Разное

Живая и неживая природа для дошкольников занятие: Конспект НОД «Живая и неживая природа» | План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа):

Конспект для детей старшего дошкольного возраста «Живая и неживая природа», ФГОС

Конспект НОД в старшей группе на тему “Живая и неживая природа”

Цель:  Познакомить детей с понятием « Живая и неживая природа», развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о свойствах воды. 
Задачи:
– развивать любознательность, память;
– развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
– способствовать развитию познавательных интересов;
-расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
– учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
– обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воды;
– развивать навыки проведения опытов;
– расширять и активизировать словарь детей;
– развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
– воспитывать аккуратность при работе с водой. 
Методы и материалы: игровые, практические, словесные, наглядные
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей
Оборудование:
– схема живой природы;
– картинки живой и неживой природы;
– сундучок;
– стаканчики по 3шт( с водой, с землей, пустой)на каждого и ложечки по количеству детей;
– губки по количеству детей – блюдца по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. 
(Дети здороваются). 
Воспитатель читает стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром (1 слайд)
Лес и морской прибой,   (2слайд)
Живут в нем птицы и цветы, (3слайд) 
Веселый звон ручья. 
Живешь в том светлом доме ты (4 слайд)
И все твои друзья. 
Куда б дороги не вели, 
Всегда ты будешь в нем. 
Природою родной Земли  (5 слайд)
Зовется этот дом. 
Сегодня мы с Вами поговорим о природе – А что такое природа? (Ответы детей) 
Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды.
– Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.
Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается
Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Определить что относиться к живой природе , и к неживой природе нам поможет во эта схема(показывает схему 6 слайд) .
Мы уже с вами умеем пользоваться помощниками схемами, с помощью их мы учили стихи, составляли рассказы.

Давайте рассмотрим эту схему . Что вы видите в первом квадрате? (ответы детей)

Это первый признак объектов живой природы – она растет.

Второй признак всего живого – они дышат, на схеме это обозначено маленькими кружочками как будто воздух.

Как вы думаете, что обозначает знак – чашечка? ( ответы детей)

А вот стрелочки означают движение. Все живое движется.

Следующий признак живой природы- все ее объекты размножаются.

Делаем вывод …..все живое растет, дышит, питается, движется, размножается. А неживое

Дети : Не растет, не дышит, не питается, не движется, не размножается
Воспитатель: Молодцы! Я вас проверю, сейчас поиграем в игру «Живое и Неживое».


Воспитатель объясняет правила: Определите принадлежность изображений на карточках к живой или неживой природе. Нужно поместить карточки с изображением неживой природы на белое поле, а карточки с изображением неживой природы на красное поле.

Дети: Раскладывают карточки на два поля: живые объекты на красное ,объекты не живой природы на белое поле, объясняя свое действие обращаясь к схеме.

Воспитатель: Молодцы ребята правильно разложили карточки. (дети садятся на стулья).

Воспитатель: (7 слайд) Ребята, а вы знаете, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Без воды, тепла, света ,воздуха не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. Поэтому можно сказать ,что живая и неживая природа живут рядом ,они друг другу помогают, они дружат. Они взаимосвязаны между собой.

Поочередно звучит запись – пение птиц – звук ветра- звук дождя

Воспитатель : Кто это, ( Что это)

Дети: Птицы, ветер, дождь

Воспитатель: Это живая или неживая природа

Дети : – звук ветра – неживая природа

– пение птиц- живая природа

-дождя –неживая природа
Воспитатель: Ребята, из чего состоит дождь?

Дети: Вода
Воспитатель: Правильно, дождь – это вода. Сегодня мы продолжим исследовать воду. Давайте вспомним, какие свойства воды мы уже знаем. А поможет нам в этом наш коллаж.

Дети: Вода прозрачная, бесцветная, не имеет формы, безвкусна тд
Воспитатель: А сегодня мы узнаем еще одно свойство воды,проведя опыты. Садитесь все в нашу лабораторию.

Дети: Садятся
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения при проведения опыта ? 
Дети: Нельзя делать резких движений. Громко разговаривать. Действовать строго по инструкции. Не мешать друг ,другу. 
Воспитатель: Правильно

Опыты: 1 «Куда спряталась вода» Вода впиталась в губку.

2 « Вода и земля» Вода проникла в землю

3 « Очищение воды» Вода просочилась через марлю и очистилась от мусора

4 «Расцветающий цветок» Вода впиталась в бумагу и бумага расправилась

5 « Волшебный сундучок» 
Воспитатель: Вот мы и узнали еще об одном свойстве воды. А каком
Дети: Вода проникает, просачивается.

Воспитатель: Ребята вы сегодня очень хорошо, дружно , занимались и я хочу вас угостить соком.

Что такое сок?

Д: это жидкость

В: вы правы сок-это жидкость, как и вода. Угощайтесь, что вы чувствуете?

Д: он тоже будет просачиваться в нас .Чувствуете как просачивается сок. Мы пьем, а сок проникает в нас. Как приятно. И мне сегодня было приятно с вами исследовать. Вы очень были внимательны при выполнении опытов. А что вам понравилось сегодня.

Дети: Делятся впечатлениями от занятия. Рассказывают ,что они узнали новое.
Воспитатель: давайте спросим у наших гостей, а что они узнали сегодня нового?

Давайте скажем до свидания нашим гостям, оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

Конспект занятия по окружающему миру “Живая и неживая природа”

Предмет: Другое
Категория материала: Конспекты
Автор: Проворнова Ольга Владимировна это Вы?

Конспект занятия для 1 класса. «Живая и неживая природа»

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

– развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

– развивать творческое воображение, умение фантазировать;

– расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

– учить отгадывать загадки;

– учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

– учить решать проблемные задачи;

– рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

– учить способам самостоятельного познания;

– продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Ход занятия:

Педагог .Ребята вы сегодня будете юными экологами. А кто это – юный эколог?

(ответы детей – «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).

А как вы думаете – как можно стать юным экологом? (ответ детей – «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Игра «Три слова»

 Педагог Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

Овощи… (капуста, огурец, помидор)Фрукты… (банан, апельсин, яблоко)Зимующие птицы… (воробей, голубь, сова)Перелетные птицы… (журавли, ласточка, кукушка)Домашние животные…(корова, лошадь, собака)Дикие животные… (волк, лиса, заяц)Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)Животные тропиков (лев, рысь, горилла)Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)Насекомые… (комар, муха, бабочка)Водоплавающие птицы… (гусь, утка, лебедь)Ягоды (малина, клубника, вишня)Педагог – Молодцы, вы все назвали правильно. 

Кто из вас знает, что такое живая и неживая природа?

1: Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки).

И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается 

2: Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Игра «Закончи предложение»

Педагог Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

Неживая природа – это… (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)Живая природа – это… (растения, животные, насекомые, рыбы)Все живые организмы не могут жить без… (неживой природы).Конкурс загадок и проблемных вопросов

Педагог – Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).

С ветки на травинку, с травинки – на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи).Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей).Чем до неба докинешь? (взглядом)Что можно увидеть с закрытыми глазами?(сон).- Молодцы, правильно ответили.

Игра «Угадай, чье объявление»

Педагог (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).- Молодцы, угадали.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Педагог: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой), попрыгайте на месте, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети прыгают, «поливают» землю)

– Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Педагог: Как же растет и развивается все живое?

Игра «Как растет все живое»

Педагог: Посмотрите (показывает картинку) – мы говорили о том, как растет и развивается ребенок(маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик). Для этого нужно…(тепло + питание + вода + воздух + любовь) 

Педагог: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?

(Надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)

Педагог: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:

Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

Педагог: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Педагог: А как же растут и развиваются растения? Растения – это…(травы, деревья, кусты, цветы). Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

– Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают. ..)

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище – там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

Педагог: Ребята, я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 18.35 Kb
Количество скачиваний: 12

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта – свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Отзывы сотрудников: Книги по науке и природе для дошкольников | Hennepin County Library

Как вы можете помочь своему маленькому ребенку понять разницу между живыми существами и неодушевленными предметами? Через множество забавных примеров, конечно. В этом …Показать еще