Познавательное

Эстетическое воспитание это – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ это что такое ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: определение — Педагогика.НЭС

Что такое эстетическое воспитание и его роль в воспитании детей🎨

Система эстетического воспитания подразумевает такое педагогическое воздействие на ребенка, которое способствует развитию у него способности воспринимать прекрасное вокруг себя, отличать красивое, гармоничное от безобразного. Молодые люди со временем должны не только уметь оценивать красоту природы, человеческих отношений, но и испытывать необходимость эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.

Эстетическое воспитание имеет личностную направленность и должно охватывать такие стороны развития детей:

  1. Формирование потребностей в области искусства и художественных ценностей.
  2. Воспитание способности к художественному восприятию, которое охватывало бы многие области эстетических явлений.
  3. Освоение знаний для понимания искусства, развитие умения выражать собственные суждения, взгляды по поводу художественного воплощения действительности.

Понятие эстетического воспитания

Развивается эстетический вкус не вдруг, а на протяжении многих лет. Он возникает в процессе работы над эстетическим ростом личности ребенка, когда родители и педагоги стараются развить в нем творческие способности.

Эта сфера воспитания имеет комплексное воздействие на личность, пронизывает все области деятельности, влияет на глубину мышления и чувств, жизненные установки, избирательность. Она тесно взаимосвязана со всеми сферами воспитания, особенно нравственной, поскольку имеет эмоциональное воздействие, заставляет испытывать гамму сложных чувств, выступает организатором духовного роста, регулятором поведения.

О развитости эстетической культуры личности говорит отсутствие в поведении пошлости, способность оценить поэзию высоких чувств, отношений, творческого труда.

Детям не только необходимо иметь потребность в эстетической деятельности, но и активно применять усвоенную систему знаний и навыков в повседневной жизни. Детское творчество тренирует память, формирует мыслительные реакции, учит планированию. Самые первые уроки эстетики на примерах явлений природы и родного края зарождают основы патриотизма, любви к близким, Родине.

Значение эстетического воспитания

Его актуальность человечество начало понимать еще со времен древности. Многие мыслители и поэты утверждали, что с его помощью можно установить общество гармонии и справедливости что «красота спасет мир».

Воспитательная сила искусства заключена в том, что с его помощью человек способен переживать такие насыщенные чувства как радость и грусть, любовь и ненависть, восхищение и разочарование. Испытанные однажды по прочтении сказки или театральной постановки, они переносятся ребенком на реальные жизненные явления.

Культура, литература играют в духовной жизни общества роль не меньшую, чем наука. С их помощью молодежь тоже познает мир, развивает свое сознание, укрепляется во взглядах и убеждениях.

Потенциал природных эстетических возможностей не всегда реализуется, если чувства не «очеловечиваются» воспитанием. Имея безукоризненный слух, можно не понимать красоты музыкального произведения, обладая замечательным зрением, не быть способным оценить шедевр изобразительного искусства или великолепие природы.

Задачей воспитателей является формирование у обучающихся способности воспринять и оценить прекрасное в окружающей природе, труде и даже быту.

Эстетическое воспитание в семье

Задача родителей – научить ребенка видеть, слышать и понимать все то, что его окружает. Развивать художественный вкус, научиться определять красоту вокруг необходимо с раннего детства. Нужно постараться заинтересовать ребенка лепкой и рисованием, попробовать свои силы в пении или музыке.

Способность к восприятию красоты, наслаждению произведениями искусства, а позднее к самостоятельному творчеству рождается постепенно. Одни дети обнаруживают тягу к рисованию, другие – к музыке, таланты проявляются по мере того, как ребята становятся способны воспринять и понять прекрасное.

В условиях семьи важно продуманно организовать эстетическое воспитание. Художественным способностям ребенка может навредить чрезмерное тщеславие родителей, которые на все лады расхваливают свое чадо. Раздутое самомнение становится препятствием для учебы, заглушает талант. Результатом становится то, что более скромные, но настойчивые ровесники со временем достигают больших творческих успехов.

Родителям необходимо вдумчиво выбирать материал для осмысления. Часами работающее радио, телевизор дают поверхностные впечатления, не заставляют размышлять. Художественная литература предоставляет яркие образы, демонстрирует логику сюжета. Дошкольники жадно слушают сказки и мировую классику, умению выразительно читать учатся на примерах художественного чтения известных артистов.

Даже самые выдающиеся произведения могут оставить равнодушными, если не прозвучат в должном исполнении. То же относится и к живописи, скульптуре, музыке.

Место эстетической культуры воспитания в социуме

Эстетическая культура – один из элементов общественной культуры, одна из самых старых ее форм, которая возникла еще в эпоху первобытного человека. Лишь со временем она приобрела несколько самостоятельное значение, но и сейчас выступает в форме некоей философии, отражающей богатое отношение человека к миру, его стремление к совершенству, идеалу.

Издавна представление о красоте трактовалось довольно широко: красивым признавалось здоровье, богатство, все то, что было полезно. Красоту рассматривали не только с точки зрения эстетики, но и этики, экономики, признавали красивым совершенный предмет или состояние.

В нашем обществе хорошо заметен разрыв между социальной значимостью эстетической культуры и реальным ее состоянием. Традиционные культурные и нравственные ценности подменяются рационально-логическими, что приводит к дефициту эмоциональности в отношениях, грубости и цинизму, примитивизации жизненных ориентиров.

В зависимости от конкретной жизненной эпохи, представления о прекрасном могут меняться. Понятие красоты присуще, скорее, внешней форме. Прекрасное же не зависит от времени и несет в себе гармонию, совершенство, гуманистические духовные составляющие.

Современный занятой перенаселенный мир в воспитательном плане несостоятелен. Он производит только образованных потребителей, а принцип эстетического воспитания предполагает создание условий для развития, творческое раскрытие каждой индивидуальности.

Задачи эстетического воспитания

Способность замечать то, что людей окружает, будь то веточка, жучок, шум водопада или пение птички, — это основа воспитания эстетических чувств, что не ограничивается искусством. Если ребенок любит природу, гармония которой несравнима с созданным человеком, он сможет получить удовольствие от произведения музыки или живописи.

Эстетическое воспитание проявляется и в быту. На личность ребенка оказывает впечатление дом, в котором он живет, то, как едят, одеваются, общаются его родители. Грамотная речь, красиво сервированный стол, аккуратно одетые и причесанные родители – все это составляющие воспитания, которое не является простой суммой знаний. Умение рисовать, играть на скрипке тоже важно, но главное – видеть гармонию вокруг, участвовать в ее созидании.

Цель развития культуры личности – взрастить в ней:

  • восприятие, способность находить прекрасное в явлениях природы, искусстве, отношениях;
  • чувства, дающие эмоциональную оценку всего, что окружает;
  • потребности, необходимость эстетических переживаний, созерцания и анализа прекрасного, участие в его создании;
  • вкусы, умение анализировать все, что окружает на предмет соответствия эстетическим эталонам;
  • идеалы, представления о красоте природы, прекрасного в человеке, искусстве.

Методы приобщения к прекрасному

Самым действенным приемом эстетического воспитания признается личный пример. Воспитатели, родители закладывают основу, передают воспитанникам самые важные критерии художественного сознания. Наряду с личным примером, который включает в себя стиль поведения, манеру общаться, набор моральных качеств, внешний облик, к методам относятся:

  • беседы;
  • уроки и дополнительные занятия в кружках, студиях;
  • участие в экскурсиях;
  • походы в театры, музеи, на выставки, работа на фестивалях и конкурсах, утренниках, вечерах;
  • творческие домашние задания.

Средства и способы эстетического развития

В основе познавательной мотивации ребенка, его этических установок, отношения к окружающим и Родине лежит его активная практика. Продуктивность эстетического воспитания зависит от степени связи с ним предметной деятельности. Развитие личности происходит тем успешнее, чем раньше она будет включена в творчество.

Игра – наиболее продуктивный способ развития творческого потенциала. Посредством игровой деятельности ребенок включается в общение, овладевает элементами культуры, накапливает эстетические впечатления. В процессе игры происходит подготовка к тому, чтобы войти в мир искусства, превратить его в средство познания всего, что окружает.

Занятия по развитию речи формируют представления о многообразии языков и культур родной страны, пробуждают любовь к чтению, дают навыки культуры общения. Особое место занимают походы в театр, кружки выразительного чтения.

На занятиях по окружающему миру воспитывают любовь к природе, патриотизм. Особая роль отводится школьному музею, внимания требует формирование традиций учебного заведения.

Внеурочная деятельность по изучению культуры народов России, проведение совместно с родителями мероприятий, праздников, участие в народных играх и театрализованных представлениях, обрядах дает возможность комплексного решения задачи эстетического развития детей и одновременно их духовно-нравственного воспитания.

Планирование уроков по искусству приобретает особенно важную роль. Они органично продолжаются во время внеклассной деятельности. Приобретенные на уроках по искусству знания ребята с успехом применяют в реальной творческой практике на занятиях в драматических кружках, группах изобразительного искусства.

С этой воспитательной областью тесно связаны походы в театры и кино, экскурсионные поездки, общение с деятелями культуры, искусства.

Обратите внимание

Жизненный опыт детей на каждой стадии развития достаточно мал. Они нескоро смогут выделять эстетические явления из общей массы. Приобщение к творчеству воспитывает у ребенка эстетические потребности, умение наслаждаться искусством, пробуждает интерес к нему, развивает эстетический вкус.

Здоровье общества и эстетическое воспитание

Нынешняя образовательная система несостоятельна. В интересах государства заменить ее на такую, которая позволит максимально раскрыться каждой индивидуальности, поможет детям определить свои пристрастия в искусстве, науке, выбрать любимое ремесло.

Кружки и группы развития должны включать не более 5-7 человек, начиная лет с 5. Находясь вдали от тусовок, подрастающее поколение будет развиваться в культурной среде, учиться чувствовать и думать.

Мышление, речь многих современных детей неразвиты, они не способны выразить свои чувства, переживания. Самым маленьким необходимо начать с музыки и танцев, освоить чтение стихов. Детям постарше нужны занятия в балетных, театральных, художественных студиях, знакомство с риторикой, шахматами, астрономией, изучение биологии, археологии, антропологии.

Откуда возникает творческое общество, грамотные наставники, способные воспитать нравственную личность, имеющую широкий гуманитарный кругозор? Нужны энтузиасты, вооруженные не только теорией, с разработанными программами, имеющие четкие представления о целях эстетического воспитания. Процесс длительный, но неизбежный, иначе обществу грозит вырождение.

Как нельзя заставить любить, так понимать красоту тоже невозможно принудительно. Эрмитаж с Русским музеем, книги по искусству не должны быть в планах каждого воскресенья. Детей можно «наполнить» знаниями. Но целью эстетического воспитания не может быть набор знаний. Это понятие предполагает, прежде всего, способность видеть, создавать вокруг себя красоту.

vospitanie.guru

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание — направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности. Эстетическая культура — важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.

Эстетическое сознание – совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению. Эстетический вкус — это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искусства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала, выработку умений и навыков организации среды обитания, учебной и трудовой деятельности с учетом эстетических ценностей и норм.

Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, природоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т.п.) учащихся. Средствами эстетического воспитания являются также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида.

В основе художественной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умения воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства.

Большие возможности для воспитания эстетической культуры школьников предоставляет содержание всех предметов учебного плана средней общеобразовательной школы. Однако, в первую очередь способствует формированию художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область «Искусство» (музыка, изобразительное искусство), а также литература и технология. Эстетическое воспитание осуществляется в разнообразных формах внеучебной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Основными методами и формами эстетического воспитания являются: беседы, лекции, круглые столы, клубы друзей искусства, кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, художественных, выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера и другие. Критериями сформированности эстетической культуры являются: наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению; наличие стремления к общению с искусством и природой; умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы; способность и умения художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми.

Формирование эстетического отношения к природе, общечеловеческим нравственным ценностям, развитие образного мышления учащихся, фантазии средствами различных видов искусства.

Формирование эстетического отношения к природе через практическое участие в эстетизации окружающей среды (уход за растениями, животными, бережное отношение к естественной природе). Использование искусства в формировании представлений учащихся о красоте природе. Формирование эстетических чувств, эмоционального отношения, любви к родной природе в процессе приобщения детей к поэзии, литературе, изобрази-тельному искусству, архитектуре. Внимание эстетике поведения и внешнего вида детей. Сведение к минимуму бесед общего, разъяснительного характера. Проведение игр, театрализации, практикумов, утренников, викторин, встреч и т.п. с широким привлечением литературы, музыки, изобразительного материала, видео- , киноматериалов, а также детской самодеятельности.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕ-ШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации.

В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности. Ребенок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, свое понимание происходящих событий, проявить творческую активность.

Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного-творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, находят и фотографируют прекрасные картины природы, разучивают стихотворения, участвуют в разнообразных пьесах. Художественная самодеятельность является также действенным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде. Исполнение ребенком роли в пьесе побуждает его к творческому воплощению образа воображаемого героя. На репетициях он отрабатывает умения выразительно и четко произносить фразы, своевременно подавать реплики, соблюдать условности, двигаться по сцене. Участие в творческих поисках, переживание школьником чувства удовлетворения, радости, разочарования и преодоления, стимулирует, побуждает его к более прилежной и усердной работе над собой, к самовоспитанию.

Внешкольными учреждениями, осуществляющими эстетическое воспитание учащихся, являются дома и дворцы школьников. Художественное воспитание средствами искусства занимает в них одно из ведущих мест; Широко представлены кружки и студии: хоровые, хореографические, музыкальные, театральные, кинолюбителей, художественного слова, живописи, графики, скульптуры, бальных танцев, художественной вышивки и вязания, художественной фотографии. Основные задачи кружковых занятий: научить детей любить и понимать искусство, развить их художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор. Пение, занятия в оркестре, в хореографических коллективах, художественных студиях пробуждают у школьников любовь к музыкальному, изобразительному искусству, обогащают духовный мир учащихся, формируют их чувства, мысли, вкусы, идеалы. Одновременно у них развивается музыкальность, четкое визуальное восприятие, воспитываются навыки культуры общения и поведения. Главная всеобщая задача — духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.

В школах создаются центры эстетического воспитания, на их базе активно действуют музыкальные школы и школы изобразительного искусства системы культуры, а также музыкальные, театральные, художественные студии.

В творческих фондах — писателей, художников, композиторов, кинемато-графистов, театральных деятелей -— активно работают специальные комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества. Они организуют концерты для детей и подростков, привлекая лучшие музыкальные коллективы, прославленных исполнителей, высококвалифицированных музыковедов; устраивают передвижные тематические выставки, в том числе специально для детей, например:

«Художники — малышам», «Пейзажи Родины», «Земля и люди», «Тема труда в изобразительном искусстве»; проводят праздники детской книги, театра и кино.

Органами народного образования, детскими и юношескими общественными организациями и творческими фондами организуются Недели детской книги, театра, кино, музыки, праздники песни, выставки детского рисунка. Из материалов таких выставок в Армении и Грузии возникли музеи детского рисунка. Смотры и фестивали детской художественной самодеятельности охватывают всю страну. В Российской Федерации систематически проводится общереспубликанский литературный праздник.

Система эстетического воспитания в школе органически сочетается с усилиями всего обновляющегося общества по воспитанию гармонично и всесторонне развитой личности.

studfiles.net

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, способность к творческому самовыражению присуща человеку.

Однако эта способность требует сознательного, целенаправленного, планомерного и систематического развития.

Основой, на которой осуществляется эстетическое воспитание есть определенный уровень художественно-эстетической культуры личности, ее способности к эстетическому освоению действительности. Этот уровень оказывается как в развитии всех компонентов эстетического сознания (чувств, взглядов, переживаний, оценок, вкусов, потребностей и идеалов), так и в развитии умений и навыков активной преобразующей деятельности в искусстве, труде, быту человеческих взаимоотношениях. Формирование у школьников определенной системы художественных представлений, взглядов, которые смогут помочь им выработать в себе действующие критерии эстетических ценностей, готовность и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, начиная с восприятия окружающего.

Задачей эстетического воспитания является не только расширение художественного восприятия, список прочитанных книг, услышанных музыкальных произведений, но и организация человеческих чувств, духовного роста личности, регуляция и коррекция поведения.

Эстетическое воспитание проникает во все сферы детской жизни, оно обеспечивается всеми звеньями воспитания и использует богатство и разнообразие его средств.

Все это дает право считать главным принципом эстетического воспитания принцип все всеобщности эстетического воспитания и художественного образования.

Методологической основой и важным принципом эстетического воспитания на современном этапе является идея комплексного подхода который в реализации системы эстетического воспитания имеет двойное значение. Во-первых, система эстетического воспитания должна строиться так, чтобы разные виды искусства постоянно взаимодействовали между собой в процессе воздействия на ребенка, т.е. организуется необходимость тесного взаимодействия искусства на основе межпредметных связей. Во-вторых, эстетическое воспитание как воспитание средствами искусства, так и средствами действительности должно стать органической частью любого вида воспитания.

Система эстетического воспитания строится на основе принципа творческой самодеятельности учащихся. Это проявляется в способности школьников переносить выработанные творческие навыки на выполнение любого дела.

Новые задачи в области воспитания в общеобразовательной школе суверенной Украины коренным образом изменили и установки в эстетическом воспитании. От задач видеть, чувствовать, понимать прекрасное они превратились в более сложные и связаны со способностью творить его в окружающей действительности, труда, искусстве, в повседневной жизни. Эта способность является важным признаком нашего времени и обеспечивается благодаря реализации принципа естезации всего детской жизни.

Эти принципы обеспечивают реализацию системы эстетического воспитания и способствуют формированию эстетической культуры подрастающего

Одной из основных задач школы на современном этапе развития эстетического воспитания является создание его системы. Под системой понимается живой, целенаправленный, организованный и контролируемый процесс художественно-эстетического образования, развития, воспитания детей, построен на основе совокупности методологических принципов, психолого-педагогического обоснования методических документов, обеспечивающих осуществление в неразрывной связи с эстетическим воспитанием личности, ее моральный и трудовой развитие.

Основным структурным элементом системы эстетического воспитания е личность, поскольку цель, задачи, специфические методы эстетического воспитания ориентированы на эстетический и общее развитие личности, обогащения ее в педагогическом процессе с учетом индивидуальных и психологических особенностей организации воздействия на учащихся разного возраста.

Одной из ведущих подсистем эстетического воспитания е учебно-воспитательный процесс школы. Предметы естественно-математического, гуманитарного и эстетического циклов, а также трудовое воспитание вносят в эту подсистему свой вклад и одновременно тесно связаны между собой как ее элементы. Руководящую роль в обеспечении педагогической целеустремленности этого процесса играет учитель.

Следующая подсистема – внеклассная деятельность школьников, связана с учебно-урочной деятельностью. Особое место принадлежит в ней факультативным курсам по предметам художественного и Других циклов, функционирования этой подсистемы предполагает необходимость использования творческого подхода к любому виду деятельности ребенка, формы и методов пробуждение их к интересу

до эстетического творчества, а также осуществление педагогического контроля за социально-ценной деятельностью учащихся в процессе внеклассной и внешкольной работы, организации досуга и поведения детей разного возраста.

Важной подсистемой является также художественно-эстетические воздействия средств массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино), семьи, микро среды школьника. Контроль со стороны школы за деятельностью ее элементов проявляется в изучении и анализе воздействий, степени сформированности у учащихся эстетического идеала, вкуса, критической оценки эстетической информации, художественных интересов и потребностей школьников в области искусств, мотивов общения с ним.

Таким образом функционирования системы эстетического воспитания эффективно осуществляется тогда, когда она действует не изолированно, а включается в комплекс всей учебно-воспитательной работе и осуществляется с помощью целенаправленного педагогического руководства. Целью эстетического воспитания является высокий уровень эстетической культуры личности, ее способность к эстетическому освоению действительности. Эстетическая культура – сформированность у человека эстетических знаний, вкусов, идеалов, способностей к эстетическому восприятию явлений действительности, произведений искусства, потребность вносить прекрасное в окружающем мире, оберегать природную красоту.

Ее уровень оказывается как в развитии всех компонентов эстетического сознания (чувств, взглядов, переживаний, вкусов, потребностей, идеалов), так и в развитии умений и навыков активной преобразующей деятельности в искусстве, труде, быту, человеческих взаимоотношениях. Эстетическое сознание – форма общественного сознания, которая является художественно-эмоциональным освоением действительности через эстетические восприятия, чувства, суждения, вкусы, идеалы и выражается в эстетических взглядах и художественной творчества.

Структуру эстетического сознания составляют:

1. Эстетические восприятия. Оказываются в наблюдательности, умении заметить существенным, отражающий внешнюю и внутреннюю красоту предмета, явления, процесса, испытывать радость от увиденного, открытого.

2. Эстетические чувства. Чувство наслаждения, которые испытывает человек, воспринимая прекрасное в окружающей действительности, произведениях искусства.

3. Эстетические суждения. Передают отношение личности к определенному объекту, явления. В педагогической практике недопустимо навязывание учащимся учителем своих соображений. Наоборот, он должен помогать им проявлять самостоятельность при выяснении эстетической ценности предметов.

4. Эстетические вкусы. Появляются как эмоционально-оценочное отношение человека к прекрасному. Имеют выборочный, субъективный характер. Стандартных вкусов не существует, они связаны с индивидуальным видением и восприятием.

5. Эстетический идеал. Это своеобразный образец, с позиции которого личность оценивает явления, предметы действительности. Отражает представление о красоте, ее критерии.

Важнейшей задачей эстетического воспитания является формирование и развитие эстетического восприятия, которое составляет основу эстетического чувства.

Содержание эстетического воспитания конкретизируется в программах по литературе, музыки, изобразительного искусства, основ наук, в различных самодеятельных объединениях учащихся (хоры, оркестры, ансамбли, литературные, драматические, хореографические кружки, кино-и фотокружки), в работе студий (художественных, спортивных и т.п.), при факультативных занятий по этике, эстетике, разных видов художественного творчества, истории искусства и т.д..

Источниками эстетического воспитания является художественная литература, музыка, изобразительное, театральное искусство, кино, природа, эстетика школьных помещений, внешний вид учителей и учеников, взаимоотношения между учениками и учителями и др..

В эстетическом воспитании учащихся огромное значение имеет личность педагога. Его поведение, одежда, осанка, движения, мимика, голос, тон – все это должно быть образцом для учащихся. Показатели эстетической воспитанности учащихся – это и их внешний вид, манера вести себя, разговаривать, вид их учебников, тетрадей и т.д..

Эстетическое воспитание является многогранным процессом, основу которого составляют следующие направления:

1. Жизнь и деятельность ребенка в семье. Здесь формируются основы эстетических вкусов, чувств, на что влияют организация быта в доме, одежда, взаимоотношения в семье, оценки старшими красоты предметов, явлений, непосредственное участие в эстетической деятельности и т.п..

2. Воспитательная деятельность дошкольных учреждений. Осуществляется через эстетику быта, систему специальных занятий (музыка, изобразительное искусство, танцы, игры и т.д.).

3. Учебно-воспитательная деятельность общеобразовательных учреждений. Предусматривает привлечение учащихся к овладению содержанием учебных дисциплин (языка, литературы, истории, предметов естественнонаучного цикла, музыки, изобразительного искусства), внеклассной воспитательной работы (танцевальные кружки, хоровые коллективы, студии изобразительного искусства и др..). В школах создают специализированные гуманитарно-эстетические классы, способствует эстетическому развитию учащихся.

4. Учебно-воспитательная работа внешкольных детских воспитательных учреждений (дома и дворцы детского и юношеского творчества, студии, детские музыкальные и художественные школы и т.д.). Деятельность направлена ​​на удовлетворение интересов, развитие способностей детей, привлечение их к активной эстетической деятельности.

5. Деятельность профессиональных учебно-воспитательных заведений. Учась у них, будущие специалисты получают эстетические знания, участвуют в деятельности художественных любительских коллективов, приобретают умений эстетической деятельности.

6. Влияние средств массовой информации. Деятельность их объединяет элементы многих видов искусства. Однако засилье в них “массовой культуры” усложняет процесс формирования здоровых эстетических вкусов, требует кропотливой работы воспитателей, родителей, опережающего формирования высоких эстетических потребностей, вкусов, неприятие безобразного.

nado.znate.ru

Эстетическое воспитание – его методы, цели и задачи.

Восприятие прекрасного все чаще сводится к стоимости художественного шедевра на аукционе. Оценивание «престижности» красоты вытесняет истинные эстетические ценности, мешает воспринимать прекрасное как высшее мерило человечности и составляющее нравственности. Можно ли воспитать вкус у детей и взрослых или это прерогатива только «утонченных» натур? Насколько актуально эстетическое воспитание сегодня, как правильно его организовать? Искать ответ на эти сложные вопросы будем в нашей статье.

Что такое эстетическое воспитание

Под эстетическим воспитанием в педагогике понимают целенаправленное воздействие на формирование человеческой личности. При этом выбор средств такого воздействия огромен, начиная от произведения классического искусства и заканчивая естественной прелестью природы. Прививать навыки самопознания, самосовершенствования через призму красоты нужно с самого раннего детства.

Родители, обеспокоенные будущим своего малыша, приступают к его воспитанию с рождения. Красивые яркие игрушки, классическая музыка, ласковые лица родителей – вот главные составляющие воспитательного процесса. Гармония и красота в вещах, словах, поступках позволяет маленькому человечку видеть, чувствовать и ценить прекрасное.

«Правильные» жизненные ориентиры «подхватывает» детский сад и школа. В учреждениях образования углубляют нравственные понятия через призму красоты и доброты, учат на примеры литературных героев выбирать правильный жизненный путь. С помощью живописных полотен учится мечтать, а затем воплощать мечты в жизнь. На уроках трудового искусства постигать науку прекрасных «грязных» рук и способность создавать шедевры в повседневной обыденности.

Однако на практике путь эстетического воспитания тернист и сложен. Часто его неправильное построение или полное отсутствие связано с безграмотностью взрослых, которые сами, не имея четкого понятия о нем, не могут передать ценность красоты окружающего мира.

Правильное воспитание вкуса предусматривает обучение способности воспринимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, труде, чувствах. Важно привитие чувств и вкусов, потребности принимать участие не только в созидании прекрасного, но и в его создании.

Красной нитью в эстетическом воспитании должна проходить мысль о необходимости воплощения красоты в обыденную жизнь через примеры и образцы искусства. Нельзя восторгаться прелестью классической музыки, получая наслаждения от ее прослушивания, и нецензурно выражаться, выйдя за пределы театра. Умение ценить «образцы» искусства позволяет переносить красоту в повседневный вещи: быт, работу, семью.

Тесная взаимосвязь эстетики в повседневной жизни активно проявляется во всем. Творчество формирует память, интеллект, умение планировать. Возможность ценить красоту природы – патриотизм, любовь к малой родине. Сложные эмоции и чувства, возникающие на фоне восприятия искусства, учат нравственности.

У эстетически развитой личности все жизненные проявления гармоничны и красивы. Они требуют «равноправного» развития физической, нравственной и интеллектуальной культуры, совершенствовать которые нужно всю жизнь.

Правильно сформированный вкус позволяет оценить жизненные проявления уродства и красоты, комедии и драмы. Он также требует ежедневного совершенствования, «проверки» и развития. Сформировать вкус можно только под воздействием эстетического идеала. И здесь важную роль играет общественное окружение человека: от его гармоничности и нравственности зависит правильный выбор человека.

Важная составляющая эстетического воспитания – формирование навыков нравственного поведения, уважения к общественным, общечеловеческим законам, любви ко всему живому, окружающему миру.

Воспитание эстетики, как и все воспитание, – долгий процесс. Большая «картина» красивой человеческой души рисуется постепенно: каждый год человеческой жизни добавляет в нее новый мазок. Каким он будет, насколько яркими будут краски, зависит от жизненных обстоятельств, семьи, социального окружения человека.

Цели и задачи

Цель эстетического воспитания проста и сложна одновременно: научить человека видеть прекрасное во всех его проявлениях, анализировать и оценивать увиденное, принимать активное участие в его создании.

Задачи воспитания эстетично развитой личности также многогранны. Их условно делят на 2 группы.

1 группа задач работает в таком направлении:

  • Формирует вкус, созидательное отношение к окружающей природе;
  • Развивает возможности чувствовать, слышать, видеть прекрасное в природе, искусстве, литературе, поступках людей;
  • Воспитывает потребность в созерцании красоты и отличный художественный вкус.

2 группа задач направлена на развитие умений создавать прекрасное в искусстве и повседневной жизни.

Только тесное взаимодействие этих задач позволит добиться высоких воспитательных результатов.

Методы и средства

В педагогике разработано множество методик, помогающих развить вкус человека. Однако до сих пор ни одна из них не может заменить личный пример близких, родных людей. Также важна психологическая, нравственная обстановка, в которой человек живет и растет. На личном примере воспитанник учится таким вещам:

  • Общаться;
  • Ухаживать за собой;
  • Относиться к себе и окружающим.

Другие методы тесно связаны со средствами, с помощью которых достигается эффективность воспитания. Перечислим самые популярные из них:

  • Беседы;
  • Творческие мастерские;
  • Занятия в кружках, секциях;
  • Посещение выставок, театров, музеев;
  • Участие в фестивалях, конкурсах интеллектуального, творческого содержания;
  • Домашние творческие вечера.

Мы уже говорили о том, что успех эстетического воспитания во многом зависит от того, когда к нему приступили. Чем раньше ребенок начал постигать красоту окружающей его действительности, тем быстрее у него сформируются правильные эстетические идеалы, к которым он будет стремиться на протяжении всей жизни.

Игра – вторая по эффективности возможность воспитать гармоничную личность, умеющую ценить прекрасное. Являясь частью игрового сценария, его действующим лицом, ребенок накапливает правильно сформулированные эстетические впечатления, вникает в правила нравственного поведения. Игра готовит личность к «выходу» на жизненную арену. Развитие речи помогает сформировать представление о богатстве языка и культуры, прививает потребность к чтению.

Участие в праздниках, концертах, выставках – следующее звено развития вкуса через непосредственное участие в создании прекрасного. Посещение театров, музеев, выставок, концертов совершенствует задатки вкуса, формирует и совершенствует эстетический идеал.

Эстетическое воспитание

В обыденной жизни применить все теоретические составляющие эстетического воспитания бывает сложно. Ведь воздействие эстетики на человека, обучение и совершенствование навыков происходит всю его сознательную жизнь. Оно зависит от многочисленных факторов: семьи, школы, общества. Рассмотрим их подробнее.

В семье

С семьи начинается все. В этой фразе нет преувеличения. Первые шаги малыша, его слова, улыбка адресованы самым близким, родным людям из его окружения. Сделаны они с поддержкой этих близких людей и под их руководством. В данном случае поведение родителей является эстетическим идеалом, к которому бессознательно стремятся дети.

Воспитание эстетики в семье складывается из нескольких составляющих:

  • Опрятность членов семьи, чистота в доме;
  • Эмоциональная и нравственная атмосфера;
  • Умение выражать эмоциональные привязанности;
  • Наличие правил семейного поведения и поддержание дисциплины.

Базой для развития эстетического сознания малыша являются такие факторы:

  • Пение колыбельных песен мамой;
  • Оценивание красоты картинки, стихотворения, песенки;
  • Рисование предметов окружающей действительности;
  • Чтение сказок и стихов;
  • Проведение бесед, во время которых ребенок получает исчерпывающие ответы на свои вопросы;
  • Оформление детской комнаты, всего жилого помещения.

Помимо бессознательного восприятия окружающей действительности ребенком эстетическое воспитание в семье должно дополняться воздействием родителей. Оно состоит из таких последовательных воспитательных аспектов:

  • Прививать малышу наблюдательность, умение анализировать увиденное;
  • Сопоставлять формы, цвета, запахи, строение предметов;
  • Акцентировать внимание малышей на окружающие «мелочи»: листья, бабочки, особенности формы зданий;
  • Подбирать вещи для повседневного обихода со вкусом, рассказывать ребенку об их достоинствах;
  • Позволять малышу самостоятельно делать выбор между понравившимися вещами.

Так как эстетическое воспитание тесно связано с другими воспитательными разделами, мероприятия, направленные на развитие восприятия красоты, можно проводить во время любого вида деятельности ребенка.

В школе

Работа в школе по развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических способностей сложна. Эта сложность вызвана наличием или отсутствием безусловной базы определенных навыков и умений, которые закладываются в семье. При их отсутствии педагогам сложно воздействовать на личность ребенка, развивать, совершенствовать его, делать ценителем прекрасного.

Однако это вовсе не значит, что отсутствие тяги к прекрасному, хорошего вкуса должно стать причиной педагогического бездействия. Работа педагогов должна быть распланирована таким образом, чтобы на каждом учебном предмете и внеклассном мероприятии красной нитью проходила мысль о воздействии эстетики на жизнь человека.

Нахождение ребенка в детском коллективе, где ценят, создают эстетические ценности, накладывает положительный отпечаток на его сознание, нравственность. Под воздействием социального воздействия медленно, но верно происходит формирование тех черт характера, которые так необходимы гармонично развитому человеку. Особенно это важно для тех малышей, которые не смогли пройти эстетическую «адаптацию» с родителями.

В обществе

Чем старше становится человек, тем сложнее ему «переделать» себя. Это же правило касается возможностей эстетики. Человек, который на протяжении многих лет жил с бессознательным отрицанием «ненужных» ему эстетических вещей, вряд ли сможет за один вечер научиться восторгаться бессмертными творениями великих классических музыкантов.

Приобщиться к миру прекрасного можно только одним способом: с помощью «горячего» желания самого человека. Возникает такое желание, как правило, исключительно под воздействием социума, то есть, ближайшего окружения человека.

Однако это вовсе не значит, что заниматься развитием эстетики должны только те взрослые, которые «потеряли» в детстве возможность развивать изумительную способность видеть прекрасное во всем. Вкус развивается, совершенствуется на протяжении всей человеческой жизни. Остановка в данном случае означает духовную болезнь, которая может трагически закончится для «пациента» обесцениванием всех значимых ранее эстетических факторов.

vospitannie.ru

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание представляет собой процесс, целью которого является формирование у человека глубокого понимания окружающего мира и раскрытие внутренних способностей личности. Оно расширяет пути поиска и решения многих проблем, развивает творческое мышление и способствует принятию новых решений в сферах производственной деятельности, экономики, а также науки.

Эстетическое воспитание возникло вместе с появлением человечества, вместе с ним развивалось и находило свое воплощение во всех областях общественной жизни. Глубокое понимание окружающего мира одухотворяет материальную деятельность. Оно возвышает человека и украшает его быт.

Эстетическое воспитание в современных условиях носит всеобщий характер. Оно является одной из составных частей культуры. Особая роль в раскрытии внутренних способностей человека отведена художественной деятельности людей. Основой эстетического восприятия мира является чувственность. Ее место в культуре должно соответствовать социально прекрасным целям.

Ведущая роль в эстетическом восприятии мира отводится и духовной деятельности человека. При этом внутренние способности личности могут быть раскрыты только в том случае, когда они взаимосвязаны с решениями практических задач, выдвигаемых жизненными ситуациями. Эстетическое воспитание будет наиболее эффективным в случае его систематичности и целенаправленности. При этом воздействие на личность должно быть как семье, так и в дошкольных заведениях, а также в школах, ВУЗах и в производственной деятельности.

Значительную роль в этом процессе играет искусство. Оно отражает чувственное представление личности об окружающем ее мире. Искусство моделирует действительность. Оно выявляет взаимосвязи и соотношения этого мира. Это, в свою очередь, является стимулом для созидательного и творческого развития человека.

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс создания личности, которая способна любить и воспринимать, видеть и оценивать искусство как сферу прекрасного и гармоничного, а также вступить в жизнь, придерживаясь канонов красоты. Для достижения этой цели необходимо грамотно организовать деятельность детей. Все занятия и игры должны способствовать становлению эстетического восприятия ребенком окружающего мира, формированию понятий о прекрасном, а также развитию его творческого потенциала. Глубокое познание действительности и раскрытие потенциала дошкольников производится путем художественного образования и воспитания, что достигается путем творчества детей, выражающегося в создании значимого для ребенка продукта.

Эстетическое воспитание в школе раскрывает перед детьми красоту и величие человеческого труда. При этом огромное внимание концентрируется на желании своими руками сделать красивый и необходимый обществу предмет. Чувство прекрасного способствует созданию у маленького человека непосредственного интереса к жизни. Оно развивает память и мышление, обостряет любознательность.

fb.ru

Эстетическое воспитание – это… Что такое Эстетическое воспитание?

        целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного (См. Прекрасное) в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. В социалистическом обществе Э. в. ведется в интересах всего народа, строится на единых научно-методологических основах. В капиталистических странах эстетические ценности в полной мере являются достоянием элиты. Эстетические потребности широких слоев народа удовлетворяются главным образом «массовой культурой» (См. Массовая культура), направленной на подчинение сознания масс интересам буржуазии. Коммунистические и рабочие партии, демократические силы этих стран ведут активную борьбу с примитивизмом и антиэстетизмом в «массовой культуре».          В системе коммунистического воспитания, являясь ее составной частью, Э. в. подчинено всестороннему развитию личности. На основе марксистско-ленинской эстетики (См. Эстетика), учения об искусстве (См. Искусство) как форме проявления духовной культуры человечества Э. в. утверждает в народе эстетический идеал, понимание прекрасного, развивает эстетический вкус (см. Вкус эстетический), творческие способности вносить прекрасное в жизнь, строить ее, как отмечал К. Маркс, «… также и по законам красоты» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 42, с. 94).

         Прекрасное в жизни — и средство и результат Э. в. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система Э. в. в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

         Важнейшей частью Э. в. является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.

         В беседе с К. Цеткин об искусстве в социалистическом обществе В. И. Ленин подчеркивал, что «оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими» («О воспитании и образовании», 1973, с. 624). С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль Э. в. в формировании духовной культуры человека. В новой, социалистической общественной среде, в которой человеческий труд освобожден от рабства и ликвидированы антагонистические противоречия, все более усиливается эстетическая сторона жизни. Художественно-творческое начало в социально однородной среде становится могучим фактором эстетического воздействия на человека. Нравственно-эстетическое глубоко проникает в труд, искусство, литературу, градостроительство и новый быт людей, в отношения их друг к другу. В этих условиях эстетического влияния среды и планомерно организуемого Э. в. действуют как единая система обогащения духовной культуры человека. В СССР, в условиях зрелого социалистического общества, трудящиеся не только получили широкий доступ к эстетическим ценностям, но и стали непосредственными их творцами. Э. в. ведется планомерно, связано с идейно-нравственным становлением личности, формированием ее активных жизненных позиций. КПСС направляет развитие всех видов художественного творчества на участие в общенародном деле строительства коммунизма.

         Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка — одна из важнейших задач Э. в. В социалистическом обществе создаются необходимые условия для ее решения, т. к. здесь успешно идут процессы обогащения искусства знанием жизни и дальнейшего приобщения трудящихся к ценностям культуры.

         «Государство, — записано в ст. 27 Конституции СССР (1977), — заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества». Э. в. народа активно содействует деятельность союзов творческой интеллигенции — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, а также домов работников искусств, литераторов, журналистов и других, оказывающих постоянную помощь в развитии народного творчества (См. Народное творчество), организации художественной самодеятельности (См. Художественная самодеятельность) трудящихся, студентов и учащихся. Этому же содействуют театральные общества (См. Театральные общества СССР), хоровые общества, общества охраны памятников истории и культуры (См. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), Охраны природы общества, различные творческие клубы. Организационно-методическими и творческими центрами художественной самодеятельности являются дома народного творчества (см. Дом народного творчества), дома художественной самодеятельности.

         Э. в. народа осуществляют театры, концертные объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино. Массовыми средствами Э. в. стали телевидение, радио, печать, знакомящие с высокохудожественными произведениями литературы и искусства, а также с литературоведением и искусствознанием. Литературная и искусствоведческая критика содействует углублению эстетических понятий и восприятия прекрасного.

         Задачам Э. в. служат также Физическая культура и спорт, направленные на формирование эстетики движений, красоты тела, готовности к труду и обороне. Туризм предоставляет широкие возможности ознакомления с шедеврами искусства, памятниками истории и культуры, расширяет эстетическое восприятие природы, героики труда и боевой славы народа.          Профессиональная подготовка творческих кадров для различных областей искусства ведется в специальных учебных заведениях (см. Архитектурное образование, Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование, Искусств институты, Консерватория, Кинематографии институт, Ленинградское хореографическое училище академическое им. А. Я. Вагановой, Московское академическое хореографическое училище). Клубные работники, библиотекари, руководители художественной самодеятельности готовятся институтами культуры (см. Культуры институты, Культурно-просветительное образование).          Эстетическое и художественное воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по единой программе. В общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях Э. в. является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, особенно литературы, в общеобразовательных школах также на уроках изобразительного искусства (1-й — 6-й классы), пения и музыки (1-й — 7-й классы), во внеучебное время, входит в деятельность пионерской и комсомольской организаций. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские Внешкольные учреждения. Проблемы Э. в. детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами АПН СССР и министерств просвещения (народного образования) союзных республик (см. Педагогические институты научно-исследовательские). В составе АПН СССР имеется специальный Научно-исследовательский институт художественного воспитания.

         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. (Сборник, 3 изд.), т. 1—2, М., 1976; Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сборник], 5 изд., М., 1976; КПСС о формировании нового человека. Сб. документов и материалов (1965—1976), М., 1976; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 4, М., 1974, с. 287—97, т. 5, М., 1976, с. 519—48; Крупская Н. К., Педагогические соч., т. 3, 5, 8, М., 1959—60; ее же. Об искусстве и литературе. Статьи, письма, высказывания, Л.—М., 1963; Луначарский А. В., Собр. соч. Литературоведение. Критика. Эстетика, т. 1—8, М., 1963—67; его же, О воспитании и образовании. (Избр. соч.), М., 1976; Макаренко А. С., Соч., (2 изд.), т. 4—5, М., 1957—58; Программа воспитания в детском саду, 8 изд., М., 1978; Лихачев Б. Т., Эстетика воспитания, М., 1972; Эстетическое воспитание школьников, под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева, М., 1974; Основы эстетического воспитания, (под ред. Г. Л. Абрамовича и др.), М., 1975.

         Б. Т. Лихачев.

dic.academic.ru

Понятие эстетического воспитания

Понятие эстетическое воспитание производное от термина эстетика. Эстетика – это наука о прекрасном. А эстетическое воспитание, в свою очередь, это воспитание способности воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и окружающей действительности, формирование чувств в области прекрасного. Эстетика тесно связана с искусством, с художественным отражением реальности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное и творить его.

Эстетическое воспитание осуществляется посредством искусства, поэтому оно должно охватывать изучение и приобщение воспитанников к разным проявлениям искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Поэтому не случайно включение в школьную программу литературы, изобразительного искусства и музыки. Важной стороной эстетического воспитания является познание прекрасного в повседневной жизни, в окружающей природе, в нравственном облике и поведении человека. Еще одной важной стороной эстетического воспитания является направленность на личностное развитие.

Важные компоненты эстетического воспитания следующие:

  • Развитие художественных восприятий. Они должны охватывать широкий спектр эстетических явлений.
  • Овладение знаниями, направленными на понимание искусства, умение выражать свое мнение по вопросам художественного отражения реальности. Результатом этого становится умение анализировать содержание, нравственную и эстетическую стороны искусства.
  • Формирование художественного вкуса. Это помогает в последующем воспринимать и переживать прекрасное, чувствовать красоту и гармонию произведений искусства, повышать культуру поведения.
  • Художественное творчество. Приобщение к творчеству способствует развитию склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе.

Результат эстетического воспитания представлен на рисунке 1.

Рис.1

Методология эстетического воспитания

Эстетика помогает раскрыть природу эстетического в разных сферах жизни. Она изучает общие принципы эстетического освоения мира и исследует законы эстетической деятельности человека.

Эстетический вкус связан с восприятием предметов, явлений или цельное восприятие произведений искусства. Восприятие и оценка едины. Оценка зависит от эстетических ценностей личности. Эстетический вкус позволяет объективно оценить эстетические достоинства объектов окружающего мира. Характерные черты эстетического вкуса – это чувство меры, гибкость и устойчивость оценок, многосторонность восприятия.

Прекрасное, по своей сути есть жизнь в наших понятиях. Эстетический идеал – это образ совершенства.

Для эстетического освоения мира необходима практика и творческая деятельность. Виды этой деятельности могут быть достаточно разные: создание красоты через труд, эстетическое поведения, эстетическо-познавательная деятельность, творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность – это две взаимосвязанных направления педагогического процесса. Посредством творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. При этом формируется его эстетическое отношение к действительности. Методами эстетического воспитания являются:

  • разъяснение;
  • анализ произведений искусства, предметов и явлений;
  • решение эстетических задач;
  • упражнения в искусстве;
  • положительный пример;
  • поощрение и т.д.

Формы эстетического воспитания:

  • беседы;
  • лекции на эстетические темы;
  • кинолектории;
  • вечера поэзии;
  • встречи за круглым столом;
  • дискотеки и танцевальные вечера.

Средства эстетического воспитания

В разнообразной эстетической деятельности применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются:

  • познание,
  • труд,
  • игра,
  • общение,
  • природа,
  • искусство,
  • литература,
  • бытовая обстановка.

Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания.

Научно-познавательный процесс обладает большими возможностями для эстетического воспитания школьников. Проникая в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, воспитанник вместе с тем воспринимает присущие им эстетические свойства. Сам процесс познания объективной реальности начинается с чувственного восприятия, так называемого живого созерцания.

Труд активно влияет на эстетическое развитие следующими путями: процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный труд сопровождается чувством удовлетворения и наслаждения. Человека радует результат его труда.

Эстетически-воспитательные возможности игр очень богаты. В них ярко проявляется гармония движений, обстановки, ритуалы игр допускают привлечение средств искусства.

Коллективное общение отвечает духовным потребностям человека. Средствами общения выступают: слово (устное и печатное), мимика, жесты и практические действия. Они являются источником эстетического восприятия. Но средства общения должны отвечать требованиям эстетики.

Природа является богатейшим источником эстетических переживаний. Природа натуральна и подвижна, свежа и естественна, в ней присутствует обширный спектр красок. Природа облагораживает чувства, влияет на духовный облик человека.

Огромное влияние на духовный мир оказывает литература. В системе искусств она занимает ведущее положение. Литература создает яркие образы и помогает анализировать явления жизни.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *