Что такое учебный текст 3 класс – Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: Учебно- методический комплект на тему:”Текст описание” 3 класс. | скачать бесплатно
Тексты для 3 класса
Тексты для проверки техники чтения 3 класс.
3 класс
Ливень.
Проливной дождь хлынул, как из ведра. И сад, и улица сразу потонули в ливневом потоке.
Куры стремительно кинулись в сарай. На дороге с обрывком ремня на шее металась заблудившаяся собачонка.
А гуси… гуси будто и не заметили, что начался дождь. Они спокойно пощипывали траву, важно переступая красными лапами. Только один гусак поднял голову и слушал, как дождь барабанил крупными каплями…
Потом гуси начали пить из лужи и, вытянув шеи, загоготали:
«Га, га-га-га …»
Какое удовольствие – хороший ливень !
84 слова (А. Тумбасов)
Вестница весны.
Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.
Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.
В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.
«Ци-фи ци-фи», – точно маленький молоточек отбивает по стальной наковальне. Это большая синица, большак. И хотя кругом еще снег, можно уверенно сказать: весна пришла!
79 слов (В. Флинт)
Багульник.
Когда идёшь по болоту в жаркий день, чувствуешь, что воздух какой-то особенный. С полчаса походишь — голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может. Это всё от запаха багульника — невысокого кустарника, обычно растущего на болотах. Его стебли и листья выделяют летучие ароматные масла. Если где-нибудь случайно услышишь запах багульника, то сразу вспомнишь болото, его запах ни с чем не спутаешь!
(63 слова)
А.Тамбиев.
*****
Пришла чёрная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома.
Сверкнули молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит.
Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу — семицветную арку высотой от земли до неба, шириной во всю землю.
Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.
(66 слов) А.Митяев.
Ёжик.
В лесу я видел ёжика. Он смешно ходил между кочек, расталкивая стебельки травинок. Он дёргал носиком, обнюхивал листочки. Ёжик что-то искал.
Мишка хотел его погладить. Ёжик свернулся в круглый колючий шарик. Серёжка заявил, что возьмёт его в группу. Он закатил шарик в свою панаму. А Марина Викторовна велела ёжика выкатить из панамы.
Пусть живёт в лесу. Ежу здесь хорошо. Он — дома.
(63 слова)
К. Новиков.
Русская берёза.
Мы привыкли к берёзе и не замечаем порой, как она хороша. А те, кто видит её впервые, глаз не могут отвести. У неё белоснежный ствол в чёрных рябинках — будто серебро с чернью, гибкие ветки, ажурная крона с некрупными треугольными листьями. Берёза распускается раньше других деревьев. Она любит свет и очень быстро растёт. Недаром берёзки первыми появляются на вырубках и полянах.
(62 слова) В.Барков.
Сентябрь.
Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьёв. Однако к полудню солнышко всё ещё прогревает воздух, и тогда становится по-летнему тепло. Сентябрь — самый красивый месяц осени. В лесу неповторимая тихая торжественная прелесть. Особенно заметно отсутствие птичьих голосов. Разве только синица негромко свистнет. Если же подует ветер, лес обрушит на нас водопад золотисто-багряных листьев. Они пёстрым мягким ковром устилают землю.
(65 слов) Л.Гарибова.
Ива.
На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви сплошь в цветах — в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется одним жёлтым шариком. Жёлтый шар гудит — так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли — нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах.
Настоящее тепло ещё не пришло.
(63 слова) А.Митяев.
Весенняя ночь.
Тихо. Ни звука, ни шороха. Лишь иногда вздрогнет берёзка, рассыпая росу.
Но вот послышался робкий свист. Будто лёгкое прикосновение осторожного смычка к струнам скрипки. Птица смелеет, песня крепнет. Её подхватывает другая птица. Третья. Лес проснулся.
Чем ближе к рассвету, тем звонче песни. Кажется, птицы увлеклись и перебивают друг друга. Но нет. Вы только прислушайтесь. Каждая птица поёт своим голосом и знает время своей песни.
(66 слов)
В.Максимов.
Средь резной листвы лещины много орехов. В каждом орехе тугое ядро, вкусное и питательное. Спелые орехи — несравненное лакомство, срывай — и в кузов! Только помни: орехами лещины кормятся многие обитатели природы. Их прячут про запас сойки, поползни и белки. На них пасутся барсуки и кабаны. Зимой орехи спасут от бескормицы немало наших пушистых и пернатых друзей. Вот почему надо оберегать орешник, ведь они пополняют сокровенные кладовые леса.
(67 слов)
А. Стрижёв.
Ежи.
Вот кто-то громко зашуршал в кустах. Ёж проснулся — значит, день кончается. Расправил иголки, потянулся и пошёл топать, шуршать прошлогодними листьями, искать червячков, личинок, гусениц. Роется в лесной подстилке, вынюхивает. Вдруг зафыркал, ощетинился иглами — значит, почувствовал что-то подозрительное. Иголки — надёжная защита.
Да это мама-ежиха! Вон за ней колючими шариками катятся ежата. Им всё интересно, всё надо обнюхать, многому научиться, а к осени они станут взрослыми, самостоятельными ежами.
(71 слово)
А Тамбиев.
*****
В чаще леса, возле тонкой берёзки, родился весной ручей. Шустрый был ручей, совсем не уставал, бежал себе да бежал. Выглянул из-за куста заяц, потрогал лапой — журчит вода! Кружились над ручьём лёгкие снежинки последнего снега, до самого дна просвечивал его солнечный луч. И было от светлой журчащей воды хорошо.
Пришли в лес два мальчика, два брата. Младший воскликнул:
Гляди-ка , ручей!
Воду ладошкой погладил малыш:
Мал, ручеёк, ты, а славно журчишь!
(72 слова)
* * *
Распушились в садах цветы. Загудели, засновали на солнечном свету пчелы. Садятся на венчики цветов, ощупывают их хоботком и потом срываются, летят поскорее к ульям. Томный запах разливается вечерами по улицам.
Словно в подвенечном наряде разметалась по лесным просекам черемуха. Надушилась, напудрилась. Обволакивает сладким ароматом. Не ломайте ее, друзья! Берегите эту красоту – для всех она предназначена!
55 слов (И. Коданев)
Тукан.
Тукан – птица из Южной Америки. Удивителен своим необыкновенным клювом. Клюв у него несоразмерно большой. У некоторых туканов он длиннее самой птицы! А раскрашен многоцветно, словно радуга: оранжевый, красный, зеленый и желтый. У иных туканов до пяти разных тонов в окраске!
Тукан – не хищник. Ест фрукты и орехи, которые в изобилии растут в тех лесах, где он живет.
58 слов (И. Акимушкин)
У нас сегодня спортивный день. У нас – соревнования. Мы прыгаем через скакалку. Кто дольше всех проскачет, тот и победил. Лучше всех скакала Оля. Она победила.
А еще мы бегали по дорожке. Как только Марина Викторовна махнет красным флажком, надо бежать. Я прибежала самая первая. Мне дали приз: большую шоколадную конфету. Я не жадина. Конфету мы съели втроем? я, Миша и Катя.
62 слова
Сентябрь.
Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьев. Однако к полудню солнышко все еще прогревает воздух, и тогда становится по-летнему тепло. Сентябрь – самый красивый месяц осени. В лесу неповторимая тихая торжественная прелесть. Особенно заметно отсутствие птичьих голосов. Разве только синица свистнет. Если же подует ветер, лес обрушит на нас водопад золотисто-багряных листьев. Они пестрым мягким ковром устилают землю.
65 слов
www.metod-kopilka.ru
Урок 3 класс “Что такое текст?”
Текст – это что такое?
Урок в 3 классе
Цели урока:
1. Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;
2. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения;
3. Проконтролировать знания детей с помощью текста.
Оборудование:
1.Строки из стихотворения А.С.Пушкина
2. Набор слов «Однокоренные слова»
3. Презентация
4. Иллюстрация – цветок «Яркие признаки текста»
5. Алфавит с нумерацией букв
6. Два компьютера с программами
7. Раздаточный материал
8. Учебник
9. Портреты Пушкина, Ломоносова
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу : класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья?
2. Введение в тему
–Посмотрите на меня и послушайте, друзья
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенье дух
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
-Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?
(Предстоят открытия, узнаем что-то новое и интересное)
-Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают с прошлым, делают открытия и познают новое.
–Исследуйте эти стихи и объясните орфограммы.
(Чу пиши с гласной у;
ШИ пиши с гласной И;
Имена, отчества, фамилии;
Разделительный Ъ;
Ь)
(Дети называют их, объясняя)
–Значения каких слов непонятны вам? (Просвещенья, парадоксов,гений)(Учитель показывает словари и зачитывает значение этих слов)
Слайд1
-Подберите и запишите однокоренные слова к слову «чудный». Обозначьте корень.
-Словообразовательное гнездо. Убери лишнее.
-Подберите синонимы к слову «чудный»
-Подберите антоним к слову «чудный»
-Восстановите перепутанную логическую цепочку слов
Слайд2
Звуки, слоги, слова, предложения.
-Докажите на примере правильность цепочки
-В ней не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает.
Это слово зашифровано. Цифрами 20,6,12,9,20
-Вспомните алфавит, чтобы правильно выполнить задание
(текст)
(выставляет учитель это слово)
-Как вы думаете, почему слово «текст» выделено красным цветом?
(Это тема урока)
Слайд 3
-Прочитайте главный вопрос урока
-На этот вопрос мы постараемся ответить вместе.
– Как вы думаете, можно ли назвать текстом стихи А.С.Пушкина? (Да)
Приведите доказательства
3.Объяснение нового материала
Работа со схемой- рисунком «Яркие признаки текста»
(на доске цветок с разноцветными лепестками)
-Назовите яркие признаки текста ( заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые опорные слова, абзац, тема, основная мысль)
Учитель срывает разноцветные лепестки, объясняя каждый признак. Получается схема-рисунок.
-Тема-это то, о ком или о чём говорится в тексте
-Основная мысль – это самое главное, о чём говорит наш текст
-Заголовок-заглавие, название
-Начало, основная часть, концовка-структура текста
-С Красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль.
-Ключевые опорные слова, по которым можно понять основную мысль текста
-Понять основную мысль – это найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделиться с нами своими мыслями, чувствами, звуками.
-Какой признак должен быть обязательным в тексте? (основная мысль)
Теперь выполним одно задание
–Работа с деформированным текстом
Слайд 4
– Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом?
Восстановите перепутанную цепочку
Слайд5
-Посмотрите на эти предложения (открывается текст слева)
Что вы заметили? Это текст, но у него нет концовки. Кроме того у текста нет заглавия.
Придумайте заглавие. (Обезьяна и горох)
Придумайте концовку. ( Можно показать концовку справа)
Докажите, что это текст
Объясните орфограммы в словах
Кто может ответить на главный вопрос урока?
Текст – это что такое?
5.Закрепление изученного
Слайд 6
Предлагаю задание на выбор.
-Выпишите предложение из 3-х или из 6-ти слов, разберите их по частям речи, подчеркните главные члены предложения
Хотите отдохнуть?
6.Физкультминутка
Слайд 7
Корректировка текста
Предложения в тексте имеют границы и определённую последовательность.
Перед вами на листочках текст «Никита-охотник». Прочитайте его.
Слайд 8
-Легко ли было читать текст? Трудно, ничего не понятно.
-Почему? Нет знаков препинания, нет границ предложений.
Справка. Граница – линия раздела между территориями 15 век
«Знаки препинания ставятся по силе разума,» – сказал М.В.Ломоносов
Проверьте друг друга.
-Сколько получилось предложений? 4
-Прочитайте текст.
Слайд 9
Сделайте вывод.
Слайд 10
Тест
Слайд11
-Прочитайте стихотворение «Львёнок» и докажите, что это текст.
Домашнее задание
-Дописать концовку к «Никите-охотнику»
Итог
-Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
portfolio.uga.akipkro.ru
Технологическая карта урока русского языка 3 класс “Что такое текст?”
Окончание табл.
организационная структура (сценарий) урока
Что было задано на дом? Проверим, как вывыполнили домашнее задание. Обменяйтесь
тетрадями с товарищем по парте (учитель выборочно проверяет тетради).
– Что надо было выполнить в упражнении?
– Как озаглавили текст?
– Как разделили текст на части? Прочитайте.
– Оцените выполненную работу
– Выполнить упр. 9 на с. 6
в рабочей тетради.
Отвечают
на вопросы.
Осуществляют оценивание
работы
Парная.
Фрон-тальная
Р – владеют уме-ниями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей, осуществляют взаимный контроль
Правильно выпол-ненные
задания упраж-
нения
II. Постановка
учебной
задачи
Формулирование учебных задач
на основе
– Откройте учебник на с. 12–13. Прочитайте
название раздела и темы урока.
– Название
раздела – «Текст. Пред-ложение. Сло-
Фрон-тальная
П – ориентируются в учебнике, извлекают необхо-димую информа-
Продолжение табл.
– Что означают слова, составляющие название темы и раздела?
– Проверим ваши предположения. Прочитайте в учебнике на с. 11, чему будем учиться в ходе изучения раздела и темы.
– Итак, основные вопросы, которые рассмотрим на уроке (задачи урока записываются на доске или проецируются при помощи проектора
на интерактивную доску):
• Типы текстов. Умение их определять.
• Виды предложений по цели высказывания
и по интонации. Умение определять цель высказывания и интонацию предложения.
• Обращение. Умение находить в предложении обращения.
• Простые и сложные предложения. Умение их различать.
• Словосочетание. Умение выделять словосочетания в предложении.
• Умение разбирать предложение по членам.
восочетание». Тема урока – «Текст. Что
такое текст?
Какие бывают тексты?».
Ответы уча-щихся.
Выполняют
задание.
цию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу.
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы
с целью получения необходимой информации.
Л – осознают границы своего знания и «незнания»
Продолжение табл.
Умение грамотно расставлять знаки препинания в предложении.– На какие вопросы вы можете дать ответы?
Какие вопросы вызывают у вас затруднения?
Ответы уча-щихся
III. Ми-нутка чистописания
Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв,
соединений
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.
– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных
– Заглавной
и строчной букв А, а.
Выполняют
задание
Фрон-тальная. Индиви-дуальная
П – владеют логическими действииями анализа,
синтеза, срав-
нения.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия
Написание элементов букв
IV. Изучение нового мате-
риала.
1. Комментированный словарный диктант
Работа над словами
с непроверяемым написанием
Организует выполнение задания: учитель произносит словарное слово, названный им ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся записывают слово под диктовку: «здравствуй», «до свидания», «прощай», «спасибо».
– В каких случаях человек использует в речи слово «здравствуй»? «до свидания»? «прощай»? «спасибо»?
Выполняют
задание.
Ответы уча-щихся.
Коллективная. Индиви-дуальная
П – ориентируются в учебнике, осу-ществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности.
Р – контролируют учебные действия, замечают
Запись словарных слов
Продолжение табл.
Посмотрите на предметную картинку. Что на ней изображено?– Прочитайте про себя слово. Чем произношение слова отличается от его написания?
– Это орфограмма. Назовите ее.
– Орех.
Ответы уча-щихся.
– Безударная гласная в корне слова
допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение.
Л – принимают
и осваивают
социальную роль обучающегося
2. Словарная работа
– Слово «орех» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне
слова. Произнесите слово орфографически.
– Запишите это слово в тетради. Проверьте
написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо
запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом.
– Дома повторите правильное написание слов
Выполняют
задания
3. Работа
по учебнику, с. 12, упр. 11
Работа над упражнением с целью определения темы, главной мысли
– Откройте учебник на с. 12. Найдите упр. 11.
– Прочитайте текст упражнения.
– Определите, сколько в тексте предложений.
– Связаны ли они между собой по смыслу?
– О ком говорится в каждом из них?
– Можно ли эти предложения назвать текстом?
– Почему?
– Прочитайте вывод в учебнике на с. 12.
Выполняют
задания.
– Два.
– Да.
– О соловье.
– Да.
Высказывания учащихся.
Выполняют
задания
Фрон-тальная.
Индиви-дуальная
П – ориентируются на страницах учебника, планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.
Р – осознают
и принимают
Устные ответы
на вопросы. Списывание. Нахож-
дение и обозначение главных чле-
Продолжение табл.
Какова тема и главная мысль текста? Найдите предложение, в котором главная мысль выражена наиболее отчетливо.– Озаглавьте текст. Обратите внимание на описание соловья, на значение слова «незаметный».
– Спишите предложения. Найдите и подчеркните главные члены предложения
и отвечают
на вопросы
учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
К – слушают,
излагают и аргументируют свое мнение
нов предложения
4. Работа
по учебнику, с. 12, упр. 12
Работа над упражнением с целью наблюдения над текстом:
выделение структурных частей, озаглавливание текста
и его частей; выполнения письменной работы с текс-том; осу-
– Найдите упр. 12. Прочитайте текст. Докажите, что это не отдельные предложения, а текст.
– Почему выделены 3 части?
– Какова тема каждой из них?
– Какую из частей следует считать вводной, основной, заключительной? Почему?
– Подберите заголовок ко всему тексту и к каждой его части.
– В нем несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою
тему и главную мысль. Его можно
озаглавить.
Ответы уча-щихся.
– Заголовок
ко всему текс-
Фрон-тальная.
Индиви-дуальная
П – ориентируются на страницах учебника, планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг
Устные ответы
на во-
просы.
Списывание части текста.
Нахождение гла-
голов.
Выполнение движений физкультминутки
(точно
следуя инструк-
Продолжение табл.
ществления само-проверки письменной работы.Упражнения физкульт-
минутки
– Обратите внимание, что каждая часть написана с красной строки.
– Спишите любую часть текста. Проверьте написанное. Подчеркните глаголы. Какую роль они играют в этой части текста?
Физкультминутка
(см. урок 1)
ту – «Случай
с утенком». Заголовок к 1-й части – «Утка и утята тревожно закрякали». Заголовок
ко 2-й части – «Утенок упал в ямку с водой». Заголовок к 3-й части – «Наташа спасла утенка».
Выполняют
задания.
Выполняют движения
друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.
Л – владеют навы-ками сотрудничества со взрослыми
и сверстниками
ции учи-теля)
5. Работа
с таблицей «Типы
текстов»,
Работа
с таблицей с целью определе-
– Рассмотрите таблицу в учебнике на стр. 13. Объясните, почему тексты так названы: повествование, описание, рассуждение.
Рассматривают таблицу, отвечают
на вопросы.
Фрон-тальная
П – ориентируются на страницах учебника, исполь-зуют различные
Определение типа текста
Продолжение табл.
Как определить тип текста?– К какому типу можно отнести текст упр. 11?
– А текст упр. 12?
– Определите тип текста по данным заголовкам:
1. Как мы ходили в лес за грибами.
2. Почему нельзя собирать мухоморы?
3. Красив гриб-боровик!
– Объясните свое решение
– Текст-описание.
– Текст-повествование.
– Текст-пове-ствование.
– Текст-рас-суждение.
– Текст-опи-
сание.
Высказывания учащихся
способы поиска информации; владеют навыками смыслового чтения текстов раз-
личных стилей,
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу.
К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания
6. Подго-товка к сочинению на основе личных
Подготовительная
работа к написанию
сочинения
– Дома вы будете писать сочинение на основе личных впечатлений о летних каникулах.
Для того чтобы у вас получился содержательный и интересный рассказ, необходимо выполнить подготовительную работу. Определите
Выполняют
задания
Фрон-тальная.
Индиви-дуальная.
П – планируют учебные действия, определяют наиболее эффек-тивные способы
Осознание порядка подготовки
к написа-
Продолжение табл.
тему сочинения. Она должна отражать то событие, которое побудило вас написать о нем в со-чинении. Какую тему выбрал каждый из вас?(Заслушиваются и обсуждаются некоторые
из тем, выбранных учащимися для сочинения.)
– Определим структуру повествовательного текста: в вводной части вы расскажете, где и когда происходило действие, в основной – как все
происходило, в заключительной части необхо-димо подвести итог, выразить свое отношение
к событию.
Далее заслушиваются сообщения учащихся
о том, в какой последовательности они будут раскрывать тему сочинения. Учитель обращает внимание на связь между частями текста
и выбор языковых средств для передачи содержания высказывания
Коллективная
достижения ре-зультата, исполь-зуют различные способы поиска информации,
составляют
тексты в устной форме.
Р – осознают
и принимают
учебную задачу.
К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение
нию сочинения
V. Итог урока.
Рефлексия деятельности
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная
беседа
– Над какой темой работали на уроке?
– Что выполняли?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Что нового узнали?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание: написать сочинение
на основе личных впечатлений о летних каникулах (с. 14, упр. 16)
Отвечают
на вопросы,
обосновывают свое мнение
Фрон-тальная.
Индиви-дуальная
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.
Окончание табл.
infourok.ru
Что такое текст? – Начальные классы
05.09.16г.
Тема: Текст. Что это?
Цель урока: формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков
Задачи урока:
образовательные:
совершенствовать приёмы работы с текстом на основе осознания его основных признаков;
формировать знания о важности порядка предложений в тексте;
совершенствовать работу с деформированным текстом
развивающие:
развивать логическое мышление при работе с текстом;
развивать чувство языка, умение понимать значимость структуры текста;
развивать речь обучающихся
воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку, внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам одноклассников.
УУД: см. КТП с. 3
Оборудование : индивидуальные словари, диагностическая таблица, тест, карточки для парной работы, схема «Признаки текста», карточки с деформированным текстом;
Ход урока:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
А) проверка Д/З;
-Откройте свои словари на слове ПРАЗДНИК. Какие однокоренные слова вы подобрали? Какой в них корень?
– Какую пословицу с этим словом вам удалось найти?
– А теперь найдите слово ВМЕСТЕ. Какое предложение вы составили?
Б) орфографический диктант;
Машина, праздник, вьюга, жиры, полевой, жёлтый, вместе, ручной, собака Бобик.
В) введение в тему;
– Внимательно прочитайте слова. Определите последовательность и объясните свой выбор.
Слова, слоги, звуки, (20,6, 12, 19, 20. ) буквы, предложения.
(Звуки, буквы, слоги, слова, предложения)
– Обоснуйте свой ответ. (Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем, получаются слоги, из слогов можно составить слова. Из слов получаются предложения.)
– В этой цепочке не хватает одного слова. Оно зашифровано цифрами. Вспомните алфавит и определите, какое слово зашифровано. /текст/
– Почему слово текст выделено синим цветом? /Это тема урока/
– Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
– Откройте книгу на с. 12 и прочитайте тему.
– Какую поставим перед собой цель? (Повторить и обобщить знания по теме «Текст»)
Г) диагностика знаний;
№ п\п | Вопрос | В начале урока | В конце урока |
1. | Что такое текст? | ||
2. | Что такое тема текста? | ||
3. | Что такое главная мысль текста? | ||
4. | Из каких частей состоит текст? |
Д) предугадывание результата работы;
– Нарисуйте в тетради шкалу и поставьте себе предварительную оценку по теме «Текст».
3.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
А) работа в паре – исследование текста, составление схемы;
– Перед Вам две записи. Сейчас мы их прочитаем и определим, какая из этих записей является текстом и почему.
1.Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки.
2.По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Как красив лес в зимнюю пору!
– Что такое тема текста?(Это, то о чём или о ком говорится в тексте)
– Какова тема этого текста?(Говорится о красоте деревьев. О красоте осенних деревьев)
– Проведём дальнейшие исследования текста. Определите основную мысль текста.
– Что такое основная мысль текста?(Это самое важное, главное, о чём говорит текст. Это, то к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст)
– Какова основная мысль текста?(Основная мысль текста заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем леса)
-Все ли основные признаки текста названы? (Нет)
-Какого еще одного признака не хватает? (Заголовка)
-Что такое заголовок?(Краткое обобщенное обозначение темы текста. Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста)
– Придумайте заголовок для нашего текста.(«Осень», «Красота осени», «Осенние деревья».)
– Какие типы текстов вы знаете?(Текст-описание, текс-рассуждение, текст-повествование.)
-К какому типу относится данный текст? (В этом тексте описывается природа)
Физминутка
Б) работа с книгой;
– Прочитайте правило на с.12
В) части текста;
с.12 – 13 упр. 12
-Спишите последнюю часть текст и подберите к ней заголовок.
Одновременно с ответами детей на доске появляется схема «Признаки текста»
заголовок
Абзац
Красная строка
Ключевые слова
концовка
Текст
Начало
Основная часть
Главная мысль
Тема
4. Закрепление и обобщение.
А) работа с деформированным текстом;
2. Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
4. Она бросилась поднимать и просыпала все.
3.Обезьяна хотела поднять её и просыпала 20 горошинок.
5. Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.
– Прочитайте предложения на карточке. Можно ли назвать это текстом?
– Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений.
– Придумайте заглавие и концовку. /Ей стало весело, и обезьяна стала играть горошинами/
– Докажите, что это текст.
– Кто может ответить на главный вопрос урока: что такое текст.
Б) Проверка усвоения темы. Тест «Верные и неверные высказывания»
1.Текст состоит из предложений | + |
2.К тексту нельзя придумать заглавие | – |
3.Все предложения в тексте имеют границы | + |
4.Предложения в тексте не имеют определённой последовательности | – |
5.В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится | + |
6.Текст можно разделить на части | + |
7.Каждая новая часть текста записывается с красной строки | + |
В) Взаимопроверка;
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какая перед нами стояла цель? (Повторить и обобщить знания по теме «Текст».)
– Что мы сделали, чтобы добиться цели?
– Оцените свои знания в диагностической таблице.
– Кому удалось повысить знания?
– Оцените на шкале в тетради свою работу на уроке.
– Поднимите руки, кто доволен своими результатами.
– Что нужно сделать, чтобы у всех детей были высокие результаты?
– Объясните свою оценку.
6. Домашнее задание.
с.12 упр.11, повторить правило
multiurok.ru
Конспект урока по теме “Текст. Тема текста” (3 класс)
Разработка урока на конкурс
Тема: Текст. Тема текста.
Цель: способствовать ознакомлению с понятием текст, развитию умения отличать текст от набора отдельных предложений.Уточнить представления его признаках; воспроизвести знания о теме, главной мысли, заголовке, частях текста; развивать умение распознавать текст;
Тип урока: урок- исследование.
Подход к обучению: деятельностный
Методы и принципы: технология деятельностного метода, принцип деятельности, вариативности, целостности.
Формы работы: диалог, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Планируемые результаты:
Предметные: учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных высказываний и письменных текстов.
Метапредметные:
Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления.
Познавательные: общеучебные- используют различные способы поиска ( в справочных источниках, сбора. Обработки анализа, организации, передачи и интерпретации информации; владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами,установление причинно-следственных связей,построение рассуждений.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения, эстетические потребности и ценности, формирование экологической культуры.
Основное содержание темы, понятия и термины: Текст. Тема текста. Признаки текста: целостность, связность, законченность.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы в парах, учебник русского языка 3 кл (автор: Линия УМК Л.Д.Митюшина, Е.А.Хамраева.
Ход урока:
I.Актуализация знаний1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа:
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
Учитель организует обучающихся, взаимодействует с классом.
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
– Что гостям сказать нам надо?
(–Видеть Вас мы очень рады!)
– Ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарим друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. Если вам будет трудно, я вам помогу.
– Сегодня на уроке мы с вами будем учеными, которые исследуют и объясняют научные факты, делают открытия и познают новое.
Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок, включаются в учебную деятельность.
Формирование эмоционального настроя на урок. Самооценка готовности к уроку. (Л)
Взаимодействие с учителем. (К)
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. (Р)
2.Стадия вызова
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
Учитель подводит обучающихся к теме урока.
– Прочитайте стихотворение:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг…
А.С. Пушкин
– Значения каких слов вам не понятны?
– Просвещение, парадокс, гений.
– Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?
(Нам предстоит сделать открытие. Мы узнаем что-то новое.
Мы будем исследовать это предложение.)
– Исследуйте предложение и объясните орфограммы.
Словарь С.И.Ожегова:
Просвещенья
Парадокс
Гений
Коллективная работа.
Обучающихся выполняют поставленную задачу:
обсуждают.
Высказывают предположения.
Объясняют смысл.
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. (Л)
Оценка деятельности; саморегуляция (Р).
Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).
II.Основная часть.Операц-исполнительский
3. Мозговой штурм и пробное учебное действие.
Цель этапа:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
4. Создание проблемной ситуации.
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений
в собственной деятельности
Учитель организует учебный процесс на данном этапе.
Минутка чистописания.
– Собери словечко и узнай задание.
То са пи чис е ни
Чудо чудесный чудить чудак
Ч ч______________________
– Как называются слова, записанные на доске? (Однокоренные.)
– Выделите корень. (Один ученик работает у доски.)
– Как вы думаете, почему именно это слово мы сегодня писали? Как оно может быть связано с нашим уроком? (На уроке нас будут ждать чудеса.)
– А сейчас восстановите перепутанную логическую цепочку слов:
Звуки, слоги, слова, предложение.
Чтобы узнать какое слово должно получиться выполните задание:
г д з т в –назовите лишнюю букву
к л а с с – назовите орфограмму
б е р ё з а – назовите безударную гласную
а о ут е – назовите лишнюю букву
м к л н р й – назовите парный глухой согласный звук.
– Какое слово можно составить из выделенных букв (ТЕКСТ) –
– Что же мы будем исследовать сегодня на уроке? (Текст.)
– Приходилось ли вам раньше слышать это слово?
Работа в паре.
Обучающиеся собирают текст, дают комментарий.
Обучающиеся высказывают свое мнение, доказывают, что это текст.
Учащиеся вспоминают какие слова являются однокоренными.
Доказывают свою точку зрения, подбирая примеры-доказательства.
Оценивают работу свою и товарищей.
Поиск и выделение необходимой информации.
Умение анализировать языковой материал.
Построение речевого высказывания в устной форме. (П).
Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).
Планирование своих действий, адекватное восприятие оценки учителя, оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. (Р)
5.Определение темы исследования Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
Учитель подводит обучающихся к теме урока..
Тема исследования: Текст.
-Какова цель урока? Будем учиться распознавать текст и определять тему текста.
-Итак, сформулируйте задачу урока.
Задача:
Пронаблюдать.
Собрать информацию?
Доказать верность гипотезы
Оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.
Составить самостоятельно текст
План исследования: подумать, задать себе вопросы, понаблюдать, посмотреть в книге.
Высказывают предположение и приводят примеры.
Формулируют задачи решения проблемы.
Ставят себе ряд пошаговые решения задачи.
Составляют план исследования:
Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности. (Л)
Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели. (П)
6. Открытие нового знания.
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.
Учитель организует учебную деятельность, консультирует по мере необходимости, контролирует выполнение задания; организует индивидуальную, парную и коллективную формы работы.
Самостоятельная работа по группам.
(В группе у каждого ученика своя роль: редактор, 2 помощника редактора, научный советник, докладчик.)
1)– Исследуйте группы предложений и выясните, являются они текстом или нет (работа по группам)
1 группа: Енот – живой и веселый зверь. Перед едой он моет добычу. За это его прозвали полоскуном.
2 группа: Ребята в кустах поймали ежика. Мальчики взяли ежадомой. В доме жили мыши. Берегитесь, мыши ежа!
3 группа: Люди часто сажают деревья около своих домов. Осенью многие деревья теряют свою листву. Чайки кормят своих птенцов на берегу.
4 группа: Журавли появились в начале апреля. Хорошо скользить в лодке по глади озера!
– Прочитайте и дайте ответ на вопросы.Проблема: Все ли группы предложений являются текстом?
Гипотезы (предположения): да или нет.
2) Работа с учебником на с.142 Упр. 1 (устно)
– Прочитайте группу предложений.
– Можно ли их назвать текстом? (Можно, так как предложения связаны по смыслу.)Определи тему, которой объединены эти предложения.
– придумать заглавие текста.
– Какой заголовок больше подходит? Почему?
Одуванчики.
– Сравните составленное вами высказывание с определением на с 142. 3)Просмотр видеоролика
4. Текст «Живой барометр»с.143
– Назвать тему текста.
5.Задание диалог- культур. Учебник с.144
– Как называется такой разговор? (Диалог.)
– Чем отличается диалог от монолога?
6.Работа в парах: работать вы будете в парах.
– Какие условия работы в парах помогут вам успешно справиться с заданием? (помогать друг другу и работать дружно)
Помогайте птицам зимой! Они в долгу не останутся!Наступили морозные дни. Холодно и голодно стало птицам.
Ребята смастерили для птиц кормушки.
Прилетели туда синички, воробьи, снегири и другие птицы. Жадно клюют они зерно и крошки.
– Можно ли назвать это текстом?– Почему, вы так считаете?
– Сколько частей в тексте?
– Какой порядок они имеют?
– Восстановите последовательность частей.
– Не забывайте, о правилах работы в парах.
– Прочитайте, что у вас получилось?
– Как вы понимаете фразу: «они в долгу не останутся».
– Какого признака не достаёт в тексте? (Заглавие)
– Я думаю, что каждый из вас может помочь птицам зимой, смастерив для них кормушки. Пусть к нам прилетают птицы, мы их обязательно покормим!
Учатся читать и понимать лингвистический текст.
Выделяют новую информацию.
Выполняют словарно-лексическую работу
Текст. Тема текста
Учащиеся высказывают предположения, пытаясь обосновать свое мнение информацией из уже прочитанного текста. Сравнивают наборы предложений с текстом.
Выполняют
Словарно-лексическую работу: барометр
Рассказывают приметы позволяющие определить погоду у своего народа.
Умение отбирать и сопоставлять полученную
Информацию.(П)
Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока. (Р)
Планирование учебного сотрудничества с соседом по парте.
Умение эмоционально реагировать на прочитанное. Умение участвовать в дискуссии, формулировать собственное мнение с опорой на прочитанный текст (К)
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К)
7. Динамическая пауза
Цель этапа: сменить вид деятельности.
Текст сегодня изучали
И немного мы устали.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Встанем, ручки разведём,
Ножкой тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем и писать начнём!
Выполняют комплекс упражнений.
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. (Л)
Итог урока
III.Оценочно-рефлексивный этап
8. Включение изученного в систему знаний.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, осуществляет контроль за выполнением задания.
Первичное восприятие:
1.Работа с текстом в Рабочей тетради на с.76 Письменное задание 1,2.
Индивидуальная работа:
– Пользуясь памяткой нужно озаглавить текст.
– Что вы себе представили, слушая текст?
Задание №1.
– Найдите ключевые слова, которые помогут определить тему текста.
– Какова тема данного текста?
– Какова основная мысль данного текста?
– Как можно озаглавить текст?
Редактирование деформированного текста.
3.Коллективная работаР.т. Задание № 2.(устно с.76-77)
– Прочитайте предложения и скажите: являются они текстом или нет? Почему?
Выразительное чтение ряд предложений
Коллективное обсуждение вопроса
Дают ответы, коллективно обсуждают, анализируют.
В процессе обсуждения учащиеся формулируют примерный ответ.
Учащиеся составляют план текста.
Умение выделять основную мысль в тексте, понимать цель высказывания, умение составлять простой план текста;
умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения. (П)
Выстраивание своих действий в определённой последовательности.(Р)
Умение слушать одноклассника. (К)
Умение составлять модель ответа. (П)
8.1 Самостоятельная творческая работа Цель этапа:Осмысление, соотнесение новой информации с имеющимися знаниями.
Учитель организует творческую работу.
Творческая мастерская. Создать творческую книжку-малютка(На доске повешены картины на тему «Зима»)
– Ребята, обратите внимание на эти картины. Как вы думаете, что их объединяет? (общая тема). Составьте из обширной общей темы «Зима» тексты по группам на узкую тему. (подтемы)Дать название каждой картине.
Запишите получившийся текст.
Ответ на проблемный вопрос.
-Подтвердилась ли гипотеза?
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Прослушивают и комментируют 1-2 работы.
Дают ответ на проблемный вопрос.
Гипотеза не подтвердилась.
Умение слушать одноклассника. (К)
Умение составлять модель ответа. (П)
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К)
9. Рефлексия
Цель этапа: обобщить полученную информацию, дать оценку работы на уроке.
– Ребята, давайте подведем итог нашего урока.
– Все ли группы предложений являются текстом?
– Какими признаками должен обладать текст?
1. Что было важным на уроке для каждого из вас?
2. Над чем задумывались во время работы?
3.Что нового открыли для себя?
4. Все ли получилось?
Смайлы
Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность по определенным критериям
Оцените результаты собственной деятельности на уроке.
Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.(Р)
Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л)
10. Домашнее задание
1.Творческое задание в Р.т на 2.Письменное задание нас.144
Выбор домашнего задания
infourok.ru
Что такое текст? – Начальные классы
05.09.16г.
Тема: Текст. Что это?
Цель урока: формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков
Задачи урока:
образовательные:
совершенствовать приёмы работы с текстом на основе осознания его основных признаков;
формировать знания о важности порядка предложений в тексте;
совершенствовать работу с деформированным текстом
развивающие:
развивать логическое мышление при работе с текстом;
развивать чувство языка, умение понимать значимость структуры текста;
развивать речь обучающихся
воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку, внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам одноклассников.
УУД: см. КТП с. 3
Оборудование : индивидуальные словари, диагностическая таблица, тест, карточки для парной работы, схема «Признаки текста», карточки с деформированным текстом;
Ход урока:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
А) проверка Д/З;
-Откройте свои словари на слове ПРАЗДНИК. Какие однокоренные слова вы подобрали? Какой в них корень?
– Какую пословицу с этим словом вам удалось найти?
– А теперь найдите слово ВМЕСТЕ. Какое предложение вы составили?
Б) орфографический диктант;
Машина, праздник, вьюга, жиры, полевой, жёлтый, вместе, ручной, собака Бобик.
В) введение в тему;
– Внимательно прочитайте слова. Определите последовательность и объясните свой выбор.
Слова, слоги, звуки, (20,6, 12, 19, 20. ) буквы, предложения.
(Звуки, буквы, слоги, слова, предложения)
– Обоснуйте свой ответ. (Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем, получаются слоги, из слогов можно составить слова. Из слов получаются предложения.)
– В этой цепочке не хватает одного слова. Оно зашифровано цифрами. Вспомните алфавит и определите, какое слово зашифровано. /текст/
– Почему слово текст выделено синим цветом? /Это тема урока/
– Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
– Откройте книгу на с. 12 и прочитайте тему.
– Какую поставим перед собой цель? (Повторить и обобщить знания по теме «Текст»)
Г) диагностика знаний;
№ п\п | Вопрос | В начале урока | В конце урока |
1. | Что такое текст? | ||
2. | Что такое тема текста? | ||
3. | Что такое главная мысль текста? | ||
4. | Из каких частей состоит текст? |
Д) предугадывание результата работы;
– Нарисуйте в тетради шкалу и поставьте себе предварительную оценку по теме «Текст».
3.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
А) работа в паре – исследование текста, составление схемы;
– Перед Вам две записи. Сейчас мы их прочитаем и определим, какая из этих записей является текстом и почему.
1.Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки.
2.По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Как красив лес в зимнюю пору!
– Что такое тема текста?(Это, то о чём или о ком говорится в тексте)
– Какова тема этого текста?(Говорится о красоте деревьев. О красоте осенних деревьев)
– Проведём дальнейшие исследования текста. Определите основную мысль текста.
– Что такое основная мысль текста?(Это самое важное, главное, о чём говорит текст. Это, то к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст)
– Какова основная мысль текста?(Основная мысль текста заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем леса)
-Все ли основные признаки текста названы? (Нет)
-Какого еще одного признака не хватает? (Заголовка)
-Что такое заголовок?(Краткое обобщенное обозначение темы текста. Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста)
– Придумайте заголовок для нашего текста.(«Осень», «Красота осени», «Осенние деревья».)
– Какие типы текстов вы знаете?(Текст-описание, текс-рассуждение, текст-повествование.)
-К какому типу относится данный текст? (В этом тексте описывается природа)
Физминутка
Б) работа с книгой;
– Прочитайте правило на с.12
В) части текста;
с.12 – 13 упр. 12
-Спишите последнюю часть текст и подберите к ней заголовок.
Одновременно с ответами детей на доске появляется схема «Признаки текста»
заголовок
Абзац
Красная строка
Ключевые слова
концовка
Текст
Начало
Основная часть
Главная мысль
Тема
4. Закрепление и обобщение.
А) работа с деформированным текстом;
2. Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
4. Она бросилась поднимать и просыпала все.
3.Обезьяна хотела поднять её и просыпала 20 горошинок.
5. Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.
– Прочитайте предложения на карточке. Можно ли назвать это текстом?
– Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений.
– Придумайте заглавие и концовку. /Ей стало весело, и обезьяна стала играть горошинами/
– Докажите, что это текст.
– Кто может ответить на главный вопрос урока: что такое текст.
Б) Проверка усвоения темы. Тест «Верные и неверные высказывания»
1.Текст состоит из предложений | + |
2.К тексту нельзя придумать заглавие | – |
3.Все предложения в тексте имеют границы | + |
4.Предложения в тексте не имеют определённой последовательности | – |
5.В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится | + |
6.Текст можно разделить на части | + |
7.Каждая новая часть текста записывается с красной строки | + |
В) Взаимопроверка;
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какая перед нами стояла цель? (Повторить и обобщить знания по теме «Текст».)
– Что мы сделали, чтобы добиться цели?
– Оцените свои знания в диагностической таблице.
– Кому удалось повысить знания?
– Оцените на шкале в тетради свою работу на уроке.
– Поднимите руки, кто доволен своими результатами.
– Что нужно сделать, чтобы у всех детей были высокие результаты?
– Объясните свою оценку.
6. Домашнее задание.
с.12 упр.11, повторить правило
multiurok.ru
Конспект урока русского языка по теме “Текст. Что это?” (3 класс)
Урок русского языка
Предмет: русский язык
Учитель: Тумаева В.Г.
Тема: Текст. Что это?
Класс: 3
УМК: Перспективная начальная школа
Цель урока: формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков
Задачи урока:
образовательные:
совершенствовать приёмы работы с текстом на основе осознания его основных признаков;
формировать знания о важности порядка предложений в тексте;
совершенствовать работу с деформированным текстом
развивающие:
развивать логическое мышление при работе с текстом;
развивать чувство языка, умение понимать значимость структуры текста;
развивать речь обучающихся
воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку, внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам одноклассников.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, компьютер, проектор, индивидуальные карточки с текстом, толковый словарь В.И.Даля, картинки: солнышко, тучка.
Ход урока.
Слайд. Стихотворение А.С.Пушкина
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
– Почему мы начали урок с этих слов? /Нам предстоит сделать какие-то открытия/
– объясните орфограммы и значения слов гений, парадокс, просвещенье
– Обратимся к толковому словарю В.И.Даля
/гений – человек, обладающий талантом; парадокс – неожиданность, странность; просвещенье – знания, образование; чудный – необычный/
– Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный. Обозначьте корень.
/Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях/
– Подберите устно синонимы и антонимы к слову чудный.
С
20, 6, 12, 19, 20
слоги
лайд. Набор слов:звуки
слова
предложения
/Мышкой на экране восстанавливают цепочку/
– Какую цепочку можно составить из этих слов? /звуки, слоги, слова, предложения/
– В этой цепочке не хватает одного слова. Оно зашифровано цифрами.
В
текст
спомните алфавит и определите, какое слово зашифровано. /текст/– Почему слово текст выделено красным цветом? /Это тема урока/
1.- Прочитайте главный вопрос урока
/на слайде: Текст – что это такое?/
– Можно ли назвать текстом стихи Пушкина? Приведите доказательства.
/Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста – говорится об открытиях/
2.Работа со схемой-рисунком «Яркие признаки текста»
– Давайте вспомним, какие признаки имеет текст.
– Объясните каждый признак текста
/Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексе. Основная мысль – самое важное, главное, о чём говорит нам текст. Заголовок – заглавие, название. Начало, основная часть, концовка – структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста./
– Какой признак должен быть обязательно в тексте? /Тема. Основная мысль/
3.Работа с деформированным текстом на интерактивной доске
/На доске справа – деформированный текст, слева (закрыт шторкой) – правильный текст./
*Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.
**Выскочила одна горошина. Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Обезьяна хотела поднять её и Она бросилась поднимать и просыпала все.
просыпала 20 горошин. Обезьяна хотела поднять её и просыпала 20
Она бросилась поднимать и горошинок.
рассыпала все. Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.
***…
– Прочитайте предложения справа на доске. Можно ли назвать это текстом?
– Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений.
– /Открывается текст слева/ Посмотрите на эти предложения. Что заметили?
– Придумайте заглавие и концовку. /Ей стало весело, и обезьяна стала играть горошинами/
– Докажите, что это текст.
– Кто может ответить на главный вопрос урока: что такое текст.
– Запишите текст в тетрадь.
4. Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определённую последовательность.
– Перед вами на листочках записан текст. Прочитайте его.
Никита – охотник.
Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.
– Легко ли было читать текст? Почему нелегко?
/Граница – линия раздела между предложениями. Знаки препинания человек придумал в ХṾ веке после изобретения книгопечатания. Великий русский учёный М.В.Ломоносов высказал мысль о том, что знаки препинания нужно ставить по смыслу, как диктует текст. Знаки препинания ставятся по силе разума./
– Представьте себе, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо.
– Проверьте друг у друга. Сколько получилось предложений? Прочитайте. Докажите, что это текст.
– Сделайте вывод. /Предложения имеют границы и определённую последовательность/
/Задание на слайде/
1.Текст состоит из предложений
+
2.К тексту нельзя придумать заглавие
–
3.Все предложения в тексте имеют границы
+
4.Предложения в тексте не имеют определённой последовательности
–
5.В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится
+
6.Текст можно разделить на части
+
7.Каждая новая часть текста записывается с красной строки
+
– Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
– Если вы считаете, что урок был для вас полезным, необычным, поднимите солнышко, если нет – поднимите тучку /На партах у каждого ребёнка лежит изображение солнышка и тучки/
– Придумать и записать свой текст на любую тему.
Больше спать не захотел /наклоны вперёд, назад/
Шевельнулся, потянулся /руки вверх – потянулись/
Взвился вверх и полетел /руки вверх, влево, вправо/
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся /круговые движения/
www.metod-kopilka.ru