Разное

Всегда твердые всегда мягкие согласные звуки: Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь – Справочник по русскому языку – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Содержание

“Твердые и мягкие согласные звуки” (2 класс)

Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Закрепление.

Класс:  2 по программе «Школа России»

Предмет: русский язык

Учитель: Микушина Людмила Геннадьевна, высшая категория

Тип урока: урок закрепления нового материала.

Педагогические технологии: технология деятельностного подхода

Цели урока: закрепление способов обозначения мягкости и твёрдости  согласных звуков на письме.

Задачи:

Образовательные: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме; научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение.

Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков  и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парных и непарных по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

 Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

–   обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э

 – обозначать  мягкость  согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь;

Техническое оборудование:

компьютер, проектор, экран

Оборудование: доска, раздаточный материал

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В. П. Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; Рабочая тетрадь часть1 под редакцией В. П. Канакиной, Просвещение 2012 г;

Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И. Ф. Яценко, Москва: ВАКО 2012 г.

Ход урока

I. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Минутка чистописания.(слайд 1)

Рр

Родина

–  Запишите число, классная работа.

Какую букву будем писать? Что вы можете сказать об этой букве? Какая она? – Какую цель поставим перед письмом?

Какое слово запишем? Что это за слово?

Оцените свою работу (!,+, -)

Комментированное письмо. Мелькнула в снегу рыжая спина лисы.

2 Самоопределение к деятельности. Формулировка темы и цели урока.

Чтение слов 

Наум, Нина, Нора, Нюра

– Что общего в этих словах?

– Какое правило в русском языке мы знаем? (Имена людей пишутся с большой буквы)

-На какие две группы можно разделить эти слова ? Почему?

-На какие две группы можно разделить все согласные в словах?  (твёрдые и мягкие)

-От чего зависит твёрдость или мягкость согласных звуков? Назовите тему урока. Это новая тема или закрепление?

II. Работа по теме урока.

– Заполните схемы-опоры. Выберете нужные буквы .

-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?( Буквы а, о, ы, э, у)

– Что указывает на мягкость согласных звуков? ( Буквы я, ё, ю, е, и, ь.)

-Что ещё вы видите на схеме? Расположите буквы. Всегда мягкие и твёрдые.

Всегда твёрдые: ж, ш, ц. Всегда мягкие: ч, щ, й.

Вывод

– Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и  мягкость предшествующего согласного? ( Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у. Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.)

III. Первичное закрепление

1.Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.

– Я хочу убедиться, что вы умеете различать твёрдые  и мягкие. Спишите предложение, подчеркните мягкие согласные- одной чертой, твёрдые- двумя.

Дети ищут грибы под елью.

Самопроверка. Сверка с образцом.(слайд 2)

.2. Физкультминутка

-А теперь проверим, умеете ли различать твёрдые и мягкие согласные на слух.

-Если услышите твёрдый звук в начале слова- поднимите руки вверх, если мягкий руки в стороны.

корова, липа, берёза, ворона, собака, рябина, черёмуха, комар.

IV. Закрепление материала

1.Самостоятельная работа по учебнику.

Упр. 197 –в первом столбике подчеркните мягкие согласные , во втором – твёрдые.

V. Рефлексия

Подведём итог нашей работы. Проверим, как вы усвоили материал урока.

У вас на партах листочки. Подчеркните мягкие согласные.

Медвежата родились в берлоге в январе.

Взаимопроверка. Оценивание.

Кто поставил соседу !, +, –

VI. Итог урока

– Над какой темой мы сегодня работали?

-Как обозначается твёрдость согласных на письме? (а,о,у,э,ы)

– Как обозначается мягкость согласных на письме? (е,ё, я,ю,ь)

– Назовите всегда мягкие согласные, всегда твёрдые.

-Кто себя может похвалить за работу на уроке?

VII. Домашнее задание:

с. 123 № 201 Р.т. с.57 № 124 -126 по выбору.

Твердые и мягкие согласные звуки


Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове “мир” слышится мягкий согласный зыук [м’], а в слове “мак” – твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [м’].

Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.


При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

[б] – [б’]

[в] – [в’]

[г] – [г’]

[д] – [д’]

[з] – [з’]

[п] – [п’]

[ф] – [ф’]

[к] – [к’]

[т] – [т’]

[с] – [с’]

[м] – [м’]

[н] – [н’]

[р] – [р’]

[л] – [л’]

[х] – [х’]


Смотри также другие

карточки со слогами синего цвета согласные и красного цвет гласные буквы.


Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.
Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей.
Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.
Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.
Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.

Твердые и мягкие согласные звуки Б

Твердые и мягкие согласные звуки Б – В

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Г – Д

 

  Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З

  

  Твердые и мягкие согласные звуки К – Л

 

  Твердые и мягкие согласные звуки М – Н

 

  Твердые и мягкие согласные звуки П – Р

 

  Твердые и мягкие согласные звуки С – Т

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Ф – Х

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Ц – Ч

 

 Твердые и мягкие согласные звуки Ш – Щ

   

 Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове “мир” слышится мягкий согласный зыук [м’], а в слове “мак” – твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [м’]. Запомните:  Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’]. Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц]. Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

[б] – [б’]

[в] – [в’]

[г] – [г’]

[д] – [д’]

[з] – [з’] 

[п] – [п’] 

[ф] – [ф’]

[к] – [к’]

[т] – [т’]

[с] – [с’] 

[м] – [м’]

[н] – [н’]

[р] – [р’]

[л] – [л’]

[х] – [х’]

Смотри также другие карточки со слогами синего цвета согласные и красного цвет гласные буквы.

Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами. Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей. Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов. Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей. Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками 

СЛОГИ.

Непарные мягкие согласные. Согласные звуки

Мы все хотим, чтобы наши дети писали красиво и грамотно. Умение писать без ошибок по-русски непросто даже для носителей языка. Такой навык вроде бы подтверждает знания и образование человека, и он приобретается в школе. Каждый год родители будущих первоклассников с нетерпением ждут начала учебного года и переживают за готовность своего малыша к новой школьной жизни.

Впереди столько новых знаний и задач! И каким бы замечательным и опытным ни был педагог, ребенку часто нужна помощь родителей.Например, первоклассник подойдет к матери с просьбой назвать слова, в которых все согласные твердые, и вам придется запомнить все, что вы помните из школы. Это не всегда так сразу и вспомнить то, что вы когда-то выучили в начальной школе.

В помощь родителям первоклассников эта статья, где мы запомним и систематизируем то, что первоклассник должен выучить, и прочно усвоим согласные и гласные в словах. Эта тема очень важна для последующего освоения детьми грамматики, фонетики русского языка, без этого грамотного письма в будущем добиться невозможно.

  • Одним из важных базовых навыков, которые впоследствии определяют грамотность ребенка, его успехи в овладении русским языком, является умение слышать и понимать его звуки. Здесь родители должны четко донести до своих детей разницу между понятиями «буква» и «звук», научить отличать одно от другого.
  • Ни для кого не секрет, что иногда сами взрослые считают возможным в разговоре с ребенком заменить одно слово другим, что не беспокоит взрослых, а сбивает малыша с толку.Он должен твердо помнить, что звук – это то, что слышно, а буква – это то, что написано, и они не всегда совпадают.
  • Следующее, что предстоит усвоить юному школьнику, – это звуковые кирпичики, из которых состоят слова и как они передаются при письме.
    Этому учит детей 1 класс. Студент узнает, что русский язык делит эти звуковые блоки речи на 2 большие группы – гласные и согласные.

Ребенок может выучить гласные просто: их можно петь или кричать.Но с согласной не все так просто! Часто похожие, но разные согласные на письме обозначаются одной и той же буквой, и нужно научиться различать их по определенным характеристикам.

По своему звучанию согласные могут быть твердыми или мягкими, звонкими или глухими. Безголосые согласные – это те, которые образуются, когда на выдохе воздух встречает препятствие в виде языка, губ или зубов. Озвученными будут те, где к нему присоединяется голос.

В приведенной ниже таблице представлены согласные звуки этих двух групп..

Дети довольно быстро учатся различать глухие и звонкие согласные. Но бывает сложнее научиться определять твердые или мягкие согласные в слове.
Между тем, ребенку необходимо чувствовать все согласные в слове, это определяет в последующем грамотное письмо. Важно, чтобы он, как и звонкие / глухие, четко различал твердые и мягкие звуки, которые встречает.

О твердых и мягких согласных

Для того, чтобы первоклассник научился различать, какие согласные звуки по твердости и мягкости обозначают буквы в слоге, мы обращаем его внимание на то, что мягкость или твердость согласных определяет звук гласные за ними.

  • Когда мы видим или слышим гласные a, y, e, o, s после согласных звуков, это означает, что это слова с твердыми согласными;
  • Когда после согласных идут е, е, ю и, я, они мягкие.

Лучше всего подкрепить понимание этого правила примерами. Для этого берутся пары слов, где слоги с твердыми и мягкими согласными находятся в одном положении, что помогает детям лучше понять разницу в их произношении и запомнить это правило.

Таблица с примерами написания звуков при мягком и жестком использовании:

При сочетании двух согласных подряд первый будет твердым, даже если второй будет мягким позади него. Например, на камчатке звук М жесткий, а Н мягкий, но бывает, что за согласным нет гласной, и приходится произносить сочетание двух (а то и трех) согласных.

Тогда вам необходимо знать следующее правило :

  1. Большинство звуков имеют 2 варианта произношения – твердое или мягкое, в зависимости от следующих за ними гласных.Их называют парными согласными. Но в русском языке есть согласные, у которых нет пары, они всегда твердые или всегда мягкие.
  2. C и шипение Ж, Ш – всегда твердые. Все эти согласные твердые;
  3. Среди мягких согласных только звук d и шипение Ч, Щ. Если за этими мягкими согласными следует твердые гласные (а, о, у и т. Д.), Они все равно останутся мягкими.

Как пишется жесткость / мягкость

Нет никаких специальных знаков для письменной передачи того, как данная буква звучит жестко или мягко.Мягкость согласных передается только при расшифровке со специальным апострофом. Твердость никак не указывается. При этом научиться распознавать, какие именно согласные обозначают буквы в слогах, несложно, достаточно запомнить эти правила.

Звук мягких и твердых согласных при письме определяется двумя способами. :

  • Использование гласных, следующих за согласным. Мягкость обозначает буквы e, e, yu, i, i, следующие за согласной, а твердость – все остальное;
  • Во втором случае функцию обозначения твердости / мягкости играют знаки soft и hard.

Суммировать

Согласные звуки в русском языке делятся на несколько больших групп – звонкие / глухие и мягкие / жесткие. В обеих этих группах есть звуки с парой согласных и неизмененные. Поэтому в каждой из этих больших групп также различают парные и непарные согласные.

С С
парный

Перед A, O, U, Y, E

Цельный Мягкий
бук б б ‘ пробег
вал v в ‘ храм
год G G ‘ руководство
Дом d г ‘ день
Холл с z ‘ Земля
кора по по кит
лом л л ‘ Лиса
мак кв.м м ‘ мера
нос n n ‘ перевезено
парк NS NS ‘ праздник
рубль R R ‘ рис
сом с с ‘ сено
тон т Т ‘ тень
фон f f ‘ фен для волос
халва NS NS ‘ халва

Непарный

L, M, N, R, Y

Звонкий

Х, Ц, Ч, Щ

Исправляем игрой

Чтобы дети лучше запоминали и слышали разницу звуков в языке, необходимо закрепить то, чему они научились в школе, с помощью игр.

  1. Напишите три слова … Игроки по очереди пишут друг другу слово, к которому нужно добавить еще два, где есть согласные, спаренные с заданным. Например, кора – гора – масса;
  2. Или ведущий дает задание : написать три слова, в которых все согласные одного типа;
  3. Поймай! Ведущий произносит слово или слог и бросает мяч детям. При этом заранее оговаривает, на каких условиях ловить рыбу, а на каких нет.Например, мы ловим звонких, а глухих – нет. Ловим жестко, мягко – нет.
  4. Пойте! Ведущий поет мягкие слоги, а дети отвечают обратным. Например: ля-ля-ля в ответ на ля-ля-ля, ха-ха-ха – хи-хи-хи и т. Д .;
  5. Составьте список … Здесь ребенку дается задание составить список блюд к празднику или вещей для похода, где все согласные в словах мягкие, или наоборот;
  6. Звуковая зарядка … Каждый звук имеет свое движение. Слово с глухим звуком – руки поднимаем, звонкие – прыгаем и т. Д.

По такому принципу можно придумывать новые игры или адаптировать уже известные. Это позволяет детям проявить собственное творчество и понимание прошлого.

Умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, их нужно не запоминать, а научиться слышать. А для этого ребенку нужно подсказать, как именно получаются эти звуки – это значительно облегчит его понимание.

Всегда мягкие и всегда твердые согласные

Не все согласные в нашем языке одновременно твердые и мягкие. Во-первых, вам нужно, чтобы ваш ребенок запомнил только твердые: F, W, C, а также всегда мягкие: H, U, Y. Для этого вы можете, например, сделать памятную доску, где всегда твердо одни будут нарисованы на синих кирпичах, но всегда будут мягкими на зеленых подушках (выбор цвета зависит от того, как эти звуки обозначаются в младших классах).

Если ребенок постоянно видит эту картинку, которую вы кладете в его рабочую тетрадь или навешиваете, то он быстро запомнит эти согласные.

Как гласные “командуют” согласными

Затем вы объясняете ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. Но соседние буквы помогут подсказать это. Если после нашего согласного стоит еще один согласный, значит, наш твердый. Например: стол. Что после звука C? Итак, это твердый согласный звук.

Гласные звуки “командуют” согласной перед тем, какой она должна быть. Если это гласные: A, O, U, E, Y, то перед ними идут только твердые согласные.А если это: I, E, Yu, I, Y, то – мягкий. Мягкость предыдущего согласного также обозначается цифрой

Развивающие игры

Чтобы помочь ребенку легче запомнить это, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить указательный палец внешней стороной к нёбу и по очереди произнести слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА – ТЯ, НА – НЯ. Благодаря этому ребенок сможет точно запомнить, как получается согласный звук.Он поймет, что при образовании мягкой согласной язык как бы движется вперед, а его спина немного поднимается к небу. Но при произнесении твердых согласных этого не происходит.

Бросьте мяч ребенку, называя слог твердым согласным, и позвольте ему вернуть мяч вам, уже произнеся его мягким согласным. Например: LA – LA, LO – LE, LY – LI и т. Д.

В школе учеников просят выделить твердые и мягкие согласные, используя синий и зеленый.Синие жесткие, а зеленые мягкие. Вырежьте несколько красных, синих и зеленых квадратов и попросите их создать мозаику из слова. Ребенок раскладывает гласные звуки красным цветом, твердые согласные соответственно синим, а мягкие – зеленым. Возьмите для этого небольшие слова из одного или двух слогов: рыба, слон, ветка, мел, и т. Д.

Сыграйте цепочку слов. Вы произносите слово, оканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, и ребенок произносит следующее слово, которое начинается с этого слога.Не забывая вслух определить, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: ветер – рыба – рогалики – кино и т. Д.

Если вы методично объясните ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему или в ней легче ориентироваться в будущем, изучая многие особенности правописания русского языка. Удачи тебе!

Согласные в разных словах звучат по-разному. Где-то твердое, где-то мягкое. В этом уроке мы научимся различать мягкие и твердые согласные и обозначать мягкость согласных звуков при письме буквами I, E, E, YU, Z и b.Мы выясним, какие согласные образуют пары по твердости-мягкости, а какие только твердые или только мягкие.

Сравните первые согласные. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка поднимается к нёбу, проход, по которому протекает воздух, сужается и получается звук, который ученые условно назвали soft … А противоположный звук получил название – твердый .

Выполняем задачу. Разложите овощи по двум корзинам.В первую ставим те, в названиях которых можно услышать какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные твердые. Свекла, репа, баклажаны, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Давайте проверим. В первую корзину кладем: свеклы (звук [в ‘]), репа (звук [п’]), помидор (звук [м ‘]), огурец (звук [п’]) ‘]) . Второе: капуста, тыква, баклажаны, лук .

Важно прислушиваться к звукам произносимых слов. Если иначе произнести слово Nyos – с твердым первым звуком мы получим совершенно другое слово – NOSE .

Давайте послушаем и понаблюдаем за движением нашего языка:

ряд – звук [p ’] – рад – звук [p]

люк – звук [l ‘] – лук – звук [l]


Рис. 3. Лук ( )

мятый – звук [м ‘] – мелкий – звук [м]

Звуки можно записывать (условно) с помощью иконок.Музыкальные звуки записываются в нотах, а звуки речи – буквами, но в специальных квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не путать жесткие и мягкие звуки при чтении транскрипции, ученые согласились показать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, просто поместив его сверху.

Большинство согласных образуют пары по мягкости – твердости:

Некоторые согласные только твердые или только мягкие. Они не испаряются с точки зрения твердости / мягкости:

Только сильные согласные : [w], [w], [c]. Только мягкие согласные : [th ’], [h’], [u ’].

Выполняем задачу: указываем парный звук.

[ч] -? [f] -? [Р’] – ? [h ’] -? [с участием’] – ? [l] -? Проверим правильность задания: [h] – [z ’]; [п ‘] – [п]; [c ‘] – [c]; [l] – [l ‘]. [f], [h ’] – звуки непарные по мягкости и твердости.

На письме твердость согласных обозначается гласными A, O, U, Y, E, а мягкость согласных – гласными E, E, I, Yu, Ya.

Есть слова с мягкими согласными в конце или в середине слова перед другими согласными. Слушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, перстень, буква. Тогда на помощь придет мягкий знак. Даже его имя наводит на размышления – знак soft , для мягких согласных.

Составим памятку, как действовать при написании слов:

Слышу твердый согласный звук – пишу после него вместо гласного буквы: A, O, U, Y, E.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным – его мягкость обозначаю гласными: E, E, I, Yu, Ya.

Я слышу мягкий звук в конце слова или перед согласным звуком – я показываю мягкость b.

Рис. 5. Твердые и мягкие согласные ()

Итак, сегодня мы узнали, что согласные могут быть мягкими и твердыми, а мягкость согласных при письме в русском языке обозначается буквами u, e, e, u, i и b.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М .: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М .: Баллас. ()
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академбук / Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний ()
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр.()

Сделать дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М .: Астрель, 2011. Стр. 35, упражнение. 6, стр. 36, упражнение. 3.
  2. Посчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? ( В слове «электричка» 3 мягких согласных ([l ‘], [p ’], [h’]) .
  3. Используя знания, полученные на уроке, составляйте головоломки или шарады со словами, где мягкость-жесткость звука меняет значение.

Звук – наименьшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческое ухо воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг перебирает ненужную информацию, и к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно его родному языку, и все нюансы произношения.

В русском алфавите 33 буквы, из них 21 согласная, но буквы следует отличать от звуков.Буква – это знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, но в письменной форме его можно обозначить с помощью транскрипции – [b], [c], [d]. Они несут определенную смысловую нагрузку, соединяясь друг с другом, образуют слова.

36 согласных: [b], [h], [c], [d], [g], [g], [m], [n], [k]], [l], [t], [ n], [t], [s], [u], [f], [q], [w], [x], [h], [b “], [z”], [c “], [q “], [th”], [n “], [k”], [m “], [l”], [t “], [s”], [n “], [p”], [f “], [z”], [x “].

Согласные делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;

    парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные

Фонетика русского языка существенно отличается от многих других языков. В нем есть твердые и мягкие согласные.

В момент произнесения мягкого звука язык больше прижимается к нёбу, чем при произнесении твердого согласного звука, предотвращая выход воздуха.Это то, что отличает твердые и мягкие согласные друг от друга. Чтобы при письме определить, мягкий или твердый согласный звук, следует смотреть на букву сразу после определенного согласного.

Согласные звуки классифицируются как твердые в таких случаях:

  • , если за ними следуют буквы мм, мм, мм, мм – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них идет еще один согласный звук – [куча], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова – [тьма], [друг], [стол].

Мягкость звука написана в виде апострофа: моль – [моль], мел – [м’эл], калитка – [кальитка], застолье – [пир].

Следует отметить, что звуки [ш ’], [’], [h ’] всегда мягкие, а твердые согласные – только [ш], [c], [ж].

Согласный звук станет мягким, если после него стоит буква «б» и гласные: i, e, yu, i, e. Например: gen – [g “en], лен – [l” he], диск – [d “isk], штрих – [l” uk], вяз – [in “yaz], трель – [tr” el ” ].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По озвучиванию согласные разделяются на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, созданные с участием голоса: [v], [h], [g], [b], [g], [y], [m] », [d], [l], [ p], [n].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [тепло], [голова], [ловля], [мор], [нос], [род], [рой].

Примеры: [количество], [пол], [объем], [сон], [шум], [у “ука], [припев], [царь], [х” ан].

Парные звонкие и глухие согласные включают: [b] – [n], [g] – [w], [g] – [x], [h] – [s] ». [d] – [t], [c] – [f]. Примеры: реальность – пыль, дом – объем, год – код, ваза – фаза, зуд – осуждение, живая – шить.

Звуки, не образующие пар: [h], [n], [c], [x], [p], [m], [l] ».

Мягкие и твердые согласные также могут иметь пару: [p] – [p “], [p] – [p”], [m] – [m “], [v] – [v”], [d ] – [d “], [f] – [f”], [k] – [k “], [h] – [h”], [b] – [b “], [g] – [g” ], [n] – [n “], [s] – [s”], [l] – [l “], [t] – [t”], [x] – [x “].Примеры: true – белый, высота – ветка, город – гепард, дача – бизнес, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, чудовище – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь. , фонарь – ферма, особняки – хижина.

Таблица для запоминания согласных

Чтобы визуально увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, в таблице ниже они показаны попарно.

Табл. Согласные: твердые и мягкие

Сплошные – перед буквами A, O, U, Y, E

Мягкие – перед буквами I, E, E, Y, Y

Твердые и мягкие согласные
b мяч b “ битва
v вой v “ веко
G гараж G “ герой
d отверстие d “ гудрон
s ясень h “ зевота
К крестному отцу К кроссовки
л лоза л “ листва
м март м “ мес
n ножка n “ нежность
NS Spider NS “ песня
R высота R “ ревень
с соль с сено
T облако T “ терпение
f фосфор f “ фирма
NS толщина NS “ химия
Непарный f жираф h чудо
NS экран SCH орешник
c гол th войлок

Еще одна таблица поможет запомнить согласные.

Табл. Согласные: звонкие и глухие
Парные Звонкие Глухие
B NS
V F
G К
D T
F NS
Z С
Непарный L, M, N, R, Y Х, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего усвоения материала

В русском алфавите ровно 33 буквы,

Чтобы узнать сколько согласных –

Вычтите десять гласных,

Знаков – твердые, мягкие –

Сразу станет ясно:

Оказывается, число ровно двадцать один.

Мягкие и твердые согласные очень разные,

Но совершенно не опасны.

Если громко произносить, то они глухие.

Согласные звуки гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Жесткие и мягкие

На самом деле они очень легкие.

Запомните одно простое правило навсегда:

Ш, Ц, Ж – всегда твердые,

А Н, Щ, Y – только мягкие,

Как кошачьи лапки.

А других смягчим так:

Если добавить мягкий знак,

Тогда получится ель, моль, соль,

Какой это хитрый знак!

А если сложить гласные I, I, Yo, E, Yu,

Мы получим мягкий согласный звук.

Братья знаки, мягкие, жесткие

Мы не говорим

Но, чтобы изменить слово,

Мы попросим их помощи.

Всадник едет на коне,

Кон – мы используем его в игре.

В чем разница между гласными, согласными и звуками? Какие правила они соблюдают? Как обозначается жесткость и мягкость звуков и букв? Ответы на все эти вопросы вы получите в представленной статье.

Общие сведения о гласных и согласных

Гласные и согласные – основа всего русского языка.Ведь с помощью их сочетаний образуются слоги, складывающиеся в слова, выражения, предложения, тексты и т. Д. Поэтому в старшей школе этой теме посвящается довольно много часов.

и звуки по-русски

О том, что такое гласные и согласные в русском алфавите, человек узнает с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту этой темы, она считается одной из самых сложных для школьников.

Итак, в русском языке десять гласных, а именно: о, а, а, с, ю, и, э, э, у, э.Во время их прямого произношения можно почувствовать, как воздух беспрепятственно проходит через ротовую полость. При этом мы достаточно отчетливо слышим собственный голос. Также следует отметить, что можно тянуть гласные звуки (а-а-а-а, э-э-э, у-у-у-у-у, у-у-у-у-у и т. Д.).

Элементы и буквы

Гласные – это основа слога, то есть они организуют его. Как правило, слогов в русских словах столько, сколько самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки – 5 слогов, ре-бья-та – 3 слога, он – 1 слог, о-но – 2 слога и т. Д.Есть даже слова, состоящие только из одного гласного звука. Обычно это междометия. письмо

Согласные и звуки в русском языке

Гласные и согласные сильно различаются, и если первые можно легко потянуть, то вторые произносятся как можно короче (кроме шипящих, так как их можно потянуть).

Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв 21, а именно: b, c, d, d, g, h, d, k, l, m, n, p, p, s, t , f, x, c, h, w, sch. Обозначаемые ими звуки обычно делятся на глухие и звонкие. В чем разница? Дело в том, что при произношении звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, З!, П! И т. Д.). Что касается глухих, то их нельзя громко произносить или, например, кричать.Они создают только какой-то шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и т. Д.).

Таким образом, практически каждый попадает в две разные категории:

  • звонкие – b, c, d, d, g, h, d, l, m, n, r;
  • глухой – к, п, з, т, ф, х, в, з, ш.

Мягкость и твердость согласных

Не все знают, но гласные и согласные могут быть твердыми и мягкими. Это вторая по значимости характеристика русского языка (после звонкости и глухоты).

Отличительной особенностью мягких согласных является то, что при их произношении человеческий язык занимает особое положение.Как правило, он немного сдвигается вперед, а вся его средняя часть немного приподнимается. А при их произнесении язык оттягивается. Вы можете сами сравнить положение своего речевого органа: [n] – [n ’], [t] – [t’]. Также следует отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше жестких.

В русском языке почти все согласные имеют пары по мягкости и твердости. Однако есть те, у кого их просто нет. К ним относятся жесткие – [w], [w] и [c] и мягкие – [d “], [h”] и [w “].

Мягкость и твердость гласных звуков

Наверняка мало кто слышал, что в русском языке есть мягкие гласные. Мягкие согласные звуки для нас достаточно привычные, чего нельзя сказать о вышеперечисленном. Отчасти это связано с тем, что в средней школе этой теме практически не уделяется времени. Ведь понятно, с какими гласными становятся мягкими согласные. Однако мы все же решили посвятить вас этой теме.

Итак, мягкие буквы – это те буквы, которые могут смягчить согласные перед собой.К ним относятся следующие: u, e, i, e, u. Что касается таких букв, как a, y, s, e, o, то они считаются твердыми, так как не смягчают согласные впереди. Чтобы в этом убедиться, приведем несколько примеров:


Обозначение мягкости согласных при фонетическом разборе слова

Фонетика изучает звуки и буквы русского языка. Наверняка в старших классах вас не раз просили произнести слово. При таком анализе обязательно указать, рассматривается ли он отдельно или нет.Если да, то он должен быть обозначен следующим образом: [n ‘], [t’], [d ‘], [in’], [m ‘], [p’]. То есть вверху справа, рядом с согласной буквой, обращенной к мягкой гласной, нужно поставить своеобразное тире. Следующие тихие звуки отмечены аналогичным значком – [th “], [h”] и [w “].

Какое слово имеет твердый согласный звук. Всегда твердые согласные в русском языке

Слова, в которых все согласные твердые. Слова, состоящие только из твердых согласных?

    Расскажи нам в истории Ушинского.рубаха. в последнем абзаце какие слова, в которых есть твердые согласные

    Согласные могут быть твердыми или мягкими.

    W, F, C – всегда твердый

    ** CH.SCH.Y ** – всегда мягкий.

    Также, если после согласного идут гласные ИЭЮ и мягкий знак, то буква смягчается.

    Слова, состоящие только из твердых согласных:

    Таких слов очень много.

    Все согласные твердые, например, в словах карандаш, линия, облако, паровоз, буква, корона, порошок, навага, рыба, дно, дека, дантист, бородач – во всех этих словах нет гласных после согласные e /, и, u, также нет мягкого знака, который мог бы их смягчить.

    в котором из этих слов все согласные твердые. Ветер. синий. Радуга

    Есть очень и очень много слов, в которых все согласные твердые. Например, к ним относятся слова: blackbird (quot; qquot; quot; Pquot; quot; zquot; quot; qquot;) хворост (quot; xquot; quot; vquot; quot; pquot; quot; сquot;, quot; tquot; ), молоко (quot; mquot ;, quot; lquot ;, quot; kquot;), хлопот (quot; mquot; quot; pquot ;, quot; kquot;), забор (quot; zquot;, quot; бquot; quot; Рquot;) и многие другие слова

    В русском языке есть много слов, в которых все согласные твердые.К таким словам относятся слова, в которых отсутствуют смягчающие гласные согласные звуки (а, о, у, с) и мягкий знак. Примером таких слов являются следующие слова: холод, леопард, тепло, бык.

    Есть много слов, в которых есть только твердые согласные. Чтобы найти такие слова, нужно запомнить, какие согласные в русском языке сплошные.

    F, W, Ts всегда сплошные. Согласные: B, C, D, D, Z, K, L, M, N, P, R, S, T, F, X, Ts, X – твердые, если после них идут гласные – A, O, U , E, S, или в конце слова, оканчивающегося на согласную без мягкого знака.Пример: суббота, лапа, рука, цыганка, дом, раб, рев, флаг, шум, журавль и т. Д.

    Слова с твердыми согласными, но их море:

    • возраст
    • слово
    • парадокс
    • палатка
    • голова
    • линия
    • крыша
    • грыжа
    • граната
    • теплоход
    • транспортер
    • рабочий
    • порода
    • дорога
    • самородок
    • травма
    • стоянка такси
    • топать
    • пропаганда
    • молоко
    • колокольчик
    • карта
    • карман
    • караван
    • круг
    • капюшон
    • замок
    • уход
    • бункеры
    • порошок
    • обзор
    • парад
    • драма
    • самосвал Дракон
    • самокат кик
    • знакомый
    • подарок

    Запомните слова, в которых нет гласных I, E, Yu, I и нет Y, H, U, L.

    По правилам русского языка гласные A, O, U, Y, E составляют сплошные согласные. Если в конце нет мягкого знака, то последний согласный тоже жесткий.

    Например, слова

    Ставка, баран, баран, молоко, слова, барбарис. И так составляем слова, как подсказывают сами буквы.

    Все согласные в слове будут сплошными, если за ними не следуют гласные quot; е () quot ;, quot; andquot ;, quot; iquot; quot; yquot; а также мягкий знак quot; ьquot ;.Исключение составляют согласные звуки quot; qquot; quot; zquot; и quot; shquot; которые всегда остаются прочными. Также есть заведомо софт – quot; hquot; и quot; shquot ;. Таким образом, очень много слов, в которых все согласные твердые, в русском языке – примеры: quot; морозquot; quot; glassquot; quot; задолженностьquot; quot; handquot; quot; cloudquot; quot; роса; и т.д.

    ну если я правильно понял, слова можно сюда отнести:

    В русском языке согласные бывают твердыми и мягкими. Согласный звук твердый, если за ним не следует мягкий знак или смягчающая гласная.Также есть несколько согласных, которые всегда жесткие, это такие согласные, как Ш, Ж, Ц. Таким образом, слова, в которых все согласные являются твердыми, являются словами, в которых используются эти согласные, и после согласных нет мягкого знака и сбивающих с толку гласных. Вот несколько примеров слов с некоторыми твердыми согласными: паварот поворот, галоша галоша, падьест вход – в слове вход есть гласная, которая может играть смягчающую роль, это гласная Е, но в этом слове она идет после разделительного твердого знака. и смягчение согласного перед ним не вызывает звука.

    Таких слов очень много, могу привести пример таких слов, где есть твердые согласные. Но это далеко не весь список. Также очень важно знать, что в некоторых словах даже твердые согласные могут смягчить гласные e, i, yu и. Например, рука – здесь все согласные твердые, но в слове река quot; рquot; мягкий.

    еще

    таких слов:

    ложка и многие другие.

    Есть согласные, у которых есть пара твердость-мягкость, и есть согласные, которые всегда твердые: это Ж, Ш, Ц.Всегда мягкий Ч, Щ, Y.

    Вот примеры некоторых слов, в которых все согласные твердые:

    мама, папа, брат, ухо, борозда, лодка, пряничный человечек, душа, просо, хлопот, орегано (сочетание ШИ в транскрипции застенчивый, кувалда и др.

При произнесении озвученных согласных воздушный поток создает колебаний голосовых связок. Если голосовые связки не используются, то звук считается глухим .

Но в русском языке звонкая буква не всегда означает звонкий звук (и наоборот: глухой согласный не всегда означает глухой звук).Это зависит от позиции буквы в слове.

Звонкий согласный чаще всего оглушает в конце слова … Например, в слове «дуршлаг» мы читаем «к» в конце, потому что звук находится в слабой позиции. Также можно оглушить перед глухим согласным … Например, мы произносим слово «походка» как «пахота».

Чтобы определить, какая буква будет написана правильно, буква должна быть помещена в однокоренное слово в сильной позиции (то есть перед гласной или согласными M, L, N, R).

Например: «лодка» – «лодочка», «гриб» – «гриб».

стол

Парный

Озвученный

Глухой
B
Ф
G
Т
ф.
С

Непарный

L, M, N, R, Y

(звонкий)

Также глухота / звонкость объединены в пары мягких согласных из тех, что указаны в таблице.Например: «b» – p »,« c »- f».

Твердый и мягкий

На словах одна и та же буква может обозначать как твердые, так и мягкие звуки … Это связано с влиянием последующих согласных звуков на мягкость / твердость. Перед A, O, U, Y, E звучат твердые согласные, перед I, E, E, Yu, I – мягкие.

стол

Парный

Перед A, O, U, Y, E – сплошной.

Раньше я, Э, Йо, Ю, я мягкий.

цельный Мягкий
б b Белый
ваза в v

G

д d дядя
ясень с s
Кому К кирпич
лак л l
м м мир
наш n n
NS NS песня
Роза R R

нить

Мы все хотим, чтобы наши дети писали красиво и грамотно.Умение писать без ошибок по-русски непросто даже для носителей языка. Такой навык вроде бы подтверждает знания и образование человека, и он приобретается в школе. Каждый год родители будущих первоклассников с нетерпением ждут начала учебного года и переживают за готовность своего малыша к новой школьной жизни.

Впереди столько новых знаний и задач! И каким бы замечательным и опытным ни был педагог, ребенку часто нужна помощь родителей.Например, первоклассник подойдет к матери с просьбой назвать слова, в которых все согласные твердые, и вам придется запомнить все, что вы помните из школы. Не всегда сразу вспоминаешь то, чему когда-то учился в начальной школе.

В помощь родителям первоклассников эта статья, где мы запомним и систематизируем то, что первоклассник должен выучить, и прочно усвоим согласные и гласные в словах. Эта тема очень важна для последующего освоения детьми грамматики, фонетики русского языка, без этого грамотного письма в будущем добиться невозможно.

  • Одним из важных базовых навыков, которые впоследствии определяют грамотность ребенка, его успехи в овладении русским языком, является умение слышать и понимать его звуки. Здесь родители должны четко донести до своих детей разницу между понятиями «буква» и «звук», научить отличать одно от другого.
  • Не секрет, что иногда сами взрослые считают возможным в разговоре с ребенком заменить одно слово другим, что не беспокоит взрослых, а сбивает малыша с толку.Он должен твердо помнить, что звук – это то, что слышно, а буква – это то, что написано, и они не всегда совпадают.
  • Следующее, что предстоит усвоить юному школьнику, – это из каких звуковых кирпичей образуются слова и как они передаются при письме.
    Этому учит детей 1 класс. Студент узнает, что русский язык делит эти звуковые блоки речи на 2 большие группы – гласные и согласные.

Ребенок может выучить гласные просто: их можно петь или кричать.Но с согласной не все так просто! Часто похожие, но разные согласные на письме обозначаются одной и той же буквой, и нужно научиться различать их по определенным характеристикам.

По своему звучанию согласные могут быть твердыми или мягкими, звонкими или глухими. Безголосые согласные – это те, которые образуются, когда на выдохе воздух встречает препятствие в виде языка, губ или зубов. Озвученными будут те, где к нему присоединяется голос.

В приведенной ниже таблице представлены согласные звуки этих двух групп..

Дети довольно быстро учатся различать глухие и звонкие согласные. Но как определить, твердые или мягкие согласные в слове, бывает сложнее.
Между тем, ребенку необходимо чувствовать все согласные в слове, это определяет в последующем грамотное письмо. Важно, чтобы он, как и звонкие / глухие, четко различал твердые и мягкие звуки, которые встречает.

О твердых и мягких согласных

Для того, чтобы первоклассник научился различать, какие согласные звуки по твердости и мягкости обозначают буквы в слоге, мы обращаем его внимание на то, что мягкость или твердость согласных определяет звук гласные за ними.

  • Когда мы видим или слышим гласные a, y, e, o, s, следующие за согласными звуками, это означает, что это слова с твердыми согласными;
  • Когда после согласных идут е, е, ю и, я, они мягкие.

Лучше всего подкрепить понимание этого правила примерами. Для этого берутся пары слов, где слоги с твердыми и мягкими согласными находятся в одном положении, что помогает детям лучше понять разницу в их произношении и запомнить это правило.

Таблица с примерами написания звуков при мягком и жестком использовании:

При сочетании двух согласных подряд первый будет твердым, даже если второй будет мягким позади него. Например, на камчатке звук М твердый, а Н – мягкий, но бывает, что после согласного нет гласного, и приходится произносить сочетание двух (а то и трех) согласных.

Тогда вам необходимо знать следующее правило :

  1. Большинство звуков имеют 2 варианта произношения – жесткое или мягкое, в зависимости от гласных, следующих за ними.Их называют парными согласными. Но в русском языке есть согласные, у которых нет пары, они всегда твердые или всегда мягкие.
  2. C и шипение Ж, Ш – всегда твердые. Все эти согласные твердые;
  3. Среди мягких согласных только звук d и шипение Ч, Щ. Если за этими мягкими согласными следует твердые гласные (а, о, у и т. Д.), Они все равно останутся мягкими.

Как пишется жесткость / мягкость

Нет никаких специальных знаков для письменной передачи того, как данная буква звучит жестко или мягко.Мягкость согласных передается только при расшифровке со специальным апострофом. Твердость никак не указывается. При этом научиться распознавать, какие именно согласные обозначают буквы в слогах, несложно, достаточно запомнить эти правила.

Звук мягких и твердых согласных при письме определяется двумя способами. :

  • Использование гласных, следующих за согласным. Мягкость обозначает буквы e, e, yu, i, i, следующие за согласной, а твердость – все остальное;
  • Во втором случае функцию обозначения твердости / мягкости играют знаки soft и hard.

Суммировать

Согласные звуки в русском языке делятся на несколько больших групп – звонкие / глухие и мягкие / жесткие. В обеих этих группах есть звуки с парой согласных и неизмененные. Поэтому в каждой из этих больших групп также различают парные и непарные согласные.

С С
парный

Перед A, O, U, Y, E

Цельный Мягкий
бук б б ‘ пробег
вал v в ‘ храм
год G G ‘ руководство
Дом d г ‘ день
Холл с z ‘ Земля
кора по по кит
лом л л ‘ Лиса
мак кв.м м ‘ мера
нос n n ‘ перевезено
парк NS NS ‘ праздник
рубль R R ‘ рис
сом с с ‘ сено
тон т Т ‘ тень
фон f f ‘ фен для волос
халва NS NS ‘ халва

Непарный

L, M, N, R, Y

Звонкий

Х, Ц, Ч, Щ

Исправляем игрой

Чтобы дети лучше запоминали и слышали разницу звуков в языке, необходимо закрепить то, чему они научились в школе, с помощью игр.

  1. Напишите три слова … Игроки по очереди пишут друг другу слово, к которому нужно добавить еще два, где есть согласные, спаренные с заданным. Например, кора – гора – масса;
  2. Или ведущий дает задание : написать три слова, в которых все согласные одного типа;
  3. Поймай! Ведущий произносит слово или слог и бросает мяч детям. При этом заранее оговаривает, на каких условиях ловить рыбу, а на каких нет.Например, мы ловим звонких, а глухих – нет. Ловим жестко, мягко – нет.
  4. Пойте! Ведущий поет мягкие слоги, а дети отвечают обратным. Например: ля-ля-ля в ответ на ля-ля-ля, ха-ха-ха – хи-хи-хи и т. Д .;
  5. Составьте список … Здесь ребенку дается задание составить список блюд к празднику или вещей для похода, где все согласные в словах мягкие, или наоборот;
  6. Звуковая зарядка … Каждый звук имеет свое движение. Слово с глухим звуком – руки поднимаем, звонкие – прыгаем и т. Д.

По такому принципу можно придумывать новые игры или адаптировать уже известные. Это позволяет детям проявить собственное творчество и понимание прошлого.

Речь человека, особенно носителя языка, должна быть не только правильной, но и красивой, эмоциональной, выразительной. Здесь важны голос, дикция и последовательные ортоэпические нормы.

Умение правильно произносить звуки состоит из практических занятий (тренировка голоса: громкость, тембр, гибкость, дикция и т. Д.) и знание того, когда уместно конкретное произношение звука (ортоэпические нормы).

Прежде чем говорить о буквах, обозначающих мягкие согласные фонемы, следует вспомнить основные фонетические понятия и термины.

Фонетика: звуки и буквы

Начнем с того, что мягких согласных в словах русского языка нет. Поскольку звук – это то, что мы слышим и произносим, ​​он неуловим, это неделимая часть речи, которая получается в результате артикуляции человека.Буква – это всего лишь графический символ, обозначающий определенный звук. Мы их видим и пишем.

Полного соответствия между ними нет. Одно слово может иметь разное количество букв и звуков. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв, а в речи сорок семь звуков.

Есть два способа обозначения мягких согласных при чтении или письме.

  1. Если мягкий согласный оканчивает слово или стоит перед другим согласным, то он обозначается буквой «b».Например: метель, стюард и т. Д. Важно: при письме мягкость согласного определяется по «ь» только в том случае, если он стоит в одном корне как перед мягким, так и перед твердым согласным в разных падежах (лен – лен ). Чаще всего, когда рядом стоят две мягкие согласные, после первой «б» в письме они не используются.
  2. Если после мягкого согласного следует гласный, то он определяется буквами I, u, и, e, e, … Например: заехал, сел, тюль и т. Д.

Даже при применении силлабического принципа возникают проблемы с e перед согласной, они настолько глубоки, что превращаются в ортоэпию. Некоторые ученые считают необходимым условием благозвучия является запрет писать e после твердых согласных, поскольку эта графема определяет мягкие согласные и мешает правильному произношению твердых согласных. Есть предложение заменить e на однозначное NS … До введения унифицированного написания слогов e – e в 1956 году парное написание таких слов (адекватное – адекватное) было активно и законно практиковался.Но объединение не решило главной проблемы. Замена e на NS после твердых согласных, очевидно, не станет ни идеальным решением, новые слова в русском языке появляются все чаще и в каком случае писать ту или иную букву остается спорным.

Ортоэпия

Вернемся к тому, с чего мы начали – к нашей речи – это связано с ортоэпией. С одной стороны, это выработанные нормы правильного произношения, а с другой – это наука, которая изучает, обосновывает и устанавливает эти нормы.

Ортоэпия обслуживает русский язык, стирает границы между наречиями, чтобы людям было легче понимать друг друга. Чтобы при общении друг с другом представители разных регионов думали о том, что они говорят, а не о том, как то или иное слово прозвучало из собеседника.

Основой русского языка и, следовательно, произношения является московский диалект. Именно в столице России начали развиваться науки, в том числе и ортопедия, поэтому нормы предписывают нам говорить – произносить звуки, как москвичи.

Ортоэпия дает один правильный способ произношения, отвергая все остальные, но в то же время иногда допускает варианты, которые считаются правильными.

Несмотря на четкие, понятные и простые правила, ортоэпия отмечает множество особенностей, нюансов и исключений в способе произношения букв, обозначающих мягкий согласный звук и жесткий …

Орфография: мягкие и твердые согласные

Какой согласный буквы мягкие? H, u, d – произносить твердые звуки вместо мягких ни в коем случае нельзя.Но это правило нарушается, попадая под влияние белорусского языка и даже русских диалектов, выговоров. Вспомните, как в этой славянской группе слово звучит, например, и .

L – это парный согласный звук, соответственно стоящий непосредственно перед согласным или в конце слова, он должен звучать твердо. Фронт о, мм, мм, тоже (палатка, угол, лыжник), но в некоторых словах, которые приходят к нам чаще из иностранных языков, носители которых живут в основном в Европе, и являются именами собственными, l произносится почти мягко (Ла Скала, Ла Рошель, Ла Флер).

Согласные, стоящие последними в префиксе перед жестким знаком, даже если затем следуют буквы, обозначающие мягкий согласный звук, произносятся твердо (вход, объявление). Но для согласных с и s это правило не имеет полной силы … Звуки с и s в данном случае могут произноситься двумя способами (exit – [s “] ride – [s ] ride)

Правила написания гласят, что нельзя смягчить последний согласный в слове, даже если он сливается со следующим словом, начинающимся на e (в этом случае до экватора, с emu).Если в речи происходит смягчение такого согласного, это говорит о том, что человек общается на просторечии.

« B » также относится к списку «мягких согласных» и звучит перед тем, как его следует произносить мягко, даже звуки m, b, p, c, f в таких словах, как семь, восемь, прорубь, верфь и др. Жестко произносить тихие звуки перед “ b ” недопустимо. Только на словах восемьсот семьсот м может показаться скорее жестким, чем мягким.

Какие буквы обозначают мягкие согласные, нужно четко запомнить – e, yo, yo, i, и .

Итак, во многих иностранных словах передний e согласный не смягчается. Это часто бывает с губными m, f, c, b, p. P – Шопен, купе; b – Бернар Шоу; v – Сольвейг; f – авто-да-фе; м – репутация, консоме.

Намного чаще эти согласные, твердо перед e зубные согласные звучат p, n, z, s, d, t.R – Рейхсвер, Рерих; n – пенсне туристическое; s – шимпанзе, Бизе; с – шоссе, Мюссе; d – самосвальный, шедевр; T – пантеон, эстетика.

Таким образом, буквы мягких согласных имеют довольно специфический состав, но подпадают под ряд исключений.

«Подскажите, как выучить с ребенком твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих?» – спросила недавно мама, видимо первоклассница.

Ответ: никак.

Вам не нужно учить с ребенком твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Необходимо научить ребенка слышать и определять их по разным критериям. Учиться просто невозможно! Необходимо, чтобы ребенок сначала понимал, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, а знания приходят после понимания.

Как мы научим ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть одновременно твердыми и мягкими. Поэтому сначала ребенок должен запомнить согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые, и Ч, Щ, Y, которые всегда мягкие.


Сделайте ребенку такое напоминание, обратите внимание на то, чтобы буквы Ч, Щ, Y сидели на подушках, потому что они всегда мягкие. Если эта памятка окажется перед глазами ребенка, ему будет легче запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где учится ребенок.Можно написать на картоне и положить в блокнот для письма или по русски.

Но остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. А соседние буквы помогут определить твердость и мягкость согласного.

Интересный вариант запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала, как запоминать своим детям три всегда жестких звука (« Ж »,« Ш »,« Ц »), т.е. те, которые никогда не смягчить.

Утюг, стиральная машина и цемент – что будет сложнее? В чем секрет?

Всегда есть три мягких звука: «CH», «U», «Y».Вот забавная скороговорка: Челка щекочет Y-Y-Y. («th» будет воспроизводить звук смеха) «

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он сплошной. Например, в слове «песня» после C стоит H, и мы отмечаем C как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки похожи друг на друга, как в этом случае в начальной школе мы не углубляемся в такие дебри фонетики.

Если после согласного стоит гласная, то твердость и мягкость определить очень просто.Все гласные являются командующими, и они управляют предыдущим согласным, который должен быть твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили ранее. Сделайте напоминание своему ребенку и позвольте ему помочь ему различать жесткие и мягкие звуки.

И, конечно, необходимо научить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть много развивающих упражнений. И все знают, что игру можно модифицировать под нашу задачу и дать ребенку задачу определить твердый или мягкий первый согласный в слове.

Сначала нужно выбрать слова, начинающиеся на согласную: пень, пони, рак, река, лук, вылупиться … Затем вы можете усложнить задачу и выбрать слова, в которых согласная не является первым звуком. Поскольку в слове несколько согласных, необходимо договориться с ребенком, какой согласный вы определите – первый или последний. Ребенку необходимо на слух определить нужный согласный звук в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже сложная задача.Например: o d ой и ой d уванчик. Первый согласный – D, но в этих словах он обозначает звуки разной мягкости.

Применяйте сразу все эти методы, и ребенок без проблем научится определять. О звонких и глухих в следующий раз.

Если есть вопросы, пишите в комментариях.

Какие твердые согласные. Согласные звуки. Шумные согласные

Используйте карточки, чтобы научить ребенка определять, когда согласные мягкие, а когда жесткие.

Синий – твердый
Зеленый – мягкий


Согласные могут быть мягкими или твердыми. Например, в слове «мир» вы слышите мягкий согласный звук [м »], а в слове« мак »- твердый согласный звук [м]. Мягкость согласного звука обозначается добавлением к нему символа« запишите, например: [m “].

Помните:
Всегда тихие звуки: [y”], [h “], [u”].
Всегда твердые звуки: [ш], [ш], [ц].

Остальные звуки будут мягкими, если сразу за ними идут гласные e, ё и, u, i или b, и жесткими, если за ними следуют другие гласные и согласные.



















Для начала, думаю, нет смысла очень рано учить ребенка читать, если ребенок достаточно взрослый, он легко научится за две недели.Всему свое время.

Я уделяю большое внимание развитию логического мышления в обучении своих детей. Ребенок должен научиться думать, а не зубрить. Так что, читая, если ребенок повзрослел, он легко поймет логику образования букв в слоги, слогов в слова ..

Сначала я ввожу гласные, показываю, что их можно петь. А если, например, приложить руку к горлу и произнести гласные звуки, то рукой мы почувствуем легкий хрип.

Так как все гласные выучены, нужно показать, что согласные тоже есть, и они друзья. А если убрать из слова все гласные, мы ничего не сможем понять. Например, имя Саша —– Сш. Непонятно .. А чтобы было понятно, нужны письма дружить.

Распечатаем, первый лист с согласными, люблю начинать с буквы М.

А мы пытаемся соединить слоги. Если согласный синий – произносим твердо, а зеленый – мягко.Затем вы можете слепить эту букву из пластилина.

А в тетради в крупной ячейке попробуйте напечатать М и слоги

Сыграйте в игру с М-словами и т. Д.

http://www.razvitierebenka.com/2011/12/blog-post_02.html#.Ua8D_L3vcqG

Согласные в разных словах звучат по-разному. Где-то твердое, где-то мягкое. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твердые согласные и обозначать мягкость согласных при письме буквами I, E, E, YU, Z и L.Мы выясним, какие согласные образуют пары по твердости-мягкости, а какие только твердые или только мягкие.

Если спросить, что может быть мягким, наверное, все сразу ответят: хлеб, диван, шарф, подушка. И камень, лед, дерево твердые. Да, но оказывается, что звуки русской речи, согласные тоже могут быть твердыми и мягкими.

Произнесите несколько раз по очереди слова: CAT – KIT.

Сравните первые согласные. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка поднимается к нёбу, проход, по которому протекает воздух, сужается и получается звук, который ученые условно назвали soft … И назвал звук наоборот – solid .

Важно прислушиваться к звукам произносимых слов. Если иначе произнести слово Nyos – с твердым первым звуком мы получим совершенно другое слово – NOSE .

Давайте послушаем и понаблюдаем за движением нашего языка:

ряд – звук [p ’] – рад – звук [p]

люк – звук [l ‘] – лук – звук [l]

мятый – звук [м ‘] – мелкий – звук [м]

Звуки можно записывать (условно) с помощью иконок.Музыкальные звуки записываются в нотах, а звуки речи – буквами, но в специальных квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не путать жесткие и мягкие звуки при чтении транскрипции, ученые согласились показать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, просто поместив его сверху.

Большинство согласных образуют пары по мягкости – твердости:

[b]

[b ’]

[v]

[v ‘]

[G]

[G ‘]

[д]

[д ‘]

[ч]

[z ‘]

[Кому]

[Кому]

[л]

[л]

[м]

[м ‘]

[n]

[n ‘]

[NS]

[NS ‘]

[R]

[R ‘]

[с]

[с ‘]

[Т]

[Т ‘]

[ж]

[f ’]

[NS]

[NS ‘]

Некоторые согласные только твердые или только мягкие.Они не испаряются с точки зрения твердости / мягкости:

Только сильные согласные : [w], [w], [c];

Только мягкие согласные : [th ’], [h’], [u ’].

На письме твердость согласных обозначается гласными A, O, U, Y, E, а мягкость согласных звуков – гласными E, E, I, Yu, Ya.

Есть слова с мягкими согласными в конце или в середине слова перед другими согласными. Слушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, перстень, буква. Тогда на помощь придет мягкий знак. Даже его имя наводит на размышления – знак soft , для мягких согласных.

Как действовать при написании слов:

– Я слышу твердый согласный звук – пишу после него вместо букв гласного звука: A, O, U, Y, E.

– Я слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – его мягкость обозначаю гласными: E, E, I, Yu, Ya.

– я слышу тихий звук в конце слова или перед согласным звуком – я показываю мягкость b.

Если понравилось – поделись с друзьями:

Присоединяйтесь к нам по телефону Facebook !

См. Также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем сдать анализы онлайн:

Речь человека, особенно носителя языка, должна быть не только правильной, но и красивой, эмоциональной, выразительной.Здесь важны голос, дикция и последовательные ортоэпические нормы.

Умение правильно произносить звуки состоит из практических упражнений (тренировка голоса: громкость, тембр, гибкость, дикция и т. Д.) И знания того, когда уместно конкретное произношение звука (ортоэпические нормы).

Прежде чем говорить о буквах, обозначающих мягкие согласные фонемы, следует вспомнить основные фонетические понятия и термины.

Фонетика: звуки и буквы

Начнем с того, что мягких согласных в словах русского языка нет.Поскольку звук – это то, что мы слышим и произносим, ​​он неуловим, это неделимая часть речи, которая получается в результате артикуляции человека. Буква – это всего лишь графический символ, обозначающий определенный звук. Мы их видим и пишем.

Полного соответствия между ними нет. Одно слово может иметь разное количество букв и звуков. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв, а в речи сорок семь звуков.

Есть два способа обозначения мягких согласных при чтении или письме.

  1. Если мягкий согласный звук завершает слово или стоит перед другим согласным, то он обозначается буквой «b». Например: метель, стюард и т. Д. Важно: при письме мягкость согласного определяется по «ь» только в том случае, если он стоит в одном корне как перед мягким, так и перед твердым согласным в разных падежах (лен – лен ). Чаще всего, когда рядом стоят две мягкие согласные, после первой «б» в письме они не используются.
  2. Если за мягким согласным следует гласная, то он определяется буквами I, u и, e, e … Например: проехал, сел, тюль и т.д.

Даже при применении силлабического принципа возникают проблемы с e перед согласной, они настолько глубоки, что превращаются в ортоэпию. Некоторые ученые считают, что предварительным условием благозвучия является запрет писать e после твердых согласных, поскольку эта графема определяет мягкие согласные и мешает правильному произношению твердых согласных. Есть предложение заменить e на однозначный NS … До введения унифицированного написания слогов е – е в 1956 г. активно и законно практиковалось парное написание таких слов (адекватный – адекватный). Но объединение не решило главной проблемы. Замена e на NS после сплошных согласных, очевидно, тоже не будет идеальным решением, новые слова в русском языке появляются все чаще и в каком случае писать ту или иную букву остается спорным.

Ортоэпия

Вернемся к тому, с чего мы начали – к нашей речи – это связано с ортоэпией.С одной стороны, это выработанные нормы правильного произношения, а с другой – это наука, которая изучает, обосновывает и устанавливает эти нормы.

Ортоэпия обслуживает русский язык, стирает границы между наречиями, чтобы людям было легче понимать друг друга. Чтобы при общении друг с другом представители разных регионов думали о том, что они говорят, а не о том, как то или иное слово прозвучало из собеседника.

Основой русского языка и, следовательно, произношения является московский диалект.Именно в столице России начали развиваться науки, в том числе и ортопедия, поэтому нормы предписывают нам говорить – произносить звуки, как москвичи.

Ортоэпия дает одно правильное произношение, отвергая все остальные, но в то же время иногда допускает варианты, которые считаются правильными.

Несмотря на четкие, понятные и простые правила, ортоэпия отмечает множество особенностей, нюансов и исключений в произношении букв, обозначающих мягкий согласный звук и твердый…

Орфография: мягкие и твердые согласные

Какие согласные буквы мягкие? H, u, d – произносить твердые звуки вместо мягких ни в коем случае нельзя. Но это правило нарушается, попадая под влияние белорусского языка и даже русских диалектов, выговоров. Вспомните, как звучит слово в этой славянской группе, например, и .

L – это парный согласный звук, соответственно стоящий непосредственно перед согласным или в конце слова, он должен звучать твердо.Фронт о, мм, мм, тоже (палатка, угол, лыжник), но в некоторых словах, которые пришли к нам чаще из иностранных языков, носители которых живут в основном в Европе, и являются именами собственными, l произносится почти тихо (Ла Скала, Ла Рошель, Ла Флер).

Согласные, стоящие последними в префиксе перед жестким знаком, даже если затем следуют буквы, обозначающие мягкий согласный звук, произносятся твердо (вход, объявление). Но для согласных с и с это правило не действует в полной мере.Звуки с и s в данном случае, их можно произносить двумя способами (выход – [s “] ride – [s] ride).

Правила написания гласят, что нельзя смягчить заключительный согласный в слове , даже если они сливаются со следующим словом, начинающимся на e (в данном случае до экватора, с emu). Если в речи происходит смягчение такого согласного, это указывает на то, что человек общается на просторечии.

B »также относится к списку« мягких согласных »и звуков, прежде чем их следует произносить мягко, даже звуки m, b, p, c, f в таких словах, как семь, восемь, прорубь, верфь и т. Д. .Проговаривать тихие звуки жестко перед “ b ” недопустимо. Только на словах восемьсот семьсот м может показаться скорее жестким, чем мягким.

Какие буквы обозначают мягкие согласные, нужно четко запомнить – e, yo, yo, i, и .

Итак, во многих иностранных словах до e согласная не смягчена. Это часто бывает с губными m, f, c, b, p. P – Шопен, купе; b – Бернар Шоу; v – Сольвейг; f – авто-да-фе; м – репутация, консоме.

Намного чаще эти согласные, твердо перед e зубные согласные звучат p, n, z, s, d, t. R – Рейхсвер, Рерих; n – пенсне туристическое; s – шимпанзе, Бизе; с – шоссе, Мюссе; d – самосвальный, шедевр; T – пантеон, эстетика.

Таким образом, буквы мягких согласных имеют довольно специфический состав, но подпадают под ряд исключений.

Согласные звуки могут быть мягкими или твердыми … Например, в слове «рука» слышится твердых согласных [п], а в слове «река» – мягких … На мягкость согласных может влиять гласных и мягкий знак .. В слове «мел» согласный [л] звучит жестко, а в слове «мель» – мягко.

Мягкость согласного звука обозначается добавлением к его записи символа , например: [p “].

Как отличить мягкий согласный звук от твердого? Произношение мягкий согласный язык больше поднимается к нёбу и сужает проход, через который проходит воздух, чем при произнесении твердого согласного … Например, в слове «break» при произнесении первого согласного [p] воздух проходит через более узкий промежуток, чем при произнесении второго согласного [p].

Всегда тихие звуки: [th ’], [h’], [sch ’].

Всегда твердые звуки: [ш], [ш], [ц].

Остальные звуки являются мягкими , если сразу за ними следуют гласных e, e, i, u, i или b , и сплошные , если за ними следуют другие гласные и согласные.

Однако в этих правилах есть исключения:

1) Согласные звуков [z], [s] могут смягчаться до мягких [n ‘], [d’], [t ‘], например: «кузнечик», «снегирь», «свинец», «везде». “.

2) В некоторых иностранных словах, входящих в русский язык, согласный звук произносится твердо , но после обозначающей его буквы все равно пишется е, а не е , как вы слышите. Например, словами: «компьютер», «тест», «темп».

Фонетика – дама своенравная, хотя и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке делятся на согласные и гласные. Первые в свою очередь делятся на звонкие и глухие, мягкие и жесткие. Эта классификация основана на способе произнесения звуков и особенностях работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же их всех отличить?

А в чем собственно дело?

1 класс начинает изучать мягкие и твердые согласные в самом начале курса русского языка.Но чтобы отличить одни фонемы от других, сначала нужно понять, чем они отличаются от гласных.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно спеть, протянуть – так учителя объясняют детям в школе. Когда воздух, выходящий из легких, проходит через трахею, гортань, полость рта, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произношения нужно использовать губы, зубы и язык – все они, так сказать, участвуют в процессе.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как упоминалось выше, звучат только с помощью одного голоса, то в согласных все еще есть шум, создаваемый помехами, которые должен испытывать воздух. встречаться при их произнесении. В этом их главное отличие. Только этим шумом произносятся глухие звуки, а в звонких звуках к нему добавляется еще и голос. Сравните, например, произношение слов «грот» и «крот» или «дом» и «том».В обоих случаях первые – это буквы сплошных согласных, звонких и глухих соответственно.

“Вернемся к нашим баранам!”

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях согласных звуков, давайте перейдем к нашей основной теме.

Лучший способ учиться – на собственном примере, верно? Снова к сравнению: произнесем следующие пары слов:

Ракетка-поручень, бюро-бюро, мама – мяч, лоза – лед, башня – вид.

Есть разница в том, как мы произносим согласные.А это не? Он определяется гласными звуками, следующими за согласными. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки во всех примерах находились в одном и том же положении. В этом случае они показывают все свое разнообразие. Повторите это снова, медленно. Чувствуете, как язык в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а как бы расслабляется, становится плоским? Это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твердые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь перейдем к конкретной теории.Твердые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Первый шаг – запомнить, что твердость или мягкость звука обусловлена ​​его соседней гласной. Когда после буквы стоит а, ой, у, с , то звук, который он обозначает, определенно будет твердым (рукавица, топание, губы, игра), а если есть e, e, y, i и , согласная будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно сказать, что нет смысла запоминать все твердые согласные.Практически все они парные. Это свойство было показано в первом ряду слов, где мы научились различать твердые и мягкие звуки. Поэтому все зависит от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос, как поступать с непарными согласными. В русском языке их очень мало: w, w, c … Как ни старайся, тихо их произнести не получится. Даже если после них пишутся те гласные, которые обычно используются с мягкими согласными: шомпол – шелест – шик, жуткий – жидкий – олово, цена – цирк – король. Эти согласные противопоставляются непарным h, u, d , который во всех случаях будет звучать мягко: чурка – чаща – чистка, щеки – щурение – щебень, йот – простокваша .

Взломайте систему!

В этой ситуации нужно понимать, что правило следующих за ними гласных не распространяется на непарные сплошные согласные. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей – парной, эквивалент которой всегда можно найти, изменив гласную, и непарной, живущей по своим правилам.

Мы помним

А теперь перейдем к методам обучения и запоминания. 1 класс твердые согласные запоминает неохотно – слишком скучно. Но всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы, даже имея такой теоретический и, казалось бы, ненужный материал. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем карты, пожалуй. Вам потребуются два листа цветной бумаги или цветного картона.Главное, чтобы они были контрастными. Вырезаем такие же облака, шары, фигурки – все, что приходит в голову. Затем соединяем две фигурки клеем так, чтобы эти контрастные стороны оказались снаружи. А потом при участии вашего маленького помощника с одной стороны пишем гласные, которые дружат с мягкими, а с другой – с твердыми согласными. Чтобы совсем ничего не забыть, можно также расположить рядом друг с другом непарные и парные соответственно. Когда все под рукой, это намного проще.

Затем нарисуйте что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпич на куске картона, где записаны жесткие звуки, и перышко с мягкими фонемами. Или что-то подобное. Имея перед глазами конкретный пример, ученик непременно лучше усвоит информацию. Позже, для закрепления, вы можете попросить своего ученика выделить твердые и мягкие звуки в написанных словах разными цветами – например, красным и синим, чтобы вы могли легко проверить его домашнее задание.

Handy material

Чтобы приготовить таблетки, о которых говорилось немного выше, вам все равно понадобится какой-то материал. Сплошные согласные – это таблица, на которую можно опереться, чтобы не запутаться. Для удобства он содержит парные и непарные по жесткости и мягкости звуки. Кстати, если мы хотим указать мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху сплошные.Ниже представлены их софт-аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, что он никогда не бывает мягким.

Вспомним дальше

Будем продолжать практиковать? Приведем еще несколько примеров слов, в которых один и тот же согласный звук встречается в твердой или мягкой позиции. Еще один нюанс. Помимо тех самых гласных, которые влияют на согласный звук, его можно смягчить или усилить мягким и жестким знаком соответственно. Не забудем об этом в следующем задании.

Бобер – белый, метель – вратарь, город – гелий, вход – приказчик, жираф, зима – зубы, китовый кот, лошадь – лимонад, морепродукты, Нептун-носорог, пароход – перерыв, роман решения, сова – семья , торт – тема, пленка, халва – схема, курица, шляпа.

Определите слова из представленной пары, которые демонстрируются мягкими или твердыми согласными. Как видите, буквы для их обозначения по-прежнему используются те же. Обратите внимание, что в некоторых словах на твердость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, стоящие рядом с нашим звуком.Кроме того, можно также попросить ребенка придумать примеры непарных согласных, чтобы он сам убедился, что они только твердые. И все же мой собственный опыт является гораздо более ярким подтверждением, чем любая изученная теория.

Другая игра

Для изучения темы мягких и твердых согласных вы можете предложить ученику еще одну игру, подобную этой. Все очень просто. Перед ним ряд слов, из которых нужно записать только твердые согласные. А потом, вставив в них гласные, придумайте слово.Например, есть ряд слов: соленья – лакей – ножи … Выписываем, следовательно, согласные: s, l, n, добавить гласные. И первое, что приходит в голову, – это короткое, но емкое слово «слон». Продолжим?

  1. Правка – будет – лом (списано пр, в, л ).
  2. Помидор – роль – болото (выгружено т, п, т ).
  3. Выпь – соня – сено (выгружено в, с, н ).

Заключение

В заключение хочу напомнить, что ни в коем случае нельзя говорить «твердые согласные». Только звуки такие. Причем по своему назначению они абсолютно такие же, как и у мягких (это видно из таблицы выше). Теперь, когда у вас есть весь материал в руках, вам просто нужно практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, вы можете еще несколько раз перечитать материал по теме «Твердые согласные» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания.С ней будет намного проще повторить.

Не забывайте давать новые примеры для каждого парного и непарного звука, чтобы наш ученик сам научился сравнивать разные звуки согласных фонем. Иногда это зависит не только от последующих гласных или мягкого и жесткого знака, но и от соседних согласных, которые, в зависимости от их жесткости или мягкости, также могут влиять на исходный звук. Это не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и все обязательно получится.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *