Звуковая схема слова сито: Фонетический разбор слова и звуко-буквеннный анализ
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова “ЖУКИ” | План-конспект занятия по обучению грамоте на тему:
Конспект логопедического занятия
по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Звуковой анализ слова ЖУКИ»
Цель: упражнять детей в выполнении звукового анализа нового слова.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять детей в звуковом анализе и синтезе
- Дифференцировать звуки по их качественной характеристике
- Вычленять словесное ударение
- Уметь придумать слова на последний звук слова.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие связной речи, фонематический представлений
- Развитие зрительного и слухового внимания
- Развитие логического мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль
- Воспитание доброжелательности, самостоятельности
- Воспитывать интерес к занятию.
Оборудование:
1. Карточки с четырех-звуковыми схемами для каждого ребенка.
2. Фишки красные, синие, зеленые у каждого ребенка и у доски.
Ход занятия
1. Организационный момент (на ковре)
– Здравствуйте, ребята!
– Встаньте в круг. Давайте немного поиграем. Я называю вам слова, а вы должны поделить их на слоги и назвать только 2 слог в слове (лампа, каша, песок, горох, палец, глаза, мыло, паста).
– Молодцы, ребята!
– У вас хорошее настроение? (ответы детей)
– Присаживайтесь на свои места.
– Слушайте меня внимательно, выполняйте всё старательно.
2. Сообщение темы занятия
– Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять звуковой анализ нового слова. Послушайте стих и скажите, о ком идёт речь.
Жук-усач
У тропинки возле дач –
Вот, смотрите сами –
На травинке жук-усач
Шевелит усами.
Будто стрелками часы
Водят постепенно.
Может, это не усы –
Радиоантенны?
Может быть, из-за реки,
Через лес и скалы,
Шлют ему друзья-жуки
Радиосигналы?
Может, рад усатый жук
Чьей-то телеграмме:
“Прилетай к нам, милый друг,
Пообедай с нами!.
.”
(Е. Фейерабенд)
Правильно ребята, в здесь говорится о жуке. Значит, мы будем делать звуковой анализ слова жук.
– Молодцы!
Звуковой анализ слова:
– Ребята, посмотрите на доску. На доске видим схему нашего слова. Кто мне поможет сделать звуковой анализ? Выходи к доске! (выходит ребёнок)
– Назови первый звук в слове «жуки»?
– Первый звук в слове «жуки» звук [Ж]
– Назови, какой это звук?
– Он согласный, твердый.
– Какой фишкой мы обозначаем согласный звук в схеме?
– Согласный звук мы обозначаем синей фишкой.
– Второй звук в слове «жуки» звук [У].
– Назови, какой это звук?
– Он гласный, безударный.
– Какой фишкой мы обозначаем гласный звук в схеме?
– Гласный звук мы обозначаем красной фишкой.
– Какой следующий звук в слове «жуки»?
– Следующий звук в слове «жуки» звук [К].
– Какой он?
– Он согласный, мягкий, глухой.
– Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук в схеме?
– Мягкий, согласный звук мы обозначаем, зелёной фишкой.
– Последний звук в слове «жуки» звук [И].
– Какой он?
– Он гласный, ударный.
– Сколько звуков в слове «жуки»?
– В слове «жуки» 4 звука.
– Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? Назовите звонкие звуки, глухие звуки.
– Сколько слогов в слове «жуки»?
– В слове «жуки» 2 слога.
– Ребята, теперь определим где в слове стоит ударение, давайте произнесём это слово «жукИ»
– Где у нас стоит ударение? На каком слоге? На каком звуке?
– Правильно! Ударение стоит на втором слоге.
– Уберите ударный гласный, теперь уберите безударный гласный звук, первый согласный.
– Какой звук остался?
– Молодцы!
3. Динамическая пауза.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу,
Вниз опустили,
Кисти встряхнули –
Листья роняют росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем,
Крылья сложили назад.
4. Логика.
1) Кроссворд
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Медведь)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Бабочка)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.
(Барабан)
Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
( Дорога)
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
(Апельсин)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облако)
Встаёт рано, ложится поздно,
Светит ярко, греет жарко.
(Солнце)
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед.
(Вишня)
Каким инструментом можно щи хлебать?
(Ложка)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
(Мука)
2) «Цепочка слов»
– Ребята, я называю вам слово, а вы по последней его букве должны придумать следующее слово. И так далее по цепочке.
– Первое слово ЖУКИ – Индюк – Крыло….
5. Работа в тетради.
– У вас на столе лежат тетради, откройте их и запишите звуковой анализ слова «жуки» самостоятельно. (Дети выполняют)
– Всем спасибо!
6. Итог занятия.
– Молодцы, ребята!
– Ребята, скажите, с чем мы сегодня познакомились?
– Что вам больше всего понравилось?
– Какое задание было для вас самым сложным?
– Молодцы! С заданиями справились отлично.
– Ребята! Вы сегодня очень хорошо отвечали на все вопросы.
– Все молодцы! Занятие окончено!
– До свидания!
IV. Устные упражнения.
Дети
становятся в круг. Предлагается
произносить поочередно слоги то с
твердым, то с мягким согласным (слоги
даются только с гласным а),
т.
е. если первый ребенок произнесет слог пя,
то второй па,
затем опять пя и т.д. Время от времени меняется согласный
звук. Логопед говорит, обращаясь к одному
из детей: «А теперь скажи ма».
Следующий ребенок должен сказать мя и т.д., пока не будет другого задания.
Вариант.
В форме игры с мячом проводится следующее упражнение. Логопед бросает мяч и называет первый слог – начало имени мальчика или девочки. Ребенок должен дополнить слово так, чтобы во втором слоге был мягкий звук. Примерные имена: Валя, Ваня, Вася, Коля, Леля, Леня, Маня, Паня, Таня, Люся, Дуся.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
При выкладывании слов из букв разрезной азбуки внимание детей постоянно обращается на то, что после мягкого звука пишется буква
Затем слово делится на
слоги и определяется звуковой состав
первого слога; при анализе второго слога
после его произношения определяется,
что согласный в нем мягкий, и сразу (без
выделения второго звука, т.е. а)
задается вопрос: «Какую букву надо
поставить после мягкого согласного?»
(Букву я.)
Дети выкладывают ее и читают слово Маня.VII. Упражнения в преобразовании слов.
Детям предлагается заменить одну букву в слове Маня так, чтобы получилось слово Таня, затем аналогичным способом образуется слово Паня.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
После усвоения роли буквы я при ее употреблении после мягких согласных детям предлагаются только для чтения слова с буквой я в начале слова и после гласных (яма, маяк). В этом случае значение буквы я усваивается чисто практическим путем. Заметим, что постепенное усвоение детьми букв я, е, ë, ю, й дает возможность прочнее усвоить навыки их употребления при письме и чтении.
С целью закрепления пройденного в занятие включаются упражнения в составлении звуковых схем слов с мягким согласным перед звуком и, например: Сима, Нина.
Звук и буква з
Буква с из упражнений временно исключается.
Приведем примерный материал, который может быть использован в это время.
1. Логопед говорит: «Сядет тот, кто правильно произнесет слово, которое я скажу, и правильно определит, какой в этом слове звук – твердый
Примерные слова: замок, ваза, зима, тазы, завод, Зина, гнездо, вазелин, газета, знамя, зайка, зонт, земля, зубы, зелень, изюм, звонок, земляника, незабудка.
2. Характеристика звуков з и з’. Буква з.
Логопед
спрашивает: «Чем похожи звуки з и з’?»
(Согласные, звонкие.) «Какая разница
между звуками з и з’?»
(Звук з – твердый, а звук з’ – мягкий.
)
Дети показывают букву з в своих классах.
Буква з обозначает и твердый звук з и мягкий з’.
3. Чтение прямых слогов с буквой з по продержкам. Устное добавление некоторых слогов и слов.
4. Составление схемы слова зима.Проводится подробный устный звуко-слоговой анализ слова.
Задаются вопросы: «Сколько слогов в этом слове? Какие звуки в первом слоге? А во втором слоге?»
Дети самостоятельно выкладывают схему слова и «читают» его, синхронно водя указками. (Облегченный вариант – дети выкладывают схему слова постепенно по мере его анализа.)
По
выложенной схеме логопед задает различные
вопросы: «Какие в этом слове гласные
звуки? Сколько их? А сколько слогов?
(Логопед напоминает, что слогов всегда
столько, сколько гласных звуков.) Какой
в слове зима мягкий согласный? А какой твердый
согласный?» И т.
п.
Фишки заменяются буквами. После этого дети читают слово зима. (По усмотрению логопеда можно выложить схемы слов
5. Игра «Наоборот».
Логопед бросает мяч и произносит слог. Если в слоге мягкий согласный, ребенок должен сказать слог с твердым согласным, и наоборот, например: па – пя; зи – зы; мы – ми и т.п.
6. Чтение слогов.
а) чтение по таблице прямых слогов, состоящих из согласных букв з, м, п, к, н, т и гласных а, о, у, ы, и, я.
б) чтение прямых и обратных слогов, сложенных детьми из букв разрезной азбуки (складывается четыре-пять слогов; затем они читаются вразбивку).
7. Чтение слов.
а) под диктовку логопеда из букв разрезной азбуки выкладываются слова, например: козы, кит, Зина. Затем они читаются вразбивку.
б)
все доступные для чтения слова читаются
по карточкам или с доски.
8. Подбор (устно) слов по данной схеме.
Для подбора слов определенного звукового состава используются графические схемы слов, состоящие из ряда квадратиков, число которых соответствует количеству звуков в слове. Вертикальной линией отделяется один слог от другого. В схемах гласные звуки обозначаются красными кружочками, твердые согласные – черными, мягкие – синими. При этом мягкие согласные даются только в сочетаниях с гласным и.
Дается схема для слов типа зубы или зима.
Можно предложить детям подобрать слова по картинкам, например: зима, козы, вязы, лето, нос, сито, тазы, лиса, лес, зубы, небо, сено. Дети выбирают подходящие к схеме слова.
9. Письмо буквы з.
10. Диктант слогов или слов.
слов, рифмующихся с решетом и звучащих как сито
- Инструменты/
- созвучных/
- сито
Слова, которые рифмуются с ситом и звучат как сито по началу, середине и окончанию звуков.
Только для рифм, ищите рифмы с решетом. Я нашел 1431 слово.
Узнайте, как использовать самый простой поиск слов здесь. Списки слов расположены в порядке наиболее распространенных слов и самых популярных слов .
На этой странице 8 с начальным звуком, 2 со звуком сита в середине, 67 спичек конца и 9рифмы. При совпадении 88 звуков в 2 словах есть все звуки. Нажмите на любое слово, чтобы найти звуки для этого слова.
Максимум 75 слов на странице.
- Базовый звук (2)
- Beginnings (8)
- Middles (2)
- ЭНДЕРЫ (67)
- RHYMES (9)
| Абессив | 8 | 4 | 4 | 3 | abeeissv | abeisv |
| Ambiversive | 11 | 6 | 5 | 4 | abeeiimrsvv | abeimrsv |
| Cyamopsis | 6 | 3 | 3 | Acimopssy | Acimopsy | ||
| 0045 | 6 | 4 | 2 | 2 | acmsuy | acmsuy | |
| Cyan | 4 | 3 | 1 | 1 | acny | acny | |
| Cyanamid | 8 | 5 | 3 | 3 | aacdimny | acdimny | |
| Cyanamide | 9 | 5 | 4 | 3 | aacdeimny | acdeimny | |
| Cyanean | 7 | 4 | 3 | 2 | aacenny | aceny | |
| Cyanide | 7 | 4 | 3 | 2 | acdeiny | acdeiny | |
| Cyanite | 7 | 4 | 3 | 2 | ACEINTY | ACEINTY |
0044 adeiimssv
0045
0045
0044 5
0044 Chive


поэт изображает снег как нечто, что мягко падает, как мука сквозь сито, на землю. Это красивое и примечательное зрелище, на описание которого говорящий тратит много времени. Она сосредотачивается на том, как он покрывает горы и поля, заставляя все выглядеть однородно, а также оборачиваясь вокруг столбов забора и перил.
Эти строки следуют схеме рифмовки ABCB, меняя конечные звуки от строфы к строфе. Это очень распространенный образец в поэзии Дикинсон, и его можно найти в некоторых из ее самых известных произведений. Метрический рисунок немного отличается от того, который обычно использует Дикинсон. Вместо чередующихся строк трехстопного и четырехстопного ямба первые две строки и последняя строка строф написаны трехстопным, а третья строка четырехстопным.
Например, переход между третьей и четвертой строками первой строфы, а также первой и второй строками пятой строфы.

