Познавательное

Что похоже на букву р – На что похожа буква Р, картинки?

Содержание

Буква Р — Заюшка


 

 Слоги с буквой Р

ра   ро   ру   ры   ри   ре   ря   рю  рё

 

 Слова на букву Р с картинками

 

       ручка

 

        ры-ба

 

    ра-дуга
 
      рак
 
           ре-ка
 
      ро-за
 
 

Стихи с буквой Р

 

Радуга.

 

Радостная радуга разная-разная —

Синяя, зеленая, голубая, красная…

Разноцветной радуге в небе очень весело!

Радуемся радуге и поем ей песенку:

 

Радуга-дуга распрекрасная

После дождика в небе светится,

Ярких семь полосочек радуги

Разноцветные, разноцветные!

Радуга-дуга всех обрадует,

Птички песенку радуге споют,

Дети залюбуются радугой,

Семь полосочек радость принесут!

 

 

Буква Р

 

Буква Р такая важная,

И родная, и отважная.

Почему, меня спросили?

Ведь на букву Р — Россия,

Родина, родня и белые ромашки,

Роща, речка, радость, чистый ручеёк,

Русская земля родная наша,

Рожь — краюшка хлеба и на поле колосок!

 

Слова и слоги с буквой Р
Раскраски с буквой Р
Чистоговорки с буквой Р
Задания с буквой Р

 
Другие буквы — Азбука от Заюшки с картинками, детскими стихами и заданиями.
 
Материал предназначен для родителей и воспитателей, для использования дома и в детском саду.
Копирование материалов для распространения в интернете запрещено.

www.zaiushka.ru

Веселые стихи. Буква Р

— Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено, —
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!

***
Потерялась буква Р.
Где? В трамвае, например.
Или мы её вчера
Не забрали со двора?

Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?

Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?

Но сказала громко Маша:
— Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Рука! Ракета!

***
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.

***
У Олесика всегда
С буквой «эр» была беда.
Скажет «рак» —
Выходит «лак».
Вместо «рожь» —
Выходит «ложь».
У щенка, который злился,
Он рычанью научился.
И теперь назло беде
Произносит «эр» везде:
«Крокодир» и «мороток»,
«Мороко» и «коробок».
В зоопарке «рев» и «рвица»…
У кого же «эл» учиться?

***
Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя.

***
Пять лет Серёже в январе,
пока четыре, пятый,
но с ним играют во дворе
и взрослые ребята.
На брата сердится сестра.
Её зовут Марина,
а он стоит среди двора,
кричит: «Ты где, Малина?»
Твердит Марина: «Рак, ручей».
Марина учит брата.
Он повторяет: «Лак, лучей»,—
вздыхая виновато.
Сестра твердит: «Прижми язык,
прижми покрепче к нёбу».
Он, как прилежный ученик,

берётся за учёбу.
Она твердит: «Скажи — метро.
В метро поедем к дяде».
— Нет,— отвечает он хитро,—
В автобус лучше сядем».
А как на санках, например,
он с гор летает смело.
Серёже только буква Р
немножко портит дело.
Не так легко сказать ремень,
мороз, река, простуда.
Но вот в один прекрасный день
с утра случилось чудо.
Чихнула старшая сестра,
он крикнул: «Будь здорова!»
А ведь не мог ещё вчера
сказать он это слово.

***
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.

***
Буква на дороге
Р вдали видна…
Передохни, шофер, немного:
Стоянка здесь разрешена.

***
Рак в реке живёт, ребята,
Буква Р не виновата,
Рыба большая мимо проплывала,
Букву Р она и потеряла.

Чтоб язычок нам не ломать,
Букву Р всем надо знать,
Рая, Рита, Рома,
Повторяйте дома.

***
Рысь на веточку присела,
И рысятам говорит,
Разрешите всем ребятам,
Букву Р мне подарить.

***
Буква Р – рычательная,
Просто замечательная.
С этой буквой трели

Любят свиристели.

***
Она расскажет, например.
О Репке и о Рыбке.
Ребята, это буква Р –
Мы скажем без ошибки.

***
Почему тигры рычат: «Р-р-р»,
Вороны кричат: «Кар-р-р»,
Кони хрипят «Хр-р-р»,
Ставни скрипят: «Скр-р-р»,
Кенар поет: «Тью-ир-р-р»,
Летит вертолет: «Др-р-р»?..
Чтоб научить всех ребят
Трудное «р-р-р» выговаривать!

***
Словно статный кавалер,
Подбоченясь встала Р.
«Р-р-р»- рычит разбойник рысь,
Ей не скажешь просто:»Брысь!»

***
Рак — речной усатый рак.
Учится он кое-как.
Не бери с него пример,
А запомни букву… Р

***
У ракушечки внутри
Чей-то домик. Вот – смотри!
Не гнездо не норка –
Тесная коморка.
Ой! В ней обнаружена
Ценная жемчужина.
Чпок! Моллюск-миллионер
Превратил ракушку в …Р

***
Буква, как раскаты грома,
Львиный Рык в пустыне словно.
Изучаю эту букву,
Но сказать её мне трудно.
Я учился у вороны
«КаР-Р-Р-Р!!!» кричать сегодня дома.
А потом, когда писал,
«Р-Р-Р» всё время повторял.
Целый день в квартире рык,
Карканье стоит и крик.

К вечеру «эР-Р-Р» смог сказать,
Спеть, а также прочитать.

Развивающие игры / автор блога: Марина Гранович

Ролевая игра «Хлебозавод» из конструктора Как ухаживать за пупочком новорожденного?

nattik.ru

Буква "Р"

НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА

Буква Р — на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.(В. Степанов)

— Дрожу от страха
До сих пор! —
Воскликнуло полено,—
Похожа буква на топор! Расколет непременно!(Е. Тарлапан)

Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя.(Г. Виеру)

Буква на дороге
Р вдали видна…
Передохни, шофер, немного:
Стоянка здесь разрешена.(А. Шибаев)

УЧИМСЯ ИГРАЯ

(Материал для игровых упражнений)

Звук

Фонетическая зарядка.

Как рычит собака? (Р-р-р…)

Кто внимательный?

1.    Найдите одинаковый звук в словах: роза, стрекоза, рот, рысь.
2.    Запомните слова со звуком [р, p’], которые встретятся вам в сказке.

Рыжий город
Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон: как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит — ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!» Вошел он — и ахнул.
В этом удивительном городе все было рыжим-прсрыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли.
Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков.
По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались.Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка: «Ты почему такой грустный?»
«Меня все рыжим дразнят»,— хмуро ответил мальчик.
«Какой глупенький,— засмеялась девочка.— А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно цвета?»
«Ну, рыжего»,— робко сказал мальчик.
«И мы — рыжего! Значит, все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо!..»
И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку…(Г. Юдин)

Кто больше?

Новая квартира
Учитель предлагает детям отправиться в магазин и купить для новой квартиры вещи, в названии которых есть звук [р, р’]. (Кровать, кресло, сервант, ковер, картина, журнальный столик и т. д.)
На новоселье хозяйка угощала гостей блюдами, в названии которых есть звук [р, р’]. (Борщ, рыба, торт, творог, смородина, мороженое, мармелад и т. д.)
Слова, подбираемые детьми, не обязательно должны начинаться с [р, p’], этот звук может быть в середине или конце слова.

Приусадебный участок
У хозяйки есть огород, на котором она выращивает овощи. Как вы думаете, какие это могут быть овощи? (Горох, морковь, петрушка, помидоры, картофель и т. д.)
Какие растения имеют р? (Береза, рябина, смородина, черноплодная рябина, крыжовник.)
Какие грибы имеют в своем названии р? (Боровики, грузди, рыжики, сыроежки, подберезовики, чернушки и т. д.)

Дом
Давайте представим, что мы художники, и будем рисовать картину, на которой изображен домик за городом, в деревне. Стены уже готовы, остается подрисовать детали — части дома, в названиях которых должен быть звук [р, р’]. Произносить слово нужно так, чтобы эти звуки прозвучали отчетливо. Если слово удачное, тот, кто его подобрал, кладет перед собой счетную палочку, чтобы в конце можно было легко подсчитать очки и определить победителя. Итак, начнем!

Какие части дома имеют в своем названии звук [р, p’] ? (Крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно.)
Учитель может сам на доске пририсовывать к уже имеющимся стенам называемые части дома, могут это делать и дети, возможна и мысленная дорисовка.
А из какого материала будет построен наш дом? (Из дерева или кирпича.)
А если нарисуем кирпичный, то в какой цвет покрасим его? (В серый или красный (оранжевый или розовый), а уголки дома или орнамент на боковой стене можно сделать коричневого цвета.)
Какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находиться внутри дома, в комнатах? (Сервант, диван-кровать, телевизор, радиоприемник, проигрыватель, картина, торшер.)
А что нарисуем мы около дома? (Деревья и кустарники: рябину, крыжовник, сирень, смородину.)
В каком из этих слов звук [р] твердый, а в каком [р’] мягкий?
Какие бы цветы вы посадили около дома, чтобы в их названии слышался звук [p]? (Розы, ромашки, настурцию, астры.)

Доскажите словечко.

Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная… (радуга).

Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это…(рысь).

В реке большая драка:
Поссорились два… (рака).

—    Где обедал, воробей?
—    В зоопарке у… (зверей).

Ра-ра-ра — начинается… (игра).
Ры-ры-ры — у мальчиков… (шары).
Ро-ро-ро — у нас новое… (ведро).
Ру-ру-ру — продолжаем мы… (игру).
Ре-ре-ре — стоит домик на… (горе).
Ри-ри-ри — на ветках… (снегири).
Ар-ар-ар — кипит наш… (самовар).
Ор-ор-ор — созрел красный… (помидор).
Ир-ир-ир — мой папа… (командир).
Арь-арь-арь — на стене висит… (фонарь)
Ра-ра-ра — у мышки есть… (нора).
Ре-ре-ре — носим воду мы в… (ведре).

Веселые звуки.

Буква Л, придя на сквер,
Повстречала букву Р.
Говорит: «Давай сыграем,
Ну, хоть в рифмы, например».
Л сказало: Желтый лис…
Р сказало: …варит… (рис).
Л сказало: Ли́су уголь …

Р сказало: …возит… (угорь).
Л сказало: Просят ламу…
Р сказало: …вставить… (раму).
Л сказало: Я из ложи …
Р сказало: …корчу … (рожи).
Л сказало: Очень жалко,
Что исчез наш колобок.
Р сказало: Очень… (жарко) —
Он забрался… (в коробок).
Л сказало: Сбиться с лада…
Р сказало: …ты не … (рада)!
Л сказало: Дай иглу!
Р сказало: Кончай …(игру).

Слоговой аукцион.

Придумайте слова со слогом ре (репа, река, решето, ремонт, решение, редактор, редис, резинка, репей и т. д.).

Рифма.

Рак (мак, лак, так).

Пословица.

Отгадайте пословицу по двум словам: руки, скуки. (Ответ: «Умелые руки не знают скуки».)

Буква

Слоговое лото.
Составьте слова со слогами: ра, ре, ро, но, га, па, та, ка, са.

Слово рассыпалось.

1. ДРУА (руда, удар).

Превращение слов — волшебные цепочки.

1.    Роль — соль — моль — боль — толь; розы — козы — косы — росы.
2.    Замените одну букву: река — рука; роща — роза; руки — раки.
3.    Начинайте каждое следующее слово с последней буквы предыдущего: рот — тир — рис — сыр — рог — граб — бук — корм — мир — роща.

4.    Как из рва сделать луг? Ров — рог — лог — луг.

Дополните слово.

Рак (мрак, брак).

Наборщик.

НАБОРЩИК (бор, борщ, борщик, роща, нора, щи, кино, бок).

Лесенка.
рог
рысь
рыбак
родина
радость

Сквозная буква.

гроза
грибы
пруды
груда

Найдите потерянную букву.

Воробьишка поскакал —
Где-то кошки (крошки) отыскал.
Он одну сейчас же съел,
Остальные не успел…

Найдите лишнюю букву,

которая преобразовала кота в крота.

Жил-был кот,
Мышей ловил,
Молоко из блюдца
Пил.
Был он гладок,
Был он сер.
Вдруг явилась
Буква Р.
— Потеснитесь,
К и О!
Жил-был
Кот —
И нет его.
К нам во двор
Забрался
Крот.
Роет он
Подземный
Ход.

Путаница.

1. Рыбьи дети — рыбятишки —
Возле берега снуют.
Ну а просто ребятишки
Как нырнут с высокой вышки —
Брызги будто бы салют.
Рыбятишки рядом вьются.
Только в руки не даются,
Ребятишек так щекочут,
Что весь день они хохочут.

2. Все слова разорвались на части, и понять ничего нельзя. Попробуйте разобрать, что было написано. РЫБУ НЕ СКОТИНА КРЫШЕ СЪЕЛ. (Ответ: Рыбу нес кот и на крыше съел.)

Игры Деда Буквоеда.

Что говорит рыба?
Эта рыба — непростая,
Постепенно возникая,
Говорит она с тобой!
Труд для разума и взгляда:
Буквы все поставить надо
Друг за другом
В четкий строй.
Клетки ждут!
Вникай в детали!
Букву ту поставь вначале,
Где всего одна черта,
После — ту, где две скрестились.
Что же дальше появилось?
Строго выбери места!
(Ответ: У тебя острый взгляд.)

1.Рак — из хлопка сшит. (Рубашка.)
2.Рак — на Луну спешит. (Ракета.)
3.Рак — долгожданный день. (Праздник.)
4.Рак — вспорхнул на пень. (Рубанок.)
5.Рак — сторожил дворец. (Стражник.)
6.Рак — кисленький леденец. (Барбариска.)
7.Рак — в портфеле твоем живет. (Тетрадка.)
8.Рак — ночью в окно ползет. (Мрак.)
9.Рак — круг для шоферских рук. (Баранка.)
10.Этот — множество закорюк. (Каракули.)

Сказка о приключениях буквы Р
Давно это было. Буквы из азбуки не хотели оставаться одинокими и стали жить вместе, образуя разные слова. Только буква Р никак не могла найти себе места. То ей слово не нравилось, то стоять с краю не хотелось.
Снег выпал, а буква Р все одна. Холодно ей, погреться хочется, а где — не знает. Видит, стоит слово дом. Решила она забраться в середину, где потеплее, а дом не пускает. «Ты,— говорит,— мне ни к чему. Пустишь тебя, а от меня ничего не останется. Получится или дром, или дорм, а это уже не слово. Поищи-ка ты другое место».
Совсем холодно букве. Не может она найти себе подходящего слова. Решила забраться в слово ком. Хоть и холодное это слово, а внутри не так дует. Раздвинула легонечно буквы О и М и встала. Что за чудо? Это уже не ком, а… корм. Поела, отдохнула, выбралась из слова, соединила опять буквы и отправилась дальше.
Идет по дороге, смотрит — каска лежит. Чем не жилище? Хоть и старая каска, но согреться можно. Встала буква Р сразу же за буквой К, довольна. Но что это? Вся она какими-то пятнами покрылась! Оказывается, слово каска превратилось в слово… краска.
Сбежала буква Р из этого слова. Умылась снегом, стерла все пятна — и снова в путь. А вот и еще одно слово — кот. Буквы ласковые, приветливо машут руками, зовут к себе. Буква К даже встречать пошла, взяла за руку. А с другой стороны буква О руку подает. Понравилось здесь букве Р, и осталась она в слове… крот. Забилась в нору, да там и провела всю зиму.

Школа клоунов
Василиса Потаповна начала урок:
—    Как в зоопарке рычат тигры? Р-р-р-р… Этот тигриный звук записывается буквой р. На что он похож?
—    На флажок,— сказала Наташа.
—    Прекрасно. А какие слова начинаются с этой буквы?
—    Р-ружье! — закричал Саня.
—    Расческа, редиска,— сказала Наташа.
—    Распорядок и рапорт,— подумал товарищ Помидоров.
—    Молодцы! — сказала Василиса Потаповна.— А теперь давайте соединять этот звук со знакомыми нам [а], [о], [у], [ы].
—    Ра, ро, ру, ры! — закричали клоуны.
—    Ну просто передовики! — восхитилась воспитательница.— Давайте все это запишем.
Клоуны стали старательно писать: pa, pa, ра, ро, ро, ро, ру, ру, ру, ры, ры, ры.
—    А в каких словах встречаются эти слоги?.. Допустим, ро?
—    В ро-машке,— сказала Наташа,— и в ро-зе.
—    А ры?
—    В ры-бе и ры-си! — закричал Саня.
—    А ра?
—    В ра-зрешении и в ра-споряжении,— сказал товарищ Помидоров. (Э.Успенский)

enciklopediya1.ru

Обучение грамоте «Звуки [р], [р`] и буква Р»

За лугами, над водой хлынул дождик проливной,

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует та цветная…

Верно, это радуга.

А вы знаете, что….Чаще всего радуга возникает утром и вечером.

Чтобы запомнить порядок цветов радуги, — заучите стишок: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый).

А вы знаете, что радуга-  это кольцо. Но мы не видим её нижнюю часть, нам мешает Земля. Круглую радугу можно увидеть с борта самолёта, глядя на дождь сверху.

Какой первый звук в слове «радуга»? Вы догадались с каким звуком мы будем работать на нашем уроке?

В одном дворе жили две собаки, одна большая, другая – маленькая. В этот двор повадился ходить кот Васька. Собаки очень сердились на него и рычали: большая собака – р-р-р , а маленькая – р’-р’-р’.

Игра «Порычим как маленькая и большая собака»…

Характеристика звука. Звук согласный. Звонкий. Бывает твердым и мягким.

1. Найдите  слова на звук [р] и [р`].

2. Речевая зарядка

Тра – тро – тру – тры — — пра – про – пру – пры — — стра – стро – стру – стры

Ра – ра – ра – рама, рак, гора, нора

Ро – ро – ро – роза, роща, рот, перо.

Ру – ру – ру – руки, ружья, кенгуру

Ры – ры – ры – рыба,  рынок, рыжик, рысь.

3. Доскажи словечко

Лесники ее котят

Взять домой не захотят,

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,

Потому что это…   (рысь).

***

Слон шагает по дороге.

Вот так хобот! Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный…   (рост)

***

Как веселые звезды,

Средь розовой кашки

Цветут нам знакомые

С детства…   (ромашки)

4. Игра «Повторяй-ка» (или «Повторюшка» — кому как больше нравится)

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной слова:
И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
продолжаем мы игру:
ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза

Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом ро:
ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры —
вот слова со слогом ры.
За мною слова повторяй,
но не зевай:
Как промолвишь слово «рысь»,
Так выходишь из игры.
Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ, (рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко.

Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.

 А вот и буква Р.  Гляди-ка, а ремень ей идет!

 

1. Найди спрятанные буквы Р. Обведи их.

2. Раскрась только те ромашки, на которых буква Р написана правильно.

3. Добавь недостающий элемент буквы.

4. Помоги рыбаку поймать рыбку с буквой Р.

5. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом. Заштрихуй букву Р по образцу . Найди и раскрась букву Р справа.

 

6. Соедини с буквой Р только те предметы, названия которых начинаются со звуков [р] [р`].

 

7. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Р с правой стороны рисунка.

 

 

8. Волшебная цепочка

1. Замените первую букву в словах  роль, розы, росы:

роль – соль – моль – боль – толь;

розы – козы;   росы – косы.

2. Замените одну любую букву в словах: река – (рука), роща – (роза), руки – (раки).

3. Начинайте каждое следующее слово с последней буквы предыдущего: рот – тир – рис – сыр – рог – граб – бук – корм – мир – роща.

4. Как из рва сделать лугров – рог – лог – луг.

9 . Игра «Десять раков»

1. Первый рак – из хлопка сшит.   (Рубашка.)

р – – а – к –

2. Второй рак – на Луну спешит.   (Ракета.)

рак – – –

3. Третий рак – долгожданный день.   (Праздник.)

– ра – – – – к

4. Четвертый рак – вспорхнул на пень.   (Рубанок.)

р – – а – – к

5. Пятый рак – сторожил дворец.   (Стражник.)

– – ра – – – к

6. Шестой рак – кислый леденец.   (Барбариска.)

– – р – а – – – к –

7. Седьмой рак – в портфеле твоем живет.   (Тетрадка.)

– – – ра – к –

8. Восьмой рак – ночью в окно ползет.   (Мрак.)

– рак

9. Девятый рак – круг для шефёрских рук.   (Баранка.)

– – ра – к –

10. Десятый рак – множество закарюк.   (Каракули.)

– – рак – – –

10. Найди слово

11.  «Наборщик»

1. Составьте как можно больше слов из слова реклама.

О т в е т : рама, река, лама, мак, лак, мера, мерка, рак, мел.

2. Слов больше, чем букв.

Даны буквы:

а, к, ч, о, р, у, т, г, л, с, е, д

Попробуйте из них составить как можно больше слов: а) начинающихся с Р; б) с Р в середине; в) любые другие слова с этими буквами.

О т в е т : а) рот, рота, рог, рука, ручка, рост, река, руда, рис, рак; б) игра, икра, грач, гора, друг, крот, круг, кросс, труд, кора, тигр, тир, торт, три, гречка, грек, град; в) лес, лесок, лесочек, лодка, дочка, точка, кочка, ласточка, оса, дело, стул, стол, сила, лиса, угли, лоси, кит, кот, ток, село, тело, доска.

12. 

похожа на флажок:
Палочка, на ней кружок.

Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы Р. 

13. Читаем…

14. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

 

 

 

15. 

 

 

Чистоговорки

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро – у рас новое ведро.

Ру-ру-ру – продолжим мы игру

Ре-ре-ре – стоит домик на горе.

Ри-ри-ри – на ветках снегири.

Ар-ар-ар – кипит наш самовар.

Ра-ра-ра – у мышонка есть нора.

Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре

 

Ра-ра-ра – весь мусор уберем у утра.

Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ведро.

Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.

Ри-ри-ри – двор уберем – раз, два, три.

Ры-ры-ры – не заметили жары.

Ор-ор-ор – созрел красный помидор.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

 

Пословицы и поговорки

1. В труде рождаются герои.

2. Кто Родине изменяет, того народ презирает.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

4. На чужой сторонушке рад родной воронушке.

5. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Словарь

  • Рацион — порция и состав пищи на определенный срок.
  • Революция — это переворот, глубокое изменение в развитии явлений природы или общества.
  • Режиссёр — руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки.
  • Рельеф — это все неровности земной поверхности(суша, дно океана, горы и т.д.)
  • Репетиция — это упражнения, предварительная работа, подготовка к исполнению, к выступлению.
  • Рефлекс — реакция организма на раздражение.
  • Риторика —  искусство речи.
  • Ровесник — человек одинакового возраста с кем- либо, сверстник.
  • Род —  ряд поколений,
  • Романтика — мечтательное настроение.

www.klass39.ru

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Звук и буква Р. Путешествие звука Р»

Конспект коррекционно – развивающего занятия в 1 классе для детей с ЗПР

Тема занятия: «Звук и буква Р. Путешествие звука Р»

Выполнила:

учитель-логопед

Кукушкина О.В.

Лексическая тема: Цветы, дикие животные.

Цель: уточнять и закреплять знания обучающихся о звуках Р и Р’, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать практическое применение грамматических правил в игровой форме.

Задачи:

образовательные:

уточнение знаний о звуках р, р’,

знакомство с буквой Р;

развитие языкового анализа и синтеза;

развивать навыки словообразования.

 

коррекционно-развивающие:

развивать фонематическое восприятие;

развивать общую, мелкую моторику

активизировать словарь по темам «Дикие животные», "Цветы", «Антонимы»

развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.

 

воспитательные:

воспитывать потребность в речевом общении, эмоциональном отношении к происходящим событиям;

воспитывать интерес к животным, цветам;

формировать усидчивость, самоконтроль.

Оборудование: изображения : горы, сад, ворота с охраной, буква Р (по З.Е.Агранович), флажок. Плакаты « Дикие животные», «Цветы». Колокольчики, счётные палочки, тетради.

Ход занятия.

Оргмомент

    Психогимнастика:

      Логопед: Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите, как мурлычит ласковая кошечка, как каркает ворона. Догадались, какой звук мы будем изучать сегодня? (звук Р)

      Знакомство со звуком Р.

        Как рычит собака? ( р-р-р). Как рычит щенок? (рь-рь-рь)

        (Агранович З.Е.)

        Характеристика звука: согласный, твёрдый и мягкий, звонкий, непарный.


         

        Путешествие звука Р.

          Логопед:

            Звук Р хочет добраться до высокой горы, куда ещё никто не поднимался. Для этого ему необходимо преодолеть препятствия, а нам ему нужно будет помогать.

            Чтобы выйти из города, звуку Р нужно открыть «та-во-ро». Что я перепутала? Произнесите правильно (Ответ детей: Ворота).

            Упал звук Р, поранил руку и воскликнул: «Ох, рана!». А какое слово можно составить из этих двух слов? (Ответ детей: охрана)

            На пути у звука Р  стоит охрана у ворот. Чтобы охрана пропустила звук Р через ворота, надо сказать особые слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете называть противоположные им - хорошие слова.

            Зло – (добро),

            лень- (трудолюбие),

            трусость-(храбрость),

            грусть – (радость).

            Ура! Ворота окрылись! За воротами нас встречают звери (плакат «Дикие животные»). Назовите животного, название которого начинается на Т и заканчивается на Р (Тигр). Сколько звуков в этом слове? Где стоит звук Р? Назовите остальных животных.

            Чтобы животные нас пропустили дальше, необходимо сказать, могут ли происходить в жизни перечисленные события.

            - волк летает

            - рыба бежит к морю

            - соловей кукарекает

            - у ёжика вывелись котята.

            Молодцы, животные пропустили звук Р дальше. И перед глазами звука появился красивый сад. Что он увидел? (Ответ детей: Цветы). Назовите их (плакат «Цветы»). В названиях каких цветов есть звук Р? За правильные ответы колокольчик подарил вам свои цветочки-колокольчики. Ими нужно будет звенеть, когда услышите в словах звук Р

            Рак, стол, ракета, забор, рыба, соловей, тетрадь, альбом, липа, рука и т.д.

            Физминутка.

              За цветущим садом Р увидел наконец-то горы. Но чтобы на горы подняться, нам нужно хорошо подвигаться.

              Девочки и мальчики

              Прыгают как зайчики.

              Ножками топают,

              Руками хлопают,

              Головками кивают

              И тихо приседают.

              Ура! Мы на вершине горы! Здесь Р поставил свой флажок как первый покоритель горы. И с тех пор у звука Р появилось обличие  в виде буквы. На что похож его флаг? (ответ детей: буква Р).

               

              Знакомство с печатной буквой Р.

              Букву Р писать не сложно:

              Справа к палке осторожно

              Подрисуем мы кружок

              И получится флажок.

                На что похожа буква Р?

                Буква Р –рука в кармане,

                Буква Р – подарок маме.

                (О.Гофман)

                 

                 

                  На что ещё похожа буква Р?

                   

                   

                  Соберите букву Р из счётных палочек.

                  Выполни задание в тетради. (Н.Ю.Костылёва. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет)

                   

                   

                    Итог занятия.

                      Все молодцы. Понравилось вам путешествие? С какой буквой и звуком вы сегодня познакомились?

                       

                       

                       

                       

                       

                       

                       

                       

                       

                       

                       

                       

                       

                       

                       

                      Дидактический материал

                       

                        xn--j1ahfl.xn--p1ai

                        Занимательная азбука. Дидактический материал по изучению буквы Рр и звука [Р]

                        Алёнкина Ольга Арнольдовна

                        Буква Рр

                        Рр

                        Как рычит собака? (Р-р-р…)

                        – Дрожу от страха

                        До сих пор! –

                        Воскликнуло полено, –

                        Похожа буква на топор!

                        Расколет непременно!

                        Буква Р на мачте парус,

                        Вдаль плывёт, небес касаясь.

                        Ь Б Р О Т Ь Р Д Б Ь И Р О Т А Р С Ч Р З Х

                        О Р И М С Х Р Х Ъ Т Ф Р А У Р Х А О Ж

                        Ш З И Г Р Щ Ю Р У Й Ф Р С Я Л Р У Н Г

                        р р

                        Р Р

                        Р р

                        А У Р Ы

                        • Рассмотрите и раскрасьте рисунок, составьте устный рассказ из трех предложений

                        • Найдите слова с буквой Р и подчеркните их одной чертой

                        Роет землю серый крот –

                        Разоряет огород.

                        Раскрывает рыба рот –

                        Раку песенку поёт.

                        На дворе трава, на траве дрова.

                        Раз дрова, два дрова, три дрова.

                        Не руби дрова – на траве двора.

                        Крашеное коромысло

                        Над рекой повисло.

                        …………………………………………..

                        Под водой живёт народ,

                        Ходит задом наперёд.

                        …………………………………………

                        • Назовите что изображено на рисунках. Прочитай по слогам слова, напечатай их, поставьте ударение

                        РО-МАШ-КА

                        РАС-ЧЕС-КА

                        РУ-БА-НОК

                        РЫСЬ

                        ………………………

                        ……………………..

                        ……………………….

                        ……………………….

                        р

                        а

                        д

                        у

                        г

                        а

                        р

                        а

                        к

                        е

                        .

                        .

                        р

                        я

                        б

                        и

                        .

                        .

                        р

                        а

                        с

                        ч

                        е

                        с

                        .

                        .

                        р

                        у

                        б

                        а

                        ш

                        .

                        .

                        р

                        о

                        .

                        .

                        р

                        а

                        .

                        р

                        а

                        б

                        о

                        .

                        .

                        р

                        е

                        м

                        е

                        .

                        .

                        р

                        о

                        .

                        Рр

                        Список литературы

                        1. Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод. пособие / О.А.Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой; – М.: Планета, 2013. – 234 с. – (Воспитательная работа).

                        1. Волина В.В., Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.

                        1. Делу время, потехе час: Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы/Рис. Л. Кузнецова. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1988. – 32с.: ил.

                        1. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя / Сост.В.В. Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.

                        1. Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1987

                        1. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 224 с., ил. – (Сер.: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

                        1. Сборник загадок: пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.

                        1. Маршак, С.Я. Веселая азбука. –– М., 1986

                        1. Электронный носитель – Viki.rdf.ru

                        Иллюстрации Абуткиной Н.Ю., Алёнкиной О.А., Алёнкиной О.М

                        infourok.ru

                        Конспект занятия «Согласный звук Р. Буква Р»

                        Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук Р (Р’). Буква Р»

                        Автор занятия: Пашкова Светлана, воспитатель МБДОУ "Ергачинский детский сад".

                        Цель:

                        Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей.

                        Оборудование:

                        Игрушка - волк, зеркала, картинка «Предметы на звук Р», простые карандаши, карточки с заданиями «Найди в предложении букву Р, подчеркни ее и составь схему предложения».

                        Ход занятия:

                        Знакомство со звуком Р (Р’)

                        Артикуляционная гимнастика, скороговорка

                        Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

                        Лексическая игра «Назови слово»

                        Интонационное выделение звука Р в словах. Воспитатель дает образец произношения слов: ррак, морроженое, самоварр и др. (картинка «Предметы на звук Р») Дети называют слова, выделяя звук: ррама, моторр, горра, маррка, кррыша и др. за каждое названное слово ребенок поощряется фишками.

                        Артикуляция звука «Р»

                        При произношении звука Р язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!

                        Загадка про волка

                        За горами, за полями, За высокими лесами Хищник - ворище Ночами рыщет, Добычу ищет, Зубами щелк. Кто же это?.... (волк) (иллюстрация или игрушка волка) Посмотрите, к нам пожаловал в гости сам волк. Ребята, давайте, порычим, как серый волк: р-р-р-р… А он проверит правильно ли произносите этот звук. Где находится язычок? Посмотрите в зеркала (индивидуально у каждого зеркало). Как мы произносим этот звук? (При произношении звука Р, возникает преграда - язык и зубы). К какой группе звуков мы отнесем звук Р? (Согласный звук, он может быть твердым - «Рак» или мягкий - «Речь»).

                        Анализ буквы «Р»

                        Загадка про топор

                        Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется. (топор) Дрожу от страха до сих пор! – Воскликнуло полено, - Похожа буква на топор! Расколет непременно!

                        На что похожа буква «Р»?

                        Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе. А кто попробует изобразить букву? (дети прорисовывают букву в воздухе, изображают с помощью пальцев, тела)

                        Слияние слогов

                        Чтение слогов с договаривание до целого слова по азбуке большого формата

                        РА АР Раки АРбуз

                        РО ОР Розы ОРел

                        РУ УР Руки УРок

                        РЫ ЫР Рысь сЫР

                        Физминутка

                        На зарядку солнышко поднимает нас,
                        Поднимаем руки мы по команде «раз».
                        А над нами весело шелестит листва.
                        Опускаем руки мы по команде «два»
                        (Движения соответствующие тексту).

                        Индивидуальная работа с разрезными азбуками

                        А сейчас поселим в домик нашей кассы еще одну букву, как она называется? (Р) Из букв составить слова: ШАР, СОР, СЫР, СОМ, РАМА, ЛАРА, ЛУНА, ШУРА (детям раздаются карточки со словами, они прочитывают слова, затем составляют их по образцу) (Приложение № 1)

                        А сейчас давайте определим, сколько же слогов в ваших словах? (дети определяют количество слогов в словах). И зарисуем схему слова в рабочих тетрадях. Попробуем придумать предложение со словом, которое вы составили и составим схему предложения. (дети придумывают предложения и зарисовывают схему предложения).

                        Подвижная игра «Вороны»

                        Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

                        Для этого нужно выбрать одного водящего, он будет ВОЛК (предложить в руки ребенка игрушку волка).

                        А остальным ребятам нужно разделиться на две команды: одни изображают елочку – встают в круг и, опустив руки говорят: «Как под елочкой зеленой Скачут, каркают вороны». 

                        Вторая команда изображают ворон: прыгают в круг и каркают: «Кар-кар-кар….» (2 раза) Елочки говорят: «Из-за корочки подрались, Во все горло раскричались» Вороны в кругу каркают. «Кар-кар-кар….» (2 раза)

                        Елочки говорят хором:

                        «Вот и волк прибежал И ворон всех распугал». В круг вбегает ВОЛК и со словами «РРРРР….», пытается поймать ворон. Вороны убегают в домики, на стульчики. Дети меняются ролями и игра повторяется.

                        Итог:

                        Как кричат вороны? (карррр…) Какой звук слышится на конце? (р) Что вы можете рассказать про этот звук? (он согласный)

                        Скачать конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р". Буква "Р"»

                        vospitatel.com.ua

                        Добавить комментарий

                        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *