Познавательное

К побудительно оценочным методам воспитания относятся – Технологии и методы специального образования

testy_OSPP_TIPOGR

Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте

3-5 лет;

○ 3-10 лет;

○ 10-13 лет;

○ 5-7 лет.

Билингвистический подход при обучении неслышащих означает…

○ использование дактильной и жестовой речи

○ систему чтения с губ

○ использование устной и дактильной речи

использование языка в устной, письменной, тактильной форме и языка в жестовой форме

В группу побудительно – оценочных методов воспитания детей в специальных школах входит…

педагогическое требование

□ воспитывающие ситуации

□ игры

поощрение

наказание

В группу побудительно-оценочных методов воспитания детей в специальных школах входят …

В настоящее время под понятием «общее психическое недоразвитие» понимается…

1) аутизм

2) дизартрия

3) олигофрения

4) детский церебральный паралич

В основе поврежденного развития лежат процессы…

○ врожденной умственной отсталости

органической деменции

○ дефицитарности анализаторных систем

○ асинхронии развития

В основе психологического недоразвития лежат механизмы…

1) асинхронии развития

2) искаженного развития

3) тотальной ретардации

4) парциальной ретардации

В основные параметры нарушений зрения входят …

нарушение остроты зрения

□ дальнозоркость

□ близорукость

нарушение полей зрения

В отечественной специальной педагогике и психологии выделяют следующие формы организации специального обучения:

□ факультативную

индивидуальную

классно-урочную

□ внеурочную

индивидуально-групповую

В процессе обучения дети с ограниченными возможностями здоровья могут осваивать следующие уровни образования:

программы элементарной общеобразовательной подготовки

программы общего среднего образования

□ программы обязательного высшего образования

программы средового и социального адаптирования

□ программы обязательного среднего и специального образования

В результате школьной дезадаптации возникают проблемы, не включающие

○ асоциальное поведение;

○ педагогическую запущенность;

сенсорную депривацию;

○ хроническую неуспеваемость

В содержание общеобразовательных предметов вносятся следующие изменения, позволяющие корректировать недостатки, характерные для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, такие как то…

учет степени выраженности ядерного нарушения

введение пропедевтических разделов, позволяющие восполнить недостающие знания и представления об окружающем

□ введение специфики содержания на период обучения в старших классах, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены

□ введение специфики содержания только на период начального обучения, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены

включение специфических учебных предметов, не представленных в содержании общего образования

В специальной психологии выделяют следующие принципы проведения исследований

□ двойной диссоциации

комплексности

качественного анализа

□ педагогического оптимизма

В специальной школе III вида обучаются дети…

В специальной школе VIII вида обучаются дети …

○ слабослышащие

○ с тяжелыми нарушениями речи

с интеллектуальным недоразвитием

○ слабовидящие

В специальном образовании используются следующие грумы методов воспитания:

□ гностические

информационные

□ эвристические

практически-действенные

побудительно-оценочные

В учебный процесс в школе для слабослышащих включается:

специальные занятия по технике речи;

□ специальные занятия по пространной ориентировке;

□ специальные занятия по развитию зрительного восприятия;

работа по развитию навыков чтения с губ

В школе III вида обучаются:

незрячие

○ глухие

○ дети с интеллектуальной недостаточностью

○ дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является …

○ учебная деятельность;

○ межличностное общение;

игра;

○ непосредственно-эмоциональное общение

Возникновение специальной психологии как науки относится…

к 20-м гг. XX века

○ к 60-м гг. XIX века

○ к концу XV века

○ к середине XVIII века

Воспитание ребенка с сенсорным дефектом опирается на _____ компенсацию

○ непрямую

органическую

○ первичную

○ прямую

Восстановление физических и умственных способностей детей раннего возраста называется…

1) адаптация

2) компенсация

3) коррекция

4) абилитация

Врожденная слепота бывает следствием…

1) осложнений после общих заболеваний организма

2) заболеваний центральной нервной системы

3) травматических повреждений глаз

4) повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития

Выделяют основные группы детей со сложными нарушениями:

дети со множественными нарушениями

слепоглухонемые дети

□ дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать атипию развития

□ дети с тяжелой умственной отсталостью

Выделяют следующие варианты общего недоразвития речи

□ сложный: у ребенка практически отсутствует речь;

□ комбинированный: ОНР комбинируется с умственной отсталостью;

осложненный: ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатических нарушений;

неосложненный: признаки ОНР не сопровождаются дополнительной паталогической симптоматикой.

Выделяют следующие виды дефицитарного развития:

1) раннее дефицитарное развитие

2) грубое дефицитарное развитие

3) позднее дефицитарное развитие

4) неосложненное дефицитарное развитие

Выделяют следующие формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих детей…

□ отсутствие нарушений звукопроизношения

замены одних звуков другими

смешанные формы нарушений произношения при моторной и сенсорной недостаточности

□ смазанность артикуляции, обусловленную парезами речевой мускулатуры

Выделяют следующие(ую) клинические(ую) форму(ы) детского церебрального паралича…

□ гипомнезическую форму

□ гипермнезическую форму

двойную гемиплегию

спастическую диплегию

Выраженность вторичных и третичных дефектов при нарушениях зрения зависит от…

отношения ребенка к своему дефекту

времени утраты зрения

□ особенностей семейного воспитания

□ клинической формы нарушения зрения

Госпитализм является следствием…

1) генетических отклонений

2) отрыва ребенка от матери

3) вирусного заболевания

4) неправильного воспитания

Дезадаптация свидетельствует о…

  • нарушении взаимодействия между личностью и ее социальным окружением

  • недостаточной удовлетворенности организма в каких-либо потребностях

  • интенсивности повреждения

  • нарушении поведения

Дети дошкольного возраста с ЗПР составляют…

○ 40% от детской популяции

○ 12,5% от детской популяции

25% от детской популяции

○ 2% от детской популяции

Детский церебральный паралич – это …

○ травматическое повреждение конечностей

○ врожденная деформация стоп

○ атрофия зрительного нерва

заболевание центральной нервной системы

Дефект является …

○ недостатком в социальном поведении;

физическим и психическим недостатком;

○ только психическим недостатком;

○ только физическим недостатком

Дизонтогенез при раннем детском аутизме обусловлен _____ развитием.

○ поврежденным

○ задержанным

искаженным

○ дисгармоническим

Для детей с легкой степенью умственной отсталости характерна…

○ неспособность к труду

○ плохая механическая память

способность к обучению

○ потребность в постоянном надзоре

Для игры детей с синдромом раннего детского аутизма типично…

  • наличие ролевых действий и ролевой беседы

  • самостоятельное придумывание сюжета

  • проявление творчества в подготовке атрибутов в игре

  • однообразие, бессмысленное повторение одних и тех же действий

Для предупреждения ОНР важны …

ранняя диагностика отклонений в речевом развитии;

□ развитие тонкой моторики пальцев рук;

ранняя логопедическая работа;

□ способность к звуковому анализу и синтезу

Для проявлений раннего детского аутизма характерно …

○ расстройство пищеварения

отсутствие прямого зрительного контакта «глаза в глаза»

○ нарушение цветоощущения

○ снижение слуха

Для раннего довербального периода речевого развития ребенка характерны…

□ способность к звуковому анализу и синтезу

□ простая форма

гуление

лепет

Для резидуально-органического поражения головного мозга свойственны…

○ тяжелые расстройства сна и аппетита;

○ нарушение памяти и интеллектуальных возможностей;

○ кататонические процессы;

сумеречные помрачения сознания.

Для суждения о наличии аутизма наиболее значим следующий показатель:

  • контактность ребенка

  • понимание словесной просьбы

  • наличие познавательных интересов

  • уровень речевого развития

Дрожание пальцев рук и языка при детском церебральном параличе называется …

○ спастичностью

○ параличом

○ астигматизмом

тремором

Задачей коррекционных – компенсаторных мероприятий является…

○ исправление первичных отклонений в развитии

○ возмещение недостатков психофизического развития

воздействие на весь комплекс вторичных отклонений

○ активизацию высших психических функций организма

Задачей специальной педагогики является …

○ прогнозирование рождения ребенка с отклонениями в развитии;

○ подготовка правовых документов по социальной защите детей-инвалидов;

○ медицинское сопровождение человека с особыми потребностями;

разработка программ образования лиц с ограниченными возможностями

Задачей специальной педагогики является …

○ определение методики медицинского обследования дефектов

○ разработка методов лечения отклонений в развитии

изучение и осуществление процессов социальной реабилитации

○ интеграция государственного и благотворительного финансирования специального образования

Задачей специальной педагогики является …

○ выявление закономерностей психического развития аномального ребенка

изучение и осуществление интеграции лиц с ограниченными возможностями

○ экономическое обеспечение включения человека с ограниченными возможностями в общество

○ составление медицинских реабилитационных программ

Задачей специальной педагогики является…

○ изучение психологических проблем интеграции

○ медицинское сопровождение человека с особыми потребностями

○ обеспечение вариативности финансирования специального образования

выявление закономерностей специального образования

Задачей специальной педагогики является…

1) изучение существующих систем образования лиц с ограниченными возможностями

2) разработка психологических диагностических методик

3) установление биологических причин отклонения в развитии

4) определение способов финансирования системы специального образования

Задачей специальной педагогики является…

  • разработка принципов специального образования

  • изучение психологических проблем интегрированного обучения

  • выявление влияния патогенных факторов на нарушения в развития

  • контроль за соблюдением прав лиц с ограниченными возможностями

Заикание характеризуется…

1) затруднениями коммуникации

2) несформированностью лексического запаса

3) судорогами речевого аппарата

4) специфическими ошибками на письме

Закон компенсации гласит: «Минус дефекта превращается в ______»

1) минус коррекции

2) плюс коррекции

3) плюс вторичного дефекта

4) плюс компенсации

Здоровье можно определить как

○ самоощущение благополучия

○ отсутствие болезней

○ ощущение физического и психологического комфорта

состояние полного физического, душевного, социального благополучия

Значительная компенсация утраченной зрительной функции у слепого ребенка достигается в результате специальных педагогических воздействий по развитию …

○ памяти

○ воображения

○ эмоций

осязания

Игровая деятельность детей с синдром раннего детского аутизма имеет такие особенности, как…

□ сформированность сюжетно – ролевый игры

длительно, регидно манипулирует неигровым материалом (веревочки, провода обувь и т.п.)

играет один

□ творческое развитие сюжета игры

Избирательного использования методов и средств в соответствии с недостатками развития каждого ребенка требует принцип …

○ деятельностного подхода в обучении и воспитании

○ педагогического оптимизма

дифференцированного и индивидуального подхода

○ социально-адаптирующей направленности образования

Изменения и корректировка содержания общеобразовательных предметов в специальной школе направлены на…

1) расширение образовательной программы

2) усложнение учебных программ

3) преодоление недостатков развития детей

4) повышение сложности уровня обучения

Изначальными причинами ранней дезадаптации не являются

○ нейробиологические нарушения формирования мозговых систем

○ органические повреждения центральной нервной системы

постнатальные травматические факторы

○ нарушения соматического и психического развития

Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития является задачей исследований…

Интеллектуальное развитие детей с ДЦП имеет следующее особенности:

□ сохранность вербально – логических форм мышления

□ достаточной по возрасту уровень развития наглядных форм мышления

парциальная несформированность высших психических функций

неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальный недостаточности (нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих)

Искажение психического развития при синдроме раннего детского аутизма проявляется в следующем:

1) наблюдается недостаточность общего психического тонуса

2) отдельные функции развиваются замедленно, другие – патологически ускоренно

3) выявляется врожденная интеллектуальная недостаточность

4) парциальной несформированности регуляторного компонента деятельности

Исходя из МКБ-10 РДА определен в категорию:

общие (первазивные) расстройства развития;

○ расстройства социального функционирования;

○ эмоциональные расстройства поведения;

○ смешанные специфические расстройства развития

К информационным методам воспитания детей с ограниченными возможностями относят…

□ порицание

использование средств массовой информации

встречи

примеры из окружающей жизни

□ игры

К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся …

○ глухие

олигофрены

○ позднооглохшие

○ незрячие

К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся:

○ слабослышащие

дети с ЗПР

○ незрячие

○ глухие

К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся

1) глухие

2) незрячие

3) слабослышащие

4) умственно отсталые

К компонентам личностной реабилитации НЕ относится

1) формирование адекватных форм социального поведения

2) воспитание чувства собственного достоинства

3) лечение недостатков, последствий дефекта

4) преодоление чувства малоценности, маргинальности

К методам сбора информации в специальной психологии относят

□ эксперимент;

изучение документации ребенка;

□ тесты;

изучение продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок, учебных работ)

К нарушениям бинокулярности зрения относят:

□ мнимое косоглазие

содружественное косоглазие

□ катаракту

истинное косоглазие

К нарушениям мышечного тонуса относят…

□ гиперкинезы

спастичность

дистонию

□ тремор

К основным психическим нарушениям при ДЦП относят …

□ дефицитарность зрительного восприятия

нарушения речи

нарушения формирования познавательной деятельности

□ дефицитарность слухового восприятия

К особенностям игровой деятельности умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста относят…

□ действия с воображаемыми предметами и предметами – заместителями

□ наличие развернутой сюжетно – ролевый игры со сложным игровым содержанием

наличие предметно – игровых действий (укачивание куклы, катание машины)

процессуальная игра – многократное повторение одних и тех же действий

К особенностям психического развития детей со сложным дефектом относят:

увеличение числа вторичных отклонений

уменьшение возможностей компенсации

□ увеличение возможностей компенсации

□ психическое развитие сводится к сумме особенностей при каждом нарушении

К параметрам дизонтогенеза относится…

1) социальное влияние

2) генетическое влияние

3) речевое недоразвитие

4) этиология нарушений

К поведенческим особенностям детей с выраженной речевой патологией относят…

невротические реакции

негативизм

□ отсутствие психической дистанции со взрослым

□ отсутствие критического отношения к собственным поступкам

К проявлениям феномена тождества при аутизме относят:

стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем

противодействие любым изменениям в окружающем

□ эхолалии

□ стереотипии

К речевым недостаткам слабослышащих детей относят…

1) наличие эхолалий

2) сохранное понимание речи

3) ограниченный словарный запас

4) недостатки произношения

К условиям нормального психического развития (по А.Р. Лурия) можно отнести:

наличие обучения и воспитания

физическое здоровье

□ благоприятную семейную обстановку

сохранность анализаторных систем

К целям общего уровня специальной педагогики относится …

социальная реабилитация

○ формирование у глухих навыков восприятия устной речи по чтению с губ

○ овладение незрячими детьми навыками ориентировки в пространстве

○ освоение слабослышащими навыков использования остаточного слуха

Какая разновидность эксперимента предпочтительнее в проведении исследований в области специальной психологии: индивидуальный или групповой?

индивидуальный за исключением тех случаев, когда изучаются какие-либо социально-психологические феномены (общение, отношение и т.п.)

индивидуальный

□ обе разновидности используются примерно в одинаковых пропорциях

□ групповой, т.к. это существенно сокращает время проведения процедуры

Какая форма интегрированного обучения наиболее приемлема для детей с интеллектуальной недостаточностью?

○ специальные группы и классы в общеобразовательных учреждениях

○ обучение в обычных классах совместно с нормально развивающимися детьми

○ при интеллектуальной недостаточности интеграция проблематична

обучение в специальной школе и сотрудничество со здоровыми детьми в детских оздоровительных лагерях, «лагерях общения» и т.п.

Классификацию типов акцентуации характера разработал…

  • А.С.Макаренко

  • А.Е.Личко

  • И.П.Павлов

  • К.Д.Ушинский

Ключевым в теории компенсации А. Адлера является понятие…

○ дефективность

○ межфункциональные связи

○ комплекс оживления

комплекс неполноценности

Компенсация высших психических функций возможна…

  • только в результате специального организованного обучения

  • через медикаментозное лечение

  • за счет автоматической перестройки центральной нервной системы

  • в процессе саморазвития

Компенсация может быть:

внутрисистемной

□ частичной

□ полной

межсистемной

Компенсация функций зрительного анализатора у слепого ребенка за счет развития осязания относится к типу …

○ внесистемному

○ внутрисистемному

○ надсистемному

межсистемному

Концепция акцентуированных личностей была разработана…

1) З. Фрейдом

2) Н.К. Крупской

3) А.С. Макаренко

4) К. Леонгардом

Коррекционная работа с незрячим ребенком решает такие задачи, как…

□ поддержание эмоционального контакта

□ развитие зрительно-тактильного восприятия

стимулирование речевого подражания

обогащение опыта ребенка тактильными и кинестетическими ощущениями

Коррекция произношения отдельных звуков выступает в качестве…

1) абилитации детей раннего возраста

2) процесса компенсации психических функций

3) системы мер, направленных на преодоление дефекта

4) специфических действий, направленных на частичное исправление недостатка

Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения проводится поэтапно в зависимости от…

□ степени выраженности интеллектуального дефекта

□ уровня сформированности связной речи

уровня сформированности активного и пассивного словаря и грамматического строя речи

степени нарушения зрения

Место и степень поражения слуха определяются при помощи…

1) динамометрии

2) социометрии

3) аудиометрии

4) квалиметрии

Методология специальной психологии базируется на принципах:

развития

педагогического оптимизма

□ единства сознания и деятельности

□ детерминизма

Методом специальной педагогики, сущность которого заключается в непосредственном общении с аномальным ребенком, является…

1) беседа

2) ранжирование

3) изучение документов

4) анкетирование

Методом, предполагающим активное вмешательство исследователя в деятельность лиц с отклонениями в развитии, является …

○ факторный анализ;

эксперимент;

○ изучение документов;

○ ранжирование

Мутизм (отсутствие речи) является характерной особенностью речевого развития дошкольников с …

○ нарушениями зрения

синдромом раннего детского аутизма

○ амблиопией

○ заиканием

На положении о том, что необучаемых детей нет, базируется принцип …

○ социально-адаптирующей направленности;

педагогического оптимизма;

○ развития мышления, языка и коммуникации;

○ деятельностного подхода в обучении и воспитании

Наиболее частой причиной возникновения детского церебрального паралича считается…

1) сочетание внутриутробной патологии и родовой травмы

2) аномалии развития позвоночника

3) травматическое повреждение конечностей

4) медикаментозное вмешательство

studfiles.net

Тема 3.2. Методы воспитания

Количество просмотров публикации Тема 3.2. Методы воспитания – 412

Выбор мер воспитательного воздействия требует сочетания различных групп методов, направленных на формирование поведения, сознания, чувств человека. Только комплексный подход к решению всœех аспектов воспитательной работы дает желаемый результат.

В сурдопедагогике, основываясь на особенностях развития детей со слуховым дефектом и на классификации методов воспитания в общей и специальной педагогике, применяются в разных сочетаниях три ведущие группы методов:

Практически-действенные – приучение, упражнения, организация воспитывающей деятельности, воспитывающие ситуации.

Побудительно-оценочные – педагогические требования, поощрение, порицание, осуждение, наказание.

Информационные – разъяснение, беседа, примеры из окружающей жизни, в т.ч. личный пример педагога, и пр.

Избираемые в практике работы с учащимися, имеющими нарушения слуха, методы воспитания отличаются особенностями их реализации и рациональным вариативным сочетанием. Их выбор и соединœение определяются возрастными и индивидуальными особенностями школьников, характером и степенью слухового дефекта͵ спецификой речевого развития и участием в воспитательном процессе семьи.

Рассмотрим особенности использования различных методов воспитания в работе с учащимися, имеющими нарушения слуха.

Наиболее успешно в воспитании школьников со слуховым дефектом используются практически-действенные методы. Особое значение они приобретают в работе с младшими учениками, которым свойственны недостаточный уровень речевого развития незавершенность формирования конкретно-понятийного мышления.

Методы приучения и упражнения используются для воспитания устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и пр.
Размещено на реф.рф
Метод приучения предусматривает постановкувоспитательной задачи и создание положительного эмоционального настроя, вызывающего у детей желание научиться выполнять то или иное действие; четкий, яркий, наглядный показ образцадействия сурдопедагогом или воспитателœем, сочетающийся разъяснением с помощью доступных речевых средств; воспроизведение учащимися требуемого образца действия; тренировку в совершенствовании и закреплении способов деятельности и соответствующего им поведения; завершающее напоминание об усвоенном способе поведения. При крайне важно сти овладения сложной формой поведения, состоящей из нескольких действий, школьникам последовательно показывают всœе действия, и каждое из них отрабатывается отдельно.

Для закрепления приобретенных навыков и привычек используется система упражнений. Эта форма воспитания может сочетаться с другими – требованием, словесным разъяснением, индивидуальными беседами, поручениями и т.п.

Организация воспитывающей деятельностиявляется действенным способом включения учащихся со слуховым дефектом в постепенно усложняющуюся по содержанию трудовую (игровую, предметно-практическую, спортивную, художественную, учебную) деятельность. Приобретаемый при этом опыт содействует развитию ценностной мотивации, самостоятельности и активности детей, формированию межличностных отношений, навыков общения и поведения, выработке адекватной самооценки на базе сопоставления результатов деятельности с собственным участием в ней.

Побудительно-оценочные методы реализуются в сочетании с практически-действенными и сопровождаются доступными словесными поощрениями (ʼʼхорошоʼʼ, ʼʼверноʼʼ, ʼʼмолодецʼʼ), привлекая внимание детей ко всœему позитивному.

Педагогические требования в лаконичной, доступной словесной форме выражают суть социально значимых требований, предъявляемых к поведению школьников, и предполагают незамедолгое их выполнение. Οʜᴎ бывают прямыми и косвенными. В воспитании младших школьников шире применяются прямые требования, для формулировок которых используется побудительные конструкции, отражающие определœенность, конкретность, точность содержания. Работая с подростками и старшеклассниками, в основном опираются на косвенные требования и на наиболее употребительные их формы–требование-совет, требование-просьбу.

Поощрение основано на признании положительной оценки поведения или качеств личности школьника со стороны педагога или товарищей, выраженном публично или при личном общении. Обращение к поощрениям в воспитании детей со слуховым дефектом приучает их к нравственному поведению, содействуетвозникновению положительных эмоций, укрепляет их веру в собственные силы. Разнообразные виды поощрений одобрение, похвала, благодарность, награждение грамотами, ценнымиподарками и пр.) применяются с учетом особенностей возрастногоразвития учащихся. Так, младшие глухие школьники воспринимают как поощрение ласковый взгляд, улыбку, кивок головы, наглядные символы с элементарным словесным подкреплением: ʼʼхорошоʼʼ, ʼʼверноʼʼ, ʼʼправильноʼʼ. Постепенно устные поощренияначинают занимать ведущее место.

Наказание имеет практический действенный характер и направлено на предупреждение нежелательных поступков. Дети с нарушенным слухом, особенно младшего школьного возраста не всœегда могут понять, чем недовольны взрослые и что от них требуется. Стоит сказать, что для них наказание имеет воспитательную ценность, в случае если проступок осознан, в случае если случаи его применения крайне редки, в случае если оно не причиняет физической боли и не унижает достоинства.

В воспитательной работе с детьми, имеющими нарушения слуха, данный метод следует использовать очень осторожно, исключая проявления раздражительности или недоверия со стороны сурдопедагогов, воспитателœей, родителœей. Его использование рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов поведения в стимулы внутренние. Воспитатели,сурдопедагоги, родители могут выражать неодобрение строгим взглядом, покачиванием головы, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: ʼʼплохоʼʼ, ʼʼнекрасивоʼʼ, ʼʼстыдноʼʼ, ʼʼя расстроен (огорчен)ʼʼ и пр.
Размещено на реф.рф
При этом внешние проявления осуждения – нахмуренный, строгий взгляд, покачивание головы – всœегда должны быть связаны со словесным обозначением переживаемого. В исключительных случаях применяются такие виды наказания, как естественное ограничение действий, порицание (наглядное или словесное), выговор (устный или письменный) и т.д.

В воспитании подростков и старшеклассников со слуховым дефектом всœе большее место начинают занимать информационные методы, предполагающие опору на их интеллектуальные и речевые возможности.

Информационныеметодыоказывают серьезное влияние на формирование осознанного отношения учащихся к нормам и правилам поведения, к социальным и нравственным человечески ценностям. С их помощью школьники с нарушенным слухом овладевают умением оценивать собственные поступки, ориентируя при этом на социальные и нравственные эталоны.

Наибольшие трудности в реализации воспитательного потенциала информационных методов возникают на начальном этапе школьного обучения. Это обусловлено речевым недоразвитием младших учащихся, особенностями познавательной деятельно бедностью их житейского и социального опыта.

При использовании информационных методов дети учатся сопельному усвоению сути социальных и нравственных отношений, осмыслению собственного поведения и его сопоставлению с тем,как нужно себя вести, у них формируется шкала адекватных оценок поведения. Восприятие воспитывающей информации и ее осознание зависят от доступности содержания, продуманностииспользуемых языковых и визуальных средств.

Разъяснение в большинстве случаев представляет собой эмоциональное объяснение учащимся сущности социальных и нравственных правил поведения. Этот прием помогает закрепить знания о новых для детей социальных и нравственных нормах, о способах повелœения в различных ситуациях, правильно оценивать совершаемые ими поступки. Разъяснения сурдопедагога, воспитателя, родителœей, построенные тактично и продуманно, усиливают направленность практически-действенных методов воспитания.

Беседа предполагает коллективное или индивидуальное обсуждение проблем жизни учащихся. В практике школьной работы широко используются этические и эстетические беседы. Первые ставят своей целью раскрытие смысла нравственных понятий, норм морали, которые с большим трудом усваивается детьми с нарушенным слухом. Материалом для таких бесед становятся опыт поведения и общения школьников, прочитанные литературные произведения, просмотренные фильмы и т.д.

Достоинством этических бесед является обеспечение связи между знаниями и поведением учащихся. Их содержание обычно раскрывается индуктивным путем: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода, включающего выделœение сути нравственного понятия или правила. Такие беседы, как правило, сочетаются с выполнением поручений, с практической деятельностью школьников.

Эстетические беседы направлены на развитие у детей с нарушенным слухом эстетической восприимчивости, эстетических чувств, суждений, на обогащение их жизненного опыта яркими и запоминающимися впечатлениями. Материалом для таких бесед служатлитература, живопись, театр, природа. Особое внимание при их проведении уделяется развитию сенсорной культуры детей – совершенствованию зрительного, тактильно-вибрационноговосприятия объектов во всœем многообразии их свойств и качеств.

Особенностями проведения беседы в младших и средних классах специальной школы являются связь содержания с личным опытом и знаниями школьников; опора на визуальные средства для облегчения восприятияречевойинформации и поддержания интереса учащихся; обогащение речи школьников новыми словами и языковыми конструкциями; стимулирование к обсуждению новых фактов и сведений; оказание учащимся помощи в построении собственных высказываний и оценочных суждений.

Примеры из окружающей жизни, в т.ч. и личный пример сурдопедагога, воспитателя, родителœей, предоставляютучащимся наглядные образцы поведения и деятельности которые осмысливается лучше, чем словесные рассказы или разъяснения о нормах поведения. Подобные примеры служат основой совершенствования личностных свойств и качеств, а также помогают преодолеть имеющиеся недостатки.

Особое внимание уделяется примерам их жизни взрослых глухих, добившихся значительных успехов в профессиональной и трудовой деятельности. Педагоги черпают сведения о таких людях из журнала ʼʼВ едином строюʼʼ и других. На возрастных ступенях развития учащихся влияние подобных примеров весьма различно. Так, для детей младшего школьного возраста примерпедагога, учителяи воспитателя непререкаем и неоспорим. Важно заметить, что для старшеклассников важны примерылитературных героев, героев фильмов и спектаклей. При этом сурдопедагоги помогают глухим и слабослышащим школьникампонять содержание прочитанного, увиденного, оценить черты характера и поведения персонажей.

По мере развития и взросления детей ввоспитании всœе большее место начинаютзанимать информационныеметоды, предполагающие опоруна их интеллектуальные и речевые возможности

referatwork.ru

Методы воспитания | Понятия и категории

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение методов воспитания, выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. Методы контроля и самоконтроля — пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: педагогические наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.

Методы организации деятельности и опыта поведения — пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело). Методы самовоспитания — методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем — через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее — через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.

Методы стимулирования деятельности и поведения — пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.

«Взрыв» — метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является какая-либо резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику.

Метод естественных последствий — метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил — убери, сломал — почини и т. п.).

Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния.

Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.

Принуждение — педагогическое воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам принуждения относятся: составление характеристики школьника, в которой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствия его деятельности; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению.

Требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Требование реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Требование бывает непосредственным — прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) — и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.

Методы формирования сознания — методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения.

Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в которую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.

Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок.

Дискуссия — коллективное обсуждение к.-л. проблемы или крута вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема дискуссии объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п.

Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей.

Конференция (педагогическая) — коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения.

Лекция — последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.

Пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию.

Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 80-83.

ponjatija.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *