Разное

Задача по составу разобрать: Страница не найдена

Содержание

морфология – Разбор по составу слова “задача”

Каков морфологический состав слова “задача”? Учитывая его этимологию (задача <- задать <- дать), я пришёл к выводу, что тут приставка “за”, корень “да”, суффикс “ч” и окончание “а”. Мне возразили так:

Нельзя мотивировать слово “задача” от слова “дать”. В слове “задача” диахронически произошло опрощение морфем, и морфемы, входящие в основу, по сути, слились в одну. Поэтому синхронически, с точки зрения состояния русского языка на данный момент, “задач” — это и есть один корень.

Верно ли это? Как узнать, слились ли морфемы в одну в других словах? Каковы признаки того, что слияние состоялось?

  • морфология

3

В слове “задача” можно выделить мотивирующую основу ЗАДА, так как задать – задача. Но это вовсе не означает, что эта основа нечленимая, при разборе слова по составу она делится на приставку ЗА и корень ДА.

В лингвистике эта проблема называется ЧЛЕНИМОСТЬЮ основы слова, и различные школы имеют разный подход к ее решению. В общем случае можно выделить РАЗНЫЕ СТЕПЕНИ членимости. Максимальную степень членимости имеют слова с ДВУСТОРОННЕЙ СОПОСТАВИМОСТЬЮ (по корню и суффиксу): летчик – ЛЕТать и грузЧИК. Сюда же относят слова со связанной основой: отпереть – запереть, включить – выключить. Меньшую степень членимости имеют основы с с ОДНОСТОРОННЕЙ СОПОСТАВИМОСТЬЮ (только по корню или только суффиксу): пасТУХ – летЧИК (по корню), бужеНИна – конИНа (по суффиксу) и т.д.

Таким образом, при разборе слова по составу мы не копируем словообразовательный разбор, а рассматриваем значения морфем, узнаваемые носителями на данном этапе развития языка. Слово “задача” имеет максимальную степень членимости: и по корню “задача – заДАть”, и по суффиксу “задача – подаЧа, удаЧа. На современном этапе мы имеем приставку ЗА, корень ДА, суффикс Ч, окончание А, все они имеют узнаваемое значение. Суффикс Ч выделяется в существительных, обозначающих действие, названное по глаголу.

Материал дан по книге Николина Н.А. “современный русский язык. Морфемика”,2013, учебное пособие для филологических специальностей.

5

По разным словам распыляться не будем, слишком места мало в одном вопросе. Однокоренные к задаче слова: дача, отдача, удача, передача, сдача, выдача, подача, додача.

Никто на сможет оспорить общий для всех слов корень ДА, ведь разные в них только приставки. Данный критерий достаточно нагляден.

Конкретно по задаче. Она задается для решения кому-то кем-то. Ученику, студенту, сотруднику, подчиненному и т.д. Кроме задачи, есть задание, в котором приставка и корень те же, а суффикс другой. То и другое слово произошли от глагола

задать, который явно не имеет эксклюзивного морфологического состава. Приставка за- отлично выделяется в составе глаголов и существительных: задуть, забить, зажать, задумка, заплыв, забег, загиб, запил. Значение приставки: отдельное целенаправленное действие. Так что с морфологией все в порядке, она прозрачна и всем понятна. Корень ни в коем случае не слился с приставкой, это ошибочное, неправильное мнение.
В других словах может быть иная ситуация.

3

Да, верно: задач- вся основа – корень, потому что семантика слов дать, задать и задача разошлась.

Да/ть – вручить, предоставить, за/да/ть – поручить сделать, назначить, за/да/ни/е – то, что задали, поручили, а задач/а – то, что нужно исполнить, разрешить, появился новый оттенок трудности разрешения, связанный с мыслительной деятельностью. Дать задание и поставить задачу – смысл разный, хотя исторически от слова дать. (Ещё в 70-е годы у Тихонова было задача от задать), а вот в 80-е словари дают другой морфемный состав.

Признаки слияния – разные словообразовательные ряды: дать – дача (показаний) – выдача – данный – задание – задаток – задаточный – подача – податливый и т. д. Задача – задачка -сверхзадача – задачник.

Вопросы морфемного состава – трудная тема, в основном на чутье, но и ему доверять не стоит, только словарям, которые фиксируют изменения. Я 33 года проработала в школе, а как нужно выполнить для кого-то контрольную, обращаюсь к словарям. В основном на чутье, но частенько словарь всё же открываю: не изменилось ли что?

Да, верно: в словарях дается основа: задач. Но в то же время как в словаре Тихонова, так и других дается разбор по морфемам: за/да/ч/а. Не совсем понятно почему. Но я полностью согласен, что синхронически, с точки зрения русского языка, в этом слове выделяется только корень-основа.

1

Вы извините, конечно, но все ваши рассуждения – философия чистой воды, равносильны гаданию на кофейной гуще. Можно сколько угодно долго размышлять и спорить, цвет лиловый или сиреневый, или как именно выглядели первые динозавры – ни на динозавров, ни на предмет это не подействует. Как верно заметил один из ораторов, правила придумали после того, как появились слова. Никого не хочу обидеть, но за уши можно притянуть что угодно. Соль не в этом. Я так понимаю, здесь собрались люди, в основном, с филологическим образованием, либо разбирающиеся. И если уж вы спорите, обращаетесь к справочникам, и справочники тоже спорят между собой, то почему детям в третьем классе дают такие задания и ставят потом 4 или 3 за неправильный морфемный разбор. Вопрос риторический. Непонятно, что система образования хочет этим добиться.

Зарегистрируйтесь или войдите

Регистрация через Google

Регистрация через Facebook

Регистрация через почту

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

Нажимая на кнопку «Отправить ответ», вы соглашаетесь с нашими пользовательским соглашением, политикой конфиденциальности и политикой о куки

Морфологический разбор слова «задача»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *