К побудительно оценочным методам воспитания относятся – Технологии и методы специального образования
Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте | ○ 3-5 лет; ○ 3-10 лет; ○ 10-13 лет; ○ 5-7 лет. |
Билингвистический подход при обучении неслышащих означает… | ○ использование дактильной и жестовой речи ○ систему чтения с губ ○ использование устной и дактильной речи ○ использование языка в устной, письменной, тактильной форме и языка в жестовой форме |
В группу побудительно – оценочных методов воспитания детей в специальных школах входит… | □ педагогическое требование □ воспитывающие ситуации □ игры □ поощрение □ наказание |
В группу побудительно-оценочных методов воспитания детей в специальных школах входят … | |
В настоящее время под понятием «общее психическое недоразвитие» понимается… | 1) аутизм 2) дизартрия 3) олигофрения 4) детский церебральный паралич |
В основе поврежденного развития лежат процессы… | ○ врожденной умственной отсталости ○ органической деменции ○ дефицитарности анализаторных систем ○ асинхронии развития |
В основе психологического недоразвития лежат механизмы… | 1) асинхронии развития 2) искаженного развития 3) тотальной ретардации 4) парциальной ретардации |
В основные параметры нарушений зрения входят … | □ нарушение остроты зрения □ дальнозоркость □ близорукость □ нарушение полей зрения |
В отечественной специальной педагогике и психологии выделяют следующие формы организации специального обучения: | □ факультативную □ индивидуальную □ классно-урочную □ внеурочную □ индивидуально-групповую |
В процессе обучения дети с ограниченными возможностями здоровья могут осваивать следующие уровни образования: | □ программы элементарной общеобразовательной подготовки □ программы общего среднего образования □ программы обязательного высшего образования □ программы средового и социального адаптирования □ программы обязательного среднего и специального образования |
В результате школьной дезадаптации возникают проблемы, не включающие | ○ асоциальное поведение; ○ педагогическую запущенность; ○ сенсорную депривацию; ○ хроническую неуспеваемость |
В содержание общеобразовательных предметов вносятся следующие изменения, позволяющие корректировать недостатки, характерные для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, такие как то… | □ учет степени выраженности ядерного нарушения □ введение пропедевтических разделов, позволяющие восполнить недостающие знания и представления об окружающем □ введение специфики содержания на период обучения в старших классах, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены □ введение специфики содержания только на период начального обучения, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены □ включение специфических учебных предметов, не представленных в содержании общего образования |
В специальной психологии выделяют следующие принципы проведения исследований | □ двойной диссоциации □ комплексности □ качественного анализа □ педагогического оптимизма |
В специальной школе III вида обучаются дети… | |
В специальной школе VIII вида обучаются дети … | ○ слабослышащие ○ с тяжелыми нарушениями речи ○ с интеллектуальным недоразвитием ○ слабовидящие |
В специальном образовании используются следующие грумы методов воспитания: | □ гностические □ информационные □ эвристические □ практически-действенные □ побудительно-оценочные |
В учебный процесс в школе для слабослышащих включается: | □ специальные занятия по технике речи; □ специальные занятия по пространной ориентировке; □ специальные занятия по развитию зрительного восприятия; □ работа по развитию навыков чтения с губ |
В школе III вида обучаются: | ○ незрячие ○ глухие ○ дети с интеллектуальной недостаточностью ○ дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является … | ○ учебная деятельность; ○ межличностное общение; ○ игра; ○ непосредственно-эмоциональное общение |
Возникновение специальной психологии как науки относится… | ○ к
20-м гг. XX века ○ к 60-м гг. XIX века ○ к концу XV века ○ к середине XVIII века |
Воспитание ребенка с сенсорным дефектом опирается на _____ компенсацию | ○ непрямую ○ органическую ○ первичную ○ прямую |
Восстановление физических и умственных способностей детей раннего возраста называется… | 1) адаптация 2) компенсация 3) коррекция 4) абилитация |
Врожденная слепота бывает следствием… | 1) осложнений после общих заболеваний организма 2) заболеваний центральной нервной системы 3) травматических повреждений глаз 4) повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития |
Выделяют основные группы детей со сложными нарушениями: | □ дети со множественными нарушениями □ слепоглухонемые дети □ дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать атипию развития □ дети с тяжелой умственной отсталостью |
Выделяют следующие варианты общего недоразвития речи | □ сложный: у ребенка практически отсутствует речь; □ комбинированный: ОНР комбинируется с умственной отсталостью; □ осложненный: ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатических нарушений; □ неосложненный: признаки ОНР не сопровождаются дополнительной паталогической симптоматикой. |
Выделяют следующие виды дефицитарного развития: | 1) раннее дефицитарное развитие 2) грубое дефицитарное развитие 3) позднее дефицитарное развитие 4) неосложненное дефицитарное развитие |
Выделяют следующие формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих детей… | □ отсутствие нарушений звукопроизношения □ замены одних звуков другими □ смешанные формы нарушений произношения при моторной и сенсорной недостаточности □ смазанность артикуляции, обусловленную парезами речевой мускулатуры |
Выделяют следующие(ую) клинические(ую) форму(ы) детского церебрального паралича… | □ гипомнезическую форму □ гипермнезическую форму □ двойную гемиплегию □ спастическую диплегию |
Выраженность вторичных и третичных дефектов при нарушениях зрения зависит от… | □ отношения ребенка к своему дефекту □ □ особенностей семейного воспитания □ клинической формы нарушения зрения |
Госпитализм является следствием… | 1) генетических отклонений 2) отрыва ребенка от матери 3) вирусного заболевания 4) неправильного воспитания |
Дезадаптация свидетельствует о… |
|
Дети дошкольного возраста с ЗПР составляют… | ○ 40% от детской популяции ○ 12,5% от детской популяции ○ 25% от детской популяции ○ 2% от детской популяции |
Детский церебральный паралич – это … | ○ травматическое повреждение конечностей ○ врожденная деформация стоп ○ атрофия зрительного нерва ○ заболевание центральной нервной системы |
Дефект является … | ○ недостатком в социальном поведении; ○ физическим и психическим недостатком; ○ только психическим недостатком; ○ только физическим недостатком |
Дизонтогенез при раннем детском аутизме обусловлен _____ развитием. | ○ поврежденным ○ задержанным ○ искаженным ○ дисгармоническим |
Для детей с легкой степенью умственной отсталости характерна… | ○ неспособность к труду ○ плохая механическая память ○ способность к обучению ○ потребность в постоянном надзоре |
Для игры детей с синдромом раннего детского аутизма типично… |
|
Для предупреждения ОНР важны … | □ ранняя диагностика отклонений в речевом развитии; □ развитие тонкой моторики пальцев рук; □ ранняя логопедическая работа; □ способность к звуковому анализу и синтезу |
Для проявлений раннего детского аутизма характерно … | ○ расстройство пищеварения ○ отсутствие прямого зрительного контакта «глаза в глаза» ○ нарушение цветоощущения ○ снижение слуха |
Для раннего довербального периода речевого развития ребенка характерны… | □ способность к звуковому анализу и синтезу □ простая форма □ гуление □ лепет |
Для резидуально-органического поражения головного мозга свойственны… | ○ тяжелые расстройства сна и аппетита; ○ нарушение памяти и интеллектуальных возможностей; ○ кататонические процессы; ○ сумеречные помрачения сознания. |
Для суждения о наличии аутизма наиболее значим следующий показатель: |
|
Дрожание пальцев рук и языка при детском церебральном параличе называется … | ○ спастичностью ○ параличом ○ астигматизмом ○ тремором |
Задачей коррекционных – компенсаторных мероприятий является… | ○ исправление первичных отклонений в развитии ○ возмещение недостатков психофизического развития ○ воздействие на весь комплекс вторичных отклонений ○ активизацию высших психических функций организма |
Задачей специальной педагогики является … | ○ прогнозирование рождения ребенка с отклонениями в развитии; ○ подготовка правовых документов по социальной защите детей-инвалидов; ○ медицинское сопровождение человека с особыми потребностями; ○ разработка программ образования лиц с ограниченными возможностями |
Задачей специальной педагогики является … | ○ определение методики медицинского обследования дефектов ○ разработка методов лечения отклонений в развитии ○ изучение и осуществление процессов социальной реабилитации ○ интеграция государственного и благотворительного финансирования специального образования |
Задачей специальной педагогики является … | ○ выявление закономерностей психического развития аномального ребенка ○ изучение и осуществление интеграции лиц с ограниченными возможностями ○ экономическое обеспечение включения человека с ограниченными возможностями в общество ○ составление медицинских реабилитационных программ |
Задачей специальной педагогики является… | ○ изучение психологических проблем интеграции ○ медицинское сопровождение человека с особыми потребностями ○ обеспечение вариативности финансирования специального образования ○ выявление закономерностей специального образования |
Задачей специальной педагогики является… | 1) изучение существующих систем образования лиц с ограниченными возможностями 2) разработка психологических диагностических методик 3) установление биологических причин отклонения в развитии 4) определение способов финансирования системы специального образования |
Задачей специальной педагогики является… |
|
Заикание характеризуется… | 1) затруднениями коммуникации 2) несформированностью лексического запаса 3) судорогами речевого аппарата 4) специфическими ошибками на письме |
Закон компенсации гласит: «Минус дефекта превращается в ______» | 1) минус коррекции 2) плюс коррекции 3) плюс вторичного дефекта 4) плюс компенсации |
Здоровье можно определить как | ○ самоощущение благополучия ○ отсутствие болезней ○ ощущение физического и психологического комфорта ○ состояние полного физического, душевного, социального благополучия |
Значительная компенсация утраченной зрительной функции у слепого ребенка достигается в результате специальных педагогических воздействий по развитию … | ○ памяти ○ воображения ○ эмоций ○ осязания |
Игровая деятельность детей с синдром раннего детского аутизма имеет такие особенности, как… | □ сформированность сюжетно – ролевый игры □ длительно, регидно манипулирует неигровым материалом (веревочки, провода обувь и т.п.) □ играет один □ творческое развитие сюжета игры |
Избирательного использования методов и средств в соответствии с недостатками развития каждого ребенка требует принцип … | ○ деятельностного подхода в обучении и воспитании ○ педагогического оптимизма ○ дифференцированного и индивидуального подхода ○ социально-адаптирующей направленности образования |
Изменения и корректировка содержания общеобразовательных предметов в специальной школе направлены на… | 1) расширение образовательной программы 2) усложнение учебных программ 3) преодоление недостатков развития детей 4) повышение сложности уровня обучения |
Изначальными причинами ранней дезадаптации не являются … | ○ нейробиологические нарушения формирования мозговых систем ○ органические повреждения центральной нервной системы ○ постнатальные травматические факторы ○ нарушения соматического и психического развития |
Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития является задачей исследований… | |
Интеллектуальное развитие детей с ДЦП имеет следующее особенности: | □ сохранность вербально – логических форм мышления □ достаточной по возрасту уровень развития наглядных форм мышления □ парциальная несформированность высших психических функций □ неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальный недостаточности (нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих) |
Искажение психического развития при синдроме раннего детского аутизма проявляется в следующем: | 1) наблюдается недостаточность общего психического тонуса 2) отдельные функции развиваются замедленно, другие – патологически ускоренно 3) выявляется врожденная интеллектуальная недостаточность 4) парциальной несформированности регуляторного компонента деятельности |
Исходя из МКБ-10 РДА определен в категорию: | ○ общие (первазивные) расстройства развития; ○ расстройства социального функционирования; ○ эмоциональные расстройства поведения; ○ смешанные специфические расстройства развития |
К информационным методам воспитания детей с ограниченными возможностями относят… | □ порицание □ использование средств массовой информации □ встречи □ примеры из окружающей жизни □ игры |
К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся … | ○ глухие ○ олигофрены ○ позднооглохшие ○ незрячие |
К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся: | ○ слабослышащие ○ дети с ЗПР ○ незрячие ○ глухие |
К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся… | 1) глухие 2) незрячие 3) слабослышащие 4) умственно отсталые |
К компонентам личностной реабилитации НЕ относится… | 1) формирование адекватных форм социального поведения 2) воспитание чувства собственного достоинства 3) лечение недостатков, последствий дефекта 4) преодоление чувства малоценности, маргинальности |
К методам сбора информации в специальной психологии относят | □ эксперимент; □ изучение документации ребенка; □ тесты; □ изучение продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок, учебных работ) |
К нарушениям бинокулярности зрения относят: | □ мнимое косоглазие □ содружественное косоглазие □ катаракту □ истинное косоглазие |
К нарушениям мышечного тонуса относят… | □ гиперкинезы □ спастичность □ дистонию □ тремор |
К основным психическим нарушениям при ДЦП относят … | □ дефицитарность зрительного восприятия □ нарушения речи □ нарушения формирования познавательной деятельности □ дефицитарность слухового восприятия |
К особенностям игровой деятельности умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста относят… | □ действия с воображаемыми предметами и предметами – заместителями □ наличие развернутой сюжетно – ролевый игры со сложным игровым содержанием □ наличие предметно – игровых действий (укачивание куклы, катание машины) □ процессуальная игра – многократное повторение одних и тех же действий |
К особенностям психического развития детей со сложным дефектом относят: | □ увеличение числа вторичных отклонений □ уменьшение возможностей компенсации □ увеличение возможностей компенсации □ психическое развитие сводится к сумме особенностей при каждом нарушении |
К параметрам дизонтогенеза относится… | 1) социальное влияние 2) генетическое влияние 3) речевое недоразвитие 4) этиология нарушений |
К поведенческим особенностям детей с выраженной речевой патологией относят… | □ невротические реакции □ негативизм □ отсутствие психической дистанции со взрослым □ отсутствие критического отношения к собственным поступкам |
К проявлениям феномена тождества при аутизме относят: | □ стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем □ противодействие любым изменениям в окружающем □ эхолалии □ стереотипии |
К речевым недостаткам слабослышащих детей относят… | 1) наличие эхолалий 2) сохранное понимание речи 3) ограниченный словарный запас 4) недостатки произношения |
К условиям нормального психического развития (по А.Р. Лурия) можно отнести: | □ наличие обучения и воспитания □ физическое здоровье □ благоприятную семейную обстановку □ сохранность анализаторных систем |
К целям общего уровня специальной педагогики относится … | ○ социальная реабилитация ○ формирование у глухих навыков восприятия устной речи по чтению с губ ○ овладение незрячими детьми навыками ориентировки в пространстве ○ освоение слабослышащими навыков использования остаточного слуха |
Какая разновидность эксперимента предпочтительнее в проведении исследований в области специальной психологии: индивидуальный или групповой? | □ индивидуальный за исключением тех случаев, когда изучаются какие-либо социально-психологические феномены (общение, отношение и т.п.) □ индивидуальный □ обе разновидности используются примерно в одинаковых пропорциях □ групповой, т.к. это существенно сокращает время проведения процедуры |
Какая форма интегрированного обучения наиболее приемлема для детей с интеллектуальной недостаточностью? | ○ специальные группы и классы в общеобразовательных учреждениях ○ обучение в обычных классах совместно с нормально развивающимися детьми ○ при интеллектуальной недостаточности интеграция проблематична ○ обучение в специальной школе и сотрудничество со здоровыми детьми в детских оздоровительных лагерях, «лагерях общения» и т.п. |
Классификацию типов акцентуации характера разработал… |
|
Ключевым в теории компенсации А. Адлера является понятие… | ○ дефективность ○ межфункциональные связи ○ комплекс оживления ○ комплекс неполноценности |
Компенсация высших психических функций возможна… |
|
Компенсация может быть: | □ внутрисистемной □ частичной □ полной □ межсистемной |
Компенсация функций зрительного анализатора у слепого ребенка за счет развития осязания относится к типу … | ○ внесистемному ○ внутрисистемному ○ надсистемному ○ межсистемному |
Концепция акцентуированных личностей была разработана… | 1) З. Фрейдом 2) Н.К. Крупской 3) А.С. Макаренко 4) К. Леонгардом |
Коррекционная работа с незрячим ребенком решает такие задачи, как… | □ поддержание эмоционального контакта □ развитие зрительно-тактильного восприятия □ стимулирование речевого подражания □ обогащение опыта ребенка тактильными и кинестетическими ощущениями |
Коррекция произношения отдельных звуков выступает в качестве… | 1) абилитации детей раннего возраста 2) процесса компенсации психических функций 3) системы мер, направленных на преодоление дефекта 4) специфических действий, направленных на частичное исправление недостатка |
Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения проводится поэтапно в зависимости от… | □ степени выраженности интеллектуального дефекта □ уровня сформированности связной речи □ уровня сформированности активного и пассивного словаря и грамматического строя речи □ степени нарушения зрения |
Место и степень поражения слуха определяются при помощи… | 1) динамометрии 2) социометрии 3) аудиометрии 4) квалиметрии |
Методология специальной психологии базируется на принципах: | □ развития □ педагогического оптимизма □ единства сознания и деятельности □ детерминизма |
Методом специальной педагогики, сущность которого заключается в непосредственном общении с аномальным ребенком, является… | 1) беседа 2) ранжирование 3) изучение документов 4) анкетирование |
Методом, предполагающим активное вмешательство исследователя в деятельность лиц с отклонениями в развитии, является … | ○ факторный анализ; ○ эксперимент; ○ изучение документов; ○ ранжирование |
Мутизм (отсутствие речи) является характерной особенностью речевого развития дошкольников с … | ○ нарушениями зрения ○ синдромом раннего детского аутизма ○ амблиопией ○ заиканием |
На положении о том, что необучаемых детей нет, базируется принцип … | ○ социально-адаптирующей направленности; ○ педагогического оптимизма; ○ развития мышления, языка и коммуникации; ○ деятельностного подхода в обучении и воспитании |
Наиболее частой причиной возникновения детского церебрального паралича считается… | 1) сочетание внутриутробной патологии и родовой травмы 2) аномалии развития позвоночника 3) травматическое повреждение конечностей 4) медикаментозное вмешательство |
studfiles.net
Тема 3.2. Методы воспитания
Количество просмотров публикации Тема 3.2. Методы воспитания – 412
Выбор мер воспитательного воздействия требует сочетания различных групп методов, направленных на формирование поведения, сознания, чувств человека. Только комплексный подход к решению всех аспектов воспитательной работы дает желаемый результат.
В сурдопедагогике, основываясь на особенностях развития детей со слуховым дефектом и на классификации методов воспитания в общей и специальной педагогике, применяются в разных сочетаниях три ведущие группы методов:
Практически-действенные – приучение, упражнения, организация воспитывающей деятельности, воспитывающие ситуации.
Побудительно-оценочные – педагогические требования, поощрение, порицание, осуждение, наказание.
Информационные – разъяснение, беседа, примеры из окружающей жизни, в т.ч. личный пример педагога, и пр.
Избираемые в практике работы с учащимися, имеющими нарушения слуха, методы воспитания отличаются особенностями их реализации и рациональным вариативным сочетанием. Их выбор и соединение определяются возрастными и индивидуальными особенностями школьников, характером и степенью слухового дефекта͵ спецификой речевого развития и участием в воспитательном процессе семьи.
Рассмотрим особенности использования различных методов воспитания в работе с учащимися, имеющими нарушения слуха.
Наиболее успешно в воспитании школьников со слуховым дефектом используются практически-действенные методы. Особое значение они приобретают в работе с младшими учениками, которым свойственны недостаточный уровень речевого развития незавершенность формирования конкретно-понятийного мышления.
Методы приучения и упражнения используются для воспитания устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и пр.
Размещено на реф.рф
Метод приучения предусматривает постановкувоспитательной задачи и создание положительного эмоционального настроя, вызывающего у детей желание научиться выполнять то или иное действие; четкий, яркий, наглядный показ образцадействия сурдопедагогом или воспитателем, сочетающийся разъяснением с помощью доступных речевых средств; воспроизведение учащимися требуемого образца действия; тренировку в совершенствовании и закреплении способов деятельности и соответствующего им поведения; завершающее напоминание об усвоенном способе поведения. При крайне важно сти овладения сложной формой поведения, состоящей из нескольких действий, школьникам последовательно показывают все действия, и каждое из них отрабатывается отдельно.
Для закрепления приобретенных навыков и привычек используется система упражнений. Эта форма воспитания может сочетаться с другими – требованием, словесным разъяснением, индивидуальными беседами, поручениями и т.п.
Организация воспитывающей деятельностиявляется действенным способом включения учащихся со слуховым дефектом в постепенно усложняющуюся по содержанию трудовую (игровую, предметно-практическую, спортивную, художественную, учебную) деятельность. Приобретаемый при этом опыт содействует развитию ценностной мотивации, самостоятельности и активности детей, формированию межличностных отношений, навыков общения и поведения, выработке адекватной самооценки на базе сопоставления результатов деятельности с собственным участием в ней.
Побудительно-оценочные методы реализуются в сочетании с практически-действенными и сопровождаются доступными словесными поощрениями (ʼʼхорошоʼʼ, ʼʼверноʼʼ, ʼʼмолодецʼʼ), привлекая внимание детей ко всему позитивному.
Педагогические требования в лаконичной, доступной словесной форме выражают суть социально значимых требований, предъявляемых к поведению школьников, и предполагают незамедолгое их выполнение. Οʜᴎ бывают прямыми и косвенными. В воспитании младших школьников шире применяются прямые требования, для формулировок которых используется побудительные конструкции, отражающие определенность, конкретность, точность содержания. Работая с подростками и старшеклассниками, в основном опираются на косвенные требования и на наиболее употребительные их формы–требование-совет, требование-просьбу.
Поощрение основано на признании положительной оценки поведения или качеств личности школьника со стороны педагога или товарищей, выраженном публично или при личном общении. Обращение к поощрениям в воспитании детей со слуховым дефектом приучает их к нравственному поведению, содействуетвозникновению положительных эмоций, укрепляет их веру в собственные силы. Разнообразные виды поощрений одобрение, похвала, благодарность, награждение грамотами, ценнымиподарками и пр.) применяются с учетом особенностей возрастногоразвития учащихся. Так, младшие глухие школьники воспринимают как поощрение ласковый взгляд, улыбку, кивок головы, наглядные символы с элементарным словесным подкреплением: ʼʼхорошоʼʼ, ʼʼверноʼʼ, ʼʼправильноʼʼ. Постепенно устные поощренияначинают занимать ведущее место.
Наказание имеет практический действенный характер и направлено на предупреждение нежелательных поступков. Дети с нарушенным слухом, особенно младшего школьного возраста не всегда могут понять, чем недовольны взрослые и что от них требуется. Стоит сказать, что для них наказание имеет воспитательную ценность, в случае если проступок осознан, в случае если случаи его применения крайне редки, в случае если оно не причиняет физической боли и не унижает достоинства.
В воспитательной работе с детьми, имеющими нарушения слуха, данный метод следует использовать очень осторожно, исключая проявления раздражительности или недоверия со стороны сурдопедагогов, воспитателей, родителей. Его использование рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов поведения в стимулы внутренние. Воспитатели,сурдопедагоги, родители могут выражать неодобрение строгим взглядом, покачиванием головы, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: ʼʼплохоʼʼ, ʼʼнекрасивоʼʼ, ʼʼстыдноʼʼ, ʼʼя расстроен (огорчен)ʼʼ и пр.
Размещено на реф.рф
При этом внешние проявления осуждения – нахмуренный, строгий взгляд, покачивание головы – всегда должны быть связаны со словесным обозначением переживаемого. В исключительных случаях применяются такие виды наказания, как естественное ограничение действий, порицание (наглядное или словесное), выговор (устный или письменный) и т.д.
В воспитании подростков и старшеклассников со слуховым дефектом все большее место начинают занимать информационные методы, предполагающие опору на их интеллектуальные и речевые возможности.
Информационныеметодыоказывают серьезное влияние на формирование осознанного отношения учащихся к нормам и правилам поведения, к социальным и нравственным человечески ценностям. С их помощью школьники с нарушенным слухом овладевают умением оценивать собственные поступки, ориентируя при этом на социальные и нравственные эталоны.
Наибольшие трудности в реализации воспитательного потенциала информационных методов возникают на начальном этапе школьного обучения. Это обусловлено речевым недоразвитием младших учащихся, особенностями познавательной деятельно бедностью их житейского и социального опыта.
При использовании информационных методов дети учатся сопельному усвоению сути социальных и нравственных отношений, осмыслению собственного поведения и его сопоставлению с тем,как нужно себя вести, у них формируется шкала адекватных оценок поведения. Восприятие воспитывающей информации и ее осознание зависят от доступности содержания, продуманностииспользуемых языковых и визуальных средств.
Разъяснение в большинстве случаев представляет собой эмоциональное объяснение учащимся сущности социальных и нравственных правил поведения. Этот прием помогает закрепить знания о новых для детей социальных и нравственных нормах, о способах повеления в различных ситуациях, правильно оценивать совершаемые ими поступки. Разъяснения сурдопедагога, воспитателя, родителей, построенные тактично и продуманно, усиливают направленность практически-действенных методов воспитания.
Беседа предполагает коллективное или индивидуальное обсуждение проблем жизни учащихся. В практике школьной работы широко используются этические и эстетические беседы. Первые ставят своей целью раскрытие смысла нравственных понятий, норм морали, которые с большим трудом усваивается детьми с нарушенным слухом. Материалом для таких бесед становятся опыт поведения и общения школьников, прочитанные литературные произведения, просмотренные фильмы и т.д.
Достоинством этических бесед является обеспечение связи между знаниями и поведением учащихся. Их содержание обычно раскрывается индуктивным путем: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода, включающего выделение сути нравственного понятия или правила. Такие беседы, как правило, сочетаются с выполнением поручений, с практической деятельностью школьников.
Эстетические беседы направлены на развитие у детей с нарушенным слухом эстетической восприимчивости, эстетических чувств, суждений, на обогащение их жизненного опыта яркими и запоминающимися впечатлениями. Материалом для таких бесед служатлитература, живопись, театр, природа. Особое внимание при их проведении уделяется развитию сенсорной культуры детей – совершенствованию зрительного, тактильно-вибрационноговосприятия объектов во всем многообразии их свойств и качеств.
Особенностями проведения беседы в младших и средних классах специальной школы являются связь содержания с личным опытом и знаниями школьников; опора на визуальные средства для облегчения восприятияречевойинформации и поддержания интереса учащихся; обогащение речи школьников новыми словами и языковыми конструкциями; стимулирование к обсуждению новых фактов и сведений; оказание учащимся помощи в построении собственных высказываний и оценочных суждений.
Примеры из окружающей жизни, в т.ч. и личный пример сурдопедагога, воспитателя, родителей, предоставляютучащимся наглядные образцы поведения и деятельности которые осмысливается лучше, чем словесные рассказы или разъяснения о нормах поведения. Подобные примеры служат основой совершенствования личностных свойств и качеств, а также помогают преодолеть имеющиеся недостатки.
Особое внимание уделяется примерам их жизни взрослых глухих, добившихся значительных успехов в профессиональной и трудовой деятельности. Педагоги черпают сведения о таких людях из журнала ʼʼВ едином строюʼʼ и других. На возрастных ступенях развития учащихся влияние подобных примеров весьма различно. Так, для детей младшего школьного возраста примерпедагога, учителяи воспитателя непререкаем и неоспорим. Важно заметить, что для старшеклассников важны примерылитературных героев, героев фильмов и спектаклей. При этом сурдопедагоги помогают глухим и слабослышащим школьникампонять содержание прочитанного, увиденного, оценить черты характера и поведения персонажей.
По мере развития и взросления детей ввоспитании все большее место начинаютзанимать информационныеметоды, предполагающие опоруна их интеллектуальные и речевые возможности
referatwork.ru
Методы воспитания | Понятия и категории
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение методов воспитания, выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. Методы контроля и самоконтроля — пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: педагогические наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.
Методы организации деятельности и опыта поведения — пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело). Методы самовоспитания — методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем — через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее — через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.
Методы стимулирования деятельности и поведения — пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.
«Взрыв» — метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является какая-либо резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику.
Метод естественных последствий — метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил — убери, сломал — почини и т. п.).
Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния.
Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.
Принуждение — педагогическое воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам принуждения относятся: составление характеристики школьника, в которой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствия его деятельности; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению.
Требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Требование реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Требование бывает непосредственным — прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) — и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.
Методы формирования сознания — методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения.
Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в которую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.
Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок.
Дискуссия — коллективное обсуждение к.-л. проблемы или крута вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема дискуссии объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п.
Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей.
Конференция (педагогическая) — коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения.
Лекция — последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.
Пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию.
Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 80-83.
ponjatija.ru