Познавательное

Автобусы маз школьные – машину ждут в Беларуси и активно продвигают в России — Авто портал. Познавай, учись и мечтай…

МАЗ-257. Школьный сельский спецавтобус | детальный обзор mpark.pro

Этот автобус — первый на постсоветском пространстве, изначально спроектированный как школьный, причем с учетом особенностей эксплуатации в сельской местности.

"А предыдущие десятки вариантов школьных бусов, созданные всем постсоветским автобуспромом, что, были не специально спроектированы для перевозки детей?" — спросит читатель.
В том-то и дело, что нет. Все те многочисленные модификации строились на базе существующих серийных моделей путем внесения соответствующих изменений в конструкцию.

01. Новоявленный МАЗ-257.S30 — образец другого подхода к данной тематике. Эдакая квинтэссенция накопленного опыта, переосмысленная и дополненная.

О каком опыте речь? Об этом — наша первая Ремарка.

Ремарка М-Парка

С 2013 года белорусское государство осуществляет социальную программу "Школьный автобус", по которой сельские учреждения образования обеспечиваются транспортом для подвозки к школам учеников из отдаленных деревень.

02. В программе участвуют автобусы ПАЗ-32053-70 РАП, которые с присвоением белорусского VIN-кода в Борисове собирает ООО "Русавтопром".

03. Вторая модель, поставляемая по этой программе — спецверсия МАЗ-241. После ряда доработок ей присвоили собственный индекс МАЗ-241.S30.
В 2013 году было отгружено 60 школьных автобусов МАЗ, в 2014-м - 19 единиц, в 2015-м еще шесть десятков. На сегодняшний день общее их число превышает две сотни.

ПАЗик хорош для сельских реалий, но все-таки не совсем "чистокровный белорус", поэтому о его участии в белорусской соцпрограмме предпочитают "дипломатично" почти не упоминать, а МАЗ-241.S30 — белорусский автобус, школьный, но… Но не сельский.

МАЗ-241 с несущим кузовом и оригинальной подвеской проектировался для хороших асфальтовых дорог, но в сельской местности, даже белорусской, хорошие дороги есть пока далеко не везде.

04. Универсальным сельским скул-басом мог бы быть длиннобазный КАвЗ-397653 на шасси капотного ГАЗона, но такие автобусы давно сняты с производства. А у

автобусов на шасси грузовика есть некоторые свои преимущества.

На основе опыта эксплуатации "школьников" в белорусской глубинке было принято решение "с нуля" разработать совершенно новую модель, коей и стал МАЗ-257.S30.

05. В результате получился автобус, стилистически не похожий не на один из имеющихся или когда-либо существовавших МАЗов.

06. Конструктивно в основе нового "школьника" — удлинённое шасси МАЗовского среднетоннажного грузовика.

МАЗ уже строил автобусы на основе рамных шасси грузовиков. И это тема для второй Ремарки.

Ремарка М-Парка

07. В 2000 году был представлен МАЗ-106 — автобус на шасси среднетоннажного грузовика МАЗ-4370. Характерная особенность —заимствованные у магистральников семейства МАЗ-5440 элементы кабины. Остался опытным образцом.

08. Следующий автобус на шасси среднетоннажника МАЗ-4370 обладал уже полностью оригинальным дизайном кузова и назывался МАЗ-256. Первый его опытный образец (именно он показан на фото) появился в 2004 году.

09. Эта модель стала серийной. Сейчас с производства уже снята, но была выпущена большим тиражом. Серийные МАЗ-256 от опытного отличались тем, что все их внешние кузовные детали (пластиковые, окрашенные "в массе") изготавливались в моно-цвете, что заметно меняло внешний облик, хотя форма деталей была ровно той же, что и у опытного.

10. Казалось, со снятием с серии 256-й модели МАЗ уйдет от идеи использования шасси грузовиков для постройки автобусов, но в прошлом году был создан шедевр грузо-бусо-строения — МАЗ-131 для Африки.

