Разное

Звуки мягкие и звонкие: Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы

Перед какими буквами согласные всегда мягкие. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

А в чём, собственно, дело?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть – именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык – в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые – буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

«Вернёмся к нашим баранам!»

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама – мячик, лоза – лёд, вышка – вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными:

шомпол – шелест – шик, жуткий – жидкий – жестяной, цена – цирк – царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка – чащоба – чистка, щёки – щуриться – щебень, йот – йогурт .

Ломай систему!

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей – парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки – всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой – с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами – красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Подручный материал

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки – таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Ещё одна игра

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов:

соленье – лакей – ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, – короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править – воля – лом (выписываются пр, в, л ).
  2. Томат – роль – топь (выписываются т, р, т ).
  3. Выпь – соня – сено (выписываются в, с, н ).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь.

Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название – твёрдый .

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук[л’] – лук – звук [л]

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

[б]

[б’]

[в]

[в’]

[г]

[г’]

[д]

[д’]

[з]

[з’]

[к]

[к’]

[л]

[л’]

[м]

[м’]

[н]

[н’]

[п]

[п’]

[р]

[р’]

[с]

[с’]

[т]

[т’]

[ф]

[ф’]

[х]

[х’]

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц];

Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Как надо действовать во время письма слов:

— Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б”] [в] [в”] [г] [г”] [д] [д”] [з] [з”] [ж] [л] [л”] [м] [м”] [н] [н”] [р] [р”] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п”] [ф] [ф”] [к] [к”] [т] [т”] [с] [с”] [ш] [х] [х”] [ч”] [щ”]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б”] [в] [в”] [г] [г”] [д] [д”] [з] [з”] [ж]

Глухие [п] [п”] [ф] [ф”] [к] [к”] [т] [т”] [с] [с”] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л”] [м] [м”] [н] [н”] [р] [р”] [й]

Глухие [х] [х”] [ч”] [щ”]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б”] [в”] [г”] [д”] [з”] [к”] [л”] [м”] [н”] [п”] [р”] [с”] [т”] [ф”] [х”]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч”] [щ”] [ й” ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч”] [щ”]

Свистящие согласные

[з] [з”] [с] [с”] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название – твёрдый .

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук[л’] – лук – звук [л]


Рис. 3. Лук ( )

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] – ? [ж] – ? [р’] – ? [ч’] – ? [с’] – ? [л] – ? Проверим правильность выполнения задания: [з] – [з’]; [р’] – [р]; [с’] – [с]; [л] – [л’]. [ж], [ч’] – непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний ()
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка – 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Познакомить с новой буквой и звуком /ц/
  2. Формировать навыки чтения
  3. Способствовать развитию фонетического слуха
  4. Воспитывать доброе отношение к животным.

Ход урока

1) Приветствуя гостей, посмотрите на них, улыбнитесь, а теперь улыбнитесь мне. Садитесь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и заселим ее в один из свободных домиков на нашей ленте букв, а их осталось только пять.

Отгадайте загадку:

Разноцветные сестрички
Весь день гостей встречают,
Нектаром угощают. (Цветы )

Правильно. Вот эти цветы я буду дарить вам за правильно выполненные задания. /Учитель показывает разноцветные цветы, на оборотной стороне каждого цветка напечатана буква/

Произнесем слово « цветы», выделив первый звук.

Какой первый звук? (Ц)

Он согласный или гласный?

Звук /ц/ мягкий или твердый?

Он имеет младшего братца?

Звук /ц/ звонкий или глухой? Можем произнести его без голоса? Слышим только шум, поэтому этот звук… (глухой )

Звук /ц/ парный или непарный.

Итак, что мы узнали о звуке /ц/? Какой он? (Звук /ц/ согласный, твердый, глухой, непарный).

Хорошо, поздравляю, вы получаете первый цветок . /Учитель прикрепляет его на доску/

2) Следующее задание: запомните слова со звуком /ц/, доскажите словечко.

Цветет у птичницы цветок-
Цветет на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок…
– Цветок, ты кто?
(– Цыпленок! )

Какие слова со звуком /ц/ вы услышали? (Цветок, цыпленок, цветет, птичница ).

Что вы можете сказать о словах «цветок», «цветет». (Это однокоренные слова ).

Продолжите ряд: цветок, цветет (зацветать, цветник, цветовод, цветочница… )

Ребята, чем занимается птичница? (Выращивает птиц ).

Каких домашних птиц птичница может выращивать? (Уток, кур, гусей, индюшек ).

Сейчас я превращаюсь в птичницу. А вы в цыплят. Как я должна вас позвать? (Цып, цып, цып)

Цып, цып, цып. Бегите ко мне.

Вы получите зернышко, если назовете слово со звуком /ц/ и скажите, в какой части слова он находится. (Цифра- звук/ц/ находится в начале слова…)

А теперь по местам мои цыплятки, много слов вы знаете со звуком /ц/, получите второй цветок.

3) Звук /ц/ на письме обозначается буквой «Ц». На что похожа буква «Ц»?

Я предлагаю выучить такое стихотворение:

Вот какая буква «Ц».
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.

Выложим букву «Ц» из палочек.

Какую букву выкладываем?

Повторим стихотворение.

А теперь поселим букву «Ц» в домик./Работа с лентой букв. Учитель предлагает поселить новую букву в пустующие домики. Дети, рассуждая, определяют домик для буквы «Ц»./

Пока вы убираете палочки, я прикреплю для вас цветок.

4) Буква «Ц» дружит с гласными буквами, образуя слияния. Давайте прочитаем их.

Какое из этих слов трехсложное? (улица) Почему? (3 слога, З гласные буквы)

Какое из этих слов лишнее? (1 вариант: птицы – множественное число, остальные слова стоят в единственном числе; 2 вариант: юла – нет буквы «Ц», все остальные имеют букву «Ц»)

Подберите схему к слову юла. (Схема № 2) Проверим (Ю-ла, слово состоит из двух слогов; второй слог ударный; первый слог состоит из слияния согласного звука «й» с гласным «у», второй слог – из слияния согласного звука «л» с гласным « а»)

Все выполнили верно. Я дарю вам еще один цветок.

5) А сейчас вы сами составите звуковую схему слова. Какого? Узнаете, отгадав загадку:

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (Цапля )

/Один ребенок у доски, а все остальные на местах делают звуковой анализ слова, составляя звуковую схему./

Сколько всего в слове звуков? (5 звуков)

Звуки обозначаются на письме буквами. Запишем это слово. Откройте кассы букв. (Звук /Ц/ обозначается на письме буквой «Ц»…)

Молодцы. Дарю вам цветок.

Наша цапля стояла на одной ноге. А мы так сможем?

Физминутка

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

6) У буквы «Ц» купив билет,
Мы побываем в цирке.
Там медведь ведет мотоциклет,
А цапли – пассажирки.

Откройте учебник /В.Г.Горецкий» Русская азбука»/ по закладке. Переверните страницу (стр.174)

Рассмотрите иллюстрацию. И ответьте на вопрос: как называется круглая площадка в центре цирка, где дается представление? (Арена)

Расскажите, что происходит на арене? / Звучит музыка « Парад – алле». Затем она приглушается и на ее фоне дети говорят составленные по иллюстрации предложения/

На следующей странице текст. Посчитайте, сколько в нем предложений? (4)

Прочитаем этот текст.

Какое по интонации последнее предложение? (Восклицательное ).

А три предыдущие? (Повествовательные ).

Как озаглавим это текст?

Ответьте на вопросы к тексту:

  • Что делают собачки в цирке?
  • Чем занимаются тигры?
  • Что сказано о медведях?

Ребята, как вы думаете, какими качествами характера должен обладать дрессировщик, чтобы научить животных таким трюкам?

Ребята, кто из вас был в цирке? Расскажите о своих впечатлениях.

Вы получаете очередной цветочек.

Физминутка .

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.

7) Очень любил цирк и Самуил Яковлевич Маршак. Он написал интересное стихотворение. Прочитаем его на станице 176. Ребята, какие вам встретились непонятные слова в этом стихотворении?

(Гастролер, канатоходец, жонглер) / Учитель выставляет карточку со словом, дети хором по слогам читают его, затем учитель объясняет значение этого слова/

Гастролер – артист, дающий представления, переезжая из города в город.

Канатоходец – артист, выполняющий номера на высоко натянутом канате.

Жонглер – цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

Прочитаем стихотворение С.Я.Маршака еще раз хором.

Молодцы. Вот вам еще один цветочек.

8) Ну, что ж, большую работу вы выполнили на уроке. Об этом свидетельствует большое количество цветов. Сколько их, посчитайте.(7)

С какой новой буквой вы познакомились на уроке?

Сколько звуков она обозначает? Назовите его.

Дайте характеристику звуку /ц/

Я вам открою секрет. Цветы наши необычные, волшебные./ Учитель переворачивает каждый цветок по очереди. / На каждом из них есть буква. Прочитайте, какое слово из цветов получилось? (МОЛОДЦЫ)

Да, вы сегодня молодцы. Все хорошо работали на уроке.

Глухие и звонкие согласные звуки ⋆ Великий русский язык

Глухие и звонкие согласные звуки

admin

Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием голоса в образовании согласного звука.
Звонкие состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает преграду в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Звонким является также звук [ж’], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.


Глухие согласные произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума.
Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’]. Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания). Во фразе «Степка, хочешь шец?» – «Фи!» содержатся все глухие согласные (парные по твердости / мягкости –
только в твердой или мягкой разновидности).
По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары. Звуки в паре должны различаться только одним признаком, в
данном случае глухостью / звонкостью.

Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш].
Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.


Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], к глухим непарным – звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].


Сказанное можно обобщить в следующей таблице:

 парные (11 пар)непарные
звонкиеб б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’л л’ м м’ н н’ р р’ й’
глухиеп п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’х х’ ц ч’ щ’

Если в речи носителя языка присутствует долгий звук [ж’], то он является звонкой парой к согласному [щ’]. В этом случае пар по глухости / звонкости 12.

Позиционное оглушение / озвончение

В русском языке в определенных позициях встречаются и глухие, и звонкие согласные звуки. Это положение перед гласными (том [том] – дом [дом]) и перед согласными [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] (свой [свой’] – звон [звон], смела [см’ила́] – размела [разм’ила́], срой [срой’] – разрой [разро́й’]). Эти позиции являются сильными по глухости / звонкости.
Но появление глухого или звонкого звука может быть предопределено его положением в слове. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной», а позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по глухости / звонкости.
Звонкие парные оглушаются (вернее, меняются на глухие)
1) в абсолютном конце слова: пруд [прут];
2) перед глухими: будка [бу́тка].
Глухие парные согласные, стоящие перед звонкими, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], озвончаются, то есть меняются на звонкие: молотьба [малад’ба́].
Артикуляционное уподобление звуков обозначается в фонетике термином ассимиляция. В результате ассимиляции могут возникать долгие согласные, возникающие при сочетании одинаковых звуков. В транскрипции долгота согласного обозначается чертой сверху или двоеточием после согласного (ванна [ва́на] или [ва́н:а]). Направление воздействия – от последующего звука к предшествующему (регрессивная ассимиляция).

Отражение глухости/звонкости согласных на письме

На письме при помощи специальных согласных букв (там – дам) отражается только самостоятельная глухость / звонкость согласных. Позиционная глухость / звонкость (результат позиционного оглушения / озвончения) на письме не отражается, как и большинство других позиционных фонетических изменений.

Исключение составляет:

1) правописание приставок на с/з-:
рас-сыпать, раз-бить; отражение произношения и здесь проводится не до конца, так как отражается только уподобление по глухости / звонкости, но не по признакам, связанным с местом образования преграды у согласного: расшевелить [рашыв’ил’и́т’],
2) правописание некоторых заимствований: транскрипция – транскрибировать.

Фонетика. Графика глухие звуки, звонкие звуки

Звуки легких — StatPearls — NCBI Bookshelf

Определение/Введение

Легочное исследование включает несколько компонентов, включая осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию. В этой статье мы сосредоточимся на аускультации легочных шумов, которые полезны для прогнозирования патологии грудной клетки, если рассматривать их в клиническом контексте. Легкие производят три категории звуков, которые клиницисты оценивают во время аускультации : дыхательных шумов, случайных звуков и вокального резонанса.

Звуки дыхания

В этой статье мы называем дыхательные шумы нормальными звуками легких, слышимыми через грудную стенку с помощью стетоскопа, а не слышимым дыханием через рот. Нормальные дыхательные шумы классифицируются как бронхиальные, везикулярные или бронховезикулярные, которые имеют различные акустические свойства в зависимости от анатомических характеристик места, где вы аускультируете. Бронхиальные звуки (также называемые трубчатыми звуками) обычно исходят из трахеобронхиального дерева, а везикулярные шумы обычно исходят из более тонкой паренхимы легких. Громкие, резкие и высокие бронхиальные звуки обычно слышны над трахеей или на правой верхушке. Они преимущественно слышны во время выдоха. Если выслушиваются в других областях легких, бронхиальные шумы ненормальны. Напротив, везикулярные дыхательные шумы мягкие, низкие, преимущественно инспираторные и особенно хорошо воспринимаются в задних отделах легких. Бронховезикулярные звуки можно услышать во время вдоха и выдоха, они имеют среднюю высоту и интенсивность. Они обычно выслушиваются над верхней третью передней части грудной клетки. Обратите внимание, что термины «высокий» и «низкий тон» определены Комитетом Американского торакального общества как 400 Гц или выше и 200 Гц или меньше соответственно, хотя фактические частоты этих звуков могут нарушать это официальное правило.[1][2]

Интенсивность и продолжительность дыхательных шумов также имеют клиническое значение и будут подробно рассмотрены ниже.

Случайные звуки

Случайные звуки — это звуки, которые слышны в дополнение к упомянутым выше ожидаемым звукам дыхания. Наиболее часто слышимые посторонние звуки включают хрипы, хрипы и хрипы. Здесь также будут обсуждаться стридор и трение. Есть много других терминов, которые используются для описания случайных звуков, которых слишком много, чтобы их охватить. Эти термины, как правило, дублируют указанные ниже термины или являются их подкатегориями. Например, хрипы и хрипы относятся к одному и тому же признаку; многие термины используются взаимозаменяемо и различаются в зависимости от врача и географического положения практики.

Первый признак, помогающий в классификации случайных звуков, заключается в том, являются ли звуки непрерывными или прерывистыми. Например, хрипы и хрипы являются непрерывными звуками, а хрипы — нет. Исследователь может засчитать хрипы как дискретные акустические события [<25 мс, прерывистые, как падение шарика на пол], тогда как хрипы и хрипы представляют собой несколько неотделимые шумы [> 250 мс, постоянные, как жужжание вентилятора]. Следующее, на что следует обратить внимание, — это высота тона: хрипы и мелкие хрипы имеют высокий тон, а хрипы и грубые хрипы — низкий тон.

Хрипы возникают из-за того, что маленькие дыхательные пути открываются при вдохе.[2] Поэтому они преимущественно инспираторные. Считается, что разница между ходом и мелкими хрипами связана с размером открывающихся дыхательных путей (более крупные дыхательные пути, более глубокие хрипы, более резкие хрипы). Некоторые сравнивают с разделяющими застежками-липучками (например, липучками).

Хрипы и хрипы, которые имеют одинаковую патологию и различаются только по высоте звука, вызываются трепетанием суженных дыхательных путей и проходящего через них воздуха.[3] Хрипы — это музыкальные звуки, вызванные движением воздуха через суженные мелкие дыхательные пути, такие как бронхиолы. Хрипы — это грубые, громкие звуки, вызванные сужением крупных дыхательных путей, в том числе трахеобронхиальных. Эти звуки возникают во время выдоха или одновременно во время вдоха и выдоха, но не только во время вдоха. Интересно, что врачи часто соглашаются в отношении аускультации хрипов, но в меньшей степени в отношении других признаков, таких как хрипы. [4]

Стридор — это высокий звук, исходящий из верхних дыхательных путей и возникающий при вдохе. Он отличается от других звуков своей интенсивностью в шее больше, чем в груди, синхронизацией (вдох) и высотой (высокий). Как и хрипы, стридор возникает из-за сужения дыхательных путей, но только в верхних дыхательных путях.

Шум — это скрежещущий звук, исходящий от воспаленных плевр, трущихся друг о друга. Обычно он громче других легочных шумов из-за того, что генерируется ближе к грудной стенке. Шум обычно возникает как во время вдоха, так и во время выдоха в зеркально отраженной точке дыхательного цикла.[5] Шум трения чаще всего путают с хрипами, но они отличаются двухфазным, локализованным характером трения, часто с точечной болью на грудной стенке.

Вокальный резонанс                                       

Нормальная легочная ткань действует как фильтр нижних частот, позволяя низкочастотным звукам легко проходить во время фильтрации высокочастотные звуки. Патологическая легочная ткань может более эффективно передавать звуки более высокой частоты; это происходит, когда обычно заполненное воздухом легкое становится заполненным другим материалом, например жидкостью. Врачи могут использовать это явление во время медицинского осмотра.[2] Тесты, используемые для обнаружения этого явления, известного как вокальный резонанс, включают бронхофонию, эгофонию и шепотное пекторилоквию. Чтобы проверить их, клиницист помещает свой стетоскоп на симметричные участки грудной клетки пациента и просит пациента говорить. Клиницист обычно слышит неразборчивый, отдаленный и приглушенный звук голоса. При бронхофонии голос кажется ближе и громче. Эгофония возникает, когда патологическая легочная ткань искажает гласные звуки и делает их более гнусавыми по качеству, и, следовательно, делает звук жесткого ми слышимым как ля, что называется “изменением ми на ля”. четкий и внятный звук, когда больной шепчет; обычно это неясно и непонятно.

Проблемы, вызывающие озабоченность

Выполнение аускультации и интерпретации легочных звуков наиболее характерно для традиционного стетоскопа; однако более новые электронные стетоскопы могут улучшить обнаружение аномальных звуков в легких. Компьютерная интерпретация легочных звуков также активно изучается; это может принимать форму оцифрованного анализа звуков или визуального отображения акустической информации, которую может интерпретировать клиницист. Компьютеризированная аугментация может оказаться более точной в будущем.[7]

Клиническое значение

Побочные звуки отражают патологию, которая их вызывает, поэтому конкретный клинический контекст имеет решающее значение для точной интерпретации. Например, хрипы, звук открывающихся дыхательных путей, часто возникают при интерстициальном заболевании легких, отеке легких из-за сердечной недостаточности и инфекции. Более поздние и более высокие хрипы часто указывают на интерстициальное заболевание легких, тогда как более ранние и более низкие хрипы больше указывают на хроническую обструктивную болезнь легких. Свистящее дыхание, звук движения воздуха по суженным дыхательным путям, возникает при таких состояниях, как астма, хроническая обструктивная болезнь легких и очаговые образования. Без определенного клинического контекста эти звуки довольно неспецифичны. Продолжительность, а не высота хрипов на протяжении всего дыхательного цикла, является наиболее предсказуемым показателем степени патологии.[1]

Интенсивность дыхательного шума можно оценить по шкале от 0 до 4 (ноль означает отсутствие звука, единица практически не воспринимается, два ослаблена, три – в норме, а четыре – громче нормы), хотя клиническая полезность оценки интенсивности подвергается сомнению. .[4] В правильном контексте интенсивность шумов везикулярного дыхания может указывать на патологию. Более интенсивные дыхательные шумы коррелируют с более глубокой вентиляцией, в то время как более тихие дыхательные шумы могут указывать на снижение вентиляции и ухудшение течения такого заболевания, как астма.[8] Если жидкость, воздух или другое вещество находится в плевральной полости, это уменьшит интенсивность (как это происходит при плевральном выпоте). Асимметричная интенсивность дыхательных шумов особенно полезна, особенно после интубации, когда асимметричные дыхательные шумы патогномоничны для случайного эндобронхиального размещения трубки [9]. ]

Если звуки бронхиального дыхания выходят за пределы их нормальной географической территории на грудной клетке, это признак лежащей в основе патологии, обычно легочной консолидации или коллапса, это может быть сложной концепцией, поскольку нормальные звуки дыхания в одной области легкого могут быть патологическими если его слышно где-то еще в легком, поэтому экзаменатор должен быть добросовестным при осмотре грудной клетки.

Легкость передачи звуков определенной частоты может изменяться при патологии, поэтому в качестве иллюстрации мы обсудим два конкретных примера. У пациентов с крупозной пневмонией нормальное наполненное воздухом легкое вместо этого содержит жидкость. Поскольку жидкость передает звуки лучше, чем воздух, вокальный резонанс усиливается, так что могут присутствовать бронхофония, эгофония и пекторилоквия шепотом. Сравните это с плевральным выпотом, который может меньше передавать звуки более низкой частоты, но лучше передавать более высокие частоты.][10] Обратите внимание, что эти результаты могут быть динамичными и непостоянными, при этом иногда происходит снижение вокального резонанса, если между стетоскопом и легким скапливается достаточное количество жидкости. При оценке вокального резонанса экзаменатор должен сравнивать звуки с противоположной стороны, а также из разных мест в легких. Даже здоровые легкие будут искажать передаваемый звук, но одностороннее изменение в изолированной области часто указывает на патологию.

Рисунок

Колокол стетоскопа. Изображение предоставлено S Bhimji MD

Ссылки

1.

Meslier N, Charbonneau G, Racineux JL. Хрипы. Eur Respir J. 1995, ноябрь; 8 (11): 1942–1948. [PubMed: 8620967]

2.

Pramono RXA, Bowyer S, Rodriguez-Villegas E. Автоматический анализ случайных звуков дыхания: систематический обзор. ПЛОС Один. 2017;12(5):e0177926. [Бесплатная статья PMC: PMC5446130] [PubMed: 28552969]

3.

Нагасака Ю. Звуки легких при бронхиальной астме. Аллергол Интерн. 2012 г., сен; 61 (3): 353–63. [В паблике: 22722817]

4.

Холлеман Д.Р., Симел Д.Л. Предсказывает ли клиническое обследование ограничение воздушного потока? ДЖАМА. 1995 25 января; 273 (4): 313-9. [PubMed: 7815660]

5.

Саркар М., Мадабхави И., Ниранджан Н., Догра М. Аускультация дыхательной системы. Энн Торак Мед. 2015 июль-сен;10(3):158-68. [Бесплатная статья PMC: PMC4518345] [PubMed: 26229557]

6.

Шелленбергер Р.А., Балакришнан Б., Авула С., Эбель А., Шайк С. Диагностическая ценность физического обследования пациентов с одышкой. Клив Клин J Med. 2017 дек;84(12):943-950. [PubMed: 29244648]

7.

Андрес Э., Гасс Р., Шарлу А., Брандт С., Хентцлер А. Анализ звуков дыхания в эпоху доказательной медицины и мира медицины 2.0. Джей Мед Лайф. 2018 апрель-июнь;11(2):89-106. [Бесплатная статья PMC: PMC6101681] [PubMed: 30140315]

8.

Baughman RP, Loudon RG. Звуковой спектральный анализ передаваемого голоса звука. Ам преподобный Респир Дис. 1986 г., июль; 134 (1): 167-9. [PubMed: 3729151]

9.

Форгач П. Функциональная основа легочных шумов. Грудь. 1978 март; 73(3):399-405. [PubMed: 630938]

10.

Томас Д.К., К.П., Хариговинд Г., Сен Д. Обнаружение консолидации легких посредством анализа сигналов вокального резонанса. Annu Int Conf IEEE Eng Med Biol Soc. 2018 июль; 2018: 957-960. [PubMed: 30440549]

РЕЗОНАНС – Вокальные техники для инструменталиста

Голос был таким звучным и красивым, что пролетел над оркестром и заполнил зал.

 

Резонатор — это любой объект, через который можно фильтровать звуковую волну, усиливая и изменяя колебания. Это часть всех звуков, и певцы используют резонанс, чтобы воздействовать на интонацию, гласные, качество тона и динамические уровни своего пения. Изменения размера и формы резонатора влияют на качество звука. Резонатор может сделать тон светлым или темным, чистым или приглушенным, блестящим или тусклым. Благодаря изучению вокала певцы учатся формировать гласные, которые создают оптимальный резонанс и желаемый тон.

Существует два вида резонанса: симпатический и проводящий .

Симпатические резонаторы не имеют физического контакта с источником вибрации. Вибрации передаются по воздуху, и резонатор отвечает сочувственно. То, что слышит слушатель, является результатом симпатического резонанса. (Пример: вы поете, а в комнате гудит лампа)

Проводящие резонаторы вибрируют в результате физического контакта с вибрирующим телом. Вибрации от голосовых связок распространяются по костям, хрящам, мышцам головы, шеи, верхней части грудной клетки, вызывая их вибрацию. Однако эти ощущения имеют мало общего с внешним звуком. (Пример: вибрации, которые вы чувствуете в своем теле во время пения)

Факторы, влияющие на резонанс
  • РАЗМЕР – чем больше резонатор, тем на более низкую частоту (высоту) он будет реагировать.
  • ФОРМА – форма сильно влияет на резонанс.
  • ТЕКСТУРА – состав и толщина стен; например, различия в материалах между латунью и деревом. Как правило, чем тверже поверхность, тем более избирательной она будет. Экстремальная жесткость приводит к проникновенному тону с несколькими сильными высокими обертонами. Слишком большая мягкость приведет к мягкому, ненаправленному тону.  

  ВОКАЛЬНЫЕ РЕЗОНАТОРЫ

Гортань –   Это основной вибратор. Благодаря своей небольшой полости он резонирует только на высоких частотах и ​​способствует «звонкости» профессионального голоса.

Глотка – Это самый важный резонатор из-за его положения, относительно больших размеров и возможности замены.

Полость рта – второй по важности после глотки. Размер изменяется за счет языка, мягкого неба, челюсти и губ.

Носовая полость – третий по важности и существенный для [m], [n], [ŋ]. Это не регулируемая полость, но ее можно вводить и выводить из резонансной системы под действием мягкого неба.

Узнайте больше об анатомии голосового тракта:

https://www..getbodysmart.com/pharynx/pharynx-anatomy

 

ГЛОТКА (голосовой тракт)

Качество звука зависит от формы глотки, которая очень гибкая и способна принимать самые разные формы. Глотка подтягивается (вместе с гортанью), когда мы глотаем. Горло становится коротким и узким. Когда мышцы расслаблены, пространство широкое и длинное, оптимальный размер для наиболее резонансного и свободного звука.

Глотка или голосовой тракт состоит из рта, носа и горла. Этими полостями являются ротоглотка , носоглотка и гортаноглотка . Гортаноглотка простирается от основания перстневидного хряща до верхушки надгортанника. Ротоглотка простирается от верхушки надгортанника до мягкого неба ( velum ). Вместе они образуют самую большую резонирующую полость. Носоглотка находится над мягким небом.

АРТИКУЛЯТОРЫ И ФОРМЫ ГЛАСНЫХ  

Артикуляторы участвуют как в гласных, так и в согласных, но гласные больше всего влияют на резонанс. Они являются ядром каждого слога, и без резонансной гласной тон не будет нестись. Основные вокализирующие гласные: ах , ай , ее , ой и оо . Могут использоваться и другие гласные звуки, но певцы обычно начинают с этих пяти, которые представляют собой чистые гласные и легко произносятся. Вы можете обнаружить, что одни гласные петь легче, чем другие — это результат резонанса.

ЧЕЛЮСТЬ

Челюсть должна удобно свисать во время пения. Это может быть проблемой для кларнетистов, трубачей и флейтистов из-за характера их амбушюров. Подумайте о положении вашей челюсти, когда вы играете на своем инструменте, и о том, как это положение сравнивается с пением.

ГУБЫ

Губы являются внешним краем рта и могут незначительно влиять на качество звука. Гласные oh и oo называются «губными» гласными, и форма губ напрямую влияет на гласный звук. Имейте четкое представление о том, как образуются эти гласные.

ЯЗЫК

Язык — это большая мышца, которая может двигаться разными способами. При пении и игре на духовых инструментах язык влияет как на резонанс, так и на артикуляцию. Кроме того, певцы должны уметь создавать красивый тон при пении текста.

T Чтобы ощутить движения языка при произнесении каждой гласной, положите кончик пальца на тело языка и произнесите/пропойте ah, ay , ee , oh , oo . Почувствуйте движение языка на каждую гласную. См. Приложение I для вокальных упражнений, которые фокусируются на языке.

МЯГКОЕ НЕБО

Мягкое небо и опускают и поднимают, чтобы закрыть и открыть воздух, проходят в нос. Английский использует опущенное мягкое небо для трех звуков m , n и ng . Все остальные гласные и согласные образуются при поднятом мягком небе. Носовой тон для гласных нежелателен; звучит звонко и щипко, в носу ощущаются вибрации. Вы можете поэкспериментировать, напевая звонкую ах гласных и зажать нос. Звук будет ощущаться в носу и будет казаться маленьким и защемленным. Затем пропойте открытое ах и зажмите нос. Гласная не должна ощущаться и звучать одинаково.

Узнайте больше о функции речевого тракта и артикуляторов здесь https://www.voicescienceworks.org/vocal-tract.html

 

Пропойте нисходящий вздох на [ŋ] как sing, ring

  1. Произнесите слово «sing» и удерживайте позицию -ng. Убедитесь, что язык изогнут и свободно касается задней части твердого неба/передней части мягкого неба (у вас не будет особого ощущения этого) и не вдавлен в мягкое небо (слишком далеко назад).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *