Потешки 1 класс – Потешки для детей для 1 класса
Урок литературного чтения в 1 классе по теме “Потешки”
Тема: Потешки. Герои потешки.
Тип: Урок освоения новых знаний и способов действий.
Цель: Знакомство с произведениями устного народного творчества;
Основное содержание темы, понятия и термины: Жанры устного народного творчества, фольклор, горница.
Образовательные ресурсы: Презентация «Потешки»; аудиозаписи.
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
Организовать направленное внимание на начало урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок (проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок; внимательно слушают и дают внутреннюю установку на урок)
Актуализация опорных знаний.
Речевая разминка (скороговорки)
Игра «Путаница»
Развитие фонематического слуха и дикции.
Определять цель на деятельности на данном этапе.
Оценка своей деятельности.
– Посмотрите на доску, определите, что мы сейчас будем делать.
– Для чего мы работаем со скороговорками?
(скороговорки помогают развивать фонематический слух и нашу речь)
– А теперь проверим, как работают ваши ушки и язычок. Поиграем в игру «Путаница». Кто-то поменял звуки в словах. Нужно исправить ошибку. Условие: слушаем внимательно, не перебиваем друг друга, отвечаем быстро.
К нам в окно залетел Лук (жук).
У дедушки на груди Педаль (медаль).
Мальчик в конце письма поставил Бочку (точку).
На асфальт упала Лень (тень).
В океане живет кОт (кит).
Мама ноСом режет хлеб (ножом).
Наступил новый Пень (день).
В лесу течет Печка (речка).
На пальме растут баРаны (бананы).
У слона вместо носа Робот (хобот).
– Оцените свою работу. Кто отгадал большинство слов? Кто половину? Кто совсем мало?
– Какой совет мы можем дать друг другу?
Определяют вид деятельности.
Высказывают свои мнения.
Дети внимательно слушают и стараются точно и быстро ответить.
Ребята оценивают себя, дают советы другим.
Мотивация. Постановка учебной задачи.
.
Мотивировать учащихся на изучение темы.
УУД:
Личностные:
Самоопределение, внутренняя позиция, учебно-познавательная позиция.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества.
Познавательные:
Постановка и формулирование проблемы.
Регулятивные:
Определять цель деятельности на уроке.
– Прочитайте запись на доске, про себя, соблюдая все знаки.
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала, этому дала.
А этому не дала.
– Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил.
Тебе нет ничего.
– А знаете ли вы, что мы сейчас с вами читали?
– Как вы думаете, что это за произведение?
– Проверьте свой ответ, составив слово из букв. ОШКПЕИТ
– Какое получилось слово? (потешки)
– На какие вопросы мы с вами постараемся сегодня ответить?
– Как мы все должны работать, чтобы выполнить всю запланированную работу?
– Готовы? Покажите знаками!
Читают выразительно.
Воспроизводят информацию по памяти. Принимают учебную задачу.
Составляют слово из разрезных букв.
– Что такое потешки?
– Для чего их создают?
– Как нужно читать потешки?
Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Работа с иллюстрациями.
Прогнозирование по иллюстрации.
Распределение ролей и чтение потешки.
Работа над второй потешкой. Чтение в парах по ролям.
Сравнение предположений ребят с определениями.
Практическая деятельность.
Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям.
УУД:
Регулятивные: высказывание своего предположения на основе работы с иллюстрацией.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации, выделение существенных признаков. Подведение под понятие.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Умение строить речевые высказывания.
Что?
Для чего?
Как читать?
– Откройте учебники на с. 45. Рассмотрите иллюстрации к потешкам.
– Как вы думаете, о чем они будут?
– Давайте прочитаем первую потешку и выясним, внимательно ли художник читал произведение и насколько правдивы его иллюстрации.
– Назовите героев первой потешки.
– Распределите с другом роли и прочитайте потешку. Затем поменяйтесь ролями, прочитайте еще раз.
– А теперь попробуйте разыграть сценку.
– Оцените свою работу в паре. Что получилось, что не получилось, почему, что нужно исправить?
– Поработайте со второй потешкой. Задайте вопросы, если появятся.
Горница- чистая половинка крестьянской избы.
Рытвина – углубление, выбитое колёсами или промытые водой.
Лапти- крестьянская обувь, сплетенная из лыка (липы).
Лыко- луб (волокно) молодой липы или ивы.
– Кто готов ответить на поставленные вопросы?
-Что такое потешка?
– Для чего создают потешки?
– Как нужно читать потешки?
Потешка– это песенка-приговорка,
сопутствующая игре с пальчиками, ручками и ножками ребёнка.
Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом, оно является главным и ведет за собой жест.
Потешки доставляют огромную радость малышам, ободряют, утешают и являются помощниками родителям.
– Что интересного узнали о потешках?
– Можно ли еще что-то узнать о них?
– А теперь поиграем. Сейчас вы превратитесь в родителей и будете развлекать, успокаивать своих детей. Возьмите свои игрушки и повторяйте за диктором. Только внимательно слушайте, не отвлекайтесь.
Открывают учебники, рассматривают иллюстрации и предполагают содержание потешки.
Обосновывают свои предположения и оценивают художника.
Умение распределять роли, сотрудничать и представлять итог своей работы.
Ребята оценивают свою работу в паре. Дают советы.
Ребята высказывают свои предположения.
Дети дают ответы.
Учатся правильно проговаривать потешки за диктором, работают над выразительностью своей речи.
Связь с жизнью.
Рефлексивно-оценочный.
УУД:
Самооценка на основе критерия успешности.
Коммуникативные:
Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
– Нарисуйте на листочке смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Ребята рисуют смайлики, анализируя свое отношение, внутреннее состояние.
Домашнее задание.
Выучить предложенную учебником потешку или найти другую в библиотеке или в интернете.
сопутствующая игре с пальчиками, ручками и ножками ребёнка.
infourok.ru
Урок литературного чтения “Потешки”. УМК “школа России” 1 класс
Тема: «Русские народные потешки.
Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»
Цели:
– Продолжать знакомить детей с миром народного искусства как источника обогащения их ума и чувств и как средство развития у них интереса к чтению и потребности в нём;
-Познакомить с устным народным творчеством других народов.
– Дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества, умение выразительно читать по ролям;знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.
Личностные: наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам, ромашка с жанрами литературы, картинки с чистоговорками.
-
Оргмомент. (ВХОЖДЕНИЕ В ДЕНЬ)
Доброе утро, друзья!
Доброе утро, страна!
Доброе утро всем!
Доброе утро МНЕ!
Я скажу слова “Доброе утро …” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
– Доброе утро всем девочкам!(Девочки машут и отвечают: “Доброе утро!”)
– Доброе утро всем мальчикам! (Мальчики машут и отвечают: “Доброе утро!”)
– А сейчас похлопайте те, кого я назову:
– Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!…(хлопают)
– Доброе утро всем, кто любит конфеты! …(хлопают)
– Доброе утро всем, кто хочет познакомиться с новым жанром в литературе.
2. Актуализация знаний.
– Какие жанры литературы вы уже изучили (сказка, стихотворение, рассказ)
– Какой жанр вы изучали на прошлом уроке (загадки)
(Учитель на доске выкладывает ромашку. Центр – «жанры русской литературы», лепестки «рассказ», « сказка», «стихотворение», «загадка», «песня»)
– Как вам кажется, ромашка полная? (нет)
– Значит, нам надо прикрепить ещё лепестки. А как же они будут называться вы догадайтесь сами. Раньше как мы уже с вами говорили, не было СМИ. Дети развлекали себя сами. Кто помнит как? (придумывали и загадывали загадки).
– А если ребёночек был маленький от года до 5 лет, то, как его развлекали или как раньше говорили «потешали». Подумайте, какой жанр произведения был придуман от слова «потешать»? (потешки)
– Какие Вы молодцы! Конечно, Потешки.
– Сейчас я вам зачитаю несколько потешек, а вы будете выполнять действия, которые я буду называть в потешки.
3.Физкультминутка.
По дороге мы идём, (Шагают)
Путь далёк, далёк наш дом,
Жаркий день,
Сядем в тень. (Приседают)
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом полежим. (Руки под щёчку)
Полежим, отдохнём,
А потом домой пойдем. (Шагают)
4. Сообщение новой темы.
– Сформулируйте тему и цель нашего урока. Что мы сегодня будем изучать?
( Сегодня мы должны узнать, что такое потешки, научиться их читать).
– Конечно, вы правы. Что же такое потешка? Потешка – это песенки, сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками.
– А как вы думаете, зачем применяют потешки, кроме развлечения?
Давайте я буду зачитывать, а Вы отвечать.
Потянушки, потягушки.
Тянем ноженьки.
Тянем рученьки.
Тянем спиночку.
Расти большим, детиночка.
(При проведении зарядки или когда делают массаж)
Моем, моем ручки.
Моем, моем ножки.
Не забудем щёчки.
Не забудем ушки.
Для ознакомления с гигиеническими процедурами. При купании.
— Ладушки, ладушки. (Хлопать в ладоши)
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
При кормлении. Для улучшения аппетита.
Баю-баю-баиньки,
Засыпают заиньки.
Засыпают кисоньки,
Усни, моя Ларисонька.
Для утешения, успокоения.
Идёт котик по лавочке,
Ведёт кошку за лапочки.
Тяп-тяп-тяп.
Цап-цап-цап.
Для ознакомления с животными (зверями, птицами, людьми, насекомыми, рыбами).
Радуга-дуга,
Не давай дождя.
Давай солнышка.
Колоколнышка.
Ознакомление с неживой природой (фруктами, овощами, временами года, явлениями природы, осадками).
– а как вы думаете важно детям произносить потешки? Как они влияют на развитие? (ответы детей)
– Конечно, потешки развивают:
музыкальный слух ребёнка.
речь.
умственные способности.
мелкую моторику (ловкость)
налаживают хороший эмоциональный контакт с говорящим.
оздоровливают организм.
Улучшают настроение.
-сейчас мы с вами прочитаем потешки, которые нам предложили авторы учебника, но для начала проведём гимнастику.
( учитель показывает картинки с артикуляционной гимнастикой)
Практическая работа по теме.
– Откройте учебник на странице 45. Рассмотрите иллюстрации к потешкам. Как вы думаете, о чём они будут? (ответы детей)
– сначала я прочитаю вам потешку, а вы внимательно слушаете и ответите на вопрос: кто герои потешки? (слушают и отвечают: кот и хозяйка)
– прочитайте первую потешку самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания. Какие знаки препинания вы знаете? (точка, запятая, вопросительный и восклицательный знак)
Дети читают первую потешку.
– С каких слов начинается речь хозяйки? (кисонька – мурысонька)
– Давайте попробуем прочитать по ролям. (Читают по ролям)
– А сейчас попробуем разыграть сценку. (Разыгрывают)
– Как вы думаете эту потешку для чего можно рассказывать малышу? С кем в ней можно познакомить? (с кошкой)
– Молодцы! Попробуйте прочитать сначала самостоятельно, а затем по ролям вторую потешку.
-какое слово было вам не знакомо? (горница)
– Горница – это чистая половина крестьянской избы.
– как вы думаете, устал ли Иван? А Пётр? (нет, они ленились)
Итоги урока. Рефлексия.
– Мы не щелкали орешки,
А читали на уроках
Интересные … (потешки).
– Что такое потешка? (Это песенки, которыми сопровождали игры)
– Почему потешки называют народными? (их придумал народ
– Кто запомнил, кого потешали такими задорными потешками? ( малышей)
– оцените с помощью карточек – смайликов свою работу на уроке.
По дороге мы идём, (Шагают)
Путь далёк, далёк наш дом,
Жаркий день,
Сядем в тень. (Приседают)
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом полежим. (Руки под щёчку)
Полежим, отдохнём,
А потом домой пойдем. (Шагают)
infourok.ru
Презентация к уроку по чтению (1 класс) по теме: Презентация к уроку литературного чтения “Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы” (1 класс)
Слайд 1
1 класс Пестушки , потешки , прибаутки , небылицы Презентация учителя начальных классов ГБОУ ЦО №1085 Мурашкиной Э.Н.Слайд 2
Цели : -ввести детей в мир народного искусства как источника обогащения их ума и чувств и как средство развития у них интереса к чтению и потребности в нём; -познакомить с устным народным творчеством. -дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках; -показать изумительный по меткости и красоте язык народного произведения, его простоту и лаконичность, звучность и плавность, когда образы и картины рисуются зримо, точно живые.
Слайд 3
Пестушки Пестушки получили своё название от слова «пестовать», что значит нянчить, оберегать, успокаивать . Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаются движения младенца.
Слайд 4
– Найдите среди стихотворений пестушки , которые помогают успокоить плачущего малыша : Ай, не плачь, не плачь. Я куплю тебе калач! Если будешь плакать- Куплю худой лапоть! Не плачь, детка, Прискачет белка, Тебе для потешки !
Слайд 5
Поехали, поехали С орехами, с орехами! Поскакали, поскакали С калачами, с калачами! Вприпрыжку, вприскочку По кочкам, по кочкам – В ямку – бух! Большие ноги Шли по дороге: Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ , топ – топ-топ! Топ-топ-топ , топ-топ-топ!
Слайд 6
Потешки Потешки – песенки, сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками.
Слайд 7
Водичка-водичка, Умой наше личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. «Вода текучая, Дитя растучее . С гуся вода, С дитя худоба! Вода книзу, А дитя кверху!»
Слайд 8
Прибаутки Прибаутки – это маленькие песенки, напоминающие сказочки, но не связанные с игрой. Прибаутки созданы для того, чтобы развеселить ребёнка, пошутить вместе с ним. В них даются красочные яркие картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка.
Слайд 9
Собака на кухне Пироги печет. Кот в углу Сухаpи толчет. Кошка в окошке Платье шьет. Курочка в сапожках Избушку метет.
Слайд 10
Баюкалка Скачет-скачет По волнам Лодочкою зыбка. Качи-качи , Прямо к нам Приплывает рыбка. Полна зыбка С нами Спи-спи, рыбка, С нами.
Слайд 11
Утренняя песенка Ах ты, моя девочка, Ласковая белочка, Ой ты, моя деточка, Тоненькая веточка. Ах ты, мой сыночек, Ягодный кусточек. Ой ты, мой сынок, Пшеничный колосок.
Слайд 12
Хлоп-хлоп Лапушки-ладушки, Испекли оладушки, На окно поставили, Остывать оставили. Воробушки прилетали, Оладушки расклевали. Хлоп-хлоп – полетели, На головку сели!
Слайд 13
Потягушечки Потягу-тягунюшки , Порасту-растунюшки . Ножки-ходунюшки , Ручки-хватунюшки , Ротик-говорунюшки .
Слайд 14
Каталочка – валялочка Поворот – Переворот Да со спинки На живот. А потом Наоборот – С живота На спинку, На мягкую перинку.
Слайд 15
Попрыгушки Тёшки-тетёшки , Овсяные лепёшки. Тюшки-тютюшки , С творогом ватрушки. Тёшки-тетёшки , Встали на ножки. С пятки на носок Прыг-скок, прыг- скок!
Слайд 16
Зарядка (для рук и головы) Лебеди летели, Крылышки свистели – Так-так-так, На воду сели, Головками вертели – Так-так-так! Шейки лебединые Длинные-длинные – Во-от такие!
Слайд 17
Зарядка (для ног) Ай, деточка, Попляши! Твои ножки Хороши. Левая – смелая. Правая – упрямая. Левая – первая, Топы-топы. А вторая – правая, Топ-топ!
Слайд 18
Леталочка Тюшки , тютюшки , На горе пичужки. На горе Ванюшка – Ух-ух-ух! От него пичужка – Фыр-фыр-фыр , Улетела!
Слайд 19
Ладушки-ладошки Ладушки, ладушки, Курочки-рябушки . Ладушки, ладушки, Курочки-кладушки . Петушок с хвостом, Гребешок торчком. Крылышками – хлоп-хлоп ! А мы их – хоп-хоп! И поймали!
Слайд 20
Плескалочка Лейся вниз, Вода текучая. Вверх тянись, Дитя растучее . Смывайся, беда, Как с гуся вода.
Слайд 21
Считалочка Маленькая детка, Головушка-репка, Роток-говорок, Зубок да зубок, Носик-вопросик, Щёчки-колобочки , Глазок с глазком, Бровки домком, Ушко да ушко, Всех выше макушка.
Слайд 22
Попрыгушки Ехали дрожки По стёжке-дорожке, По стёжке-дорожке Ровнее ладошки, Лугом, лесочком, Через речку мосточком , С кочки на кочку Вприпрыжку, вприскочку. По оврагам, По камням, По ухабам, По корням. Прямо В яму – БАМ!
Слайд 23
Утешалочка Уходите, боли, В поле, Уходите, боли, В лес К лисе хитрющей, К волку в пущу, К вороне в гнездо, На речное дно, К медведю в берлогу, Ко всем понемногу. Улетели боли, Не вернутся боле.
Слайд 24
Пестушки-хохотушки Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей скликала. Гости – на двор, Кашку – на стол. Тому дала в плошке, Этому – в поварёшке, Этому – в ложке, Этому – поскрёбышки .
Слайд 25
Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха.
Слайд 26
Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц . Курочка бычка родила, Поросёночек яичко снёс… Овечка расквохталась , Кобылка раскудахталась…
Слайд 30
Используемые материалы 1. http ://talisha.ru/2011/11/pestushki/ Марина Литвинова Иллюстрации к стихам Леонида Яхнина . 2. http :// kollegi.kz/publ/49-1-0-1627 3.СБОРНИК ПОТЕШЕК НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ http ://allforchildren.ru/kidfun/poteshki0.php
nsportal.ru
Урок литературного чтения 1 класс “Потешки и колыбельные песни”
Урок литературного чтения 1 класс “Потешки и колыбельные песни”
Урок литературного чтения в 1 классе
Тема: Потешки и колыбельные песни.
Цель: познакомить детей с фольклорными произведениями малых жанров: потешка, колыбельная песня.
Задачи:
Сформировать представление о малых жанрах фольклора: потешка и колыбельная песня;
Научить определять их особенности;
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, закреплять навы к чтения;
Прививать любовь к Родине, к традициям русского народа и его культуре, через фольклор.
Этапы урока.
1. Организационный момент 2мин
2. Учебная задача-
– Народная мудрость гласит: “Делу время, потехе час”
– Как вы понимаете слово “потеха”?
– Проверим точность наших ответов по толковому словарю С.И.Ожегова:
Потеха – забава, развлечение.
– Назовите слова, похожие на слово “потеха”.
В старину на Руси люди придумали потешки – короткие забавные стишки. Послушайте потешки.
(дети рассказывают потешки)
***
– Пальчик-мальчик,
Где ты был
– С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел,
С этим братцем
Песни пел.
***
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп! хлоп!
Кто каши не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.
– Для кого придумывали, кому рассказывали и сейчас рассказывают такие забавные стишки – потешки?
– Нравятся ли маленьким детишкам потешки? Чем.?
– Прочитаем сами. (учебник с. 38 – 39) – чтение по выбору.
– Что особенного заметили, на что обратили внимание?
(повторы, ласковые слова)
– Как вы думаете, для чего в потешках используются повторы?
Работа в парах. Рассказывание потешек.
– Попробуйте потешку спеть и разыграть при помощи движений.
Ф\минутка (Дети рассказывают потешки)
Работа в группах. Карточка. Найди “лишнее”.
_____________________
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Либо Бореньке снесть?
– Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу
_____________________
Люли-люли-люленьки!
Где вы, где вы гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели в изголовьице,
Спи-ка на здоровьице.
_____________________
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
– Чем похожи произведения? Чем отличаются?
– Как называется “лишнее”произведение? (колыбельная песня) –
– Почему так назвали?
– Для чего исполняется колыбельная?
(Исполнение колыбельной “Спи моя радость, усни” ансамблем учащихся)
3. Решение учебной задачи. Развитие творческих способностей.
Игра “Сказка +”
(Играют в группах. На столах иллюстрации к сказкам : “Гуси – лебеди”, “Сказка о глупом мышонке”, “Волк и семеро козлят”, “Колобок” , тексты потешки и колыбельной песни.
Ой, люли, люли, ли
Спи, дитяточка, усни.
Уж ты, котик-коток,
Котик, серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Баю-баю, бай…
Ладушки, ладушки,
– Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели!
Задание: выбрать место в сюжете, куда можно вставить колыбельную или потешку, рассказать получившийся отрывок)
4. Вывод: Каковы отличия потешек и колыбельных? Чем они похожи?
5. Итог: Что нового узнали на уроке? Где это может пригодиться?
– Мы хорошо сделали дело, а теперь время для отдыха, для потехий
infourok.ru
Методическая разработка по чтению (1 класс) на тему: Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе (2010/2011г.) по программе «Школа России»
Учитель начальных классов Лобусова Н.Ю.
Тема урока : Загадки, песенки, потешки.
Цели урока:
- Познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками.
- Учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл.
- Показать напевность русских песен.
- Учить читать выразительно небольшие произведения.
- Прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, запись русской народной песни, карточки с загадками для групповой работы.
Ход урока
I .Организационный момент.
Слайд 2 –Вставьте, пользуясь ключом, гласные буквы в название раздела, который мы с вами изучаем.
– Что у вас получилось?
– С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились?
Слайд 3 – Как назвать одной фразой?
II .Работа по теме урока.
- Знакомство с новым жанром устного народного творчества – загадками.
Слайды 4,5,6.
– О ком говорится в первом четверостишии?
-Как описывает её автор?
О ком говорится во втором четверостишии?
– Как вы догадались?
– Как выдумаете, если первое- это стихотворение, то как можно назвать второе?
С 5, 6 слайдами работа проводится аналогично.
- Работа с учебником и в парах, в группах.
– Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника.
Дети читают загадки.
Слайд 7. – С кем сравнивается луна в первой загадке? (С красавицей).
– Как она описана? (Белолица, круглолица).
– Что за красавица по небу катается? (Луна).
-В какие зеркала она глядится? (В речки, озёра, пруды…)
– С чем сравнивается луна во второй загадке? ( С тарелкой).
– Почему? (Она круглая, как тарелка).
– Что за тарелка, которая может плыть по небу? (Луна).
– Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить луну? ( С лампой, с мячиком, с воздушным шаром…)
– Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про луну.
Слайд 8
– О каких проявлениях леса говорится в первой загадке?( даёт тень, спасает от зноя, радует, дарит орехи, грибы…..)
– А какие действия приписываются лесу во второй загадке? (Одет в шубу, «снимает шубу»).
– С чем ещё можно сравнить лес? (дом для птиц, животных, растений……)
– Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про лес.
Работа с остальными загадками ведется аналогично.
Работа в группах по карточкам. Побеждает та группа, которая не только отгадала загадки, но объяснила по каким признакам она догадалась, о чем говорится в загадке.
Слайд 9 Выводы.
- Знакомство с жанром «песенки».
Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.
– Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.
Чтение песенки «Идет матушка-Весна» учителем.
– Как названа весна в песне? (Матушкой).
– Как вы думаете почему её так назвали?
– О каких весенних месяцах говорится в песне?
Слайд 10
– Какие признаки каждого весеннего месяца вы можете заметить?
– С какой интонацией нужно читать эту песенку?
Прочитайте песенку, передавая голосом радость.
Дети читают.
Прочитайте самостоятельно следующую песенку «Иди, весна».
Сравните её с предыдущей.
– Что содержится в этой песне? (Просьба).
– Прочитайте песенку выразительно.
4. Знакомство с жанром «потешки».
– Одной из разновидностей народных песен являются потешки.
Слайд 11 Чтение потешек хорошо читающими детьми.
– Как вы думаете почему их так назвали?
– Прочитайте самостоятельно негромко вслух обе потешки. Распределите, где чьи слова.
Прочитайте потешки по ролям со своим соседом по парте.
- Итог урока.
– С какими жанрами устного народного творчества вы познакомились? Какой жанр понравился вам больше всего? Почему? Чему вы учились на уроке?
nsportal.ru
Конспект урока по литературному чтению 1 класс “Русские народные потешки, небылицы, стихи и песенки.”
Конспект по литературному чтению в 1 классе
Тема : Русские народные потешки. небылицы.
стихи и песенки из книги «рифмы матушки гусыни»
Цели: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирования читательского интереса к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества, умение выразительно читать по ролям; сочинять загадки, песенки, потешки и продолжения прочитанных произведений; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.
Личностные: наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Конкурс на лучшую загадку.
Учащиеся читают придуманные загадки.
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
– Прочтите слово, зашифрованное в рисунке:
Ответ: потешки.
Сегодня на уроке мы познакомимся с потешками. Узнаем, для чего их создают, научимся выразительно их читать.
IV. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорку:
Ва-фа-ва – в лесу живет сова.
Фы-фы-вы – в саду росли сливы.
Ва-ва-фа – платье новое из шкафа.
Фе-ве-фе – подушка на софе.
2. Отработка навыка чтения.
– Прочтите целыми словами, соблюдая знаки препинания:
РАЗГОВОР ЛЯГУШЕК ( из зарубежного фольклора)
– Кума,
Ты к нам?
– К вам, к вам,
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
– А кого, кого, кума?
– Карпа, рака и сома.
– Как поймаешь, дашь ли нам?
– Как не дать?
Конечно, дам!
– Прочтите скороговорку: медленно, быстрее, очень быстро:
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
3. Знакомство с русскими народными потешками.
– Рассмотрите иллюстрации к потешкам.
– Как вы думаете, о ком пойдет речь в первой потешке?
– Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.
Учащиеся читают вслух по цепочке.
– Объясните значение слов:
Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна.
Молотить – извлекать, выбивать зерна из колосьев.
– Назовите героев этой потешки.
– Кто обращается к кисоньке?
– Как хозяйка называет кисоньку?
– Зачем сочиняют потешки?
– Рассмотрите иллюстрацию ко второй потешке.
– О ком пойдет в ней речь?
– Прочтите потешку вслух по цепочке.
– Объясните значение слов:
Горница – чистая половина крестьянской избы.
Печь – сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах.
– В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога двух лиц.)
– Для кого их сочиняют?
– Чему учат потешки?
– Подготовьте выразительное чтение потешек по ролям.
4. Знакомство с небылицами.
– Прочтите название группы произведений на с. 46.
– Что обозначает слово «небылица»? (Это вымысел, выдумка.)
– Как вы думаете, для чего сочиняют небылицы? Для игры, потехи или поучения? (Укажите верный ответ.)
– Прочтите небылицы вслух по цепочке.
– О каких чудесах вы прочли?
– Переставьте в этих небылицах все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Что получилось?
Физкультминутка
СЧИТАЛКА
Мимо леса,
Мимо дач
Плыл по речке
Красный мяч.
Увидела щука:
– Что это за штука?
Хвать, хвать,
Не поймать –
Мячик вынырнул опять.
Он пустился дальше плыть.
Выходи,
Тебе водить!
( Г. Миловидова)
V. Продолжение изучения нового материала.
1. Знакомство с песенками и потешками из книги «Рифмы Матушки Гусыни».
– Веселые потешки и стишки сочиняют народы разных стран. Сегодня мы познакомимся с английскими песенками из знаменитой книги, которую перевел на русский язык С. Маршак. Прочтите название этой книги справа налево: «инысуг икшутам ымфир»
Ответ: «Рифмы Матушки Гусыни».
– Прочтите самостоятельно потешку «Не может быть».
– Когда автор встретил двух свинок?
– Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни?
– Зачитайте строчки, в которых говорится, как выглядели свинки.
– Прочтите потешку «Король Пинин» вслух по цепочке.
– Какое настроение передает это стихотворение: веселое или грустное?
– Что необычного в этом стихотворении?
– Прочтите слова, которые рифмуются:
– Прочтите, из чего сделаны стены дворца.
– Из чего сделана крыша?
– Из чего сложили печь?
– Прочтите самостоятельно потешку «Я видел озеро в огне».
– О каких чудесах вы прочитали?
– Могли бы произойти эти чудеса в реальной жизни?
2. Знакомство с отрывком из стихотворения «Дом, который построил Джек».
– Прочтите название стихотворения.
Далее учитель читает отрывок из стихотворения.
– Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?
– Если нет, то сравните первые две строки со всеми последующими.
– Как построено стихотворение?
– Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?
Заглавие – это главная мысль, как фундамент в доме.
– Сравните выражения:
построить дом;
построить стихотворение.
3. Игра «Влиятельная буква».
– Добавьте букву «К» так, чтобы из одного слова получить другое:
К + часть лица = животное. (К + рот = крот.)
К + полевое растение = дерево. (К + лён = клён.)
К + морское животное = насекомое. (К + омар = комар.)
К + речные рыбы = слесарный инструмент. (К + лещи = клещи.)
VI. Итог урока.
– С какими произведениями вы познакомились?
– Для чего создают потешки, небылицы и веселые стихотворения?
– Какие произведения вам понравились больше всего?
– Смогли бы вы сочинить такое шуточное стихотворение?
VII. Рефлексия. Домашнее задание:
1) придумать веселую необычную историю;
2) выучить одно из произведений.
infourok.ru
Урок литературного чтения в 1 классе Загадки, песенки, потешки.
Урок литературного чтения в 1 классе
УМК «Школа России»
Тема урока:
Загадки, песенки, потешки.
Подготовила: учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Бурова Е.А.
2017 год
Тема урока: Загадки, песенки, потешки.
Цель урока: познакомить учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками; учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл; показать напевность русских песен.
Планируемый результат:
Предметный: сформировать понятие о жанрах устного народного творчества.
Метапредметные:
Познавательные: умение придумывать загадки, объяснять их смысл; формирование навыка выразительного чтения.
Регулятивные: освоение способов работы с учебником.
Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям народного творчества.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в группах, распределять роли в инсценировках.
Оборудование: ребус на доске, карточки с загадками, музыкальная запись русской народной песни.
Деятельность учеников1 этап мотивационный
На доске ребус:
4-стн23 н1р2дн23 тв2рч3ств2
Ключ: 1 – а, 2 – о, 3 – е, 4 – у.
-Вставьте, пользуясь ключом, гласные буквы в слова.
-Что у вас получилось?
– С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились?
Работа в парах
– Устное народное творчество.
-С русскими народными сказками.
2. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию
-Сегодня мы продолжаем знакомиться с разными жанрами устного народного творчества. Один из них вы сможете назвать сами, выполнив некоторые задания.
На доске записаны парами стихотворения.
– Прочитайте пары стихотворных строк, сравните.
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Шерстка пестрая,
Зубки острые.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвостик колечком.
– О ком говорится в первом четверостишии?
– Как описывает ее автор?
– А о ком говорится во втором четверостишии?
– Как вы догадались, ведь здесь нет слова собачка?
– Прочитайте следующую пару стихотворений, сравните.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
– О чем говорится в первом стихотворении?
-Почему у автора береза «в беленом сарафанчике»
-Как еще описывает автор березу?
-О чем говорится во втором стихотворении?
-Почему? Как догадались?
Чтение стихотворений, сравнение.
– О собачке Жучке
– Шерстка пестрая,
зубки острые.
-Тоже о собачке
– По другим словам: дом сторожит, дружит с хозяином, хвостик колечком.
– о березке
– у березы ствол белый.
-Русская, светлая, с зелеными сережками…
– тоже о березе
– по словам «русская красавица», «в белом сарафане», «в зеленой кофточке»
3. Целеполагание и самостоятельное открытие нового знания
– А как вы думаете, если первое – это стихотворение, то как можно назвать второе?
-Почему?
– Правильно, загадки- один из увлекательных и интересных жанров устного народного творчества. Загадки заставляют нас рассуждать, сопоставлять, сравнивать предметы и явления, их признаки и проявления, чтобы обнаружить сходство, догадаться, о чем говорится в загадке. В русском народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: и о животных, и о явлениях природы, и о растениях, и об инструментах, и о школе, и о многом-многом другом.
– Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника на стр. 42-43
– С чем сравнивается луна в первой загадке?
– Как она описана?
– Что за красавица по небу катится?
– В какие зеркала она глядится?
С чем сравнивается луна во второй загадке?
– Почему?
– Что за тарелка, которая может плыть по небу?
– Как вы думаете, с чем еще можно сравнить луну?
– Попробуйте придумать свою загадку о луне.
Учитель читает загадки о лесе.
– О каких проявлениях леса говорится в первой загадке?
– А какие действия приписываются
лесу во второй загадке?
– С чем еще можно сравнить лес?
– Попробуйте придумать свою загадку о лесе.
Такая же работа проводится с другими загадками.
-загадка
– в нем не называется предмет, но дается его описание
Работа с учебником.
– учащиеся читают загадки о луне.
Ответы детей.
Работа в парах.
Ответы детей.
Дети придумывают загадку о лесе.
4. Расширение и закрепление новых знаний.
Каждой группе дается карточка с загадками на разные темы.
Карточка 1.
Один костер
Весь мир согревает. (солнце)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю. (луна)
Карточка 2.
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (лед)
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет (снег)
Карточка 3.
На дворе переполох –
С неба сыплется горох (град)
Меня ждут – не дождутся,
А приду – разбегутся. (дождь)
Карточка 4.
Сто одежек,
И все без застежек. (капуста)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели (лук)
Карточка 5.
Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит. (крапива)
За зеленый хохолок
Лису из норки поволок. (морковка)
Карточка 6.
Ножка есть – нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (гриб)
На зеленой ножке
Выросли горошки. (ландыш)
– Что же надо сделать, чтобы правильно отгадать загадку?
Знакомство с жанром «песенки»
– Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, к дождю, к ветру.
– Как названа весна в песне?
-Как вы думаете, почему ее так назвали?
– О каких весенних месяцах говорится в песне?
– Какие признаки каждого месяца мы можем заметить?
– С интонацией нужно читать эту песенку?
– прочитайте песенку, передавая голосом радость.
– Прочитайте самостоятельно следующую песенку «Иди, весна». Сравните ее с предыдущей. Найдите и прочитайте в песне строки, в которых люди зовут весну, строчки, в которых просят весну принести им что-то.
-Что содержится в этой песенке?
-Прочитайте эту песенку выразительно.
Знакомство с жанром «потешки»
– Одной из разновидностей народных песен являются песенки – потешки.
-Как вы думаете, почему их так назвали?
– Прочитайте самостоятельно негромко вслух обе потешки. Распределите, где чьи слова.
– Давайте прочитаем потешки по ролям.
Работа по группам.
Дается время на прочтение загадок. Затем загадки читаются классу. Побеждает та группа, которая не только отгадает загадки, но и объяснит, по каким признакам она догадалась, о чем говорится в загадке.
– подумать, сравнить, вспомнить описание предмета… Нужно сравнить все признаки, о которых говорится в загадке, и постараться их объединить в одну отгадку.
Дети слушают музыкальную запись русской народной песни.
Чтение песенки «Идет матушка – Весна»
-матушкой.
– матушку встречают радостно, открывают все окна, двери…
-март, апрель, май
Дети называют признаки весны.
– с радостной, восторженной.
Дети читают
Самостоятельное чтение.
Выборочное чтение
-Просьба.
Выразительное чтение
-Они смешили, развлекали детей.
Дети работают в паре.
Чтение по ролям.
5. Рефлексия деятельности на уроке
– С какими жанрами устного народного творчества вы познакомились?
– Какой жанр вам понравился больше всего?
-Почему?
-Чему вы учились на уроке?
-Оцените свою работу на уроке
Ответы детей.
infourok.ru