А затем и шасси среднетоннажного грузовика вновь пригодилось для создания автобуса.

Зачем понадобилось именно грузовое шасси? Все банально. Причина — ремонтопригодность в сельской местности и "ходимость" по грунтовкам. У грузового шасси выше клиренс, подвеска рессорная. Для "живучести" это важнее.

11. "Растянутая" база позволила увеличить пассажировместимость, а удлинненый задний свес рамы позволил установить вторую автоматическую дверь.

12. Ветровое стекло, состоящее из двух "половинок" — тоже дань ремонтопригодности. Специально для МАЗ-257 переднее остекление разработал давний стекольный партнер АМАЗа — частная могилёвская фирма "КУВО".

13. Передняя светотехника — линзовая. "Оправа" для линз — оригинальная, разработанная специально для этого автобуса.

14. Задняя светотехника аналогична применяемой на многих других автобусах МАЗ, но опять же оригинальная "оправа" позволяет не перепутать МАЗ-257 ни с чем другим.

15. Задняя стенка автобуса пока "глухая", но при необходимости сделать в ней откидной люк для доступа в салон или багажный отсек — не проблема.

16. Отдельная водительская дверь — еще одна особенность и сельское преимущество МАЗ-257 перед "интиллигентным" МАЗ-241, у которого отдельной водительской двери нет.

17. Входные водительские ступеньки "утоплены" в нишах.

18. Доступ к точкам обслуживания роднит этот автобус с базовым грузовиком. Для сельских механиков — еще одно преимущество.

19. Водительская зона, как и весь автобус, спроектирована также "с нуля".

20. Под люком у правого бокового стекла размещен воздушный фильтр.

21. Люк для доступа к двигателю — небольшой. Шумоизоляция — основательная. Поставщик двигателя — Cummins.

22. Форма приборной панели — новая, но щиток прежде использовался на других автобусах.

23. Водительская перегородка — глухая. За ней спинками против движения установлены кресла для сопровождающих. "Учительские" кресла легко отличить от детских по конфигурации ремней безопасности. Учителям — поясной ремень, а детям…

24. А детям по недавно изменившимся стандартам теперь положены четырёхточечные ремни. Почти, как в автоспорте. Глядишь, такими темпами скоро для поездки в школьных автобусах станут обязательны шлемы, а за ними и несгораемые комбинезоны…

25. Пока только два производителя в СНГ делают кресла для скул-басов с четырехточечными ремнями. Один из них — "Павловская сельхозтехника", чьи кресла и стоят на МАЗ-257. Таких спецкресел здесь — 28.

26. Поскольку дети не автоспортсмены, то четырехточечные ремни будут им неудобны по ощущениям. Но задача четырехточечных ремней — удержать юных пассажиров в креслах при падении автобуса на бок.

27. Один их макетных образцов МАЗ-257 уже испытывали на боковое опрокидывание. Соответствие новым нормам подтвердилось.

28. Полки для ранцев выкрашены в ярко-желтый цвет. Еще одно требование ГОСТа. Любопытно, что тот же ГОСТ разрешает перевозку портфелей под сиденьями.

29. Выдвижная автоматическая дополнительная ступенька еще один ГОСТ-овский атрибут скул-баса. Для старшеклассников не актуально, а вот для первоклашек — полезный аксессуар.

30. Возможно, в будущем МАЗ-257 станет родоначальником нового семейства среднеразмерных автобусов для села, но пока МАЗ-257 это исключительно school bus.

Еще пока идут испытания опытных образцов МАЗ-257 на соответствие многочисленным требованиям, но серийные спецавтобусы новой модели должны будут появиться на белорусских сельских дорогах в следующем учебном году. То есть уже в нынешнем календарном.

mpark.pro

​Обзор школьных автобусов МАЗ

Не так давно линейка городских автобусов МАЗ пополнилась моделью, предназначенной для перевозки школьников. Предприятие презентовало модификацию МАЗ 241S30, специально разработанную для доставки детей к месту обучения. 

Современная техника активно поставляется в Российскую Федерацию.

Особенности модели МАЗ 

В салоне школьного автобуса МАЗ расположились 22 удобных сиденья. Длина транспортного средства составляет 6,8 метра, базы – 3,8 метра. 

Машина оснащена силовым агрегатом Cummins в сочетании с шестиступенчатой трансмиссией Fast Gear 670T. 

Другие технические характеристики низкопольного автобуса МАЗ 241 выглядят так:

  • Ширина колеи передних колес – 2011 мм, задней – 1824 мм;
  • Общая масса – 8775 кг;
  • Ступенька имеет высоту над дорогой в 380 мм;
  • Пассажировместимость – 36 человек;
  • Шины 245/70R19.5.

Программа «Школьный автобус» реализуется при поддержке Банка развития Беларуси. 

Первые низкопольные автобусы МАЗ были переданы в 2013 году, а премьера транспортного средства состоялась двумя годами ранее. 

В последнее время конструкцию транспортных средств модернизировали. На панели приборов городского автобуса МАЗ появился пульт управления противопожарной системой.

Специалисты оборудовали моторную шахту дополнительной звукоизоляцией, добавили зеркало для улучшения обзора спереди и установили мультимедийную систему. Еще одним нововведением стало обновление буксировочного устройства. 

Теперь для аварийной буксировки городского автобуса МАЗ не придется снимать передний бампер.

В автобусе предусмотрены полки, на которых удобно размещаются школьные рюкзаки. Сидения удобны даже для людей достаточно высокого роста. На крыше установлен громкоговоритель и проблесковый маячок. 

Чтобы городской автобус МАЗ был более заметным на дороге, его выпускают в желтом цвете. Скорость машины ограничена до 60 км/ч без возможности снятия этого лимита.

Новинка МАЗ 257.S30

Прошло совсем немного времени с презентации первого школьного автобуса МАЗ, а белорусское предприятие уже подготовило новинку – модель МАЗ 257.S30. Инновационная техника уже прошла все необходимые испытания, результаты которых подтвердили его соответствие требованиям безопасности СНГ и Европы. 

Автобус вмещает 29 учащихся, а для сопровождающих взрослых установлены специальные сиденья МАЗ.

Новый городской автобус МАЗ 257 прошел краш-тест в аварийных условиях. С помощью подъемного крана машину перевернули на бок. Результатом стали трещина перегородки у кабины водителя, поврежденная крыша, а также разбитые фары и стекла. 

Если бы в такой момент внутри находились люди, они бы не пострадали. Обошлось также без повреждений силового каркаса и важнейших составляющих, включая мотор.

Главные отличия школьного автобуса МАЗ 257.S30 от предшественника заключаются в расширенном салоне, применении рамного шасси и повышенной проходимости. 

Универсальную технику можно использовать в сельской местности для быстрой и эффективной доставки детей к месту учебы.

mazprice.ru

Новые автобусы МАЗ-241S30 и МАЗ-257 и социальная программа «Школьный автобус»

Андрей Филиппов, фото автора

2013 год. Минский автомобильный завод и «Банк развития Республики Беларусь» начали совместную социальную программу «Школьный автобус». Её суть – передать школьным учреждениям Белоруссии автобусы МАЗ-241 для доставки детей из отдалённых деревень к месту учёбы. А изюминкой проекта стал тот факт, что управлять всеми автобусами должны были… женщины. Оригинальная идея осуществлена, и милые дамы за рулём школьных автобусов стали символом безопасности при перевозке детворы: сами матери, они лучше всех понимают ценность своих пассажиров…

Со старта проекта прошло три года. В 2013 году было поставлено 60 автобусов, в 2014 – 15 ед., в 2015 ещё 61 «школьник» стал перевозить маленьких пассажиров. Нынешний год позволил разменять вторую сотню – как раз на передаче партии, где находился 200-й экземпляр МАЗ-241, мы и смогли поприсутствовать. Что же поменялось за прошедшие годы?

«Старички»…

В принципе, изменений не так уж и много. В первую очередь, добавились электронные аксессуары, например, большой монитор под потолком, по которому можно развлечь детвору мультиками или фильмами во время длительных поездок – путешествие от школы до дома порой занимает до часа. Да и выезды на экскурсии никто пока не отменял.

Во-вторых, стоит отметить перекомпоновку моторной шахты, связанную не только с установкой двигателя Cummins вместо ММЗ, но и с улучшением её шумоизоляции, что для комфорта как водителя, так и маленьких пассажиров, несомненное благо.

Есть и ещё доработки, но перечислять их все я не буду. Тем более, что процесс модернизации вёлся постепенно, и все изменения бросаются в глаза только в сравнении с самыми первыми МАЗ-241, переданными в школы в 2013 году. Основное отличие нынешней партии – новые кресла с четырёхточечными ремнями. До этого устанавливались стандартные сиденья от пригородных версий серийных автобусов.

В общем, процесс идёт.

Байки для VIP

Всё-таки МАЗ – рисковый завод. Пригласить специализированные СМИ не на символическую, а реальную передачу автобусов, да ещё и предоставить возможность пообщаться с водителями, которые ежедневно на них работают… Я не мог этим не воспользоваться!

Знакомьтесь, Надежда Никонова – водитель школьного автобуса МАЗ-241 с 2013 года. Именно она стояла у истоков той самой «школьной» программы в Белоруссии, продолжение которой мы сейчас наблюдаем, и, как это ни печально, она одна из немногих, кто остался верен выбранной профессии. Выдержать тяжёлый режим работы, где к ответственности за детей «бонусом» добавлялась работа на новых (читай «сырых») автобусах, смогли немногие. Надежда смогла, так что встреча с ней для меня оказалась большой удачей.

О тех первых МАЗах она отзывается сдержанно. Машины реально были «сырыми» и требовали повышенного внимания к себе. Только после «протяжки» и обкатки, когда все мелкие недочёты были устранены, появилась уверенность в машине, и перевозка детей начала приносить радость. Впрочем, ни разу за всё время автобус её не подвёл, безжизненно замерев где-нибудь среди заснеженных лесов или продуваемых всеми ветрами полей, что не может не радовать – дети же в салоне!

Из того, что категорически не нравилось – вибронагруженный двигатель ММЗ и механическая коробка передач с нечёткими ходами и нелогичными для автобуса передаточными отношениями, максимальная скорость которого не превышает 60 км / ч. Эти и остальные неприятные мелочи, которые всплывали в процессе эксплуатации, скрупулезно доводились до автозаводцев – благо, те реально интересовались своими творениями и были благодарны любым отзывам.

Как оказалось, собирали они информацию не из праздного любопытства. Новый МАЗ-241S30, который получила Надежда, оснащён более совершенным двигателем Cummins и таит в себе длинный список проведённых доработок. После краткого осмотра только положительные эмоции – автобус стал заметно лучше. Единственное – коробка передач так и осталась механической, ставить «автомат», чтобы облегчить женский труд, почему-то решили нецелесообразным.

А ещё Надя просто влюбилась в МАЗ-257: отдельная дверь в кабину (не надо скакать по моторному тоннелю), увеличенная пассажировместимость (можно обойтись двумя рейсами вместо трёх), увеличенный клиренс и рессорная подвеска (можно увеличить скорость на разбитых дорогах и не бояться снежных переметов) и т. д. Список отмеченных плюсов оказался большим. Сказала, что теперь есть новая мечта – сесть за руль «257-го». Похоже, наша встреча была явно не последней, кто лучше водителя расскажет, чего стоит тот или иной автобус?!

…и «молодой»

Впрочем, для меня основной интерес на мероприятии представляли не доработанные МАЗ-241S30, а анонсированный показ нового «школьника» – МАЗ-257. Правда, журналистов сразу предупредили, что машина проходит испытания на стенде и, по сути, представляет собой макет. Но разве можно этим остановить фанатичную прессу?! Вот он, подросший в размерах и утративший причудливый дизайн, новичок!

Перед конструкторами стояла задача увеличить размеры автобуса для перевозки детей. В связи с закрытием школ и детских садов в маленьких деревнях количество школьников и малышей, которых надо централизованно доставлять к месту, увеличивается с каждым годом, и компактный МАЗ-241 уже давно не справляется с возросшим «пассажиропотоком». Теперь в салоне можно перевезти на 8 человек больше.

Кроме того, встал вопрос об увеличении проходимости автобуса. Изначально спроектированный как «турист» и автобус для нерегулярных перевозок по асфальтированным дорогам, «241-й» довольно болезненно переносит разбитые «гравийки», особенно когда дело касается глубоких ям. У «257-го» с этим проблем быть не должно: клиренс под осями по 200 мм, угол въезда – 16°, угол съезда – 10°.

А ещё меня не покидало стойкое ощущение, что это не узкоспециализированный «школьник» – две полноценные одностворчатые служебные двери с механизмом обкатывающего типа, по два небольших багажных отсека под днищем, салон с широким проходом и высотой не менее 1900 мм. Всё это очень смахивает на задел по пригородному автобусу, который легко заменит весьма популярный до сих пор, но, увы, снятый с производства МАЗ-256. Поживем, увидим?!

Технические характеристики автобусов МАЗ-241S30 и МАЗ-257*
Модель МАЗ-241S30 МАЗ-257
Габаритные размеры, мм 6790х2550х2945 8720х2550х3150
Колёсная база, мм 3800 4800
Полная масса, кг 9300 10 330
Снаряжённая масса, кг 7670 8030
Пассажировместимость, чел.
22
21+1
31
29+2
Вместимость багажных отсеков, м3 0,7 Н.д.
Допустимая нагрузка на: 1-/ 2-ю оси, кг 4100/ 5200 4050/ 6280
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Cummins ISF3.8s
Турбодизель, I-4, Euro 4
3759
168 при 2600 мин-1
600 при 1300–1700 мин-1
Cummins
Турбодизельный, I-4, Euro 5
Н.д.
177–217
Н.д.
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
Fast Gear 6J70T
Механическая
6/1
ZF
Механическая
6/1
Подвеска Передняя – пневматическая, зависимая с амортизаторами и стабилизатором.
Задняя – пневморессорная, зависимая с амортизаторами и стабилизатором
Передняя – рессорная, зависимая с амортизаторами и стабилизатором.
Задняя – рессорная, зависимая с амортизаторами и стабилизатором
Колёсная формула 4х2
Минимальный радиус поворота, м 9,0 Не более 8,5
Вместимость топливного бака, л 190 Н.д.

www.gruzovikpress.ru

МАЗ - СВЕРХПРОХОДИМЫЙ ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС МАЗ

Минский автозавод выпустил первый сверхпроходимый автобус для сельских школ, который способен свободно передвигаться в сложных дорожных условиях и преодолевать препятствия в виде песков, луж и сугробов.

Мазовский автобус стал первым школьным транспортом в СНГ, который изначально разработан для сельской местности. В отличие от стандартных «школьников», созданных на основе существующих моделей, MАЗ-257.S30 проектировали с чистого листа. Новый спецавтобус оказался выносливее, мощнее и проворнее серийных «собратьев».

Школьный автобус получил рамное шасси от среднетоннажного грузовика. Высокий клиренс и рессорная подвеска позволяют свободно ездить по грунтовым дорогам. Школьный спецавтобус оборудован современным двигателем экологического класса Евро-5. Для большей надежности встроена система ограничения скорости, которая не позволит разогнать транспорт свыше 60 км/ч.

Спецавтобус также получил удлиненный салон на 28 пассажиров. Внутреннее пространство разделено на места для учителей и школьников, причем сиденья для детей оснащены четырехточечными ремнями безопасности. Над креслами организованы багажные полки для школьных рюкзаков, а для первоклашек предусмотрена выдвижная дополнительная ступенька. Инженеры также установили в автобусе внешнюю громкую связь и мультимедийные системы, чтобы можно было развлечь детей в дороге.

«Школьник» успешно прошел испытания, во время которых проверили надежность конструкций. Тесты показали, что модель соответствует всем требованиям безопасности, которые приняты в странах СНГ и Европы.

«Новая модель взяла лучшее от грузовика и автобуса: с одной стороны, повышенная проходимость, с другой – комфортные условия и максимальная безопасность для детей. Автобус предназначен для того, чтобы привезти школьников в школу из любой деревни или хутора, вне зависимости от качества дорожного покрытия. Такие качества делают транспорт незаменимым практически в любом регионе», – отметили разработчики.

Первые автобусы появятся на сельских дорогах осенью текущего года. Их также планируется поставлять на рынки стран ЕАЭС. «Спецавтобусом интересуются многие потенциальные заказчики. По сути, мы создали автобус, который не имеет аналогов в своем классе. Мы ожидаем, что новая модель будет успешна на зарубежных рынках», – считают в ОАО «МАЗ».

Спецавтобус создан по программе «Школьный автобус», который реализуется ОАО «МАЗ» и Банком развития Республики Беларусь по поручению главы государства. Целью программы выступает решение проблемы доставки сельских детей в школу и обратно. На заводе разработано две модели – МАЗ 241 и МАЗ 257. Всего для сельской местности будет выпущено более 300 школьных автобусов.

maz.by

СВЕРХПРОХОДИМЫЙ ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС МАЗ

Минский автозавод выпустил первый сверхпроходимый автобус для сельских школ, который способен свободно передвигаться в сложных дорожных условиях и преодолевать препятствия в виде песков, луж и сугробов.

Мазовский автобус стал первым школьным транспортом в СНГ, который изначально разработан для сельской местности. В отличие от стандартных «школьников», созданных на основе существующих моделей, MАЗ-257.S30 проектировали с чистого листа. Новый спецавтобус оказался выносливее, мощнее и проворнее серийных «собратьев».

Школьный автобус получил рамное шасси от среднетоннажного грузовика. Высокий клиренс и рессорная подвеска позволяют свободно ездить по грунтовым дорогам. Школьный спецавтобус оборудован современным двигателем экологического класса Евро-5. Для большей надежности встроена система ограничения скорости, которая не позволит разогнать транспорт свыше 60 км/ч.

Спецавтобус также получил удлиненный салон на 28 пассажиров. Внутреннее пространство разделено на места для учителей и школьников, причем сиденья для детей оснащены четырехточечными ремнями безопасности. Над креслами организованы багажные полки для школьных рюкзаков, а для первоклашек предусмотрена выдвижная дополнительная ступенька. Инженеры также установили в автобусе внешнюю громкую связь и мультимедийные системы, чтобы можно было развлечь детей в дороге.

«Школьник» успешно прошел испытания, во время которых проверили надежность конструкций. Тесты показали, что модель соответствует всем требованиям безопасности, которые приняты в странах СНГ и Европы.

«Новая модель взяла лучшее от грузовика и автобуса: с одной стороны, повышенная проходимость, с другой – комфортные условия и максимальная безопасность для детей. Автобус предназначен для того, чтобы привезти школьников в школу из любой деревни или хутора, вне зависимости от качества дорожного покрытия. Такие качества делают транспорт незаменимым практически в любом регионе», – отметили разработчики.

Первые автобусы появятся на сельских дорогах осенью текущего года. Их также планируется поставлять на рынки стран ЕАЭС. «Спецавтобусом интересуются многие потенциальные заказчики. По сути, мы создали автобус, который не имеет аналогов в своем классе. Мы ожидаем, что новая модель будет успешна на зарубежных рынках», – считают в ОАО «МАЗ».

Спецавтобус создан по программе «Школьный автобус», который реализуется ОАО «МАЗ» и Банком развития Республики Беларусь по поручению главы государства. Целью программы выступает решение проблемы доставки сельских детей в школу и обратно. На заводе разработано две модели – МАЗ 241 и МАЗ 257. Всего для сельской местности будет выпущено более 300 школьных автобусов.

www.mazrus.ru

МАЗ выпустил школьный автобус повышенной проходимости — специально для сельской местности

Минский автозавод выпустил первый сверхпроходимый автобус для сельских школ, который способен свободно передвигаться в сложных дорожных условиях и преодолевать препятствия в виде песков, луж и сугробов. Об этом Onliner.by сообщили в ОАО «МАЗ».

Это первый школьный  автобус в СНГ, который изначально разработан для сельской местности. Школьный автобус получил рамное шасси от среднетоннажного грузовика. Высокий клиренс и рессорная подвеска позволяют свободно ездить по грунтовым дорогам. Школьный спецавтобус оборудован двигателем экологического класса Евро-5. Для большей надежности встроена система ограничения скорости, которая не позволит разогнать транспорт свыше 60 км/ч.

Спецавтобус также получил удлиненный салон на 28 пассажиров. Внутреннее пространство разделено на места для учителей и школьников, причем сиденья для детей оснащены специальными ремнями безопасности. Над креслами организованы багажные полки для школьных рюкзаков, а для первоклашек предусмотрена выдвижная дополнительная ступенька. Инженеры также установили в автобусе внешнюю громкую связь и мультимедийные системы.

— Новая модель взяла лучшее от грузовика и автобуса: с одной стороны, повышенная проходимость, с другой — комфортные условия и максимальная безопасность для детей. Автобус предназначен для того, чтобы привезти школьников в школу из любой деревни или хутора вне зависимости от качества дорожного покрытия, — отметили разработчики.

Автобус успешно прошел испытания. Тесты показали, что модель соответствует всем требованиям безопасности, которые приняты в странах СНГ и Европы. Первые автобусы появятся на сельских дорогах осенью этого года. Их также планируется поставлять на рынки стран ЕАЭС.

— Спецавтобусом интересуются многие потенциальные заказчики. По сути, мы создали автобус, который не имеет аналогов в своем классе. Ожидаем, что новая модель будет успешна на зарубежных рынках, – считают на предприятии.

Рюкзаки в каталоге Onliner.by

auto.onliner.by

Школьный автобус

Дело в том, что в 2013 году в Беларуси началась совместная социальная программа «Школьный автобус». Согласно ей, Минский автомобильный завод и «Банк развития Республики Беларусь» начали передавать школьным учреждениям автобусы МАЗ 241 в специальной комплектации для доставки детей к месту учебы из отдаленных деревень. За время работы программы школам в общей сложности было передано более 200 автобусов, что, в свою очередь, позволило сделать заводу определенные выводы…

Свой путь

Знакомьтесь, МАЗ 257 – первый в СНГ автобус, созданный специально для перевозки детей. Машина создавалась «с нуля» и не имеет серийных собратьев. Возможно, в будущем она сама станет родоначальником семейства автобусов малого класса, но пока это уникальный «школьник» и только. Как уже говорилось, за три года существования программы «Школьный автобус» заводчанам удалось собрать массу информации как об эксплуатации «школьников» в целом, так и о частных недостатках конструкции существующей модели МАЗ 241. На основании этих данных было решено спроектировать совершенно новый автобус.

Во-первых, новичок стал заметно больше – 2-метровый прирост по длине позволил на 8 человек увеличить пассажировместимость и разместить в заднем свесе вторую автоматическую служебную дверь. Такое решение было принято с учетом текущей тенденции закрытия школ и детских садов в маленьких деревнях и увеличившегося количества школьников и малышей, которых надо централизованно доставлять к месту учебы.

Во-вторых, было уделено повышенное внимание проходимости машины. До 200 мм увеличен клиренс, угол въезда – 16°, угол съезда – 10°. В совокупности это позволит увереннее преодолевать такое сезонное явление, как снежные переметы. Да и при разъезде на заснеженной дороге послужит дополнительным «плюсом». Кроме того, применение рессорной подвески позволит менее болезненно переносить разбитые «гравийки», которых на пути школьных автобусов по-прежнему немало.

В-третьих, были улучшены условия работы водителя. Теперь в его распоряжении персональная дверь для входа, позволяющая избежать акробатических пируэтов на крышке моторного отсека. А в заново спроектированном интерьере кабины изначально зарезервировано место под установку блоков управления современными электронными системами (тахограф, GPS, мультимедиа и т.д.). А плоские поверхности «околокапотного

пространства» получили выштамповки, позволяющие положить различную мелочёвку без боязни искать ее после маневра по всей кабине.

Пожалуй, единственное, что МАЗ 257 сохранил от предшественника – это общую компоновку. Автобус по-прежнему имеет переднее расположение силовой установки и привод на заднюю ось. Такое решение позволяет унифицировать конструкцию с грузовыми малотоннажниками, а значит, сэкономить как на закупке, так и на эксплуатации – образование у нас никогда не было сферой, где не испытывали дефицита финансирования.

В настоящий момент опытный образец успешно прошел на Дмитровском полигоне тест на опрокидывание. Теперь ведется окончательная доводка конструкции и работа над интерьером МАЗ 257, так что ждать официальной премьеры остается не так уж и долго.

Удерживая позиции

Ну, а что же «241-й»? Может с учетом работы над новым «школьником» на него уже махнули рукой? Как бы не так! Работы по модернизации текущей модели не прекращаются и сейчас. Разумеется, времени, чтобы учесть большинство пожеланий эксплуатационников, было предостаточно. Водители, работавшие на первых «школьных»

241-х, отмечают, что нынешний МАЗ241S30 – это уже совершенно другая машина, на которой можно работать с удовольствием, не ожидая подвоха по технической части.

Вместо вибронагруженного двигателя ММЗ и механической коробки передач с нечеткими ходами и нелогичными передаточными отношениями автобус оснастили китайским

двигателем Cummins в сочетании с 6-ступенчатой МКП Fast Gear. Была значительно улучшена шумоизоляция моторного отсека, что позволило использовать большой монитор под потолком по своему прямому назначению – для развлечения детворы во

время поездок. Если говорить о салоне, то последняя переданная партия машин получила новые кресла с четырехточечными ремнями – до этого устанавливались стандартные сиденья от пригородных версий серийных автобусов.

В принципе, перечень внесенных в конструкцию изменений велик, и продолжать его можно довольно долго. Главное, что можно увидеть, даже не вникая в спецификации, – МАЗ 241S30 по-прежнему полноценный участник программы «Школьный автобус» и сдавать свои позиции не намерен. По крайней мере, пока достойная смена в виде МАЗ 257 не встанет на конвейер, а там – как знать?

Краш-тест

Школьный автобус МАЗ 257, который вскоре пойдет в серийное производство, подвергли краш-тесту, чтобы выяснить, какие повреждения может получить автобус и его пассажиры при падении на бок. Чтобы опрокинуть автобус под определенным углом, использовали подъемный кран. Краш-тест состоялся 16 сентября, о его результатах в ОАО «МАЗ» рассказали 1 декабря. «Испытания показали, что новая модель соответствует всем требованиям безопасности, которые существуют как в Беларуси, так и в России и других странах, — подчеркнули на предприятии. — Например, если бы в автобусе во время краш-теста находились люди, то они бы не получили серьезных травм. Кроме того, сама техника практически не пострадала — силовой каркас и основные составляющие, в том числе двигатель, почти не получили повреждений»

maz38.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *