Разное

Зеркальное написание букв у детей: Зеркальное написание букв

Зеркальное письмо у детей | Причины возникновения

«Мой ребенок пишет зеркально. Подскажите, что с этим делать? Можно ли исправить зеркальное письмо, не обращаясь к специалистам?», – наболевший вопрос родителей, столкнувшихся с проблемой оптической дисграфии у своих детей.

Исправить можно. Но для начала нужно разобраться в причинах возникновения этого нарушения, а затем уже принимать меры.

Зеркальное письмо и причины его возникновения у детей

Прежде чем рассказать о причинах оптической дисграфии, остановимся на возрасте. Сколько вашему ребенку сейчас лет? Если от 5 до 7, то причин для паники нет. Дело в том, что у детей дошкольного возраста еще формируются психические функции, отвечающие за чтение и письмо. У дошкольников ведущим является правое полушарие мозга, поэтому чаще они воспринимают пространство справа налево, и поэтому при чтении и письме возникает путаница.

Все что вы можете сейчас делать – просто показывать ребенку, как писать правильно. А когда он пойдет в первый класс и его мозг созреет, все начнет получаться само собой.

Но, а если ваш ребенок уже учится в школе и ему более 7 лет, то, скорее всего, зеркальное письмо – уже устоявшееся нарушение и нужно срочно принимать меры.

Давайте разбираться в причинах.

Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении?

Как правило, дисграфия чаще встречается у детей с дислексией. Это нарушение, которое влияет на способность ребенка к обучению чтению. Как можно выявить дислексию рассказываем в статье: Почему ребенок не может научиться читать? Симптомы, причины и коррекция дислексии у детей. Лучше прочтите сразу, чтобы прояснить для себя многие вопросы, потом возвращайтесь к этому материалу.

Чаще всего «зеркалят» левши. Зеркальное письмо у левши – это, по сути, отражение действий правой руки. При этом сам ребенок без труда читает свою написанную «абракадабру» и недоумевает, почему ее не понимают другие.

Следующая причина зеркального письма – плохо развитый фонематический слух, который отвечает за успех ребенка в обучении чтению и письму. Этой теме у нас также посвящена целая статья: Как помочь ребенку легко освоить чтение и письмо. Игры и упражнения для развития фонематического слуха. Читайте и применяйте советы на практике.

Как понять, что дело в фонематическом слухе? Выполните с ребенком простое упражнение. Отойдите от него на метр и проверьте, как он различает звуки на слух. Используйте слоги с парными согласными: жа-ша, ба-па, га-ка. Если ребенок отвечает правильно, то ищите другую причину.

Еще специалисты отмечают такие причины, как недостаточная сформированность буквенного гнозиса и зрительного анализа и синтеза. Проще говоря, ребенок искаженно воспринимает и воспроизводит буквы и их элементы. В этом случае нужно работать над тренировкой зрительно-пространственного представления.

Но главное, какова бы ни была причина зеркального письма у вашего ребенка, над этим нужно начинать работать быстрее и делать это каждый день, пока не будет улучшения.

Как научиться писать правильно?

Лайфхаки и упражнения для коррекции зеркального письма

Разделяем лево и право

Начинайте коррекцию зеркального письма с тренировки ориентации в пространстве. Ребенок должен четко чувствовать и понимать, где у него левая рука, а где правая и уметь правильно показывать что с какой стороны от него находится.

Если ребенку с ходу сложно понять, где право и лево, нарисуйте красным фломастером галочку на правой руке, а зеленым – на левой руке. Для девочек можно использовать лак для ногтей и накрасить по одному ногтю на каждой руке разными лаками.

Благодаря данному упражнению ребенок вскоре привыкает, где какая сторона и ему становится легче ориентироваться.

Далее усложняйте задачу. Начинайте спрашивать ребенка, с какой стороны относительно него находятся предметы. Сначала тренируйтесь дома, а потом и на улице.

Когда закрепление восприятия предметов по сторонам относительно ребенка прошло успешно, приступайте к следующему этапу. Возьмите книгу и ручку. Положите на стол. Спросите ребенка, с какой стороны относительно книги находится ручка. Затем поменяйте предметы местами и спросите снова.

Занимайтесь каждый день, пока навык «лево-право» не станет автоматическим.

Учимся дорисовывать недостающие элементы

Для этих занятий купите раскраски, где необходимо самостоятельно дорисовывать недостающие элементы. Важно, чтобы в процессе рисования ребенок вел линию куда нужно, а не вверх, вниз или вбок. Помогайте своей рукой, если у него не получается.

Это упражнение тренирует зрительно-пространственное восприятие, благодаря чему ребенку становится легче писать.

Палец-ручка

Для упражнения подойдет букварь с прописным алфавитом и пропись. Желательно, чтобы буквы были большого размера. Положите перед ребенком книгу и попросите его несколько раз провести пальцем по букве. Особое внимание уделяйте тем буквам, которые ребенок пишет зеркально. Затем возьмите пропись и скажите, чтобы ребенок правильно дорисовал букву. В конце упражнения он должен написать букву сам.

Это занятие помогает отработать и закрепить правильное написание букв.

Составляем буквы из палочек

Вам понадобятся пластиковые палочки для счета или спички. Предложите ребенку собрать из палочек букву и трансформировать ее в другую букву. Например, из буквы «Т» можно сделать «Г». Также можно собрать несколько букв, состоящих из одинакового количества палочек, например трех (И, А, П, Н).

Это упражнение помогает освоить написание печатных букв, благодаря чему ребенку легче перестраиваться на прописные.

Обводим прописные буквы

Тут вам нужно будет сделать несколько ксерокопий прописного алфавита. Возьмите одну копию и попросите ребенка обвести несколько букв. Затем, чтобы был эффект, так же как и в упражнении «Палец-ручка», попросите ребенка написать отработанные буквы самостоятельно. Чем больше раз ребенок будет обводить одну букву, тем быстрее научится писать ее правильно.

Постепенно отрабатывайте весь алфавит и вскоре увидите положительные результаты.

Шпаргалка под обложку

Возьмите прописной алфавит и обведите разными цветами буквы, которые смотрят влево (З, У, Ч, Я) и буквы, у которых есть «хвостики» (Ц, Щ). Также выделите буквы, которые вызывают у ребенка больше затруднений. Распишите внизу, что и каким цветом вы выделили и положите ребенку под обложку тетради или прописи.

Шпаргалка, которая всегда перед глазами поможет ему допускать меньше ошибок при письме.

Если вы все же чувствуете, что не справляетесь, и ребенок продолжает зеркально писать, тогда лучше обратитесь к специалистам. Может вашему ребенку понадобится слаженная работа учителя, логопеда и невролога. Главное, не пускайте проблему на самотек, и все будет хорошо. На всех наших курсах используются упражнения, которые направлены на коррекцию данных проблем. Записаться на пробное бесплатное занятие можно здесь.

Успехов вам и приятного обучения!

Читайте также:

Один неверный шаг и можно навсегда отбить желание учиться!

RUСБУКА – скачай, распечатай, играй

6 причин обучать ребенка в онлайн-школе

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.

Автор:

Васильева Галина Сергеевна,

учитель-дефектолог

МДБОУ «Детский сад № 22 «Синяя птица» к/в»

г. Салехарда

Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках – например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо – то есть, справа налево для большинства европейских народов – связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Однако, последние исследования показали, что так называемый “почерк Леонардо”, названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием.

У детей с дисграфией регистрируются специфические особенности восприятия 3D объёмных (трёхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле, на границе центрального и периферического зрения. Причём, только в ближнем 3D пространстве (это расстояние от 0 см до 30-40 см). В «окне дефекта» пространство расположено в виде обратной перспективы. В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым. Поэтому, когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении.  Можно предположить, что у детей с дисграфией имеются нарушения восприятия 3D объёмных трёхмерных пространств. Причём, именно ближнего пространства. В дальнем пространстве нарушения могут, как фиксироваться, так и отсутствовать. В ближнем 3D пространстве имеется дефект в виде своеобразного «окна», в котором расположена обратная перспектива, или так называемые «пространства Лобачевского». В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым как по вертикальной оси, так и горизонтальной.
Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении.

По-видимому, обнаруженные закономерности нарушений восприятия с одной стороны расширяют наше понимание патофизиологических механизмов дисграфии у детей и могут быть одним из диагностических критериев. С другой стороны, обнаруженные патогномоничные феномены, могут служить маркером эффективности психофизиологической и/или нейропсихологической коррекции.

Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти. Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль  играют не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркальное написание букв и цифр оказывает то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать

Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:

•  недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т. е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;

•  недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;

•  недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и роздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношения отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания.

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.

Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
  • развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
  • развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
  • расширение поля зрения ребенка.
  • развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».

  • для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов.
  • поиск букв, наложенных друг на друга.
  • выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.

  • письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена – «смотрит».
  • после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно  перейти к записи предложений.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.

А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Одним словом, научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.

Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

Литература:

•Безруких М. М, Ефимова С. П. «Знаете ли вы своего ребёнка?», М-Просвещение 1991 г.

•Лалаева Р. И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», С-Петербург из-во «Союз» – 003 г.

•Мазанова Е. В. «Логопедия. Оптическая дисграфия» – тетрадь №5. Аквариум-2004 г.

•Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей»

•С-Петербург из-во «Союз» – 2004 г.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002244, штрих код (№ квитанции) 62502669050018  Дата отправки 12 декабря 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Поделиться

Зеркальное письмо для некоторых – нормальное явление?


Обучение детей чтению и письму является одной из основных целей обучения в классах начальной школы США. Чтение и письмо являются лингвистическими навыками и, таким образом, основываются на базовых лингвистических знаниях. Роль фонологических знаний (например, внимание к звукам в словах и манипулирование ими) и орфографических знаний (например, обработка написанных букв и буквенных узоров) в чтении и правописании хорошо задокументирована. Однако сопоставление букв и звуков не дает полного описания английской орфографии, и поэтому такие лингвистические знания могут быть не всем, что нужно детям, чтобы научиться успешно читать и писать.

Очень интересным явлением в лингвистических исследованиях является зеркальное письмо. Зеркальное письмо необычно, поскольку иногда оно выполняется совершенно нормальными людьми, а иногда наблюдается только после различных неврологических расстройств. Это необычный шрифт, в котором письмо идет в направлении, противоположном обычному, с перевернутыми отдельными буквами, так что его легче всего читать с помощью зеркала. Это письмо наблюдается у здоровых людей; это также связано с различными поражениями, которые чаще всего поражают левое полушарие.

Очень редко зеркальное письмо сопровождается зеркальным чтением. Хотя последовательное зеркальное чтение встречается исключительно редко, сообщалось о редких случаях зеркального чтения (т. е. чтения зеркально отраженных букв) и обратного чтения (т. е. чтения букв или слов задом наперед).

Когда происходит зеркальная запись?

Нормальные дети часто проходят стадию зеркального отображения по крайней мере определенных букв, особенно обратимых букв, таких как b и d, в период каракулей и на ранних стадиях обучения письму, в основном в возрасте от 3 до 7  лет. Ребенок часто не ценит зеркальную форму письма, потому что не может ее прочитать. Всем родителям и учителям важно знать, что зеркальное письмо является нормальной возможностью развития ребенка и не может означать дисфункцию.

С другой стороны, более века назад было замечено, что дети с нарушениями обучаемости и умственными проблемами часто писали зеркально, и многие из этих детей были левшами. Было замечено, что у некоторых детей с селективными трудностями в чтении часто были соответствующие трудности с письмом. Многие из этих детей с дислексией развития имели нормальные или даже более высокие способности в других когнитивных областях. До сих пор остается спорным вопрос о том, имеют ли люди с дислексией повышенную склонность к зеркальному письму.

Важным вопросом является соотношение зеркального письма при копировании и зеркального письма при записи по памяти (под диктовку). Различные исследования показывают, что зеркальное письмо очень часто встречается при письме по памяти и практически отсутствует при письме (или рисовании) по копированию. Это подтверждает идею о том, что зеркальное письмо маленьких детей является явлением, связанным с памятью, а не феноменом, основанным на восприятии.

Как отмечают исследователи, зеркальное письмо обычно рассматривается как двигательный феномен, а не как когнитивная проблема. Хотя зеркальное письмо может возникать в связи с незрелостью, старением, слабоумием, трудностями в обучении и различными не столь явными формами когнитивных нарушений, ни одно из этих условий не является достаточным или необходимым для возникновения зеркального письма.

Что мы можем сделать, чтобы исправить зеркальное письмо?

Как я упоминал ранее, зеркальное письмо больше связано с моторикой и памятью, и поэтому мы можем использовать некоторые ситуационные ограничения, способствующие правильному письму. К этим инструментам и методам относятся:

  1. Развешивание на стенах изображений того, как пишутся буквы и цифры, чтобы дети могли смотреть на изображения, когда они не уверены, как написать символ.
  2. Размещение очевидной точки в левой части страницы, чтобы указать, с чего начать писать, когда дети должны писать на чистом листе бумаги.
  3. Когда они писали зеркально, попросите их громко прочитать слова, помогите им осознать проблему и исправить ее.
  4. Зеркальное написание почти всегда связано с возрастом, особенно в здоровом состоянии, поэтому поощряйте детей правильно писать слова.
  5. Зеркальное письмо чаще возникает в стрессовых ситуациях; поэтому старайтесь избегать вещей, создающих такие условия. Главное, избежать наказания!

Зеркальное письмо: причины и решения

4 минуты

Зеркальное письмо часто встречается у детей, как правшей, так и левшей. Также у взрослых, перенесших инсульт. В этой статье мы определим его основные характеристики и факторы, повышающие вероятность его возникновения.

Написано и проверено психологом и журналистом Сара Клементе .

Последнее обновление: 21 декабря 2022 г.

Зеркальное письмо (или зеркальное письмо) — это написание букв и цифр в перевернутом виде, как если бы они отражались в зеркале. Это особенно распространено среди детей. Например, когда они хотят написать «д», они пишут «б».

После многих лет исследований гипотеза о том, что эта трудность присутствует только у детей-левшей, была признана справедливой. Однако сегодня мы знаем, что причины зеркального письма носят когнитивный и поведенческий характер.

Когнитивные причины зеркального письма

Фишер и Кох утверждают, что источник этой трудности можно найти в так называемой симметризации или зеркальном обобщении. Этот процесс отвечает за то, что люди могут распознавать объект независимо от его ориентации.

Симметризация помогает идентифицировать объект, ориентированный влево, так же быстро, как если бы он был ориентирован вправо. Чрезвычайно полезно научиться различать лица независимо от того, с какой стороны вы смотрите.

Однако, по словам этих авторов, также было обнаружено, что при записи изображений мозг исключает информацию об ориентации (левой или правой) этих изображений. Это означает, что дети запоминают форму букв и цифр, а не их ориентацию .

Поведенческие причины зеркального письма

Другая причина зеркального письма носит более поведенческий характер и связана с культурой, в которой дети развиваются лингвистически . Как мы объясняли ранее, дети запоминают форму символов, но не их ориентацию. Тем не менее, записывая их, они должны дать им ориентацию.

В странах, где языки пишут слева направо, дети склонны стремиться вправо. Это означает, что символы, которые они инвертируют, ориентированы влево. Например, J, 7, 9.

Недавнее исследование показало, что у детей, склонных переворачивать цифры и буквы и целиться влево (1, 3, J, Z), вероятность того, что они действительно это сделали, была снижена . Напротив, в странах, чей язык пишется справа налево, произошло обратное. Дети склонны инвертировать правоориентированных персонажей. Например, C, D, 6.

Другие причины

Существуют и другие причины зеркального письма. Среди них проблемы с памятью (консолидация и извлечение информации), восприятием, вниманием и зрительным или приобретением латеральности . На самом деле, это можно считать признаком проблем с письмом или языком.

Необходимо учитывать, что зеркальное письмо встречается не у всех детей и не встречается систематически. Возможно, это просто еще один шаг в процессе обучения чтению и письму. Таким образом, при небольшой поддержке родителей это можно решить. Тем не менее, если проблема не устранена, рекомендуется посетить специалиста, чтобы он мог исключить любые неврологические причины.

Решения для зеркального письма

Зеркальное письмо может быть горизонтальным (символы повернуты вокруг своей горизонтальной оси) или вертикальным (символы повернуты вокруг своей вертикальной оси). Независимо от типа ротации определенные действия могут помочь решить проблему. Сначала ребенку необходимо развить латеральность, зрительно-моторную координацию и управление пространством-временем. Например, бросание мяча одной рукой, а затем другой, игра в прятки, имитация движений животных или предметов, выполнение телом поворотов, петель и фигур.

Мультисенсорный подход — один из наиболее полных подходов к зеркальному письму. Это позволяет ребенку интегрировать написание и форму каждого символа, а также их ориентацию за счет использования их многочисленных чувств.

Для этого они должны написать букву или цифру на земле большим куском мела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *