Гласные звуки картинка – Карточки “Символы гласных звуков” ~ Логопедочка
Карточки “Символы гласных звуков” ~ Логопедочка
Вариантов автоматизации поставленного звука в слогах огромное количество. Каждый автор придумывает всё более красочные и наглядные упражнения. Это и: “Бег по тропинки до гриба с гласной”, “Долети до листочка с гласной”, “Загони трактор в гараж с гласной” …
Мною на каждый звук разработана серия упражнений, но как не странно, мои малыши любят играть с известными каждому логопеду рожицами. Ставя символ гласного звука рядом с символом закрепляемого звука, малыши повторяют получившиеся слоги. Остаётся только придумать игровую ситуацию: “Догонялки“, “Салки“, Прятки, “Подружи“, “Помири“.
Выкладываю рожицы для тех, у кого “в чемоданчике логопеда” их пока ещё нет.
Возможный вариант карточек
Картинный материал взят из книги Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой “Демонстрационный материал для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста”.
Желаю приятного использования!
logopedochka.blogspot.com
Дидактический материал , гласные и согласные звуки.
Гласные звуки.
произносятся при помощи голоса
не встречают преграды
поются
образуют слог
Назови картинки. Эти слова начинаются с гласных звуков.
Согласные звуки.
– произносятся при помощи голоса и шума или
только шума
Назови картинки. Эти слова начинаются с согласных звуков.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.
Назови картинки. Какие слова начинаются с твердого, а какие с мягкого звука?
Собери картинки в свои коробочки. Те предметы, которые начинаются с гласного звука – в белую коробочку, а те, которые с согласного – в серую.
Соедини друг с другом предметы, которые начинаются с гласного звука и соедини между собой предметы, начинающиеся с согласного звука.
Произнеси названия картинок. Какие из них начинаются на согласный, а какие – на гласный звук?
Произнеси названия картинок. Какие из них оканчиваются на согласный, а какие – на гласный звук?
Помоги рыбаку поймать только гласные буквы.
Соедини их с удочкой.
Помоги бабочке сесть только на цветочки с согласными буквами. Соедини бабочку и нужные цветочки.
Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на первые звуки (гласные и согласные).
Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на последние звуки (гласные и согласные).
Произнеси название этих предметов. В каких словах первый звук звучит твердо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зеленым цветом.
Закрась кружки с буквами в определенные цвета. Гласные в красный цвет, согласные – в синий, твердый и мягкий знаки – серым.
В схеме слова звуки можно обозначить квадратами разного цвета.
– мягкие согласные звуки
Посмотри, как можно составить схемы слов.
Раскрась буквы в словах в свои цвета.
Раскрась буквы в словах в свои цвета.
К
А
Р
Т
И
н
А
Б
Е
Р
Ё
Е
3
А
ЯБ
Л
О
К
О
тЕ
Л
Е
В
И
3
О
Р
ЛА
М
П
А
Назови картинки. Подбери к словам подходящие схемы.
После мягкого согласного звук
[а] – обозначается буквой Я
[у] – буквой Ю
[о] – буквой Ё
[э] – буквой Е
[ы] – буквой и
Назови все гласные и согласные звуки в этих словах.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного \М\ и с мягкого согласного |МЬ|.
Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.
Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного [Л] и с мягкого согласного [ЛЬ]
Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова или в середине слова после гласной, они обозначают два звука:
Назови все звуки в этих словах.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Согласные звуки [Ж], [Ш], [Ц], [Щ], [Й] всегда звучат мягко. Назови картинки. Раскрась схемы слов правильно.
Мягкий знак не обозначает звука, он обозначает мягкость согласного, после которого стоит.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Найди в словах Ь и обведи его в кружок, Ъ обведи в квадратик.
Выбери пары слов, начинающиеся с одинакового звука. У тебя получатся пары звуков – братцев – твердый и мягкий согласный.
Соедини предметы с подходящей к ним схемой.
Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Сосчитай и напиши.
Что налили в стакан: сок или чай?
Что в шкафу: чашка или блюдце?
Что в портфеле: книга или тетрадь?
Что в пакете: груша или банан?
Какая сказка в этой книге: “Колобок” или «Морозко»
Кто спрятался за деревом: лиса или заяц?
Как зовут девочку: Марина или Наташа?
Как зовут котенка: Пушок или Чижик?
Что лежит в коробке: пирожное или печенье?
Что лежит на тарелке: яблоки или груши?
Что лежит в корзине: грибы или ягоды?
Что лежит в мешке: конфеты или игрушки?
infourok.ru
Дидактические игры для детей
- Подробности
- Опубликовано: 22.04.2016 15:48
- Просмотров: 3687
Кузнецова Елена Александровна,
учитель-логопед
Дидактическая настольная игра «Найди картинку»
Цель игры: научить детей определять гласный звук в начале слова, выучить гласные буквы А, О, У, И, Э.
Задание: у детей на столах карточки с изображением шести картинок и набор карточек с гласными звуками (А, У, О, И, Э)
Карточки с буквами и картинками находятся во вложении (необходимо предварительно распечатать и разрезать).
Необходимо определить какой первый звук в названии картинки и закрыть картинку соответствующей гласной буквой.
А-нанас – первый звук А, О-слик – первый звук О, …
– Какие картинки вы закрыли буквой А? Буквой О? и т.д.
Варианты карточек:
- астры, экскаватор, обруч, утюг, окунь, индюк;
- индеец, овощи, орден, улитка, автобус, этажерка;
- ананас, утята, ослик, избушка, облако, экскаватор;
- апельсин, эскимосы, автомобиль, утка, обруч, игрушки.
Карточки с буквами:
Игра «Домики с гласными звуками»
У детей карточки-домики с буквами и разрезанные карточки с картинками у взрослого. Задание: слушай внимательно, если услышишь слово, которое начинается на букву с твоей карточки – скажи. Кто быстрее заполнит пустые окошечки в домике на своей карточке, тот и выиграл.
Варианты картинок:
Звук А
Звук О
Звук И
Звук У
Звук Э
Домики с буквами
Играйте с удовольствием!!!
ocpmcc.edu35.ru
О звуках гласных и согласных расскажем ребёнку играя.
Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит». Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например, бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.
Поговорим с ребёнком о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…
А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим?
Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ.
Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок вообще «потухнет».
Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные). Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот. Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.
Обращаем внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Вам потребуются квадратики красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.
Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от детского пюре, только те, которые легко между собой соединяются.
На моих занятиях эти крышечки играют разные роли: и счётный материал, и разноцветные логические цепочки, и конструктор, мозаика для развития логики и мелкой моторики. Подробнее о крышечках ЗДЕСЬ
Один важный момент!!! Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких). Это называется – тренировка фонематического слуха.
Вот примеры:
— Произнесите звук [а], протяжно, ребёнок повторяет; обратите внимание на то, как раскрывается рот; произнесите с увеличением громкости и ребёнок снова повторяет, ощущая, как рот раскрывается ещё больше – это звук-ртораскрыватель, обозначьте его красным квадратиком;
— Произнесите звук [м], сначала коротко; ребёнок повторяет за вами; потом протяните этот звук и ребёнок за вами; звук тянется, но рот плотно сомкнут! Вот вам и ртосмыкатель! Его обозначаем синим квадратиком.
Так продолжаем ещё с несколькими звуками. Гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных пока не трогаем.
Потренируйте ребёнка в распознавании первого звука в слове.
Пример:
— Произнесите слово арка, протягивая первый звук [а] – ааааарка;
— Какой первый звук в этом слове? Каким квадратиком его обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).
— Произнесите слова машина, протягивая первый звук [м].
— Какой звук в этом слове первый? Каким квадратиком обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).
Подбирайте слова в которых первые согласные звуки [м], [с], [р], [х], [ш], [р], [в], [з], [л], [н], [ж]. Эти звуки хоть и согласные, но тянутся, поэтому их легко выделить интонационно.
Если какой-то звук ребёнок ещё не выговаривает правильно, то его не используем.
Тренируемся в распознавании различных звукослияний, слогов.
- Слияние двух гласных — [ау], [уа], [ао], [уо],[оу]. Произносим звукослияние нараспев. Спрашиваем ребёнка:
-Какой звук первый? Каким квадратиком обозначим?
-Какой звук второй? Каким квадратиком обозначим?
А вот тут мои разноцветные крышечки очень кстати, потому что легко соединяются, крепятся друг к другу, поэтому я могу наглядно показать ребёнку, как два звука скрепились вместе, соединились, слились и их надо произносить безотрывно, так чтобы один звук плавно перешёл в другой.
- Слияние гласного и согласного – [ам], [ус], [ов]…
Выделяем каждый звук в звукослиянии, обозначаем квадратиками или картинками (о картинках прочитаете ниже).
- Слияние согласного и гласного звуков (открытый слог) – [ма], [со], [ну]…
Выделяем каждый звук по очереди, обозначаем схемой.
- Слияние трёх звуков – [сма],[сну], [всо]…
Выделяем каждый звук по очереди, составляем схему с помощью с помощью квадратиков или картинок.
- Слияние трёх звуков, где открытый слог + согласный (замочек). Это короткие слова из трёх звуков – [мох], [сын], [сон], [нос], [шум].
- Слияние из 4-х звуков, где два открытых слога – [мама], [муха], [луна], [сова], [Маша], [Саша]…
А теперь о картинках. Есть у меня пособия-помощники, завлекалочки-увлекалочки. Это картинки разноцветные. Девочки красные, мальчики синие и зелёные.
Есть девочки и мальчики отдельно стоящие. Они для обозначения тех звуков, которые не образуют в слове звукослияния. Эту картинку надо разрезать, чтобы мальчик и девочка были отдельно друг от друга.
Есть две девочки красные — это звукослияние 2-х гласных:
Есть пара, где мальчик – синий + девочка — красная. Это открытый слог, где согласный твёрдый. Эти дети держатся за руки, дружат. Значит звукослияние надо произносить слитно, так чтобы согласный плавно переходил в гласный.
Здесь для начала используйте звукослияния с теми согласными, которые можно произносить протяжно [м], [с], [р], [х], [р], [в], [з], [л], [н].
Есть пара, где мальчик – зелёный, девочка – малиновая. Девочку умышленно покрасила в малиновый цвет, чтобы зрительно отличались гласные звуки обозначающие мягкость согласных от других гласных, обозначающих твёрдость согласных.
С помощью этих разноцветных деток можно составить схему любого слова.
После таких упражнений-игр для развития фонематического слуха я перехожу к знакомству с буквами.
И об этом подробнее ЗДЕСЬ
nachalo4ka.ru
Символы артикуляционного уклада гласных звуков “Весёлые человечки” ~ Логопедочка
Очень понравились человечки – символы гласных звуков, найденные в интернете. Качество карточек не подходит для работы, картинки вложены для примера.
Отрисовала себе таких же, пока в работу не взяла.
Может кому-нибудь в работе пригодятся.
Возможный вариант карточек
Если добавить колпачки человечки станут гномиками, если бантики – девчонками.
Эти человечки помогут Вам закрепить знание артикуляции гласных звуков. Поиграйте с малышом в игру “Угадай загадку, покажи отгадку” (вариант игры “Подскажи словечко”). Взрослый читает загадку, малыш называет отгадку – звук и показывает соответствующего человечка.
Шире всех открывает рот – звук ….
Губы трубочкой вытягивает – звук ….
На вытянутый кружок губы похожи у звука ….
Самая широкая улыбка у звука ….
Приоткрывает рот и приподнимает язык – звук ….
Приоткрывает рот и оттягивает язык назад – звук ….
Идея взята с сайта “Фестиваль педагогических идей”
Занятие в средней коррекционной группе по развитию фонематического восприятия на тему:”Дифференциация гласных звуков А-О-У-И”.
Играйте с малышом с удовольствием!
logopedochka.blogspot.com
Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речиДефектология №6 за 1985 г. стр. 68 – 70Как известно, при обучении детей с общим недоразвитием речи важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, что положительно сказывается на становлении всех компонентов языковой системы. В своей многолетней практической деятельности неоднократно убеждалась в том, что у детей 4-5 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Можно полагать, что эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в той или иной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи. Указанные особенности приводят к тому, что дети с данной речевой патологией с трудом овладевают следующими навыками:
Причем, последние три навыка, если упражнения проходят с опорой только на слуховое восприятие, вообще не усваиваются детьми данного возраста.
В связи с отмеченными трудностями, я искала пути, позволяющие максимально облегчить детям, страдающим ОНР, понимание и усвоение учебного материала по формированию навыков звукового анализа. Наш обучающий эксперимент проходил на базе детского сада №1853 для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 1977 года по настоящее время и состоял в следующем: мы предлагали детям 5-ти летнего возраста дополнительную к слуховой зрительную опору при восприятии изучаемых звуков. Подобной опорой являются зрительные символы – геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Например, звук «у» – обозначается маленьким кружочком, звук «а» – большим кругом, «о» – овалом, вытянутым по вертикали, звук «и» – прямоугольником, расположенным горизонтально, звук «ы» – нижней половинкой круга. Звук «э» не включён в программу первого года обучения, так как слов с этим звуком в русском языке не более 10-ти, а это недостаточно для формирования звукового обобщения. Все зрительные символы делаются из плотного картона одного цвета, чтобы внимание детей было направлено только на их форму. Необходимо отметить, что указанные заменители предлагаются детям последовательно, в общепринятом порядке (У, А, И, О), по мере прохождения соответствующего гласного звука на занятиях и только после твёрдого усвоения его артикуляции.
Таким образом, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличии от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом. После прохождения на занятиях звуков У,А,И и усвоения зрительных образов соответствующих символов можно проводить игры на анализ сочетаний из двух и трёх указанных звуков.
Игра «Прочитай, не ошибись» Игра «Сосчитай и отложи» Игра «Подними фигурку» Игра «Разложи картинки» Игра «Выбери картинки» Игра «Повтори за мной» Игра «Что я пропустила?» Игра «Что в середине слова?» Игра «Какой звук спрятался в слове?»
Опыт позволяет утверждать, что данные приёмы при обучении звуковому анализу детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи дают возможность добиться прочного усвоения полученных знаний, без которых не возможно обучение грамоте. | Дефектология №6 за 1985 г. |
t-a-tkachenko.ru
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса – ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Гласные звуки.
– произносятся при помощи голоса
– не встречают преграды
– поются
– образуют слог
Назови картинки. Эти слова начинаются с гласных звуков.
Согласные звуки.
– произносятся при помощи голоса и шума или
только шума
– не поются
– встречают преграду
– не образуют слог
Назови картинки. Эти слова начинаются с согласных звуков.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.
Назови картинки. Какие слова начинаются с твердого, а какие с мягкого звука?
Собери картинки в свои коробочки. Те предметы, которые начинаются с гласного звука – в белую коробочку, а те, которые с согласного – в серую.
Соедини друг с другом предметы, которые начинаются с гласного звука и соедини между собой предметы, начинающиеся с согласного звука.
Произнеси названия картинок. Какие из них начинаются на согласный, а какие – на гласный звук?
Произнеси названия картинок. Какие из них оканчиваются на согласный, а какие – на гласный звук?
Помоги рыбаку поймать только гласные буквы.
Соедини их с удочкой.
Помоги бабочке сесть только на цветочки с согласными буквами. Соедини бабочку и нужные цветочки.
Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на первые звуки (гласные и согласные).
Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на последние звуки (гласные и согласные).
Произнеси название этих предметов. В каких словах первый звук звучит твердо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зеленым цветом.
Закрась кружки с буквами в определенные цвета. Гласные в красный цвет, согласные – в синий, твердый и мягкий знаки – серым.
В схеме слова звуки можно обозначить квадратами разного цвета.
– гласные звуки
– твердые согласные звуки
– мягкие согласные звуки
Посмотри, как можно составить схемы слов.
Раскрась буквы в словах в свои цвета.
Раскрась буквы в словах в свои цвета.
Б | Е | Р | Ё Е | А | ||
Назови картинки. Подбери к словам подходящие схемы.
После мягкого согласного звук
[а] – обозначается буквой Я
[у] – буквой Ю
[о] – буквой Ё
[э] – буквой Е
[ы] – буквой и
Назови все гласные и согласные звуки в этих словах.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного \М\ и с мягкого согласного |МЬ|.
Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.
Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного [Л] и с мягкого согласного [ЛЬ]
Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова или в середине слова после гласной, они обозначают два звука:
Назови все звуки в этих словах.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Согласные звуки [Ж], [Ш], [Ц], [Щ], [Й] всегда звучат мягко. Назови картинки. Раскрась схемы слов правильно.
Мягкий знак не обозначает звука, он обозначает мягкость согласного, после которого стоит.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Найди в словах Ь и обведи его в кружок, Ъ обведи в квадратик.
Выбери пары слов, начинающиеся с одинакового звука. У тебя получатся пары звуков – братцев – твердый и мягкий согласный.
megapredmet.ru