Разное

Занятия для детей 5 6 – задания для подготовки к школе

Содержание

Занятия ☀ для детей 5-6 лет

Детей  5-6 лет пора начинать готовить к  переходу в первоклассники.    Залог  успешной учебы в школе закладывается в указанном возрасте. Развивающие занятия помогут  осуществить качественную подготовку ребенка, как в  дошкольном учреждении, так и в домашней обстановке. 

С 5-ти летнего возраста дети обучаются с удовольствием

Занятия с детьми позволят повысить интерес к процессу обучения и школе, если будут организованы интересно и качественно.     Учителями начальной школы отмечается, что дети 5-6 лет, при обучении которых применялись развивающие методики, отличаются  повышенной работоспособностью,   позитивным настроем, аккуратностью и организованностью.

Особенности развития малышей в 5,6 лет

Занятия, нацеленные  на развитие мышления, логики, познания мира разнообразны. Знания и умения пятилетнего малыша уже немалые.   В пять лет ребенок достаточно хорошо владеет речью, умеет   анализировать ситуации, дает  объяснения некоторых явлений и отстаивает свое мнение. У ребенка есть навыки счета, он умеет сравнивать и выполнять задания по инструкциям.  У детей в этот период «взрослеет» сознание и повышается   ответственность.

В 5-6 лет у ребенка вырабатывается ответственность и понимание необходимости учиться

Наблюдения за детьми показывают, что у ребенка  все в большей степени проявляется самостоятельность, возникают новые интересы, воодушевление успехами в   творчестве.

Но психика ребенка еще не сформировалась окончательно. Он   все еще впечатлителен, эмоционален, сравнивает себя с другими детьми. 

В 5-6 лет все еще продолжается процесс познания мира. Развивающие процессы все еще проходят  посредством игр и общения.   Но уже идет постепенный переход на обучающие занятия, которые предполагают  учебный процесс с установленными правилами и требованиями и, конечно, оценкой   результата.

Что должны знать родители

В возрасте пяти лет    родителям надо оценить, как развивается их малыш. Надо проследить, как складываются взаимоотношения между ребенком и окружающим миром.

Игра на развитие произношения

За детьми следует понаблюдать по следующим направлениям:

  • поведение ребенка в домашних условиях, на улице, в общественных местах;
  • общение с окружающими людьми;
  • какие у детей друзья,    понимание и восприятие дружеских отношений;
  • насколько развита речь детей, есть ли у ребенка проблемы с произношением, как он строит  предложения.

Важным моментом является  комфорт  и гармония в семье, поскольку подготовку к школьной жизни надо начинать с привития таких навыков, как порядок, ответственность, которые   ребенком усваиваются, в первую очередь, в семье. Развивающие занятия, помимо получения новых знаний, помогут настроить детей на правильное восприятие мира,  скорректировать поведение.

Целевая направленность занятий

Занятия, которые направлены на развитие детей пяти-шести лет отличаются огромным разнообразием. Занятия такого типа позволят постепенно,   перевести игровые формы в обучающие. Такой переход для детей осуществляется без напряжения и без проблем.

Развивающая игра для детей 5-6 лет

Задания представлены в виде разгадывания загадок,  раскрашивания картинок.  Затем ребенком осваиваются прописи.  Дети в 5-6 лет любят выполнять логические задания.   

В программе обучения детей, которая использует развивающие формы, занятия должны реализовывать следующие цели:

  • развивать познавательный интерес;
  • совершенствовать творческие, физические и интеллектуальные способности;
  • задания должны способствовать положительному отношению к будущему  школьному обучению.
Игра на тренировку памяти

В программе для  указанной  возрастной группы  должны быть задания:

  • по основам родной речи, которые закладывают фундаментальную  базу при обучении чтению,  русскому языку,  развивают речь  детей.
  • математического  направления — начала арифметики и геометрии, задания, направленные на развитие внимания, укрепления памяти и логического мышления.
  •  по формированию интереса   к природе, умению чутко к ней относиться, а так же первые знания по   экологии.
  • по исследованию физической составляющей простейших бытовых  явлений и астрономических знаний.
Дети 5-6 лет очень любят играть с конструкторами

Детей этого возраста интересуют занятия по изобразительному искусству, им нравится конструировать, изготовлять какие-нибудь изделия.

В пять-шесть лет детей можно занимать различными делами   до двух часов – они не устанут. Причем   концентрация внимания в течение этого времени не снижается.   Детей можно привлекать к занятиям в течение этого времени. Только задания нужно менять и делать небольшие перерывчики.

Что нужно учитывать при организации занятий

Обучение должно быть организовано по всем видам деятельности детей. Они должны совершенствовать навыки лепки,   конструирования,  рисования.  Но в 5-6 лет  начинается постепенный переход  к стилю обучения, когда детей надо научить выполнять требуемые задания. Дети все еще чувствуют потребности в игровой деятельности. На основании этого процесс обучения хотя и становится  целенаправленнее, но включает в себя и элементы игры.

Интеллект   ребенка  определен  такими познавательными процессами, как внимание, воображение, восприятие и память.

Вниманию  детей 5-6 лет   характеризует непроизвольность; Малыш еще не в состоянии руководить своими эмоциями, концентрировать и направлять  внимание на важные вещи. В силу этого может оказаться под внешними впечатлениями. Данные впечатления выражаются в том, что ребенок  быстро  отвлекается, он не  может  сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять. Руководство со стороны взрослых   направляется на то, чтобы постепенно   повышать уровень концентрации внимания. Ребенок при таком отношении будет   развивать ответственность за результаты своих действий.

Надо учить ребенка пересказывать прочитанное

Данная направленность действий  предполагает то, что ребенком будут добросовестно и тщательно выполняться   любые задания, причем независимо от того   интересно оно или нет.

Особенности восприятия  информации в 5-6 лет

Важнейшие характеристики внимания, которые предстоит развивать у ребенка – это:

  • проявление устойчивости внимания, то есть способности длительный период сохранять концентрацию;
  • умение переключать внимание, вырабатывать быструю ориентацию в разных ситуациях и перестраиваться с   одного вида деятельности на другой;
  • распределение внимания на два и более объекта.

Для развития функции внимания очень важно влияние эмоциональных факторов, выработка интересов к выполняемым действиям,  ускорение мыслительных   процессов и формирование волевых качеств. Указанные свойства  прекрасно  развиваются в процессе выполнения развивающих  упражнений.

Игра на понимание ситуации

Развитие восприятия у ребенка присутствует   с первых месяцев. Но в  5-6 лет уровень восприятия находится на пике. Ребенок впитывает в себя новое, воспринимает информацию из окружающего мира. Но наиболее полно входит в сознание то, что ему интересно. Поэтому основная цель взрослых – это заинтересовать детей в тех знаниях, которые они должны получить.

Какие формы занятий наиболее подходящие

Использование для развивающего обучения игрушки и различные игры. Большим  преимуществом является то, что дети играют и обучаются одновременно на совершенно добровольной основе. Они  заинтересованы в результатах, не переутомляются.  Так развитие логики прекрасно прогрессирует на играх Никитина.   Настольные игры постепенно обучают математике,    правилам движения, буквам и чтению. В процессе игры у детей формируется усидчивость, терпение и навыки достойного поведения.

Художественное творчество — великолепный способ развития способностей

Творчество в этом возрасте лучше всего проявляется в конструировании и выполнении поделок. Причем задания должны постепенно усложняться, включая элементы самостоятельного моделирования. Ребенок учится созиданию. Он учится мыслить и размышлять логически, развивает мелкую моторику.

Развивающее обучение в 5-6 лет лучше всего осуществляется через игровую деятельность. Ребенок должен в процессе развития подготовиться  к традиционной школьной системе обучения. 

detki.guru

Логопедические занятия для детей 5-6 лет: упражнения, советы дефектологов

Содержание статьи

Грамотная и четкая, внятная и понятная речь дошкольника – мечта любого родителя, но нередко возникают ситуации, когда проблемы в произнесении звуков настолько явные, что без вмешательства профессионалов не обойтись. Важное значение приобретают логопедические занятия для детей в возрасте 5-6 лет, проводимые дома. Различные упражнения, выполняемые детьми под чутким руководством любящих родителей, нередко оказываются более результативными и полезными, чем регулярные встречи с логопедом-дефектологом.

Речевое развитие детей 5-6 лет

5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.

Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.

Также к числу речевых норм относится следующее.

  • Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
  • Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
  • Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
  • В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
  • К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы [р] и [л], если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.

Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.

Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его «результаты» лучше всего оценивать не в сравнении с другими детьми, а сопоставляя его собственные итоги различных периодов.

Возможные речевые дефекты

Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут. Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях.

Возможно несколько видов нарушения речи:

  • заикание;
  • дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы [р] и [л], [ш] и [ж].
  • гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
  • ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
  • неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.

При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.

В каких случаях следует посетить специалиста?

Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:

  • очень бедный словарный запас;
  • неспособность правильно произносить большое число звуков;
  • неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
  • постоянные пропуски части слогов в словах;
  • медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
  • неразборчивая речь, заикание;
  • постоянные запинки и паузы.

В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.

Роль родителей

Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.

Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.

  • Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
  • Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
  • Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
  • Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
  • Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
  • Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
  • Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.

Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.

Построение домашнего занятия

Выполнять логопедические упражнения и заниматься речевой гимнастикой следует дома, это поможет закрепить полученные у дефектолога умения и навыки, сделает речь более четкой и понятной. Проводить их лучше всего в игровой форме, чтобы не утомлять малыша, – это поможет ему не утратить интерес, не устать, получать удовольствие от полезного времяпрепровождения.

Первый этап любого занятия (если логопед не предложил иного) – артикуляционная гимнастика, которая подготовит речевой аппарат к дальнейшей работе, поможет размять язык и связки. Выполняя упражнения, малыши одновременно тренируют те мышцы, которые активно участвуют в процесс произнесения звуков.

Все упражнения делаются сидя, желательно перед зеркалом, чтобы малыш мог контролировать себя. Каждое повторяется по несколько раз, в зависимости от индивидуальной подготовки ребенка.

Родители могут выполнять большое число упражнений с детьми 5-6 лет, помогая им справиться с речевыми проблемами.

  • Произносить чистоговорки, в которых присутствует и проблемный звук, и похожие на него звуки. Например, при постановке звука [с] можно использовать такую: «Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу». В данной чистоговорке много слов именно с этим звуком.
  • Проговаривание стишков с проблемными звуками.

Для улучшения произнесения звука [р] подойдет такое стихотворение:

Ра-ра-ра – резвится детвора!

Ро-ро-ро – раздаем добро!

Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру!

Ры-ры-ры – пес вылез из норы!

В логопедических энциклопедиях можно познакомиться с большим количеством всевозможных стишков для постановки каждого звука и выбрать те, которые подходят конкретному ребенку. Такова общая структура занятия.

Артикуляционная гимнастика – лучшая разминка

Следует предложить малышу выполнить упражнения, направленные на тренировку различных групп мышц. Описание их представлено в таблице.

МышцыВарианты заданий
ГубыУлыбнуться так, чтобы зубы не были видны, удержать такое положение от 5 до 30 секунд.«Хоботок». Сложить губы трубочкой и зафиксировать положение.«Заборчик». Улыбнуться таким образом, чтобы верхние и нижние зубы были открыты, зафиксировать положение.
Язык«Лопатка». Язык, не высовывая, ребенок помещает на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5 секунд.«Качели». Перемещать язык вверх и вниз, держа рот открытым.«Почистим зубы». Кончиком языка «пройтись» по задней стороне верхних зубов, потом – по нижним.«Змейка». Максимально высунуть язык и постараться сложить его трубочкой. Повторить не менее 5 раз.
Подъязычная связка«Лошадка». Поцокать языком, имитируя цокот копыт. Потом упражнение усложнить – цокать быстро или медленно, громко или тихо.«Грибок». Плотно прижать язык к небу, удержать в таком положении несколько секунд, расслабить.
Щеки«Шарики». Надуть обе щеки, потом осторожно хлопнуть по ним, выпустив воздух, – «лопнуть» шарик.«Хомяк». Надуть обе щеки, словно хомяк. Затем надуть поочередно.«Голодный хомяк». Втянуть щеки, зафиксировать положение на несколько секунд, расслабиться.

Включать все упражнения в тренировку не стоит, необходимо выбрать 2-3 из них и как следует проработать, но при этом внимательно следить за тем, чтобы в течение недели были задействованы все группы мышц. Проще всего составить план занятий на семь дней, в котором расписать, в какой день какое именно упражнение будет выполняться.

Каждое упражнение из комплекса, предлагающее зафиксировать определенное положение, сначала выполняется по 5 секунд, постепенно длительность увеличивается до 30. Родитель вслух может считать, это поможет ребенку запомнить числа.

Многообразие форм и игр

Чтобы дошкольнику не было скучно по несколько раз повторять одно и тоже, следует продумать необычный игровой сценарий, давать ему разные задания:

  • не просто произносить слова, а делать в такт им ритмичные движения ногами или руками;
  • «учить» игрушку чистоговорке или стишку, показывать, как правильно произносить текст;
  • проговаривать текст, вообразив себя лисой или зайчиком, делать соответствующую мимику и жесты.

Еще более увлекательным логопедическое занятие можно сделать, если одеть малыша в костюм изображаемого животного.

Стишки, чистоговорки можно не только произносить, но и петь, придумывая для них подходящий мотив.

Стимулировать развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевым центром, можно при помощи выполнения пальчиковой гимнастики – надев на пальцы специальные куклы, создавать инсценировки, одновременно произнося стихи и фразы с отрабатываемым звуком. Например, при проработке фонемы [р] можно предложить дошкольнику пальчиковую куклу-свинью и попросить похрюкать.

Чтобы ребенок не уставал, каждые 5-10 минут занятия следует делать перерыв и заниматься дыхательными упражнениями. Например, «Одуванчик» — сделать глубокий вдох носом, будто вдохнуть аромат цветов, а после – выдохнуть ртом, словно подуть на пушистый одуванчик.

Познавательные занятия

Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться.

Возможно несколько вариантов таких игр.

  • Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию.
  • «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема [р], то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название.
  • Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название.

При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире.

Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе.

razvivashka.online

Конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет “Путешествие в сказку”

Конспект интегрированного занятия для детей 5 – 6 лет “Путешествие в сказку”.

Основная образовательная область “Познавательное развитие”.

Конспект занятия

«Путешествие в сказку»

для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 до 6 лет

Приоритетное направление (образовательная область): познавательное развитие, интегрируется с речевым, физическим, художественно-эстетическим развитиями.

Цель: обобщить знания детей

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать счетные навыки детей от 1 до 10;

закреплять умения соотносить цифру с количеством предметов, называть соседей числа, умения пользоваться картой, сравнивать множества;

закреплять знания дней недели, частей суток;

закреплять умение решать логические задачи;

упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Развивающие:

развивать мыслительные операции в решении задач, внимание, фантазию, пространственные представления.

Воспитательные:

воспитывать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство позитивного принятия сверстника, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», работа по содержанию, пересказ, разучивание физминутки

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы и приемы:

Наглядный: просмотр презентации.

Словесный: вопросы к детям.

Игровой: появление клубочка, игры-задания, физкультминутка, создание игровой ситуации.

Педагогические технологии: здоровьесберегающая технология, технология проектной деятельности, игровая технология.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная, изобразительная.

Материалы и оборудование: клубок ниток, письмо, конверт с картой, макет яблоньки с яблоками, ткань для «речки», доски разной длины, домик Бабы Яги, восковые мелки, листы бумаги, проектор, конверт с раскрасками, аудиозаписи голосов.

Предполагаемый результат:

– Проявляет инициативу и самостоятельность

– Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх

– Умеет выражать свои мысли и желания

– Развита крупная и мелкая моторика

– умеет договариваться

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Вводная часть (мотивация)

Дети входят в группу, им навстречу катится клубочек.

В: Смотрите, ребята, у нас гость. Интересно, что он хочет нам сообщить… Здесь письмо! Давайте прочитаем его: «Ребята, помогите мне! Меня унесли гуси-лебеди к Бабе Яге, за широкую реку. Не видать мне больше свободы!» дети, герой какой сказки попал в беду, просит нам помочь ему?

Дети: это Ваня из сказки «Гуси-лебеди».

В: Мы поможем Ванюше? (да)

Основная часть

Ты катись, клубочек, к Ване и скажи ему, что мы обязательно его выручим. Правда, ребята? (бросает клубок вперед) пришла пора отправляться нам в путешествие. Каждый путешественник должен знать, в какой день недели и какого числа он отправляется в путь. Какой сегодня день недели?

Дети: вторник

В: – А какой день недели будет завтра? (среда)

– Какие дни недели мы не назвали?

– А теперь скажите, какие части суток вы знаете?

Игра «Закончи предложение»

Педагог начинает предложение, дети заканчивают их и появляется картинка на слайде.

Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром)

Завтракаем мы утром, а обедаем…(днем)

Ужинаем мы вечером, а спим …(ночью)

Обедаем мы днем, а ужинаем…(вечером)

Солнце светит днем, а луна…(ночью)

В: Итак, мы выяснили с вами день недели, можно отправляться в путь. Но как мы пойдем не зная дороги? Ой, смотрите конверт, давайте посмотрим, что там. Открывайте.

Дети открывают конверт, достают из него карту: на ней нарисованы печка, широкая река, яблонька.

В: Так ведь нам туда и нужно! На карте видно, что мы должны повернуть направо и идти к указанному знаку.

У нас на пути стоит печка. Давайте спросим у печки, куда полетели гуси-ледеди.

Дети: Печка, печка, скажи куда полетели гуси-лебеди?

Звучит аудиозапись голоса печки

Печка: Подскажу я вам дорогу, но сначала вы мне помогите. Напекла я много хлебных изделий, а разложить правильно не могу.

В: Ну, что ребята, поможем? (Да)

Садитесь за стол. У вас есть цифры. Сейчас покажите цифру, которая соответствует количеству булочек, баранок, хлеба, пирожков….

В: Ребята, посмотрите, печка передала нам знак. (прямо)

В: Прислушайтесь: что-то журчит…

Звучит запись журчания реки

В: Вспомните стихотворение про речку.

«Ты скажи, скажи мне реченька лесная

Отчего ты звонкая такая?»

– Какой звук в слове речка первый? Какой он? (твердый или мягкий)

Придумайте слова со звуком «рь»

В: по карте мы должны выйти к речке. Речку мы можем перешагнуть? (нет, она широкая)

В: правильно, очень широкая. Что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

Здесь лежат какие-то доски – мы сможем сделать мостик. Какие доски по длине?

Дети: одна длинная, другая короткая.

В: Какую доску нужно перекинуть через реку, чтобы перейти по ней как по мостику? (длинную)

В: Чтобы удержать равновесие, идя по доске, нужно руки отвести в стороны и посередине реки препятствие, его нужно перешагнуть. А теперь осторожно переходим по мостику.

Дети переходят.

Игра «Расшифруй цифру»

В: Посмотрите, какие интересные камешки лежат! Возьмите по камешку и определите, что за цифра спряталась?

Дети выполняют задание

Физминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше,выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

В: Настя, посмотри по карте и скажи, что нас ждет впереди. (яблоня)

В: Смотрите: на пути у нас и правда яблонька. Давайте спросим у нее, куда полетели гуси-лебеди?

Звучит аудиозапись голоса яблони

Яблонька: Снимите с меня яблочки, а то тяжело мне стоять.

Дети снимают яблочки, на которых изображены цифры.

Игра «Назови соседей числа»

Яблонька: А сейчас отдохните рядом со мной на полянке да решите мои задачки, тогда скажу, даже знак вам подарю, куда идти дальше. Сели ровно, спинки выпрямили.

Стали наши спинки точно как тростинки.

  • Три пушистых кошечки
  • Шесть щенят

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько кошек вместе стало? (4)

2. Шесть веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Тут один улегся спать –

Поросят осталось….(5)

И мама-лайка.

Сколько будет?

Посчитай-ка! (7)

В: Яблонька оставила нам подсказку: ищите знак в зале.

Направо пойдете – домой попадете.

Прямо пойдете – в гости попадете.

Налево пойдете – к Бабе Яге попадете.

Куда пойдем? (налево)

– А вот и избушка на курьих ножках.

Дети: Избушка, избушка, повернись в лесу задом, а к нам передом.

Звучит аудиозапись голоса Бабы Яги

БЯ: Кто это там меня беспокоит? Откуда вы пожаловали?

В: Ребята, скажите Бабе Яге, кто вы и откуда. (Мы дети старшей группы детского сада № 13. наш детский сад находится в городе Оренбурге на улице Туркестанская 55а. отпустите Ваню)

БЯ: (недовольно) Ваня, Ваня! Я хотела его съесть, да больно уж он сказки веселые рассказывает – говорит и друзья у него хорошие. Ладно, так и быть, отпущу! Но сначала выполните мое задание.

В: Садимся за столы. Работа на ориентировку на листе бумаги. Нарисуйте синюю точку в правом верхнем углу, зеленую точку в правом нижнем углу, красную точку в левом верхнем углу, желтую точку посередине, и черную точку в левом нижнем углу.

Бя: Молодцы! А теперь ответьте на мои вопросы.

– В пустом стакане есть орехи?

– Снег идет летом?

– Суп едят вилкой?

– Понедельник после вторника?

– Берлога у медведя на ветке?

– День рождения один раз в году?

– Сейчас зима?

– Сегодня вторник?

– На руке семь пальцев?

БЯ: Иди, Ваня , к своим друзьям, а я пойду в другой детский сад, может, найду там непослушных детей и заберу к себе. Берегитесь, неслухи! А за то, что вы такие дружные, вот вам конверт. Но раскроете его, когда вернетесь домой.

Заключительная часть

В: нам пора возращаться домой. Закройте глазки, повернитесь вокруг себя (звучит музыка). Вот мы и дома.

– Скажите, а для чего мы проделали такой долгий путь?

– С какими трудностями вы столкнулись?

– А с какими заданиями было легко справиться?

А теперь давайте посмотрим что же в конверте. Там раскраски из сказки «Гуси-лебеди»

infourok.ru

Развивающие занятия для детей 5-6 лет в Москве, занятия для детей 6 лет

Центр «Созвездие» подготовил интересные и эффективные развивающие занятия для детей 5-6 лет. Наш детский клуб – это целая вселенная для юного и познающего мир путешественника, где вся важная информация преподносится в виде игры по новейшим методикам, рекомендованным для дошкольников.

Развивающие занятия для детей 6 лет: эффективно и всегда интересно

В нашем детском центре созданы лучшие условия для полноценного и всестороннего развития ребенка, дошкольного обучения и подготовки будущих школьников к самостоятельному обучению. Специально для вас работают группы кратковременного пребывания, общего развития, полного и выходного дня.

Развивающие занятия для детей 6 лет включают в себя комплекс мероприятий по методике Монтессори:

  • счет и простейшие арифметические вычисления;
  • изучение окружающего мира и законов его функционирования;
  • чистописание, работа с тексом, чтение;
  • изучение иностранных языков в простой и понятной форме;
  • игровая гимнастика, физическая культура и фитнес;
  • индивидуальные развивающие занятия для детей 5-6 лет;
  • изучение культуры, в том числе мировой;
  • работа с логопедов и психологом

Как проходят развивающие занятия для детей 6 лет

Мы работаем с детьми уже много лет. Наши выпускники не раз становились лучшими в классе, занимая почетные места на соревнованиях и конкурсах различного уровня. Мы гарантируем всем детям и их родителям:

  1. Любовь и уважение к каждому ребенку
  2. Безопасное и уютное пространство, соответствующее всем нормам для работы с ребятами, и для более эффективных занятий для детей 6 лет.
  3. Невероятно эффективную методику всестороннего развития ребенка – Монтессори.
  4. Знания: развивающие занятия для детей 5-6 лет доказали свою эффективность и обеспечивают индивидуальный подход к каждому ребенку.
  5. Воспитание детей и прививание высших ценностей: ценность культуры, образования, взаимоуважения, счастья.
  6. Качественный подход во всем, в том числе: лучшее здоровое питание, деликатные воспитатели, самостоятельные занятия, групповые занятия, развивающий летний лагерь. 

Занятия для детей 6 лет и методика Монтессори

Методика Монтессори предполагает очень гибкое соотношение между свободой и правилами. Развивающие занятия для детей 5-6 лет проходят без принуждения. Основная задача наших специалистов – вовлечь ребенка в образовательный процесс, создать идеальные условия для самостоятельного развития и предоставить ему все необходимое для работы. Такой подход развивает самомотивацию ребенка, помогаем ему лучше социализироваться в обществе и в будущем гораздо смелее браться за дело самостоятельно.

Мы приглашаем всех желающих записать своего ребенка на пробное и совершенно бесплатное занятие по развитию детей для 5-6 лет в центр «Созвездие». Посетив однажды наш детский клуб, ваш ребенок захочет вернуться вновь, потому что ему понравится отдыхать и развиваться вместе с другими познающими мир детьми!

www.center-sozvezdie.ru

Развивающее занятие с детьми 5-6 лет Методическая разработка занятия для старших дошкольников: «А мы многое умеем!»

Развивающее занятие с детьми 5-6 лет

Методическая разработка занятия для старших дошкольников: «А мы многое умеем!»

Описание: Развивающее занятие «А мы многое умеем!», предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Проводится педагогом-психологом для подготовки детей к школе. Разработка занятия может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования.

Цель занятия: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе средствами игровой деятельности.

Задачи:

1. Научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи.

2. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, внимания, речи ребёнка, развитию чувства сплочённости.

3. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интерес к учению.

Возраст детей: дети  5-6 лет

Вид занятия: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический (упражнения, игра).

Предварительная работа: подготовить следующее учебно-методическое сопровождение занятия:

– вырезанные из бумаги рукавички с разными орнаментами

– газета

– рисунки велосипеда, письма, сапог, шляпы, книги, зонтика, молотка и гвоздя

– мягкая игрушка

Оборудование:

– доска, карандаши для детей

Ход занятия:

I. Вводная часть

I.1. Приветствие «Привет, всем, у кого косички»

У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет»).

II. Основная часть

II.1. Упражнение «Назови одним словом»

Цель: развитие когнитивной сферы

Проведение: проверим, настроены ли вы на работу. Сейчас я буду называть вам слова, ваша задача назвать их одним словом (дети отвечают по очереди)

–       Вера, Надежда, Елена, Любовь

–       Январь, март, июль, сентябрь

–       А, Б, С, В, Н

–       Понедельник, воскресенье, четверг

–       Стол, диван, кресло, кровать

–       Шлёпки, сапоги, туфли, ботинки

–       Вол, медведь, ёж, лиса

–       Курица, цапля, голубь, ласточка

–       Одуванчик, гвоздика, ромашка, клевер

–       Молоток, шуруп, пила, отвёртка

II.2. Упражнение-игра «Рукавички»

Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться по  поводу общего дела. Установление эмоциональных контактов в группе

Проведение: для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на другие рукавички. Ведущий раскладывает их по помещению. По команде дети  разбредаются по комнате, находят свою пару, берут карандаши (три цвета), и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

II.3. Физкультминутка «Кузнечики»

1.    Физкультминутка. Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
—Аист,аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.

II.4. Упражнение «Как можно использовать …».

Цель: развитие воображения, творческого мышления.

Проведение: ведущий называет какой-нибудь предмет и предлагает детям сказать, как его можно использовать. Пример: газета – читать, писать, построить кораблик, постелить на пол, использовать как игрушку, для кошки порвать, сделать шляпу на голову, просто порвать и т.д.

II.5. Упражнение «Что означает это слово?»

Цель: развитие мышления, речи

Проведение: перед вами нарисованные предметы. Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов (можно посадить игрушку и рассказать ей). Постарайся объяснить ему значение каждого слова, например, «Сапоги» – непромокаемая обувь, чтобы ходить по воде и по грязи.

III. Заключительный этап

III.1. Рефлексия занятия: какое упражнение вам больше всего понравилось, что не понравилось.

Результаты выполнения задания детьми, их активность, ответы показывают, что, цель занятия достигнута.

 

 

infourok.ru

«Путешествие в страну Доброго Волшебства»

Цель:

– развитие у детей умения понимать и передавать эмоциональные состояния;

– трансформировать негативные эмоции, избавляться от напряжения.

– формирование доброжелательных межличностных отношений в детском коллективе.

Задание:

Научить детей выражать эмоции в социально приемлемой форме средствами вербального и невербального общения;

– Формировать навыки общения и сотрудничества в различных ситуациях.

– Развивать творческое воображение для направления эмоций в конструктивное русло;

– Научить детей средствам саморегуляции и самоконтроля;

Оборудование: цветок, сумка черного цвета, карточки, на которых изображены различные эмоциональные состояния, ткань 2,0 м × 2,0 м синего цвета, носки, воздушные шарики, стекло в раме, краски.

Ход занятия психолога в старшей группе:

Звучит музыка, заходят дети и располагаются полукругом.

Психолог: К нам сегодня пришли гости, прошу, чтобы вы их дружно поприветствовали!

Дети: Здравствуйте, уважаемые гости!

Упражнение «Добрые слова»

Цель: Создание атмосферы доверия в группе, настройки на занятие.

Время: 3 мин.

Оборудование: Цветок-фонарик

Психолог:

– Мы сегодня отправимся в страну Доброго Волшебства. А попасть туда нам поможет вот этот волшебный цветок. Давайте станем в круг и, передавая его, скажем друг другу хорошие, радостные слова (дети по кругу говорят друг другу «Ты хороший», «Ты добрый», «Ты ласковая» и т.п.).

– Ой, смотрите, наш волшебный цветок засиял от ваших хороших слов и перенесет нас в сказочную волшебную страну.

Упражнение «Страна Доброго Волшебства»

Цель: Создание атмосферы внутреннего комфорта.

Время: 5 мин.

Музыкальное сопровождение

Психолог:

– Детки, а давайте-ка закроем глаза и представим себе, что далеко-далеко отсюда есть сказочная страна Доброго Волшебства, в которой возможны различные чудеса. Там всегда ласково греет солнышко, звенят веселые ручейки, сладко пахнут удивительные цветы, над которыми порхают яркие бабочки, а птички на деревьях поют волшебные песни …

– Открываем глаза, мы уже в Волшебной стране!

– Но что это? Что происходит? Вдруг наступила полная тишина и птицы перестали петь, и ветерок затих …

 Звучит музыка, в зал заходит Великан.

Упражнение: «Злой великан»

Цель: сформировать понятие о механизме образования отрицательных эмоций.

Время: 5 мин.

Великан: Я злой и сердитый великан! Хочу что-то сломать, или обидеть кого-то. Ох, какой же я сегодня злой!

Психолог: Идите ко мне, ребята! Я не дам вас в обиду.

Давайте мы вместе подумаем, почему же он такой сердитый? Наверное, у Великана что-то случилось. Давайте его спросим. Кто смелый?

Ребенок: Что случилось с тобой, сказочный Великан? Почему ты так зол?

Великан: Не знаю, с чего и начать. Встал сегодня с кровати и не нашел свою правый носок. И так мне стало плохо. Что-то внутри, вот здесь, как будто камень застрял. Душит и давит меня. И что бы я ни делал, мне становится все хуже. Так мне плохо, что хочется кого-то толкнуть, обидеть или поломать что-то!

Психолог: Скажите, дети, вы знаете, что это за болезнь такая у Великана?

Дети: Знаем!

Психолог: Садись с нами на полянке, мы и тебе расскажем. То что ты чувствуешь, называется негативными эмоциями. Эти эмоции вызвали неприятное событие в твоей жизни. Поэтому и настроение стало плохим.

Но ты должен знать, что когда ты себя плохо чувствуешь, не надо терпеть – лучше как можно раньше избавиться от своих негативных эмоций. Тогда тебе станет легко и приятно на душе.

Великан: А как это сделать? Я не умею!

Упражнение «Мешочек гнева»

Цель: формирование адекватного самовыражения гнева.

Время: 7 мин.

Оборудование: сумка черного цвета

Психолог: Мы знаем, как можно выражать негативные эмоции и тебя научим. Правда, дети есть у нас волшебная сумка и называется она «мешочек гнева». Нужно взять ее в руки и громко в нее покричать. Попробуешь?

Великан кричит в сумку

Психолог: А теперь вы, дети, по очереди.

Дети кричат ​​в сумку

Психолог: Что ты почувствовал, Великан? Расскажи, нам очень интересно.

Великан: Мне стало гораздо легче, теперь не хочется никого обижать.

Психолог: А вы, дети, что почувствовали?

Дети: Стало легко, весело, радостно, солнечно!

Упражнение «Эмоции»

Цель: Расширение представлений дошкольников о различных эмоциональные состояниях, формирование умений невербального общения.

class=”eliadunit”>

Время: 7 мин.

Оборудование: карточки с изображением эмоций – пиктограмм 7 шт.

Психолог:

 – Дети, вам интересно больше узнать об эмоциях, которые вы испытываете? Тогда давайте поиграем в интересную игру.

– У меня есть карточки, на которых изображены различные эмоции. Каждый из вас, по очереди, будет брать карточку и называть эмоцию, которая там нарисована. А еще постарается показать это состояние мимикой и жестами.

Дети по очереди берут карточки, называют эмоцию и невербально ее демонстрируют.

Психолог: Великан, теперь ты понял, какие эмоции испытывают люди?

Великан: Понял.

Психолог: Тогда я попрошу тебя показать, какие же эмоции положительные, то есть хорошие, а какие отрицательные.

Великан показывает на карточки, которые держат дети, называет эмоции.

Психолог: Молодец, Великан, хорошо справился с заданием. А чтобы ты больше не грустил, мы подарим тебе новую пару носков и воздушные шарики. Эти шарики необычные, они наполнены хорошими эмоциями. Пусть тебе всегда будет легко на душе, как будто ты воздушный шарик!

Ребенок дарит Великану шарики с рисунками смайликами и носки.

Великан: Спасибо, сейчас мне так хорошо и весело, что хочется летать вместе с этими замечательными шарами. Дети, вы стали для меня настоящими друзьями. До свидания, дорогие мои!

Игра «Я твой друг»

Цель: Формирование доброжелательных межличностных отношений.

Время: 2 мин.

Психолог: Видите дети, как хорошо иметь друзей. Друг всегда поможет и поддержит. Станьте в пары и повторяйте за мной:

У меня есть нос (показывают на нос) –

И у тебя есть нос (показывают на нос соседа),

У меня щечки розовые (показывают на щечки) –

И у тебя щечки розовые (показывают на щечки соседа),

У меня губки сладкие (показывают на губы) –

И у тебя губки сладкие (показывают на губы соседа),

Обнимемся, подружимся (обнимаются),

Я тебя люблю – и ты меня любишь,

Я твой друг – и ты мой друг!

Танец «Дружбы»

Цель: снять физическое напряжение, психологически разгрузить участников.

Время: 3 мин.

Дети выполняют под музыку танцевальные движения.

Этюд «Волшебная тучка»

Цель: освоение приемов саморелаксации.

Время: 5 мин.

Оборудование: ткань 2Х2 синего цвета

Психолог: Ох и устали же мы, правда, дети. Садитесь на поляну и отдохните. Посмотрите вверх. Где-то высоко – высоко проплывает в синем небе волшебное облачко. (Ткань поднимается над детьми, сидящими группкой на ковре) Оно улыбается вам с высоты. И вы улыбнитесь ему. (Дети улыбаются) и вот уже облако увидело наши теплые улыбки, наши добрые глазки. Оно медленно опускается прямо на нас. (Ткань опускается на детей) Покрывает нас своим теплом, согревает. И затихает …

 Но, что это? Что случилось с нашим очаровательным облаком. Оно начинает переливаться и играть на солнце разноцветными красками (дети двигают руками). Облако наполняет нас энергией, дает нам силы. И снова затихает …

Облако поднимается в бескрайнее небо (Поднимаем ткань из детей) и исчезает в вышине. (Ткань убирается в сторону)

Как прекрасно было отдыхать с очаровательным облаком, правда, дети!

Упражнение «Рисуем эмоции»

Цель: развитие творческого воображения дошкольников для направления эмоций в конструктивное русло.

Время: 7 мин.

Психолог:

– Дорогие дети, вспомните все те положительные эмоции, которые вы сегодня испытывали или наблюдали у своих друзей. Вспомнили? А теперь попробуйте их нарисовать. Но рисовать вы будете не на бумаге, как обычно, а на этом волшебном стекле. Ведь в стране Доброго Волшебства возможны любые чудеса.

Дети рисуют на стекле.

– Молодцы, у вас получились очень красивые рисунки.

– Расскажите, а что символизируют ваши рисунки, какие эмоции вы хотели передать?

(Дети по очереди рассказывают, какие эмоции они вложили в свои рисунки)

Упражнение на завершение «Желание по кругу»

Время: 2 мин.

Дети желают по кругу друг другу добра, радости, счастья …

Психолог: А я вам желаю, мои милые.

                  Жизнь в радости и мире.

                  Чтобы путь в страну Доброго Волшебства

                  Вам легким был и замечательным!

Дети прощаются и выходят из зала.

psichologvsadu.ru

занятия, игры для развития речи

Волнующая многих родителей и далеко не самая простая сама по себе тема о постановке звуков у детей пятилетнего возраста требует тщательного рассмотрения. Занятиям по логопедии у детей часто уделяется очень мало внимания, и совершенно зря. Взрослые отмахиваются, мол, пройдет само с возрастом, но ведь может и не пройти. Зачастую «корявая» речь взрослого человека берет свои истоки именно с этих детских «недоучек».

Неправильная нечистая речь создает сначала ребенку, а потом и взрослому, массу комплексов. Он становится замкнутым и малообщительным. Спешите исправлять недостатки уже сейчас, чтобы помочь крохе избежать подобных проблем в будущем. Этим можно заниматься и дома. Домашняя обстановка раскрепощает ребенка, и ему проще свободно заниматься. Предлагаем вашему вниманию ряд полезных и интересных игр, которые вы сможете организовать самостоятельно.

Проработка речи у ребенка должна начинаться с дошкольного возраста

Виды дефектов

Обратимся сначала к основным видам речевых нарушений. Существует их огромное количество, но каждый в итоге становится уникальным, так как принадлежит конкретному ребенку:

  • Заикание (рекомендуем прочитать: как лечить заикание у ребенка в 5 лет?). Явление это встречается чаще всего. Заметить его можно уже ближе к трем годам, когда ребенок начинает выстраивать свои первые большие предложения. Для исправления дефекта лучше незамедлительно обратиться к специалисту. Важно также следить за успехами и не бросать игровые упражнения, ведь бывают случаи, когда «болезнь» снова возвращалась.
  • Дислалия (рекомендуем прочитать: методы устранения дислалии у детей). Подразумевает под собой это мудреное слово ни что иное, как путаницу в произнесении отдельных согласных звуков. Наиболее часто это явление охватывает звуки «р», «л» и «ш».
  • Гнусавость. Такое явление тоже имеет место среди дефектов, но вероятнее всего проблема лежит именно в неправильном строении речевого аппарата, тогда маме и папе прямая дорога к ЛОРу, который постарается ее решить и максимально исправить.
  • Общее недоразвитие речи или ОНР. Зачастую это явление глубоко связано с неправильным подходом в общении с ребенком. В семье с малышом часто сюсюкались, коверкали слова и окончания. Все это создало огромную путаницу в детской головке и теперь он уже сам постоянно путает предлоги, окончания и т.д. Спешите исправлять, ведь школа не за горами!
  • Врожденные заболевания на неврологической почве. В данном случае консультация и лечение у невролога строго необходимы.
  • Задержка речевого развития или ЗРР. Проявить себя этот недуг может ближе к трехгодовалому возрасту. Среднестатистический ребенок обычно говорит в этом возрасте много и без умолку, а вот если наблюдается явная скудость речи, стоит навестить специалиста для консультации.

Будьте всегда начеку. От вашего пристального внимания не должны ускользнуть никакие изъяны. Заметив неладное, не откладывайте лечение, а как можно скорее обратитесь к опытным врачам.

Если скудость речи дошкольника бросается в глаза, нужно проконсультироваться с опытным логопедом — возможно, будут выявлены определенные отклонения

Помощь логопеда: когда пора?

Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.

Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.

Домашние занятия по логопедии

Наиболее часто врачей-специалистов по логопедии посещают родители с детками после четырехлетнего возраста. Это возраст, когда дети могут уже освоить произнесение сложных согласных звуков, а также умеют строить логически законченные предложения. В шестилетнем возрасте ребенок запросто может построить рассказ — к примеру, по картинке. Такая задача не по плечу вашему чаду? Это повод обеспокоиться и попросить помощи у специалиста.

Постановка диагноза у логопеда или иного специалиста будет подразумевать посещение уроков — как правило, несколько раз в неделю. Нужно обязательно соблюдать график, иначе добиться устойчивого результата будет достаточно сложно.

Усидчивость и упорство непременно дадут свои достойные и приятные плоды в виде чистой речи. Игры дома желательно проводить в хорошем настроении и не заставлять кроху заниматься против его воли. Предложим вашему вниманию интересные и полезные упражнения, которые можно проводить в домашних условиях, отталкиваясь от имеющейся проблемы.

Родители тоже могут заниматься с ребенком дома, используя для этого дидактические материалы

На произношение звуков

Чаще всего в поле деятельности логопеда попадают звуки Л, Р и Ш. Именно они являются самыми коварными. Кроха может сначала их просто пропускать в словах и не произносить. Это вариант нормы, со временем малыш освоит эти звуки, но ситуация усложняется, когда на их смену ребенок выбирает более легкие звуки и заменяет ими трудные для произношения.

Звук Р

Важно перед играми размять весь артикуляционный аппарат. Работать у детей должно все — и язык, и губы, и небо. Начнем со звука Р. Хорошими помощниками станут такие упражнения:

  • Рот следует широко открыть и в этом положении улыбнуться. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Язычок своим кончиком совершает гладящие движения по верхнему небу вперед-назад. Потренируйтесь сами, чтобы суметь объяснить впоследствии это ребенку более наглядно и доступно.
  • Кончик языка совершает чистящие движения зубок с их внутренней стороны. Рот при этом открыт широко. Правильное объяснение поможет справиться с этим упражнением любому 5-летке.
  • Хорошим упражнением станет вот такой развивающий вариант. Небольшой шарик с отверстием следует надеть на палочку. Малютку просим открыть рот и произнести: «ДДРРР». В этот момент надо проводить шариком под язычком. Движения должны быть быстрыми.
  • Малышу дается задание произнести слово «да». Кончик языка при этом упирается в верхние зубки. Затем звук «Ды», теперь уже язычок упирается в верхнее небо.

Правильно поставить артикуляцию для произнесения звука «р» вам поможет обучающее видео, которое вы увидите ниже. Переходим к следующему трудному звуку.

Звук Л

Произносим звук «Л»:

  • Рот широко открыт, а язычок лежит на нижней губе. Помогая себе рукой, поддерживая подбородок, произнесите слоги «ла», «ло», «ли», «лу».
  • Совершайте красящие движения язычком по поверхности неба.
  • Предложите крохе достать языком до кончика носа.
  • Облизываем губки, как будто там осталось варенье.

Звук Ш

Переходим к сложному звуку «Ш»:

  • Самый кончик язычка поместить под верхнюю губу. Теперь резкий рывок вниз, должен получиться звонкий щелчок.
  • Вытянуть губки вперед трубочкой и замереть в этом положении около 7 секунд.
  • Небольшую ватку положите на носик малышу и предложите сдуть ее. Задача крохи поднять ватку вверх. Упражнение это очень веселое и наверняка понравится вашему малышу.

Это были упражнения на артикуляцию и правильную постановку звуков. Ниже мы рассмотрим интересные варианты упражнений для ежедневной развивающей деятельности.

Занятия для четкой речи

Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Широко улыбнуться, показав всем свои зубки. Затем вытягиваем губки вперед трубочкой.
  • Максимально напрячь мышцы губ, после совершить плавное расслабление.
  • Слегка покусывать поочередно нижнюю и верхнюю губки.
  • Изображаем язычком цокот копыт. Все детки обожают так делать.

Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.

Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:

  • Воспроизводить младенческий плач: «Уа-уа!»
  • Пищим как мышки: «Пи-пи-пи».
  • Кричим, как будто мы заблудились в лесу: «Ау! Ау!»
  • Гудим как ветер в горах: «Ууууу!»
  • Сочетаем гласные и согласные звуки. Кричим как животные: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», «Га-га-га».
  • Рычим как мишки: «Ррррр!»
  • Поем песенку: «Ла-ла-ла, ля-ля-ля».

К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения — это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.

Пение, даже любительское, помогает ребенку быстрее выработать навыки правильной речи

Занятия в детском саду

В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:

  • Индивидуальные. Когда у определенного ребенка присутствует проблема, требующая решения.
  • Групповые. Занятия проводятся одновременно с несколькими детьми, у которых имеются схожие дефекты речи.

Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.

Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:

  • Самолет подлетает ближе (гудение становится громче), самолет улетает (звук делается тише).
  • Поломка! Одновременно с гудением, малыши ударяют себя ладошкой по груди.
  • Заходим на посадку! Продолжая напевать: «Ууууу!» самолетики приземляются и садятся на свои стульчики.

Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.

Помните, что большинство проблем решаемо. Главное — не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.

Работа с микрофоном позволяет развить артистизм ребенка, а ему самому дает возможность услышать свою речь со стороны

Когда врач поставил «ЗПР»

Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.

Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:

  • ЗРР. Отстает в своем развитии при данном диагнозе только произносительная сторона. Психические же функции не нарушены. Ранняя диагностика позволит не перерасти ЗРР в ЗПРР.
  • ЗПРР – задержка психоречевого развития (рекомендуем прочитать: хорошие чистоговорки для развития речи). В данном случае страдает не только речь, но и психика, а вместе с ней и умственные способности.
  • ЗПР – задержка психического развития. Обширный диагноз, который кроме прочих областей также затрагивает и произносительные навыки ребенка.

При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.

Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.

Литература

Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.

  • «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Теремкова Н.Э. Это первый из четырех альбомов. Каждый альбом посвящен отдельным лексическим темам.
  • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет», автор Дербина А.И. Оптимальный способ научить чему-то ребенка – это игра. Игровая форма подачи материала будет уместна для деток дошкольного возраста. Подойдет данная книга для родителей деток, имеющих сложные речевые дефекты.
  • «Уроки логопеда. Игры для развития речи», автор Косинова Е.М. В данной книге тоже предлагается игровая форма подачи материала, а еще один большой плюс, что по ней можно заниматься с детьми абсолютно разного возраста: от 6 месяцев и до 6 лет! В книге имеются задания для пальчиковой и для артикуляционной гимнастики (рекомендуем прочитать: как проводится артикуляционная гимнастика для детей 4-5?).
  • «Зашифрованные скороговорки. Конфетка», автор Кодолбенко Е.А. Множество интересных чистоговорок вроде «На дворе трава, на траве дрова» обязательно будут оценены по достоинству вашим малышом.
  • «Веселая логоритмика», автор Железнова Е. Аудиопособие направлено на то, чтобы в игровой форме развить у ребенка правильное звукопроизношение, а также навыки мелкой и крупной моторики.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Поделитесь с друьями!

vseprorebenka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *