Познавательное

Цифра 4 правильное написание – . .

Урок 14 Тема. Число и цифра 4. Написание цифры 4.

Инфо

Урок 14
Тема. Число и цифра 4. Написание цифры 4. Сравнение чисел в пределах 4
Цель: показать, как создать число 4 путем добавления 1 к предыдущему числу; ознакомить с цифрой 4, учить писать эту цифру; развивать логическое мышление, внимание.
Оборудование: предметные картинки, геометрические фигуры в учителя и учащихся; карточки с цифрами.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся
1. Повторение изученного
• Работа с набором цифр.
Учитель показывает число, ученики показывают две карточки цифр, из которых состоит это число.
• Индивидуальная работа с карточками.
Обвести соответствующую количеству рисунков цифру.
• Счет предметов.
2. Веселые задачи
• Три веселые кошки играли на траве.
Песик тоже к ним прибежал -
Сколько котиков всех?
• На траве возле дома
Суетятся щенки.
Двое белых, как снег,
Одно черное - сколько всех?
II. Изучение нового материала
1. Образование числа 4
Проводится изучение аналогично изучению числа 3, на основе работы с геометрическим материалом разного цвета и формы.
2. Знакомство с цифрой 4

Вот четыре шутливо
Выгибает локоть влево.
- Это число встречается часто. Например, у собаки и кошки по четыре лапы. В стола и стула четыре ножки. На что похожа цифра 4? (На стул)
- Цифра 4 состоит из трех элементов: короткой прямой наклонной линии, короткой горизонтальной линии и длинной прямой наклонной линии. Начинаем писать посередине верхней стороны ячейки на горизонтальной линии квадрата и ведем вниз слева короткую наклонную прямую линию ниже середины клетки. Далее, не отрывая руки, пишем второй элемент -
горизонтальную прямую линию справа, не доводя до правой вертикальной стороне. В верхнем правом углу квадрата ставим точку и ведем вниз длинную прямую наклонную линию так, чтобы она пересеклась со вторым элементом правой стороны ячейки, и ведем вниз до середины нижней стороны клетки.
3. Письмо цифры 4
4. Физкультминутка (по выбору учителя)
5. Работа с учебником
• Сравнение чисел (С. 16, № 2, 3).
• Задача с логическим нагрузкой.
Поставить числа в правильном порядке.
7. Игра «Собери урожай»
На карточках нарисованы ветви дерева. У ветвей написана цифра. Дети
должны на веточках нарисовать яблочки согласно цифры.
III. Итоги урока

newgdz.com

«Числа 3 и 4. Написание цифры 4.»

Администрация городского округа Химки Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 г. ХИМКИ

ИНН 5047045510 КПП 504701001 141431, МО, г. Химки, мкрн. Подрезково, ул. Школьная, д. 2,

тел/факс: 8(495)574-13-63, 574-08-80, Е-mail: [email protected]

План-конспект урока по математике

в 1 «А» классе по теме:

«Числа 3 и 4. Написание цифры 4.»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 20

Баснева Э. П.

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД ).

Задачи:

Образовательные ( предметные):

- сформировать умение вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 1 до 5)

- развивать умение распознавать цифру 4 в знаковой сфере ( в ряду цифр, букв и символов)

- научить правильно писать цифру 4 и соотносить количество предметов с цифрой

( от 1 до 4)

Развивающие (метапредметные):

Регулятивные:

- создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

Познавательные:

- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать

- подвести под понятие числа и цифры 4

- продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради

- работать над формированием умений выполнения действия по образцу

- работать над использованием знаково-символичных средств

- способствовать высказыванию учащимися своего мнения

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

- формировать умение слушать и слышать друг друга

- помочь ребёнку в аргументации своего мнения

Личностные:

- формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

- следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении

- следовать в поведении моральным и этическим требованиям

- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности

Ход урока.

I. Орг. момент

Вот звенит для нас звонок -

Начинается урок.

У нас сегодня гости.

Ровно встали, повернулись,

Поздоровались и улыбнулись.

Тихо сели.

-Ребята, какую книгу мы сейчас с вами читаем?

-Кто её автор?

-Кто главный герой этой книги?

II. Устный счет.

Давайте учить Буратино?

Работа с набором «Учись считать».

1.Что меньше 1 или 2 ?

Какое число стоит между числами 1 и 3 ?

Я задумала число, если к нему прибавить 1, то получится 2. Какое число я задумала?

За числом 2 стоит число…?

2.На плетень взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

3.Посадил я три хороших

Белых бусинок-горошин,

А росточков из горшка

Показалось только два.

Две горошинки взошло,

Сколько же не проросло?

III. Введение в тему урока

Давайте попробуем определить тему нашего урока.

1. Четыре времени в году -

Я разговор о них веду.

Зима бела и холодна,

Пушистый снег несёт она.

Весна бросает в землю зёрна,

А лето трудится проворно.

За летом осень золотая

Несёт корзины урожая.

-О какой знаменитой четвёрке идёт речь?

2. Графический диктант.

-А какое сейчас время года? Много листьев осенью, тропинку под ними не увидишь , но наш карандаш всегда найдёт правильную дорожку. Возьмите карандаш и от указанной точки пойдём по листу. Работа на листочках.

4 клетки вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 7 клеток вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз. 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево.

-Что вышло из-под следа карандаша?

-Кто догадался, о каком же числе и о какой цифре хотел узнать Буратино?

Значит тема нашего урока число и цифра 4.

IV. Физкультминутка.

Музыка.

V. Числовой ряд.

Идёт четыре после трёх.

Поговорим о четырёх.

А четыре букву «ч» не напомнило тебе?

Чутким, честным Человеком

Будь всегда и будь везде!

Все числа знакомы и живут дружно. А вот Буратино не знает, какие соседи у каждого числа, и решил спросить об этом у вас.

- Назовите соседей числа 4? (3, 5)

- Назовите соседа числа 4 справа? (5)

- Назовите соседа числа 4 слева? (3)

-Как получить число 4? ( Состав числа.)

VI. Работа с учебником.

Откройте книгу на стр. 30-31 и найдите цифру 4.

-На что похожа цифра 4?

Деревянный стул сломался,

Но совсем не растерялся:

Вверх ногами встал в квартире.

И стал он цифрою четыре.

Где еще мы можем встретить число 4?

Где четвёрки? Есть ответ:

Это – в кухне табурет.

А у легковой машины

Чёрные четыре шины.

Ножек столько у жирафа,

У комода и у шкафа.

По четыре, точно, ножки

У собаки, льва и кошки.

VII. Работа в печатной тетради. Письмо цифры 4.

У Буратино есть подружка Мальвина. Она помогала ему учиться, а я помогу вам.

Показ написания цифры 4. Обведите по точкам цифры.

VIII. Подведение итога урока. Рефлексия.

Чему научились на уроке?

Я знаю…

Я запомнил…

Я смог…

Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и какие задания выполняли. Оцените свою работу. Перед вами тучка. Она может быть грозной и пролиться проливным дождём. Если вам урок не понравился и многие задания не удавались сразу, нарисуйте капли дождя. А может тучка превратиться в лёгкое облачко и весело играть с солнышком. Если вам было интересно, и задания выполнили правильно.

С нашими героями мы продолжим встречу на страницах книги А.Толстова «Золотой ключик»

Спасибо за урок!

kopilkaurokov.ru

Римская "4" на циферблате часов

Задумался - почему на циферблате часов римская "4" часто обозначена как IIII, а не как IV. И вот что нагуглил: если в 2 словах, то

--
"Обычное дело. Чтобы с шестёркой не путалось и чтобы не было слишком явной отвлекающей симметрии в правой нижней четверти циферблата."
--


Почему римская отметка 4 часов на моих часах выглядит как IIII, если правильное написание – IV?

Правильное написание римской цифры – IV, но IIII также применимо. Для обоих вариантов есть свои обоснования. Но одно можно сказать наверняка – так продолжается более 4 столетий. Одна из причин использования варианта IIII состоит в том, что часть цифр на циферблате перевернута, поскольку все цифры ориентируются на центр часов. И поэтому можно перепутать IV и VI. Другая, историческая причина, состоит в том, что в 16-м и 17-м веках большинство населения не умело читать даже на родном языке, не говоря уже об иностранных. Время показывалось в основном на часах на публичных зданиях, например, церквях, соборах и башнях. Людям было легче посчитать 4 черты, чем понять странную фигуру IV. Наконец, это может быть объяснено просто с точки зрения дизайна: IIII лучше балансирует с VIII на противоположной стороне циферблата.

http://www.tissot-minsk.by/faq/

--

Почему некоторые часы маркируются цифрой IIII, а некоторые - цифрой IV?

До сих пор никто не знает точного ответа на этот вопрос. Существуют три версии этой таинственной нумерации: эстетическая, религиозная и курьезная. Наиболее реальная версия - симметрия (8=VIII, 4= IIII - по четыре знака). Другая версия использования цифры IIII, вместо IV относится к римским временам.

В начале своего существования римляне использовали цифру IIII. Цифра IV относится к более позднему периоду времени. Причина носит религиозный характер. В древней Латыни (2000 лет назад) вместо V использовали U, а также I вместо J. Имя римского бога Юпитера на латыни начиналось с IV. Было бы богохульством использовать начало первых букв имени бога в качестве цифр.

И, наконец, последняя версия относится к XIV веку. История возвращает нас в 1364 год, когда Чарльз V обругал часовщика за то, что он написал цифру IV на Тауэре. Часовщик, Генри де Вик, аргументировал свой поступок. Но король воскликнул: Я никогда не ошибаюсь. И с того момента IV стала IIII.

http://foren.germany.ru/arch/wissen/f/2191896.html

 

mechanicuss.livejournal.com

Учим ребёнка писать цифры правильно

Обучаясь письму, дети осваивают одновременно написание двух видов знаков – букв и цифр. Существует много общих моментов, в обучении написанию цифр и букв, но есть и различия, на которые необходимо обратить внимание, если вы хотите научить ребёнка правильному и красивому написанию цифр.

Учимся писать цифры

Подготовительный этап

Знакомясь с счетом и самими цифрами, дети, как правило, воспринимают образ цифры целиком, не расчленяя её на отдельные составляющие элементы. А именно такой подход необходим, для того, ребёнок научился писать цифры быстро и без затруднений. Поэтому во время занятия, когда вы поясняете, как пишется та или иная цифра, желательно обращать внимание ребёнка на ключевые моменты в написании того или иного знака.

Следует научить ребёнка хорошо ориентироваться в расположении элементов клетки, которыми будет размечена его ученическая тетрадь по математике.

Необходимые навыки

  • Ученик должен без проблем определять правую и левую сторону клетки, верхнюю и нижнюю её границу;
  • Быстро находить центр клетки, её углы, середины всех её сторон;
  • Желательно, чтобы юный ученик без проблем мог визуально разделить клеточку на четыре равные части.
  • Необходимо также научить соблюдать угол наклона при написании цифр. Для этого покажите ребёнку, как определить наклон, проведя отрезок, который соединит верхний правый угол клетки с точкой, поставленной на середине нижнего ребра.

Для этих упражнений лучше распечатать увеличенный макет клеточки, попросту говоря, прямоугольник, сохранив соотношение пропорций, присущих тетрадной разметке. На начальном этапе обучения лучше пользоваться им, чтобы научить ребёнка хорошо ориентироваться в частях клетки.

Специальная пропись поможет родителям научить юного школьника писать цифры правильно. К её подбору необходимо подойти внимательно, обратив внимание, каким образом представлен в ней необходимый учебный материал. Желательно, чтобы он был организован следующим образом:

Первыми идут цифры, выделенные чёрным жирным шрифтом – это образцы, на которые должен ориентироваться ребёнок.
За чёрными цифрами должны располагаться два — три знака, напечатанные при помощи точек либо очень светлым оттенком шрифта. Эти цифры дети будут писать, обводя по точкам, в процессе обучения.
На протяжении одной строки должны находиться несколько цифр, напечатанных жирным шрифтом, те, которые будут служить для ребёнка образцом, (а не одна — две только в начале строки).

Пишем цифры правильно

Перед началом обучения обращаем внимание на важный момент, который касается написания всех цифр: высота цифры практически равна высоте клеточки, знак должен занимать её большую часть, при этом слегка сместившись вправо. Та часть цифры, которая будет находиться справа, должна касаться правой стороны клетки.

Приступаем к обучению

 

Как правильно пишется каждая цифра

Цифра 1

 

Шаг 1. Обозначаем точку практически на середине клеточки, чуть выше её визуального центра. Соединяем эту точку с верхним правым углом прямой линией.

Шаг 2. Соединяем верхний правый угол клетки длинной ровной линией с точкой внизу, приблизительно на середине нижней линии.

Цифра 2

 

Шаг 1. Рисуем маленький полуовал в правой верхней половине клетки.

Шаг 2. Продлевая полуовал, ведём ровную линию к середине нижнего ребра.

Шаг 3. Ставим точку, от неё проводим волнистую линию вдоль нижней границы. Волнистая линия состоит из трёх «волн»: сначала вверх, потом вниз, и снова вверх.

Цифра 3

 

Шаг 1. Рисуем маленький полуовал в верхней правой половине клеточки, закругляя и чуть-чуть не доводя до её визуального центра.

Шаг 2. Продолжаем писать, переходя ко второму полуовалу, он должен быть чуть больше, чем предыдущий.

Цифра 4

 

Шаг 1. Первую линию проводим так: ставим точку чуть правее центра верхнего ребра, под наклоном ведём к середине. Немного ниже центра клетки «разворачиваем» линию, ведём её вправо горизонтально, останавливаемся, чуть-чуть не дойдя до правой стороны. Отрываем ручку.

Шаг 2. Последнюю линию ведём из верхней правой части клетки вниз параллельно уже нарисованной линии, останавливаемся в самом низу клеточки.

Цифра 5

 

Шаг 1. Сначала пишем маленькую палочку под небольшим наклоном практически по линии, зрительно разделяющей клеточку пополам. Останавливаемся, слегка не доходя до середины.

Шаг 2. Рисуем полуовал, закругляя его сначала вверх, потом вправо, при этом он должен соприкоснуться правой стороной с линией клетки. Заканчиваем полуовал, поднимаясь чуть выше середины нижнего края.

Шаг 3. Отрываем ручку, для того, чтобы нарисовать верхний «хвостик». Начинаем рисовать «хвостик», в точке, откуда началась верхняя наклонная палочка.

Цифра 6

 

Эта цифра, в отличие от других, смещена к левой части клетки. 

Шаг 1. Начинаем писать овальную линию приблизительно от середины верхнего ребра клеточки, слегка опустившись вниз. Постепенно перемещаем линию овала в левый нижний угол.

Шаг 2. Заканчиваем рисование полуовала, закругляя его, поднимаясь от середины нижней линии вверх, в центральную часть. Замыкаем овал. Эта цифра рисуется, не отрывая ручки от бумаги.

Цифра 7

 

Шаг 1. Поставив точку чуть ниже середины верхней линии клеточки, рисуем вдоль неё волнистую линию. Останавливаемся в правом верхнем углу.

Шаг 2. Не отрывая ручки от бумаги, проводим наклонную вертикальную линию вниз, до нижней границы. Она должна закончиться по центру нижней линии.

Шаг 3. Чтобы нарисовать маленькую палочку, отрываем ручку от бумаги. Перечёркиваем вертикальную линию по визуальной линии, разделяющей нашу клетку напополам.

Цифра 8

 

Шаг 1. Начинаем рисовать верхний овал, поставив точку примерно посередине клетки, ближе к правому её краю. Рисуем овал «каплевидной» формы, постепенно возвращаясь к той точке, с которой начали.

Шаг 2. Рисуем нижний овал, двигаясь вниз и влево. Закруглив овал, возвращаемся к центральной точке, с которой начинали рисовать верхнюю часть цифры.

Цифра 9

 

Шаг 1. Этот знак рисуем следующим образом: сначала рисуем верхнюю часть, поставив точку немного ниже верхнего угла клеточки, по её правой стороне. Ведём линию вниз, влево, а потом вверх. Должен получиться небольшой овал с наклоном вправо.

Шаг 2. Дойдя до точки, с которой начали рисование, проходим её, опускаясь к нижней границе клеточки. Закругляем линию, поднимая «хвостик» девятки чуть выше нижнего ребра клетки.

Цифра 0

 

Шаг 1. Рисуем обыкновенный овал, помня о его наклоне вправо. Ставим точку чуть ниже верхнего правого угла по правой границе клетки. Рисуем полукруг, двигаясь по кругу против часовой стрелки, опускаемся вниз.

Шаг 2. Заканчиваем рисовать ноль, полностью замыкая овал, поднимаясь из нижней части клетки к той точке на её правой стороне, с которой начали.

Пользуясь этой методикой, вы сможете быстро и эффективно научить маленького ребёнка правильному написанию цифр. А освоив цифры можно учиться и написание букв иформированию красивого подчерка.

 

 

kirsanova-ig-egords6.edumsko.ru

Учимся правильно писать цифры

Писать правильно цифры - это один из важных навыков для юных математиков. Часто написанию цифр не уделяют должного внимания. Это приводит к глупым ошибкам в вычислении и, как следствие, получается неправильный ответ в решении примера или задачи. Из-за этого учителя занижают оценки. В этом уроке мы научим тебя правильно писать каждую цифру и, как обычно, мы начнем с нуля.

Написание цифр от 0 до 9

Для тренировки в написании цифр используются листы в клеточку - это позволяет видеть границы написания каждой цифры и позволяет не вылезать за границы клеточки. Ниже представлены графические схемы прописи для каждой цифры, в каждой линии указана точка начала, направление написания. Линии должны рисоваться без отрывания ручки от листа. После каждой графической схемы ты можешь скачать и распечатать шаблон-шпаргалку и потренироваться в написании цифр на бумаге.

Пишем правильно цифру 0

Писать ноль очень просто. Это обычный овал. Пишется ноль в одно касание. Рисуем линию по окружности от точки начала до точки конца, против часовой стрелки. Ноль готов. Скачай и распечатай шаблон и потренируйся рисовать нули на бумаге.

Пишем правильно цифру 1

Единица похожа на палочку c небольшим крючком. Писать единицу надо с крючка, введем линию слева направо вверх и потом вторая линия вниз. Скачай и распечатай шаблон для цифры 1. Потренируйся рисовать единицу на бумаге.

Пишем правильно цифру 2

Двойка похожа на лебедя с длинной шеей. Рисуем дугу по часовой стрелке до низа и потом рисуем основание в виде горизонтальной линии слева направо. Распечатай шаблон для цифры 2. Потренируйся рисовать двойку на бумаге.

Пишем правильно цифру 3

Цифра 3 состоит из трех полукругов. Начнем писать цифру с верхнего полукруга. Введем линию по часовой стрелке до середины и потом аналогично для нижнего. Распечатай шаблон для цифры 3. Потренируйся рисовать тройку на бумаге.

Пишем правильно цифру 4

Цифра 4 состоит из трех 3 палочек, две из которых пишутся на одном касании. В конце пишется почти вертикальная палочка сверху вниз. Распечатай шаблон для цифры 4. Потренируйся рисовать четверку на бумаге.

Пишем правильно цифру 5

Цифра 5 одна из самых сложных цифр по написанию. Состоит из небольшой вертикальной палочки, которая переходит в полукруг и верхней горизонтальной линии, которая пишется слева направо. Потренируйся рисовать пятерку на бумаге.

Пишем правильно цифру 6

Цифра 6 пишется одной дугой против часовой стрелки и в конце оканчивается небольшим кругом. Потренируйся рисовать шестерку на бумаге.

Пишем правильно цифру 7

Цифра 7 похожа на цифру 1. Если писать верхнюю линию маленькой или под наклоном, то их можно легко спутать. Начни рисовать горизонтальную линию слева направо и потом линию вниз, не отрывая ручки от бумаги. Мы советуем рисовать горизонтальную линию по центру, чтобы не путать 7 с 1. Потренируйся рисовать семерку на бумаге.

Интересный факт о цифре 7. А вы знаете, что цифра 7 встречается в нашей жизни очень часто, ее можно назвать волшебной цифрой:

  • У нас 7 дней в неделе;
  • Радуга состоит из 7 цветов;
  • В музыке 7 основных нот;
  • Существовало 7 чудес света;
  • Сумма точек на противоположных гранях в игровой кости равна тоже 7.

А какие еще интересные факты, связанные с цифрой 7 ты знаешь?

Пишем правильно цифру 8

Восьмерку можно рисовать вечно, так как её начало и конец совпадают - дошел до конца и можешь рисовать снова, и так по кругу. С середины клетки начинаем вести линию вверх, поворачиваем против часовой стрелки вниз на точку, с который начали. Продолжаем рисовать линию вниз и по часовой стрелке, поворачиваем снова в начало. Потренируйся рисовать восьмерку на бумаге.

Пишем правильно цифру 9

Цифра девять похожа на перевернутую цифру 6. Для начала мы рисуем небольшой круг против часовой стрелки и потом рисуем дугу вниз и влево. Потренируйся рисовать девятку на бумаге.

Распечатай шаблоны. Напиши цифры сперва по контуру по подсказке, а затем продолжай писать их самостоятельно. Попроси родителей, чтобы они говорили цифры вслух, а ты в это время записывай их в тетрадке по памяти.

playcoolmath.com

Когда нужны буквенные наращения после цифр?

Техническое оформление текста

Когда нужны буквенные наращения после цифр?

Когда применять наращения?

Наращение (буквенное падежное окончание) используется в записи порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик 11-го класса; 1-й вагон из центра; 5-й уровень сложности; занять 2-е и 3-е места; в начале 90-х годов, 12-й маршрут.

Наращение не используется:

  • В записи количественных числительных: словарь в 4 томах; работа 2 сотрудников; серия из 12 упражнений.

  • При записи календарных чисел: 22 марта 2003 года, 1 апреля, 10 января. Не: 22-го марта 2003-го года, 1-го апреля, 10-е января.

  • Если число обозначено римской цифрой: II Международная олимпиада школьников по русскому языку; IX конгресс, XXI век, Людовик XIV.

  • В номерах томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п., если родовое слово (том, глава) предшествует числительному: на с. 196, в т. 5, в табл. 11, в прил. 1 (но: на 196-й странице, в 5-м томе, в 11-й таблице, в 1-м приложении).

Как применять наращения?

Наращение падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, может быть однобуквенным или двухбуквенным.

По закрепившейся традиции наращение должно быть однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й день (пятый день), 25-я годовщина (двадцать пятая годовщина), в 32-м издании (в тридцать втором издании), в 14-м ряду (в четырнадцатом ряду).

Наращение должно быть двубуквенным, если последней букве предшествует согласный: 5-го дня (пятого дня), к 25-му студенту (к двадцать пятому студенту), из 32-го издания (из тридцать второго издания), из 14-го ряда (из четырнадцатого ряда).

Если подряд следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й вагоны; 80-е и 90-е годы.

Если подряд следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, то падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 1, 2 и 3-й вагоны, 70, 80, 90-е годы.

Если два порядковых числительных следуют через тире, то падежное окончание наращивают:

а) только у второго числительного, если падежное окончание у обоих числительных одинаковое: 50–60-е годы, в 80–90-х годах;

б) у каждого числительного, если падежные окончания разные: в 11-м – 20-х рядах.


Как записать существительное или прилагательное, начинающееся числом? Как правильно: 3-х мерный или 3-мерный?

Корректное оформление: трехмерный (предпочтительно), 3-мерный.

Если в составе сложных существительных и прилагательных есть числительное, то его можно записать в словесной форме (прописью) или в словесно-цифровой форме (цифрой и присоединяемым дефисом существительным или прилагательным). При использовании словесно-цифровой формы записи буквенные наращения после числительных не пишутся.

 

Неверно

Верно

2-х симочный, 2-ухсимочный,
2 симочный
двухсимочный, 2-симочный
150-тилетие, 150 летие,
150-ти летие
стопятидесятилетие, 150-летие

 

Примечание. В узкоспециальных изданиях допускается заменять прилагательное (название физической единицы) соответствующим кратким обозначением: 5-км расстояние, 12-т нагрузка.

Как писать названия классов: 1а класс или 1-й «А» класс?

Специальных правил оформления литеры в названии класса нет. В прочих случаях литерные добавления, как правило, пишутся строчными буквами без кавычек и присоединяются без пробела и без дефиса к предшествующей цифре: рисунок 1а, пункт 2д, дом 3а и т. д. Поэтому по аналогии можно было бы написать 1а класс, класс 10г, но на практике такой вариант не используется.

Наиболее распространены варианты оформления с прописной литерой, заключенной в кавычки: наш 10-й «Б», поступил в 1-й «А» класс и т. д. Такое оформление особенно уместно в тех случаях, когда литера располагается не сразу после числительного (или когда числительное вообще отсутствует): 10-й класс «Б»; классы «А» и «Б».

При написании числительного словом используется аналогичное оформление: первый «А» класс, десятый «Б». Ср.: Здесь можно было переждать какую-нибудь опасность, покурить, поговорить с девчонкой – словом, свой девятый «В» Мельников не случайно обнаружил именно здесь. Г. Полонский, Доживем до понедельника. Служкин запустил девятый «А» в кабинет и раскрыл классный журнал. А. Иванов, Географ глобус пропил.

 

 


Литература:

 

Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2003.

www.gramota.tv

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о