Разное

Звуки мягкие и твердые для дошкольников: Твердые и мягкие согласные звуки — Kid-mama

Содержание

Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки.

УМК: «Планета знаний»

Тема урока: Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование представлений о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слове.

Задачи:

Познакомить детей с понятиями “твердые” и “мягкие” согласные звуки.

Формировать умение определять мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать их в схемах слов.

Развивать устную речь учащихся через формулирование полных ответов на вопросы.

Воспитывать умение слушать и слышать собеседника.

Планируемые результаты:

Предметные:

знают понятия «твердые» и «мягкие» согласные звуки;

различают «твердые» и «мягкие» согласные;

умеют обозначать «твердые» и «мягкие» согласные звуки в схемах слов.

Метапредметные:

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

умеют грамотно строить речевые высказывания при ответах на вопросы учителя.

Коммуникативные:

умеют вступать в диалог, сотрудничать, договариваться.

Личностные:

проявляют интерес к изучению темы урока.

Оборудование:

Для учителя: интерактивная доска, компьютер, букварь Т.М. Андриановой, УМК «Планета знаний», 1 класс, видеоролик, презентация, демонстрационный наглядный материал для составления схем слов.

Для учащихся: букварь, рабочая тетрадь, раздаточный материал для составления схем слов.

План урока:

Организационный момент (1 минута)

Актуализация знаний (3 минуты)

Открытие новых знаний (11 минут)

Первичное закрепление нового материала (7 минут)

Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 минут)

Ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, формы, приемы и средства

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Создать положительную мотивацию. Настроить учащихся на учебную деятельность

Подготовка к уроку заранее, в перемену.

– Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня я буду вести у вас урок обучения грамоте (чтение).

Говорят вместе с учителем

Средства: стихотворение, речь учителя.

Форма: фронтальная.

КУУД: эмоциональное позитивное отношение к процессу общения

2. Актуализация знаний

Определить степень усвоения изученного, воспроизведение опорных знаний

На слайде схема для повторения пройденного материала

– На прошлом уроке вы изучали звуки речи.

– Так какие же звуки есть в нашей речи?

– Какие звуки называются гласными?

– А какие гласные звуки вы запомнили?

– Какие называются согласными?

– Какие согласные звуки можете назвать?

– Каким цветом в схеме обозначается гласный звук?

– Какой звук вы на прошлом уроке отмечали в схеме синим цветом?

– Молодцы, ребята! Все верно.

Гласные и согласные звуки.

При произношении которых воздух не встречает преград.

А, о, у, ы, и, э

При произношении которых воздух встречает преграды (губы, зубы, язык)

Приводят примеры согласных звуков

Красным цветом

Согласный звук

Форма: фронтальная.

Средства: слайд презентации, схема.

Метод: беседа, Прием: работа со слайдом презентации.

КУУД: Умение отвечать на вопросы учителя. Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

3. Открытие новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысление нового материала

На доске схема слова лук и подписанные картинки слов люк и лук

– Посмотрите на слайд, что вы видите на картинках?

– Сколько слогов в слове лук?

– Выделяем первый звук в этом слове.

– Выделяем второй звук.

– Выделяем третий звук.

– Сколько звуков в слове лук?

– Сколько слогов в слове люк?

– Выделяем первый звук в этом слове.

– Выделяем второй звук.

– Выделяем третий звук.

– Сколько звуков в слове люк?

– Рассмотрите на доске схему.

– Попробуйте предположить, какое слово спряталось в ней: лук или люк?

Если мнения разошлись

– Сегодня на уроке мы с вами узнаем, какими могут быть согласные звуки. И тогда поймем, кто из вас был прав.

Если ответ один

– А я думаю, что схема подходит к слову люк (лук). Для того чтобы понять, кто из нас прав, мы узнаем, какими могут быть согласные звуки.

– Посмотрите в учебник на страницу 17.

– Прочитаем стихотворение «Кот и кит». Поставили все пальчики.

Первую строчку читает Вероника. А все остальные следят и слушают.

– Вторую строчку читает Иван.

– Третью строчку читает Света.

– Четвертую строчку читает Ульяна.

– Пятую строчку читает Григорий.

– О ком говорится в стихотворении?

– Давайте посмотрим на картинки к стихотворению.

– Вас ничего не удивило?

– Давайте разберемся в путанице слов и рисунков. Кто же на самом деле огромный, страшный?

– А кто маленький, домашний?

– Верно! Молодцы!

– Скажите, сколько слогов в слове кот?

– Выделяем первый звук в слове кот.

– Выделяем второй звук в слове кот.

– Выделяем третий звук в слове кот.

– Сколько же звуков в слове кот?

– Сколько слогов в слове кит?

– Выделяем первый звук в слове кит.

– Выделяем второй звук в слове кит.

– Выделяем третий звук в слове кит.

– Сколько же звуков в слове кит?

– Давайте сравним в этих словах первый звук. Произносим все вместе первый звук в слове кот.

– Как он звучит?

– Ученые придумали название для согласных звуков, которые звучат как молоточек, называются они твердые согласные звуки.

– Повторим вместе: твердые согласные звуки.

– Произнесем все вместе первый звук в слове кит.

– Как он звучит?

– Для согласных звуков, которые звучат мягко, ученые также придумали название – мягкие согласные звуки.

– Повторим вместе: мягкие согласные звуки.

– В чем же разница между первыми звуками в словах кот и кит? Кто сможет повторить?

– Посмотрите на схемы к словам. Чем они отличаются?

– Объясните появление в схеме зеленого квадрата.

– А что обозначает синий квадрат в схеме?

– Верно! Какими же бывают согласные звуки?

– Как в схеме мы их обозначаем?

– Ребята, для того чтобы проверить, насколько хорошо вы поняли тему, я приготовила для вас задания. Но мы уже много поработали, поэтому сначала отдохнем.

Лук и люк

Один слог

Тянут выделяемый звук

Лллук

Лууууук

Луккк

Три

Один слог

Тянут выделяемый звук

Лллук

Лююююк

Люккк

Рассматривают и высказывают свои предположения

Смотрят в учебник

Читают стихотворение по строчке

О коте и ките

Рассматривают иллюстрации

Удивило

Кит

Кот

Один

Кккот

Кооооот

Коттт

Три

Один

Ккк’ит

Кииииит

Киттт

Три

Ккккот

Как молоточек, твердо

Ккккит

Мягко, как подушечка

В слове кот к – твердый согласный звук

В слове кит к – мягкий согласный звук

Цветом первых квадратов

Зеленый квадрат в схеме слова кит говорит о мягкости согласного звука к.

Синий квадрат в схеме слова кот говорит о твердости согласного звука к.

Твердыми и мягкими

Твердый – синим цветом, мягкий -зеленым

Форма: фронтальная

Средства: слайды презентации, речь учителя, иллюстрации, звуковая схема, букварь.

Метод:беседа, демонстрация, работа с учебником, Приемы:

работа со схемами слов,

выделение слогов хлопками

КУУД: Умение вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.

ПУУД: умение работать со схемами.

Владение осмысленным чтением.

Умение анализировать схемы слов.

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.

Физкультминутка

Видеоролик

4. Первичное закрепление нового материала

Обеспечить усвоение новых знаний через выполнение тренировочных упражнений

– Давайте с новыми силами приступим к выполнению заданий.

– Сейчас мы с вами поиграем. Открываем свои конвертики, которые приклеены к обложке и достаем квадратики. Но только те, которые обозначают твердый согласный звук. Какой это цвет? И мягкий согласный звук. Какой цвет?

– Объясняю правила игры. Я вам буду называть разные звуки. Если вы услышите твердый согласный, вы поднимете какой квадратик? Верно, синий. Покажите его. А если вы услышите мягкий согласный, вы поднимите какой квадратик? Верно, зеленый. Покажите мне его.

М

Т

Ль

З

Дь

Сь

Б

Пь

Н

Рь

– Все правильно! Молодцы!

– Посмотрите в учебник на страницу 17, найдите картинки животных. Назовите этих животных.

– Произнесем все вместе слово рысь.

– Какой вы слышите мягкий согласный звук в слове рысь?

– Произнесем слово тигр. Найдем в нем мягкий согласный звук.

– Произнесем слово лев. И найдем в нем мягкий согласный звук.

– Открываем рабочие тетради на странице 10.

Учитель объясняет задание №1

– Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

– Ваша задача поставить галочку около тех картинок, где слова начинаются с одинакового звука.

– Произнесем слово павлин, выделяя первый звук. Назовите 1й звук.

– Какой это звук?

– Произнесем слово петух, выделяя первый звук. Назовите 1й звук.

– Какой это звук?

– Произнесем слово пингвин, выделяя первый звук. Назовите 1й звук.

– Какой это звук?

– Ставим галочки там, где слова начинаются с одинакового звука. Проверяем.

Достают квадратики, отвечают на вопросы

Поднимают нужный квадратик

Рысь, тигр, лев

Произносят

сь

Произносят

ть

Произносят

ль

Павлин, петух, пингвин

Пппавлин

Твердый согласный

Ппп’этух

Мягкий согласный

Ппп’ингвин

Мягкий согласный

Один из учеников отвечает

Форма: фронтальная Средства: иллюстрация в учебнике, букварь, наглядный материал для составления схем слов, рабочие тетради

Метод: работа с книгой, Приемы:

работа со схемами слов, работа в рабочих тетрадях

КУУД: умение строить устное высказывание.

ПУУД: умение анализировать

7.Подведение итогов. Рефлексия.

Выявить уровень понимания пройденного материала.

– Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите мне, пожалуйста, с какими согласными звуками мы сегодня познакомились на уроке?

– Каким цветом в схеме слова мы обозначаем твердый согласный звук?

– А мягкий согласный?

– Давайте вернемся к началу нашего урока и определим, кто же был прав.

– К какому слову отнесем данную схему? К слову лук или люк?

– Почему?

– Какая же схема будет у слова люк?

– Правильно! Молодцы!

– У вас на столах лежат карточки с «!» и с «?»

– Поднимите «!» те, кому было легко работать на уроке. Спасибо, опустите карточки.

– А теперь поднимите «?» те, у кого возникали трудности в ходе урока.

– Я смотрю, у некоторых ребят все-таки есть вопросы. Ничего страшного, ведь мы еще только учимся. Все вопросы постараемся решить.

Если поднимут только «!»

– Меня очень радует, что все ребята поняли меня и разобрались в теме урока!

– Спасибо вам за урок и за активность! Мне было очень приятно с вами работать.

С твердыми и мягкими согласными звуками

Синим цветом

Зеленым

Отвечают

Потому что первый звук в схеме твердый согласный

Зеленый, красный, синий

Поднимают карточки

Форма организации: фронтальная

Средства: слайд презентации, карточки

Методы: беседа

Прием:работа со схемами слов, работа с карточками

КУУД: Умение отвечать на поставленные вопросы.

РУУД: самоанализ собственной деятельности

Занятие согласные звуки для дошкольников. Урок-сказка «Путешествие ёжика»

Тема. Гласные и согласные звуки .

Цель:

  • Закрепить знания детей – о гласных и согласных звуках, их условное обозначение, продолжать учить детей определять и выделять ударную гласную позицию в начале слова и позицию твердых согласных звуков в конце слова, учить детей проводить звуковой анализ односложных слов, учить заменять звуки в слове “ком” буквами, находить буквы на листе бумаги, продолжать учить выслушивать высказывания взрослого и своих товарищей, не перебивая их, учить отвечать полными предложениями.
  • Развивать произвольное внимание, память, речевое (фонематическое) восприятие, мелкую моторику пальцев рук, словесно-логическое мышление.
  • Воспитывать усидчивость, интерес к занятию, желание оказать помощь другим.

Ход занятия

1. Организационный момент . Игра : “Перекличка” (с мячом). Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).

2. Сообщение темы занятия.

Незнайка просит помощи у детей. Дети вспоминают гласные и согласные звуки.

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.

3. Повторение гласных звуков (их символы).

Гласные тянутся песенкой звонкой

И – и – и – и.

А – Могут заплакать и застонать:

О – о – о – у – у – у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А – а – а – а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

4. Анализ и синтез прямых слогов.

Встреча гласных и согласных звуков.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Пальчиковая игра: “Дружат в нашей группе девочки и мальчики, мы с тобой подружим наши пальчики”. Согласные и гласные звуки тоже подружились. Ма, мо, му, мы, ми, мэ; на, но, ну, ны, нэ; ва, во, ву, вы, ви, вэ, ка, ку, кы, ки, кэ.

5. Выделение гласных звуков в начале слова и твердых согласных звуков в конце слова.

Аист, ослик, ива, утка.

Сок, дом, слон.

Игра “Прятки”. Работа по звуковой линейке.

6. Физминутка. Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,
Вдох – и долго тянем: “А – а – а – а…”
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: ” О – о – о – о”
Днем по горкам ездим мы: ” Ы – ы – ы – ы”.
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем “У – у – у – у”.

7. Звуковой анализ и синтез слова ” ком ”

Игра “Цветная фотография”. Схема слова “ком”. Замена звуков буквами, работа по кассе букв.

8. Игра: “Буквы рассыпались”

Обведи буквы.

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.

Язычок наш отдохнул,
Много нового узнал.
Он немного притомился,
К себе в домик возвратился.

Спать ложись-ка, Язычок!
Рот закроем на замок.
Отдыхать тебе пора.
Отдохнем и мы, друзья!

9. Итог занятия. Оценка деятельности ответов детей.

Ольга Дмитриева
Конспект занятия «Гласные и согласные звуки»

Гласные и согласные звуки

Тема : Обобщающее занятие : «Гласные звуки[а] , [о], [и], [у], [э], [ы]. Образовательная область : «Коммуникация»

Цель :

Обобщение пройденного материала по гласным звукам[а] , [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи :

Образовательные :

Закреплять знания детей о гласных звуках .

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове .

Продолжать учить определять количество слогов в слов

Обучать звуковому анализу слова роза .

Познакомить со слогообразующей функцией слова.

Развивающие :

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы :

Музыкальное сопровождение.

Словесный (вопросы, объяснение) .

Наглядный (картинки, слайды презентации) .

Игровой (Д/и «Найди пару» , «Узнай звук » , «Найди звук » , «Чудесный мешочек» ).

Практический (упражнения) .

Наблюдение за работой детей, советы.

Материал :

Демонстрационный : картинки-схемы слов мак, дом, лук, лес, кит, роза, фишки красного и серого цвета, презентация «Гласные и согласные звуки » . Раздаточный : картинки-схемы слова роза, фишки серого и красного цвета.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте . И они, наверно хотят с вами познакомиться.

Сейчас мы с вами вспомним звуки . И попробуем их найти в ваших именах.

Сейчас сядет тот, у кого в имени есть

Звук И (Инна, Миша, Кирилл, Карина, Тимур) ;

Звук Э (Семён, Сеня) ;

Звук О (Соня)

Звук А (Аня, Даша)

Молодцы, вот наши гости с вами познакомились, а мы с вами вспомнили звуки .

Скажите, а как называются звуки , которые мы искали в ваших именах?

Совершенно правильно. Это гласные звуки . А почему они так называются?

Давайте посмотри на доску. И попробуем найти в этих словах волшебные, гласные звуки и отметить их красным квадратиками.

(Дети рассматривают картинки-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит) .

Назовите гласный звук , сколько всего звуков ?

Молодцы. Ребята сегодня мы с вами попробуем разобрать слово роза.

(Дети вместе с воспитателем делают звуковой разбор слова роза ).

В слове роза сколько звуков ? А сколько гласных ? Совершенно верно. А теперь я открою вам маленький секрет : сколько в слове гласных , столько в слове и слогов.

Ребята скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

А какие приметы осени вы знаете?

Правильно падают листья, птицы улетают на юг, часто идут дожди, дуют холодные ветры.

Налетел холодный ветер, и полетели наши звуки в разные стороны , а мы сейчас попробуем их поймать.

Поиграем в игру «Поймай звук » .

Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова , необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук , пруд, укроп, рука) .

А теперь будем ловить звук [а] , вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла) . Молодцы!

Сильный ветер нагнал тучи и пошёл дождик.

Физкультминутка «Дождик»

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика» )

А сейчас садитесь по удобнее, я вам расскажу сказку.

Однажды Буратино пошел гулять в лес, шел, шел по тропинке и пришел к домику, домик тот был красного цвета. И раздавались из этого домика разные звуки – а-а-а , о-о-о, у-у-у, и-и-и.

Постучал он в дверь и на пороге появились человечки, на них были красные рубашечки. Они рассказали Буратино, что живут в этом домике звуки , которые очень любят петь, они ходили по свету и весело голосили свои песенки – от этого их стали называть –

ГЛАСНЫЕ звуки .

Попрощался Буратино со своими новыми знакомыми и пошёл дальше.

Вдруг вдалеке он увидел домик, он был весь изо льда, с крыши свисали большие сосульки. Он подошел поближе и услышал д-д-д, м-м-м, ш-ш-ш, г-г-г, з-з-з.

Буратино постучал и из домика вышли маленькие человечки в синих рубашечках. Оказалось, что в этом домике тоже живут звуки , но они совсем не умеют петь. В их домике так холодно, что они могут произносить только к-к-к, ж-ж-ж, ф-ф-ф. Но им очень хочется научиться петь песенки.

Тогда Буратино решил познакомить звуки из красного и синего домика.

Красные звуки с удовольствием познакомились с синими и предложили им : «Вы хотите научиться петь?» , «Да» – ответили синие. «Хорошо!» – сказали красные. «Но есть одно условие, вы всегда должны стоять рядом с нами, Вы

согласны ?». «Да мы согласны , ответили синие» – с тех пор их называют СОГЛАСНЫМИ .

И получаются у них вместе с ГЛАСНЫМИ замечательные песенки : Мааа, Нооо, Сууу! .

Вот так гласные и согласные стали дружить . Они стали складываться в слоги, а слоги в слова.

Сколько бывает в словах слогов?

Правильно.

А теперь мы с вами поиграем и попробуем отличить гласные и согласные звуки .

Просмотр презентации «Гласные и согласные звуки

Для того, чтобы вы лучше запомнили различие между гласными и согласными звуками я хочу прочитать вам стихотворение :

Гласные тянутся

песенкой звонкой,

могут заплакать

И закричать.

В темном лесу

Звать и аукать,

Но не умеют

Свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть,

Свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Цель: продолжать учить детей определять количество предложений в тексте; формировать знания дошкольников о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие; побуждать детей к самостоятельному поиску путей решения задачи гласный – согласный; проводить звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными, пользуясь соответствующими фишками; закреплять умение проводить линии, не отрывая карандаша от бумаги; развивать внимание; воспитывать аккуратность.

Материал: индивидуальные карточки с изображением животных и дорожек к домикам, фишки для обозначения гласных, согласных мягких и твердых, предметные картинки, карандаши.

Ход занятия в детском саду со старшими дошкольниками

Воспитатель: Со сказкой мы уже встречались не раз,

И снова она придет к нам сейчас.

Любите ли вы сказки? Почему?

Садитесь на стулья, сказка начинается.

СКАЗКА О ЗВУКАХ

В одном бумажном замке жили братья – звуки. Да-да, те самые, что слышатся нашими ушами. Жили в мире-согласии, пока один из них нагло не заявил: «Я самый нужный, я старший». Что здесь началось! Звуки подняли такой шум! Каждый начал хвастаться:

Я кругленький и меня легко произносить,- произнес звук…..(о).

Нет, я. Хотя меня уже и труднее произносить, но я первый,- заспорил (А).

Ой-ой, большой! А я умею гудеть, да и еще очень громко,- сказал звук (у).

Они так громко спорили, что разбудили мудрую фею. Собрала фея крикливых и голосистых.- А вы догадались, какие это звуки? (Да, это [а,о,у,е,ы,и…]- гласные звуки)

Да, назвала фея их гласными. А какой фишкой их обозначают? Почему? (Потому, что во время их произношения воздух свободно вытекает из открытого рта.)

Дети показывают фишку для обозначения гласного звука.

А тех, что были тихие и спокойные, что не могли кричать и петь, а только шипеть, свистеть, шуршать, фея назвала как? (Согласными.)

Какой фишкой их обозначают?

Дети показывают фишку на обозначение согласного звука.

Фея сказала, что все звуки очень важны, потому что, сливаясь, они образуют. ..что? (Слова)

Поэтому я буду называть слова, а вы с помощью фишки будете определять, с какого звука они начинаются.

Слова: оса, заяц, антенна, коза, ученик, улитка, индюк, птица, собака, рука, журавль, жук, арбуз, указка, игла.

Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.

Из звуков складываются слова, а из слов состоят…. (предложения).

Звуки с недоверием слушали фею. Поэтому она предложила им создать слова, из слов составить предложения, а из предложений-текст. Но звуки были невнимательными и не смогли найти окончаний предложений. Я буду читать вам текст, а вы помечайте концовку каждого предложения хлопанием в ладоши.

У мамы сын. Его зовут Дима. Дима поймал сома. На, мама, сома.

Воспитатель: Сколько в этом тексте предложений? Как вы определяете, что предложение закончено? (Делается пауза.)

Повторите первое предложение. Определите количество слов в нем. Есть ли в этом предложении слово-помощник?

Составьте схему первого предложения.

Молодцы, вы помогли звуками. Все стало на свои места, и всем стало понятно, что жить надо дружно.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре,

(Ходьба на месте.)

Вправо, влево, ноги шире.

(Повороты туловища, руки на поясе.)

Встали, спинки все ровненько.

(Основная стойка, руки согнуты в локтях.)

И на месте побежали.

(Легкий бег на месте.)

Надо мышцы размять.

Будем вместе прыгать

(Прыжки на обеих ногах.)

Все присели-встали.

Вновь присели-встали.

(Приседания.)

Разомните хорошенько пальцы,

(Руки вытянуть вперед, несколько раз сжать пальцы в кулачки и разогнуть.)

Потанцуйте стильные танцы.

(Танцевальные движения.)

Время уже немножко нам поиграть

И загадки отгадать.

Воспитатель выставляет картинку с изображением лиса.

Воспитатель выставляет картинку с изображением леса.

Звуковой анализ слов лиса и лес, моделирование их на основе схемы звукового анализа и фишек.

Игра с мячом «Назови звук»

Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука и бросает мяч воспитателю.

Усложнение: воспитатель называет мягкий согласный звук, а ребенок -твердую пару названного звука.

Игра «Проведи животное»

У вас на столах лежат карточки с изображением животных. Среди них найдите животное, название которого начинается на _________ звук, и проведите эту зверушку к любимому лакомству.

Проведите линию, не отрывая карандаша и не заходя за линию дорожки. (Раздать карточки с дорожками.)

Итог. Рефлексия

Закончилась наша сказка.

С каким настроением слушали сказку о звуках?

Какие звуки вы запомнили?

Юршина Юлия

Эту сказку я использовала на своем занятии по обучению грамоте.

Она очень помогла моим ребятам познакомиться и запомнить гласные и согласные звуки.

Я сознательно не знакомила их на первом занятии с согласными мягкими звуками, чтобы не путать детей. С ними мы познакомимся в продолжении сказки.

Однажды Буратино пошел гулять в лес, шел он шел по тропинке и пришел к домику, домик тот был красного цвета. И раздавались из этого домика разные звуки – а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и.

Постучал он в дверь и на пороге появились человечки, на них были красные рубашечки. Они рассказали Буратино, что живут в этом домике звуки которые очень любят петь, они ходили по свету и весело голосили свои песенки – от этого их стали называть – ГЛАСНЫЕ звуки.

Попрощался Буратино со своими новыми знакомыми и пошёл дальше.

Вдруг вдалеке он увидел домик, он был весь изо льда, с крыши свисали большие сосульки. Он подошел поближе и услышал д-д-д, м-м-м, ш-ш-ш, г-г-г, з-з-з.

Буратино постучал и из домика вышли маленькие человечки в синих рубашечках. Оказалось что в этом домике тоже живут звуки, но они совсем не умеют петь. В их домике так холодно, что они могут произносить только к-к-к, ж-ж-ж, ф-ф-ф. Но им очень хочется научиться петь песенки.

Тогда Буратино решил познакомить звуки из красного и синего домика.

Красные звуки с удовольствием познакомились с синими и предложили им: «Вы хотите научиться петь?», «Да» – ответили синие. «Хорошо!» – сказали красные. «Но есть одно условие, вы всегда должны стоять рядом с нами, Вы согласны?». «Да мы согласны, ответили синие» – с тех пор их называют СОГЛАСНЫМИ .

И получаются у них вместе с ГЛАСНЫМИ замечательные песенки: Мааа, Нооо, Сууу!

Предварительно я нарисовала 2 домика, красный – украшенный нотками и скрипичным ключом и синий из ледяных кирпичиков с сосульками свисающими с крыши.

После прослушанной сказки каждый ребенок получил карточки с изображением звуков, раскрасил в нужный цвет и “поселил” (приклеил) в тот домик в котором он живёт.

Когда мы произносим гласный звук, то воздух проходит свободно через рот, не встречая преграды, язык спокойно лежит во рту, не двигается, рот приоткрыт. Гласный звук обозначаем красным цветом.

Когда мы произносим согласные звуки воздушная струя прерывается, правильный звук получается в результате движения губ и языка.

Для того, чтобы дети лучше запомнили различие между гласными и согласными звуками рекомендую выучить следующее стихотворение:

Гласные тянутся

песенкой звонкой,

могут заплакать

И закричать.

В темном лесу

Звать и аукать,

Но не умеют

Свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть,

Свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Фавзана Аюпова

Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости!

В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи, дифференциаций понятий «звук» и «буква» («Волшебный мир звуков» и «Волшебный мир звуков – 2»). Продолжая данную тему, хочу предложить вам пособие – панно

«Город гласных и согласных»

и дидактическую игру

«Найди свой домик».

Панно – пособие

«Город гласных и согласных»

даёт детям полную картину ориентации в звукобуквенном мире.

В этом городе две улицы: гласных и согласных. На улице гласных в домах буквы живут парами. На верхнем этаже гласные буквы, которые «дружат» с твёрдыми согласными звуками, а на первом этаже те, кто «дружит» (пишется) после мягких согласных. Дети, называя буквы, закрепляют простые правила их правописания.

«Улица согласных» делится на несколько переулков: здесь парные и непарные звонкие и глухие согласные, всегда твёрдые и мягкие согласные, беззвучные «твёрдый» и «мягкие знаки». Кроме буквенных обозначений, рядом с ними соответствующие символические обозначения, что немаловажно в работе с дошкольниками, у которых мышление наглядно – образное. Так – «твёрдые» обозначены «кирпичом», а мягкие – «подушкой», «звонкие» – колокольчиком, «глухие» – барабаном, «беззвучные» – рыбой. Также цветовое обозначение букв соответствует общепринятым обозначениям в любых «Букварях» – гласные – красные, синие – твёрдые согласные, а зелёные – мягкие согласные.

Варианты заданий в работе с панно:

1. Покажи и назови гласные буквы, которые «дружат» с твёрдыми (мягкими) согласными.

2. Назови парами звонкие и глухие согласные.

3. Какие звуки одинокие, только твёрдые или только мягкие.


Д/игру «Найди свой домик» провожу с детьми в подготовительной группе, когда у них полностью сформированы понятия о звуках и дети на слух могут дать характеристику звукам в словах.

Варианты игровых заданий по пособию

«Найди свой домик»:

1. Детям даются предметные картинки и задание: найти соответствующий слову (по модели) «домик».

2. Картинки в «домиках». Задание – найти «ошибку». Какой предмет не в своём домике и почему?

3. Задание «Назови звук». Педагог показывает на любой квадрат (звук, а дети должны назвать звук, который он обозначает в этом слове.



Воспитатели и логопеды, которые работают с детьми по подготовке к обучению грамоте, сами могут придумать другие варианты игр и игровых упражнений с данными игровыми пособиями.

Топ-8 самых сложных фонических звуков для детей! Автор: RedCatReading

При обучении фонетике маленьких детей могут возникнуть трудности с некоторыми областями. Поскольку все дети разные, им, как правило, нужна помощь в разных областях. Тем не менее, многие дети борются с одними и теми же проблемами, что облегчает их выявление. Что касается самой сложной фонетики, то, как правило, самыми трудными звуками для маленьких детей являются слова, включающие твердых .0004, soft th , ch , sh , ng , r , wh и ck звуки в словах.

 

Red Cat Чтение видео и книг по акустике

В наше время дети любят использовать свои компьютеры и планшеты, так почему бы не позволить им делать это в образовательных целях? В Red Cat Reading есть потрясающие книги по фонетике и другие ресурсы для обучения детей фонетике.

Посмотрите нашу подборку видео Top 8 Hardest Phonics !! За почти 12 минут ваши дети узнают так много! Вы даже можете поставить его на повтор, чтобы удвоить акустическое удовольствие.

 

Выявление проблемы с жесткой фонетикой

Первое, что нужно сделать ребенку, испытывающему затруднения, это определить проблему. Это можно сделать, повторив фонетику, которую ребенок уже знает. Хорошим первым шагом будет чтение с ребенком и запись слов, с которыми у него возникают трудности. Это позволяет вам изолировать определенные звуки, которые вызывают проблемы у вашего ребенка. После того, как вы определили проблему, вы можете поработать с учителем вашего ребенка или придумать свои собственные идеи дома о том, как помочь вашему ребенку развить лучшие навыки.

 

Поговорите с учителем вашего ребенка

Если ваш ребенок ходит в школу, вы можете помочь ему поговорить с его учителем. Если он или она заметили, что у вашего ребенка возникают трудности с некоторыми из самых сложных фонетических областей, они могут помочь вам найти новые способы помочь вашему ребенку дома. Учитель вашего ребенка может практиковать определенную технику в классе, которую вы можете применить в своем обучении дома. Возможно, он или она могли бы даже дать дополнительный совет. Учителю вашего ребенка может быть легко предоставить вам рабочие листы или материалы для чтения, которые могут значительно облегчить вашему ребенку преодоление этих трудностей.

 

Практика чтения дома

Возможно, самое важное, что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку освоить сложные области фонетики, — это читать вместе. Совместное чтение позволяет вам увидеть, где ваш ребенок борется, и придумать план, как ему помочь. Выбирайте книги, которые фокусируются на более твердых фонетических звуках, например, с hard th , soft th , ch , sh , ng , r , wh и ck звучит как . В фонетической программе Red Cat Reading есть множество книг и видео, которые вы и ваш ребенок можете изучить вместе, — все они адаптированы к определенному фонетическому звучанию.

 

Учитесь медленно

Не толкайте ребенка. Если он или она борется с одним из самых сложных фонетических звуков, позвольте ему учиться в своем собственном темпе. Работайте с ребенком медленно, чтобы он или она четко уловили звук, прежде чем двигаться дальше. Это гарантирует, что ваш ребенок не забудет звук, который издают буквы, работая над другими фоническими звуками.

 

Использование мультимедийных средств для помощи

Использование мультимедийных средств, таких как видео, карточки и даже аудио, действительно может помочь ребенку учиться. Поскольку все дети учатся по-разному, вы должны поэкспериментировать со своим ребенком, чтобы выяснить, какие средства массовой информации наиболее полезны. Одной из идей является запись слов на карточках, в которых есть определенный звук буквы. Это позволяет вашему ребенку видеть буквы, используемые в различных словах, и дает ему возможность увидеть буквы, используемые в словах. Вы можете сопровождать этот метод аудиозаписью того, как вы произносите эти слова и используете их в предложениях, чтобы ваш ребенок мог практиковаться, даже когда вас нет с ним в комнате.

 

Не прекращайте учиться

Когда ваш ребенок, наконец, освоит использование некоторых из перечисленных выше сложных фонетических звуков, не останавливайтесь на достигнутом! Поощряйте ребенка использовать новые знания каждый день. Читайте книги вместе. Попросите их написать слова для вас и запишите их. Обсудите новые слова вместе. Продолжайте использовать карточки и рабочие тетради.

 

Продолжайте в том же духе вместе с ребенком, и он или она лучше поймет слова и их правописание.

〜 Kelly Gunderman


Смешивание – как учить смешивание, когда это жестко

от Santina Dimauro


9

. копейки не падают смешивание».


Смешивание было проблемой, и дети расстраивались из-за этого. Мы решили вернуться к звукам букв».

Когда я слышу такие вещи, мой ответ всегда «Смешать! Смешивать! Смешивать!”

Я говорю это, потому что не верю, что мы делаем это недостаточно. Не потому ли, что мы чувствуем, что это слишком сложно для маленьких детей? Или нам просто проще позволить детям просто заучить буквенно-звуковые соответствия в изоляции?

В любом случае, это нельзя не заметить; смешивание — это важнейший навык, который необходим каждому ребенку, чтобы начать читать неизвестные слова. Это настолько важно, что в Англии Year One Phonics Check дает детям бессмысленные слова, чтобы оценить, может ли ребенок (или, возможно, точнее — проверить, научил ли его учитель) смешивать. Австралия также рассматривает возможность введения Phonics Check, но пока что Южная Австралия является единственным штатом, который обязал эту оценку. Подробнее о фонической проверке.

Что такое смешивание?

Смешивание — это навык, который помогает нам читать, особенно когда мы сталкиваемся с незнакомыми словами. Для маленьких детей большинство слов незнакомы, и им нужно смешивать многие слова, с которыми они сталкиваются. Он включает в себя соединение звуков букв в слове, чтобы создать целое слово. Например, ребенок, пытающийся прочитать слово «рыба», будет выделять каждый из звуков буквы. Когда эти три звука произносятся последовательно, произносится слово «рыба».

Как ребенку научиться читать незнакомые слова.

Как мы обучаем смешиванию?

Смешивание — несложный навык. Это просто требует ПРАКТИКИ, и много. Крайне важно знакомить детей с навыками фонематического восприятия устного смешивания в раннем возрасте. Моделирование того, как устно смешивать, чтобы создать произносимое слово, и как разбивать слово на части, — это то, как начать путешествие ребенка по смешиванию и сегментации. Как только дети могут смешивать слова на устном уровне, смешивание слов в печатном тексте становится намного проще. Существует отличный пост в блоге об устном смешивании и сегментации.

Ниже изображен ребенок, который начал читать в возрасте 3,5 лет. Хотя это не свободно, это начало. Продолжайте смотреть кадры, как мы видим того же ребенка 6 месяцев спустя.

Разница всего в 6 месяцев!

Ключевым моментом является ВСЕГДА включение действий по смешиванию при обучении звукам букв. Не ждите, пока прозвучат все звуки алфавита. После того, как несколько звуков выучены, можно смешивать слова. Возьмем следующую группу буквенных звуков:

После того, как мы выучим только эти 8 звуков, мы можем начать учить детей смешивать такие слова, как sat, pan, tap, mad .

28 возможностей для практики всего с 8 звуками!

Использование уроков фонетики без предварительной подготовки для обучения смешению

Необходимость предоставить учащимся банк декодируемых слов и предложений, которые также различаются, в середине урока может вызвать у вас беспокойство. Уроки акустики от Phonics Hero разработаны, чтобы облегчить работу по планированию отличного урока акустики. Он содержит более 3700 декодируемых слов и более 2400 предложений — все со звуковыми кнопками, поддержкой смешивания и изображениями для проверки понимания. Ознакомьтесь с этим экскурсионным туром по уроку смешивания:

Вы можете начать 30-дневную пробную версию уроков фонетики без предварительной подготовки с учетной записью учителя.

5 главных советов, которые помогут смешиванию Penny Drop

1. Погрузите детей в устное смешивание как можно раньше.

Это можно сделать с помощью таких игр, как:

  • Я шпион. Например. «Я могу подсмотреть своим маленьким глазом ч-а-т».
  • Нарушения урока – во время инструкции разбейте одно из слов на отдельные звуки: «Не могли бы вы положить это в б-а-г?» или «Поставь чашку на стол». Моим детям нравилось слушать, как я это делаю. Я моделировал стратегию правописания, пока они практиковались в смешивании.
  • Устное бинго – мои дети научились смешивать, потому что научились орально смешивать. Загрузите мою устную игру в бинго. Мне также нравится использовать это со старшими учениками, у которых есть трудности со стратегией смешивания.

2. Возьмите несколько магнитных букв и физически покажите, как буквы врезаются друг в друга, пока вы смешиваете слово. Это визуальное представление смешивания часто может быть тем «моментом озарения» для ребенка, когда смешивание начинает иметь смысл.

Физически показать смешивание магнитных букв, сдвинутых вместе.

3. Всегда держите наготове картинки для слов, которые дети смешивают. Эти картинки предназначены не для поощрения угадывания, а в качестве подтверждения после смешивания. Это поможет им легко смешаться, потому что они могут видеть произнесенное слово, которое было сформировано через картинки. В конце концов, смешивание станет автоматическим, и изображения не понадобятся. Наши рабочие листы для чтения — отличный инструмент, который поможет вам попрактиковаться с картинками (они доступны учителям или родители могут их купить).

Ребенок, сопоставляющий слова и картинки.

4. Если дети произносят неправильное слово при смешивании отдельных звуков, попробуйте следующие другие техники смешивания:

  • Изолированное смешивание – произнесите первый звук самым громким, а по мере приближения к концу слова делайте его тише. Дети, как правило, начинают сливаться с самым громким звуком, который они слышали. Поэтому убедитесь, что ваш первый звук самый громкий.

  • Окончательное смешивание — смешайте первые два звука букв вместе, а затем соедините их с последним звуком буквы. Например:

    Это помогает детям, которые не успевают смешивать слова, или тем, кто просто не слышит, как формируется произносимое слово.
  • Последовательное наложение – растянуть слово в непрерывном потоке звуков. Например:
    Я обнаружил, что у большинства детей, которым трудно смешивать слова, это получается с помощью этой техники.

В этом коротком видео я демонстрирую эти три метода смешивания:

5. Смешивание! Смешивать! Настойчиво! Смешивать! Смешивать! Эти навыки смешивания и сегментации не развиваются автоматически. Они должны быть смоделированы и четко обучены. Не сдавайтесь, и ваши ученики пожнут плоды вашего упорства.

Дети старшего возраста, которые борются с смешиванием

Это может показаться настоящим испытанием для учителя третьего класса, у которого есть ученики, которые не могут смешивать «кошку», а также те, кто читает главы! У этих старших учеников часто возникают те же проблемы, что и у начинающих читателей.

В этом случае, во-первых, не стоит заучивать более сложные звуки (двухбуквенные диграфы или трехбуквенные триграфы), вы перегрузите рабочую память ребенка. Вернитесь назад и начните с основных звуков одной буквы.

Затем проверьте свои фонологические и фонематические навыки. Это базовые навыки, которые необходимы ребенку, чтобы сделать «смешанный пенни-дроп».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *