Разное

Задания про грибы для дошкольников: Речевые игры и упражнения по теме “Грибы” | Картотека по развитию речи:

Содержание

Речевые игры и упражнения по теме “Грибы” | Картотека по развитию речи:

Речевые игры и упражнения по теме “Грибы”

Словарь

Предметный: гриб, поляна, шляпа, корень, ножка, грибница, мухомор, подосиновик, подберёзовик, сыроежка, масленок, ложный опёнок, опята, лисичка, боровик, поганка, лес, опушка, лукошко, грибники.

Глагольный: собирать, искать, находить, срывать, прятаться, вырастать, приносить, готовить, жарить, варить, употреблять, отравиться.

Признаков: съедобные, несъедобные, ложные, вкусные, ядовитые, сушеные, лесные, жареные, вареные, мелкие, крупные, червивые, красноголовые, коричневые, оранжевые, бледно-белые.

Наречия: темно, светло, бодро, весело, опасно.

Отгадай загадки и выучи понравившуюся

Шапочка да ножка

Вот и весь Ермошка. (Гриб)

Растут на опушке

 рыжие подружки,

Их зовут…(Волнушки)

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.  (Подосиновик)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

 В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

Скажи на оборот

Сладкий – горький.               Длинный – короткий.

Высокий – низкий.                Прямой – кривой.

Мелкий – крупный.               Узкий – широкий.

Белый – черный.                     Полезный – вредный.

Один – много

Гриб – грибы – много грибов.

Поляна – поляны – много полян.

Шляпка – шляпки – много шляпок.

Корень – корни – много корней.

Ножка – ножки – много ножек.

Грибница – грибницы – много грибниц.

Мухомор – мухоморы – много мухоморов.

Сыроежка – сыроежки – много сыроежек.

Маслёнок –маслята- много маслят.

Опёнок – опята – много опят.

Боровик – боровики – много боровиков.

Поганка – поганки- много поганок.

Грибник – грибники – много грибников.

Подосиновик – подосиновики – много подосиновиков.

Скажи какой, какая, какое, какие?

Воздух в лесу (какой?) – лесной.

Закуска из грибов (какая?) – грибная.

Место, где растет много грибов (какоё?) – грибное.

Обитатели леса (какие?) – лесные.

Сосчитай до десяти

У каждого дошкольника находиться по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: « Один белый, два белых, три белых, четыре белых…и т.д.

Доскажи словечко

(Дополни предложения словами-признаками)

Мы с родителями пошли в …лес за грибами. В лесу мы нашли много…грибов. На … опушке мы нашли … подберезовика. У них была … ножка и … шляпка. Мама срезала их … ножом и положила в корзину. Через какое-то время у нас была … корзина … грибов. Дома мы с мамой сварили …суп. Мне очень понравилось наше … путешествие.

Динамическая пауза «По грибы»

Мы шли, шли, шли,            Дети маршируют на месте или идут по круку

Боровичок нашли              Делают наклоны к правой и левой ноге.

Один, два, три, четыре, пять   Наклоны вправо-влево

Мы идем искать опят         Повторяют движения

речевые упражнения и игры в картинках для занятий с детьми

Тема «Грибы»: речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми.

В этой статье Вы найдете игры для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Грибы» и картинки к ним. Некоторые из игр — «Что готовят   из грибов», «Большие и маленькие», «Отгадай, чей гриб», «Рыжик и Золотинка» —  Вы можете  использовать и с детьми более младшего возраста —  3- 4 лет (при высоком уровне развития речи ребенка).

Игра 1. Грамматическая игра «Что готовят из грибов»

Игра научит ребенка словообразованию — умению образовывать новое слово по аналогии (по образцу),  например:

— суп, соус, салат — грибнОЙ,

— лапша, начинк, икра, запеканка —  грибнАЯ,

— котлеты — грибнЫЕ,

— все блюда, которые повар готовит из грибов — грибнЫЕ блюда (грибные салаты, грибные соусы, грибные запеканки).

а также развивает языковое чутье ребенка.

Часть 1. Предложите детям представить, что они теперь не дети, а … повара! Можно надеть на голову ребенка настоящий белый колпак. Если колпака нет, то можно использовать бумажный значок повара на веревочке ( повесить значок на шею как медаль). Медаль маленького повара Вы можете скачать здесь.  А можно  использовать «волшебство»: хором сказать «волшебные слова» («Раз — два повернись. В повара быстро превратись!») и даже взмахнуть волшебной палочкой.

Вот  мы уже и повара! Повар умеет готовить разные блюда. И каждое блюдо у него  очень вкусное, красивое, ароматное. Сегодня повара готовят блюда из грибов.

А что же можно сделать из грибов?

Сейчас мы будем делать суп из грибов. Он называется…. как? (грибной суп). Что мы в него положим ? (перечислите продукты). Вспомните вместе с детьми, как варят грибной суп.

Спросите — суп жарят или варят? Если варят, то в чем его варят — в сковороде или в кастрюле? Можно ли в сковороде сварить суп? Почему? Изображаем, играя, все действия: берем воображаемую «кастрюлю», режем грибы, кладем их в кастрюлю и т.д.  Вдыхаем аромат получившегося у нас супа и придумываем, кого мы им угостим. Можно тут же «понарошку» угостить игрушки и друг друга и похвалить суп (слова — описания блюд Вы найдете чуть ниже в этой статье).

А еще из грибов можно сделать… икру! Как она будет называться? Икра из грибов — это какая игра? Если ребенок затрудняется ответить на этот вопрос, то подскажите ему: «Икра из кабачков — кабачковая икра. Икра из баклажанов — баклажанная икра. А икра из грибов — это какая икра. ..?» (вопросительная интонация и пауза для ответа ребенка). Правильный ответ: грибная икра.

Изображаем действиями (пантомимой), как мы все вместе делаем грибную икру: режем грибы, овощи. обжариваем их, кладем в банки, закрываем их крышками, ставим на хранение в холодильник (Это важно: все действия изображаются «понарошку», пантомимой — это игра! Не надо требовать от ребенка в этой игре закручивать настоящие крышки на банке,  подписывать банку, считать, сколько кусочков овоща он в нее положил — малыш должен быть сосредоточен исключительно на речи и речевых задачах. Всё остальное делается как в обычной игре — в свёрнутом виде — «как будто» мы взяли банку, «как будто» ее поставили на полку)

Сегодня у нас — у поваров —  есть еще один заказ — сделать для детского сада запеканку с грибами. Как мы ее назовем? Запеканка из картофеля — картофельная, из капусты — капустная, а из грибов — это какая запеканка? Как она называется? (грибная запеканка).

Последний заказ — сделать салат с грибами на  День рождения белочке. Салат с грибами называется …. как ты его назовешь?(грибной салат). Давай придумаем интересное название нашему грибному салату: «Белкина радость», «Грибное лукошко» (придумайте название с ребенком и название, и  то, что Вы положите в салат для белки и изобразите, как Вы вместе с малышом его готовите).

А сейчас напечем пирожки. А начинка у нас  тоже будет из грибов. Как называется такая начинка? Грибная. Это пирожки с грибной начинкой. 

А еще можно сделать из грибов лапшу! Она так и называется «грибная лапша« или сварить  соус из грибов — как он называется? (грибной соус) А как называются котлеты из грибов, наверное, ты уже догадался? Грибные котлеты!

А подливка с грибами называется… как? (грибная подливка)

Рагу с грибами — как назвать это рагу? (грибное рагу)

После того, как мы с детьми «изготовили» все блюда, делимся впечатлениями. Можно «похвалить» самое полюбившееся блюдо: «У меня грибные котлеты — вкусные, с хрустящей корочкой, поджаристые». «А у меня  готовы пироги с грибной начинкой, украшенные косичками из теста» и так далее. Можно «хвалиться» по очереди, а можно всем вместе придумать, как «похвалить» свое блюдо, подобрав как можно большее количество слов — описаний. Помогите детям подобрать выразительные слова, описывающие эти блюда.

Примерный словарик для описания блюд и развития выразительности речи детей в этой игре:

горячий, теплый, мягкий, свежий, жареный, печеный, слоеный, вкусный, румяный, ароматный, душистый, вкусный, хрустящий, зернистый, сочный, сладкий, солёный.

Полезная идея для развития ребенка:

 покажите дома ребенку, как Вы варите грибной суп и называйте по ходу дел все свои действия.

Глагольный словарь для такого комментирования:  

— мою,  чищу, варю, кладу, режу,  нарезаю на кусочки, тру на терке, ставлю на огонь, снимаю, мешаю.

— действия с грибами: грибы сушат, маринуют, тушат, режут, солят, жарят, из них варят суп.

Такое комментирование будет очень полезно для развития речи ребенка. Исследования доказывают, что дети, которые часто слышат правильные формы слов, не ошибаются в их употреблении в речи. Слова «тереть» (тру — трем -трет), «чистить» (чищу — чистишь — чистим), «резать» (режу, режем, режут) не так просты для детей, какими они кажутся для нас. Объясняя, что Вы делаете, Вы одновременно развиваете речь ребенка и предупреждаете типичные речевые ошибки типа «терешь» вместо «трешь», «чистю» вместо «чищу», «мешу»/»месю» вместо «мешаю», «ложу» вместо «кладу». Привлекайте ребенка к своим действиям и спрашивайте: «Ты хочешь  мыть со мной? Что ты сейчас делаешь? А я что делаю? Да, ты моешь, я мою. Мы с тобой вместе моем овощи. Ты какой овощ моешь? А какой овощ уже вымыл? А какой сейчас будешь мыть?  Какая ты замечательная помощница! Спасибо тебе за помощь!».

Часть 2. В конце игры загадайте детям грамматическую загадку: «Отгадай, что я загадала:

загадка направлена на развитие языкового чутья и умения согласовывать в роде прилагательные и существительные.

Загадка:

свежАЯ, вкуснАЯ, ароматнАЯ — это  икра или  салат? (Если ребенок отвечает «Грибной салат», то переспросите его: «Разве мы так говорим: грибнАЯ вкуснАЯ салат? Нет! Как мы говорим про салат: грибнОЙ вкуснЫЙ салат. Значит, что это?»)

свежИЙ душистЫЙ вкуснЫЙ — это суп или запеканка? Правильно! А про запеканку мы бы как сказали бы? ДушистАЯ вкуснАЯ запеканка,

 — грибнЫЕ вкуснЫЕ  ароматнЫЕ — это котлеты или пирог?

Полезные советы:

— На забудьте в конце игры превратить детей из поваров обратно в обычных дошкольников :). Сделать это также можно самыми простыми «волшебными словами»: «Раз, два, повернись! В Мишу (имя ребенка) снова превратись!» или «Раз- два, покружись! Дома снова окажись!»

— Играя с детьми, не забывайте, что повара ведут себя в соответствии со своей профессией и не ведут себя как дети. Они не могут бросить кастрюлю на пол или неаккуратно порезать грибы. Поэтому старайтесь передавать особенности движения  повара сами, а дети будут Вам подражать. Главное — относитесь к ребенку в этой игре как к настоящему шеф-повару — очень уважительно, спрашивайте у него совета, интересуйтесь его мнением, можете даже называть его по имени — отчеству: «Уважаемый Михаил Григорьевич, мы уже можем начинать делать грибную икру? Хорошо, тогда начнем. Что нам понадобится?». Сами не выходите из своей роли!

— Если ребенок стал вести себя не так, как повар, напомните ему, что он сейчас не мальчик/девочка, а повар и его блюдо очень — очень ждут (назовите кто ждет и зачем нужно его блюдо). Поэтому нужно постараться и «сварить» его вкусным, чтобы люди обрадовались и съели его с удовольствием. Этого бывает достаточно, чтобы ребенок вспомнил о своей роли в игре.

Второй вариант игры:  второй раз играя в эту игру, измените ее и проведите во втором варианте.  

Во втором варианте этой игры дети будут учиться использовать существительные в родительном падеже: из лисичЕК (а не «из лисичков» — это ошибка), из подберезовикОВ, из волнушЕК, из боровикОВ и так далее.

Для этого варианта Вам понадобятся карточки «Грибы». Вы их сможете скачать бесплатно в статье «Грибы. Картинки для детей» . 

Кладем карточки на стол картинкой вниз (Вам понадобятся карточки съедобных грибов, на которых изображено несколько грибков). Роли поваров выполняют дети игроки по очереди.

Шаг 1. Повар берет карточку и называет изображенные на ней грибы. Решает, что он будет из них делать: «Я буду готовить грибной суп».

Шаг 2. Все угадывают, из чего он будет варить грибной суп (или любое другое выбранное им блюдо):  «Ты будешь варить грибной суп из лисичек? из шампиньонов? из подосиновиков? из боровиков?»,  пока не догадаются. Угадывают все по очереди.

Когда игрок догадался, то ведущий показывает свою карточку и подтверждает правильность ответа, например : «Да, я буду варить грибной суп из лисичек»

Можно ввести такое правило игры: взять в набор карточек еще и «штрафные» картинки — ядовитые грибы. Если ребенок узнает несъедобный гриб и сразу же скажет: «У меня ядовитый гриб. Это…(название гриба)», то он может взять новую карточку. И продолжать участие в игре. Если же он не узнает ядовитый гриб и «сварит» в игре из ядовитого гриба суп или другое блюдо, то он в следующем круге пропускает ход. Или платит фант.

Как познакомить малыша со съедобными и ядовитыми грибами Вы узнаете из статьи «Грибы в сказках, рассказах, картинках, заданиях и познавательных видео для малышей». 

В игру можно играть в паре,  в небольшой подгруппе детей, с большой группой детей. Если играть с большой группой детей, то дети играют одной командой. Например, один ребенок — ведущий — выбирает карточку. А вся группа детей отгадывает, что на ней изображено. Если ведущий — повар допускает ошибку, то группа детей его исправляет, например: «Нет, надо сначала порезать, а потом в суп положить». Затем считалкой выбирается новый ведущий.

Игра 2. Грамматическая игра «Отгадай, чей гриб».

Играет взрослый и ребенок в паре. Или взрослый и  несколько детей.

Для игры Вам понадобятся распечатанные карточки грибов (два одинаковых набора картинок). Количество картинок в наборе зависит от количества игроков.

Шаг 1. Перемешайте картинки и раздайте их игрокам поровну. Взрослый — ведущий игры — тоже берет себе картинки. Второй комплект картинок выложите на стол картинками вниз. Игроки кладут на стол свои картинки так, чтобы другие играющие не видели изображения на них.

Шаг 2. Первый игрок в кругу берет из стопки картинку. Называет ее. Например, говорит: «Это три лисички».

Шаг 3. Ведущий игры — взрослый — спрашивает: «Чьи это лисички?». Игрок, взявший картинку, угадывает: «Это Ваши лисички?». Взрослый отвечает: «Нет, не мои. У меня в лукошке таких лисичЕК нет» (или «У меня в  лукошке нет трех лисичек»). Ребенок угадывает дальше: «Марина! Это твои лисички?». Марина отвечает: «Нет, не мои. У меня в лукошке таких лисичЕК нет». Ребенок спрашивает:»Ваня, это твои лисички?». Ваня отвечает: «Да, это мои лисички! У меня в лукошке три лисичКИ»

Идея: Если Вы играете  в эту игру вдвоем с ребенком, то берите в эту игру игрушки в роль игроков! Делите картинки между игрушками. И пусть ребенок, угадывая,  задает вопрос мишке: «Мишка! Это твои подберезовики?», а Мишка отвечает басом: «Нет, Полиночка, не мои. У меня в лукошке таких подберезовикОВ нет. Да и в моем лесу они не растут».

Очень важно для успеха игры:

— Подберите картинки в набор для игры так, чтобы можно было задать по ним три разных вопроса:

  • «чья» (Чья волнушка? Чья лисичка?),
  • «чей» (Чей подберезовик? Чей подосиновик? Чей рыжик?),
  • «чьи» (Чьи лисички? Чьи подосиновики/боровики/моховики?).

— Меняйтесь ролями с ребенком. Пусть и он попробует быть ведущим в игре, когда познакомится с правилами и их усвоит.

— Можно раздавать картинки не только игрушкам, но и фото любимых друзей ребенка и его близких родственников. Тогда у Вас будет папино лукошко (картинки кладем к фото папы), сестричкино лукошко, дедушкино лукошко. бабушкино лукошко. И задача будет угадать — чей же это гриб? В чьем лукошке он лежит? Отвечать нужно будет голосом дедушки, бабушки, брата, сестры.

В игру можно играть в любом месте: в электричке, на природе, дома всей семьей.

Правила игры очень легко варьировать: дополнительно Вы можете выдавать фишки за правильный ответ (палочки, камушки, листочки, цветные счетные палочки или что-то что есть под рукой). Или за угадывание с первого раза давать сразу три фишки. И подсчитать: у кого фишек больше, тот выиграл сегодня в этой игре. А можно играть без материальных поощрений — просто для радости совместного интересного занятия! Обычно я играю с детьми именно так — без фишек — поощрений. Просто для удовольствия! 🙂

Игра 3. Грамматическая игра «Грибное лукошко. Сосчитай грибы»

В этой речевой игре ребенок научится согласовывать числительные с существительными при счете.

Ошибка: Например, нельзя считать так: «один лисичка, два лисичка, три лисичка».

Правильно: Мы считаем правильно так: «ОднА лисичка, двЕ лисичкИ, три лисички». Или «ОдИН подберезовик, два подберезовика, три подберезовика. У меня три подберезовика».

Такой счет не сразу получится у ребенка, поэтому будьте терпеливы. Скоро он всё будет говорить правильно. А на первых порах почти все дети могут считать  так «один лисичка» или «три моховиков».

Как вести себя в случае грамматических ошибок ребенка в этой речевой игре: Не повторяйте ошибки ребенка вслух, а просто сразу же скажите  ему четко сразу же правильный вариант.

Например: ребенок считает грибы так: «Один моховик, два моховика, три моховиков. У меня три моховиков». Вы тут же, (не повторяя за ним и не фиксируя внимание на ошибке), повторяете правильный вариант так: «Три мохо-ви-ка! (выделяя интонационно окончание слова). Да, у тебя три…  мо-хо-ви-ка».  Наша задача — зафиксировать внимание ребенка на образце, а не на ошибке! В речи взрослого ребенку важно слышать только правильные варианты фраз. Это правило общения с ребенком в ЛЮБОЙ РЕЧЕВОЙ ИГРЕ.

 Игра дает опыт ребенку,  опыт речи в трудной нестандартной проблемной ситуации. Дайте ему возможность научиться правильно говорить в этом опыте, не ругайте за ошибки, не торопите, не расстраивайтесь из-за его ошибок сами, дарите малышу простую радость  обычной игры. Ведь для ребенка главное в этой игре будет вытащить удачные карточки и набрать много очков, а отнюдь не заучивать правильные фразы.

Играть можно как парой, так подгруппой или с группой детей. В случае игры с группой детей удобно проводить ее, сидя вокруг стола или мольберта.

Что нужно для игры: Вам понадобится полный комплект картинок «Грибы» (ссылка для скачивания комплекта картинок дана выше в этой статье).

Шаг 1. Все картинки перемешиваем и кладем на стол картинками вниз.

Шаг 2. Первый игрок (его выбираем по считалке) берет карточку. Не обязательно брать ее сверху стопки. Ребенок может взять карточку из любого места стопки. Он  показывает  выбранную карточку всем игрокам, считает вслух грибы на ней  и называет результат, например: «У меня  три боровика» (или «У меня две лисички«, или «У меня шесть подберезовиков«, или «У меня одна сыроежка».

Если игрок ответил правильно — он забирает себе эту карточку. Если он ошибся в счете или допустил грамматическую ошибку (например, подсчитал так «один лисичка, два лисичка. У меня две лисички»- он возвращает карточку взрослому — ведущему игры. Взрослый кладет карточку обратно в стопку вниз под другие картинки.

Задача — всем вместе набрать как можно больше баллов, то есть собрать как можно больше грибов!  Соревнуется наша команда сама с собой. Например, играют мама и ребенок. Сегодня Вы собрали в игре 22 гриба за всю игру. А завтра -26 грибов. Ура! Вы собрали больше, чем в прошлый раз. А, может быть, Вы собрали только 15 грибов? Увы, не повезло. Видимо, не прошел грибной дождь. Но обязательно повезет в следующий раз :).

Все найденные грибы записываются цифрой и зарисовываются на бумаге в клеточку рядами (одна клеточка — один гриб, например, три лисички — это три  клеточки). Тогда у ребенка есть возможность наглядно увидеть, сколько грибов Вы собрали.

Очень важное примечание по социальному развитию ребенка- дошкольника в этой игре:

Конечно, данную игру можно провести и как соревновательную — кто из игроков больше грибов соберет. Но… Я очень не люблю соревновательные игры. Почему? Я считаю что игры соревновательного типа хороши, когда ребенок не предпринимает сложных усилий -это игры просто на удачу. Или когда это спортивные игры. И такие игры ребенку нужны!  Ведь они учат не только побеждать, но и проигрывать.

Но… если игра требует значительных усилий от ребенка, если она трудна для него… То, на мой взгляд,  нельзя ставить ребенку такую трудную задачу — не только делать трудные для него задания, но еще и одновременно с этим бороться с разочарованием или даже со слезами, если всем везет, а ему -нет. Я очень бережно отношусь к детям в этом плане.

И четко знаю по опыту восторг детей, которые все вместе насобирали 55 грибов! а прошлый раз было всего лишь 20!  И никто не в обиде. И все переживают за друга: если другой ребенок неправильно назовет, то гриб не попадет в общую корзину! И мы потеряем очки. И поэтому все друг другу помогают, исправляют ошибки ( «Дима! Ты неправильно назвал! Ну, подумай, у тебя получится!»), поддерживают друг друга.

Я очень хочу, чтобы в играх подобного плана развивалось у детей не умение соперничать друг с другом, а умение сотрудничать и поддерживать друг друга! Этого так не хватает в нашей бурной современной жизни. И поэтому и даю здесь вариант игры одной командой :), а не игры — соревнования. Ведь детям очень важно научиться переживать со-радость и чувство общей победы.

 Игра 4. Речевая игра «Большие и маленькие»

Скажите ребенку, что Вы будете говорить, как называется большой предмет. А ему нужно догадаться, как называется такой же маленький предмет.

Большой лес, а маленький — …? (лесок, лесочек).

Большой гриб, а маленький — …? (грибочек, грибок).

Большая шляпа, а у грибов маленькая … ? (шляпка).

Большая нога, а у грибов маленькая … ? (ножка).

Большая корзина, а маленькая…? (корзинка)

Большой пень, а маленький…? (пенёк)

Большая поляна, а маленькая… ? (полянка)

Большой боровик, а маленький …? (боровичок)

Большой лист, а маленький…? (листок, листочек)

Большой кузов, а маленький … ? (кузовок, кузовочек)

Игра 5.

Творческая речевая игра «Грибная электричка»

Это увлекательнейшая творческая речевая игра, которая развивает у детей творческие речевые способности, языковое чутье. Подробное описание игры Вы найдете в статье «Игры со словами» (см. в статье «Грибная электричка»)

Игра 6. Речевая игра «Загадки — описания грибов»

Эта игра развивает связную речь детей, учит их излагать свои мысли последовательно, «читать» план в картинках и составлять текст по плану. 

Обычное описание любого гриба можно сделать по такому плану в картинках

Описание грибов: план в картинках

Например: «Этот гриб называется подосиновик. Подосиновик может вырасти очень большим. Шляпка у него ярко-оранжевая, очень яркая, крепкая, гладкая.  Как красный колпачок на голове. Поэтому его называют еще «красноголовик». Ножка у подосиновика серовато- белая, крепкая, толстенькая. Подосиновики растут в лесу под осинами. Это съедобный гриб. Из него можно сварить суп, можно пожарить подосиновики, можно сделать их них грибные котлеты или грибную подливку, пирожки».

Загадка — описание отличается от обычного описания гриба тем, что название гриба водящий не говорит. Нужно догадаться, что это за гриб по описанию.

Играть в игру можно даже по дороге или в транспорте. Водящий описывает гриб. Отгадывающие отгадывают, что это за гриб. Если описание не очень подробное, то  они могут задавать дополнительные вопросы водящему.

Для загадывания можно взять комплект картинок «Грибы» (ссылка для скачивания дана выше).

План загадки — описания гриба

Ребенку проще всего сочинить загадку с помощью плана в картинках:

— какого гриб размера,

— описание шляпки,

— описание ножки,

— где растет,

— что из него можно сделать,

— заключительный вопрос: «Отгадайте, что за гриб»

Пример загадки — описания гриба: Это гриб небольшой. Он всегда растет рядом с другими такими же грибами — как семейка. У гриба шляпка гладкая, оранжевая, с резным краем. А ножка у него тоненькая. Растет этот гриб в  смешанном лесу. Это гриб съедобный. Из него можно приготовить много вкусных блюд: (перечисление блюд, известных ребенку). Отгадайте, что это за гриб?» (лисичка)

Сначала загадки загадывает взрослый ребенку, а затем ребенок сможет загадать Вам подобные загадки. Если ему трудно построить текст загадки, то помогите малышу:

а) задавая начала фраз: «У него шляпка какая? А ножка у него…. Это гриб…»

б) вопросами по картинкам — плану: «Какая у этого гриба шляпка? Где он растет» и т.д.

Всю необходимую для загадок познавательную информацию о грибах Вы найдете в статье «Грибы в сказках, рассказах, картинках, видео и заданиях для детей»

Как правильно подобрать загадки про грибы по возрасту ребенка, как вместе с ребенком сочинить загадку про гриб, 95 загадок с  отгадками и картинками Вы найдете в статье «Загадки про грибы». 

Игра 7. Как называются грибы?

Это игра со словами, которая развивает языковое чутье и позволяет ребенку овладеть системой словообразования русского языка.

Главное в этой игре со словами — не подсказать правильный ответ, а позволить ребенку поэкспериментировать с языком и самостоятельно  придумать. как бы он назвал такие грибы. Это игра, в которой ребенок действует со словами и их частями как  с конструктором, из  знакомых деталек которого можно собрать новую фигуру.

Очень важно: Если ребенок придумал в речевой игре такое слово, которого нет в русском языке, например, сказал, что если грибы тушат, то это «тушные» грибы, то не смейтесь над его ответом. А просто скажите малышу: «Ты знаешь, такое слово могло бы быть в русском языке. Но люди договорились называть такие грибы по-другому. Они называются «тушёные грибы». И другие блюда, которые тушат, также называются. Если тушат капусту, то это — какая капуста? Тушеная капуста. Если тушат морковку. то получится тушёная морковка. А если тушат картошку, то получится какая картошка? Правильно, тушеная». Главное — дать правильный образец и его применение в разных ситуациях в жизни. Словотворчество ребенка (придумывание им новых слов русского языка) — это проявление той самой «лингвистической одаренности» каждого маленького ребенка, о котором писал Корней Иванович Чуковский в своей книге «От двух до пяти».

Фразы для речевой игры «Как называются грибы?»: 

  • Если грибы варят, то получатся грибы  какие? (варёные). 
  • Если грибы жарят, то это грибы… какие?  как их можно назвать? (жареные).
  • Если грибы маринуют, то это грибы… какие? (маринованные)
  • Если грибы тушат, то получатся грибы… какие? (тушёные)
  • Если грыби сушат, то получаются грибы.. .какие? (сушёные)
  • Если грибы солят, то получатся какие грибы? (солёные).

 

Игра 8. Речевая игра «Рыжик и Золотинка»

В этой простой небольшой истории малыш дополняет слова, заканчивая предложения. При этом он учится согласовывать глаголы прошедшего времени с местоимениями я, ты, мы, он, она, они.

Текст: «Жили-были две белочки — брат и сестра. Брата звали Рыжик. Ты догадался, почему его так назвали? А какое еще имя можно придумать для рыжего бельчонка (Огонек, Рыжехвостик и т.д.). А сестричку звали Золотинка, потому что шубка у нее была золотисто- оранжевого цвета.

Рыжик был старшим братом, и Золотинка всегда и во всём старалась быть похожей на него.

Один раз пошли Рыжик и Золотинка за грибами. Рыжик прыгает по веткам, и Золотинка прыгает. Рыжик поскакал по земле, и Золотинка тоже… что сделала? ( поскакала ) по земле.

Рыжик нашел гриб, и Золотинка … что сделала? (нашла гриб). Прыгает Золотинка по земле и поет песенку:

«Я в лес пошла.
Я грибок … (нашла).
Рыжик в лес… (пошел).
Рыжик гриб… (нашел).
Мы в лес… (пошли)
Мы грибы… (нашли)»

Рыжик сорвал гриб, и Золотинка сорвала гриб.

Рыжик принес гриб домой в дупло, и Золотинка тоже…  ( принесла грибы домой) Они вместе — что сделали? (принесли грибы)

Рыжик вымыл гриб, и Золотинка тоже …

Рыжик высушил гриб, и Золотинка тоже…

И получились у них сушеные грибы на зиму!

Сидят бельчата на веточке и  радостно поют:

«Мы в лес пошли.
Мы грибы нашли.
Мы грибы принесли
Засушили для зимы!»

Все картинки из этой статьи для игр и занятий с детьми по теме «Грибы» Вы можете бесплатно скачать в хорошем разрешении и качестве в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (смотрите раздел «Документы» справа под видеозаписями сообщества. Файл с картинками называется  «Тема Грибы»  (tema-gribi).

Желаю всем интересного путешествия в мир грибов вместе с детьми! 🙂

Еще материалы для познавательно — речевых занятий с детьми Вы найдете в рубриках сайта «Родная тропинка»:

— Мир вокруг нас

— Речь дошкольника

— Развитие речи детей 3- 4 лет

Всегда рада Вашим вопросам и комментариям! А если у Вас с детьми есть свои любимые игры на эту тему или свой опыт знакомства малыша с миром грибов — буду рада, если поделитесь  ниже в комментариях к этой статье!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Занятий с грибами для детей — Блог «Растим вместе с наукой»

 

Я просто не могу сдержать волнения по поводу этой замечательной книги:  Funky Fungi: 30 занятий по изучению плесени, грибов, лишайников и многого другого Алиши Габриэль и Сью Хевенрич .

Почему я взволнован?

Во-первых, номер Funky Fungi выпущен одним из моих любимых издательств, Chicago Review Press. Они являются ведущими экспертами в практических книгах STEM для детей.

Во-вторых, грибы — удивительные организмы, но их слишком часто игнорируют. Их надолго запихнули в ящик с растениями и забыли. Приятно видеть, что издатели и преподаватели, наконец, проявляют интерес ко всему интересному, что они могут предложить.

Я также взволнован, потому что содержимое потрясающее. В дополнение к 30 практическим занятиям, которые вы можете выполнить с недорогими материалами, темы варьируются от различных видов грибов до их использования. Я так многому научился. Знаете ли вы, что люди делают обувь и сумки из похожего на кожу продукта, сделанного из грибкового мицелия?

Моя любимая часть книги — серия врезок под названием «Из файлов о грибах». В каждом из них есть грибок с интересными (удивительными!) свойствами, например чаша эльфа, любящая уголь, со спорами, которые прорастают после пожара, и грибок-лобстер, который растет на других грибах!

Наконец, Сью Хевенрич — один из моих любимых авторов и друзей.

Посмотрим, что она скажет о книге.

Интервью с соавтором Сью Хевенрич:

Как вы получили вдохновение для книги о грибах?

На самом деле книга выросла из прогулки на природе на семинаре Highlights Foundation в Хоунсдейле, штат Пенсильвания, где мы с Алишей познакомились. Мы заметили растущий гриб и узнали, что у нас есть общий интерес к грибам. Около десяти лет спустя мы начали книгу. Узнайте больше о том, что мы сделали, в моем блоге Archimedes Notebook.

Посещение семинара в Highlights Foundation определенно входит в мой список желаний, но вернемся к Веселые грибы . У вас есть любимый раздел?

Раздел о зомби-насекомых. Потому что: насекомые (конечно!). Я и раньше видел зомбированных мух, но толком не понимал, что они собой представляют. Затем, работая над статьей для нашего районного еженедельника [бюллетеня], я познакомилась с микологом Кэти Ходж. Она работала над таксономией недавно открытого грибка, поражающего многоножек. Мы пошли на грибную прогулку, и она показала мне насекомых, зараженных грибками… и я спросил ее о странных мухах, которых я видел. Мертвые мухи, цепляющиеся за оконные сетки, окруженные кругом из белого порошка — зомби. Мертвые мухи, цепляющиеся за верхушку лукового стебля — вероятно, зомби. Мне было очень интересно узнать больше об энтомопатогенных грибах [грибах, поражающих насекомых], и этим летом я надеюсь, что Entomophaga maimaiga заразит миллионы личинок губчатого мотылька (бывшего непарного шелкопряда), населяющих наши деревья.

После написания книги у вас есть любимый гриб?

Любимый гриб? Это все равно, что спросить, есть ли у меня любимое насекомое… или книга! Слишком сложно выбрать, но я скажу, что мне нравятся необычные грибы, такие как оранжевые оленьи рога, которые выглядят как осьминоги, выходящие из почвы, и коралловые грибы, и земляные комки, которые больше похожи на кожистые яйца черепахи, чем на гриб! И изящные индюшачьи хвосты, которые я нахожу на поваленных ветках деревьев — о! и лишайники! Я очень люблю лишайники. Вы найдете некоторые из моих любимых работ на моей авторской странице в Facebook, где я публикую причудливые фотографии грибов по пятницам после обеда.

См. гораздо более подробное интервью со Сью в блоге GROG.

Выводы:

Несмотря на то, что рекомендуемый возраст чтения книги Funky Fungi составляет 7–9 лет, она подходит для среднего класса и старше. Педагогам понравится. Берите его для уроков классификации, разложения или для сопровождения похода в лес. Если вы интересуетесь природой, вам обязательно нужно прочитать эту книгу!

Кажется излишним, чтобы к книге прилагались 30 практических заданий, но вот еще несколько вещей, которые стоит изучить:

Предыдущий пост о грибах с рекомендациями по активности, а также посты в категории грибы. 128 страниц
ISBN-10 ‏ : 1641605774
ISBN-13 ‏ : 978-1641605779
Возраст чтения ‏ : 7–9 лет

 

Раскрытие информации: Эта книга была предоставлена ​​издателем. Кроме того, я являюсь партнером Amazon, поэтому могу предоставить вам обложки и ссылки на дополнительную информацию о книгах и продуктах. Как вы, вероятно, знаете, если вы нажмете на выделенную ссылку в заголовке и купите продукт, я получу очень небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Любые доходы помогают покрыть расходы на хостинг и обслуживание этого веб-сайта.

Каждую неделю заходите в пятничный блог STEM, чтобы найти новые замечательные книги по науке, технологиям, инженерии и математике.

Знаете ли вы, что до того, как автор и иллюстратор Беатрикс Поттер начала свою карьеру с написания знаменитой детской классики, она была ученым?

В своей новой книжке с картинками Beatrix Potter, Scientist (иллюстрация Junyi Wu) Линдси Х. Меткалф рассказывает, как в детстве Беатрикс Поттер интересовалась растениями и животными, но посвятила свою жизнь в юности изучению грибов.

Как и изображение Беатрикс на обложке, книга фокусируется на менее известных годах ее работы микологом (тот, кто изучает грибы). Хотя у Поттера не было формального научного образования, с грибами Беатрикс Поттер познакомился талантливый любитель по имени Чарльз Макинтош. Он стал ее наставником и отправил ее образцы для изучения. Беатрис сделала красивые детальные рисунки каждого экземпляра. Она также придумала способ доказать, что новые грибы растут из спор, что в то время было малоизвестно. Однако, как и другие женщины-ученые в 1800-х и начале 1900-х Беатрис Поттер столкнулась с сопротивлением, когда попыталась поделиться своими открытиями.

После прочтения книги педагоги и родители, вероятно, захотят обсудить с юными читателями плюсы и минусы того, как Беатрикс в конечном итоге справилась с отказом.

Предыстория обширна и включает раздел, в котором содержится более подробная информация о жизни и учебе Беатрикс Поттер, хронология, библиография и рекомендации для дальнейшего чтения. Стоит ознакомиться.

Всего Beatrix Potter, Scientist понравится как юным читателям, интересующимся STEM, так и тем, кто интересуется женской историей. Исследуйте копию сегодня!

Упражнение: Нарисуй или раскрась гриб

Что может быть лучше, чем отпраздновать работу Беатрикс Поттер, чем сделать подробный рисунок гриба.

Для начала посмотрите некоторые иллюстрации Беатрикс Поттер онлайн (например, здесь).

Вам понадобятся некоторые художественные принадлежности, такие как:

  • Бумага
  • Цветные карандаши
  • Мелки
  • Акварельные краски

Найдите гриб, который нужно нарисовать.

Указание по технике безопасности. Некоторые грибы ядовиты, поэтому избегайте контакта с дикими.

Грибы получают питательные вещества путем разложения растений, особенно живых или мертвых древесных растений, поэтому их часто можно обнаружить в лесах.

Гриб, который мы видим, называется плодовым телом. Плодовое тело похоже на цветки растения, потому что именно так гриб вырабатывает себя или размножается. Остальная часть гриба состоит из нитевидных нитей, называемых гифами, которые образуют мат, называемый мицелием. Мицелий часто скрыт внутри дерева или почвы и может годами расти незаметно.

При подходящих условиях гриб производит свои плодовые тела. Они часто предпочитают прохладные, влажные условия, и осень — прекрасное время для их поиска.

Фотография Карен Гибсон

Некоторые плодовые тела имеют ножку (научный термин для обозначения стеблевой части). На нижней стороне гриба в середине фотографии видны гребни. Это называется жабры.

Фотография Роберта Пратта

Другие образуют полки. Иногда полки мягкие.

Иногда полки жесткие. Эти плодовые тела можно назвать скобками или конусами. Они могут быть весьма красочными.

Если у вас возникли проблемы с поиском гриба в природе, вы можете вместо этого изучить культивируемый гриб из продуктового магазина.

Внимательно осмотрите гриб и нарисуйте то, что видите.

Вы можете узнать больше о грибах в следующих сообщениях по теме:
  • Информация и предложения по изучению грибов и лишайников (включая рисунок с частями гриба) на LitLinks
  • Хорошее руководство для преподавателей, которое можно загрузить с веб-сайта Линдси Меткалф
  • О грибах (предыдущий пост с мероприятиями)
  • Дрожжи (предыдущий пост с действиями)
  • Надуть шарик дрожжами
  • Блокнот Архимеда – очередной обзор и интервью с автором

Обязательно ознакомьтесь с постоянно растущим списком биографий женщин-ученых в «Научных книгах для детей».

Класс: Дошкольный – 3
Издатель: Albert Whitman & Company (1 сентября 2020 г.)
ISBN-10: 0807551759
ISBN-13: 978-0807551752

Раскрытие информации: Эта книга была предоставлена ​​автором в электронном виде. Кроме того, я являюсь партнером Amazon, поэтому могу предоставить вам обложки и ссылки на дополнительную информацию о книгах и продуктах. Как вы, вероятно, знаете, если вы нажмете на выделенную ссылку в заголовке и купите продукт, я получу очень небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Любые доходы помогают покрыть расходы на хостинг и обслуживание этого веб-сайта.

Каждую неделю заходите в пятничный блог STEM, чтобы найти новые замечательные книги по науке, технологиям, инженерии и математике.

Прохладная дождливая погода, которая стояла у нас, привела к появлению классных грибов.

(Фотография Карен Гибсон использована с разрешения)

Быстро, грибы растения или животные?

Если вы говорите, что не ни растения, ни животные, то вы знаете свое дело. Грибы когда-то считались растениями, но грибы не производят себе пищу. Современные исследования показали, что они более тесно связаны с животными. Например, в грибах есть белок хитин, который есть и у насекомых. Но грибы тоже не животные. Например, они не бегают, как животные. На самом деле грибы настолько разные, что теперь им дано собственное царство, Грибы.

Какие организмы относятся к царству грибов? Большинство людей признают, что грибы — это грибы.

Кроме того, к грибкам относятся дрожжи и трюфели, плесень, милдью, а также болезнетворные паразиты насекомых. Лишайники, которые растут на скалах в различных климатических условиях, представляют собой смесь грибов и водорослей, растущих вместе.

Размеры грибов варьируются от микроскопических до, возможно, самых крупных организмов на Земле. Ученые утверждают, что гигантский гриб, обнаруженный в Национальном лесу Малер в штате Орегон, может быть самым большим отдельным организмом в мире, поскольку он занимает площадь около 2200 акров. Информация все еще собирается, и, поскольку большая часть гриба скрыта от глаз, он также может состоять из скоплений особей.

Гриб, который мы видим, называется плодовым телом. Плодовое тело похоже на цветки растения, потому что именно так гриб вырабатывает себя или размножается. Остальная часть гриба состоит из нитевидных нитей, называемых гифами, которые образуют мат, называемый мицелием. Мицелий часто скрыт внутри дерева или почвы и может годами расти незаметно для человека.

Если грибы похожи на цветы, то где семена? Оказывается, грибы растут из мельчайших частиц, называемых спорами. Если вы когда-нибудь находили зрелый дождевик и наступали на него, выходящие дымные облака — это споры, выпущенные в воздух.

(Фотография Шейлы Браун Publicdomain.net)

Вот фотография дождевого шарика, если вы никогда его не видели.

Когда споры приземляются на подходящую поверхность, они производят нити, называемые гифами, а затем мицелий, которые развиваются в новый гриб.

Виды деятельности:
1. Грибы как еда

Исследуйте съедобные грибы, посетив продуктовый магазин, чтобы увидеть все доступные виды. Мы нашли шиитаке, устрицы, белые, коричневые и портабелла. Обсудите, в чем сходство и различие типов (некоторые виды, продаваемые под разными названиями, являются одними и теми же видами, просто более или менее зрелыми версиями).

Возможно, вы захотите купить несколько разных грибов и попробовать разные вкусы в своих любимых рецептах. Вы также можете взять немного дрожжей — другого грибка — и испечь из них хлеб. Покажите дрожжи своим детям и дайте им понюхать их. Кстати, нет ничего лучше, чем обжаренные в масле белые грибы, сделанные в виде бутерброда между двумя ломтиками свежеиспеченного хлеба.

Предупреждение о дикорастущих грибах: поскольку некоторые виды дикорастущих грибов могут быть ядовитыми и вызывать у вас заболевание, лучше доверить их сбор настоящим специалистам. Некоторые из ядовитых могут очень напоминать съедобные.

2. Сделайте отпечатки спор

Если вы не хотите есть грибы, используйте несколько разных видов грибов из продуктового магазина, чтобы сделать отпечатки спор. Попробуйте найти старые грибы, которые уже производят коричневые порошкообразные споры. Молодые грибы с розовыми жабрами или шампиньоны еще не готовы образовывать споры.

Положите гриб жаберной стороной на белую бумагу и накройте стаканом или миской. (Сначала вам придется удалить стебель). Оставить на несколько часов или на ночь. Если гриб производит споры, он должен оставить отпечаток, когда вы осторожно его поднимете.

Ученые, изучающие грибы, называемые микологами, используют отпечатки спор, чтобы выяснить, какие виды они обнаружили.

 

Связанный:

У нас есть новый пост о дрожжах с действиями.

Если у вас есть время, выращивание грибов из набора может стать отличным занятием для детей. Доступны наборы с различными видами грибов, разного размера и стоимости. Обычно им требуются определенные условия для оптимального роста, поэтому убедитесь, что вы можете их обеспечить. Поищите источники в Интернете.

Хотите узнать больше? Проверьте наш растущий список детских книг о грибах в Science Books for Kids.

 

 

Жизненный цикл гриба и части гриба Карточки из 3 частей, плакат и черновая линия для печати

Осень, распечатки, наука

💕 Уведомление: Этот пост может содержать партнерские ссылки бесплатно для вас. Это означает, что я получаю комиссию, если вы решите совершить покупку по моим ссылкам. Спасибо за Вашу поддержку. Стоковые изображения предоставлены Canva

  • Электронная почта
  • Распечатать

Вам предлагается скачать набор грибов – обучающие распечатки для детей дошкольного и детского сада. Используйте этот ресурс с четкими реалистичными изображениями, чтобы создавать практические научные задания для своих учеников. Дети узнают об уникальных стадиях жизненного цикла грибов, отработают навыки секвенирования и поработают над улучшением концентрации внимания и мелкой моторики. Этот ресурс будет полезен при изучении участка леса, организации осенних учебных мероприятий и знакомстве учащихся с живыми существами в мире природы.

Знаете ли вы, что существует более 10 000 известных видов грибов? В то время как некоторые из них съедобны и вкусны, другие могут быть очень токсичными и даже смертельными. Грибы также являются отличным источником витамина D и содержат антиоксиданты, которые могут помочь укрепить вашу иммунную систему. Они бывают всех форм, размеров и цветов, от классических белых шампиньонов до ярких и экзотических грибов шиитаке. Выращивание грибов существует уже тысячи лет, и свидетельства его использования восходят к древним египетским и китайским цивилизациям.

Грибы имеют увлекательный жизненный цикл, который начинается с крошечной споры. Эти споры разносятся ветром и могут приземлиться на почву, дерево или другие органические вещества. Если условия благоприятны, спора прорастет и превратится в нитевидную структуру, называемую мицелием.

Мицелий может расти годами, распространяясь по почве или древесине, разрушая органические вещества и поглощая питательные вещества. При подходящих условиях мицелий сформирует плодовое тело, которое мы обычно называем грибом.

Плодовое тело содержит споры, которые попадают в окружающую среду, чтобы начать цикл заново. Некоторые грибы производят только одно плодовое тело, в то время как другие могут производить много плодов в течение своей жизни.

Важно отметить, что не все грибы безопасны для употребления в пищу, а некоторые могут быть ядовитыми. Всегда лучше проконсультироваться с экспертом или путеводителем, прежде чем употреблять какие-либо дикорастущие грибы. Однако при соблюдении надлежащих мер предосторожности охота за грибами может стать веселым и полезным занятием, а также отличным способом оценить увлекательный жизненный цикл этих уникальных организмов.

Эта печатная форма Гриб показывает шесть стадий жизненного цикла. Какая забавная возможность обучения для учащихся дошкольного и детского сада, поскольку они могут работать над навыками последовательности, узнавать о процессах, происходящих в природе, и развивать более глубокую концентрацию. Это отличный ресурс, который можно добавить к вашим подразделениям Fall и Forest.

Содержит карточки из 3 частей, черновую распечатку для вырезания/склеивания и раскрашивания, а также красочный плакат.

Что включено:

  • Плакат о жизненном цикле грибов
  • Жизненный цикл грибов, карточки из 3 частей
  • Лист раскрашивания, вырезания и вставки жизненного цикла грибов
  • Полоски для отслеживания жизненного цикла грибов
  • Части постера с грибами
  • Части постера с грибами без этикеток
  • Части грибной этикетки
  • Начертание частей гриба и самостоятельное письмо

Возраст:  Дошкольный возраст 3–6 лет

Предметы и использование в классе: Woodland, Forest, Nature Table, Science Centers, Fine Motor, Prewriting

Эта печатная форма содержит реалистичные изображения каждой стадии жизненного цикла грибов. Это действительно очень увлекательно.

В дополнение к набору карточек из 3 частей для изучения словарного запаса вы можете закрепить контрольные карточки (картинки с надписями) прищепками и повесить их для демонстрации. В качестве альтернативы, поместите их на свой стол природы, чтобы дети могли исследовать, построить последовательность жизненного цикла и пересказать этапы, используя новую лексику.

Предложите своим учащимся сделать буклет «Моя книга о жизненном цикле грибов» или поработать с черновым рабочим листом, включенным в печатную форму.

Вы можете принести пару грибов из детского магазина по номеру

  • рассмотреть в лупу,
  • разъединить их, чтобы узнать части гриба,
  • нарисовать их или
  • сделать салат.


   Об Анастасии.  Анастасия – бывшая учительница раннего детства и основательница Montessori Nature, блога о монтессори-вдохновленных и природных исследованиях. Она преподавала в условиях Монтессори в течение 10 лет и практиковала Монтессори-образ обучения и жизни в течение последних 20 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *