Разное

Занятие в старшей группе по развитию речи на тему профессии: Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии». Занятие в старшей группе (5 – 6 лет) «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ» | План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:

Содержание

Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии». Занятие в старшей группе (5 – 6 лет) «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ» | План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:

Конспект НОД
по развитию речи лексическая тема недели «Профессии»

Занятие в старшей группе (5 – 6 лет) «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Цель: Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продавец, парикмахер) об орудиях труда.

Задачи.

Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь. Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий.  Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений. Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже, глаголов будущего времени, в подборе слов-действий. Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи. Умение слушать и выполнять действия взрослых.

Развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение. Продолжать развивать чувство композиции, чувство цвета, колорита. Формировать положительные эмоции у детей, развивать мелкую моторику пальцев, координации речи с движением. 

Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Наглядный материал: демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; мяч.

Предварительная работа 

  • Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Моя мечта»;
  • Чтение В. Маяковский «Кем быть?» 
  • Загадки о профессиях.
  • Игры «Как сказать иначе», « Кто, что, для кого?», «Доскажи словечко»
  • Разучивание физминутки.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики.

Петренко Е.В.

Ход занятия 


           1. Организационный момент. 

Воспитатель читает стихотворение, дети действуют согласно тексту: 

Круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центр круга соберемся

И на место все вернемся

Все друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к  нам сегодня пришли гости. Давайте  пожелаем им доброго дня.

2. Объявление темы занятия. Вводная беседа.

– Ребята, вы все станете взрослыми, окончите школу, потом институт, обретёте профессию, по которой будете работать. А как вы понимаете, что такое профессия?

– В толковом словаре сказано, что Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность. Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.  Профессия – должна приносить людям радость и самому человеку и окружающим людям.

– Конечно, выбор профессии – дело непростое и очень ответственное. Ведь выбирая её, вы выбираете дело на всю жизнь. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.  На свете есть много профессий. 

Но для начала давайте-ка  разработаем наши язычки, а разрабатывать мы их будем с помощью чистоговорок. Итак,  внимательно:

АД – АД – АД – наш любимый детский сад

РА – РА – РА – нам готовят повара

КЕ – КЕ – КЕ – повар в белом колпаке

ЧИ – ЧИ – ЧИ – в садике врачи

РА – РА – РА – медицинская сестра

ДУ – ДУ – ДУ – воспитатели в саду

АС – АС – АС – няня кормит нас

ФЁР-ФЁР-ФЁР – за рулем шофер.

3. Молодцы, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Отгадай загадки, назови профессии”.

По мере отгадывания на доску помещаются картинки с изображением людей разных профессий. 

Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор) 
Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный) 
Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер) 
Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар) 
Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель) 
Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Милиционер) 
Кто вас в садике встречает, сказки добрые читает? (Воспитатель) 

2. Хорошо, следующая игра – игра с мячом “Кто, где работает? ” 

Учитель – в школе; повар – в столовой; строитель – на стройке; доктор – в больнице; портной – в ателье; продавец – в магазине; парикмахер – в парикмахерской; пожарный – в пожарной команде, полицейский – в полицейском участке, прокурор – в прокуратуре. 

3. Физминутка. Давай-те с вами отдохнём.

Много профессий на свете у нас! 

О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)

Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)

Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)

Самолет ведет пилот – (Руки – в стороны)

На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)

Доктор ставит нам уколы 

И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)

Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)

А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)

Есть учитель, есть кузнец, 

Балерина и певец. (Загибают пальцы, перечисляя профессии)

Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)

Надо много знать, уметь 

Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)

И, конечно, не ленись! 
        

4. Игровое упражнение “Исправь ошибку” 

Цель: Продолжать знакомить детей с действиями людей разных профессий. 

– Будьте внимательными, и постарайтесь исправить все мои ошибки.

Строитель управляет самолетом. – Строитель стоит дом.

Пожарный лечит людей. – Пожарный тушит пожары.

Швея красит дом. – Швея шьет одежду.

Парикмахер стирает белье. – Парикмахер стрижет людей.

Почтальон разносит почту.

Дворник варит обед. – Дворник подметает двор.

Летчик управляет машиной. – Летчик управляет самолетом.

 – Ребята, в этой игре мы вспомнили много разных профессий, а сейчас давайте мы с вами подумаем и скажем, что бы случилось, если бы на земле не было людей разных профессий (поваров, врачей и т. д.)

5. Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение». А в этом нам поможет мяч, я бросаю мяч и начинаю предложение, а вы, поймав мяч, заканчиваете предложение.

– Если бы не было врачей, то …. некому было бы лечить людей.

– Если бы не было учителей, то … некому было бы учить детей.

– Если бы не было воспитателей, то … некому было бы воспитывать детей.

– Если бы не было поваров, то … некому было бы готовить еду.

– Если бы не было строителей, то … некому было бы строить дома.

– Если бы не было парикмахеров, то… некому было бы стричь людей.

– Молодцы, вы все верно сказали, без людей разных профессий было бы плохо, все профессии важны все профессии нужны.

6. Пальчиковая гимнастика:

У меня есть две руки

Есть и десять пальчиков

Десять ловких и веселых

Быстрых чудо-Мальчиков

Будут-будут наши мальчики трудиться

Не пристало чудо – Мальчикам лениться.

– А кто-нибудь из вас уже думал, кем он хочет стать в будущем?


7.  Игра “Кем ты будешь, когда вырастишь?”. (Игра – Интервью). Дети отвечают предложением: 
– Я буду строителем, построю дома, школы. 
– Я буду водить машину, перевозить грузы и т. д. 

– Мне очень было интересно узнать, кем вы будете, когда вырастите.

Мы в профессии играли

По душе их выбирали,

Доктор лечит нас от боли,

Есть учительница в школе,

Повар варит нам компот,

Парикмахер нас стрижет,

Шьет портной для нас штаны,

И сказать мы вам должны:

Лишних нет у нас профессий,

Все профессии нужны!

Все профессии важны!

Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны

 

 А теперь мы на прощанье

Скажем дружно  «До свидания».

«Все профессии важны, все профессии нужны»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Развитие речи у детей
Автор: Казакова Наталья Алексеевна   
23.01.2021 15:59

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель: углубить знания обучающихся о сельскохозяйственном труде.

Задачи:

Образовательные:

  • углубить знания обучающихся о сельскохозяйственных профессиях: доярка, птичница, конюх, пастух, хлебороб, свинарка, пчеловод, о труде людей в деревне:
  • упражнять в назывании профессий, действий людей разных профессий
  • закреплять умение составлять рассказы по мнемртаблице.

Развивающие:

  • развивать речь, память, внимание, мышление, познавательный интерес
  • тактильные ощущения, тонкую моторику рук, интерес к выполнению заданий.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к людям труда, умение ценить их труд и желание трудиться на благо людей, формировать нравственные качества личности патриотизм.

Методические приёмы:

словесные: рассказ воспитателя, художественное слово, составление рассказа по мнемотаблице, загадывание загадок.

игровые: сюрпризный момент, дидактические игры: «Угадай на ощупь». «Доскажи предложение», «Кто так говорит», «Собери урожай», игра ТРИЗ «Хорошо – плохо»

, «Угадай профессию»

наглядные: использование предметов: продуктов питания – игрушек, сюжетная картинка, предметные картинки, мнемотаблица.

Практические; работа с мнемотаблицей, аппликация

ТСО: телевизор, видеоматериал.

Материал:

  • коробка – посылка, игрушки – продукты питания

Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр познавательных передач, загадывание загадок, рисование домашних животных, рассматривание картинок и иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»,

Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Стук в дверь. Приносят посылку.

Воспитатель: Дети, вы хотели бы узнать., что в этой посылке?

Давайте попробуем угадать, достав то, что здесь лежит с закрытыми глазами на ощупь.

Дети достают предметы из посылки и угадывают на ощупь яйцо, хлеб, курицу, сыр и другие игрушечные предметы.

Воспитатель: как можно назвать это одним словом? (продукты)

Ребята, почти каждый из вас отдыхал летом в деревне. Вы дышали свежим воздухом, купались в речке, собирали ягоды, грибы. По утрам пили свежее парное молоко, ели домашнюю сметану, сыр, творог. Но никогда не задумывались, откуда- же берутся эти продукты?

Много труда вкладывают работники сельского хозяйства, в то, чтобы вырастить хороший урожай, чтобы домашние животные давали больше молока, мяса, яиц. Их труд нелегок, требует много сил и времени.

Сегодня мы познакомимся с разными профессиями на селе.

На доске висит сюжетная картинка

Воспитатель: На селе есть такая профессия – фермер. Кто же такой фермер? Фермер-это человек, который ведет хозяйство, снабжает людей овощами и фруктами, мясом и молоком. У фермера большое хозяйство: есть коровы, козы, овцы, свиньи, лошади, есть и домашняя птица. Фермеру нелегко управляться с большим количеством животных и птиц, но его труд нужен и важен.

Воспитатель: Есть ещё профессия — овощевод. Как вы думаете, чем занимается овощевод? (человек, который занимается выращиванием овощей).

Что нужно знать и уметь овощеводу? (как обрабатывать почву, поливать, ухаживать за посевами, убирать и хранить овощи)

Игра «Собери урожай»

Дети делятся на две команды и встают в две колонны. Напротив команд, на расстоянии 4-5 метров лежат в обручах овощи и фрукты. У каждой команды

корзинка, куда надо собрать «урожай». По команде, первые участники бегут к обручу, берут предмет, оббегают обруч и возвращаются обратно. Как только предыдущий игрок положил предмет в корзинку и дотронулся до плеча следующего игрока, тот игрок бежит к обручу и т. д. побеждает команда, которая быстрей всех «соберет урожай».

Воспитатель: Ребята, а вы слышали о такой профессии, как пчеловод?

Что он делает? (пчеловод разводит пчел, ухаживает за ними, собирает мёд)

Правильно, ребята.

А также пчеловоды получают пчелиный воск, маточное молочко, пчелиный яд, который используется в медицине.

Послушайте стихи про пчеловода
«Тетя Таня пчеловод,
Нам приносит вкусный мед,
Липовый, гречишный,

Чтоб не брать больничный»

Мёд – это особый полезный вкусный продукт, который получали с древних времён даже в Мордовии. И называлось это – бортничество –

древнейший промысел и первоначальная форма культурного пчеловодства – основано на содержании и разведении пчел в бортях, приспособленных для этой цели специально выдолбленных искусственных дуплах в растущих деревьях, таких как сосна, липа, дуб, осина.

Показ видеоматериала о занятиях древней мордвы

ТРИЗ игра «Хорошо – плохо».

Мёд – это хорошо – Почему?

Ответы детей (мёд полезный, вкусный, сладкий. Из него делают лакомства, используют для лечения болзней)

Мёд плохо – Почему?

Ответы детей. (от мёда может быть аллергия, он липкий, нельзя много есть)

Воспитатель: А каким должен быть пчеловод? (сильным, выносливым, умелым, смелым и здоровым и т.д.)

А где работает пчеловод? (на пасеке)

Как называются домики для пчёл? (ульи)

Что пчеловоду нужно для работы? (Специальная одежда и шляпа с защитной сеткой, так как пчелы могут ужалить человека)

Воспитатель:

– А ещё есть профессия цветовод. Как вы думаете, чем он занимается? (ответы детей)

Это человек, который выращивает цветы, знает сорта цветов

(Слайд с профессией Цветовод)

Физкультминутка «На лугу растут цветы»

– На лугу растут цветы небывалой красоты. (Потягивания руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания руки вверх)

Ветер дует иногда, только это не беда. (Взмахи руками)

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (Наклоны)

А потом опять встают и по-прежнему цветут (В. Ковалько)

Воспитатель: Как вы думаете, кому могут принадлежать слова: «Пора доить коров»? (ответы детей)

Правильно, эти слова говорит доярка. Послушайте стихи про доярку.

«Утром солнце светит ярко,
Молочко несет доярка
Теплое, коровье,
Детям на здоровье»

(Слайд профессия доярка)

Расскажите о труде доярки по мнемотаблице (на доске весит мнемотаблица)

Рассказы детей.

Воспитатель обобщает: Доярка это специалист по доению коров. Она доит их, проводит гигиенические процедуры, кормит, заботится о том, чтобы люди получали свежее и полезное молоко.

-Что доярке понадобится для работы?

Ответы детей. (Доильный аппарат, ведра, бидоны для молока.)

Воспитатель:

– Ребята, кто ухаживает за коровами? (скотник)

– А за лошадьми? (конюх). За свиньями? (свинарка). За домашней птицей? (птичница). Правильно, они чистят, убирают за животными, кормят их.

– Ребята, кто пасёт коров, лошадей, овец? (пастух).

Д/и «Закончи предложение»:

Хлеб пекут из … (муки).
Пшеница растёт на… (поле)
Яйца несут… (куры, гуси, утки)
Сметану делают из… (молока, сливок)

Молоко даёт … (корова, коза)
Лошади живут в … (конюшне)
Свиньи живут в … (свинарнике)

Воспитатель.:

– Молодцы, ребята, справились с заданием! Вот сколько разных профессий мы узнали! Давайте закрепим эти знания, поиграем в игру «Угадай профессию».

Дидактическая игра «Угадай профессию»

Воспитатель:

– Правила игры очень простые: я буду бросать мяч и произносить фразу, а вы должны подумать и быстро ответить, человек какой сельскохозяйственной профессии так говорит и бросить мне мяч обратно. Ну, что ж, начнем:

– Пора высаживать рассаду помидоров в теплицу (овощевод)
– Ульям необходим ремонт (пчеловод)
– Нужно подкормить рассаду огурцов (овощевод)
– Пришла весна. Нужно вспахать поле (тракторист)

– Сегодня собрал много липового меда

(пчеловод)
– Нужно полить цветы (цветовод)
– Пойду, почищу стойло у коров (скотник)
– Пора дать корм лошадям (конюх)

Воспитатель:

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с сельскохозяйственными профессиями. Каждый труд важен и нужен. Сельское хозяйство обеспечивает всю страну овощами, маслами, мясом, молоком и многим другим. Мы должны быть всем, кто трудится на селе, ведь это очень тяжелый труд.

Ребята, чтобы закрепить наши знания, я предлагаю нам сделать аппликацию.

На ватмане заранее нарисовано фермерское хозяйство, у детей на столах бумажные фигурки животных, птиц, овощей, пчёл. . Дети наклеивают картинки на панно.

Вот и подошла к концу наша беседа. Какие вы сегодня молодцы, потрудились на славу. Давайте полюбуемся фермерским хозяйством.

Рефлексия.

Вам было интересно, ребята? (ответы детей)

Если понравилось занятие, всё было легко и понятно — покажите смайлик веселый, а если нет – грустный.

Дети оценивают свои достижения

Список использованной литературы:

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 159 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.
  3. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. — 2009. — №12. — С. 43-47.
  4. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. 5-6лет. Старшая группа / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 144 c.
  5. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 272 c.
  6. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 288 c.
  7. . Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 176 c.
  8. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. — М.: Просвещение, 2000. – 40с
< Предыдущая   Следующая >

советов по организации эффективных групповых дискуссий | Шеридан Центр

Эффективное содействие обсуждению включает в себя признание и использование различных точек зрения и различных навыков для создания инклюзивной среды. Для этого важно учитывать особенности эффективных дискуссий и условия, способствующие взаимодействию и взаимодействию в малых группах. Обсуждение — мощный механизм активного обучения; хорошо организованная дискуссия позволяет участнику исследовать новые идеи, признавая и оценивая вклад других.

адаптировано из Handelsman et al. 2006 г.

1. Создайте инклюзивную среду


Возможности для размышлений

  • Что участники приносят группе? («Характеристики, которые могут дать вам уникальную перспективу»)
  • Самосознание; осведомленность о других

Что я принесу в группу? Что меня удивляет или бросает вызов?

Какое поведение мне наиболее знакомо или комфортно?

Какое поведение бросает мне вызов?

Дос

  • Позвольте участникам представиться — вы даже можете настроить ледокол, чтобы пары студентов представляли друг друга.
  • Заранее проясните ожидания и намерения участников и ведущего.
  • Используйте инклюзивный язык.
  • Попросите разъяснений, если неясны намерения или вопрос участника.
  • Относитесь к участникам с уважением и вниманием.
  • Развивайте осведомленность о барьерах для обучения (культурных, социальных, основанных на опыте и т. д.).
  • Предоставьте участникам достаточно времени и пространства, чтобы они могли собраться с мыслями и внести свой вклад в обсуждение.
  • Предоставьте участникам возможность пообщаться в парах.
Нельзя

  • Используйте определенные условности или формулировки, которые исключат определенные группы из понимания контекста обсуждения или заставят их чувствовать себя некомфортно.
  • Предположим, что все участники имеют одинаковые ожидания, когда группа собирается впервые.
  • Чрезмерное обобщение поведения или наличие стереотипных ожиданий от участников (символизм).
  • Используйте (или позволяйте другим использовать) неуважительный язык или тон, или неуважительное невербальное общение.
  • Выражайте чувство собственной важности или превосходства.
  • Позвольте только доминирующим или более разговорчивым участникам вести разговор.
  • Не поощряйте альтернативные взгляды или контраргументы.
  • Попробуй быть кем-то другим – будь собой.

2. Держите обсуждения конструктивными и позитивными


  • Сделайте обсуждение функциональным, разъясняя группе цели каждого занятия.
  • Установите основные правила:

Делитесь личным опытом, а не высказывайте общие утверждения о группах людей (стереотипы).

Попросите доминирующих участников позволить другим высказаться.

Дайте право голоса всем участникам — с самого начала подчеркните ценность разнообразия точек зрения как неотъемлемой части процесса.

В начале курса/семинара пройдитесь по конструктивному и деструктивному групповому поведению.

Попросите, чтобы участники, оспаривая идеи других, подкрепляли их доказательствами, соответствующим опытом и/или соответствующей логикой.

  • Старайтесь удерживать группу на задании, не торопя их.
  • Если группа начинает отклоняться в сторону негатива и/или бессмысленного высказывания, спросите их, как бы они хотели решить эту проблему.
  • Сделайте шаг назад, когда группа функционирует/работает – помогите участникам стать независимыми учениками; взять под контроль их обучение.

3. Поощрение участников


Поощрение участия может быть достигнуто путем:

  • Написание комментариев участников на доске.
  • Задавайте уточняющие вопросы и перефразируйте комментарии, чтобы все могли подумать. Сочетание начальных и уточняющих вопросов может быть эффективным подходом к дальнейшему выдвижению идей участников.
  • Обращение к автору за дальнейшими разъяснениями и/или уточнениями.
  • Пересмотр прошлых вкладов и включение их в последующие обсуждения.
  • Поощряйте других добавлять свои реакции или идеи, чтобы основываться на чьем-то комментарии.
  • Не бойтесь признаться в собственном невежестве или замешательстве, если вы чего-то не знаете, — пригласите других предоставить ресурсы и используйте возможность обсудить с группой, как можно заняться исследованием вопроса.
  • Дискомфорт и тишина — это нормально, но уравновешивайте их четко сформулированным контекстом и целью.

Возможные проблемы в обсуждениях


адаптировано из: Center for Integration of Research, Teaching and Learning Handbook, по состоянию на июль 2008 г.

Поддержание дискуссий часто означает как можно более плавное решение возникающих проблем. Вот некоторые распространенные проблемы с рекомендациями по их устранению.

Участник, который слишком много говорит:

Способ приблизиться к доминирующему участнику и привлечь неучастников состоит в том, чтобы перенаправить обсуждение на другого человека или другую тему. В качестве альтернативы вы можете переформулировать их комментарии, сделав их важным дополнением к обсуждению. Фасилитаторы также могут попросить одного или нескольких членов группы выступить в качестве наблюдателей на нескольких сессиях, сообщая о своих наблюдениях группе. Возможно, назначение заядлого болтуна на роль наблюдателя поможет ему развить чувствительность. Другой подход состоит в том, чтобы разбить группу на еще более мелкие рабочие группы.

Участник, который не будет говорить:

Один из способов найти подход к неучастникам — предоставить возможность для обсуждения в небольших группах или обсуждения в парах. Небольшие группы могут помочь некоторым учащимся расслабиться. Вторая стратегия заключается в том, чтобы время от времени задавать вопросы, выражающие мнение (например, «Что вы думаете по этому поводу?»). Это может стимулировать участие, уменьшая страх участников перед неправильным ответом. Другая стратегия состоит в том, чтобы участники записали свои ответы на вопрос. Написанные слова могут помочь застенчивому или боязливому человеку высказаться.

Обсуждение, переходящее в спор:

В хороших дискуссиях иногда возникают конфликты. Если такие конфликты оставить неоднозначными, они могут вызвать постоянные проблемы. Вот несколько способов их решения:

Если решение зависит от определенных фактов, ведущий может попросить участников обратиться к тексту или другому источнику.

Если есть экспериментально подтвержденный ответ, ведущий может использовать возможность просмотреть метод, с помощью которого можно было определить ответ.

Если вопрос касается ценностей, ведущий может использовать эту возможность, чтобы помочь участникам осознать эти ценности.

Фасилитатор может перечислить обе стороны спора на доске.

Фасилитатор может занять сильную позицию модератора, не позволяя участникам перебивать друг друга или говорить одновременно. Она или он может установить основные правила для обсуждения, например, попросить участников сосредоточить конфликт на идеях, а не на людях, и воздержаться от осуждения.

Неясные или нерешительные комментарии:

Фасилитатор может призвать участников, делающих неясные выводы, привести примеры и фактические доказательства своей точки зрения. Фасилитатор также может переформулировать пункты для проверки или отклонения участниками или дать восторженные невербальные сигналы и проявить терпение.

Обсуждение, которое выходит из строя:

Некоторые фасилитаторы следят за обсуждением, перечисляя вопросы или проблемы, которые они хотят осветить, на доске или резюмируя ход обсуждения на доске. Также может помочь остановка и просьба к участнику резюмировать, на каком этапе обсуждения находится тот момент, когда кажется, что он сбился с пути.

Ученик, который нападает на ведущего:

Когда участники спорят ради спора, фасилитаторы обычно проигрывают, если клюнут на наживку. Участники или учащиеся, которые нападают, часто хотят внимания, поэтому просто дать им некоторое признание, твердо двигаясь вперед, часто решает проблему. Если участники просто пытаются смутить ведущего, они могут попытаться заставить его или ее защищаться такими комментариями, как «Откуда вы действительно знаете, что…?» или «Вы действительно не так говорите…?» С такими вопросами можно справиться, играя в бумеранг. Фасилитатор может сказать: «Я хочу сказать…, но теперь я хотел бы, чтобы вы поделились своей точкой зрения». Возврат вопроса к спрашивающему вынуждает его или ее брать на себя ответственность за свое мнение. Другие способы справиться с такими ситуациями включают в себя:

Конфронтация – Фасилитаторы могут противостоять вопрошающему своей реакцией на его или ее поведение. «Меня не устраивает неточность ваших вопросов. Я действительно слышу, как ты говоришь…

Активное слушание — Фасилитаторы могут перефразировать услышанное сообщение и проверить правильность своих предположений, прежде чем ответить.

Поиск — Ведущие могут попросить спрашивающего объяснить контекст вопроса.

Рефрейминг . Акцент может быть сделан на прояснении предположений, лежащих в основе аргумента человека, а затем на приглашении его или его рассмотреть альтернативные возможности.

Отсрочка . Часто лучшая стратегия состоит в том, чтобы пригласить участников вернуться после сеанса и договориться о времени для дальнейшего обсуждения разногласий, а затем перевести обсуждение на другую тему.

Каталожные номера

Бойс, Р. (1996) Принципы первого порядка для преподавателей колледжей: Десять основных способов улучшить учебный процесс (Болтон, Массачусетс: Anker Publishing Co.)

Руководство по созданию совместной учебной среды, Центр интеграции исследований, преподавания и обучения (Университет Висконсин-Мэдисон).

Feito, J. (2007) Допущение незнания в диалогическом обсуждении . The International Journal of the Scholarship of Teaching and Learning, по состоянию на июль 2008 г. http://academics.georgiasouthern.edu/ijsotl/v1n1/feito/ij_feito.htm

Гелула, М.Х. (1997) Клинические обсуждения и небольшие группы . Хирургическая неврология, 47:400-403.

Хандельсман, Дж., Миллер, С., и Пфунд, К. (2006) Научное обучение: разнообразие, оценка, активное обучение (Нью-Йорк: WH Freeman & Co. )

Селлерс, С.Л., Робертс, Дж., Джованетто, Л., Фридрих, К. и Хаммаргрен, К. (2007) Охват всех учащихся — ресурс для преподавания естественных наук, технологий, инженерии и математики (Второе издание) (Мэдисон, Висконсин: Центр интеграции исследований, преподавания и обучения)

Steinert, Y. (2004) Восприятие учащимися эффективного обучения в малых группах . Медицинское образование, 38:286-293.

Такман, Б. и Дженсен, М. (1977) Этапы развития малых групп . Групповые и организационные исследования, том. 2, стр. 419-427.

Университет Квинсленда: Designing Culturally Inclusive Environments , по состоянию на июль 2008 г. www.tedi.uq.edu.au/cdip

Новое определение роли учителя: это многогранная профессия

Учащиеся не являются потребителями фактов. Они активные создатели знаний. Школы — это не просто кирпичные строения — это центры обучения на протяжении всей жизни. И, самое главное, преподавание признано одним из самых сложных и уважаемых вариантов карьеры, абсолютно жизненно важным для социального, культурного и экономического здоровья нашей нации.

Сегодня закладываются семена таких кардинальных преобразований в образовании. Под влиянием массовых революций в знаниях, информационных технологиях и общественного спроса на лучшее обучение школы по всей стране медленно, но верно перестраиваются.

Впереди тысячи учителей, которые переосмысливают каждую часть своей работы — свои отношения со студентами, коллегами и сообществом; инструменты и методы, которые они используют; их права и обязанности; форма и содержание учебного плана; какие стандарты установить и как оценить, соблюдаются ли они; их подготовка в качестве учителей и их постоянное профессиональное развитие; и сама структура школ, в которых они работают. Короче говоря, учителя заново изобретают себя и свою профессию, чтобы лучше служить школам и учащимся.

Новые отношения и практика

Традиционно преподавание представляло собой комбинацию распространения информации, присмотра за детьми и отделения склонных к учебе учеников от других. Основополагающей моделью школ была образовательная фабрика, в которой взрослые, получая почасовую или дневную заработную плату, заставляли сверстников сидеть неподвижно для стандартных уроков и тестов.

Учителям сказали, что, когда и как учить. От них требовалось обучать каждого ученика одинаково, и они не несли ответственности, когда многие не могли учиться. Ожидалось, что они будут учить, используя те же методы, что и прошлые поколения, и любое отклонение от традиционной практики не поощрялось руководителями или запрещалось множеством законов и правил в области образования. Таким образом, многие учителя просто стояли перед классом и год за годом давали одни и те же уроки, старея и уставая от того, что им не позволяли изменить то, что они делали.

Сегодня, однако, многие учителя поощряются к адаптации и принятию новых методов, которые признают как искусство, так и науку обучения. Они понимают, что сущностью образования является тесная связь между знающим, заботливым взрослым и уверенным, целеустремленным ребенком. Они понимают, что их самая важная роль состоит в том, чтобы узнать каждого учащегося как личность, чтобы понять его или ее уникальные потребности, стиль обучения, социальное и культурное происхождение, интересы и способности.

Это внимание к личным качествам становится тем более важным, поскольку Америка продолжает становиться самой плюралистической нацией на Земле. Учителя должны быть привержены общению с молодежью многих культур, в том числе с теми молодыми людьми, которые при традиционном обучении могли бы выпасть из системы образования или быть вытеснены из нее.

Их работа состоит в том, чтобы консультировать учащихся по мере их роста и взросления, помогая им интегрировать их социальный, эмоциональный и интеллектуальный рост, так что объединение этих иногда отдельных аспектов приводит к способности искать, понимать и использовать знания; принимать лучшие решения в личной жизни; и ценить вклад в общество.

Они должны быть готовы и им разрешено вмешиваться в любое время и любым способом, чтобы обеспечить обучение. Вместо того, чтобы считать себя исключительно мастерами в таких предметах, как история, математика или естествознание, учителя все больше понимают, что они также должны вдохновлять любовь к учебе.

На практике эти новые отношения между учителями и учениками принимают форму другой концепции обучения. Прислушиваясь к тому, как студенты действительно учатся, многие учителя отказываются от преподавания, которое в основном основано на лекциях, в пользу обучения, которое побуждает студентов играть активную роль в обучении.

Они больше не видят свою главную роль в том, чтобы быть королем или королевой в классе, доброжелательным диктатором, решающим, что лучше для беспомощных подчиненных, находящихся на их попечении. Они обнаружили, что достигают большего, если берут на себя роль образовательных наставников, фасилитаторов и соучеников.

Самые уважаемые преподаватели обнаружили, как сделать учащихся страстными участниками учебного процесса, организовав образовательные приключения на основе проектов. Они знают, что для того, чтобы учащиеся по-настоящему взяли на себя ответственность за собственное образование, учебная программа должна быть связана с их жизнью, учебная деятельность должна вызывать их естественное любопытство, а оценки должны измерять реальные достижения и быть неотъемлемой частью обучения.

Учащиеся работают усерднее, когда учителя дают им роль в определении формы и содержания их обучения, помогая им создавать свои собственные планы обучения и решая, как они продемонстрируют, что они действительно усвоили то, на что согласились. учить.

Повседневная работа учителя, вместо того, чтобы транслировать контент, превращается в разработку и руководство учащимися через увлекательные возможности обучения. Важнейшая обязанность преподавателя состоит в поиске и создании значимого образовательного опыта, который позволит учащимся решать реальные проблемы и показать, что они усвоили важные идеи, мощные навыки и привычки ума и сердца, которые соответствуют согласованным образовательным стандартам. В результате абстрактные инертные знания, которые студенты привыкли заучивать по пыльным учебникам, оживают, поскольку они участвуют в создании и распространении новых знаний.

Новые инструменты и среды

Одной из самых мощных сил, меняющих роли учителей и учащихся в образовании, являются новые технологии. Старая модель обучения основывалась на нехватке информации. Учителя и их книги были информационными оракулами, распространяющими знания среди населения, у которых было мало других способов получить их.

Но сегодняшний мир наводнен информацией из множества печатных и электронных источников. Основная задача преподавания больше не в распространении фактов, а в том, чтобы помочь детям научиться их использовать, развивая их способность критически мыслить, решать проблемы, делать обоснованные суждения и создавать знания, которые приносят пользу как учащимся, так и обществу. Освобожденные от обязанности быть основными поставщиками информации, учителя имеют больше времени для работы один на один или с небольшими группами учащихся.

Изменение отношений между учениками и учителями требует изменения и структуры школы. Хотя во многих местах по-прежнему является нормой изолировать учителей в комнатах из шлакоблоков с учениками соответствующего возраста, которые меняются каждый час в течение семестра — или каждый год, в случае начальной школы, — от этой парадигмы отказываются во многих странах. и больше школ, которые хотят предоставить учителям время, пространство и поддержку для выполнения их работы.

Увеличенные периоды обучения и школьные дни, а также реорганизованные годовые расписания — все это пытается избежать дробления обучения на зачастую произвольные части в зависимости от ограниченного времени. Кроме того, вместо того, чтобы жестко группировать учащихся по классам по возрасту, во многих школах есть классы разного возраста, в которых учащиеся проводят два или более года с одними и теми же учителями.

Кроме того, группы способностей, от которых редко могут освободиться те, кого считают менее талантливыми, сталкиваются с проблемой признания того, что современные стандартизированные тесты не измеряют многие способности и не учитывают различные способы обучения людей лучше всего.

Одним из наиболее важных нововведений в организации обучения является групповое обучение, при котором два или более педагога несут ответственность за группу учащихся. Это означает, что отдельный учитель больше не должен быть всем для всех учеников. Такой подход позволяет учителям максимально эффективно использовать свои сильные стороны, интересы, навыки и способности, зная, что дети не будут страдать от своих слабостей, потому что их поддержит кто-то с другим набором способностей.

На самом деле, чтобы действительно сделать преподавание профессиональным, нам необходимо еще больше дифференцировать роли, которые может выполнять учитель. Точно так же, как в хорошей юридической фирме есть несколько сотрудников, младших партнеров и старших партнеров, в школах должно быть больше учителей, которые имеют соответствующие уровни ответственности в зависимости от их способностей и уровня опыта. Кроме того, точно так же, как большая часть работы юриста происходит за пределами зала суда, мы также должны признать, что большая часть работы учителя выполняется за пределами классной комнаты.

Новые профессиональные обязанности

Помимо переосмысления своей основной ответственности в качестве руководителей обучения учащихся, учителя также берут на себя другие роли в школах и в своей профессии. Они работают с коллегами, членами семьи, политиками, учеными, членами сообщества, работодателями и другими людьми, чтобы установить четкие и доступные стандарты знаний, навыков и ценностей, которые мы должны ожидать от американских детей. Они участвуют в повседневном принятии решений в школах, работают бок о бок, чтобы установить приоритеты и решать организационные проблемы, влияющие на обучение их учеников.

Многие учителя также тратят время на изучение различных вопросов эффективности обучения, которые расширяют понимание динамики обучения. И все больше учителей тратят время на наставничество новых представителей своей профессии, следя за тем, чтобы выпускники учебных заведений действительно были готовы к сложным задачам современных классов.

Переосмысление роли учителей в классе и за его пределами может привести к значительному улучшению качества школ и повышению уровня образования учащихся. Но хотя корни таких улучшений уже укоренились в сегодняшних школах, они нуждаются в постоянной поддержке, чтобы расти и действительно преобразовывать образовательный ландшафт Америки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *