Познавательное

Гендерное воспитание что это – Чем опасно гендерное воспитание – Умная

Содержание

Чем опасно гендерное воспитание – Умная

Существуют диаметрально противоположные точки зрения о том, что такое гендерное воспитание и какие цели и задачи оно преследует. Пока мамские форумы пестрят статьями, требующими срочно надеть на девочку розовое платье, иначе она вырастет недостаточно женственной, педагогическое сообщество, говоря о том же самом, призывает отказаться от фраз типа «настоящие мужчины не плачут». Отсутствие общей точки зрения, а также такие сильные противоречия говорят о том, что в обществе остро стоит проблема стереотипов и происходит переосмысление гендерных ролей.

Что такое гендерные роли?

Есть такая шутка, что пол — это то, что у человека между ног, а гендер — что между ушами. Пол человека формируется ещё в утробе матери, а гендерная идентичность устанавливается в процессе воспитания и социализации. Оказывается, чтобы, по версии общества, быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной», недостаточно просто иметь соответствующие половые признаки – важно также обладать определённым набором личностных качеств и привычек, присущих твоей гендерной группе. Склонности, манеры и поведение, которых общество ожидает от «настоящих» мужчин и женщин, и называются гендерными ролями, которые, в свою очередь, диктуют нам набор стереотипов, считающихся в этом обществе сугубо женскими и сугубо мужскими.

Теория гендерного равенства

Во все времена общество обозначало чёткие границы между мужским и женским поведением и функциями, но даже на территории одной страны и среди одного народа понимание сугубо мужских и сугубо женских занятий могло быть разным. В последние тридцать лет на территории стран западной цивилизации укрепилась теория гендерного равенства, благодаря которой западный мир постепенно избавляется от гендерных стереотипов и уравнивает в правах женщин и мужчин. Это прописывается во множестве международных документов, обеспечивая людям одинаковый доступ к социальным и материальным благам, в том числе к образованию и здравоохранению. В основу теории гендерного равенства легли многочисленные исследования, доказывающие, что большинство черт, ранее приписывавшихся определённому полу, на самом деле зависит не столько от физиологических особенностей, сколько от социальной среды, в которой воспитывается личность.

Так, было доказано, что мозг мужчин и женщин действительно имеет определённые (хотя и весьма незначительные) различия, но, например, разницы в аналитических возможностях у мужчин и женщин нет. Более того, было установлено, что гармонично развитая зрелая личность сочетает в себе в равной степени и мужские, и женские черты. К такому выводу в конце XIX века пришёл австрийский психолог Отто Вейнингер. Вскоре после публикации его книги «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. Тогда учёные обнаружили наличие женских половых гормонов в мужском организме, а мужских — в женском. Именно сочетание половых гормонов и оказывает влияние на внешность и сексуальное поведение человека. Именно из-за разной концентрации гормонов в одном организме мы видим такое разнообразие проявлений «мужских» и «женских» качеств у представителей обоих полов.

Исследования показывают, что ребёнок осознаёт свой физический пол уже в 2-3 года. Но в этом возрасте он ещё не понимает, что это значит. Под влиянием взрослых он учится по одежде, причёске, общему внешнему виду и чертам лица определять пол других людей. К семи годам ребёнок окончательно осознаёт, что физический пол остаётся неизменным, даже если девочка наденет брюки, а мальчик вдруг отпустит длинные волосы.

Формирование же гендерной идентичности, то есть осознание своей гендерной роли в обществе, происходит уже в подростковом возрасте, когда у ребёнка появляется больше шансов познавать себя, свои вкусы и предпочтения, понять, что ему по душе, а что — нет. Этому способствует и половое созревание, сопровождающееся романтическими переживаниями и первыми попытками самостоятельно строить отношения со сверстниками своего пола и противоположного. Именно в этом возрасте человек начинает полуосознанно, под влиянием родителей, школы и общества, но теперь прислушиваясь к своим собственным ощущениям, примерять на себя соответствующую гендерную роль.

Традиционный взгляд на гендерные роли

Согласно традиционному воспитанию к этому возрасту дети знают, что девочки намного спокойнее мальчиков, аккуратнее и прилежнее учатся, имеют склонность к изучению языков и литературе, должны уметь готовить, шить и убирать. Девочки должны быть послушными, отзывчивыми и тихими, ведь они готовятся стать женами, мамами и хранительницами домашнего очага. Мальчишкам же в это время прививают стойкость и независимость, их учат полагаться на собственные силы и добиваться своего. Традиционное общество считает, что мальчикам легче даются точные и естественные науки, а вот проблемы с грамотностью для них вполне нормальны. Однако на практике девочки далеко не всегда хотят быть тихими и чуткими, а мальчишки могут быть весьма посредственными на занятиях физикой.
Традиционный взгляд на гендерные роли запрещает мальчику проявлять эмоции, ведь он «мужчина», а «мужчины не плачут», в то время как девочке, напротив, разрешается быть чувствительной, но её переживания списываются на «женскую природу», и особого значения им не придаётся. Мальчикам легко списывают любые драки и ссоры, зато если девочке доведётся дать сдачи, разразится скандал, имя которому «ты же девочка».

В таком обществе родители стараются развивать у ребёнка те качества и навыки, которые будут общественно приемлемыми. Девочек повсеместно обучают танцам, лепке и вышивке, стараются подтянуть оценки по русскому языку и литературе, не разрешая им заниматься, например, конструированием, программированием или шахматами и сквозь пальцы смотря на «тройку» по алгебре. Если же мальчик вдруг решит, что ему не хочется вечера напролёт проводить, гоняя по полю футбольный мяч, а интереснее было бы, например, рисовать или вышивать крестиком, родители могут и вовсе проигнорировать его желания, ужесточая контроль за посещениями тренировок — со словами «чтобы даже не думал бабскими делами заниматься».

Отказывая ребёнку в доступе к тем занятиям, которые ему интересны, а взамен подсовывая то, что больше соответствует гендерным стереотипам, родители не дают ему возможность развивать его природные способности (ведь неспроста же ему интересна эта область деятельности), учат вынужденной беспомощности, показывая, что жизнь подростка не принадлежит ему самому и за него всё решит кто-то другой, а заодно показывают, что мнение общества («девочки таким не занимаются») важнее его собственных чувств и желаний.

Тут и наступает конфликт внутреннего мира ребёнка с внешним, и провоцирует его родитель — человек, который изначально ассоциируется с заботой и защитой. Теперь ребёнок, безоговорочно доверявший маме и папе, вдруг узнает, что они не всегда будут на его стороне. Исчезает доверительное отношение, и без того достаточно потрёпанное в силу подросткового возраста. Если в семье нет понимания, то любой упрёк в несоответствии гендерным стереотипам из внешнего мира (особенно от сверстников) будет оставлять свой след в психике подростка и приведёт к формированию комплекса неполноценности, который серьёзно помешает ему в дальнейшем. К тому же ребёнок, которому навязывали увлечения, сам никогда не научится понимать, что же ему действительно нужно.

Природа свое возьмет

Главным аргументом против гендерного равенства и в пользу традиционного гендерного воспитания с четко обозначенными женскими и мужскими ролями традиционное общество называет природную необходимость девушки быть нежной и отзывчивой женой и матерью, а мужчины — защищать свою семью и вырывать себе место под солнцем. Если природа создала нас такими, то и воспитывать детей нужно в соответствии с тем, что она им уготовила. Но, позвольте, если природа так мудра и не может ошибаться, почему же она нуждается в подкреплении гендерной роли ещё и воспитанием? Если стереотипы поведения заложены в нас изначально, почему нам необходимо прилагать какие-то дополнительные усилия?

Девочка не сможет стать достойной матерью, если воспитывать в ней независимость и чувство собственного достоинства, а у мальчика не будет шансов защитить себя, если он будет заниматься танцами? Показательным для таких предрассудков можно считать случай из практики американского психотерапевта, наблюдавшего близнецов. В самом младенчестве по врачебной ошибке один из близнецов лишился пениса. Чтобы мальчик не чувствовал себя неполноценным в будущем, родители приняли сложное решение: сменить ребёнку пол. Так Джон превратился в Джоан. Джоан не знала, что родилась мальчиком, родители воспитывали близнецов в соответствии с их гендерными ролями. В подростковом возрасте у Джоан возникли проблемы со своей гендерной идентичностью, она проявляла всё больше качеств, которые чаще ждут от мальчиков, чем от девочек. Со временем родителям пришлось открыть Джоан правду, узнав которую, та решилась на повторную операцию. Теперь Джон женат на девушке и больше не испытывает проблем с гендерным самоопределением.

Природа расставила всё по своим местам, хотя в детстве Джоан играла с куклами и носила платья. Стало быть, не так уж и страшно, если мальчик в детстве будет проявлять чувствительность, а девочка — играть со сверстниками в войнушку, — природа всё равно возьмёт своё, когда придёт время, каких бы взглядов на воспитание мы ни придерживались.

Формирование личности

Рецепт отказа от гендерных стереотипов прост. Чтобы воспитать своего ребёнка достойным членом общества, стоит, в первую очередь, прививать ему общечеловеческие ценности. Например, драться плохо не потому, что «ты девочка», а потому, что цивилизованный человек не решает проблемы с позиции силы. Слёзы нужно сдерживать не только от того, что «мальчики не плачут», да и вовсе их сдерживать не стоит, но вот знать, где и когда ты можешь позволить себе выход таких эмоций, когда стоит перетерпеть, всё-таки необходимо, неважно, мальчик ты или девочка.

Ребёнок вырастет гармоничной личностью, если он будет знать, что, каким бы он ни был, его родители всегда будут на его стороне и поддержат любое его начинание, каким бы безумным оно ни казалось. Доверие в семье — залог формирования сильной и независимой личности, которая сможет преодолеть любые невзгоды и не будет вынуждена пробираться сквозь сложный и болезненный процесс осознания себя и своей уникальности. А фразы «ты же мальчик» и «ты же девочка» лучше выбросить из своего лексикона.

umnaja.ru

Современное гендерное воспитание: для чего и зачем?

 Рада встрече, дорогие друзья!

Когда малыш еще в животе у мамы нам уже с нетерпением хочется узнать кто же там? Мальчик или девочка. У будущих родителей уже есть предпочтение иметь мальчика иди девочку, и конечно же, от этого зависит и модель воспитания.

Современное гендерное воспитание предполагает разный подход в воспитании личности девочек и мальчиков. Давайте разберемся, для чего это нужно, нужно ли вообще и что это такое?

Что это такое?

Гендерное воспитание — это воспитание, с учетом пола ребенка.  Формирование качеств, которые присущи либо мальчишкам, либо девчонкам. Дает представление о понятиях, что такое настоящий мужчина и настоящая женщина. Присваивает ребенку социальную важность и помогает выполнять свою роль в обществе взрослому человеку.

Наблюдая за современными детьми можно заметить, что девочки стали грубыми, агрессивными, более инициативными и перенимают модель поведения, близкую для мальчика. Мальчики в свою очередь стали мягкими, не способными постоять за себя и отстоять свое мнение, перенимают женский тип поведения. Отсутствует уважение к женскому полу.

Не происходит распределение ролей для каждого пола, так мальчики нуждаются в женской аккуратности и кропотливости, а девочки в мужской силе и помощи. Поэтому родителям важно вносить элементы гендера в воспитание своих детей.

«Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол». Предполагает гендерное осознание, что «я — мальчик» или «я — девочка», отсюда и модель поведения «я веду себя и поступаю как мальчик» или девочка.

В семье

Безусловно, это самая важная часть воспитания, которая происходит в семье. И важную и главную роль в этом воспитании играют родители. Их взаимоотношения друг с другом, с братьями и сестрами, к самому ребенку. На наши семьи имеет влияние и наше воспитание и социальные факторы и нравственные и общественные.

Гендерное воспитание дошкольного возраста в семье не предполагает четких и резких разграничений по поводу ролей, отведенных мальчикам или девочкам. Не стоит применять меньше нежности к мальчикам, считая что она им не нужна. А с девочками наоборот сюсюкаться.

Дети и родители должны доверять друг другу, помогать и обсуждать все, что происходит вокруг и с ними.

 

Особенности воспитания

С мальчиками играть только в мужские игры, а с девочками только в куклы. Нет, такого не должно быть. Здесь, в семье, ребенок  должен понимать и женские, и мужские роли. И прежде всего, родители должны стать примером для своих детей мужественности и силы, ответственности, женственности и доброты, любви и ласки. В этом случае вы вырастите полноценную личность.

Гендерные различия детей

Здесь важно с самого рождения понимать, что перед вами не просто несмышленый карапуз, а именно мальчик или девочка. Мальчишки и девчонки разные во всем: они все воспринимают по — разному: видят, слушают, делают.

Половые различия в мозгу уже можно наблюдать на ранней стадии беременности. Мозг девочки и мальчика развивается по своему. У мальчиков меньше связей между правым и левым полушарием. Именно мальчикам полезнее будет развивать левое полушарие, которое предполагает например  методика раннего развития  Макото Шичида.

Проведено не мало экспериментов на тему использования полушарий в работе мальчиков и девочек. Так, при решении логической задачи, головоломки, пазла, запоминанию цифр у мальчика задействовано только одно полушарие, у девочки же в работе и левое и правое.

Все это происходит из-за влияния женских и мужских гормонов. Так мужской гормон тестостерон замедляет темпам роста клеток и соединительных связей между полушариями.

У девочек гормон эстроген, наоборот стимулирует это развитие. Поэтому, в результате мы имеем насыщенное межклеточными связями правое полушарие у мальчиков, а связь между полушариями довольно слабая по сравнению с девочками.  Отсюда и склонность мальчиков к разбиранию механизмов на составные части, катанию машинок, а потом они все это благополучно разбрасывают.

Отсюда и мальчишенская неуспеваемость в школе, проблемы с решением задач, в которых требуется задействовать оба полушария головного мозга. Нередко мальчики позже начинаю говорить, редко общаются о чувствах, не способны анализировать и систематизировать, а готовы все разломать и убежать прочь.  У мальчиков позже формируются и созревают лобные доли мозга, которые отвечают за контроль, в частности самоконтроль, выполнение нескольких дел одновременно.

Если у них по — разному развивается мозг, значит и формирование психики и чувств, эмоций тоже другое.

Чтобы учитывать особенности физиологические  и психологические, придерживайтесь простых советов:

Настоящий мужчина — как его воспитать? 

  1. Воспитывая мальчика больше внимания уделяйте времяпровождению с отцом. Отец в свою очередь должен не командовать  и приказывать, а разговаривать дружелюбным партнерским тоном. Видеть в сыне союзника, а не мальчика на побегушках.
  2. Поощряйте за мужские дела и поступки. Заступился за девочку на детской площадке, накачал колесо на велосипеде. Поощряйте за инициативу.
  3. Не ругайте за слезы и проявления боли.
  4. Формировать в маленьких мальчиках чувство ответственности за младшую сестренку, за домашнего питомца, за посещения тренировок и секций.
  5. Чаще обнимайте своего мальчика, важен телесный контакт с ним.
  6. Больше доверяйте ему во всем.
  7. Не требуйте от мальчика излишней аккуратности и кропотливости.
  8. Не подсказывайте решение заранее, он должен найти ответ сам, подумать. Или придумать свое нестандартное решение.

Настоящая женщина — как ее воспитать?

  1. Ваша дочь должна видеть, какие у вас в семье хорошие и теплые отношения, чтобы в будущем построить крепкую надежную семью.
  2. Папа должен уделять достаточное внимание дочери, играть с ней и ходить в разные места, показать каким должен быть мужчина по отношению к женщине.
  3. Мама с дочерью должны быть близкими подругами, больше доверия и тепла в отношениях. Меньше придирок и приказов.
  4. Привлекать дочь к домашним женским делам: вязание, шитье, вышивка, забота о красоте и здоровье.
  5. Поощряйте за нежность, за доброту, за заботу о младших и пожилых.
  6. Поощряйте за инициативу и принятие новых решений к обычных вопросах. Не нужно копировать стиль мамы, помочь найти свой.

Есть вопросы, где нет гендерного отличия, они присущи любому полу:

  1. Это уважение к взрослым и пожилым
  2. Сострадание, милосердие
  3. Выполнение домашних обязанностей (уборка, стирка, вынос мусора)
  4. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, они совершенно разные.

На этом пока все, буду признательна, если в комментариях отразите свое мнение.

До новых встреч!

С уважением, Юлия Полонская

polonskaya-blog.ru

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.

Гендерное воспитание: что это?

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

 

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

  • освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
  • освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
  • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

  1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
  2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
  6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
  7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
  8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Семья – основа гендерного воспитания

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

  • Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
  • В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям

  • Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
  • Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
  • Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
  • Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
  • Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
  • Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
  • Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
  • У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек: балет, спортивная акробатика.
  • Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.

Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям

  • Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
  • В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
  • Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
  • Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
  • Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
  • Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
  • Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
  • Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.

Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна

marypop.ru

Гендерное воспитание детей

Что такое гендерное воспитание

Гендерное воспитание (от англ. gender – «род») – это формирование у детей представления о своей половой принадлежности, а также о моделях поведения мужчин и женщин. Социальные роли в нашем обществе в последнее время заметно изменились: женщины делают карьеру и забивают гвозди, мужчины лежат на диване или ходят в салоны красоты. Куда катится мир? Неужели к полному исчезновению разницы полов? К запрету произносить слова «он» и «она» и детским сказкам об однополых парах, которые сегодня читают в детсадах Швеции? А нужно ли нам такое «счастье»?

Большинство психологов, отечественных и зарубежных, в вопросе гендерного воспитания настроены достаточно консервативно: коль уж разделила нас природа на «мальчиков» и «девочек », то обозначать принадлежность ребенка к определенному полу следует непременно. Причем с пеленок.

Мужчины и женщины устроены по-разному не только в плане физиологии. У них от рождения разная программа развития: разный «набор» гормонов, диктующий поведение, по-разному строится мышление. И, конечно, естество возьмет свое, но природные задатки все же следует направлять в нужное русло, в соответствии с принятой в обществе моделью правильного женского и мужского поведения. В этом и есть задача гендерного воспитания. Как же тут обойтись без четкой половой идентификации?

Гендерное воспитание в семье

«Девочкам – розовое, мальчикам голубое? Не учите меня жить!» – некоторые родители принципиально бросают вызов стереотипам, облачая малышек в курточки «милитари», а малышей в меховые шубки со стразами. Казалось, чем бы сердце материнское ни тешилось, да и какая разница, что дочку на улице все время принимают за мальчика, а глядя на сына восклицают: «Прелестная малышка! »

Тем не менее, по мнению психологов, эти смелые эксперименты могут быть не столь безобидны. Примерно к двухлетнему возрасту у ребенка формируется осознание, какого он пола. Однако четких представлений о том, чем именно различаются «дяденьки » и «тетеньки», у него еще нет. Понятие пола на данном этапе может быть и вовсе «величиной переменной».

То, что из девочек вырастают исключительно тети, а из мальчиков дяди, и дядя сам по себе превратиться в тетю никак не может, малыш поймет лишь годам к трем – четырем. Для двухлетки же эти границы весьма зыбки. Соответственно, если ребенка постоянно называют то девочкой, то мальчиком, ему трудно понять, кто же он. А следовательно, с кем ему себя идентифицировать, на кого равняться – на папу и брата или на маму и соседку Анечку?

Хотя цветовую гамму детского гардероба ограничивать не обязательно, в целом внешний облик ребенка все же не должен оставлять у окружающих сомнений, мальчик перед ними или девочка, считают психологи.

Хотели девочку, а родился мальчик… Или наоборот. Часто подсознательное (или вполне сознательное) желание родителей иметь ребенка другого пола приводит к тому, что к «незадачливому» чаду еще с пеленок предъявляются своеобразные требования. От девочки ждут смелости, напористости, лидерских качеств: «Вася тебя толкнул? Дай сдачи», «Боишься ехать с горки? Позор!». Мальчика же призывают к «по-девичьи» спокойному поведению, аккуратности: «Отойди от дерева, курточку запачкаешь», «Что ты носишься как угорелый, посиди лучше, книжку почитай ». Все это может привести к нарушениям полоролевой идентификации.

Иными словами, ребенок хоть и знает, какого он пола, но получает искаженное представление о том, как должна себя вести девочка или мальчик. Иногда причиной того, что мальчик демонстрирует «девичьи» качества – нерешительность, боязливость, застенчивость, и предпочитает игры в компании девочек – является слишком авторитарный стиль воспитания.

Постоянно подавляя волю ребенка, родители культивируют в нем неуверенность, неумение за себя постоять, низкую самооценку. Поэтому в обществе более миролюбивых девочек такой мальчуган чувствует себя комфортнее, чем среди ровесников-задир, которых он попросту боится. Чтобы исправить ситуацию, чаще предоставляйте сыну возможность проявлять самостоятельность, обращайтесь к нему за помощью (например, донести сумки из магазина). Подчеркивайте и хвалите в нем мужские качества. И пусть он проводит больше времени в обществе мужчин, на которых мог бы равняться. Помните, что стремиться формировать в ребенке противоестественные его существу черты по меньшей мере негуманно. Тем самым вы ставите его перед выбором – постоянно чувствовать родительское неприятие или идти наперекор своей природе. Ни то, ни другое не делает ребенка счастливым.

Противоположная крайность – когда родители загоняют ребенка в жесткие гендерные рамки. «Ты что, ненормальный, разглядывать девчачьи игрушки?» – заводится отец, увидев, что сын в магазине засмотрелся на яркую куклу. «И не думай волосы обрезать! Будешь ходить как пацан, а потом, глядишь, и пиво пить в подворотне », – внушает мама дочке.

Порой родительский страх, не дай бог, «зайти за гендерные рамки» доходит до абсурда: сыну запрещается спать на простынях розовых оттенков, а дочери – играть с машинками брата. Мол, лиха беда начало – а в итоге получишь «не то сына, не то дочь»… Однако ученые подобные опасения считают беспочвенными. Согласно исследованиям, сексуальная ориентация человека заложена генетически, на уровне хромосом, и тут уж чему быть, того не миновать.

Впрочем, согласно исследованиям, в обществе всего 2% истинных гомосексуалов. А вот жесткая система запретов и требований порой вызывает в ребенке бунт, и он демонстративно начинает делать то, что запрещено. Порой проблемы и вовсе надуманны: мама желает видеть в дочке этакую нежную фею, а девчушка по темпераменту активная и непоседливая, ей больше нравится бегать во дворе, чем осваивать вышивание и нотную грамоту. Мама в печали.

Само по себе наличие у человека черт характера, которые по традиции связывают с противоположным полом, вовсе не значит, что с ним что-то не так. Есть в нашем обществе и мужчины-меланхолики, а амбициозные женщины, и это не отклонение от нормы. Просто таковы особенности их личности. Требовать от ребенка, чтобы он полностью соответствовал вашему представлению об идеале мальчика или девочки, так же нелепо, как и пытаться «переделать» его пол. Ребенок с самого рождения – уже личность, и личность уникальная. И ваша задача – не идти против природы, а помочь ребенку раскрыть в нем лучшее из того, что ею заложено.

vedmochka.net

Что такое гендерное воспитание детей

Автор:
Владимир Мананников

Что представляет собой гендерное воспитание детей? В педагогике популярна теория, что уже с трех лет к малышам нужен индивидуальный подход – по половому признаку.

Разные игры, разные книги, разные манеры общения – для тех, кто ходит в разные туалеты («М» и «Ж»). Потому как задача у гендерного воспитания сложная: надо сделать из мальчиков истинных мужчин, а из девочек – настоящих женщин.

Путем многих хитростей, специализированных игр и воспитательных тактик родители прививают детям социальные роли. А также – те особенности мужского и женского поведения, которые приняты в нынешнем обществе.

Поскольку бытует мнение, что девочки – существа тихие, чистые и аккуратные, а мальчики – хоть и грязные, зато отважные, то нередко на детских площадках слышны фразы:

– Алина, не пачкайся, ты же девочка!
– Костя, не плачь, ты же мальчик!
– Маша, не лезь на дерево, это можно только мальчикам!
– Миша, положи коляску, это игрушка для девочек!

Осознанно или нет, но родители культивируют в малышах гендерные различия с малых лет. Они поддерживают их любой ценой, запрещая мальчикам играть в куклы и носить розовые футболки (хотя розовый – просто цвет, а кукла маленьким мужчинам интересна исключительно в исследовательских целях).

Классическая «патриархальная» педагогика уверяет, что это – оправданный шаг в нашем сумасшедшем мире, где мужчины носят накладную грудь, а женщины управляют государствами. Феминистически же настроенные лица склонны считать гендерное воспитание пережитком прошлого.

Взрослые игры

И все же большинство семей настроено консервативно. Мы уже не раз писали о подарках, которые обязательно понравятся дошкольникам («Что подарить мальчику на 3 года», «Что подарить девочке на 3 года» и другие статьи). Среди потенциальных даров вы найдете много гендерных различий.

Девочкам дарят кухню, игрушечную бытовую утварь (стиральные и швейные машинки, чайники и тостеры), кукол с колясками и кроватками, наборы для рукоделия. Мальчикам – машинки, столярный стол, набор инструментов, садовые тачки, лопаты, конструкторы с электронными цепями, телескопы, микроскопы и иные научные наборы. Задумайтесь, почему?

Пример заразителен

Родители на себе показывают пример социального распределения ролей. В идеальной полной семье отец – строгий, но справедливый добытчик, а мать – добрая, мягкая и терпеливая домохозяйка.

В неполных семьях матери сталкиваются с трудностями гендерного воспитания мальчиков. С одной стороны, они должны показать сыновьям на собственном примере, что женщины – создания хрупкие, требующие защиты, покровительства и не приспособленные к тяжелой мужской работе. С другой, кто-то должен показать ребенку, как забить гвоздь, вкрутить лампочку, наколоть дрова и передвинуть диван. И лучше, если это будет не мама!

Если отец малыша пропадает в командировках, постарайтесь увеличить присутствие мужчин в вашем доме. Братья, кузены, свекры и дедушки  могут стать для малыша примером мужского поведения. Позволяйте ребенку смотреть и помогать.

Встречают по одежке

Логично прививать смолоду вкус к правильной одежде. Само собой, джинсы удобнее, но все истинное женское существо расцветает только в платьях и юбках.

Маленькие модницы обожают «ухаживать за собой» перед зеркалом: мазаться маминым кремом, нюхать духи, красить губы помадой, примерять серьги и бусы. Это ни в коем случае нельзя запрещать!

Девочек нужно водить в женские туалеты, а мальчиков – в мужские (естественно, с папой). С четырех лет отец может взять сына в баню с друзьями, на автомойку или на рыбалку.

Имейте в виду: гендерное самоощущение закладывается с трех до пяти лет, и к поступлению в школу оно становится неизменным.

Сказки на ночь

Пополняя домашнюю библиотеку, я всегда задумываюсь о том, что и сказки подразделяются на мужские и женские. Зависит от пола персонажа и его поведения. Мальчикам читают сказки о храбрых рыцарях, о богатырях-защитниках, о мужестве и подвигах, об Иванах-дурачках, которые  самостоятельно добиваются успеха и идут за мечтой.

Истории же, ориентированные на женственность, повествуют о девах, терпеливо ждущих своих принцев, трудолюбивых, хозяйственных, мудрых и послушных. Часто героинями выступают прилежные, но угнетаемые жертвы-падчерицы и сиротки, которые силой своей любви, чистотой сердца, покорностью и мастерством заслуживают главный приз в виде прекрасного жениха («Золушка», «Аленький цветочек», «Морозко»).

Половая разница

Каждой маме надо знать гендерные различия дошкольников для правильной организации занятий. Например, что мальчишеские ручки созревают для творчества на полтора года позже, чем девчачьи. То есть ожидать от разнополой группы одинаково достойных шедевров в живописи и лепке не приходится.

Кроме того, мальчикам свойственны шумные, подвижные игры. Они могут чем-то кидаться, что-то ломать, разбирать на части. Воспитатели детских садов запрещают им подобное буйство, организуя тихие посиделки. Понятно, что им так удобнее, вот только спокойные игры и рукоделия – дело женское.

Мальчик-дошкольник будет монотонно и методично делать одно и то же, снова и снова добиваясь одинакового результата, совершенствуя навыки. А девочке занятие быстро наскучит, и она перейдет к другой игре.

Все эти черты нужно поддерживать, понимать и трепетно оберегать, не навязывая малышам чужие занятия.

dobro.pw

Гендерное воспитание детей. Особенности воспитания

Все мы помним с детства о том, что мальчики должны вести себя как мальчики, а девочки должны вести себя как девочки. Еще в детском саду могли поднять на смех мальчика, который начинал играть в «девчачьи» куклы вместо «пацанячьих» машинок и догонялок. И, наоборот, девочка, которая вздумала лезть с советами в «пацанячью» игру, тут же с позором из нее прогонялась.

Подобное поведение было и есть наглядным примером гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание – это процесс взращивания в ребенке тех качеств и навыков, которые характерны для его пола.

Нужно отметить, что гендерное воспитание имеет три основных аспекта:

  • Когнитивный. Это самосознание ребенка, который знает, что он девочка или мальчик;
  • Эмоциональный. Это способность ребенка идентифицировать и чувствовать себя согласно своей половой принадлежности. То есть, ребенок чувствует себя девочкой или мальчиком;
  • Поведенческий. Это способность ребенка действовать в соответствии с ожидаемым от него гендерным поведением.

Вопрос о гендерном воспитании стал в последнее время особенно острым. Потому как, в силу крайней либерализации взглядов на многие вещи, и на воспитание детей в частности, стал подниматься вопрос о том, что гендерные роли в обществе начали меняться.

Многие мужчины в наши дни не стремятся к лидерству, не стремятся к продолжению рода и созданию крепких семей. Собственно, также как и женщины не стремятся быть хозяйками и хранительницами очага.

На что направлено гендерное воспитание

В первую очередь, гендерное воспитание направлено на то, чтобы позволить детям преодолеть трудности социализации в детском коллективе. В соответствии со своей гендерной принадлежностью, дети должны правильно самоидентифицировать себя как мальчик или как девочка. В случае не совсем верной трактовки собственного «я», перед педагогами дошкольных учебных заведений стоит задача скорректировать данное мнение ребенка и направить его действия по более правильному пути.

Но не стоит также забывать и об особенностях человеческого характера. Ровно как не стоит забывать о трех гендерных типах, таких как мускулинность, феминность  андрогинность. В соответствии с тем, какой гендерный тип преобладает в характере ребенка, можно уже делать определенные выводы, продумывать особенности воспитания и корректировать его поведение.

Мускулинность подразумевает «мужской» тип характера. Такие дети чрезвычайно напористы, упрямы, стараются выбиться в лидеры, могут брать ответственность за свои и чужие поступки, а также решать более трудные задачи.

Феминность подразумевает «женский» типа характера. Это мягкость, доброта, отзывчивость, сентиментальность и готовность утешить.

Андрогинность подразумевает смешение в разных или равных частях мужского и женского в характере. Такой ребенок может и в лидеры выбиться и пожалеть при случае.

Стремление к унификации в современном обществе влияет и на процессы обучения и гендерного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно новы разрабатываемым программам, воспитание современных детей должно быть направлено на гендерное равенство в социальной и бытовой сфере, но без ущерба эмоциональной сферы гендерного развития.

То есть, современные дети, в свете данных учебных программ, должны уметь делать то, что умеют делать лица противоположных полов. Но, тем не менее, в общем и целом оставаться в рамках собственного пола. Девочки могут, к примеру, достигать определенных вершин в профессиональном спорте и осваивать сугубо мужские профессии. А мужчины же, в свою очередь, могут осваивать так называемые навыки самообслуживания, чтобы не только гвоздь в стену забить, но и поесть самому себе приготовить.

Полезные статьи:

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧЕК В СЕМЬЕ

 

razvitiedetei.info

Гендерное воспитание – ошибки не должно быть | Журнал “По-женски”

Думала ли Клара Цеткин и другие женщины, борцы за равноправие, к чему оно приведет? Мужчина, с грудью и в шикарном платье, валяющийся на диване перед монитором, женщина с бородой и бутылкой пива щеголяющая по улице,  щедро осыпая матом, тех, кто встал на ее пути. Женщина добилась своих прав, может дом сама построить, возглавить крупное предприятие, ругаться матом и нести на себе груз семейного бытия. Довольна и счастлива? Сомнительно! Мужчины, ранее возмущающиеся, что женщина столько денег тратит на косметику, теперь  сам и ей пользуется. Зачем ему гвозди заколачивать, или деньги зарабатывать,  когда есть мама, жена, которые все знают и все могут. А что же женщины? Они возмущаются бездействием мужчин и тут же, «я сама», «давай я это сделаю». Куда катится мир? К исчезновению разницы полов? Мир, наверное, сошел с ума!  Быть может, мы сами его таким делаем? Может быть, вернуть гендерное воспитание?

Девочкам «розовое», мальчикам голубое»

Забирая из родильного дома новорожденного мальчика, перевязывают голубой ленточкой, девочку розовой и далее мальчикам покупают одежду голубого цвета, девочки одеты в розовое. Мальчики катают машинки и играют в солдатики, девочки играют в куклы. Так было всегда! Это и есть гендерное воспитание!
«Ге́ндер (от английского слова gender, от латинского слова genus – «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это  полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми» Википедия «Гендерное воспитание – половое воспитание с позиций гендерного подхода предполагает гармонизацию полоролевого взаимодействия на принципе равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности». И.В.Кичева
Мальчиков издревле воспитывали воинами, добытчиками, защитниками, девочек будущими мамами, хранительницами очага.

Природа поделила на мальчиков и девочек

Матушка природа поделила весь мир на мальчиков и девочек, так зачем с ней спорить и идти вопреки ей. К такому мнению приходят психологи, как зарубежные, так и отечественные. Они считают, что ребенка надо с пеленок приучать к определенному полу. Женщины и мужчины по-разному  устроены, разная у них физиология и разная программа развития. У девочек и мальчиков разные гормоны, разное мышление. Задача гендерного воспитания развить природные задатки, направить их в нужное русло. Должна быть четкая идентификация полов. Тогда юноше не захочется краситься и надевать платье, а девушке отращивать бороду.

Кто я

«Кто я»? – такой вопрос  часто мучает малышей, родители которых мальчиков одевают как девочек, девочек как мальчиков. Ладно, цветовая гамма, и одежда,  так они еще сыновей куколками называют, «прелестной малышкой», «рыбкой». Казалось бы «чем бы дитя ни тешилось», в данном  случае мама или папа, считают: какая разница, как ребенка называть и во что его одевать. Долой стереотипы! Но, оказывается это небезобидно для психики малыша. До двух лет ребенок не понимает и не различает половую принадлежность. Но малыш растет и развивается и в два года он уже понимает, к какому полу он относится. К 3-4 годам, он у уже четко представляет,  что есть дяди и тети. Из девочек вырастают тети, из мальчиков дяди. Как ребенку разобраться «кто он»: мальчик или девочка, если его то так, то так назовут? Мало того, что мама «зайкой» называет, еще и прохожие девочкой зовут, потому, как одет он ярко, как девочка. Ну, а коли малыш не знает кто он на самом деле: мальчик или девочка, стало быть, он и не знает на кого ему равняться на тетю Зою, или на дядю Петю?

Хотели мальчика, родилась девочка

Одним родителям все равно, кто родится: мальчик или девочка, а другим непременно  сына подавай, или дочку. И, когда ребенок рождается другого пола, ни того, которого они страстно желали, после первых минут горя и разочарования, они начинают сына воспитывать, ка дочь и наоборот. В такой ситуации малыш знает кто он: мальчик или девочка, но он получает искаженное представление, каким должен быть мужчина, и какой должна быть женщина. «Если человеку постоянно твердить, что он свинья, то он захрюкает», так и в данной ситуации, если дочь приучали давать сдачу, быть смелой, а с мальчиком сюсюкались, мальчик вырастает с женскими чертами характера, а девочка с мужскими. Гендерное воспитание призывает: «Ошибки не должно быть! Мальчиков надо воспитывать как будущих мужчин, девочек, как будущих женщин». Негуманно идти против природы и формировать в дочери мужские качества, а в сыне женские. Ребенок  будет чувствовать  себя несчастным, чувствуя родительское неприятие. Не надо спорить с природой, ребенок не виноват, что родился не того пола, которого хотелось маме или папе.

Авторитарный стиль воспитания

Иногда родители, сами того не желая, подавляют волю ребенка, от чего он становится нерешительным и стеснительным. Если девочки такие качества  присущи, то мальчику с набором таких качеств неуютно, и он предпочитает играть с девочками, с ними ему комфортнее, нежели  в компании мальчишек-задир. Налицо авторитарный стиль воспитания! Пугаться такой ситуации не стоит, лучше постараться ее исправить. Каким образом? Больше доверять сыну, стараться предоставлять возможность проявить себя. Хвалить и поощрять за проявление мужских  качеств. К примеру, донес сумки, защитил девочку, забил гвоздь. Родители должны предоставить ребенку возможность  чаще бывать в мужской компании. Не стоит родителям волноваться и если у них озорная дочь, которая не хочет заплетать косички и гоняет с пацанами футбол. Просто шустрая и энергичная девочка! Возможно, вы еще ее будете гордиться.

Гендерные рамки

Не лучшим образом отражается на детях боязнь родителей зайти за гендерные рамки. Это когда родители, говоря простыми словами, попросту «загоняют детей в угол». Девочке нельзя с мальчишками гонять футбол, коротко стричь волосы и играть в машинки. Сыну нельзя носить одежду розового цвета, отращивать волосы, плакать и смотреть в сторону кукол. Не дай Бог! «С этого все и начинается, – думают родители, – потом вырастет  неизвестно что, толи баба, толи мужик. Со стыда лопнешь» Ученые считают, что родители не просто ошибаются, они не правы, думая, что от этого сын или дочь захотят сменить пол. Сексуальная ориентация  закладывается на генетическом уровне. Виноваты хромосомы! И тут уже ничего не поделаешь! Исследования показывают, что истинных гомосексуалистов  на Земле 2%. Но в современном мире «их пруд пруди». Да, это так, и с этим не поспоришь! Откуда они берутся? Жесткая система запретов, может вызвать бунт в сознании, и ребенок начинает делать все наперекор. Дань моде, желание прославиться и просто пиар! Наличие черт характера присущих противоположному полу, вовсе не означает ошибку природы. Женщины могут быть супер смелыми и амбициозными, вести за собой народ, а мужчины могут быть «меланхоликами». Это нормально, все люди разные, такими их природа создала. Родители могут помочь направить чадо в нужное русло, но никак не менять. Против природы не пойдешь! Развить черты характера, помочь раскрыть таланты и все лучшее, что заложено в ребенке – это задача родителей. Малыш, появившись на свет, уже личность, и никто не вправе требовать от него быть идеальным, соответствовать  стандартным требованиям. Каждый человек уникален! Привить лучшие качества можно и нужно, но не «переделывать» его пол.

Нужно ли гендерное воспитание?

Если с природой не поспоришь, то зачем нужно гендерное воспитание? Прежде всего для того чтобы ребенок с детства понимал свою жизненную роль. Настоящим мужчина вырастает не от того, что он в куклы не играет, а потому что он знает роль мужчины, к чему этот статус обязывает, равно, как и девочка с детства должна знать о своем предназначении. Дети должны различать пол и твердо знать, что есть мальчики, а есть девочки: «он» и «она», а ни «оно».

Посмотрите еще по теме:

po-zhenski.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *