Познавательное

Игры по математике 2 класс задачи – Упражнения и задания по математике для 2 класса. Математические задачи и игры для 2 класса.

Математическая игра для 2 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие по математике

«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА»

для учащихся 2в класса

Подготовила

учитель начальных классов Нуйя Л.А.

Цель: привлечение внимания детей к изучению математики, содействие

развитию математических способностей.

Задачи:

  • уметь применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.

  • развивать речь детей, математическое мышление, внимание, память.

  • воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества учащихся, прививать интерес к математике.

  • вовлечь родителей во внеурочную деятельность.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран

Оборудование:

жетоны трёх цветов для формирования команд;

– карточки с заданиями;

– компьютер, проектор,

– для жюри «оценочные листы»;

Подготовительная работа:

– украсить класс;

– песня «Дважды два – четыре»;

Жюри: ученики 6в кл: Тимофеева Д, Позерн М, Федичкин А.

Правила игры:

Участвуют 3 команды по 9 человек.

За каждый правильный ответ команда получает баллы.

Выигрывает команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.

Ход игры

Организационный момент.

– Дорогие ребята!. Сегодняшняя игра для умных и находчивых, великодушных, добрых и чутких. Сегодня не совсем обычная встреча!

Эта игра науке посвящается,

Что математикой у нас с любовью называется.

Чтобы этот марафон

Вам по душе пришёлся он,

Нужно знания иметь прочные,

Быть весёлым и находчивым.

– Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику? (варианты ответов)

Читаем таблички, прикреплённые на стены.

Без счёта не будет на улице света.

Без счёта не может подняться ракета.

Без счёта письмо не найдёт адресата.

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа!

– Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний. Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику.

И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.

«Математика царица всех наук». Так считали многие известные ученые, писатели и художники. В своей жизни вы, наверное, неоднократно слышали высказывания великих людей о математике. Вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

(дети читают высказывания на экране, объясняют их смысл)

“Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты” (Архимед)

“Величие человека – в его способности мыслить” (Блез Паскаль)

– Наше соревнование – это, прежде всего – игра. Дружелюбное отношение в игре – закон.

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

Ваша победа зависит от того, насколько правильно, дружно и быстро вы будете выполнять задания.

Конкурсная программа.

Класс рассажен за три стола. Одна команда (1й стол) называется «Три», вторая (2й стол) «Пять», третья (3й стол) «Семь».

– За игрой следят судьи, они отмечают ваш ум, дисциплину, активность. В конце игры выявляется команда-победитель, заработавший наибольшее количество баллов.

– За нарушение правил игры и дисциплины – начисляются штрафные очки.

1.

Для подготовки к игре всем ребятам было предложено найти и принести книгу, в названии которой есть цифры. За одну книгу – одно очко команде.

2.

Каждой команде зачитываются по очереди задачи, команда решает, говорит ответ.

1) Семь малышей кота морского

Уселись в полосе прибоя.

Принять холодный свежий душ

Ещё приплыли 25 медуз.

Сколько маленьких животных

Плещется в волнах холодных? (7+25=32)

2) Вот двадцать зайчат

По дорожке идут.

За ними вдогонку

Шестнадцать бегут.

Так сколько ж всего

По дорожке лесной

Торопится в школу

Зайчишек зимой?(20+16=36)

3) У Артёма 30 марок,

У Дениса ровно 5.

А у Риты с Валентиной

Их всего десятков пять.

Сосчитайте все марки у ребят. (30+5+50=85)

4) Дед Игнат сказал соседу:

-Мне уж сотня лет к обеду!

-Ты прибавил 30 лет!

Возразил ему сосед.

Прошу, ребята сосчитать,

Сколько прожил дед Игнат. (70)

5) Под дубом двое малышей

Собрали 40 желудей.

Один собрал 15 лишь.

А сколько штук другой малыш?(25)

6) Вот двадцать зайчат

По дорожке идут.

За ними вдогонку

Шестнадцать бегут.

Так сколько ж всего

По дорожке лесной

Торопится в школу

Зайчишек зимой?(36)

7) В киоске школьница Маруся.

Тетрадей 30 штук купила.

В 6 тетрадях уже написала.

А сколько их не начинала?(24)

8) Трактор медленно ползет,

20 бревен он везет.

Сбросив 3 бревна на стройке,

Повезет тогда он сколько?(17)

9) Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал тридцать окуней.

Рыбак Евсей-четырех карасей.

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (36)

3)

конкурс – «ЛИШНЕЕ ЧИСЛО».

– Прочитайте числовой ряд. Назовите, какое число лишнее и почему?

1. 10,15,20,25,29.

2. 50,80,19,20,70.

3. 63,23,58,13,83.

4)

конкурс – «ЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦОВКИ».

– Вооружитесь логическим мышлением и закончите фразы.

(1 команде) 1. Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)

2. Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)

(2 команде) 3. Если 36 больше 35, то 35… (меньше 36)

4. Если тигр сильнее волка, то волк… (слабее тигра)

(3 команде) 5. Если 1 отрезок короче второго, то второй… (длиннее первого)

6. Если Таня вышла из дома раньше Светы, то Света… (вышла из дома позже Тани)

5)

конкурс – «ЭРУДИТЫ, ВПЕРЕД!».

– Конкурс капитанов. Вместо вопросительных знаков поставить знаки «+» и «-» так, чтобы получились верные равенства. Одновременно нарисовать круг, треугольник.

1) 4 ? 2 ? 6 ? 3 ? 5 = 10 ( 4+2+6+3-5=10 )

2) 8 ? 1 ? 7 ? 5 ? 9 = 10 ( 8-1+7+5-9=10 )

(Пока капитаны выполняют своё задание, остальные участники игры отгадывают загадки)

6)

1.Два кольца, в середине нет гвоздя,

Если я перевернусь, то совсем не изменюсь.

Какая цифра я? (8)

2.Вид её – как запятая, хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев, а лентяи её нет. (2)

3.Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка?

Если на голову встанет, ровно на 3 меньше станет. (9)

4.Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу,

Очень рад бываю я, а со мною вся семья. (5)

5.Похожа цифра на крючок,

А может на обломанный сучок. (1)

6.Ты на змейку посмотри – да ведь это цифра…(3)

7)

конкурс – «ЧИСЛА В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ».

– Нужно вставить пропущенные числа в пословицах и поговорках.

1)…одной рукой в ладоши не хлопнешь.

2) … одно дерево срубишь –…два посади.

3) …одна голова хорошо, а … две лучше.

4) … семь раз отмерь, …один раз отрежь.

5) … один за всех и все за …одного.

6) Конь о … четырёх ногах, да и то спотыкается.

8)

конкурс – «ассоциативный куст».

– За ответить каждой команде на большее количество вопросов.

1.Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.Сколько дней в неделе? (7)

3.Как назвать число, в котором 10 десятков? (сотня)

4.Какое самое большое двузначное число? (99)

5.Сколько сантиметров в 1 метре? (100)

6.Горело 7 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? (5)

7.Сколько ушей у 4-х мышей? (8)

8. На столе 4 груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (4)

9. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько у нее было яблок? (3)

10. У стола 4 угла. Один отпилили. Сколько углов осталось? (5)

11. Росло 4 груши. На каждой по 3 большие ветки, на каждой большой ветке – по 3 маленькие, на каждой маленькой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (0)

12. Когда произведение равно нулю? (Когда хотя бы один из множителей равен нулю).

13. Результат вычитания? (Разность).

14. На какое число нельзя делить? (на 0).

15. Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр).

1.Сколько букв в слове «школа»? (5)

2.Сколько сторон у квадрата? (4)

3.Как называется результат при сложении? (сумма)

4.Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

5.Какое самое маленькое трёхзначное число? (100)

6.Рыболов за 2 минуты поймал 4 рыбки. За сколько минут он поймает 8 таких рыбок? (4)

7.Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало? (5)

8.Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку 3 яйца? (3 мин)

9.12 братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят! Что это за братья? (месяцы)

10. Сколько цифр вы знаете? (Десять).

11. Наибольшее трехзначное число? (999).

12. Прибор для измерения углов? (Транспортир).

13. Наибольшее двузначное число? (99).

14. Прибор для построения окружности? (Циркуль).

15. Сколько минут в часе? (60).

1.Сколько слогов в слове «Буратино»? (4)

2.Сколько десятков в числе 18? (1)

3.Какое самое любимое число в сказках? (3)

4.Сестре 2 года, брату – 5 лет. Сколько лет будет сестре, когда брату будет 8 лет? (5)

5.Сколько месяцев в году? (12)

6.На одной ноге стоит гусь и весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на 2 ноги? (3)

7.Сколько сантиметров в 1 дециметре? (10)

8.Сколько концов у двух палок? (4)

9. Сколько сантиметров в метре? (100).

10. Результат вычитания? (Разность).

11. Сколько секунд в минуте? (60).

12. Результат деления? (Частное).

13. Сколько нулей в записи числа миллион? (6).

14. Результат умножения? (Произведение).

15. Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр).

1. Сколько ушей у трёх мышей? (6)

2. Сколько лап у двух медвежат? (8)

3. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (1)

4. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1)

5.Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5)

6. Когда произведение равно единице? (Когда хотя бы один из множителей равен 1).

7. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( отдать одно яблоко вместе с корзиной).

8.На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько — на берёзе яблоки не растут.)

9. Что тяжелее: 1кг ваты или 1 кг железа? (равны)

10. На какое число нельзя делить? (на 0).

11. Наибольшее двузначное число? (99).

14. Результат деления? (частное).

15. Как называется произведение длины многоугольника на его ширину? (площадь).

9)

конкурс – «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»

– Нужно составить как можно больше слов из букв слова “ТРЕУГОЛЬНИК” (е=ё)

(Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)

Заключительная часть

«ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ»

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в игре отличился?

– Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!

(команды награждаются ….

Цветами радуги жюри выкладывает слово «МОЛОДЦЫ!»

ПРИЛОЖЕНИЕ:

6 конкурс – «ЭРУДИТЫ, ВПЕРЕД!».

– Конкурс капитанов. Вместо вопросительных знаков поставить знаки «+» и «-» так, чтобы получились верные равенства.

1) 4 ? 2 ? 6 ? 3 ? 5 = 10 ( 4+2+6+3-5=10 )

2) 8 ? 1 ? 7 ? 5 ? 9 = 10 ( 8-1+7+5-9=10 )

7 конкурс – «ЧИСЛА В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ».

– Нужно вставить пропущенные числа в пословицах и поговорках.

1)…рукой в ладоши не хлопнешь.

2) … дерево срубишь –…посади.

3) … голова хорошо, а … лучше.

4) … раз отмерь, …раз отрежь.

5) … за всех и все за ….

6) Конь о … ногах, да и то спотыкается.

9 конкурс – «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»

– Нужно составить как можно больше слов из букв слова “ТРЕУГОЛЬНИК” (е=ё)

(Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)

Без счёта не будет на улице света.

Без счёта не может подняться ракета.

Без счёта письмо не найдёт адресата.

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа!

infourok.ru

Сборник дидактических игр на уроках математики для 2 класса

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

на уроках математики

для 2 класса

Составитель: учитель начальных классов

Дмитриева В.Н

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1. Дидактические игры, рассчитанные на весь урок

1.1. Веселая математика

6

1.2. Путешествие на луну

10

1.3. Математическая зимушка

14

Глава 2. Дидактические игры, рассчитанные на этап урока

2.1. Математические игры

17

2.2. Старинные задачи

21

2.3. Занимательные задачи

23

2.4. Задачи-шутки

29

2.5. Математические ребусы

31

2.6. Математические кроссворды

33

2.7. Математические головоломки

37

Список литературы

41

ВВЕДЕНИЕ

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Проходит время, ребенок подрастает, и вот ему уже пора идти в школу. В школе ему придется столкнуться с множеством трудностей, получить огромное количество новых впечатлений, приобрести принципиально иной, чем в семье опыт общения. Все это требует немало усилий как умственных, так и эмоциональных. Процесс овладения новыми знаниями и навыками будет протекать для ребенка легче и эффективнее, если педагоги смогут внести в него определенную долю игры. Эта форма умственной деятельности является для ребенка привычной, а потому помогает ему справиться с трудностями, ожидающими его в первые годы обучения.

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Вообще термин «игра» включает в себя разнообразные виды деятельности. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание. Одиночная игра развивает индивидуальные качества ребенка, знакомит его с характеристиками и свойствами тех или иных предметов. Игра в группе приучает ребенка к общественной жизни, социальным ролям и отношениям между людьми. Ролевые игры помогают ученику осваивать нормы и стереотипы поведения в современном обществе. Таким образом, можно дать игре четкое определение. Игра представляет собой вид деятельности, в которой человек добровольно принимает участие и получает удовольствие и возможность исследовательского поведения.

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития», в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью…

Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенка своего участия в игре.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми, и интерес к игре быстро угасает.

Форма проведения игры может быть разной:

Дидактические игры представляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, память, познавательную активность. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требует не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило или то и другое.

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на: сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны соответствовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослым, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

В этом сборнике собран интересный и полезный материал, который можно учителю начальной школы включить в ход уроков: разнообразить его, дать возможность ученикам несколько минут отдохнуть, восстановиться физически и эмоционально. Предлагаемые игры помогут учащимся, с одной стороны, лучше усвоить изучаемый материал, сформировать познавательную активность, а с другой – снимут напряжение и усталость. Игры подобраны несложные по содержанию, соответствующие умственному развитию детей 7-10 лет.

Игровая деятельность как элемент урока мо­жет применяться на любом этапе его — от провер­ки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в обучении младших школьников игр. В игре для ребенка появляется возможность добывать знания самостоятельно; он ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Каждый педагог может найти несколько минут в учебном дне для того, чтобы окунуться с младшими школьниками в игровую деятельность. Игры повышают эмоциональный тонус школьника, а без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности. Использование игровых технологий несомненно даст заметный эффект в развитии детей, а также, улучшит эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные тенденции школьного обучения.

ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, РАСЧИТАНЫЕ НА ВЕСЬ УРОК

1.1. Веселая математика

Ход мероприятия:

– Внимание! Внимание!

Ну-ка, в сторону карандаши!

Ни костяшек, ни ручек, ни мела.

Устный счёт! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

– Ребята, на каком уроке вы часто слышите такие слова? Сегодня у нас тоже урок математики, но он необычный. Давайте хором прочитаем тему нашего урока (ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА).

– Сегодня на уроке

Затеи, и задачи,

Игры, шутки – всё для вас!

Пожелаем всем удачи!

За работу, в добрый час!

– Итак, задания будем выполнять командами (2 команды).

1 задание:

– 2 класс, прочитайте как можно быстрее пословицу о науке математике (один читает)

«Не выучил таблицу умножения – не будет тебе в жизни продвижения».

– Ты будешь капитаном первой команды.

«Будет проще жить, если будешь друзей умножать и радость делить».

– Ты будешь капитаном второй команды.

2 задание:

Итак, капитаны команд уже заработали по 1 очку для своей команды, а теперь наберём сами команды. (По очереди задавать вопросы учащимся. Тот, кто отвечает на вопрос, становится членом команды и приносит ей очко. В каждой команде вместе с капитаном 8 человек.

1. Загадка:

Мой дружок – циркач лихой,

Чертит круг одной ногой. (Циркуль)

2. Решите: XII – V=

3. Продолжи ряд: 1,2,4, 8,…..

4. Загадка:

То считаю втихомолку я,

То костяшками стучу.

Если правильно считать,

То всегда получишь 5. (Счёты.)

5. Задача:

Девять расписных матрёшек:

В каждой – 5 дочурок-крошек.

Если бы все дочки рядом встали,

Сколько бы вы их насчитали? (45)

6. Какой фигуры не хватает?

7. Первый Назар шёл на базар,

второй Назар – с базара.

Какой Назар купил товар,

какой шёл без товара?

(С товаром тот, который идёт с базара.)

8. Бабка в горшок посадила горох,

И урожай получился неплох.

В каждом стручке – по 4 хороших,

Крупных, да чистых, и вкусных горошин.

Собрано бабкой 17 стручков.

Надо узнать: урожай-то каков? (68)

9. Росли 2 вербы.

На каждой вербе по две ветки.

На каждой ветке по 2 груши.

Сколько всего груш?

10. Мельник пришёл на мельницу.

В каждом углу он увидел по 3 мешка,

на каждом мешке сидели по 3 кошки,

у каждой кошки по 3 котёнка.

Сколько ног было на мельнице? (Две.)

11. Сколько минут нужно варить яйцо, сваренное вкрутую?

12. Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько всех? (3)

13. Маленькому Родику

минуло два годика.

А его сестричка Аза

Старше Родика в 3 раза.

Отыщите-ка ответ:

Сколько нашей Азе лет? (6)

14. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше.

Сколько всего было яблок? (10)

3 задание:

– Итак, команды набраны, а названий у них нет.

Соедините на скорость числа по порядку и узнайте своё название.

Ответы: Жираф, Лошадка

4 задание:

– (Конкурс капитанов.) В течение 10 секунд посмотреть на фигуру и за то время, пока все учащиеся споют песню «Дважды два – четыре», разрезать квадрат и по памяти выполнить аппликацию на своём листе. Побеждает тот, кто выполнил аппликацию точнее и быстрее.

6 задание:

– Помоги своей команде набрать очки. Скоро Новый год. Нужно нарядить к празднику ёлочку. Для этого нужно ответить на вопросы, которые написаны на новогодних шарах. Если член команды не отвечает, один раз ему может помочь болельщик из его класса.

1. Как найти неизвестное уменьшаемое?

2. Как найти неизвестное делимое?

3. Сколько в одном дециметре сантиметров?

4. Сколько в одном центнере килограммов?

5. Как найти цену?

6.Чему равна одна пятая часть числа 15?

7. Что значит умножить одно число на другое?

8. Назовите переместительное свойство сложения.

9. Сколько миллиметров составляют 1дециметр?

10. Сколько миллиметров составляют 1метр?

11. Назови действие, обратное действию вычитания.

12. Назови действие, обратное действию деления.

13. Если уменьшаемое увеличится, то, что произойдёт с разностью?

14. Назови самое большое четырёхзначное число.

15. Назови самое большое двузначное число.

16. Если делитель увеличится, то, что произойдёт с частным?

Итог:

Подсчитываются баллы, награждаются команды.

1.2. Путешествие на луну.

–Здравствуйте, ребята. Какое у вас настроение? Покажем все хорошее настроение. Поднимем руки, потянемся к солнышку. Почувствуем его тёплые лучи. Улыбнёмся друг другу. Начинаем наш урок. Откройте тетради, запишите число. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Для того чтобы узнать куда, нужно отгадать загадки.

1. Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …(телескоп)

2. Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …(астроном)

3. Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …(Луна)

4. До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …(ракета)

5. У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски …Космонавт

– Кто догадался, в какое путешествие мы отправляемся? Правильно, в космос, а точнее на Луну. Давайте подумаем с вами, каким должен быть настоящий космонавт?

Настоящий космонавт должен быть сильным, выносливым, уметь оказывать помощь и хорошо знать математику, уметь считать, решать, вычислять.

Итак, все готовы к полёту? Встали, поднимаем руки вверх, закрываем глаза. Начинаем отсчёт. Считаем десятками от 10 до 100. Открываем глаза, садимся. Считаем десятками назад от 100 до 0.

– До Луны мы долетаем.

И посадку совершаем.

Здесь нас радостно встречает….

Лунтик. Будет нас сопровождать и задания давать.

Испытание нас ждёт,

Отправляемся вперёд.

Задание 1:

– Приготовьте веера чисел. Посмотрите, какое первое задание приготовил вам Лунтик.

1. В небе скворушки порхали.

20 штук мы насчитали.

Пять из них улетели,

Остальные звонко пели.

Ты их сосчитай скорей.

Сколько в небе пернатых друзей?

2. На аэродроме самолёты

Ровно в ряд стояли.

Мы их 12 насчитали.

Два самолёта в воздух поднялись.

Сколько осталось?

Сосчитать не ленись.

3. С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Шесть кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?

4. Если звёздочку возьмём,

То 5 лучиков найдём.

Три звезды себе представьте,

Все лучи сосчитайте.

Задание 2:

– Посмотрим, как графически записан пример.

– Что обозначают треугольники?… (Десятки)

– Что обозначают точки?… (Единицы)

– Прочитаем пример.

Чтение с места: Двадцать четыре плюс тринадцать равно тридцать семь.

– Запишем его с помощью цифр: 24 + 13 = 37.

– Как сложить двузначные числа?

(Дети высказывают своё мнение)

– Чтобы сложить…

ПРАВИЛО-ВЫВОД

– На доске графически записан следующий пример.

– Прочитаем его.

…Сорок пять минус четырнадцать равно тридцать один.

– Запишем его с помощью цифр 45 –14 = 31

– Сделаем вывод: чтобы вычесть двузначные числа, нужно из единиц вычесть единицы, а из десятков – десятки.

Задание 3:

– Третье задание, которое предлагает выполнить Лунтик «Математический диктант». Записывать будем только ответы в одну строку.

1. 40 увеличить на 8

2. 52 уменьшить на 20

3. К 40 прибавить столько же

4. Какое число предшествует числу 60?

5. Первое слагаемое 10, второе слагаемое 7. Найти значение суммы.

6. Найдите значение разности чисел 66 и 6

7. 3 дм 2 см. сколько это сантиметров?

8. Уменьшаемое 90, вычитаемое 50. Найдите значение разности.

(48, 32, 80, 59, 17,60, 32 см, 40)

– Какое число можно назвать лишним? Это величина или именованное число? Выпишите ниже круглые числа. (80, 60, 40) Какую закономерность заметили? Продолжите ряд чисел.

(80, 60, 40, 20, 0)

– Оставшиеся числа представьте в виде суммы разрядных слагаемых.

Задание 4:

Учитель. Молодцы! Лунтику понравилось, как вы справились, и он просит помочь разобраться со следующим заданием. Он перепутал все ключи и не может открыть двери. Поможем ему?

70+20, 80+5, 40-20, 39-30, 16-6

Космическая Физкультминутка:

– Сейчас все встаньте, изобразите, как ходят на Луне, т.е. ноги на ширине плеч и медленно прыгаем вбок.

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх.)
А внизу леса, поля –
(Наклониться.)
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны.)

Задание5:

– Продолжаем наше путешествие. Сейчас Лунтик предлагает вам поиграть в игру «Шестой лишний».

1. 30, 32, 10, 40, 80, 60 (Лишнее число 31, т.к. все остальные числа круглые).

2. 12, 13, 16, 18, 22, 19 (Лишнее число 22, т.к. это число третьего десятка, а остальные числа второго десятка. 22, т. к. количество единиц и десятков в этом числе одинаковое, а в остальных числах – разное).

3. 47, 27, 17, 68, 67, 97 (Лишнее число 68, т. к. во все остальных числах количество единиц равно 7).

4. 21, 43, 32, 87 45, 65 (Лишнее число 45, т. к. во всех остальных числах количество десятков на 1 больше, чем количество единиц, а в числе 45 количество десятков на один меньше, чем количество единиц).

Задание 6:

– Лунтик просит вас прочитать следующее задание. Сравнить, поставить знак «больше», «меньше» или «равно». Составьте самостоятельно одно неравенство и одно равенство и запишите.

Задание 7:

– Прочитайте задание «12 апреля». Каждый человек должен знать историю своего народа. Кто знает, что это за дата? 12 апреля – День космонавтики. В этот день в 1961 году первый космонавт совершил полёт в космос на космическом корабле-спутнике «Восток». Он облетел земной шар за 108 минут (это приблизительно три урока) и благополучно вернулся на Землю. Кто знает фамилию космонавта? Чтобы узнать фамилию космонавта, нужно расположить данные числа в порядке возрастания.

г

г

и

н

а

р

13

15

2

65

81

37

52

– Ребята давайте запишем фамилию первого космонавта в тетрадь. Какую орфограмму нужно вспомнить, чтобы правильно записать слово? (Фамилии пишутся с заглавной буквы.) Посмотрите на числа, которые мы расположили в порядке возрастания. Используя только эти числа, составьте равенства.

– Обменяйтесь тетрадями. Будем проверять так: около верно составленного выражения ставим карандашом «+», если неверно составлено выражение (используются другие числа, неправильный ответ) ставим «-».

Итог урока:

– Наше космическое путешествие подходит к концу. Лунтик говорит нам, что мы – молодцы. Вы отлично справились со всеми заданиями. Наша ракета нас ждёт. Пора возвращаться на Землю. Устраиваемся поудобнее, начинаем отсчёт – 10, 9, 8, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, … ВПЕРЁД!

1. 3. Математическая зимушка.

– Прозвенел уже школьный звонок,

Он позвал нас всех на урок.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны.

Будем сегодня задачи решать,

Будем складывать и вычитать.

Мы будем готовиться к контрольной работе, которая ждёт нас на этой неделе.

Разминка:

1. Наступил декабрь, на землю упали 3 шишки, а потом ещё 2. Сколько всего шишек упало на землю?

2. Дети лепили снеговика. После прогулки на батарее сохло 14 мокрых варежек. Сколько детей лепило снеговика?

Задание 1:

1. Самое маленькое двузначное число.

2. Самое большое двузначное число.

3. На сколько одно больше другого?

4. Назовите все двузначные числа, число единиц в которых равно 5.

5. Назовите все двузначные числа, число десятков в которых равно 5.

Задание 2:

– Вставьте пропущенные единицы, так чтобы равенства стали верными

1…= 10

1…= 60

1…= 90

Задание 3:

– Замените словесную запись числовым выражением (на доске):

Задание 4:

– Самостоятельная работа по вариантам.

1. 54+20 70-5 60+18 43-2

2. 20+14 60-8 46+30 88-7

Задание 5:

– У нас сегодня в гостях сказочный герой. Что это за звуки? Кто это? У Карлсона для вас конверт с заданиями. Это задачи.

1. Фрекен Бок испекла 10 ватрушек, а плюшек на 4 больше. Сколько плюшек испекла Фрекен Бок? Кто может записать краткое условие задачи? Выберите верное выражение:

10+4

10-4

10+ (10+4)

(10+4) -10

– Почему именно это? Давайте запишем в тетрадь решение этой задачи. Как нужно изменить вопрос, чтобы задача решалась выражением 10+(10+4)? Сколько получится?

2. В коробке было 13 конфет. Малыш успел съесть 5 конфет, остальные конфеты съел Карлсон. Кто может решить эту задачу? Правильно, это не задача. Здесь не хватает вопроса. Какой вопрос можно поставить? Сделаем чертёж к задаче.

Задание 6:

– Ребята, мы с вами знаем, что Карлсон большой сладкоежка. А если бы у вас было 13 конфет, как бы вы поделили их со своим другом или подругой.

Задание 7:

– Карлсон полетел к себе в домик на крыше. Он выглядит вот-так. Сколько здесь треугольников?

– Карлсон улетел, а Малыш остался делать уроки. Ему задали расшифровать очень сложный пример. Давайте поможем Малышу.

1А+ 2А+3А=7А

– Малыш благодарит вас за помощь.

Подведение итогов:

– Вам понравился сегодняшний урок? Давайте вспомним, какие задания мы выполняли. Какое задание вам особенно понравилось? Какое было самым трудным? Самым легким?

Карлсон и Малыш передали для вас подарки – это раскраски. Дежурные раздают.

ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, РАСЧИТАНЫЕ НА ЭТАП УРОКА

2.1. Математические игры

«Назови соседей»

Играющие ученики садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.

После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.

«Быстро занять места!»

Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку.

«Эхо»

Школьники идут в колонне по одному. Учитель называет число, а дети как эхо, повторяют его и последующее (повторяют его и предыдущее).

«Кто ушел?»

Ученики строятся в круг. Водящий встает в центр круга, запоминает, какие цифры на карточках в руках у детей (только четные; только нечетные; по возрастанию; по убыванию и т.д.) закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель спрашивает у водящего: «Отгадай, кто ушел?» (какой цифры не хватает). Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.

«Знают все свои места!»

Учащиеся строятся на площадке в шеренгу. Каждый получает карточку с примером типа: 5 – 2; 8 + 2; 3 + 4.… С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по площадке и дружно говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та.

За это время учитель на площадке в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10.

После сигнала учителя дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.

«Передай кубик»

На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.

По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.

Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.

Игра повторяется 2-3 раза.

«Микрокалькулятор»

Мы устали от сложения

И тетрадки спрятали,

Дайте нам для ускорения

Микрокалькуляторы.

Дети делятся на две команды. Игроки решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути в корзине столько предметов, какой ответ получился при решении примера на карточке. Например, 3 – 2 = 1, значит, игрок берет 1 предмет.

Примеры на карточках:

Команда 1 Команда 2

5 – 3 8 + 2

6 – 4 10 – 3

8 – 1 7 + 2

3 + 4 8 – 6

7 + 3 9 – 7

У каждой команды должно получиться в конце эстафеты по 30 предметов.

«Парная игра»

Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной).

«Зрительный диктант»

Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3 – 5 геометрических фигур. Две команды под музыкальное сопровождение 1 – 2 минуты, должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более крупного размера и назвать их.

Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется с заданием.

«Построение в шеренгу»

Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает им следующие задания:

– Кто в классе самый высокий?

– Какой по росту Саша? (Саша самый низкий.)

– Кто твой сосед слева? Справа?

– Между кем и кем ты стоишь?

– Шаг вперед сделает Маша.

– Таня, сделай шаг влево.

– Сзади Тани встанет Аня, а впереди Сережа.

«Живые числа»

Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.

«Белочка и грибы»

Кто по елкам ловко скачет?

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».

«Кто быстрее нарядит ёлочку?»

Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.

«Строим дом»

Мы построили просторный

Четырехэтажный дом,

И для всех своих игрушек

Место в доме мы найдем.

В доме окна есть и двери,

Крыша крашеная есть…

Здесь поселятся игрушки.

Хорошо им будет здесь!

После прочтения стихотворения учитель говорит:

Сегодня будем строить дом

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым!

После этих слов из различных геометрических фигур, учащиеся на партах, у доски строят дом. Затем называют геометрические фигуры, отвечают на вопросы: Сколько? Каких фигур больше?

«У кого больше фигур?»

У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).

Назначают пять водящих. По сигналу учителя они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Тот ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или деление. Водящий тихо, чтобы никто не слышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру. Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем. Возможен и обратный вариант игры.

«Мальчики – девочки»

Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной. Если карточка красного цвета, то ответ хором называют девочки, если синего – мальчики. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.

«Не скажу»

Учащиеся считают от 1 до 40 по одному. Вместо чисел, которые, например делятся на 2, они говорят “Не скажу!” В игре происходит целенаправленное формирование механизма произвольного переключения внимания.

«Кто быстрее, кто вернее»

Учитель раздаёт на каждый ряд по одному комплекту цифр от 1 до 9 так, что каждому ученику достаётся какая-то одна цифра. Учитель читает примеры вслух (4 * 4, 9 * 2 и т.д.). Учащиеся должны быстро сообразить, сколько получится, выйти к доске, если нужная для ответа цифра у него, и составить число-ответ.

За каждый верно показанный ответ начисляется одно очко, если ряд успел первым показать его. Ряд, набравший большее количество очков, выигрывает.

«Живая математика»

У учащихся на груди таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает примеры. Встаёт ученик, у которого есть цифра-ответ. Лучше давать примеры на деление, чтобы получались однозначные цифры. В случае двузначного ответа должны встать два ученика. Проводить игру желательно в конце урока для повышения двигательной активности учащихся. Также можно раздавать по несколько одинаковых цифр, привлекая большее количество детей.

2.2. Старинные задачи

Ещё в древней Руси люди решали разные задачи. Например в XIX веке в деревнях загадывали:

1. «Шли семь старцев.

У каждого старца по семи костылей.

На каждом костыле по семи сучков.

На каждом сучке по семи кошелей.

В каждой кошеле по семи пирогов.

В каждом пироге по семи воробьев.

Сколько всего?»

2. Как записать число 100 шестью цифрами 4?

3. Как записать число 100 семью цифрами 4?

4. Как записать число 1000 пятнадцатью цифрами 4?

5. Летела стая гусей , а навстречу ему ещё гусь. Гусь говорит: « Здравствуйте, сто гусей». А ему отвечают : «Нас не сто гусей, а меньше. Если бы нас было столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да ты, гусь, вот тогда было бы нас сто гусей» . Сколько гусей было бы в стае?

6. Семь старух отправились в Рим. У каждой старухи по семи ослов, каждый осел несёт по семи мешков, в каждом мешке по семи хлебов, в каждом хлебе по семи ножей, каждый нож в семи ножнах. Сколько всего предметов?

7. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это?

8. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?

9. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

10. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан?

11. На четырёх ногах стою, ходить же вовсе не могу.

12. Может ли дождь идти два дня подряд?

13. Двенадцать братьев друг за другом стоят, но друг друга не видят.

14.Первый Назар шёл на базар,

Второй Назар с базара.

Какой Назар купил товар,

Какой шёл без товара?

15. Какой знак надо поставить между написанным рядом цифрами 2 и 3, так чтобы получилось число, больше двух, но меньшее трёх?

16. Половина – треть его. Какое это число?

17. Когда моему отцу был 31год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь?

18. За книгу заплатили 1 рубль и ещё половину стоимости книги. Сколько стоит книга?

19. У одного папы спросили : « Сколько у вас детей?» Он ответил: « У меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра.» Сколько же у него детей?

20. Летела стая гусей . 1 гусь впереди, 2 позади, 1 гусь между двумя и 3 в ряду. Сколько всего гусей.

21. Шли две матери с дочерьми, да бабушка с внучкой. Нашли полтора пирога. По сколько им достанется?

22. Меня зовут Толей. У моей сестры только один брат, как зовут брата моей сестры?

23. По улице идут два отца и два сына. Всего три человека. Может ли быть такое?

24. Шёл Кондрат в Ленинград, а навстречу ему семь ребят. Сколько ребят шли в Ленинград?

2.3. Занимательные задачи

1. Шесть пирожных разделили между братьями и сестрами так, что у братьев их оказалось на два меньше, чем у сестер. Сколько у кого?

Решение. Задача может быть решена угадыванием. Однако желательно дать и решение с вопросами. Этого можно добиться, если нарисовать два отрезка, один из которых на две клетки больше другого. Как узнать, сколько клеток должно быть в каждом отрезке? Сумма э

infourok.ru

Урок- игра во 2 классе по математике “Математический футбол”

Цель мероприятия: обобщать и закреплять знания, умения, навыки учащихся по изученным темам.

Задачи мероприятия:

  • обучать приемам логического мышления;

  • формировать коммуникативную компетентность;

  • совершенствовать вычислительные навыки учащихся;

  • развивать внимание, память, мышление, речь;

  • расширять кругозор учащихся;

  • воспитывать интерес к предмету и чувства коллективизма.

Форма проведения мероприятия: игра.

Ход мероприятия

Учитель:  Внимание! Внимание!  Приглашаем всех мальчишек и девчонок отправиться, в веселую страну. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку.

Ведущий 1: 

Не в театральном представлении, 
А среди наших школьных стен 
Мы увидим сейчас веселый 
Математический футбол. 

Уже готово все к сраженью 
Команды лишь сигнала ждут. 
Одну минуточку терпенья 
Я вам представлю грозный суд.

Болельщиков предупреждаем, 
Что встреча будет горяча 
И поэтому мы вам желаем 
Болеть без вызова врача.

Учитель:

1 конкурс. Приветствие. 

Сегодня соревнуются две команды (представление команд)

«Плюс» «Минус»

Я – плюс, и этим я горжусь! Я – минус.

Я для сложения гожусь. Тоже добрый знак,

Я – добрый знак соединения, Ведь не со зла я отнимаю,

И в том мое предназначение. А роль свою лишь выполняю.

Чтобы победить, вам надо быть внимательными, проявить настойчивость и упорство.

Ведущий 2: II конкурс.

Второй конкурс начинаем
Победителей узнаем,
Здесь задачки и загадки 
За разгадку – вам награда.

2 конкурс. Разминка.

 1 команда:

  1. Сколько концов у двух палок? 

  2. У какой фигуры нет начала, ни конца? 

  1. На столе лежало яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит на столе? 

  2. Отгадайте-ка, ребятки: 
    Что за цифра акробатка, 
    Если на голову встанет, 
    Ровно на 3 меньше станет? (9) 

  3. Диме 5 лет, а Кате – 9 лет. Кто младше?

  4. У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади. Сколько лап у собаки? 

  5. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? 

  6. На подоконнике лежали 3 зеленых помидора. Через день они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось? 

  7. Черненькая, хвостатенькая, 
    Не лает, не кусает ,
    А из класса в класс 
    Не пускает (двойка)

10. Какой по счёту в году сейчас идёт месяц?

11. Сколько ног у жука?

12.Шла девочка в Москву и повстречала трёх мальчиков. Каждый нёс по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

  1. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 яиц в одной кастрюле?

14.Сколько месяцев в году?

15.На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?

16.Сколько колец у одних ножниц?

Учитель: 

3 конкурс.

ВОПРОСНИК:

  1. Какие часы два раза в сутки показывают верное время? (которые стоят)

  2. Что случится с красным платком, если его отпустить на дно моря на 5 минут? (намокнет)

  3. Как далеко в лес может забежать заяц? (до середины, а дальше уже из леса)

  4. Можно ли в решете перенести воду? (можно, когда она замерзнет)

  5. Летело 3 страуса, одного сбили. Сколько осталось лететь? (страусы не летают)

  6. Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?(Когда смотрим на часы, минутная стрелка)

  7. Назовите пять дней не называя чисел и дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

  8. Месяца имеют 30-31 день, а какой месяц имеет 28 дней? (каждый)

  9. Человек зашел в комнату и увидел там 6 собак и 2 кошки с котятами. Сколько ног в комнате? (две)

  10. В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Напротив каждой кошки по 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (Четыре)

  11. Человек шел в Ленинград, ему на встречу отряд ребят. У каждого по лукошку, а в лукошке по кошке, у кошки по пять котят. Сколько человек шло в Ленинград. (один)

  12. Представь, что ты машинист и ведешь поезд. В нем 16 вагонов: 2 вагона с дровами, 3-с нефтью, остальные с углем. Сколько лет машинисту? (столько сколько тебе)

  13. Трое играли в шашки. Всего сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый? (две)

  14. Летела стая гусей. Один гусь впереди и два позади. Один позади и два впереди. Один между двумя и три в ряд. Сколько их было? (трое)

  15. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех (трое)

16. В тарелке лежали три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было в тарелке?

Ведущий 1: 

Кто в школе смог быть капитаном, 
Тому открыты все пути: 
Владеть он будет океаном, 
Воздушным, водным и земным.

4 конкурс. Конкурс капитанов. 

Отгадать слова записанные ребусами (2 балла за отгадку ребуса). Каждому капитану по 2 ребуса, выбирают сами.

  • 3 Б У Н А

  • К О 100 Ч К А

  • С В И 100 К

  • 100 ЯНКА.

  • ПО 2 Л.

  • ООО.

  • 100 ЛБ.

  • ПА 3 ОТ

Командам предлагается расшифровать ребусы:

7я 40а ме100 с3жи 3тон сви100к

(семья) (сорока) (место) (стрижи) (тритон) (свисток)

Ведущий 1: 

Вы, ребята, все устали, 
Много думали, считали, 
Уже пора и отдохнуть

Физминутка: танец маленьких утят.

Ведущий 2: 

Пусть всякий знает 
Кто же лучше вычисляет! 
Мне задачки прочитать, 
Вам же думать и считать!

5 конкурс «Нужный знак»

Вставить нужный арифметический знак, чтобы равенство было верным

Задание команде «Плюс» «Минус»

60 ? 5=65 70 ? 5 = 75

60 ? 48=12 70 ? 56 = 14

60 ? 15=75 70 ? 12 = 82

60 ? 25=35 70 ? 35 = 35

6 конкурсГоловоломка. — Помирим братьев, выполнив следующее задание

Догадайтесь, какое число «спряталось» в прямоугольнике?

7 конкурс. Геометрия.

Ну а сейчас задание для самых внимательных и сообразительных. Каждая команда получает чертёж, с изображением геометрических фигур. Найдите, сколько спряталось треугольников, на чертеже у каждой команды.

8 конкурс «Задачи в стихах».

Я вошёл в тенистый бор

И увидел: мухомор,

Два опёнка, два сморчка…

У кого ответ готов:

Сколько я нашёл грибов? (10)

Дарит бабушка-лисица

Трём внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!» (6 )

Мы за чаем не скучаем –

По две чашки получаем.

Восемь чашек, восемь пар –

Выпиваем самовар.

Чашек пьём всего по паре.

Сколько чашек в самоваре? (16 )

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал 5 окуней.

Рыбак Евсей – 5 карасей,

А рыбак Михаил 2 сомов уловил.

Сколько рыб из реки натаскали рыбаки? (12 )

У меня 4 книжки,

3 машинки и 3 мишки,

Кто ответит побыстрей,

Сколько у меня вещей? (10 )

Цапля по воде шагала,

Лягушат себе искала.

Двое спрятались в траве,

Шестеро под кочкой.

Сколько лягушат всего?

Только быстро, точно. (8 )

3 ромашки – желтоглазки,

2 весёлых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете? (5 )

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки,

Сколько их под ёлкой? (7 )

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Ведущий:

Вот закончилась игра, 
Результат узнать пора 
Кто же лучше всех трудился, 
И в футболе отличился? 

  • 3 Б У Н А

  • К О 100 Ч К А

  • С В И 100 К

  • 100 ЯНКА.

  • ПО 2 Л.

  • ООО.

  • 100 ЛБ.

  • ПА 3 ОТ

__________________________________________________________

Командам предлагается расшифровать ребусы:

7я 40а ме100 с3жи 3тон сви100к

__________________________________________________________

Задание команде «Плюс» «Минус»

60 ? 5=65 70 ? 5 = 75

60 ? 48=12 70 ? 56 = 14

60 ? 15=75 70 ? 12 = 82

60 ? 25=35 70 ? 35 = 35

______________________________________________________________

Игра: « Математический футбол »

2 класс

Классный руководитель: Андрусенко Е.С

24.02.2016г.

infourok.ru

Открытый урок – игра по математике 2 класс

Цели.

  1. Закрепить знания таблиц умножения с числами 2-5;

  2. Находить значение числовых выражений .

  3. совершенствовать вычислительный навык; закреплять умение решать задачи умножением; развивать логическое мышление и внимание.

Оборудование. Классная доска, мел, план морского путешествия, изображения морских обитателей, индивидуальные карточки, ребус, рисунки корабликов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

II. Постановка темы и целей урока.

Учитель. Сейчас мы отправимся в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания таблицы умножения числа 5, умение решать задачи, а также узнаем интересные сведения о морских обитателях.(на доске появляется рисунок штурвала <Рисунок 1>

– Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно. – Итак, сделаем первую запись: дата, вид работы (классная).

Учитель. Каллиграфическая минутка.

Отгадайте загадку:

Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.

О какой цифре идёт речь?

Дети. Пятёрка.

У. Вспомните, из каких элементов состоит цифра 5. Напишите одну строку.

Откройте учебник на стр134

– Рассмотрите схему вычислений.

– Запишите суммы в виде произведений и вычислите их значения.

5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5 · 5 = 25

5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5 · 6 = 30

5 + 5 + 5 +5 + 5 + 5 + 5 = · 7 = 35

5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5 · 8 = 40

5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5 · 9 = 45

Ребята ,а как нужно правильно сидеть за партой ?

Я тетрадочку открою
И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу (показывают)
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь!

IV. Устный счёт.

– Пора отправляться в путь, но чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующие задания: (на доске появляется рисунок якоря <Рисунок 2>).

Рисунок 2.

1. Найди сумму чисел 78 и 12.

2. Уменьши 63 на 37.

3.Увеличь 59 на 24.

4. На сколько 45 больше 32?

6. Увеличь 4 в 9 раз.

8. Какое число надо умножить на 4, чтобы получить 32?

Ответы: 90, 26, 83, 13, 36, 8.

– Верно, якорь подняли, пора в путь:

-Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности. Перед нами айсберг. <Рисунок 3>

У. Что такое айсберг?

Д. Это отколовшиеся от ледника массивы.

Могут быть на плаву или “сидеть” на мели. Высота над поверхностью воды доходит до 70 метров.

У. Чтобы избежать столкновения, необходимо:

1. Рассмотреть ряд чисел на вершине айсберга и найти “лишнее” число.

8, 12, 15, 16, 20, 24, 28.

Д. 15 – нечётное число.

У. Соедините выражения с рисунками:

Благодаря вашей смекалке мы избежали столкновения с айсбергом.

– Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет …

– А мы замечаем на гребне волны ребус.

Д. Здесь зашифровано слово “КИТ”.<Рисунок 4>

Рисунок 4.

– Это морское млекопитающее. Длина до 20 метров, а весит до 70 тонн.

У. Кит приготовил вам задачки в стихах:

Внимание!

Если знаешь ты таблицу,
На вопрос ответишь смело:
Сколько птичек-невеличек
На кормушку прилетело?
Воробьёв драчливых пара,
Пара сизых голубей
И три пары снегирей.

Д. 2 *5=10

У. Сколько костюмов можно составить, имея 4 блузки и 6 юбок, если каждая блузка подходит к каждой юбке по размеру и расцветке?

Дети 4.

У. – Чтобы подружиться с китёнком надо выполнить примеры.

5 х (3+2)= (5 х 3) +47=

5 х (6+3)= (5 х 7) +57=

5 х (6+2)= (5 х 2) +(5 х 1) =

У. Попрощаемся с китёнком и продолжим плавание.

– Плещет тёплая вода
В берега, в берега.
Кораблик очень смелый,
Бури не боится,
В море океане не хочет заблудиться!

– Перед нами остров.<Рисунок 5>

– Возможно, что на нём когда-то жил Робинзон Крузо.

А сейчас здесь живут два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”

Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – Квадрат!”
И сказал ещё нежней:
“Неизвестно, кто нужней!”
Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснёшься без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он , нет Квадрата,
Онемел, стоял без слов …
Вот так месть!
Теперь у брата
Сколько новеньких углов!

Д. Восемь.

У. Во сколько раз увеличилось количество углов?

Д. В 2 раза.

У. Вместе с братьями на острове живут весёлые мартышки, которые предлагают нам отдохнуть.

Физкультминутка.

Мы – весёлые мартышки,
Мы – мартышки-шалунишки!
Прыгаем и бегаем,
Бананы достаём.
Но тихо на уроках
Всегда себя ведём!

Дыхательная гимнастика.

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат моря. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

V. Закрепление пройденного материала.

Решение задач.

У. Остров позади и что же ждёт нас впереди? За бортом бутылка, а в ней послание: выполнить задание №2: Откройте тетрадь для самостоятельных работ стр 56

Дети выполняют задание , потом обменяйся тетрадками соседом по парте взаимопроверка.

– Морское путешествие продолжается и нас ждёт интересная встреча с …

Что за чудо – вот так чудо:
Сверху – блюдо, снизу – блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги?

Д. Черепаха

У. А знаете ли вы, чем морские черепахи отличаются от сухопутных?

Д. У морских зелёных черепах вместо лап – ласты. Выбравшись из воды, задними лапами они вырывают в песке ямку и откладывают в неё яйца. Очень жаль, что из десятка черепашек выживают лишь несколько, а остальные малыши становятся добычей птиц или других хищников

У. Черепаха предлагает нам решить задачу:

1. В каждой из трёх коробок лежит по 5 карандашей, а в четвертой коробке – 6 карандашей. Сколько карандашей в четырёх коробках.

У. Черепашка довольна вашими математическими способностями и предлагает вам совершить экскурсию в подводный мир.

Самостоятельная работа учащихся.

У. Погружаемся в воду и осторожно из тёмной пещеры достаём обитателей морского дна. Кто оказался на ваших партах?

(Из парт дети достают карточки-картинки с изображениями морской звезды, морского конька, медузы.)

1. В каждой из трёх коробок лежит по 5 карандашей, а в четвёртой коробке – 6 карандашей. Сколько карандашей в четырёх коробках?


2. Чему равен периметр прямоугольника, сумма длин соседних сторон которого равна 5 см.

На полке стоит 5 книг, Сколько книг на трёх таких же полках?

У. Путешествие подходит к концу, но один из наших новых знакомых хочет вам что-то пожелать.

Доскажи словечко:

Увидев ваших знаний огонёк,
К нам приплыл морской …

Д. Конёк.

У. Определи и впиши в таблицу пропущенные числа, используя « Таблицу умножения»

А сейчас ребята хотели бы рассказать вам таблицу умножения в стихах

Четвёрка позади осталась,

Другая цифра показалась…

И предстоит запоминать

Нам умноженье с цифрой ПЯТЬ!

Умножив пять на единицу,

Мы без труда получим ПЯТЬ!

И нашу складную таблицу

Продолжим дальше изучать.

А пять на два, хочу заметить,

Умножить просто – будет ДЕСЯТЬ!

Ответ всегда в твоих руках:

Он – в рукавичках и в носках!

Умножим пять на тройку дружно,

Немного времени нам нужно.

ПЯТНАДЦАТЬ получили сразу –

Управились за четверть часа!

Как пять умножить на четыре,

Дадут ответ в телеэфире!

Смотрите на экране вы

ДВАДЦАТКУ клипов МузТV!

А пятью пять – ответ известный,

О нём поётся в детской песне,

И каждый школьник должен знать,

Что здесь получим ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ!

Пять на шестёрку умножаем,

В итоге ТРИДЦАТЬ получаем.

И пятью семь легко считать,

Ответ короткий: ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ!

А сколько будет пятью восемь,

Али-Бабу из сказки спросим.

Когда к разбойникам попал,

Он их все СОРОК насчитал!

Друзья, хочу вам подсказать,

Что пятью девять – СОРОК ПЯТЬ,

И знает каждый из ребят,

Что пятью десять – ПЯТЬДЕСЯТ!

Пятёрку враз мы рассчитали

И совершенно не устали.

I. Итог урока.

У. Было ли наше путешествие полезным?

Что помогло вам преодолеть трудности?

– Я желаю вам сноровки, силы, – Отваг, терпения в труде!

– МАТЕМАТИКА всем нам поможет

– Оставаться на высоте!

VII. Домашнее задание.

У. На память о морском путешествии я дарю вам эти парусники. Вы сможете раскрасить их, используя знания таблицы умножения. Это и будет домашним заданием.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *