Разное

Звуки и слоги: Грамматика – Буквы, звуки, слоги, предложения

Содержание

Этап 2 Учимся складывать звуки в слоги. Энциклопедия методов раннего развития

Этап 2 Учимся складывать звуки в слоги. Энциклопедия методов раннего развития

ВикиЧтение

Энциклопедия методов раннего развития
Рапопорт Анна

Содержание

Этап 2

Учимся складывать звуки в слоги

Игра «Дружные звуки». Возьмите в руки большой мяч и скажите малышу, что звуки очень хотят дружить друг с другом. Вот, например, со звуком «м» очень хочет подружиться звук «а». Вы кидаете мяч малышу, а он должен кинуть вам его обратно и произнести два звука вместе: «ма».

Игра «Собери слово». Расскажите малышу сказку: злой волшебник махнул своей палочкой, и все слова раскололись на кусочки. А теперь надо их со брать — выложить слово на столе с помощью красных и синих карточек (они будут обозначать последовательность гласных и согласных звуков. ) Первое слово соберите вместе с ребенком, например ДОМ: синяя-красная-синяя. Начинайте с простых слов: РАК, МАК, СЫН, СОН. Звуки произносите отрывисто, как бы рассыпая горох. Усложните игру. Пусть малыш покажет, за какой карточкой скрывается буква О, за какой М, а потом «прочтет» слово по цветному ряду. Еще усложните задания. Сами выкладывайте ряды из карточек, а малыш пусть подберет к ним слова. Слова можно брать уже и четырехбуквенные. Ну и наконец, последний шаг. Вырежьте из картона буквы (гласные из синего, согласные из красного). Положите поверх карточек нужные буквы, так малыш начнет учить, какие буквы соответствуют звукам.

Игра «Веселые буквы» помогает ребенку выучить не только звуки, но и буквы, начать их писать. Можно воспользоваться букварями и прописями, но для многих детей это очень скучно. Поэтому проявите всю свою фантазию и делайте буквы из чего только можете: лепите из пластилина или соленого теста, выкладывайте буквы с помощью веревочки или спагетти, вырезайте ножницами по контуру нарисованную и раскрашенную букву, рисуйте на бумаге, асфальте.

Учите ребенка писать только печатными буквами: во-первых, есть мнение, что для письменных букв мозг созревает только к семи годам, а во-вторых, скорее всего, в школе ребенка будут учить писать по методике, отличной от вашей.

Для игры «Паровозик» вам понадобятся вырезанные из картона буквы и картонный паровозик с вагончиком, к которым вы приклеите кармашки для букв. Паровозик и вагончики соединяются между собой при помощи скрепки. Расположите в столбик гласные буквы: А, О, У, Ы, И. В карманчик вставьте согласную букву, которую малыш хорошо знает (например, мамину буковку М), и пусть она едет к станции — гласной букве А! А у станции паровозик дает сигнал, и гласная буква садится на поезд. Получается слог МА. Цель этой игры — научить ребенка читать по две буквы сразу! Ребенок тянет согласный звук, когда ведет паровозик, а у станции дает сигнал (произносит гласный звук), затем повторяет слог целиком: М — (А) — МА! Также играйте с другими буквами. Усложняйте задание, спрашивайте ребенка, у какой станции сигнал звучит мягко (у И — МИ), а у какой твердо (у А — МА).

К чтению слогов с гласными Я, Е, Ю, Е, вы перейдете гораздо позже, когда ваш малыш уже хорошо овладеет навыком сложения слогов и слов с гласными А, О, У, Ы, И.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ручки поднимаем – звуки распеваем

Ручки поднимаем – звуки распеваем Покажите ребенку, как после короткого глубокого вдоха можно поднять руки вверх, одновременно пропевая звук «А», а затем опустить руки вниз, произнося звук «У». Попросите ребенка повторить это упражнение. Обратите внимание малыша на то,

Слушаем музыкальные звуки

Слушаем музыкальные звуки Цель приведенных ниже игр и упражнений – научить ребенка вслушиваться в музыкальные звуки, эмоционально реагировать на них. Познакомьте малыша с веселой, быстрой, медленной, громкой и тихой мелодиями.При этом старайтесь вызвать у ребенка

Этап 1 Учимся слышать и произносить звуки

Этап 1 Учимся слышать и произносить звуки Приведенные ниже упражнения развивают фонематический слух, помогают заучивать звуки и вычленять их в слове.Игра «Ловим звук» начинается со сказки о том, как один из звуков («м», «б», «а»…) сбежал из азбуки. Предложите малышу

Этап 1 Учимся читать слова

Этап 1 Учимся читать слова Первые 15 слов, которые вы предложите ребенку, должны быть простыми, короткими и знакомыми ему: МАМА, ПАПА, имена других членов семьи, клички домашних животных, названия любимых игрушек или лакомств ребенка.Выберите момент, когда малыш пребывает в

Этап 5 Уже книга

Этап 5 Уже книга Вот и настал великий день. Вашему ребенку предстоит прочесть первую настоящую книгу. Это действительно знаменательное событие, поэтому момент, когда малыш возьмет ее в руки, должен быть запоминающимся.Что это будет за книга? Тут все зависит от двух

Этап 1 До двух лет

Этап 1 До двух лет Пока ребенок еще не испытывает осознанного интереса к рисованию, задача взрослых состоит в том, чтобы создать вокруг малыша среду, побуждающую его играть и манипулировать изобразительными предметами: цветными карандашами, фломастерами, мелками,

§ 1. Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма

§ 1. Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма Формирование слухового гнозиса необходимо начинать с расширения его репертуара, используя для этого природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, людей и т. д.148. «Чудо-звуки». Прослушайте с ребенком аудиозаписи

4.

 Учимся ходить?

4. Учимся ходить? Возраст: 0–3 месяцаУровень сложности: низкийОбласть исследований: примитивные рефлексыЭкспериментВозьмите бодрствующего младенца за подмышки и удерживайте его в вертикальном положении, так чтобы ступнями он касался твердой ровной поверхности,

24. Учимся жестикулировать

24. Учимся жестикулировать Возраст: 6–9 месяцевУровень сложности: низкийОбласть исследований: двигательные навыки и языковое развитиеЭкспериментПосадите ребенка к себе на колени и дайте ему одну или несколько погремушек: пусть поиграет с каждой по несколько минут.

Дыхательный ритм и звуки

Дыхательный ритм и звуки Посмотрите, как дышит ваш новорожденный. Отметьте нерегулярность ритма. Ребенок делает множество коротких вдохов разной продолжительности, иногда глубоко вдыхает и даже временами от десяти до пятнадцати секунд, кажется, совсем не дышит; затем

Новые звуки

Новые звуки Посмотрите, ребенок широко открыл рот.

Вот он выдает «а», затем округленный рот немного закрывается, и «а» превращается в «о». Как только ребенок понял, что для того, чтобы менять звуки, достаточно лишь менять положение губ, его уже не остановить. Ребенок

Разные звуки

Разные звуки Научите ребенка различать звуки, особенно похожие один на другой. Если вы будете регулярно играть в эту игру, его слух станет значительно лучше!Что понадобится:• Несколько пар по-разному звучащих предметов из разных категорий:– 2 кухонных прибора:

Учимся произносить трудные звуки (формируем правильное звукопроизношение)

Учимся произносить трудные звуки (формируем правильное звукопроизношение) Формирование правильного звукопроизношения необходимо для развития речи. Благодаря забавным рисункам, стихам и обучающим заданиям, которые вы найдёте в этой главе, малыш под руководством

Открытые и закрытые слоги в русском языке » Kupuk.

net

Открытые и закры­тые сло­ги опре­де­ля­ют в сло­ве в зави­си­мо­сти от конеч­но­го зву­ка, глас­но­го или соглас­но­го.

Узнаем, что такое откры­тые и закры­тые сло­ги в сло­вах рус­ско­го язы­ка, выяс­нив их харак­тер­ные фоне­ти­че­ские при­зна­ки.

  • Что такое слог?
  • Открытые слоги
  • Закрытые слоги
    • Примеры
  • Алгоритм деления слова на слоги
  • Деление на слоги и перенос слов по слогам

Что такое слог?

Большинство слов рус­ско­го язы­ка мож­но делить на сло­ги. В уст­ной речи слог явля­ет­ся мини­маль­ной зву­ча­щей еди­ни­цей.

ОпределениеСлог — это один или несколь­ко зву­ков, кото­рые про­из­но­сят­ся одним толч­ком выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха.

Слоги обра­зу­ют глас­ные зву­ки, кото­рые состо­ят из голо­са и явля­ют­ся самы­ми звуч­ны­ми в речи. Согласные зву­ки, даже сонор­ные, не могут быть сло­го­об­ра­зу­ю­щи­ми, так как состо­ят в боль­шей сте­пе­ни из шума, чем из голо­са.

Гласные зву­ки орга­ни­зу­ют сло­ги как само­сто­я­тель­но, так и в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных:

  • о-прос
  • а-ква-рель
  • у-бы-ток
  • ста-рый

По сво­е­му фоне­ти­че­ско­му соста­ву сло­ги делят на два основ­ных типа:

  • откры­тые 
  • закры­тые.

Рассмотрим, от чего зави­сит откры­тость или закры­тость фоне­ти­че­ско­го сло­га в рус­ском язы­ке.

Открытые слоги

Поскольку глас­ные зву­ки явля­ют­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щи­ми, они могут орга­ни­зо­вать слог в оди­ноч­ку:

  • а-дрес
  • у-кор
  • о-тсев
  • и-рис
  • э-ко-но-мить

Гласные обра­зу­ют так­же сло­ги в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми:

  • ру-ка
  • во-ро-та
  • кла-до-ва-я

Причем обра­тим вни­ма­ние, что глас­ный сле­ду­ет за соглас­ным. В силу такой пост­по­зи­ции глас­но­го зву­ка слог мож­но про­из­но­сить доста­точ­но дол­го, тянуть голо­сом или рас­пе­вать. Такие сло­ги назы­ва­ют откры­ты­ми.

ОпределениеОткрытые сло­ги — это сло­ги, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся глас­ны­ми зву­ка­ми.

Большинство сло­гов в сло­вах рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся откры­ты­ми. Если после глас­но­го, обра­зу­ю­ще­го слог, идет соглас­ный или груп­па шум­ных соглас­ных, то они начи­на­ют уже сле­ду­ю­щий слог:

  • о-чаг
  • ра-бо-та
  • ла-дно
  • ко-стри-ще
  • ру-ба-шка

Этому пра­ви­лу сло­го­раз­де­ла не под­чи­ня­ют­ся непар­ные звон­кие соглас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «й», «л», «м», «н», «р».

И теперь нам пора узнать, что такое закры­тые сло­ги в сло­вах рус­ско­го язы­ка.

Закрытые слоги

Непарные звон­кие соглас­ные (сонор­ные) про­из­но­сят­ся с извест­ной долей шума и голо­са. Они обла­да­ют спо­соб­но­стью при­со­еди­нить­ся к глас­но­му зву­ку и закрыть слог в любой пози­ции в сло­ве (в нача­ле, в сере­дине, в кон­це):

  • ар-ба
  • лей-ка
  • рюм-ка
  • кар-ман
  • по-сыл-ка
  • ман-да-рин

Обратим вни­ма­ние, что за сонор­ным соглас­ным сле­ду­ет звон­кий или шум­ный соглас­ный. И тогда сло­го­раз­дел про­ис­хо­дит меж­ду ними. Так обра­зу­ют­ся закры­тые сло­ги.

ОпределениеЗакрытые сло­ги — это сло­ги, в кон­це кото­рых нахо­дит­ся один или несколь­ко соглас­ных зву­ков.

Все соглас­ные зву­ки в оди­ноч­ку и в ком­би­на­ции с дру­ги­ми соглас­ны­ми обра­зу­ют закры­тые сло­ги в кон­це слов:

  • кисть
  • по-клон
  • у-рок
  • по-езд
  • те-ле-ви-зор

Мягкий и твер­дый знак не обо­зна­ча­ют зву­ка и при­над­ле­жат соглас­но­му, после кото­ро­го они пишут­ся. Слогораздел в таких сло­вах про­хо­дит после этих орфо­гра­фи­че­ских знач­ков:

  • друзь-я
  • ля-гу-шачь-я (кожа)
  • инъ-е-кци-я

Рассмотрим фоне­ти­че­ский состав сле­ду­ю­щих слов и ука­жем в них откры­тые и закры­тые сло­ги.

Примеры

  • гроздь
  • ша-лаш
  • кро-вать
  • изъ-ян
  • объ-я-ти-е
  • ва-силь-ки
  • серь-ё-зный

Итак, каж­дое сло­во состав­ля­ют откры­тые и закры­тые сло­ги, на кото­рые его мож­но раз­де­лить, если учесть фоне­ти­че­ские осо­бен­но­сти.

Алгоритм деления слова на слоги

Деление сло­ва на сло­ги выпол­ня­ем поша­го­во, опре­де­лив коли­че­ство глас­ных зву­ков:

  • про­чтем сло­во;
  • под­черк­нем все глас­ные;
  • посчи­та­ем коли­че­ство глас­ных зву­ков;
  • выпол­ним сло­го­раз­дел после каж­до­го глас­но­го зву­ка, учи­ты­вая нали­чие непар­ных звон­ких соглас­ных, «ь» и «ъ».
  • Деление на слоги и перенос слов по слогам

    Фонетическое деле­ние на сло­ги не все­гда сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов. Чтобы пра­виль­но пере­не­сти сло­во по сло­гам с одной стро­ки на дру­гую, учи­ты­ва­ем пра­ви­ло орфо­гра­фии.

    Так напри­мер, сло­во «ябло­ко» делим на сло­ги:

    я-бло-ко

    Но пере­не­сти его с одной стро­ки на дру­гую в соот­вет­ствии с этим сло­го­раз­де­лом невоз­мож­но, так как соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии одна бук­ва не оста­ет­ся на стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую. Поэтому при­со­еди­ним бук­ву «я» к бук­ве «б» и пере­не­сем это сло­во дву­мя спо­со­ба­ми:

    • яб-локо
    • ябло-ко

    Следующий при­мер. В сло­ве пишут­ся двой­ные соглас­ные. При фоне­ти­че­ском сло­го­раз­де­ле они отхо­дят к сле­ду­ю­ще­му сло­гу, так как обо­зна­ча­ют один длин­ный звук:

    • шо-ссе 
    • ко-лле-га
    • то-ннель

    Орфографический пере­нос слов тре­бу­ет рас­сре­до­то­чить двой­ные соглас­ные бук­вы:

    • шос-се
    • кол-ле-га
    • тон-нель