Познавательное

Изучаем буквы и звуки с дошкольниками – как научить ребенка алфавиту на домашних занятиях

Содержание

Изучаем буквы в действии!: Буква У

1. Найти слова на букву У

2. Разукрасить букву У



3. Занятие про букву У
4. Каких букв больше: А или У? (источник)

5. Узнай букву впо зеркальному изображению! (источник)

6. Помочь муравью дойти до муравейника, не попавшись к животному с буквой У в слове.

5. Найти слово на заданную букву
7. Развитие слухового внимания: присесть на звук У
* А  У  О  Э  У  У  А  У  И  А  О  У
* бУлочка, бант, бУтерброд, мышка, кошка, мУшка, слон, слУх

8. Играли с мячом на образование множественного числа слов с буквой У (источник)

утка – утки

учитель –

ухо –

ученик –

участок –

узел –

учебник –

улей –

угол –

улица –

утюг –

удочка –

умник –

улитка –

ум –


9. Игра “Скажи так же!” (желательно найти игрушки-фигурки мишки и котика) (источник)

Логопед : мишка увидел ребят и удивляется У-У –У ( звук произносится низким голосом).

Дети поочерёдно одевают варежку – игрушку, подражают мишке низким голосом.

Логопед: кот тоже удивляется, но другим голосом У- У-У ( звук произносится высоко).

Дети поочерёдно одевают варежку – игрушку , подражают коту высоким голосом.

Логопед обобщает: что делали игрушки?

Дети: они удивлялись.

10. Физкультурная минутка (источник)

Логопед: мишка и кот спешат в другой садик, но у них сломался паровозик. Давайте отремонтируем. Топаем ножками, двигаем ручками и заводим громко паровоз.

Дети: У –У –У.

Логопед: УРА! Паровоз завёлся. Толкнём его под горку: У –у – у ( тихо произносим, приседаем).

Паровоз поехал сам в горку: У –У –У ( громко тянем звук, встаём,

руки поднимаем вверх).

Логопед: паровоз уезжает всё дальше, топаем ногами, тихо произносим звук У – у – у.

11. Пальчиковая гимнастика (источник)

Изображаем УТЮГ – все пальцы прижаты друг к другу, одной ладошкой делаем поглаживающие движения по другой ладошке.

Изображаем УТКУ – все пальцы прижаты на правой руке друг к другу, кроме большого,

большой соединяется с ними.

Изображаем УТЁНКА – указательный палец соединяется с большим, остальные прижаты друг к другу.

12. Игра “По секрету”

Логопед: мы много играли и сами устали. Пойдём отдыхать, но сначала каждый скажет мне на ушко секрет: какие слова вы запомнили на звук “У”.

Дети вспоминают и тихо говорят: утка, утюг, утёнок, устали, удивился.


13. Чтение по слогам

14. “Уроки логопеда. Учим буквы” (здесь)

  

15. “Звуки и буквы” (взято здесь) Корова слизнула букву У 

Голосовые упражнения: «Скажи «О и У» по-разному» (изменение тембра голоса) .Слайд № 6

Логопед показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука:

«О», — удивилась мама; «О», — стонет бабушка; «О», — поет певица; «О», — потягивается мама; «У», — гудит пароход; «У», — дудит дудочка; «У», — плачет мальчик.

alfavit-v-podelkah.blogspot.com

Изучаем буквы в действии!: Буква И

 0. Найти слова на букву И (отсюда)

1. Занятие про букву И



2. Загадки с обобщающим словом на И

Держится подружка за моё ушко,
Век бежит со мной стежкою одной. (Иголка с ниткой)


Её всегда в лесу найдёшь.
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Ёж)

Это разные предметы, а что их объеденяет вместе?  – Иголки!
Из скольких слогов состоит это слово? – Из трёх!
Почему? – Так как есть 3 гласных звука.
Какой слог ударный? – Второй.

3. Игра “Сломался телевизор” (идея от сюда)
Взрослый говорит звук И и выкладывает карточку с картинкой – ребёнку нужно закончить слово.
(и)грушка, (и)голка, (и)збушка, (и)рис, (и)зюм, (и)ндеец

4. Составление наглядных звукосочетаний из карточек:
ИА, АИУ, ОАИ, УИ

5. Развитие фонематического восприятия

а) хлопнуть (или поднять карточку с буквой И)  на звук [и] из звукового ряда:

=А  И  О  К  Н  У  И  И  А  И  Ы  О  У  И

б) повторить только слова со звуком “и”:

=ива, айва, утка, индюк, игра, улыбка, автобус, имя, угол, июль, иголка…

6. Упражнение с крыжками – на каждую строчку передвигаем бусинки-крыжечки:

И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать.

(Имя)

Назвать имена мальчиков и девочек, и, если ребёнок услышит в имени звук [и], то ему нужно хлопнуть в ладошки:

=Аня, Уля, Иван, Илья, Антон, Инна…

Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Ира, Настя, Вася, Коля, Анна, Ирма, Клава



7. Игра “Один-много” (взрослый кидает мяч ребёнку, называя слово в единственном числе, ребёнку нужно кинуть назад, называя слово во множественном числе)
носок – носки
иголка –
коробка –
дверь –
кружка –
индюк –
игрушка –
перчатка –
нитка –
снежинка –
мальчик –
вилка –
капля –
девочка –
зонтик –
сапог –

8. Образовать прилагательные-антонимы
высокий – низкий
широкий – узкий
большой – маленький
плохой – хороший
холодный – горячий

9. Игра “Что лишнее?” (“Четвёртый лишний”)
Выкладываются несколько картинок или предметов и надо определить в какой картинке нету звука И (или просто на слух).

1= мишка, лиса, волк, тигр
2= очки, осы, ива, индюк

10. Чудо-дерево
Нужно выбрать картинки (надписи) в названии которых есть звук И и “повесить” на дерево как листочки. Я сделала такое дерево (распечатывать на А4) и к нему листочки (А5) – даю пустые листочки, так что вы сами можете вписать туда нужные слова:


11. Найти спрятавшуюся букву И

12. Сказка про братьев Ик и Ищ (источник)
Жили-были два брата. Одного звали Ие, а другого – Ищ. Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ “портретов”). У Ика был домик, а у Ища – домище. А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение “Закончи предложение”).

У Ика не рот, а …
У Ика не нос, а …
У Ика не глаз, а … и т.д.

А что же Ищ? Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища не рот, а …
У Ища не нос, а …
У Ища не глаз, а … и т.д.

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о братце Ище.

В именах Ик, Ищ есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

13. Найди все буквы И и обведи их (источник)

14. Найди спрятанные буквы И (можно также Й) и обведи их (источник)


15. Определи букву И в неправильном положении (источник)

16. Отремонтируй буквы

17. Раскрась только те кубики, на которых написана буква И


17. Обведи контур букв

18. Найти букву И (источник)


19. “Уроки логопеда. Учим буквы” (здесь)

  

20. “Звуки и буквы” (взято здесь) Корова слизнула букву И 

alfavit-v-podelkah.blogspot.com

“Знакомство со звуками и буквами”. Занятие с детьми дошкольного возраста по подготовке к школе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия:  Познакомить детей с понятиями “звуки речи”, “буква”, дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями и показать отличие – “звук”, “буква”
  • Расширить словарный запас
  • Способствовать развитию внимания, воображения, творческих способностей, мелкой моторики
  • Развивать умения говорить и слушать
  • Пробудить интерес к самому процессу обучения, используя игру как основную форму

Оборудование:

  • Кабинет со столами, аудиомагнитофон, кассета с записью звуков природы, доска магнитная, карандаши цветные.
  • Космическое приключение.

1. ОРГМОМЕНТ

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Т.И. А вас?

Вы знаете, зачем вы сюда пришли? Чем мы будем заниматься?

2. ХОД ЗАНЯТИЯ:

Но кто это нам мешает? Это мои игрушки: лисенок, ежонок. А у них есть знакомая мудрая сова, которая всегда сообщает им много интересного. Но что случилось?

Ежик и лисенок решили рассказать вам сказку о планете звуков и букв. А вы знаете, что такое звуки речи и буквы?

Послушаем их сказку? Узнаем, какие бывают звуки и буквы. Придется совершить космическое путешествие.

Нам понадобиться транспорт, – какой?

Рисуем ракету.

3. ЗВУКИ.

МОЖЕМ ОТПРАВЛЯТЬСЯ, ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА – (появляется космическое пространство с планетами.)

Планета звуков невидимая и очень большая. Она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, но их нельзя увидеть. Их можно услышать и произнести.

Закройте глаза – что вы слышите? Аудио запись.

Как работает наша ракета? Вы правы, мы слышим это. А это значит, что мы уже приближаемся к планете звуков.

Мы пролетаем созвездие Льва – как он с нами здоровается?

Овена-барана?

Большая и малая медведицы?

Это звуки, которые издают животные, а люди произносят звуки речи. Из звуков речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.

4. ФИЗМИНУТКА

Космонавт не ленись,
Вправо, влево повернись,
Руки вверх, руки вниз
Наклонись, назад прогнись,
На одной ноге постой,
На другой ноге постой –
Это сделать нелегко.
Теперь прыгай высоко.

5. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ

Какие же они звуки речи?

Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их – гласными звуками.

6. ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ

На обратной стороне звуки – не умели петь, живли не весело, солнышко их не грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки: когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить – они заболят. (Зубы)

Посильней ты их раздуй.
На горячее подуй. (Щеки)

Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. (Язык)

 Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.

 – Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.

7. БУКВЫ

Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

Обведите буквы, которые вы знаете. (Обводим буквы.)

8. ИТОГ

  • Какие звуки речи мы знаем?
  • Как произносятся гласные звуки?
  • С помощью чего произносятся согласные?
  • Чем звуки отличаются от букв?

У вас получилась очень красивая планета. И мне хочется поблагодарить вас помощь и внимание.

3.03.2008

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Изучаем буквы в действии!: Буква А

1. Найти слова на букву А

2. Занятие: буква А (“Игры на развитие речи”), формат А5

3. Разукрашивание буквы А


4. Найти спрятанную букву А и разукрасить её
5. Найти стилизованную букву А (источник)
7. Развитие фонематического восприятия (источник)

а) присесть на звук “А” из ряда гласных звуков;
=> А  О  У  А  И  М  А  А  У б) подпрыгнуть на слог со звуком “А”;
=> НО   МУ   МА   АМ  ТУ   ИА   НИ   БА

в) повторить только слова со звуком “А”:

=> арбуз, ананас, утюг, индюк, окна……

=> Аня, Оля, Антон, Ася, Алина, Уля……


8. Образование относительных прилагательных

сок из ананаса – ананасовый;

сок из апельсин –

сок из айвы –

сок из арбуз –

сок из абрикос –


9. Развитие мелкой моторики “Акула” (отсюда)

Приплывали две севрюги,

Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

У них спины словно дуги.

Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

Налетели с двух сторон.

Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.

Ты, акула , выйди вон.

Делают  ладонями  отталкивающее движение.

10. Найти продукты на букву А

12. “Уроки логопеда. Учим буквы” (здесь) 13. “Звуки и буквы” (взято здесь) 14. В аленьком цветочке спрятались буквы А. Давай их найдём и обведём! (здесь)

16. “Найди букву А”

Я высыпала на стол все гласные буковки (из магнитного набора) и попросила на доску прикрепить только буквы А – мой сынишка, которому только что исполнилось 3 годика без проблем справился с этим!

М 3 годика

17. Из карандашей собрать букву А

М 3 годика

alfavit-v-podelkah.blogspot.com

“Звуки и буквы А, У, И”. Занятие по обучению грамоте дошкольников ⋆ Планета Детства

Программное содержание: 

— продолжать учить соотносить буквы А, У, И с соответствующими звуками, выделять гласные звуки из начала слова; конструировать буквы.

 — развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, общую моторику, мышление через отгадывание загадок;

 — воспитывать дружеские отношения в коллективе через выполнение совместных заданий.

Место проведения: группа

 ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с буквами А, У, И, картинка с  буквами, индивидуальные карточки с правильным и неправильным расположением буквами, предметные карточки-отгадки к загадкам, пластилин.

 ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворения о буквах, речевое сопровождение к пальчиковым играм с карандашом, загадки.

 ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

 — Сегодня к нам в гости придут наши друзья – буквы, но вы же знаете, они большие затейники, любят поиграть И вот сейчас они спрятались от нас и хотят, чтобы вы их нашли.

 Картинка с наложенными буквами А, У, И – дети по очереди выходят и находят по одной букве.

 II. Сообщение темы занятия.

 — Молодцы, ребята вы нашли всех наших друзей. Кто к нам пришел в гости?

 — Сегодня мы будем играть с нашими друзьями, они как всегда придумали для нас много интересных игр, заданий.

 III. Повторение стихотворения о буквах.

 — Давайте сделаем приятно нашим гостям, расскажем стихотворение, которые мы о них знаем.

«А» шалашик, посмотри,

 И скамеечка внутри.

 Буква «И» наискосок

 Примеряла поясок.

 Снизу вверх его тянула –

 К правой ножке пристегнула.

 Буква «У» совсем проста –

 Тянет ушки из хвоста.

 IV. Уточнение правильного расположения букв.

 — Наши друзья – буквы принесли нам свои новые фотографии. Но они же шалунишки, на фотографиях баловались, прыгали, давайте найдем те фотографии, на которых буквы стоят правильно, ровненько, красиво и обведем их красным карандашом в кружок. (Детям раздаются карточки с правильным и перевернутым расположением букв А, У, И).

 V. Выделение гласного звука в начале слова, соотнесение с буквой.

 — Буквы принесли нам в подарок загадки, а вот от какой буквы будет загадка вы узнаете, если отгадаете загадку и подумаете, какой первый звук в отгадке.

 Что это у Галочки,

 Ниточка и палочка.

 Палочка в руке,

 Ниточка в воде. (Удочка)

 Он большой, как мяч футбольный.

 Если спелый – все довольны,

 Так приятен он на вкус,

 И зовут его … (Арбуз)

 Одноглазая старушка

 Узоры вышивает. (Игла)

 (Дети отгадывают загадки, педагог показывает соответствующую предметную картинку, дети выделяют первый звук и соотносят с буквой).

 VI. Пальчиковая гимнастика с карандашами.

 БУКВА А

 Руки сложены в шалаш,

 Между ними – карандаш.

 Мы закончили едва –

Появилась буква «А».

 БУКВА И

 Пальцы дружно вверх глядят,

 Превратиться в «И» хотят.

 Помоги ты им, дружок:

 Карандаш наискосок

 Между пальцами зажми –

 Вот и будет буква «И».

БУКВА У

 Распрямленную ладошку

 Наклони теперь немножко,

 Карандаш потом возьми.

 Между пальцами зажми.

 Станет ясно самому –

 Это будет буква «У».

VII. Конструирование букв из пластилина.

— Нашим друзьям пора домой, но мы не можем их отпустить с пустыми руками. Давайте сделаем для них подарки. Слепим буквы из пластилина и подарим их нашим друзьям.

 — А сейчас мы выберем, кто какой букве будет делать подарок. Вот мешочек с буквами, аккуратно засовывайте в него руку, не подглядывайте, берите одну букву и угадывайте, не смотря, что это за буква.

 (По очереди дети вытаскивают по одной букве, предварительно угадав ее на ощупь, затем лепят букву из пластилина. Педагог предварительно обговаривает, из каких деталей состоит буква).

 IX. Итог занятия.

 (Дети дарят свои буквы гостям – буквам, прощаются).

Педагог интересуется у детей, в какую игру каждому из них больше всего понравилось играть с буквами.

 Автор: Андронова Наталья Андреевна,
учитель-логопед, МБДОУ    детский сад компенсирующего вида № 100 «Берегиня»
Россия, Иркутская область, г. Иркутск.

Статья размещена в авторской редакции.

planetadetstva.net

Знакомство детей со звуком и буквой «А»

Программное содержание: закрепить чёткое произношение звука «а» в словах, продолжить работу по развитию фонематического слуха, находить слова с данным звуком, определять место звука в слове, познакомить с буквой А, дать понятие «слог» и деление слов на слоги, закрепить понятия высокий — низкий, большой — маленький, развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание к слову.

Оборудование: зеркала, предметные картинки (дом, домик, большой и маленький арбуз, аист, мак, кукла Алеша, гномик Ай). Символ звука «а», буква А, пластилин, фломастеры, карточки-схемы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика. Развитие мимических мышц и дружеских отношений. Педагог показывает пиктограммы. Дети подражают изображениям. Выражая радость, печаль, злобу, веселье, удивление, страх, ласку. Педагог предлагает детям взять за руку друга, улыбнуться ему и сказать добрые слова.

2. Сообщение темы занятия.

— Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком «а» и познакомимся с буквой А.

3. Знакомство с понятием «слог». Деление слов на слоги.

Уточнить понятия большой— маленький, высокий— низкий.

На доске два домика.

— Дети, внимательно посмотрите и скажите, какие это домики?

— В большом доме живёт мальчик Алёша, а в маленьком — гномик Ай.

— Объясните почему?

— Алёша большой, высокий, а гномик маленький, низенький.

На доску выставляются две картинки большой и маленький арбузы.

— Какой арбуз отдадите Алёше, а какой Аю?

— Почему вы так решили?

— Назовите слова со звуком «а»? — Алёша, арбуз, Ай.

— Послушайте, какие эти слова по длине, одинаковые или разные?

— Все эти слова разные, одни короткие, а другие длинные.

— Давайте найдём самое короткое слово.

— Посмотрите, когда мы произносим имя гномика, ротик открывается только один раз. Если положим ладошку под бородку, то бородка только один раз дотронется до ладошки. Это слово состоит из одного слога. Мы обозначим слог одним прямоугольником.

— Давайте посчитаем слоги в слове «арбуз».

На доске выставляются две прямоугольные полоски под картинкой «арбуз».

— Сколько же раз откроется ротик в слове «Алёша»? Сколько раз бородка дотронется до ладошки? Хлопните в ладошки столько раз.

4. Упражнения в делении слов на слоги.

5. Физминутка. Ходьба по условным точкам. Развитие координации движений.

6. Знакомство с буквой А.

— Что я держу в руке? — Книгу.

— Для чего она нужна? — Чтобы читать.

— А вы можете её прочитать?

— Что это за чёрные значки?

— Это буквы. Каждый звук нашей речи обозначается буквой. Звук мы слышим, а букву видим и можем её прочитать. Когда мы узнаем все буквы, мы сможем прочитать эту книгу. А сегодня мы познакомимся с буквой А . Буква А есть большая. С неё начинаются имена, названия городов, рек, государств, континентов. Например: Аня, Африка. У большой буквы А есть маленькая сестричка, маленькая буква а. Она пишется в названиях различных предметов, в начале, в середине и в конце слова. Например: аист, пар, трава.

Буквы выставляются на доске. Рисуются в воздухе. Лепятся из пластилина.

Работа по карточке-схеме.

Дети называют слова, определяют место звука «а» в словах на карточке.

Закрашивают нужную клеточку. Печатают букву А.

8. Закрепление произношения звука «а» в словах. Игра с мячом. Педагог называет слова, дети ловят мяч и повторяют слово.

9. Итог занятия. Кто больше назовёт слов со звуком «а»

Бандурина Т.

vscolu.ru

Как научить ребенка буквам

Как научить ребенка алфавиту, как можно раньше? Как заинтересовать ребенка обучением? Какие методические пособия лучше: буквари, азбука, карточки с буквами, игры? Что делать если ребенок не хочет учить буквы? И многие другие вопросы по обучению ребенка буквам русского алфавита рассказал преподаватель детского развивающего центра.

Родители ищут новомодные методики, пытаясь понять, как научить ребенка буквам успешно и быстро, однако, далеко не всегда это приводит к ожидаемому эффекту. Для того чтобы процесс обучения детей алфавиту прошел гладко, нужно учитывать следующие моменты связанные с их психологией и физиологией – возраст, в котором лучше начинать обучение и особенности детского мышления.

Когда лучше приступать к изучению алфавита

Особенности физиологии маленьких детей таковы, что им трудно сосредоточиться на одном занятии более чем на 10-15 минут. Поэтому в возрасте 1-2 лет нет смысла заниматься целенаправленным изучением алфавита, в том виде, в котором это необходимо для дальнейшего обучения чтению. Более того, пытаясь заставить малыша запомнить буквы насильно, вы рискуете вызвать его негативную реакцию на процесс обучения алфавиту, тем самым отвращая от дальнейших занятий.

Помните, что невозможно заставить детей выучить алфавит, желательно именно заинтересовать их этим, тогда они отнесутся к занятиям благожелательно.

Важно также понимать, что нет четких возрастных границ, в рамках которых ребенок должен начать изучение азбуки. У одних детей это пройдет «на ура» уже в возрасте 2 лет, другим и в 3 года запоминание алфавита будет даваться с трудом.

Можно начинать учить буквы если ребенок:

  • легко концентрируется во время развивающих занятий;
  • обладает хорошей зрительной памятью;
  • любит, когда ему читают книги, любит их рассматривать самостоятельно.

Начинайте учить буквы с ребенком, для начала – исключительно в игровой форме.

Пособия в изучении алфавита

Безусловно, главными помощникам в этом нелёгком, но интересном деле будут букварь и азбука. Изучаем, чем отличаются эти пособия.

  • Букварь – это учебное пособие, в котором не только изображены буквы, но и изложены методики обучения чтению, но также содержатся рекомендации для родителей, как лучше выучить алфавит и проводить занятия.
  • Азбука – это ряд пособий, представляющий буквы алфавита в любом варианте. Это могут быть кубики с изображениями букв, карточки, лото, наклейки, различного рода пазлы, наборы букв на магнитах.
  • Особняком в этом ряду стоят стихотворные азбуки – когда буква, ее звучание либо изображение обыгрывается в стихотворной форме. Наиболее приятными для восприятия маленьких детей считаются стихотворные сборники С.Я. Маршака и А. А. Усачева.

Методики

Есть несколько популярный методик, как правильно учить буквы русского алфавита, в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Давайте рассмотрим их подробней.

Методика запоминания букв по образам

Суть методики: Одной из популярных методик, которую предпочитают многие родители, является обучение алфавиту следующим образом: ребенку предлагается выучить и запомнить букву, закрепив ее восприятие изображением предмета, который на эту букву начинается.

Пример: «А» в большинстве случае предполагает нарисованный рядом арбуз, «Д» — дом, «Р» — рыбу и так далее. Это не совсем правильно, и вот почему.

Минусы: Часто родители жалуются, что в итоге ребёнок запоминает не произношение отдельно взятой буквы, а всю зрительную цепочку целиком – то есть  «А» у него – это арбуз. И в дальнейшем на просьбу показать «А» ребенок показывает на арбуз, а когда спрашиваешь его, какая это буква, он отвечает – «арбуз».

Совет: Поэтому профессиональные педагоги рекомендуют использовать такие азбуки или карточки, только на начальном этапе – в возрасте 2-3 лет, для того чтобы заинтересовать детей самим изучением алфавита.

Интересная методика Бахтиной

В последнее время большую популярность в обучении детей алфавиту и чтению приобрела методика Е. Бахтиной – педагога и автора одноимённого букваря.

Суть методики: Е. Бахтина предлагает выучить алфавит следующим образом: закрепить за каждой буквой ее определённый образ, ассоциацию, которая возникнет у малыша, когда он будет видеть ее. Так, например, «А» может ассоциироваться у ребенка со звуком, который издают маленькие дети, когда еще ничего не умеют говорить.

Е. Бахтина предлагает воспользоваться тем, что начертания многих букв можно подкрепить аналогией с изображениями предметов, уже знакомых малышу.

Пример: Бегемот с большим животиком, очень похож на изображение «Б», «У» хорошо напоминает улитку, несущую на спине домик, а «Е» и «Ё» отличаются друг от друга тем, что у «Е» «глазки» закрыты и их не видно, а у «Ё» — открыты.

Недостатки: Нужно сказать, что изучение букв по этой методике требует достаточно развитого ассоциативного мышления, а это не обязательно свойственно каждому ребенку.

Плюсы: Е. Бахтиной пользуется популярностью, так как процесс изучения алфавита изложен в ней четко и последовательно, что позволяет пользоваться ею не только профессиональным педагогам, но и родителями самостоятельно.

Скачать букварь Елены Бахтиной

Основные рекомендации в изучение букв по классической методики

Для того чтобы лучше понимать, как научить ребенка буквам, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Сделайте карточки с изображением всех букв алфавита, желательно чтобы на карточках не было изображено ничего более, кроме самой буквы, при этом она должна быть яркой и красочной, на светлом фоне. Прикрепляйте карточки по мере изучения над рабочим столиком ребенка, либо на стене его игровой комнаты, тренируя, таким образом, его зрительную память.
  • Выучить простейшие гласные «А», «О», «У», «И» на начальном этапе будет проще, поэтому начинайте обучение с них. Произносите их правильно, как бы, «пропевая». В дальнейшем это сильно поможет, когда вы будете учить ребёнка составлять слоги.
  • Нужно обучить ребенка произносить не название буквы — «ЭМ», «ЭС», «ЖЭ», а ее произношение, звук «ММММ», «СС», «ЖЖ».
  • Изучение согласных начинайте с «Б», «П», «М», «Н», «Т», «Г», «К».  Щипящие согласные «Ч», «Щ», «Щ» лучше выучить в последнюю очередь, особенно если их произношение вызывает у малыша затруднения.
  • Не спешите! Если ребенку трудно запоминать какие-то буквы, сделайте перерыв. Через время вернитесь к ним снова.
  • Изучаем буквы не только, когда вы занимаетесь дома, но и на улице, во время прогулок. Предлагайте юному ученику узнавать уже знакомые буквы на вывесках, в названиях магазинов.

Подробней об этих и других рекомендациях — в отдельной статье по ссылке. 

Изучаем буквы с удовольствием

Занятия по обучению маленьких детей чему-либо должны проходить с удовольствием, в обстановке дружелюбной и спокойной. Старайтесь разнообразить  изучение алфавита чтением стихотворных азбук, отгадыванием загадок, заучиванием стишков и скороговорок.

Не спешите с обучением малыша письму, для начала необходимо, чтобы он успешно запомнил все буквы, мог называть их быстро и без затруднений, и лишь после это можно начинать учить ребенка писать буквы. Для полноценного и эффективного обучения письму понадобятся специальные пособия – прописи с буквами.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Развивающий мультфильм — «Лунтик учит буквы»:

marypop.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *