Познавательное

Этапы возраста человека – Возрастные периоды жизни человека

Возрастные периоды жизни человека

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает период времени от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость – все это периоды жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возрастпериод
0-4 неделиноворожденный
4 недели - 1 годгрудной
1-3 годараннее детство
3-7 летдошкольный
7-10/12 летмладший школьный
девочки: 10-17/18 летподростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши17-21 годюношеский
девушки16-20 лет
мужчины21-35 летзрелый возраст, 1 период
женщины20-35 лет
мужчины35-60 летзрелый возраст, 2 период
женщины35-55 лет
55/60-75 летпожилой возраст
75-90старческий возраст
90 лет и болеедолгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима – угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни – 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй – когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

fb.ru

Возраст человека возрастные периоды

Различают следующие возрастные периоды человека:

1. Детский возраст — от рождения до начала периода полового созревания (12—13 лет).

2. Подростковый возраст (период полового созревания) — от 12—13 до 16 лет у девочек и от 13—14 до 17—18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5—6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) рост утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14—15 годам появляются все постоянные зубы, кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов — пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных половых признаков, наступлению менструаций у девочек и появлению поллюций у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки.

3. Юношеский возраст — от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка — 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.

4. Взрослый возраст — от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

5. Зрелый возраст — от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис — климактерический, особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.

6. Пожилой возраст — от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.

7. Старческий возраст — свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.

Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.

Точное определение возраста имеет важное значение в клинике и судебно-медицинской практике. О возрасте можно судить на основании данных о росте, весе тела, количестве зубов, состоянии кожи. С возрастом на лице человека появляются морщины. К 20 годам — лобные и носо-губные, к 25 годам  у наружных краев глазницы позади ушей, к 30 годам — подглазничные, к 40 годам — шейные, к 55 годам — на мочках ушей, кистях рук, подбородке. Однако все эти критерии являются весьма относительными.

Более точным методом установления возраста является определение (рентгенологически) так называемого костного возраста. В основе его определения лежат закономерности в окостенении скелета, связанные с возрастными периодами. Так, например, точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются в 12—14 мес. у девочек и в 16—18 мес. у мальчиков. Синостозы в дистальном эпифизе локтевой кости соответственно в 19 и 20 лет. Как правило, для определения костного возраста пользуются снимком кисти и дистального отдела костей предплечья. Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно с большой степенью точности установить возраст человека.

Возрастные периоды у детей. Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.

Детскому возрасту предшествует период внутриутробного развития, в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).

Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,— от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) — от 3 до 7 лет; 5) младший школьный — от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) — от 12 до 18 лет (см. выше).

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая желтуха и альбуминурия, физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной асептики в уходе за ребенком такого возраста (см. Новорожденный).

Грудной возраст. Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и пищеварения. Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.

Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.

Слабость иммунобиологических защитных   механизмов  делает  детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2—5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. Грудной ребёнок).

Преддошкольный возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается речь. В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте заболеваемость острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной иммунизации ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.

В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.

При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте (ревматизм, функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).

Старший школьный возраст. В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. Гормоны половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в вегетативной нервной системе (неустойчивость пульса, головокружения и т. д.).

Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым. См. также Вес тела.

www.medical-enc.ru

Периодизация возрастная, ее характеристика: так ли важен возраст?

Возрастное развитие человека рассматривается по-разному, что определяет особенности периодизации возрастного развития:

  • Порядок жизненных событий;
  • Биологические процессы человека;
  • Развитие в социуме;
  • Онтогенез психологии.

Возрастная периодизация человека объединяет период от зачатия до физиологической смерти.

На сегодняшний день не существует единой классификации возрастной периодизации жизни человека, так как она постоянно менялась в зависимости от времени и культурного развития.

Распределение возрастных периодов происходит тогда, когда в организме человека наступают определенные важные изменения.

Этапы возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в системе развития человека.

Давая определение возрастной периодизации кратко, можно выделить следующие этапы:

  • Рождение человека;
  • Взросление, а также становление определенных физических и социальных функций;
  • Развитие этих функций;
  • Старость и угнетение функционирования организма;
  • Физическая смерть.

Каждый человек после рождения проходит все жизненные этапы последовательно. Из них состоит жизненный цикл.

Следует отметить, что не всегда наблюдается совпадение «паспортного» возраста с социальным, биологическим и психологическим.

Что же такое возрастная периодизация?

Рассмотрим основные периоды жизни здорового человека, которые выделяет возрастная периодизация в психологии. Характеристика возрастных периодов основывается на психологическом онтогенезе.

Периодизация возрастная с психологической точки зрения

1. Пренатальный отрезок, в котором выделяют 3 этапа:

  • Предзародышевый. Продолжительность определяется двумя неделями, когда в яйцеклетке происходит оплодотворение;
  • Эмбриональный. Длительность периода – до начала третьего месяца беременности. Период характеризуется активным развитием внутренних органов.
  • Стадия плода. Длится с трех месяцев беременности до рождения ребенка. Формируются все жизненно важные органы, которые должны четко функционировать и позволить плоду выжить после родов.

 2. Детство.

  • От нуля месяцев до года;
  • Раннее детство, которое проходит с одного года до трех лет. Характеризуется проявлением самостоятельности и независимости; интенсивным развитием речевых навыков.
  • Дошкольная пора с трех до шести лет.

В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, начинается этап социальных проявлений;

  • Школьный возраст младшей группы. С шести до одиннадцати лет малыш активно включается в социальную жизнь; происходит интенсивное интеллектуальное развитие.

3. Отрочество.

  • Подростковый период.

Время интенсивного полового созревания, который длится до пятнадцати лет. Происходят значительные изменения в функционировании систем организма. Под их влиянием меняется взгляд на собственное «я» и представления об окружающей действительности.

  • Юношеская пора.

Продолжительность периода – с шестнадцати до двадцати трех лет. С точки зрения биологии организм стал взрослым. Однако, исходя из социального развития, так сказать нельзя. Присутствует желание стать самостоятельным и независимым при отсутствии социальной ответственности.

Все важные решения, связанные с дальнейшей жизнью, принимаются в это время: выбор жизненного пути, профессии, самоопределения, формирование самосознания и отношения к саморазвитию.

Важно!

Переход из одного возрастного периода в другой предусматривает возникновение кризисов, тех моментов, которые принято считать переломными. Они наступают из-за изменений в физиологии и психологии растущего человека. Кризисы – сложнейшие этапы жизненного пути, которые вызывают определенные трудности у самого растущего человека, а также людей, которые его окружают. Существует два вида переломных моментов: малые и большие.

Кризисы малые (1 и 7 лет, юношеский кризис) появляются с возникновением и развитием умений и навыков, которых не было раньше, возрастающей роли самостоятельности.

Большие кризисы (рождение, трех лет, подростковый) характеризуются полной перестройкой социальных и психологических отношений. Это время больших перемен, которое сопровождается эмоциональными всплесками, агрессией, непослушанием.

4. Зрелость.

  • Молодость. Длится до 33 лет. Период активных личных отношений, связанных с построением семьи и рождением детей. Развитие профессиональной деятельности. Время утверждения себя во всех жизненных направлениях: сексе, любви, карьере.
  • Кризис тридцати. К этому времени многие достигают того, к чему так стремились. Наступает переломный момент в жизни, когда человек начинает искать смысл жизни. Часто разочаровывается в том, что имеет. Стремится сменить место работы, образование, круг знакомых и друзей. По статистике, в этот период происходит большинство разводов.
  • Период стабилизации. С 35 до 45 лет, как правило, люди довольны тем, чего достигли. Им уже не хочется перемен, они хотят стабильности. Приходит уверенность в собственных силах, устраивают успехи в карьере. Чаще всего состояние здоровья стабильно хорошее. Семейные отношения стабилизируются.
  • Десятилетие кризиса (45 -55 лет).

Начинают проявляться первые признаки приближающейся старости: уходит былая красота, ухудшается самочувствие и здоровье в целом.

В семье появляется холодность. Дети, став взрослыми, ведут самостоятельную жизнь, в отношениях с ними происходит отчуждение. Усталость и депрессивные настроения – частые спутники этого возраста. Одни пытаются найти спасение в мечтах о новой яркой любви (или воплощают мечту в жизнь). Другие «горят» на работе, обеспечивая головокружительный взлет карьеры.

  • Период равновесия. Возраст от 55 до 65 лет характеризуется постепенным отстранением от социальной жизни и трудовой деятельности. Это период относительного покоя во всех сферах жизни.

5. Старость.

Происходит переосмысление всей жизни, размышление о духовности и переоценка поступков. Обзор прожитых лет с точки зрения философии: прошла ли жизнь зря или была насыщенной и неповторимой.

В это время проявляются кризисные периоды, связанные с переосмыслением прожитой жизни.

  • Оценка личности, которая не затрагивает профессиональной сферы;
  • Отношение к старению и появлению признаков явного ухудшения здоровья и внешнего вида;
  • Осмысление и принятие смерти.

1) Думая о ее неизбежности, человек вначале ощущает ужас от беспомощности, так как предотвратить это событие он не может.

2) Гнев, который изливается на всех молодых и здоровых, находящихся рядом. Он приходит с осознанием, что человеческая жизнь подходит к концу и поделать с этим ничего нельзя.

3) Попытка совершения сделки: с врачами или путем покаяния. Человек «выпрашивает» годы жизни, выполняя все предписания врача, занимаясь самолечением или активно посещая церковь.

4) Депрессия. Осознание неминуемой смерти не покидает человека. Он замыкается в себе, часто плачет, думая о родных и близких людях, которых ему предстоит покинуть. Наступает полное отсутствие социальных контактов.

5) Принятие смерти. Смиренное ожидание неминуемого конца. Состояние, когда человек психологически уже мертв.

6) Наступление клинической смерти характеризуется полной остановкой сердца и прекращением дыхания. В течение 15-20 минут человека еще можно вернуть к жизни.

7) Физиологическая смерть связана с прекращением работы всех функций организма.

Определение данной возрастной периодизации связано с физиологическими особенностями организма, уровнем развития психики, а также основными поведенческими особенностями человека.

Философское понятие о возрастной периодизации

Начиная с древности, в разных странах ученые имели свое представление о понятии возрастных особенностей. Современная возрастная периодизация с успехом использует предложенные модели.

Например, в Китае считали, что человеческая жизнь делится на 7 периодов, причем лучшим считался возраст с 60 до 70 лет. Это время называли духовным расцветом человека и проявлением его высшей мудрости.

Гиппократ разделял человеческую жизнь на 10 этапов, каждый из которых длился 7 лет. Отчет времени начинался с рождения.

Весьма интересно разделение этапов жизненного пути по Пифагору. Он считал, что возрастная периодизация – это подобие времен года.

Начало жизни. Период становление и развития личности. Проходит от рождения до 20 лет.

  • Лето. Молодые годы от 20 до 40 лет.

 

  • Осень. Лучшие годы человека, расцвет творческого потенциала. Длится от 40 до 60 лет.
  • Зима – это старость, которая наступает с 60 лет.

Пифагор считал, что все в человеческой жизни характеризуется числами, которые обладают магическими свойствами.

Ученый предполагал, что возрастная периодизация развития – это изменяющиеся «сезоны» жизни, а человек является частью природной жизни.

В основе его возрастной периодизации и характеристики периодов лежит идея вечной жизни через перевоплощение и изменение.

Так ли важен возраст?

Каждый из нас сам волен определять, по каким критериям определять возрастной период, в котором он живет. Ведь понятие «возраст» весьма относительно.

Кто-то считает себя молодым до тех пор, пока сохраняется внешняя привлекательность и крепкое здоровье. Часто люди пытаются всеми доступными средствами продлить это внешнее проявление молодости. А кто-то и 80 ведет активный образ жизни, привлекая окружающих своим оптимизмом. Как правило, такие люди очень мало болеют, сохраняя активность до глубокой старости.

Помните, что возраст определяется состоянием души, а не цифрами в паспорте.

vospitannie.ru

раннее детство, подростковый возраст, пожилые люди. Характеристика возрастов

Периодизация Выготского, известного психолога начала 20 века, до сих пор не теряет своей актуальности. Она была положена в основу целого ряда современных исследований. Периодизация Выготского дает ключ к пониманию того, как меняется личность человека по мере прохождения им различных этапов жизни.

Ученого особенно привлекало детство. И это не случайно, ведь именно в это время закладываются основы личности, происходят коренные изменения, оказывающие влияние на всю дальнейшую жизнь. Периодизация Выготского позволяет понять, каких изменений следует ожидать в личности ребенка того или иного возраста. Исследования ученого могут сильно помочь родителям, которые не понимают, что происходит с их детьми.

Возрастная психология, изучая процесс развития ребенка, дает характеристику различных возрастных периодов. Она оперирует такими понятиями, как "детство" и "возраст". Возрастной период (возраст) представляет собой цикл детского развития, который имеет свою динамику и структуру.

Условность возрастных периодов

Нужно отметить, что психологический возраст отдельного ребенка и календарный возраст, записанный сначала в свидетельстве о его рождении, а затем в паспорте, не всегда совпадают. Также нужно сказать, что каждый период обладает своими особенностями развития личности ребенка и психических функций, взаимоотношений с окружающими. Кроме того, у него имеются определенные границы, которые, однако, могут сдвигаться. Получается, что один ребенок раньше вступает в тот или иной возрастной период, а другой – позже. Границы подросткового возраста, который связан с половым созреванием, "плавают" особенно сильно.

Детство

Детство включает в себя все начальные возрастные периоды. Это целая эпоха, являющаяся по своей сути подготовкой ребенка к самостоятельному труду, к началу взрослой жизни. Специфика включенных в него возрастных периодов определяется уровнем культурного и социально-экономического развития того общества, которому принадлежит ребенок, в котором он обучается и воспитывается.

Когда в наше время заканчивается детство? В психологии традиционно речь идет о периоде от рождения ребенка до достижения им 7 лет. Однако современное детство, конечно, продолжается и после того как ребенок поступает в школу. Безусловно, младший школьник все еще остается ребенком. Некоторые психологи, кстати, рассматривают как "затянувшееся детство" и подростковый возраст. Какое бы мнение мы ни разделяли, нужно констатировать тот факт, что настоящая взрослость ожидает ребенка лишь в 15-17 лет.

Л. С. Выготский о развитии

Возрастное развитие человека – сложный процесс. В особенности это касается детского развития. На каждом из возрастных этапов изменяется личность человека. Развитие по Л. С. Выготскому (фото его представлено выше) – это, прежде всего, появление нового. Таким образом, стадии развития, согласно этому психологу, характеризуются определенными возрастными новообразованиями, то есть такими свойствами или качествами, которых ранее не было в готовом виде. Однако, как писал Выготский, новое "не падает с неба". Оно возникает закономерно. Весь ход предыдущего развития подготавливает его.

Социальная среда является источником развития. Каждый шаг в детском развитии меняет то, как среда влияет на ребенка. Она становится совсем другим, когда переходит из одной возрастной группы в другую. Л. С. Выготский говорил о "социальной ситуации развития". Под этим понятием ученый понимал специфическое для того или иного возраста отношение между человеком и социальной средой. Ребенок вступает во взаимодействие с социальным окружением, которое обучает и воспитывает его. Это взаимодействие определяет путь развития, приводящий к появлению возрастных новообразований.

Переживание и деятельность

Каким же образом дети взаимодействуют со средой? Переживание и деятельность – две единицы анализа так называемой социальной ситуации развития, которые выделил Л. С. Выготский. Деятельность ребенка, его внешнюю активность легко наблюдать. Однако существует и план переживаний, то есть внутренний план. Разные дети по-разному переживают одну и ту же ситуацию в их семье. Это касается даже близнецов, то есть детей одного возраста. В результате этого, к примеру, конфликт между родителями слабо скажется на развитии одного ребенка, тогда как вызовет невроз и различные отклонения у другого. Кроме того, переходя от одного к другому возрасту, один и тот же ребенок по-новому переживает ту или иную семейную ситуацию.

Выготский о путях развития

Выготский выделил следующие два пути развития. Один из них – критический. Он внезапно возникает и бурно протекает. Второй путь развития – спокойный (литический). В некоторых возрастах, действительно, развитие характеризуется литическим, то есть медленным течением. На протяжении длительного срока, обычно охватывающего несколько лет, в эти периоды не происходит резких, фундаментальных перемен и сдвигов. А те, что могут наблюдаться, не перестраивают всю личность человека. Лишь в результате долговременного течения скрытого процесса происходят заметные изменения.

Литические периоды

В относительно устойчивые возрасты развитие происходит в основном за счет мелких изменений личности. Накапливаясь до определенного предела, они затем обнаруживаются скачкообразно в виде того или иного возрастного новообразования. Большая часть детства занята именно такими периодами. Так как развитие внутри них происходит так сказать подземным путем, перемены в личности отчетливо выступают при ее сравнении в начале и конце определенного временного промежутка. Стабильные возрасты учеными изучены намного полнее, нежели характеризующиеся кризисами – другим типом развития.

Кризисы

Они были обнаружены эмпирическим путем и все еще не приведены в систему. С внешней стороны указанные периоды характеризуются появлением черт, противоположных стабильным, или устойчивым возрастам. На протяжении достаточно короткого времени в данных периодах сосредоточены капитальные и резкие смещения и сдвиги, переломы и изменения в личности. В короткий срок ребенок меняется весь, в основных своих чертах личности. В это время развитие принимает стремительный, бурный характер, иногда катастрофический. Такую интересную особенность имеет периодизация развития человека.

Выготский отметил и позитивные сдвиги, которые имеет критический период. Это переход к новым формам поведения. Ученый выделил следующие критические периоды детства: период новорожденности, один год, три года, шесть-семь лет, подростковый период.

Возрастная периодизация Выготского

Сначала наблюдается кризис новорожденности, после которого следует младший возраст (от двух месяцев до года). В это время отмечаются противоречия между минимальными возможностями общения и максимальной социальностью ребенка.

Возрастная периодизация Выготского продолжается кризисом 1 года. За ним следует раннее детство (от одного до трех лет). В это время деятельность, которую осуществляет маленький мальчик или девочка, является предметно-орудийной, это "серьезная игра". У ребенка появляются речь, ходьба, жесты.

Далее следует кризис 3 лет, после которого наступает дошкольный возраст (от трех до семи лет). В этот период наблюдается тенденция к отделению от взрослого (эмансипации), а также к волевой, а не аффективной форме поведения. Появляется "Я сам". Кризис 3 лет имеет позитивное значение, выражающееся в том, что появляются новые черты личности. Ученые установили, что если в силу тех или иных причин этот кризис протекает невыразительно, вяло, в последующем возрасте маленький мальчик или девочка показывают значительную задержку в развитии волевой и аффективной сторон личности.

Далее следует кризис 7 лет, после которого наступает новый период – школьный возраст (от 8 до 12 лет). Детская непосредственность в указанное время утрачивается. Это происходит в результате дифференциации внешней и внутренней жизни. Появляется логика чувств, обобщения, переживания ребенка приобретают смысл. Кроме того, возникает самооценка. В отношении кризиса 7 лет исследователи отмечали, что в данном периоде наблюдаются значительные достижения: изменяется отношение ребенка к другим детям, возрастает его самостоятельность.

В возрасте 13 лет наступает следующий кризис. За ним следует пубертатный возраст (от 14 до 18 лет). В это время появляется чувство взрослости. Ребенок начинает ощущать собственную личность, самосознание его развивается. Наблюдаемое уменьшение продуктивности умственной работы объясняется тем, что установка изменяется от наглядности к дедукции. Временное снижение работоспособности сопровождается переходом к высшей форме человеческой интеллектуальной деятельности.

Выготский отметил, что юность – это возраст от 18 до 25 лет. По основным закономерностям и общему смыслу она является первым периодом среди зрелых возрастов. Л. С. Выготский дал подробную периодизацию только детства, однако и в дальнейшем личность человека изменяется. Психологи, продолжив исследования, выделили следующие периоды.

Молодость

Молодость ученые обычно определяют как возраст от 19 до 30 лет. Однако нужно отметить, что границы возраста очень условны. Основной деятельностью в этом периоде является интимно-личностное общение с представителями противоположного пола. Также нужно отметить, что молодость – пора оптимизма. В это время человек полон энергии и сил, желания осуществить цели. Молодость является лучшим временем для самореализации.

Кризис творческой активности

Кризис творческой активности происходит на границе между молодостью и средним возрастом (средний возраст – от 30 до 45 лет). Причиной тому является нарастание мастерства, которое сопровождается увеличением рутины. Профессиональная и семейная жизнь стабилизируются. Появляется понимание, что человек способен на большее. Именно в это время зачастую люди меняют профессию, разводятся.

Средний возраст и кризис этого периода

Средний возраст - это также весьма условный возраст. Нельзя точно определить его границы, однако обычно они устанавливаются в пределах от 30 до 45 лет. В этот период наблюдается высокая работоспособность. Приобретая жизненный опыт, человек становится хорошим семьянином и специалистом. Он впервые серьезно задумывается о том, что останется после его смерти. К концу этого этапа жизни человека наступает кризис среднего возраста. Причиной его является то, что он находится на вершине, и понимает, что следует поискать другие стратегии для достижения прежних целей или же пересмотреть старые стремления. В период этого кризиса актуализируются экзистенциальные проблемы (изоляция, смерть, потеря смысла), появляются специфические проблемы (дезадаптация, социальное одиночество, полная смена ценностей).

Зрелость

Период зрелости определяется как возраст от 45 до 60 лет, хотя его границы также очень подвижны. Основной деятельностью в данном периоде является творчество, самореализация. Достигается положение в обществе, профессиональное мастерство, передается опыт. Человек переосмысливает свои цели. Он избавляется от неоправданных надежд и иллюзий молодости.

Кризис подведения итогов

За периодом зрелости следует кризис подведения итогов. Причина его – снижение социального статуса, а также потеря жизненного ритма, сохранявшегося десятилетиями. Иногда все это приводит к резкому ухудшению психического и физического состояния.

Старость

Старость – возрастной период за 60 и более лет. Психологическое состояние человека в это время характеризуется созерцательностью, умиротворенностью, витальной астенией, мудрой просветленностью, склонностью к воспоминаниям. Пожилой мужчина или женщина вырабатывают заботливую, но отстраненную позицию по отношению к внукам и правнукам.

Эриксон считал, что для этой фазы характерен не новый кризис, а интеграция, суммирование и оценка всех предыдущих стадий развития. В старости часто приходит умиротворение, которое проистекает из способности оглядеть прожитую жизнь и сказать смиренно, но твердо: "Я доволен". Тех, кто смог это сделать, не страшит неотвратимость смерти, так как они видят продолжение себя либо в своих творческих достижениях, либо в потомках. Но некоторые люди относятся к прожитой жизни как к череде ошибок и нереализованных возможностей. Они понимают, что начинать сначала слишком поздно.

Нужно сказать, что представленная выше характеристика возрастов выявляет лишь общие особенности развития личности. Каждый из нас уникален. У разных людей рост и развитие протекают по-разному. Поэтому нельзя установить точные границы того или иного периода. Психологи, безусловно, учитывают это, когда говорят о таком понятии, как возрастная стратификация.

fb.ru

определение, понятие, разделение на этапы, периоды развития и спада и правила расчета

Каждый из периодов жизни человека называется возрастом или циклом развития. Наступление определенного цикла сопровождается рядом изменений и физиологического, и психологического характера. Такие периоды являются достаточно длительными, и на каждом из них перед человеком стоят различные важные задачи.

Особенности выделения возрастных этапов

Выделение жизненных циклов человека претерпевало преобразования с течением времени. Оно является культурно-зависимым, так как напрямую определяется тем подходом, который существует по отношению к установлению определенных возрастных рамок в той или иной социальной среде. Например, И. С. Кон подчеркивал, что для того, чтобы разобраться в определении категории возраста, прежде всего следует уметь разграничивать основные системы отсчета, в которых описывается отдельно взятый цикл. Вне связи с такими системами отсчета выделение жизненных циклов человека не имеет смысла.

Системы отсчета жизненных циклов Кона

Первой из таких систем является индивидуальное развитие, иначе называемое онтогенезом. Данная система отсчета позволяет задавать определенные единицы деления – например, стадии развития индивида, возраст жизни. Она концентрируется на возрастных свойствах определенного жизненного смысла человека.

Вторая система отсчета представляет собой все те процессы, которые непосредственно связаны с возрастом. Она позволяет задать такие единицы деления, как возрастные группы или поколения. Одно из основных задаваемых ею направлений являются групповые различия.

Третьей системой отсчета являются определенные представления о возрасте в социальной среде, культуре. Взгляды на возрастные изменения различаются от одного общества к другому и могут восприниматься отдельными экономико-социальными и этническими группами по-разному.

Младенчество

Первый жизненный цикл человека носит название младенчества. Это совершенно особая пора для ребенка. Социальная ситуация на данном этапе состоит из двух моментов. Первый из них заключается в том, что младенец является совершенно беспомощным созданием. Он не может без помощи взрослого удовлетворить даже простейшие биологические потребности. Жизнь его целиком зависит от того взрослого, который отвечает за уход за ним. Именно взрослый – чаще всего мать – заботится о питании, передвижении в пространстве и даже переворачивании с боку на бок. Подобная опосредованность позволяет считать, что в течение данного жизненного цикла человек является полностью социальным существом – его отношение к окружающему миру изначально является социальным.

Как общается младенец

Но даже будучи вплетенным в социальную систему, младенец лишен главного инструмента общения – речи. Вся организация жизни ребенка принуждает его максимально общаться со взрослым, и притом бессловесным образом. Между максимальной вовлеченностью в социум и минимальными возможностями общения и закладывается база для всего дальнейшего развития. Начало такого жизненного цикла человека, как младенчество, по времени совпадает с завершением кризиса новорожденности. Здесь поворотный пункт находится между вторым и третьим месяцами. В психологии имеется термин «комплекс оживления», который включает в себя три основных компонента – это улыбка, различные вокализации и комплекс двигательных реакций.

В течение последующих месяцев происходит дальнейшее развитие крупной и мелкой моторики. Начиная с 9 месяцев ребенок начинает ползать на четвереньках, удерживая туловище в горизонтальном положении.

Если на данном этапе жизненного цикла человека младенец будет лишен общения либо ограничен в общении со взрослыми, у него развивается глубокая психическая отсталость, проявляющаяся в позднем развитии движений, особенностях ходьбы. Резко отстает умственное развитие. В науке этот феномен получил название госпитализма.

Раннее детство

Данный этап жизненного цикла человека охватывает диапазон от 1 до 3 лет. В этот период социальная ситуация развития меняется. Ребенок проявляет все больше самостоятельности и начинает пользоваться общением со взрослым в качестве способа познания предметного мира. Ситуация неразрывного единства матери и ребенка (по Выготскому, «Мы») постепенно разрушается.

Социальная ситуация на данном этапе – это ситуация партнерской деятельности ребенка и взрослого. Главные достижения во время этого жизненного цикла жизни человека таковы:

  • овладение своими движениями, телом;
  • освоение речи;
  • развитие навыков взаимодействия с предметами.

Постепенно ребенок переходит от совместного исполнения определенных манипуляций с предметами к самостоятельному. А внутри деятельности с предметами зарождаются новые виды. Это игра и продуктивная деятельность.

Дошкольный возраст

Следующая стадия жизненного цикла человека продолжается от 3 до 7 лет. Именно на этом этапе закладывается тот фундамент, на котором будет в дальнейшем выстраиваться личность человека. В дошкольном возрасте интенсивно развивается психика, память, особенности мышления. Начинает формироваться самооценка.

Ребенок становится более самостоятельным, вступая в этот жизненный цикл развития человека. Психология детально изучила этот этап, и одной из выявленных исследователями особенностей является постоянное произнесение двух фраз. Это «Почему?» и «Я сам». Родителям в это время необходимо запастись терпением, ведь ребенок начинает осваивать окружающий мир.

Память у ребенка в этом возрасте непроизвольная. Он намного лучше запоминает ту информацию, которая вызывает у него эмоциональные переживания. Например, ребенок лучше запомнит яркий рекламный ролик, нежели скучные и монотонные наставления родителя – такова особенность психики на данном жизненном цикле человека. Психология ребенка неразрывно связана в это время с развитием мышления. Если в возрасте 3-4 лет он сначала делает что-либо, а затем думает, то к 5 годам происходит наоборот.

Школьный возраст

Данный этап характеризуется продолжением физического и психического развития. В это время интенсивно развивается мышечная система, быстрее происходит рост, стремительно меняются пропорции тела и формируются вторичные половые признаки.

В младшем школьном возрасте природа делает акцент на развитии мышечной системы, увеличении роста и преобразовании телесных пропорций. В период старшего школьного возраста у девочек (приблизительно с 10-12 лет) и у мальчиков (с 12-14 лет) начинается пубертатный период. Таким образом, эти жизненные циклы развития человека наслаиваются друг на друга. На средний и старший школьный возраст одновременно приходится период полового созревания.

Подростковый возраст

Следующий этап является переходным между детством и взрослой жизнью. Подростковый возраст длится между 13 и 19 годами. Но изменения в психике и организме могут начаться значительно раньше – в возрасте 9-12 лет.

Наиболее чувствительным является возраст 11-13 лет. В это время подростки нередко стыдятся сами себя, совершают нелепые движения, от смущения закрывают лицо волосами и стараются всячески скрыть свою застенчивость.

В этом возрасте подросток нередко дезориентирован. Он впервые ставит перед собой вопросы независимости, становления личности. Подростки нередко сталкиваются с трудностями в школе, стоят перед серьезным выбором в вопросах алкоголя, наркотиков или здорового образа жизни. Огромная значимость придается романтическим увлечениям и участию в подростковых сообществах.

Юность

За подростковым возрастом следует юношеский, который длится до 23 лет. На этот возраст также приходится немало критических событий социального характера. Молодой человек получает паспорт, наступает уголовная ответственность, возникает возможность заключения брака. В данном возрасте перед ним стоит задача выбора профессии. Многие юноши и девушки в это время начинают трудовую деятельность. Происходит расширение временных рамок. Главным измерением становится будущее. Человек определяет свой жизненный путь.

Молодость

Данный период охватывает время завершения юности и длится приблизительно до 30 лет. В этой время человек начинает утверждаться во взрослой жизни, в профессии. Один из важнейших моментов в это время – выбор спутника жизни и заключение брака. Обычно на данном этапе организм женщины более всего готов к рождению ребенка, поэтому во многих семьях начинают появляться дети.

Создание семьи крайне важно для развития личности. Во многом от того, каким образом складывается семейная жизнь, зависит и уровень общего развития человека – его духовный рост, развитие в профессии. Неудачный брак нередко тормозит профессиональное развитие, негативным образом сказывается на взаимоотношениях с противоположным полом.

Зрелость

Полный жизненный цикл человека включает в себя и период зрелости. В это время развитие приобретает новый вектор: теперь оно в большей степени обусловлено не физическими изменениями, а умственным совершенствованием. Человек в этом возрасте способен приспосабливаться к новым условиям, позитивным образом разрешать имеющиеся в его жизни трудности и противоречия. Многие успешно преодолевают психологическую зависимость от других людей, обретают способность брать на себя ответственность во многих жизненных сферах.

Развиваются позитивные черты характера – твердость, надежность, умение сострадать. В Древней Греции данный возраст назывался «акме», что означает «вершина». Называется акмеологией и наука, изучающая зрелый возраст. Данная дисциплина относится к возрастной психологии. Полный жизненный цикл развития человека состоит из разных этапов, но именно в этом возрасте человек обретает истинную зрелость. Добродетелью каждого психологически зрелого человека является «работа и забота». Если же личность не желает трудиться, или же успокаивается в отношении какой-либо жизненной сферы, то наступает деградация.

Преклонный возраст

Начинается приблизительно с 61 года. Главная задача человека заключается в том, чтобы достичь полноты своего «Я», уверенности в смысле своего существования. Если основные задачи на предыдущих возрастных этапах не были разрешены, то старость может сопровождаться ощущением разочарования и страхом перед смертью.

Социальная ситуация личностного развития связана с отходом от активного участия в жизни социума – уходом на пенсию. Постепенно происходит удаление пожилого человека от общества, спад коммуникативной функции и сосредоточение на своем внутреннем мире.

Жизненные циклы человека по дате рождения

Встретить понятие жизненных циклов можно не только в психологии, но и в нумерологии. Данная сфера не является научной, хотя и привлекательная для многих. В нумерологии выделяется три основных периода:

  • Первый – время становления под воздействием воспитания. Число первого периода рассчитывается в соответствии с числом месяца рождения. Январь – число 1, февраль – число 2 и т. д.
  • Второй – период максимальной сосредоточенности на работе, проявления творческих способностей. Число рассчитывается посредством дня рождения. Если оно превышает 12, то следует сложить цифры. Например, человек родился 18 числа. Его число этого цикла – 1+8=9.
  • Третий – время развития личности в мировом обществе. Вычисляется путем приведения к однозначной форме или числу 11 или 12 года рождения. Например, год рождения 1995. Число периода: 1+9+9+5= 24; 2+4=6.

Значения периодических циклов таковы:

  • 1 – отличное время для проявления индивидуальности, крайне интенсивный период;
  • 2 – время медленного и спокойного развития;
  • 3 – этап творческого самовыражения;
  • 4 – период упорного и тяжелого труда;
  • 5 - время свободного творчества, перемен;
  • 6 – на данном этапе стоит посвятить время семье;
  • 7 – период философского переосмысления жизни;
  • 8 – время финансовой независимости;
  • 9 – этап, когда следует заботиться об окружающих;
  • 10 – человеку следует проявить максимум целеустремленности;
  • 11 – этап, когда общение с другими наиболее приятно и эффективно.

fb.ru

Возрастные периоды жизни человека


⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 9Следующая ⇒

Развитие человека – это непрерывный процесс, точкой отсчета которого является момент зачатия. С рождения в человеческом организме начинают происходить сложные физиологические, психические и эмоциональные изменения. Эти изменения происходят непрерывно в течение всей жизни человека. На основании многих исследований человеческую жизнь разделяют на возрастные этапы.

Описание психологических особенностей человека в различные периоды его жизни — задача крайне сложная и многогранная.

Возраст Возрастной этап
От рождения до 3 лет Младенчество
3–6 лет Раннее детство
6–12 лет Детство
12–18 лет Подростковый и юношеский возраст
18–40 лет Молодость
40–65 лет Зрелый возраст
65 –72 лет Пожилой возраст
Более 72 лет Старость

 

Известный американский психолог Э. Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития личности. Он создал схему жизненного цикла, показывающую, как последовательно разворачивается жизнь. Более того, Э. Эриксон считал, что психическое развитие личности происходит в процессе прохождения через критические точки. Каждая стадия (ступень) развития сопровождаетсякризисом

Кризис — поворотный момент в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии (Э. Эриксон).

По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.

Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен — возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств (E.N.Erikson , 1968).

Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)

N Стадия Возраст Психосоциальный кризис и Результат развития Сильные стороны
1. Орально–сенсорная 0–1 год Доверие – недоверие к окружающим людям Надежда  
2. Мышечно–анальная 1–3 года Автономия – стыд и сомнения Сила воли
3. Локомоторно–генитальная 3–6 лет Инициативность – вина Цель
4. Латентная 6–12 лет Трудолюбие – неполноценность   Компетентность  
5. Подростковая 12–19 лет Эго–идентичность – ролевое смешение Верность
6. Ранняя зрелость 20–25 лет Близость – изоляция Любовь
7. Средняя зрелость 26–64 года Продуктивность – застой Забота
8. Поздняя зрелость 65 лет - смерть Целостность – отчаяние Мудрость

 

Практикум 4.

Обсудите на занятии следующие вопросы:

1. В чем состоят основные поведенческие и психологические различия между мужчинами и женщинами?

2. Каковы основные задачи, которые должен решить человек в молодости?

 

Контрольные вопросы

3. Что такое половая детерминация, каковы ее уровни?

4. Что такое «гендерный», «гендерная роль», как она возникает?

5. Перечислите основные возрастные этапы развития человека.

6. Расскажите об основных проблемах раннего детства и школьного возраста.

7. В каком возрасте у человека выражена «реакция эмансипации» и что она означает?

8. До скольких лет человек считается молодым?

 

Литература

1. Гейл Шихи «Возрастные кризисы». – Изд-во «Ювента»,– СПб., 1999.

2. Л.Хьелл, Д.Зиглер «Теории личности». – СПб.: Питер Пресс, 1997.

3. Эрик Г.Эриксон «Детство и общество». – Изд.2-е перераб. и доп.⁄Пер. с англ. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.

4. Г. Келли «Основы современной сексологии» (Серия «Учебник нового века») – СПб.: Питер, 2000.

Тема занятия: Общение как самостоятельная форма активности человека

Цель занятия: сформировать представление об общении, а также продемонстрировать важность коммуникативной компетентности для врача.

Учебно-целевые вопросы занятия:

  1. Определение общения.
  2. Понятие социализации.
  3. Виды общения.
  4. Функции общения.
  5. Компоненты общения.
  6. Механизмы социальной перцепции.
  7. Понятие каузальной атрибуции.
  8. Факторы, влияющие на общение.
  9. Эффекты межличностного восприятия.
  10. Коммуникативные барьеры.

 

Определение общения

В современной психологии общение рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется – от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоком личностном общении и сотрудничестве со взрослыми.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накоп­ленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нор­мы, ценности и способы деятельности, формируется как личность. Общение – важ­нейший фактор психического развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психичес­кие процессы, состояния и особенности личности и поведения человека.

 

Общение - это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

Социализация

Развитие навыков общения происходит в процессе социализации. Социализация - это процесс превращения индивида со всем его врожденным потенциалом в члена общества, происходящий под влиянием воспитания и социальных условий. Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

 

Этапы социализации:

1. Первичная социализация. В возрасте 3-х лет происходит устная идентификация "Я", становятся интересны сверстники.

2. Социализация подростка. Формирование отношения к группе и к себе.

3. Юношеская социализация. Формирование мировоззрения.

4. Социализация взрослых. Коррекция образа "Я".

Институты социализации – это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

Виды общения

Существует несколько классификаций общения, в основе которых лежат разные характеристики.

Непосредственное общение происходит при непосредственном контакте участников общения. Для эффективного общения, в данном случае, необходимы оперативные навыки, умение корректировать процесс общения, в зависимости от поведения собеседника. Опосредованное общение осуществляется посредством средств массовой информации, произведений искусства и т.п. Сложность этого вида общения заключается в отсутствии обратной связи, невозможности корректировать процесс общения. Формальное общение обусловлено социальными ролями. В неформальном - большую роль имеют личностные отношения, его цель - психологический контакт. В норме они не имеют четких границ. Вербальное общение – речевое, где смысл слов имеет решающее значение. Невербальное - с помощью жестов, мимики.

 
 

 

 

 

Типы общения

Психологи выделяют три основных типа общения:импера­тивное, манипулятивное и диалогическое.

А. Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно характеризуется тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, стремиться кон­тролировать его поведение и мысли, принуждает к опреде­ленным действиям. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения — принуждение партнера к чему-либо — не скрывает­ся. В качестве средств императивного общения используются приказы, ука­зания, предписания, требования, угрозы и пр.

Б. Манипулятивное общение сходно с императивным. Цель его — оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скры­то. Как и императив, манипуляция стремится добиться кон­троля над поведением и мыслями другого человека.

В. Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типам, так как основано на равноправии парт­неров. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюде­ния ряда правил взаимоотношений:

1. Психологический настрой на эмоциональное состояние со­беседника и собственное психологическое состояние (сле­дование принципу «здесь и теперь»).

2. Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип «доверительности»).

3. Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения («принцип паритетности»).

4. Направленность общения на общие проблемы и нерешен­ные вопросы (принцип «проблематизации»).

5. Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и же­ланий (принцип «персонифицирования общения»).

Функции общения

По своему назначению общение многофункционально. Мож­но выделить пять основных его функций:

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаи­модействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения проявляется в процессе развития человека и становле­ния его как личности. В ходе развития внешние формы обще­ния ребенка и взрослого постепенно переходят во внутрен­ний план. Благодаря этому, взрослея, человек можем мысленно предста­вить себе предстоящий разговор и выстроить его так, как ему нужно.

3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми человек может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в признании своей ценности, человек ищет точ­ку опоры в других людях.

Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения. Сюда можно отнести знакомства, приветствия, именования, оказание различных зна­ков внимания. Указанные действия направлены на поддержа­ние у человека «минимума подтвержденности», а значит, и хоро­шего самочувствия.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо поло­жительных, либо отрицательных. Даже один и тот же че­ловек может вызывать в разных ситуациях различное отношение.

5. Внутриличностная функция общения — одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой человек принимает определенные решения, совершает значимые поступки.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Этапы возраста человека по годам, таблица

Увидев человека, мы часто говорим про него молодой, старый или пожилой, тем самым зрительно определяя его возраст. Однако этапы возраста человека имеют определенные возрастные границы, независимо от того, как он выглядит.

 

 

 

 

 

Ограничения эти зависят от биологических, психологических и других характеристики людей. Сведенные в таблицу, этапы возраста человека по годам выглядят следующим образом:

 

 

 

ЭТАПЫ ЖИЗНИ

ПОЛ

МУЖСКОЙ

ЖЕНСКИЙ

Новорожденный

Ребенок от 1 до 10 дней

Ребенок от 1 до 10 дней

Грудной ребенок

от 10 дней до года

от 10 дней до года

Раннее детство

Ребенок от 1 года до 3 лет

Ребенок от 1 года до 3 лет

Первое детство

Ребенок от 4 до 7 лет

Ребенок от 4 до 7 лет

Второе детство

Ребенок от 8 до 12 лет

Ребенок от 8 до 11 лет

Подросток

Человек от 13 до 16 лет

Человек от 12 до 15 лет

Юноша или девушка

Человек от 17 лет до 21 лет

Человек от 16 до 20 лет

Первый период зрелости

Человек от 22 до 35 лет

Человек от 21 до 35 лет

Второй период зрелости

Человек от 36 до 60 лет

Человек от 36 до 55 лет

Пожилой человек

от 61 года до 72 лет

от 56 до 74 лет

Старый человек

от 73 до 90 лет

от 75 до 90 лет

Долгожитель

Больше 90 лет

Больше 90 лет

 

 

Разумеется, такие этапы возраста человека, как, например, второе детство или первая зрелость, в быту никто не употребляет, но биологически каждый из указанных в таблице жизненных этапов заметно отличается от предыдущего и последующего.

 

 

 

 

 

www.vseznayem.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *