запас слов так называемый пассивной речи как бы прокладывает путь к последующему самостоятельному пользованию этими словами.
Во втором полугодии второго года жизни ребенка на первое место выступает разнообразная самостоятельная деятельность, направляемая родителями и тесно связанная с этим восприимчивость малыша к речевым импульсам. В совместных занятиях со взрослыми, которые по ходу дела делают пояснения и показывают ребенку окружающий его мир, малыш все лучше и лучше начинает понимать речь. Одновременно растет и целенаправленность его действий, развиваются мотивация, сосредоточенность и внимание. Во второй половине второго года жизни ребенок начинает задавать вопросы: “Что это?”, “А что это?” или просто – “Это?”.
К концу второго года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию – использоваться как средство общения с окружающими и прежде всего взрослыми. Поводы обращений к взрослому довольно разнообразны: это и просьба в чем-то помочь, и жалоба, и выражение своих желаний. Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является игровая, двигательная деятельность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи.
Чем младше дети, тем меньше они способны анализировать свое произношение. Им интересно содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, а недостатков произношения отдельных звуков они не замечают. После 2-3 лет дети уже способны замечать неправильное произношение у своих товарищей и только после этого начинают обращать внимание на собственное произношение и постепенно улучшать его. С 2-3-летним ребенком полезно совместно рассматривать предметы, “разговаривать” по поводу этих предметов, сравнивать их, называть части и свойства различных предметов.
Когда ребенок становится старше и начинает интересоваться изображениями, можно с большой пользой проводить беседы по картинкам. На первых порах можно ограничиться тем, что ребенка просят показать тот или иной предмет на картинке, например: где кошка? Где у нее глаза, усы, уши, хвост? Где колеса? В приведенных примерах обе картинки (кошка, машина) эмоционально приняты ребенку, что составляет важное условие его заинтересованности. При помощи речи удается расчленить окружающий мир в сознании ребенка на отдельные категории (действия, качества, количества). Это приводит к активизации мышления и наблюдательности ребенка. Чем полнее и отчетливее он видит, осязает, воспринимает предмет и его свойства, тем скорее он запоминает его название.
К двум годам словарный запас ребенка уже составляет 200-400 слов, к концу третьего года – 800-1300 слов. Ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы “почему?” и “как?”. Развитие речи детей происходит дифференцированно по времени. Некоторые дети очень рано начинают строить многосложные предложения, другие в два года имеют обширный пассивный словарный запас, однако сами едва произносят слова.
Девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков одного с ними возраста. В этот период именно группа детей одного возраста в яслях дает ребенку множество импульсов для говорения. Чтобы успешно поддерживать речевое развитие детей, родители должны много разговаривать с ними, отчетливо и правильно произнося звуки. Нельзя коверкать язык, подделываясь под детскую речь, это может затормозить процесс овладения речью ребенком.
Надо всегда поправлять малыша, если он делает ошибки в речи. Для этого надо правильно повторить предложение, произнесенное ребенком с ошибками, и при этом не настаивать, чтобы он снова повторил его, теперь уже правильно. Конечно, правильно произнесенное слово правильно и запоминается. Однако, если постоянно принуждать малыша повторять правильные образцы, можно обескуражить его и привить ему комплекс боязни неправильного произношения.
К концу третьего года жизни большинство детей уже может вести беседы и связано рассказывать о простых событиях.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.
С развитием речи становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Но так как опыт детей еще очень ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, они нередко ориентируются на случайные признаки (например: “Это паркет”, – объясняет воспитателю мальчик двух лет шести месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю).
Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Ребенок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, он безошибочно называет знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. (“Чашка – это посуда. Из чашки пьют”, “Это растет на грядке. Морковочка это”.) Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложные рассказы взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.
Качественно меняются взаимоотношения между понимание и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса.
На третьем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произнесение слов сверстниками.
Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, “велосипед” произносят “апипед”, “весипед”).
Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения.
В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: “почему?”, “где?”, “когда?”, “зачем?”. Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи – о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.
Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что повседневно непосредственно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Несмотря на то что при обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает.
Но и на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, дети еще не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своебразной. Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся еще смягченно: “зяйка” (зайка), “пизяма” (пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно (“лиса”), в другом – неправильно: “повзет” (ползет). Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие: “балабан” (барабан), “Зеня” (Женя).
Встречаются замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки в произношении и грамматике не мешают малышу замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка. Взрослые, общаясь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования у детей правильного произношения.
Читайте также Как развивать речь ребенка: от рождения до 3 лет.
www.child-psy.ru
Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев
Развитие детей дошкольного возраста
Этапы развития ребёнка: от 0 до 6 месяцев
При ознакомлении с этапами развития Вашего малыша не забывайте о том, что каждый ребёнок уникален и развивается в собственном темпе. Предоставленные здесь этапы развития – это всего лишь примерное руководство и каждый малыш может достигнуть тоого или иного этапа раньше или позже указанного “срока”. Существует огромное количество “норм” развития, поэтому не паникуйте если Ваш ребёнок развивается чуть быстрее или медленнее. Обратите внимание если Ваш ребёнок проявляет признаки, описанные ниже в секции “Обратите внимание”.
1 месяц
Первый месяц с Вашим малышом может показаться Вам нескончаемой чередой кормлений, смены подгузников и убаюкивании. Вы перестаёте понимать где день и где ночь, и спите урывками. Но очень скоро, когда малышу будет чуть больше месяца, он начнёт всё больше реагировать на Ваш голос и лицо и спать больше ночью.
Ваш малыш пока что не может сосредоточивать свой взгляд на предметах, которые находятся дальше, чем 20-30 сантиметров – идеальное расстояние для того, чтобы разглядывать Ваше лицо во время кормления (если Вы кормите грудью). Также малыши любят чёрно-белые узоры. Его слух полностью развит поэтому возможно он будет реагировать и поворачиваться на знакомые звуки.
Лёжа на животе он может ненадолго приподнять голову и повернуть в сторону. Но когда Вы держите малыша на руках не забывайте придерживать головку.
Ваша задача:
– Наслаждайтесь общением с Вашим малышом: обнимайте его, разговаривайте с ним, постарайтесь научиться понимать как он показывает, что голоден или хочет спать. Ведь каждый ребёнок делает это по-своему, чем чутче Вы будете реагировать на его “намёки”, тем спокойнее будет и Вам и ему. Помните: на данном этапе Вы НЕ можете избаловать своего малыша. Наоборот, множественный опыт и исследования показывают, что чем чутче родители относятся к своему грудничку, тем самостоятельнее и увереннее в себе он будет, не цепляясь за “мамину юбку” – ведь у него развивается доверие к родителям, а с этим и самостоятельность.
– Часто выкладывайте ребёнка на животик, чтобы он укреплял мышцы. Привлекайте его внимание различными игрушками и погремушками, чтобы он их разглядывал.
– Обязательно ходите с малышом на прогулки. Свежий воздух пойдёт на пользу и Вам, и ему и поможет Вам расслабиться, а малышу поспать 🙂
– Часто приближайте своё лицо к малышу, делайте визуальный контакт, ловите его взгляд, разговаривайте, пойте ему.
– Играйте с ребёнком в простые игры, например “ку-ку” или повторяйте за ним звуки, которые он издаёт.
– Не пропустите момент, когда малыш устал и готов поспать: ведь если ребёнок “переиграет” и переутомится, то станет капризным и беспокойным и его будет очень сложно уложить.
Обратите внимание:
Если у Вашего ребёнка есть один или несколько следующих признаков, то обязательно расскажите об этом врачу:
– Ест очень медленно или плохо сосёт
– Не сосредоточивает свой взгляд ни на чём
– Не реагирует на яркий свет
– Тело слишком напряжено или слишком расслабленно
– Не реагирует на громкие и резкие звуки
3 месяца
К этому времени Вы уже с умилением обмениваетесь с Вашим малышом улыбками. Ваш трёхмесячный ребёнок уже сознательно играет с Вами, удивляя Вас когда он пытается повторить Ваше выражение лица. Он “агукает” и повторяет разные звуки за Вами.
Вам уже не нужно придерживать головку когда Вы берёте его на руки: Ваш самостоятельный малыш уже делает это сам! Когда Вы выкладываете его на животик он поднимает голову и грудь и даже может делать мини-отжимания, которые станут первым этапом на пути к переворачиванию. Он прекрасно умеет открывать и закрывать ладошки, трясти погремушками, пытаться дотянуться до висящих перед ним игрушек, класть руки в рот и как-бы давить и тянуть ножки вниз когда Вы держите его в вертикальном положении.
Его зрительно-моторная координация совершенствуется. Ваша малютка теперь может сосредоточивать свой взгляд на интересующих её предметах и лицах. Она узнаёт Вас уже с другого конца комнаты!
Ваша задача:
– Не переживайте по поводу того, что Вы избалуете своего ребёнка. Предложите малышу соску или большой палец – это поможет ему успокоиться самостоятельно.
– Продолжайте выкладывать его на животик. Когда он лежит на животе положите перед ним безопасные для его возраста игрушки и погремушки до которых он может дотягиваться, держать и изучать.
– Уделяйте Вашему малышу много внимания в течение дня. Разговаривайте с ним, описывайте всё, что Вы делаете, называйте вслух и показывайте знакомые ему предметы. Читайте книги вместе. Обнимайте, играйте в игры и помогайте ему учиться переворачиваться, хватать игрушки и “разговаривать” с Вами.
Обратите внимание:
Если у Вашего ребёнка есть один или несколько признаков, то обязательно расскажите об этом врачу:
– Не может держать голову
– Не может держать ничего в ручке
– Не сосредоточивает взгляд на движущихся предметах
– Не улыбается
– Не реагирует на громкие/резкие звуки
– Игнорирует незнакомцев
– Очень нервничает от незнакомых людей и незнакомых мест
4-7 месяцев
Ваш ребёнок вовсю общается с окружающим миром: улыбается, смеётся, “разговаривает” с Вами. Он становится всё более самостоятельным – к 7 месяцам скорее всего он сам сможет переворачиваться на животик и обратно, сидеть без Вашей помощи, и уже может подпрыгивать отталкиваясь ножками когда Вы держите его вертикально. Он может притягивать различные объекты поближе к себе, держать игрушки и перекладывать их из одной руки в другую.
Ваш ребёнок более чутко чувствует и распознаёт тон Вашего голоса. Например, если Вы строго говорите ему “нет”, то он понимает, что Вы не разрешаете ему что-то. Малыш также знает своё имя и отзывается когда Вы обращаетесь к нему по имени.
В этом возрасте малыш очень любит когда Вы играете с ним в “Ку-Ку”. Ему нравится искать частично спрятанные вещи. Зрение стало намного лучше и он видит намного дальше. Кроме того, малыша очень радует разглядывать себя в зеркало! 😉
Ваша задача:
– Ваш ребёнок развивается во время общения с Вами, поэтому старайтесь совместить игру со всеми повседневными делами: разговаривайте и улыбайтесь ребёнку во время купания, отвечайте и поощряйте попытки малыша “общаться” с Вами с помощью “агуканий”.
– Читайте вместе каждый день, показывайте и называйте картинки, а также различные предметы вокруг Вас.
– Предоставляйте ребёнку достаточно возможности совершенствовать свои новые физические возможности и навыки: помогайте ему сесть, выкладывайте его играть и на животе, и на спине.
– До того, как он научится ползать, убедитесь, что Ваша квартира или дом безопасны для малыша.
– Давайте малышу соответствующие возрасту игрушки и обычные предметы быта (например деревянные ложки и коробки), чтобы он мог их изучать.
– Постарайтесь установить определённый распорядок дня для игр, кормления и отдыха.
– К 6 месяцам можно начинать вводить прикорм.
Обратите внимание:
Если у Вашего ребёнка есть один или несколько признаков, то обязательно расскажите об этом врачу:
– Не умеет хорошо держать голову
– Не реагирует на громкие/резкие звуки
– Не умеет сидеть
– Не реагирует на звуки и улыбки
– Не проявляет любовь и привязанность к близким людям
– Не тянется за предметами
Про дальнейшее развитие от 7 до 12 месяцев читайте здесь.
mirobaby.com