Познавательное

Антропологические данные детей таблица – Антропометрические данные детей и взрослых. Схемы и таблицы Live-design

Содержание

Таблица «Антропометрические данные детей до года»

Когда супруги начинают планировать семью, у них моментально возникают разнообразные вопросы, на которые необходимо искать ответы. Очень часто люди интересуются тем, каковы нормы антропометрических данных здорового младенца в первый его год, так как очень сложно себе представить, каким должен быть маленький человек, когда сами вы являетесь в десятки раз больше него. В этом вам может помочь таблица.

Антропометрические данные детей, указанные там, не являются абсолютной нормой, поэтому вам в любом случае нужно будет общаться с вашим врачом по этому поводу. Однако многие люди чувствуют себя более комфортно, если знают хоть какие-то значения. И в этом вам поможет данная таблица.

Антропометрические данные детей в ней записаны для возраста до года, причем даны они в сокращенном варианте – только для новорожденного ребенка, ребенка, которому исполнилось полгода и, наконец, год.

Таблица

ВозрастВес, граммПрибавка весаРост в сантиметрахПрибавка в ростеОкружность головыОкружность груди
1 месяц3100-340060050-5133432
Полгода7100-740065066-7024345
1 год10000-1080035074-801,54648

Пояснения

Таблица «Антропометрические данные детей» может ввести некоторых людей в заблуждение, поэтому следует ее сразу же прокомментировать. Итак, в ней представлены значения основных параметров в трех моментах жизни маленького человека.

Первый показатель – это первый месяц его рождения, второй – шесть месяцев с рождения, а третий – год. Вы можете увидеть, каким должен быть его нормальный вес, какой он должен иметь рост, а также обхват груди и точно такой же параметр для головы в каждый из этих временных промежутков. В этом вам прекрасно помогает данная таблица.

Антропометрические данные детей указаны не только абсолютные – вы можете найти еще и средний прирост веса и роста на конкретном этапе развития ребенка. Все эти данные должны помочь вам сориентироваться в вопросах того, насколько здорово растет и прогрессирует в своем развитии ваш ребенок.

Антропометрические данные детей до года меняются довольно быстро, так что следить за ними нужно внимательно. Естественно, это далеко не все, что вы можете узнать – доктора могут рассказать вам значительно больше, расписав конкретно для вашего ребенка прогнозируемые показатели как на первый год жизни, так и на несколько лет вперед. Это позволит вам оставаться осведомленными касательно того, насколько правильно взрослеет в физическом плане ваш ребенок, и если вы начнете замечать какие-либо отклонения, сможете тут же обратиться к врачу, чтобы разобраться, является ли это проблемой.

fb.ru

Антропометрические данные детей


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика
№ п.п. Наименование Ростовые группы (размер, см)
70-79 (1) 80-89 (2) 90-99 (3-4) 100-115 (5-7) 115-130 (7-9) 130-145 (9-12)
Рост без обуви 75,3 83,8 93,1 106,6 120,6
Высота от пола до линии плеч 57,5 63,8 71,1 97,4
Поперечный размер тела на уровне плеч 23,1 24,5 25,8 28,3 31,9
Окружность головы - - 50,4 51,7 52,6 -
Высота от пола до вытянутой вверх руки 88,5 101,6 123,2 142,3 178,2
Длина руки 30,2 34,4 45,1 55,5 65,2
Длина плеча 9,7 11,6 18,5 24,6 28,9
Длина ноги 57,9 66,7 137,9 -
Ширина стопы - - 6,6 6,8 7,2 -
Длина стопы - - - 17,9 19,2
Передне-задний размер грудной клетки 15,9 15,9 18,5
Высота от пола до локтя стоя 50,4 56,7 65,3 74,3 84,5
Высота от пола до линии глаз 66,6 74,4 82,9 96,1 110,9
Высота от сидения до линии глаз 41,6 44,3 48,8 54,5 61,9
Длина голени со стопой до колена 25,2 29,6 33,6 38,9 45,3
Длина бедра до подколенной ямки 20,1 23,1 27,3 31,5 35,8
Длина бедра до колена 25,8 28,3 28,3 33,1
Рост сидя 54,5 59,4 64,2 71,9
Высота от сидения до линии плеч 33,1 36,3 46,9
Высота от сидения до локтя, прижатого к телу 15,4 16,4 18,4
Расстояние между расставл. локтями 33,1 33,6 43,5 49,4 53,6
Ширина таза 18,5 20,4 21,9 27,5
Критерии оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей

Скоро выйдет в свет офиц. документ по классификации игрушек, в котором будут изложены руководящие принципы соответствия их характеристик опред. дет. возрасту. В частности, будут введены доп. требования к игрушкам для детей до 3 лет. Документ адресован российским производителям, импортерам, испытательным лабораториям, органам и службам контроля. В документе будут даны характеристики изделий, которые вообще не следует рассматривать как игрушки. Новые требования стандартов безопасности игрушек сформированы в соответствии с интелл. и психич. развитием детей и с учетом потенц. источников “детских опасностей”.

В проекте документа значится, что игрушки для детей в возрасте до 3 лет д.б.: безопасными для ребенка, находящегося без присмотра в кроватке или манеже; достаточно прочными, чтобы исключить возможность уколов, порезов и т.п.; сконструированными так, чтобы ребенок не мог их разорвать, разобрать или раскусить; без грубых поверхностей и острых краев. Кроме того, они не д. попадать в горло или закручиваться вокруг шеи.

Изделия, которые м.б. ошибочно приняты за игрушки, следует определять с помощью так называемых индикаторов. Наиболее важный из них – игровое значение. Далее следует размер: если он явно “не по ребенку”, то изделие не м.б. расценено как игрушка. Высокая, излишняя детализация также м. указывать на то, что изделие предназначено для взрослых. При покупке следует обращать внимание на упаковку и маркировку. Так, игрушками не являются: декоративные и подарочные изделия (изделия, предназначенные для свадьбы, дня рождения и т.п., старинные муз. шкатулки, изощренные наборы канц. принадлежностей, метал. значки, магниты, используемые на дверце холодильника), образов. изделия (головоломки, стратегические игры в комплекте с правилами, калькуляторы, оформленные мультипликационными персонажами), замысловатые изделия (термосы привлекательной для ребенка формы, игрушки для дом. животных, куклы-марионетки, надувные бассейны с макс. высотой уровня воды 0,4 м, глубиной 0,5 м, диаметром 1,8 м и объемом 2,3 м), дет. книги, периодика с неигровым значением, комиксы, брелки для ключей, сувениры и т.д.

Признано, что изделия для использования в ролевых играх рассматриваются как игрушки, а “изделия для раннего обучения” (муз. инструменты, мини-станки и мини-швейные машинки) – это не игрушки.

Критерии оценки настольных, комп. и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей предназначаются для использования в деятельности организаций, проводящих экспертизу, при проведении экспертизы игрушки.Критерии рекомендуются предприятиям – изготовителям и торговым организациям для контроля за качеством игрушки.Критерии м. использоваться работниками системы дошк. образования для создания предметно-развивающей среды в образов. учреждениях.Устанавливаются две группы Критериев.Критерии группы 1 обеспечивают безопасность ребенка, его защиту от негат. влияний игрушки на здоровье и эмоц. благополучие.В эту группу включены Критерии, защищающие ребенка от таких качеств игрушки, которые:1. Провоцируют ребенка на агрессивные действия.2. Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка.3. Провоцируют игр. сюжеты, связанные с безнравств. и насилием.4. Вызывают нездоровый интерес к секс. проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.5. Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негат. отношение к расовым особенностям и физ. недостаткам др. людей.В состав Критериев группы 2 включены качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка:1. Полифункциональность. Игрушка м.б. гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.2. Возможность применения в совм. деятельности. Игрушка м.б. пригодна к использованию в колл. видах деятельности (в т.ч. и с участием взрослого) и м. инициировать совместные действия.3. Дид. ценность. Игрушка выступает средством обучения ребенка.4. Эстетическая ценность. Игрушка является средством худож.-эстетич. развития ребенка, приобщает его к миру искусства; м. являться изделиями худ. промыслов.Наличие у игрушки хотя бы одного из качеств группы 1 означает несоответствие этой игрушки Критериям.Наличие у игрушки хотя бы одного качества группы 2 свидетельствует о ее образов. ценности.Экспертиза игрушки носит комплексный, многоаспектный характер, основанный на кач. и колич. анализе.Кач. анализ игрушки проводится на основе Критериев гр. 1 и гр. 2.Колич. анализ игрушки проводится методом экспертной оценки.Метод экспертной оценки предусматривает выведение интегральной оценки на основе инд. оценок экспертов.

Эргономика кухонного оборудования (к.о.)

В совр. жилище кухня играет не менее важную роль, чем «дом. очаг» во все эпохи существования человечества. Она остаётся самым распространённым «рабочим местом» в мире. Женщина проходит по кухне в день несколько километров и т. на приготовление пищи и мытьё посуды тратит от 1,5 до 4 ч в день.

За счёт рационализации размещения оборудования м. добиться экономии времени около 30%, а проходимого расстояния – более чем 50%.

При расстановке (к.о.) существует ряд схем его рац. размещения. Желательно, чтобы миним. размеры кухни превышали 7 . Размеры и пропорции помещения определяют, какое расположение кухонной мебели выбрать в каждом конкретном случае для лучшего использования пространства. Схемы расстановки к.о. м.б. следующими: однорядная, двухрядная, П-образная, Г-образная, полуостровная, островная.

Основные схемы расположения кухонного оборудования

1. С однорядным оборудованием Ширина кухни – 1,7-1,8 м. Важнейшие рабочие зоны располагаются справа налево (у левши – зеркально) у одной стены. Расстояние между к.о. и обеденным столом не менее 90 см
2. С двухрядным оборудованием Важнейшие рабочие зоны – у двух противолежащих стен, ширина кухни минимум 2,4 м, ширина прохода – 120 см
3. С Г-образно установленным оборудованием Удобно и экономично угловое расположение оборудования
4. С П-образно установленным оборудованием Доп. рабочее место возникает около окна

Если шир. своб. пространства между предметами мебели составляет более 1,8 м, то появляется возможность использовать для установки мебели и середину кухни.

Оригинально и удобно в больших кухнях островное расположение моек с разделочными столами или плит с вытяжками над ними, либо моноблоков – плита – мойка с вытяжкой и сушкой над ними.

Часто к блокам кухонной мебели пристраиваются барные стойки для завтраков или небольшие обеденные столы.

Приготовление пищи м. рассматривать как своего рода технол. процесс, имеющий ряд операций и их опред. последовательность. В связи с этим рациональнее размещать основное к.о. согласно «технол.» схеме. Т.е. т.о., чтобы каждому процессу соотв-ал участок рабочей поверхности (р.п.) стола, плиты, мойки и т.д. При размещении спец. оборудования и кух. принадлежностей также д. использоваться этот принцип.

К технол. процессу м. отнести хранение, чистку, сортировку, мойку, разделку продуктов, удаление мусора, приготовление пищи (в т.ч. и термическое), сервировку стола и т.п.

Сокращение физ. и временных затрат при приготовлении пищи – гл. эргоном. принцип при расположении кухонной мебели и основного к.о. В его основе лежит обеспечение миним. путей при передвижении от холодильника к рабочим плоскостям для сортировки и отбора продуктов, затем к мойке, от неё к плоскости разделочного стола, а затем к плите, духовке или МВ печи, а в завершении – к обеденному столу. Этот приём соответствует соблюдению принципа «рабочего треугольника». Если соединить линиями три основных элемента: холодильник, мойку и плиту, то получиться т.н. «рабочий треугольник», сумма сторон которого не д. превышать 6 м, что соответствует оптим. расстоянию для перемещений хозяйки между этими элементами. В зоне мытья посуды с одной стороны необходимо предусмотреть место для грязной посуды, а с другой – для чистой. В зоне подготовки продуктов необходимо предусмотреть не менее 80 см фронта рабочей плоскости между мойкой и плитой. В зоне приготовления еды необходимы около 40 см поверхности около плиты.

К основному к.о. м.б. отнесены: мойка, плита, духовка, МВ печь, вытяжка, посудомоечная машина, холодильник.

Мойки м.б. накладными и врезными в р.п., одинарными или двойными, круглыми и прямоугольными, снабжёнными доп. ёмкостями со съёмными сетками для мытья овощей и фруктов, со встроенными разделочными досками. Они изготавливаются из нержавеющей стали или с эмалированной поверхностью разл. оттенков. Новым практичным материалом для изготовления моек является фрагранит – сплав гранитной крошки с пластиком (80% гранита, 20% – акрилового вещества). Существуют мойки, снабжённые электроизмельчителями пищевых отходов. Некоторые мойки оборудуются отверстием с заглушкой, по которому м. отправить отходы прямо с горизонтальной поверхности в мусорное ведро по спец. «рукаву». Под мойкой обычно устанавливается мусорное ведро, которое либо выдвигается вместе с открывающейся дверцей, либо выезжает вперёд по рельсам.

studopedya.ru

Антропометрические данные человека. Для чего они нужны? :: SYL.ru

Антропометрия – метод научного исследования, который позволяет проследить связь изменения размера и формы частей тела, чтобы выделить некоторые гендерные, расовые, возрастные особенности у человека. Потребность в антропометрических измерениях обусловлена существованием трансгрессивного феномена. Это означает, что возможно усиленное проявление каких-либо характеристик у определенного поколения, по сравнению с предыдущим. Одним из видов трансгрессивного феномена является акселерация – то есть раннее половое развитие у детей. Так, нормальным возрастом появления менструации у девушек в ХХ столетии был период с 14 до 16-17 лет. Сейчас же это не является нормой, и начинается она обычно в 12-13 лет, хотя выделить однозначно определенный период все же невозможно.

Антропометрические данные используют не только в науке и медицине, но и в криминалистике. Большой популярностью пользуются отпечатки пальцев, которые применяются для распознавания личности, метод с названием «Бертильонаж».

Какие данные являются антропометрическими?

  1. Вес нужен для того, чтобы рассчитать прием медикаментозных препаратов при лечении, для выявления ожирения и вычисления индекса массы тела, составления правильного рациона. Взвешиваться нужно поутру, натощак, после акта опустошения кишечника и мочевого пузыря, в нижней одежде. Для начала нужно осмотреть весы на предмет их исправности. Если взвешивание происходит с целью определения веса для сопоставления с иными врачебными данными в больнице, а пациент слаб, тогда его садят на стул, предварительно взвесив предмет мебели отдельно.
  2. Обязательным измерением является рост. Процедура проводится с помощью специальной шкалы – ростомера. Человек разувается, становится спиной к планке. При этом он должен стоять ровно, ноги сомкнуты, туловище на одной линии. Затем линейкой проводят над головой измеряемого и регистрируют значение числа на шкале.
  3. Антропометрические данные включают в себя и окружность торакса. Измеряется она следующим образом: гибкую сантиметровую ленту прикладывают по грудной клетке так, чтобы позади она была под низшими углами лопаток, а с передней стороны – на уровне 4-го ребра, в стадии стабильной респирации.
  4. Замер окружности талии также производится при помощи сантиметровой ленты. Делается это утром, на голодный желудок. После опустошения кишечника и мочевого пузыря ленту прикладывают по окружности на уровне пупка и 3-го поясничного позвонка.

Антропометрические данные детей

Для удобства вычисления отклонений в развитии от нормальных показателей пользуются специальными таблицами. Вообще, антропометрическими параметрами для детей руководствуются врачи для анализа физического формирования организма у ребенка, родители – для удобства выявления отклонения, проявляющегося в задержке или, наоборот, ускоренном развитии. Преимуществом перед математическими исчислениями является ненадобность самостоятельного вычисления данных по формулам. Таблицы довольно точно определяют отклонения от нормы, а также учитывают отдельные особенности: пол и возраст. На протяжении первого года жизни ребенка антропометрические данные измеряют каждый месяц, с года до трех – каждый квартал, от 3 лет до 7 – каждые полгода, а с 7 лет – раз в год.

Оценка развития ребенка до 1 года

В первые 12 месяцев жизни оценка делается таким образом.

  1. Рост 6-месячного ребенка должен составлять 66 сантиметров. За всякий предыдущий месяц из этой цифры вычитается 2,5 сантиметра, а за каждый последующий добавляется аналогичная цифра.
  2. Вес тела младенца в 6 месяцев должен быть равен 8200 г. За каждый предыдущий месяц вычитается из этого значения 800 г, начиная с 6 месяцев, добавляется к нему по 400 г.
  3. Объём грудной клетки в 6 месяцев равен 45 см. Если ребенку еще нет полугода, вычитается из этого значения по 2 см за каждый месяц. Если ребенку более полугода, прибавляется по 0,5 см.
  4. Также у маленьких деток до года антропометрические данные берутся с учетом обхвата головы. В 6 месяцев он равен 43 сантиметра. За всякий недостающий месяц отнимается по 1,5 см, а за всякий последующий добавляется по 0,5 сантиметра.

Оценка физического развития ребенка в дошкольный период

Антропометрические данные в детском саду у ребенка считаются нормальными при следующих условиях.

  1. Рост ребенка в 6 лет равен 130 сантиметрам. За всякий последующий год добавляется по 5 сантиметров, а за каждый предыдущий отнимается 7 сантиметров. Данная закономерность актуальна только для ребенка старше 6-ти лет, далее исчисления проводятся в школе. Рост детей 4-х лет составляет 100 сантиметров, за каждый недостающий год отнимается по 6 сантиметров, а за каждый последующий добавляется по 7 см.
  2. Вес тела ребенка 5-ти лет составляет 19 килограмм. За каждый предыдущий год отнимается 2 килограмма, а за всякий последующий добавляется по 3 кг.

Антропометрические данные человека

Не секрет, что каждая страна имеет свои отличные средние антропометрические данные, обусловленные внешними факторами: образом жизни, климатом, питанием населения и т. д. Так, в Соединенных Штатах Америки усредненный рост у мужчин составляет 175,5 см, во Франции – 175 см, в Германии и Великобритании – 172,5 см, а в Японии мужчины самые низкорослые – всего 163,5.

Для вычисления идеального веса можно воспользоваться формулой Брока: люди моложе 40 лет должны отнять от своего роста 110, и они получат число, соответствующее оптимальному количеству килограмм. А люди старше 40 лет отнимают от роста 100.

Так зачем же придумали антропометрические данные? Они используются в медицине и для исследований ученых. Не расстраивайтесь, если вы не вписываетесь в рамки некоторых усредненных параметров или стандартов. Это всего лишь цифры.

www.syl.ru

Антропометрические данные детей дошкольного возраста. Периоды жизни ребенка. Антропометрические исследования. Измерение окружности головы и грудной клетки детям до двух лет

Оценка антропометрических показателей основывается на антропоскопии (соматоскопии), которая предусматривает определение степени выраженности описательных признаков (расовых, конституциональных, особенностей осанки, формы позвоночника, грудиной клетки, ног, наличия плоскостопия, развития мышечной и жировой ткани, вторичных половых признаков и так далее) и, в большей степени, на антропометрии (anthropos – человек, metreo – измерять) – совокупности методой и приемов измерения морфологических особенностей человеческого тела Все антропометрические показатели условно можно разделить па две группы: основные (длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и головы) и дополнительные (прочие антропометрические показатели, например, длина ноги, высота головы и др.). Анализ основных антропометрических показателей на момент обследования дает возможность оценить физическое состояние ребенка, в динамике – темпы физического развития. Дополнительные антропометрические показатели могут использоваться как показатели биологической зрелости (расчет индексов пропорциональности) или как показатели состояния питания ребенка (например, индекс Чулицкой). Ряд антропоскопических показателей (оценка состояния позвоночника, грудной клетки и др.) приведены в соответствующих разделах. В данной главе подробно освещена методика антропометрического исследования и методы оценки физического состояния и развития ребенка.

Антропология – очень широкое поле, которое в первую очередь описывает только «науку о человеке». Под этой широкой концепцией мы находим гуманитарные и социальные науки, а также биологию и медицину. В истории антропологии преобладают натуралистические и, следовательно, научные взгляды.

Физическую структуру и конституцию человека можно рассматривать с точки зрения географии, окружающей среды и профессиональной медицины, эпидемиологии или даже климатологии. Однако поиск ошибок или отклонений форм также важен для того, чтобы избежать травм или перегрузок. Не менее важен вопрос о том, зависят ли некоторые болезни от физических характеристик. Основываясь на этой сложной картине спортивной антропологии, вы и доктор Кристоф Рашка дает обзор содержания и возможностей спортивной антропологии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Антропометрическое исследование обязательно включает в себя измерение основных антропометрических показателей (рост, масса тела, окружности грудной клетки и головы). В ряде случаев (более точная оценка состояния питания ребенка, определение биологической зрелости по антропометрическим данным) используется измерение и дополнительных антропометрических показателей. Наиболее часто определяют окружности плеча, бедра, голени, длину ноги, высоту головы и верхнего лица. Также имеет значение проведение «филиппинского теста» и определение средней точки тела.

Оказывает ли ваше тело ваше пристрастие к определенному виду спорта?

В дополнение к профилактическим или реабилитационным аспектам основное внимание уделялось анализу талантов и диагностике производительности в прошлом веке. Например, спортивные ассоциации хотели посмотреть конкретно на конкретные физические характеристики, чтобы как можно скорее привлечь спортивный талант в один из олимпийских видов спорта. Это должно обеспечить, чтобы дети, имеющие особые предпосылки, вступали в спорт в молодом возрасте, чтобы иметь возможность делать это в течение очень долгого времени.

Измерение длины тела у детей первого года жизни производится с помощью специального ростомера в виде доски длиной 80 см, шириной 40 см.

На его боковой стороне нанесена сантиметровая шкала, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка.

Ребенка укладывают на ростомер на спину так, чтобы его макушка плотно прилегала к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором наружный край глазницы и козелок уха находятся в одной вертикальной плоскости. Легким надавливанием на колени распрямляют ноги и плотно подводят под пятки подвижную планку ростомера.

Именно в период холодной войны между Западом и Востоком предпринимались попытки поддержать спортивное превосходство своей системы. Однако недавние исследования ставят под сомнение значимость такого подхода. Одна из проблем заключается, прежде всего, в том, что биологическое развитие может быть очень различным в случае наследственных инфекций. В дополнение к так называемым отсталым детям, есть также те, кто ускоряется в качестве своих возрастных товарищей в физическом развитии. После окончания полового созревания ранее более мелкие и более слабые дети обычно снова поднимаются.


Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Измерение длины тела детей старше 3 лет производят с помощью ростомера с откидным табуретом

или подвижного антропометра. На вертикальной стойке ростомера нанесены 2 шкалы: одна (справа) – для измерения роста стоя, другая (слева) – длины корпуса (длины тела сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, ноги выпрямлены в коленях, стоны плотно сдвинуты. При правильной установке ребенка пятки, ягодицы, межлопаточная область и затылок должны касаться вертикальной стойки ростомера. Голова устанавливается в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка подводится к голове без надавливания:

Таким образом, заявления о конкретной пригодности для конкретного вида спорта могут быть сделаны с высокой статистической достоверностью только после завершения созревания. Вдали от вышеупомянутого укрытия долины, на основе антропологических данных, дети обычно управляют спортом, который осуществляют их родители. Трудно ответить на вопрос о том, влияет ли телосложение на спортивные предпочтения.

Однако факт остается фактом, что соответствующие лучшие спортсмены часто доминируют над теми, у кого есть определенные физические условия. Несмотря на то, что исключения показывают снова и снова, что с помощью альтернативных характеристик можно, по крайней мере, компенсировать возможные характеристики или недостатки тела. Например, можно найти в баскетболе изолированных игроков нормального размера, которые по сравнению с их средними большими крупными игроками. Скорость и маневренность могут перевесить недостатки небольшого размера тела.

Измерение длинны тела стоя

Измерение длины тела детей в возрасте от 1 года до 3 лет проводится тем же ростомером, по тем же правилам, только ребенка устанавливают не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку, и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Одновременно с длиной тела можно

doctormo.ru

Основные антропометрические данные человека

Антропометрические данные являются предметом интереса самых различных учёных. Начали уделять им внимание практически сразу после появления человеческой цивилизации. При этом большой интерес они представляли и продолжают представлять не только для людей науки, но и для тех, чьим призванием является искусство, в особенности для художников.

На сегодняшний день под термином “антропометрические данные” принято понимать величину показателей тела, измеренных в условиях относительной неподвижности человека. То есть под данным понятием можно объединить все статические параметры, как всего организма в целом (рост, вес), так и отдельных его частей (окружность головы, длина руки, размеры стопы и так далее). Роль антропометрических данных достаточно велика. Дело в том, что благодаря статистическим исследованиям удалось установить параметры нормы для людей различного возраста, пола и даже расовой принадлежности. Причём отклонение от них в одних случаях является лишь особенностью самого человека, однако в других может свидетельствовать о серьёзных заболеваниях. Именно по этой причине антропометрические данные представляют достаточно большой интерес для медиков.

Рост и вес

Основными антропометрическими данными являются рост и вес. Именно они чаще всего используются в современной медицине. Дело в том, что на основании уже только этих двух показателей вполне можно рассчитать, имеется ли у человека лишний вес или даже ожирение. Эти антропометрические данные определяются практически при каждом обращении пациента в поликлинику и в больницу. Это очень важно, так как выявление большого количества избыточной массы тела может свидетельствовать о том, что в организме человека нарушен метаболизм.

Антропометрические данные детей

Огромное значение имеет определение отдельных показателей у малышей. Дело в том, что антропометрические данные в данном случае позволяют установить, насколько правильно развивается детский организм. Естественно, что здесь также первенство у таких показателей, как рост и вес, однако, помимо них, есть и ещё несколько, имеющих высокую информативность для медиков. Для малышей первого года жизни среди антропометрических данных особую ценность имеет такой параметр, как окружность головы. По скорости его увеличения зачастую можно судить о том, как развивается детский организм в целом.

Как определить норму?

Стоит отметить, что расчёт антропометрических данных вручную является не таким уж простым делом. На сегодняшний день в этом уже нет никакой необходимости. Дело в том, что есть специальные средства, помогающие быстро рассчитать антропометрические данные. Таблица здесь является наиболее простым и в то же время едва ли не самым эффективным инструментом. Она предоставляет возможность в считанные секунды определить норму того или иного антропометрического данного. Естественно, что для этого человек должен знать определённый свой показатель. Чаще всего речь идёт либо о росте, либо о возрасте. То есть за основу берутся те параметры, которые практически никак нельзя изменить. Такие таблицы имеются в кабинете едва ли не каждого педиатра и терапевта. Они позволяют этим специалистам не тратить драгоценное время на достаточно сложные расчёты, а сразу же получить исчерпывающую информацию о рамках нормы для того или иного пациента в индивидуальном порядке.

fb.ru

Техника проведения антропометрических измерений у детей разного возраста

Для оценки физического развития используют главным образом данные антропометрических измерений (рост, вес, размеры отдельных частей тела и др.).

Измерение роста детей на первом году жизни.Измерение производят специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесены деления в сантиметрах. У ее начала имеется неподвижная поперечная планка. В конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.

Рис. 23.1. Измерение длины тела ребенку раннего возраста Техника измерения: ребенка укладывают на спину таким образом, чтобы его голова плотно прикасалась теменем к поперечной планке ростомера. Голову устанавливают в положение, при котором нижний угол глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Сестра плотно фиксирует голову.

Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног.

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см.

Измерение роста детей старшего возраста. Измерение производят ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8 – 10 см и толщиной 50х75 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы деления (в см): одна (справа) для роста стоя, другая (слева) для измерения длины тела сидя. По ней скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.

а) б) Техника измерения: ребенок стоит на площадке ростомера спиной к вертикальной стойке в естественном выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голову он устанавливает в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Необходимо помнить, что между ростом в утренние и вечерние часы существует разница иногда до 1-2 см.
Рис. 23.2. Измерение роста у детей старшого возраста: а) стоя, б) сидя


Взвешивают детей с момента рождения до 2-3 лет на чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 20 кг (рис. 23.3). Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя – в сотых долях килограмма. У коромысла весов есть противовес. В случае, если весы не уравновешены, следует осторожно повернуть шайбу (микровинт) на противовес к себе или от себя, ориентируясь на указатели равновесия.

Техника взвешивания: сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг.

 

а) б)
Рис. 23. 3. Взвешивание детей раннего возраста: а) на чашечных весах, б) на электронных весах

 

Рис. 23.4. Взвешивание детей старшего возраста Детей после трех лет взвешивают стоя (рис.23.4). Во время взвешивания раздетый ребенок должен встать неподвижно на середину площадки весов. Коромысло весов состоит из двух шкал, точность взвешивания – 50,0г. Взвешивание рекомендуется проводить утром натощак и желательно после мочеиспускания и дефекации.

 

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам (рис.23.5).

Размеры большого родничка у грудных детей определяют, измеряя расстояние от середины одной из четырех сторон его к другой, противоположной, но не по диагоналям (от угла к углу).

Для измерения высоты головы применяют антропометр или специальный циркуль, один конец которого устанавливают на макушке головы, а другой – на наиболее выдающейся части подбородка.

Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет оценка особенностей его грудной клетки и живота, а также соотношение окружностей.

Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя (рис 23.6). Ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по околососковым кружкам. У девочек пубертатного возраста спереди ленту проводят по четвертому ребру. Измерение у детей первого года жизни проводят в положении лежа, а у детей старшего возраста – стоя (руки опущены, дыхание спокойное).

 

Рис. 23.5. Измерение окружности головы у ребенка Рис. 23.6. Измерение окружности грудной клетки у ребенка младшего возраста

Измерение груди проводят на высоте вдоха, при полном выдохе и при спокойном дыхании.

а) б) с)
Рис. 23.7. Измерение окружности грудной клетки у ребенка старшего возраста: а) в покое, б) на высоте вдоха, с) на выдохе

 

Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.

Окружность живота измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)

Длину туловища определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.

Измерение конечностей. Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой.

Длину руки измеряют от акромиона до конца третьего пальца; длину плеча – от акромиона до верхушки локтевого сустава; длину предплечья – от локтевого сустава до середины запястья.

Окружность плеча определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.

Длину ноги измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.

Окружность голени определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.

 

23.2.Оценка физического развития детей разного возраста.

Физическое развитие ребенка Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет как суммарный индикатор состояния здоровья отдельного ребенка и популяции, а показатели физического развития детей раннего возраста как критерий оценки социально-экономического развития отдельного региона, страны. Мониторинг физического развития детей раннего возраста ВОЗ считает одним из наиболее эффективных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками по снижению уровня смертности и заболеваемости детей раннего возраста. Оценка физического развития ребенка до 3 лет проводится на основании «Норм роста», которые разработаны ВОЗ в 2006 году и рекомендованы, как международный стандарт физического развития ребенка во всех странах независимо от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и вида питания. Данные нормы (стандарты) физического развития детей раннего возраста необходимо использовать:

– медицинским работникам: как эффективный инструмент скрининговой оценки физического развития детей раннего возраста для своевременного выявления отклонений от нормы и заболеваний, консультирование родителей, назначения в случае необходимости необходимого обследования и лечения;

– организаторам здравоохранения: как инструмент для обоснования необходимости разработки государственных и региональных программ, направленных на реализацию права ребенка на нормальное физическое развитие, поддержку грудного вскармливания, обеспечение рационального питания, повышение доступности и качества медицинской помощи детям и матерям;

– родителям: как инструмент, который позволяет семье вместе с медицинскими работниками более эффективно осуществлять мониторинг физического развития ребенка, понимать важность и необходимость выполнения рекомендаций по вскармливанию и питанию, своевременно обращаться за медицинской помощью.

Оценка физического развития проводится при каждом обязательном медицинском профилактическом осмотре ребенка. Медицинской сестрой выполняются антропометрические измерения (взвешивание, измерение длины / роста и окружности головы). Полученные данные наносятся на соответствующие графики физического развития, которые заполняются отдельно для мальчиков и девочек. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за определенный период времени и выявить проблемы физического развития. Также необходимо обратить внимание на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.

Оценка физического развития детей старшего возраста также проводится на основании результатов антропометрических исследований, путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Для этого используют метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам и метод антропометрических стандартов. Метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам базируется на знании основных закономерностей увеличения массы и роста, окружностей головы и грудной клетки. Следует отметить, что этот метод дает лишь приблизительную картину физического развития ребенка и редко используется педиатрами.

Метод антропометрических стандартов точный, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравниваются с нормативными соответственно возрасту и полу ребенка. Существуют регионарные таблицы стандартов двух типов: сигмальных (параметрического) и центильных (непараметрического).

Метод сигмальных стандартов. Суть данного метода заключается в сравнении полученных показателей по каждому признаку со средними (стандартными) данными, разработанными на основе проведения массовых антропометрических обследований детей разного возраста. Результаты сопоставления антропометрических данных со стандартными позволяют оценить каждый признак в отдельности.

Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак оценивается отдельно, без взаимосвязи с другими показателями.

Метод центильных стандартов. Суть метода заключается в следующем: все результаты измерений одного признака располагаются в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов. Попадания в них имеют равные вероятности, но диапазоны таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является пятидесятый центиль – медиана. Обычно для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й.

Промежутки между центильным вероятностями называют центильным интервалами (коридорами). Этот метод не математический и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он достаточно прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и потому широко используется в мире. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов роста массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушениях в состоянии здоровья и требуют тщательного анализа ситуации с применением соответствующих мер.

Контрольные вопросы

1. Антропометрические измерения и особенности их проведения у детей разного возраста.

2. Особенности проведения оценки физического развития детей разного возраста.

 

 

megaobuchalka.ru

Проведение антропометрии – это… Антропометрия: шаблоны для детского сада

Методы антропометрии – это, прежде всего, совокупность измерительных мероприятий, направленных на определение соответствия физического развития человека нормам при условии ведения здорового способа жизни, наличия достаточных физических нагрузок. Антропометрические методики базируются в основном на учете морфологических внешних и количественных показателей. Однако существует также целый ряд исследований, направленных на определение параметров внутренних органов и показателей систем организма.

Для чего требуется проведение антропометрии?

Оценивая окружающих, мы задаемся вопросом, почему люди настолько отличаются друг от друга по целому ряду внешних параметров. Причина наличия характерных отличий кроется не только в генетических задатках, но также в мировосприятии, особенностях мышления и характера.

Человеческое существование предполагает течение последовательных процессов созревания, зрелости и старения. Развитие и рост являются взаимообусловленными, тесно связанными процессами.

Метод антропометрии – это эффективное средство для определения соответствия некоторых параметров развития нормам, характерным для конкретного возрастного периода человека. Исходя из этого, основное предназначение метода кроется в выявлении особенностей развития как ребенка, так и взрослого половозрелого человека.

Факторы антропометрических исследований

Непрерывное течение обменных процессов в организме, преобразование энергии становится определяющим фактором, который отражается на особенностях развития. Как показывает метод антропометрии, темпы изменения окружностей, массы и других параметров тела в отдельные периоды формирования человека не идентичны. Впрочем, об этом можно судить наглядно, не прибегая к научным исследованиям. Достаточно вспомнить самого себя в дошкольном, юном и зрелом возрасте.

Показатели массы тела, роста, увеличения объемов определенных частей тела, пропорций являются частью программы, заложенной в каждом из нас с рождения. При наличии оптимальных условий для развития организма все эти показатели изменяются в определенной последовательности. Однако существует немало факторов, которые могут отразиться не только на нарушении последовательности развития, но также привести к появлению необратимых изменений негативного характера. Здесь следует выделить:

  1. Внешние факторы – социальные условия существования, неправильное внутриутробное развитие, отсутствие рационального питания, несоблюдение режима труда и отдыха, наличие вредных привычек, экологические факторы.
  2. Внутренние факторы – наличие серьезных заболеваний, негативная наследственность.

Основы антропометрических исследований

Основы метода антропометрии – это совокупность научных исследований по измерению параметров человеческого тела, которые зародились еще в середине прошлого века, когда ученые заинтересовались закономерностями изменчивости отдельных антропометрических показателей.

Рассматривая данные антропометрии, например, длину тела и конечностей, особенности роста, изменения массы, преобразования окружности частей тела, возникает возможность для наглядной оценки нормы физического развития человека.

Проведение антропометрии позволяет составить общие представления касательно физического развития. Получают такие представления в процессе выполнения нескольких основных измерений:

  • длины тела;
  • массы тела;
  • обхвата грудной клетки.

Условия проведения антропометрии

Методы антропометрии – это измерения, основанные на применении отрегулированных, проверенных измерительных механизмов. Здесь чаще всего применяются сантиметровые ленты, весы, ростомеры, динамометры, прочее.

Антропометрические исследования обычно производятся натощак в первой половине дня. При этом обследуемые должны быть одеты в легкую обувь и одежду. Чтобы антропометрическая оценка оказалась максимально приближенной к реальности, требуется тщательное соблюдение правил измерения.

Анализ соответствия необходимых показателей физического развития конкретным нормативам – важнейшие элементы, на которых основывается антропометрия. Шаблон исследований позволяет выявить факторы риска, признаки неправильного развития и наличия некоторых заболеваний. Поэтому правильная оценка результатов антропометрии может поспособствовать установлению направления на ведение здорового образа жизни и здоровое развитие.

Ниже приведен шаблон для проведения антропометрии в детском саду:

Фамилия, имя ребенка

Группа здоровья

Рост

Вес

Осень

Весна

Осень

Весна

1

2

3

Шаблон заполняется данными по каждому воспитаннику определенной группы детского сада. Здесь представлены колонки с ФИ ребенка, информацией о группе здоровья, данными о росте и весе по отдельным сезонам.

Измерение длины тела

Наиболее распространенной процедурой является антропометрия детей. Проводят ее при условии наличия целого комплекса измерительных приборов. Проводятся измерения показателей роста в положении стоя. Для этого применяются специализированные ростомеры. Обследуемый размещается на площадке прибора, прислоняясь спиной к измерительной стойке в естественном вертикальном положении. К голове ребенка без излишнего надавливания прикладывается горизонтальная скользящая планка, положение которой отвечает определенной градации на измерительной шкале.

Крайне важно, чтобы детская антропометрия проводилась в первой половине дня, ведь ближе к вечеру рост человека в среднем уменьшается примерно на 1-2 сантиметра. В корне явления лежит наличие естественной усталости, снижение тонуса мышечного аппарата, уплотнение хрящевых позвонков, а также уплощение стопы в результате нагрузок во время хождения.

На показателях длины тела человека отражается целый ряд генетических факторов, возрастных и половых различий, состояния здоровья. Рост может как соответствовать возрасту человека, так и существенно отличаться от приемлемой нормы. Так, недостаточную длину тела в соответствии с определенными возрастными рамками называют нанизмом, а заметное превышение роста – гигантизмом.

Измерение массы

Антропометрия детей и взрослых при измерении веса проводится при помощи специальных напольных весов. При измерении веса допустимой погрешностью считается отклонение от реальных показателей не более чем в 50 г.

По сравнению с длиной тела, показатели веса являются достаточно нестабильными и могут изменяться ввиду наличия широкого ряда факторов. Например, колебание веса у среднестатистического человека в сутки составляет порядка 1-1,5 кг.

Антропометрическое определение соматотипа человека

Существуют отдельные соматотипы, определением которых занимается антропометрия. Шаблоны для детского сада, начальных и высших учебных заведений, а также для лиц половозрелого возраста позволяют выделять мезосоматический, микроскопический и макроскопический соматотипы. Отнесение индивидуума к одному из указанных соматотипов выполняется исходя из суммы значений шкалы при измерении массы, длины тела и окружности грудной клетки.

Соматотип чаще всего определяет антропометрия в детском саду. Именно на начальных стадиях развития можно получить наиболее достоверные результаты, которые соответствуют характеристикам того или иного типа строения тела. Так, при сумме до 10 баллов согласно вышеуказанным параметрам строение тела ребенка относят к микроскопическому типу. Сумма от 11 до 15 баллов свидетельствует о мезосоматическом строении. Соответственно, высокая сумма баллов от 16 до 21 говорит о макросоматическом типе строения тела ребенка.

Определение степени гармоничности развития

Заявлять о гармоничном развитии строения тела ребенка на основе результатов антропометрических исследований можно лишь в том случае, если разница в показателях массы, окружности грудной клетки и длины тела не превышает единицы. Если среднестатистическая разность между указанными показателями равняется двум и более, в таком случае развитие тела ребенка считают дисгармоничным.

Техника выполнения антропометрических исследований

В настоящее время применяется довольно простая техника, при помощи которой выполняется антропометрия. Шаблоны для детского сада и начальных учебных учреждений позволяют быстро выполнить исследования для получения результатов с незначительной погрешностью.

Обычно антропометрические исследования строения ребенка проводятся медицинскими сестрами. Однако, как и в случае с другими научными методами, проведение антропометрии нуждается в соблюдении определенных условий, наличие которых наряду со специальными навыками обеспечивает точность и правильность результатов.

Главными условиями технически правильной антропометрии являются:

  • проведение исследований согласно унифицированной методики для всех обследуемых;
  • выполнение измерительных мероприятий одним специалистом с использованием одной и той же технической базы;
  • проведение исследований в одно время для всех обследуемых, например, утром натощак;
  • на обследуемом должно находиться минимум одежды (обычно допускаются легкие трусы или хлопчатобумажная одежда).

В итоге

Антропометрические исследования имеют особое значение, в частности при обследовании детей, так как позволяют своевременно выявить закономерности развития ребенка в соответствии определенным возрастным и физическим требованиям. Более того, результаты антропометрических исследований дают представление не только о норме развития параметров тела, но также могут поведать о зачатках определенных заболеваний.

В ходе антропометрических исследований важно не забывать об универсальности значений параметров тела. До недавнего времени оценка здоровья ребенка нередко проводилась исходя из соответствия роста и массы тела табличным требованиям. Однако такой подход в корне неверен. В частности, на резком изменении массы тела отражается целая группа факторов, таких как тип телосложения, наследственность, прочее. Именно поэтому не стоит делать решающие выводы о состоянии здоровья на основе антропометрии, ведь подтвердить имеющиеся предположения могут лишь специальные тесты, направленные на выявление конкретного заболевания.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *