Познавательное

Как тренировать у детей память – 10 простых способов улучшить память ребенка

Содержание

10 простых способов улучшить память ребенка

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться…

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

 

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

 

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

 

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины​  

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет​

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.опубликовано econet.ru

Автор: Наталья Обрядина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Как развить память и внимание у ребенка 5-12 лет

Очень часто родители сталкиваются с проблемой плохой памяти у своего ребенка. Когда малыш неспособен заучить наизусть или рассказать текст, у него на это уходит много времени, а родители не знают, как научить пересказывать заданный материал. Винить его в этом не следует, проблема кроится в недостаточно развитой памяти и невнимательности чада. Это распространенная проблема, которая требует незамедлительного вмешательства со стороны родителей.

Критерии, помогающие выявить причины плохой памяти у ребенка:

  • Малыш находит общий язык с другими детьми, он нормально социально адаптирован.
  • Ребенку тяжело отвечать прямолинейно на вопросы родителей или окружающих.
  • Появляются трудности с выполнением задания, в котором присутствует необходимость в запоминании и при пересказе материала.
  • Ребенок невнимателен.
  • Тяжело следовать требованиям и инструкциям при выполнении задания.
  • Он не умеет решать сложные задачи, у него нет интереса к выполнению домашнего задания.

Нерешенная проблема плохой памяти у дошкольника будет расти как снежный ком и негативно скажется на учебе в будущем, так как качество памяти, остается главным критерием оценки знаний у детей в школе. Этот момент нельзя упустить, ведь развитие малыша, его успехи в повседневной и социальной жизни будут зависеть от предпринятых действий родителей.

Этапы формирования и виды памяти

Память человека работает как отражение нажитого опыта и состоит из 3 процессов:

  • запоминания информации;
  • сохранения в памяти;
  • воспроизведения.

Запоминание информации представляет собой появление и закрепление в коре мозга материала, который представлен в виде нервных импульсов, переходящих по клеткам друг к другу. В ходе этого процесса получаются связи между старыми и новыми путями. Появляется ассоциация – образование связи фактов и происходящих событий между объектами и явлениями в сознании, закрепляющиеся в памяти человека. Ассоциация необходима для развития психической зрелости человека и запоминания материала.

Сохранение информации происходит в виде энграммы. Это такой вид следа памяти или физическая привычка, в установлении которой участвуют клетки головного мозга. Энграмма сохраняется на протяжении всей жизни человека, но ее вспоминание — это тяжелый и трудоемкий процесс. Эта проблема легко решается благодаря тренировке памяти специальными упражнениями. Чем больше занятий, тем лучше растет связь между клетками нервов, они становятся устойчивыми и тогда легко извлекать энграммы из памяти.

Воспроизведение – это образование в сознании уже полученной информации, повторение выученных действий. Воспроизведение помогает лучше и без посторонней помощи вывести информацию. Но для этого понадобится многократное повторение материала.

Принято различать несколько видов памяти. В основе этих классификаций лежит 3 главных признака:

  1. Период сохранения информации. В этот признак входит кратковременная и долговременная память.
  2. Уровень регуляции памяти. Здесь память разделяют на произвольную и непроизвольную. Произвольная требует для запоминания затрат усилий человеком, непроизвольная получается сама по себе.
  3. Объект памяти. Сюда входят следующие разновидности памяти:
  • образно-наглядная – помогает запомнить внешность, звуки, цвета;
  • словесно – смысловая – помогает запомнить материал на слух;
  • эмоциональная – запоминает эмоции и чувства;
  • двигательная – запоминает движение и действия.

Особенности развития памяти у детей

Внимание и память детей зависит от ряда факторов. Сюда входит возраст, чем больше лет, тем легче ему запоминать информацию. Это происходит благодаря развитию памяти вместе с ростом и в совершенствовании способов ее применения. У детей постарше, получается, запоминать информацию без особого труда, опираясь на естественные способности.

Ребята от 12 лет и взрослые при запоминании используют специальные приемы, которые помогают найти связь между новым материалом и пережитым опытом, находят ассоциации и сопоставляют факты. Эти способы облегчают закрепление информации и помогают легче ее вспомнить.

Полученные знания также влияют на качество памяти. Чем выше уровень интеллектуальных способностей, навыков к размышлению, тем легче и больше он может запомнить. Улучшить и развить память школьник может самостоятельно в ходе взросления, повышая интеллектуальные способности и кругозор.

Почему появляется невнимательность и у ребенка плохая память:

  • Отсутствует интерес и умение правильно использовать способности к запоминанию. Развитие этих навыков тяжелый процесс. Начинать тренировку нужно с раннего детства, с возрастом меняя тактику и упражнения.
  • Психические или физические заболевания. У ребенка плохая память может проявиться вследствие перенесенного стресса, недосыпания, постоянного умственного напряжения. Это в дальнейшем приведет к рассеянности и забывчивости.
  • Неправильное питание, недостаточность кислорода. Отсутствуют регулярные прогулки и правильное питание, что негативно сказывается на памяти и нормальном функционировании мозга.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 3–6 лет

В 5–6 лет происходит быстрое развитие внимания. Ребенок хорошо и быстро запоминает интересную ему информацию, небольшие стишки. Пытается самостоятельно поставить перед собой цель и хочет ее достичь. Чадо следует всегда поддерживать в начинаниях и при необходимости ему помогать, делать с ним домашнее задание или играть в развивающие игры.

Этот возраст лучше подходит для развития тактильной памяти и изучения иностранного языка. Улучшить память помогут специальные упражнения для запоминания.

«Игра в ассоциации»

Предложите ребенку поиграть в интересную игру – слова, которая ему обязательно понравится и поможет улучшить внимание. Для этого придумывается 10 слов пар, одинаковых по смыслу и медленно повторяются ребенку, чтобы он запомнил. Затем произносите первое слово, а ребенок должен назвать вторую пару и так со всеми словами. Например, озеро – лягушка, дача – огород, море – ракушка.

«Поход на рынок»

Поиграйте с ребенком в игру, в которой ему нужно «пойти» на рынок за продуктами. Составьте ему список из 10 продуктов, которые он там купит. Продавцом побудет один из родителей, который и проверит, как правильно запомнил продукты ребенок.

«Что это?»

Это игра на развитие тактильной памяти. Завязываем ребенку глаза и кладем ему в ручку небольшие предметы. Малыш должен отгадать, что это за предмет, не развязывая глаза. После нескольких минут отгадывания просим повторить предметы, которые он потрогал в первоначальном порядке.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 6–10 лет

Возраст 6–10 лет характеризуется развитием непроизвольного внимания, в школе происходит первое испытание памяти и внимательности. Кругозор продолжает расти, вместе с ним расширяются интеллектуальные способности. Если у ребенка страдает внимание или не получается выполнение домашнего задания, не нужно его ругать или делать замечания, лучше выяснить причину неудач и постараться совместными усилиями их исправить.

Выполнять упражнения нужно в веселой дружной компании, ни в коем случае не заставлять делать их насильно. Это не принесет никакой пользы, только оттолкнет от занятий.

«Зоопарк»

Игра проводится в компании детей. Один ребенок начинает другие продолжают. Игра начинается с фразы «Сегодня были в зоопарке, видели там льва» и так далее по порядку каждый другой ребенок повторяет названных животных и добавляет свое. Игра длится до первой ошибки.

«Запоминаем и рисуем»

Для этого упражнения понадобится пустой лист бумаги, ручка и несложная интересная картинка. Показываем ребенку картинку, в течение нескольких минут он должен внимательно на нее посмотреть и запомнить то, что там нарисовано. Затем просим нарисовать на листке то, чего не было на рисунке. К примеру, на картинке нарисован дом без окон, значит, ребенку надо нарисовать окно.

«И я»

В этом упражнении нужно проявить фантазию не только ребенку, но и родителям. Придумываем историю и на паузе делаем условный знак, хлопок или стук. В этом месте ребенок должен произнести фразу «и я», но лишь в том случае, когда это действие способен выполнить человек. Например:

— Мальчик Паша пошел в гости к бабушке.

-И я.

-По пути он нашел кошку и взял ее с собой.

-И я.

— Кошка обрадовалась и замурчала (ребенок должен промолчать).

«Самый наблюдательный»

Это упражнение помогает улучшить память и внимание. Упражнение интереснее проводить с большим количеством детей. Они должны друг за другом назвать предмет, сочетающий в себе конкретный признак, например, дети называют только квадратные предметы или только красные. Тот, кто ошибается или повторяется, выбывает из игры.

«Веселая прогулка»

Игра помогает улучшить память, внимательность и воображение. Для этого понадобится тетрадь или альбом, фломастеры. После прогулки с ребенком предложите ему нарисовать все, что он видел на улице. Если ребенок что-то забыл можно ему немного помочь, задавая наводящие вопросы.

Развитие памяти в 10–12 лет

В 12 лет происходит наивысший этап развития логики и памяти у детей. Родителям следует продолжать занятия, дальше развивая внимание и интеллектуальные способности своих отпрысков. Острый вопрос как научить ребенка пересказывать в возрасте 8–12 лет можно устранить простым, но очень эффективным способом – читать больше книг. Ребенок должен меньше времени проводить за компьютером и телевизором, больше читать, играть с друзьями, рисовать.

Улучшить и развить память поможет занятие спортом. Освоение новых навыков натренирует и улучшит память намного эффективнее. Вид спорта должен нравиться ребенку, если нет желания заниматься, попробуйте отдать его в музыкальную школу.

Хорошей привычкой считается заучивание наизусть стихов или прозы. Ребенок должен периодически выучивать новые стихи и рассказывать их родителям. Есть много развивающих игр, которые помогут улучшить внимание и словарный запас, это «Судоку», «Эрудит», «Монополия». Главное для родителей это найти общий язык со своими детьми, делать с ними домашнее задание, регулярно выполнять занятия в виде игры и проблема запоминания сама сойдет на нет.

yourspeech.ru

Как тренировать память у детей

Сегодня школьная программа требует запоминания учениками огромного количества информации. И многим детям это дается с трудом. Но, тем не менее, возможности нашей памяти безграничны, только их надо развивать с раннего детства. Ведь ученые констатируют, что потенциал этого психического процесса мы используем только на 10%. Итак, узнаем, как же правильно тренировать память девочек и мальчиков.

Наукой доказано: память детей более гибкая, нежели взрослых. В школьном возрасте ребенку проще выучить стихотворение, чем это сделать в 30 лет. Конечно, тренировать этот психический процесс можно и в 20, и в 40 лет, но в дошкольном и школьном возрасте результаты будут более эффективными. Стоит применять такие несложные упражнения:

  1. «Фотография». Мы быстрее запоминаем то, что есть у нас перед глазами. Поэтому для развития памяти стоит играть с малышом в простую игру с «фотографированием» предметов. Для этого надо разложить сначала 4-5 вещей или игрушек на столе. Дать ребенку 20 секунд на запоминание. Пусть обернется и назовет их. Далее можно усложнить фотографирование добавлением предметов или их заменой, сменой места расположения.
  2. Повторение. Оно всегда было и есть матерью учения. Но даже повторять, например, стихотворение, надо правильно. Рекомендуется сначала прочитать его вслух 3-4 раза. Затем попробовать воспроизвести сразу после прочтения. Повторить попытку. Далее надо переключиться на другое занятие и вернуться к повторению через 30 минут, затем через 8 часов. Психологи советуют учить стихи вечером, воспроизводить утром. Такая рекомендации базируется на том, что наша память делится на кратковременную и долговременную. Первая — это повторение только что услышанного. А вот вторая как раз и развивается, когда информацию повторять регулярно. Тогда она «переселяется» в долговременную память.
  3. Читайте также
  4. Зевайте! Зевание — это снабжение мозга кислородом, причем энергичное. Поэтому оно улучшает способность концентрироваться. Рекомендуется во время зевания помассировать нижнюю челюсть, стимулируя работу активных точек, отвечающих за снабжение мозга кислородом.
  5. Жуйте! Ученые Великобритании установили, что учебный материал запоминается на 35% лучше с жевательной резинкой во рту. А причина в том, что продолжительное жевание — это стимуляция выработки инсулина. Он улучшает усвоение глюкозы мозгом и процесс запоминания. Конечно же, обратная сторона медали — это польза жвачки для зубов. Но ее можно заменить сухофруктами, например, высушенными яблоками.
  6. Работа пальцев. Развитие мелкой моторики активизирует работу головного мозга. Поэтому можно предложить в процессе запоминания барабанить пальчиками по столу, разжимать и сжимать кулачки, нажимать ладонями на твердую поверхность.
  7. Театр дома. Рекомендуется по выходным попробовать организовать постановку небольших пьес, сценок или декламацию стихов детьми перед семейным ужином или обедом. Детям нравится проявлять свои актерские способности.
  8. Все наоборот. Психологи советуют один раз в неделю семьей делать все нестандартно. Например, чистить зубы левой руки, кушать, держа вилку в этой руке. Писать тоже надо «не той» рукой. Такие действия помогут активизировать полушарие мозга, которое ежедневно загружается меньше. Это тоже поможет развивать детскую память.
  9. Питание. Есть продукты, улучшающие память. Среди них злаки, овощи, рыба, растительное масло, морепродукты. Небольшое количество шоколада способно «подстегнуть» мозг. Для памяти важен йод, содержащийся в морепродуктах.
  10. Нюхайте. Ароматерапия — хороший способ стимуляции памяти. Помогают ее улучшить розмариновое, мятное, лимонное масла. Поэтому не лишней будет аромалампа в комнате вашего ребенка.

Для развития памяти ребенка стоит чаще повторять ему, что выучить и знать можно многое. Приводите конкретные примеры о детях-вундеркиндах, людях, знающих много языков. Тренируйте память с сыном или дочерью. Вместе запоминать веселее!

mirmam.info

Как тренировать память ребенка? 10 советов

 

Наверное, не стоит говорить о том, как это важно для ребенка иметь хорошую память, потому как это и так понятно каждому родителю. Память, как и мышцы можно и нужно тренировать, и начинать это делать лучше всего уже с ранних лет. Ребенку с хорошей памятью в будущем будет не только легко даваться учеба, но и этот навык будет помогать ему в его карьере. Так что же нужно делать, чтобы развивать и укреплять память у ребенка?

  1. Пересказ. Отличным способом для развития не только памяти, но и воображения является умение пересказывать. Просить ребенка пересказывать можно не только прочитанные сказки, но и просмотренные мультфильмы. 

  2. Вопросы. Будет очень полезно иногда задавать ребенку вопросы. Они должны быть такими, чтобы отвечая на них, он напрягал свою память. Поначалу можно задавать довольно простые вопросы, например, в какой цвет покрашены стульчики в детском саду или какое блюдо они ели в обед. Постепенно можно переходить к сложным. 

  3. Стихи. Очень хорошей тренировкой для памяти будет разучивание стихотворений, желательно каждый день по одному. Сначала они могут состоять из двух строк, а когда малыш станет старше можно учить с ним более длинные стихотворения, поделив их на несколько частей. 

  4. Рисование. Очень полезный метод не только для развития навыков рисования, но и развития визуальной памяти используют педагоги во многих художественных школах – это рисование по памяти. Для этого ребенку дается какой-нибудь предмет в руки для того чтобы он его рассмотрел со всех сторон, а потом нарисовал как смог по памяти. 

  5. Изучение новых слов. Также очень полезно расширять лексический запас ребенка, как можно чаще знакомя его с новыми словами. Это могут быть названия предметов, описания чувств и эмоций, синонимы и антонимы. Это будет способствовать не только развитию памяти и словарного запаса, но и развитию речи, что тоже является не маловажным навыком в современном мире. 

  6. Визуализация образов. Для тренировки памяти особенно визуальной можно использовать еще один метод. Для этого нужно попросить ребенка вспомнить и описать какой-нибудь предмет, а именно цвет, размеры, форму, что было рядом или что на нем лежало. После рассказа ребенка нужно показать ему этот предмет и просить его найти отличия между его описанием и оригиналом. 

  7. Игры на внимательность. Существует множество таких игр и их можно найти как в специальных книжных пособиях, так и в открытом доступе в интернете. Смысл самой простой из них заключается в том, чтобы показать ребенку несколько предметов и попросить их запомнить. После этого попросить его отвернуться и спрятать какой-нибудь из этих предметов. Затем он должен назвать тот предмет, который был спрятан. 

  8. Рисование своих мыслей и образов. Наверное, любому любящему родителю было бы интересно, какие мысли и образы возникают в голове у их малыша. Чтобы это узнать нужно просто попросить ребенка нарисовать на бумаге то, о чем или о ком он думает. Кроме рисунка можно попросить его описать все это словами. Таким образом, можно тренировать не только память, но и воображение. 

  9. Сочинение своих сказок. Если ребенок уже знаком с некоторыми сказками, то для развития у него речи и памяти можно вместе с ним сочинять свои сказки истории и рассказы, которые являлись бы продолжением уже знакомых. А можно вместе с ним просто соединить истории героев двух или трёх сказок в одну и дать возможность ребенку пофантазировать. 

  10. Чтение. Наверное, это одно из главных и действенных видов деятельности для развития памяти и внимания. Если ребенок уже умеет читать, то нужно как можно чаще перед сном просить его почитать самостоятельно, тем самым как бы меняясь ролями с взрослым.

Елена, www.kraskizhizni.com

www.kraskizhizni.com

Как развить память у ребенка 8 лет

Познавательные способности по накоплению, сохранению и воспроизведению информации и навыков – это и есть память. Очень важно тренировать её с самого раннего детства. Даже без приложения особых усилий у ребенка с каждым годом улучшается эта способность. Это обуславливается тем, что в процессе взросления он учит важные и необходимые для него навыки: ползание, хождение, запоминание слов и т. д. Однако это не означает, что ему не нужно тренировать познавательные способности. В данной статье ответим на вопрос о том, как развить память у ребенка в 8 лет.

Виды познавательных способностей

Замечали ли вы, что каждый человек по-разному запоминает ту или иную информацию? Это связано с корой головного мозга и её отделами, которые при этом задействуются. Выделяют: двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую память. В то же время она может быть кратковременной, оперативной или долговременной. С другой стороны, способности к запоминанию также зависят от той или иной модальности – слуховой, зрительной, двигательной, тактильной.

Людям, обладающим наглядно-образным типом памяти, легче запомнить цвет, звуки, лица и любые другие наглядные образы. Словесно-логическое мышление основывается на базе языковых средств, анализе событий и ситуаций. Таким людям сложно запомнить информацию, которую они не понимают. Они привязывают её к определенным событиям и навыкам. Для того чтобы узнать, как развить память у ребенка 8 лет, нужно выяснить, какими видами познавательных способностей он обладает. Важно отметить, что любой из вышеописанных типов можно совершенствовать на протяжении всей жизни.

Какие познавательные способности необходимо совершенствовать

Существует мнение, что нужно улучшать тот тип памяти, который у ребенка слабо развит. Но данная теория не всегда находит свое подтверждение. Допустим, ребенок обладает словесно-логическим мышлением. Вся информация, которую он запоминает, поддается анализу. Есть ли необходимость в таком случае развивать образную память? В любом случае необходимо адаптировать ребенка под его мышление и развивать в этом направлении. Так, лучше всего тренировать слуховую, зрительную, двигательную и тактильную память. Для каждого из видов существует масса способов. Рассмотрим их подробнее.

Воспроизведение слуховых образов

Как развить память у ребенка 8 лет? Для начала необходимо проверить, насколько хорошо ребенок владеет этим навыком. Так, назовите подряд 10 слов, не связанных между собой. Например: стол, книжка, крокодил, чашка, телефон, майка, ковер, шкаф, чайник, тетрадь. Теперь попросите ребенка повторить их. Если больше половины слов названы – это отличный результат. Можно продолжить тренировку до тех пор, пока ребенок не будет повторять 8-9 слов.

Еще одно интересное упражнение – продолжение фразы. Вы говорите простую фразу: «мы зашли в магазин». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «мы зашли в магазин и купили банан». Теперь ваша очередь, вы повторяете то, что он сказал, и добавляете что-то от себя. Проиграет тот, кто ошибется и не сможет повторить.

Зрительная память

Зрительные образы – достаточно важная составляющая, без которой сложно обойтись в жизни. Для детей этот навык также является необходимым. Как развить память у ребенка 8 лет, делая уклон именно на зрительные образы? Для начала необходимо проверить способности. Для этого существуют специальные рисунки «найди отличия». Если ребенок отыщет меньше половины, значит, его зрительную память необходимо развивать.

Упражнений существует огромное множество. Конечно же, все они связаны с зрительными образами. Можно каждый день давать ребенку картинку. Пусть внимательно посмотрит на неё в течение 5 минут. Затем забирайте изображение, и пусть ребенок назовет то, что он запомнил, в мельчайших деталях. Вы удивитесь, но с каждым днем он будет становиться внимательнее и запоминать больше образов. Если у ребенка есть способности к рисованию, пусть изображает то, что он запомнил.

Двигательная память

Этой познавательной способности соответствуют трудовые навыки. Именно в восьмилетнем возрасте очень важно развивать у ребенка память и внимание. Как это сделать? В этом возрасте ребенку очень интересно посещать различные секции. Это и будет наилучшей тренировкой двигательной памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение двигательных операций помогут ребенку усовершенствовать свои навыки. Это может быть: плавание, танцы, волейбол, футбол и другие популярные виды спорта.

Тактильная память

Ощущения и прикосновения называют одним очень известным термином – моторика. Такая двигательная активность очень тесно связана с мыслительными процессами. Недаром для развития речи маленьким детям предлагают перебирать мелкие предметы. Как развить у ребенка память и внимание при помощи тактильных ощущений? Есть специальные упражнения. Например, на небольшие дощечки наклеивают самые разные материалы (бумагу, металл, ткань). Ребенку закрывают глаза и предлагают пощупать их. Он должен угадать, на какой из дощечек какой материал.

Еще одно замечательное упражнение: «пощупай меня». Закройте ребенку глаза и предложите потрогать любую фигурку. После этого заберите её, развяжите глаза и попросите нарисовать то, что он только что держал в руках. Данное упражнение развивает не только тактильную память, но и воображение.

Многих родителей интересует вопрос о том, как развивать память у ребенка от рождения. Именно тактильные познавательные способности помогут малышу в этом деле. В. А Сухомлинский утверждал, что «на кончиках пальцев находится ум ребенка». Так, при развитии мелкой моторики активизируются определенные отделы головного мозга, в том числе и те, которые отвечают за речь.

Развитие внимания

Данное качество характеризует процесс фильтрации поступающей информации. Ребенок, у которого хорошо развито внимание, способен выделять конкретные объекты и процессы и лучше запоминать их суть. Проблема многих школьников кроется не только в плохой памяти, но и в невнимательности. Эти два качества всегда должны развиваться одинаково.

Возьмем, к примеру, школьный предмет, который многие дети не особо любят – литературу. Учитель то и дело заставляет учить стихи, а ребенку так сложно их запомнить. Весь секрет кроется в том, что у школьника не только плохая память, но он также невнимателен. Для того чтобы легче запомнить произведение, стих или даже правило, его нужно понять. В свою очередь, необходимо выделить главный объект. Анализ произведения или стиха очень легко выполнить внимательным детям. Они быстро улавливают суть, и тогда заучить наизусть не составляет труда.

Упражнения на развитие внимания

Игры на развитие внимания и памяти у детей достаточно интересны и увлекательны. С их помощью можно не только улучшить навыки ребенка, но и хорошо провести время всей семьей.

Так, например, достаточно интересна такая игра. Для неё понадобятся карточки с рисунками (в крайнем случае можно обойтись обычными игральными, если ребенок с ними знаком). Итак, выберите 5 карт и разложите их в ряд. Пусть ребенок посмотрит и запомнит их. Теперь уберите их к остальным и попросите его разложить всё так же, как и было до этого. Такое упражнение тренирует память и внимание, ведь ребенку необходимо не только запомнить карты, но и сложить их в таком же порядке.

Как развить у ребенка память и внимание? Еще одна увлекательная и популярная игра – «Жук». Для этого необходимо нарисовать поле 6 х 6 клеточек. В одной из них нарисуйте маленького жука. Ваше задание – говорить, «куда ходит насекомое». Например: жук двигается на 2 клеточки вверх, потом одну влево и одну вниз.

Ребенок должен мысленно следить за перемещениями, не используя для этого палец или ручку. После 4-5 ходов спросите его о том, где теперь находится жучок. Такой тренажер для памяти отлично подходит детям с 5-6 лет. В эту игру можно играть и всей семьей. Один человек – ведущий, который говорит ходы, а остальные мысленно следят за перемещениями. Проигрывает тот, кто первый сбился.

Секреты хорошей памяти

Как улучшить память ребенка? Обзор способов, описанных выше, может быть полезен при ежедневных тренировках, но что если что-либо нужно запомнить срочно? Есть свои хитрости и секреты.

Задумывались ли вы, почему одни дети буквально схватывают на лету информацию, а другие, в свою очередь, не могут запомнить даже одно предложение? Всё дело в том, что у большинства деток в возрасте 8 лет преобладает образная и эмоциональная память. “Что делать и как развить память у ребенка в таком случае?” – спросите вы. Ответ лежит на поверхности. Попробуйте заинтересовать ребенка. В информации, которую нужно выучить, пусть он находит что-то интересное для себя. Конечно же, в первую очередь необходимо поинтересоваться, всё ли понятно ему из того, что требуется выучить. Согласитесь, сложно запомнить то, чему нет логического объяснения.

Задали выучить стих про птиц? Не проблема. Сядьте с ребенком перед компьютером и откройте интернет. Покажите и расскажите ему об этих птицах. Затем начинайте учить стих. Прочитали первую строку? Отлично, пусть ребенок её сам озвучит и, закрыв глаза, представит перед собой. Затем вторую, третью и т. д. Зрительные образы, возникающие в его голове, закрепят те строчки, которые он читал, и выучить будет гораздо легче.

fb.ru

Как тренировать память у ребенка

Каждая мама понимает, что с малышом надо заниматься и развивать его. А в особенности, нужно тренировать память у ребенка и уделить особое внимание ее развитию.

Социологами доказано, что люди, которые имеют способности к быстрому и точному запоминанию, быстрее добиваются успеха. И это не мудрено, ведь хорошая память в будущем поможет вашему ребенку добиться успехов в детском саду, школе и институте.

Итак, дорогие мамочки, ниже представлены замечательные способы, помогающие развитию и тренировке способности к легкому запоминанию вашего малыша.

Как тренировать память у ребенка:

Стихи. Обязательно нужно читать ребенку стихи, а когда малыш подрастет, то их следует учить вместе. Например, вы учите первую строчку, а малыш вторую. Сделайте это в игровой манере, и ребенок будет в восторге! Особенно интересно и полезно, делать это лежа на полу лицом вверх.

Игра в шпионов. Превратите прогулку на улицу в выслеживание тайных агентов, которые могут прятаться повсюду. Обращайте внимание ребенка на мелкие детали: мужчина в красной куртке вышел из подъезда, на первом этаже кошка сидит на подоконники и другие. Придя домой, попросите пересказать то, на что вы обращали внимание на протяжении прогулки.

Игра «Что спряталось?». Разложите на столе несколько занимательных предметов, попросите ребенка запомнить их, а затем отвернуться. Быстренько уберите один предмет. После этого попросите малыша назвать спрятанную вещь. Если это будет у него достаточно быстро получаться, то можно увеличить количество спрятанных вещей. Ваш ребенок будет очень рад играть в такие прятки. В такую же игру можно играть не с предметами, а с картинками.

Игра «Я тебе дарю…». Проходит в форме диалога, вы говорите малышу: «Я дарю тебе мячик», а он должен ответить: «Ты мне даришь мячик». Предметы всегда называйте разные.

Чтение и пересказ. Если ваш ребенок уже говорит и вполне сносно читает, то можете попросить его прочитать вам небольшой рассказ. А затем сделайте вид, что забыли, о чем он был, и попросите малыша рассказать своей забывчивой мамочке сюжет прочитанного рассказа.

Танцы. Вы удивитесь, но любая активность и физические упражнения способствуют развитию памяти. В особенности, если ребенок занимается танцами с преподавателем. Ведь там нужно разучивать движения и запоминать их. А дома вы можете просто включить ритмичную музыку и подвигать попой вместе с малышом соблюдая определенную последовательность движений (как на любимой всеми детьми турецкой дискотеке)

Пальчиковые игры. Их существует огромное множество, они увлекательны и полезны для тренировки памяти.

Запахи. Некоторые аромамасла тоже стимулируют память. К ним можно отнести лимонное масло, розмариновое и мятное. В магазинах можно найти специальную аромалампу, и иногда включать ее в течение дня.

Не будьте слишком настойчивы: если ребенку какая-то игра не нравится, то не настаивайте, а просто предложите другую.

Надеемся, наши советы помогут вам тренировать память у ребенка и отвлекут от компьютера.

Удачи вам!

Сохраните полезный совет:

s-kak.ru

Как тренировать память ребенка?

За последние годы, когда на школьников обрушилась целая лавина информации, которую необходимо осмыслить, запомнить и применить в своей учебной деятельности, возникла необходимость в развитии памяти ребенка. Имея хорошую память, учащийся будет успешнее усваивать программу.

Психологи считают, что память человека используется не более чем на десять процентов, поэтому ее можно значительно улучшить. Память, как и мышцы, необходимо постоянно тренировать.

Различают три вида памяти: слуховая, зрительная и двигательная (моторная). Кроме того, можно выделить и такие типы памяти, как образная, тактильная (осязательная), логическая и другие. У каждого человека доминирует один-два вида памяти. Для того, чтобы учебный материал усваивался ребенком легко и доступно, необходимо задействовать одновременно несколько видов памяти. Например, зрительную и двигательную. Следовательно, их необходимо постоянно развивать. Считается, что 80% всей информации запоминается с помощью слуховой и зрительной памяти.

Кроме того, память бывает кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная.

Подмечено, что хорошо учатся те дети, кому учебный материал дается легко. Успех всегда окрыляет, и, если ребенок его пережил, у него появляется желание трудиться. А успех в большой степени зависит от памяти. Детская память податлива. Она легко поддается тренировке и развитию. Она, как губка, впитывает все, что ребенку интересно. А интересно ему все, чего он еще не знает. Поэтому у родителей огромная возможность знакомить свое чадо с окружающим миром и попутно развивать у него память.
Малышу исполнилось только полгода, а мудрые родители начинают его знакомить с отдельными словами. Сначала они учат различать его игрушки: «Это – зайка, это – мишка, а это – Чебурашка». Затем наступит черед знакомства с мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Немного позже малыш узнает, где у его любимого мишки носик, ротик, а где – глазик. Любящая мама обязательно озвучит каждый предмет, к которому она прикасается, и каждый поступок, который она совершает: «Кушай, Даня, кашку!», «а теперь помоем Дане ручки», «молодец, Данечка». Мама поцелует сына в щечку и нежно погладит по головке.

Малыш растет, познавая каждый день что-то новое и запоминая его. Перед ним день за днем открывается новый мир со всеми его радостями и неприятностями.

Педагоги считают, что большая доля информации, с которой человек встречается на протяжении всей своей жизни, приходится на первые годы его жизни. Поэтому именно в это время родителям необходимо постоянно знакомить ребенка со всем новым, которое встречается на его жизненном пути, и терпеливо объясняя ему все незнакомое и непонятное.

Вы вышли из квартиры, опускаетесь по ступенькам вниз. Малыши с огромным удовольствием будут считать ступеньки, непроизвольно запоминая при этом цифры и развивая слуховую память. Вы дошли до магазина, и наступил удобный случай запомнить некоторые буквы на вывеске магазина. Сегодня вы прочитаете буквы, завтра малыш их уже будет помнить, а через три дня он запомнит все слово.

Гуляя в сквере, вы назовете все деревья, которые там растут, и ему надо их запомнить. Увидите памятник – обязательно объясните, кому он поставлен и за какие заслуги. Расскажите все, что знаете об этом человеке. Вы идете по улице, начал накрапывать дождик. Расскажите малышу, почему бывает дождь, снег и гололед, почему дует ветер, почему днем светло, а ночью – темно. Ему будет очень интересно все это услышать и запомнить.

Вы зашли с ребенком в продуктовый магазин. Вспомните вместе с ним, какие продукты вам необходимо купить. Прочитайте вместе, сколько стоит каждый из них. Можно попытаться подсчитать примерную стоимость всей покупки.

Для развития всех типов памяти, а вместе с ними и мышления с воображением, с малышами надо как можно больше разговаривать, расспрашивать их: чем занимались в садике, в какие игры играли, с кем дружили, что кушали. Необходимо учить с ними стихотворения, рассматривать рисунки в книжке и обсуждать их, учить буквы и цифры с помощью рисунков. С малышом надо разговаривать обо всем, какого цвета у него штанишки, какую форму имеет печенье, кто выше – мама или папа, и какой на вкус чай.

Развитие моторики пальцев рук способствует активизации работы головного мозга, и, следовательно, улучшает запоминание. Поэтому детям всех возрастов необходимо как можно больше работать пальчиками: шить, вязать, вышивать для своей любимой куклы, лепить простенькие фигурки, вырезать, рисовать, клеить аппликации. Или хотя бы постукивать пальцами по столу или сжимать пальцы в кулачок.

Положительно влияют на моторику пальцев многие развивающие игры: складывание сказочных рисунков с помощью пазлов, домиков из кубиков, игры в песке и многие другие.

Современные психологи могут предложить множество разнообразных способов, с помощью которых можно развивать различные типы памяти, как дошкольников, так и учащихся.

Например, для развития зрительной памяти можно воспользоваться такими упражнениями. Написать на десяти карточках различные слова, абсолютно не связанные друг с другом, по одному слову на каждой. Например. Сорока, волчок, каша, зайчик, мама, дерево, карандаш, сапог, рукавичка, кровать.

Дать возможность ребенку прочитать про себя эти слова в течение тридцати секунд. Затем карточки прикрыть и попросить его назвать по памяти все запомнившиеся слова. Если ребенок сумеет назвать больше половины слов, можно считать, что кратковременная память у него хорошая. Если повторить слова еще раз и попросить его назвать эти же слова через час, то верно названные семь слов из предложенных десяти говорят о хорошей долговременной памяти ребенка. Регулярные выполнения таких упражнений помогут значительно улучшить зрительную память.

Если проделать такого вида упражнения, но вместо чтения слов ребенком кто-то из взрослых вслух читает написанные слова, а ребенок называет те слова, которые запомнил, можно развить слуховую память. А, если показать карточки с рисунками, а ребенок затем называет изображения на рисунках по памяти, можно развить образную память. Для развития двигательной памяти ребенку необходимо предложенные слова записывать, а затем назвать запомнившиеся слова по памяти, не подглядывая в записи.
Полезно развивать одновременно несколько видов памяти. Например, писать и проговаривать вслух написанное.
Тактильную (осязательную) память можно улучшить, ощупывая различные предметы и называя вслух слова, обозначающие их.

Для лучшего запоминания учебного материала учащимися необходимо систематически повторять изученный материал. Известно, что повторение эффективно через двадцать минут после изучения, через 8-9 часов и через сутки. Регулярные повторения помогают развивать долговременную память.

Психологами замечено, что намного быстрее запоминается понятный и осмысленный учебный материал. Такому запоминанию способствует пересказы изученного материала. Само собой понятно, что можно несколько раз прочитать что-то, ничего не понять и ничего не запомнить. Но нельзя не запомнить то, что тебе понятно и ты сумел его пересказать своими словами.

Известно, что лучше запоминается все интересное, яркое, вызывающее непроизвольный интерес у детей. Поэтому для эффективного запоминания изучаемого материала очень полезны рисунки, иллюстрации, схемы, таблицы, опорные сигналы, придумывание примеров на выученное правило, составление планов и конспектов к изучаемой теме.

Для хорошего запоминания стран ученики на уроках географии заполняют контурные карты. Чтобы усвоить определенное правило по математике, физике или химии учащиеся решают на этих уроках множество примеров и задач, выполняют чертежи к задачам, рисуют схемы. На уроках физики и химии для лучшего восприятия и запоминания материала проводятся различные опыты, лабораторные работы. Все это помогает развитию памяти и мышления учащихся.

Замечено, что легче запоминаются песни, стихи, шутки. Поэтому на занятиях в садике и во время проведения уроков в школе целесообразно применять игровые моменты с использованием элементов занимательного и интересного материала, развивая этим познавательный интерес, а, следовательно, и память, и мышление.

Психологи советуют для улучшения памяти активизировать работу того полушария головного мозга, которое меньше загружено. Для этого можно выполнять определенную работу другой рукой. Например, попытаться правше писать, пользоваться ложкой или расческой не правой, а левой рукой.

Способствуют развитию памяти и внимания разгадывание загадок, в которых необходимо найти 5 различий на двух рисунках, угадать, какая фигурка на одной из картинок лишняя и др.

Можно самим придумать способ лучшего запоминания чего-то, например, с помощью «мнемонического» правила. К примеру, такого правила, с помощью которого преподаватели физики предлагают запоминать порядок расположения цветов в радуге: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Или, чтобы запомнить цифры числа «пи», которое равно 3, 1415926…, достаточно запомнить такие слова: «Нужно только постараться и запомнить все, как есть: 3, 14, 15, 92 и 6».

Состояние памяти во многом зависит от питания. Изнурительные диеты память снижают. Некоторые же продукты, например, рыба, растительное масло, овощи, шоколад, поливитамины улучшают ее. Сладкое, кроме шоколада, не благоприятно влияет на память.
Благотворно оказывается на улучшение памяти ароматы некоторых масел: мятного, лимонного, розмаринового. Капнуть каплю масла в аромалампу, зажечь ее и дышать ароматом испарений.

Улучшению памяти способствуют некоторые физические упражнения. Например, движения глазного зрачка в стороны на протяжении тридцати секунд. Или зевок с одновременным массажем нижней челюсти. Такие упражнения дают возможность более интенсивно снабжать головной мозг кислородом, а это сказывается на более быстром запоминании информации.

Психологи так же утверждают, что жевание жевательной резинки значительно улучшают память (на 35%). С возрастом память развивается.

Помогает развитию памяти ребенка постоянное хорошее настроение. Улыбайтесь чаще, говорите своим чадам комплименты и приятные слова. Научите своего ребенка простым приемам расслабления – глубоко вдохнуть, задержать дыхание и быстро выдохнуть или неглубоко вдохнуть, задержать дыхание, медленно выдохнуть.

Автор статьи: Зверхановская Елена Владимировна

Статья подготовлена специально для сайта mama12.ru. При копировании статьи ссылка на сайт mama12.ru обязательна.

Рекомендовано для Вас:

mama12.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *