Познавательное

Как воспитывали детей в древней спарте – Спартанское воспитание — Википедия

Как воспитывали детей в Спарте

Каждый человек, хоть раз слышал словосочетание «спартанское воспитание», что воспринимается нами как строгое отношение к ребенку. Но почему мы понимаем это именно так? И действительно ли воспитание детей в Древней Спарте было настолько строгим и суровым?

Из этой статьи вы узнаете

Система воспитания спартанцев

Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы – это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.

Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.

Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья. Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.

Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.

Основные этапы, которые проходили будущие воины

Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.

  • Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап. Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших. Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.

  • Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками. Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.
  • В возрасте 20–30 лет уже возмужавшие спартанцы становились полноправными членами военной общины, владели в совершенстве несколькими видами оружия, хорошо показывали себя в бою.

Жизнь спартанца

В период обучения в лагерях молодым мальчишкам часто устраивали бои без правил друг с другом. Здесь со своим противником можно было делать все, что угодно, только не применять никакой вид оружия. Ареной выступала площадка, которая была окружена рвом с водой. Побеждал тот, кто сбрасывал своего противника в этот ров.

Воспитание спартанских детей в период пребывания их в лагерях давало им не только силу мужского духа, но и практически всю военную грамоту, начиная от боевых искусств и заканчивая умением шпионить. Если они изучали песни, то они были патриотической направленности, танцы и музыка – это одна из составляющих подъема боевого духа, настроя воина на постоянную борьбу.

Образ жизни спартанцев:

  • жизнь как в военном лагере;
  • постоянные военные действия или подготовка к ним;
  • дети не принадлежали своим родителям;
  • полная изоляция от мира;
  • незнания ремесел, наук.

К женщинам спартанцы относились как рыцари. Их уважали и ценили. Они всегда были олицетворением чистоты и достойны уважения мужчин, так как разделяли их увлечение военным делом.

Жениться спартанец мог только если это ему позволит вся община. При этом после свадьбы молодые не жили вместе довольно долгое время, и часто женщина рожала малышей не от своего мужа. Дети спартанцев относились к ущелью, и если был замечен хоть один изъян, ребенка убивали. Так воспитывалось не одно поколение воинов.

Спартанские девушки

О том, как воспитывались спартанские девочки, история говорит немного. Плутарх писал, что физическими упражнениями они занимались, не выходя из дома, но и им с малых лет прививали любовь к развитию физических сил своего тела.

С ранних лет девушки считались полноценными членами военного спартанского общества, что давало им право в старшем возрасте брать активное участие в спорах и делах. Воспитание девочек также заключалось в хозяйственности, умении содержать дом в чистоте.

В свое время спартанские женщины вели активную общественную жизнь и не раз влияли на ход истории.

razvitie-vospitanie.ru

Как воспитывали детей в Спарте

В этой статье рассказывается о том, как воспитывали детей в Древней Спарте.

Правила спартанского воспитания касались в равной мере всех без исключения граждан Спарты. Исключение составляли представители царского происхождения. Подобных правил придерживались на протяжении 400 лет с VII по IV вв. до н.э.

Каждый рожденный в Спарте мальчик проходил так называемый контроль на здоровье. Его внимательно обсматривали у края пропасти в ущелье Тайгета. В случае, если он не соответствовал определенным критериям, его бросали прямо с горы.

Оставшиеся в живых крепкие младенцы проходили суровую школу жизни. Приучаться к тяготам заставляли с грудного возраста. Малыши спали в жесткой люльке.

В возрасте 7 лет мальчики обязаны были поступить в военный лагерь. Там их ждала истинная школа жизни. Слабые просто не выдерживали и умирали.

Система воспитания юных спартанцев была поэтапной и состояла из трех составляющих

Этапы воспитания

Первый этап (с 7 до 15 лет) предполагал приобретение ребенком навыков письма и чтения. Но ведущим было закаливание организма. В 14 лет мальчика посвящался в эйрены. Эта процедура предполагала самые жесткие испытания. Вступив в общину эйренов, мальчик подвергался последующей проверке на стойкость и мужество.

Второй этап (с 15 до 20 лет) заключался в малом обучении грамоте. В юношах развивали и музыкальные способности. Но воспитание приобретало все более жесткие формы. Подростки учились голодать, добывать себе еду посредством воровства. К 20 годам юноши получали титул воина и полную амуницию.

Третий период — это путь к приобретению статуса члена военной общины, наделенного равными правами.

Результатом всех трех пройденных этапов было то, что молодые воины прекрасно владели копьем и мечом, а также всеми видами оружия того времени.

Жизнь юношей в период воспитания

Пока молодые люди мужали, им постоянно приходилось учиться преодолевать те или иные невзгоды. Если их ловили на воровстве еды, то они жестоко наказывались за проявленную ими медленность.

Дети воспитывались в самых суровых условиях. Круглый год, невзирая на холод, мальчики ходили без обуви, в легком коротком хитоне. Кожа была настолько огрубевшей, что они не чувствовали боли и лазали по горам, цепляясь за них голыми ногами.

Каждый год устраивались поединки на прочность. Целью поединка было столкнуть испытуемого с отвесной скалы прямо в воду. При драке были позволены абсолютно любые приемы, имели право напасть несколько человек на одного. Только запрещалось пользоваться оружием.

На праздник Артемиды юношей нещадно секли в храме богини. Закричать от боли считалось огромным позором.

Спартанское воспитание ставило своей целью получение в результате воина, способного выжить и действовать в любых условиях. Этим и объясняется то,

как воспитывали детей в Спарте.

Параллельно подключались такие предметы, как танцы и пение для поднятия боевого духа. Но спартанцев не учили математике. История утверждает, что и риторику им не преподавали, но тем не менее, спартанцы умели изъясняться красиво и лаконично.

Предыдущая статья: Как воспитывали дворянских детей Следующая статья: Как воспитывали детей крестьяне

ladymsk.com

Воспитание детей в спарте носило характер

Спартанское воспитание в Греции

Дошло ли спартанское воспитание в Греции до наших дней

Спарта, именуемая еще Лакедемоном – это государство древней Греции, расположенное на полуострове Пелопоннес. Люди населили там долину Эврота. Истоки развития этого государства неизвестны, поскольку в те времена еще не вели летописных книг.

В памяти поколений сохранились многочисленные легенды о народе Спарты, ее законах, устоях и воспитании.

Известно, что граждане Спарты должны были беспрепятственно подчиняться власти, следовать установленным ею правилам. В течение всей жизни спартанец находился под неусыпным государственным контролем. Некоторые обычаи и устои древних спартанцев покажутся современникам весьма дикими. Другие же добродетели дошли до наших дней. Такие, как идея воспитания добропорядочного мужчины или женщины, рождающей крепких и здоровых детей.

Кто такие спартанцы?

Четыре требования предъявляли к жителям этой страны правители:

  1. Оба родителя младенца должны быть жителями Спарты.

  2. Наличие земельного надела (клера) и илотов (рабов), трудящихся на земле и в доме.

  3. Обучение и успешное окончание спартанской школы.

  4. Беспрекословное следование законам страны и полное подчинение властям.

Каждый мужчина должен был стать настоящим и достойным воином, а женщина – здоровой и сильной матерью красивых и крепких детей. Спартанцы жили в аристократической стране, население которой было огромным. Большинство из жителей — подневольные. Никакого равенства и всеобщего братства. Земля никогда не принадлежала людям, у них вообще не было частной собственности. Экономическая система была построена на первобытно-общинных законах. Это касается периода 8-7 вв. до н.э. Впредь произошли некоторые изменения государственного строя страны, но незначительные. Они заключались в укреплении власти правящей общины. В древнейшей же Спарте было 2 вождя. Почему? Известно, что город образовали 2 племени:

Имелись народное собрание и совет старейшин. И позже во главе государства стояли 2 правителя. Их выбирали каждые 8 лет не народным голосованием, а гадая по звездам. Главы государства имели войско, им доставалась большая часть трофеев, привезенных из военных походов.

По одному из обычаев, дочери любого рода выходили замуж за братьев своих отцов. Так старались сохранить семейную собственность. Были случаи объединения родовых клеров (земель).

Система воспитания молодежи

К 8 веку до н.э. в Спарте сформировалась уникальная система воспитания мальчиков. Но пройти эту школу могли только дети коренных жителей Спарты всех сословий. Представители низших слоев населения так наделялись правом «выбиться в люди» и получить полное гражданство. Царские особы этому порядку не подчинялись.

Посещение школы (в группах — агелах) считалось привилегией среди жителей Спарты. Мальчиков отдавали на государственное воспитание в агелы с 7 лет. Девочки сидели дома, но много занимались спортом и учились пользоваться оружием.

Возглавляли группы обучения молодые люди старшего возраста (агелархи). Каждый агел имел свое название. Предводительствовал над ними старший (педоном). Его избирали из взрослых и почитаемых спартанцев. Педоном имел пару помощников.

Не всем мальчикам удавалось дожить до возраста, когда их отдадут на специальное обучение. По легенде, в древней Спарте был обычай избавляться от слабых, уродливых и больных новорожденных малышей. Происходило это так: спустя пару недель после появления на свет, родители относили ребенка на суд старейшинам. Малыши с физическими недостатками сбрасывались в пропасть. Полноценных детей возвращали родителям. Часто семьи, в которых появились на свет больные чада, сбегали из Спарты, чтобы сохранить детям жизни.

Самое пристальное внимание старейшины уделяли здоровью и физическому состоянию детей царственных особ. Малейший недостаток приводил к смещению с высоких постов родителей и недопущению к власти их потомков.

Испытания малыши получали с младенчества. В колыбелях лежали на жестких подстилках. Школа выживания начиналась буквально в того времени, когда ребенок вставал на ноги. Обуви не было, спартанцы ходили босиком и раздетые до 12 лет. Немногие доживали и до семи. Спали на соломе и в жару, и в холода. Как тут смертельно не заболеть? Приходилось класть в подстилки крапиву. Так, обжигаясь, согревались. После 12 лет детей одевали в легкие одежды.

Упражнения в спартанской школе заключались в физических нагрузках, приобретении навыков владения мечем, копьём и другим оружием. За каждое свое действие ученик получал оценку. В «казармах» царила жесткая военная дисциплина. Пищу находили сами. Еду приходилось воровать и даже убивать за нее. Если спартанец попадался на грабеже или другом деянии, его жестоко избивали, но не для того, чтобы он впредь так не делал, а чтобы проявлял в будущем больше ловкости и хитрости.

Никакого интеллектуального развития, кроме возможности разучивать песни. Считалось, что они сплачивают мальчиков и вырабатывают в коллективе воинский дух. Понятие «спартанский патриотизм» было на 1 месте. В то же время рабов унижали как могли. Одним из способов развлечения спартанских мальчиков, было избиение и угнетение илотов. Еще одна забава – набеги на соседние деревни рабов, сильнейших жителей которых убивали. Забирали скот.

Обучение в спартанской школе продолжалось 10 лет. Как только мальчику исполнялось 17, он приходил домой и готовился к самому важному и заключительному испытанию. Оно состояло в том, чтобы попасть в высокогорный храм Артемиды и принести жертву. Жрецы привязывали юношу и били до первых капель крови плетями. Помиловали тех, кто молча переносил испытание. Издававших звуки, забивали до смерти. Это делалось ради отбора наиболее сильных для жизни в спартанском обществе.

А что же сегодня?

Принципы нынешнего воспитания молодежи Греции далеки от спартанских. Слава этого государства разлетелась по всему миру еще во времена древности, но некоторые из его законов уже тогда приводили в недоумение жителей разных стран.

Основа же воспитания спартанцев – жесткая военная дисциплина, наказания за значительные провинности, дошли и до наших дней, но имеют место разве что в военных училищах и не так жестоки, как в Спарте. Сохранились принципы 10-летнего обучения и выставления оценок. Только теперь ученики получают не лавровые венки, а баллы по специальной системе. В конце обучения – не битье розгами, а обязанность сдать экзамены, для проверки знаний в области базовых наук.

Система воспитания детей в Древней Спарте представляет собой одну из основных педагогических систем появившихся в эпоху классической Греции, и оказавших большое влияние на всю древнегреческую педагогику.

В возрасте семи лет, ребенка забирали из родного дома и сурово воспитывали. Целью воспитания было вырастить из детей сильных, послушных и бесстрашных мужчин. Их учили грамоте, учили по-долгу молчать и лаконично говорить. Чтобы выявить самых ловких и смелых, взрослые специально ссорили учеников между собой, таким образом вызывая драки. Еду подростки должны были воровать, но если они попадались на этом, то их пороли. Наказывали их не за то, что они воровали, а за то, что оказались слишком неуклюжими и попались.

С годами их воспитание становилось все суровее, их стригли наголо, заставляли ходить босыми и не принимать теплых ванн, а спать на жестких постелях из тростника.  Уже возмужавших юношей подвергали жестокому испытанию. Подведя испытуемого к алтарю богини Артемиды его беспощадно бичевали, причем он не должен был не проронить ни звука. На этом испытании были и смертельные случаи. Так же, существовало еще одно испытание. Массовые нападения на илотов(в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами) . Испытание объявлялось эфорами (в Древней Спарте, а позже и в Афинах — выборные должностные лица), и смысл его заключалось в том, что юные спартанцы должны были убивать самых крепких илотов, тем самым держа остальных в страхе и повиновении.  В брак спартанец мог вступить только после разрешения общины. Причем еще долгое время молодожены должны были жить отдельно. Им даже не принадлежали их собственные дети. Старейшины строго осматривали новорожденных, если находился хоть какой-то дефект, то младенца оставляли умирать у обрыва горного хребта Тайгет. Воспитание в древней Спарте не заканчивалось с приходом совершеннолетия, а продолжалось до зрелого возраста.

 Воля законодателя и угроза восстания илотов сделали Спарту сплочённым обществом, не ведавшим смуты на протяжении нескольких столетий. Но плата за это стала очень высокой. Такой суровый образ жизни и жестокое воспитание детей в древней Спарте, привело к духовному обеднению народа и экономической отсталости Лаконии в сравнении с остальными полисами Пеллопонеса.

Единственное, что могла создать Спарта — это могучее войско. Со временем Лакония стала оплотом политической реакции для всей Древней Греции.

Автор: Наталья Матвеева

Главное направление спартанской системы воспитания — нравственное воспитание, цель которого — полное подчинение личности интересам социальной группы; идеал воспитания — физически развитый, сильный духом, разбирающийся в военном деле человек.

Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов над массой угнетенных рабов (илотов) привела к созданию и консервации на три столетия военного государства со специфической системой воспитания. Государство жестко регламентировало воспитание и образование детей.

В первые дни жизни новорожденного ребенка осматривали старейшины. Слабых и больных детей лишали жизни. Сильные и здоровые передавались в руки кормилиц, пользовавшихся заслуженной славой лучших воспитательниц по всей Греции. Процесс обучения начинался с 7 лет и проходил поэтапно. С семи лет детей отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах).

На первом этапе (7—10 лет) юные спартиаты постигали азы чтения, грамоты, счета. Первоочередное внимание обращалось на физическое воспитание и закалку подростков: дети учились бегу, прыжкам, метанию диска, копья, приемам рукопашного боя. На характер физической подготовки оказывала влияние программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др.) игр и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье, конские скачки, колесничный бег. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.

На втором этапе (15—20 лет) к обучению грамоте добавлялись пение и музыка, религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственный характер. Подростки упражнялись в военном искусстве, участвовали в учебных походах и сражениях, а также в состязаниях, где демонстрировали успехи в военной подготовке, в пении и игре на флейте. Возмужавших юношей после 16 лет подвергали суровому испытанию у алтаря богини Артемиды. Их жестоко бичевали, но они при этом должны были молчать. Еще одним испытанием для юношей были массовые убийства рабов.

В течение третьего этапа (20—30 лет) юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Спартанская система воспитания готовила стойких, закаленных воинов, свободно владеющих различными видами оружия и находящихся в состоянии постоянной боевой готовности к войне.

Благодаря государственному устройству и системе воспитания спарта не знала смут и распрей. Но цена за это была заплачена дорогая, суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Спарта не дала миру ни одного художника, философа, оратора, скульптора.

Если Спарта продемонстрировала миру образец военно-физического воспитания, то Афины — систему всестороннего и гармоничного развития личности.

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции

Древняя Греция — государство, объединявшее рабовладельческие города-государства — полисы. Особую роль играли два полиса — Афины и Спарта͵ в них сложились своеобразные системы воспитания, обусловленные не только закономерностями рабовладельческого строя, но и особенностями развития данного государства.

Спарта была одним из самых ранних государств Древней Греции, возникшим в начале IX в. до н. э. после вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян. Завоеватели завладели землей и подчинили себе коренных жителœей. Населœение Спарты делилось на спартиатов — господствующий класс, периэков — граждан имущих и свободных, но лишенных политических прав, а также илотов — людей, лишенных всяких прав, но оставленных на своих землях, ставших собственностью государства. Жестокая эксплуатация илотов приводила к частым восстаниям, что заставляло спартиатов поддерживать свое господство силой. Быт спартиатов имел своеобразную форму, имевшую военизированный характер, — всœе взрослые мужчины составляли войско, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было предназначено для удержания рабов в постоянном страхе и повиновении.

Такие условия отражались на спартанской государственной системе воспитания, цель ее состояла в подготовке детей к воинской службе, в формировании из них стойких и закаленных граждан. Государство контролировало семейное воспитание детей от их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и здоровых возвращали отцу, а больные и слабые уничтожались.

Младенцев обычно воспитывали матери, привлекая для помощи кормилиц-рабынь, которые, как правило, имели образование и педагогиче­ский опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, занимались их закаливанием, прививали навыки поведения. У детей воспитывали неприхотливость в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, с которыми те могли встретиться в будущих военных походах.

Когда мальчикам исполнялось 7 лет, их забирали из семьи и они начинали обучаться в специальных государственных воспитательных учреждениях до 18 лет. Воспитанием здесь руководили специально выделœенные государством люди. Особое внимание уделялось военно-физической подготовке, бегу, прыжкам, борьбе, метанию диска и копья. В мальчиках воспитывали беспрекословное подчинœение старшим, беспощадное отношение и презрение к рабам и физическому труду. Образование в этих учреждениях ограничивалось обучением письму и счету. Развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (ʼʼлаконическая речьʼʼ) отводилось особое внимание. В воспитании участвовала вся община; военачальники, государственные деятели часто посœещали школы, вразумляли и наказывали провинившихся детей, вели с ними беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях. В качестве средства воспитания будущего воина и рабовладельца выступало участие подростков 14—15 лет в ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку и зачислялись в войско. С 30 лет молодые спартиаты становились полноправными гражданами.

Девочки Спарты воспитывались дома, однако и в их воспитании наиболее важным считалось физическое развитие, военная подготовка и привитие навыков управления рабами, чтобы в случае войны женщины могли охранять свой город и держать рабов в повиновении. Спартанские девушки участвовали и в общественных празднествах и в спортивных состязаниях.

Читайте также

  • — Воспитание детей в Спарте.

    Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ В рабовладельческих государствах Древнего Востока, в Греции и Риме начинают уже складываться первые системы воспитания,… [читать подробнее].

  • — Воспитание детей в Спарте.

    Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции.

    Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей. Население Спарты резко делилось на… [читать подробнее].

  • magictemple.ru

    Спартанское воспитание мальчиков: методика, основные правила

    Когда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?

    [dropcap]К[/dropcap]огда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?

    Словосочетание «воспитание по-спартански» уходит корнями в историю древнегреческого государства, где и зародилась такая методика. Главная задача родителей тогда заключалась в том, чтобы воспитать в сыне выносливость, стремление к победе и терпение.

    Воспитательный процесс в Спарте (до 4 в. до н. э.) считался делом государственной значимости. Методика воспитания подчинялась задаче превращения мальчиков в будущих воинов. Важнейшими моральными качествами признавалась решительность, упорство и преданность.

    В возрасте с 7 до 20 лет сыновья обычных граждан воспитывались в интернатах военного типа. Занятия включали физические упражнения, закаливания, военные игры, обучение музыке и пению. Особое внимание уделялось выработке навыка четкой и лаконичной речи.

    Жесткое воспитание, ориентированное на выносливость, и по сей день именуют спартанским.

    Система Агогэ

    «Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.

    Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка

    При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.

    Храм Артемиды

    [highlight]По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах.[/highlight] В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.

    Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

    Спартанские мальчики в отличие от современных детей были лишены внимания и ласки. С каждым годом воспитание становилось все более жестким: мальчиков обривали налысо, заставляли ходить босиком и собирать тростник голыми руками.

    Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

    Воспитание мальчика по-спартански

    Чтобы воспитать мальчика в духе Спарты, нужно придерживаться следующих правил:

      • Не пеленать ребенка, исключить создание тепличных условий в помещении. Воспитание по-спартански начиналось с самого младенчества: маленьких детей не купали, а когда они становились старше, их отучали от боязни темноты и одиночества.
      • С первых дней жизни у ребенка нужно формировать правильную осанку. Для этого дитя следует как можно раньше приобщать к физическим упражнениям, следить за тем, чтобы он не пропускал утреннюю зарядку, часто играл в активные игры, рано научился плавать, ровно сидел за столом. Спартанских мальчиков с младенчества воспитывали по-военному. Семья закладывала фундамент основополагающих качеств будущего воина, которые отличали спартанца от других народностей. [highlight]Приоритетные качества – это сила, выносливость и готовность к преодолению трудностей[/highlight].
      • Если позволяет здоровье, ребенка следует как можно раньше записать в спортивную секцию, глее опытные тренеры займутся физическим и духовным развитием мальчика. Воспитанием детей военных интернатах Спарты занимались искусные воины, которые отличились мужеством на поле боя и с которых молодежи предполагалось брать пример.
      • Малыша нужно закаливать с ранних лет. Основные помощники в этом – вода, свежий воздух и солнце. Закаливания нужно проводить не тогда, когда ребенок начал часто заболевать, а с раннего возраста. После первых процедур закаливания должны стать регулярными.
      • Нужно прислушиваться к советам старшего поколения в вопросах воспитания. Воспитательный процесс являлся делом всей спартанской общины. Военачальники и высокопоставленные деятели часто вели с мальчиками беседы на тему политики, присутствовали на спортивных состязаниях.

    [pullquote-right] Соблюдая хотя бы некоторые из этих советов, ваш ребенок будет расти сильным и здоровым [/pullquote-right]

    • Позвольте ребенку заниматься музыкой и танцами, если ему хочется. Только искусство спартанцам нужно было не для развития творческих способностей. Танцы с оружием напоминали боевые упражнения. Элементами танца были атака, прыжки, оборона и молниеносные удары – все, что требовалось воину в бою.
    • В ребенке нужно воспитывать желание беспрестанно повышать свой интеллектуальный, физический и культурный уровень. Образовательный процесс в Спарте заканчивался только после 30 лет, так как этот возраст отождествлялся с полным физическим и нравственным формированием человека.

    Интересно, что воспитание по-спартански для девочек мало отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались в домашних условиях, но приоритетным направлением для них была также физическая и военная подготовка. По достижении определенного возраста они могли наравне с мужчинами принимать участие в военных акциях.

    detki.guru

    Спартанское воспитание—20 безумных фактов

    Почему воины Древней Спарты считались самими бесстрашными, сильными, могущественными солдатами в мире? Приведённые здесь факты из жизни спартанцев дадут

    Почему воины Древней Спарты считались самими бесстрашными, сильными, могущественными солдатами в мире? Приведённые здесь факты из жизни спартанцев дадут ответ на этот вопрос:

    С самого рождения детей спартанцев подвергали различным испытаниям. Если совет старейшин находил какие-либо физические недостатки у младенца, то его оставляли умирать в дикой местности.

    Как правило, младенцы там погибали, но иногда их спасали другие люди.

    Но и тогда слабым младенцам приходилось нелегко. Их купали не в воде, а в вине, чтобы проверить, насколько они здоровы и способны к выживанию.

    Взрослые приучали младенцев не бояться темноты и одиночества, их плач игнорировался.

    В возрасте 7 лет мальчиков-спартанцев забирали из родного дома для поступления на военную службу («агогэ»), где из них делали бесстрашных воинов и ответственных граждан.

    Молодые солдаты обучались искусству ведения боя, охоте, лёгкой атлетике и жили в общих бараках.

    Одежду юным спартанцам разрешали носить только с 12 лет. Их заставляли спать на холодной земле на улице.

    Пропитание у спартанцев намеренно было скудным, а воровство и грабёж только поощрялись. Однако если они попадались на воровстве, то получали изрядную порку.

    Мужчины в Спарте обязаны были быть искусными воинами, а женщины – образцовыми матерями, способными воспитывать воинов.

    Наравне с мальчиками, обучавшимися военной тактике и боевому искусству, девочки также посещали тренировки по лёгкой атлетике, борьбе, метанию копья и диска, а ещё проходили психологическую подготовку перед предстоящим материнством. Только женщина из Спарты могла рожать воинов-спартанцев.

    Девочкам, в отличие от мальчиков, разрешалось жить с родителями.

    Воспитательная система агогэ предполагала обучение не только бою, но также письму и чтению.

    Тем не менее, «дедовщина» и драки среди обучающихся поощрялись.

    Единственная профессия, на которую мог рассчитывать мальчик-спартанец в будущем была профессия воина. Все спартанцы считались военнообязанными до 60 лет.

    Промышленным производством и сельским хозяйством занимались низшие слои населения и иностранцы, многие из которых являлись рабами.

    Самым жестоким испытанием, ожидавшим юношей, был «конкурс на выносливость», в котором их избивали и пороли, чтобы проверить устойчивость к боли. Те, кто погибал во время проверки, считались слабаками.

    После прохождения обучения в возрасте 30 лет мужчины искали себе спутницу жизни. Девушки обычно выходили замуж в 20 лет. Брак, в первую очередь, рассматривался как средство воспроизводства новых солдат.

    Сдаться для спартанца означало покрыть себя позором. Отсюда особый спартанский менталитет. Мать спартанца, отправляя сына на войну, говорила: «Возвращайся со щитом или на щите».

    По закону тех времён только два класса людей заслуживали права увековечить свои имена на надгробных плитах – это женщины, погибшие при родах, и мужчины, сложившие голову в бою.

    источник:mixstuff.ru

    econet.ru

    Спартанское воспитание – история спартанской системы воспитания

    Каждая семья имеет свои традиции воспитания детей, которые передаются из поколения в поколение. Многое зависит от того, какими хотят видеть родители своих детей: интеллектуальными, творческими или физически развитыми. Особенно важной задачей для любого отца считается воспитание сына – будущего мужчины. Поэтому некоторые отдают предпочтение так называемой спартанской системе воспитания, основанной на суровых принципах, закаляющих тело, волю и характер.

    Спартанская система воспитания

    Слава о воинах Древней Спарты жива и по сей день. Из истории известно, что этот малочисленный народ завоёвывал другие более крупные племена и держал их в подчинении силой оружия. Военное ремесло этого народа было доведено до совершенства и являлось основным родом занятий представителей сильного пола.

    Статус воина давал древнему спартанцу особые привилегии в обществе, но достигнуть его удавалось не каждому мальчику. До сих пор рассказывают легенды о том, как там избавлялись от слабых детей с физическими дефектами.

    Делать из мальчиков непобедимых воинов нужно было с самого детства, для этого была разработана особая методика спартанского воспитания. На взгляд современного человека её приёмы могут показаться чрезмерно жёсткими, однако в те древние времена методика была очень эффективной. Строгие законы военных дисциплин охватывали всю жизнь мальчиков и юношей, делая из них непобедимых воинов.

    Каждый новорождённый ребёнок в Древней Спарте должен был быть показан совету старейшин племени. Они осматривали малышей для выявления дефектов. Есть мнение, что больных детей лишали жизни ещё в младенческом возрасте, хотя доказательств этого факта так и не было обнаружено. Возможно, реальный смысл этой легенды заключается в том, что недоразвитых детей просто лишали возможности войти в привилегированное сословие.

    Воспитание детей в спартанском духе отличается строгостью и дисциплиной. У этой методики есть свои достоинства и недостатки, важно соблюсти между ними баланс, чтобы не навредить психике ребёнка.

    Военное воспитание для мальчиков начиналось с возраста 7 лет. Как только ребёнку исполнялось 7, его забирали из семьи, где до этого он воспитывался. Теперь за его дальнейшее становление отвечало государство-полис и он сам. Спартанское воспитание протекало в три последовательных этапа, в течение взросления мальчика до зрелого мужчины:

    • 7-15 лет;
    • 15-20 лет;
    • 20-30 лет.

    После первого этапа обучения пятнадцатилетние мальчики становились эйренами, молодыми воинами. Испытания второго этапа заканчивались посвящением в настоящие воины и выдачей полного комплекта вооружения, юноши приступали к Эфебии, службе в армии. И только в течение третьего периода, когда молодые люди уже принимали участие в боевых походах, закалённые бойцы приобретали статус полноправных представителей воинской общины.

    Хотя физическое развитие спартанца стояло на первом месте, их обучали не только владению оружием и боевым искусствам. На первом этапе детей учили письму и чтению, а на втором ещё музыке и пению. Особенно уделялось внимание тому, чтобы дети умели выражать свои мысли очень кратко и лаконично, при этом проводя много времени в полном молчании. Этот навык обучает воинов терпению и эффективному взаимодействию в бою.

    Плюсы и минусы спартанского воспитания

    Воспитание детей всегда являлось не простой задачей для родителей. Очень важно соблюсти баланс, не перегнуть палку, ведь такой хрупкой и ранимой может быть детская психика. Даже если родители решили попробовать спартанскую систему воспитания, вводить её нужно постепенно. Не лишним будет также изучить все плюсы и минусы этой методики.

    Среди главных преимуществ системы можно выделить следующие моменты:

    • дети становятся закалёнными и выносливыми, могут терпеть боль и сдерживать слёзы;
    • у воспитанников формируется самостоятельность;
    • постоянные тренировки прививают дисциплину;
    • физические упражнения способствуют укреплению здоровья;
    • испытания, лишения и ограничения учат детей ответственности.

    Преимуществ, конечно, много, но есть и недостатки, которые могут привести к негативным последствиям. Особенно, если родители слишком суровы к ребёнку, отказывают ему во всём и не поощряют его за успехи. Из нежелательных проявлений жёсткой воспитательной методики у детей, в особенности подросткового возраста, может наблюдаться:

    • чрезмерная агрессия;
    • потеря взаимопонимания между поколениями;
    • асоциальное поведение;
    • замкнутость, проблемы в общении со сверстниками;
    • неспособность самостоятельно принимать решения;
    • неосознанные рефлексы в виде заикания или энуреза.

    Другими словами, методика, призванная сделать ребёнка сильным, произведёт обратный эффект, если неправильно её использовать. Подросток может стать либо слишком жестоким по отношению к окружающим, в том числе, к родителям, неосознанно желая отомстить за детские обиды, либо произойдёт полное подавление его личности. Он будет не способен жить самостоятельно, как полноценный человек, будет нерешительным и безынициативным. Комплексы, приобретённые в детстве, будет не просто искоренить в будущем.

    Спартанская система физического воспитания

    На первом месте в спартанском образовании стояло развитие физического тела. Несмотря на это, элементарной грамотности тоже уделялось внимание, но спартанцы считали более важной задачей научить молодое поколение выживать в любых условиях, стойко переносить лишения, холод, боль. Закалённое в течение долгих лет тело спартанского воина должно было быть хорошо развитым и сильным.

    Всё начиналось с того, что каждый отец приносил на обозрение старейшин своёго новорожденного ребёнка. Совет определял дальнейшую судьбу малыша: быть ему полноправным гражданином и принадлежать к военному сословию, или попасть в число рабов. И те и другие дети до семи лет воспитывались в своих родных семьях, после чего их оттуда забирали.

    Обычай может показаться диким, но считалось, что дальнейшее становление ребят должно было проходить под влиянием старших воинов.

    Детей поселяли в казармы, где для них наступала особая спартанская система физического и духовного воспитания. Здоровье закалялось холодом, так как у ребят не было тёплой одежды, а спали они на тонких соломенных тюфяках, постеленных на пол. Смирение формировалось с помощью голода и лишений, а терпение – через превозмогание боли. Не каждому ребёнку было суждено справить с такими испытаниями.

    С каждым этапом взросления физические нагрузки и испытания только ужесточались. Чтобы стимулировать молодёжь к постоянным тренировкам на пределе возможностей, между воспитанниками устраивались публичные турниры и состязания. Победителей громко прославляли. Взрослые не запрещали детям драться и наносить друг другу увечья, они даже подстрекали их на это.

    Ещё будучи подростками или криптиями, как их называли, юноши принимали участие в военных действиях. Этот год с 15 до 16 лет был для них своеобразным посвящением и одним из самых тяжёлых испытаний. Молодёжь участвовала в разведывательных операциях, и совершала набеги на вражеские поселения. В результате этого они учились выживать в любых условиях, самостоятельно принимать решения и обеспечивать себя пропитанием.

    Прошедшие естественный отбор воспитанники приступали к глубокому осваиванию военного искусства на следующих этапах воспитания. При этом, дальнейшие физические нагрузки становились неотъемлемой частью их жизни. Недаром суровые спартанские воины малым числом могли сокрушать огромные армии.

    Спартанская система физического воспитания предназначалась не только мальчикам, но и девочкам. Считалось, что только крепкие телом женщины могли родить здоровое и полноценное потомство. Равноправие полов выражалось в том, что девушки могли наравне с юношами изучать военное ремесло, упражняться во владении оружием и ведении боя, некоторые даже принимали участие в боевых походах.

    Особенности спартанского воспитания

    Как и любая другая методика, спартанское воспитание имеет свои особенности. Оно берёт начало с античных времён, когда таким образом народ Спарты воспитывал будущих воинов. В наши дни методика тоже пользуется популярностью, потому что некоторые отцы считают, что только так можно взрастить настоящего мужчину. Главными принципами системы являются:

    • строгая дисциплина;
    • воспитание детей в коллективе;
    • физические нагрузки;
    • закаливание тела;
    • телесные наказания;
    • уважение и беспрекословное подчинение старшим;
    • наставничество;
    • обучение практическим навыкам жизни.

    Одной из самых удивительных для своего времени особенностей спартанского воспитания считается обучение девушек. Представительницы прекрасного пола в этом древнем обществе имели равные права с мужчинами, поэтому воспитанию девушек уделялось не меньшее внимание.

    Женщины Спарты отличались отвагой и патриотизмом, их обучали в таком же военном духе, как и юношей, они прекрасно владели оружием и обладали крепким здоровьем и тренированным телом.

    Однако спартанская женщина не должна была быть подобной мужчине. Чтобы исполнять свои основные задачи – рожать здоровых детей и вдохновлять своего мужчину на подвиги, в женщине ценились такие качества:

    • нравственность;
    • умение вести хозяйство;
    • супружеская верность;

    Благодаря этому, женщины спартанского общества были более свободными, чем в соседних государствах. Они принимали активное участие в общественной жизни, не были обделены в правах, но и не были распущенными. Супружеские отношения между спартанцами носили оттенок романтичности и рыцарства.

    Ещё одна особенность спартанского воспитания заслуживает внимания. Это преемственность поколений, которая выражалась с помощью наставничества. Каждый зрелый воин имел одного или нескольких учеников, которых он обучал в индивидуальном порядке. Им он передавал свои знания и накопленный годами опыт.

    Это было очень полезно для молодых юношей, поскольку формировало в них уважение к старшим и смирение.

    lets-speak.ru

    I love ИСТОРИЯ!!!: Спартанское воспитание

    Спартанское воспитание — воспитание настоящего мужчины.

    Спартанское воспитание — целая система воспитания маленьких детей,

     впервые появившаяся в Древней Спарте. Практически каждая семья,родившая 

    мальчика, задаётся вопросом: «Как воспитать из него настоящего мужчину?».

     Современные матери сейчас не понимают, почему нельзя баловать детей. А 

    малыши в Древней Спарте совсем не знали ласки.

    Всем известное выражение «по-спартански» произошло от очень жестких

     условий воспитания детей в Спарте. Во-первых, на воспитание в Спарте

     оставляли лишь самых сильных и здоровых детей, а остальных, не прошедших 

    отбор, воспитывали отдельно от всех.

    До 7 лет дети были на домашнем воспитании, но уже с самых ранних лет их 

    готовили стать настоящими воинами и матерями. Это были дети без одежды, 

    не боявшиеся суровых условий погоды, неприхотливые в еде и жилье. Пока 

    ребенок находился дома под попечительством матери, её главной задачей

     было воспитать в ребенке послушание, выносливость и качества победителя.

     Воспитывались дети в Древней Спарте таким образом, что они: 

     •Всегда умели постоять за себя;  •Были неприхотливы в быту;  •Спали на очень жестких и неудобных тростниковых подстилках;  •Не боялись одиночества и темноты.

    С раннего детства дети стремились быть образцовыми войнами. Чтобы 

    проверить навыки их физической подготовки, ежегодно в Спарте устраивались 

    специальные празднества. На них дети демонстрировали свои умения и

     навыки, доказывая, что они уже превратились из детей в настоящих мужчин и

     могут вступить в некое общество взрослых воинов. Эти мероприятия

     проводились в храме имени Артемиды Орфии, которую считали богиней

     плодородия. Что же делали дети на этих празднествах? Их делили на две

     группы: одна группа должна была охранять сыр, а другая должна была его

     похитить. Тот, кому удавалось выполнить свою задачу и провозглашался

     победителем.

    Когда ребёнку исполнялось 7 лет, его воспитанием начинало заниматься

     государство. Спартанцам не было интересно здоровое детское питание, им 

    было гораздо важнее воспитать в будущем солдате стойкость и волю. Весь

     период «государственной опеки» детей Древней Спарты продолжался до тех

     пор, пока юноше не исполнялось 30 лет. Распадался этот период на три

     отрезка: от семи до пятнадцати лет, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет 

    соответственно.

    Система детского воспитания начиналась с грамоты, хотя ей отдавали не столь

     высокое внимание, как физической подготовке. На этапе от 7 до 15 лет, детей

     приучали к суровой жизни, развивали у них выносливость и стойкость.

    Когда юноше исполнялось 15 лет, он зачислялся в «эйрены», т.е. в группу, где 

    воспитывались юные спартанцы до 20 лет. В обязанности эйрена входило 

    воспитание младших детей. Самых умных и физически подготовленных 

    ставили начальниками детской группы. После обеда эйрен задавал детям 

    вопросы, и если они отвечали не правильно или, не как положено, то он 

    наказывал из в присутствии властей и старшин. После того как дети 

    расходились, старшины ругали эйрена, если он был чересчур строг с детьми,

     или если он был слишком мягким и снисходительным. К девушкам были 

    схожие требования. Они бегали, боролись, кидали копья, бросали диски. В 

    общем делали всё, что по мнению Древней Спарты помогло бы им в 

    воспитании будущих здоровых детей, крепких телом и духом.

    В период от 21 до 30 лет, из юношей, уже физически крепких и обученных

    , готовили по большей части обычных, образованных граждан. Их учили

     разбираться в политической системе.

    Кстати, мало того, что спартанские дети – это были дети без одежды, без

     нормальных условий для существования, до 30 лет все они считались 

    несовершеннолетними.

    В общем, спартанское воспитание всегда стремилось к становлению 

    настоящих мужчин-воинов и матерей. Оно всегда считалось образцом 

    стойкости и суровости.                                                                                                                              Выполнила: ученица 5 «б» класса                                                                           Силантьева    София

        
          

    fomichenkojulia.blogspot.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *