Буква прописная ш – План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме: 1 класс, обучение письму, тема “Строчная и заглавная буквы ш, Ш” | скачать бесплатно
«Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш»
Конспект урока по русскому языку (письмо) по программе «Школа России». Пропись 4, В. Г. Горецкий. 1 класс
Тема: «Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш»
Цель урока:
1. cоздать условия для формирования умения писать строчную и заглавную букву Ш, ш, навыка письма слов с сочетаниями ши;
2. способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти.
Формируемые УУД:
предметные: осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают предложения; дополняют предложения словами по смыслу, владеют правописанием сочетания ши и имен собственных; списывают с печатного шрифта;
личностные: имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике;
регулятивные:
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация к учебной деятельности:
С добрым утром
Начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Учитель: Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их. Садитесь. На улице холодно, сыро, а в нашем классе тепло. Кому захотелось бы сейчас, чтобы выглянуло солнышко? Зажгите это солнышко своими улыбками. Улыбнитесь друг другу, мне и нашим гостям и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать урок. ( слайд 1)
III. Игра «Жук-буквоед».(По элементам букв вспомнить и написать изученные буквы).
Сегодня мы продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы.
IV. Актуализация знаний:
Для шипенья хороша
В алфавите буква (ша).
– Как вы думаете, какую букву мы будем учиться писать?
На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой Ша. (слайд 2)
Что вы про нее узнали?
(На письме обозначает /ш/ – согласный, глухой, всегда твердый.
– А что ещё интересного узнали? ( Буква Ш не дружит с буквой Ы, поэтому слог ШИ пиши с И).
– Сформулируем цели урока.
(научиться писать строчную и заглавную букву Ш, слоги и слова с этой буквой).
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности:
1. Пальчиковая гимнастика.
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Семья»
(Согнуть пальчики правой руки в кулачок и по очереди разгибать, начиная с большого):
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
2. Правила письма.
Я тетрадочку открою
и как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
3. Знакомство с написание строчной буквы ш.
Показать образец.– Сколько элементов? Какие? Знакомы нам эти элементы?
(слайд 3)
4. Объяснение учителя:
Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх, снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.
– Пропишем элементы буквы ш в воздухе, на ладошке
5. Работа в «Прописи 4» (с. 3). Письмо буквы ш, слогов.
– Напишите строчную букву ш и слоги с ней (1 и 2 строки)
– Подчеркните самую красивую букву красным карандашом.
6. Слого-звуковой анализ слов. Чтение и письмо предложений.
– Выполните слого-звуковой анализ слова школа. (коллективная работа)
– Напишите это слово.
– Обведите слово школьник, закрасьте схему слова. (Самопроверка).
– В каком числе употреблено слово «школьник»?
– А во множественном числе это слово как будет звучать?
– Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.
– Запишите вместо точек слово «школьники». Проверьте друг у друга.(самостоятельная работа, взаимопроверка).
– Образуйте и запишите словосочетания.
(Шишки сосновые и еловые).
– Найдите ошибкоопасные места. (Дети называют).
VI. Физкультминутка.(для глаз). Для пальчиков. «Слоник»
Динь-дон, динь-дон
В переулке ходит слон
Старый, серый, сонный слон,
Динь-дон, динь-дон.
7. Письмо заглавной буквы Ш.
– Сейчас мы будем учиться писать заглавную букву Ш.
-найдите сходство и различия строчной и заглавной буквы.
– Какие слова, начинающиеся на букву ш мы должны писать с заглавной буквы? (письмо имен собственных, первое слово в предложении)
8. Показ и объяснение учителя.
(Буква Ш состоит из трех элементов. Заглавную букву Ш начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Начинаем писать третий элемент. Он находится на том же уровне, что первый и второй. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.)
– Пропишем в воздухе, на ладошке.
– Напишите заглавную букву Ш и слоги с ней самостоятельно. Подчеркните самую красивую.
(Если есть время – тетрадь)
– Прочитайте слово «Шура». Почему написано с заглавной буквы? (имя собственное).
– Краткое или полное имя? (краткое).
– Это имя мужское или женское? (мужское и женское)
– Как будет звучать полное женское имя? (Александра).
– А мужское? (Александр).
– Запишите это слово.
9. Закрепление знаний и способов деятельности. Списывание с печатного шрифта.
– Прочитайте предложение. Впишите пропущенное слово, обведите слово малыши.
– Давайте найдем в словах этого предложения ошибкоопасные места. Сколько слов в этом предложении?
– Почему так говорят?
(Шутке – минутка, а делу час.)
Взаимопроверка. Оцените работу товарища.
– Внимательно просмотрите странички Прописи, оцените свою работу на страничках.
VI. Рефлексия.
1. – Какие буквы учились сегодня писать на уроке?
-Достигли мы цели урока?
2. Отгадайте загадку.
Я и красный и зеленый,
Я и голубой и желтый.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса.(воздушный шарик) (слайд)
– Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один шарик.
Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – возьмите жёлтый шарик
– Если вам что-то не удалось, вам было трудно – возьмите зеленый шарик.
Если задания для вас были сложные, было скучно – возьмите красный шарик.
– Возьмите свои шарики за верёвочку и покажите нам свое настроение.
– Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Урок окончен.infourok.ru
Прописная буква Ш. – начальные классы, уроки
МБОУ «Юхмачинская СОШ» Алькеевского муниципального района РТ
Открытый урок по русскому языку
1 класс
на тему: « ПРОПИСНАЯ БУКВА Ш»
подготовила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Кузнецова Зоя Брониславовна
2016 г.
Тема урока: Буква Шш (строчная, заглавная). Правописание сочетаний жи — ши. Парные согласные [ж] — [ш].
Цель: познакомить детей с буквой “Ш”; научить писать заглавную и печатную букву Ш; знакомить со зрительным образом буквы “Ш”,
Планируемые результаты:
развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность; пополнить активный словарь детей; упражняться в звуковом анализе слов,
умение работать в коллективе, стремление к преодолению трудностей, потребность участия в действах на уроке, аккуратность.
Оборудование: Пропись , задания на развитие внимания, мышления, буквы “Ш ш”, слова для письма по памяти, электронное приложение
Ход урока
I. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
– Давайте улыбнемся и свои улыбки мы подарим гостям и друг другу.
II. Актуализация опорных знаний.
– С каким звуком мы работали на уроке чтения?
([ш])
– Расскажите, что вы знаете о нём?
(Звук [ш] – согласный, т.к. при произношении встречает преграду, всегда твёрдый, глухой)
– Мы уже научились писать строчную букву “ш”, которой обозначается звук [ш]. А сегодня будем учиться писать прописную букву “Ш”.Объясните, зачем нужна прописная буква Ш?
– Ребята, я начну урок со стихотворения, а вы догадаетесь, какой звук пришёл к нам сегодня в гости.
Лунтик купил себе фонарик,
Шапку, шарфик, синий шарик,
Шашки, шахматы, штаны
Небывалой ширины,
Шубу, штопор, шины, шпагу
И не смог шагнуть ни шагу.
Помогите малышу
Всё доставить к шалашу.
– Итак, ребята, какой часто повторяющийся звук вы услышали в этом стихотворении?( Звук Ш.)
– Дайте его характеристику. Какой он?( Согласный, глухой, всегда твёрдый.)
– Что особенного у этого звука? (Всегда твёрдый.)
– Какой же буквой обозначается звук Ш?
– А вы помните, какая просьба о помощи была в конце стихотворения?
– Хотите узнать способ, с помощью которого это можно сделать?
– У вас на столах карточки со словами, на которых указаны его покупки.(шапка, шарик, шины, шпага)
Но разложить его покупки нам надо соответственно схемам. (на доске вывешены схемы)
Выполняйте задание.
– Спасибо, ребята, что помогли шмелю выполнить это задание.
– Не забывайте о том, что если помогли вы, то в другой раз, если вам понадобится помощь, помогут вам.
Кто знает, ребята, как называются такие качества?(Взаимовыручка, взаимопомощь)
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с заглавной буквой Ш.
– Итак, ребята, сравните печатные заглавную и строчную буквы Ш.(одинаковые)
– А в каких случаях ещё мы используем заглавные буквы?(фамилии, названия рек, городов, и т.д)
– Сравним письменные буквы Ш. Почти одинаковые.
– Что общего? 3 элемента, прямые с закруглением.
– Чем отличаются? Первый элемент с закруглением.
– У вас получится написать?
2.Работа в прописях стр 41.
Звуковой анализ, составление схемы слова шуба
Раскрасить рисунок.
Работа по написанию элементов заглавной буквы Ш
Письмо заглавной буквы Ш
Работа над скороговорками ( чтение и запись скороговорок)
IV. Физминутка.
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Каждый ученик получает карточку со словами; «мы…», «лы…», «ма…на», «сту…», «лу…».
Учитель читает стихотворение, учащиеся вписывают в слова слог жи или «печатают» в слова сочетание ши.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут… (мыши).
Не поедут без бензина
Ни автобус, ни… (машина).
По полям бегут ручьи,
На дорогах… (лужи).
Скоро выйдут муравьи после зимней… (стужи).
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте..,(лыжи).
С. Маршак
Естъ особенные слоги,
Их запомнить надо строго:
Жи и ШИ
Пиши всегда с И.
Л. Шмидт
На доске записаны слова: саша, машина, малыши, шура, пес шарик (чтение слов по цепочке).
– Какие слоги опасны для написания? Ши
-Найдите ошибки. (Саша, Шура, пес Шарик пишутся с заглавной буквы)
2. Работа в прописях стр.42.
Чтение орфограммы.
Чтение слов с сочетанием ши.
Составление из слогов слов и запись этих слов.
2. Слуховой диктант.
– Запишите первую букву слова. (Ира, Шура, Иванов, Шаров, Игорь, Шахова.)( Учащиеся объясняют, почему записывали заглавные буквы.)
3.Игра «Поиграем в буквы».
– Подберите гласные буквы так, чтобы получилось слово.
– Запишите полученные слова на строчках.
а и
Ж и Ш а
ы у
о ы
Л Л
4. Графический диктант
– Я предлагаю провести графический диктант. У каждого из вас на парте лежат листочки с заданием, выполните его самостоятельно. Возьмите карандаш синего цвета для работы.
– Что у вас получилось?
VI.Рефлексия.
– С каким настроением вы работали на уроке?
– Как вы оцените свою работу на уроке?
– Возникали трудности в работе
– Что понравилось больше всего?
kopilkaurokov.ru
Конспект открытого урока письма на тему “Заглавная буква Ш”
Курс «Обучение грамоте» по программе «Школа России» обеспечен программой, прописями В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой.
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка.
Представленный урок разработан в рамках Образовательной программы «Школа России» в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС) с использованием прописи В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой.
Цели:
знакомство с заглавной буквой Ш;
формирование умения писать и употреблять заглавную букву Ш в именах людей и в кличках животных;
развитие умения анализировать и делать выводы;
воспитание качеств взаимопомощи и взаимовыручки.
Задачи:
развивать фонематический слух и умение выделять звуки в потоке речи;
расширять лексический запас учащихся;
формировать умение оценивать свою деятельность на уроке.
Ход урока.
I. Организационный момент
Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб в мир знаний нас вести!
II. Повторение пройденного.
– Ребята, я начну урок со стихотворения, а вы догадаетесь, какой звук пришёл к нам сегодня в гости.
Шмель купил себе фонарик,
Шапку, шарфик, синий шарик,
Шашки, шахматы, штаны
Небывалой ширины,
Шубу, штопор, шины, шпагу
И не смог шагнуть ни шагу.
Помогите малышу
Всё доставить к шалашу.
– Итак, ребята, какой часто повторяющийся звук вы услышали в этом стихотворении?( Звук Ш.)
– Дайте его характеристику. Какой он?( Согласный, глухой, всегда твёрдый.)
– Что особенного у этого звука? (Всегда твёрдый.)
– Какой же буквой обозначается звук Ш?
– А вы помните, какая просьба о помощи была в конце стихотворения?
– Хотите узнать способ, с помощью которого это можно сделать?
– У вас на столах карточки со словами, на которых указаны его покупки.(шапка, шарик, шины, шпага)
Но разложить его покупки нам надо соответственно схемам. (на доске вывешены схемы)
Выполняйте задание.
– Спасибо, ребята, что помогли шмелю выполнить это задание.
– Не забывайте о том, что если помогли вы, то в другой раз, если вам понадобится помощь, помогут вам.
Кто знает, ребята, как называются такие качества?(Взаимовыручка, взаимопомощь)
III Постановка темы, определение целей.
На доске записаны слова: саша, машина, малыши, шура, пес шарик (чтение слов по цепочке).
– Какие слоги опасны для написания? Ши
-Найдите ошибки. (Саша, Шура, пес Шарик пишутся с заглавной буквы)
-А сможем ли мы с вами написать Шура и Шарик? (Нет, т.к. не умеем писать заглавную букву Ш)
– Какую букву нам надо научиться писать, чтобы правильно написать эти слова?(Заглавная буква Ш)
– Итак, ребята, какова тема сегодняшнего урока?
– Какие цели поставим на этот урок? Что мы будем делать? (Научиться писать заглавную букву Ш, слова с этой буквой, читать слова с буквой Ш.)
Все верно! Но прежде чем начать писать давайте подготовим наши пальчики.
IV Физминутка «Капуста!»
Мы капусту рубим-рубим (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём (сгибание и разгибание кистей рук)
V. Изучение нового материала.
1. Знакомство с заглавной буквой Ш.
– Итак, ребята, сравните печатные заглавную и строчную буквы Ш.(одинаковые)
– А в каких случаях ещё мы используем заглавные буквы?(фамилии, названия рек, городов, и т.д)
– Сравним письменные буквы Ш. Почти одинаковые.
– Что общего? 3 элемента, прямые с закруглением.
– Чем отличаются? Первый элемент с закруглением.
– У вас получится написать?
2. Работа в прописях.
– Откройте пропись №4.
– Рассмотрите элементы буквы Ш.
– У какой буквы встречали первый элемент? (У буквы И.)
– Второй элемент? (У буквы М.)
– Третий элемент? (У буквы И.)
Обведите элементы буквы Ш по контуру в прописи и выполните упражнение чистописания.
– Попробуем соединить все эти элементы в воздухе под счёт.
И раз, и два, и три и… (Ребята пишут в воздухе под счёт вместе с учителем.)
-Ну, а сейчас давайте посмотрим написание заглавной буквы Ш. (на интерактивной доске)
Показ написания учителем.
– Обведите букву Ш по контуру, письмо до конца строки.
–Посмотрите, что нам нужно написать в следующей строчке? Обратите внимание на соединение буквы Ш с гласными буквами.
Ша, Шу, Ши (показ образцов)
– Какое из этих написаний является опасным местом написания? Почему?(Ши)
– Прочитаем слово в следующей строчке.(Шура) Теперь мы с вами можем написать правильно это слово? Почему? Но сначала раскрасьте схему к этому слову.
Предложение: Миша и …. – малыши. Какое слово нужно вставить вместо точек?(Шура)
Напишите слово Шура и обведите слово «малыши» по контуру.
Чтение письменного предложения «Когда так говорят?» и объяснение смысла пословицы «Шутке-минутка, а делу час.» Списывание пословицы с печатного текста.
VI. Подведение итогов, рефлексия.
Отгадайте загадку
Я и красный и зеленый,
Я и голубой и черный.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса.
(Воздушный шарик)
– Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один шарик.
Я прошу проанализировать вашу работу на уроке.
Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – раскрасьте жёлтый шарик
– Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать – раскрасьте синим шарик.
Покажите свои шарики.
Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Урок окончен.
infourok.ru
Урок русского языка по теме “Прописная буква “Ш””. 1-й класс
Разделы: Начальная школа
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- Обучающие – познакомить детей с буквой “Ш”; научить писать заглавную и печатную букву Ш; знакомить со зрительным образом буквы “Ш”,
- Развивающие – развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность;пополнить активный словарь детей; упражняться в звуковом анализе слов,
- Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе, стремление к преодолению трудностей, потребность участия в действах на уроке, аккуратность.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: опрос, письмо букв, слов и предложений, составление схем слов
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, “Пропись №4”, задания на развитие внимания, мышления, буквы “Шш”, маркеры, цветные мелки, проволока, “испорченные” буквы, слова для письма по памяти
Ход урока
1. Орг. момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
– Давайте улыбнемся и свои улыбки мы подарим гостям и друг другу.
2. Разминка для глаз.
Помоги мышке добраться до сыра. Найди самую короткую дорогу глазами.
3. Актуализация опорных знаний.
– С каким звуком мы работали на уроке чтения?
([ш])
– Расскажите, что вы знаете о нём?
(Звук [ш] – согласный, т.к. при произношении встречает преграду, всегда твёрдый, глухой)
– Мы уже научились писать строчную букву “ш”, которой обозначается звук [ш]. А сегодня будем учиться писать прописную букву “Ш”.Объясните, зачем нужна прописная буква Ш?
(Ответы детей)
4. Работа по теме урока.
1. Разминка для пальцев.
– Подготовим наши пальчики к письму. Выполним разминку для пальцев.
Петушок зерно клюет,
Курица к нему идет,
А гусак стоит, гогочет,
Тоже зерен клюнуть хочет.
2. Обвести по контуру узор “Шнурок”
– Откройте “Прописи” на с. 4. Обведите узор
3. Сравните прописную и печатную букву Ш
(Ответы детей)
4. Анализ элементов, из которых состоит буква Ш
– Буква Ш состоит из следующих элементов:
– На какую букву похожа буква Ш?(И)
Учитель записывает элементы на доске, дети в Прописи
5. Показ написания прописной буквы Ш учителем
6. Упражнение в написание буквы Ш учащимися:
1) конструирование буквы из проволоки;
2) письмо буквы в воздухе, на доске, на компьютере в программе Paint, в “Прописи”.
7. Чтение и запись слогов-слияний по образцу:
Ша, Шо, Ши, Шу
(Учитель записывает на доске)
– Что вы знаете о правописании слога ШИ?
(ШИ пишется с буквой и, несмотря на то, что слышим ы, т.к. звук [ш] всегда твёрдый.)
8. Анализ схемы имени “Шура”.
Запись имени по образцу
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы шли, шли, шли,
Ежа нашли.
Наклонились, подняли.
Дальше пошли.
9. Дописать предложение: Маша и Шура – малыши
10. Прочитать вопрос и пословицу. Записать по образцу:
Когда так говорят?
Шутке – минутка, а делу час.
(Когда надо работать после небольшого отдыха)
5. Закрепление
1. Помоги мышке собрать все буквы Ш. Где в слове “мышка” спрятался звук [ш]
(Детям раздаются карточки-задания)
– Давайте проверим. Сколько всего букв Ш?(10)
Где в слове “мышка” спрятался звук? (в середине)
2. Запишите в тетради только те слова, в которых есть Ш.
(шарик, ландыш, шалаш)
3. Испорченная буква.
– Посмотрите, что-то случилось с буквой Ш. Помогите ей, допишите недостающие части (Ученику даётся лист с недописанной буквой Ш)
4. Вставь пропущенные буквы.
Учащиеся выполняют задание у доски по очереди
Проверка по слайду
Графический диктант
– Я предлагаю провести графический диктант. У каждого из вас на парте лежат листочки с заданием, выполните его самостоятельно. Возьмите карандаш синего цвета для работы.
Дети выполняют задание.
– Что у вас получилось?
(Буква Ш)
– Почему для её закрашивания мы выбрали синий цвет?
(Т.к. звук [ш] всегда твёрдый)
6. Рефлексия
– С каким настроением вы работали на уроке?
– Как вы оцените свою работу на уроке?
– Возникали трудности в работе
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы! Вы хорошо работали на уроке.
Я желаю вам хорошего настроения на всех последующих уроках.
Приложение.
11.04.2013
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | |
Прозвенел у нас звонок, Начинается урок. Звуки с буквами пришли, Чтоб в мир знаний нас вести! |
|
II. Повторение пройденного | |
– Ребята, я начну урок со стихотворения, а вы догадаетесь, какой звук пришёл к нам сегодня в гости. Слайд 1. Презентация. |
|
– Итак, ребята, какой часто повторяющийся звук вы услышали в этом стихотворении? – Дайте его характеристику. Какой он? |
Звук Ш. Согласный глухой, всегда твёрдый. Всегда твёрдый. |
– Посмотрите, ребята, почему звук Ш отказывается присоединиться к группе звуковичков? (Слайд 3) – Какой же буквой обозначается звук Ш? (Слайд 4) – Всё верно. – А вы помните, какая просьба о помощи была в конце стихотворения? – Хотите узнать способ, с помощью которого это можно сделать? – У вас на столах карточки со словами, на которых указаны его покупки. |
Т.к. они звонкие, а звук Ш глухой. Буквой Ш. Помочь шмелю всё донести. Да. |
– Что показывают схемы? – Как проверить, сколько слогов в слове? – Итак, ребята, вы работаете в тройках – делите на слоги, отмечаете гласные и ставите ударение. Приступайте! – Итак, время истекло. Прошу выйти по одному человеку от группы и прикрепить слово к своей схеме. |
Слоги, ударение. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Выполняют задание в тройках. Ответы детей. |
Работа со словами. – Какое слово может быть «лишнее»? – Прочитайте слова – названия игр. – Найдите слово с опасным местом по правописанию. – Спасибо, ребята, что помогли шмелю выполнить это задание. А каково ему было бы, если бы мы ему не помогли? |
Фонарик, в нём нет буквы ш Шашки, шахматы. Шины, т.к. ШИ пиши с буквой И! Трудно, тяжело и долго. |
– Не забывайте о том, что если помогли вы, то в другой раз, если вам понадобится помощь, помогут вам. Кто знает, ребята, как называются такие качества? – Теперь, ребята, после такой тяжёлой работы предлагаю вам отдохнуть. |
Взаимовыручка и взаимопомощь. |
Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные … Физминутка (слайд 5). Летит, летит по небу шар, По небу шар летит. Но знаю я, что этот шар Ко мне не прилетит. Второй раз физминутка повторяется, но учитель пропускает слово шар, и дети показывают движения самостоятельно. |
Шары! Ученики выполняют движения за учителем. |
III. Постановка проблемы. | |
– Просто так шмель улетать не хочет и предлагает на прощание поиграть в лото по его правилам. – Хотите узнать его правила игры? – У вас на партах комплект слов и комплект слогов. Надо поставить слог на своё место, чтобы получилось слово. (Приложение 3) – Но! Слов в этой игре 7, а слогов 5. Почему так получилось, вам и предстоит разобраться. Будьте внимательны! Слушайте друг друга, советуйтесь. |
Да!
Работают в парах. |
Проверка задания. – Какие же слова нашли свои слоги? (после ответов слайд 6) – Какие слоги опасны для написания? (после ответов слайд 7) – Каким словам карточек-слогов не хватило? – Почему? |
Саша, машина, шуба, хорошо, малыши. Ши пиши с и! Шура, пёс Шарик. Потому что для этих слов нужна большая буква Ш. Потому что имена и клички пишутся с большой буквы. |
IV. Формулировка темы урока и постановка целей. | |
– С какой же буквой нам надо сегодня познакомиться, чтобы правильно написать эти слова? (после ответов слайд 9) – Итак, ребята, какова тема сегодняшнего урока? – Какие цели поставим на этот урок? – Всё верно! Тогда прощаемся со шмелём и за дело! Шмель сегодня прилетал,
|
С заглавной буквой Ш. Заглавная буква Ш. |
V. Изучение нового материала. | |
1. Знакомство с заглавной буквой Ш. – Итак, ребята, сравните печатные заглавную и строчную буквы Ш. (слайд 9) – Прочитайте слоги с заглавной буквой Ш. (слайд 9а) – Какие из этих слогов нужно взять для наших оставшихся слов? (слайд 10) – Почему же только эти слоги с большой буквы пригодились для этих слов? – А в каких случаях ещё мы используем заглавные буквы? – Для чьей фамилии в нашем классе пригодится заглавная буква Ш? – Сравним письменные буквы Ш. – Чем отличаются? – У вас получится написать? |
Одинаковые по написанию. Ша, Шо, Шу, Ши. Шу – Шура, Т. к. это имена и клички. Штырхунова. Почти одинаковые. Первый элемент с закруглением. Да. |
2. Работа в прописях. – Откройте пропись №4. – Кто нас встречает на обложке? – Какое время суток показано на рисунке? – Каковы же особенности режима дня у совы? – Из каких элементов состоит оперение совы? |
Это сова. Может быть, филин. Ночь. Днём спит, а ночью охотится. Закругления внизу, как волны. |
– Рассмотрите элементы буквы Ш. – У какой буквы встречали первый элемент? – Второй элемент? – Третий элемент? – Поднимите карандашики, обведём в воздухе все элементы и букву Ш под счёт. – Попробуем соединить все эти элементы вместе под счёт. |
У буквы И. У буквы М. У буквы И. Ребята пишут в воздухе под счёт вместе с учителем. |
– Обведите букву Ш по контуру. – Назовите буквы на следующей строчке. – Что общего? Чем отличаются? – Обведите по контуру только буквы Ш. – Обратите внимание на соединение буквы Ш с гласными буквами. Ша Шо Шу Ши (показ образцов) – Какое из этих написаний является опасным местом написания? Почему? – Прочитаем слова на последней строчке. – Почему написаны с большой буквы? – Какой слог в этих словах одинаковый? – Пропишем в воздухе. – Обведите эти слова по контуру. |
И, Ш. Ши пиши с буквой И. |
– Как можно назвать такие слова,
похожие по смыслу? – Найдите корень этих слов. – Выделим корень. – В каких случаях ещё сегодня встречали заглавную букву Ш? – Напишите слово Шарик на этой же строчке самостоятельно. – Проверьте друг у друга. – Итак, в каких случаях пришлось использовать сегодня заглавную букву Ш? – Закройте прописи. |
Однокоренные. Шур. Кличку Шарик. В именах и кличках животных. |
– А вот с какими героями мы познакомимся в тексте по букварю ,вы узнаете, отгадав загадку: В подполье, в каморке |
МЫШКИ. Мышата. |
3. Работа по букварю. – Откройте букварь на странице 82. – Посмотрите на рисунок. – Как вы думаете, в каком состоянии находятся мышата? – А вот чего они объелись, мы узнаем с вами из меню, которое зашифровано в картинках. Каждой картинке соответствует цифра, обозначающая номер того звука, который надо обозначить соответствующей ему буквой. (слайды 11-13) У детей на партах карточки с пустыми звуковичками по количеству букв в словах, куда они записывают соответствующие буквы. – Как можно назвать такой сытный обед по-другому? – Прочитайте, ребята, вопрос, который задаёт нам текст. – Почему говорят «Для мышек и кошка зверь»? |
Они объелись. Сыра, шпрот и лапши. Пир. Пригласили ли они на пир кошку Мурку? Потому что она может их съесть.
|
VI. Подведение итогов. | |
– Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Вы отлично поработали! – Какова же была цель нашего урока? – В каких же случаях мы использовали сегодня заглавные буквы? – Показываю, ребята, зелёный шарик – хлопают те, у кого всё получилось отлично. |
Познакомиться с заглавной буквой Ш и научиться её писать. В именах, кличках и фамилиях. |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок в 1 классе по теме «Заглавная буква Ш» («Школа 2100»)
Урок в 1 классе по теме «Заглавная буква Ш» («Школа 2100»)
Цели:
– продолжить работу по формированию умений слышать в словах звук [ш];
– познакомить с заглавной буквой Ш;
– формировать навык чтения по слогам и целыми словами;
– расширять словарный запас учащихся;
– воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: схемы человечков букв р, м, л, н, г, ш, картинка Шапокляк, образец написания буквы Ш, таблица «Ши пиши с буквой И», «Цели урока», карточки с буквами ш, а, у, ы, и, о.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
– Ребята! Повернитесь лицом к гостям, поприветствуйте их. Садитесь.
II. Актуализация знаний.
– Повторим наши знания.
Звуки бывают … гласные и согласные.
Звуки мы слышим, а буквы … пишем.
Гласный звук образует … слог.
Гласные звуки бывают … ударными и безударными.
Сколько в слове гласных, … столько и слогов.
Согласные звуки бывают … звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.
После твёрдых согласных пишутся гласные … а, о, у, ы
После мягких согласных пишется … и.
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Характеристика и завершение схем-человечков.
-К нам на урок пришли гости-звуки. Давайте их встретим. Откройте Букварь на с.82.
– Почему буквы р, м, л, н, г взялись за руки? (Они обозначают звонкие согласные звуки, могут быть твёрдыми и мягкими)
– Почему буква ш отказывается дружить с этими согласными? (Это глухой согласный звук, всегда твёрдый).
– Дорисуйте схемы человечков (схемы вывешиваются на доску).
2. Определение темы урока, постановка целей.
– Отгадайте загадку:
Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Дорога ей только крыска,
С длинным именем Лариска.
– Кто это? (Шапокляк) Из какой сказки эта героиня? (“Крокодил Гена и его друзья»)
– Кто автор сказки? (Э.Успенский)
Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением старухи Шапокляк.
– Назовите имя первый звук в имени старухи? (звук [ш])
– Какой буквой обозначим звук [ш] на письме? (Заглавной буквой Ш)
– Назовите тему нашего урока. (Тема урока: «Заглавная буква Ш»).
– Сформулируйте цель нашего урока с помощью слов: (на доске)
ПОЗНАКОМИТЬСЯ …с заглавной буквой Ш
УЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ … букву Ш от других букв
УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ … слоги и слова с буквой Ш
3. Знакомство с графикой заглавной буквы Ш. Сравнивание печатной и письменной буквы.
-Сегодня у нашей строчной буквы ш появится старшая подружка, заглавная буква.
-Посмотрите на неё.
-На что она похожа?
Учитель вывешивает на доску рисунки
-У вас на партах лежат бумажные листочки. Попробуйте сделать из них букву Ш.
I вариант делает строчную букву, а II вариант – заглавную.
-Покажите друг друг, что у вас получилось. Сравните.
-Чем отличается строчная и заглавная буква Шш? (Размером)
Физминутка.
Работа в прописи. Стр. 0
-Подготовьтесь к письму, положите пропись под наклоном, сядьте прямо.
-Чтобы буквы получились красивыми, мы должны подготовить свои ручки. На стр.0 у совушки обведите плавными линиями пёрышки.
-На что они походи? (на петли)
-Покажите в воздухе, какие движения вы сейчас будете делать.
-Выберите цвет для совы.
-Есть ли ещё на рисунке такие незаконченные элементы? (луна)
-Какой цвет выберем для неё? (жёлтый)
– Чем отличается печатная буква Ш от письменной? (Плавными линиями, элементами с закруглением). (образец на доске)
Учитель показывает образец написания буквы на доске. Учащиеся пишут букву в «воздухе».
– Обведите по светлым линиям букву Ш на демонстрационном табло.
– Какая буква спряталась в букве Ш? (Буква И)
– Обведите по светлым линиям букву И и Ш. (1 строчка).
– Прочитайте слова внизу страницы. Почему они записаны с большой буквы? (Это имена)
– Обведите их по светлым линиям и запишите самостоятельно.
Физминутка.
V. Первичное закрепление материала.
1. Чтение слов с буквой ш. Наблюдение за написанием
буквосочетания ши.
– Прочитайте столбики слов.
– Отгадайте загадку.
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)
– Найдите это слово среди остальных слов в 1 столбике.
– Выполним звуко-буквенный анализ слова школа.
Ученик работает у доски (слово записано на доске)
– А сейчас я расскажу вам сказку, из которой вы узнаете, с какими гласными буквами дружит буква «ш».
Однажды решила буква «ш» с гласными а, о, у, ы, и в прятки поиграть. Выпало водить букве «ш», остальные буквы побежали прятаться. Заглянула буква «ш» во все щели и первой нашла букву а. Стала с ней рядом и образовали они слог ша.
Походила буква «ш» и увидела о. Стала рядышком и получился слог шо.
Хорошо ищет буква «ш». Вот и букву «у» нашла, получился слог шу.
Долго искала остальные буквы. И вот, наконец, нашла букву и. Пристроилась буква ш рядышком и получился слог… ши. Испугалась буква ш: «Разве могу я стоять рядышком с этой буквой, ведь я обозначаю только твердый звук, а буква и стоит только после мягких согласных. Но буква и была такая обаятельная, милая и добрая, что букве ш захотелось с ней подружиться. А место, где стоят рядом буквы ш и и называют теперь опасным или орфограммой. Запомните: ши пиши с буквой и!
А вот буква ы так и не дождалась буквы ш. Обиделась на неё и рядышком никогда не становилась.
На доске:
ША
ШО
ШУ
ШИ
– Найдите слова в Букваре, где эти буквы поменялись местами: слог “иш”. (Трусишка, плутишка, шалунишка, кишка, Мариша, шишка, Мишка)
-Прочитайте слова, которые относятся к транспорту.
-Среди этих слов найдите слово, которое спряталось внутри другого (шины, машины)
– Выполним звуко-буквенный анализ слова машина.
Ученик работает у доски (слово записано на доске)
-Прочитайте фамилию известного художника (Шишкин)
Учитель вывешивает на доску портрет Шишкина
-Какое «опасное» место заметили? Подчеркните.
-Прочитайте фамилию известного писателя (Шукшин)
Учитель вывешивает на доску портрет Шишкина
-Какое «опасное» место заметили? Подчеркните.
VI. Физминутка.
VII. Знакомство со стихотворением Д.Хармса «Кораблик».
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 83. Прочитайте название стихотворения.
– Предположите, о чём будем читать?
– Прочитайте имя автора. Знакомо ли оно вам? («Тигр на улице»)
– Можно ли предположить, каким будет стихотворение? (Необычным, т.к. на корабле мышата).
Чтение 1 четверостишия (сначала про себя, затем вслух)
– Доводилось ли вам видеть таких моряков? Что вы о них думаете?
(Храбрые, плывут издалека, их четверо, друзья)
– Можно ли по тексту догадаться, о каких моряках идёт речь? (Пока нет)
Чтение 2 четверостишия (сначала про себя, затем вслух)
– Что ещё сказал о них автор? (Длинные хвосты, ушки на макушке, боятся кошек и котов)
– Что значит «ушки на макушке»?
– Автор так и не сказал прямо, что за моряки плывут на корабле. Но мы догадались? Как? (по описаниям)
Самостоятельное чтение про себя, подготовка к выразительному чтению.
– Какое настроение вызывает это стихотворение?
Чтение вслух.
VIII. Домашнее задание.
Творческое задание – нарисуйте того, кого очень боятся мышата. Придумайте ему кличку.
IX. Подведение итогов урока.
– Вспомним, какие цели ставили вначале урока. Достигли ли мы этих целей?
www.metod-kopilka.ru
Письмо заглавной буквы ш. Прописная буква Ш
В начале урока послушайте необычную историю.
В одном загадочном городе под названием Алфавит жили буквы. И была среди них немолодая, вся шероховатая буква ш . Передвигалась она с трудом и при этом все время шуршала. Чаще всего разговаривала шепотом, сильно шепелявила и любила одеваться в шерстяные вещи:
ш убу, ш апку, ш арф, ш таны.
Вслушайтесь в эти слова. При их произношении в начале слова отчетливо слышится согласный, глухой, всегда твердый звук ш . На письме он обозначается буквой ш .
Письменные буквы отличаются от печатных своей формой, хотя и обозначают один и тот же звук .
Печатная буква ш состоит из 4 палочек (трех вертикальных и одной горизонтальной). Вот как пишет про эту букву поэт Ефим Тарлапан:
Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква ш !
На этом уроке мы поучимся правильно писать строчную (маленькую) букву ш .
Она состоит из трех одинаковых наклонных линий с закруглением внизу вправо.
Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Проводим наклонную линию вниз и, немного не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, затем ведем вверх.
Повторяем наши действия: ведём вниз и, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и снова вверх.
Напишем соединения с буквой ш .
А теперь продолжим нашу сказку про букву ш .
Была у буквы ш одна странность. Из всех жителей загадочного города Алфавита она не любила букву ы . Видимо за то, что та никогда не бывает заглавной, а только маленькой, да еще обладает неприятным толстым брюшком и опирается на палочку!
В этом букву ш поддерживала ее подружка буква ж , которая все время жужжала: «Я, как и ш буду стоять рядом только с буквой и во всех словах, где должна быть ы .
Например: ж и раф, ж и молость, ж и вотное …
А поскольку у буквы ж голос был гораздо звонче, чем у ш , им вдвоем удалось настоять на своем.
Тогда пришлось придумать для всех пишущих специальное правило :
«Слоги жи и ши пишутся только с буквой и !» ши пишутся только с буквой и !
Литература:
1. Пронина О.В. Мои волшебные пальчики. Прописи.
2. Пронина О.В. Методические рекомендации для учителя. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои волшебные палочки». Баласс. 2014.
3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 1 класс» по предмету Обучение грамоте.
4. Сказка:http://readik.ru/str1_30_1_7.php
Для визуального оформления использовались источники:
1. http://pochemu4ka.ru/load/41
Ход урока:
I. Организация начала урока
Приветствие. Проверка готовности к уроку
(наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки)
Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуйте их. Садитесь.
Ребята,покажите нашим гостям, что вы уже настоящие ученики.
(Учитель начинает стих-е, дети отвечают).
Вы пришли сюда
УЧИТЬСЯ.
Не лениться, а
ТРУДИТЬСЯ.
Работать как?
СТАРАТЕЛЬНО.
А слушать как?
ВНИМАТЕЛЬНО.
Если хочешь отвечать…
РУКУ НЕ ЗАБУДЬ ПОДНЯТЬ!
Если спросят?
НАДО ВСТАТЬ, ГРОМКО, ЧЁТКО ОТВЕЧАТЬ!
II. Постановка учебной задачи
Сегодня на первом уроке мы с вами познакомились с буквой …? (буква ш) Слайд №1
– Буква ш на письме обозначает …? (звук ш)
– Дайте характеристику звуку ш . (согласный, всегда твердый, глухой)
– А что ещё интересного вы узнали про букву ш? (буква ш не дружит с буквойы, поэтому надо писать щи с буквой и)
Каждый ученик получает карточку со словами: «мы…», «ма…на».
Ребята, возьмите карточку, слушайте внимательно стихотворение, допишите слово.
(Учитель читает стихотворения, учащиеся «печатают» в слова сочетание ши)
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут… (мыши ). Слайд №3
Слушайте внимательно ещё небольшое стихотворение, вставьте пропущенные буквы..
Не поедут без бензина
Ни автобус, ни… (машина) . Слайд №3
С. Маршак
(проверка карточки через камеру)
– Почему слоги ши вы «печатали »?
– Чему будем учиться на уроке ? Слайд №4
– Слова с какими сочетаниями будем писать ?
III. Усвоение новых знаний и способов
деятельности.
Пальчиковая гимнастика
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Замок».
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили
Потянули и открыли!
2. Правила посадки за столом во время письма
– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой
Слайд №5
Показывают посадку
за столом при письме, как правильно держать ручку
3. Знакомство с написанием строчной буквы ш в «Прописи 4» (с. 3)
– Рассмотрите образец строчной буквы ш . Слайд №6
– Сколько элементов в букве ш? Какие?
Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведём вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх, снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.
– Пропишите элементы буквы ш в воздухе
4. Работа в «Прописи 4» (с. 3). Письмо буквы ш , слогов
– Напишите строчную букву ш и слоги с ней (пропись с. 3, 1 и 2 строки).
5. Слого-звуковой анализ слов. Чтение и письмо слов и предложения (с. 3)
– Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом.
– Выполните слого-звуковой анализ слов школа Слайд №7
(коллективная работа
– Обведите слово школьник .
– В каком числе употреблены слова школьник ?
– А во множественном числе это слово как будет звучать ?
– Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.
– Запишите вместо точек слово школьники .
Проверьте друг у друга .
(самостоятельная работа, взаимопроверка)
Физкультминутка
Какое сейчас время года? А какой месяц? Ос
craft-m.ru