Познавательное

Девиантное поведение детей – почему возникает и как лечится

Содержание

Девиантное поведение детей и подростков: причины и профилактика

Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество школьников и детей дошкольного возраста, которые имеют конфликтное и агрессивное поведение. Трудные дети не умеют нормально общаться с другими ребятами в группе или классе, они не интересуются обучением.

Типы девиантного поведения

Под девиантностью понимают любое отклонение от принятых в обществе норм. Этот термин применяется по отношению к ребенку, когда его деятельность не вписывается в принятые правила. Социальный аспект подразумевает наличие явлений, которые несут угрозу выживанию человека в окружении. С медицинской точки зрения девиантность рассматривается как проблема нервно-психического здоровья. С психологической стороны вопроса подобное поведение определяется как антиобщественный образец принятия решений в спорных ситуациях, а также полное игнорирование реальности, из-за чего человек нарушает правила и наносит ущерб окружающим.

Выделяют такие девиантные формы поведения детей:

  • Деструктивное. Человек наносит вред исключительно себе, причем он может быть как физический, так и психологический. Примером можно считать мазохизм.
  • Асоциальное. Человек вредит не только себе, но и социуму, с которым контактирует. К примеру, это алкоголизм.
  • Противоправное. В этом случае человек наносит вред другому человеку. Примером является воровство в магазине или грабеж.

Дети с девиантным поведением пытаются выразить себя таким способом. Это может быть проступок. Ярким примером является драка. Также деятельность может стать постоянной, что характерно уже для детей более старшего возраста. Например, подростки могут прибегать к воровству или даже проституции. В худшем случае изменяется образ жизни. Например, подросток примкнет к какой-либо группировке, которая будет заниматься преступлениями. Как только появляются малейшие изменения в худшую сторону в поведении детей, обязательно нужно обратить на это внимание, чтобы не допустить ухудшения ситуации.

Для каждого возраста характеристика отклонений будет разной:

  • Для детей до 7 лет — это раздражительность, нервозность, противоречивость, проблема неуспеваемости, агрессивное поведение. Кроме того, можно заметить, что малыш дошкольного возраста боязливый и неуверенный в себе.
  • Дети в возрасте от 7 до 10 лет. В этом случае нарушения имеют более выраженный характер. К примеру, постоянно проявляется хамство, конфликтный характер малыша. Если он становится слишком скованным, теряет аппетит, то на это тоже следует обратить внимание.
  • Подростки от 10 лет и старше. В этом возрасте проблема будет уже более серьезной. Примером может быть бродяжничество, хулиганство, воровство.

Преступность, согласно статистическим данным, больше встречается у людей в возрасте от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для подростков от 13 до 16 лет. Особый случай девиантности — это склонность к самоубийству, причем оно может быть следствием как деструктивного, так и асоциального образа действий. Подросток может свести счеты с жизнью из-за множества причин: постоянные конфликты в семье, наркотическая зависимость, алкоголизм, отказ от интимной близости, помутнение рассудка, недовольство собой.

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения детей очень многообразны. К тому же довольно сложно в определенной ситуации выделить только 1 фактор, который повлиял на развитие отклонений. Как правило, тут имеется комплекс проблем:

Медико-биологические факторы

Эту группу можно условно разделить на приобретенные, врожденные и наследственные причины. Врожденные развиваются вследствие внутриутробного развития при беременности женщины. К примеру, на это влияет токсикоз, различные инфекционные процессы, интоксикация медикаментами, неправильный образ жизни, несбалансированное питание.

Наследственные причины связаны с нарушениями генетического материала. Примером являются обменные дефекты, поражения генов и хромосом, их мутирование. Из-за этого нарушается структура головного мозга. Как результат, у ребенка могут появиться телесные пороки, недостаточность умственного развития, проблемы со зрением, слухом, нарушения со стороны нервной системы.

Приобретенные причины связаны с самим образом жизни малыша. Они влияют не меньше чем наследственность и врожденные факторы. Нарушения в развитии головного мозга могут быть спровоцированы различными тяжелыми недугами крохи, черепно-мозговыми травмами.

Психологические факторы

Психология отношений влияет на ребенка не меньше, чем генетический материал. В младшем возрасте проблема будет проявляться в виде неконтролируемого гнева. Если родители что-то запретили, то малыш будет визжать, кричать, брыкаться, ругаться. Преодолеть это можно, если научиться не реагировать на капризы крохи или отвлечь его чем-то. Однако важно изучить психологические факторы, которые привели к этому.

Социальные факторы

Важную роль в воспитании играет семья. Как правило, проблемы в поведении подростка могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой в ней. Риск появления отклонений в поведении малыша повышается в таких случаях:

  • неполная семья, когда воспитанием крохи занимается только 1 родитель;
  • частые конфликты из-за недопонимания, различия взглядов на жизнь;
  • асоциальность семьи: противозаконные действия, паразитический образ жизни;
  • алкоголизм.

Обычно в таких семьях взрослые не реагируют на неправильное поведение малыша или, наоборот, поощряют это. Однако чрезмерная строгость тоже навредит.

Педагогические причины

Часто взрослые требуют от малыша быть дисциплинированным, соблюдать правила поведения, однако сами не подают хорошего примера. К тому же, когда ребенок спрашивает, почему он должен себя вести так, а не иначе, то ему это нужно обязательно объяснять, а не игнорировать вопросы.

Профилактика и коррекция девиантного поведения у детей

Профилактика девиантного поведения детей и подростков подразумевает, что родители, воспитатели и учителя не должны допустить появление отклонений. Вот почему важно проводить работу, которая направлена на то, чтобы ребенок понимал важность социальных норм и умел правильно решать конфликтные ситуации. Причем такая работа должна быть комплексной.

Работа с детьми с девиантным поведением подразумевает следующее:

  • Лекции и беседы. Они должны проводиться в доброжелательной и дружественной атмосфере, чтобы вызвать доверие у подростка. Рекомендуется рассказать детям про различные конфликтные ситуации, и как их можно решать. Обязательно нужно приводить примеры. Кроме того, беседы должны пропагандировать здоровый образ жизни. Важно воспитать у ребенка отвращение к наркотическим и спиртным продуктам.
  • Организовать свободное время. Очень важно приучить ребенка проводить интересно и познавательно свое свободное время. Для этого существует много игр. Еще полезно почитать книги, посетить различные культурные мероприятия, отправиться в поход на природу.
  • Психологические тренинги. Они ориентированы на то, чтобы в коллективе наладить отношения между членами общества. Благодаря этому ребенок научится контактировать с одногруппниками и одноклассниками, расставлять приоритеты, справляться со сложными задачами.
  • Программы с образовательной ориентацией. Они помогут сформировать у ребенка правильное отношение к жизни. Кроме этого, приучат к здоровому образу жизни, проведут профилактику ранних половых отношений и сексуальных отклонений.

Особенности работы с детьми с девиантным поведением заключаются в том, что нужно учитывать, что сам ребенок не умеет контролировать себя и взаимодействовать с окружающим миром. Из-за этого искажается восприятие действительности, проявляются негативные эмоции. Чтобы избавиться от этого, нужно перестроить контакты малыша с ровесниками. Вот основные пути:

  • Сформировать у ребенка интерес к окружающему миру, людям. Он должен научиться понимать их.
  • Закрепить коммуникативные навыки.
  • Изучение элементарных правил поведения в обществе.
  • Выработать адекватное поведение в коллективе.
  • Обучить ребенка правильно оценивать собственные силы и балансировать эмоциями.
  • Развивать умение решать различные проблемы.

Лучше всего помогают в этом игры. Но их нужно организовать так, чтобы они были интересны ребенку. Подойдут игры подвижного и коммуникативного характера. Также можно разыгрывать различные сложные ситуации. Полезны ритмичные упражнения со словами, особенно для детей дошкольного возраста. Можно отправить ребенка в секцию танцев, пения, игры на музыкальных инструментах. Очень полезно читать различные литературные произведения, а потом обсуждать их. Для детей дошкольного возраста оптимальным вариантом будут сказки.

Кроме игр и посещения различных секций, обязательно нужно следить за режимом дня и правильным питанием подопечного. Всегда нужно контролировать количество времени для просмотра фильмов, мультиков, игр на компьютере. Но немаловажным является и то, что родители и воспитатели тоже должны выработать у себя терпение.

Заключение

Девиантное поведение детей и подростков является настоящей катастрофой для семьи и коллектива, где ребенок обучается. В разном возрасте это проявляется по-разному. К тому же выделяют различные типы асоциальности. Существует много факторов, которые провоцируют такие отклонения в образе жизни детей. Так что очень важно предотвратить это и скорректировать поведение малышей и подростков.

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

roditeliz.ru

Девиантное поведение детей и подростков: особенности и различия

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье мы поговорим о том, что собой представляет девиантное поведение детей и подростков. В наше время, все больше молодежи подвержено разрушающему влиянию интернета, нахождение в котором может вести к деградации личности. Мы рассмотрим, какие причины возникновения девиаций в подростковом возрасте. Вы узнаете методы борьбы с этим состоянием.

Девиантность у детей и подростков

Поведение подростков продиктовано желанием «я хочу», он стремится добиться своего любой ценой, независимо от одобрения людей. Авторитетами становятся люди, с которых ребенок берет пример, а также друзья. В очень редких случаях в их роли выступают родители ребенка.

Современные подростки хотят жить в свое удовольствие, не думает о других. Такая тенденция снижается после наступления 18 лет.

Ребенку сложно не поддаваться влиянию чужого человека, он способен пойти против общепринятых правил для того, чтобы привлечь к себе внимание.

В девиантном поведении подростков различают:

  • антисоциальные;
  • делинквентно – противоправное;
  • антидисциплинарное;
  • аутоагрессивное.

Девиантное поведение у детей основано на наличии трех факторов:

  • условия воспитания;
  • социальное окружение;
  • физическое развитие.

В подростковом возрасте ребенок начинает изучать свою внешность. У девушек возникает желание стать красивыми, стройными, иметь большую грудь, у парней — стать выше ростом, иметь большие мускулы. Если кто-то не отвечает данным требованиям, он пытается доказать свою значимость другими способами. Кто-то уходит в подполье, таких детей называют «белыми воронами», кто-то пытается путем девиантного поведения показать свое превосходство, совершает противоправные поступки, дерется, пьет алкоголь или курит.

Психологи считают основной проблемой формирования девиантного поведения то, что человек быстрее созревает физически, чем психологически. Он замечает, что выглядит взрослым, при этом психический уровень остается, как у ребенка.

Девиантное поведение детей может быть представлено следующими вариантами:

  • деструктивное — ребенок наносит вред самому себе, это не всегда физическое насилие, также может иметь место психологический фактор, например, мазохизм и самобичевание;
  • асоциальный — малыш наносит вред не только себе, но и окружающим его людям, например, потребление спиртных напитков;
  • противоправный — ребенок вредит людям, ярким примером является кража в магазине.

Дети посредством девиантного поведения пытаются самовыражаться. Нередко они этого добиваются при помощи драки, показывают свою силу, свое преимущество над другим ребенком. В подростковом возрасте не исключено занятие проституцией или воровством, а также смена образа жизни, в частности присоединение к преступной группировке. Родители должны суметь вовремя заметить изменения в поведении своего отпрыска, чтоб не допустить ухудшения сложившейся ситуации.

Категории девиантного поведения подростков

Подростковый алкоголизм — категория аморального поведения девиантности

  1. Антисоциальное. Проступки основаны на нарушении правовых норм, общественного порядка, запрещенные законом. Для подросткового возраста — это кражи, вандализм, хулиганское поведение, торговли наркотическими средствами, насилие.
  2. Аморальное поведение. Действия, которые связаны с нарушением морально — нравственных норм, они угрожают нормальным межличностным отношениям. Для подростков характерно бродяжничество, употребление наркотиков, агрессия, алкоголизм, нарушения сексуального характера.
  3. Саморазрушительное (аутодеструктивное) поведение. Действия, которые связаны с нанесением вреда самому себе. Для подростков характерна компьютерная, химическая и пищевая зависимость, а также суицидальные наклонности.

Отдельно рассматривается склонность к суициду, которая может являться следствием, как асоциального образа жизни, так и деструкции. Подросток может начать задумываться о самоубийстве по многим причинам:

  • наркотическая зависимость;
  • сильно заниженная самооценка;
  • постоянные конфликты, ссоры в семье;
  • алкоголизм;
  • помутнение рассудка;
  • отказ от интима.

Причины девиантности

Большое значение в развитии девиантности имеют социальные факторы, проблемы в семье

Девиантное поведение подростков и детей может развиваться при наличии определенных факторов. Различают четыре основных группы причины возникновения девиации у подростков: медико-биологические, психологические, социальные и педагогические факторы.

  1. Психологические факторы в себя включают то, что у малыша в раннем детстве могут возникать приступы неконтролируемого гнева, ребенок начнет брыкаться, визжать, ругаться или кричать. Важно вовремя обратить внимание на проблемы с психикой ребенка, чтобы своевременно их купировать. Отсутствие надлежащей терапии приводит к развитию девиаций.
  2. Педагогические факторы. Случаи, когда родители стараются привить ребенку правильную модель поведения, а сами показывают плохой пример. Сюда относятся и ошибки в воспитании. Когда мама с папой не умеют правильно аргументировать свои запреты, часто ими злоупотребляют, не способны привить ребенку дисциплину, не умеет устанавливать жесткие рамки поведения.
  3. К медико-биологическим причинам относятся: врожденные, приобретенные и наследственные. Врожденные зарождаются во внутриутробном развитии, в частности, при наличии инфекций, токсикоза, как последствие интоксикации медикаментами, результат несбалансированного питания, неправильного образа жизни у беременной женщины. Приобретенные напрямую связаны с образом жизни ребенка, например, могут быть последствиями черепно-мозговой травмы. Наследственные причины развиваются из-за нарушений в генетическом материале, а именно: поражение хромосом и генов, мутации, обменные дефекты. Вследствие этого происходит нарушение в структурах головного мозга, что ведет за собой возникновение телесных пороков, проблем со зрением, недостаточностью умственного развития, нарушениям со стороны нервной системы.
  4. Социальные факторы. Девиантное поведение школьников может быть связано с неблагоприятной обстановкой в семье. Риск развития девиации значительно повышается в таких случаях:
  • недопонимания, частые конфликты, разные взгляды на жизнь;
  • наличие неполной семьи, отсутствие второго родителя;
  • паразитический образ жизни, совершение противозаконных действий — асоциальное поведение в семье;
  • алкоголизм одного из родителей или обоих.

Признаки

Агрессивное поведение — признак развивающейся девиантности

Важно знать, о существовании характеристики отклонений для определенного возрастного периода. Так будет проще выявить возможное развитие девиантного поведения:

  • до семи лет нестандартными является нервозность, раздражительность, проблема неуспеваемости, непротиворечивость, агрессивное поведение, иногда тревожным симптомом становится неуверенность в себе и боязливость;
  • от семи до десяти лет — хамский характер, конфликтность, скованность, потеря аппетита;
  • детки старше десяти лет – хулиганство, бродяжничество, воровство.

Согласно статистике преступность чаще встречается у людей от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для возрастного периода от тринадцати до шестнадцати лет.

Дети считают целью своей жизни достижение материальных благ, причем они не задумывается о том, какой ценой за это нужно платить. В последнее время снижается желание учиться или работать, возрастает уровень подростковой преступности. Молодежь пытается самоутвердиться, привлечь к себе внимание сверстников. Девиантное поведение нередко приводит к нервным срывам, может включать склонность к суициду.

Если ребенок физически недоразвит, имеет избыточную массу тела или наоборот слишком худой, он слышит в свою сторону насмешки окружающих, высмеивание сверстников. Дошкольники наиболее склонны к развитию стресса, их психика неустойчива.

  1. Ребенок попытается влиться в коллектив, совершая неоправданные поступки, в том числе и рискованные, проявляет агрессию к окружающим, может начать убегать из дома, со временем будет прогуливать школу.
  2. Подросткам свойственно проявление неустойчивого настроения, выражение агрессии, упрямства.

Давайте рассмотрим, как может проявляться девиантное поведение при различных видах.

  1. Гиперкинетическое расстройство. Характерно умственное напряжение, отсутствие усидчивости, безрассудство, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность. Такие дети часто получают дисциплинарные взыскание и попадают в несчастные случаи.
  2. Делинквентное поведение. Подросток угоняет автотранспорт, занимается мошенничеством, кражами.
  3. Отклонения наблюдаются дома, ограничивается семейными отношениями. Ребенок грубит родителям, ворует вещи, может поджечь дом.
  4. Социализированное расстройство. Встречается у достаточно общительных подростков, имеющих асоциальное поведение. Подросток может вступить в плохую компанию, уйти из дома, начнет заниматься вымогательством. Если имеет место психическое расстройство, проявятся перепады настроения, агрессивного с депрессивным.
  5. Интимный. Расстройства могут возникать из-за ускоренного или замедленного полового созревания, что будет проявляться эксгибиционизмом, манипуляцией с чужими половыми органами, подростковым гомосексуализмом.

Методы коррекции

Ребенок должен понять, что поступает неправильно. Нужно научить его правилам и законам, принятым в обществе

Особенность работа с детьми заключается в том, что малыш должен научиться контролировать свои действия, вести себя правильно, взаимодействовать с окружающим миром. Так как дети с девиантным поведением не могут это делать, то у них искажается восприятие действительности, возникают негативные эмоции. Чтобы сгладить ситуацию, необходимо повлиять на контакты ребенка с ровесниками.

  1. Сформировать у малыша интерес к окружающим людям, к миру, необходимо чтобы он научился их понимать.
  2. Изучить элементарные правила этикета, поведение в обществе.
  3. Закрепить с ребенком коммуникативные навыки.
  4. Обучить малыша балансировать эмоции, правильно оценивать свои силы.
  5. Выработать адекватное поведение в коллективе.
  6. Развить умение справляться с проблемами.
  7. Чтоб ребенок легче усваивал новую информацию нужно использовать игры. Важно их организовывать таким образом, чтобы они пробуждали интерес. Подойдут занятия коммуникативного и подвижного характера.
  8. Родители могут разыгрывать с малышом сложные ситуации. Рассказывать, как нужно из них выходить.
  9. Для детей дошкольного возраста подойдут ритмичные упражнения под считалочку, также можно отправить карапуза на танцы или пение.
  10. Важно читать ребенку книги, не забывать при этом обсуждать происходящее. Для дошкольников подойдут сказки.
  11. Большое значение следует отводить правильному питанию и режиму дня. Важно отслеживать время, проводимое детьми перед компьютером и телевизором.

Профилактика

Психологические тренинги помогают влиться в коллектив и избежать развитие девиантности у детей и подростков

  1. Беседы и лекции, которые проводятся в дружественной и доброжелательной атмосфере. Это важно, чтобы вызвать доверие у ребенка. Нужно научить малыша тому, как необходимо действовать в той или иной ситуации при наличии конфликтов. Важно приводить реальные примеры. Эти беседы должны стимулировать ребенка к ведению здорового образа жизни, вызывать отвращение к спиртным напиткам и наркотикам.
  2. Правильная организация свободного времени. Необходимо научить свое чадо, что время отдыха нужно проводить весело играя. Кроме того, полезно отправиться на природу или посетить культурное место, почитать книгу.
  3. Психологические тренинги. Способствуют тому, чтобы малыш научился контактировать с ровесниками, смог правильно расставлять приоритеты, с легкостью справлялся со сложными заданиями.
  4. Образовательные программы помогают сформировать правильное отношение к окружающим, приучают к здоровому образу жизни. Рассказывают о профилактике сексуальных отклонений и ранних половых контактов.

Теперь Вы знаете, что собой представляет девиантное поведении несовершеннолетних. Выяснив, по каким причинам происходит развитие девиантности и как она проявляется, родителям под силу вовремя заметить и предупредить формирование девиации у своего отпрыска своевременными действиями. Нужно понимать, чем может грозить запущенное состояние, что без коррекции ситуация только ухудшиться, значительно повысится риск для здоровья ребенка или он станет опасным для общества.

psycho4you.ru

Девиантное поведение детей

Вы когда-нибудь сталкивались с детьми, на которых никто не может найти управу? Бродяжничество, воровство, ранний алкоголизм, хулиганство далеко не полный список примеров, когда дети с еще не сформировавшимся характером, выходят за рамки общепризнанной нормы поведения и стремятся реализовать скрытые желания и амбиции.

Как бы странно это не звучало, но такого рода поступки не что иное, как протест, брошенный маленьким существом обществу, которое, по мнению ребенка, ущемляет его интересы, это месть окружающим за их безразличие или случайно нанесенные обиды.

Сегодня довольно популярным стал термин девиантное поведение детей, это понятие означает стремление малыша стереть грань между нормой поведения, принятой в обществе, и неблаговидными поступками. Девиантные формы поведения детей могут быть самыми разными, как правило, их проявление зависит от возраста и тех факторов, которые негативно сказывались на его психологическом состоянии.

В конкретном возрасте дети по-разному проявляют скрытую агрессию и несостоятельность, в соответствие с этими факторами и строится работа с детьми девиантного поведения.

  • Для возраста 5-7 лет характерны противоречивость, неуспеваемость в школе, порывистость, резкая смена настроения, боязливость, сильная возбудимость, раздражительность, подчинение более уверенным в себе сверстникам.
  • В возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение со взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний.
  • После 10 лет ребенок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство и т.д.
Коррекция девиантного поведения детей достаточно сложный и трудоемкий процесс, главной задачей которого становится выявление причин выхода за пределы нормы морали. Далее следуют три этапа перевоспитания подготовительный, конфликтный и процесс самовоспитания.

Как показывает практика, причины девиантного поведения детей могут быть разными, например, неправильное воспитание в семье, отсутствие поддержки со стороны взрослых, конфликты со сверстниками, воспитателями и учителями. Все эти факторы приводят к формированию у ребенка комплексов и страхов со временем перерастающих в ярко выраженный протест против окружения и стремление доказать свою состоятельность сомнительными методами.

В процессе формирования личности ребенка главная роль принадлежит родителями, воспитателям и учителям, эти люди должны отчетливо понимать, что профилактика девиантного поведения детей – их основная задача и реализуется она посредством внимания и уважения к новому члену общества.

Статьи по теме

stranadetstva.ru

Девиантное поведение ребенка

Автор:
Владимир Мананников

Девиантное поведение ребенка. В современном обществе все стремятся к нормам, жаждут быть как все. Уже с малых лет врачи рассказывают нам, как обязан жить и развиваться ребенок.

Во сколько месяцев он должен сесть, во сколько – встать. И попробуй отклониться хоть на шаг, как тебя тут же начнут пугать страшными диагнозами.

Девиантное поведение детей – это тот образ жизни, при котором их действия не соответствуют принятым нормам. Как этическим, так и законным.

Откуда ноги растут

Особенно часто говорят о девиантном поведении школьников. Вероятно, потому, что именно в школах за ребенком начинают тщательно следить профессионалы – и им-то сразу становятся заметны отклонения.

Такие дети могут отличаться агрессивностью, патологической лживостью, фобиями. Они могут начать воровать, выносить что-то из дома, прогуливать уроки, грубить старшим и беззастенчиво ломать дорогие вещи.

Как появляются «отклоняющиеся» дети? Предпосылок может быть масса, особенно в нынешнем агрессивном мире, где насилие проповедуется с экранов телевизоров, а алкоголь в семье – настольный декор.

Не только особенности психики и здоровья ребенка, но и отношения в семье, и социальное неравенство могут спровоцировать девиантное поведение.

Мать-одиночка, отец-алкоголик, развод, постоянные родительские ссоры, противоречивые требования к малышу… Людям может казаться, что это касается лишь их самих, но больше всего это затрагивает самоощущение ребенка, его социальные навыки.

Шаги к исправлению

Что делать родителям, если их ребенок «радует» их девиантным поведением. Если оно выражается в агрессивности, раздражительности, криках – только терпеть. Не потакать, разумеется, но не делать акценты на мелких вспышках гнева.

Наоборот, терпением, обращениями за помощью и своевременной похвалой вы сможете нивелировать недуг.

Такого ребенка важно втягивать в коллективные занятия, показывать ему его собственные возможности, «заваливать» добрыми книгами и всячески расширять его знания о мире.

Вообще, одобрение, похвала, поощрение даже в запущенных случаях способны творить чудеса. Вместо кнутов и пряников просто будьте рядом с ребенком, отдавайте ему все свое внимание и позитивное отношение.

Если вы видите, что ребенок говорит неправду, избегает истины, попытайтесь выведать, почему. Ведь у каждой лжи есть причина!

Возможно, он чего-то боится или недополучает от вас каких-то эмоций, может, страдает от неуверенности в себе и самокопаний.
Как вы понимаете, бороться надо не с симптомами (нечестностью), а с теми факторами, которые эти приступы лжи вызывают.

Главное правилоникаких суровых наказаний, особенно, если ребенок признается сам. Это ведь героический поступок!

Не издевайтесь, не смейтесь над своим малышом, не подтрунивайте на серьезные для него темы, не иронизируйте по поводу его страхов. Ваша тактика – сочувствие, внимательность, понимание.

Девиантное поведение детей вызывает неуверенность у их мам и пап. Те пытаются резко все изменить, исправить.

Их ребенок кажется им неполноценным, и это отношение не ускользает от крохи. Нужно пересилить себя и принять ребенка со всеми его тараканами и слабостями. Принять целиком!

Устраняйте предпосылки

Большая удача – с первых лет жизни младенца занять правильную «оборонительную позицию». Тут важны и тактика, и стратегия, и согласованность действий.

Чем спокойнее мать, чем меньше в доме криков, ссор, сердитых упреков, запретов на каждом шагу и отчужденности, тем выше шансы у ребенка вырасти обычным общительным человеком.

Понятно, что нервы иногда сдают, и порой родители могут позволить себе шлепок или выкрик в сердцах. Главное, быть ближе к ребенку, так, чтобы он чувствовал себя любимым и незаменимым.

В школе девиантное поведение может быть вызвано тяжелой адаптацией к новым требованиям.

Малыш отчаянно протестует против школьных реалий – сидения за партой, домашнего задания, незнакомых педагогов.

Поэтому подготовка к школе начинается загодя, за пару лет, да так, чтобы этот опыт был желанным и долгожданным. В  7 и 8 лет ваша поддержка ребенку необходима сверх меры, чтобы вырваться из круга агрессивности.

Следующий сложный этап для тех, кто успешно пережил первый класс – период полового созревания. Оно нелегко дается как подросткам, так и их родственникам.

Если вы чувствуете, что уже не можете контролировать свое буйное дитя, обратитесь к опытному врачу-психологу и вместе ищите выход.

dobro.pw

Девиантное поведение детей: виды, причины, профилактика

 

Содержание

 

В чем же заключаются основные причины девиантного поведения?

Способы профилактики девиантного поведения детей

Диагностика девиантного поведения


 

Девиантным называется поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных, а иногда и правовых норм.

 

Вы когда-нибудь сталкивались с детьми/подростками, действия которых не могут контролировать ни родители, ни представители правопорядка? Бродяжничество, мелкое (а порой и крупное) воровство, алкоголизм, этот ряд примеров можно продолжать долго. Несформировавшийся характер именно таким громким способом пытается продемонстрировать свои амбиции, взгляды на окружающий мир, желания.

 

 

Возможно, это прозвучит странно, но это своеобразный крик маленького существа, брошенного наедине с его проблемами, «ущемленными» интересами, обидами.

 

Девиантное поведение детей является острой социальной проблемой. Формы его проявления могут быть самыми разными, в зависимости от возраста и повлиявших факторов.

 

 

 

В чем же заключаются основные причины девиантного поведения?

 

  1. Ввиду своей невоспитанности, ребенок неправильно ведет себя, у него нет необходимых умений и знаний из-за социально-педагогической запущенности.
  2. Негативный психологический климат в семье, неблагополучные отношения вызывают состояние дискомфорта.
  3. Отрицательное влияние окружающего мира, отсутствие контроля.

 

 

Виды девиантного поведения:

 

  1. Делинквентное поведение – проявляется в противоправных действиях, наносящих вред, как отдельным людям, так и в целом, обществу. Самый простой пример: дети соревнуются в меткости, бросая предметы из окна в прохожих.
  2. Аддиктивный вид – стремление уйти от реальности изменив психологическое состояние с помощью каких-либо веществ или определенного вида деятельности, с целью развития и поддержания более интенсивных эмоций. Жизнь представляется серой, однообразной. Присутствует скрытый комплекс неполноценности, тревожность, стремление обманывать, обвинять во всем других.
  3. Патохарактерологический вид – это так называемое расстройство личности: желание доминировать и властвовать, слишком высокий уровень притязаний, обидчивость, упрямство, нетерпимость к противодействию, поиск любых поводов для разрядки аффективного поведения, самовзвинчивание.
  4. Психопатологический вид – проявление психологических заболеваний и расстройств. Агрессия направляется на себя, происходит саморазрушение личности (склонность к суициду, алкоголизм, наркозависимость и т. д.).
  5. Последний вид основан на гиперспособностях – возможности такого человека значительно превышают среднестатистические. В данном случае обладатель либо направляет их на саморазвитие, либо на преступную деятельность.

 

 

Очень часто понятия девиантного и делинквентного поведения путают. Однако между ними есть разница. В первом случае не соблюдаются социальные и культурные нормы, а во втором же преступается закон.

 

 

 

Способы профилактики девиантного поведения детей

 

Крайне важны для профилактики отклоняющегося поведения среди детей и подростков доверительные, здоровые отношения с семьей. Часто бывает, что ребенок демонстрирует девиантное поведение в какой-то определенной обстановке: либо только дома, в кругу друзей-ровесников, в школе. Родители в такой ситуации должны донести до него, что они поймут любую его ошибку, не будут осуждать, помогут найти правильное решение. Только таким образом можно быть уверенным, что находясь в затруднительном положении, ребенок в первую очередь обратится к своей семье.

 

 

Нельзя исключать и такие внешние способы профилактики девиантного поведения:

 

  • Организация свободного времяпрепровождения детей. Ребенок должен иметь возможность проводить свободное время с пользой, развивать какие-либо навыки, иметь хобби: то есть направлять свою энергию в правильное русло.
  • Проведение воспитательных работ, лекций. Ребенку должны объяснить, «что такое хорошо, а что такое плохо» и какие последствия могут иметь те или иные действия, вредные привычки.
  • Запрет рекламы алкоголя и табачных изделий, активная пропаганда здорового образа жизни.
  • Забота о материальном достатке несовершеннолетних и их семей.

 

Существует множество теорий девиантного поведения, касающихся различных сфер жизни. В основе биологических теорий лежит предположение, что некоторые люди рождены с изъянами, обуславливающими их асоциальное поведение. Психоаналитическая теория гласит о конфликте, происходящем внутри личности, т. е. сознательного и бессознательного. Согласно социологической теории подобное поведение возникает в результате неудачного опыта социализации. Это крайне негативно сказывается на личности.

 

 

 

 

Диагностика девиантного поведения

 

Так как вопрос стоит достаточно остро, психологами разработано большое количество методик для своевременной диагностики проблемных детей. Опросники для родителей и их чад, тесты на выявление сложных сторон личности, определение типа темперамента. На основе ответов психолог сможет увидеть картину происходящего. Важным в вопросе диагностики является установление контакта, так как именно это поможет получить максимально правдивую информацию.

 


 

Девиантное поведение у детей: за названием – загубленные судьбы, а порой и жизни.

 

www.rastut-goda.ru

Девиантное поведение детей – формы, воспитание детей

Психологические проблемы

Девиантное поведение детей относится к числу явных сигналов неблагополучия, на которые родителям необходимо обратить внимание.

2 013 26 декабря 2016

Девиантное поведение детей относится к числу явных сигналов неблагополучия, на которые родителям необходимо обратить внимание.  Девиантное поведение, если оно совершается детьми, выглядит еще более кощунственно, чем в случае с взрослыми. Когда пятилетний мальчик в детском саду жестоко бьет других детей, такую ситуацию нельзя пускать на самотек. Подобное поведение обязательно требует коррекции, в противном случае приведет к печальному результату.

Девиантное поведение не может радовать ни самого ребенка, ни его ближайшее окружение. Девиантное поведение само по себе очень разрушительно, поскольку причиняет весомый ущерб не только обществу, но и тому человеку, который совершает противоправные действия. Такая личность не развивается, она обязательно деградирует. Если речь идет о ребенке, здесь родители должны забить тревогу и сосредоточиться на его воспитании. Прежде всего, стоит спросить себя: что вы упустили, чего недодали, какие ценности не привили. Иногда, правда, случается и такое, что девиантное поведение у детей проявляется во внешне благополучных семьях. Почему это происходит? Нередки случаи, когда дети своим поведением демонстрируют скрытый протест, выражают неодобрение и подавленные эмоции.

Формы девиантного поведения детей

Существует несколько видов девиантного поведения у детей. Чтобы их заметить, не нужно делать ничего особенного, просто стать чуточку внимательнее.  Девиантные формы поведения детей, как правило, всегда бросаются в глаза. Ребенок ведет себя искренне и потому не скрывает своих негативных чувств: обиды, зависти, гнева, разочарования и т.д.

Воровство

Детское воровство – весьма распространенное явление. Многие дети в маленьком возрасте поддаются искушению взять чужую вещь. Наверняка каждый родитель хотя бы раз в жизни, но сталкивался с ситуацией, когда ребенок приносил домой чужие игрушки, якобы взятые на время у друзей. Некоторые дети начинают обманывать, говорить, что игрушки им подарили. Следует насторожиться, если чужие вещи появляются в доме регулярно. Такое девиантное поведение может в конечном итоге сформировать пагубную привычку поступать определенным образом.  Детское воровство имеет одну особенность: оно всегда обусловлено желанием обладать конкретной вещью. Если какую-то желаемую игрушку ребенку отказываются покупать родители, он может взять ее у одногруппника.

Драчливость

Драчливость не во всех случаях следует относить к девиантному поведению. Дети во взаимодействии друг с другом часто прибегают к физическому рукоприкладству. Но если драчливость является результатом  умышленного причинения вреда, и ребенок перестает себя контролировать, с этим нужно что-то делать. Драчливость никогда не следует поощрять, иначе чадо не научиться действовать по-другому, не будет знать альтернативных методов взаимодействия с окружающими. Если ваш сын или дочь намеренно бьет других детей, значит, настало время решать проблему. Девиантное поведение слишком опасно, чтобы смотреть на него как на что-то безобидное. Лучше всего по этому вопросу проконсультироваться с детским психологом. Ребенок не сможет самостоятельно справиться с этим состоянием, если ему просто запретить поступать определенным образом.

Детская преступность

Она представляет собой вид девиантного поведения, который заключается в том, что ребенок утрачивает морально-этические ценности, переступает через нормы нравственности. Девиантное поведение, как правило, отождествляют с детской преступностью. Дети крадут вещи у своих товарищей, участвуют в массовых драках на улице, принимают алкоголь и наркотики. Детская преступность приобретает большие размеры особенно тогда, когда дети растут в неблагополучных семьях. Вот в этом случае девиантное поведение для них становится нормой. Детская преступность наносит серьезный ущерб обществу: от таких противоправных действий страдают другие люди. Ребенок может и не осознавать всей глубины проблемы, в которой находится.

Склонность к самоубийству

Считается, что мысли о суициде свойственны только психически неуравновешенным личностям. На самом же деле при серьезных жизненных потрясениях это вполне закономерное желание. Только одни с этим справляются и живут дальше, а другие постоянно прокручивают у себя в голове тягостные мысли. Дети тоже подвержены такому состоянию. Мысли о самоубийстве разрушают личность маленького человека, мешают ему в полной мере наслаждаться жизнью, замечать прекрасные изменения в мире и себе самом. Большинство детей, которые хотя бы раз предпринимали попытку самоубийства, росли в неблагополучных семьях. Склонность к суициду – самая коварная форма девиантного поведения: она может не проявляться долгое время, но незаметно забирает всю жизненную энергию.

Воспитание детей с девиантным поведением

Девиантное поведение, наблюдаемое у детей, создает массу поводов для беспокойства. Родители теряются в таких ситуациях, не хотят верить в то, что чадо ведет себя подобным образом, не знают, как правильно себя вести, чтобы не усугубить положение еще больше.

Воспитание детей с девиантным поведением должно быть направлено на формирование целостной картины мира. Таким детям нужно давать понять, что испытывает другой человек, предоставлять возможность почувствовать себя на месте слабого и оскорбленного. Вовсе не обязательно при этом унижать его, это приведет только к противоположному результату. Девиантное поведение требует к себе повышенного внимания. Необходимо обращаться к его чувствам, задавать соответствующие вопросы, заставлять рассуждать и задумываться о своих поступках.

Таким образом, девиантное поведение у детей нуждается в скорейшей коррекции. Родители не должны пускать ситуацию на самотек, иначе личность будет разрушена и сломлена.

Сохранить статью

psyh.info

5. Девиантное поведение детей

5.1. Определение понятия «трудный подросток»

В психологии и педагогики нет единого понимания «трудного» подростка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития. Признака, состав­ляющих содержание понятие «трудные подростки»:

– наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения; Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины – делинквентность и девиантность. Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, про­винностей, мелких правонарушений, отличающихся от крими­нальных, т. е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью подразумевают отклонение от при­нятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения.

– нарушения поведения достаточно сложно исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудные» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко под­даются перевоспитанию.

– это «социально запущенные дети», нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны педагогов, воспитателей и внимании коллектива сверстников.

Понятие «отклоняющееся поведение» надо отличать от терми­нов «отклонение в развитии», «задержка развития», «отставание в развитии».

Последние три термина часто употребляются в науч­ной литературе как синонимы. Они обычно обозначают детей с дефектами развития. Конечно, нередко такие дети становятся труд­ными, но коррекция их поведения требует участия специалистов-дефектологов.

5.2.Понятия девиантного поведения

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется по­ведение, отклоняющееся от социально-психологических и нрав­ственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуаль­ном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

Социальная норма – исторически сложившаяся в конкрет­ном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организа­ций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. В современном реформируе­мом обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования, толкования и примене­ния норм становится чрезвычайно сложным делом.

Оценка любого поведения всегда подразумевает сравнение его с нормой. Отклонения не существует без нормы. Понятие нормы относят к числу неопределенных научных представлений, т.к. общепризнанного определения нормы нет. Понятие «норма» определяется как предел, мера допустимого. Социальная норма находит воплощение в законах, традициях, обычаях, во всем том, что стало привычкой, вошло в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. В действительности не существует никакой нормы как реальности, с четко обозначенными границами, за которыми начинается не норма, отклонение от неё. Проблемное поведение часто называют девиантным (от латинского Deviatio – уклонение). Девиантное поведение – это система поступков, действий человека, не соответствующих общепринятой или подразумеваемой норме, официально установленным или фактически сложившимся в обществе социальным ожиданиям. Проблема девиантного поведения школьников – одна из важных задач коррекционной педагогики и специальной психологии. Девиантное поведение можно рассматривать как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением (Менделевич В.Д.)

Девиантное поведение рассматривается:

  • как поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют лица с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера (расстройства в виде акцентуаций характера).

  • как поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, нарушающее какие-то социальные, культурные или правовые нормы. Это проявляется в разных формах социальной патологии – алкоголизм, наркомания, проституция… и выражается в форме проступков или преступлений.

Когда поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Юношеский возраст и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями, лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *